☀️ неподвижный годовой круг:
• 29 октября (16 октября)
• мч. Ло́нгина сотника (I)
• прп. Галла (ок. 650)
• прп. Лонгина Печерского (XIII-XIV)
• прп. Лонгина Яренгского (1544-1545)
• обре́тение мощей свт. Иоа́нна (Максимовича) Тобольского (1914) 📚
• исп. Георгия (Троицкого) (1931)
• сщмч. Евгения (Елховского) (1937)
• сщмч. Алексия (Никонова) (1938)
• сщмч. Иоанна (Заседателева) (1942)


☦️
Мученик Ло́нгин Сотник, Каппадокийский (иже при Кресте Господнем).
Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа, великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину – это Сын Божий» (Мф. 27, 54). (По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.)
После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу. Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома – тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города. Спустя некоторое время одна слепая женщина пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/88
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/909

☦️
Преподобный Галл, просветитель Швейцарии.
Преподобный Галл, просветитель Швейцарии. Бу­ду­щий свя­той ро­дил­ся в сере­дине VI ве­ка (по раз­ным дан­ным в 541 или око­ло 550 го­да) в Ир­лан­дии и про­ис­хо­дил из со­сто­я­тель­ной и ве­ру­ю­щей се­мьи. Ро­ди­те­ли от­да­ли сы­на в оби­тель Бан­гор, где он по­лу­чил об­ра­зо­ва­ние. На­став­ни­ком юно­ши был свя­той Ко­лум­бан, став­ший впо­след­ствии про­све­ти­те­лем Шот­лан­дии. В этой оби­те­ли Галл при­нял свя­щен­ный сан и во­шел в чис­ло две­на­дца­ти со­про­вож­да­ю­щих, ко­то­рые вме­сте со свя­тым Ко­лум­ба­ном по­ки­ну­ли Ир­лан­дию и от­пра­ви­лись в Гал­лию (ныне тер­ри­то­рия Фран­ции) в мис­си­о­нер­скую по­езд­ку. Это про­изо­шло в 590 го­ду.
Око­ло 610 го­да про­по­вед­ни­ки от­пра­ви­лись по ре­ке Рейн, где ока­за­лись на зем­лях совре­мен­ной Швей­ца­рии. Про­по­ве­дуя хри­сти­ан­скую ве­ру на этих зем­лях, мо­на­хи-мис­си­о­не­ры при­ня­лись за раз­ру­ше­ние язы­че­ских идо­лов и ка­пищ, в част­но­сти на Швей­цар­ском озе­ре, из-за че­го всту­пи­ли в про­ти­во­сто­я­ние с мест­ны­ми идо­ло­по­клон­ни­ка­ми. Из-за это­го пер­вые ша­ги по про­све­ще­нию Швей­цар­ских зе­мель да­ва­лись непро­сто.
Оче­ред­ное про­ти­во­сто­я­ние про­изо­шло уже на Бо­ден­ском озе­ре, где языч­ни­ки за­ня­ли ча­сов­ню и раз­ме­сти­ли в ней ста­туи бо­гов. Свя­той Галл, знав­ший мест­ный язык, при­ло­жил уси­лия для об­ра­ще­ния идо­ло­по­клон­ни­ков в хри­сти­ан­ство. Он раз­ру­шил идо­лов и бро­сил их в озе­ро, а остат­ки ка­пи­ща быв­шие языч­ни­ки уни­что­жи­ли са­ми.
Пре­по­доб­ный Галл жил в но­вой об­щине, утвер­ждая но­во­об­ра­щен­ных хри­сти­ан в ве­ре. Он сде­лал се­ти, ко­то­ры­ми для всех ло­вил ры­бу.
В 612 го­ду мис­си­о­не­ры про­дол­жи­ли свой путь в Се­вер­ную Ита­лию. За­болев, Галл не смог от­пра­вить­ся вме­сте с дру­ги­ми мо­на­ха­ми. По­сле вы­здо­ров­ле­ния он на­шел в го­рах уеди­нен­ное ме­сто, где под­ви­зал­ся в без­мол­вии с несколь­ки­ми ино­ка­ми. На ме­сте по­стро­ен­ной пре­по­доб­ным ке­льи, при­мер­но через сто лет был ос­но­ван мо­на­стырь св. Гал­ла, а во­круг по­явил­ся го­род, из­вест­ный ныне как Санкт-Гал­лен. Имя свя­то­го так­же но­сит один из швей­цар­ских кан­то­нов.
В 615 го­ду на со­бра­нии епи­ско­пов и вель­мож в Кон­стан­це (ныне го­род на гра­ни­це Гер­ма­нии и Швей­ца­рии) из­бра­ли свя­то­го Гал­ла епи­ско­пом это­го го­ро­да. Сам пре­по­доб­ный от та­кой че­сти от­ка­зал­ся, но пред­ло­жил в ка­че­стве кан­ди­да­ту­ры сво­е­го уче­ни­ка Иоан­на.
По воз­вра­ще­нии в свою оби­тель, свя­той по­стро­ил храм, окру­жав­шийся две­на­дца­тью ча­сов­ня­ми. В сво­ей неболь­шой мо­на­ше­ской об­щине угод­ник Бо­жий про­жил до кон­ца жиз­ни, сми­рен­но слу­жа бра­тии и ло­вя ры­бу.
Точ­ная да­та смер­ти неиз­вест­на – на­зы­ва­ют­ся 627, 630, 640 и 650 го­да.
Из­вест­но, что уже в 680 го­ду бы­ло со­став­ле­но пер­вое жиз­не­опи­са­ние пре­по­доб­но­го Гал­ла Ир­ланд­ско­го. Мо­на­стырь в ско­ром вре­ме­ни стал ме­стом па­лом­ни­че­ства. В 835 го­ду в го­ро­де Санкт-Гал­лене бы­ла освя­ще­на но­вая ба­зи­ли­ка, ку­да и пе­ре­нес­ли мо­щи пре­по­доб­но­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gall

☦️
Преподобный Ло́нгин Печерский, вратарь, Трудолюбивый.
Преподобный Лонгин, вратарь Печерский, проходил послушание в Киево-Печерском монастыре. Его молитвенное усердие и смиренное трудолюбие были вознаграждены Господом. Печерский привратник сподобился дара прозорливости. Людей, приходивших в Лавру с добрыми намерениями, ободрял, а злых нещадно обличал и приводил к покаянию. Погребен в Дальних пещерах.

