☀️ неподвижный годовой круг:
• 28 октября (15 октября)
• мч. Сарви́ла и мц. Веве́и (ок. 98-117)
• прмч. Лукиа́на Антиохийского (312)
• свт. Сави́на Катанского (Сицилийского) (760)
• прп. Евфимия Нового, Солунского (889)
• сщмч. Лукиана Печерского (1243)
• свт. Иоанна Суздальского (1373)
• сщмч. Симеона (Конюхова) (1918)
• сщмч. Димитрия (Касаткина) (1942)
• свт. Афанасия (Сахарова) Ковровского (1962) 📚
• иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX)


☦️
Мученики Сарви́л и Веве́я.
Святые мученики Сарвил и Вевея — родные брат и сестра – пострадали во II веке, при императоре Траяне (98-117), за исповедание христианства. Мученик Сарвил был идольским жрецом в Едесе, но, обращенный ко Христу одним епископом, принял Крещение вместе с сестрой. Язычники долго терзали святых, а потом отсекли им головы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/906

☦️
Преподобномученик Лукиа́н Антиохийский пресвитер.
Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский, родился в сирийском городе Самосате. В 12-летнем возрасте он остался сиротой. Лукиан роздал имущество нищим, а сам пошел в город Одессу к исповеднику Макарию, под руководством которого прилежно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни. За благочестие и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером. В Антиохии святой Лукиан открыл школу, где собрал множество учеников и наставлял их книжной премудрости. Святой Лукиан занимался учеными трудами, исправлял текст Священного Писания, испорченный переписчиками и еретиками. (Исправленный им полный греческий текст Библии во время его исповеднического подвига был спрятан в стене и найден при святом Константине Великом.) В гонение Диоклитиана святой Лукиан был схвачен по доносу еретиков и отправлен в никомидийскую темницу, где в течение 9 лет укреплял бывших с ним христиан в исповедничестве, убеждая их не бояться мучений и смерти.
От многих страшных пыток и голода святой Лукиан скончался в темнице. Перед смертью, желая причаститься Христовых Таин на праздник Богоявления, прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились. Тело святого мученика было брошено в море, но через 30 дней дельфины вынесли его на берег. Верующие с честью похоронили многострадальное тело святого Лукиана.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/905

☦️
Святитель Сави́н Катанский (Сицилийский) епископ.
Святитель Савин, епископ города Катаны в Сицилии, желая усерднее послужить Господу, удалился в пустыню. Здесь он вел строгую подвижническую жизнь и восприял от Господа дар чудотворений и прозорливости.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/907

☦️
Преподобный Евфи́мий Новый, Солунский (Фессалоникийский) иеродиакон.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий Но­вый, Со­лун­ский, в ми­ру Ни­ки­та, был уро­жен­цем го­ро­да Ан­ки­ры в Га­ла­тии. Ро­ди­те­ли его, Епи­фа­ний и Ан­на, ве­ли доб­ро­де­тель­ную хри­сти­ан­скую жизнь, и сын их с дет­ства был крот­ким, чест­ным и по­слуш­ным. Се­ми лет он остал­ся без от­ца и вско­ре стал опо­рой ма­те­ри во всех де­лах. Прой­дя во­ин­скую служ­бу, Ни­ки­та по на­сто­я­нию ма­те­ри же­нил­ся. По­сле рож­де­ния до­че­ри он тай­но оста­вил дом, чтобы по­сту­пить в мо­на­стырь. 15 лет пре­по­доб­ный Ев­фи­мий под­ви­зал­ся на го­ре Олимп, где на­учил­ся у стар­цев мо­на­ше­ским по­дви­гам.
