☀️ неподвижный годовой круг:
• 16 ноября (3 ноября)
• мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия (Картерия), Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320)
• обновление храма вмч. Георгия Победоносца в Лидде (IV)
• сщмчч. Акепсима, Иасифа, Аифала (IV)
• прп. Акепсима Антиохийского (IV)
• прав. Снандулии (Яздундокты) Персидской (IV)
• сщмч. Николая (Динариева), мч. Павла (Парфенова) (1918)
• сщмчч. Василия (Архангельского), Петра (Орленкова), Василия (Покровского), Александра (Зверева), Владимира (Писарева), Сергия (Кедрова), Николая (Пятницкого), Викентия (Смирнова), Иоанна (Кесарийского), Петра (Косминкова), Александра (Парусникова), Павла (Андреева), Космы (Петриченко), Симеона (Кречкова) (1937)
• мц. Евдокии Сафроновой (1938)
• сщмч. Сергия (Станиславлева) (1942)


☦️
Мученики А́ттик, Ага́пий, Евдокси́й, Кате́рий, Истука́рий, Пакто́вий, Никтополио́н.
Му­че­ни­ки Се­ва­стий­ские Ат­тик, Ага­пий, Ев­док­сий, Ка­те­рий, Ис­ту­ка­рий, Пак­то­вий и Ник­то­по­ли­он, по­стра­дав­шие в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ли­ци­ния (по дру­гим ис­точ­ни­кам, в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Де­ция). Во­и­ны Ев­док­сий, Ат­тик и Ка­те­рий за про­по­ведь хри­сти­ан­ства пре­тер­пе­ли раз­лич­ные ис­тя­за­ния по при­ка­зу дук­са Мар­кел­ла и ар­хон­та Авк­са­на. За­тем они бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цу, где их би­че­ва­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и вы­би­ли зу­бы. В это же вре­мя бы­ли схва­че­ны хри­сти­ане Ис­ту­ка­рий, Пак­то­вий и Ник­то­по­ли­он, ко­то­рых би­ли пал­ка­ми и под­верг­ли дру­гим пыт­кам, а за­тем со­жгли вме­сте с упо­мя­ну­ты­ми вы­ше во­и­на­ми.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/961

☦️
Великомученик Гео́ргий Победоносец.
Го­род Лид­да (Лод) – ро­ди­на ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Здесь был дом его ма­те­ри, здесь про­шло его дет­ство. Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был рим­ским во­и­ном, по­стра­дал он при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане в Ни­ко­ми­дии в на­ча­ле IV ве­ка. Мо­щи его хри­сти­ане пе­ре­нес­ли на ро­ди­ну, в Лид­ду, и здесь он был по­гре­бен.
Гроб­ни­ца, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка, сей­час рас­по­ло­же­на в крип­те пра­во­слав­но­го хра­ма, по­свя­щен­но­го ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ге­ор­гию. В са­мом хра­ме име­ет­ся ча­сти­ца мо­щей свя­то­го Ге­ор­гия, а так­же цепь, ко­то­рой был ско­ван ве­ли­ко­му­че­ник.
Первую цер­ковь здесь воз­ве­ли в VI ве­ке. Храм несколь­ко раз раз­ру­шал­ся и в сво­ем ны­неш­нем ви­де был вос­ста­нов­лен лишь в 1872 го­ду бла­го­да­ря по­жерт­во­ва­ни­ям из Рос­сии. Освя­ще­ние об­нов­лен­но­го хра­ма со­сто­я­лось 3/16 но­яб­ря 1872 го­да , в го­дов­щи­ну то­го дня, в ко­то­рый он был освя­щен впер­вые. Вос­по­ми­на­ние о сем зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии Рус­ская цер­ковь со­вер­ша­ет в этот день и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни; этот празд­ник вне­сен в ме­ся­це­слов, в честь се­го тор­же­ства на Ру­си стро­и­лись хра­мы.
Так­же в Лид­де апо­стол Петр ис­це­лил Энея, во­семь лет ле­жа­вше­го в рас­слаб­ле­нии (Де­ян. 9:32-35).

☦️
Священномученики Акепси́м, Наессонский Ио́сиф и Аифа́л.
Епи­скоп Акеп­сим воз­глав­лял хри­сти­ан­скую Цер­ковь в пер­сид­ском го­ро­де На­ес­соне. Паства го­ря­чо лю­би­ла свя­ти­те­ля за его по­движ­ни­че­скую жизнь и неустан­ные пас­тыр­ские тру­ды. Царь Са­пор по­ве­лел разыс­ки­вать и каз­нить хри­сти­ан­ское ду­хо­вен­ство, был схва­чен и епи­скоп Акеп­сим, в то вре­мя вось­ми­де­ся­ти­лет­ний ста­рец. Его при­ве­ли в го­род Ар­бе­лу, где он пред­стал пред су­дом Ар­да­ха – жре­ца бо­га солн­ца. Свя­той ста­рец от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву пер­сид­ским бо­гам. За это его же­сто­ко из­би­ли и за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, ку­да на сле­ду­ю­щий день по­сле тя­же­лей­ших пы­ток бы­ли бро­ше­ны се­ми­де­ся­ти­лет­ний пре­сви­тер Иосиф и диа­кон Аифал. Три го­да свя­тых дер­жа­ли в узах, то­ми­ли го­ло­дом, жаж­дой. В храм бо­га ог­ня, на­хо­див­ший­ся неда­ле­ко от Ар­бе­лы, при­был царь Са­пор, по­же­лав­ший ви­деть трех свя­тых му­че­ни­ков. Из­мож­ден­ные, по­кры­тые гно­я­щи­ми­ся яз­ва­ми, свя­тые пред­ста­ли пе­ред ца­рем и на его тре­бо­ва­ния вновь твер­до от­ка­за­лись по­кло­нить­ся язы­че­ским бо­гам, ис­по­ве­дуя ве­ру во Хри­ста. Свя­то­му епи­ско­пу от­сек­ли го­ло­ву, а пре­сви­те­ра и диа­ко­на от­пра­ви­ли в го­род и там по­би­ли кам­ня­ми. Казнь пре­сви­те­ра Иоси­фа дли­лась несколь­ко ча­сов. Воз­ле ме­ста каз­ни бы­ла по­став­ле­на стра­жа, чтобы хри­сти­ане не взя­ли те­ла свя­то­го му­че­ни­ка. На чет­вер­тую ночь над го­ро­дом про­нес­ся силь­ный ура­ган, мол­ния уби­ла стра­жу, ве­тер раз­ме­тал кам­ни, и те­ло свя­то­го Иоси­фа ис­чез­ло. Диа­кон Аифал был от­ве­ден в се­ле­ние Пат­ри­ас и там был по­бит кам­ня­ми. Хри­сти­ане тай­но по­греб­ли его те­ло, на мо­ги­ле свя­то­го вы­рос­ло де­ре­во, пло­ды ко­то­ро­го при­но­си­ли ис­це­ле­ние.
Свя­той му­че­ник Аифал диа­кон по при­ка­за­нию пер­сид­ско­го ца­ря Са­по­ра II был по­бит кам­ня­ми за ис­по­ве­да­ние Име­ни Хри­сто­ва в 380 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/958

