☀️ неподвижный годовой круг:
• 27 октября (14 октября)
• мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Ке́лсия (54–68)
• сщмч. Сильва́на Газского (IV)
• прп. Параске́вы-Пе́тки Сербской (XI)
• прп. Нико́лы Святоши (Святослава, кн. Черниговского) Печерского (1143)
• сщмч. Михаила (Лекторского) (1921)
• исп. Амвросия (Полянского) Каменец-Подольского (1932) 📚
• сщмч. Петра (Лебедева) (1937)
• прмч. Максимилиа́на (Марченко) (1938)
• иконы Божией Матери: Яхромская (XV)


☦️
Мученики Наза́рий Римлянин, Герва́сий, Прота́сий, Ке́лсий Медиоланские.
Святые мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий пострадали в царствование императора Нерона (54–68). Святой Назарий (сын христианки Перпетуи и иудея Африкана) родился в Риме и был крещен епископом Лином. С юных лет святой Назарий решил посвятить свою жизнь проповеди Христова учения и оказанию помощи гонимым христианам. С этой целью он покинул Рим и прибыл в Милан. Посещая христиан в Медиоланской темнице, Назарий познакомился там с близнецами Протасием и Гервасием. Братья-близнецы родились в городе Медиолане (Милане) в семье богатых римских граждан – Виталия и Валерии. Оставшись сиротами (их родители были замучены за христианскую веру), братья раздали имущество бедным, отпустили на волю рабов и подвизались в посте и молитве. За исповедание Христа язычники заключили их в темницу. Святой Назарий полюбил близнецов и, как мог, облегчал их страдания. За это язычники избили его и выслали из Медиолана. Святой Назарий уехал в Галлию и там успешно проповедовал христианство и обратил многих язычников. В городе Кимеле он крестил сына одной христианки по имени Келсий и, воспитав его, приобрел себе верного ученика и сподвижника в миссионерских трудах. За проповедь христианства язычники отдали их на растерзание диким зверям, но звери не коснулись святых. Затем пытались утопить мучеников в море, но они ходили по водам, как по суше. Воины, исполнявшие казнь, были так поражены, что сами приняли христианство и отпустили святых мучеников.
Освобожденные Назарий и Келсий ушли в Медиолан и навестили в темнице мучеников Гервасия и Протасия. Об этом донесли Нерону. Тот приказал обезглавить святых Назария и Келсия. Вскоре после этого казнили и святых братьев Гервасия и Протасия. Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/104
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/900

☦️
Священномученик Сильва́н Газский пресвитер.
Святой священномученик Сильван, пресвитер Газский (IV), про­ис­хо­дил из окрест­но­стей го­ро­да Га­зы. В ми­ру Силь­ван был во­и­ном. При­нял свя­щен­ство, а по­том был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Газ­ско­го. Свя­той Силь­ван мно­гих языч­ни­ков об­ра­тил к ве­ре во Хри­ста.
Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на он был при­ве­ден на суд в го­род Ке­са­рию, под­верг­нут пыт­ке, му­же­ствен­но пе­ре­нес ее и был при­го­во­рен к тя­же­лым ра­бо­там в мед­ных руд­ни­ках в па­ле­стин­ском го­ро­де Фе­на. На этой ра­бо­те свя­той епи­скоп до­шел до край­не­го из­не­мо­же­ния, но, все­гда бод­рый ду­хом, неустан­но про­по­ве­до­вал Хри­ста всем окру­жа­ю­щим. Это вы­зва­ло нена­висть языч­ни­ков, ко­то­рые от­ру­би­ли ему го­ло­ву. Та­кую же смерть при­ня­ли с ним и еще 40 свя­тых му­че­ни­ков-во­и­нов, ко­то­рые по сло­ву епи­ско­па уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Смерть их по­сле­до­ва­ла в 311 го­ду.