По­том пре­по­доб­ный пе­ре­се­лил­ся на Свя­тую Афон­скую Го­ру. По до­ро­ге, узнав, что его мать и же­на в доб­ром здра­вии, он из­ве­стил их о том, что стал ино­ком, и по­слал им крест, при­зы­вая по­сле­до­вать его при­ме­ру. На Афоне пре­по­доб­ный при­нял ве­ли­кую схи­му и жил три го­да в пе­ще­ре, в пол­ном без­мол­вии, бо­рясь с ис­ку­ше­ни­я­ми. Дол­гое вре­мя свя­той Ев­фи­мий под­ви­зал­ся на стол­пе, неда­ле­ко от Со­лу­ни, на­став­ляя при­хо­дя­щих за со­ве­том и вра­чуя бо­лез­ни. Пре­по­доб­ный на­столь­ко очи­стил свой ум и серд­це, что спо­до­бил­ся Бо­же­ствен­ных ви­де­ний и от­кро­ве­ний. По по­ве­ле­нию Гос­по­да свя­той Ев­фи­мий в 863 го­ду на го­ре Пе­ри­сте­ра, неда­ле­ко от Со­лу­ни, ос­но­вал две оби­те­ли, ко­то­ры­ми управ­лял 14 лет, оста­ва­ясь в сане диа­ко­на. В од­ной из них при­ня­ли по­стриг его мать и же­на. Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ный уда­лил­ся на ост­ро­вок, на­хо­дя­щий­ся у Афо­на, и там по­чил в 889 го­ду. Мо­щи его пе­ре­не­се­ны в Со­лунь. Пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия на­зы­ва­ют Но­вым в от­ли­чие от пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 20 ян­ва­ря).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/904

☦️
Священномученик Лукиа́н Печерский пресвитер.
Лу­ки­ан-пре­сви­тер жил в XIII в. На од­ной древ­ней дос­ке с ико­ной свя­то­го на­пи­са­но, что Лу­ки­ан свя­щен­но­му­че­ник по­стра­дал от Ба­тыя око­ло 1243 го­да; бо­лее ни­че­го о нем не из­вест­но. Мо­щи его по­чи­ва­ют в Фе­о­до­си­е­вых (Даль­них) пе­ще­рах; па­мять его со­вер­ша­ет­ся 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря (сов­мест­но с пре­по­доб­ны­ми, по­чи­ва­ю­щи­ми в Даль­них пе­ще­рах), осо­бо 15/28 ок­тяб­ря, ве­ро­ят­но, ра­ди те­зо­име­нит­ства его, и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Святитель Иоа́нн Суздальский епископ.
Свя­ти­тель Иоанн, епи­скоп Суз­даль­ский, с юных лет по­сту­пил в один из мо­на­сты­рей го­ро­да Суз­да­ля. За доб­ро­де­тель­ную и сми­рен­ную жизнь свя­ти­тель в 1350 го­ду был по­став­лен пер­вым епи­ско­пом Суз­даль­ским и Ни­же­го­род­ским. Епи­скоп Иоанн удо­сто­ил­ся ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей: во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии Суз­даль­ский князь Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич ви­дел, как Ан­гел Бо­жий со­слу­жил свя­ти­те­лю. Свя­ти­тель Иоанн из­ве­стен сво­ей лю­бо­вью к бед­ня­кам и боль­ным; за бед­ных он хо­да­тай­ство­вал пе­ред кня­зья­ми об умень­ше­нии на­ло­гов, для боль­ных устра­и­вал бо­га­дель­ни и боль­ни­цы. Мно­го за­бо­тил­ся свя­ти­тель о про­све­ще­нии хри­сти­ан­ской ве­рой язы­че­ской морд­вы. По­сле при­со­еди­не­ния Суз­да­ля к Мос­ков­ской мит­ро­по­лии свя­ти­тель Иоанн при­нял схи­му и уда­лил­ся в Бо­го­люб­ский мо­на­стырь. Там он жил уеди­нен­но и мир­но скон­чал­ся. У гро­ба свя­ти­те­ля за­сви­де­тель­ство­ва­ны мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/908

☦️
Священномученик Симео́н Конюхов пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Си­ме­он Ан­то­но­вич Ко­ню­хов ро­дил­ся в 1853 го­ду. Он слу­жил в еди­но­вер­че­ской церк­ви се­ла Во­ро­бье­во (Во­ро­бьи) Охан­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. 27 сен­тяб­ря 1918 го­да, по­сле же­сто­ких пы­ток и из­де­ва­тельств, отец Си­ме­он был рас­стре­лян но­вой бо­го­бор­че­ской вла­стью.

