☀️ неподвижный годовой круг:
• 24 декабря (11 декабря)
• (Рождественский пост)
• прп. Даниила Столпника (493)
• мч. Мира́кса Египтянина (VII)
• мчч. Аке́псия и Аифа́ла (?)
• прп. Луки Столпника (ок. 970–980)
• прп. Никона (Сухого) Печерского (XII)
• сщмч. Феофана (Ильминского) Соликамского, и с ним двух священномучеников и пяти мучеников (1918)
• сщмч. Николая Виноградова (1937)
• сщмч. Иоанна Богоявленского (1941)


☦️
Преподобный Дании́л Столпник.
Пре­по­доб­ный Да­ни­ил Столп­ник ро­дил­ся в се­ле Вифа­ра, близ го­ро­да Са­мо­са­ты в Ме­со­по­та­мии. Мать его Mapфа дол­го бы­ла бес­плод­ной и в мо­лит­вах да­ла обет, ес­ли ро­дит­ся ре­бе­нок, по­свя­тить его Гос­по­ду. Мо­лит­ва бы­ла услы­ша­на, и Мар­фа вско­ре ро­ди­ла сы­на, ко­то­рый до 5 лет рос без име­ни. Ро­ди­те­ли маль­чи­ка хо­те­ли, чтобы рож­ден­ный по бла­го­во­ле­нию Бо­жи­е­му так­же от Бо­га по­лу­чил бы и имя. Они при­ве­ли сы­на в на­хо­див­ший­ся по­бли­зо­сти мо­на­стырь и об­ра­ти­лись к игу­ме­ну. Игу­мен ве­лел по­дать од­ну из бо­го­слу­жеб­ных книг и, на­угад раз­вер­нув ее, на­шел в ней сло­ва про­ро­ка Да­ни­и­ла (па­мять 17 де­каб­ря). Так от­рок по­лу­чил имя. Ро­ди­те­ли про­си­ли, чтобы маль­чик остал­ся в мо­на­сты­ре, но игу­мен не при­нял его, так как тот был еще очень мал. В 12 лет, ни­ко­му не го­во­ря, от­рок ушел из до­ма в мо­на­стырь.
Ро­ди­те­ли об­ра­до­ва­лись, ко­гда узна­ли, где на­хо­дит­ся сын, и при­шли в мо­на­стырь. Уви­дев, что он еще хо­дит в мир­ской одеж­де, они умо­ли­ли игу­ме­на по­стричь его в Ан­гель­ский чин. В вос­крес­ный день игу­мен ис­пол­нил их прось­бу, но за­пре­тил им ча­сто по­се­щать сы­на. Бра­тия оби­те­ли удив­ля­лась по­дви­гам ино­ка.
Од­на­жды вме­сте с игу­ме­ном мо­на­сты­ря Да­ни­ил по­се­тил свя­то­го Си­мео­на Столп­ни­ка (па­мять 1 сен­тяб­ря), ко­то­рый пред­рек юно­му мо­на­ху, что и он по­не­сет по­двиг столп­ни­че­ства. Пре­по­доб­ный Да­ни­ил про­дол­жил по­движ­ни­че­скую жизнь в за­тво­ре. Ко­гда в ви­де­нии ему бы­ло ука­за­но ме­сто но­во­го по­дви­га, он уда­лил­ся во Фра­кий­скую пу­сты­ню вме­сте с дву­мя уче­ни­ка­ми, где они до­стро­и­ли столп, на ко­то­ром пре­по­доб­ный Да­ни­ил про­вел 33 го­да. К стол­пу сте­ка­лись лю­ди, несчаст­ные и воль­ные, и все по­лу­ча­ли от пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла по­мощь и ис­це­ле­ние. Мо­литв свя­то­го по­движ­ни­ка ис­пра­ши­ва­ли ви­зан­тий­ские им­пе­ра­то­ры. Из мно­го­чис­лен­ных пред­ска­за­ний пре­по­доб­но­го наи­бо­лее зна­чи­тель­ным бы­ло про­ро­че­ство о силь­ном по­жа­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле. Пре­по­доб­ный Да­ни­ил об­ла­дал еще и да­ром бла­го­дат­но­го сло­ва. Он на­став­лял мно­гих на путь ис­прав­ле­ния жиз­ни.
Пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся 80-ти лет (ок. 489–490 гг.).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1091

☦️
Мученик Мира́кс Египтянин.
Свя­той му­че­ник Ми­ракс ро­дил­ся в хри­сти­ан­ской се­мье, жив­шей в го­ро­де Тен­не­се (Еги­пет) в VII ве­ке. Он был вос­пи­тан в бла­го­че­стии, но под­дал­ся бе­сов­ско­му на­ва­жде­нию, по­прал свя­той крест, явил­ся к пра­ви­те­лю Егип­та Ами­ру, взял в ру­ку меч и по­сту­пил на служ­бу к ага­ря­нам. Ро­ди­те­ли, скор­бя о страш­ном па­де­нии сы­на, непре­стан­но о нем мо­ли­лись. То­гда бла­го­дать Бо­жия оза­ри­ла серд­це за­блуд­ше­го. Он глу­бо­ко рас­ка­ял­ся и вер­нул­ся до­мой. Ро­ди­те­ли по­со­ве­то­ва­ли ему от­кры­то объ­явить о сво­ем по­мра­че­нии и рас­ка­я­нии. Свя­той Ми­ракс по­слу­шал­ся их. Пра­ви­тель осу­дил его на пыт­ки, по­сле ко­то­рых свя­той му­че­ник был обез­глав­лен и бро­шен в мо­ре († не ра­нее 640 го­да).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1094

☦️
Мученики Аке́псий и Аифа́л.
Свя­тые му­че­ни­ки Акеп­сий и Аифал про­ис­хо­ди­ли из Пер­сии, где они и по­стра­да­ли. Акеп­сий был сна­ча­ла язы­че­ским жре­цом в го­ро­де Ар­бе­ле (го­род в Пер­сии – ны­неш­ний Эр­бил, в Ма­лой Азии), но по­том, услы­шав о ве­ре Хри­сто­вой, ре­шил­ся об­ра­тить­ся к хри­сти­ан­ско­му епи­ско­пу, на­де­ясь по­лу­чить ис­це­ле­ние от по­стиг­шей его в то вре­мя бо­лез­ни. Епи­скоп пре­по­дал ему на­став­ле­ние в ве­ре и жиз­ни хри­сти­ан­ской и ис­це­лил его сво­и­ми мо­лит­ва­ми от неду­га. По­сле се­го Акеп­сий воз­вра­тил­ся в Ар­бе­лу, явил­ся сре­ди сво­их со­граж­дан про­по­вед­ни­ком и учи­те­лем бла­го­че­стия, бу­дучи по­свя­щен в сан пре­сви­те­ра. Об этом бы­ло до­не­се­но об­ла­сте­на­чаль­ни­ку, ко­то­рый вы­звал к се­бе се­го но­во­го бла­го­вест­ни­ка Хри­сто­ва и при­ка­зал от­ре­зать ему ухо и за­клю­чить в тем­ни­цу.
Свя­той же Аифал был диа­ко­ном Ар­бель­ской церк­ви. Схва­чен­ный за ис­по­ве­да­ние Хри­ста, он же­сто­ко был из­бит и ста­рей­ши­ною жре­цов от­прав­лен был к Акеп­сию в тем­ни­цу. По­том оба свя­тые сно­ва при­ве­де­ны бы­ли к пра­ви­те­лю стра­ны и еще раз ис­по­ве­да­ли пред ним свою ве­ру во Хри­ста, и за то при­го­во­ре­ны бы­ли к от­се­че­нию глав.

☦️
Преподобный Лука́ Столпник, Халкидонский, иеромонах.
