☀️ неподвижный годовой круг:
• 28 ноября (15 ноября)
• (Рождественский пост)
• мчч. Гу́рия, Само́на (299–306), Ави́ва (322)
• мч. Димитрия Дабудского (ок. 307)
• мчч. Елпи́дия, Марке́лла, Евсто́хия (361–363)
• прп. Паи́сия Величковского (1794) 📚
• сщмчч. Николая (Щербакова), Петра (Конардова), Никиты (Алмазова), мч. Григория (Долинина) (1937)
• иконы Божией Матери Купятицкая (1182)


☦️
Рождественский пост.
Рождественский пост (пост в преддверии Рождества Христова) – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится 40 дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божьего.
Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: “Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным”.
Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост в простом народе называли Филипповым (что искажало цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова).
Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.
«Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью» (Тов. 12:8).

Подробнее:
https://azbyka.ru/1/rozhdestvenskij_post

☦️
Гу́рий, Само́н и Ави́в, диакон.
Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане (284–305) и Мак­си­ми­ане (305–311) в го­ро­де Едес­се бы­ли схва­че­ны два дру­га, хри­сти­ане Гу­рий и Са­мон, про­по­вед­ни­ки Сло­ва Бо­жия. На пред­ло­же­ние при­не­сти жерт­ву бо­гам свя­тые от­ве­ти­ли ре­ши­тель­ным от­ка­зом, ис­по­ве­дав свою ве­ру во Хри­ста. За это они под­верг­лись страш­ным му­че­ни­ям: их би­ли, под­ве­ши­ва­ли за ру­ки, при­вя­зав к но­гам тя­же­лый груз, бро­са­ли в тес­ную тем­ни­цу. Му­че­ни­ки все пе­ре­но­си­ли с твер­до­стью и мо­лит­вой. Но­чью му­че­ни­ков от­вез­ли за го­род и обез­гла­ви­ли. Хри­сти­ане по­греб­ли их свя­тые те­ла. Через мно­го лет по­след­ний им­пе­ра­тор-языч­ник Ли­ки­ний (311–324) на­чал го­не­ние на хри­сти­ан. Диа­кон Едес­ской церк­ви по име­ни Авив, ко­то­ро­го им­пе­ра­тор по­ве­лел схва­тить за рев­ност­ное рас­про­стра­не­ние ис­тин­ной ве­ры, сам при­шел к па­ла­чам, не же­лая, чтобы при его ро­зыс­ке по­стра­да­ли дру­гие хри­сти­ане. Свя­той ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста и был при­го­во­рен к со­жже­нию. Му­че­ник сам по­шел в огонь и с мо­лит­вой пре­дал дух свой Гос­по­ду. Ко­гда огонь по­гас, мать свя­то­го и род­ствен­ни­ки об­ре­ли те­ло его непо­вре­жден­ным. Му­че­ни­ка по­хо­ро­ни­ли ря­дом со свя­ты­ми Гу­ри­ем и Са­мо­ном.
По­сле смер­ти свя­тых со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са с те­ми, кто с ве­рой и лю­бо­вью при­зы­вал их се­бе на по­мощь. Так, од­на­жды один во­ин-гот, по­слан­ный на служ­бу в Едес­су, взял в су­пру­ги бла­го­че­сти­вую де­вуш­ку Ев­фи­мию. Пе­ред этим он по­клял­ся ее ма­те­ри Со­фии у гроб­ни­цы му­че­ни­ков Гу­рия, Са­мо­на и Ави­ва, что не сде­ла­ет су­пру­ге ни­ка­ко­го зла, ни­ко­гда не оскор­бит ее, но бу­дет лю­бить и по­чи­тать. По окон­ча­нии служ­бы в Едес­се он взял Ев­фи­мию с со­бой и воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну. Ока­за­лось, что он об­ма­нул ее: на ро­дине у него бы­ла же­на. Ев­фи­мия ста­ла его ра­бы­ней. Мно­го из­де­ва­тельств и уни­же­ний при­шлось пре­тер­петь Ев­фи­мии. Ко­гда у нее ро­дил­ся ре­бе­нок, то рев­ни­вая гот­чан­ка отра­ви­ла его. Ев­фи­мия об­ра­ти­лась с мо­лит­вой к свя­тым му­че­ни­кам – сви­де­те­лям клят­вы об­ман­щи­ка, и Гос­подь из­ба­вил ее от стра­да­ний и чу­до­дей­ствен­но пе­ре­нес в Едес­су, где она встре­ти­лась с ма­те­рью. Через неко­то­рое вре­мя клят­во­пре­ступ­ни­ка вновь по­сла­ли на служ­бу в Едес­су. Весь го­род узнал о его зло­де­я­нии, об­ли­чен­ном Со­фи­ей, и по при­ка­зу пра­ви­те­ля гот был каз­нен.
