☀️ неподвижный годовой круг:
• 9 декабря (26 ноября)
• (Рождественский пост)
• прп. Иакова Сирийского (457)
• прп. Стилиана Пафлагонского (V–VI)
• прп. Алипия Столпника (640)
• освящение церкви вмч. Георгия Победоносца в Киеве (1051–1054)
• свт. Иннокентия (Кульчицкого) Иркутского (1731)
• сщмчч. Николая (Замараева), Иоанна (Виноградова), Георгия (Колоколова), Назария (Грибкова), Василия (Агафоникова), Василия (Колосова), Илии (Зачатейского), Василия (Студницына), Даниила (Мещанинова), Михаила (Зеленцовского), прмч. Тихона (Бузова) (1937), мч. Петра (Царапкина) (после 1937)


☦️
Преподобный Иа́ков Сирийский, отшельник.
Пре­по­доб­ный Иа­ков от­шель­ник под­ви­зал­ся на го­ре неда­ле­ко от го­ро­да Ки­ра в Си­рии. Он стра­дал тя­же­лой бо­лез­нью, но все­гда но­сил вери­ги, пи­щу вку­шал лишь ве­че­ром и непре­стан­но мо­лил­ся.
Та­ки­ми по­дви­га­ми он до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, по­лу­чив от Гос­по­да власть над бе­са­ми, дар ис­це­ле­ний и да­же вос­кре­ше­ния усоп­ших. В пре­клон­ном воз­расте пре­по­доб­ный Иа­ков мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1046

☦️
Преподобный Стилиа́н Пафлагонский.
Преподобный Стилиа́н Пафлагонский ро­дил­ся в го­ро­де Адри­а­но­по­ле в Па­фла­го­нии, в Ма­лой Азии, в V ве­ке. Он был бла­го­сло­вен от чре­ва ма­те­ри сво­ей, и чем стар­ше ста­но­вил­ся, тем в боль­шей ме­ре по ми­ло­сти Бо­жи­ей Дух Свя­той по­се­лял­ся в нем. С дет­ско­го воз­рас­та он вы­ка­зы­вал ред­кое устрем­ле­ние к свя­той жиз­ни.
До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, он раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным. И ко­гда ни­че­го не оста­лось от от­цов­ско­го на­след­ства, пре­ис­пол­нен­ный об­лег­че­ния и ра­до­сти, ска­зал: «Я ски­нул тя­же­лый якорь, ко­то­рый дер­жал ме­ня на при­вя­зи же­ла­ний мо­е­го пад­ше­го те­ла. От­ныне от­крыт пе­ре­до мной путь к ис­тин­ной жиз­ни».
По­сле это­го свя­той при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в од­ном из ма­ло­азий­ских мо­на­сты­рей. Бла­го­да­ря су­ро­вой ас­ке­зе он стя­жал доб­ро­де­те­ли нес­тя­жа­тель­но­сти, чи­сто­ты и по­слу­ша­ния. Ни­ка­ко­го иму­ще­ства у него не оста­лось, он жил в про­сто­те и ни­ще­те. Под­чи­няя свою во­лю стар­цу, он успеш­но бо­рол­ся с ис­ку­ше­ни­я­ми от бе­са, ми­ра и пло­ти.
За­тем, же­лая еще бли­же по­дой­ти к со­вер­шен­ству, он рас­про­щал­ся с бра­тья­ми и уда­лил­ся в без­люд­ную пу­сты­ню, где по­се­лил­ся в пе­ще­ре. Дни и но­щи он про­во­дил в мо­лит­ве и сла­во­сло­вии Бо­га. Мно­гие го­ды по­движ­ни­че­ской жиз­ни про­вел он в пу­стыне, до то­го как Гос­подь ре­шил явить лю­дям се­го «све­тиль­ни­ка свет­ла». Со вре­ме­нем в окру­ге раз­нес­лась мол­ва о свя­то­сти от­шель­ни­ка и мно­гие лю­ди, с ве­рой и бла­го­че­сти­ем, по­тя­ну­лись к его пе­ще­ре.
Глу­бо­ко за­па­ли в ду­шу свя­то­му Сти­ли­а­ну еван­гель­ские сло­ва: «ис­тин­но го­во­рю вам, ес­ли не об­ра­ти­тесь и не бу­де­те как де­ти, не вой­де­те в Цар­ство Небес­ное» (Мф.18:1-4). Гос­подь да­ро­вал ему бла­го­дать по­кро­ви­тель­ства ма­лы­шам. Ма­те­ри из близ­ле­жа­щих го­ро­дов и де­ре­вень, из­да­ле­ка при­но­си­ли ему сво­их боль­ных де­тей, и свя­той ис­це­лял их. До­стиг­нув пе­ще­ры, ма­те­ри па­да­ли пе­ред свя­тым на ко­ле­ни, сла­ви­ли Бо­га и мо­ли­ли о сво­ем ре­бен­ке. Свя­той Сти­ли­ан брал его на ру­ки, со сле­за­ми про­сил у Бо­га ис­це­ле­ния, и Гос­подь да­ро­вал его. Кро­ме то­го, по мо­лит­вам свя­то­го бес­плод­ные жен­щи­ны ста­но­ви­лись мно­го­дет­ны­ми ма­те­ря­ми.
Пре­ста­вил­ся свя­той Сти­ли­ан ко Гос­по­ду в глу­бо­кой ста­ро­сти.
По­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Сти­ли­а­на рас­про­стра­ни­лось ши­ро­ко за пре­де­лы род­ной об­ла­сти и оста­ёт­ся силь­ным осо­бен­но в Церк­вах гре­че­ской тра­ди­ции. На Ру­си его имя оста­лось ма­ло­из­вест­ным. Как и в го­ды его зем­ной жиз­ни, к нему осо­бен­но при­бе­га­ют в мо­лит­вах об ис­це­ле­нии де­тей и из­бав­ле­ния от бес­пло­дия. На ико­нах свя­той изо­бра­жа­ет­ся дер­жа­щим на ру­ках спе­ле­ну­то­го мла­ден­ца.

