☀️ неподвижный годовой круг:
• 1 ноября (19 октября)
• прор. Иои́ля (800 до РХ)
• мч. Уа́ра Египетского и с ним семи учителей христианских (ок. 307)
• блж. Клеопа́тры (327) и сына ее Иоанна (320)
• сщмч. Садо́ка Персидского, и с ним 128 мчч. (342)
• перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского
• сщмчч. Александра (Никольского), Сергия (Покровского) (1937)
• Собор святых Архангельской митрополии


☦️
Пророк Иои́ль.
Пророк Иоиль про­ис­хо­дил из ко­ле­на Ру­ви­мо­ва. Пред­ска­зал за­пу­сте­ния Иеру­са­ли­ма и пре­кра­ще­ние вет­хо­за­вет­ных жерт­во­при­но­ше­ний. Он же про­ро­че­ство­вал, что при­дет вре­мя, ко­гда на вся­кую плоть бу­дет из­ли­вать­ся Свя­той Дух по ве­ре в Иису­са Хри­ста, Спа­си­те­ля ми­ра. На­пи­сал кни­гу про­ро­честв.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/916

☦️
Мученик Уа́р Египетский.
Свя­той му­че­ник Уар и семь учи­те­лей хри­сти­ан­ских, жи­ли в Егип­те в пе­ри­од осо­бых го­не­ний на хри­сти­ан (ко­нец III – на­ча­ло IV ве­ка). Уар был во­е­на­чаль­ни­ком и тай­ным хри­сти­а­ни­ном. Он ока­зы­вал по­мощь мно­гим го­ни­мым и за­клю­чен­ным хри­сти­а­нам. По­се­щая но­чью тюрь­мы, он при­но­сил уз­ни­кам пи­щу, пе­ре­вя­зы­вал ра­ны, обод­рял.
Од­на­жды он це­лую ночь бе­се­до­вал с се­мью осуж­ден­ны­ми на смерть хри­сти­ан­ски­ми учи­те­ля­ми, ко­то­рых пе­ред тем из­би­ва­ли и дер­жа­ли го­лод­ны­ми. Утром, ко­гда осуж­ден­ных по­ве­ли на казнь, Уар по­шел вме­сте с ни­ми. Су­дья, ви­дя осо­бую твер­дость ве­ры Уа­ра, при­ка­зал пре­дать его же­сто­ким из­би­е­ни­ям, во вре­мя ко­то­рых свя­той му­че­ник скон­чал­ся. За­тем бы­ли усе­че­ны хри­сти­ан­ские учи­те­ли. Это бы­ло в 307 г.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/917

☦️
Блаженные Клеопа́тра и сын ее Иоа́нн.
Бла­жен­ная Клео­пат­ра про­ис­хо­ди­ла из се­ле­ния Ед­ра близ го­ры Фа­вор в Па­ле­стине. Она бы­ла совре­мен­ни­цей свя­то­го му­че­ни­ка Уа­ра и ви­де­ла его доб­ро­воль­ные му­че­ния. По­сле каз­ни бла­жен­ная пе­ре­вез­ла те­ло свя­то­го му­че­ни­ка на свою ро­ди­ну и с по­че­стя­ми по­хо­ро­ни­ла его. У Клео­пат­ры был един­ствен­ный лю­би­мый сын Иоанн, по­лу­чив­ший по­чет­ную офи­цер­скую долж­ность. К ве­ли­кой скор­би ма­те­ри, Иоанн ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся. Клео­пат­ра с горь­ки­ми ры­да­ни­я­ми об­ра­ти­лась к мо­щам свя­то­го му­че­ни­ка Уа­ра, мо­ля его о вос­кре­ше­нии сы­на.
Ко­гда Клео­пат­ре во сне пред­ста­ли Уар и ее сын Иоанн, бли­ста­ю­щие свет­лы­ми одеж­да­ми с вен­ца­ми на го­ло­вах, она по­ня­ла, что Гос­подь при­нял ее сы­на в небес­ное во­ин­ство, и уте­ши­лась. По­сле это­го бла­жен­ная Клео­пат­ра ста­ла жить при хра­ме, воз­двиг­ну­том ею над мо­ща­ми свя­то­го му­че­ни­ка Уа­ра и ее сы­на Иоан­на, ста­ра­ясь снис­кать бла­го­дать Бо­жию доб­ры­ми де­ла­ми. Она раз­да­ла име­ние ни­щим и про­во­ди­ла вре­мя в мо­лит­ве и по­сте. Через семь лет пра­вед­ной жиз­ни бла­жен­ная пре­ста­ви­лась (ок. 327).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/917

☦️
Священномученик Садо́к Персидский епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Са­док, епи­скоп Пер­сид­ский, и с ним 128 му­че­ни­ков по­стра­да­ли в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре II. Свя­той Са­док был пре­ем­ни­ком свя­щен­но­му­че­ни­ка Си­мео­на (па­мять 17 ап­ре­ля). Од­на­жды он уви­дел сон, в ко­то­ром свя­той Си­ме­он пре­ду­пре­ждал его о пред­сто­я­щей ему му­че­ни­че­ской смер­ти. Стоя в ве­ли­кой сла­ве на вер­шине лест­ни­цы, ка­сав­шей­ся небес, свя­ти­тель Си­ме­он ска­зал: «Взой­ди ко мне, Са­док, и не бой­ся – я вче­ра взо­шел, а ты взой­ди се­го­дня». Вско­ре царь Са­пор, воз­двиг­ший го­не­ние на хри­сти­ан, по­ве­лел взять свя­то­го Са­до­ка вме­сте с его кли­ром и паст­вой. Все­го бы­ло схва­че­но 128 че­ло­век, в их чис­ле 9 дев. Они бы­ли бро­ше­ны в тем­ни­цу, где в про­дол­же­ние пя­ти ме­ся­цев их же­сто­ко ис­тя­за­ли, при­нуж­дая от­речь­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры и по­кло­нить­ся солн­цу и ог­ню. Свя­тые му­че­ни­ки бес­тре­пет­но от­ве­ча­ли: «Мы – хри­сти­ане и по­кло­ня­ем­ся Еди­но­му Бо­гу». Они бы­ли осуж­де­ны на усе­че­ние ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/174

☦️
Перенесение мощей прп. Иоа́нна Рыльского.