☦️
Священномученик Дими́трий Касаткин пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий Ва­си­лье­вич Ка­сат­кин ро­дил­ся 24 ок­тяб­ря 1884 го­да в се­ле Бо­рис-Го­ро­док Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. Окон­чил в 1900 го­ду Зве­ни­го­род­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1906 го­ду – Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, был на­прав­лен учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу се­ла Ми­ля­ти­но Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1916 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иерея к церк­ви во имя свя­тых Кос­мы и Да­ми­а­на по­го­ста Гвозд­ня Брон­ниц­ко­го уез­да той же гу­бер­нии, где про­слу­жил 20 лет.
В 1930-х го­дах отец Ди­мит­рий при под­держ­ке при­хо­жан пре­пят­ство­вал по­пыт­кам за­крыть храм, что вы­зы­ва­ло недо­воль­ство вла­стей. 26 но­яб­ря 1937 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван и по­ме­щен в тюрь­му г. Ко­лом­ны, за­тем пе­ре­ве­ден в Моск­ву в Та­ган­скую тюрь­му. Его об­ви­ня­ли в про­из­не­се­нии про­по­ве­дей, в со­вер­ше­нии крест­ных хо­дов, а так­же в аги­та­ции про­тив кол­хо­зов. Отец Ди­мит­рий от­верг как го­ло­слов­ные об­ви­не­ния в ан­ти­кол­хоз­ной аги­та­ции, что же ка­са­ет­ся крест­ных хо­дов и про­по­ве­дей, то, как ука­зал свя­щен­ник, они вхо­дят в его обя­зан­но­сти. 5 де­каб­ря Осо­бой трой­кой УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти был при­го­во­рен к 10 го­дам ИТЛ. От­бы­вал срок в Бе­ло­мо­ро-Бал­тий­ском ИТЛ в Мед­ве­жье­гор­ске.
Свя­щен­ник Ди­мит­рий Ка­сат­кин об­ра­щал­ся с за­яв­ле­ни­ем о пе­ре­смот­ре де­ла, ука­зы­вая на неспра­вед­ли­вость при­го­во­ра: «Моя ви­на пе­ред со­вет­ской вла­стью со­сто­ит в том, что я свя­щен­ник и со­вер­шал бо­го­слу­же­ние и ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды, ко­то­рые со­вет­ски­ми за­ко­на­ми не за­пре­ще­ны; но это не мо­жет слу­жить ос­но­ва­ни­ем для мо­е­го за­клю­че­ния». Од­на­ко в по­втор­ном рас­смот­ре­нии де­ла бы­ло от­ка­за­но. В ав­гу­сте 1940 го­да отец Ди­мит­рий был пе­ре­ве­ден в Та­лаж­ское от­де­ле­ние Ку­лой­ско­го ИТЛ близ Ар­хан­гель­ска (с фев­ра­ля 1942 под управ­ле­ни­ем От­де­ла ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ко­ло­ний УНКВД по Ар­хан­гель­ской об­ла­сти). Ка­торж­ные ра­бо­ты по­до­рва­ли здо­ро­вье свя­щен­но­му­че­ни­ка. Он скон­чал­ся 28 ок­тяб­ря 1942 го­да в за­клю­че­нии и был по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Святитель Афана́сий (Сахаров), Ковровский епископ.