Свя­тые му­че­ни­ки Гу­рий, Са­мон и Авив из­вест­ны сре­ди пра­во­слав­ных хри­сти­ан как по­кро­ви­те­ли су­пру­же­ства, бра­ка, счаст­ли­вой се­мьи, им мо­лят­ся «аще муж без­вин­но воз­не­на­ви­дит же­ну свою». В Москве в хра­ме Иоан­на Во­и­на на Яки­ман­ке, есть при­дел этих свя­тых.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1004

☦️
Мученик Дими́трий Дабудский.
Свя­той му­че­ник Ди­мит­рий про­ис­хо­дил из се­ле­ния Да­бу­да, во Фра­кии, и по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии и его со­пра­ви­те­ле Мак­си­мине. Фра­кий­ско­му пре­фек­ту Пуб­лию до­нес­ли на свя­то­го, что он хри­сти­а­нин, и по при­ка­за­нию пре­фек­та свя­той был схва­чен. На до­про­се Ди­мит­рий сме­ло ис­по­ве­до­вал Хри­ста Бо­гом, го­во­рил о Свя­том Ду­хе и учил о во­пло­ще­нии Иису­са Хри­ста, о Его бла­го­сти и че­ло­ве­ко­лю­бии. За­тем об­ли­чил ду­ше­вред­ное идоль­ское обо­льще­ние, по­ка­зав, как сле­пы и глу­хи те, кои раз­де­ля­ют его. Сво­и­ми ре­ча­ми он силь­но про­гне­вал пра­ви­те­ля, ко­то­рый при­ка­зал от­сечь ему го­ло­ву. Так скон­чал­ся свя­той му­че­ник, при­яв от Гос­по­да небес­ный ве­нец. Чест­ные мо­щи свя­то­го Ди­мит­рия бы­ли по­гре­бе­ны вер­ны­ми и бо­го­бо­яз­нен­ны­ми му­жа­ми, и ис­то­ча­ют ис­це­ле­ния всем при­хо­дя­щим к ним.

При­ме­ча­ния:
Сре­ди ис­сле­до­ва­те­лей нет еди­но­го мне­ния от­но­си­тель­но вре­ме­ни кон­чи­ны свя­то­го. В ком­мен­та­рии к жи­ти­ям, со­став­лен­ным свт. Ди­мит­ри­ем Ро­стов­ским, со­об­ща­ет­ся, что мч. Ди­мит­рий по­стра­дал в 307 г., то­гда как прп. Ни­ко­дим Свя­то­го­рец пред­по­ла­га­ет, что он был каз­нен в 298 г.

☦️
Мученики Елпи́дий, Марке́лл и Евсто́хий.
Свя­тые му­че­ни­ки Ел­пи­дий, Мар­келл и Ев­сто­хий по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке (361–363). Свя­той Ел­пи­дий был важ­ным са­нов­ни­ком при им­пе­ра­тор­ском дво­ре. Как хри­сти­а­ни­на, его вме­сте с свя­ты­ми Мар­кел­лом и Ев­сто­хи­ем пре­да­ли цар­ско­му су­ду. Му­че­ни­ки пе­ре­нес­ли мно­гие ужас­ные пыт­ки и скон­ча­лись, бро­шен­ные в огонь. На ме­сте, где хри­сти­ане по­греб­ли остан­ки свя­тых, бы­ло чу­дес­ное яв­ле­ние Хри­ста с сон­мом Ан­ге­лов, и Гос­подь вос­кре­сил Ел­пи­дия. То­гда им­пе­ра­тор вновь при­ка­зал схва­тить свя­то­го му­че­ни­ка. Во вре­мя пы­ток по мо­лит­ве свя­то­го рас­сы­па­лись в прах сто­яв­шие непо­да­ле­ку идо­лы. Бо­лее ше­сти ты­сяч языч­ни­ков, ви­дев­ших это чу­до, об­ра­ти­лись ко Хри­сту. Свя­той Ел­пи­дий был вновь со­жжен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1005

☦️
Преподобный Паисий Величковский.
Ар­хи­манд­рит Ня­мец­ко­го мо­на­сты­ря в Мол­да­вии. Ро­дил­ся он в 1722 г. в го­ро­де Пол­та­ве в се­мье про­то­и­е­рея, 17-ти лет всту­пил в Лю­беч­ский мо­на­стырь, пе­ре­шел в скит Трей­сте­ны в Мол­да­вии, от­ту­да – в скит Кер­кул, от­ли­чав­ший­ся осо­бен­ной стро­го­стью мо­на­ше­ской жиз­ни.