☦️
Преподобная Параске́ва-Пе́тка Сербская.
Преподобная Параскева Сербская родилась в благочестивой болгарской семье, жившей в ХI веке в селении Епиват, между Силистрией и Константинополем. Однажды, как стрела, пронзили ее сердце услышанные за Богослужением слова Господа: «Иже хочет по Мне идти, да отвернется себе» (Мф. 16, 24). С тех пор она начала раздавать свою одежду нищим, за что терпела много огорчений от родных. По­сле смер­ти от­ца Па­рас­ке­ва по­ки­ну­ла дом вме­сте со сво­им бра­том, свя­ти­те­лем Ев­фи­ми­ем, стре­мясь к по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Вна­ча­ле она от­пра­ви­лась в Кон­стан­ти­но­поль, а за­тем в Иор­дан­скую пу­сты­ню, где под­ви­за­лась до пре­клон­ных лет.
За два года до кончины преподобной Параскеве явился Ангел и повелел ей вернуться на родину, что она и исполнила.
Ее брат, про­жив­ший трид­цать лет в мо­на­стыр­ской ти­ши, стал к это­му вре­ме­ни епи­ско­пом Ма­ди­то­са; и в кон­це жиз­ни они вме­сте тру­ди­лись о Гос­по­де.
Святая скончалась мирно. Мощи ее, покоящиеся в соборном храме в Яссах (Румыния), ознаменовались нетлением и многими исцелениями. Ты­ся­чи лю­дей со­би­ра­ют­ся в день празд­но­ва­ния ее па­мя­ти. В Бел­гра­де со­хра­нил­ся чу­до­твор­ный ис­точ­ник, до­ныне при­но­ся­щий мно­гим ис­це­ле­ние. Ми­ро­то­чи­вые мо­щи ее бра­та яв­ля­ют­ся неоску­де­ва­ю­щим ис­точ­ни­ком и до на­ших дней.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/901

☦️
Преподобный Нико́ла Святоша, Черниговский, Печерский, князь.
Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого, двоюродным братом святого князя-мученика Игоря Черниговского († 1147), и сыном князя Давида Святославича Черниговского († 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом († 1138; память 11 февраля). 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола-Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя. Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач преподобного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит его здоровью. Но внезапно врач сам заболел и исцелился лишь по молитвам преподобного Николая. Тогда Петр постригся в монахи. Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Святой Никола был усердным миротворцем. В 1142 году он примирил черниговских князей с великим князем Всеволодом. Вскоре после кончины святого тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/902

