☀️ неподвижный годовой круг:
• 13 ноября (31 октября)
• апп. от 70-ти Стахи́я, А́мплия, Урва́на, Нарки́сса, Апе́ллия (Апелле́са), Аристову́ла (I)
• мч. Епима́ха Нового (ок. 250)
• прп. Ма́вры Константинопольской (V)
• прпп. Спиридо́на и Никодима Печерских (XII)
• сщмч. Иоанна (Кочурова) Царскосельского (1917)
• прмч. Леонида (Молчанова) (1918)
• сщмчч. Всеволода (Смирнова), Александра (Воздвиженского), Сергия (Розанова), Алексия (Сибирского), Василия (Архангельского), Петра (Воскобойникова), Василия (Колоколова), прмчч. Анатолия (Ботвинникова), Евфросина (Антонова), мч. Иакова (Блатова) (1937)
• прмч. Иннокентия (Мазурина) (1938)


☦️
Апостолы от 70-ти Стахи́й, А́мплий, Урва́н, Нарки́сс, Апе́ллий (Апелле́с), Аристову́л.
Свя­той апо­стол Ан­дрей Пер­во­зван­ный ру­ко­по­ло­жил Ста­хия в сан епи­ско­па Ви­зан­тий­ско­го, где он и свя­ти­тель­ство­вал шест­на­дцать лет, рев­ност­но про­по­ве­дуя Еван­ге­лие Хри­сто­во и об­ра­щая языч­ни­ков к ис­тин­ной ве­ре.
Свя­той Ам­плий был епи­ско­пом в го­ро­де Ди­оспо­ле; свя­той Урван – в Ма­ке­до­нии. Свя­ти­тель­ство­ва­ли они так­же с бла­го­сло­ве­ния свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея. За про­по­ведь Еван­ге­лия бы­ли пре­да­ны му­че­ни­че­ской смер­ти иуде­я­ми и эл­ли­на­ми-языч­ни­ка­ми.
Свя­той Нар­кисс был свя­ти­те­лем в го­ро­де Афи­нах.
Свя­той Апел­лий свя­ти­тель­ство­вал в Ирак­лии.
Святой Аристовул проповедовал в Британии.

О свя­том Ари­сто­ву­ле све­де­ния по­ме­ще­ны 29 мар­та.

☦️
Мученик Епима́х Новый, Александрийский.
Свя­той му­че­ник Епи­мах был ро­дом из Егип­та. Дол­гое вре­мя он жил от­шель­ни­ком на го­ре Пе­лу­сий­ской. Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан в Алек­сан­дрии (око­ло 250 го­да) свя­той Ефи­мах, пы­лая рев­но­стью к ис­тин­ной ве­ре, при­шел в го­род, раз­ру­шил язы­че­ских идо­лов и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­дал Хри­сто­во уче­ние. За это свя­той был пре­дан му­че­ни­ям. Сре­ди лю­дей, ви­дев­ших его му­ки, сто­я­ла жен­щи­на с боль­ным гла­зом; кап­ля кро­ви му­че­ни­ка ис­це­ли­ла бо­ля­щую. По­сле же­сто­ких му­че­ний свя­той был усе­чен ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/948

☦️
Преподобная Ма́вра Константинопольская, диакониса.
Пре­по­доб­ная Мав­ра под­ви­за­лась в Ца­рь­гра­де, где ос­но­ва­ла оби­тель, в ко­то­рой и скон­ча­лась в V ве­ке.

☦️
Преподобные Спиридо́н и Никоди́м Печерские.
Пре­по­доб­ные Спи­ри­дон и Ни­ко­дим, просфор­ни­ки Пе­черcкие (ХП), 30 лет ис­пол­ня­ли свое по­слу­ша­ние – пек­ли просфо­ры. Пре­по­доб­ный Спи­ри­дон при­шел в мо­на­стырь при игу­мене Пи­мене (1132–1141) уже немо­ло­дым че­ло­ве­ком. По­движ­ник со­про­вож­дал свой труд непре­стан­ной мо­лит­вой и пе­ни­ем псал­мов. Еще при жиз­ни пре­по­доб­ный Спи­ри­дон был про­слав­ля­ем от Бо­га чу­де­са­ми. Из­ве­стен слу­чай, ко­гда он по­ту­шил ман­ти­ей за­го­рев­шу­ю­ся пе­кар­ню: огонь по­гас, а ман­тия оста­лась це­лой. Свя­той Ни­ко­дим тру­дил­ся вме­сте с пре­по­доб­ным Спи­ри­до­ном и вел та­кую же стро­гую жизнь. Мо­щи их на­хо­дят­ся в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре. У пре­по­доб­но­го Спи­ри­до­на паль­цы пра­вой ру­ки сло­же­ны трое­перст­но. Па­мять так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/950

☦️
Священномученик Иоа́нн Кочуров, Царскосельский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Иоанн Алек­сан­дро­вич Ко­чу­ров ро­дил­ся 13 июля 1871 го­да в Ря­зан­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой и мно­го­дет­ной се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. За­кон­чив Ря­зан­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, он в том же го­ду по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию.
По окон­ча­нии Ака­де­мии Иоанн Ко­чу­ров в со­от­вет­ствии с его дав­ним же­ла­ни­ем был на­прав­лен на мис­си­о­нер­ское слу­же­ние в Але­ут­скую и Аляс­кин­скую епар­хию. В Аме­ри­ке он был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­че­ский сан и на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви свя­то­го Вла­ди­ми­ра в го­ро­де Чи­ка­го.
Пер­вое вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Со­еди­нен­ных Шта­тах отец Иоанн жил в Нью-Йор­ке, здесь он осва­и­вал ан­глий­ский язык и вхо­дил в со­при­кос­но­ве­ние с непри­выч­ной жиз­нью про­те­стант­ской Аме­ри­ки. Але­ут­ская и Аляс­кин­ская епар­хия в раз­лич­ных рай­о­нах стра­ны име­ла со­вер­шен­но раз­ные усло­вия су­ще­ство­ва­ния. Ес­ли в Се­вер­ной Ка­ли­фор­нии, на Але­ут­ских ост­ро­вах и Аляс­ке пра­во­слав­ные при­хо­ды име­ли дав­нюю ис­то­рию и бы­ли до­воль­но мно­го­чис­лен­ны, то в боль­шин­стве осталь­ных рай­о­нов стра­ны пра­во­слав­ная цер­ков­ная жизнь еще толь­ко за­рож­да­лась, и тре­бо­ва­лись огром­ные мис­си­о­нер­ские уси­лия, чтобы со­здать пол­но­цен­ные пра­во­слав­ные при­хо­ды.