За­тем пре­по­доб­ный пе­ре­се­лил­ся на Афон, где ос­но­вал осо­бую мо­на­ше­скую об­щи­ну – скит св. Илии. В 1758 г. в воз­расте 36 лет был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан. В 1763 г. пре­по­доб­ный Па­и­сий с 64 мо­на­ха­ми пе­ре­се­лил­ся в Мол­да­вию, в Ва­ла­хию, по прось­бе та­мош­не­го гос­по­да­ря, для луч­ше­го устрой­ства в этой стране мо­на­ше­ской жиз­ни и по­став­лен на­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря Дра­го­мир­ны.
За три го­да чис­ло Дра­го­мирн­ской бра­тии утро­и­лось. Устро­и­тель брат­ства отец Па­и­сий на­пи­сал и ввел устав по чи­ну свв. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го, Фе­о­до­ра Сту­ди­та и Афон­ской Го­ры. Ос­нов­ные идеи это­го уста­ва: нес­тя­жа­тель­ность, от­се­че­ние во­ли и по­слу­ша­ние, ум­ная мо­лит­ва и чте­ние книг, непре­стан­ное ру­ко­де­лие и бы­то­вое бла­го­чи­ние (об­раз­цо­вая боль­ни­ца, стран­но­при­им­ни­ца, цер­ков­ные ху­до­же­ства и др.). Зем­ля, на ко­то­рой по­ме­щал­ся Дра­го­мирн­ский мо­на­стырь, по­сле рус­ско-ту­рец­кой вой­ны (1774 г.) ото­шла к ка­то­ли­че­ской Ав­стрии. Ав­ва Па­и­сий, не ви­дя воз­мож­но­сти ми­ра ду­хов­но­го Во­сточ­ной Церк­ви в но­вом го­су­дар­стве, ре­шил уй­ти и уве­сти за со­бой всю бра­тию – 350 че­ло­век. Гос­по­дарь Гри­го­рий Ги­ка и мит­ро­по­лит Гав­ри­ил предо­ста­ви­ли им уеди­нен­ный в го­рах бед­ный Се­куль­ский мо­на­стырь во имя Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи. Ко­гда бра­тия умно­жи­лась и пре­по­доб­ный Па­и­сий стал про­сить о по­мо­щи в стро­и­тель­стве кел­лий, то ему бы­ло по­ве­ле­но пе­ре­се­лить­ся с бра­ти­ей в бо­га­тей­ший Ня­мец­кий мо­на­стырь, что он и ис­пол­нил в 1779 г., оста­вив часть бра­тии в Се­ку­ле.
Жи­тие в Ня­мец­ком мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Па­и­сий устро­ил по об­ра­зу Дра­го­мир­ны и Се­ку­ла – об­ще­жи­тие, ум­ная мо­лит­ва, пе­ре­пис­ка и чте­ние свя­то­оте­че­ских книг, еже­днев­ное (утром и ве­че­ром) ис­по­ве­да­ние по­мыс­лов ду­хов­ни­кам. Паства пре­по­доб­но­го умно­жи­лась, бы­ли ино­ки бо­лее чем 10 на­цио­наль­но­стей, и чис­ло их к 1790 г. воз­рос­ло до 10 тыс. че­ло­век. В то вре­мя это бы­ла са­мая мно­го­люд­ная оби­тель Во­сточ­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви. В 1790 г. пре­по­доб­ный Па­и­сий был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та, про­дол­жая окорм­лять по-преж­не­му Се­кул и дру­гие окрест­ные мо­на­сты­ри и ски­ты.
На про­тя­же­нии все­го вре­ме­ни стар­че­ских по­дви­гов в мол­дав­ских мо­на­сты­рях ав­ва Па­и­сий учил бра­тию ум­ной мо­лит­ве, про­дол­жая еди­ную ли­нию от­цов Доб­ро­то­лю­бия пре­по­доб­но­го Гри­го­рия Си­на­и­та, свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы и пре­по­доб­но­го Ни­ла Сор­ско­го. Пре­по­доб­ный Па­и­сий при­во­дил мно­го­чис­лен­ные до­ка­за­тель­ства и сви­де­тель­ства свя­то­оте­че­ско­го по­чи­та­ния ум­ной мо­лит­вы: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Бо­жий, по­ми­луй мя», ко­то­рая есть и мо­ле­ние, и ис­по­ве­да­ние ве­ры. «Ум­но-сер­деч­ная мо­лит­ва – для пре­успе­ва­ю­щих, для сред­них – пе­ние, то есть обыч­ные цер­ков­ные пес­но­пе­ния, для но­во­на­чаль­ных – по­слу­ша­ние и труд», – по­учал ста­рец.
Мно­го­труд­ная жизнь стар­ца под­хо­ди­ла к сво­е­му зем­но­му кон­цу. По­болев пе­ред кон­чи­ной, он с ми­ром пре­ста­вил­ся в 1794 г., 15 но­яб­ря, по­жив 72 го­да. Пре­по­доб­ный Па­и­сий был по­гре­бен в Ня­мец­ком мо­на­сты­ре в со­бор­ном хра­ме Воз­не­се­ния Гос­под­ня.