Ро­дил­ся бу­ду­щий епи­скоп Афа­на­сий (Сер­гей Гри­горь­е­вич Са­ха­ров) 2 июля (ст. ст.) 1887 го­да, в празд­ник По­ло­же­ния чест­ной ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне. Ро­ди­те­ли Сер­гия, Гри­го­рий и Мат­ро­на, жи­ли во Вла­ди­ми­ре. Отец, уро­же­нец Суз­да­ля, был на­двор­ным со­вет­ни­ком, мать про­ис­хо­ди­ла из кре­стьян. Их доб­ро­та и бла­го­че­стие ста­ли бла­го­дат­ной поч­вой, на ко­то­рой взрас­та­ли ду­хов­ные да­ро­ва­ния их един­ствен­но­го сы­на. На­ре­чен­ный в честь пе­чаль­ни­ка зем­ли Рус­ской пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, бу­ду­щий вла­ды­ка глу­бо­ко вос­при­нял без­за­вет­ную лю­бовь к Церк­ви и Оте­че­ству, ко­то­рая так от­ли­ча­ла пре­по­доб­но­го.
Дет­ские и юно­ше­ские го­ды Сер­гия Са­ха­ро­ва про­шли в древ­нем и свя­том гра­де Вла­ди­ми­ре-на-Клязь­ме.
Труд­но­сти и ис­пы­та­ния в жиз­ни Сер­гия на­ча­лись с ма­ло­лет­ства, став той жиз­нен­ной сре­дой, в ко­то­рой он ду­хов­но му­жал. От­ца маль­чик ли­шил­ся в ран­нем воз­расте, но в ма­те­ри сво­ей на­шел все, что нуж­но бы­ло для до­стой­но­го вхож­де­ния в жизнь. Она же­ла­ла ви­деть его в мо­на­ше­ском чине, и за это Сер­гий был при­зна­те­лен ей всю жизнь. Сер­гий охот­но хо­дил в при­ход­скую цер­ковь, ни­ко­гда не тя­го­тил­ся про­дол­жи­тель­но­стью цер­ков­ных служб. Бо­го­слу­же­ние как выс­шая сте­пень мо­лит­вы бы­ло глав­ной лю­бо­вью бу­ду­ще­го вла­ды­ки. Он с дет­ства пред­ощу­щал се­бя слу­жи­те­лем Церк­ви

Вла­ды­ка Афа­на­сий тя­же­ло пе­ре­жи­вал но­вый этап ли­бе­раль­ных го­не­ний на Цер­ковь в пе­ри­од «от­те­пе­ли», умно­жал мо­лит­вы рус­ским свя­тым и Ма­те­ри Бо­жи­ей — По­кро­ви­тель­ни­це Ру­си. Он да­же свой уход на по­кой стал рас­смат­ри­вать как укло­не­ние от борь­бы с на­сту­па­ю­щим злом и хо­тел про­сить на­зна­че­ния ви­кар­ным епи­ско­пом, но по­до­рван­ное здо­ро­вье не поз­во­ли­ло про­дол­жить об­ще­ствен­ное слу­же­ние. Как бы тя­же­ла ни бы­ла жизнь вла­ды­ки Афа­на­сия, он ни­ко­гда не уны­вал. На­про­тив, в тюрь­мах, ла­ге­рях, ссыл­ках он пре­ис­пол­нял­ся ка­кой-то уди­ви­тель­ной энер­гии, на­хо­дя спа­си­тель­ные для ду­ши за­ня­тия. Имен­но там, в за­стен­ках, воз­ник­ла уди­ви­тель­ная в ли­тур­ги­че­ском смыс­ле служ­ба Всем рус­ским свя­тым. Она по­лу­чи­ла свою за­кон­чен­ность по­сле об­суж­де­ния с иерар­ха­ми, ко­то­рые бы­ли за­клю­че­ны вме­сте с вла­ды­кой Афа­на­си­ем.
Од­ним из иерар­хов был и ар­хи­епи­скоп Твер­ской Фад­дей, про­слав­лен­ный Цер­ко­вью как свя­щен­но­му­че­ник. И вот 10 но­яб­ря 1922 го­да в 172-й ка­ме­ре Вла­ди­мир­ской тюрь­мы впер­вые бы­ло со­вер­ше­но празд­но­ва­ние Всем рус­ским свя­тым по ис­прав­лен­ной служ­бе.
