☀️ неподвижный годовой круг:
• 18 ноября (5 ноября)
• апп. от 70-ти Е́рма (Е́рмы) (I) 📚
• апп. от 70-ти Патро́ва, Лина, Га́ия, Филоло́га (I)
• мч. Галактио́на, мц. Епистими́и (III)
• свт. Григория Александрийского (IX)
• свт. Ионы Новгородского (1470)
• Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов
• свт. Тихона (Белавина) Московского (избрание на Патриарший престол 1917) 📚
• сщмч. Гавриила Масленникова (1937)


☦️
Апостол от 70-ти Ерм (Е́рма) Филиппопольский, епископ.
Апостол Ерм – рим­ский граж­да­нин, но по про­ис­хож­де­нию грек. Жил в кон­це I ве­ка. Был епи­ско­пом в Филип­по­по­ле Фра­кий­ском. О Ер­ме упо­ми­на­ет­ся апо­сто­лом Пав­лом в По­сла­нии к Рим­ля­нам: при­вет­ствуй­те Асин­кри­та, Фле­гон­та, Ер­ма (Рим.16:14).
Ерм – ав­тор кни­ги «Пас­тырь», на­пи­сать ко­то­рую его по­бу­ди­ли от­кро­ве­ния свы­ше. В са­мом «Пас­ты­ре» о его ав­то­ре со­об­ща­ет­ся, что он жил в Ри­ме во вре­мя па­пы Кли­мен­та, был сна­ча­ла бо­гат, за­ни­мал­ся мир­ски­ми де­ла­ми, имел зло­языч­ную же­ну и по­роч­ных сы­но­вей, к ко­то­рым не был до­ста­точ­но строг и за это на­ка­зан от Бо­га по­те­рей бо­гат­ства. Недо­уме­вая о при­чи­нах по­стиг­ше­го его бед­ствия, Ерм был вра­зум­лен об этом в ря­де быв­ших ему ви­де­ний. Эти ви­де­ния и на­став­ле­ния и со­став­ля­ют со­дер­жа­ние кни­ги. По фор­ме из­ло­же­ния «Пас­тырь» при­над­ле­жит к чис­лу апо­ка­лип­ти­че­ских про­из­ве­де­ний. Кни­га име­ла та­кое вли­я­ние, что вре­мен­но вно­си­лась, как со­став­ная часть, в Биб­лию, но не во­шла в окон­ча­тель­ный ка­нон Свя­щен­но­го Пи­са­ния.
Свя­той апо­стол от 70 Ерм был епи­ско­пом в Филип­по­по­ле, му­че­ни­че­ски скон­чал­ся в I ве­ке. В По­сла­нии к Рим­ля­нам свя­той апо­стол Па­вел при­зы­вал рим­лян при­вет­ство­вать апо­сто­ла Ер­ма (Рим.16:14).

«Пастырь» апостола Ерма:
https://azbyka.ru/otechnik/Erm/pastyr_hermy/

☦️
Апостол от 70-ти Патро́в Неаполитанский и Путеольский, епископ.
Св. апо­стол Па­тров упо­ми­на­ет­ся в По­сла­нии к Рим­ля­нам: «Це­луй­те Асин­кри­та, Фле­гон­та, Ер­ма, Па­тро­ва, Ер­мию и су­щую с ни­ми бра­тию» (Рим.16:14). «Не на то смот­ри здесь, – пи­шет св. Иоанн Зла­то­уст, – что апо­стол пе­ре­чис­лил их, не при­пи­сав им ни­ка­кой осо­бой по­хва­лы, но на то, что хо­тя они бы­ли го­раз­до ни­же дру­гих, од­на­ко удо­сто­и­лись его при­вет­ствия. Луч­ше же ска­зать, что нема­лая по­хва­ла, что на­зы­ва­ет их бра­тья­ми, рав­но и дру­гих с ни­ми свя­тых». Кро­ме име­ни, о св. Па­тро­ве в но­во­за­вет­ных кни­гах ни­че­го неиз­вест­но. Ве­ро­ят­но, он был од­ним из вы­да­ю­щих­ся чле­нов Рим­ской церк­ви. В Че­тьи Ми­не­ях Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го, на ос­но­ва­нии ска­за­ний До­ро­фея, Си­мео­на Ме­та­ф­ра­с­та, он был епи­скоп в Неа­по­ле и Пу­те­о­лах. В биб­лей­ском Сло­ва­ре про­то­и­е­рея Ф. Со­ляр­ско­го, биб­лей­ской эн­цик­ло­пе­дии ар­хи­манд­ри­та Ни­ки­фо­ра ска­за­но: «Па­тров (Πατροβας – от­цу по­сле­ду­ю­щий) Рим.16:14 – один из 70 апо­сто­лов и рев­ност­ней­ший из спут­ни­ков и со­труд­ни­ков ап. Пав­ла. Пре­да­ние го­во­рит, что он был епи­ско­пом Неа­по­ля и Пу­те­ол и при­нял му­че­ни­че­ский ве­нец за имя Хри­сто­во» (Неа­поль – глав­ный го­род в сред­ней Ита­лии, а Пу­те­о­лы (Пуц­цо­ло) – там же при­мор­ский го­род).