☦️
Преподобный Акепси́м Антиохийский, Сирийский, отшельник.
Шесть­де­сят лет про­вел в си­рий­ской пу­стыне, неда­ле­ко от Кир­ра, под­ви­за­ясь в по­сте, мол­ча­нии и мо­лит­вах. По по­ве­ле­нию пат­ри­ар­ха он вы­шел из за­тво­ра и был по­став­лен во епи­ско­па. Умер в глу­бо­кой ста­ро­сти.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/960

☦️
Праведная Снанду́лия (Яздундо́кта) Персидская.
Пер­сид­ская хри­сти­ан­ка Яз­дунд­ок­та жи­ла в сто­ли­це Кте­си­фоне. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, ко­гда бо­лее ста че­ло­век бы­ли аре­сто­ва­ны и по­сле по­лу­го­дич­но­го со­дер­жа­ния в тюрь­ме, каз­не­ны, ее не аре­сто­ва­ли. Аре­сто­вы­ва­ли свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов, мо­на­хов и мо­на­хинь, а она бы­ла «все­го лишь» ми­рян­кой; царь Са­пор, та­ким об­ра­зом, про­явил боль­ший кле­ри­ка­лизм, чем хри­сти­ане. Яз­дунд­ок­та кор­ми­ла всех за­клю­чен­ных (то­гдаш­няя тюрь­ма преж­де все­го пы­та­ла лю­дей го­ло­дом). Узнав да­ту каз­ни, она на­ка­нуне ор­га­ни­зо­ва­ла пыш­ную тра­пе­зу и каж­до­му по­да­ри­ла празд­нич­ную бе­ло­снеж­ную одеж­ду. Но толь­ко на сле­ду­ю­щее утро она при­шла ра­но и ска­за­ла, что казнь со­сто­ит­ся се­го­дня, по­про­си­ла всех хра­нить вер­ность Бо­гу. Му­че­ни­ков обез­гла­ви­ли, и Яз­дунд­ок­та су­ме­ла в ту же ночь украсть те­ла и за­хо­ро­нить, спа­ся от над­ру­га­тельств.

☦️
Священномученик Николай Динариев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ива­но­вич Ди­на­ри­ев был пер­вым на­сто­я­те­лем церк­ви Усек­но­ве­ния гла­вы Иоан­на Пред­те­чи в се­ле Да­не­во в Ря­зан­ской гу­бер­нии. Цер­ковь бы­ла по­стро­е­на в 1897 го­ду на сред­ства при­хо­жан. Отец Ни­ко­лай про­слу­жил в ней бо­лее 20 лет. По­чти сра­зу по­сле ре­во­лю­ции, в 1918 го­ду, свя­щен­но­му­че­ник был аре­сто­ван и рас­стре­лян вме­сте со свя­щен­ни­ком Мат­фе­ем Ряб­це­вым у стен го­род­ско­го клад­би­ща го­ро­да Ка­си­мо­ва.

☦️
Мученик Павел Парфенов.
Па­вел Ни­ки­тич Пар­фё­нов за­ни­мал­ся тор­гов­лей и был цер­ков­ным ста­ро­стой ми­тин­ско­го хра­ма Ка­си­мов­ско­го уез­да. Недав­но в его до­ме в де­ревне Ло­щи­ни­но Ка­си­мов­ско­го рай­о­на от­кры­лась цер­ковь. До ре­во­лю­ции боль­шин­ство жи­те­лей Ло­щи­ни­на ра­бо­та­ли на фаб­ри­ке Зай­це­ва (те­перь Ка­си­мо­всеть) и, по­лу­чая ни­щен­скую зар­пла­ту, ча­сто бра­ли то­ва­ры в долг у Пар­фё­но­ва. И вот идёт, бы­ва­ло, долж­ник в лав­ку, чтобы рас­пла­тить­ся. Пар­фё­нов под­счи­ты­ва­ет его дол­ги и ви­дит, что бед­ня­ге при­дёт­ся от­дать по­чти всю по­луч­ку. «Эээ, брат! На что же ты жить-то бу­дешь?» — го­во­рит он, за­чёр­ки­ва­ет дол­го­вые за­пи­си и ещё да­ёт ра­бо­че­му при­горш­ню кон­фет: «На, неси го­сти­нец ре­бя­там!»
Осе­нью 1918 г. в Ка­си­мо­ве вспых­ну­ло вос­ста­ние про­тив со­вет­ской вла­сти. Часть недо­воль­ных про­шла в го­род через Ло­щи­ни­но. И хо­тя здеш­ние кре­стьяне в вос­ста­нии не участ­во­ва­ли, к ним вско­ре при­был от­ряд ка­ра­те­лей-ла­ты­шей. Лю­дей вы­стро­и­ли в ше­рен­гу, на­ме­ре­ва­ясь рас­стре­лять каж­до­го де­ся­то­го. Пред­се­да­тель мест­но­го Со­ве­та су­мел до­ка­зать, что ло­щи­нин­цы не бун­то­ва­ли. То­гда ла­ты­ши взя­лись за Пар­фё­но­ва. На­прас­но за­сту­па­лась за него вся де­рев­ня — кон­ные ла­ты­ши неко­то­рое вре­мя го­ня­ли «ла­воч­ни­ка» на­гай­ка­ми по де­ревне, а по­том за­стре­ли­ли. И вот те­перь в пар­фё­нов­ской лав­ке, сви­де­тель­ни­це его доб­рых дел, со­вер­ша­ют­ся бо­го­слу­же­ния. Со­вер­ша­ют­ся служ­бы и в ми­тин­ской церк­ви, где он был ста­ро­стой.