Смерть ма­те­ри по­бу­ди­ла вла­ды­ку не толь­ко к го­ря­чим сы­нов­ним мо­лит­вам о ней, но и к на­пи­са­нию фун­да­мен­таль­но­го тру­да «О по­ми­но­ве­нии усоп­ших по Уста­ву Пра­во­слав­ной Церк­ви», ко­то­рый был вы­со­ко оце­нен мит­ро­по­ли­том Ки­рил­лом (Смир­но­вым).
В ав­гу­сте 1941 го­да Прео­свя­щен­ный Афа­на­сий со­ста­вил «Мо­леб­ное пе­ние об Оте­че­стве», ис­пол­нен­ное глу­бо­ко­го по­ка­я­ния и необы­чай­ной мо­лит­вен­ной си­лы, об­ни­ма­ю­щее все сто­ро­ны жиз­ни на­ше­го Оте­че­ства. В пе­ри­о­ды за­клю­че­ний вла­ды­кой бы­ли со­став­ле­ны мо­леб­ные пе­ния «О су­щих в скор­бях и раз­лич­ных об­сто­я­ни­ях», «О вра­гах, нена­ви­дя­щих и оби­дя­щих нас», «О су­щих в тем­ни­цах и за­то­че­нии», «Бла­го­да­ре­ние о по­лу­че­нии ми­ло­сты­ни», «О пре­кра­ще­нии войн и о ми­ре все­го ми­ра»…
Свя­ти­тель Афа­на­сий по­ис­ти­не пел Бо­гу «дон­де­же есмь» (Пс.45,1), пел да­же во вра­тах смер­ти, и Гос­подь со­хра­нил Сво­е­го слу­жи­те­ля для лю­би­мых им Церк­ви и Оте­че­ства.
Го­ды ис­по­вед­ни­че­ства ве­ры Хри­сто­вой в ла­ге­рях и тюрь­мах, как бы ни бы­ли они тя­же­лы и ужас­ны, ста­ли на жиз­нен­ном пу­ти вла­ды­ки Афа­на­сия не по­те­рей, а при­об­ре­те­ни­ем. Они стя­жа­ли его сми­рен­ной ду­ше тот бла­го­дат­ный свет ду­ха, ко­то­ро­го так недо­ста­ет ми­ру. На этот внут­рен­ний свет сра­зу со всех сто­рон по­тя­ну­лись лю­ди, каж­дый со сво­и­ми на­болев­ши­ми жиз­нен­ны­ми во­про­са­ми. И лю­ди эти встре­ча­лись с че­ло­ве­ком чи­стой ду­ши, на­пол­нен­ной непре­стан­ной мо­лит­вой.
Ни­кто ни­ко­гда не слы­шал от вла­ды­ки ни сло­ва ро­по­та на тю­рем­ное про­шлое. Каж­до­го при­шед­ше­го встре­чал он незло­би­ем, доб­ро­той, уча­сти­ем и лю­бо­вью. Он де­лил­ся с каж­дым сво­им бо­га­тым жиз­нен­ным опы­том, рас­кры­вал смысл Еван­ге­лия и жи­тий свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их, по­мо­гал пас­ты­рям при­во­дить па­со­мых к ис­тин­но­му по­ка­я­нию.
Свя­ти­тель лю­бил в жиз­ни все пре­крас­ное, ви­дя в нем от­блеск веч­но­сти, и умел на­хо­дить это пре­крас­ное по­всю­ду. Жи­вя в Пе­туш­ках, вла­ды­ка по­лу­чал до 800 пи­сем в год, под­дер­жи­вая пе­ре­пис­ку со мно­ги­ми быв­ши­ми со­уз­ни­ка­ми, скор­би ко­то­рых пе­ре­жи­вал как свои. К Рож­де­ству и Па­схе он по­сы­лал по 30-40 по­сы­лок нуж­да­ю­щим­ся в по­мо­щи и уте­ше­нии.
Ду­хов­ные де­ти вла­ды­ки Афа­на­сия вспо­ми­на­ют, как он был прост и вни­ма­те­лен в об­ще­нии, как це­нил са­мую ма­лую услу­гу, за ко­то­рую все­гда ста­рал­ся от­бла­го­да­рить.