Па­мять св. ап. Па­тро­ва в пра­во­слав­ной церк­ви 5 но­яб­ря, а так­же в со­бо­ре св. 70 апо­сто­лов 4 ян­ва­ря; у ка­то­ли­ков – 4 но­яб­ря. Это­му св. апо­сто­лу, рав­но как и дру­гим (Ер­му, Га­ию, Фило­ло­гу, Ли­ну и дру­гим) нет осо­бой служ­бы, а в служ­бе 4 ян­ва­ря Па­тров упо­ми­на­ет­ся без вся­ких о нем ис­то­ри­че­ских све­де­ний. В служ­бе 70 апо­сто­лов, от­дель­ною книж­кою из­дан­ной (Ки­ев 1899), св. Па­тро­ву по­свя­щен 3-й стих 7-й пес­ни: «Твой апо­стол Па­тров, бла­же, плот­ское твое к че­ло­ве­ком при­ше­ствие про­по­ве­да, за­блуд­шия к по­зна­нию на­став­ляя и про­све­щая за­рею ве­ры».

☦️
Апостол от 70-ти Лин, папа Римский.
По рим­ско­му Бре­виа­рию, св. Лин управ­лял Рим­скою Цер­ко­вью при жиз­ни ап. Пет­ра как его ви­ка­рий, а по смер­ти его св. Лин был са­мо­сто­я­тель­ным епи­ско­пом Ри­ма.
По древ­не­му ка­та­ло­гу рим­ских пап, св. Лин был ро­дом из Этру­рии, сын Гер­ку­ла­на; отец от­пра­вил Ли­на из г. Воль­тер­ры в Этру­рии в Рим для об­ра­зо­ва­ния, где Лин и был об­ращен ап. Пет­ром в хри­сти­ан­ство и им же был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па за ис­крен­нее бла­го­че­стие и за­ме­ча­тель­ное крас­но­ре­чие.
Св. Лин про­сла­вил­ся да­ром чу­дес, ис­це­лял боль­ных, вос­кре­шал мерт­вых; он кре­стил На­за­рия, впо­след­ствии зна­ме­ни­то­го му­че­ни­ка; ему при­пи­сы­ва­ют за­пре­ще­ние жен­щи­нам яв­лять­ся в цер­ковь к бо­го­слу­же­нию без по­кры­ва­ла.
Св. Лин, по рим­ско­му Бре­виа­рию, скон­чал­ся му­че­ни­ком в цар­ство­ва­ние Неро­на, он по до­но­су Са­тур­ни­на, дочь ко­то­ро­го осво­бо­дил от зло­го ду­ха, был усек­нут ме­чем; те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в Ва­ти­кане близ гроб­ниц ап. Пет­ра и Пав­ла; пра­вил Рим­скою Цер­ко­вью, по мне­нию од­них, два го­да, по мне­нию дру­гих – один­на­дцать лет. Неко­то­рые уче­ные ду­ма­ют, что св. Лин скон­чал­ся мир­но.
Св. Ли­ну при­пи­сы­ва­ет­ся со­став­ле­ние Ис­то­рии ап. Пет­ра (имен­но, по­вест­во­ва­ние о пре­нии апо­сто­ла с Си­мо­ном волх­вом). Му­че­ни­че­ские ак­ты св. ап. Пет­ра и Пав­ла (на­пе­ча­тан­ные в Bibliotheca Patrum, Па­риж 1644. t. VII) не при­над­ле­жат св. Ли­ну.
В цер­ков­ной ле­то­пи­си ар­хи­манд­ри­та (епи­ско­па) Ар­се­ния о св. Лине ска­за­но сле­ду­ю­щее: “ве­ро­ят­но, в 61 г. ап. Па­вел ру­ко­по­ло­жил пер­во­го епи­ско­па в церк­ви Рим­ской, св. Ли­на, сво­е­го уче­ни­ка. В 67 г. ап. Петр, по сви­де­тель­ству Тер­тул­ли­а­на (De praescript. 32), ру­ко­по­ло­жил для Церк­ви Рим­ской тре­тье­го епи­ско­па (по­сле Ли­на и Ана­кле­та) Кли­мен­та; та­ким об­ра­зом, вы­ра­жа­ясь по Ири­нею (Про­тив ере­сей, III, 3), «слав­ней­шие два апо­сто­ла, Петр и Па­вел ос­но­ва­ли и устро­и­ли цер­ковь в Ри­ме».
Ко­неч­но, за­ме­ча­ет ар­хи­манд­рит Ар­се­ний, Ана­клет и Кли­мент бы­ли по­мощ­ни­ка­ми Ли­на или же за­ни­ма­лись про­по­ве­дью сло­ва Бо­жия. По­доб­но и в Тав­ро­мене еще за год пред тем ап. Петр ру­ко­по­ло­жил Мак­си­ма во епи­ско­па в по­мощь св. Пан­кра­тию. Го­дом кон­чи­ны (мир­ной, а не му­че­ни­че­ской) по­ла­га­ет­ся 79-й.
В бо­го­слов­ском Сло­ва­ре Ми­ня со­об­ща­ют­ся та­кие све­де­ния о св. Лине: «Лин, о ко­то­ром го­во­рит ап. Па­вел во 2-м по­сла­нии к Ти­мо­фею (IV, 21), был, по мне­нию од­них, сын Клав­дия, о ко­то­ром упо­ми­на­ет­ся в 21 сти­хе 4-й гла­вы в 2 посл. к Ти­мо­фею (2Тим.4:21). Ев­се­вий, Оп­тат, св. Епи­фа­ний, Ав­гу­стин, Иеро­ним, блаж. Фе­о­до­рит уве­ря­ют, что Лин был непо­сред­ствен­ным пре­ем­ни­ком ап. Пет­ра по Рим­ской ка­фед­ре). Он пра­вил Цер­ко­вью 12 лет и несколь­ко ме­ся­цев. Апо­столь­ские По­ста­нов­ле­ния (VII, 46), го­во­рят, что за­дол­го до смер­ти ап. Пет­ра Лин был по­свя­щен ап. Пав­лом во епи­ско­па в Ри­ме. Ру­фин Ак­ви­лей­ский (Recognotiones. 395) утвер­жда­ет, что св. Лин и Ана­клет при жиз­ни св. ап. Пет­ра и Пав­ла бы­ли епи­ско­па­ми (или ви­ка­ри­я­ми, по­мощ­ни­ка­ми их) и управ­ля­ли Рим­скою цер­ковь в их от­сут­ствие и что ап. Петр неза­дол­го пред сво­ею смер­тью из­брал на Рим­скую ка­фед­ру Кли­мен­та. Св. Епи­фа­ний Кипр­ский (Contra hacres.) пи­шет, что Кли­мент по сво­ей скром­но­сти не при­ни­мал на се­бя управ­ле­ние де­ла­ми Рим­ской церк­ви, по­ка бы­ли жи­вы св. Лин и Ана­клет».
Из все­го вы­ше­ска­зан­но­го вид­но, как недо­ста­точ­ны све­де­ния о св. Лине.
В Пу­те­во­ди­те­ле по свя­ты­ням Ри­ма Влад. Морд­ви­но­ва за­ме­че­но, что хо­тя Diarium Romanura уве­ря­ет, что мо­щи св. Ли­на в на­сто­я­щее вре­мя по­чи­ва­ют в Ва­ти­кане в со­бо­ре св. ап. Пет­ра, но в дей­стви­тель­но­сти ни­кто, да­же чле­ны мест­но­го прич­та, не мо­гут ука­зать ме­сто, где на­хо­дят­ся его мо­щи.