Пре­по­доб­ный Лу­ка, Но­вый Столп­ник был во­и­ном при ви­зан­тий­ском им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Баг­ря­но­род­ном (912–959). Во вре­мя вой­ны с Бол­га­ри­ей (917) Про­мыс­лом Бо­жи­им свя­той Лу­ка остал­ся невре­дим. По­сле это­го он при­нял мо­на­ше­ство и, пре­успе­вая в по­дви­гах, был воз­ве­ден в сан пре­сви­те­ра. Стре­мясь к выс­шим сту­пе­ням со­вер­шен­ства, пре­по­доб­ный воз­ло­жил на се­бя вери­ги и встал на столп. Через три го­да сто­я­ния по Бо­же­ствен­но­му вну­ше­нию он по­шел на го­ру Олимп, по­том в Кон­стан­ти­но­поль и, на­ко­нец, в Хал­ки­дон, где так­же из­брал се­бе столп, на ко­то­ром про­сто­ял 45 лет, яв­ляя об­ре­тен­ный дар чу­до­тво­ре­ния. Скон­чал­ся око­ло 980 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1095

☦️
Преподобный Ни́кон Сухой, Печерский.
Пре­по­доб­ный Ни­кон Су­хой, сын бо­га­тых и знат­ных ро­ди­те­лей, оста­вил всё Хри­ста ра­ди и при­нял ино­че­ство в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. В 1096 го­ду при на­ше­ствии ха­на Бо­ня­ка он вме­сте с дру­ги­ми ино­ка­ми был взят в плен. Ожи­дая бо­га­то­го вы­ку­па, по­лов­ча­нин же­сто­ко об­ра­щал­ся с пре­по­доб­ным Ни­ко­ном. Ко­гда свя­той от­ка­зал­ся от вы­ку­па, хо­зя­ин стал му­чить его го­ло­дом, остав­лял ле­том на жа­ре, а зи­мой на мо­ро­зе. Но пре­по­доб­ный за всё бла­го­да­рил Бо­га и ска­зал од­на­жды му­чи­те­лю, что Гос­подь по мо­лит­вам пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фе­о­до­сия воз­вра­тит его в мо­на­стырь, как об этом пред­ска­зал явив­ший­ся ему пре­по­доб­ный Ев­стра­тий († 1097; па­мять 28 мар­та). По­лов­ча­нин под­ре­зал пре­по­доб­но­му Ни­ко­ну су­хо­жи­лия ног и по­ста­вил уси­лен­ную стра­жу. Но на тре­тий день в ше­стой час вне­зап­но свя­той уз­ник стал неви­дим, толь­ко стра­жа слы­ша­ла сло­ва: «Хва­ли­те Гос­по­да с Небес». Так он был пе­ре­не­сен в Успен­скую цер­ковь к Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Бра­тия ок­ру­жи­ла его и ста­ла рас­спра­ши­вать, как он по­пал сю­да. Пре­по­доб­ный Ни­кон хо­тел скрыть чу­до. Но бра­тия упро­си­ли его по­ве­дать ис­ти­ну. Пре­по­доб­ный Ни­кон хо­тел про­дол­жать свои по­дви­ги в мо­на­сты­ре, не сни­мая кан­да­лов, но игу­мен ска­зал: «Ес­ли бы Гос­подь хо­тел, чтобы ты оста­вал­ся свя­зан­ным, Он не из­вел бы те­бя из пле­на». Через мно­го вре­ме­ни преж­ний хо­зя­ин пре­по­доб­но­го Ни­ко­на при­шел в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь и узнал сво­е­го быв­ше­го уз­ни­ка, ис­сох­ше­го от го­ло­да и ран. Он уве­ро­вал, при­нял Кре­ще­ние и, при­няв по­стриг, стал по­слуш­ни­ком пре­по­доб­но­го Ни­ко­на. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ни­кон в на­ча­ле XII ве­ка и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1092

☦️
Священномученик Феофа́н (Ильминский), Соликамский, епископ.
О Со­ли­кам­ске мож­но ска­зать то же, что о мно­гих го­ро­дах Се­вер­ной Ру­си, — ос­но­ва их бла­го­со­сто­я­ния за­клю­че­на в бла­го­че­стии. По доб­ро­со­вест­ным и упор­ным тру­дам Гос­подь да­ро­вал бла­го­дать, рос­ло бла­го­че­стие, рос­ло и бла­го­со­сто­я­ние. Совре­мен­ный при­ез­жий бы­ва­ет весь­ма удив­лен остат­ка­ми бы­лой куль­ту­ры и бла­го­дат­ной на­мо­лен­но­стью этих мест. Не впу­стую про­те­ка­ла здесь жизнь по­ко­ле­ний.
Ар­хи­манд­рит Со­ли­кам­ско­го Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря Фе­о­фан (Иль­мен­ский) был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Со­ли­кам­ско­го, ви­ка­рия Перм­ской епар­хии в ян­ва­ре 1917 го­да. По­сле хи­ро­то­нии, же­лая бли­же по­зна­ко­мить­ся с при­хо­да­ми епар­хии и паст­вой, он обо­шел свое ви­ка­ри­ат­ство пеш­ком. Совре­мен­ни­ки сви­де­тель­ство­ва­ли, что епи­скоп был ве­ли­ким мо­лит­вен­ни­ком и пост­ни­ком и, по­доб­но ар­хи­епи­ско­пу Ан­д­ро­ни­ку, бес­страш­ным об­ли­чи­те­лем без­бо­жия. В 1918 го­ду во­лост­ной зе­мель­ный от­дел про­сил Тро­иц­кий мо­на­стырь при­слать пла­ны се­но­кос­ных лу­гов, при­над­ле­жа­щих мо­на­сты­рю. Епи­скоп Фе­о­фан от­ве­тил: «…пред­станет Страш­но­му су­ду Все­мо­гу­ще­го Бо­га вся­кий, кто осме­лит­ся для че­го-ли­бо за­хва­тить при­над­ле­жа­щие Церк­ви зе­мель­ные уго­дья и ка­кое-ли­бо до­сто­я­ние Церк­ви Бо­жи­ей. Без раз­ре­ше­ния вла­сти ар­хи­ерея, Прео­свя­щен­но­го Ан­д­ро­ни­ка, не имею пра­ва раз­ре­шать вы­сы­лать пла­ны…» Он знал, что не для раз­да­чи бед­ным, не на под­дер­жа­ние неиму­щих пой­дет цер­ков­ное иму­ще­ство, а для даль­ней­ше­го раз­граб­ле­ния и раз­ру­ше­ния оте­че­ства. Став епи­ско­пом Со­ли­кам­ским, он за пре­де­лы ви­ка­ри­ат­ства по­чти не вы­ез­жал, по­гру­жен­ный в де­ла бла­го­устро­е­ния вве­рен­ных ему при­хо­дов. Толь­ко по­сле аре­ста 17 июня 1918 го­да ар­хи­епи­ско­па Ан­д­ро­ни­ка он пе­ре­ехал в Пермь и 22 июня при­нял управ­ле­ние Перм­ской епар­хи­ей. Но недол­го свя­ти­тель про­жил в Пер­ми; в кон­це ле­та боль­ше­ви­ки аре­сто­ва­ли его.
За несколь­ко дней до взя­тия Пер­ми Си­бир­ски­ми вой­ска­ми, 23 де­каб­ря 1918 го­да, в тюрь­му, где то­мил­ся епи­скоп, при­шли пред­ста­ви­те­ли ЧК и уве­ли де­вять за­клю­чен­ных — епи­ско­па Фе­о­фа­на, трех свя­щен­ни­ков и пя­те­рых ми­рян. Столь ве­ли­ка бы­ла нена­висть без­бож­ни­ков к хри­сти­ан­ству, что они не по­же­ла­ли удо­вле­тво­рить­ся про­стой каз­нью аре­сто­ван­ных, но под­верг­ли их пе­ред смер­тью изощ­рен­ным му­че­ни­ям. Епи­ско­па Фе­о­фа­на мно­го­крат­но по­гру­жа­ли в про­рубь, преж­де чем уто­пить в Ка­ме. Вме­сте с ним бы­ли утоп­ле­ны свя­щен­ни­ки и ми­ряне.

☦️
Священномученик Николай Виноградов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 5 ап­ре­ля 1876 го­ду в го­ро­де Дмит­ро­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье потом­ствен­но­го свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ви­но­гра­до­ва.
По­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич слу­жил учи­те­лем За­ко­на Бо­жия. Он по­се­лил­ся в до­ме Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря, где про­жи­ва­ла се­мья свя­щен­ни­ка Иоан­на Мит­ро­поль­ско­го. 1 июля 1898 го­да Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ви­но­гра­дов же­нил­ся на его до­че­ри Ан­то­нине Ива­новне Мит­ро­поль­ской. Вен­ча­ние со­сто­я­лось в По­кров­ской церк­ви на Вар­вар­ке.