☦️
Преподобный Али́пий Столпник, Адрианопольский.
Пре­по­доб­ный Али­пий Столп­ник ро­дил­ся в 522 го­ду в г. Адри­а­но­по­ле в Па­фла­го­нии. Мать его, бла­го­че­сти­вая хри­сти­ан­ка, ра­но ов­до­ве­ла и, зная о Бо­же­ствен­ном при­зва­нии сы­на, по­ру­чи­ла его вос­пи­та­ние Фе­о­до­ру, епи­ско­пу Адри­а­но­поль­ско­му. Во вре­мя рож­де­ния сы­на мать ви­де­ла чу­дес­ное ви­де­ние, вся ком­на­та бы­ла на­пол­не­на Бо­же­ствен­ным си­я­ни­ем – это бы­ло пред­зна­ме­но­ва­ни­ем бу­ду­щей пра­вед­ной жиз­ни Али­пия.
За бо­го­угод­ную жизнь епи­скоп по­свя­тил св. Али­пия в сан диа­ко­на. Од­на­жды пре­по­доб­но­му, со­про­вож­дав­ше­му сво­е­го вла­ды­ку в Кон­стан­ти­но­поль, яви­лась в сон­ном ви­де­нии св. му­че­ни­ца Ев­фи­мия и ска­за­ла, чтобы он воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну и на ме­сте за­бро­шен­но­го язы­че­ско­го клад­би­ща ос­но­вал цер­ковь в честь ее свя­то­го име­ни. Пре­по­доб­ный ис­пол­нил Бо­же­ствен­ное ука­за­ние и по­ло­жил на­ча­ло по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Ря­дом с хра­мом, под от­кры­тым небом, на вер­ху язы­че­ско­го гро­ба свя­той со­ору­дил се­бе столп, на ко­то­ром под­ви­зал­ся 53 го­да в непре­стан­ных мо­лит­вах к Бо­гу, по­учая и на­став­ляя мно­гих, при­хо­дя­щих к нему. Жив­шие на язы­че­ском клад­би­ще бе­сы ис­ку­ша­ли по­движ­ни­ка, но по­беж­ден­ные мо­лит­вой и стой­ко­стью свя­то­го, на­все­гда по­ки­ну­ли это ме­сто. За свои по­дви­ги из­бран­ник Бо­жий удо­сто­ил­ся бла­го­дат­но­го да­ра про­ро­че­ства, из­гна­ния бе­сов и ис­це­ле­ния неду­гов. Лишь за 14 лет до смер­ти свя­той не смог боль­ше сто­ять и из-за бо­лез­ни ног ле­жал на бо­ку, без­ро­пот­но пе­ре­но­ся тяж­кие стра­да­ния и сми­рен­но бла­го­да­ря Гос­по­да. По­сте­пен­но око­ло стол­па воз­ник­ли два мо­на­сты­ря: муж­ской и жен­ский, в ко­то­рых пре­по­доб­ный ввел стро­гие мо­на­ше­ские уста­вы и управ­лял ими до сво­ей кон­чи­ны. По­чил пре­по­доб­ный Али­пий в 640 г., в воз­расте 118 лет.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1045

☦️
Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве.
У рус­ских кня­зей, на­чи­ная с рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, су­ще­ство­вал бла­го­че­сти­вый обы­чай ос­но­вы­вать хра­мы в честь сво­их Ан­ге­лов Хра­ни­те­лей. Так, рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир, в Свя­том Кре­ще­нии Ва­си­лий, по­стро­ил в Ки­е­ве и Вы­ш­го­ро­де хра­мы во имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, князь Изя­с­лав I (1054–1068), в Кре­ще­нии Ди­мит­рий, по­стро­ил в Ки­е­ве храм и мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия (па­мять 26 ок­тяб­ря), князь Яро­слав Муд­рый (1019–1054), во Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, по­ло­жил на­ча­ло хра­му и муж­ской оби­те­ли в честь сво­е­го Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля – ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия (па­мять 23 ап­ре­ля), а так­же по­стро­ил храм во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ири­ны (па­мять 5 мая), Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля сво­ей су­пру­ги. Храм в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия на­хо­дил­ся пе­ред вра­та­ми Свя­той Со­фии, на его стро­и­тель­ство князь Яро­слав за­тра­тил боль­шие сред­ства, в воз­ве­де­нии хра­ма при­ни­ма­ло уча­стие боль­шое чис­ло стро­и­те­лей. 26 но­яб­ря храм был освя­щен свя­ти­те­лем Ила­ри­о­ном, мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским (па­мять 21 ок­тяб­ря), и уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь это­го со­бы­тия.

