☀️ неподвижный годовой круг:
• 17 ноября (4 ноября)
• сщмчч. Ника́ндра Мирского, Ерме́я (I)
• прп. Иоанни́кия Великого (846)
• прп. Меркурия Печерского (XIV)
• блж. Си́мона Юрьевецкого (1584)
• прп. Никандра Городноезерского (XVI)
• исп. Николая (Виноградова) (1931)
• прмц. Евгении (Лысовой) (1935)
• сщмч. Александра (Петропавловского) (1937)
• сщмч. Исмаи́ла (Базилевского) (1941)


☦️
Священномученики Ника́ндр, епископ Мирский и Ерме́й, пресвитер.
Свя­тые свя­щен­но­му­че­ни­ки Ни­кандр, епи­скоп Мир­ский, и Ер­мей пре­сви­тер, уче­ни­ки по­сле­до­ва­те­ля и спо­движ­ни­ка пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла Пав­ла свя­то­го апо­сто­ла Ти­та (па­мять 25 ав­гу­ста), бы­ли ру­ко­по­ло­же­ны им в свя­щен­ный сан. Под­ви­за­ясь в неустан­ных пас­тыр­ских тру­дах, свя­тые мно­гих языч­ни­ков об­ра­ти­ли ко Хри­сту. За это они бы­ли схва­че­ны и при­ве­де­ны на до­прос к гра­до­на­чаль­ни­ку Ли­ва­нию. Ни уго­во­ры, ни угро­зы вла­стей не скло­ни­ли свя­тых му­че­ни­ков от­речь­ся от Хри­ста. То­гда Ли­ван­ий при­ка­зал их пы­тать. Лю­тые, нече­ло­ве­че­ские му­ки вы­нес­ли свя­тые: их, при­вя­зан­ных к ко­ням, во­лок­ли по кам­ням, те­ла их рва­ли же­лез­ны­ми крю­чья­ми, бро­са­ли в го­ря­щую печь. Гос­подь по­мог им вы­не­сти то, что че­ло­век сво­и­ми си­ла­ми вы­не­сти не мо­жет. Под ко­нец му­чи­те­ли прон­зи­ли го­ло­вы и серд­ца свя­тых гвоз­дя­ми и, бро­сив их в яму, за­сы­па­ли зем­лей.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/963

☦️
Преподобный Иоанни́кий Великий.
Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий Ве­ли­кий ро­дил­ся в Вифи­нии в 752 г. в се­ле­нии Ма­ри­ка­ти. Ро­ди­те­ли его бы­ли бед­ны и не мог­ли дать ему да­же на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния. С дет­ства он дол­жен был па­сти до­маш­ний скот – един­ствен­ное до­сто­я­ние се­мьи. Лю­бовь к Бо­гу и мо­лит­ва все­це­ло вла­де­ли ду­шой от­ро­ка Иоан­ни­кия. Ча­сто, осе­нив ста­до крест­ным зна­ме­ни­ем, он ухо­дил в уеди­нен­ное ме­сто и це­лый день мо­лил­ся, и ни вор, ни зверь не при­бли­жа­лись к его ста­ду.
По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Льва IV (775–780) мно­го­чис­лен­ные по­слы со­би­ра­ли по го­ро­дам и се­ле­ни­ям луч­ших юно­шей стра­ны на во­ен­ную служ­бу. В им­пе­ра­тор­ское вой­ско был при­нят и юно­ша Иоан­ни­кий. Он за­слу­жил сво­им доб­рым нра­вом лю­бовь со­то­ва­ри­щей, но как храб­рый во­ин был стра­шен вра­гам. Про­слу­жил свя­той Иоан­ни­кий в им­пе­ра­тор­ском вой­ске 6 лет. Был не раз на­граж­ден сво­и­ми на­чаль­ни­ка­ми и им­пе­ра­то­ром. Но во­ен­ная служ­ба тя­го­ти­ла его, ду­ша его жаж­да­ла по­дви­гов и уеди­не­ния. И Гос­подь при­звал Сво­е­го ра­ба к Се­бе на слу­же­ние.
Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий, от­ре­ка­ясь от ми­ра, на­ме­ре­вал­ся сра­зу уй­ти в пу­сты­ню. Од­на­ко по со­ве­ту опыт­ных в мо­на­ше­ском де­ла­нии стар­цев он еще два го­да про­жил в мо­на­сты­ре. Здесь свя­той при­вы­кал к ино­че­ско­му по­слу­ша­нию, к мо­на­ше­ским уста­вам и пра­ви­лам, на­учил­ся гра­мо­те, вы­учил на­изусть трид­цать псал­мов Да­ви­да. По­сле это­го по вну­ше­нию Бо­жию пре­по­доб­ный уда­лил­ся в пу­сты­ню.
Три го­да про­был он в глу­бо­ком уеди­не­нии, лишь раз в ме­сяц пас­тух при­но­сил ему немно­го хле­ба и во­ды. День и ночь про­во­дил по­движ­ник в мо­лит­вах и пе­нии псал­мов. По­сле каж­до­го сти­ха псал­мо­пев­ца пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий тво­рил мо­лит­ву, ко­то­рую в несколь­ко из­ме­нен­ном ви­де хра­нит Пра­во­слав­ная Цер­ковь до сих пор: «Упо­ва­ние мое Отец, при­бе­жи­ще мое Хри­стос, по­кров мой Дух Свя­той». Слу­чай­но встре­тив сво­их быв­ших то­ва­ри­щей по во­ен­ной служ­бе, свя­той по­ки­нул пу­сты­ню и уда­лил­ся в Кон­ту­рий­ские го­ры.