Его пе­ре­во­ды с гре­че­ско­го на рус­ский язык свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний, дол­го быв­шие един­ствен­ны­ми в рус­ской ли­те­ра­ту­ре, чи­та­лись по­всю­ду. Так, им из­да­ны: «Доб­ро­то­лю­бие», со­чи­не­ния пре­по­доб­но­го Иса­а­ка Си­ри­на, пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Сту­ди­та, пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия, свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы, пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, «Вос­торг­ну­тые кла­сы» – сбор­ник из тво­ре­ний свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста и мно­гое дру­гое. Пре­по­доб­ный Па­и­сий яв­ля­ет­ся воз­ро­ди­те­лем на Ру­си, по­сле пре­по­доб­но­го Сер­гия, шко­лы стар­че­ства, ко­то­рая на про­тя­же­нии все­го XIX ве­ка и позд­нее при­но­си­ла свои бла­го­дат­ные пло­ды на ни­ве спа­се­ния чад цер­ков­ных в Глин­ской и Оп­ти­ной пу­сты­нях и дру­гих мо­на­сты­рях Рус­ской Церк­ви.

Из полного жития:
Пре­по­доб­ный Па­и­сий учил, что ис­тин­ным на­став­ни­ком в де­ле спа­се­ния ду­ши мо­жет быть толь­ко тот, ко­то­рый сам по­нуж­да­ет се­бя тво­рить все за­по­ве­ди Гос­под­ни, по сло­ву Пи­са­ния: «Иже со­тво­рит и на­учит, сей ве­лий на­ре­чет­ся. Ка­ко­го бо ина­го на­ста­ви­ти на путь мо­жет, иже сам не хож­да­ше?» Со­блю­де­ние за­по­ве­дей Гос­под­них и на­уче­ние все­му то­му ближ­них – та­ков об­раз свя­то­сти, до­стиг­ну­тый стар­цем Па­и­си­ем.
Ста­рец Па­и­сий не счи­тал се­бя до­стой­ным учи­тель­ство­вать, по­это­му со­гла­сил­ся при­нять Вис­са­ри­о­на толь­ко в ка­че­стве дру­га, но не уче­ни­ка, чтобы обо­им вме­сто от­ца и на­став­ни­ка иметь уче­ние свя­тых и бо­го­нос­ных от­цов Церк­ви. С та­ким усло­ви­ем при­ни­мал свя­той Па­и­сий и дру­гих бра­тьев, по­се­му воз­ник­ло сре­ди Па­и­се­е­ва брат­ства стрем­ле­ние со­би­ра­ния пи­са­ний свя­тых от­цов, тра­ди­ция книж­но­сти. Это бы­ло необыч­но для афон­ских мо­на­сты­рей то­го вре­ме­ни – боль­шин­ство мо­на­хов книг не име­ло, а о свя­тых пи­са­те­лях да­же и не слы­ша­ло. По­это­му каж­дая на­ход­ка древ­ней кни­ги бы­ла по­во­дом для боль­шой ра­до­сти пре­по­доб­но­го Па­и­сия. Од­на­жды он уви­дел у мо­на­ха-кап­па­до­кий­ца на сто­ле кни­гу св. Пет­ра Да­мас­ки­на, ко­то­рую тот пе­ре­пи­сы­вал. Ста­рец мно­го поз­же пи­сал: «Не мо­гу ска­зать, ка­кой неизъ­яс­ни­мой ду­хов­ной ра­до­сти я ис­пол­нил­ся, ко­гда уви­дел ее. Я ду­мал, что на зем­ле ви­жу небес­ное со­кро­ви­ще». Та­кое книж­ное на­коп­ле­ние со­пут­ству­е­мо бы­ло нес­тя­жа­ни­ем в ду­хе пре­по­доб­но­го Ни­ла Сор­ско­го, ибо пре­по­доб­ный Па­и­сий «не имя­ше бо сра­чи­цы (ниж­ней одеж­ды), то­чию един под­ряс­ник и ряс­ку ис­кро­па­ны (изо­дра­ны) и в за­пла­тах». Вско­ре бра­тии со­бра­лось до две­на­дца­ти, и на­зре­ла необ­хо­ди­мость в свя­щен­ни­ке и ду­хов­ни­ке, по­это­му не толь­ко со­бра­тия, но и дру­гие афон­ские по­движ­ни­ки ста­ли умо­лять Па­и­сия при­нять свя­щен­ный сан. Ру­ко­по­ло­жен отец Па­и­сий был в 1758 го­ду в воз­расте трид­ца­ти ше­сти лет. Бу­дучи иере­ем, пре­по­доб­ный Па­и­сий ни­ко­гда не мог со­вер­шать свя­тую ли­тур­гию без слез.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-paisij-velichkovskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichkovskij/
• Восторгнутые класы в пищу души
Как мирянину можно спастись
Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания
Об умной или внутренней молитве
• Поучение на пострижение в монашеский чин
Устав старца Паисия
• Перевод Духовно-нравственных слов (преп. Авва Исайя, Скитский)
• Ответ отцам Дорофею и Геронтию. О том, чтобы не есть мяса
• Письма иерею Димитрию
• Письмо настоятельнице Арзамасской Алексеевской общины
• Письмо отцам Поляномерульской обители
• Письмо ученикам своим Амвросию, Афанасию и Феофану
• Послание иеромонаху Агафону, настоятелю Поляноворонской обители
• Послание к жителям села Васильевское и Палехи
• Послание к игумену скита Цыбукан Феодосию
• Послание к Никифору Феотоки
• Послание к отцам, оставшимся в Драгомирне
• Послание к ученикам на хутор Некшаны
• Послание находящимся на покосе
• Слово к отцу Феодосию, архимандриту пустыни Софрониевой

☦️
Священномученик Николай Щербаков, пресвитер.