☦️
Священномученик Васи́лий Архангельский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 20 ян­ва­ря 1874 го­да в се­ле Ру­сал­ки­но Туль­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Ар­хан­гель­ско­го. Окон­чил Туль­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся. Впо­след­ствии у них с су­пру­гой ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей. Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
В по­след­ние го­ды пе­ред аре­стом слу­жил в хра­ме се­ла Люб­ли­но Ка­шир­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов вла­сти, на­ме­ре­ва­ясь за­крыть храм и из­гнать свя­щен­ни­ка из при­хо­да, пред­ло­жи­ли ему упла­тить на­лог в ви­де сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции. Отец Ва­си­лий не смог это­го сде­лать и в 1931 го­ду был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки. Ви­дя свою аб­со­лют­ную неви­нов­ность и неспра­вед­ли­вые и неза­кон­ные дей­ствия мест­ных вла­стей, отец Ва­си­лий по­дал про­ше­ние о пе­ре­смот­ре де­ла, и об­ласт­ным су­дом был оправ­дан.
27 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти вновь аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка. Сра­зу же на­ча­лись до­про­сы. Его об­ви­ня­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. Отец Ва­си­лий ви­нов­ным се­бя не при­знал.
– След­ствию из­вест­но, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния об уни­что­же­нии ком­му­ни­стов и обя­за­тель­ном по­се­ще­нии детьми церк­ви, – ска­зал сле­до­ва­тель.
– Я аги­та­ции об уни­что­же­нии ком­му­ни­стов ни­ко­гда не вел.
С неко­то­ры­ми жен­щи­на­ми в церк­ви я го­во­рил и спра­ши­вал их, при­уча­ют ли они сво­их де­тей мо­лить­ся, а так­же и сво­их род­ствен­ни­ков, – от­ве­тил свя­щен­ник.
14 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Ар­хан­гель­ский был рас­стре­лян через день, 16 но­яб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Петр Орленков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 25 де­каб­ря 1876 го­да в се­ле Вос­кре­сен­ском Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Из­ма­и­ла Ор­лен­ко­ва.
Петр Из­ма­и­ло­вич в 1890 го­ду окон­чил Дон­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1896 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Слу­жил в хра­мах Мос­ков­ской епар­хии. В 1930 го­ду он был на­зна­чен слу­жить в Вос­кре­сен­ский храм в се­ло Кон­дре­во Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на. В июле 1937 го­да цер­ковь под пред­ло­гом буд­то бы пло­хо­го со­сто­я­ния зда­ния бы­ла за­кры­та.
28 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Петр был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ко­ломне. Бы­ли вы­зва­ны лже­сви­де­те­ли. Од­на из вы­зван­ных жен­щин ска­за­ла: «26 сен­тяб­ря Ор­лин­ков сре­ди на­се­ле­ния воз­ле церк­ви го­во­рил: “Вот, граж­дане, со­вет­ская власть за­став­ля­ет ме­ня хо­дить с су­мой. Под пред­ло­гом непри­год­но­сти церк­ви ее за­кры­ли, а мы на это смот­рим спо­кой­но. Мы за­бы­ва­ем но­вую кон­сти­ту­цию, со­глас­но ко­то­рой сей­час мож­но де­лать свои де­ла”».
– По име­ю­щим­ся у нас све­де­ни­ям нам из­вест­но о том, что вы сре­ди на­се­ле­ния де­ре­вень Сель­ки­но, Кон­дре­во и дру­гих ве­де­те рез­кую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом? – спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
– В про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­ров я се­бя ви­нов­ным не при­знаю, ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­ров я не вел, – от­ве­тил отец Петр.
15 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Петр Ор­лен­ков был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 16 но­яб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Васи́лий Покровский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 26 июля 1875 го­да в се­ле Го­ло­пе­ро­во Пе­ре­слав­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ва­си­лия По­кров­ско­го. Окон­чил Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Пет­ра Ефи­мо­ви­ча Со­ко­ло­ва Клав­дии. Вско­ре по­сле это­го Ва­си­лий Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и стал слу­жить в хра­ме се­ла Голь­цо­во. У них с же­ной ро­ди­лось трое де­тей – сын и две до­че­ри.
В 1929 го­ду дом и все иму­ще­ство свя­щен­ни­ка бы­ло опи­са­но и кон­фис­ко­ва­но вла­стя­ми, но за­тем часть ве­щей бы­ла воз­вра­ще­на. В трид­ца­тых го­дах отец Ва­си­лий слу­жил в хра­ме в се­ле Пу­стое Рож­де­ство Мос­ков­ской об­ла­сти Кон­стан­ти­нов­ско­го рай­о­на.
От­ца Ва­си­лия аре­сто­ва­ли в церк­ви во вре­мя служ­бы в день празд­но­ва­ния ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость», 6 но­яб­ря 1937 го­да. По­сле аре­ста он был за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де За­гор­ске. На до­про­сах на тре­бо­ва­ния сле­до­ва­те­лей при­знать свою ви­ну отец Ва­си­лий от­ве­чал: «Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии в рас­про­стра­не­нии про­во­ка­ци­он­ных слу­хов о войне и вы­ска­зы­ва­нии тер­ро­ри­сти­че­ских на­стро­е­ний по адре­су ком­му­ни­стов сре­ди на­се­ле­ния я не при­знаю. Боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу».
В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но и его ма­те­ри­а­лы пе­ре­да­ны на рас­смот­ре­ние трой­ки НКВД, но по­сле это­го сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил свя­щен­ни­ка.
– При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию? – спро­сил он.
– Нет, не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
Через неде­лю по­сле аре­ста, 14 но­яб­ря 1937 го­да, трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий По­кров­ский был рас­стре­лян 16 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Павел Андреев, пресвитер.
Священномученик Алекса́ндр Зверев, пресвитер.