☦️
Апостол от 70-ти Га́ий Ефесский, епископ.
Га­ий, апо­стол от 70, епи­скоп Эфес­ский, уче­ник апо­сто­ла Пав­ла. Был кре­щен апо­сто­лом Пав­лом вме­сте с Кри­спом, на­чаль­ни­ком си­на­го­ги, и «до­мом Сте­фа­но­вым» (1Кор.1:14, 16). Впо­след­ствии апо­стол Па­вел оста­нав­ли­вал­ся в до­ме Га­ия, где со­би­ра­лась и вся хри­сти­ан­ская об­щи­на Ко­рин­фа (Рим.16:23). В Свя­щен­ном Пи­са­нии вос­хва­ля­ет­ся «стран­но­при­им­ство» Га­ия (Рим.16:23), свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в ком­мен­та­рии под­чер­ки­ва­ет его щед­рость и ас­ке­тизм. Ла­тин­ское имя апо­сто­ла, ве­ро­ят­но, ука­зы­ва­ет на то, что он был рим­ским граж­да­ни­ном.
В Но­вом За­ве­те имя Га­ий встре­ча­ет­ся в 1Кор.1:14, Рим.16:23, Деян.19:29, 20:4, 3Ин.1, но иден­ти­фи­ка­ция упо­мя­ну­тых лиц за­труд­ни­тель­на. Тра­ди­ци­он­но как в цер­ков­ном пре­да­нии, так и в боль­шей ча­сти ис­сле­до­ва­ний счи­та­ет­ся, что о Га­ие го­во­рит­ся в 1Кор.1:14 и в Рим.16:23. Бо­лее со­мни­тель­ной пред­став­ля­ет­ся иден­ти­фи­ка­ция с апо­сто­лом Га­и­ем спут­ни­ков апо­сто­ла Пав­ла Ма­ке­до­ня­ни­на (Деян.19:29) и Дер­вя­ни­на (Деян.20:4). Несо­мнен­но, что дру­гим ли­цом яв­ля­ет­ся Га­ий из 3Ин.1:1 – уче­ник апо­сто­ла Иоан­на и адре­сат это­го по­сла­ния. Его невер­но отож­де­ствил с апо­сто­лом Га­и­ем Бе­да До­сто­по­чтен­ный. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют апо­сто­ла Га­ия од­ним ли­цом с Ти­ти­ем Иустом, ко­то­рый так­же жил в Ко­рин­фе (Деян.18:7).

☦️
Апостол от 70-ти Филоло́г Синопский, епископ.
Апо­сто­ла Фило­ло́га при­вет­ству­ет ап. Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам: «Це­луй­те Фило­ло­га и Юлию, Ни­рея и сест­ру его (Рим.16:15)…» Бо­лее ни­ка­ких све­де­ний о сем апо­сто­ле нет в кни­гах Но­во­го За­ве­та. Кто бы­ла Юлия, упо­ми­на­е­мая вме­сте с Фило­ло­гом, труд­но ска­зать, так как ап. Па­вел, кро­ме ее име­ни, ни­че­го о ней не ска­зал. Неко­то­рые счи­та­ют ее за сест­ру св. Фило­ло­га, а дру­гие (Ори­ген) за его су­пру­гу. В неко­то­рых ко­дек­сах Но­во­го За­ве­та в 15 сти­хе XVI гла­вы По­сла­ния к Рим­ля­нам по­став­ле­но: «Це­луй­те Фило­ло­га и Юлия» (а не Юлию) и по­то­му счи­та­ют муж­чи­ною, а не жен­щи­ною, и по­ла­га­ют, что это был один из пред­ста­ви­те­лей церк­ви Рим­ской (Migne. Dictionnaire de la Bible., II tom). Цер­ков­ное пре­да­ние св. Фило­ло­га при­чис­ля­ет к 70 апо­сто­лам и счи­та­ет его уче­ни­ком св. ап. Пав­ла. До­ро­фей, Епи­фа­ний и др. счи­та­ют св. Фило­ло­га уче­ни­ком и спут­ни­ком ап. Ан­дрея. В гре­че­ском Си­нак­са­ре о св. Фило­ло­ге ска­за­но: «Ап. Па­вел в сво­ем по­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:15) пи­шет: Це­луй­те Фило­ло­га и Юлию» (греч. ασπασασθε Φιλολογον και Ιυλιαν). Был по­став­лен от ап. Ан­дрея Пер­во­зван­но­го во епи­ско­па в г. Си­но­пе.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-filolog-sinopskij