Над­пись на пе­щер­ной дос­ке гла­сит: «…свя­то и пра­вед­но про­хо­дя мо­на­стыр­ское по­слу­ша­ние, си­це­ва­го от Все­вед­ца Бо­га спо­до­бил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ния, яко ве­дал при­хо­дя­щих в мо­на­стырь и ис­хо­дя­щих мыс­ли со­кро­вен­ныя…»

☦️
Преподобные Иоа́нн и Ло́нгин Яренгские.
Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские жили в XVI веке. Они были иноками Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря в то время, когда игуменом обители был святой Филипп (впоследствии митрополит Московский). Под руководством святого Филиппа преподобные Иоанн и Лонгин совершали подвиг строгого поста и молитвы, во всем исполняли волю игумена и постепенно возрастали в духовной жизни.
В 1561 году преподобные Иоанн и Лонгин отправились по монастырским делам в Тверскую землю. На обратном пути на Белом море их застигла буря, судно было разбито, и святые Иоанн и Лонгин утонули. Через некоторое время тела святых были обретены нетленными в 120 верстах от обители, в устье реки Сосновки, и были положены в часовне во имя Святителя и Чудотворца Николая в с. Яренге. Вскоре чудесные знамения подтвердили святость преподобных Иоанна и Лонгина, у честных мощей которых больные получали исцеления. Со временем на месте погребения святых иноков возник монастырь.
В 1625 году инок Яренгской обители Илия Телов сообщил Святейшему Патриарху Филарету о чудесах, происходивших у гробницы святых Иоанна и Лонгина. Свидетельства о чудесных исцелениях были тщательно исследованы и подтверждены. 2 июля 1638 года святые мощи были перенесены в новосооруженный храм обители. В честь этого события память святым Иоанну и Лонгину Яренгским была установлена 3 июля.