Вско­ре отец Иоанн по сво­е­му про­ше­нию по­лу­чил уволь­не­ние от служ­бы в Але­ут­ской и Се­ве­ро­аме­ри­кан­ской епар­хии и в июле 1907 го­да вер­нул­ся в Рос­сию. При­чи­ной для это­го ста­ли на­сто­я­тель­ные прось­бы его тя­же­ло боль­но­го те­стя – свя­щен­но­слу­жи­те­ля Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии, а так­же же­ла­ние от­ца Иоан­на дать сво­им де­тям об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии.

По­сле по­чти 10-лет­не­го слу­же­ния в Нарве, в кон­це 1916 го­да про­то­и­е­рей Иоанн Ко­чу­ров был пе­ре­ве­ден на долж­ность вто­ро­го свя­щен­ни­ка Ека­те­ри­нин­ско­го со­бо­ра в Цар­ском Се­ле.

Од­на­ко со­бы­тия Фев­раль­ской ре­во­лю­ции, раз­ра­зив­шей­ся в Пет­ро­гра­де уже через 3 ме­ся­ца по­сле на­зна­че­ния от­ца Иоан­на в Ека­те­ри­нин­ский со­бор, ста­ли по­сте­пен­но втя­ги­вать Цар­ское Се­ло в ко­вар­ный во­до­во­рот ре­во­лю­ци­он­ных со­бы­тий.

Пет­ро­град­ский кор­ре­спон­дент вос­про­из­вел ужа­са­ю­щую кар­ти­ну му­че­ни­че­ской ги­бе­ли от­ца Иоан­на и по­сле­до­вав­ших за ней со­бы­тий с до­пол­ни­тель­ны­ми по­дроб­но­стя­ми. «Свя­щен­ни­ки бы­ли схва­че­ны и от­прав­ле­ны в по­ме­ще­ние Со­ве­та Ра­бо­чих и Сол­дат­ских Де­пу­та­тов. Свя­щен­ник отец Иоанн Ко­чу­ров вос­про­те­сто­вал и пы­тал­ся разъ­яс­нить де­ло. Он по­лу­чил несколь­ко уда­ров по ли­цу. С ги­ка­ньем и улю­лю­ка­ньем разъ­ярен­ная тол­па по­ве­ла его к цар­ско­сель­ско­му аэро­дро­му. Несколь­ко вин­то­вок бы­ло под­ня­то на без­оруж­но­го пас­ты­ря. Вы­стрел, дру­гой – взмах­нув ру­ка­ми, свя­щен­ник упал нич­ком на зем­лю, кровь за­ли­ла его ря­су. Смерть не бы­ла мгно­вен­ной – его тас­ка­ли за во­ло­сы, и кто-то пред­ла­гал ко­му-то «при­кон­чить как со­ба­ку». На утро те­ло свя­щен­ни­ка бы­ло пе­ре­не­се­но в быв­ший двор­цо­вый гос­пи­таль. По­се­тив­ший гос­пи­таль пред­се­да­тель Ду­мы вме­сте с од­ним из глас­ных, как со­об­ща­ет «Де­ло на­ро­да», ви­дел те­ло свя­щен­ни­ка, но се­реб­ря­но­го кре­ста на гру­ди уже не бы­ло».
По­след­нее упо­мя­ну­тое кор­ре­спон­ден­том тра­ги­че­ское об­сто­я­тель­ство, ко­то­рое со­про­вож­да­ло му­че­ни­че­скую смерть от­ца Иоан­на, при­об­ре­та­ет осо­бый ду­хов­ный смысл в свя­зи с ока­зав­ши­ми­ся в ка­ком-то смыс­ле про­ро­че­ски­ми сло­ва­ми, про­из­не­сен­ны­ми от­цом Иоан­ном 12 лет до сво­ей кон­чи­ны в да­ле­кой Аме­ри­ке при вру­че­нии ему зо­ло­то­го на­перс­но­го кре­ста во вре­мя че­ство­ва­ния 10-ле­тия его свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния. «Це­лую этот свя­той крест, дар ва­шей брат­ской люб­ви ко мне, – про­ник­но­вен­но го­во­рил то­гда отец Иоанн. – Пусть он бу­дет под­держ­кой в труд­ные ми­ну­ты. Не бу­ду го­во­рить гром­ких фраз о том, что я не рас­ста­нусь с ним до мо­ги­лы. Эта фра­за гром­ка, но не ра­зум­на. Не в мо­ги­ле ему ме­сто. Пусть он оста­нет­ся здесь, на зем­ле, для мо­их де­тей и по­том­ков, как фа­миль­ная свя­ты­ня и как яс­ное до­ка­за­тель­ство то­го, что брат­ство и дру­же­ство – са­мые свя­тые яв­ле­ния на зем­ле».
Так бла­го­да­рил сво­их со­слу­жи­те­лей и свою паст­ву отец Иоанн, не по­до­зре­вав­ший о том, что имен­но мо­лит­ва о нис­по­сла­нии «брат­ства и дру­же­ства» рус­ским пра­во­слав­ным лю­дям в го­ди­ну оску­де­ния люб­ви и ми­ло­сер­дия в мно­го­стра­даль­ной Рос­сии вы­зо­вет к нему бес­по­щад­ную нена­висть бо­го­от­ступ­ни­ков, ко­то­рые, ли­шив его зем­ной жиз­ни и со­рвав с его без­ды­хан­но­го те­ла на­перс­ный крест, не смог­ли ли­шить его нетлен­ной сла­вы пра­во­слав­но­го му­че­ни­че­ства.
В на­ча­ле 1917 го­да боль­ше­вист­ская власть еще не су­ме­ла утвер­дить сво­е­го без­раз­дель­но­го гос­под­ства да­же в окрест­но­стях Пет­ро­гра­да, а го­судар­ствен­ный тер­рор еще не стал неотъ­ем­ле­мой ча­стью жиз­ни рос­си­ян. По­это­му на­ря­ду со все­об­щим ужа­сом и воз­му­ще­ни­ем в ши­ро­ких сло­ях на­се­ле­ния Цар­ско­го Се­ла и Пет­ро­гра­да пер­вое зло­дей­ское убий­ство рус­ско­го пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка по­бу­ди­ло еще не разо­гнан­ные боль­ше­ви­ка­ми ор­га­ны преж­ней вла­сти об­ра­зо­вать след­ствен­ную ко­мис­сию, в ко­то­рую во­шли два пред­ста­ви­те­ля Пет­ро­град­ской го­род­ской Ду­мы и ко­то­рая вско­ре бы­ла упразд­не­на боль­ше­ви­ка­ми, так и не успев най­ти убийц от­ца Иоан­на.