Лишь через 12 лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни от­шель­ник при­нял мо­на­ше­ский по­стриг. Три го­да по­сле по­стри­же­ния про­вел свя­той в за­тво­ре, опу­тан­ный ве­ри­га­ми, по­сле че­го от­пра­вил­ся в Хе­ли­дон к ве­ли­ко­му пост­ни­ку Ге­ор­гию (па­мять 21 фев­ра­ля). По­движ­ни­ки про­жи­ли вме­сте три го­да. За это вре­мя пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий вы­учил всю Псал­тирь. До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­той Иоан­ни­кий по­се­лил­ся в Ан­ти­ди­е­вой оби­те­ли и про­был там в за­тво­ре до сво­ей кон­чи­ны.
70 лет про­вел в по­дви­гах пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий и до­стиг вы­со­ко­го ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. По ми­ло­сти Бо­жи­ей свя­той стя­жал дар про­ро­че­ства, как сви­де­тель­ство­вал уче­ник его Па­хо­мий. Пре­по­доб­ный ста­рец во вре­мя мо­лит­вы под­ни­мал­ся над зем­лей. Од­на­жды пе­ре­шел раз­лив­шу­ю­ся в по­ло­во­дье ре­ку. Свя­той мог сам ста­но­вить­ся неви­ди­мым для лю­дей и де­лать неви­ди­мы­ми дру­гих: так, од­на­жды пре­по­доб­ный вы­вел из тем­ни­цы плен­ных гре­ков на гла­зах у мно­го­чис­лен­ной стра­жи. Яд и огонь, ко­то­ры­ми хо­те­ли уни­что­жить свя­то­го за­вист­ни­ки, не при­чи­ня­ли ему вре­да, хищ­ные зве­ри не тро­га­ли его. Из­вест­но, что он осво­бо­дил ост­ров Фас от мно­же­ства змей. Пре­по­доб­ный Иоан­ни­кий так­же спас юную мо­на­хи­ню, го­то­вую по­ки­нуть мо­на­стырь ра­ди за­му­же­ства; он взял на се­бя му­чив­шую де­вуш­ку страсть, а сам по­стом и мо­лит­вой уни­что­жил вра­же­ское на­па­де­ние. Пре­дузнав свою кон­чи­ну, свя­той ото­шел ко Гос­по­ду 4 но­яб­ря 846 го­да в воз­расте 94-х лет.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/962

☦️
Преподобный Мерку́рий Печерский, постник.
Инок Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря; о нем из­вест­но толь­ко то, что он был свя­зан еди­но­мыс­ли­ем и брат­ской лю­бо­вью с пре­по­доб­ным Па­и­си­ем (XIV в.; па­мять 19 июля/1 ав­гу­ста). Свя­тые бы­ли нераз­луч­ны, жи­ли в од­ной кел­лии, а по­сле смер­ти бы­ли по­ло­же­ны в один гроб. В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи их по­чи­ва­ют в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах.

☦️
Блаженный Си́мон Юрьевецкий, Христа ради юродивый.
Бла­жен­ный Си­мон Юрье­вец­кий ро­дил­ся в се­ле Брат­ском Ко­стром­ской об­ла­сти в бла­го­че­сти­вой се­мье кре­стьян Ро­ди­о­на и Ма­рии Ши­то­вых. Во Свя­том Кре­ще­нии он был на­зван Си­мо­ном в честь свя­то­го апо­сто­ла Си­мо­на Зи­ло­та (па­мять 10/23 мая). С юно­ше­ских лет Си­мон при­нял на се­бя осо­бый по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди и ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма в дре­му­чие ле­са, око­ло се­ла Ел­на­ти.
Од­на­жды ел­нат­ские по­се­ляне уви­де­ли в ле­су че­ло­ве­ка, из­мож­ден­но­го, в од­ной ру­ба­хе, бо­со­го, ко­то­рый на­звал им толь­ко свое имя – Си­мон, о нем со­об­щи­ли мест­но­му свя­щен­ни­ку Иоси­фу, и тот взял бла­жен­но­го в свой дом.
Свя­той Си­мон на­чал хо­дить по до­мам ел­нат­ских жи­те­лей и по­мо­гал им в ис­полне­нии са­мых труд­ных ра­бот, но пла­ту не брал. Несмот­ря на по­сто­ян­ные тру­ды, он часть дня и но­чи усерд­но мо­лил­ся, из­ну­рял свое те­ло по­стом и лю­бил по­се­щать храм Бо­жий. Зи­мой и ле­том он хо­дил толь­ко в льня­ной ру­баш­ке и бо­сым, так что ко­жа его по­чер­не­ла, и спал на го­лом по­лу. Нера­зум­ные лю­ди неред­ко же­сто­ко би­ли его. Бла­жен­ный крот­ко пе­ре­но­сил все оскорб­ле­ния и на­смеш­ки и не пла­тил злом за зло, но мо­лил­ся за обид­чи­ков, а се­бя по­сто­ян­но уко­рял и на­зы­вал «глуп­цом» и «несы­той гор­та­нью». 15 лет жил в Ел­на­ти бла­жен­ный Си­мон, а по­том пе­ре­шел в го­род Юрье­вец-По­волж­ский. Лю­би­мым ме­стом пре­бы­ва­ния его там бы­ли цер­ков­ные па­пер­ти, где он воз­но­сил го­ря­чие мо­лит­вы Бо­гу. Осо­бен­но ча­сто свя­той при­хо­дил в Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь, где на па­пер­ти усерд­но мо­лил­ся пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
По­двиг пол­но­го са­мо­от­ре­че­ния, ко­то­рый очи­стил ду­шу его, был уго­ден Бо­гу, и он еще при жиз­ни по­лу­чил дар про­зре­ния: мно­гое пред­ви­дел и пред­ска­зы­вал бу­ду­щее во сла­ву Бо­жию для вра­че­ва­ния неду­гов и нрав­ствен­но­го ис­прав­ле­ния ближ­них.
Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны бла­жен­ный за­шел в дом во­е­во­ды Фе­о­до­ра Пе­те­ли­на. Тот, не зная по­дви­гов свя­то­го, раз­дра­жен­ный по­ве­де­ни­ем Си­мо­на, в по­ры­ве гне­ва при­ка­зал слу­гам из­бить свя­то­го и бро­сить в под­вал. Бла­жен­ный тя­же­ло за­бо­лел. Чув­ствуя ско­рый от­ход из жиз­ни зем­ной в жизнь веч­ную, бла­жен­ный Си­мон при­звал свя­щен­ни­ка, ис­по­ве­дал­ся, при­об­щил­ся Свя­тых Та­ин и пре­дал Гос­по­ду ду­шу свою 4 но­яб­ря 1584 го­да (по дру­гим ис­точ­ни­кам – в 1586 го­ду).
Во­е­во­да рас­ка­ял­ся в сво­ем со­гре­ше­нии. Весь го­род со­брал­ся на по­гре­бе­ние свя­то­го. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но на тер­ри­то­рии Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря. В 1619 го­ду над мо­ги­лой бла­жен­но­го бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии. В 1635 го­ду игу­мен Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря Ди­о­ни­сий до­но­сил пат­ри­ар­ху Иоаса­фу об ис­це­ле­ни­ях у мо­щей бла­жен­но­го Си­мо­на. Пат­ри­арх бла­го­сло­вил на­пи­сать ико­ну бла­жен­но­го и со­вер­шать ему служ­бу по об­щей Ми­нее. В 1666 го­ду бла­жен­но­му Си­мо­ну, Юрье­вец­ко­му чу­до­твор­цу, со­став­ле­на осо­бая служ­ба. Дни его па­мя­ти – 4/17 но­яб­ря и 10/23 мая.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/964

☦️
Преподобный Ника́ндр Городноезерский.
Пре­по­доб­ный Ни­кандр Го­род­но­е­зер­ский в на­ча­ле XVII ве­ка ос­но­вал пу­стынь на бе­ре­гу озе­ра Го­род­но­го (в 47 вер­стах от го­ро­да Бо­ро­ви­чи, в 4-х вер­стах от по­го­ста Ше­ро­хо­ви­чей). Ра­нее на этом ме­сте был Вос­кре­сен­ский мо­на­стырь. Ко­гда он был ос­но­ван, неиз­вест­но, но в 1581 го­ду в мо­на­стыр­ской опи­си го­во­ри­лось, что в 10 кел­ли­ях жи­ло лишь 3 стар­ца. Пре­по­доб­ный Ни­кандр был по­гре­бен в воз­об­нов­лен­ной им оби­те­ли. В хра­ме упразд­нен­ной в 1764 го­ду оби­те­ли был при­дел во имя пре­по­доб­но­го Ни­канд­ра Го­род­но­е­зер­ско­го.

☦️
Исповедник Николай Виноградов, пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ни­ко­лай Пав­ло­вич Ви­но­гра­дов ро­дил­ся 4 но­яб­ря 1873 го­да в го­ро­де Клин Мос­ков­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­дил из ду­хов­но­го зва­ния.
По­сту­пив в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, он окон­чил ее в 1896 го­ду по вто­ро­му раз­ря­ду. За­тем до 1898 го­да пре­по­да­вал в Про­хо­ров­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле По­доль­ско­го уез­да. Же­нил­ся. 17 ап­ре­ля 1898 го­да опре­де­лен свя­щен­ни­ком в храм се­ла Да­ни­ло­во По­доль­ско­го уез­да, освя­щен­но­го в честь Смо­лен­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Се­ло Да­ни­ло­во од­но из ста­рей­ших сел До­мо­де­дов­ской под­мос­ков­ной во­ло­сти. Пер­вое упо­ми­на­ние о церк­ви в се­ле от­но­сит­ся к XVII ве­ку, а ка­мен­ный храм, в ко­то­ром слу­жил свя­щен­ник Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов, был по­стро­ен в 1755 го­ду.
Здесь от­цу Ни­ко­лаю и его близ­ким суж­де­но бы­ло про­жить 32 го­да. Здесь в се­мье Ви­но­гра­до­вых в 1900 го­ду ро­ди­лась дочь – На­деж­да, в 1902 го­ду сын – Ни­ко­лай, а в 1904 го­ду вто­рая дочь – Люд­ми­ла, здесь от­цу Ни­ко­лаю да­но бы­ло Бо­гом по­не­сти нелег­кий крест вдов­ства.