Подробнее о деревне Яреньга:
https://onpomor.ru/derevnya-yarenga.php

☦️
Святитель Иоа́нн Тобольский (Максимович) митрополит.
Свя­ти­тель Иоанн, мит­ро­по­лит То­боль­ский и всея Си­би­ри, чу­до­тво­рец, в ми­ру Иоанн Мак­си­мо­вич, ро­дил­ся в го­ро­де Не­жине в 1651 го­ду. У его от­ца Мак­си­ма Ва­си­лье­ви­ча и ма­те­ри Ев­фро­си­нии бы­ло се­ме­ро сы­но­вей, из ко­то­рых Иоанн был стар­ший. По окон­ча­нии Ки­е­во-Мо­ги­лян­ской Кол­ле­гии (поз­же пре­об­ра­зо­ван­ной в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию) бу­ду­щий свя­ти­тель был остав­лен при ней учи­те­лем ла­тин­ско­го язы­ка. То­гда же, в 1680 го­ду, он при­нял в Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли мо­на­ше­ство и углу­бил­ся в по­двиг внут­рен­не­го де­ла­ния. С об­ще­го со­гла­сия брат­ства мо­ло­до­му ино­ку по­ру­чи­ли от­вет­ствен­ное по­слу­ша­ние про­по­вед­ни­ка. С то­го вре­ме­ни и рас­кры­ва­ют­ся его ис­клю­чи­тель­ный та­лант крас­но­ре­чия и бла­го­дат­ные да­ро­ва­ния. Он при­да­вал осо­бое зна­че­ние внут­рен­не­му ре­ли­ги­оз­но­му са­мо­по­зна­нию. Сра­зу же опре­де­ли­лась и глав­ная те­ма его жиз­ни: «Как че­ло­век дол­жен свою во­лю со­гла­со­вы­вать с во­лей Бо­жи­ей?» Ее он раз­ви­вал и в про­по­ве­дях, и в сво­ем по­сле­ду­ю­щем мис­си­о­нер­ском слу­же­нии. От­ве­том на нее явил­ся труд, из­дан­ный в кон­це его дол­гой по­движ­ни­че­ской жиз­ни, под на­зва­ни­ем «Илио­тро­пи­он («Под­сол­неч­ник»), или Со­об­ра­зо­ва­ние че­ло­ве­че­ской во­ли с Бо­же­ствен­ною во­лею». Из мно­го­чис­лен­ных тво­ре­ний свя­тых от­цов пра­во­слав­ной церк­ви оно наи­бо­лее пол­но от­ве­ча­ет на этот боль­шой во­прос хри­сти­ан­ской со­те­рио­ло­гии.
В 1685 го­ду его от­пра­ви­ли с по­соль­ством в Моск­ву. Там пат­ри­ар­хом Иоаки­мом (1674–1690) он был на­зна­чен на­мест­ни­ком Брян­ско­го Свен­ско­го мо­на­сты­ря, под­чи­нен­но­го то­гда Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре.
Свя­ти­тель Фе­о­до­сий, ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, в 1695 го­ду, неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны († 1696, па­мять 5 фев­ра­ля), на­зна­чил иеро­мо­на­ха Иоан­на ар­хи­манд­ри­том Чер­ни­гов­ско­го Елец­ко­го мо­на­сты­ря и на­ме­тил его сво­им пре­ем­ни­ком по ка­фед­ре. (Свя­ти­тель Иоанн бла­го­го­вел к па­мя­ти свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия, ве­руя в си­лу его мо­лит­вен­но­го пред­ста­тель­ства пред Гос­по­дом, и по сво­ей ве­ре по­лу­чил бла­го­дат­ное ис­це­ле­ние от тя­же­лой бо­лез­ни по мо­лит­вам свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия. В са­мый раз­гар бо­лез­ни ему явил­ся свя­ти­тель Фе­о­до­сий и ска­зал: «Слу­жи зав­тра – и бу­дешь здо­ров». На дру­гой день свя­ти­тель, со­вер­шен­но здо­ро­вый, к удив­ле­нию всех от­слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Чу­до ис­це­ле­ния свя­ти­те­ля Иоан­на по­слу­жи­ло на­ча­лом че­ство­ва­ния свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия как бла­го­дат­но­го угод­ни­ка Бо­жия).
10 ян­ва­ря 1697 го­да пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Адри­ан (1690–1700) с со­бо­ром епи­ско­пов хи­ро­то­ни­сал ар­хи­манд­ри­та Иоан­на во епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го в Боль­шом Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля.
По вступ­ле­нии в управ­ле­ние епар­хи­ей епи­скоп Иоанн со­зда­ет при Чер­ни­гов­ской ар­хи­ерей­ской ка­фед­ре Кол­ле­ги­ум, по­доб­но Ки­ев­ской ака­де­мии, ко­то­рый, по мыс­ли свя­ти­те­ля, дол­жен был укра­сить «чер­ни­гов­ские Афи­ны» – шко­лу про­све­щен­но­го бла­го­че­стия.
Вви­ду вы­со­ко­го уров­ня бо­го­слов­ско­го об­ра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния шко­ла свя­ти­те­ля Иоан­на по­лу­чи­ла ши­ро­кую из­вест­ность. По су­ще­ству, это бы­ла пер­вая се­ми­на­рия в Рос­сии, по об­раз­цу ко­то­рой ста­ли от­кры­вать­ся ду­хов­ные се­ми­на­рии в дру­гих епар­хи­ях Рус­ской Церк­ви.
То­гда же свя­ти­тель от­крыл ти­по­гра­фию, в ко­то­рой он и его пре­ем­ни­ки из­да­ли мно­го со­чи­не­ний ду­хов­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния.
Жизнь свя­ти­те­ля Иоан­на све­ти­лась вы­со­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми, осо­бен­но же сми­ре­ни­ем. Она отоб­ра­зи­лась и в его тво­ре­ни­ях: «Нра­во­учи­тель­ное зер­ца­ло» (Чер­ни­гов, 1703 и 1707), «Ал­фа­вит, риф­ма­ми сло­жен­ный» (1705 г.), «Бо­го­ро­ди­це Де­во» (1707 г.), «Фе­ат­рон, или По­зор нра­во­учи­тель­ный» (1708), «Тол­ко­ва­ние на 50-й пса­лом» (Чер­ни­гов, 1708), «Тол­ко­ва­ние на «От­че наш» и «Осмь бла­женств еван­гель­ских» (1709 г.), «Цар­ский путь Кре­ста» (Чер­ни­гов, 1709 г.), «Бо­го­мыс­лие в поль­зу пра­во­вер­ным» (1710 и 1711 гг.), «Си­нак­сарь о по­бе­де под Пол­та­вою» (1710 г.), «Пут­ник» (ру­ко­пись), «Ду­хов­ные мыс­ли» (М„ 1782).
В Чер­ни­го­ве в 1714 го­ду свя­ти­тель впер­вые из­дал и свой глав­ный труд, на­пи­сан­ный на ла­тин­ском язы­ке. (Осо­бен­но­стью вы­пуск­ни­ков Ки­ев­ской шко­лы бы­ло то, что свои со­чи­не­ния они пи­са­ли на клас­си­че­ской ла­ты­ни. Про­фес­сор И.А. Мак­си­мо­вич в 1888 го­ду пе­ре­вел «Илио­тро­пи­он» на совре­мен­ный рус­ский язык и из­дал вна­ча­ле по ча­стям в «Чер­ни­гов­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях», за­тем от­дель­ной кни­гой – Ки­ев, 1896. Со­кра­щен­ный ва­ри­ант опуб­ли­ко­ван в «Жур­на­ле Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1976, №№ 5, 6). С его име­нем свя­зан так­же «Ла­ти­но-гре­ко-рос­сий­ский лек­си­кон».
Из­вест­на связь свя­ти­те­ля Иоан­на со Свя­той Го­рой Афон. Он при­ни­мал осо­бен­но го­ря­чее уча­стие в судь­бе рус­ских на­сель­ни­ков Свя­той Го­ры, ока­зы­вая им су­ще­ствен­ную ма­те­ри­аль­ную по­мощь в те тя­же­лые го­ды. Со­хра­ни­лась его ар­хи­ерей­ская гра­мо­та в Рус­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, сви­де­тель­ству­ю­щая об его от­но­ше­нии к свя­то­гор­цам.
14 ав­гу­ста 1711 г. свя­ти­тель Иоанн по воз­ве­де­нии в сан мит­ро­по­ли­та при­был на ка­фед­ру То­боль­скую и всея Си­би­ри. Свя­ти­тель неустан­но за­бо­тил­ся о про­све­ще­нии сво­ей епар­хии. Там он про­дол­жил де­ло, на­ча­тое в Чер­ни­го­ве: усо­вер­шен­ство­вал шко­лу, от­кры­тую его пред­ше­ствен­ни­ком, зна­ме­ни­тым мис­си­о­не­ром мит­ро­по­ли­том Фило­фе­ем (Ле­щин­ским; † 1727), про­дол­жил апо­столь­скую про­по­ведь сре­ди языч­ни­ков Си­би­ри, об­ра­тив ко Хри­сту мно­гие ты­ся­чи лю­дей. В 1714 го­ду свя­ти­тель Иоанн от­пра­вил в Пе­кин мис­сию во гла­ве с ар­хи­манд­ри­том Ила­ри­о­ном (Ле­жай­ским). В То­боль­ске он вновь при­сту­пил к из­да­тель­ско­му де­лу, ис­поль­зо­вав со­здан­ную им в Чер­ни­го­ве ти­по­гра­фию. К то­му вре­ме­ни от­но­сит­ся из­да­ние мит­ро­по­ли­том Иоан­ном «Илио­тро­пи­о­на» на сла­вя­но-рус­ском язы­ке (1714 г.), чтобы его по­ни­ма­ли и си­би­ря­ки.
О жиз­ни свя­ти­те­ля в Си­би­ри ле­то­пи­сец го­во­рит: «Был тих, скро­мен, бла­го­рас­суд­лив, о бед­ных со­стра­да­те­лен, ми­ло­стив».
Ча­сто он по­мо­гал лю­дям. Тай­но, а ино­гда в одеж­де про­сто­го ино­ка при­но­сил в до­ма нуж­дав­ших­ся ще­д­рую ми­ло­сты­ню со сло­ва­ми: «При­и­ми­те во Имя Иису­са Хри­ста». Его дом в То­боль­ске все­гда был от­крыт для всех нуж­дав­ших­ся в по­мо­щи и сло­ве уте­ше­ния. Да­же в день пре­став­ле­ния, 10 июня 1715 го­да, свя­ти­тель Иоанн по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, как это бы­ло в обы­чае у него и рань­ше, устро­ил в сво­ем до­ме тра­пе­зу для ду­хо­вен­ства и бед­ня­ков и сам при­слу­жи­вал за сто­лом. За­тем, про­стив­шись со все­ми, свя­ти­тель уда­лил­ся в свои по­кои и во вре­мя бла­го­ве­ста к ве­черне скон­чал­ся в мо­лит­ве, стоя на ко­ле­нях. Свя­ти­тель был по­гре­бен в при­де­ле свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста То­боль­ско­го Успен­ско­го-Со­фий­ско­го со­бо­ра.
Свя­ти­тель Иоанн из­дав­на чтит­ся в Си­би­ри. Вви­ду мно­го­чис­лен­ных чу­дес и дав­не­го мест­но­го по­чи­та­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Иоан­на в 1916 го­ду Цер­ковь уста­но­ви­ла все­рос­сий­ское празд­но­ва­ние в день пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля к Бо­гу – 10 июня.
Па­мять о свя­ти­те­ле Иоанне бе­реж­но хра­нят си­би­ря­ки и все ве­ру­ю­щие рус­ские лю­ди. Он и по­ныне по­чи­ва­ет в то­боль­ском со­бо­ре По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри. Служ­ба ему бы­ла пе­ре­из­да­на по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Алек­сия мит­ро­по­ли­том Вар­фо­ло­ме­ем (Го­род­цо­вым) в 1947 го­ду в го­ро­де Но­во­си­бир­ске.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-tobolskij-maksimovich