С чув­ством глу­бо­кой скор­би узнал эту пе­чаль­ную но­вость Пет­ро­град­ский Цер­ков­но-Епар­хи­аль­ный Со­вет. И скорбь эта еще бо­лее уве­ли­чи­ва­ет­ся от со­зна­ния то­го, что по­сле по­кой­но­го про­то­и­е­рея оста­лась боль­шая се­мья – шесть че­ло­век, без кро­ва и про­пи­та­ния и без вся­ких средств к жиз­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-carskoselskij-kochurov

☦️
Преподобномученик Леонид (Молчанов), игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Лео­нид (Мол­ча­нов) ро­дил­ся в 1872 го­ду. Он был игу­ме­ном Соль­вы­че­год­ско­го Вве­ден­ско­го мо­на­сты­ря (в Во­ло­год­ской гу­бер­нии). 13 но­яб­ря 1918 го­да ба­тюш­ка был рас­стре­лян но­вой бо­го­бор­че­ской вла­стью, стя­жав ве­нец му­че­ни­че­ства.

☦️
Священномученик Все́волод Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Все­во­лод ро­дил­ся 25 мар­та 1874 го­да в се­ле Тро­иц­ком Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Смир­но­ва. В 1897 го­ду Все­во­лод Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем в шко­лу в се­ло Бу­ме­ро­во Зве­ни­го­род­ско­го уез­да. Здесь он же­нил­ся на На­деж­де Алек­се­евне Ува­ро­вой. В 1900 го­ду Все­во­лод Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Успен­ской церк­ви в се­ле Дер­мен­цо­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да. За без­упреч­ное слу­же­ние отец Все­во­лод в 1926 го­ду был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Осе­нью 1929 го­да в ОГПУ при­шли све­де­ния, буд­то свя­щен­ник в день празд­но­ва­ния па­мя­ти Илии Про­ро­ка ска­зал в про­по­ве­ди: «На­род весь пре­гре­шил пе­ред Бо­гом, Бог на­сы­ла­ет раз­ные ка­ры на него. Ему на­до по­ка­ять­ся, Бог про­стит. Ко­гда жил на зем­ле Илья про­рок, на­род так­же раз­вра­тил­ся, и Бог по­слал го­лод, и весь на­род го­ло­дал. Так же и те­перь, ес­ли на­род не по­ка­ет­ся, бу­дет го­лод и раз­ные бед­ствия».
Ос­но­вы­ва­ясь на этом до­не­се­нии, упол­но­мо­чен­ный ОГПУ сде­лал вы­вод, что свя­щен­ник «си­сте­ма­ти­че­ски, как в про­по­ве­дях, так и в част­ных бе­се­дах, про­во­дит ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­зы­вая со­вет­скую власть “Бо­жьей ка­рой за пре­гре­ше­ния на­ро­да”», и, «при­ни­мая во вни­ма­ние, что даль­ней­шее пре­бы­ва­ние» свя­щен­ни­ка на сво­бо­де бу­дет иметь «от­ри­ца­тель­ное вли­я­ние на на­стро­е­ние на­се­ле­ния к со­вет­ской вла­сти», 19 ок­тяб­ря 1929 го­да по­ста­но­вил аре­сто­вать от­ца Все­во­ло­да. В тот же день он был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. На до­про­сах, от­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, про­то­и­е­рей Все­во­лод ска­зал:
– Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я ни при ка­ких об­сто­я­тель­ствах не вел. В про­по­ве­дях я за­тра­ги­ваю чи­сто ре­ли­ги­оз­ные во­про­сы. Раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы ни­ко­гда ни с кем не вел и по­ли­ти­кой не ин­те­ре­су­юсь. Бу­дучи бо­лез­нен­ным че­ло­ве­ком, ве­ду уеди­нен­ный об­раз жиз­ни и ни с кем друж­бы не ве­ду.
– Го­во­ри­ли ли вы в про­по­ве­ди 2 ав­гу­ста се­го го­да, что «на­род весь пре­гре­шил пе­ред Бо­гом и Он за это по­сы­ла­ет на него раз­ные ка­ры, как-то: го­лод и то­му по­доб­ное»? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Это­го я ни­ко­гда не го­во­рил.
– Кто мо­жет под­твер­дить от­сут­ствие с ва­шей сто­ро­ны ан­ти­со­вет­ских дей­ствий? – спро­сил сле­до­ва­тель.
Отец Все­во­лод по­про­сил вы­звать неко­то­рых сви­де­те­лей, ко­то­рые под­твер­ди­ли бы его неви­нов­ность. Сле­до­ва­тель, од­на­ко, не стал ни­ко­го вы­зы­вать, пе­ре­дав «де­ло» на рас­смот­ре­ние Осо­бо­го Со­ве­ща­ния при Кол­ле­гии ОГПУ. 18 но­яб­ря 1929 го­да он был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край – в се­ло Ле­шу­кон­ское Ар­хан­гель­ской об­ла­сти.
Отец Все­во­лод здо­ро­вья был сла­бо­го и стра­дал в это вре­мя мно­ги­ми бо­лез­ня­ми. В кон­це 1932 го­да он был осво­бож­ден. При­хо­жане хра­ма в се­ле Дер­мен­цо­во об­ра­ти­лись к свя­щен­но­на­ча­лию, чтобы свя­щен­ни­ка на­пра­ви­ли сно­ва в их храм, и 22 ян­ва­ря 1933 го­да про­то­и­е­рей Все­во­лод по­лу­чил на­зна­че­ние в храм в се­ле Дер­мен­цо­во. Здесь он про­слу­жил до го­не­ний 1937 го­да.
10 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли про­то­и­е­рея Все­во­ло­да по об­ви­не­нию в том, что он «рас­про­стра­нял гнус­ную кле­ве­ту на со­вет­скую власть, вы­ска­зы­вал по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния, вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив про­во­ди­мых на се­ле кам­па­ний».
За­чи­тав текст об­ви­не­ния, сле­до­ва­тель пред­ло­жил от­цу Все­во­ло­ду дать по­ка­за­ния.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вы по­ка­зы­ва­е­те лож­но. По ва­ше­му де­лу до­про­ше­ны сви­де­те­ли, ко­то­рые под­твер­жда­ют фак­ты ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний.