Ни­ко­лай Пав­ло­вич Щер­ба­ков ро­дил­ся 24 июля 1876 го­да в се­ле Ла­ба­зы Бу­зу­лук­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По­сле окон­ча­ния Са­мар­ской ду­хов­ной ака­де­мии и же­нить­бы, он при­нял сан и был от­прав­лен слу­жить в го­род Ча­па­евск Са­мар­ской об­ла­сти. В 1932 го­ду от­ца Ни­ко­лая аре­сто­вы­ва­ют. Для со­блю­де­ния внеш­ней за­кон­но­сти на­до бы­ло предъ­явить ка­кое-то об­ви­не­ние, по­это­му свя­щен­ни­ка объ­яв­ля­ют спе­ку­лян­том и пы­та­ют­ся при­влечь к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти. С тем, что это об­ви­не­ние неле­по, не смог­ло не со­гла­сить­ся в тот мо­мент да­же ОГПУ, и через 8 дней от­ца Ни­ко­лая от­пус­ка­ют.
Еще 3 го­да отец Ни­ко­лай Щер­ба­ков слу­жит на­сто­я­те­лем в сво­ем хра­ме в Ча­па­ев­ске. Сле­ду­ю­щий арест по­сле­до­вал 29 мар­та 1935 го­да. Несо­сто­яв­ше­му­ся «спе­ку­лян­ту» те­перь при­пи­сы­ва­ют­ся «ру­ко­вод­ство контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пой, про­па­ган­да свер­же­ния со­ввла­сти и раз­го­во­ры о необ­хо­ди­мо­сти убий­ства Ста­ли­на». В это вре­мя ни­кто уже не за­бо­тил­ся о том, чтобы об­ви­не­ние вы­гля­де­ло прав­до­по­доб­ным. Был вы­не­сен при­го­вор: 5 лет ссыл­ки в Ка­зах­стан. Отец Ни­ко­лай от­бы­вал ссыл­ку в го­ро­де Се­ми­па­ла­тин­ске, где ра­бо­тал сче­то­во­дом.
23 но­яб­ря 1937 го­да свя­щен­ник аре­сто­ван в ссыл­ке. На до­про­се на тре­бо­ва­ние сле­до­ва­те­ля – при­знать­ся в про­ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции – он дал от­вет:
– Нет, это­го я не при­знаю. Про­жи­вая в Се­ми­па­ла­тин­ске как ссыль­ный, ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я ни­ко­гда не вел. Дру­го­го по­ка­зать ни­че­го не имею.
Свя­щен­ни­ку Ни­ко­лаю бы­ло вы­не­се­но об­ви­не­ние, в ко­то­ром го­во­ри­лось: «Щер­ба­ков, про­жи­вая в г. Се­ми­па­ла­тин­ске как ссыль­ный, за­ни­мал­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью. Кле­ве­тал на ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии, пра­ви­тель­ства и со­вет­ской вла­сти, рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о кон­сти­ту­ции СССР, вос­хва­лял бур­жу­аз­ный строй. Вы­ра­жал яв­ное недо­воль­ство о по­ли­ти­ке цен на пром­то­ва­ры, контр­ре­во­лю­ци­он­но ис­тол­ко­вы­вая их. Рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ное со­чув­ствие по от­но­ше­нию к ку­ла­че­ству».
25 но­яб­ря 1937 го­да трой­кой при УНКВД по Во­сточ­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти иерей Ни­ко­лай Щер­ба­ков был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. 28 но­яб­ря при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние.

☦️
Священномученик Петр Конардов, пресвитер.