☦️
Священномученик Михаил Лекторский пресвитер.
Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Лек­тор­ский ро­дил­ся 9 но­яб­ря 1872 го­да, в се­мье ку­бан­ско­го свя­щен­ни­ка. По­сту­пил и успеш­но за­кон­чил курс Став­ро­поль­ской Ду­хов­кой се­ми­на­рии со зва­ни­ем сту­ден­та в 1892 го­ду. Был ру­ко­по­ло­жен Прео­свя­щен­ным Ев­ге­ни­ем и опре­де­лен но дья­ко­но-учи­тель­ское ме­сто в ста­ни­цу Дин­скую, где со­сто­ял учи­те­лем од­но­класс­ной цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы. В ав­гу­сте 1893 го­да был ру­ко­по­ло­жен во иереи и опре­де­лен в се­ло Бла­го­дат­ное, где со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем од­но­класс­ной цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы до фев­ра­ля 1896 го­да. Поз­же, со­глас­но про­ше­нию пе­ре­ве­ден в ста­ни­ну Во­ро­неж­скую, где со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем двух­класс­но­го муж­ско­го и од­но­класс­но­го жен­ско­го ми­ни­стер­ских учи­лищ. С 13 мая 1906 го­да пе­ре­ме­щен со­глас­но про­ше­нию к Ан­дре­ев­ской церк­ви ста­ни­цы Но­во­ти­то­ров­ской. Со­сто­ял на­сто­я­те­лем мест­ной при­ход­ской церк­ви и был ду­хов­ни­ком окруж­но­го ду­хо­вен­ства вто­ро­го окру­га с 5 ап­ре­ля 1913 го­да.
Отец Ми­ха­ил был пре­крас­ным се­мья­ни­ном. Его же­на Ека­те­ри­на Вла­ди­ми­ров­на – 24 но­яб­ря 1872 го­да рож­де­ния, ро­ди­ла ему 4-х де­тей: Алек­сандра (1895 г.), На­деж­ду (1898 г.), Оль­гу (1905 г.), Вла­ди­ми­ра (1910 г.).
Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Лек­тор­ский за пас­тыр­ское усер­дие был от­ме­чен сле­ду­ю­щи­ми на­гра­да­ми: на­бед­рен­ни­ком в 1900 го­ду, ску­фьей в 1905 го­ду, Отец Ми­ха­ил так­же имел Ар­хи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние с вы­да­чей гра­мо­ты по пред­став­ле­нию учи­лищ­но­го Со­ве­та за тру­ды я за­бо­ты по от­кры­тию биб­ли­от­еки-чи­таль­ни при цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле на изыс­кан­ные и мест­ные сред­ства 1908 го­да. В 1910 го­ду 6 мая он по­лу­ча­ет в на­гра­ду ка­ми­лав­ку.
Отец Ми­ха­ил при­ни­мал уча­стие в пер­вой все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния Рос­сий­ской им­пе­рии в ка­че­стве за­ве­ду­ю­ще­го пе­ре­пис­ным участ­ком, за что был удо­сто­ен Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства бла­го­дар­но­сти, в чем имел уве­дом­ле­ние Ми­ни­стра внут­рен­них дел от 1 ав­гу­ста 1897 го­да № 6644 и брон­зо­вую ме­даль со сви­де­тель­ством от 29 ав­гу­ста 1897 го­да.
В ночь с 25 на 26 сен­тяб­ря 1921 го­да в ста­ни­це Но­во­ти­то­ров­ской пер­вой кав­бри­га­дой Чон­гар­ской кав­ди­ви­зии Бу­ден­но­го, про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Лек­тор­ский был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, и при­ве­зен со мно­ги­ми аре­сто­ван­ны­ми ка­за­ка­ми в ста­ни­цу Брю­хо­вец­кую во осо­бый от­дел 9-ой боль­ше­вист­ской ар­мии. Здесь пол­то­ра ме­ся­ца за­клю­чен­ные жи­ли в нече­ло­ве­че­ских усло­ви­ях, спа­ли на со­ло­ме и бы­ли изъ­еде­ны бло­ха­ми и вша­ми, так что слу­чай­но уви­дев­ший о. Ми­ха­и­ла, ко­то­ро­му бы­ло 49 лет, на­шли его крайне ис­ху­дав­шим, еле хо­див­шим ста­ри­ком. При­го­вор трой­ки осо­бо­го от­де­ла кав­ди­ви­зии Бу­ден­но­го был ко­рот­ким – расстрел.
Ко­гда груп­пу за­лож­ни­ков из 40 че­ло­век раз­де­ли до ис­под­не­го, ка­за­ки ста­ли про­сить – «Ба­тюш­ка по­ис­по­ве­дуй нас». Ба­тюш­ка по­ис­по­ве­дал и от­пу­стил их гре­хи, ска­зав: «А кро­вью Вы при­об­щи­тесь сво­ею, и те­перь про­сти­те ме­ня, в чем я по­ви­нен». Ко­гда же он стал слу­жить мо­ле­бен, их ста­ли бить при­кла­да­ми, осо­бен­но силь­но би­ли о. Ми­ха­и­ла. За­тем свя­за­ли им ру­ки, бро­си­ли в те­ле­ги и по­вез­ли за ста­ни­цу в гли­ня­ный ка­рьер. Ле­жав­ший с о Ми­ха­и­лом ка­зак су­мел раз­вя­зать се­бе ру­ки и раз­вя­зал их о. Ми­ха­и­лу. «А те­перь да­вай бе­жать» – шеп­нул ка­зак. Но ба­тюш­ка от­ве­тил: «Бла­го­слов­ляю те­бя бе­жать, а я уже не в си­лах». Ка­зак бе­жал. Ко­гда боль­ше­ви­ки сре­ди при­го­во­рен­ных к рас­стре­лу на­шли раз­вя­зан­ны­ми ру­ки толь­ко у свя­щен­ни­ка, под­верг­ли его страш­ным ис­тя­за­ни­ям.
27 ок­тяб­ря 1921 го­да в 10 ча­сов ве­че­ра всех за­лож­ни­ков рас­стре­ля­ли, и сре­ди го­ры тру­пов вы­де­ля­лось сво­им изуро­до­ван­ным ви­дом те­ло о. Ми­ха­и­ла. Бы­ли лю­ди ко­то­рые это все ви­де­ли.