Осе­нью 1937 го­да в свя­зи с ре­ше­ни­ем со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства о фак­ти­че­ском уни­что­же­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в Рос­сии бы­ли аре­сто­ва­ны де­сят­ки ты­сяч свя­щен­но­слу­жи­те­лей и пра­во­слав­ных ми­рян. В кон­це сен­тяб­ря и на­ча­ле ок­тяб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны бла­го­чин­ный Во­ло­ко­лам­ско­го, Ша­хов­ско­го и Ло­то­шин­ско­го рай­о­нов Мос­ков­ской об­ла­сти про­то­и­е­рей Па­вел Ан­дре­ев, свя­щен­ник хра­ма Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Воз­ми­ще про­то­и­е­рей Алек­сандр Зве­рев, свя­щен­ник Ди­мит­рий Ро­за­нов, а так­же жив­шие в этом се­ле мо­на­хи­ни, со­сто­яв­шие пев­чи­ми в цер­ков­ном хо­ре. Все аре­сто­ван­ные бы­ли за­клю­че­ны в тюрь­му го­ро­да Во­ло­ко­лам­ска. Ни один из них не при­знал се­бя ви­нов­ным, и сле­до­ва­те­ли при­сту­пи­ли к до­ка­за­тель­ству вы­ду­ман­ных про­тив свя­щен­ни­ков и мо­на­хинь об­ви­не­ний, при­бег­нув к по­мо­щи лже­сви­де­те­лей.

К упол­но­мо­чен­но­му НКВД Бе­ри­но­ву был вы­зван сек­ре­тарь воз­ми­щен­ско­го сель­со­ве­та За­ха­ров, ко­то­ро­му бы­ло пред­ло­же­но соб­ствен­но­руч­но на­пи­сать по­ка­за­ния о свя­щен­ни­ке Ди­мит­рии Ро­за­но­ве и мо­на­хи­нях. Тот от­ка­зал­ся, ссы­ла­ясь на ма­ло­гра­мот­ность, и пред­ло­жил, чтобы со­труд­ник НКВД сам на­пи­сал по­ка­за­ния в про­то­ко­ле. Тот со­гла­сил­ся, но пред­ло­жил рас­ска­зать, что зна­ет сек­ре­тарь сель­со­ве­та о свя­щен­ни­ке. И он рас­ска­зал, что на Пас­ху в 1937 го­ду он шел из ки­но­те­ат­ра до­мой. Бы­ло око­ло двух ча­сов но­чи. По пу­ти до­мой он за­шел в храм, так как путь шел ми­мо него. Вой­дя в храм, он уви­дел, что пас­халь­ное бо­го­слу­же­ние под­хо­дит к кон­цу. В кон­це служ­бы свя­щен­ник об­ра­тил­ся к со­брав­шим­ся с прось­бой ока­зать ему ма­те­ри­аль­ную по­мощь, так как при­хо­дит­ся пла­тить боль­шие на­ло­ги, а пла­тить нечем. По­слу­шав неко­то­рое вре­мя свя­щен­ни­ка, он ушел до­мой. Как зо­вут это­го свя­щен­ни­ка, он не зна­ет. Вы­слу­шав сек­ре­та­ря сель­со­ве­та, упол­но­мо­чен­ный до­стал бу­ма­гу и за­чи­тал по ней, что свя­щен­ник Ди­мит­рий Ро­за­нов за­ни­ма­ет­ся ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­дой.
– Ни­че­го по­доб­но­го я от него не слы­шал, – воз­ра­зил сек­ре­тарь сель­со­ве­та.
– Это по­ка­за­ли дру­гие сви­де­те­ли, и вы долж­ны под­твер­дить, – по­яс­нил Бе­ри­нов, но имен сви­де­те­лей не на­звал.
– Ну что ж, ес­ли это так нуж­но, то пи­ши­те, – ска­зал сек­ре­тарь.
Бе­ри­нов за­пи­сал лже­сви­де­тель­ство в ви­де до­про­са, и сек­ре­тарь под­пи­сал его.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-zverev

☦️
Священномученик Влади́мир Писарев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 11 июля 1881 го­да в се­ле Ко­сти­но Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Пи­са­ре­ва, на­сто­я­те­ля хра­ма Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­сле смер­ти от­ца мать, Се­ра­фи­ма Фе­до­ров­на, ста­ла просфор­ни­цей в этом хра­ме.
В 1911 го­ду Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Фе­о­до­ра Ар­хан­гель­ско­го Олим­пиа­де. Поз­же ее отец пе­ре­ехал в Моск­ву и слу­жил в хра­ме Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.
В 1911 го­ду Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Ко­сти­но.
У от­ца Вла­ди­ми­ра с су­пру­гой бы­ло трое де­тей – двое сы­но­вей и дочь, ко­то­рых они вос­пи­ты­ва­ли в ве­ре и бла­го­че­стии. Стар­ший сын в пять лет уже чи­тал ше­сто­псал­мие и впо­след­ствии стал пре­крас­ным зна­то­ком цер­ков­но­го Уста­ва, и к нему мно­гие об­ра­ща­лись за со­ве­том.
По­след­ствия го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь за­тро­ну­ли и от­ца Вла­ди­ми­ра. Его хо­зяй­ство бы­ло раз­ру­ше­но, и он, как свя­щен­ник, был ли­шен граж­дан­ских прав. При­ход был неболь­шой и бед­ный, и от­цу Вла­ди­ми­ру при­хо­ди­лось мно­го ра­бо­тать са­мо­му, чтобы про­кор­мить се­мью. Ча­сто он вста­вал в че­ты­ре утра, ра­бо­тал в по­ле, а по­том шел слу­жить.
В 1930 го­ду отец Вла­ди­мир был ру­ко­по­ло­жен во иерея, в 1937 го­ду стал про­то­и­е­ре­ем. В это вре­мя ему при­хо­ди­лось так­же окорм­лять при­ход со­сед­не­го се­ла Гор­ки. От­ца Вла­ди­ми­ра аре­сто­ва­ли 27 ок­тяб­ря 1937 го­да по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и за­клю­чи­ли под стра­жу в Та­ган­скую тюрь­му. Об­ви­не­ния в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти он не при­знал.
15 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Пи­са­рев был рас­стре­лян 16 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
По­сле аре­ста свя­щен­ни­ка храм в се­ле Ко­сти­но за­кры­ли, а дом со­жгли, и вдо­ва с детьми вы­нуж­де­на бы­ла ис­кать при­ю­та у род­ствен­ни­ков.