Вско­ре по­сле свадь­бы Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и опре­де­лен в Мос­ков­ский Воз­не­сен­ский де­ви­чий мо­на­стырь.
Око­ло 1917 го­да отец Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и пе­ре­ве­ден в храм ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия на Псков­ской го­ре, на Вар­вар­ке.
В 1918 го­ду Ге­ор­ги­ев­ский храм был за­крыт, а от­ца Ни­ко­лая на­зна­чи­ли в цер­ковь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты на Шви­вой гор­ке, где он про­слу­жил око­ло 18 лет.
Несмот­ря на пе­ре­во­ды и за­кры­тие Воз­не­сен­ско­го мо­на­сты­ря, отец Ни­ко­лай не остав­лял окорм­ле­ния се­стер оби­те­ли. Так, в про­ше­нии на­сто­я­тель­ни­цы мо­на­сты­ря игу­ме­нии Ев­ге­нии Свя­тей­ше­му Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну от 1 ок­тяб­ря 1923 го­да го­во­рит­ся: «При­па­дая к сто­пам Ва­ше­го Свя­тей­ше­ства, все­по­кор­ней­ше про­шу, не от­ка­жи­те ис­пол­нить мою стар­че­скую прось­бу о на­граж­де­нии свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ви­но­гра­до­ва кре­стом, за усерд­ную его служ­бу в те­че­ние 25 лет и не остав­ляв­ше­го ме­ня и се­стер в труд­ное вре­мя и по вы­се­ле­нии нас из оби­те­ли сво­им пас­тыр­ским ру­ко­вод­ством и де­лив­ше­го с на­ми вме­сте все невзго­ды это­го тя­же­ло­го вре­ме­ни». На про­ше­нии сто­ит ре­зо­лю­ция Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на: «На­граж­да­ет­ся».
Ко­гда де­ти от­ца Ни­ко­лая и ма­туш­ки Ан­то­ни­ны вы­рос­ли, их квар­ти­ра ста­ла тес­ной для несколь­ких се­мей, и отец Ни­ко­лай с ма­туш­кой пе­ре­еха­ли в ком­на­ту на ко­ло­кольне, под пло­щад­кой для зво­на.
Око­ло 1935 го­да вла­сти за­кры­ли храм ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты, и от­цу Ни­ко­лаю при­шлось опять пе­ре­би­рать­ся на но­вое ме­сто. Со­всем недол­го про­слу­жил он в церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва в Из­май­ло­ве, а в 1935 го­ду отец Ни­ко­лай был на­зна­чен в Вос­кре­сен­ский храм се­ла Ва­си­льев­ское Руз­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В быв­шем до­ме свя­щен­ни­ка при церк­ви раз­ме­стил­ся сель­со­вет, по­это­му отец Ни­ко­лай с ма­туш­кой по­се­ли­лись в вет­хой, по­ко­сив­шей­ся хи­жине, на­хо­див­шей­ся на тер­ри­то­рии хра­ма.
Ба­тюш­ку в эти тя­же­лые го­ды не остав­ля­ли при­хо­жане. К нему при­ез­жа­ли на ис­по­ведь из Моск­вы, в том чис­ле мо­на­хи­ни. Несколь­ко жен­щин взя­ли на се­бя за­бо­ты о хра­ме и о свя­щен­ни­ке. Ле­том в Ва­си­льев­ском жи­ли вну­ки. Стар­ше­го из них, Ко­лю, про­зва­ли «де­душ­ки­ным хво­сти­ком», по­то­му что он ста­рал­ся все­гда быть воз­ле ба­тюш­ки. Ма­лень­кий Ко­ля по­мо­гал от­цу Ни­ко­лаю в ал­та­ре, хо­дил с ним в лес за гри­ба­ми, ча­сто об­ра­щал­ся к нему с раз­ны­ми во­про­са­ми. Так, один раз Ко­ля спро­сил де­душ­ку, как по­сту­пать, ко­гда про­хо­дишь ми­мо, быть мо­жет, уже за­кры­то­го хра­ма — нуж­но ли сни­мать шап­ку и кре­стить­ся. Отец Ни­ко­лай от­ве­тил: «Ес­ли ты чув­ству­ешь, что окру­жа­ю­щие те­бя вос­при­мут с по­ни­ма­ни­ем и так­же оста­но­вят­ся и пе­ре­кре­стят­ся, то все­гда оста­но­вись и пе­ре­кре­стись. Но ес­ли же ты от окру­жа­ю­щих ожи­да­ешь враж­деб­ную ре­ак­цию и ка­кие-ни­будь сквер­но­сло­вия, то не при­во­ди их к гре­ху».
Ба­тюш­ке ча­сто при­хо­ди­лось хо­дить по окрест­ным де­рев­ням, со­вер­шать тре­бы. Хо­тя у него бы­ли боль­ные но­ги, и они ча­сто оте­ка­ли, он ни­ко­гда лю­дям не от­ка­зы­вал. Отец Ни­ко­лай не но­сил свет­ско­го ко­стю­ма — все­гда хо­дил в под­ряс­ни­ке. Од­на­жды, с тру­дом воз­вра­ща­ясь в Ва­си­льев­ское, он встре­тил муж­чи­ну, ко­то­рый, уви­дев ба­тюш­ку, ска­зал: «Поп на­встре­чу — пу­ти не бу­дет». Отец Ни­ко­лай без вся­кой оби­ды всту­пил с ним в раз­го­вор. Муж­чи­на сму­тил­ся и объ­яс­нил: «Это так го­во­рят, а я ни­че­го пло­хо­го не хо­тел этим ска­зать». По вос­по­ми­на­ни­ям вну­ка — Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча Уша­ко­ва — это бы­ла ха­рак­тер­ная ре­ак­ция от­ца Ни­ко­лая на недоб­ро­же­ла­тель­ные сло­ва и по­ступ­ки.
Меж­ду хи­жи­ной и хра­мом сто­ял кра­си­вый над­гроб­ный па­мят­ник в ви­де ана­лоя с раз­вер­ну­той кни­гой. Отец Ни­ко­лай, ко­гда все уже лег­ли спать или на­обо­рот еще не просну­лись, — а он вста­вал рань­ше всех и ло­жил­ся спать поз­же всех, — оста­нав­ли­вал­ся око­ло это­го па­мят­ни­ка, клал на ана­лой свой мо­лит­во­слов и мо­лил­ся. Так­же он лю­бил за­хо­дить на клад­би­ще, мо­лить­ся у неко­то­рых мо­гил.
Слу­жил отец Ни­ко­лай ча­сто. У него был гром­кий го­лос, служ­бу со­вер­шал неспеш­но, вни­ма­тель­но. В обыч­ные дни на­ро­ду в хра­ме бы­ло немно­го, в ос­нов­ном ста­руш­ки, ино­гда за­бе­га­ли на пе­ре­мене де­воч­ки из близ­ко рас­по­ло­жен­ной шко­лы. В празд­ни­ки цер­ковь за­пол­ня­лась людь­ми, при­хо­ди­ли из­да­ле­ка, со­би­рал­ся хор 5-6 че­ло­век.
Неза­дол­го до аре­ста пред­се­да­тель сель­со­ве­та на­пи­сал в мест­ной га­зе­те ста­тью, где утвер­ждал, что отец Ни­ко­лай спе­ци­аль­но ор­га­ни­зу­ет служ­бы в церк­ви, на­ме­рен­но от­вле­кая лю­дей от ра­бо­ты, и что кон­фе­та­ми за­вле­ка­ет в цер­ковь де­тей. А в справ­ке на арест го­во­рит­ся, что он «со­би­ра­ет око­ло церк­ви кол­хоз­ни­ков и чи­та­ет им Биб­лию». В 1937 го­ду на Пас­ху отец Ни­ко­лай до­го­во­рил­ся с ло­доч­ни­ком, чтобы тот всех, кто идет в храм на служ­бу, пе­ре­во­зил через Моск­ву-ре­ку бес­плат­но. По­том ба­тюш­ку об­ви­ни­ли в сры­ве «ан­ти­пас­халь­но­го ве­че­ра» кол­хоз­ни­ков.