Мо­ло­дой свя­щен­ник мно­го по­тру­дил­ся на ни­ве цер­ков­но­го про­све­ще­ния. В но­яб­ре 1898 го­да, вско­ре по­сле ру­ко­по­ло­же­ния и на­зна­че­ния на при­ход, отец Ни­ко­лай от­крыл в се­ле Да­ни­ло­во шко­лу гра­мо­ты, где и пре­по­да­вал сам без­воз­мезд­но.

Как и все свя­щен­но­слу­жи­те­ли то­го вре­ме­ни, отец Ни­ко­лай был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав, а в фев­ра­ле 1930 го­да рас­ку­ла­чен. По­сколь­ку ни­ка­ко­го иму­ще­ства у него уже не бы­ло, его про­сто вы­гна­ли из до­ма, и по­сле это­го он жил в до­ме од­но­го из сво­их при­хо­жан.

22 мар­та 1930 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван в адми­ни­стра­тив­ном от­де­ле Мих­нев­ско­го рай­он­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та и 24 мар­та до­про­шен по­втор­но. На этом до­про­се свя­щен­ник пол­но­стью под­твер­дил свои преды­ду­щие по­ка­за­ния и за­ме­тил, что «ка­кой-ли­бо ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел». В этот же день упол­но­мо­чен­ный ОГПУ по­ста­но­вил из­брать ме­рой пре­се­че­ния – со­дер­жа­ние под стра­жей в Сер­пу­хов­ском ис­прав­труд­до­ме. 19 ап­ре­ля бы­ло сфор­му­ли­ро­ва­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в ко­то­ром предъ­яв­ля­лось об­ви­не­ние в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, и 25 ап­ре­ля 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ви­но­гра­до­ва к вы­сыл­ке в Се­вер­ный край сро­ком на три го­да. Еще не ста­рый свя­щен­ник не вы­дер­жал тя­же­лых усло­вий се­вер­ной ссыл­ки. 17 но­яб­ря 1931 го­да в Емец­ком рай­оне Ар­хан­гель­ской об­ла­сти свя­щен­ник Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов умер и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.
По­сле аре­ста свя­щен­ни­ка служ­ба в хра­ме пе­ре­ста­ла со­вер­шать­ся, два­дцат­ка, необ­хо­ди­мая для ре­ги­стра­ции при­хо­да, рас­па­лась, а в 1934 го­ду по­ста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­ди­у­ма Мих­нев­ско­го рай­он­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та от 14 мар­та храм был за­крыт. Бо­го­слу­же­ние в хра­ме воз­об­но­ви­лось толь­ко в 2000 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-vinogradov-ispovednik

☦️
Преподобномученица Евгения (Лысова), монахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­ге­ния ро­ди­лась в 1892 го­ду в се­ле Ни­кит­ки­но Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье вла­дель­ца неболь­шой ба­ка­лей­ной лав­ки Афа­на­сия Лы­со­ва и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ев­до­ки­ей. Об­ра­зо­ва­ние Ев­до­кия по­лу­чи­ла в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле. В 1916 го­ду скон­ча­лись ро­ди­те­ли, обе ее сест­ры к это­му вре­ме­ни вы­шли за­муж и жи­ли от­дель­но, и вос­пи­тан­ная в бла­го­че­стии Ев­до­кия ре­ши­ла по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Гос­по­ду. Она про­да­ла до­маш­нюю ско­ти­ну, а до­став­ший­ся ей от ро­ди­те­лей дом от­да­ла сест­ре, по­лу­чив от нее вза­мен неболь­шой до­мик, в ко­то­ром она и устро­и­ла се­бе ке­лью. Уже во вре­мя го­не­ний от без­бож­ных вла­стей, окорм­ля­ясь у од­но­го из мо­на­хов в Бо­го­слов­ском мо­на­сты­ре в Ря­зан­ской об­ла­сти, она бы­ла в 1926 го­ду по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Ев­ге­ния. И ко­гда мо­на­стырь был за­крыт, она вер­ну­лась в род­ное се­ло и ста­ла при­слу­жи­вать здесь при По­кров­ской церк­ви.
В 1931 го­ду бы­ли аре­сто­ва­ны сест­ры Ко­лы­чев­ско­го Ка­зан­ско­го мо­на­сты­ря и за­клю­че­ны в тюрь­му в Его­рьев­ске. Сра­зу по­сле их аре­ста ве­ру­ю­щи­ми и мо­на­хи­ня­ми за­кры­тых мо­на­сты­рей, ко­то­рых то­гда мно­го по­се­ли­лось в Его­рьев­ске, бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на им по­мощь про­дук­то­вы­ми пе­ре­да­ча­ми и ве­ща­ми. С де­ся­ток мо­на­хинь круг­ло­су­точ­но де­жу­ри­ли непо­да­ле­ку от тюрь­мы, чтобы в тот мо­мент, ко­гда аре­сто­ван­ных бу­дут ве­сти из тюрь­мы на вок­зал, успеть по­про­щать­ся с ис­по­вед­ни­ца­ми. В кон­це кон­цов, ста­ло из­вест­но, что се­стер Ка­зан­ской оби­те­ли бу­дут пе­ре­го­нять эта­пом 12 июня. В этот день, на­чи­ная с 10 ча­сов утра, у во­рот тюрь­мы ста­ли со­би­рать­ся мо­на­хи­ни, ду­хо­вен­ство и ве­ру­ю­щие. Со­бра­лось все­го око­ло ста че­ло­век. Впо­след­ствии один из сви­де­те­лей по­ка­зал, что свя­щен­ни­ки и мо­на­хи­ни «по­ве­ли аги­та­цию сре­ди го­род­ско­го на­се­ле­ния о том, что со­вет­ская власть по­ве­ла по­ли­ти­ку окон­ча­тель­но­го уни­что­же­ния ре­ли­гии. Су­дят и вы­сы­ла­ют непо­вин­ных лю­дей. Дня за три до от­прав­ки… мо­на­хинь ор­га­ни­зо­ва­ли ноч­ное де­жур­ство у дом­за­ка, воз­ле них груп­пи­ро­ва­лись го­род­ские жи­те­ли… сре­ди ко­то­рых мо­на­хи­ни со сле­за­ми аги­ти­ро­ва­ли — на­до тер­петь, их уго­нят, нас ско­ро за­бе­рут».
