⏳ 2023.09.02 (сб)
🍏 поста нет

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 13я по Пятидесятнице (глас 3й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
2 сентября (20 августа)
• (попразднство Успения Пресвятой Богородицы)
• прор. Самуи́ла (XI до РХ)
• мчч. Севи́ра, Ме́мнона и с ними 37-ми мучеников (304)
• сщмчч. Александра (Малиновского), Льва (Ершова), Владимира (Четверина) (1918)
• сщмч. Николая (Бирюкова) (1919)
• обре́тение мощей сщмч. Гермоге́на (Долганева) Тобольского (2005)


☦️
Пророк Самуи́л, судия Израильский.
Про­рок Са­му­ил был пят­на­дца­тый и по­след­ний су­дия Из­ра­иль­ский, жив­ший за 1146 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Он про­ис­хо­дил от ко­ле­на Ле­ви­и­на, был сы­ном Ел­ка­ны из Ра­ма­фа­им-Цо­фи­ма, с го­ры Еф­ре­мо­вой. Ро­дил­ся, ис­про­шен­ный у Гос­по­да мо­лит­ва­ми сво­ей ма­те­ри Ан­ны (по­че­му и по­лу­чил имя Са­му­ил, что зна­чит «ис­про­шен­ный»), и еще до рож­де­ния был по­свя­щен Бо­гу. Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось 3 го­да, мать по­шла с ним в Си­лом и по обе­ту от­да­ла его в ски­нию на по­пе­че­ние пер­во­свя­щен­ни­ка Илия, ко­то­рый в то же вре­мя был и су­дьей над на­ро­дом Из­ра­иль­ским. Про­рок воз­рас­тал в стра­хе Бо­жи­ем, и уже в 12 лет ему бы­ло от­кро­ве­ние о том, что Бог по­ка­ра­ет весь дом пер­во­свя­щен­ни­ка Илия за то, что он не обуз­ды­ва­ет сво­их нече­сти­вых сы­но­вей.
Про­ро­че­ство сбы­лось, ко­гда фили­стим­ляне, убив 30000 из­ра­иль­тян (сре­ди них бы­ли и сы­но­вья пер­во­свя­щен­ни­ка Оф­ни и Фине­ес), одер­жа­ли по­бе­ду и взя­ли Ков­чег Бо­жий. Услы­шав об этом, пер­во­свя­щен­ник Илий упал с се­да­ли­ща на­вз­ничь у во­рот и, сло­мав хре­бет, умер. Же­на Фине­е­са, до ко­то­рой слух о про­ис­шед­шем до­шел в тот час, ко­гда рож­дал­ся мла­де­нец, умер­ла со сло­ва­ми: «Ото­шла сла­ва от Из­ра­и­ля, ибо взят Ков­чег Бо­жий» (1Цар.4,22).
По смер­ти Илия Са­му­ил сде­лал­ся су­дьей на­ро­да Из­ра­иль­ско­го. При нем Ков­чег Бо­жий был воз­вра­щен из пле­на са­ми­ми фили­стим­ля­на­ми, а по­сле об­ра­ще­ния из­ра­иль­тян к Бо­гу они вер­ну­ли се­бе и все го­ро­да, ко­то­рые взя­ли фили­стим­ляне. Со­ста­рив­шись, про­рок Са­му­ил по­ста­вил сво­их сы­но­вей Ио­и­ля и Авию су­дья­ми над Из­ра­и­лем, но они не на­сле­до­ва­ли чест­но­сти и пра­во­су­дия от­ца, так как бы­ли ко­ры­сто­лю­би­вы. То­гда ста­рей­ши­ны Из­ра­и­ля, же­лая, чтобы на­род Бо­жий был «как про­чие на­ро­ды» (1Цар.8,20), по­тре­бо­ва­ли у про­ро­ка Са­му­и­ла по­ста­вить им ца­ря. Про­рок Са­му­ил уви­дел в этом глу­бо­кое па­де­ние на­ро­да, ко­то­рым до то­го вре­ме­ни управ­лял Сам Бог, воз­ве­щая во­лю через свя­тых из­бран­ни­ков. Остав­ляя долж­ность су­дии, про­рок Са­му­ил спра­ши­вал на­род, не оби­дел ли он ко­го в про­дол­же­ние сво­е­го прав­ле­ния, но ни­кто не на­шел за ним ни­че­го. По­сле об­ли­че­ния пер­во­го ца­ря Са­у­ла в непо­слу­ша­нии Бо­гу про­рок Са­му­ил по­ма­зал на цар­ство свя­то­го Да­ви­да, ко­то­рый на­хо­дил у него при­бе­жи­ще, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний ца­ря Са­у­ла. Про­рок Са­му­ил скон­чал­ся, до­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти. Жизнь его опи­са­на в Биб­лии (1Цар.; Сир.46,16-23). В 406 го­ду мо­щи про­ро­ка Са­му­и­ла бы­ли пе­ре­не­се­ны из Иудеи в Кон­стан­ти­но­поль.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/687

☦️
Священномученик Севи́р, пресвитер, мученик Ме́мнон и с ними 37 мучеников.
Му­че­ни­ки Се­вир, Мем­нон и с ни­ми 37 му­че­ни­ков по­стра­да­ли в Филип­по­по­ле Фра­кий­ском от им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). За твер­дое и бес­страш­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста свя­то­го Се­ви­ра стро­га­ли же­лез­ны­ми крю­чья­ми. За­тем на паль­цы его рук на­де­ли рас­ка­лен­ные перст­ни и опо­я­са­ли рас­ка­лен­ным же­лез­ным по­я­сом. По­сле этих му­че­ний свя­то­го обез­гла­ви­ли. Ко­гда пра­ви­тель узнал, что му­че­ник Се­вир об­ра­тил ко Хри­сту сот­ни­ка Мем­но­на, то по­ве­лел и его пре­дать ис­тя­за­ни­ям. Му­че­ни­ка Мем­но­на рас­тя­ну­ли и вы­ре­за­ли из ко­жи на его спине 3 рем­ня. Вме­сте с ним по­стра­да­ли еще 37 му­че­ни­ков. Всем им от­ру­би­ли ру­ки и но­ги и бро­си­ли в го­ря­щую печь (304 год).

☦️
Священномученик Алекса́ндр Малиновский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Ма­ли­нов­ский ро­дил­ся 12 ап­ре­ля 1892 го­да в го­ро­де Пет­ров­ске Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ма­ли­нов­ско­го. Дед его так­же был свя­щен­но­слу­жи­те­лем. Алек­сандр по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в го­род­ском двух­класс­ном учи­ли­ще, а по­сле пе­ре­ез­да се­мьи в го­род Вольск про­дол­жил обу­че­ние в ду­хов­ном учи­ли­ще. По окон­ча­нии его он по­сту­пил в Перм­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. В это вре­мя он по­зна­ко­мил­ся с до­че­рью свя­щен­ни­ка Ди­мит­рия Алек­сан­дро­ви­ча За­топ­ля­е­ва Ве­рой; они по­же­ни­лись. У от­ца Алек­сандра и ма­туш­ки Ве­ры ро­ди­лось два сы­на: Ми­ха­ил и Ва­ле­ри­ан.
В 1913 го­ду Алек­сандр Ива­но­вич за­кон­чил се­ми­на­рию по пер­во­му раз­ря­ду и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Ука­зом Прео­свя­щен­но­го Пал­ла­дия, епи­ско­па Перм­ско­го и Со­ли­кам­ско­го, он был на­зна­чен для слу­же­ния в Спа­со-Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь се­ла Га­мо­ва Перм­ско­го уез­да. Вме­сте с ис­пол­не­ни­ем сво­их пас­тыр­ских обя­зан­но­стей ба­тюш­ка на­чал за­ве­до­вать Га­мов­ской и Ко­ста­рев­ской цер­ков­но-при­ход­ски­ми шко­ла­ми, од­новре­мен­но пре­по­да­вая в шко­ле се­ла Га­мо­ва За­кон Бо­жий. В 1915 го­ду он был так­же за­ко­но­учи­те­лем в Осен­цов­ском зем­ском на­род­ном учи­ли­ще Верхне-Мул­лин­ско­го при­хо­да.
Став пред­се­да­те­лем цер­ков­но-при­ход­ско­го по­пе­чи­тель­ства и об­ще­ства «Трез­ве­ние», отец Алек­сандр на­чал ак­тив­ную борь­бу с рас­про­стра­нен­ным в се­ле неду­гом – пьян­ством. За свою де­я­тель­ность на этом по­при­ще он был на­граж­ден в 1914 го­ду на­бед­рен­ни­ком.