От­ца Ни­ко­лая аре­сто­ва­ли в ночь с 24 на 25 ав­гу­ста 1937 го­да по об­ви­не­нию в про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. Два со­труд­ни­ка НКВД про­из­ве­ли обыск и при­ка­за­ли ему оде­вать­ся и сле­до­вать за ни­ми. По вос­по­ми­на­ни­ям вну­ка, в свой крест­ный путь отец Ни­ко­лай по­шел в ря­се, оче­вид­но го­то­вый к то­му, что его ожи­да­ло. Он на­ка­нуне по­вре­дил но­гу и по­это­му хо­дил с па­лоч­кой. При­хра­мы­ва­ю­ще­го, его вы­ве­ли за огра­ду, за­ве­ли нена­дол­го в сель­со­вет, а за­тем по­са­ди­ли в ма­ши­ну и увез­ли. Боль­ше род­ные его не ви­де­ли. От­ца Ни­ко­лая от­вез­ли в Бу­тыр­скую тюрь­му.
На до­про­се сле­до­ва­тель ска­зал:
— След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди кол­хоз­ни­ков ва­ше­го при­хо­да ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
— Ни­ко­гда контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не вел, — от­ве­тил свя­щен­ник.
15 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ни­ко­лая Ви­но­гра­до­ва к 10 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Уже через 7 дней — 22 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Ни­ко­лай был в Усть-Вым­ла­ге Ко­ми.
В это вре­мя де­ти пы­та­лись раз­уз­нать, что слу­чи­лось с от­цом. В от­вет на их за­прос им со­об­щи­ли, что он осуж­ден на 10 лет.
В де­каб­ре 1937 го­да от от­ца Ни­ко­лая при­шло пись­мо. На об­рыв­ке бу­ма­ги бы­ло на­пи­са­но:
«Здрав­ствуй­те, до­ро­гие дет­ки. Я еще жив. Жи­вы ли вы и где? Ра­бо­таю. Ес­ли мо­же­те, при­шли­те бе­лень­ких су­ха­ри­ков, са­ха­ру и со­ли…Адрес мой: го­род Усть-Вымь. Ла­герь НКВД. 3 от­дель­ный уча­сток. По­се­лок Усть-Ко­ин. З/к Ви­но­гра­до­ву Ни­ко­лаю.
P.S. Да нис­по­шлет Вам Гос­подь вся­ко­го бла­го­по­лу­чия».
Де­ти со­бра­ли по­сыл­ку и на­пра­ви­ли ее по ука­зан­но­му адре­су. По­сыл­ка воз­вра­ти­лась с по­мет­кой «адре­сат не зна­чит­ся», а вме­сто про­дук­тов в ней бы­ли кам­ни…
24 де­каб­ря 1937 го­да свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов скон­чал­ся в ла­ге­ре НКВД и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Иоа́нн Богоявленский, пресвитер.
(большой текст)
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 12 фев­ра­ля 1892 го­да в се­ле Вет­рине Мо­лож­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Дмит­рия Бо­го­яв­лен­ско­го и же­ны его Люд­ми­лы. В 1914 го­ду Иван Дмит­ри­е­вич окон­чил Яро­слав­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но по сто­пам от­ца ид­ти не за­хо­тел, он же­лал вы­брать свет­ский путь и ра­бо­тать в зем­ских учре­жде­ни­ях. Так как се­ми­на­рию он окон­чил по 2-му раз­ря­ду, то в зем­ство его не взя­ли, и он был вы­нуж­ден устро­ить­ся учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу. Од­на­ко эта ра­бо­та его не удо­вле­тво­ри­ла, и осе­нью 1916 го­да Иван Дмит­ри­е­вич по­сту­пил на юри­ди­че­ский фа­куль­тет Яро­слав­ско­го Де­ми­дов­ско­го ли­цея, где про­учил­ся два кур­са — до 1918 го­да, ко­гда вла­сти пре­об­ра­зо­ва­ли ли­цей в го­судар­ствен­ный уни­вер­си­тет, где про­дол­жать об­ра­зо­ва­ние он не за­хо­тел. В 1918 го­ду в Яро­слав­ле, как и во мно­гих про­мыш­лен­ных го­ро­дах Рос­сии, на­чал­ся го­лод, и Иван Дмит­ри­е­вич стал подыс­ки­вать ме­сто учи­те­ля в од­ном из ма­лень­ких го­род­ков и на­ко­нец в 1919 го­ду уехал в Ве­сье­гонск, где по­сту­пил в со­вет­скую шко­лу 2-й сту­пе­ни пре­по­да­ва­те­лем ис­то­рии, гео­гра­фии, ис­то­рии со­ци­а­лиз­ма и по­ли­ти­че­ской эко­но­мии. Несмот­ря на свое бы­лое стрем­ле­ние к свет­ско­му пу­ти, Иван Дмит­ри­е­вич был че­ло­ве­ком глу­бо­кой ве­ры, ко­то­рую не скры­вал, и ча­сто по­се­щал храм. В об­ста­нов­ке на­чав­ше­го­ся го­не­ния его ве­ра ста­ла под­вер­гать­ся на­смеш­кам — сна­ча­ла от кол­лег учи­те­лей, а за­тем и от уче­ни­ков, и Иван Дмит­ри­е­вич ре­шил оста­вить ра­бо­ту и уехать.
В ян­ва­ре 1922 го­да он вер­нул­ся на ро­ди­ну, в се­ло Вет­ри­но, где слу­жил его отец, и по­се­лил­ся в ро­ди­тель­ском до­ме. В ап­ре­ле отец умер, при­ход остал­ся без свя­щен­ни­ка, и Иван Дмит­ри­е­вич ре­шил по­сту­пить на ме­сто по­чив­ше­го ба­тюш­ки. В на­ча­ле мая он об­вен­чал­ся с до­че­рью свя­щен­ни­ка, слу­жив­ше­го в од­ном из хра­мов го­ро­да Мо­ло­ги Яро­слав­ской епар­хии, Ни­ной Ни­ко­ла­ев­ной Се­ме­нов­ской, а 9 мая был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му род­но­го се­ла.
В кон­це два­дца­тых го­дов сно­ва на­ча­лись го­не­ния; в глу­хом се­ле они вы­ра­зи­лись в тре­бо­ва­нии, чтобы свя­щен­ник вы­пол­нил за­ве­до­мо непо­силь­ное за­да­ние по ле­со­за­го­тов­кам, ко­то­рое он вы­пол­нить не смог, за что в мар­те 1930 го­да был при­го­во­рен к од­но­му го­ду ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ра­бот. При­хо­жане, од­на­ко, бы­ли недо­воль­ны рас­пра­вой над свя­щен­ни­ком и при­шли к зда­нию рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД, тре­буя его осво­бож­де­ния. Пе­ре­пу­ган­ные вла­сти вы­нуж­де­ны бы­ли его от­пу­стить, все­го лишь вы­слав за пре­де­лы об­ла­сти.
Отец Иоанн при­е­хал к епи­ско­пу Ры­бин­ско­му Се­ра­фи­му (Про­то­по­по­ву) за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем, и тот со­об­щил ему, что в се­ле Ра­ме­нье Твер­ской об­ла­сти остал­ся при­ход без свя­щен­ни­ка, и по­со­ве­то­вал по­ехать к епи­ско­пу Бе­жец­ко­му Гри­го­рию (Ко­зы­ре­ву), в чьем ве­де­нии был храм. Вла­ды­ка Гри­го­рий бла­го­сло­вил его за­нять ме­сто свя­щен­ни­ка в Ра­мен­ской церк­ви. Здесь, как и в род­ном се­ле, при­хо­жане по­лю­би­ли о. Иоан­на. Но вла­сти не за­бы­ли о при­го­во­ре, и в ап­ре­ле 1931 го­да он был аре­сто­ван и от­прав­лен от­бы­вать за­клю­че­ние на ле­со­по­вал в Сон­ков­ский рай­он. Ве­ру­ю­щие не остав­ля­ли его — при­во­зи­ли про­дук­ты и вся­че­ски под­дер­жи­ва­ли. 27 мар­та 1932 го­да срок за­клю­че­ния за­кон­чил­ся, и свя­щен­ник вер­нул­ся в Ра­ме­нье.