Пре­по­доб­ный Иоанн Рыль­ский – ве­ли­кий ду­хо­нос­ный по­движ­ник Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и небес­ный по­кро­ви­тель бол­гар­ско­го на­ро­да, ро­дил­ся ок. 876 – 880 гг. в се­ле Скри­но Сре­дец­кой об­ла­сти (древ­ний Сре­дец – ныне Со­фия). Ра­но остав­шись си­ро­той, маль­чик ушел пас­ту­хом в чу­жие лю­ди. Од­на­жды бо­гач из­бил его за то, что по­те­ря­лись ко­ро­ва с те­лен­ком. Маль­чик дол­го пла­кал и мо­лил­ся, чтобы Бог по­мог ему. Ко­гда он на­шел ко­ро­ву с те­лен­ком, то в ре­ке Стру­ме силь­но под­ня­лась во­да. Юный пас­тух по­мо­лил­ся, по­ло­жил на во­ду свою верх­нюю одеж­ду, на­чер­тал на ней крест, взял на ру­ки те­лен­ка и про­шел с ним, как по­су­ху, на дру­гой бе­рег ре­ки, где уже на­хо­ди­лась ко­ро­ва. Бо­гач, спря­тав­ший­ся в ле­су, ужас­нул­ся, ви­дя это чу­до, и, щед­ро на­гра­див маль­чи­ка, от­пу­стил его из сво­е­го до­ма. Раз­дав иму­ще­ство, маль­чик ушел из род­но­го се­ла. Где и ко­гда свя­той при­нял ино­че­ский по­стриг, оста­лось неиз­вест­ным. Пер­во­на­чаль­но он под­ви­зал­ся на вы­со­кой и го­лой го­ре, пи­та­ясь лишь ди­ки­ми рас­те­ни­я­ми. Хи­жи­на его бы­ла из хво­ро­ста. Спу­стя недол­гое вре­мя раз­бой­ни­ки на­па­ли на него но­чью и, из­бив, про­гна­ли от­ту­да. То­гда он на­шел глу­бо­кую пе­ще­ру и по­се­лил­ся в ней. Там же вско­ре по­се­лил­ся и его пле­мян­ник свя­той Лу­ка. Ме­сто бы­ло столь без­люд­ное, что пре­по­доб­ный Иоанн счел сна­ча­ла по­яв­ле­ние Лу­ки за бе­сов­скую кознь, но, узнав, что юно­ша ищет ду­шев­но­го спа­се­ния, с лю­бо­вью при­нял его. Недол­го, од­на­ко, им при­шлось жить вме­сте: брат пре­по­доб­но­го Иоан­на на­шел по­движ­ни­ков и си­лой за­брал сы­на. По до­ро­ге до­мой юно­ша умер от уку­са змеи. Рас­ка­яв­шись, брат про­сил про­ще­ния у пре­по­доб­но­го. Пу­стын­ник ча­сто хо­дил по­том на мо­ги­лу пра­вед­но­го юно­ши; там бы­ло его лю­би­мое ме­сто от­ды­ха. Две­на­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный в ди­кой пе­ще­ре, а за­тем пе­ре­шел в Рыль­скую пу­сты­ню и по­се­лил­ся в дуп­ле де­ре­ва. Он мно­го по­стил­ся, мо­лил­ся и по­сто­ян­но пла­кал; пи­тал­ся толь­ко тра­вой. Ви­дя та­кое тер­пе­ние, Бог про­из­рас­тил пре­по­доб­но­му бо­бы, ко­то­ры­ми он пи­тал­ся дол­гое вре­мя. Эти-то бо­бы и сде­ла­ли его по­дви­ги из­вест­ны­ми лю­дям. Од­на­жды ста­до овец от вне­зап­но­го стра­ха бе­жа­ло по гор­ным стрем­ни­нам, по­ка не оста­но­ви­лось у ме­ста, где жил пре­по­доб­ный. Пас­ту­хи, сле­до­вав­шие за ста­дом, с изум­ле­ни­ем уви­де­ли от­шель­ни­ка, ко­то­рый лас­ко­во уго­щал их: «Вы при­шли сю­да го­лод­ные – рви­те се­бе бо­бы мои и ешь­те». Все ели и на­сы­ти­лись. Один же на­пря­тал се­бе мно­го бо­бов и в за­пас. По до­ро­ге до­мой он пред­ло­жил их то­ва­ри­щам, но в укра­ден­ных струч­ках не ока­за­лось ни зер­ныш­ка. Пас­ту­хи во­ро­ти­лись