Пе­ред тем, как вы­ве­сти из тюрь­мы мо­на­хинь, ко­гда на пло­ща­ди бы­ло уже до­воль­но ве­ру­ю­щих, по­яви­лись ми­ли­ци­о­не­ры, ко­то­рые ста­ли аре­сто­вы­вать со­брав­ших­ся. Ви­дя это, неко­то­рые ста­ли раз­бе­гать­ся. В по­сле­ду­ю­щие дни так­же бы­ли про­ве­де­ны аре­сты сре­ди мо­на­хинь и ве­ру­ю­щих в Его­рьев­ске и в бли­жай­ших се­лах.
Мо­на­хи­ня Ев­ге­ния бы­ла аре­сто­ва­на 25 июня 1931 го­да и пре­про­вож­де­на в тюрь­му в Его­рьев­ске. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, она ска­за­ла: «По­сле смер­ти ро­ди­те­лей… ста­ла ве­сти мо­на­ше­скую жизнь, хо­ди­ла и сей­час хо­жу в цер­ковь, слу­жу вме­сте со свя­щен­ни­ком… и этой жиз­ни дер­жусь…»
Все­го по это­му де­лу бы­ло аре­сто­ва­но во­сем­на­дцать че­ло­век. 16 июля 1931 го­да трой­ка при ПП ОГПУ Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Ев­ге­нию к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, при­чем срок ссыл­ки ей бы­ло от­ме­рян с 12 июня, ко­гда бы­ли аре­сто­ва­ны на пло­ща­ди мо­на­хи­ни.
В 1934 го­ду по окон­ча­нии сро­ка ссыл­ки мо­на­хи­ня Ев­ге­ния вер­ну­лась на ро­ди­ну и по­се­ли­лась в Его­рьев­ске, ку­да вер­ну­лись из ссы­лок дру­гие мо­на­хи­ни и ду­хо­вен­ство. Ев­ге­ния ста­ла по­мо­гать при хра­ме свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. Мо­на­хи­ни, по­слуш­ни­цы и бла­го­че­сти­вые жен­щи­ны ста­ли со­вер­шать устав­ные служ­бы в до­мах; и в го­ро­дах и по де­рев­ням ста­ли об­ра­зо­вы­вать­ся неболь­шие мо­на­ше­ские об­щи­ны. В до­ме в Его­рьев­ске вме­сте с мо­на­хи­ней Ев­ге­ни­ей жи­ли схи­мо­на­хи­ня из Ко­лы­чев­ско­го мо­на­сты­ря Аг­ния и бла­го­че­сти­вая жен­щи­на, при­няв­шая впо­след­ствии мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фи­ма, а при­хо­ди­ла к ним по­мо­гать учи­тель­ни­ца по име­ни Оль­га, ко­то­рая очень хо­те­ла при­нять мо­на­ше­ство, но из-за на­сту­пив­ших го­не­ний ее не бла­го­сло­ви­ли на это. Мно­гие то­гда бо­я­лись мо­лить­ся, и об­щая мо­лит­ва в до­ме, хо­тя бы и про­сто чте­ние Псал­ти­ри или по­лу­нощ­ни­цы, слу­же­ние ве­чер­ни, утре­ни или обед­ни­цы при­рав­ни­ва­лось то­гда к на­ру­ше­нию за­ко­на об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства и бы­ли чре­ва­ты за­клю­че­ни­ем в тюрь­му. Мно­гие то­гда и бо­я­лись со­би­рать­ся в до­мах для мо­лит­вы, но Ев­ге­ния, воз­ра­жая на эти стра­хо­ва­ния, го­во­ри­ла: «Я бы­ла в ссыл­ке, мне не страш­но». Ко вре­ме­ни но­вых аре­стов схим­ни­ца скон­ча­лась, а все дру­гие, вклю­чая мо­на­хи­ню Ев­ге­нию, в ап­ре­ле 1935 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны.
– Ска­жи­те, где и ко­гда вы при­ни­ма­ли уча­стие в тай­ных мо­ле­ни­ях на квар­ти­рах ве­ру­ю­щих? – спро­сил ее сле­до­ва­тель.
– На тай­ных мо­ле­ни­ях я ни­ко­гда не при­сут­ство­ва­ла; воз­мож­но, они где и бы­ли в Его­рьев­ске, но мне неиз­вест­но.
– При­зна­е­те вы се­бя ви­нов­ной в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– Ви­нов­ной в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю.