Сра­зу же вслед за этим на­чаль­ник рай­он­но­го ОГПУ по­слал упол­но­мо­чен­но­му по Сон­ков­ско­му рай­о­ну со­об­ще­ние, где го­во­ри­лось, что о. Иоанн «яв­ля­ет­ся ярым про­тив­ни­ком со­вет­ской вла­сти; при­вер­жен­цем ти­хо­нов­ской ори­ен­та­ции. В 1929 го­ду был ре­прес­си­ро­ван за ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. Кро­ме то­го, бы­ли уста­нов­ле­ны фак­ты под­поль­ной адво­ка­ту­ры. Вви­ду из­ло­жен­но­го, за Бо­го­яв­лен­ским уста­но­вить тща­тель­ное на­блю­де­ние».
Храм в се­ле Ра­ме­нье на­хо­дил­ся ря­дом со шко­лой, и школь­ни­ки во все боль­шие цер­ков­ные празд­ни­ки за­хо­ди­ли в него — од­ни по­то­му, что у них ро­ди­те­ли бы­ли ве­ру­ю­щи­ми, дру­гие — из лю­бо­пыт­ства. Это не нра­ви­лось ди­рек­то­ру шко­лы, и он стал ис­кать пу­ти за­крыть храм.
10 ав­гу­ста 1934 го­да со­труд­ник НКВД Фей­ген­берг по­тре­бо­вал от про­ку­ро­ра раз­ре­ше­ния на арест свя­щен­ни­ка, и 15 ав­гу­ста о. Иоанн был аре­сто­ван; в тот же день сле­до­ва­тель НКВД до­про­сил его.
На во­про­сы сле­до­ва­те­ля о его от­но­ше­нии к ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти о. Иоанн от­ве­тил: «Ко всем ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти я от­но­шусь ло­яль­но и недо­воль­ства ни­ко­гда не вы­ра­жал как про се­бя, так и в при­сут­ствии дру­гих. Все про­во­ди­мые ме­ро­при­я­тия одоб­ряю, так как они на­прав­ле­ны на улуч­ше­ние жиз­ни че­ло­ве­че­ства, хо­тя бы взять к при­ме­ру кол­хо­зы — это, по мо­е­му мне­нию, един­ствен­ный вы­ход кре­стья­ни­ну из нуж­ды. Я от­лич­но по­ни­маю, что все про­во­ди­мые ме­ро­при­я­тия со­вет­ской вла­сти и пар­тии вле­кут по­сте­пен­ное от­ми­ра­ние ре­ли­гии… Ка­ких-ли­бо раз­го­во­ров сре­ди на­се­ле­ния по во­про­сам по­ли­ти­ки пар­тии и ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти я не ве­ду, от­кро­вен­но го­во­ря, бо­юсь, так как ска­жешь сло­во, а по­сле его из­вра­тят, и мож­но по­лу­чить непри­ят­ность. С во­про­са­ми те­ку­щей по­ли­ти­ки я зна­ком, так как вы­пи­сы­ваю и чи­таю об­ласт­ные, рай­он­ные и цен­траль­ные га­зе­ты».
В это вре­мя бы­ло за­ве­де­но след­ствен­ное де­ло на од­но­го из при­хо­жан о. Иоан­на, Алек­сея Поп­ко­ва, и сле­до­ва­тель ре­шил най­ти об­ви­не­ние в са­мом фак­те зна­ком­ства Алек­сея со свя­щен­ни­ком и спро­сил о. Иоан­на, зна­ет ли он Поп­ко­ва. Свя­щен­ник от­ве­тил: «Алек­сея Поп­ко­ва я знаю, по­то­му что он яв­ля­ет­ся зя­тем ре­гент­ши Да­рьи Кон­дра­тьев­ны, она все вре­мя пе­ла на кли­ро­се. С ней при­хо­ди­ла петь ее доч­ка Па­рас­ке­ва. Я спро­сил: «Кто с то­бой по­ет?» Она мне ска­за­ла: «Моя доч­ка, Прас­ко­вья, она за­муж­няя, муж ее Алек­сей Поп­ков». В ка­кой-то ре­ли­ги­оз­ный празд­ник я при­шел с мо­леб­ном в дом к Поп­ко­вым, по­сле мо­леб­на я спро­сил его, он ли муж Па­рас­ке­вы. Он от­ве­тил: «Да». С тех пор мы с ним зна­ко­мы, из­ред­ка встре­ча­лись на ули­це, здо­ро­ва­лись и рас­хо­ди­лись, ни­ка­ких раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы не бы­ло. Поз­же ле­том, ко­гда Поп­ков про­хо­дил ми­мо мо­ей квар­ти­ры на ра­бо­ту в по­ле, он за­хо­дил ко мне по­пить во­ды. В июле 1934 го­да Поп­ков при­хо­дил ко мне до­мой и про­сил по­ис­по­ве­до­вать от­ца».
Не до­бив­шись нуж­ных для се­бя по­ка­за­ний, сле­до­ва­тель вы­звал на до­прос ре­гент­шу Да­рью Кон­дра­тьев­ну. Она рас­ска­за­ла: «В де­ревне Ма­ла­ньи­но Ра­мен­ско­го сель­со­ве­та я про­жи­ва­ла в те­че­ние де­вя­ти лет, то есть с 1925 по 1933 год. Как лю­би­тель­ни­ца пе­ния до 1933 го­да участ­во­ва­ла в цер­ков­ном хо­ре. Свя­щен­ни­ка Бо­го­яв­лен­ско­го я знаю хо­ро­шо и долж­на про него ска­зать, что че­ло­век он очень осто­рож­ный и хит­рый, зная, что я яв­ля­юсь ак­ти­вист­кой, из­бе­гал со мной от­кро­вен­ных раз­го­во­ров от­но­си­тель­но вла­сти. Я име­ла на­ме­ре­ние вы­ве­дать его взгля­ды на ме­ро­при­я­тия со­вет­ской вла­сти, но он из­бе­гал этих от­кро­вен­ных раз­го­во­ров и за­во­дил речь о дру­гом. Из кре­стьян де­рев­ни Ма­ла­ньи­но свя­щен­ник име­ет хо­ро­шее зна­ком­ство с се­мьей Алек­сея Поп­ко­ва, ко­то­рая ему ока­зы­ва­ет ма­те­ри­аль­ную по­мощь про­дук­та­ми. Алек­сей Поп­ков на­стро­ен ан­ти­со­вет­ски, си­сте­ма­ти­че­ски сре­ди кол­хоз­ни­ков рас­про­стра­ня­ет слу­хи о войне и ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти».
7 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил ста­ро­сту хра­ма, где слу­жил о. Иоанн, На­та­лью То­ми­ли­ну. Ей в то вре­мя бы­ло де­вя­но­сто че­ты­ре го­да. Она от­ве­ти­ла сле­до­ва­те­лю: «Я яв­ля­юсь цер­ков­ной ста­ро­стой Ра­мен­ской цер­ков­ной об­щи­ны. По дол­гу сво­ей служ­бы мне ино­гда при­хо­ди­лось ве­сти раз­го­во­ры с Бо­го­яв­лен­ским, а так­же по­след­ний ино­гда ко мне за­хо­дил по цер­ков­ным де­лам и про­сто так по­бе­се­до­вать. В мо­мент, ко­гда он при­хо­дил ко мне, при­хо­ди­ли од­но­сель­чане, но свя­щен­ник с ни­ми ве­сти раз­го­во­ры осте­ре­гал­ся. Из всех граж­дан на­ше­го се­ле­ния Бо­го­яв­лен­ский счи­тал са­мы­ми са­мо­сто­я­тель­ны­ми се­мьи Алек­сея Поп­ко­ва и Гри­го­рия Поп­ко­ва. В про­шлом го­ду при­ез­жал в Ма­ла­ньи­но ка­кой-то свя­щен­ник, как Бо­го­яв­лен­ский рас­ска­зы­вал, то он не пу­стил его и в дом. Этот же свя­щен­ник по­сле за­хо­дил и ко мне, но я его так­же не пу­сти­ла — раз ба­тюш­ка что-то за­по­до­зрил, то я ду­маю, что не зря. Он у нас че­ло­век очень ум­ный и осто­рож­ный. Кое с кем, да еще с незна­ко­мым че­ло­ве­ком о чем-ли­бо по­сто­рон­нем го­во­рить не бу­дет».