☦️
Священномученик Се́ргий Кедров, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 10 ав­гу­ста 1880 го­да в де­ревне Кон­стан­ти­но­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Пав­ла Кед­ро­ва. По окон­ча­нии в 1901 го­ду Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Сер­гей Пав­ло­вич был на­прав­лен учи­те­лем в Стар­ни­ков­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в Брон­ниц­ком уез­де, где про­ра­бо­тал до 1908 го­да.
5 ок­тяб­ря 1908 го­да в Тро­иц­ком хра­ме се­ла Фа­у­сто­во Сер­гей Пав­ло­вич об­вен­чал­ся с Люд­ми­лой Алек­сан­дров­ной, до­че­рью на­сто­я­те­ля это­го хра­ма Алек­сандра Гри­горь­е­ви­ча Зве­ре­ва.
Храм, в ко­то­ром слу­жил свя­щен­ник Алек­сандр Зве­рев, из­ве­стен с ХVII ве­ка и по­стро­ен тща­ни­ем ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-kedrov

☦️
Священномученик Николай Пятницкий, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 3 мар­та 1884 го­да в го­ро­де Ло­дей­ное По­ле Санкт-Пе­тер­бург­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сия Пят­ниц­ко­го. По окон­ча­нии ду­хов­но­го учи­ли­ща он по­сту­пил слу­жить пса­лом­щи­ком в храм в се­ле Кри­вой По­яс. В 1910 го­ду он был пе­ре­ве­ден в храм в се­ле Кри­ван­ди­но Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии.
В 1913 го­ду Ни­ко­лай Алек­се­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к од­но­му из хра­мов в го­ро­де Тю­ме­ни. В 1919 го­ду Тю­мень бы­ла за­ня­та вой­ска­ми Кол­ча­ка, вме­сте с ко­то­ры­ми при об­щем от­ступ­ле­нии бе­лых отец Ни­ко­лай до­шел до Том­ска. Ко­гда ста­ло оче­вид­но, что бе­лое дви­же­ние бу­дет раз­гром­ле­но, он ре­шил не ухо­дить вме­сте с бе­лы­ми за ру­беж и вер­нул­ся в Тю­мень на преж­нее ме­сто слу­же­ния. В 1921 го­ду свя­щен­ник был пе­ре­ве­ден в один из хра­мов го­ро­да Ялу­то­ров­ска Тю­мен­ской об­ла­сти и слу­жил здесь до 1931 го­да.
В 1931 го­ду Тю­мен­ское ОГПУ аре­сто­ва­ло свя­щен­ни­ка, и око­ло по­лу­го­да он на­хо­дил­ся в тю­рем­ном за­клю­че­нии. По­сле осво­бож­де­ния он пе­ре­ехал в Мос­ков­скую об­ласть и слу­жил в хра­ме се­ла Ни­коль­ский По­гост.
29 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и рас­про­стра­не­нии про­во­ка­ци­он­ных слу­хов о со­вет­ской вла­сти и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Все об­ви­не­ния свя­щен­ник от­верг.
14 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Пят­ниц­кий был рас­стре­лян 16 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Вике́нтий Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ви­кен­тий ро­дил­ся в 1881 го­ду в се­ле За­си­ме­нье Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Смир­но­ва. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Ду­хов­ной се­ми­на­рии и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Де­тей у них с су­пру­гой Ев­до­ки­ей Ива­нов­ной не бы­ло. За дол­гую и без­упреч­ную служ­бу отец Ви­кен­тий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и в 1930 го­ду на­зна­чен на­сто­я­те­лем хра­ма в по­сел­ке Хим­ки, непо­да­ле­ку от Моск­вы.
26 ок­тяб­ря 1937 го­да, в пе­ри­од са­мых же­сто­ких го­не­ний на Пра­во­слав­ную Цер­ковь, про­то­и­е­рей Ви­кен­тий был аре­сто­ван и за­клю­чен в ка­ме­ру при Крас­но­гор­ском рай­он­ном от­де­ле­нии ми­ли­ции.
Лже­сви­де­те­ли по­ка­за­ли о про­то­и­е­рее Ви­кен­тии, буд­то он го­во­рил, что со­вет­ская власть всех по­ря­доч­ных лю­дей обез­до­ли­ла. Ведь ду­хо­вен­ство – это цвет на­ции, а сей­час у вла­сти си­дят не раз­бе­решь кто и во­ро­ча­ют как им взду­ма­ет­ся. Как бы боль­ше­ви­ки ни ста­ра­лись уни­что­жить ве­ру в Бо­га, все-та­ки это им не удаст­ся, у ме­ня в церк­ви все­гда на­ро­ду бит­ком, на­ше де­ло не со­всем еще по­те­ря­но, и мы долж­ны сде­лать так, чтобы пра­во­слав­ная ве­ра не по­шат­ну­лась. Прав­да, жить ста­ло труд­но, ну что ж, Бог тер­пел, и мы бу­дем тер­петь в ожи­да­нии бу­ду­ще­го.
До­пра­ши­вая свя­щен­ни­ка на сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста, сле­до­ва­тель ска­зал:
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы, бу­дучи контр­ре­во­лю­ци­он­но на­стро­е­ны, сре­ди окру­жа­ю­щих про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. В част­но­сти, вы го­во­ри­ли, что со­вет­ская власть из­му­чи­ла кре­стьян сво­и­ми кол­хо­за­ми, пре­воз­но­си­ли ду­хо­вен­ство и оха­и­ва­ли со­вет­скую власть и ком­му­ни­стов.
– Ни­ко­гда ни­ка­ких раз­го­во­ров про­тив со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зов я не вел, все это я от­ри­цаю, это на­го­во­ре­но на ме­ня по зло­бе.
И да­лее на все во­про­сы отец Ви­кен­тий от­ве­чал:
– Ни­че­го по­доб­но­го я ни­ко­гда и ни­где не го­во­рил, да­же га­зет и тех я не чи­таю.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. 14 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ви­кен­тий Смир­нов был рас­стре­лян 16 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Су­пру­ге свя­щен­ни­ка Ев­до­кии Ива­новне в то вре­мя ска­за­ли, что ее муж при­го­во­рен к мно­го­лет­не­му за­клю­че­нию. 19 но­яб­ря она на­пи­са­ла на­чаль­ни­ку НКВД Бе­рия за­яв­ле­ние, в ко­то­ром про­си­ла пе­ре­смот­реть «де­ло» му­жа: «Я счи­таю, что де­ло его трой­ка не раз­би­ра­ла, а по­ста­нов­ля­ла, а по­то­му я не знаю при­чи­ну аре­ста и столь стро­го­го на­ка­за­ния, и сам аре­сто­ван­ный вряд ли зна­ет при­чи­ну столь тяж­ко­го на­ка­за­ния и по­спеш­ной его вы­сыл­ки. Еще раз про­шу вас пе­ре­смот­реть его де­ло…» От­ве­та на это пись­мо она не по­лу­чи­ла, да и не мог­ла по­лу­чить.