☦️
Святитель Инноке́нтий (Кульчицкий), Иркутский, епископ.
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, известный благочестием и ученостью архипастырь, был просветителем отдаленнейшей окраины Русского государства — Восточной Сибири, опытным устроителем церковной жизни Иркутской епархии.
Происходил он из дворянского рода Кульчицких (в миру носил имя Иоанн). Святитель родился около 1682 года. Обучался он в Киевской духовной академии. В 1706 году, окончив курс обучения, принял монашеский постриг с именем Иннокентий и вступил в число братии Киево-Печерской Лавры.
В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1714 году его назначили префектом академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Петра I вызвали в Александро-Невскую Лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финском городе Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях.
В 1721 году Святейший Синод определил иеромонаха Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине с возведением в сан епископа Переяславского. До окончательного утверждения этого определения святитель исполнял должность наместника Александро-Невской Лавры, а 5 марта 1721 года святой Иннокентий был хиротонисан в Троицком соборе Лавры во епископа Переяславского, в присутствии Петра I.
19 апреля 1721 года русский миссионер вместе с двумя иеромонахами, двумя диаконами, пятью певчими и несколькими служителями выехал из Петербурга, и только в марте 1722 года прибыл в Иркутск. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как неосторожно назвал Святителя в грамоте тобольский губернатор.
Три года вынужден был провести Святитель в Селенгинске на границе с Китаем, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и от неустройства гражданского управления в Сибири. Неоднократно он обращался в Синод, сообщая о своем бедственном положении: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити…? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? — Без указа подвод не дадут. И куда? — Понеже лисы язвины имеют для отдыха, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи».
Не получая жалованья, Святитель и его спутники питались подаяниями русских купцов. Единственной отрадой для святого Иннокентия были Богослужения в Селенгинском соборе и в храме Троицкого Селенгинского монастыря. Несмотря на тягостные условия жизни, Святитель никогда не оставался в праздности: писал иконы, проповедовал Слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам и просвещал их святым Крещением.
В феврале 1725 года из Синода пришел указ, повелевавший Святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где архипастырь поселился в Вознесенском монастыре. В августе 1727 года Святитель получил указ о назначении его правящим епископом новой Иркутской епархии. Обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурятов, монголов, якутов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало архипастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он подолгу не получал жалования и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства Вознесенского монастыря содержалась монголо-русская школа. Неустанные заботы святителя были обращены на подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.
Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания, инструкции и предписания.
В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению Святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, — говорил Святитель, — должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено,— засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. В епархии Святителя насчитывалось 33 церкви и 4 монастыря. Будучи строгим ревнителем благочестия, святитель Иннокентий неутомимо заботился о избрании достойных пастырей, он говорил: «Но ныне аще кто пожелает святую церковь построити, то не стены едины созидайте, но и внутрь украшайте ризами, сосудами, а наипаче всех сих — людьми благоразумными — священниками богобоязненными»,
Заповедуя инокам соблюдать монашеское правило, Святитель сам строго выполнял его. Любил он уединяться для молитвы в пещеру, которую ископал для себя основатель Вознесенской обители старец Герасим, любил он возносить свои моления и над могилой старца. По ночам Святитель читал творения святых отцов и часто, ночью, выходил из своей келлии, направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился на него со всех четырех сторон. В своей келейной жизни святой был прост, принимал участие в полевых работах. Одежда его состояла из власяницы, поверх которой он надевал сделанный из кожи лося подрясник и кожаный пояс.
Не отличаясь крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод святитель Иннокентий рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.
В 1764 году тело святого первопрестольника Иркутского обрели нетленным во время ремонтных работ в монастырской Тихвинской церкви. Множество чудес совершилось не только в Иркутске, но и в отдаленных местах Сибири при молитвенном обращении к Святителю. Это побудило Святейший Синод к открытию мощей и прославлению святителя Иннокентия в 1800 году. С 1804 года установлено празднование его памяти по всей России 26 ноября, так как в день преставления (27 ноября) совершается празднование иконе Божией Матери «Знамение».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-innokentij-kulchickij

☦️
Священномученик Николай Замараев, пресвитер.
Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич За­ма­ра­ев ро­дил­ся в Ве­ли­ком Устю­ге 25 мая 1869 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка. Имея пе­ред со­бою при­мер от­ца, Ни­ко­лай за­кан­чи­ва­ет Во­ло­год­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сле ее окон­ча­ния в 1890 го­ду ста­но­вит­ся свя­щен­ни­ком. На мо­мент аре­ста отец Ни­ко­лай был уже про­то­и­е­ре­ем и слу­жил в Бо­го­род­ской клад­би­щен­ской церк­ви го­ро­да Во­лог­ды.
Аре­сто­ван он был 2 июля 1937 го­да по об­ви­не­нию в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции» и в том, что он «член к.-р. цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пы». Трой­ка при УНКВД СССР по Се­вер­но­му краю при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ни­ко­лая За­ма­ра­е­ва к 10 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. 68-лет­ний свя­щен­ник не вы­дер­жал тю­рем­ных усло­вий. Он умер в ме­стах за­клю­че­ния в том же году 9 де­каб­ря (1937 го­да).