– Еще раз за­яв­ляю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­прос был за­кон­чен. 11 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Все­во­лод Смир­нов был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Воздвиженский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 29 ав­гу­ста 1876 го­да в се­ле Ве­дер­ни­цы Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Воз­дви­жен­ско­го. Окон­чил в 1892 го­ду Дмит­ров­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1899 го­ду Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию; в 1901 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на. В 1903 го­ду диа­кон Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Бо­го­сло­во Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии, где слу­жил до 1917 го­да, а за­тем был пе­ре­ве­ден в храм се­ла Ту­ро­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да. В 1931 го­ду он стал слу­жить в хра­ме в се­ле Ка­зан­ское Пав­ло­во-По­сад­ско­го рай­о­на, а в 1935 го­ду был пе­ре­ве­ден в Ни­коль­скую цер­ковь в се­ле Но­во-За­га­рье то­го же рай­о­на. В 1935 го­ду отец Алек­сандр был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Во вто­рой по­ло­вине трид­ца­тых го­дов без­бож­ные вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние о на­ча­ле са­мых бес­по­щад­ных го­не­ний за все два­дцать лет сво­е­го прав­ле­ния. Чтобы под­верг­нуть­ся аре­сту, до­ста­точ­но бы­ло быть цер­ков­но­слу­жи­те­лем.
7 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске. На сле­ду­ю­щий день сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы враж­деб­но на­стро­е­ны к по­ли­ти­ке со­вет­ской вла­сти и си­сте­ма­ти­че­ски вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные суж­де­ния о про­во­ди­мых ею ме­ро­при­я­ти­ях. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным? – спро­сил он.
– Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю и ни­ко­гда контр­ре­во­лю­ци­он­ных суж­де­ний по во­про­сам по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти не вы­ска­зы­вал.
– Ле­том 1937 го­да в раз­го­во­ре с диа­ко­ном за­гар­ской церк­ви Бы­ло­вым вы вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные суж­де­ния и неодоб­ри­тель­но от­зы­ва­лись по во­про­су кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– С диа­ко­ном за­гар­ской церк­ви мне при­хо­ди­лось ча­сто бе­се­до­вать по во­про­су по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти, но это­го фак­та я не мо­гу при­пом­нить. Мо­жет быть, и го­во­рил что на эту те­му.
– Ле­том 1937 го­да вы в бе­се­де с диа­ко­ном неодоб­ри­тель­но от­зы­ва­лись о кон­сти­ту­ции, опош­ля­ли ее сущ­ность, го­во­ря, что она уре­за­на. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Раз­го­во­ры о кон­сти­ту­ции име­ли ме­сто не раз с диа­ко­ном, но о том, что она уре­за­на, я не го­во­рил. Я го­во­рил, что кон­сти­ту­ция все­объ­ем­лю­ща, так что диа­кон, ве­ро­ят­но, пе­ре­пу­тал.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные суж­де­ния и неодоб­ри­тель­но от­зы­ва­лись по адре­су на­ло­го­вой по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Да, это­го я не от­ри­цаю, я го­во­рил: «На­ло­га­ми со­вет­ская власть ду­хо­вен­ство не ща­дит».
– След­ствию из­вест­но, что вы вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ное суж­де­ние, го­во­ря, что ищут вра­гов сре­ди ду­хо­вен­ства, а они на­хо­дят­ся сре­ди вер­хуш­ки боль­ше­ви­ков, при этом вы ссы­ла­лись на из­мен­ни­ка Ту­ха­чев­ско­го и дру­гих. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным?
– Да, я так го­во­рил и это­го не от­ри­цаю.
Бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли, но они ни­че­го убе­ди­тель­но­го в до­ка­за­тель­ство ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка не по­ка­за­ли.
25 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Алек­сандра к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Алек­сандр Воз­дви­жен­ский был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Се́ргий Розанов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся в 1905 го­ду в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сия Ро­за­но­ва, слу­жив­ше­го в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви в се­ле Бе­лый Раст Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Сер­гей Алек­се­е­вич по­сту­пил в Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но про­учить­ся в ней ему при­шлось все­го два го­да: обу­че­ние бы­ло пре­рва­но ре­во­лю­ци­ей 1917 го­да и на­чав­ши­ми­ся по­сле нее го­не­ни­я­ми на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. С 1923 по 1925 год Сер­гей Алек­се­е­вич ра­бо­тал сто­ро­жем хра­ма Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в род­ном се­ле, а с 1926 го­да слу­жил в нем пса­лом­щи­ком.