14 июня 1935 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло ее к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и она бы­ла от­прав­ле­на в ла­герь под Таш­кен­том. Из ла­ге­ря она пи­са­ла род­ствен­ни­кам, чтобы при­сла­ли ей су­ха­ри­ков; через неко­то­рое вре­мя, по­лу­чив их, от­пи­са­ла, чтобы боль­ше ни­че­го не по­сы­ла­ли, так как их ла­герь пе­ре­во­дят на дру­гое ме­сто и ко­гда при­бу­дут, она со­об­щит но­вый адрес. Но усло­вия это­го эта­па ока­за­лись столь тя­же­лы, что она не вы­дер­жа­ла их. Мо­на­хи­ня Ев­ге­ния (Лы­со­ва) скон­ча­лась 17 но­яб­ря 1935 го­да в за­клю­че­нии и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Петропавловский, пресвитер.
Алек­сандр Ва­си­лье­вич Пет­ро­пав­лов­ский ро­дил­ся в дво­рян­ской се­мье, его отец слу­жил кол­леж­ским сек­ре­та­рем при Яро­слав­ском гу­берн­ском прав­ле­нии.
Алек­сандр ра­но ли­шил­ся от­ца; с дет­ства пел в цер­ков­ном хо­ре, что опре­де­ли­ло вы­бор жиз­нен­но­го пу­ти. За­кон­чив го­род­ское учи­ли­ще, бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­сту­пил в Яро­слав­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, а по ее окон­ча­нии слу­жил пса­лом­щи­ком, за­тем диа­ко­ном в се­ле Рыб­ни­цы Боль­ше­соль­ско­го (ныне Некра­сов­ско­го) рай­о­на, в 40 км от Яро­слав­ля.
В 1929 г. отец Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка, зи­мой 1930 г. опре­де­лен к церк­ви в се­ле Брей­то­во, ку­да и пе­ре­еха­ла его се­мья, в ко­то­рой бы­ло чет­ве­ро де­тей.
Со­труд­ни­ки ОГПУ кон­фис­ко­ва­ли прак­ти­че­ски все иму­ще­ство се­мьи, вклю­чая одеж­ду и по­стель­ные при­над­леж­но­сти, за­бра­ли да­же оде­я­ло, в ко­то­рое был за­пе­ле­нут ме­сяч­ный мла­де­нец. В до­ме оста­лась лишь та­бу­рет­ка и боль­шая на­след­ствен­ная биб­лио­те­ка, спать при­хо­ди­лось на хо­лод­ном по­лу, вско­ре де­ти от­ца Алек­сандра за­бо­ле­ли пнев­мо­ни­ей. Вра­чи от­ка­за­лись ле­чить де­тей свя­щен­ни­ка, и два ре­бен­ка, 3 и 6 лет, умер­ли на Пас­ху. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, пас­халь­ную за­ут­ре­ню отец Алек­сандр слу­жил со сле­за­ми на гла­зах.
В се­ре­дине 30-х гг. его пе­ре­ве­ли в цер­ковь Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла в се­ло Про­зо­ро­во, где се­мья так­же жи­ла в боль­шой нуж­де и тер­пе­ла по­сто­ян­ные при­тес­не­ния от вла­стей – в Про­зо­ро­ве им при­шлось сме­нить 13 квар­тир.
Отец Алек­сандр был об­ра­зо­ван­ным, скром­ным и ми­ло­серд­ным пас­ты­рем, го­то­вым от­дать по­след­нее иму­ще­ство нуж­да­ю­щим­ся. Он не под­дал­ся вли­я­нию бра­та-ком­му­ни­ста и дру­гих род­ствен­ни­ков, уго­ва­ри­вав­ших его снять сан ра­ди спа­се­ния се­мьи, го­во­ря им: «Не бу­дет у нас ду­хо­вен­ства – неко­му бу­дет бо­роть­ся за пра­вед­ность и чи­сто­ту душ че­ло­ве­че­ских, неко­му бу­дет учить на­род доб­ру и спра­вед­ли­во­сти, и лю­ди по­гряз­нут в гре­хах, неве­же­стве, по­те­ря­ют со­всем тру­до­лю­бие, не ста­нут со­всем лю­бить и ува­жать ближ­не­го, и об­ще­ствен­ность бу­дет со­тря­сать­ся от зла, стра­ха, непри­ми­ри­мо­сти… Это и за­став­ля­ет ме­ня до кон­ца нести свой крест, не ду­мая о по­след­стви­ях».
Пред­чув­ствуя му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, отец Алек­сандр по­дол­гу мо­лил­ся по но­чам, стоя на ко­ле­нях пе­ред ико­на­ми. Несколь­ко раз его вы­зы­ва­ли в се­ло Брей­то­во в НКВД и пред­ла­га­ли стать осве­до­ми­те­лем, но он ре­ши­тель­но от­ка­зы­вал­ся. В 1937 г. на свя­щен­ни­ка за­ве­ли де­ло, за ним бы­ло уста­нов­ле­но на­блю­де­ние. Ра­бот­ни­ки сель­со­ве­та, мест­ный ру­ко­во­ди­тель Со­ю­за во­ин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков и один из учи­те­лей под­пи­са­ли необ­хо­ди­мый для аре­ста кле­вет­ни­че­ский до­нос на от­ца Алек­сандра.