☦️
Священномученик Иоа́нн Виноградов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 5 ян­ва­ря 1879 го­да в се­ле Пре­об­ра­жен­ском Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пав­ла Ви­но­гра­до­ва. В 1901 го­ду Иван Пав­ло­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем и учи­те­лем цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка в Спа­со-На­лив­ков­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу го­ро­да Моск­вы. В 1903 го­ду Иван Пав­ло­вич же­нил­ся на Ма­рии Фе­до­ровне Черт­ко­вой и в этом же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му мос­ков­ско­го Ни­кит­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря. В 1905 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и на­прав­лен слу­жить в цер­ковь, на­хо­див­шу­ю­ся на мо­на­стыр­ском ху­то­ре.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-vinogradov

☦️
Священномученики Георгий Колоколов, Назарий Грибков и мученик Петр Царапкин.

Во вре­мя го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в 1937 го­ду за­ча­стую аре­сто­вы­вал­ся сра­зу весь при­чт хра­ма – все свя­щен­ни­ки, пса­лом­щи­ки и пев­чие, и в осо­бен­но­сти ес­ли они бы­ли мо­на­хи­ня­ми или по­слуш­ни­ца­ми.
21 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ник НКВД до­про­сил сек­ре­та­ря сель­со­ве­та в се­ле Ту­го­лес Ша­тур­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти Ва­си­лия Язы­ко­ва, ко­то­рый по­сле бе­се­ды с ним под­пи­сал по­ка­за­ния, сви­де­тель­ству­ю­щие об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ков, слу­жив­ших в хра­ме ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы в этом се­ле: «Мне из­вест­но, что в де­ревне Ту­го­лес су­ще­ству­ет контр­ре­во­лю­ци­он­ная груп­па цер­ков­ни­ков, в ко­то­рую вхо­дят по­пы На­за­рий Гриб­ков… Ге­ор­гий Иоси­фо­вич Ко­ло­ко­лов… дья­чок Ца­рап­кин, звать не пом­ню, все они тес­но свя­за­ны меж­ду со­бой, ча­сто со­би­ра­ют­ся у по­па На­за­рия Гриб­ко­ва, сре­ди на­се­ле­ния ве­дут от­кры­тую контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, на­прав­лен­ную к под­ры­ву мо­щи на­шей стра­ны… всю свою контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность ука­зан­ная груп­па на­прав­ля­ет на под­рыв кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства и всех про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­стью в де­ревне. В убо­роч­ную кам­па­нию умыш­лен­но за­тя­ги­ва­ли служ­бу по це­лым дням, тем са­мым тор­мо­зи­ли ход убо­роч­ной кам­па­нии. Кро­ме то­го, от­кры­то сре­ди на­се­ле­ния ве­дут ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, как то: На­за­рий Гриб­ков и Ге­ор­гий Ко­ло­ко­лов сре­ди кол­хоз­ни­ков рас­пус­ка­ют раз­ную кле­ве­ту о ла­ге­рях, го­во­рят, что со­вет­ская власть, за­клю­чая лю­дей в ла­ге­ря, не ис­прав­ля­ет лю­дей, а из­де­ва­ет­ся над людь­ми; за­став­ля­ют ра­бо­тать непо­силь­ную ра­бо­ту, кор­мят без­об­раз­но пло­хо, в ла­ге­рях лю­ди мрут, ни­кто на это не об­ра­ща­ет вни­ма­ния, усло­вия жиз­ни со­зда­ют невы­но­си­мые, бóльшая часть лю­дей, осуж­ден­ных и от­бы­ва­ю­щих на­ка­за­ние в ла­ге­рях, не вы­но­сит со­зда­ва­е­мых усло­вий и оста­ет­ся там… Дья­чок Ца­рап­кин в ок­тяб­ре ме­ся­це кол­хоз­ни­кам го­во­рил: “Боль­ше­ви­ки в кон­сти­ту­цию впи­са­ли пункт, что у нас в Со­вет­ском Со­ю­зе каж­дый мо­жет вы­би­рать и каж­дый мо­жет быть из­бран­ным. Это все ерун­да, ни­ко­гда это­го не до­пу­стят, вы са­ми те­перь ви­ди­те, что лю­дей на­чи­на­ют за­би­рать, зна­чит, вы­би­рать бу­дут не все”».
В тот же день был до­про­шен один из кол­хоз­ни­ков, Иван Кры­лов. Со­труд­ни­ки НКВД вы­зва­ли его к се­бе, уго­сти­ли вод­кой, да­ли де­нег на вы­пив­ку, и он под­пи­сал все, что те тре­бо­ва­ли от него: по­ка­за­ния, ана­ло­гич­ные по­ка­за­ни­ям пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та.
27 но­яб­ря со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли про­то­и­е­рея Ге­ор­гия Ко­ло­ко­ло­ва и пса­лом­щи­ка Пет­ра Ца­рап­ки­на, а на сле­ду­ю­щий день – про­то­и­е­рея На­за­рия Гриб­ко­ва. Все они бы­ли за­клю­че­ны в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.