В 1927 го­ду Сер­гей Алек­се­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му се­ла Ильин­ско­го Дмит­ров­ско­го рай­о­на. В 1931 го­ду от­ца Сер­гия при­зва­ли в ар­мию в ты­ло­вое опол­че­ние. Вер­нув­шись через год, он вновь стал слу­жить диа­ко­ном в хра­ме се­ла Ильин­ско­го. В 1933 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ской церк­ви се­ла Якоть Дмит­ров­ско­го рай­о­на. В 1936 го­ду его пе­ре­ве­ли в По­кров­ский храм в се­ле Ки­ки­но. Здесь он про­слу­жил пол­го­да и был пе­ре­ве­ден в Ильин­ский храм се­ла Ильи­но.
10 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка и за­клю­чи­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди кол­хоз­ни­ков ве­де­те ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Дай­те об этом по­ка­за­ния, – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Это я от­ри­цаю. Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– С тем чтобы раз­ло­жить тру­до­вую дис­ци­пли­ну сре­ди кол­хоз­ни­ков, вы в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях пред­ска­зы­ва­ли го­лод, неуро­жаи, го­во­ри­ли, что бес­по­лез­но ра­бо­тать в кол­хо­зах. При­зна­е­те вы это?
– Это я так­же от­ри­цаю.
– Вы сре­ди де­тей-пи­о­не­ров ве­ли ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду с це­лью раз­ва­лить пи­о­нер­скую ор­га­ни­за­цию, за­пу­ги­ва­ли их от­вет­ствен­но­стью пе­ред Бо­гом. При­зна­е­те вы это?
– Это я так­же от­ри­цаю, ни­ка­кой ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды сре­ди де­тей я не вел.
По­сле до­про­са свя­щен­ни­ка сле­до­ва­те­ли ста­ли до­пра­ши­вать лже­сви­де­те­лей. Один из них, сто­рож церк­ви, где слу­жил отец Сер­гий, ска­зал: «Об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти Ро­за­но­ва мне из­вест­но, я сам яв­лял­ся сви­де­те­лем то­го, как Ро­за­нов от­вле­кал от ра­бо­ты кол­хоз­ни­ков. Для это­го он ис­поль­зо­вал ре­ли­ги­оз­ные чув­ства.
Это де­ло бы­ло в на­ча­ле 1937 го­да, поп Ро­за­нов сре­ди кол­хоз­ни­ков го­во­рил: “Пра­во­слав­ные, зря ра­бо­та­е­те в кол­хо­зе, все рав­но в этом го­ду бу­дет неуро­жай, так об этом го­во­рит­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии, луч­ше да­вай­те по­мо­лим­ся Бо­гу”».
Дру­гой лже­сви­де­тель ска­зал: «В 1935 го­ду в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник Кре­ще­нье я, бу­дучи до­ма, на­блю­дал сле­ду­ю­щую ис­то­рию. Ро­за­нов хо­дил по се­лу с мо­леб­ном по до­мам, при­шел и к нам, в это вре­мя я был в дру­гой ком­на­те, но что го­во­рил мой отец с по­пом Ро­за­но­вым, я слы­шал хо­ро­шо. В это вре­мя поп жа­ло­вал­ся на то, что и в Кре­ще­нье ве­ру­ю­щие не смог­ли вы­не­сти ико­ну на Иор­дань из-за то­го, что со­вет­ская власть от­ка­за­ла в этом. По­сле это­го у них раз­го­вор пе­ре­шел о Па­схе, при этом поп Ро­за­нов от­цу го­во­рил: “Нам сле­ду­ет спло­тить­ся во­круг церк­ви, под­хо­дит 1 мая и Пас­ха, боль­ше­ви­ки бу­дут по­ка­зы­вать свою мощь, и нам сле­ду­ет Пас­ху про­де­мон­стри­ро­вать, как мощь цер­ков­ную, и по­ка­зать, что она еще не так сла­ба, как ду­ма­ют. Вот у вас в Яко­ти, – про­дол­жал Ро­за­нов, – по­ста­но­ви­ли за­крыть цер­ковь, но из­вест­ным же­ла­ни­ем ве­ру­ю­щих это мож­но от­сто­ять”. Во вре­мя это­го раз­го­во­ра до­мой при­шел де­ся­ти­лет­ний мой бра­тиш­ка – Егор, в тот мо­мент он со­сто­ял пи­о­не­ром. Его Ро­за­нов стал уко­риз­нен­но сты­дить, при этом го­во­рил: “Вот ты хо­ро­ший маль­чик, на­дел крас­ный гал­стук, а в церк­ви я те­бя не ви­жу”. Об­ра­ща­ясь к от­цу, Ро­за­нов ска­зал: “Вам нуж­но за­ста­вить хо­дить его в цер­ковь, а то пло­хо бу­дет на том све­те”».
11 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Сер­гий Ро­за­нов был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Священномученик Алекси́й Сибирский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 17 мар­та 1870 го­да в се­ле Коз­ло­во Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Си­бир­ско­го. По окон­ча­нии Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му род­но­го се­ла, где про­слу­жил всю свою жизнь до по­след­не­го аре­ста и му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. На его гла­зах в 1918 го­ду про­изо­шла бес­по­щад­ная рас­пра­ва боль­ше­ви­ков над кре­стья­на­ми, за­сту­пив­ши­ми­ся за цер­ковь Бо­жию в се­ле Ни­ко­ло-Гнез­до­во. Он пом­нил, ка­ки­ми тор­же­ствен­ны­ми бы­ли по­хо­ро­ны пер­вых твер­ских му­че­ни­ков на­ше­го ве­ка – пра­во­слав­ных ми­рян Пет­ра Жу­ко­ва и Про­хо­ра Ми­хай­ло­ва.
В 1929 го­ду о. Алек­сея аре­сто­ва­ли за то, что он не смог во­вре­мя вы­пол­нить план хле­бо­за­го­то­вок.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-sibirskij