☦️
Исповедник Амвро́сий (Полянский), Каменец-Подольский епископ.
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ам­вро­сий (в ми­ру Алек­сандр Алек­се­е­вич По­лян­ский) ро­дил­ся 12 но­яб­ря 1878 го­да в се­ле Пе­те­ли­но Ела­тем­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Род По­лян­ских из­дав­на был свя­щен­ни­че­ским, и они от­ли­ча­лись хри­сти­ан­ским бла­го­че­сти­ем. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Алек­сандр по­лу­чил в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в род­ном се­ле. Ко­гда ему ис­пол­ни­лось де­вять лет, отец от­дал его учить­ся в ду­хов­ное учи­ли­ще в го­ро­де Шац­ке Там­бов­ской гу­бер­нии. Свое об­ра­зо­ва­ние он про­дол­жил в Там­бов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1899 го­ду, и в тот же год по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. В 1901 го­ду он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ам­вро­сий и ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на, а в 1902 го­ду — в сан иеро­мо­на­ха. В 1903 го­ду иеро­мо­нах Ам­вро­сий окон­чил ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем в Ки­ев­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и опре­де­лен в чис­ло бра­тии Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. В 1905 го­ду он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом. В 1906 го­ду он был на­зна­чен рек­то­ром той же се­ми­на­рии и воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.
Ре­во­лю­ци­он­ные бес­по­ряд­ки, нрав­ствен­ная рас­ша­тан­ность в об­ще­стве не ми­но­ва­ли и Ду­хов­ную се­ми­на­рию, несмот­ря на все уси­лия рек­то­ра. 29 мар­та 1907 го­да сре­ди уча­щих­ся вспых­нул бунт.

По­сле окон­ча­ния граж­дан­ской вой­ны на Укра­ине и об­ра­зо­ва­ния об­нов­лен­че­ства со­вет­ские вла­сти по­ве­ли бес­по­щад­ную борь­бу с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Об­нов­лен­че­ский ар­хи­епи­скоп Ка­ме­нец-По­доль­ской епар­хии Пи­мен (Пе­гов) пред­ло­жил епи­ско­пу Ам­вро­сию всту­пить в об­нов­лен­че­скую ор­га­ни­за­цию. Свя­ти­тель от­ка­зал­ся, о чем об­нов­лен­цы со­об­щи­ли в ОГПУ, и епи­скоп был аре­сто­ван.

В 1923 го­ду епи­скоп Ам­вро­сий был вы­слан за пре­де­лы Укра­и­ны и по­се­лил­ся в Москве. По­сле вы­сыл­ки пра­во­слав­но­го ар­хи­ерея Ка­ме­нец-По­доль­ская епар­хия, при под­держ­ке со­вет­ских вла­стей, бы­ла со­вер­шен­но раз­гром­ле­на об­нов­лен­ца­ми: в Вин­ни­це, на­при­мер, не оста­лось ни од­но­го пра­во­слав­но­го хра­ма.
В 1923 го­ду об­нов­лен­цы всту­пи­ли в пе­ре­го­во­ры с Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью об усло­ви­ях объ­еди­не­ния. Их ос­нов­ным усло­ви­ем бы­ло от­стра­не­ние Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на от управ­ле­ния Цер­ко­вью и уда­ле­ние его на по­кой. В кон­це сен­тяб­ря 1923 го­да в Дон­ском мо­на­сты­ре со­сто­я­лось со­бра­ние два­дца­ти се­ми ар­хи­ере­ев, на ко­то­ром об­суж­да­лись во­про­сы, свя­зан­ные с при­ми­ре­ни­ем с об­нов­лен­ца­ми. Епископ Амвросий решительно стал на защиту патриарха, указал на неканоничность обновленческой иерархии и незаконность требований обновленцев.
Возможно, владыка Амвросий (Полянский) оказался тем самым человеком, благодаря которому обновленческий раскол не смог поглотить Русскую Церковь. По крайней мере, известно, что по результатам закрытого голосования в Донском монастыре большинство архиереев поддержали его позицию и отказались от союза с обновленцами.