Сле­до­ва­те­ли до­пра­ши­ва­ли свя­щен­ни­ка каж­дый день по­смен­но, день один сле­до­ва­тель, день — дру­гой. Об­ви­нить его бы­ло не в чем, сле­до­ва­те­лям не к че­му бы­ло при­драть­ся, и они ста­ли ин­те­ре­со­вать­ся — как же он, ве­ру­ю­щий че­ло­век, и пре­по­да­вал со­ци­а­лизм. Отец Иоанн от­ве­чал: «Бу­дучи пре­по­да­ва­те­лем в шко­ле, я уче­ни­кам пре­по­да­вал об уто­пи­че­ском со­ци­а­лиз­ме, что при нем бу­дет мно­го школ низ­ших и выс­ших, шко­лы бу­дут об­щие для муж­чин и жен­щин, что бу­дет со­зда­но об­ще­ствен­ное пи­та­ние в шко­лах и сре­ди все­го на­се­ле­ния. Фаб­ри­ки бу­дут об­щие, долж­но быть учте­но все иму­ще­ство, труд дол­жен стать кол­лек­тив­ным. Я был пре­по­да­ва­те­лем вре­мен во­ен­но­го ком­му­низ­ма. В это вре­мя бы­ло по­ло­же­ние смут­ное, не бы­ло точ­ных уста­но­вок уче­ния Кар­ла Марк­са о на­уч­ном со­ци­а­лиз­ме, по­это­му я и пре­по­да­вал уто­пи­че­ский со­ци­а­лизм. Впо­след­ствии от ме­ня ста­ли тре­бо­вать пре­по­да­ва­ния о прин­ци­пах тру­до­вой шко­лы, об­ще­ствен­но-по­лез­ном тру­де и так да­лее. Я да­лек был от та­ко­го пре­по­да­ва­ния, не мог в сво­ей го­ло­ве пе­ре­ва­рить все­го но­во­го о шко­ле. Я то­гда в 1922 го­ду ушел на служ­бу свя­щен­ни­ком, где я хо­тел най­ти для се­бя от­ра­ду в сво­ей ра­бо­те. Я знал, что, бу­дучи свя­щен­ни­ком, все вре­мя бу­ду на­хо­дить­ся сре­ди уче­ни­ков в де­ревне и сре­ди кре­стьян. При­чем по­сле пре­по­да­ва­ния в шко­ле я ви­дел, что не мо­гу быть по­лез­ным для на­сто­я­ще­го об­ще­ства и у ме­ня к это­му нет при­зва­ния. В от­но­ше­нии об­нов­лен­че­ской церк­ви я все по­дроб­но­сти сам хо­ро­шо не усво­ил, но дол­жен за­явить, что хо­дить в мас­ке я не мо­гу. Я хо­чу быть на­сто­я­щим свя­щен­ни­ком Пра­во­слав­ной Церк­ви и ни в ко­ем слу­чае не мо­гу от­сту­пить от Церк­ви мит­ро­по­ли­та Пет­ра Кру­тиц­ко­го, мит­ро­по­ли­та Ни­же­го­род­ско­го Сер­гия, мит­ро­по­ли­та Яро­слав­ско­го Пав­ла. Я бу­ду слу­жить, ес­ли мне предо­ста­вит­ся воз­мож­ность, до по­след­не­го. По­ли­ти­че­ской жиз­нью со­вет­ской вла­сти я ин­те­ре­су­юсь через га­зе­ты. Глав­ным об­ра­зом в га­зе­тах ин­те­ре­су­юсь го­судар­ствен­ным управ­ле­ни­ем — как власть управ­ля­ет сво­ей стра­ной, но по­ни­ма­ние но­во­го управ­ле­ния для ме­ня да­ет­ся тя­же­лее. Рань­ше бы­ло по­нят­но, что управ­лял один царь и всё. Я ин­те­ре­су­юсь через га­зе­ты управ­ле­ни­ем го­судар­ствен­ным не по­то­му, что ме­ня осо­бен­но со­вет­ская власть ин­те­ре­су­ет, для ме­ня все рав­но, царь управ­лял, со­вет­ская власть управ­ля­ет или кто дру­гой. Я жил при ца­ре так, как жи­ву и те­перь. Я пре­дан Пра­во­слав­ной Церк­ви и бу­ду про­дол­жать до кон­ца слу­жить ей. От­но­си­тель­но об­ви­не­ния ме­ня и мо­ей свя­зи с Алек­се­ем Поп­ко­вым в от­но­ше­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я дол­жен от­ме­тить од­но. Я убеж­ден в том, что ве­сти контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту про­тив со­вет­ской вла­сти и по­ли­ти­ки пар­тии я один или вдво­ем, хо­тя бы и с Поп­ко­вым, не мог, по­то­му что мы вдво­ем не мог­ли ока­зать боль­шо­го вли­я­ния на под­рыв со­вет­ской вла­сти. Ес­ли бо­роть­ся с со­вет­ской вла­стью, то на­до мно­го иметь сто­рон­ни­ков, но я их не имел и не мог иметь. Я хо­ро­шо знал, что за каж­дым мо­им ша­гом сле­дят, ко мне каж­дый год по­сы­ла­ли шпи­о­нов… Ко мне по­до­сла­ли в 1933 го­ду зи­мой од­но­го свя­щен­ни­ка. Он про­сил, чтобы я при­нял его на служ­бу, хо­тя бы в сто­ро­жа церк­ви. За ма­лое вре­мя пре­бы­ва­ния со мной он ста­рал­ся за­ве­сти раз­го­вор о со­вет­ской вла­сти. Я по­нял, что он кем-то по­до­слан и со­вер­шен­но с ним пе­ре­стал раз­го­ва­ри­вать. В 1934 го­ду был по­до­слан еще один свя­щен­ник. Я знал, что мне свой язык невоз­мож­но, как го­во­рят, рас­пус­кать ни в ка­ком слу­чае — кру­гом сле­дят, по­это­му я был очень осто­ро­жен во всех раз­го­во­рах о ме­ро­при­я­ти­ях со­вет­ской вла­сти. Я пре­ду­пре­ждал Алек­сея Поп­ко­ва, чтобы он осо­бен­но не бол­тал про со­вет­скую власть пло­хо­го сре­ди жен­щин, так как жен­щи­на из му­хи мо­жет раз­дуть сло­на, и мож­но по­пасть через язык в тюрь­му. Ка­кая мо­жет быть ан­ти­со­вет­ская аги­та­ция при дан­ных усло­ви­ях сре­ди негра­мот­ных лю­дей, ко­гда кру­гом за на­ми сле­дят. Кем по­до­сла­ны эти шпи­о­ны, я точ­но ска­зать не мо­гу».
Про­чи­тав по­ка­за­ния свя­щен­ни­ка, сле­до­ва­тель ре­шил по­про­бо­вать — а не удаст­ся ли за­це­пить­ся за это пре­ду­пре­жде­ние Алек­сея Поп­ко­ва свя­щен­ни­ком, но о. Иоанн на это воз­ра­зил: «Алек­сею Поп­ко­ву я ни­ка­ких пре­ду­пре­жде­ний об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не де­лал. На­пи­сан­ное вы­ше о том, что я пре­ду­пре­ждал Поп­ко­ва, бы­ло сле­до­ва­те­лем недо­по­ня­то».