с рас­ка­я­ни­ем, и ста­рец про­стил, ска­зав с улыб­кой: «Ви­ди­те, де­ти, эти пло­ды на­зна­че­ны Бо­гом для про­пи­та­ния пу­стын­но­го». С тех пор ста­ли при­во­дить к пре­по­доб­но­му боль­ных и одер­жи­мых нечи­стым ду­хом, ко­то­рых он ис­це­лял мо­лит­вой. Из­бе­гая из­вест­но­сти, по­движ­ник ушел из лю­би­мо­го дуп­ла и по­се­лил­ся на вы­со­кой и труд­но­до­ступ­ной ска­ле, где 7 лет про­вел под от­кры­тым небом. Слух о ве­ли­ком пу­стын­ни­ке до­шел до бол­гар­ско­го ца­ря Пет­ра (927–969), ко­то­рый же­лал ви­деть­ся с ним; но пре­по­доб­ный Иоанн, на­пи­сав пись­мо, от­кло­нил сви­да­ние по сми­ре­нию. Поз­же пу­стын­ник при­нял под свое окорм­ле­ние ино­ков, ко­то­рые устро­и­ли мо­на­стырь с хра­мом в пе­ще­ре, где преж­де жил пре­по­доб­ный Иоанн. Он муд­ро пас свое ста­до и скон­чал­ся 18 ав­гу­ста 946 го­да на 70-м го­ду жиз­ни.

За 5 лет до кон­чи­ны он на­пи­сал сво­ей ру­кой «За­вет к уче­ни­кам», од­но из луч­ших тво­ре­ний ста­ро­бо­лгар­ской пись­мен­но­сти. Свя­тая жизнь по­движ­ни­ка и зна­ме­ния ми­ло­сти Бо­жи­ей по его мо­лит­вам бы­ли са­мой луч­шей про­по­ве­дью хри­сти­ан­ской ве­ры в но­во­кре­ще­ной Бол­гар­ской зем­ле. В тре­вож­ное вре­мя борь­бы Бол­га­рии с Ви­зан­ти­ей, при за­пад­но­бо­лгар­ском ца­ре Са­му­и­ле (976–1014), пре­по­доб­ный Иоанн Рыль­ский явил­ся уче­ни­кам, по­веле­вая пе­ре­не­сти его мо­щи в Сре­дец (Со­фию), ку­да скрыл­ся пат­ри­арх Бол­гар­ский Да­ми­ан (927–972). Пред­по­ла­га­ют, что пе­ре­не­се­ние мо­щей бы­ло в 980 г. Немно­го позд­нее пра­вая ру­ка пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го бы­ла пе­ре­не­се­на на Русь (пред­по­ло­жи­тель­но в го­род Рыльск, в ко­то­ром бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го с при­де­лом, по­свя­щен­ным му­че­ни­кам Фло­ру и Лав­ру, в день па­мя­ти ко­то­рых – 18 ав­гу­ста – он скон­чал­ся). Имя пре­по­доб­но­го Иоан­на с глу­бо­кой древ­но­сти бы­ло из­вест­но и лю­би­мо рус­ски­ми людь­ми. Имен­но в рус­ских ис­точ­ни­ках (Ми­нея на ав­густ ХII в., Ма­зу­рин­ский ле­то­пи­сец) со­хра­ни­лась да­та кон­чи­ны пре­по­доб­но­го. В 1183 го­ду вен­гер­ский ко­роль Бел­ла II (1174–1196) во вре­мя по­хо­да на гре­ков взял вме­сте с дру­ги­ми дра­го­цен­но­стя­ми Сред­ца (Со­фии) ков­чег с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Иоан­на и пе­ре­нес в г. Остер­гом. В 1187 го­ду, укра­сив ков­чег, он ото­слал свя­тые мо­щи на­зад с ве­ли­кой че­стью. 19 ок­тяб­ря 1238 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Иоан­на бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в но­вую сто­ли­цу – Тыр­но­во и по­ло­же­ны в хра­ме во имя свя­то­го. 1 июля 1469 г. свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го бы­ли воз­вра­ще­ны в Рыль­ский мо­на­стырь, где они по­чи­ва­ют до ны­неш­не­го дня, по­да­вая бла­го­дат­ную по­мощь всем ве­ру­ю­щим.