Свя­щен­но­му­че­ник Ге­ор­гий ро­дил­ся 22 ок­тяб­ря 1876 го­да в го­ро­де Москве в се­мье диа­ко­на Иоси­фа Ко­ло­ко­ло­ва. Окон­чил в 1898 го­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1899 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на к Пре­об­ра­жен­ской церк­ви се­ла Спас­ское-Ту­ши­но Мос­ков­ско­го уез­да. В 1904 го­ду диа­кон Ге­ор­гий был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ак­си­ньи­но Зве­ни­го­род­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем Ак­си­ньин­ско­го на­род­но­го учи­ли­ща и уезд­ной цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы, в этой долж­но­сти он со­сто­ял до 1918 го­да…
В 1931 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли его и при­го­во­ри­ли к пя­ти го­дам за­клю­че­ния. Год он про­был на ка­торж­ных ра­бо­тах на стро­и­тель­стве Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла, а с мар­та 1932 го­да по июнь 1933 го­да ра­бо­тал сче­то­во­дом в од­ном из от­де­ле­ний Со­ло­вец­ких ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей на ла­гер­ном пунк­те Сен­ну­ха.
По воз­вра­ще­нии про­то­и­е­рея Ге­ор­гия в 1933 го­ду из за­клю­че­ния епи­скоп Оре­хо­во-Зу­ев­ский, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Иоанн (Ши­ро­ков) на­зна­чил его на­сто­я­те­лем хра­ма ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы в се­ле Ту­го­лес. В 1934 го­ду про­то­и­е­рей Ге­ор­гий был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом с укра­ше­ни­я­ми, а в 1935 го­ду – мит­рой.
27 но­яб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его. Сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка:
– Ска­жи­те, ка­кие сре­ди вас, Гриб­ко­ва На­за­рия Сте­па­но­ви­ча и Ца­рап­ки­на Пет­ра Сер­ге­е­ви­ча, су­ще­ству­ют вза­и­мо­от­но­ше­ния?
– Сре­ди ме­ня, Гриб­ко­ва и Ца­рап­ки­на вза­и­мо­от­но­ше­ния са­мые дру­же­ские, все мы слу­жим в од­ной церк­ви, я свя­щен­ни­ком, Гриб­ков вто­рым свя­щен­ни­ком, а Ца­рап­кин пса­лом­щи­ком, бы­ва­ем друг у дру­га очень ча­сто и ве­дем все­воз­мож­ные де­ло­вые раз­го­во­ры.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­ли ан­ти­со­вет­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя. При­зна­е­те это?
– Я лич­но ан­ти­со­вет­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния не вел.
– Вы го­во­ри­те неправ­ду, след­ствие тре­бу­ет от вас да­чи прав­ди­вых по­ка­за­ний. Вы ве­ли ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры о непо­силь­ной жиз­ни в ла­ге­рях и из­де­ва­тель­стве над на­ро­дом. Под­твер­жда­е­те это?
– Я дей­стви­тель­но сре­ди на­се­ле­ния го­во­рил, что в ла­ге­рях жизнь му­чи­тель­ная, труд­ная и из­де­ва­ют­ся над на­ро­дом, это я при­знаю.

Свя­щен­но­му­че­ник На­за­рий ро­дил­ся 22 ок­тяб­ря 1879 го­да в де­ревне Огрыз­ко­во Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Сте­па­на Гриб­ко­ва. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Его­рьев­ском Хлу­дов­ском учи­ли­ще. В это вре­мя он стал петь в хо­ре маль­чи­ков в церк­ви, то­гда у него и об­на­ру­жи­лись зна­чи­тель­ные пев­че­ские да­ро­ва­ния. Через пе­ние На­за­рий по­лю­бил и са­му цер­ков­ную служ­бу и в кон­це кон­цов за­хо­тел стать цер­ков­но­слу­жи­те­лем. Он окон­чил 5 и 6 клас­сы Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и с 1899 го­да стал слу­жить пса­лом­щи­ком, с 1906 го­да – в со­бо­ре го­ро­да Его­рьев­ска.
В 1916 го­ду На­за­рий Сте­па­но­вич об­вен­чал­ся с де­ви­цей Клав­ди­ей. Ее отец, Алек­сей Ели­се­ев, был че­ло­ве­ком в этих ме­стах из­вест­ным и со­сто­ял чле­ном дво­рян­ско­го со­бра­ния. Жи­ли Ели­се­е­вы в се­ле Ше­ло­гу­ро­во Его­рьев­ско­го уез­да. В се­мье у них бы­ло че­ты­ре сест­ры: Ан­на, Ели­за­ве­та, Пе­ла­гия и Клав­дия – и брат Петр. Из всех се­стер Клав­дия от­ли­ча­лась осо­бой доб­ро­той.
В 1916 го­ду епи­скоп Ми­хай­лов­ский, ви­ка­рий Ря­зан­ской епар­хии Ам­вро­сий (Смир­нов) ру­ко­по­ло­жил пса­лом­щи­ка На­за­рия в сан диа­ко­на. В 1919 го­ду ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский и За­рай­ский Иоанн (Смир­нов) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ской церк­ви се­ла Бе­ре­зов­ка Ря­зан­ской епар­хии. В 1926 го­ду отец На­за­рий был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1928 го­ду воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
У от­ца На­за­рия и Клав­дии око­ло де­ся­ти лет не бы­ло де­тей. Вра­чи убеж­да­ли ее, что, ес­ли она и бу­дет бе­ре­мен­на, не смо­жет ро­дить из-за се­рьез­ной бо­лез­ни, сер­деч­ной недо­ста­точ­но­сти. В 1926 го­ду она за­бе­ре­ме­не­ла. Вра­чи пре­ду­пре­ди­ли ее, ес­ли она бу­дет ро­жать, то са­ма при этом мо­жет уме­реть. Клав­дия вы­ра­зи­ла пол­ное сми­ре­ние пе­ред пред­сто­я­щим ей ис­пы­та­ни­ем. Но му­жа она по­про­си­ла: «Ес­ли ро­дит­ся маль­чик и оста­нет­ся жив, то на­зо­ви его Ни­ко­ла­ем». Она очень по­чи­та­ла и лю­би­ла свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.
Клав­дия скон­ча­лась во вре­мя ро­дов, но сын ро­дил­ся здо­ро­вым, и его в со­от­вет­ствии с за­ве­ща­ни­ем ма­те­ри на­зва­ли Ни­ко­ла­ем. Пер­вое вре­мя свя­щен­ник сам кор­мил мла­ден­ца из бу­ты­лоч­ки, а за­тем его взя­лась вы­кор­мить жив­шая в этом же се­ле жен­щи­на по име­ни Пе­ла­гия. Она кор­ми­ла сво­е­го груд­но­го ре­бен­ка, вы­кор­ми­ла и си­ро­ту. Отец На­за­рий впо­след­ствии все­гда го­во­рил сы­ну, что од­на из ве­ли­чай­ших хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей – это бла­го­дар­ность, и он все­гда на­став­лял его мо­лить­ся за сво­их бла­го­де­те­лей и сре­ди них за свою кор­ми­ли­цу.
В это вре­мя отец На­за­рий слу­жил в се­ле По­чин­ки Его­рьев­ско­го рай­о­на. Смерть же­ны яви­лась для него боль­шим по­тря­се­ни­ем, и он по­про­сил ар­хи­ерея пе­ре­ве­сти его в храм в дру­гое се­ло. В 1929 го­ду ар­хи­епи­скоп Оре­хо­во-Зу­ев­ский, ви­ка­рий Мос­ков­ской епар­хии Пи­ти­рим (Кры­лов) на­зна­чил его в храм ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы в се­ло Ту­го­лес.