В го­ды пер­вой ми­ро­вой вой­ны мо­ло­дой рев­ност­ный свя­щен­ник ста­рал­ся по­мо­гать фрон­ту де­неж­ны­ми сред­ства­ми. «Весь­ма ра­чи­те­лен в изыс­ка­нии средств и сбо­ре по­жерт­во­ва­ний на во­ен­ные нуж­ды», – го­во­ри­лось в его по­служ­ном спис­ке за 1915 год . Его тру­ды не оста­лись неза­ме­чен­ны­ми свя­щен­но­на­ча­ли­ем: в 1915 го­ду ко дню Свя­той Пас­хи «за при­ход­ское бла­го­устрой­ство» он по­лу­чил еще од­ну на­гра­ду – ску­фью, а в 1916 го­ду удо­сто­ил­ся Ар­хи­пас­тыр­ско­го бла­го­сло­ве­ния. Он об­ла­дал весь­ма пред­ста­ви­тель­ной внеш­но­стью: вы­со­кий ро­стом, креп­ко­го те­ло­сло­же­ния, с бла­го­род­ны­ми чер­та­ми ли­ца и пыш­ны­ми, вью­щи­ми­ся во­ло­са­ми, об­рам­ляв­ши­ми вы­со­кий лоб. Бу­дучи хо­ро­шим про­по­вед­ни­ком, он на­став­лял и под­дер­жи­вал в то труд­ное пред­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя не толь­ко при­хо­жан сво­е­го хра­ма, но и жи­те­лей Пер­ми, неред­ко про­из­но­ся про­по­ве­ди в ча­совне свя­ти­те­ля Сте­фа­на. «За усерд­ное про­по­ве­до­ва­ние Сло­ва Бо­жия в ча­совне бр[ат­ства] Св[ято­го] Сте­фа­на» слу­ша­те­ля­ми бы­ли под­не­се­ны ему два свя­щен­ни­че­ских об­ла­че­ния и ря­са. «По­ве­де­ния от­лич­но­го; в про­по­ве­до­ва­нии сло­ва Бо­жия усер­ден и ис­пра­вен; ка­те­хи­за­цию по про­грам­мам ве­дет неопу­сти­тель­но», – го­во­ри­лось в его по­служ­ном спис­ке.
В сен­тяб­ре 1916 го­да отец Алек­сандр по­сту­пил в Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию. В 1917 го­ду, со­глас­но соб­ствен­но­му про­ше­нию, он был пе­ре­ве­ден для слу­же­ния к Вве­ден­ской церк­ви се­ла Верх-Сук­сун­ско­го Крас­но­у­фим­ско­го уез­да.
Здесь его и за­ста­ли ре­во­лю­ци­он­ные со­бы­тия.
Ле­том 1918 го­да в Крас­но­у­фим­ском уез­де на­ча­лись мас­со­вые кре­стьян­ские вол­не­ния, охва­тив­шие мно­же­ство во­ло­стей. Это бы­ло тре­вож­ное, страш­ное вре­мя для от­ца Алек­сандра Ма­ли­нов­ско­го: бои шли по­чти у са­мо­го Верх-Сук­сун­ско­го, где он то­гда слу­жил.
По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ний по все­му Крас­но­у­фим­ско­му уез­ду про­шли рас­пра­вы. Од­на­ко отец Алек­сандр, 26-лет­ний свя­щен­ник, и в то слож­ное вре­мя про­дол­жал без­бо­яз­нен­но про­по­ве­до­вать в хра­ме. Со­хра­ни­лись за­пи­си фраг­мен­тов од­ной из его про­по­ве­дей, в ко­то­рой он при­зы­вал не до­пус­кать раз­граб­ле­ния церк­ви боль­ше­ви­ка­ми. «Ми­ряне, – го­во­рил отец Алек­сандр с ам­во­на, – зна­е­те ли вы, что де­ла­ет­ся сей­час в Пет­ро­гра­де и Москве? Там боль­ше­ви­ки в церк­вах и со­бо­рах ста­вят ло­ша­дей, ру­га­ют­ся над ве­рой пра­во­слав­ной. Пра­во­слав­ные! Не до­пу­стим над­ру­га­тель­ства над на­шей свя­ты­ней, по­сто­им за ве­ру пра­во­слав­ную. Ско­ро опять нач­нет­ся вой­на, вновь за­тре­щат пу­ле­ме­ты, за­гре­мят пуш­ки, не до­пу­стим ко­щун­ства над пра­во­слав­ной ве­рой!».
По до­но­су двух во­лост­ных ми­ли­ци­о­не­ров, слы­шав­ших его про­по­ве­ди о бес­чин­ствах боль­ше­ви­ков, отец Алек­сандр был аре­сто­ван. Про­изо­шло это при сле­ду­ю­щих об­сто­я­тель­ствах. Из Крас­но­у­фим­ска в се­ло Верх-Сук­сун­ское был на­прав­лен от­ряд крас­но­ар­мей­цев. Ве­ру­ю­щие, еще из­да­ли за­ме­тив их, уда­ри­ли в на­бат. Отец Алек­сандр на­хо­дил­ся в то вре­мя в церк­ви, его за­кры­ли, по­ве­сив сна­ру­жи на две­рях за­мок. Подъ­е­хав к хра­му, ко­ман­дир от­ря­да с тру­дом про­шел сквозь тол­пу к цер­ков­ным две­рям, взло­мал за­мок и во­шел внутрь, рас­тал­ки­вая устре­мив­ших­ся за ним при­хо­жан. Отец Алек­сандр сто­ял в ал­та­ре с кре­стом в ру­ках, воз­но­ся в по­след­ний раз мо­лит­вы пред пре­сто­лом Бо­жи­им. Бла­го­сло­вив свою паст­ву, он по­шел к вы­хо­ду…
При­хо­жане за­пол­ни­ли всю пло­щадь, не да­вая крас­но­ар­мей­цам прой­ти и не от­пус­кая ба­тюш­ку. Но при­кла­да­ми вин­то­вок тол­пу от­тес­ни­ли, а от­ца Алек­сандра по­са­ди­ли на под­во­ду и по­вез­ли в Крас­но­у­фимск. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, мно­гие из при­хо­жан еще дол­го бе­жа­ли за уда­ляв­ши­ми­ся под­во­да­ми.
От­ца Алек­сандра по­вез­ли в Крас­но­у­фим­скую уезд­ную тюрь­му; по до­ро­ге крас­но­ар­мей­цы аре­сто­ва­ли в го­род­ском хра­ме от­ца Льва Ер­шо­ва. В тюрь­ме их по­ме­сти­ли в од­ну ка­ме­ру.
В ночь на 2 сен­тяб­ря свя­щен­ни­ки бы­ли свя­за­ны друг с дру­гом ко­лю­чей про­во­ло­кой и, по сви­де­тель­ству их со­ка­мер­ни­ка, рас­стре­ля­ны «за го­ро­дом в так на­зы­ва­е­мом Хо­лод­ном ло­гу».
Вско­ре по­сле этих со­бы­тий в Крас­но­у­фимск всту­пи­ли ча­сти Бе­лой ар­мии. Те­ла двух уби­ен­ных иере­ев и дру­гих жертв крас­но­го тер­ро­ра бы­ли об­на­ру­же­ны в ле­су, за Ин­но­кен­тьев­ским го­род­ским клад­би­щем. 24 сен­тяб­ря невин­ные стра­даль­цы бы­ли с че­стью от­пе­ты в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре Крас­но­у­фим­ска и по­гре­бе­ны в цер­ков­ной огра­де со­бо­ра, ря­дом с мо­ги­лой про­то­и­е­рея Алек­сия Буд­ри­на, так­же при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от рук крас­ных.
В 1935 го­ду Свя­то-Тро­иц­кий со­бор был за­крыт, мо­ги­лы по­гиб­ших свя­щен­но­слу­жи­те­лей сров­ня­ли с зем­лей, а поз­же на их ме­сте был устро­ен ав­то­дром.
В 2000 го­ду ре­ше­ни­ем Ар­хи­ерей­ско­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви иерей Алек­сандр Ма­ли­нов­ский был про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Перм­ской епар­хии, а 21 июля 2002 го­да, в день Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­сле празд­нич­ной Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии и Крест­но­го хо­да бы­ли об­ре­те­ны чест­ные мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ков.