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolskij/
• Божественный промысл
• Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней, разделенные на семь Богомыслий
• Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей
• Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную
• Духовные мысли, или Разсуждения о спасительном пути, и о великодушном ношении креста, и о том, что за терпеливое и неропотное ношение онаго человек себе получает от Бога

☦️
Исповедник Гео́ргий Троицкий пресвитер.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ге­ор­гий Алек­сан­дро­вич Тро­иц­кий ро­дил­ся в 1873 го­ду в се­ле Да­ри­щи Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и учи­тель­ство­вал в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле Ни­ко­ло-Уг­реш­ско­го мо­на­сты­ря. В 1898 го­ду ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. Отец Ге­ор­гий до 1903 го­да слу­жил в раз­лич­ных се­лах Сер­пу­хов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
В 1903 го­ду свя­щен­но­на­ча­лие на­зна­чи­ло его в Спас­ский храм се­ла Рай-Се­ме­нов­ское Сер­пу­хов­ско­го рай­о­на. Ка­мен­ная цер­ковь в этом се­ле стро­и­лась за два пе­ри­о­да с 1765 по 1783 год, ниж­ний при­дел был по­свя­щен свя­ти­те­лю Ди­мит­рию Ро­стов­ско­му. В Спас­ском хра­ме свя­щен­ник Ге­ор­гий Тро­иц­кий про­слу­жил до 1930 го­да и был по­след­ним в нем на­сто­я­те­лем. По­сле ссыл­ки свя­щен­ни­ка храм был за­крыт и ра­зо­рен. Бо­го­слу­же­ния воз­об­но­ви­лись в нем в 90‑х го­дах ХХ ве­ка.
Жи­те­ли сел Рай-Се­ме­нов­ское, Стан­ко­во и ря­да дру­гих, вхо­див­ших в при­ход Спас­ско­го хра­ма, в 1929 го­ду при­ня­ли ре­ше­ние о за­кры­тии церк­ви. 18‑лет­ний ком­со­мо­лец, пред­се­да­тель круж­ка мест­ных без­бож­ни­ков, на за­се­да­нии сель­со­ве­та по­ста­вил во­прос о во­вле­че­нии кре­стьян­ства в со­юз без­бож­ни­ков. То­гда же и был по­став­лен во­прос о за­кры­тии церк­ви.
На Рож­де­ство Хри­сто­во 1930 го­да сель­со­вет за­пре­тил от­цу Ге­ор­гию хо­дить по до­мам при­хо­жан. «На Рож­де­ствен­ские празд­ни­ки, – как рас­ска­зал впо­след­ствии отец Ге­ор­гий на до­про­се, – по­сле служ­бы я со­об­щил сво­им ве­ру­ю­щим о том, что есть слу­хи о за­кры­тии хра­ма, а так­же со­об­щил им, что есть по­ста­нов­ле­ние сель­со­ве­та, чтобы я на празд­ни­ках не хо­дил по при­хо­ду. Озна­чен­ное со­об­ще­ние я де­лал, чтобы по­ста­вить ве­ру­ю­щих в из­вест­ность. Так­же мною бы­ло ска­за­но о на­ло­гах, ко­то­рые на­ло­жи­ли на цер­ковь, и как нуж­но по­сту­пить, так как в церк­ви де­нег нет. На мои со­об­ще­ния ве­ру­ю­щие мне ска­за­ли, что как же мо­гут за­крыть цер­ковь, ко­гда есть ве­ру­ю­щие… про­си­ли ме­ня, чтобы я хо­дил по при­хо­ду. Но бо­ясь, чтобы не по­лу­чи­лось ка­кой непри­ят­но­сти, я их про­сил, чтобы они на­пи­са­ли за­яв­ле­ние. Здесь же за­яв­ле­ние бы­ло на­пи­са­но и под­пи­са­но ве­ру­ю­щи­ми».
В этих дей­стви­ях свя­щен­ни­ка вла­сти уви­де­ли ан­ти­со­вет­ское вы­ступ­ле­ние и на­ча­ли рас­сле­до­ва­ние об­сто­я­тельств слу­чив­ше­го­ся.