23 мар­та бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ни­ки Пят­ниц­ко­го хра­ма На­за­рий Гриб­ков и Иоанн Бо­го­ле­пов, ко­то­ро­му бы­ло в то вре­мя шесть­де­сят во­семь лет, пред­се­да­тель цер­ков­но­го со­ве­та Иван Леон­тье­вич Пан­кра­тов, а так­же дочь диа­ко­на Алек­сандра Се­ме­нов­на Яб­лон­ская. Ее об­ви­ни­ли в том, что она сви­де­тель­ство­ва­ла о чу­де об­нов­ле­ния ико­ны. Ей при­над­ле­жал об­раз Чер­ни­гов­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Лик на иконе был по­чти не ви­ден. Она от­да­ла ико­ну од­ной жен­щине, а через неко­то­рое вре­мя та объ­яви­ла, что лик на иконе стал ви­ден со­вер­шен­но от­чет­ли­во. Ико­ну при­нес­ли в храм, и отец Иоанн Бо­го­ле­пов от­слу­жил пе­ред ней во­до­свят­ный мо­ле­бен. Впо­след­ствии это бы­ло по­став­ле­но вла­стя­ми свя­щен­ни­кам в ви­ну.

Му­че­ник Петр ро­дил­ся 10 де­каб­ря 1883 го­да в де­ревне Бо­бо­ши­но Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье са­пож­ни­ка Сер­гея Ца­рап­ки­на. Окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. Пе­ре­ехав в Моск­ву, осво­ил про­фес­сию ре­ту­ше­ра и ра­бо­тал в фо­то­гра­фи­че­ских ма­стер­ских. Но глав­ное, че­му он по­свя­щал все сво­бод­ное вре­мя, бы­ло цер­ков­ное пе­ние. Он пел в хо­ре Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря и во мно­гих мос­ков­ских церк­вях. По­сле ре­во­лю­ции 1917 го­да Петр Сер­ге­е­вич устро­ил­ся ра­бо­тать на за­вод «Ис­кра», од­новре­мен­но оста­ва­ясь ре­ген­том и ор­га­ни­за­то­ром хо­ров в мос­ков­ских хра­мах. В 1933 го­ду за при­над­леж­ность к Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви вла­сти со­чли его со­ци­аль­но опас­ным эле­мен­том и вы­сла­ли из Моск­вы. С это­го вре­ме­ни он стал пса­лом­щи­ком в хра­мах Мос­ков­ской об­ла­сти.
В мар­те 1937 го­да Пат­ри­ар­хия на­пра­ви­ла его пса­лом­щи­ком в храм ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы в се­ло Ту­го­лес. 27 но­яб­ря 1937 го­да Петр Сер­ге­е­вич был аре­сто­ван. На до­про­сах он ви­нов­ным се­бя не при­знал.
5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Ге­ор­гия и про­то­и­е­рея На­за­рия к рас­стре­лу, а пса­лом­щи­ка Пет­ра Ца­рап­ки­на – к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, где он и скон­чал­ся.
Про­то­и­е­рей Ге­ор­гий Ко­ло­ко­лов был рас­стре­лян 9 де­каб­ря, а про­то­и­е­рей На­за­рий Гриб­ков 11 де­каб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой, оба по­гре­бе­ны в без­вест­ных об­щих мо­ги­лах.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-georgij-kolokolov