От­кры­лась кир­пич­ная клад­ка скле­па, был об­на­ру­жен ши­ро­кий гроб, в ко­то­ром по­ко­и­лись остан­ки двух свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Алек­сандра на­хо­ди­лись у юж­ной сте­ны скле­па. Свя­щен­ник был об­ла­чен в ри­зу из пар­чи с мед­ны­ми ни­тя­ми, укра­шен­ную ор­на­мен­том из ши­тья и би­се­ра и мед­ны­ми ажур­ны­ми пу­го­ви­ца­ми. В гро­бу бы­ли най­де­ны Еван­ге­лие с изо­бра­же­ни­ем на мед­ной на­клад­ке Гос­по­да Иису­са Хри­ста и свя­тых еван­ге­ли­стов, а так­же два кре­ста: на­перс­ный и на­пре­столь­ный брон­зо­вый. Го­ло­ва свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ла по­кры­та по­кров­цом. Со­хра­ни­лись пря­ди вью­щих­ся длин­ных во­лос, ча­стич­но – ко­жа и мыш­цы. Го­ло­ва от­ца Алек­сандра бы­ла на­кло­не­на к пра­во­му пле­чу, под ле­вой глаз­ни­цей зи­я­ло пуле­вое от­вер­стие. Шей­ные по­звон­ки бы­ли по­вре­жде­ны, ле­вая бед­рен­ная кость сло­ма­на – ви­ди­мо, ба­тюш­ку под­вер­га­ли пе­ред убий­ством из­би­е­ни­ям. По остан­кам уда­лось точ­но уста­но­вить рост от­ца Алек­сандра – 1 метр 90 сан­ти­мет­ров.
Рас­коп­ки про­из­во­ди­лись под пе­ние ака­фи­стов; по сви­де­тель­ству оче­вид­цев, неко­то­рые из при­сут­ство­вав­ших ощу­ща­ли бла­го­уха­ние.
30 июля 2002 го­да остан­ки свя­щен­но­му­че­ни­ков бы­ли от­прав­ле­ны на экс­пер­ти­зу в Об­ласт­ное бю­ро су­деб­но-ме­ди­цин­ской экс­пер­ти­зы Ека­те­рин­бур­га, где бы­ло со­став­ле­но по­дроб­ное за­клю­че­ние. В част­но­сти, иден­ти­фи­ка­ци­он­ным ис­сле­до­ва­ни­ем бы­ло уста­нов­ле­но порт­рет­ное сход­ство меж­ду при­жиз­нен­ным изо­бра­же­ни­ем от­ца Алек­сандра и его чест­ны­ми мо­ща­ми. Из че­ре­па но­во­му­че­ни­ка бы­ла из­вле­че­на ре­воль­вер­ная пу­ля ка­либ­ра 7,62 мил­ли­мет­ра си­сте­мы «На­ган». В хо­де экс­пер­ти­зы был об­на­ру­жен на­тель­ный мед­ный по­зо­ло­чен­ный кре­стик с над­пи­сью: «Вер­хо­тур».
5 де­каб­ря 2002 го­да мо­щи от­ца Льва и от­ца Алек­сандра бы­ли пе­ре­не­се­ны для по­кло­не­ния в Свя­то-Тро­иц­кий со­бор го­ро­да Крас­но­у­фим­ска.

☦️
Священномученик Лев Ершов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Лев Ер­шов ро­дил­ся 12 фев­ра­ля 1867 го­да в го­ро­де Крас­но­у­фим­ске Перм­ской гу­бер­нии в се­мье куп­ца-ста­ро­об­ряд­ца. В 1881 го­ду он окон­чил двух­класс­ное го­род­ское учи­ли­ще и сам на­чал за­ни­мать­ся тор­го­вым де­лом. Кро­ме то­го, Лев Ев­фи­ми­е­вич об­ла­дал боль­ши­ми по­зна­ни­я­ми в ве­ро­уче­нии рас­коль­ни­ков, поль­зо­вал­ся сре­ди них ува­же­ни­ем и был на­чет­чи­ком в фе­до­се­ев­ской сек­те. Од­на­ко се­рьез­ные ду­хов­ные ис­ка­ния, стрем­ле­ние най­ти ис­ти­ну по­сте­пен­но при­ве­ли его к убеж­де­нию в том, что имен­но Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь со­хра­ня­ет в чи­сто­те апо­столь­ское уче­ние. В воз­расте 27 лет, в празд­ник Сре­те­ния Гос­под­ня, он «по лич­ном ис­крен­нем убеж­де­нии в ис­тин­но­сти, свя­то­сти и Пра­во­сла­вии Гре­ко-Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и соб­ствен­но­му же­ла­нию» был при­со­еди­нен к Пра­во­слав­ной Церк­ви через свя­тое та­ин­ство Ми­ро­по­ма­за­ния.
Через два го­да, в 1896 го­ду, Лев Ев­фи­ми­е­вич удо­сто­ил­ся ру­ко­по­ло­же­ния во иерея и по­лу­чил на­зна­че­ние на слу­же­ние в Свя­то-Тро­иц­кий со­бор го­ро­да Крас­но­у­фим­ска. Неза­дол­го до это­го он же­нил­ся на де­ви­це На­деж­де Ми­хай­ловне, и в 1897-1902 го­дах у них ро­ди­лось трое де­тей: сын Сер­гей и до­че­ри Ли­дия и Еле­на.
В 1901 го­ду отец Лев «за за­слу­ги по ду­хов­но­му ве­дом­ству» был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком. Вме­сте с ис­пол­не­ни­ем сво­их пас­тыр­ских обя­зан­но­стей ба­тюш­ка на­чал тру­дить­ся и на мис­си­о­нер­ском по­при­ще: сна­ча­ла он стал про­ти­во­рас­коль­ни­че­ским мис­си­о­не­ром по Крас­но­у­фим­ско­му и Кун­гур­ско­му уез­дам, а в 1904 го­ду был на­зна­чен на долж­ность епар­хи­аль­но­го мис­си­о­не­ра. Бу­дучи пре­крас­но зна­ком с по­ня­ти­я­ми ста­ро­об­ряд­цев и со­зна­тель­но при­со­еди­нив­шись к Пра­во­сла­вию, ба­тюш­ка за­ни­мал­ся мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­стью столь успеш­но, что был на­граж­ден за это бар­хат­ной фио­ле­то­вой ску­фьей. Кро­ме то­го, со­ве­том Перм­ско­го епар­хи­аль­но­го брат­ства свя­ти­те­ля Сте­фа­на от­цу Льву бы­ла объ­яв­ле­на на об­щем со­бра­нии «глу­бо­кая бла­го­дар­ность за вы­да­ю­щу­ю­ся де­я­тель­ность на мис­си­о­нер­ском по­при­ще». В 1914 го­ду «во вни­ма­ние к вы­да­ю­щей­ся мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти» его из­бра­ли по­чет­ным чле­ном брат­ства свя­ти­те­ля Сте­фа­на и свя­тых его пре­ем­ни­ков: Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны.
Не ме­нее ак­тив­ной и успеш­ной бы­ла де­я­тель­ность от­ца Льва как пе­да­го­га. В те­че­ние бо­лее чем де­ся­ти лет он яв­лял­ся за­ве­ду­ю­щим цер­ков­но-при­ход­ской шко­лой Крас­но­у­фим­ска. «За по­жерт­во­ва­ния на нуж­ды Крас­но­у­фим­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы» от­цу Льву в 1905 го­ду бы­ло пре­по­да­но Ар­хи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние с вы­да­чей гра­мо­ты. Неко­то­рое вре­мя он пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в этой шко­ле, в Крас­но­у­фим­ском Ки­рил­ло-Ме­фо­ди­ев­ском учи­ли­ще и в учи­ли­щах двух со­сед­них сел. В 1910-1914 го­дах ба­тюш­ка пре­по­да­вал За­кон Бо­жий так­же в двух­класс­ном жен­ском учи­ли­ще Крас­но­у­фим­ска. В 1911 го­ду он был на­зна­чен чле­ном Крас­но­у­фим­ско­го уезд­но­го от­де­ле­ния епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та. В это же вре­мя, в 1910-1913 го­дах, свя­щен­ник два­жды из­би­рал­ся кан­ди­да­том в де­пу­та­ты на епар­хи­аль­ные учи­лищ­ные съез­ды. Имел он и се­реб­ря­ную ме­даль на двой­ной Вла­ди­мир­ской и Алек­сан­дров­ской лен­те – в па­мять 25-ле­тия цер­ков­ных школ.
По­ми­мо сво­их неор­ди­нар­ных спо­соб­но­стей к мис­си­о­нер­ской и пре­по­да­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти ба­тюш­ка от­ли­чал­ся, ве­ро­ят­но, ду­хов­ной рас­су­ди­тель­но­стью, бла­го­да­ря че­му ду­хо­вен­ство Перм­ской епар­хии неод­но­крат­но из­би­ра­ло его на долж­ность ду­хов­ни­ка: так, в 1904 го­ду он стал ду­хов­ни­ком 1-го бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га, а через несколь­ко лет, в 1910 го­ду, еди­но­глас­но был из­бран на долж­ность ду­хов­ни­ка бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га Крас­но­у­фим­ска.