23 фев­ра­ля 1930 го­да был вы­не­сен при­го­вор: вы­слать через ОГПУ в Се­вер­ный край на три го­да.
По­сле эта­па в ав­гу­сте 1930 го­да отец Ге­ор­гий вме­сте со свя­щен­ни­ком Алек­сан­дром Дер­жа­ви­ным, так­же вы­слан­ным ОГПУ в Се­вер­ный край, по­се­ли­лись на жи­тель­ство в де­ревне Усть (верст 35 от Усть-Циль­мы).
По при­ез­де ока­за­лось, что хра­ма в се­ле нет, жи­вут рас­коль­ни­ки ста­ро­об­ряд­цы. Квар­ти­ра, в ко­то­рой по­се­ли­лись свя­щен­ни­ки, при­гля­ну­лась мест­но­му учи­те­лю, по­это­му ду­хо­вен­ство за­ста­ви­ли с нее съе­хать и ис­кать но­вую.
Ра­бо­тать устро­ить­ся бы­ло негде, тя­же­лую физи­че­скую ра­бо­ту по воз­рас­ту отец Ге­ор­гий вы­пол­нять не мог. Жи­ли в боль­шой нуж­де и тес­но­те. По­рой есть бы­ло со­всем нече­го. На при­сы­ла­е­мые день­ги ку­пить что-ли­бо бы­ло негде.
6 ав­гу­ста 1931 го­да отец Ге­ор­гий за­бо­лел. Про­шло несколь­ко дней, бо­лезнь уси­ли­лась: от­кры­лась силь­ная рво­та, боль в жи­во­те. Отец Ге­ор­гий пе­ре­стал есть и пить. В та­ком со­сто­я­нии он про­ле­жал несколь­ко дней. Отец Ге­ор­гий мед­лен­но уга­сал, и 29 ок­тяб­ря 1931 го­да он умер, пред­по­ло­жи­тель­но от брюш­но­го ти­фа.
По­хо­ро­ни­ли его в се­ле Усть. Все вре­мя бо­лез­ни за ним уха­жи­вал свя­щен­ник Алек­сандр Дер­жа­вин, ко­то­рый и по­за­бо­тил­ся о его по­гре­бе­нии. Чтобы рас­счи­тать­ся за гроб, при­шлось про­дать мест­ным жи­те­лям под­ряс­ник и са­по­ги от­ца Ге­ор­гия. Отец Алек­сандр от­пе­вал его, в дни па­мя­ти хо­дил слу­жить па­ни­хи­ду на его мо­ги­лу. Ме­сто по­гре­бе­ния свя­щен­но­ис­по­вед­ни­ка Ге­ор­гия те­перь неиз­вест­но.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-georgij-troickij