Жи­вя скром­но, он по­чти не об­ра­щал вни­ма­ния на внеш­ность лю­дей. Не лю­бил сла­ву и честь люд­скую, учил тво­рить доб­ро толь­ко во сла­ву Бо­жию, чтобы не ли­шить­ся бу­ду­ще­го воз­да­я­ния. На­став­лял, что та­лан­ты — это дар Бо­жий и ими нель­зя гор­дить­ся.
Од­на­жды на во­прос «Как спа­стись?» он от­ве­тил: «Са­мое глав­ное — это ве­ра. Без ве­ры ни­ка­кие са­мые луч­шие де­ла не спа­си­тель­ны, по­то­му что ве­ра — фун­да­мент все­го. А вто­рое — это по­ка­я­ние. Тре­тье — мо­лит­ва, чет­вер­тое — доб­рые Де­ла. И ху­же вся­ко­го гре­ха — от­ча­я­ние». К по­ка­я­нию вла­ды­ка учил при­бе­гать как мож­но ча­ще, сра­зу, как толь­ко осо­зна­ет­ся грех, — очи­щать ду­шу сле­за­ми по­ка­я­ния.
Мо­лит­ва за­пол­ня­ла всю жизнь свя­ти­те­ля и бы­ла та­кой жи­вой и силь­ной, что мо­ля­щи­е­ся с ним от­ре­ша­лись от все­го зем­но­го. И мно­гие по его мо­лит­ве по­лу­ча­ли ско­рую по­мощь. Вла­ды­ка ча­сто го­во­рил, что в труд­ных слу­ча­ях жиз­ни на­до мо­лит­вен­но при­бе­гать к то­му свя­то­му, чье имя ты но­сишь. Мо­лит­вен­но­му об­ра­ще­нию к на­шим за­ступ­ни­кам — свя­тым Пра­во­слав­ной Церк­ви — он во­об­ще при­да­вал осо­бое зна­че­ние. Про­зор­ли­вость свою вла­ды­ка скры­вал, об­на­ру­жи­вая ее в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях и толь­ко ра­ди поль­зы ближ­них, к нуж­дам ко­то­рых ни­ко­гда не оста­вал­ся рав­но­душ­ным и чьи немо­щи нес так тер­пе­ли­во…
Еще в ав­гу­сте 1962 го­да вла­ды­ка Афа­на­сий на­чал го­во­рить, что ему по­ра уми­рать. Ко­гда од­на­жды ему от­ве­ти­ли, что близ­кие ча­да не пе­ре­не­сут раз­лу­ки с ним, он стро­го за­ме­тил: «Раз­ве мож­но так при­вя­зы­вать­ся к че­ло­ве­ку? Этим мы на­ру­ша­ем свою лю­бовь ко Гос­по­ду. Не од­ни ведь, а с Гос­по­дом оста­е­тесь».
За несколь­ко дней до бла­жен­ной кон­чи­ны вла­ды­ки Афа­на­сия из лав­ры при­е­ха­ли на­мест­ник ар­хи­манд­рит Пи­мен, бла­го­чин­ный ар­хи­манд­рит Фе­о­до­рит и ду­хов­ник игу­мен Ки­рилл, что очень об­ра­до­ва­ло Прео­свя­щен­но­го. Это был ка­нун пя­ти­де­ся­ти­ле­тия его мо­на­ше­ско­го по­стри­га. В са­мый день, в чет­верг, вла­ды­ка был осо­бен­но бла­гост­ным, бла­го­слов­ляя всех при­сут­ству­ю­щих.
Но вот при­бли­зи­лась смерть. Вла­ды­ка уже не мог го­во­рить, по­гру­жен­ный в мо­лит­ву. Од­на­ко в пят­ни­цу ве­че­ром он ти­хо ска­зал в по­след­ний раз: «Мо­лит­ва вас всех спа­сет!» За­тем на­пи­сал ру­кой на оде­я­ле: «Спа­си, Гос­по­ди!»