Со­глас­но же­ла­нию ду­хо­вен­ства, отец Лев в том же го­ду был утвер­жден чле­ном ре­ви­зи­он­ной ко­мис­сии, а спу­стя три го­да – в долж­но­сти де­пу­та­та на епар­хи­аль­ные съез­ды ду­хо­вен­ства. Кро­ме то­го, в 1910-1916 го­дах он со­сто­ял чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та. За свою раз­но­сто­рон­нюю де­я­тель­ность свя­щен­ник был на­граж­ден ка­ми­лав­кой.
На­сту­пил 1917 год, пе­ре­лом­ный в рус­ской ис­то­рии. В то вре­мя отец Лев был 50-лет­ним пас­ты­рем, из­вест­ным сво­ей ду­хов­ни­че­ской и мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­стью, успеш­ным пре­по­да­ва­ни­ем и ак­тив­ной об­ще­ствен­ной ра­бо­той. Он имел мно­гие на­гра­ды и поль­зо­вал­ся ува­же­ни­ем ду­хо­вен­ства и паст­вы Перм­ской епар­хии. Кто зна­ет, сколь­ко поль­зы Церк­ви Хри­сто­вой при­нес бы еще этот свя­щен­ник – но все­го через год его жизнь обо­рва­лась: он при­нял му­че­ни­че­скую смерть от рук боль­ше­ви­ков в смут­ное вре­мя граж­дан­ской вой­ны.
Ле­том 1918 го­да, по­ми­мо во­ен­ных дей­ствий, ко­то­рые шли во мно­гих го­ро­дах и по­сел­ках Ура­ла, прак­ти­че­ски во всех его об­ла­стях на­ча­лись мас­со­вые кре­стьян­ские вы­ступ­ле­ния про­тив вла­сти боль­ше­ви­ков. Это бы­ло вы­зва­но как на­сто­я­щим гра­бе­жом кре­стьян со сто­ро­ны прод­от­ря­дов и за­пре­та­ми на сво­бод­ную тор­гов­лю, так и на­силь­ствен­ной мо­би­ли­за­ци­ей в ча­сти Крас­ной ар­мии. Не остал­ся в сто­роне от этих вол­не­ний и Крас­но­у­фим­ский уезд, где пре­об­ла­да­ло рез­ко от­ри­ца­тель­ное от­но­ше­ние к боль­ше­ви­кам.
В пер­вых чис­лах июля 1918 го­да в Крас­но­у­фим­ском, Кун­гур­ском и Осин­ском уез­дах крас­ны­ми бы­ла объ­яв­ле­на мо­би­ли­за­ция мо­ло­дых лю­дей, ро­див­ших­ся в 1894-1898 го­дах. Все кре­стьяне этих уез­дов, кро­ме неко­то­рых де­ре­вень Шляп­ни­ков­ской во­ло­сти Кун­гур­ско­го уез­да, от­ка­за­лись дать боль­ше­ви­кам сол­дат, в от­вет на что бы­ло из­да­но рас­по­ря­же­ние бес­по­щад­но рас­стре­ли­вать всех, кто не же­ла­ет по­ви­но­вать­ся. В Крас­но­у­фим­ском уез­де на­ча­лось мас­со­вое вол­не­ние. В се­ле Боль­шие Клю­чи был со­здан во­ен­ный штаб и на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние На­род­ной ар­мии; в се­ле Ачит, яв­ляв­шем­ся по­ли­ти­че­ским и эко­но­ми­че­ским цен­тром кре­стьян­ской ча­сти уез­да, так­же про­шла мо­би­ли­за­ция всех муж­чин до со­ро­ка пя­ти лет в ря­ды На­род­ной ар­мии. Вслед за се­лом Ачит вос­ста­ние в те­че­ние несколь­ких дней охва­ти­ло и мно­гие дру­гие кре­стьян­ские и за­вод­ские во­ло­сти, по су­ще­ству – весь уезд. Вос­став­шие дви­ну­лись к Крас­но­у­фим­ску, в ше­сти вер­стах от ко­то­ро­го про­изо­шло пер­вое, успеш­ное для них, сра­же­ние. Од­на­ко у них не хва­та­ло ору­жия; вско­ре они вы­нуж­де­ны бы­ли от­сту­пить об­рат­но к Ачи­ту, а за­тем оста­ви­ли и его – на­ча­лось от­ступ­ле­ние по на­прав­ле­нию к Ека­те­рин­бур­гу.
Вслед за по­дав­ле­ни­ем вос­ста­ния про­шла вол­на рас­прав. Не мог­ли ми­но­вать аре­сты и свя­щен­но­слу­жи­те­лей, ко­то­рые из-за сво­их про­по­ве­дей и бе­сед с при­хо­жа­на­ми обык­но­вен­но об­ви­ня­лись крас­ны­ми в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. Отец Лев без­бо­яз­нен­но вы­ска­зы­вал­ся в то вре­мя про­тив мас­со­вых аре­стов и рас­стре­лов, про­из­во­див­ших­ся боль­ше­ви­ка­ми. Имен­но за это он и был аре­сто­ван.
В один из вос­крес­ных дней во вре­мя бо­го­слу­же­ния в цер­ковь во­рва­лись крас­но­ар­мей­цы и от­кры­ли бес­по­ря­доч­ную стрель­бу. Они про­шли к ал­та­рю, рас­тал­ки­вая мо­ля­щих­ся. Отец Лев обе­щал сол­да­там пой­ти с ни­ми, но про­сил поз­во­лить ему окон­чить служ­бу. Ба­тюш­ка му­же­ствен­но за­вер­шил по­след­нюю в сво­ей жиз­ни ли­тур­гию и, по­сле то­го как при­хо­жане при­ло­жи­лись ко свя­то­му кре­сту, по­шел к вы­хо­ду. Один из крас­но­ар­мей­цев на­чал сры­вать с от­ца Льва на­перс­ный крест, дру­гой стал дер­гать за бо­ро­ду, бить… Ба­тюш­ку бук­валь­но вы­во­лок­ли из хра­ма.
На па­пер­ти отец Лев уви­дел свя­щен­ни­ка из Верх-Сук­сун­ско­го се­ла от­ца Алек­сандра Ма­ли­нов­ско­го, окру­жен­но­го крас­но­ар­мей­ца­ми. Ба­тюш­ки хо­те­ли об­нять­ся, но это разо­зли­ло крас­но­ар­мей­цев, и они ста­ли бить свя­щен­ни­ков при­кла­да­ми вин­то­вок по го­ло­ве.
Отец Лев и отец Алек­сандр бы­ли за­клю­че­ны в крас­но­у­фим­скую тюрь­му. Со­хра­ни­лись вос­по­ми­на­ния од­но­го из уз­ни­ков, на­хо­див­ших­ся в то вре­мя в од­ной тю­рем­ной ка­ме­ре вме­сте с от­цом Львом и от­цом Алек­сан­дром. «…Я был от­ве­зен в мест­ную тюрь­му, – рас­ска­зы­вал он. – Дни по­тя­ну­лись обыч­ным тю­рем­ным по­ряд­ком: скуч­но, мед­лен­но и мо­но­тон­но. Бла­го­да­ря лю­без­но­сти тю­рем­ной адми­ни­стра­ции, мы поль­зо­ва­лись все­ми воз­мож­ны­ми льго­та­ми. Позд­нее за все это на­чаль­ни­ку тюрь­мы при­шлось рас­пла­чи­вать­ся: за несколь­ко дней до мо­е­го вы­хо­да из тюрь­мы он был сме­щен с долж­но­сти и по­са­жен вме­сте с на­ми.
В дру­гих «контр­ре­во­лю­ци­он­ных» ка­ме­рах си­де­ли бун­тов­щи­ки-кре­стьяне, каж­дую по­чти ночь те­ряв­шие по несколь­ко сво­их со­бра­тьев. К 1 сен­тяб­ря эти ка­ме­ры опу­сте­ли.
За­то в ночь на 1 сен­тяб­ря (н. с.) боль­ше­вист­ский улов дал сра­зу несколь­ко де­сят­ков че­ло­век, и ка­ме­ры сно­ва за­гу­де­ли.
В ночь на 2 сен­тяб­ря, кро­ме [эсе­ра] Вер­ши­ни­на и Нов­го­род­це­ва, бы­ли рас­стре­ля­ны еще сле­ду­ю­щие ли­ца, си­дев­шие в на­шей ка­ме­ре: офи­це­ры – Скор­ня­ков, Ва­сев и Ни­ки­фо­ров, и два свя­щен­ни­ка – Ма­ли­нов­ский и Ер­шов.