☦️
Священномученик Евге́ний Елховский пресвитер.
Мит­ро­фор­ный про­то­и­е­рей Ев­ге­ний Ан­дре­евич Ел­хов­ский ро­дил­ся 26 фев­ра­ля 1869 го­да в се­ле Пу­сто­ша Су­до­год­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, ныне Ша­тур­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и про­ис­хо­дил из се­мьи пса­лом­щи­ка. В воз­расте 5 лет он ли­шил­ся ма­те­ри, вос­пи­ты­вал­ся ня­ней Мат­ре­ной Про­ко­фьев­ной. Ев­ге­ний Ан­дре­евич окон­чил Вла­ди­мир­ское Ду­хов­ное Учи­ли­ще (в 1885 го­ду) и Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию (в 1891 го­ду), по­сле че­го в 1891-1895 го­ды был учи­те­лем в на­род­ной шко­ле при Ур­шель­ской хру­сталь­ной фаб­ри­ке (тер­ри­то­рия совре­мен­но­го по­сел­ка Ур­шель­ский Гусь-Хру­сталь­но­го рай­о­на Вла­ди­мир­ской об­ла­сти).
19 но­яб­ря 1895 го­да Ев­ге­ний Ел­хов­ский был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 21 но­яб­ря – во иерея к хра­мам в Рыб­ной сло­бо­де го­ро­да Пе­ре­слав­ля-За­лес­ско­го – Вве­ден­ско­му и Со­ро­ка­свят­ско­му (во имя Со­ро­ка му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских), на­хо­див­шим­ся по обе­им бе­ре­гам устья ре­ки Тру­беж. Отец Ев­ге­ний был за­ко­но­учи­те­лем в мест­ных цер­ков­но­при­ход­ских шко­лах, а так­же чле­ном уезд­но­го от­де­ле­ния Вла­ди­мир­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та. С ок­тяб­ря 1907 го­да по хо­да­тай­ству игу­ме­нии отец Ев­ге­ний слу­жил в пе­ре­славль-за­лес­ском во имя свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца жен­ском мо­на­сты­ре и был за­ко­но­учи­те­лем в мо­на­стыр­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле. В 1920 го­ду он был аре­сто­ван, но вско­ре от­пу­щен. В 1923 го­ду, по­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря, бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник слу­жил в став­шем при­ход­ским Бла­го­ве­щен­ском хра­ме быв­ше­го Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря, а с ап­ре­ля 1924 го­да- од­новре­мен­но в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре Пе­ре­слав­ля-За­лес­ско­го. По­сле их за­кры­тия слу­жил в церк­ви во имя мит­ро­по­ли­та Пет­ра. В июле 1924 го­да Пат­ри­ар­хом св. Ти­хо­ном по­свя­щен в сан про­то­и­е­рея, позд­нее на­граж­ден мит­рой. Отец Ев­ге­ний был зна­то­ком и лю­би­те­лем цер­ков­но­го пе­ния, во всех хра­мах, где слу­жил, со­зда­вал пре­крас­ные цер­ков­ные хо­ры. Еще се­ми­на­ри­стом в род­ном се­ле Пу­сто­ша он, обу­чив кре­стьян пе­нию, со­ста­вил цер­ков­ный хор.
В сен­тяб­ре 1930 го­да про­то­и­е­рей Ев­ге­ний Ел­хов­ский был аре­сто­ван, на­хо­дил­ся в тюрь­ме го­ро­да Алек­сан­дро­ва, в де­каб­ре то­го же го­да был осво­бож­ден. 18 ок­тяб­ря 1937 го­да Пе­ре­слав­ским рай­от­де­лом НКВД аре­сто­ван по де­лу бла­го­чин­но­го го­ро­да Пе­ре­слав­ля-За­лес­ско­го про­то­и­е­рея Л. И. Ги­ля­рев­ско­го. Был от­прав­лен в тюрь­му в Яро­славль. От­ца Ев­ге­ния об­ви­ни­ли в при­над­леж­но­сти к «ан­ти­со­вет­ской цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции». Ви­ны за со­бою он не при­знал. 27 ок­тяб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой УНКВД по Яро­слав­ской об­ла­сти про­то­и­е­рей Ев­ге­ний Ел­хов­ский был при­го­во­рен к рас­стре­лу и 29 ок­тяб­ря рас­стре­лян. Ме­ста рас­стре­ла и по­гре­бе­ния ба­тюш­ки точ­но неиз­вест­ны, ско­рее все­го они на­хо­дят­ся близ де­рев­ни Се­ли­фон­то­во Яро­слав­ско­го рай­о­на.
(В 1927 го­ду от­цом Ев­ге­ни­ем бы­ли за­кон­че­ны «Вос­по­ми­на­ния», в ко­то­рых опи­са­на цер­ков­ная и об­ще­ствен­ная жизнь Вла­ди­ми­ра и Пе­ре­слав­ля-За­лес­ско­го кон­ца XIX — 1-й четв­тер­ти XX ве­ка.)

☦️
Священномученик Алекси́й Никонов пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 15 ок­тяб­ря 1881 го­да в Москве. Отец его Ми­ха­ил Ни­ко­нов ра­бо­тал зем­ле­ме­ром. В 1902 го­ду Алек­сей Ми­хай­ло­вич окон­чил Мос­ков­ское ком­мер­че­ское учи­ли­ще и с 1903 го­да слу­жил в ар­мии. В 1905 го­ду Алек­сей Ни­ко­нов оста­вил служ­бу и по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1910 го­ду.
С 1911 по 1914 год Алек­сей Ми­хай­ло­вич был учи­те­лем в го­ро­де Дан­ко­ве Ря­зан­ской гу­бер­нии. С на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой вой­ны он был при­зван в ар­мию и слу­жил в Мо­гилев­ской гу­бер­нии пра­пор­щи­ком в 11-ой Си­бир­ской стрел­ко­вой ди­ви­зии 43-го Си­бир­ско­го стрел­ко­во­го пол­ка. В 1917 го­ду его пе­ре­ве­ли в 712‑й полк, ко­то­рый рас­по­ла­гал­ся в Пин­ских бо­ло­тах.
С де­каб­ря 1917 го­да по июль 1918 го­да Алек­сей Ни­ко­нов ко­ман­до­вал взво­дом ка­ра­уль­ной ро­ты в го­ро­де Дан­ко­ве и был по­мощ­ни­ком во­ен­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. С 1918 го­да Алек­сей Ми­хай­ло­вич воз­об­но­вил учи­тель­скую де­я­тель­ность. В 1921 го­ду он стал пса­лом­щи­ком и через год, в кон­це ав­гу­ста 1922 го­да, был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Успен­ской церк­ви под­мос­ков­но­го го­ро­да Клин.
В мае 1922 го­да воз­ник об­нов­лен­че­ский рас­кол.