☦️
Мученик Галактио́н и мученица Епистими́я.
Бо­га­тые и знат­ные су­пру­ги Кли­то­фон и Лев­кип­пия жи­ли в го­ро­де Еме­се Фини­кий­ском, дол­гое вре­мя бы­ли без­дет­ны. Мно­го зо­ло­та от­да­ли су­пру­ги язы­че­ским жре­цам, но оста­ва­лись бес­плод­ны­ми. Го­ро­дом Емес в III ве­ке управ­лял по­став­лен­ный рим­ски­ми ке­са­ря­ми си­ри­ец Се­кунд. Он был бес­по­щад­ный и рев­ност­ный го­ни­тель хри­сти­ан и для их устра­ше­ния ве­лел вы­ста­вить на ули­цах изощ­рен­ные ору­дия пы­ток. До­ста­точ­но бы­ло ма­лей­ше­го по­до­зре­ния в при­над­леж­но­сти к «сек­те га­ли­ле­ян» (так языч­ни­ки име­но­ва­ли хри­сти­ан), чтобы че­ло­век был схва­чен и пре­дан му­че­ни­ям. Несмот­ря на это, мно­гие хри­сти­ане доб­ро­воль­но от­да­ва­ли се­бя в ру­ки па­ла­чей, же­лая по­стра­дать за Хри­ста.
Один ста­рый че­ло­век, по име­ни Онуф­рий, скры­вав­ший под ру­би­щем ни­ще­го свое ино­че­ское и пре­сви­тер­ское до­сто­ин­ство, хо­дил по Еме­су из до­ма в дом, про­ся по­да­я­ния. Вез­де, где он ви­дел воз­мож­ность от­вра­тить лю­дей от язы­че­ско­го за­блуж­де­ния, он про­по­ве­до­вал о Хри­сте. Од­на­жды он при­шел в бо­га­тый дом Лев­кип­пии. При­ни­мая от нее ми­ло­сты­ню, инок по­чув­ство­вал, что жен­щи­на пе­чаль­на, и спро­сил ее о при­чине этой пе­ча­ли. Она по­ве­да­ла стар­цу о сво­ем се­мей­ном несча­стье. Уте­шая ее, Онуф­рий рас­ска­зал ей о Еди­ном Ис­тин­ном Бо­ге, о Его все­мо­гу­ще­стве и ми­ло­сти, о том, что Он все­гда да­ет про­си­мое тем, кто с ве­рой об­ра­ща­ет­ся к Нему. На­деж­да на­пол­ни­ла ду­шу Лев­кип­пии. Она уве­ро­ва­ла и при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. Вско­ре по­сле то­го во сне ей бы­ло от­кры­то, что она ро­дит сы­на, ко­то­рый станет ис­тин­ным по­сле­до­ва­те­лем Хри­ста. Сна­ча­ла Лев­кип­пия скры­ва­ла от му­жа свою ра­дость, но ко­гда мла­де­нец ро­дил­ся, она от­кры­ла му­жу свою тай­ну и убе­ди­ла его кре­стить­ся. Мла­ден­ца на­зва­ли Га­лак­ти­о­ном. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли его в хри­сти­ан­ской ве­ре и да­ли ему пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние. Он мог сде­лать бле­стя­щую ка­рье­ру, но Га­лак­ти­он стре­мил­ся к непо­роч­ной, ино­че­ской жиз­ни – уеди­не­нию и мо­лит­ве. Ко­гда Га­лак­ти­о­ну бы­ло 24 го­да, отец ре­шил его же­нить и на­шел неве­сту, кра­си­вую и знат­ную де­вуш­ку, по име­ни Епи­сти­мия. Сын не про­ти­вил­ся во­ле от­ца, од­на­ко по Про­мыс­лу Бо­жье­му свадь­ба бы­ла на неко­то­рое вре­мя от­ло­же­на. Ча­сто по­се­щая неве­сту, Га­лак­ти­он по­сте­пен­но от­крыл ей свою ве­ру, об­ра­тил ее ко Хри­сту и сам тай­но кре­стил ее. Вме­сте с Епи­сти­ми­ей кре­стил­ся и один из ее ра­бов – Ев­тол­мий. Но­во­об­ра­щен­ные ре­ши­ли по при­ме­ру Га­лак­ти­о­на по­свя­тить се­бя ино­че­ской жиз­ни. По­ки­нув го­род, они скры­лись на го­ре Пуб­ли­он, где бы­ло два тай­ных мо­на­сты­ря, муж­ской и жен­ский. Но­вые ино­ки долж­ны бы­ли взять на се­бя всю необ­хо­ди­мую физи­че­скую ра­бо­ту, так как на­сель­ни­ки обо­их мо­на­сты­рей бы­ли ста­ры и немощ­ны. Несколь­ко лет ино­ки под­ви­за­лись в тру­дах, по­сте и мо­лит­вах.
Од­на­жды Епи­сти­мии бы­ло во сне ви­де­ние: она и Га­лак­ти­он сто­ят в див­ном двор­це пе­ред Свет­лым Ца­рем, и Царь по­да­ет им зо­ло­тые вен­цы. Это бы­ло пред­ве­сти­ем их ско­рой му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. Языч­ни­кам ста­ло из­вест­но о су­ще­ство­ва­нии мо­на­сты­рей. Был по­слан от­ряд, чтобы схва­тить их на­сель­ни­ков. Од­на­ко мо­на­хи и мо­на­хи­ни успе­ли укрыть­ся в го­рах. Толь­ко Га­лак­ти­он не за­хо­тел бе­жать и остал­ся в кел­лии, чи­тая Свя­щен­ное Пи­са­ние. Ко­гда Епи­сти­мия уви­де­ла, что во­и­ны ве­дут свя­зан­но­го Га­лак­ти­о­на, она ста­ла умо­лять игу­ме­нию от­пу­стить ее, по­то­му что хо­те­ла при­нять му­ки за Хри­ста вме­сте со сво­им об­руч­ни­ком и учи­те­лем. Игу­ме­ния со сле­за­ми бла­го­сло­ви­ла Епи­сти­мию на по­двиг. Свя­тые пе­ре­нес­ли тя­же­лей­шие пыт­ки, мо­лясь и про­слав­ляя Хри­ста. По при­ка­зу судьи их чет­вер­то­ва­ли. Ев­тол­мий, быв­ший раб Епи­сти­мии, брат ее во Хри­сте и спо­движ­ник в ино­че­ском де­ла­нии, тай­но пре­дал чест­но­му по­гре­бе­нию те­ла свя­тых му­че­ни­ков. Он же на­пи­сал в на­зи­да­ние совре­мен­ни­кам и по­том­кам их жи­тие.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/965