Через год епи­скоп Ам­вро­сий сно­ва был аре­сто­ван. ОГПУ про­дер­жа­ло его в за­клю­че­нии де­сять дней. По­сле осво­бож­де­ния он слу­жил в раз­ных хра­мах Моск­вы, все­гда на бо­го­слу­же­ни­ях про­по­ве­дуя. В 1925 го­ду епи­скоп Ам­вро­сий был на­зна­чен управ­ля­ю­щим Ка­ме­нец-По­доль­ской епар­хии, но вы­ехать в нее не успел. В кон­це но­яб­ря 1925 го­да в Москве бы­ли аре­сто­ва­ны все ар­хи­ереи, ко­то­рые ока­зы­ва­ли по­мощь Пат­ри­ар­ше­му Ме­сто­блю­сти­те­лю в управ­ле­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Вме­сте с ни­ми был аре­сто­ван и епи­скоп Ам­вро­сий. След­ствие ве­ли Туч­ков и Ка­зан­ский.

На сле­ду­ю­щий день по­сле до­про­са он через сек­ре­та­ря тю­рем­но­го от­де­ла ОГПУ пе­ре­дал за­яв­ле­ние для сле­до­ва­те­ля. Он пи­сал: «По по­во­ду до­про­са 29 мар­та счи­таю нуж­ным за­явить сле­ду­ю­щее. Для ме­ня Цер­ковь есть ре­ли­ги­оз­ный со­юз и, как вся­кий со­юз, она име­ет свои за­ко­ны и пра­ви­ла. Бо­лее то­го, Цер­ковь есть Бо­же­ствен­ное уста­нов­ле­ние, име­ю­щее в ос­но­ве сво­ей жиз­ни Бо­же­ствен­ные пра­ви­ла, вы­ра­жен­ные Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем и со­став­лен­ны­ми на ос­но­ва­нии по­след­не­го ка­но­на­ми Все­лен­ских и По­мест­ных Со­бо­ров. И вся­кий, кто хо­чет при­над­ле­жать к Церк­ви, дол­жен ис­пол­нять ее пра­ви­ла и за­ко­ны; в про­тив­ном слу­чае он от­па­да­ет от Церк­ви, хо­тя бы внешне и при­над­ле­жал к ней. Тем бо­лее свя­щен­но­слу­жи­тель дол­жен ис­пол­нять за­ко­ны и пра­ви­ла Церк­ви.
Я по­лю­бил ду­хов­ную жизнь, стал слу­жи­те­лем Церк­ви и впредь хо­чу при­над­ле­жать к ней; по­это­му ста­ра­юсь ис­пол­нять за­ко­ны и пра­ви­ла Церк­ви и на все яв­ле­ния цер­ков­ной жиз­ни смот­рю толь­ко с точ­ки зре­ния цер­ков­ных пра­вил и уста­нов­ле­ний, а не с ка­кой-ли­бо дру­гой точ­ки зре­ния, на­при­мер по­ли­ти­че­ской. К при­ме­ру, — я не при­знаю об­нов­лен­че­ства толь­ко по­то­му, что оно на­ру­ши­ло цер­ков­ные за­ко­ны (са­мо­чин­ные, же­на­тые ар­хи­ереи и про­чее). Пат­ри­ар­ше­ство я при­знаю толь­ко по­то­му, что оно, а не Си­нод, — ка­но­ни­че­ское уста­нов­ле­ние, как это и су­ще­ству­ет в Во­сточ­ных Церк­вах.
Что ка­са­ет­ся по­ли­ти­ки, то я к ней ни­ко­гда не стре­мил­ся и не стрем­люсь, — ду­ша моя не ле­жит к ней. И в преж­нее вре­мя я ею не за­ни­мал­ся и ни в ка­ких ор­га­ни­за­ци­ях и об­ще­ствах не участ­во­вал; и те­перь, при со­вет­ской вла­сти, по­ли­ти­ки я не ка­сал­ся и не ка­са­юсь, ни к ка­ким ор­га­ни­за­ци­ям и об­ще­ствам не при­над­ле­жал и не при­над­ле­жу, ни в ка­ких по­ли­ти­че­ских вы­ступ­ле­ни­ях не участ­во­вал и не участ­вую и пре­ступ­ле­ний про­тив со­вет­ской вла­сти не со­вер­шал».