Свя­щен­ник Алек­сий Ни­ко­нов вме­сте со свя­щен­ни­ком Алек­си­ем Во­ро­бье­вым бы­ли аре­сто­ва­ны 26 сен­тяб­ря 1924 го­да по об­ви­не­нию в том, что они «без раз­ре­ше­ния мест­ной вла­сти устро­и­ли в церк­ви го­ро­да Кли­на со­бра­ние ве­ру­ю­щих, на ко­то­ром про­из­но­си­ли аги­та­ци­он­ные ре­чи о го­не­нии со­вет­ской вла­стью пра­во­сла­вия».

До вы­не­се­ния при­го­во­ра отец Алек­сий на­хо­дил­ся в Бу­тыр­ской тюрь­ме в Москве. По­сколь­ку ви­ны свя­щен­ни­ков след­ствие до­ка­зать не мог­ло, их дер­жа­ли несколь­ко ме­ся­цев в тюрь­ме не до­пра­ши­вая. 27 фев­ра­ля 1925 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло свя­щен­ни­ка Алек­сия Ни­ко­но­ва к вы­сыл­ке в На­рым­ский край на два го­да.
По­сле от­бы­тия сро­ка ссыл­ки от­цу Алек­сию бы­ло три го­да за­пре­ще­но про­жи­вать в ше­сти круп­ных об­ла­стях стра­ны. Отец Алек­сий по­се­лил­ся в се­ле Спас-До­ща­тый За­рай­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и стал слу­жить здесь в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме, ста­ра­ясь стро­го ис­пол­нять бо­го­слу­жеб­ный устав, во всем про­яв­ляя се­бя пре­дан­ным пас­ты­рем Церк­ви Хри­сто­вой.

По об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти отец Алек­сий в фев­ра­ле 1930 го­да был аре­сто­ван и за­клю­чен в За­рай­ском адми­ни­стра­тив­ном от­де­ле.

Про­ку­рор Ко­ло­мен­ско­го окру­га, ко­то­ро­му де­ло бы­ло по­сла­но на утвер­жде­ние, вер­нул его, по­счи­тав, что «ос­но­ва­ний к при­вле­че­нию свя­щен­ни­ка Ни­ко­но­ва к от­вет­ствен­но­сти со­бра­но недо­ста­точ­но, так как по­ка­за­ния сви­де­те­лей… не мо­гут слу­жить ос­но­ва­ни­ем для при­вле­че­ния к от­вет­ствен­но­сти по ста­тье 58/10, а по­се­му по­ла­гал бы: де­ло про­из­вод­ством пре­кра­тить и Ни­ко­но­ва из-под стра­жи от­пу­стить».
Стар­ший упол­но­мо­чен­ный Ко­ло­мен­ско­го окруж­но­го от­де­ла ОГПУ Чес­но­ков, вви­ду вы­не­сен­но­го про­ку­ро­ром за­клю­че­ния о пре­кра­ще­нии де­ла, ре­шил на­пра­вить его на рас­смот­ре­ние трой­ки ОГПУ. 30 ап­ре­ля 1930 го­да на за­се­да­нии трой­ки бы­ло при­ня­то ре­ше­ние за­честь от­цу Алек­сию в на­ка­за­ние срок пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния и из-под стра­жи осво­бо­дить.
По­сле осво­бож­де­ния отец Алек­сий про­дол­жал слу­жить в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. С ав­гу­ста по но­ябрь 1936 го­да Мос­ков­ским управ­ле­ни­ем НКВД бы­ли аре­сто­ва­ны несколь­ко свя­щен­ни­ков и ми­рян. Сре­ди них был и отец Алек­сий, ко­то­ро­го аре­сто­ва­ли 25 сен­тяб­ря 1936 го­да. Вла­сти об­ви­ни­ли его в том, что он «сре­ди на­се­ле­ния ве­дет контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя со­вет­ской вла­сти. В про­по­ве­дях… в церк­ви сре­ди ве­ру­ю­щих за­явил: юно­шам, де­ви­цам и де­тям у нас в стране не да­ют воз­мож­но­сти сво­бод­но по­се­щать цер­ковь, со­вет­ская власть де­ла­ет го­не­ние на ве­ру­ю­щих. Сре­ди ду­хо­вен­ства де­лал при­зы­вы к то­му, чтобы все се­бя ве­ли му­же­ствен­но в слу­чае, ес­ли при­дет­ся по­стра­дать за ве­ру».