☦️
Священномученик Васи́лий Архангельский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 24 фев­ра­ля 1864 го­да в го­ро­де Сер­пу­хо­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го. В 1884 го­ду Ва­си­лий Ва­си­лье­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Же­нил­ся, впо­след­ствии у них с су­пру­гой ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей. Был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и с 1885 по 1891 год слу­жил в хра­ме в се­ле Мат­ве­ев­ском По­доль­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-arxangelskij

☦️
Священномученик Петр Воскобойников, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1867 го­ду в се­ле По­кров­ское Но­во­силь­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сея Вос­ко­бой­ни­ко­ва, слу­жив­ше­го в Ка­зан­ском хра­ме се­ла Бат­ко­по­лье Ка­шир­ско­го уез­да.
Петр Алек­се­е­вич окон­чил Туль­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. По­сле ру­ко­по­ло­же­ния во свя­щен­ни­ка он был опре­де­лен на слу­же­ние в се­ло Бат­ко­по­лье, в храм, где слу­жил его отец. В де­каб­ре 1933 го­да отец Петр был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Вся пас­тыр­ская жизнь от­ца Пет­ра про­шла в этом се­ле, здесь же он был и аре­сто­ван в 1937 го­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-voskobojnikov

☦️
Священномученик Васи́лий Колоколов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 19 ян­ва­ря 1873 го­да в се­ле Вар­ва­ри­но Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Иоан­на Ко­ло­ко­ло­ва.
По­сле окон­ча­ния в 1898 го­ду Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ва­си­лий Ива­но­вич устро­ил­ся ра­бо­тать учи­те­лем. В 1900 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и всю жизнь про­слу­жил в Иоан­но-Пред­те­чен­ском хра­ме се­ла Гри­ба­но­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1922 го­ду отец Ва­си­лий был пер­вый раз аре­сто­ван в свя­зи с де­лом об изъ­я­тии цер­ков­ных цен­но­стей и осуж­ден на во­семь ме­ся­цев ли­ше­ния сво­бо­ды услов­но.
В 1929 го­ду за невы­пол­не­ние хле­бо­за­го­то­вок свя­щен­ник Ва­си­лий Ко­ло­ко­лов был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки. По­сле от­бы­тия че­ты­рех ме­ся­цев на­ка­за­ния об­ласт­ной суд от­ме­нил при­го­вор.
17 ок­тяб­ря 1937 го­да, в раз­гар го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, отец Ва­си­лий был аре­сто­ван.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-kolokolov

☦️
Преподобномученик Анато́лий (Ботвинников), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ана­то­лий (в ми­ру Ана­то­лий Ива­но­вич Бот­вин­ни­ков) ро­дил­ся 15 ок­тяб­ря 1881 го­да в де­ревне Ко­па­ни Бы­хов­ско­го уез­да Мо­гилев­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось пят­на­дцать лет, умер отец, и мать с сы­ном пе­ре­еха­ли в То­боль­скую гу­бер­нию, им да­ли зем­лю, они об­за­ве­лись хо­зяй­ством, и Ана­то­лий стал кре­стьян­ство­вать, как ко­гда-то его отец.
На­ча­лась Рус­ско-япон­ская вой­на, и Ана­то­лий был при­зван ря­до­вым на дей­стви­тель­ную во­ен­ную служ­бу. Во вре­мя во­ен­ных дей­ствий он ока­зал­ся в Порт-Ар­ту­ре, был ра­нен; по­пал в плен, где про­был око­ло го­да; по­след­ствия ра­не­ния оста­лись на всю жизнь – у него бы­ла огра­ни­че­на по­движ­ность ру­ки и спи­ны.
По­сле за­клю­че­ния мир­но­го до­го­во­ра с Япо­ни­ей Ана­то­лий Ива­но­вич был от­пу­щен из пле­на и вер­нул­ся до­мой. Он ни­ко­гда рань­ше не по­мыш­лял о слу­же­нии Церк­ви, но вой­на, бли­зость смер­ти, ра­не­ние, жизнь в пле­ну сре­ди языч­ни­ков про­из­ве­ли пе­ре­во­рот в ду­ше мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, вы­де­лив глав­ное – спа­се­ние сво­ей ду­ши; и он при­нял ре­ше­ние – ес­ли оста­нет­ся жив, то станет мо­на­хом.
В ап­ре­ле 1906 го­да он по­сту­пил в один из си­бир­ских мо­на­сты­рей. Здесь в те­че­ние несколь­ких лет он вы­пол­нял са­мые раз­лич­ные по­слу­ша­ния. В 1912 го­ду он был на­прав­лен в ка­че­стве пра­во­слав­но­го мис­си­о­не­ра в Ки­тай. Через год он вер­нул­ся в Рос­сию и по­сту­пил в Ни­ко­ло-Те­ре­бен­ский мо­на­стырь Твер­ской гу­бер­нии и здесь при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с остав­ле­ни­ем то­го же име­ни. В 1920 го­ду мо­нах Ана­то­лий был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на. Через год со­вет­ские вла­сти упразд­ни­ли мо­на­стырь, но оста­ви­ли храм, где он и про­дол­жал слу­жить.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anatolij-botvinnikov

☦️
Преподобномученик Евфроси́н (Антонов), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ев­фро­син ро­дил­ся 15 июня 1885 го­да в де­ревне Мень­ши­ко­во Опо­чец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ан­то­на Кузь­ми­ча и На­деж­ды Ан­дре­ев­ны Ан­то­но­вых. Окон­чив зем­скую шко­лу в го­ро­де Опоч­ка, он по­мо­гал ро­ди­те­лям в их кре­стьян­ском хо­зяй­стве. Ко­гда ему ис­пол­ни­лось шест­на­дцать лет, он на­нял­ся к куп­цу в ра­бот­ни­ки и жил у него до 1910 го­да. В том же го­ду он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Спа­со-Еле­аза­рьев­скую пу­стынь Псков­ской епар­хии, при­вле­чен­ный сю­да, как и мно­гие же­ла­ю­щие спа­се­ния, по­дви­га­ми пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла (Зы­ря­но­ва), жив­ше­го в это вре­мя в оби­те­ли. В свя­зи с во­ен­ны­ми дей­стви­я­ми Пер­вой ми­ро­вой вой­ны мо­на­стырь был эва­ку­и­ро­ван в Сед­мио­зер­ную Бо­го­ро­диц­кую пу­стынь Ка­зан­ской епар­хии. Сю­да пе­ре­ехал и при­няв­ший к это­му вре­ме­ни по­стриг мо­нах Ев­фро­син; в 1922 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.
В 1928 го­ду пу­стынь бы­ла без­бож­ной вла­стью за­кры­та, и иеро­мо­нах Ев­фро­син был на­прав­лен слу­жить в Вос­кре­сен­скую цер­ковь в се­ло Манс­уро­во Ла­и­шев­ско­го рай­о­на Ка­зан­ской епар­хии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-evfrosin-antonov