Не зная, ко­го еще до­про­сить, сле­до­ва­тель вы­звал жен­щи­ну, во­зив­шую о. Иоан­ну про­дук­ты, ко­гда он на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии. На во­про­сы сле­до­ва­те­ля она от­ве­ти­ла: «Я, как ре­ли­ги­оз­ная жен­щи­на, к свя­щен­ни­ку от­но­шусь со­чув­ствен­но, у свя­щен­ни­ков церк­ви се­ла Ра­ме­нье, ко­то­рые бы­ли до о. Иоан­на, ино­гда при­слу­жи­ва­ла, мы­ла по­лы. Ко­гда Бо­го­яв­лен­ский от­бы­вал при­ну­ди­тель­ные ра­бо­ты в Сон­ко­ве, ве­ру­ю­щие ему по­мо­га­ли про­дук­та­ми — хле­бом, кар­тош­кой. Од­на­жды я бы­ла в Сон­ко­ве по сво­им де­лам, го­да два то­му на­зад, в этот день бы­ла в Сон­ко­ве и же­на Бо­го­яв­лен­ско­го, встре­ти­ли мы его на вок­за­ле, и сре­ди нас был раз­го­вор про кол­хо­зы и дро­во­за­го­тов­ки, свя­щен­ник спра­ши­вал, как там жи­вут ве­ру­ю­щие — на­вер­ное, бы­ли все на ле­со­за­го­тов­ках, спра­ши­вал, как в кол­хо­зах, бы­ло ли рас­пре­де­ле­ние до­хо­дов. И ко­гда я от­ве­ти­ла, что кол­хоз­ни­ки недо­воль­ны кол­хо­зом, так как не все еще оди­на­ко­во ра­бо­та­ют, а по­сле то­го, как по­де­ли­ли до­хо­ды, очень ру­га­ют­ся, он от­ве­тил: «Ну я так и знал, что ни­че­го из этих кол­хо­зов не по­лу­чит­ся». Боль­ше от свя­щен­ни­ка я ни­че­го по­доб­но­го не слы­ха­ла».
Как все­гда, в ка­че­стве са­мо­го зна­чи­тель­но­го сви­де­те­ля об­ви­не­ния был вы­зван пред­ста­ви­тель мест­ной вла­сти — пред­се­да­тель сель­со­ве­та, ко­то­рый по­ка­зал: «Алек­сея Алек­се­е­ви­ча Поп­ко­ва я знаю как од­но­сель­ча­ни­на, его взгля­ды ан­ти­со­вет­ские… Кон­крет­ных вы­ступ­ле­ний с ука­за­ни­ем да­ты при­пом­нить не мо­гу. Алек­сей Поп­ков име­ет тес­ную связь со свя­щен­ни­ком Ра­мен­ской церк­ви Бо­го­яв­лен­ским. В сель­ско­хо­зяй­ствен­ную кам­па­нию 1934 го­да я был у се­бя в де­ревне, и кол­хоз­ни­ки мне рас­ска­зы­ва­ли, что в мо­мент убор­ки кле­ве­ра днем все кол­хоз­ни­ки су­ши­ли кле­вер, а Поп­ков ушел к свя­щен­ни­ку Бо­го­яв­лен­ско­му и дол­гое вре­мя с ним бе­се­до­вал. Ха­рак­тер­но от­ме­тить то об­сто­я­тель­ство, что все ли­ца, ко­то­рые име­ют тес­ную связь с Бо­го­яв­лен­ским и ко­то­рых я знаю как од­но­сель­чан, так же, как Поп­ков, ан­ти­со­вет­ски на­стро­е­ны и от­кры­то вы­ска­зы­ва­ют­ся про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий. Все ли­ца, ко­то­рые дер­жа­ли связь со свя­щен­ни­ком, дер­жа­ли ее как-то скрыт­но от дру­гих и хо­ди­ли толь­ко они к свя­щен­ни­ку, к ним же свя­щен­ник, как я за­ме­тил, не хо­дил. Мож­но уве­рен­но ска­зать, что все ан­ти­со­вет­ские на­стро­е­ния и раз­го­во­ры, ко­то­рые очень ча­сто мож­но бы­ло слы­шать от граж­дан де­рев­ни Ма­ла­ньи­но, ис­хо­ди­ли от свя­щен­ни­ка через близ­ких ему лю­дей».
Но и эти по­ка­за­ния бы­ли неубе­ди­тель­ны и недо­ста­точ­ны для об­ви­не­ния свя­щен­ни­ка, и то­гда 27 сен­тяб­ря о. Иоан­на до­про­сил упол­но­мо­чен­ный управ­ле­ния НКВД, чтобы со­ста­вить свое окон­ча­тель­ное за­клю­че­ние по это­му де­лу.
Отец Иоанн, от­ве­чая на во­про­сы, ска­зал: «Слу­жа свя­щен­ни­ком се­ла Ра­ме­нье, я при от­прав­ле­нии служб в церк­ви ка­ких-ли­бо про­по­ве­дей ан­ти­со­вет­ско­го ха­рак­те­ра не про­из­но­сил. В част­ные бе­се­ды с при­хо­жа­на­ми всту­пал очень ред­ко, тем по­ли­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра не ка­сал­ся ни­ко­гда и ни с кем. При­хо­жане от­но­си­лись ко мне хо­ро­шо, сре­ди них я поль­зо­вал­ся ав­то­ри­те­том. Объ­яс­ня­ет­ся это, с од­ной сто­ро­ны, тем, что я на тре­бы не толь­ко не уста­нав­ли­вал так­сы, но и не про­сил; что да­дут, то и лад­но, а и не да­дут — хо­ро­шо. С дру­гой сто­ро­ны, при­хо­жане лю­би­ли ме­ня за то, что я за­бо­тил­ся о хра­ме, ис­прав­лял обя­зан­но­сти не толь­ко свя­щен­ни­ка, диа­ко­на и пса­лом­щи­ка, но был од­новре­мен­но и зво­на­рем, и сто­ро­жем, и убор­щи­ком. Пред­ше­ствен­ник мой до­вел, мож­но ска­зать, храм до за­пу­сте­ния — всю­ду бы­ли грязь, пыль, па­у­ти­на. Я храм бла­го­устро­ил и все вре­мя сво­и­ми си­ла­ми под­дер­жи­вал в нем чи­сто­ту. Как и ка­ким пу­тем от­дель­ные граж­дане, как на­при­мер, пред­се­да­тель сель­со­ве­та, го­во­рят, что я яв­ля­юсь пер­во­ис­точ­ни­ком раз­но­го ро­да ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров — для ме­ня со­вер­шен­но непо­нят­но».
По-ви­ди­мо­му, и сле­до­ва­те­ли НКВД, и упол­но­мо­чен­ный вполне со­чув­ство­ва­ли свя­щен­ни­ку и, за­пи­сы­вая его от­ве­ты, не слиш­ком ис­ка­жа­ли то, что он го­во­рил, и не за­хо­те­ли его осу­дить. 2 ок­тяб­ря упол­но­мо­чен­ный НКВД со­ста­вил свое за­клю­че­ние: «В дей­стви­ях, при­пи­сы­ва­е­мых об­ви­ня­е­мо­му Бо­го­яв­лен­ско­му, нет со­ста­ва пре­ступ­ле­ния, а по­то­му де­ло про­из­вод­ством пре­кра­тить, аре­сто­ван­но­го Бо­го­яв­лен­ско­го Ива­на Дмит­ри­е­ви­ча из-под стра­жи немед­лен­но осво­бо­дить». Отец Иоанн был осво­бож­ден из Бе­жец­кой тюрь­мы и вер­нул­ся слу­жить в се­ло Ра­ме­нье.
В на­ча­ле 1935 го­да бла­го­чин­ный при­слал о. Иоан­ну рас­по­ря­же­ние, чтобы он вел в сво­ем хра­ме за­пись ро­див­ших­ся, умер­ших и всту­пив­ших в брак. По су­ще­ству эти за­пи­си нуж­ны бы­ли са­мим кре­стья­нам, ко­то­рые же­ла­ли, чтобы факт кре­ще­ния их де­тей, смер­ти близ­ких был за­пи­сан в цер­ков­ных кни­гах их соб­ствен­ной при­ход­ской церк­ви.
Отец Иоанн в со­от­вет­ствии с рас­по­ря­же­ни­ем бла­го­чин­но­го вел эти за­пи­си до сен­тяб­ря 1935 го­да, ко­гда вновь был аре­сто­ван вла­стя­ми и об­ви­нен в при­сво­е­нии адми­ни­стра­тив­ных функ­ций. При­хо­жане на­шли адво­ка­та для за­щи­ты свя­щен­ни­ка. Со­сто­яв­ший­ся вско­ре суд при­го­во­рил о. Иоан­на к де­неж­но­му штра­фу. По­сле огла­ше­ния при­го­во­ра свя­щен­ник был осво­бож­ден. Адво­кат, про­ща­ясь с о. Иоан­ном, пре­ду­пре­дил его, что он все рав­но бу­дет вско­ре аре­сто­ван, так как глав­ная его ви­на пе­ред вла­стя­ми со­сто­ит в том, что он свя­щен­ник, и он мо­жет из­бег­нуть аре­ста лишь оста­вив слу­же­ние в хра­ме. Та­кой путь о. Иоанн ка­те­го­ри­че­ски от­верг и вер­нул­ся слу­жить в цер­ковь.