Из главы «Жи­вой и ныне св. Иоанн Рыль­ский»:
<..> Од­на­жды я ехал из Рыль­ско­го мо­на­сты­ря в Со­фию. В ку­пе, где я си­дел, бы­ло мно­го са­мых раз­ных пас­са­жи­ров: на­про­тив ме­ня си­де­ла сту­дент­ка хи­ми­че­ско­го фа­куль­те­та, ря­дом с ней ехал ка­кой-то тор­го­вец, даль­ше – во­ен­ный, ря­дом со мной – адво­кат, воз­ле него несколь­ко жен­щин, в даль­нем уг­лу – кре­стья­нин в про­стой одеж­де.
На­чал­ся раз­го­вор.
– Ба­тюш­ка, от­ку­да еде­те?
– Из Рыль­ско­го мо­на­сты­ря, – от­ве­тил я.
– Как кра­си­ва при­ро­да в Рыль­ском мо­на­сты­ре! – вста­ви­ла сту­дент­ка.
– Да, дей­стви­тель­но при­ро­да там оча­ро­ва­тель­на, – со­гла­сил­ся я. – Но из­вест­но ли вам, что са­мое цен­ное там не при­ро­да, а свя­ты­ня – Рыль­ский мо­на­стырь и мо­щи св. Иоан­на Рыль­ско­го, ко­то­рые и по­ныне тво­рят чу­де­са?
– Ха, чу­де­са! – воз­ра­зи­ла сту­дент­ка. – Раз­ве мож­но се­го­дня го­во­рить о чу­де­сах? Ведь на­у­ка до­ка­за­ла, что чу­дес нет! Толь­ко про­стые лю­ди, ко­то­рые не зна­ют, как мож­но объ­яс­нить неко­то­рые яв­ле­ния, ве­рят в чу­де­са.
Пас­са­жи­ры во­круг слу­ша­ли с боль­шим вни­ма­ни­ем наш раз­го­вор.
Я объ­яс­нил, что ни од­на на­у­ка не опро­верг­ла чу­де­са, что бы­ва­ют от­дель­ные уче­ные, ко­то­рые в чу­де­са не ве­рят, но их лич­ное мне­ние не обя­за­тель­но ни для ко­го, так как су­ще­ству­ет на­мно­го боль­ше и бо­лее ве­ли­ких уче­ных, ко­то­рые глу­бо­ко ве­рят в Бо­га и в чу­де­са. И по­том стал рас­ска­зы­вать о кон­крет­ных вне­зап­ных чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях в Рыль­ском мо­на­сты­ре пе­ред мо­ща­ми св. Иоан­на.
Все слу­ша­ли и как-то недо­вер­чи­во ка­ча­ли го­ло­вой. А сту­дент­ка пы­та­лась каж­дый от­дель­ный слу­чай чу­дес­но­го ис­це­ле­ния объ­яс­нить на­уч­но, от­вер­гая чу­до. То­гда я ска­зал:
– Ну, раз вы ни во что не ве­ри­те, по­пы­тай­тесь объ­яс­нить мне на­уч­но сле­ду­ю­щее чу­до, на­при­мер: в 1925 г. в мо­на­стыр­ском ле­су на Бри­че­бо­ре вспых­нул по­жар. Это бы­ло в ав­гу­сте, ко­гда по­го­да в мо­на­сты­ре обыч­но бы­ва­ет та­кой жар­кой, что рас­ка­лен­ные солн­цем смо­ли­стые сос­ны по­хо­жи на по­рох, ко­то­рый толь­ко и ждет од­ну лишь ис­кор­ку ог­ня, чтобы вос­пла­ме­нить­ся. Небо в день по­жа­ра, по сви­де­тель­ству мо­на­хов-оче­вид­цев, бы­ло со­всем без­об­лач­ным. Дул несиль­ный ве­те­рок, ко­то­рый, к несча­стью, лишь раз­но­сил все даль­ше и даль­ше ог­нен­ную сти­хию. В ко­рот­кое вре­мя за­го­рел­ся весь лес. По­жар охва­тил огром­ную пло­щадь в несколь­ких сот де­ка­ров (ме­ра зе­мель­ной пло­ща­ди в Бол­га­рии, рав­ная 1000 кв. м. – Прим. пер.). Бри­че­бор­ский склон до­воль­но кру­той. Го­ря­щие го­лов­ни ста­ли па­дать вниз и при­бли­жа­ли огонь к мо­на­сты­рю.
Тол­стые ка­мен­ные сте­ны ста­ли рас­ка­лять­ся от ог­ня. Дым огром­ной ту­чей под­нял­ся вы­со­ко в небе­са. Па­лом­ни­ки, быв­шие в это вре­мя в мо­на­сты­ре, ис­пу­га­лись и быст­ро ста­ли его по­ки­дать. Мо­на­хи в от­ча­я­нии ме­та­лись во все сто­ро­ны и не зна­ли, что пред­при­нять. Игу­мен сроч­но по­зво­нил по те­ле­фо­ну и по­тре­бо­вал по­мо­щи из Дуп­ни­цы и Са­мо­ко­ва (близ­ле­жа­щие го­ро­да – Прим. пер.). Бы­ло обе­ща­но по­слать сра­зу во­ен­ные ча­сти. Но, по­ка они до­би­ра­лись, по­жар всe боль­ше и боль­ше уси­ли­вал­ся. Огром­ные ог­нен­ные язы­ки ли­за­ли де­ре­вья, и ог­нен­ный змий по­гло­щал их. Что же де­лать? По­мо­щи нет ни­от­ку­да.