☦️
Святитель Григо́рий, архиепископ Александрийский.
Святитель Григорий, архиепископ Александрийский, с юно­сти по­свя­тил се­бя слу­же­нию Бо­гу. Бу­дучи из­бран на Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру, стал об­раз­цом пас­ты­ря.
Явил­ся в Кон­стан­ти­но­поль и об­ли­чил им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва V (813–820) в ере­си, за что был по­са­жен в тем­ни­цу. Его би­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и мо­ри­ли го­ло­дом, но свя­ти­тель Гри­го­рий все тер­пел со сло­ва­ми, что рад при­нять за Хри­ста еще боль­шие му­ки. Им­пе­ра­тор от­пра­вил его в ссыл­ку, где спу­стя 3 го­да свя­ти­тель скон­чал­ся.

Све­де­ния о жиз­ни свт. Гри­го­рия со­дер­жат­ся толь­ко в гре­че­ских стиш­ных си­нак­са­рях. Со­глас­но ис­точ­ни­кам по ис­то­рии Алек­сан­дрий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, во вре­ме­на Льва V Алек­сан­дрий­скую ка­фед­ру за­ни­мал Хри­сто­фор I, а пат­ри­арх Гри­го­рий I Алек­сан­дрий­ский из­ве­стен толь­ко в XIII в. Об ар­хи­епи­ско­пе Гри­го­рии Алек­сан­дрий­ском в ука­зан­ный пе­ри­од до­сто­вер­ных све­де­ний нет. Мож­но пред­по­ло­жить, что некий исп. Гри­го­рий был оши­боч­но на­зван в си­нак­са­ре ар­хи­епи­ско­пом Алек­сан­дрий­ским, или в рас­ска­зе о свя­ти­те­ле име­ет­ся в ви­ду не Алек­сан­дрия Еги­пет­ская, а дру­гая Алек­сан­дрия.

☦️
Святитель Ио́на, архиепископ Новгородский.
В ми­ру Иоанн. Ро­дил­ся в Нов­го­ро­де в кон­це XIV в., ра­но оси­ро­тел. Еще в дет­стве он по­лу­чил пред­ска­за­ние о сво­ем свя­ти­тель­стве от бла­жен­но­го Ми­ха­и­ла Клоп­ско­го († ок. 1453–1456 гг.; па­мять 11/24 ян­ва­ря), ко­то­рое ис­пол­ни­лось через пять­де­сят лет.
До­стиг­нув со­вер­шен­но­го воз­рас­та, Иоанн при­нял мо­на­ше­ство в Отен­ской пу­сты­ни. За свя­тую жизнь бра­тия из­бра­ла его игу­ме­ном, а в 1458 г. нов­го­род­цы по­же­ла­ли иметь Иону сво­им ар­хи­епи­ско­пом. Для сво­их па­со­мых свя­ти­тель был пас­ты­рем и от­цом и осо­бен­но за­бо­тил­ся свя­той о вдо­вах и си­ро­тах. Поль­зу­ясь лю­бо­вью и ува­же­ни­ем со­граж­дан, не раз хо­да­тай­ство­вал свя­ти­тель о мя­теж­ных нов­го­род­цах пе­ред мос­ков­ским ве­ли­ким кня­зем, уто­ляя его гнев, удер­жи­вал Нов­го­род от со­ю­за с Лит­вой.
Свя­ти­тель мно­го за­бо­тил­ся и о ду­хов­ном про­све­ще­нии сво­ей паст­вы, и о стро­и­тель­стве хра­мов, не за­был он и Отен­ской пу­сты­ни. Он ока­зал боль­шую по­мощь и со­дей­ствие устрой­ству Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря: пре­по­доб­но­му Зо­си­ме († 1478 г.; па­мять 17/30 ап­ре­ля) свя­ти­тель Иона вы­дал гра­мо­ту, по ко­то­рой вме­сте с мир­ски­ми вла­стя­ми от­да­вал во вла­де­ние но­вой оби­те­ли весь Со­ло­вец­кий ост­ров.
Ар­хи­епи­скоп Иона по­чил о Гос­по­де 5 но­яб­ря 1470 г. Нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/966

☦️
Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
Две­сти лет Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь бы­ла ли­ше­на ка­но­ни­че­ско­го са­мо­управ­ле­ния. Все это вре­мя она под­вер­га­лась раз­но­об­раз­ным огра­ни­че­ни­ям со сто­ро­ны го­судар­ствен­ной вла­сти. С на­ча­лом ХХ ве­ка не толь­ко епи­ско­па­том, но и всей рус­ской цер­ков­ной об­ще­ствен­но­стью ост­ро ощу­ща­лась необ­хо­ди­мость вос­ста­нов­ле­ния ка­но­ни­че­ско­го строя цер­ков­ной жиз­ни, ос­но­ван­но­го на со­бор­ных на­ча­лах.