Прео­свя­щен­ный Ам­вро­сий был при­го­во­рен к трем го­дам за­клю­че­ния и от­прав­лен вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Хер­сон­ским Про­ко­пи­ем (Ти­то­вым) в Со­ло­вец­кий конц­ла­герь. 30 но­яб­ря 1928 го­да ар­хи­ере­ям бы­ло объ­яв­ле­но, что по­сле ла­ге­ря они ссы­ла­ют­ся на три го­да в Ураль­скую об­ласть. В ссыл­ку через Ека­те­рин­бург и То­больск они еха­ли вме­сте. 7 ап­ре­ля, в празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, они при­бы­ли в То­боль­ский изо­ля­тор, от­ку­да их в тот же день осво­бо­ди­ли. Но сво­бо­да ока­за­лась крат­ко­сроч­ной, уже 9 ап­ре­ля их вновь аре­сто­ва­ли и за­клю­чи­ли в То­боль­скую тюрь­му, в ко­то­рой они про­бы­ли пол­то­ра ме­ся­ца. С на­ча­лом су­до­ход­ства пер­вым же па­ро­хо­дом они бы­ли до­став­ле­ны в го­род Об­дорск. Через ме­сяц вла­ды­ка Ам­вро­сий был от­прав­лен от­сю­да в неболь­шую се­ло Шу­рыш­ка­ры, где он про­был до 5 июля 1931 го­да, ко­гда был воз­вра­щен в Об­дорск.
30 июля 1931 го­да епи­скоп Ам­вро­сий и ар­хи­епи­скоп Про­ко­пий вновь бы­ли аре­сто­ва­ны. Под­лин­ной при­чи­ной аре­ста яви­лась нена­вист­ная без­бож­ным вла­стям глу­бо­кая ве­ра свя­ти­те­лей, их неже­ла­ние ид­ти на ком­про­мис­сы, сам об­раз жиз­ни, ко­то­рый они ве­ли в глу­хой ссыл­ке; раз­дра­жа­ло, что ар­хи­ереи осме­ли­лись слу­жить Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в ссыл­ке, хо­тя на служ­бах при­сут­ство­ва­ло все­го несколь­ко че­ло­век, раз­дра­жа­ло и то, что свя­ти­те­ли пе­ре­пи­сы­ва­лись с на­хо­див­шим­ся на край­нем се­ве­ре Пат­ри­ар­шим Ме­сто­блю­сти­те­лем мит­ро­по­ли­том Пет­ром.
Ре­ше­ние об их аре­сте бы­ло при­ня­то в Москве, и по­то­му до­про­сы сви­де­те­лей и по­иск об­ви­не­ний на­ча­лись уже по­сле аре­ста.