На­ко­нец, неко­то­рые из мо­на­хов до­га­да­лись: «До­ста­нем чу­до­твор­ную ико­ну Св. Бо­го­ро­ди­цы Осе­но­ви­ца, от­слу­жим мо­ле­бен с про­ше­ни­ем о до­жде! По­мо­лим­ся св. Иоан­ну! Мо­жет, про­изой­дет чу­до!»
И дей­стви­тель­но – вы­нес­ли во двор пе­ред цер­ко­вью чу­до­твор­ную ико­ну Св. Бо­го­ро­ди­цы, по­да­рен­ную мо­на­сты­рю, по пре­да­нию, гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Ма­ну­и­лом Ком­ни­ным в 12 ве­ке. Со­бра­лись мо­на­хи во­круг нее и ста­ли мо­лить­ся так, как мо­жет че­ло­век мо­лить­ся в край­ней нуж­де. Не про­шло и по­лу­ча­са, как по­ка­за­лась ту­ча со сто­ро­ны де­рев­ни Ри­ла, на­вис­ла над Бри­че­бо­ром и ста­ла рас­ти все боль­ше и боль­ше. Еще мо­лит­ва не за­тих­ла на устах мо­на­хов, как круп­ный дождь по­лил над мо­на­сты­рем и по­жа­ром. За час огонь был по­ту­шен. Ко­неч­но, несколь­ко дней спу­стя все еще тле­ли го­лов­ни и пни, но пла­мя боль­ше не рас­про­стра­ня­лось. Са­мое уди­ви­тель­ное в этом слу­чае бы­ло то, что, как рас­ска­зы­ва­ют оче­вид­цы, по­ка дождь лил как из вед­ра над Бри­че­бо­ром, ни­ка­ких осад­ков не бы­ло над со­сед­ни­ми вер­ши­на­ми. Дождь шел лишь там, где он был крайне необ­хо­дим.
– Что вы ска­же­те об этом чу­де? – об­ра­тил­ся я к сту­дент­ке. – Как вы его объ­яс­ни­те на­уч­но?
– По­че­му непре­мен­но нуж­но до­пу­стить, что это чу­до? – воз­ра­зи­ла она. – Ес­ли нам из­вест­ны все об­сто­я­тель­ства в по­дроб­но­стях и все на­уч­ные за­ко­ны, мы уви­дим, что все про­ис­хо­дит есте­ствен­ным пу­тем.
Я ви­дел, что мои рас­ска­зы о чу­де­сах не поль­зу­ют­ся успе­хом сре­ди этой ма­ло­вер­ной пуб­ли­ки, и за­мол­чал.
В это вре­мя ко мне при­бли­зил­ся кре­стья­нин в про­стой одеж­де, ко­то­рый си­дел в даль­нем уг­лу ку­пе, и ска­зал:
– Ба­тюш­ка, бы­ва­ют чу­де­са! Я сам в этом удо­сто­ве­рил­ся! Ты рас­ска­зы­ва­ешь то, что слы­шал от дру­гих. Поз­воль мне рас­ска­зать то, что я лич­но пе­ре­жил в Рыль­ском мо­на­сты­ре.
Взо­ры всех в ку­пе об­ра­ти­лись к кре­стья­ни­ну. Раз­го­вор стал до­воль­но ин­те­рес­ным. Кре­стья­нин на­чал:
– Я ро­дом из Са­мо­ков­ских де­ре­вень. Же­нат. Ро­дил­ся у нас маль­чик. Ему ис­пол­ни­лось 3 го­да. Рос он, ел, го­во­рил, как и все осталь­ные де­ти. Но не мог хо­дить. Что эта бы­ла за бо­лезнь, ни­кто не знал. Нож­ки у него бы­ли как буд­то ре­зи­но­вы­ми. Не мог встать на них. Все вре­мя ле­жал в кро­ват­ке. Под­кла­ды­ва­ли ему по­душ­ки, чтобы он на них ле­жал при­под­няв­шись, так как бу­дучи рас­слаб­лен­ным, он не мог да­же и си­деть. К ка­ким толь­ко вра­чам его ни во­ди­ли. Ка­ких толь­ко ле­карств ему ни да­ва­ли. Ни­что не по­мо­га­ло. Я ду­мал, что мой ре­бе­нок на всю жизнь оста­нет­ся ин­ва­ли­дом. Как у от­ца, по­яв­ля­лось у ме­ня же­ла­ние, стыд­но го­во­рить, но ис­по­ве­даю вам его, чтобы вы уви­де­ли, до ка­ко­го от­ча­я­ния я до­хо­дил – же­лал я, чтобы мой ре­бе­нок ка­ким-то об­ра­зом скон­чал­ся, чтобы не му­чил­ся всю жизнь.