В де­каб­ре 1935 го­да бла­го­чин­ный сно­ва при­слал рас­по­ря­же­ние, чтобы свя­щен­ник и в 1936 го­ду вел по­доб­ные за­пи­си. Об этом рас­по­ря­же­нии ста­ло из­вест­но НКВД, и, на­ме­ре­ва­ясь при­влечь свя­щен­ни­ка к от­вет­ствен­но­сти, 8 мар­та 1936 го­да сле­до­ва­тель вы­звал о. Иоан­на на до­прос.
— По­сту­пи­ла ли к вам ди­рек­ти­ва бла­го­чин­но­го с ука­за­ни­ем о ве­де­нии за­пи­сей в церк­ви на 1936 год — ро­див­ших­ся, умер­ших и всту­пив­ших в брак? И ко­гда она к вам по­сту­пи­ла? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Да, та­кая ди­рек­ти­ва ко мне по­сту­пи­ла в де­каб­ре… точ­но ука­зать ка­ко­го чис­ла не мо­гу.
— Что ва­ми прак­ти­че­ски сде­ла­но во ис­пол­не­ние ука­зан­ной вы­ше ди­рек­ти­вы?
— В сен­тяб­ре 1935 го­да я был су­дим за при­сво­е­ние адми­ни­стра­тив­ных функ­ций, то есть за то, что вел эти за­пи­си и вы­дал по ним справ­ку. По­это­му, невзи­рая на ука­за­ния вы­ше­сто­я­ще­го ду­хов­но­го ли­ца, я ве­сти за­пи­си в 1936 го­ду не стал.
Сле­до­ва­тель удо­вле­тво­рил­ся от­ве­та­ми свя­щен­ни­ка и от­пу­стил его.
По­ло­же­ние хра­ма в 1936 го­ду ста­ло кри­ти­че­ским, вла­сти об­ло­жи­ли его на­ло­гом, вы­пла­тить ко­то­рый бы­ло невоз­мож­но, тем бо­лее что они за­пре­ти­ли мо­леб­ны в до­мах, а в храм мно­гие уже опа­са­лись от­кры­то хо­дить. 5 фев­ра­ля в до­ме свя­щен­ни­ка со­бра­лась цер­ков­ная два­дцат­ка, чтобы ре­шить, как из­бе­жать за­кры­тия хра­ма. Ре­ши­ли во что бы то ни ста­ло вы­пол­нить тре­бо­ва­ние вла­стей и со­брать да­ле­ко не ма­лую для ра­зо­рен­ных кол­лек­ти­ви­за­ци­ей кре­стьян сум­му, а для это­го про­из­ве­сти сбор средств по дво­рам с об­ра­ще­ни­ем к жи­те­лям, что ес­ли они не по­мо­гут, то со­вет­ская власть за­кро­ет храм, и уже не при­дет­ся хо­ро­нить сво­их близ­ких на цер­ков­ном клад­би­ще, не бу­дет ни от­пе­ва­ний, ни па­ни­хид, ни мо­литв, и ни­кто не по­мянет ду­ши по­чив­ших за ли­тур­ги­ей.
Об­ход по дво­рам мо­мен­таль­но дал ре­зуль­та­ты: бы­ла со­бра­на нуж­ная сум­ма и упла­чен на­лог. Все это не оста­лось неза­ме­чен­ным вла­стя­ми; тут же по­сы­па­лись до­но­сы в НКВД: буд­то кре­стьяне ста­ли го­во­рить, что свя­щен­ник ра­бо­та­ет луч­ше, чем сель­со­вет, ко­то­ро­му ни­ко­гда пла­на по го­судар­ствен­но­му зай­му не вы­пол­нить, буд­то он од­ним сло­вом, что цер­ковь за­кро­ют и сель­со­вет без церк­ви бу­дет брать за по­хо­ро­ны трид­цать руб­лей, со­брал нуж­ную сум­му, пло­хие же по­мощ­ни­ки у сель­со­ве­та, ку­да ху­же, чем у свя­щен­ни­ка. Несмот­ря на до­но­сы, все же и вла­сти ви­де­ли, что свя­щен­ник ве­дет се­бя сдер­жан­но, и не по­то­му, что осто­ро­жен, а по сво­е­му сми­ре­нию и ка­кой-то при­род­ной за­стен­чи­во­сти.
Но при­шли но­вые, бо­лее без­жа­лост­ные го­не­ния, ру­ко­во­ди­те­ли стра­ны при­ня­ли ре­ше­ние о бес­по­щад­ном уни­что­же­нии всех неугод­ных им лю­дей и це­лых сло­ев на­се­ле­ния, в том чис­ле и ду­хо­вен­ства. 12 но­яб­ря 1937 го­да о. Иоанн был аре­сто­ван; по­сле это­го со­труд­ни­ки НКВД ста­ли со­би­рать «до­ка­за­тель­ства пре­ступ­но­сти» свя­щен­ни­ка. По обык­но­ве­нию ста­ли вы­зы­вать «де­жур­ных сви­де­те­лей». Как обыч­но, был вы­зван пред­ста­ви­тель мест­ной вла­сти — пред­се­да­тель сель­со­ве­та; про­дол­жа­ли со­би­рать­ся до­но­сы. Один из до­нос­чи­ков пи­сал о свя­щен­ни­ке, что «два го­да на­зад из кол­хо­за, то есть на тре­тий год пя­ти­лет­ки, од­на жен­щи­на да­ла свя­щен­ни­ку Бо­го­яв­лен­ско­му два меш­ка кар­тош­ки из об­ще­кол­хоз­ной, под­ле­жа­щей рас­пре­де­ле­нию по тру­до­дням. Он знал, что кар­то­фель об­щий, а взял».
20 но­яб­ря со­сто­ял­ся пер­вый до­прос.
— Вам предъ­яв­ля­ет­ся об­ви­не­ние в си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, на­прав­лен­ной к сры­ву про­во­ди­мых хоз­по­лит­кам­па­ний в кол­хо­зах. След­ствие от вас тре­бу­ет прав­ди­вых по­ка­за­ний.
— Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел.
— В сен­тяб­ре вы да­ли уста­нов­ку мо­на­хине ве­сти ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию о том, что яко­бы со­вет­ская власть — ка­тор­га и кол­хо­зы рас­па­дут­ся. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Это­го не под­твер­ждаю.
— 4 но­яб­ря вы, бу­дучи в цер­ков­ной сто­рож­ке, вос­хва­ля­ли вра­гов на­ро­да. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
— Это­го я не под­твер­ждаю, по­ка­за­ния сви­де­те­лей лож­ны.
— В ав­гу­сте вы сре­ди кол­хоз­ни­ков де­рев­ни Ма­ла­ньи­но ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Го­во­ри­ли: «Ра­бо­та­е­те день и ночь, а по­лу­ча­е­те гро­ши, все пой­дет го­су­дар­ству». Под­твер­жда­е­те ли вы это?
— Это­го я не под­твер­ждаю. Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не вел.
— В сен­тяб­ре вы рас­про­стра­ня­ли слу­хи о войне и па­де­нии со­вет­ской вла­сти. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
— Нет, не под­твер­ждаю.
Свя­щен­ник дер­жал­ся твер­до и от­ка­зал­ся воз­во­дить кле­ве­ту на се­бя или дру­гих, и в тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 25 но­яб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Отец Иоанн был со­слан в Ко­ми об­ласть в Сев­жел­дор­лаг, в по­се­лок Княж-По­гост. Он про­был на тя­же­лых ра­бо­тах с 1938 по 1941 год. С на­ча­лом вой­ны, при том что ра­бо­та оста­ва­лась непо­силь­но тя­же­лой, кор­мить в ла­ге­ре по­чти пе­ре­ста­ли. Свя­щен­ник Иоанн Бо­го­яв­лен­ский умер от го­ло­да 24 де­каб­ря 1941 го­да; ему бы­ло то­гда со­рок де­вять лет.


Жития
Писание