В вос­кре­се­нье 28 ок­тяб­ря 1962 го­да, на па­мять свя­ти­те­ля Иоан­на Суз­даль­ско­го свя­ти­тель ти­хо пре­дал свой дух Бо­гу, пред­ска­зав этот день и час за­ра­нее.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-afanasij-saharov

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Saharov/
• Даты и этапы моей жизни
• Молитвословия за трапезой
• Настроение верующей души по Триоди Постной
О поминовении усопших по уставу Православной Церкви
• Последование молебнаго пения о сущих в скорбях и различных обстояниях
• Служба всем святым, в земле Российской просиявшим
• Указания при архиерейском служении
Не поминающие своего Патриарха остаются вне Церкви
Неусыпаемая молитва
• Письма священноисповедника Афанасия (Сахарова) из архива священномученика Серафима (Самойловича)
• Собрание писем епископа Афанасия

☦️
Икона Богородицы «Спорительница хлебов».
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов», на­пи­са­на по бла­го­сло­ве­нию стар­ца Вве­ден­ской Оп­ти­ной пу­сты­ни иерос­хи­мо­на­ха Ам­вро­сия (23.XI.1812 — 10.X.1891). Отец Ам­вро­сий, ве­ли­кий рус­ский по­движ­ник XIX ве­ка, пла­ме­нел дет­ской ве­рой к Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он осо­бен­но чтил все Бо­го­ро­дич­ные празд­ни­ки и в эти дни усу­губ­лял мо­лит­ву. Ико­ной «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» отец Ам­вро­сий бла­го­сло­вил ос­но­ван­ную им неда­ле­ко от Оп­ти­ной пу­сты­ни Ша­мор­дин­скую жен­скую оби­тель в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.
На этой иконе Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на си­дя­щей на об­ла­ках. Ее ру­ки рас­про­стер­ты на бла­го­сло­ве­ние. Вни­зу — сжа­тое по­ле, а на нем сре­ди трав и цве­тов сто­ят и ле­жат сно­пы ржи. Ста­рец Ам­вро­сий сам ука­зал день празд­не­ства — 15 ок­тяб­ря и на­звал об­раз «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов», ука­зы­вая этим, что Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца — «По­мощ­ни­ца лю­дям в их тру­дах по снис­ка­нию хле­ба на­сущ­но­го». Пе­ред сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ной отец Ам­вро­сий за­ка­зы­вал во мно­же­стве фо­то­сним­ки с этой ико­ны и раз­да­вал и рас­сы­лал их сво­им ду­хов­ным де­тям. Для пе­ния ака­фи­ста пе­ред свя­тым об­ра­зом ста­рец со­ста­вил осо­бый при­пев: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная, Гос­подь с То­бою! По­даждь и нам, недо­стой­ным, ро­су бла­го­да­ти Тво­ея и яви ми­ло­сер­дие Твое!»
День по­гре­бе­ния стар­ца Ам­вро­сия в Ша­мор­дин­ской оби­те­ли при­шел­ся как раз на 15 ок­тяб­ря — день празд­не­ства ико­ны. Пер­вое чу­до от свя­той ико­ны за­сви­де­тель­ство­ва­но в 1891 го­ду, ко­гда во всей Рос­сии был го­лод из-за неуро­жая, а в Ка­луж­ской об­ла­сти и на по­лях Ша­мор­дин­ской оби­те­ли хлеб ро­дил­ся. В 1892 го­ду, уже по­сле кон­чи­ны стар­ца Ам­вро­сия, его по­слуш­ник Иван Фе­до­ро­вич Че­ре­па­нов по­слал спи­сок с ико­ны в Пят­ниц­кую жен­скую оби­тель Во­ро­неж­ской об­ла­сти. В той мест­но­сти бы­ла за­су­ха и угро­жал го­лод, но вско­ре по­сле то­го, как пе­ред ико­ной «Спо­ри­тель­ни­ца хле­бов» был от­слу­жен мо­ле­бен, по­шел дождь и за­су­ха пре­кра­ти­лась.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-sporitelnica-hlebov


Жития
Писание