В за­щи­ту си­но­даль­но­го управ­ле­ния вы­сту­пи­ли про­фес­сор Б. В. Тит­ли­нов, князь А. Г. Ча­го­да­ев, про­то­и­е­рей Н. В. Цвет­ков, В. Г. Руб­цов и дру­гие. Они утвер­жда­ли, что «еди­но­вла­стие несов­ме­сти­мо с со­бор­но­стью». Но это утвер­жде­ние про­ти­во­ре­чит бес­спор­но­му ис­то­ри­че­ско­му фак­ту: по­сле упразд­не­ния Пат­ри­ар­ше­ства не со­сто­я­лось ни од­но­го цер­ков­но­го Со­бо­ра, ко­то­рые по­сто­ян­но со­би­ра­лись ра­нее при Мос­ков­ских мит­ро­по­ли­тах и Пат­ри­ар­хах. За вос­ста­нов­ле­ние Пат­ри­ар­ше­ства вы­ска­за­лись мно­гие де­ле­га­ты. Епи­скоп Мит­ро­фан в сво­ем до­кла­де ста­вил Пат­ри­ар­ше­ство в центр выс­шей цер­ков­ной вла­сти. Он на­звал упразд­не­ние Пат­ри­ар­ше­ства Пет­ром I ан­ти­ка­но­ни­че­ским де­я­ни­ем – «Рус­ская Цер­ковь ста­ла обез­глав­ле­на, аке­фаль­на».

28 ок­тяб­ря 1917 года в ре­зуль­та­те го­ло­со­ва­ния Со­бор вы­нес ис­то­ри­че­ское по­ста­нов­ле­ние:
1. В Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви выс­шая власть – за­ко­но­да­тель­ная, адми­ни­стра­тив­ная, су­деб­ная и кон­тро­ли­ру­ю­щая – при­над­ле­жит По­мест­но­му Со­бо­ру, пе­ри­о­ди­че­ски в опре­де­лен­ные сро­ки со­зы­ва­е­мо­му, в со­ста­ве епи­ско­пов, кли­ри­ков и ми­рян.
2. Вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся Пат­ри­ар­ше­ство, и управ­ле­ние цер­ков­ное воз­глав­ля­ет­ся Пат­ри­ар­хом.
3. Пат­ри­арх яв­ля­ет­ся пер­вым меж­ду рав­ны­ми ему епи­ско­па­ми.
4. Пат­ри­арх вме­сте с ор­га­на­ми цер­ков­но­го управ­ле­ния под­от­че­тен Со­бо­ру.

В состав Собора вошли: 1 святитель, 38 священномучеников, 3 священноисповедника, 1 преподобный, 3 мученика

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-pamjat-otcov-pomestnogo-sobora-cerkvi-russkoj-1917-1918

☦️
Избрание на патриарший престол свт. Тихона Москвовского (1917).

На Со­бо­ре все тре­во­жи­лись о судь­бе мос­ков­ских свя­тынь, под­вер­гав­ших­ся об­стре­лу во вре­мя ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий. И вот пер­вым спе­шит в Кремль, как толь­ко до­ступ ту­да ока­зал­ся воз­мож­ным, мит­ро­по­лит Ти­хон во гла­ве неболь­шой груп­пы чле­нов Со­бо­ра. С ка­ким вол­не­ни­ем вы­слу­шал Со­бор жи­вой до­клад мит­ро­по­ли­та, толь­ко что вер­нув­ше­го­ся из Крем­ля, как пе­ред этим чле­ны Со­бо­ра вол­но­ва­лись из опа­се­ния за его судь­бу: неко­то­рые из спут­ни­ков мит­ро­по­ли­та вер­ну­лись с пол­пу­ти и рас­ска­за­ли о том, что они ви­де­ли, но все сви­де­тель­ство­ва­ли, что мит­ро­по­лит шел со­вер­шен­но спо­кой­но и по­бы­вал вез­де, где бы­ло нуж­но. Вы­со­та его ду­ха бы­ла то­гда для всех оче­вид­на.
При­сту­пи­ли к вы­бо­рам пат­ри­ар­ха. Ре­ше­но бы­ло го­ло­со­ва­ни­ем всех чле­нов Со­бо­ра из­брать трех кан­ди­да­тов, а за­тем предо­ста­вить во­ле Бо­жи­ей по­сред­ством жре­бия ука­зать из­бран­ни­ка. И вот, усерд­но по­мо­лив­шись, чле­ны Со­бо­ра на­чи­на­ют длин­ны­ми ве­ре­ни­ца­ми про­хо­дить пе­ред ур­на­ми с име­на­ми на­ме­чен­ных кан­ди­да­тов. Пер­вое и вто­рое го­ло­со­ва­ние да­ло тре­бу­е­мое боль­шин­ство ар­хи­епи­ско­пам Харь­ков­ско­му Ан­то­нию и Нов­го­род­ско­му Ар­се­нию и лишь на тре­тьем опре­де­лил­ся мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ти­хон. Итак, сво­бод­ным го­ло­со­ва­нием чле­нов Со­бо­ра, на пат­ри­ар­ший пре­стол бы­ли из­бра­ны три кан­ди­да­та. «Са­мый ум­ный из рус­ских ар­хи­ере­ев – ар­хи­епи­скоп Ан­то­ний, са­мый стро­гий – ар­хи­епи­скоп Ар­се­ний и са­мый доб­рый – мит­ро­по­лит Ти­хон», – так вы­ра­зил­ся один из чле­нов Со­бо­ра.
Пе­ред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­не­сен­ной из Успен­ско­го со­бо­ра в храм Хри­ста Спа­си­те­ля, по­сле тор­же­ствен­ной ли­тур­гии и мо­леб­на, 5 но­яб­ря схи­и­еро­мо­нах Зо­си­мо­вой пу­сты­ни Алек­сий, член Со­бо­ра, бла­го­го­вей­но вы­нул из ур­ны один из трех жре­би­ев с име­нем кан­ди­да­та, и мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Вла­ди­мир про­воз­гла­сил имя из­бран­ни­ка – мит­ро­по­ли­та Ти­хо­на. С ка­ким сми­ре­ни­ем, со­зна­ни­ем важ­но­сти вы­пав­ше­го жре­бия при­нял прео­свя­щен­ный Ти­хон из­ве­стие о Бо­жи­ем из­бра­нии. Он не жаж­дал нетер­пе­ли­во этой ве­сти, но и не тре­во­жил­ся стра­хом – его спо­кой­ное пре­кло­не­ние пе­ред во­лей Бо­жи­ей бы­ло яс­но вид­но для всех. Ко­гда тор­же­ствен­ная де­пу­та­ция чле­нов Со­бо­ра, во гла­ве с выс­шим ду­хо­вен­ством, яви­лась в цер­ковь Тро­иц­ко­го по­дво­рья в Москве для «бла­го­ве­стия» о Бо­жи­ем из­бра­нии и для по­здрав­ле­ния вновь из­бран­но­го пат­ри­ар­ха, прео­свя­щен­ный Ти­хон вы­шел из ал­та­ря в ар­хи­ерей­ской ман­тии и ров­ным го­ло­сом на­чал крат­кий мо­ле­бен.