Отец Ер­шов чест­но умер на сво­ем по­сту, под­няв свой го­лос про­тив мас­со­вых аре­стов и рас­стре­лов.
Утром 2 сен­тяб­ря мы уже зна­ли по­дроб­но­сти каз­ни.
Ока­за­лось, что, вы­ве­дя при­го­во­рен­ных из ка­ме­ры, их ско­ва­ли друг с дру­гом по два и по три че­ло­ве­ка и рас­стре­ля­ли за го­ро­дом в так на­зы­ва­е­мом Хо­лод­ном ло­гу».
24 сен­тяб­ря, по­сле вступ­ле­ния в Крас­но­у­фимск ча­стей Бе­лой ар­мии, оба уби­ен­ных иерея, отец Лев Ер­шов и отец Алек­сандр Ма­ли­нов­ский, бы­ли с че­стью от­пе­ты в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре и по­гре­бе­ны в од­ном ши­ро­ком гро­бу у его ап­си­ды.
В 2000 го­ду свя­щен­но­му­че­ник Лев был про­слав­лен в Со­бо­ре но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских от Перм­ской епар­хии. В 2002 го­ду бы­ли об­ре­те­ны его чест­ные мо­щи. Они по­ко­и­лись у се­вер­ной сте­ны скле­па воз­ле ал­та­ря ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Крас­но­у­фим­ска. Свя­щен­ник был сред­не­го ро­ста, лу­че­за­пяст­ный су­став его ле­вой ру­ки ока­зал­ся раз­дроб­лен, груд­ная клет­ка и пра­вый ви­сок по­вре­жде­ны – ви­ди­мо, пе­ред смер­тью от­ца Льва из­би­ва­ли или да­же пы­та­ли. Со­хра­ни­лись пря­ди се­дых во­лос и бо­ро­ды, ча­сти ри­зы, по­зе­ле­нев­шей от окис­ле­ния мед­ных ни­тей. Бы­ли най­де­ны так­же Еван­ге­лие, де­ре­вян­ный на­перс­ный крест с ин­кру­ста­ци­ей и се­реб­ря­ный на­тель­ный кре­стик.
С 5 де­каб­ря 2002 го­да мо­щи от­ца Льва от­кры­то по­чи­ва­ют в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре, где ве­дет­ся за­пись чу­дес­ных слу­ча­ев и ис­це­ле­ний, про­ис­хо­дя­щих по мо­лит­вам к нему и свя­щен­но­му­че­ни­кам Алек­сан­дру Ма­ли­нов­ско­му и Алек­сию Буд­ри­ну.

☦️
Священномученик Влади́мир Четверин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Чет­ве­рин ро­дил­ся в 1874 го­ду, в се­ле Ба­рах­ман-Гарт Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в про­стой, бла­го­че­сти­вой се­мье. С юно­сти воз­лю­бил он путь учи­тель­ства и воз­же­лал всем серд­цем нести лю­дям свет Хри­сто­вой ве­ры.
Пер­во­на­чаль­но он со­сто­ял учи­те­лем шко­лы гра­мо­ты, за­тем семь лет про­был учи­те­лем цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы в се­ле Ку­тье­ве Кар­сун­ско­го уез­да, а по до­сти­же­нии 29 лет, пла­ме­нея лю­бо­вью ко Гос­по­ду и же­лая все си­лы свои по­ло­жить на слу­же­ние Ему, по­дал про­ше­ние о ру­ко­по­ло­же­нии в свя­щен­ный сан в Сим­бир­скую ис­пы­та­тель­ную ко­мис­сию. От­ме­тив сми­ре­ние и кре­пость ве­ры мо­ло­до­го по­движ­ни­ка, епар­хи­аль­ное на­чаль­ство опре­де­ли­ло Вла­ди­ми­ра Чет­ве­ри­на на долж­ность пса­лом­щи­ка по­на­ча­лу в се­ле Юле­ве Кар­сун­ско­го уез­да, а за­тем в Боль­шой Ря­за­ни, Вы­ры­па­ев­ке и Сур­ском Остро­ге.
Же­лая быть при­ме­ром сво­им уче­ни­кам в зна­нии и ис­пол­не­нии Хри­сто­вых за­по­ве­дей и чув­ствуя без­гра­нич­ную от­вет­ствен­ность за них пред Гос­по­дом, Вла­ди­мир Чет­ве­рин по­сту­пил на мис­си­о­нер­ские кур­сы в Ка­зан­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. Успеш­но окон­чив кур­сы, Вла­ди­мир в воз­расте 36 лет был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к церк­ви се­ла Сы­ря­ти­но Ар­да­тов­ско­го уез­да и успе­вал не толь­ко ис­прав­но слу­жить Гос­по­ду, со­вер­шая цер­ков­ные та­ин­ства и ис­прав­ляя необ­хо­ди­мые лю­дям тре­бы, но и учи­тель­ство­вать в мест­ной цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле, бу­дучи так­же за­ко­но­учи­те­лем в шко­ле со­сед­не­го се­ла.
Бо­жия бла­го­дать со­хра­ня­ла и пи­та­ла свя­щен­ни­ка, по­да­вая си­лы для несе­ния мно­го­чис­лен­ных по­слу­ша­ний и обя­зан­но­стей. Вез­де он был при­ме­ром «сло­вом, жи­ти­ем, лю­бо­вию, ду­хом, ве­рою, чи­сто­тою» (1Тим.4,12). Сло­ва эти, изо­бра­жен­ные на иерей­ском кре­сте, слов­но от­пе­ча­та­лись на скри­жа­лях серд­ца свя­то­го Вла­ди­ми­ра . Окорм­ляя сво­их при­хо­жан, не за­бы­вал он и о се­мье. К 1915 го­ду у от­ца Вла­ди­ми­ра с ма­туш­кой Ма­ри­ей бы­ло 11 де­тей, трое из ко­то­рых умер­ли в мла­ден­че­ском воз­расте. Про­чих же де­тей ба­тюш­ка с ма­туш­кой вос­пи­та­ли до­стой­но: про­дол­жая путь от­ца, мно­гие из них под­ви­за­лись на ни­ве учи­тель­ства, а трое его сы­но­вей так­же при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, бу­дучи рас­стре­лян­ны­ми.
По­сле с. Сы­ря­ти­но отец Вла­ди­мир слу­жил в Хри­сто-Рож­де­ствен­ской церк­ви се­ла Ба­рах­ман-Гарт. Са­мой по­чи­та­е­мой ико­ной в этой церк­ви бы­ла Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред ко­то­рой пас­тырь усерд­но и слез­но мо­лил­ся о всей сво­ей пастве.
Тер­пя жи­тей­ские скор­би, сла­вя Гос­по­да за ра­до­сти, по­да­ва­е­мые за неуто­ми­мое ра­де­ние в стя­жа­нии доб­ро­де­те­лей, укреп­ляя страж­ду­щих, по­мо­гая ни­щим, про­хо­дил слав­ный путь сво­ей зем­ной жиз­ни иерей Вла­ди­мир.
Но на­сту­пи­ла го­ди­на ве­ли­кой сму­ты на Ру­си. Не вид­но бы­ло ни кон­ца, ни края непра­вед­ным де­я­ни­ям: без­бож­ни­ки раз­ру­ша­ли церк­ви, рас­хи­ща­ли цер­ков­ное иму­ще­ство, упо­треб­ля­ли ико­ны и свя­щен­ные пред­ме­ты для свет­ских нужд. Брат вос­стал на бра­та, и мно­же­ство му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых му­че­ни­ем и да­же смер­тью сво­ей за­сви­де­тель­ство­ва­ли вер­ность ко Гос­по­ду.
По­стра­дал за Хри­ста и отец Вла­ди­мир, по­ка­зав нам, греш­ным, си­лу ве­ры Бо­жи­их угод­ни­ков, ко­то­рая во дни го­не­ний не оску­де­ва­ет, но бо­лее воз­ве­ли­чи­ва­ет­ся, пи­та­е­мая лю­бо­вью и рев­но­стью о Гос­по­де.