☦️
Священномученик Васи́лий Агафоников, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 5 мар­та 1885 го­да в се­ле Ме­дя­ны Вят­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии в се­мье Вла­ди­ми­ра Яко­вле­ви­ча и Ма­рии Ан­дре­ев­ны Ага­фо­ни­ко­вых. Его отец слу­жил пса­лом­щи­ком в Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Ме­дя­ны, мать бы­ла до­че­рью пса­лом­щи­ка Ан­дрея Яко­вле­ви­ча и Пе­ла­гии Ива­нов­ны Тро­ни­ных. Ма­рия Ан­дре­ев­на об­ла­да­ла пре­крас­ным слу­хом и хо­ро­шим го­ло­сом и зна­ла на­изусть око­ло трех­сот на­род­ных пе­сен, в ко­то­рых от­ра­жа­лись нрав­ствен­ные воз­зре­ния и ис­то­ри­че­ские пре­да­ния рус­ско­го на­ро­да, что ока­за­ло нема­лое вли­я­ние на Ва­си­лия и его стар­ших бра­тьев Ни­ко­лая и Алек­сандра.
Боль­шое вли­я­ние имел на бра­тьев из­вест­ный в Вят­ской зем­ле пас­тырь и про­по­вед­ник Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Зу­ба­рев, ко­то­рый был крест­ным от­цом Алек­сандра и Ва­си­лия Ага­фо­ни­ко­вых, и впо­след­ствии, ко­гда Алек­сан­дру при­шло вре­мя учить­ся, отец Ни­ко­лай на­сто­ял, чтобы ро­ди­те­ли от­да­ли Алек­сандра в жен­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, ко­то­рой он за­ве­до­вал, а не в муж­скую зем­скую, ку­да тот дол­жен был ид­ти и в ко­то­рой, как и по­чти во всех зем­ских шко­лах, в то вре­мя про­цве­та­ло без­бо­жие. По­сле по­ступ­ле­ния в шко­лу стар­ше­го бра­та Алек­сандра ту­да же по­сту­пил и Ва­си­лий, хо­тя ему в то вре­мя ис­пол­ни­лось все­го шесть с по­ло­ви­ной лет.
По окон­ча­нии Вят­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ва­си­лий же­нил­ся на де­ви­це Клав­дии Ко­шур­ни­ко­вой и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ме­лян­да Ур­жум­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-agafonikov

☦️
Священномученик Васи́лий Колосов, пресвитер.
Ва­си­лий Ива­но­вич Ко­ло­сов ро­дил­ся 20 ян­ва­ря 1876 го­да в се­ле Кри­ван­ди­но Ко­ро­бов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти в се­мье пса­лом­щи­ка. Он учил­ся в Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, но был вы­нуж­ден пре­рвать обу­че­ние в тре­тьем клас­се. В 1898 го­ду его ру­ко­по­ла­га­ют в сан диа­ко­на, и он на­чи­на­ет слу­же­ние в церк­ви се­ла Стру­жа­но­во Ря­зан­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Од­новре­мен­но отец Ва­си­лий пре­по­да­ет За­кон Бо­жий в мест­ной сель­ской шко­ле. В 1911 го­ду его ру­ко­по­ла­га­ют во иереи и по­сы­ла­ют в Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ский жен­ский мо­на­стырь, рас­по­ла­гав­ший­ся в де­ревне Евле­во Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии.
В 1916 го­ду отец Ва­си­лий по­лу­ча­ет но­вое на­зна­че­ние и на­прав­ля­ет­ся свя­щен­но­на­ча­ли­ем в ка­че­стве пол­ко­во­го свя­щен­ни­ка в Цар­скую ар­мию. В по­сле­ре­во­лю­ци­он­ные го­ды ба­тюш­ка воз­вра­ща­ет­ся к при­ход­ско­му сель­ско­му слу­же­нию. С 1918 по 1924 он слу­жит в церк­ви се­ла Дмит­ров­ский по­гост (Мос­ков­ская гу­бер­ния), а сле­ду­ю­щие 10 лет, с 1924 по 1934 год, в церк­ви род­но­го для него (тут он ро­дил­ся и вы­рос) се­ла Кри­ван­ди­но. Храм был за­крыт вла­стя­ми в 1934 го­ду, но отец Ва­си­лий про­дол­жал со­вер­шать тре­бы по прось­бе при­хо­жан на до­му до 1936 го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-kolosov-presviter

☦️
Священномученик Илия́ Зачатейский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Илия ро­дил­ся 12 июля 1884 го­да в се­ле Ча­плы­ги­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ни­ко­ла­е­ви­ча За­ча­тей­ско­го, слу­жив­ше­го в Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ском хра­ме то­го же се­ла.
По окон­ча­нии в 1899 го­ду Ко­ло­мен­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща Илья Алек­сан­дро­вич по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил в 1905 го­ду. С 1912 го­да и до са­мой му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­щен­ник Илия За­ча­тей­ский про­слу­жил в По­кров­ском хра­ме се­ла Ку­пе­ли­цы Ве­рей­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Здесь он встре­тил со­бы­тия 1917 го­да и был оче­вид­цем вос­ста­ния кре­стьян про­тив же­сто­ко­стей но­вой вла­сти, про­изо­шед­ше­го в 1918 го­ду в Ве­рей­ском уез­де.
Как свя­щен­но­слу­жи­тель, отец Илия был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав и об­кла­ды­вал­ся боль­ши­ми на­ло­га­ми.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilija-zachatejskij