Ве­ли­кое цер­ков­ное тор­же­ство про­ис­хо­ди­ло в Успен­ском со­бо­ре 21 но­яб­ря 1917 го­да. Мощ­но гу­дел Иван Ве­ли­кий, кру­гом шу­ме­ли тол­пы на­ро­да, на­пол­няв­шие не толь­ко Кремль, но и Крас­ную пло­щадь, ку­да бы­ли со­бра­ны крест­ные хо­ды изо всех мос­ков­ских церк­вей. За ли­тур­ги­ей два пер­вен­ству­ю­щие мит­ро­по­ли­та при пе­нии «Ак­сиос» три­жды воз­ве­ли Бо­жия из­бран­ни­ка на пат­ри­ар­ший трон, об­ла­чи­ли его в по­до­ба­ю­щие его са­ну свя­щен­ные одеж­ды.

По­сле ли­тур­гии пат­ри­арх по древ­не­му обы­чаю с крест­ным хо­дом обо­шел во­круг Крем­ля, окроп­ляя его свя­той во­дой.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/
• Вегетарианство и его отличие от христианского поста
• О лице Господа Иисуса Христа
• О подвижничестве
• Поучение к новопоставленному иерею
• Акты Святейшего Патриарха Тихона, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти
• Заявление Святейшего Патриарха Тихона от 17(30).09.1924 г. в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский «новый» стиль)
• Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о деятельности церковно-административного аппарата в условиях новой государственной власти
• Постановление Святейшего Патриарха, Свящ. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. №662
• Распоряжение Патриарха Тихона об временном отложении постановления о введении в церковное употребление нового календарного стиля
• и многие другие письма, слова и речи