Петр Ива­но­вич Ко­нар­дов ро­дил­ся в се­ле Тро­иц­кое Мос­ков­ской гу­бер­нии в 1870 го­ду. Он про­ис­хо­дил из свя­щен­ни­че­ской се­мьи. Пой­дя по сто­пам от­ца, Петр за­кан­чи­ва­ет Ду­хов­ную се­ми­на­рию, по­сле че­го его по­свя­ща­ют в диа­ко­ны. Позд­нее отец Петр ста­но­вит­ся свя­щен­ни­ком. Неза­дол­го до аре­ста его при­пи­сы­ва­ют к хра­му Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Ива­нов­ское (в Ре­утов­ском рай­оне Мос­ков­ской об­ла­сти), в ко­то­ром он слу­жит до кон­ца 1936 го­да.
26 де­каб­ря 1936 го­да от­ца Пет­ра аре­сто­ва­ли и по­ме­сти­ли в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. Он был об­ви­нен во «враж­деб­ном на­стро­е­нии к ме­ро­при­я­ти­ям пар­тии и Со­вет­ской вла­сти», и за это «на­стро­е­ние» при­го­во­рен к 5 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. По­сле это­го свя­щен­ник был пре­про­вож­ден на Стан­цию Щер­бак­ты в Ка­зах­ской ССР, к ме­сту от­бы­ва­ния ссыл­ки. Там отец Петр встре­тил­ся с дру­ги­ми кли­ри­ка­ми и ми­ря­на­ми, по­стра­дав­ши­ми от без­бож­ных вла­стей за Имя Хри­сто­во. Му­че­ни­ки не оста­ви­ли мо­лит­вы и ста­ра­лись по воз­мож­но­сти ре­гу­ляр­но со­вер­шать бо­го­слу­же­ния.
20 но­яб­ря 1937 го­да по­сле­до­вал арест. Отец Петр вме­сте с дру­ги­ми был об­ви­нен в том, что он «член цер­ков­но-сек­тант­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы из чис­ла пре­иму­ще­ствен­но ду­хо­вен­ства и сек­тан­тов всех ори­ен­та­ций». На до­про­се иерей Петр ка­те­го­ри­че­ски от­верг свою при­част­ность к ка­ким-ли­бо сек­тант­ским груп­пам, но не от­ри­цал, что при­ни­мал уча­стие в бо­го­слу­же­ни­ях, про­во­ди­мых пра­во­слав­ным ду­хо­вен­ством на квар­ти­ре.
Трой­кой УНКВД по Во­сточ­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти отец Петр Ко­нар­дов по об­ви­не­нию в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­де» был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 28 но­яб­ря 1937 в 2 ча­са но­чи при­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние – отец Петр был рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Никита Алмазов, протодиакон.
Про­то­ди­а­кон Ни­ки­та Гри­горь­е­вич Ал­ма­зов ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Су­ще­во Смо­лен­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Свое слу­же­ние Церк­ви на­чал в долж­но­сти пса­лом­щи­ка. В 1897 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на. В ма­те­ри­а­лах ар­хив­но­го уго­лов­но­го де­ла го­во­рит­ся, что о. Ни­ки­та Ал­ма­зов «…в пе­ри­од Рус­ско-япон­ской вой­ны слу­жил диа­ко­ном в со­ста­ве глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го ге­не­ра­ла Ку­ро­пат­ки­на. С 1907 по 1918 год слу­жил диа­ко­ном Се­ме­нов­ско­го Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка в со­бо­ре всей ар­тил­ле­рии гор. Пет­ро­гра­да. В 1933 го­ду слу­жил диа­ко­ном в Гре­че­ской По­соль­ской церк­ви. Име­ет от Цар­ско­го пра­ви­тель­ства ор­де­на: Ан­ны III сте­пе­ни, Вла­ди­ми­ра II сте­пе­ни, семь ме­да­лей. Про­из­ве­ден в сан Про­то­ди­а­ко­на. При­над­ле­жит к ти­хо­нов­ско­му те­че­нию».
В 1935 го­ду со­глас­но ре­ше­нию осо­бо­го со­ве­ща­ния при НКВД СССР был адми­ни­стра­тив­но вы­слан из Ле­нин­гра­да, как со­ци­аль­но опас­ный эле­мент, в Ка­зах­стан сро­ком на 5 лет. Ссыл­ку от­бы­вал в го­ро­де Ат­ба­са­ре Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти. Имел кон­так­ты с со­слан­ны­ми из г. Ле­нин­гра­да в г. Ат­ба­сар свя­щен­ни­ка­ми Фе­о­до­том Ан­дре­евым, Ва­си­ли­ем Со­коль­ским, Ни­ко­ла­ем Ко­вале­вым. 22 но­яб­ря 1937 го­да аре­сто­ван Ат­ба­сар­ским РО НКВД. По­ста­нов­ле­ни­ем трой­ки УНКВД по Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти от 28 но­яб­ря 1937 го­да про­то­ди­а­кон Ни­ки­та Ал­ма­зов при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 28 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Мученик Григо́рий Долинин.