☦️
Священномученики Иоанн Кесарийский, Петр Косминков, пресвитеры и Симеон Кречков, диакон.
Во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь бы­ва­ло, что во­ин­ству­ю­щие без­бож­ни­ки аре­сто­вы­ва­ли не толь­ко свя­щен­ни­ка, но и весь клир, а так­же чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та из чис­ла наи­бо­лее ак­тив­ных ми­рян, как это про­изо­шло в се­ле Бы­ко­во Ра­мен­ско­го рай­о­на. Здесь бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ни­ки Иоанн Ке­са­рий­ский и Петр Кос­мин­ков, диа­кон Си­ме­он Креч­ков, ста­ро­ста хра­ма Ев­до­кия Сафро­но­ва, а так­же чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та Петр Пис­ка­рев-Мо­ло­ков и Алек­сандр, Ека­те­ри­на и Дмит­рий Чи­ли­ки­ны.
Они бы­ли аре­сто­ва­ны в те­че­ние трех дней – с 1 по 3 но­яб­ря 1937 го­да – и за­клю­че­ны в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 30 ян­ва­ря 1878 го­да в се­ле Оди­ше­во Ки­не­шем­ско­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ка­но­ра Ке­са­рий­ско­го. Окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1903 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. В 1904 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­мах Мос­ков­ской епар­хии, в по­след­нее вре­мя – в хра­ме Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Бы­ко­во.
До­про­сы на­ча­лись в день аре­ста. Сле­до­ва­тель спра­ши­вал, с кем свя­щен­ник зна­ком. Отец Иоанн от­ве­чал, что зна­ет слу­жа­ще­го с ним свя­щен­ни­ка и диа­ко­на, ста­ро­сту хра­ма и неко­то­рых чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та, с ко­то­ры­ми ес­ли встре­чал­ся и бе­се­до­вал, то ис­клю­чи­тель­но на цер­ков­ные те­мы.
Сле­до­ва­тель не удо­вле­тво­рил­ся этим от­ве­том, и до­прос про­дол­жил­ся на сле­ду­ю­щий день.
– Вы один из ор­га­ни­за­то­ров цер­ков­ной груп­пы в се­ле Бы­ко­во, – об­ра­тил­ся сле­до­ва­тель к свя­щен­ни­ку, имея в ви­ду то, что тот был на­сто­я­те­лем хра­ма, – на­зо­ви­те, кто вхо­дит в со­став дан­ной груп­пы.
– Это мне неиз­вест­но, и ор­га­ни­за­то­ром груп­пы я не яв­ля­юсь, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Где про­ис­хо­ди­ли неле­галь­ные со­бра­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков се­ла Бы­ко­во?
– Это мне неиз­вест­но, так как на неле­галь­ных со­бра­ни­ях я не при­сут­ство­вал.
Сле­до­ва­тель по­тре­бо­вал от свя­щен­ни­ка, чтобы тот при­знал се­бя ви­нов­ным в том, буд­то он об­суж­дал во­прос о со­вер­ше­нии тер­ро­ри­сти­че­ско­го ак­та по от­но­ше­нию к пред­се­да­те­лю кол­хо­за.
Свя­щен­ник это об­ви­не­ние от­верг.
– Из­вест­но, – про­дол­жал спра­ши­вать сле­до­ва­тель, – что вы рас­про­стра­ня­ли кле­ве­ту о со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зах. Под­твер­жда­е­те вы это?
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­ты о со­вет­ской вла­сти я ни­ко­гда не вы­ска­зы­вал и не рас­про­стра­нял. Ме­ня мог­ли непра­виль­но по­нять, ко­гда я од­на­жды в цер­ков­ной сто­рож­ке за ча­ем рас­ска­зы­вал слу­чай, о ко­то­ром бы­ло на­пе­ча­та­но в га­зе­те, как в один кол­хоз при­е­хал пред­се­да­тель рай­ис­пол­ко­ма, за­шел на ко­нюш­ню, уви­дел ху­дой хо­мут, на­дел его на шею кол­хоз­ни­ку и ска­зал: «Вы рань­ше хо­ди­ли в хо­му­те и те­перь бу­де­те хо­дить в хо­му­те». При­чем этот слу­чай я рас­ска­зал как слу­чив­ший­ся факт, без вся­кой кле­ве­ты на кол­хо­зы.
– Дай­те по­ка­за­ния о контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти каж­до­го участ­ни­ка контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков се­ла Бы­ко­во, – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– О контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти цер­ков­ни­ков се­ла Бы­ко­во мне неиз­вест­но, и участ­ни­ков дан­ной груп­пы я не знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­прос был за­кон­чен.

Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 4 ян­ва­ря 1887 го­да в се­ле Пахри­но По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье Ва­си­лия Пет­ро­ви­ча Кос­мин­ко­ва, слу­жив­ше­го пса­лом­щи­ком в Тро­иц­кой церк­ви в этом се­ле. Петр Ва­си­лье­вич в 1901 го­ду окон­чил Пе­ре­р­вин­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1907 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен ра­бо­тать учи­те­лем. В 1910 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­мах Мос­ков­ской епар­хии, с 1918 го­да – в хра­ме Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Бы­ко­во.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су, – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Ни­ко­гда контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел и ве­сти не мог, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы один из ор­га­ни­за­то­ров контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков, на­зо­ви­те ее участ­ни­ков.
– Ни­ка­ким ор­га­ни­за­то­ром контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы я не яв­ля­юсь и участ­ни­ков ни­ко­го не знаю.
– Где про­во­ди­лись неле­галь­ные со­бра­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков?
– Неле­галь­ных со­бра­ний контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы ни­ко­гда не бы­ло, и мне неиз­вест­но о ее су­ще­ство­ва­нии, но чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та со­би­ра­лись, со­би­ра­лись они глав­ным об­ра­зом в церк­ви.
– Ка­кие во­про­сы об­суж­да­лись на неле­галь­ном со­бра­нии цер­ков­ни­ков?
– Со­бра­ния ак­ти­ва цер­ков­ни­ков, про­во­ди­мые в церк­ви, бы­ли все­гда ле­галь­ны­ми, во­про­сы на них об­суж­да­лись ис­клю­чи­тель­но хо­зяй­ствен­но­го зна­че­ния, ка­са­ю­щи­е­ся церк­ви.
– След­ствию из­вест­но, что на неле­галь­ном со­бра­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков об­суж­дал­ся во­прос о со­вер­ше­нии тер­ро­ри­сти­че­ско­го ак­та про­тив пред­се­да­те­ля кол­хо­за…
Под­твер­жда­е­те вы это?
– Не под­твер­ждаю.
– Дай­те по­ка­за­ния о контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти каж­до­го участ­ни­ка груп­пы цер­ков­ни­ков.
– Я уже по­ка­зал, что о су­ще­ство­ва­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков мне неиз­вест­но, а по­то­му мне неиз­вест­но и о контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти каж­до­го участ­ни­ка.

Свя­щен­но­му­че­ник Си­ме­он ро­дил­ся в 1876 го­ду в се­ле По­ни­зо­вье Ве­рей­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Креч­ко­ва. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Пе­ре­р­вин­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем в Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1900 го­ду. Сна­ча­ла ра­бо­тал учи­те­лем, а в 1903 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Бы­ко­во, где и слу­жил до аре­ста в 1937 го­ду.
– Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те по­ка­за­ния по это­му по­во­ду.
– Я ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не вел и не ве­ду, а по­это­му по­ка­за­ний дать не мо­гу.
– Вы участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки в се­ле Бы­ко­во. На­зо­ви­те всех ее участ­ни­ков.
– Я не со­стою ни в ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ке и не знаю та­кой.
– Кто ор­га­ни­за­тор ее?
– Не знаю как о са­мой ор­га­ни­за­ции, так и о ее ор­га­ни­за­то­рах.
– Где со­би­ра­лись неле­галь­ные со­бра­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки цер­ков­ни­ков?
– Не знаю я ни­че­го о со­бра­ни­ях и контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ке, – от­ве­тил диа­кон, не со­гла­сив­шись окле­ве­тать се­бя или дру­гих.

15 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ков Иоан­на Ке­са­рий­ско­го, Пет­ра Кос­мин­ко­ва и диа­ко­на Си­мео­на Креч­ко­ва к рас­стре­лу. Алек­сандр Чи­ли­кин и его сын Дмит­рий бы­ли при­го­во­ре­ны к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но­тру­до­вом ла­ге­ре. Петр Пис­ка­рев-Мо­ло­ков, Ев­до­кия Сафро­но­ва и Ека­те­ри­на Чи­ли­ки­на бы­ли при­го­во­ре­ны к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре.
Свя­щен­ни­ки Иоанн Ке­са­рий­ский, Петр Кос­мин­ков и диа­кон Си­ме­он Креч­ков бы­ли рас­стре­ля­ны 16 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.
Алек­сандр Чи­ли­кин был от­прав­лен в Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ла­герь, Ев­до­кия Сафро­но­ва и Ека­те­ри­на Чи­ли­ки­на – в Тай­шет­ла­герь, Петр Пис­ка­рев-Мо­ло­ков и Дмит­рий Чи­ли­кин – в Си­б­лаг.
Ев­до­кия Сафро­но­ва умер­ла в за­клю­че­нии 25 ав­гу­ста 1938 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле, Петр Пис­ка­рев-Мо­ло­ков умер в ла­ге­ре 9 ап­ре­ля 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Парусников, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 24 но­яб­ря 1891 го­да в се­ле Але­ши­но Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ва­си­лье­ви­ча Па­рус­ни­ко­ва. Это бы­ла пра­во­слав­ная се­мья, и неуди­ви­тель­но, что Алек­сандр Па­рус­ни­ков из­брал имен­но свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние. Пе­ред ним был при­мер его от­ца, дя­ди, свя­щен­ни­ка Иоан­на Па­рус­ни­ко­ва, и стар­ше­го бра­та Ни­ко­лая, ко­то­рый учил­ся в Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Алек­сандр окон­чил Риж­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и в ав­гу­сте 1907 го­да так­же по­сту­пил в Вифан­скую се­ми­на­рию. Успеш­но окон­чив ее в 1913 го­ду, 8 мая он был по­свя­щен в сти­харь и вско­ре ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и во свя­щен­ни­ка.
Неза­дол­го до это­го Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич же­нил­ся на до­че­ри про­то­и­е­рея Иоан­на Му­ра­вье­ва Алек­сан­дре.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-parusnikov-drugoj