☦️
Мученик Иа́ков Блатов.
Му­че­ник Иа­ков ро­дил­ся в 1880 го­ду в се­ле Ста­рое Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Сте­па­на Бла­то­ва. Иа­ков окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. От­слу­жил в ар­мии ря­до­вым.
До 1914 го­да Яков Сте­па­но­вич вме­сте с от­цом дер­жал порт­нов­скую ма­стер­скую в Москве, ко­то­рая об­слу­жи­ва­ла ка­дет­ский кор­пус в Ле­фор­то­ве. В ма­стер­ской ра­бо­та­ло от 7 до 15 ма­сте­ров и от 5 до 8 маль­чи­ков-уче­ни­ков. В се­ле у Бла­то­вых бы­ло хо­зяй­ство, в ко­то­ром ра­бо­та­ли се­зон­ные и на­ем­ные ра­бо­чие, и Яков Сте­па­но­вич из­ред­ка при­ез­жал из Моск­вы, чтобы рас­счи­тать­ся с ни­ми и ре­шить во­про­сы най­ма на зим­ний се­зон.
По­сле ре­во­лю­ции Яков Сте­па­но­вич неко­то­рое вре­мя про­дол­жал ра­бо­тать в ма­стер­ской, но в 1925-26 го­дах он, по­да­рив ма­стер­скую де­тям, пе­ре­ехал в се­ло.
Как ак­тив­ный при­хо­жа­нин, он по­мо­гал в устро­е­нии хра­мо­вых празд­ни­ков, мо­леб­нов и крест­ных хо­дов, по­мо­гал в по­куп­ке све­чей, в вы­печ­ке просфор. Был чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та, каз­на­че­ем церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, а с 1934 го­да до дня аре­ста – пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та.
Яков Сте­па­но­вич был аре­сто­ван 15 сен­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ка­ши­ре.
На до­про­сах он по­ка­зал: «Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью сре­ди кол­хоз­ни­ков я не за­ни­мал­ся. Прав­да, я че­ло­век сво­бо­до­мыс­ля­щий, и, счи­тая, что су­ще­ству­ет сво­бо­да сло­ва, я ино­гда вы­ска­зы­вал свои мыс­ли по от­дель­ным ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти.
Я ска­зал в свя­зи с тем, что на со­бра­нии встал во­прос о тру­до­вой дис­ци­плине: “Рань­ше на ба­ри­на и то ра­бо­та­ли три дня, а сей­час за­став­ля­ют ра­бо­тать круг­лый год”.
Так как рас­по­ря­же­ние о по­строй­ке зер­но­су­ши­лок идет от ру­ко­во­ди­те­лей пра­ви­тель­ства и пар­тии то­ва­ри­щей Ста­ли­на и Мо­ло­то­ва, а в кол­хо­зе же­ле­за нет, то нуж­но об­ра­тить­ся за со­ве­том к то­ва­ри­щам Ста­ли­ну и Мо­ло­то­ву, чтобы они по­ре­ко­мен­до­ва­ли, где нам до­стать же­ле­за. Они ру­ко­во­ди­те­ли стра­ны и зна­ют, где его до­стать. И ко­гда пред­ста­ви­тель рай­о­на, ста­вив­ший во­прос о по­строй­ке зер­но­су­шил­ки, по­смот­рел удив­лен­но, я до­ба­вил: “Что тут уди­ви­тель­но­го? К ца­рю рань­ше хо­ди­ли, а по­че­му к ним нель­зя?”».
Ви­нов­ным се­бя Яков Сте­па­но­вич не при­знал. Об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние бы­ло со­став­ле­но на ос­но­ве по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей, и 11 но­яб­ря 1937 го­да он был при­го­во­рен к рас­стре­лу.
Яков Сте­па­но­вич Бла­тов был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Преподобномученик Инноке́нтий (Мазурин), иеродиакон.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ин­но­кен­тий ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Бе­рез­ки-Че­чель­ни­цы Де­мов­ской во­ло­сти Оль­го­поль­ско­го уез­да По­доль­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на По­та­пия Ма­зу­ри­на и в кре­ще­нии был на­ре­чен Иг­на­ти­ем. В 1896 го­ду Иг­на­тий по­ки­нул ро­ди­тель­ский дом и по­сту­пил в мо­на­стырь. В 1906 го­ду он был за­чис­лен по­слуш­ни­ком в Иоси­фо­во-Во­лоц­кий мо­на­стырь Мос­ков­ской гу­бер­нии; пер­вое вре­мя он про­хо­дил по­слу­ша­ние в хлеб­ной, а за­тем на кли­ро­се. 21 сен­тяб­ря 1911 го­да Иг­на­тий был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ин­но­кен­тий, а 2 де­каб­ря 1912 го­да – ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и слу­жил здесь до за­кры­тия мо­на­сты­ря в 1920 го­ду во вре­мя го­не­ний от без­бож­ных вла­стей.
С 1920-го по 1924 год иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий слу­жил в хра­ме в се­ле Зва­но­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да, с 1924-го по 1928 год – в се­ле Тур­ги­но­во, а с 1928 го­да – в Воз­не­сен­ском хра­ме в се­ле Те­ря­е­ва Сло­бо­да Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на.
В ночь с 21 на 22 фев­ра­ля 1931 го­да в се­ле воз­ник по­жар – за­го­рел­ся кол­хоз­ный са­рай с се­ном и по­ме­ще­ние кан­це­ля­рии кол­хо­за, в ко­то­ром сго­ре­ли все до­ку­мен­ты кол­хо­за. В ту же ночь по по­до­зре­нию в под­жо­ге бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ни­ки хра­ма, иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий, пса­лом­щик, цер­ков­ный сто­рож и се­ме­ро кре­стьян. Ко­гда аре­сто­ван­ных от­прав­ля­ли в во­ло­ко­лам­скую тюрь­му, их со­бра­лись про­во­жать око­ло двух­сот кре­стьян, недо­воль­ных аре­ста­ми, и осо­бен­но тем, что аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ков.
Днем в се­ле со­сто­я­лось со­бра­ние чле­нов кол­хо­за, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло во­семь­де­сят че­ло­век, вы­нес­шее по­ста­нов­ле­ние: «Об­щее со­бра­ние тре­бу­ет су­ро­вых мер на­ка­за­ния пы­та­ю­щим­ся со­рвать со­ци­а­ли­сти­че­ское стро­и­тель­ство. В от­вет на вы­лаз­ки ку­ла­че­ства об­щее со­бра­ние чле­нов кол­хо­за еще уси­лен­нее по­ве­дет борь­бу с ку­ла­ком и чуж­дым эле­мен­том в де­ревне, еще бо­лее спло­тит свои кол­хоз­ные ря­ды, еще уси­лен­нее по­ве­дет ра­бо­ту по кол­лек­ти­ви­за­ции…»