В то вре­мя у лю­дей без су­да и след­ствия от­би­ра­ли хлеб, об­ре­кая их на го­лод­ную смерть, по­это­му при­хо­жане Хри­сто-Рож­де­ствен­ской церк­ви без со­мне­ния до­ве­ри­ли хра­не­ние зер­на сво­е­му лю­би­мо­му ба­тюш­ке Вла­ди­ми­ру. Он же, воз­лю­бя ближ­них сво­их, как се­бя, по за­по­ве­ди Гос­под­ней и по стрем­ле­нию чи­сто­го сво­е­го серд­ца, от­нес­ся к се­му по­ру­че­нию со всею от­вет­ствен­но­стью и тща­ни­ем. Ко­гда же неко­то­рые из сель­чан за­хо­те­ли изъ­ять весь хлеб в об­мен на фаль­ши­вые день­ги, отец Вла­ди­мир раз­га­дал этот лу­ка­вый за­го­вор и встал на за­щи­ту при­хо­жан, не по­бо­яв­шись обид­чи­ков.
То­гда го­ни­те­ли, по­те­ряв стыд и со­весть, по­тре­бо­ва­ли от свя­то­го на­ру­шить тай­ну ис­по­ве­ди и вы­дать мет­ри­че­ские кни­ги. Од­на­ко бес­страш­ный иерей пред­по­чел пре­тер­петь му­ки, неже­ли на­ру­шить свя­щен­ни­че­скую при­ся­гу и вы­дать цер­ков­ное до­сто­я­ние. То­гда по­яви­лись лже­сви­де­те­ли, ко­то­рые не по­сты­ди­лись сви­де­тель­ство­вать про­тив сво­е­го свя­щен­ни­ка. Об­ви­ни­ли ба­тюш­ку «в неис­пол­не­нии пред­пи­са­ния со­вет­ской вла­сти о пе­ре­да­че мет­ри­че­ских книг, в раз­ру­хе финан­со­во­го со­сто­я­ния в стране и в не сда­че име­ю­ще­го­ся ог­не­стрель­но­го ору­жия», а жи­те­лей се­ла об­ма­ном вы­ну­ди­ли ис­кать се­бе дру­го­го свя­щен­ни­ка.
19 ав­гу­ста 1918 го­да иерей Вла­ди­мир в по­след­ний раз от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, по­сле че­го го­ни­те­ли ве­ры Хри­сто­вой аре­сто­ва­ли невин­но­го свя­щен­ни­ка, не предъ­явив ему ка­ко­го-ли­бо об­ви­не­ния. Нена­вист­ни­кам Име­ни Хри­сто­ва не нуж­но бы­ло ни­ка­ких по­во­дов, кро­ме вер­но­сти Бо­гу, чтобы осу­дить хри­сти­а­ни­на на стра­да­ния и да­же на смерть.
С это­го дня на­ча­лись чест­ные стра­да­ния свя­щен­ни­ка: его из­ну­ря­ли до­про­са­ми, пы­та­ясь за­ста­вить от­речь­ся от ве­ры Хри­сто­вой, об­ви­ня­ли в «про­па­ган­де про­тив со­вет­ской вла­сти». Но стра­сто­тер­пец, чуж­дый вся­кой по­ли­ти­ке, с че­стью от­ве­чал кле­вет­ни­кам, что слу­же­ние свя­щен­ни­ка за­клю­ча­ет­ся не в про­тив­ле­нии зем­ной вла­сти, а в том, чтобы во­ля Бо­жия бы­ла «яко на небе­си и на зем­ли».
Кле­ве­ту и арест ба­тюш­ка, по сми­ре­нию сво­е­му, при­нял без­ро­пот­но и да­же с ра­до­стью, а жи­те­ли Ба­рах­ман-Гар­та, остав­ши­е­ся без пас­тыр­ско­го по­пе­че­ния, па­мя­туя о том, что Бо­гу все воз­мож­но, укреп­ля­ли от­ца Вла­ди­ми­ра сво­и­ми непре­стан­ны­ми мо­лит­ва­ми и про­си­ли снять арест с при­ход­ско­го свя­щен­ни­ка. Всту­пил­ся за невин­но­го стра­даль­ца и бла­го­чин­ный Ар­да­тов­ско­го уез­да отец Кон­стан­тин Бе­не­во­лен­ский.
Од­на­ко го­ни­те­ли бы­ли неумо­ли­мы, и до­стой­ный пас­тырь был осуж­ден на смерть. В час но­чи 1 сен­тяб­ря ст. ст. 1918 го­да отец Вла­ди­мир был вы­ве­ден на рас­стрел. Обод­ря­е­мый и укреп­ля­е­мый Свя­тым Ду­хом Уте­ши­те­лем, он как сми­рен­ный аг­нец пре­тер­пел все стра­да­ния без ро­по­та и спо­до­бил­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
За свои чест­ные стра­да­ния свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир спо­до­бил­ся сто­я­ния одес­ную пре­сто­ла Гос­под­ня, яв­ное сви­де­тель­ство че­му его пре­чест­ные мо­щи, чу­дес­ным об­ра­зом со­хра­нив­ши­е­ся нетлен­ны­ми в мо­ги­ле, сквозь ко­то­рую про­те­кал хо­лод­ный ключ. Нетлен­ны­ми оста­лись и на­тель­ный кре­стик, и Свя­тое Еван­ге­лие, вло­жен­ное в ру­ку свя­то­го.
Учи­тель­ствуя и на­прав­ляя лю­дей на путь Ис­ти­ны при жиз­ни, свя­той свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир и по­ныне не за­бы­ва­ет о сво­ей зем­ной пастве. Зем­ля же Мор­дов­ская, об­ре­ла неусып­но­го мо­лит­вен­ни­ка и сми­рен­но­го за­ступ­ни­ка за нас, греш­ных.

☦️
Священномученик Николай Бирюков, пресвитер.
Отец Ни­ко­лай Би­рю­ков был рев­ност­ным пас­ты­рем, тре­бо­ва­тель­ным к се­бе и дру­гим. Его слу­же­ние бы­ло на­пол­не­но де­я­тель­ной лю­бо­вью к ближ­ним, за­бо­той о ду­хов­но-нрав­ствен­ном вос­пи­та­нии сво­ей паст­вы. Он счи­тал­ся хо­ро­шим про­по­вед­ни­ком, до­ступ­но для слу­ша­те­лей умел объ­яс­нить Еван­гель­ский текст, ска­зать по­уче­ние. По­сле ре­во­лю­ции устой­чи­вый быт при­хо­жан стал раз­ру­шать­ся, на­ча­лись нестро­е­ния, пьян­ство, раз­гу­лы, убий­ства и на­си­лия. Ба­тюш­ка учил сво­их при­хо­жан не под­да­вать­ся ре­во­лю­ци­он­ным стра­стям, не по­се­щать ми­тин­ги, не участ­во­вать в де­мон­стра­ци­ях во из­бе­жа­ние со­блаз­на и ис­ку­ше­ний, боль­ше мо­лить­ся и упо­вать на Бо­га. О. Ни­ко­лай, несмот­ря на ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные за­пре­ты мест­ных вла­стей, со­вер­шал все по­ло­жен­ные по уста­ву бо­го­слу­же­ния, крест­ные хо­ды, по­се­щал со свя­ты­ми ико­на­ми до­ма при­хо­жан.
В 1918-1919 г. на тер­ри­то­рии Ка­мыш­лов­ско­го уез­да шла же­сто­кая граж­дан­ская вой­на, про­ис­хо­ди­ли раз­ру­ше­ния хра­мов, из­би­е­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей, убий­ства мир­ных жи­те­лей. О. Ни­ко­лай бла­го­сло­вил сво­е­го сы­на слу­жить в Бе­лой ар­мии. В про­по­ве­дях он про­дол­жал при­зы­вать при­хо­жан к стой­ко­сти в ве­ре, к спа­се­нию де­тей от без­бо­жия, к укреп­ле­нию нрав­ствен­ных ос­нов жиз­ни. Из до­но­сов на о. Ни­ко­лая:
«…Про­шу об­ра­тить осо­бое вни­ма­ние на мо­на­стыр­ско­го свя­щен­ни­ка Н.Би­рю­ко­ва, ко­то­рый в лич­ной бе­се­де со мной не со­гла­сен ни в од­ном по­ли­ти­че­ском во­про­се и при­сут­ство­вать на ми­тин­гах от­ка­зы­ва­ет­ся… О по­след­стви­ях про­шу уве­до­мить По­лит­от­дел 21 ди­ви­зии…».
«…Се­го­дня мне уда­лось услы­шать от граж­дан Ка­мен­ско­го За­во­да, быв­ших на бо­го­слу­же­нии, что свя­щен­ник мо­на­сты­ря (как его фа­ми­лия, я не знаю) чи­тал про­по­ведь ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра, что недо­пу­сти­мо. А по­то­му, стоя на стра­же ин­те­ре­сов тру­дя­щих­ся, про­шу Рев­ком при­нять про­тив это­го ме­ры пре­се­че­ния…»
10 ав­гу­ста 1919 отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван ор­га­на­ми ЧК. В тот же день на квар­ти­ре его был про­из­ве­ден обыск, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го бы­ла об­на­ру­же­на его лич­ная пе­ре­пис­ка. Бы­ло най­де­но пись­мо к сы­ну, слу­жив­ше­му в Бе­лой ар­мии.