Ко­гда я вко­нец от­ча­ял­ся, при­шел од­на­жды ко мне мой близ­кий че­ло­век и го­во­рит:
– А по­че­му вы его не по­ве­зе­те в Рыль­ский мо­на­стырь? Св. Иоанн его вы­ле­чит. Он мне по­мог вот та­ким об­ра­зом. И на­шим со­се­дям по­мог. Спро­си­те у них!
За­жег­ся у ме­ня огонь ве­ры, и я ска­зал жене:
– По­едем в Рыль­ский мо­на­стырь.
Мы за­пряг­ли те­ле­гу и по­еха­ли. Как раз на Пас­ху при­е­ха­ли в мо­на­стырь. Все бо­го­моль­цы сто­я­ли в церк­ви с за­жжен­ны­ми све­ча­ми. Мо­на­хи так хо­ро­шо пе­ли – как Ан­ге­лы. Я по­ло­жил ре­бен­ка на по­ло­вик меж­ду по­душ­ка­ми ря­дом с ра­кой с мо­ща­ми св. Иоан­на и ска­зал ему:
– Си­ди здесь и не плачь. Мы с ма­те­рью бу­дем ря­дом. Ес­ли кто-то спро­сит те­бя: «Что ты здесь де­ла­ешь?» – от­веть ему: «Па­па ска­зал мне быть ря­дом с этим де­душ­кой!» И я ука­зал паль­цем на мо­щи св. Иоан­на. «Здесь, – ска­зал я ему, – св. Иоанн Рыль­ский».
Ре­бе­нок все вре­мя си­дел смир­но. Ни ра­зу не за­пла­кал. Служ­ба кон­чи­лась. Бо­го­моль­цы разо­шлись. И мо­на­хи вы­шли из церк­ви. Остал­ся лишь тот, кто ту­шит све­чи. Я сто­ял в сто­рон­ке и ждал, что бу­дет. Же­на пла­ка­ла на од­ном из сту­льев, ви­дя, что и здесь мы не по­лу­ча­ем по­мо­щи.
Вдруг ре­бе­нок про­тя­нул руч­ки и схва­тил­ся за по­кры­ва­ло, спус­ка­ю­ще­е­ся над ра­кой с мо­ща­ми св. Иоан­на. По­про­бо­вал бы­ло под­нять­ся, но бес­силь­но опу­стил­ся на по­душ­ки. Же­на ста­ла еще усерд­нее пла­кать и мо­лить­ся. А ре­бе­нок сно­ва ухва­тил­ся за по­кры­ва­ло и вдруг, впер­вые в жиз­ни, под­нял­ся на нож­ки, по­кач­нул­ся, буд­то вот-вот упа­дет, но удер­жал­ся на но­гах, упер­шись о ра­ку св. Иоан­на. Мать, уви­дев это, обе­зу­мев­ши от ра­до­сти, ки­ну­лась к нему:
– Де­точ­ка моя, что слу­чи­лось! – и об­ня­ла его, за­лив­шись сле­за­ми.
– По­стой, по­стой! – ска­зал мо­нах, ту­шив­ший све­чи. – Св. Иоанн ис­це­лил его!
И взял его за од­ну руч­ку, а дру­гую по­дал мне. Мы по­ве­ли его по глад­ко­му мра­мор­но­му по­лу церк­ви. Ре­бе­нок по­шел. С это­го дня он окреп и боль­ше не ле­жал. С тех пор про­шло несколь­ко лет. Сей­час он пас­ту­шо­нок и бе­га­ет за ов­ца­ми.
Так окон­чил свой рас­сказ про­стой кре­стья­нин. Все в ку­пе опу­сти­ли го­ло­вы и за­ду­ма­лись, нет ли на са­мом де­ле ка­кой-то сверхъ­есте­ствен­ной си­лы, ко­то­рая по­мо­га­ет ве­ру­ю­щим…

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-rylskij

☦️
Священномученик Алекса́ндр Никольский пресвитер.
8 сен­тяб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­но­слу­жи­те­ли и пра­во­слав­ные ми­ряне Га­гин­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти, все­го де­сять че­ло­век. Ни­кто из аре­сто­ван­ных не при­знал се­бя ви­нов­ным. Их об­ви­ня­ли в том, что они 6 июля ор­га­ни­зо­ва­ли тор­же­ствен­ную служ­бу, в ко­то­рой участ­во­ва­ло че­ты­ре свя­щен­ни­ка и мно­же­ство ве­ру­ю­щих. И хо­тя по­сле служ­бы про­по­ве­ди на по­ли­ти­че­скую те­му про­из­не­се­но не бы­ло, са­мой цер­ков­ной служ­бе бы­ло при­да­но зна­че­ние ан­ти­го­судар­ствен­но­го ме­ро­при­я­тия, по­то­му что она от­ры­ва­ла кре­стьян от ра­бо­ты в кол­хо­зе. 17 сен­тяб­ря 1937 го­да во­семь че­ло­век бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу и рас­стре­ля­ны. Их име­на со­хра­ни­лись в след­ствен­ных де­лах: свя­щен­ник Иоанн Дмит­ри­е­вич Ро­маш­кин (ро­дил­ся в 1891 го­ду в кре­стьян­ской се­мье, пер­вый раз аре­сто­ван в 1928 го­ду и при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки; слу­жил в се­ле Суб­бо­ти­но); свя­щен­ник се­ла Со­роч­ки Петр Ива­но­вич Ле­бе­дин­ский (ро­дил­ся в 1881 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка, в 1935 го­ду за про­по­ве­ди был при­го­во­рен к двум го­дам ссыл­ки); свя­щен­ник се­ла Юс­у­по­во Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич Хво­щев (ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка); свя­щен­ник се­ла Па­но­ва-Оса­но­ва Алек­сандр Се­ме­но­вич Ни­коль­ский (ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка); кре­стьяне се­ла По­кров Алек­сандр Ива­но­вич Бло­хин (1879 го­да рож­де­ния, из кре­стьян), Петр Ва­си­лье­вич Лон­сков (кре­стья­нин, ро­дил­ся в 1881 го­ду), Сте­фан Се­ме­но­вич Ми­тю­шин (кре­стья­нин, ро­дил­ся в 1874 го­ду) и Ва­си­лий Ки­ре­евич Ежов (ро­дил­ся в 1867 го­ду в се­ле По­кров Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. В 1930 го­ду он был аре­сто­ван за неупла­ту на­ло­гов и при­го­во­рен к 5 го­дам ИТЛ).