☦️
Священномученик Гаврии́л Масленников, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Гав­ри­ил ро­дил­ся в 1871 го­ду в го­ро­де Ми­хай­ло­ве Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье куз­не­ца Ми­ха­и­ла и же­ны его Оль­ги, у ко­то­рых бы­ло один­на­дцать де­тей. Ро­ди­те­ли Гав­ри­и­ла от­ли­ча­лись бла­го­че­сти­ем и вос­пи­ты­ва­ли де­тей в пра­во­слав­ном ду­хе. Гав­ри­ил окон­чил го­род­ское учи­ли­ще и, как и стар­ший его брат Ва­си­лий, из­брал про­фес­сию куз­не­ца. Об­ра­зо­ва­ние, по­лу­чен­ное в го­род­ском учи­ли­ще, ощу­ща­лось Гав­ри­и­лом как недо­ста­точ­ное, и он мно­го вре­ме­ни по­свя­щал чте­нию книг, и в осо­бен­но­сти ду­хов­ных, за­ни­ма­ясь са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем.
С 1893 по 1896 год Гав­ри­ил Ми­хай­ло­вич слу­жил в 171-м пол­ку в го­ро­де Вар­ша­ве в зва­нии еф­рей­то­ра. Был участ­ни­ком рус­ско-япон­ской вой­ны. За про­яв­лен­ную в бо­ях от­ва­гу он был на­граж­ден Ге­ор­ги­ев­ским кре­стом. Во вре­мя во­ен­ных дей­ствий Гав­ри­ил Ми­хай­ло­вич по­пал в плен. По­сле осво­бож­де­ния из пле­на и воз­вра­ще­ния по окон­ча­нии во­ен­ной служ­бы до­мой он ра­бо­тал куз­не­цом, арен­дуя куз­ни­цу в Пе­чер­ских Вы­сел­ках Ми­хай­лов­ско­го уез­да, а за­тем — в се­ле При­лу­чье. В это вре­мя он же­нил­ся на Та­тьяне Ива­новне Бо­ри­ной, глу­бо­ко ве­ру­ю­щей де­вуш­ке из се­мьи ме­щан го­ро­да Ков­ро­ва Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось один­на­дцать де­тей, из них в жи­вых оста­лись два сы­на и три до­че­ри, ко­то­рым они по ме­ре сил ста­ра­лись при­вить на­ча­ла ве­ры и бла­го­че­стия.
Глу­бо­кие по­зна­ния, по­лу­чен­ные пу­тем са­мо­об­ра­зо­ва­ния, и нрав­ствен­ный ав­то­ри­тет Гав­ри­и­ла Ми­хай­ло­ви­ча бы­ли та­ко­вы, что жи­те­ли го­ро­да Ми­хай­ло­ва из­бра­ли его в 1920 го­ду го­род­ским го­ло­вой.
В на­ча­ле два­дца­тых го­дов у Гав­ри­и­ла Ми­хай­ло­ви­ча ста­ло стре­ми­тель­но ухуд­шать­ся зре­ние; вра­чи от­нес­ли это на счет его про­фес­сии куз­не­ца и на­сто­я­тель­но ста­ли со­ве­то­вать оста­вить ее. Дол­го ду­мал Гав­ри­ил Ми­хай­ло­вич, как быть. В ду­ше ожи­ва­ло дав­нее же­ла­ние стать свя­щен­ни­ком. Его не стра­ши­ли иду­щие по­всю­ду го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, но сму­ща­ли соб­ствен­ный пре­клон­ный воз­раст и от­сут­ствие спе­ци­аль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Он жаж­дал стать все­це­ло слу­жи­те­лем Гос­по­да, но недо­ста­ва­ло ре­ши­мо­сти, так как он счи­тал се­бя недо­стой­ным слу­же­ния столь вы­со­ко­го. Но од­на­жды во сне он уви­дел умер­шую мать, ко­то­рую он от­пе­ва­ет, на­хо­дясь в сане свя­щен­ни­ка. Этот сон он по­чел бла­го­при­ят­ным зна­ком к при­ня­тию ре­ше­ния. В 1924 го­ду он по­ехал в Ря­зань к ар­хи­ерею, сдал эк­за­ме­ны на зна­ние бо­го­слу­же­ния и Свя­щен­но­го Пи­са­ния, а так­же ос­нов­ных по­ло­же­ний пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния и был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ма­ко­во Ми­хай­лов­ско­го рай­о­на.
В 1925 го­ду диа­кон Гав­ри­ил был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Са­мо­ду­ров­ка (ныне се­ло Сол­неч­ное) Ми­хай­лов­ско­го рай­о­на.
Свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние ста­ло для от­ца Гав­ри­и­ла ве­ли­кой от­ра­дой и уте­ше­ни­ем. Он лю­бил бо­го­слу­же­ние и храм, это чув­ство­ва­ли при­хо­жане, и это при­вле­ка­ло их к церк­ви, тем бо­лее, что отец Гав­ри­ил, бу­дучи че­ло­ве­ком вы­со­ко­нрав­ствен­ным, до сво­е­го ру­ко­по­ло­же­ния поль­зо­вал­ся сре­ди жи­те­лей боль­шим ав­то­ри­те­том.

Осе­нью 1937 го­да, во вре­мя оче­ред­но­го го­не­ния, вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать свя­щен­ни­ка.

16 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли от­ца Гав­ри­и­ла, и он был за­клю­чен сна­ча­ла в тюрь­му в го­ро­де Ско­пине, а за­тем в Ря­за­ни. Его об­ви­ни­ли в том, что он вел сре­ди на­се­ле­ния ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду и под­дер­жи­вал тес­ную связь с аре­сто­ван­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми Ак­ин­фи­е­вым и Аме­ли­ным и по­сле аре­ста свя­щен­ни­ка Гри­го­рия Аме­ли­на ока­зы­вал ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку его се­мье.
— В чем за­клю­ча­ет­ся ва­ша связь с ныне аре­сто­ван­ным за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность по­пом Гри­го­ри­ем Еме­лья­но­ви­чем Аме­ли­ным? — спро­сил сле­до­ва­тель от­ца Гав­ри­и­ла.
— Связь моя с Аме­ли­ным вы­ра­жа­лась в том, что, вер­нув­шись из ссыл­ки, он при­хо­дил ко мне ис­по­ве­до­вать­ся. По­сле его аре­ста ко мне при­хо­ди­ла его же­на. Кро­ме то­го, я ока­зы­вал им ма­те­ри­аль­ную по­мощь.
— В чем вы­ра­жа­лась ва­ша связь с ныне аре­сто­ван­ным за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность по­пом Ак­ин­фи­е­вым?
— Ак­ин­фи­ев при­хо­дил ко мне за день­га­ми на со­дер­жа­ние епар­хии как бла­го­чин­ный.
— След­ствию из­вест­но, что вы сов­мест­но с ука­зан­ны­ми по­па­ми ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду сре­ди на­се­ле­ния. При­зна­е­те вы это?
— Нет, это­го я не при­знаю, но ко­гда у ме­ня в до­ме был Ак­ин­фи­ев, у нас с ним был раз­го­вор о Но­вой кон­сти­ту­ции, в ко­то­ром мы при­вет­ство­ва­ли власть, — го­во­ри­ли, что мы те­перь на­равне со все­ми граж­да­на­ми име­ем пра­во вы­би­рать и быть из­бран­ны­ми в со­ве­ты.
— След­ствию из­вест­но, что вы вы­ска­зы­ва­ли недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью и рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту о кол­хо­зах. При­зна­е­те вы это?
— Нет, это­го я не при­знаю.
12 но­яб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Гав­ри­и­ла к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Гав­ри­ил Мас­лен­ни­ков был рас­стре­лян 18 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-maslennikov


Жития
Писание