Мученик Гри­го­рий Ива­но­вич До­ли­нин ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­ле Хох­ло­во Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Про­ис­хо­дил он из кре­стьян­ской се­мьи и об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в сель­ской шко­ле. Из­вест­но, что до ре­во­лю­ции Гри­го­рий Ива­но­вич ра­бо­тал кон­тор­щи­ком. С 1926 го­да он слу­жил пса­лом­щи­ком в хра­ме од­но­го из сёл Ни­же­го­род­ско­го края (по­ка не уда­лось уста­но­вить точ­но­го ме­ста), за что был в 1930 го­ду «рас­ку­ла­чен» и при­го­во­рен к 3 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Так в те го­ды пре­сле­до­ва­лось лю­бое слу­же­ние Церк­ви.
В 1932 го­ду его до­сроч­но вы­пус­ка­ют, и он воз­вра­ща­ет­ся к де­я­тель­но­сти пса­лом­щи­ка. Слу­жить в ни­же­го­род­ском се­ле ему при­шлось недол­го. 31 де­каб­ря 1934 го­да Гри­го­рий До­ли­нин аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции». Сле­ду­ет при­го­вор: 5 лет ссыл­ки в Ка­зах­стан. Сна­ча­ла его от­прав­ля­ют эта­пом в Ал­ма-Ату, за­тем пе­ре­во­дят в Щер­бак­ты.
21 но­яб­ря 1937 го­да Григория Долинина аре­сто­вы­ва­ют в ссыл­ке. Об­ви­не­ние зву­ча­ло сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Контр­ре­во­лю­ци­он­ная про­па­ган­да, член цер­ков­но-сек­тант­ской к/р груп­пы под ру­ко­вод­ством Бор­за­ков­ско­го из чис­ла пре­иму­ще­ствен­но ду­хо­вен­ства и сек­тан­тов всех ори­ен­та­ций, уча­стие в неле­галь­ных бо­го­слу­же­ни­ях».
На след­ствии Гри­го­рий До­ли­нин по­ка­зал: «Ни в ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе я не со­сто­ял. Прав­да, я по сво­е­му убеж­де­нию ре­ли­ги­оз­ный че­ло­век, при­быв в ссыл­ку, я вра­щал­ся с ду­хов­ны­ми, но кро­ме ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов вме­сте с ни­ми я ни­че­го не со­вер­шал».
По­сле то­го, как трой­ка при УНКВД вы­нес­ла смерт­ный при­го­вор, мученик Гри­го­рий До­ли­нин был рас­стре­лян 28 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Икона Богородицы Купятицкая.
Яв­ле­ние са­мой древ­ней на Бе­ло­рус­ской зем­ле Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в 1182 го­ду око­ло се­ла Ку­пя­ти­чи, рас­по­ло­жен­но­го на ре­ке Ясель­да в пре­де­лах быв­ше­го Пин­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии.
Инок Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры Афа­на­сий Каль­но­фой­ский в сво­ем тру­де «Те­ра­тур­ги­ма, или чу­де­са, со­вер­шив­ши­е­ся, как в са­мом Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, так в обе­их его пе­ще­рах», опуб­ли­ко­ван­ном в 1638 го­ду в Ки­е­ве, по­вест­ву­ет о том, что свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на в ле­су кре­стьян­ской де­воч­кой Ан­ной, пас­шей скот. Об­раз – в ви­де кре­ста – из­лу­чал необы­чай­но яр­кий свет меж­ду де­ре­вья­ми. Ра­дост­ная де­воч­ка, от­не­ся ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри до­мой, спря­та­ла ее в сун­дук. Вер­нув­шись на преж­нее ме­сто, она сно­ва уви­де­ла си­я­ние меж­ду де­ре­вья­ми. Ду­мая, что это дру­гой крест, де­воч­ка по­ло­жи­ла его за па­зу­ху. Ве­че­ром, же­лая по­ка­зать сво­е­му от­цу Ва­си­лию най­ден­ные ею кре­сты, Ан­на не смог­ла их най­ти. Ко­гда же они вме­сте при­шли на паст­би­ще, то уже из­да­ли уви­де­ли си­я­ние во­круг де­ре­ва, на ко­то­ром ра­нее чу­дес­ным об­ра­зом был яв­лен крест. При­не­сен­ная в дом ико­на на сле­ду­ю­щий же день сно­ва ока­за­лась на преж­нем ме­сте в ле­су. По­ра­жен­ные эти­ми со­бы­ти­я­ми, мест­ные жи­те­ли по­стро­и­ли на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ико­ны цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где по­ста­ви­ли об­ре­тен­ную ико­ну. С это­го вре­ме­ни бла­го­дать Бо­жия про­сла­ви­ла свя­той об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри раз­лич­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.