☦️
Священномученик Васи́лий Студницын, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 18 мар­та 1890 го­да в го­ро­де Сер­пу­хо­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сея Студ­ни­цы­на. В 1914 го­ду Ва­си­лий Алек­се­е­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в клад­би­щен­скую цер­ковь Всех Свя­тых в Сер­пу­хо­ве. В 1920 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка, в 1929 го­ду – пе­ре­ве­ден в Тро­иц­кую цер­ковь в Сер­пу­хо­ве. В 1930 го­ду отец Ва­си­лий был аре­сто­ван за неупла­ту на­ло­га и при­го­во­рен к од­но­му го­ду за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, он сно­ва стал слу­жить в Тро­иц­кой церк­ви, был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и в 1936 го­ду на­зна­чен бла­го­чин­ным при­хо­дов Сер­пу­хов­ско­го окру­га.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-studnicyn

☦️
Священномученик Дании́л Мещанинов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Да­ни­ил ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Но­вин­ки Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на-бед­ня­ка Фе­о­до­та Ме­ща­ни­но­ва. Из-за бед­но­сти се­мьи Да­ни­ил по­лу­чил толь­ко пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние и в ран­нем воз­расте устро­ил­ся ра­бо­чим.
В 1916 го­ду Да­ни­ил Ме­ща­ни­нов был при­зван в ар­мию, где про­слу­жил ря­до­вым до 1917 го­да. По­сле воз­вра­ще­ния из ар­мии он до 1920 го­да был ра­бо­чим.
В 1920 го­ду Да­ни­ил Фе­о­до­то­вич, ко­то­ро­му уже ис­пол­ни­лось пять­де­сят лет, ре­шил по­свя­тить свою жизнь Церк­ви, ко­то­рая в это вре­мя уже под­верг­лась ярост­но­му бес­по­щад­но­му го­не­нию со сто­ро­ны но­вой без­бож­ной вла­сти.
С 1920 по 1932 год Да­ни­ил Ме­ща­ни­нов слу­жил пса­лом­щи­ком в По­кров­ской церк­ви се­ла Мартья­но­ва Сер­пу­хов­ско­го рай­о­на, а в 1932 го­ду Прео­свя­щен­ным Ин­но­кен­ти­ем (Ле­тя­е­вым), епи­ско­пом По­доль­ским был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к то­му же хра­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-daniil-meshchaninov

☦️
Священномученик Михаил Зеленцовский, пресвитер.
Ми­ха­ил Вик­то­ро­вич Зе­лен­цов­ский ро­дил­ся в де­ревне Яко­вле­во-Мас­саль­ское Уг­лич­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в 1878 го­ду в се­мье ти­ту­ляр­но­го со­вет­ни­ка. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в По­кро­во-Па­и­сев­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле, ко­то­рую окон­чил в 1900 го­ду. С 1901 го­да жизнь Ми­ха­и­ла Вик­то­ро­ви­ча бы­ла по­свя­ще­на Церк­ви. Идя по пу­ти под­го­тов­ки к при­ня­тию свя­щен­но­го са­на, он под­ви­за­ет­ся в ка­че­стве пса­лом­щи­ка сна­ча­ла в Афа­на­сьев­ском мо­на­сты­ре в Яро­слав­ле, за­тем в церк­ви Ва­си­лия Ве­ли­ко­го в Уг­ли­че. 17 ок­тяб­ря 1909 го­да бу­ду­щий свя­ти­тель ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Бел­ла­вин) его ру­ко­по­ла­га­ет в сан диа­ко­на. Несколь­ко ме­ся­цев отец Ми­ха­ил слу­жит в церк­ви Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, за­тем его пе­ре­во­дят в Вос­кре­сен­скую клад­би­щен­скую цер­ковь, где он слу­жит до 1921 го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-zelencovskij

☦️
Преподобномученик Ти́хон (Бузов), архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ти­хон ро­дил­ся 16 сен­тяб­ря 1873 го­да в се­ле Шон­гу­ты Те­тюш­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Бу­зо­ва. При кре­ще­нии маль­чик был на­ре­чен Иоси­фом. Ро­ди­те­ли же­ла­ли, чтобы от­рок овла­дел гра­мо­той, по­это­му от­да­ли его в зем­скую шко­лу.
Ко­гда Иоси­фу ис­пол­ни­лось 18 лет, он ушел в Сед­мио­зер­ную Бо­го­ро­диц­кую Воз­не­сен­скую муж­скую пу­стынь, на­хо­дя­щу­ю­ся в 17 вер­стах от Ка­за­ни, где был при­нят в чис­ло по­слуш­ни­ков. В 1901 го­ду Иосиф при­нял мо­на­ше­ский по­стриг, в ко­то­ром его на­рек­ли Ти­хо­ном. Вско­ре он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-tihon-buzov


Жития
Писание