☦️
Священномученик Се́ргий Покровский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря 1880 го­да в се­ле Бу­ри­но Та­рус­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая По­кров­ско­го. В 1901 го­ду Сер­гей по­сту­пил в Ка­луж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. <..> Сре­ди уча­щих­ся бы­ли весь­ма по­пуляр­ны круж­ки, по боль­шей ча­сти со­ци­а­ли­сти­че­ской на­прав­лен­но­сти. В од­ном из та­ких круж­ков со­сто­ял и Сер­гей По­кров­ский. Сту­ден­ты про­во­ди­ли тай­ные со­бра­ния в ле­су, в пив­ных и на част­ных квар­ти­рах. Эти круж­ки су­ще­ство­ва­ли во все вре­мя обу­че­ния Сер­гея в се­ми­на­рии.
В 1904 го­ду Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич окон­чил Ка­луж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем в де­рев­ню Ко­ре­не­во Жизд­рин­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии. Во вре­мя лет­них ка­ни­кул в 1905 го­ду он за­ехал вме­сте со сво­им то­ва­ри­щем учи­те­лем в Ка­лу­гу к его дво­ю­род­но­му бра­ту, ко­то­рый пред­ло­жил им всту­пить в пар­тию эсе­ров и при­гла­сил на со­бра­ние чле­нов этой пар­тии. …
В 1907 го­ду Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ка­сья­но­во Ко­зель­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии. Ру­ко­во­ди­те­ли пар­тий­ной ячей­ки в Ка­лу­ге по­счи­та­ли очень удач­ным для се­бя, что свя­щен­ник бу­дет про­во­дить сре­ди кре­стьян их идеи, но отец Сер­гий, став свя­щен­ни­ком, уже по-дру­го­му смот­рел на то, в чем за­клю­ча­ет­ся бла­го для на­ро­да и в ка­ком слу­же­нии и про­све­ще­нии на­род нуж­да­ет­ся. В 1908 го­ду он вы­шел из пар­тии и всю даль­ней­шую жизнь по­свя­тил слу­же­нию Бо­гу и пастве.
Вско­ре он был пе­ре­ве­ден в храм в се­ло Ни­кит­ское Медын­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Сво­им без­за­вет­ным слу­же­ни­ем он за­во­е­вал боль­шой ав­то­ри­тет сре­ди при­хо­жан, к нему по­сто­ян­но шли лю­ди за по­мо­щью и со­ве­том. Он ни­ко­гда ни­ко­му не от­ка­зы­вал. В лю­бую по­го­ду и в лю­бое вре­мя су­ток он по их прось­бе шел ис­пол­нять тре­бы. Он ча­сто слу­жил и все­гда за служ­ба­ми про­по­ве­до­вал. Ко­гда на­ча­лись го­не­ния от без­бож­ной вла­сти на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, от­ца Сер­гия ста­ли при­нуж­дать, угро­жая ре­прес­си­я­ми, от­ка­зать­ся от са­на, вза­мен обе­щая со­хра­нить жизнь. Но ни угроз про­то­и­е­рей Сер­гий не ис­пу­гал­ся, ни на уве­ще­ва­ния не со­гла­сил­ся.
15 ав­гу­ста 1937 го­да про­то­и­е­рей Сер­гий был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Медынь. Ува­же­ние и лю­бовь к свя­щен­ни­ку сре­ди при­хо­жан бы­ли на­столь­ко ве­ли­ки, что ни по­сле аре­ста свя­щен­ни­ка, ни по­сле его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны они не оста­ви­ли без по­мо­щи его де­тей-си­рот. Они по­мо­га­ли им всем, чем мог­ли, за­ча­стую де­ли­лись по­след­ним кус­ком хле­ба. Несмот­ря на опас­ность быть об­ви­нен­ны­ми в со­чув­ствии к «вра­гу», они при­но­си­ли про­дук­ты, ча­ще все­го но­чью, тай­ком.