В по­сле­ду­ю­щие дни в прес­се бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на про­па­ган­дист­ская кам­па­ния и ста­ли пе­ча­тать­ся од­на за дру­гой ста­тьи, по­доб­ные та­кой: «В от­вет на вре­ди­тель­ство под­ло­го ку­ла­чья мы, чле­ны Те­ря­ев­ско­го кол­хо­за име­ни Ста­ли­на, за­яв­ля­ем, что ку­ла­чью со­рвать тем­пов кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства не удаст­ся…
Об­щее со­бра­ние чле­нов кол­хо­за по­ста­нов­ля­ет: в от­вет на под­жог уси­лить рост кол­хо­зов и но­вым при­ли­вом в кол­хо­зы на 50% про­ве­сти вто­рой боль­ше­вист­ский сев по-удар­но­му.
Об­щее со­бра­ние про­сит ре­во­лю­ци­он­ный про­ле­тар­ский суд же­сто­ко на­ка­зать ви­нов­ни­ков под­жо­га, ор­га­ни­зо­вав про­цесс в по­ка­за­тель­ном по­ряд­ке».
Пре­крас­но зная о неви­нов­но­сти свя­щен­ни­ков, иеро­ди­а­ко­на и кре­стьян в под­жо­ге, со­труд­ни­ки ОГПУ через ме­сяц от­пу­сти­ли кре­стьян на сво­бо­ду и ста­ли до­пра­ши­вать свя­щен­но­слу­жи­те­лей, но уже не за­да­ва­ли им во­про­сов о под­жо­ге, об­ви­нив их в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
Вы­зван­ный на до­прос иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий ска­зал: «Я счи­таю, что все­му свя­щен­ству Со­ю­за со­вет­ская власть яв­ля­ет­ся го­ни­те­лем и вра­гом. Свя­щен­ство при­зы­ва­ет хри­сти­ан стра­дать за Хри­ста… и тер­петь от всех нужд и го­не­ний зем­ных. Я же, на­хо­дясь при церк­ви, ко­неч­но, под­дер­жи­ваю во всем свя­щен­ство. В Свя­щен­ном Пи­са­нии ска­за­но, что каж­дый, иду­щий про­тив Хри­ста и ве­ры, есть ан­ти­христ, про­тив­ник ве­ры. И сей­час: со­вет­ская власть, ком­му­ни­сты, иду­щие про­тив ве­ры, хри­сти­ан­ства, яв­ля­ют­ся ан­ти­хри­ста­ми, про­тив­ни­ка­ми и вра­га­ми. Свя­щен­ство в на­сто­я­щее вре­мя не в си­лах по­бо­роть си­лу вра­га-ан­ти­хри­ста и толь­ко… ждет по­мо­щи… свы­ше. Кро­ме это­го, я счи­таю, что ес­ли власть и по­мо­га­ет бед­ня­кам, то из них боль­шая часть не уме­ет ра­бо­тать и не хо­чет ра­бо­тать, а по­это­му все бу­дут в про­слой­ке бед­ня­ков. И есть бед­ня­ки, ко­то­рые, несмот­ря на то, что им по­мо­га­ют… ло­ды­ри и не хо­тят ра­бо­тать. Я счи­таю, что кол­хоз… Те­ря­ев­ский с пло­хим ру­ко­вод­ством су­ще­ство­вать не мо­жет. И при­том счи­таю, что круп­ные, креп­кие от­дель­ные ма­ши­но-об­ра­ба­ты­ва­ю­щие хо­зяй­ства да­дут боль­ше про­дук­ции го­су­дар­ству, и они вы­год­нее, чем ор­га­ни­зо­ван­ный из се­ред­няц­ко-бед­няц­кой про­слой­ки кол­хоз».
По­сле окон­ча­ния след­ствия сле­до­ва­тель в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, фор­му­ли­руя, по­че­му сле­ду­ет, несмот­ря на всю без­до­ка­за­тель­ность об­ви­не­ний про­тив свя­щен­ни­ков и иеро­ди­а­ко­на, все же их осу­дить, на­пи­сал: «Кол­лек­ти­ви­за­ция по сель­со­ве­ту про­хо­ди­ла сла­бо и в обострен­ной об­ста­нов­ке в си­лу де­я­тель­но­сти дан­ной груп­пи­ров­ки. До аре­ста ука­зан­ных лиц груп­пи­ров­ки… в кол­хо­зе со­сто­я­ло 52 хо­зяй­ства, и толь­ко по­сле аре­ста по­след­них вол­на кол­лек­ти­ви­за­ции при­ня­ла ши­ро­кие раз­ме­ры. Рост кол­лек­ти­ви­за­ции уве­ли­чил­ся на 100%… Дан­ный факт ха­рак­те­ри­зу­ет, на­сколь­ко ак­тив­но про­хо­ди­ло ан­ти­со­вет­ское вли­я­ние на мас­сы со сто­ро­ны ан­ти­со­вет­ско­го эле­мен­та до его аре­ста».
28 июня 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла иеро­ди­а­ко­на Ин­но­кен­тия к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния в 1934 го­ду, он по­се­лил­ся непо­да­ле­ку от Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря и стал слу­жить в Бо­го­яв­лен­ском хра­ме в се­ле Буй­го­род Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на.
Вто­рич­но он был аре­сто­ван 8 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен сна­ча­ла в во­ло­ко­лам­скую, а за­тем Та­ган­скую тюрь­му в Москве. В ха­рак­те­ри­сти­ке, вы­дан­ной для НКВД пред­се­да­те­лем сель­со­ве­та, бы­ло на­пи­са­но, что иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий «сре­ди на­се­ле­ния устра­и­ва­ет сбо­ры средств на ре­монт церк­ви».
15 ок­тяб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Ин­но­кен­тия.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди на­се­ле­ния за­ни­ма­е­тесь неза­кон­ны­ми сбо­ра­ми средств. След­ствие пред­ла­га­ет дать по­ка­за­ния по это­му во­про­су, – по­тре­бо­вал он.
– Сред­ства с на­се­ле­ния со­би­ра­ли, но это на ре­монт церк­ви, по ука­за­нию свя­щен­ни­ка Сту­де­ни­ки­на и мо­е­му, – от­ве­тил отец Ин­но­кен­тий.
– След­ствию из­вест­но, что вы со­би­ра­ли сре­ди на­се­ле­ния под­пи­си о раз­ре­ше­нии зво­на в ко­ло­ко­ла.
– Под­пи­си у на­се­ле­ния не со­би­ра­ли.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди кол­хоз­ни­ков за­ни­ма­лись контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей. След­ствие пред­ла­га­ет дать по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся.
11 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ин­но­кен­тия к рас­стре­лу. Иеро­ди­а­кон Ин­но­кен­тий (Ма­зу­рин) был рас­стре­лян 13 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.


Жития
Писание