В еще не от­прав­лен­ном пись­ме к сы­ну о. Ни­ко­лай пи­сал:
«Здрав­ствуй, ми­лый! Как здрав­ству­ешь и бьешь ли крас­но­тря­пич­ни­ков, во­ров и жу­ли­ков? Я слы­шал, ты бе­решь на по­ру­ки незна­ко­мых те­бе лиц. По­бе­ре­гись, брат! Ми­ло­сер­дие – вещь хо­ро­шая и для те­бя обя­за­тель­ная, но толь­ко там, где зло­де­я­ние пре­ступ­ни­ка ка­са­ет­ся толь­ко те­бя, те­бе при­чи­ня­ет­ся вред, но не там, где вред тво­рит­ся об­ще­ству, строю, го­су­дар­ству. При­пом­ни об­ли­че­ния Хри­ста книж­ни­кам и фа­ри­се­ям, ко­то­рых Он, Все­ми­ло­серд­ный, гнев­но ве­ли­ча­ет зми­я­ми, по­рож­де­ни­я­ми ехид­ны за то, что они сби­ва­ли с пу­ти ис­ти­ны весь ев­рей­ский на­род… Он же упо­треб­ля­ет на­си­лие при из­гна­нии тор­гов­цев из хра­ма, опять та­ки, обе­ре­гая весь на­род… Дай Бог те­бе успе­ха и бла­го­по­лу­чия. Да хра­нит те­бя Бог!»
На ос­но­ва­нии это­го пись­ма и двух до­но­сов бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о при­вле­че­нии о. Ни­ко­лая к от­вет­ствен­но­сти за «по­гром­ную ан­ти­со­вет­скую и ан­ти­се­мит­скую аги­та­цию». От­ца Ни­ко­лая при­го­во­ри­ли к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. При­го­вор был вы­не­сен в кон­це ав­гу­ста или 1-2 сен­тяб­ря 1919 г.
По­во­дом для об­ви­не­ния о. Ни­ко­лая в ан­ти­се­ми­тиз­ме, кро­ме пись­ма его к сы­ну, по­слу­жи­ла его про­по­ведь ска­зан­ная на Еван­гель­ские сло­ва: «Бе­ре­ги­тесь за­квас­ки фа­ри­сей­ской и сад­ду­кей­ской» (Мф.16,6). По­сле тол­ко­ва­ния и объ­яс­не­ния Еван­гель­ско­го тек­ста о. Ни­ко­лай до­ба­вил: «Сад­ду­кеи учи­ли, что нет вос­кре­се­ния из мерт­вых. Ныне вра­ги на­ро­да го­во­рят на ми­тин­гах то же са­мое: нет вос­кре­се­ния из мерт­вых, нет рая и ада, нет Бо­га».
В за­клю­че­ние ба­тюш­ка предо­сте­рег сво­их чад о том, что не сто­ит по­се­щать та­кие ми­тин­ги во из­бе­жа­ние со­блаз­нов и ис­ку­ше­ний. Ко­гда сле­до­ва­тель на до­про­се по­про­сил о. Ни­ко­лая объ­яс­нить, ко­го он под­ра­зу­ме­ва­ет под вра­га­ми на­ро­да, о. Ни­ко­лай со­об­щил сле­ду­ю­щее: «Всех лю­дей, ко­то­рые идут про­тив Хри­сти­ан­ской Церк­ви, я на­зы­ваю вра­га­ми на­ро­да, …В сво­ей про­по­ве­ди я ука­зы­вал, что вра­ги на­ро­да не толь­ко иудеи, но все те, кто идет про­тив Хри­сти­ан­ской Церк­ви».
Од­ним из об­ви­не­ний о. Ни­ко­лая был его от­каз во вре­мя граж­дан­ской вой­ны от­петь крас­но­ар­мей­ца. Свой от­каз он мо­ти­ви­ро­вал так: «Смерть его ни­кем не за­сви­де­тель­ство­ва­на. Кро­ме то­го, я не при­ход­ской свя­щен­ник, а мо­на­стыр­ский. Та­ко­вых же лиц я счи­таю от­лу­чен­ны­ми от Церк­ви за те вы­ступ­ле­ния, ко­щун­ства, из­би­е­ния свя­щен­ни­ков, осквер­не­ния хра­мов, что де­ла­ли крас­но­ар­мей­цы в про­шлом го­ду». При этом о. Ни­ко­лай со­слал­ся на ре­ше­ния По­мест­но­го Со­бо­ра, под­дер­жав­ше­го об­ра­ще­ние Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на от 19 ян­ва­ря 1919 г., при­звав­ше­го во­ю­ю­щих к по­ка­я­нию: «Опом­ни­тесь, безум­цы, пре­кра­ти­те ва­ши кро­ва­вые рас­пра­вы… Вла­стью, дан­ной нам от Бо­га, за­пре­ща­ем вам при­сту­пать к Та­и­нам Хри­сто­вым, ана­фем­ству­ем вас! За­кли­на­ем и всех вас, вер­ных чад Пра­во­слав­ной Церк­ви Хри­сто­вой, не всту­пать с та­ко­вы­ми из­вер­га­ми ро­да че­ло­ве­че­ско­го в ка­кое-ли­бо об­ще­ние: «из­ми­те зло­го от вас са­мих». Хо­тя уби­тый крас­но­ар­ме­ец и при­над­ле­жал по рож­де­нию к Пра­во­слав­ной церк­ви, но уча­стие в бра­то­убий­ствен­ной меж­до­усо­би­це, в по­пра­нии свя­тынь, в кро­ва­вых рас­пра­вах под­во­ди­ли его под ана­фе­мат­ства­ния Цер­ков­но­го По­мест­но­го со­бо­ра. От­ка­зав­шись от­петь крас­но­ар­мей­ца, о. Ни­ко­лай не на­ру­шил ни­ка­ких ка­но­ни­че­ских пра­вил.
2 сен­тяб­ря 1919 го­да отец Ни­ко­лай был рас­стре­лян Ека­те­рин­бург­ской ГубЧК.

☦️
Священномученик Гермоге́н (Долганев), Тобольский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Гер­мо­ген ро­дил­ся 25 ап­ре­ля 1858 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Хер­сон­ской епар­хии Еф­ре­ма Пав­ло­ви­ча Долга­не­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ге­ор­ги­ем. У свя­щен­ни­ка Еф­ре­ма Долга­не­ва и его су­пру­ги Вар­ва­ры Ис­и­до­ров­ны бы­ло ше­сте­ро де­тей. При­ход, где он слу­жил, был небо­га­тым, и се­мья бы­ла весь­ма огра­ни­че­на в сред­ствах. Отец Еф­рем ста­рал­ся быть об­раз­цо­вым пас­ты­рем и учил всех, как пи­сал о том один из его сы­но­вей, сво­им «при­ме­ром по­ряд­ку, чи­сто­те, опрят­но­сти, люб­ви к бла­го­ле­пию служ­бы, кра­со­те хра­ма, об­ла­че­ний, со­су­дов, лам­пад, все­го чи­на цер­ков­но­го…».

15 июня в де­сять ча­сов ве­че­ра епи­ско­па и свя­щен­ни­ка пе­ре­ве­ли на па­ро­ход «Ока». Под­хо­дя к тра­пу и уже пред­чув­ствуя близ­кую кон­чи­ну, свя­ти­тель ти­хо ска­зал лоц­ма­ну па­ро­хо­да «Ер­мак»:
– Пе­ре­дай­те, раб кре­ще­ный, все­му ве­ли­ко­му ми­ру, чтобы обо мне по­мо­ли­лись Бо­гу.
На па­ро­хо­де аре­сто­ван­ных по­са­ди­ли в гряз­ный и тем­ный трюм; па­ро­ход по­шел вниз по ре­ке по на­прав­ле­нию к То­боль­ску. Хо­х­ря­ков рас­по­ря­дил­ся каз­нить уз­ни­ков. Око­ло по­лу­но­чи боль­ше­ви­ки вы­ве­ли свя­щен­ни­ка Пет­ра Ко­ре­ли­на на па­лу­бу, при­вя­за­ли к нему два тя­же­лых гра­нит­ных кам­ня и сбро­си­ли в во­ду. В по­ло­вине пер­во­го но­чи епи­ско­па Гер­мо­ге­на вы­ве­ли из трю­ма на па­лу­бу. До по­след­ней ми­ну­ты он тво­рил мо­лит­ву. Ко­гда па­ла­чи пе­ре­вя­зы­ва­ли ве­рев­кой ка­мень, он крот­ко бла­го­сло­вил их. Свя­зав вла­ды­ку и при­кре­пив к нему на ко­рот­кой ве­рев­ке ка­мень, убий­цы столк­ну­ли его в во­ду. Всплеск во­ды от па­де­ния те­ла за­глу­шил ди­кий хо­хот озве­рев­ших лю­дей.