Через неко­то­рое вре­мя отец Алек­сий был пе­ре­ве­ден в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. 9 де­каб­ря его до­про­сил сле­до­ва­тель Бу­лыж­ни­ков.
– Кто из по­пов при­ни­мал уча­стие в об­суж­де­нии до­пол­не­ний к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции?
– В об­суж­де­нии до­пол­не­ний к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции при­ни­ма­ли уча­стие свя­щен­ни­ки Иван Смир­нов, Петр Со­ло­вьев и я, Ни­ко­нов.
– Кто яв­ля­ет­ся ав­то­ром контр­ре­во­лю­ци­он­ной ру­ко­пи­си «До­пол­не­ние к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции»?
– Ав­то­ром ру­ко­пи­си яв­ля­юсь я. На­пи­сал я ее по сво­е­му соб­ствен­но­му убеж­де­нию.
– Из­ло­жи­те со­дер­жа­ние ва­шей ру­ко­пи­си «До­пол­не­ние к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции».
– Я в сво­ей ру­ко­пи­си в ка­че­стве до­пол­не­ния к про­ек­ту но­вой кон­сти­ту­ции вы­дви­гал во­прос об из­ме­не­нии ста­тьи 124, по ко­то­рой со­хра­ня­ет­ся сво­бо­да ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды за все­ми граж­да­на­ми. Я пред­ла­гал ста­тью 124 до­пол­нить в том смыс­ле, чтобы нам, слу­жи­те­лям куль­та, по но­вой кон­сти­ту­ции бы­ла пред­став­ле­на пол­ная сво­бо­да ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, как в церк­ви, так и вне ее. Устрой­ство ре­ли­ги­оз­ных бе­сед в до­мах и об­ще­ствен­ных ме­стах, ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да за все­ми граж­да­на­ми в об­ще­ствен­ных ме­стах и в до­мах ве­ру­ю­щих так­же долж­ны быть под­твер­жде­ны но­вой кон­сти­ту­ци­ей. Вы­дви­гал я и дру­гие во­про­сы: об ожив­ле­нии цер­ков­ной де­я­тель­но­сти, об ограж­де­нии цер­ков­ной жиз­ни от адми­ни­стра­тив­но­го вме­ша­тель­ства мест­ных сель­со­ве­тов и рай­со­ве­тов, со­сре­до­то­чив все это в ру­ках вер­хов­ной вла­сти. Это все я хо­тел сде­лать через Си­нод ле­галь­ным по­ряд­ком.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии? (контрреволюционная деятельность)
– Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии не при­знаю.
20 ян­ва­ря 1937 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло от­ца Алек­сия к за­клю­че­нию в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь сро­ком на пять лет.
Свя­щен­ник Алек­сий Ни­ко­нов был от­прав­лен эта­пом в Сев­жел­дор­лаг и, на­хо­дясь в за­клю­че­нии, скон­чал­ся 29 ок­тяб­ря 1938 го­да. Те­ло от­ца Алек­сия бы­ло по­гре­бе­но на от­ве­ден­ном клад­би­ще по­сел­ка Кы­л­то­во Княж­по­гост­ско­го рай­о­на Ко­ми об­ла­сти на рас­сто­я­нии от по­сел­ка 2,5 ки­ло­мет­ра на юг.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-nikonov

☦️
Священномученик Иоа́нн Заседателев пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн За­се­да­телев ро­дил­ся в 1867 го­ду в Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской ста­ро­об­ряд­че­ской се­мье. Же­нил­ся в 16 лет. В 1885 го­ду его отец и сам Иван при­со­еди­ни­лись к Пра­во­слав­ной Церк­ви. Иван не про­сто ото­шел от ста­ро­об­ряд­че­ства, а по­свя­тил свою даль­ней­шую жизнь мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти сре­ди ста­ро­об­ряд­цев, он сбли­зил­ся со свя­щен­ни­ка­ми-мис­си­о­не­ра­ми, разъ­ез­жал с ни­ми по де­рев­ням и участ­во­вал в бе­се­дах со ста­ро­об­ряд­че­ским на­се­ле­ни­ем. В 1896 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иерея и на­зна­чен слу­жить в еди­но­вер­че­ской церк­ви се­ла Кор­не­ев­ка в Са­мар­ской гу­бер­нии. В 1920 го­ду он пе­ре­шел в еди­но­вер­че­скую цер­ковь го­ро­да Ни­ко­ла­ев­ска (по­том го­род стал на­зы­вать­ся Пу­га­чев). В 1932 го­ду отец Иоанн был вы­нуж­ден пе­рей­ти слу­жить в се­ло Су­лак, где смог про­слу­жить толь­ко 3 ме­ся­ца. В 1934 го­ду свя­щен­ник был аре­сто­ван Пу­га­чев­ским Рай­он­ным от­де­лом НКВД в се­ле Кор­не­ев­ка, где он про­слу­жил 24 го­да. Его об­ви­ни­ли в «со­став­ле­нии и рас­про­стра­не­нии ру­ко­пи­сей ан­ти­со­вет­ско­го со­дер­жа­ния с це­лью вос­ста­но­вить от­ста­лые мас­сы про­тив Со­вет­ской вла­сти». На до­про­се отец Иоанн ска­зал: «Ос­нов­ной це­лью жиз­ни счи­таю борь­бу с ате­из­мом, за­ни­ма­юсь со­чи­не­ни­ем бо­го­слов­ских трак­та­тов. На­пи­сал трак­та­ты: «Ге­не­а­ло­гия че­ло­ве­ка», «Все­мир­ный по­топ», «Мозг, ду­ша и дух», «О Ду­ше» и дру­гие». Свя­щен­ни­ка при­го­во­ри­ли к 3 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, вер­нул­ся он из ссыл­ки толь­ко в 1939 го­ду. По­се­лил­ся в го­ро­де Пу­га­че­ве, но слу­жить там бы­ло негде. Один че­ло­век при­нял от­ца Иоан­на у се­бя в до­ме, и мно­гие лю­ди ста­ли об­ра­щать­ся к свя­щен­ни­ку с прось­ба­ми кре­стить мла­ден­цев и от­пе­вать по­кой­ни­ков. Отец Иоанн об­ра­тил­ся в Пу­га­чев­ский гор­со­вет за раз­ре­ше­ни­ем от­крыть мо­лит­вен­ный дом, но ему от­ка­за­ли. В сен­тяб­ре 1941 го­да на квар­ти­ру, где жил свя­щен­ник, при­шли с обыс­ком. На­шли 24 цер­ков­ных пред­ме­та, в том чис­ле ан­ти­минс, ко­пие, свя­щен­ное об­ла­че­ние. Вы­езд­ная сес­сия Са­ра­тов­ско­го Обл­су­да в го­ро­де Пу­га­че­ве при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу, ко­то­рый за­ме­ни­ли на 10 лет ла­ге­рей. 25 ок­тяб­ря 1942 го­да отец Иоанн За­се­да­телев при­был в Кар­лаг НКВД в Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти, а 29 ок­тяб­ря он скон­чал­ся в ла­ге­ре от пра­во­сто­рон­ней пнев­мо­нии и ис­то­ще­ния.


Жития
Писание