Же­лая от­сро­чить арест, свя­щен­ник ста­рал­ся из­бе­гать кон­фликт­ных си­ту­а­ций. Ко­гда у него по­тре­бо­ва­ли клю­чи от ко­ло­коль­ни для сня­тия ко­ло­ко­лов, он от­дал их, не ока­зав ни­ка­ко­го про­ти­во­дей­ствия вла­стям. Тем не ме­нее, 26 ок­тяб­ря 1937 г. свя­щен­но­му­че­ник был аре­сто­ван и об­ви­нен в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и про­ти­во­дей­ствии сня­тию цер­ков­ных ко­ло­ко­лов. Пред­ло­гом для аре­ста по­слу­жил раз­го­вор от­ца Алек­сандра со сче­то­во­дом сель­со­ве­та по по­во­ду за­вы­шен­но­го на­ло­га на храм. До 6 но­яб­ря аре­сто­ван­ный со­дер­жал­ся в КПЗ при Брей­тов­ском от­де­ле­нии УНКВД, за­тем пе­ре­ве­ден в Ры­бин­скую тюрь­му.
Несмот­ря на 3 неде­ли же­сто­ких пы­ток и по­бо­ев, отец Алек­сандр от­верг об­ви­не­ние в контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­де и ни­ко­го не ого­во­рил. Му­че­ник рас­стре­лян по при­го­во­ру от 16 но­яб­ря 1937 г. 16 сен­тяб­ря 1959 г. ре­а­би­ли­ти­ро­ван.

☦️
Священномученик Исмаи́л Базилевский, пресвитер.
Из­маи́л (Ис­ма­ил) Ни­ко­ла́евич Ба­зи­ле́вский ро­дил­ся 7 июля 1881 го­да в с. Но­во-Ма­ка­ров­ка По­лян­ско­го (воз­мож­но Но­во-Хопер­ско­го) уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Ва­си­лье­ви­ча Ба­зилев­ско­го. Все­го в се­мье бы­ло семь де­тей: Из­ма­ил, Па­вел (слу­жил дья­ко­ном, скон­чал­ся в 1919 г.), Гри­го­рий (1885–1937, слу­жил свя­щен­ни­ком, рас­стре­лян), Ни­ко­лай, Лю­бовь, Ма­рия и Оль­га.
Из­ма­ил Ни­ко­ла­е­вич Ба­зилев­ский окон­чил Во­ро­неж­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию при­мер­но в 1901 г. С 1901 по 1909 год слу­жил учи­те­лем сель­ской шко­лы. В те­че­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни ра­бо­тал управ­ля­ю­щим у по­ме­щи­ка Рез­ни­ко­ва. Свя­щен­ный сан иерея при­нял в 1915 го­ду. Слу­жил: в се­ле От­скоч­ное (Ли­пец­кая обл., До­брин­ский р-н) 1915–1923 гг. и в се­ле Скор­ня­ко­во Во­ро­неж­ской (ныне Там­бов­ской) об­ла­сти, 1923–1930. В 1930 цер­ковь бы­ла за­кры­та, по­сле че­го Из­ма­ил Ни­ко­ла­е­вич по­се­лил­ся в Во­ро­не­же, на ул. Пер­во­май­ская, дом 10, кв. 6. На­чи­ная с 1930 г. ра­бо­тал сче­то­во­дом на за­во­де СКГ. С 1936 г. ра­бо­тал на раз­ных ра­бо­тах — ма­ля­ром, печ­ни­ком и т. д. По­след­нее ме­сто ра­бо­ты пе­ред аре­стом — бух­гал­тер-каль­ку­ля­тор кон­то­ры Ко­о­п­строй­лес Обл­по­треб­со­ю­за.
Же­на о. Из­ма­и­ла — Ан­на Ни­ко­ла­ев­на. Де­ти — сын Алек­сандр (1907 г. рож­де­ния) и дочь Алек­сандра (1910 г. рож­де­ния).
Из­ма­ил Ни­ко­ла­е­вич Ба­зилев­ский был аре­сто­ван в Во­ро­не­же 5 ав­гу­ста 1940 го­да.
17 сен­тяб­ря 1940 го­да Су­деб­ная Кол­ле­гия по уго­лов­ным де­лам Во­ро­неж­ско­го Обл­су­да в г. Во­ро­не­же, рас­смот­ре­ла в за­кры­том за­се­да­нии де­ло по об­ви­не­нию Ба­зилев­ско­го Из­ма­и­ла Ни­ко­ла­е­ви­ча, об­ви­ня­е­мо­го в пре­ступ­ле­нии, преду­смот­рен­ном ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР.
Об­ви­не­ние при осуж­де­нии — «ан­ти­се­ми­тизм, враж­деб­но на­стро­ен к со­вет­ской вла­сти, сре­ди сво­е­го окру­же­ния рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию». Ста­тья об­ви­не­ния 58-10 ч.1 УК РСФСР.
«ПРИГОВОР: Ба­зилев­ско­го И. Н. под­верг­нуть на­ка­за­нию — ли­ше­нию сво­бо­ды с от­бы­ва­ни­ем в ИТЛ сро­ком на 10 лет и 5 по­сле­ду­ю­щих дет ли­ше­ния граж­дан­ских прав.»
При­го­вор был под­твер­жден Вер­хов­ным Су­дом РСФСР 7 ок­тяб­ря 1940 г. И. Н. Ба­зилев­ский ви­нов­ным се­бя ка­те­го­ри­че­ски не при­знал.