Осо­бое про­мыш­ле­ние Гос­подне со­про­вож­да­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка и по­сле кон­чи­ны. Бо­гу бы­ло угод­но, чтобы при­мер имен­но это­го ар­хи­пас­ты­ря, из по­стра­дав­ших в 1918 го­ду, стал при­ме­ром для ар­хи­пас­ты­рей и пас­ты­рей бу­ду­щей Рос­сии, как ис­пол­нив­ше­го за­по­ведь Хри­сто­ву: «Го­во­рю же вам, дру­зьям мо­им: не бой­тесь уби­ва­ю­щих те­ло и по­том не мо­гу­щих ни­че­го бо­лее сде­лать; но ска­жу вам, ко­го бо­ять­ся: бой­тесь то­го, кто, по уби­е­нии, мо­жет вверг­нуть в ге­ен­ну; ей, го­во­рю вам, то­го бой­тесь» (Лк.12,4-5). Чест­ные остан­ки свя­щен­но­му­че­ни­ка Гер­мо­ге­на бы­ли вы­не­се­ны вме­сте с кам­нем на бе­рег ре­ки и 3 июля об­на­ру­же­ны кре­стья­ни­ном се­ла Усаль­ско­го Ге­ор­ги­ем Ло­се­вым, ко­то­рый на­шел те­ло епи­ско­па «со свя­зан­ны­ми на спине ру­ка­ми и при­вя­зан­ным к ру­кам на ве­рев­ке тя­же­лым кам­нем ве­сом 1 пуд 35 фун­тов. Ло­сев… до­ло­жил сво­е­му сель­ско­му ста­ро­сте, а по­след­ний… ко­ман­ди­ро­вал кре­стья­ни­на Алек­сея Мо­ря­ко­ва сде­лать мо­ги­лу и по­ло­жить труп в том ви­де, в ка­ком он был об­на­ру­жен…».
Здесь те­ло епи­ско­па оста­ва­лось до 21 июля, ко­гда был про­из­ве­ден его осмотр су­деб­ны­ми вла­стя­ми Си­бир­ско­го пра­ви­тель­ства, чьи вой­ска осво­бо­ди­ли уже в это вре­мя от боль­ше­ви­ков То­больск, и за­тем пе­ре­ве­зе­но в се­ло По­кров­ское и по­ме­ще­но во вре­мен­ную мо­ги­лу на По­кров­ском клад­би­ще. 23 июля те­ло вла­ды­ки сно­ва бы­ло осмот­ре­но, и чле­ны ко­мис­сии при­шли к непо­ко­ле­би­мо­му убеж­де­нию, что пе­ред ни­ми дей­стви­тель­но ле­жат чест­ные остан­ки свя­щен­но­му­че­ни­ка Гер­мо­ге­на То­боль­ско­го; по окон­ча­нии осмот­ра они с крест­ным хо­дом бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ков­ную огра­ду и по­ло­же­ны во вре­мен­ную мо­ги­лу.
27 июля те­ло епи­ско­па бы­ло вы­ну­то из зем­ли и пе­ре­не­се­но в По­кров­ский храм, точ­но в па­мять о том, что По­кров Бо­жи­ей Ма­те­ри за­щи­ща­ет Рос­сию, день празд­но­ва­ния этой иконе и был из­бран ко­гда-то днем празд­но­ва­ния всех мо­нар­хи­че­ских ор­га­ни­за­ций, чле­нам ко­то­рых епи­скоп Гер­мо­ген пред­ло­жил хри­сти­ан­ские пу­ти для спа­се­ния сво­их душ и Рос­сии. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли об­ла­чи­ли те­ло епи­ско­па в ар­хи­ерей­ские одеж­ды; за­тем оно бы­ло пе­ре­не­се­но с крест­ным хо­дом при гро­мад­ном сте­че­нии мо­ля­щих­ся на па­ро­ход «Ал­тай».
По­дой­дя к ме­сту, где бы­ли об­ре­те­ны чест­ные остан­ки свя­ти­те­ля, па­ро­ход при­стал к бе­ре­гу; здесь от­слу­жи­ли па­ни­хи­ду и на ме­сте пер­вой мо­ги­лы свя­щен­но­му­че­ни­ка по­ста­ви­ли боль­шой де­ре­вян­ный крест с над­пи­сью: «Здесь 3 июля 1918 го­да об­ре­те­ны чест­ные остан­ки му­че­ни­ка епи­ско­па Гер­мо­ге­на, уби­ен­но­го 16 июня 1918 го­да за Ве­ру, Цер­ковь и Ро­ди­ну».
Ве­че­ром сле­ду­ю­ще­го дня па­ро­ход по­до­шел к То­боль­ску. На при­ста­ни гроб с те­лом свя­ти­те­ля был встре­чен крест­ным хо­дом всех го­род­ских церк­вей и мно­го­ты­сяч­ны­ми тол­па­ми на­ро­да.
В по­след­ний раз обо­шел свя­щен­но­му­че­ник во гла­ве сво­ей паст­вы с крест­ным хо­дом стог­ны ка­фед­раль­но­го гра­да, и, на­ко­нец, гроб с его те­лом по­ме­сти­ли в Со­фий­ский Успен­ский со­бор. Здесь он про­сто­ял пять су­ток, не из­да­вая за­па­ха тле­ния. Пе­ред по­гре­бе­ни­ем мо­ля­щи­е­ся дол­го про­ща­лись со сво­им ар­хи­пас­ты­рем, с ве­ли­чай­шим бла­го­го­ве­ни­ем ло­бы­зая ру­ки му­че­ни­ка, не пе­ре­ста­вав­ше­го и по пре­став­ле­нии бла­го­слов­лять их на по­двиг дерз­но­вен­но­го сто­я­ния за цер­ков­ные свя­ты­ни пра­во­слав­ной апо­столь­ской ве­ры.
2 ав­гу­ста по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии епи­скоп Ири­нарх в со­слу­же­нии сон­ма ду­хо­вен­ства, в при­сут­ствии во­ен­ных и граж­дан­ских пред­ста­ви­те­лей Си­бир­ско­го пра­ви­тель­ства и мно­же­ства мо­ля­щих­ся со­вер­шил чин по­гре­бе­ния.
Чест­ные остан­ки свя­щен­но­му­че­ни­ка Гер­мо­ге­на, епи­ско­па То­боль­ско­го и Си­бир­ско­го, бы­ли по­гре­бе­ны в скле­пе, устро­ен­ном в Иоан­но-Зла­то­устов­ском при­де­ле Со­фий­ско-Успен­ско­го со­бо­ра на ме­сте мо­ги­лы, про­слав­лен­но­го в 1916 го­ду свя­ти­те­ля Иоан­на, мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го.
24 ав­гу­ста (6 сен­тяб­ря) 1918 го­да при от­кры­тии од­но­го из за­се­да­ний По­мест­но­го Со­бо­ра то­ва­рищ пред­се­да­те­ля, мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ар­се­ний (Стад­ниц­кий), до­вел «до све­де­ния Со­бо­ра, что… рас­стре­ля­ны Прео­свя­щен­ный Ма­ка­рий (Гне­ву­шев)[nn], епи­скоп быв­ший Ор­лов­ский, и про­то­и­е­рей И.И. Вос­тор­гов. Кро­ме то­го… най­де­но те­ло Прео­свя­щен­но­го Гер­мо­ге­на, епи­ско­па То­боль­ско­го; оба му­че­ни­че­ски по­стра­дав­шие Прео­свя­щен­ные – Ма­ка­рий и Гер­мо­ген – со­сто­я­ли чле­на­ми на­ше­го Со­бо­ра. Вос­по­ем им и про­то­и­е­рею И.И. Вос­тор­го­ву “Со свя­ты­ми упо­кой”», – ска­зал он.
Свя­щен­но­му­че­ник Гер­мо­ген был при­чис­лен к ли­ку свя­тых на Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 2000 го­да. 3 сен­тяб­ря 2005 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка и пе­ре­не­се­ны в По­кров­ский храм То­боль­ско­го крем­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-germogen-dolganev


Жития
Писание