– Вы со­сто­я­ли тай­ным аген­том и по­то­му не бы­ли от­да­ны под суд за свою ре­во­лю­ци­он­ную в то вре­мя ра­бо­ту. При­зна­е­те ли вы это? – спро­сил от­ца Сер­гия сле­до­ва­тель.
– Это я от­ри­цаю. Ни­где и ни­ко­гда я не со­сто­ял тай­ным аген­том. Не был я от­дан под суд бла­го­да­ря за­щи­те сво­е­го школь­но­го то­ва­ри­ща, сы­на при­ста­ва.
– След­стви­ем так­же уста­нов­ле­но, что вы с контр­ре­во­лю­ци­он­ной це­лью ор­га­ни­зо­ва­ли во­круг се­бя ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ных лиц из слу­жи­те­лей ре­ли­ги­оз­но­го куль­та и быв­ших мо­на­шек, через ко­их про­во­ди­те свою контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Это я так­же от­ри­цаю. В цер­ков­ной сто­рож­ке при церк­ви, где я слу­жу, дей­стви­тель­но про­жи­ва­ет мо­на­хи­ня Ана­ста­сия Ива­но­ва и еще од­на боль­ная при­па­доч­ная из де­рев­ни Ко­рыт­цо­во Алек­сандра Алек­сан­дров­на, фа­ми­лии ее я не пом­ню. Кро­ме то­го, со мной слу­жит диа­кон Ни­ко­лай Ива­но­вич Про­зо­ров­ский. Ни­ка­ких ука­за­ний о про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты я им не да­вал, и они ее, на­сколь­ко мне из­вест­но, не про­во­дят.
До­про­сы про­дол­жи­лись через две неде­ли, и сле­до­ва­те­ли к то­му вре­ме­ни за­пас­лись до­пол­ни­тель­ны­ми по­ка­за­ни­я­ми лже­сви­де­те­лей.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы во вре­мя Медын­ско­го контр­ре­во­лю­ци­он­но­го вос­ста­ния в 1918 го­ду при­ни­ма­ли ак­тив­ное в нем уча­стие, про­во­жая по­встан­цев в на­ступ­ле­ние с кре­стом, а в ав­гу­сте 1918 го­да раз­ре­ши­ли зво­нить в на­бат для со­зы­ва граж­дан. При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в этом?
– Это я от­ри­цаю. Ни­ка­ко­го уча­стия в Медын­ском контр­ре­во­лю­ци­он­ном вос­ста­нии я не при­ни­мал и по­встан­цев не про­во­жал с кре­стом, хо­тя и про­жи­вал в это вре­мя до­ма в се­ле Ни­кит­ское. В ав­гу­сте 1918 го­да во вре­мя мо­е­го от­сут­ствия, ко­гда я был на по­ко­се, дей­стви­тель­но зво­ни­ли в на­бат с ко­ло­коль­ни церк­ви се­ла Ни­кит­ско­го, где я в то вре­мя слу­жил, для со­зы­ва граж­дан, но я к это­му ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не имел.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы, хо­дя с мо­леб­на­ми по до­мам граж­дан, от­ка­зы­ва­лись слу­жить в тех до­мах, где име­лись порт­ре­ты во­ждей ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства, соб­ствен­но­руч­но сни­мая их. При­зна­е­те ли вы это?
– Это я так­же ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цаю. Ни в од­ном из до­мов я ни­ко­гда не сни­мал порт­ре­тов во­ждей и ни­че­го не го­во­рил о сня­тии их.
– В бе­се­дах с граж­да­на­ми вы про­во­ди­ли ан­ти­кол­хоз­ную аги­та­цию, на­зы­вая кол­хоз­ное стро­и­тель­ство «ка­рой Гос­под­ней». Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Это­го я не под­твер­ждаю. Ни­ко­гда и ни­ка­кой ан­ти­кол­хоз­ной аги­та­ции я не про­во­дил.
– След­стви­ем так­же уста­нов­ле­но, что вы, про­во­дя си­сте­ма­ти­че­ски контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, в бе­се­дах с граж­да­на­ми вос­хва­ля­ли Гит­ле­ра и фа­шист­скую Гер­ма­нию, про­во­ди­ли по­ра­жен­че­скую аги­та­цию. При­зна­е­те ли вы это?
– Это­го я так­же не при­знаю. Ни­ко­гда и ни­где я ни с кем не раз­го­ва­ри­вал о Гит­ле­ре и о его уче­нии, так как я его не знаю. Ни­ка­кой по­ра­жен­че­ской аги­та­ции я так­же не про­во­дил.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны. 20 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Сер­гий По­кров­ский был рас­стре­лян 1 но­яб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Собор святых Архангельской митрополии.
Собор святых Архангельской митрополии, празднование Русской Православной Церкви в честь святых, в земле Архангельской просиявших. Празднуется 1 ноября. В Собор включён 91 угодник Божий — 29 святых XIV-XVIII веков и 62 святых XX века.
В Собор входят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-svjatyh-Arkhangelsk-mitropolia


Жития
Писание