В 1240 го­ду во вре­мя на­бе­га та­та­ры ра­зо­ри­ли и со­жгли се­ло и Ку­пя­тиц­кую цер­ковь, но чу­до­твор­ный об­раз со­хра­нил­ся в пеп­ле непо­вре­жден­ным. Вто­рич­но свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на в кон­це XV ве­ка на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма стран­ни­ком-бо­го­моль­цем по име­ни Иоаким, воз­вра­щав­шим­ся на ро­ди­ну из Иеру­са­ли­ма через По­ле­сье. Не дерз­нув взять с со­бой об­ре­тен­ный об­раз, он со­об­щил о чу­дес­ной на­ход­ке мест­ным жи­те­лям. Кре­стьяне, с ве­ли­кой ра­до­стью вос­при­няв­шие весть о вто­рич­ном яв­ле­нии чу­до­твор­ной ико­ны, в со­про­вож­де­нии свя­щен­ни­ка пе­ре­нес­ли крест-ико­ну в сель­скую цер­ковь, по­стро­ен­ную на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма. Иоаким же остал­ся при хра­ме по­но­ма­рем.
В 1629 го­ду при церк­ви был устро­ен Ку­пя­тиц­кий Свя­то-Вве­ден­ский Пре­об­ра­жен­ский муж­ской мо­на­стырь, в сте­нах ко­то­ро­го под­ви­за­лись бу­ду­щие свя­тые пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Афа­на­сий, игу­мен Брест­ский (†1648) и Ма­ка­рий Ка­нев­ский, игу­мен Пин­ский (†1678).
Игу­мен Ку­пя­тиц­кой оби­те­ли Ила­ри­он Де­ни­со­вич на­пи­сал со­чи­не­ние «Опи­са­ние чу­дес Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри», в из­да­нии ко­то­ро­го участ­во­вал так­же и Афа­на­сий Каль­но­фой­ский, до­пол­нив его сво­и­ми тол­ко­ва­ни­я­ми.
Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка мо­на­стырь был за­хва­чен сна­ча­ла ка­то­ли­че­ски­ми, а за­тем уни­ат­ски­ми мо­на­ха­ми. В 1655 го­ду пра­во­слав­ные ино­ки во гла­ве с на­мест­ни­ком, ар­хи­манд­ри­том Ла­за­рем Ба­ра­но­ви­чем, по­ки­дая мо­на­стырь, взя­ли с со­бой свя­тую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы и пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ный об­раз в Ки­ев­ский Со­фий­ский со­бор, где и по­ме­сти­ли в ря­ду мест­ных икон юж­но­го при­де­ла апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го.
К чу­до­твор­но­му Ку­пя­тиц­ко­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри при­бе­га­ли с бла­го­го­ве­ни­ем и по­чи­та­ни­ем не толь­ко укра­ин­ские пра­во­слав­ные, но не за­бы­ва­ли о сво­ей свя­тыне и бе­ло­рус­ские ве­ру­ю­щие. В се­ре­дине XIX сто­ле­тия при­хо­жане Ку­пя­тиц­ко­го при­хо­да об­ра­ти­лись в Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Си­нод с про­ше­ни­ем о воз­вра­ще­нии из Ки­ев­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра Ку­пя­тиц­кой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Од­на­ко про­ше­ние бы­ло от­кло­не­но. От­каз был мо­ти­ви­ро­ван тем, что ико­на «при­над­ле­жа­ла не при­ход­ской церк­ви, по­стро­ен­ной в 1822 го­ду, а мо­на­сты­рю, ныне уже несу­ще­ству­ю­ще­му, и пе­ре­не­се­на в Ки­е­во-Со­фий­ский со­бор не пред­ка­ми про­си­те­лей, но пра­во­слав­ны­ми быв­ше­го мо­на­сты­ря мо­на­ха­ми 200 лет на­зад».
Су­ще­ству­ют све­де­ния, что в Со­фий­ском со­бо­ре чу­до­твор­ный об­раз пре­бы­вал до кон­ца 20-х го­дов XX сто­ле­тия. Даль­ней­шая его судь­ба неиз­вест­на.
Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, на­пи­сан­ный в XVII ве­ке, на­хо­дит­ся в на­сто­я­щее вре­мя в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ку­пя­ти­чи Пин­ско­го рай­о­на Брест­ской об­ла­сти. Для по­кло­не­ния свя­той Ку­пя­тиц­кой иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри сю­да еже­год­но сте­ка­ют­ся па­лом­ни­ки со всей Бе­ла­ру­си.
Ку­пя­тиц­кая ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пред­став­ля­ет со­бой неболь­шо­го раз­ме­ра мед­ный крест. На од­ной сто­роне кре­ста ре­льеф­но изо­бра­же­на Бо­го­ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, на дру­гой – Рас­пя­тие.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kupjatickaja


Жития
Писание