В мар­те 1941 свя­щен­ник Из­ма­ил Ба­зилев­ский был эта­пи­ро­ван в Кар­лаг.
Вто­рич­но аре­сто­ван в Кар­ла­ге 31 ав­гу­ста 1941 го­да по об­ви­не­нию в том, что «си­сте­ма­ти­че­ски в июле-ав­гу­сте 1941 г. сре­ди за­клю­чен­ных вы­ска­зы­вал контр­ре­во­лю­ци­он­ные из­мыш­ле­ния кле­вет­ни­че­ско­го и по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра, вос­хва­лял ка­пи­та­ли­сти­че­ский строй». Под­су­ди­мый Ба­зилев­ский ви­ну в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии не при­знал.
5 но­яб­ря 1941 го­да свя­щен­ник Из­ма­ил Ба­зилев­ский по­дал в Вер­хов­ный Суд Каз. ССР Кас­са­ци­он­ную жа­ло­бу, в ко­то­рой, в част­но­сти, го­во­рил, что «…мне ни­ко­гда не при­хо­ди­ло на мысль про­во­дить к-р аги­та­цию, ни­ко­гда я не был на­стро­ен про­тив со­вет­ской вла­сти. По­ка­за­ния сви­де­те­ля з/к За­ха­ро­ва, что буд­то бы я го­во­рил, что в на­шей стране нет по­ряд­ка, но я это­го ему не го­во­рил, а го­во­рил, что мно­гие ра­бо­чие недоб­ро­со­вест­но от­но­сят­ся к по­ру­чен­но­му им де­лу, пор­тят и во­ру­ют ма­те­ри­а­лы и что это ска­зы­ва­ет­ся на про­из­вод­стве. Выс­шую адми­ни­стра­цию в этом я ни­сколь­ко не об­ви­нял, а толь­ко вы­ска­зы­вал же­ла­ние, чтобы из­ме­нить это ненор­маль­ное яв­ле­ние. По­ка­за­ния сви­де­те­ля з/к Бар­би­но­ва о том, что я буд­то бы го­во­рил, что ар­мия немец­кая во­ору­же­на не ху­же на­шей, я ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цаю, так как все­гда го­во­рил, что ес­ли Гит­лер по­шел по до­ро­ге На­по­лео­на, то ему пред­сто­ит та­кой же ко­нец. Эти мои сло­ва он из­вра­тил, хо­тя по сво­е­му об­ра­зо­ва­нию он име­ет смут­ное пред­став­ле­ние о войне 1812 го­да. Со сви­де­те­лем Бар­би­но­вым у ме­ня бы­ли столк­но­ве­ния на поч­ве его недоб­ро­со­вест­но­го от­но­ше­ния к по­ру­чен­но­му ему де­лу, где он про­дал 105 меш­ков [нераз­бор­чи­во] осуж­дал его за это и ска­зал, что ко­му-то при­дет­ся от­ве­чать и стра­дать за эти меш­ки. [Но он на] мое за­ме­ча­ние толь­ко рас­сме­ял­ся и ни­чуть [нераз­бор­чи­во] не рас­ка­ял­ся. … Про­шу Вер­хов­ный Суд об­ра­тить вни­ма­ние на мою жа­ло­бу и на­зна­чить пе­ре­смотр де­ла, так как я се­бя ви­нов­ным не счи­таю. На со­вет­ской ра­бо­те я за 10 лет ни­ко­гда не имел ни од­но­го взыс­ка­ния, са­мым чест­ным и доб­ро­со­вест­ным об­ра­зом от­но­сил­ся к по­ру­чен­ной мне ра­бо­те, по­это­му про­шу по­кор­ней­ше удо­вле­тво­рить мою прось­бу. 5. ХІ. 41 г. Ба­зилев­ский».
«По­сто­ян­ная сес­сия Ка­ра­ган­дин­ско­го Обл­су­да при Кар­ла­ге НКВД, в за­кры­том су­деб­ном за­се­да­нии, в с. До­лин­ка 4 но­яб­ря 1941 го­да, рас­смот­рев де­ло по об­ви­не­нию Ба­зилев­ско­го И. Н. ПРИГОВОРИЛА: БАЗИЛЕВСКОГО И. Н. по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР при­знать ви­нов­ным и под­верг­нуть выс­шей ме­ре на­ка­за­ния — РАССТРЕЛУ».
По­сле за­кры­то­го су­деб­но­го за­се­да­ния су­да свя­щен­ник Ба­зилев­ский И. Н., не со­гла­сив­шись с вы­не­сен­ным при­го­во­ром, по­дал кас­са­ци­он­ную жа­ло­бу в Вер­хов­ный суд Ка­зах­ской ССР, в ко­то­рой пол­но­стью опро­вер­гал вы­дви­ну­тые про­тив него об­ви­не­ния, и про­сил на­зна­чить пе­ре­смотр де­ла, но кас­са­ци­он­ная жа­ло­ба не по­вли­я­ла на вы­не­сен­ный при­го­вор.
При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 17 но­яб­ря 1941 го­да. Ме­сто по­гре­бе­ния неиз­вест­но.
И. Н. Ба­зилев­ский ре­а­би­ли­ти­ро­ван 19.05.1998 пер­вым за­ме­сти­те­лем про­ку­ро­ра Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти (ре­а­би­ли­та­ция по 1941 го­ду).


Жития
Писание