☦️
Священномученик Косма́ Петриченко, пресвитер.
Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Кос­ма ро­дил­ся в сло­бо­де Ры­буш­ка Са­ра­тов­ской гу­бер­нии (ныне се­ло в Са­ра­тов­ском рай­оне) в 1869 го­ду в кре­стьян­ской се­мье. До ре­во­лю­ции он за­ни­мал­ся кре­стьян­ским тру­дом и не по­лу­чил ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния. Бу­дучи глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, Кось­ма Ни­ки­фо­ро­вич при­слу­жи­вал в мест­ной Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви и хо­ро­шо изу­чил бо­го­слу­жеб­ный устав. По­сле ре­во­лю­ции, несмот­ря на на­силь­ствен­ную лом­ку ос­нов рус­ской жиз­ни, он про­дол­жал за­ни­мать­ся зем­ле­па­ше­ством, со­дер­жал хо­зяй­ство и в сво­бод­ное вре­мя при­слу­жи­вал в хра­ме. В те го­ды ста­нов­ле­ния но­вой дес­по­тич­ной и ате­и­сти­че­ской вла­сти от­ста­и­ва­ние прин­ци­пов ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни са­мо по се­бе бы­ло уже по­движ­ни­че­ством. И Кось­ма Ни­ки­фо­ро­вич ре­ша­ет­ся на та­кой жерт­вен­ный шаг. Он пе­ре­да­ет свое хо­зяй­ство до­че­ри Ана­ста­сии, а сам по­дал про­ше­ние о при­ня­тии свя­щен­но­го са­на. Отец Кос­ма был ру­ко­по­ло­жен во иерея в 1928 го­ду неза­дол­го пе­ред тем на­зна­чен­ным но­вым Са­ра­тов­ским Вла­ды­кой, мит­ро­по­ли­том Се­ра­фи­мом (Алек­сан­дро­вым), к Ры­буш­кин­ско­му Хри­сто­рож­де­ствен­ско­му хра­му.
В 1935 го­ду цер­ковь в сло­бо­де Ры­буш­ка бы­ла за­кры­та. В этих усло­ви­ях уси­лен­ных го­не­ний на Пра­восла­вие отец Кос­ма не пре­кра­щал сво­ей пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти. У се­бя на до­му он со­би­рал при­хо­жан, со­вер­шал бо­го­слу­же­ния, чи­тал сель­ча­нам ду­хов­ную ли­те­ра­ту­ру, кре­стил мла­ден­цев — де­лал все, чтобы под­дер­жать ого­нек ве­ры Хри­сто­вой. Его де­я­тель­ность не мог­ла оста­вать­ся неза­ме­чен­ной для вла­стей. 31 ок­тяб­ря 1937 го­да со­труд­ник рай­он­но­го от­де­ла НКВД по­лу­чил ор­дер на обыск и арест граж­да­ни­на Пет­ри­чен­ко Кузь­мы Ни­ки­фо­ро­ви­ча. В этот же день отец Кос­ма был пре­про­вож­ден в Са­ра­тов­скую тюрь­му. 2 но­яб­ря со­сто­ял­ся пер­вый и един­ствен­ный до­прос, во вре­мя ко­то­ро­го ры­буш­кин­ский на­сто­я­тель ка­те­го­ри­че­ски от­верг все воз­во­ди­мые на него об­ви­не­ния в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
На сле­ду­ю­щий день бы­ли до­про­ше­ны пять сви­де­те­лей, ко­то­рые да­ли нуж­ные «след­ствию» по­ка­за­ния. Вся след­ствен­ная про­це­ду­ра но­си­ла от­кро­вен­но под­лож­ный ха­рак­тер. 14 но­яб­ря бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние «по­па-ку­ла­ка Пет­ри­чен­ко Кузь­мы Ни­ки­фо­ро­ви­ча», ко­то­рый «под ви­дом ре­ли­ги­оз­ных мо­леб­нов до­мах кол­хоз­ни­ков про­во­дил ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию». В тот же день за­се­да­ние су­деб­ной трой­ки при Управ­ле­нии НКВД по Са­ра­тов­ской об­ла­сти по­ста­но­ви­ло Пет­ри­чен­ко К. Н. — рас­стре­лять. Этот при­го­вор, увен­чав­ший доб­ро­го пас­ты­ря от­ца Кос­му нетлен­ным вен­цем му­че­ни­ка за имя Хри­сто­во, был при­ве­ден в ис­пол­не­ние в Са­ра­то­ве 16 но­яб­ря 1937 го­да ве­че­ром, в 22 ча­са. Ме­сто по­гре­бе­ния му­че­ни­ка оста­лось неиз­вест­ным.

☦️
Мученица Евдоки́я Сафронова.
Му­че­ни­ца Ев­до­кия Гри­горь­ев­на Сафро­но­ва ро­ди­лась 1 мар­та 1878 го­да в де­ревне Лу­чин­ское Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Окон­чи­ла 2 клас­са цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. С 1890 го­да ра­бо­та­ла при­слу­гой в Москве в се­мье зем­ско­го на­чаль­ни­ка. В 1897 го­ду вы­шла за­муж и пе­ре­еха­ла в се­ло Бы­ко­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1930 го­ду бы­ла из­бра­на ста­ро­стой и каз­на­че­ем церк­ви Рож­де­ства Хри­сто­ва се­ла Бы­ко­во. В том же го­ду бы­ла ли­ше­на из­би­ра­тель­ных прав как «ак­тив­ная цер­ков­ни­ца». 2 июня 1931 го­да вос­ста­нов­ле­на в пра­вах. 1 но­яб­ря 1937 го­да аре­сто­ва­на по де­лу «цер­ков­ни­ков Бы­ков­ско­го при­хо­да» вме­сте со свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми свя­щен­ни­ка­ми Иоан­ном Ке­са­рий­ским, Пет­ром Кос­мин­ко­вым и диа­ко­ном Си­мео­ном Креч­ко­вым (рас­стре­ля­ны 16 но­яб­ря). Во вре­мя след­ствия со­дер­жа­лась в Та­ган­ской тюрь­ме в Москве. На 1-м по­сле аре­ста до­про­се под­пи­са­ла про­то­кол, со­став­лен­ный сле­до­ва­те­лем, в ко­то­ром при­зна­ла, что бы­ла чле­ном груп­пы «цер­ков­ни­ков», «ве­ла аги­та­цию о нев­ступ­ле­нии в кол­хоз». На сле­ду­ю­щий день ка­те­го­ри­че­ски от­ри­ца­ла воз­во­ди­мые на нее об­ви­не­ния.
15 но­яб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ре­на к 8 го­дам ИТЛ. От­прав­ле­на в Тай­шет­ский ла­герь (Ир­кут­ская об­ласть). Скон­ча­лась от тяж­ких ли­ше­ний 25 ав­гу­ста 1938 го­да. Ме­сто за­хо­ро­не­ния неиз­вест­но.

☦️
Священномученик Се́ргий Станиславлев, протодиакон.
Сер­гий Ста­ни­славлев ро­дил­ся в 1884 го­ду. Слу­жил Церк­ви в сане про­то­ди­а­ко­на. Му­че­ни­че­ски скон­чал­ся 16 но­яб­ря 1942 го­да.


Жития
Писание