По­сле окон­ча­ния след­ствия ар­хи­ереи бы­ли от­прав­ле­ны в То­боль­скую тюрь­му. 14 де­каб­ря 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло епи­ско­па Ам­вро­сия и ар­хи­епи­ско­па Про­ко­пия к ссыл­ке в Ка­зах­стан на три го­да.
Епи­скоп Ам­вро­сий был от­прав­лен в ссыл­ку в го­род Тур­ке­стан, ку­да при­был в на­ча­ле сен­тяб­ря 1932 го­да. Здесь в это вре­мя жи­ло мно­го ссыль­ных мо­на­хинь из Рос­сии, и в част­но­сти из Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли. Епи­ско­па Ам­вро­сия при­ня­ла од­на из по­слуш­ниц оби­те­ли, Ев­фро­си­ния Жу­ри­ло. В ОГПУ вла­ды­ке ска­за­ли, что он дол­жен бу­дет от­пра­вить­ся за сто два­дцать ки­ло­мет­ров, через пу­сты­ню, в неболь­шое се­ло Сузак, где опре­де­ле­но ме­сто жи­тель­ства. Путь ту­да про­хо­дил по уз­кой и опас­ной до­ро­ге, на иных участ­ках вдоль уще­лья, и бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда вер­блю­ды сры­ва­лись с тро­пин­ки и па­да­ли в про­пасть. По­слуш­ни­ца Ев­фро­си­ния по­шла к на­чаль­ни­ку ОГПУ, чтобы упро­сить его не по­сы­лать ар­хи­ерея в столь да­ле­кое и опас­ное пу­те­ше­ствие, оста­вить его в го­ро­де, но тот от­ка­зал.
Ве­че­ром вла­ды­ка бе­се­до­вал с мо­на­хи­ня­ми и по­слуш­ни­ца­ми Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли. Утром они ста­ли со­би­рать ве­щи и го­то­вить епи­ско­па к отъ­ез­ду: со­бра­ли все необ­хо­ди­мое, до­ста­ли те­ле­гу, уло­жи­ли в нее ве­щи и да­ли пись­ма к зна­ко­мо­му ссыль­но­му док­то­ру из Санкт-Пе­тер­бур­га и к ссыль­ным мо­на­хи­ням. Вла­ды­ку уса­ди­ли в те­ле­гу и со сле­за­ми на гла­зах про­сти­лись с ис­по­вед­ни­ком. До­ро­гой епи­ско­па обо­жгло солн­цем, и он ед­ва до­е­хал до ме­ста ссыл­ки. По при­ез­де он сра­зу по­пал в боль­ни­цу; од­на­ко со­сто­я­ние его здо­ро­вья ока­за­лось на­столь­ко тя­же­лым, что, несмот­ря на все уси­лия вра­ча и се­стер, вла­ды­ка через неде­лю скон­чал­ся.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-amvrosij-poljanskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polyanskij/uchenie-o-tsarstve-bozhiem-po-sochineniyu-blazhennogo-avgustina-o-grade-bozhiem/
• Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина «О Граде Божием»

☦️
Священномученик Петр Лебедев пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Петр Ле­бе­дев ро­дил­ся в се­мье учи­те­ля Га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. Во иерея он был ру­ко­по­ло­жен в 1911 го­ду и стал слу­жить в церк­ви Илии про­ро­ка в се­ле Род­ни­ки в Ива­нов­ской об­ла­сти. Отец Петр от­ли­чал­ся бес­ко­ры­сти­ем, ас­ке­тиз­мом и че­ло­веч­но­стью. Он го­во­рил при­хо­жа­нам: «Лю­ди мо­е­го са­на не долж­ны от­ли­чать­ся бо­гат­ством от обыч­ных ра­бов Бо­жи­их». Отец Петр жил с се­мьей в цер­ков­ной сто­рож­ке и не брал с при­хо­жан де­нег за тре­бы. В бла­го­дар­ность при­хо­жане бес­плат­но вы­стро­и­ли ему дом. По­сле 1917 го­да отец Петр вы­сту­пил как про­тив­ник бо­го­бор­че­ской вла­сти. В 1921 го­ду он был на­граж­ден са­ном про­то­и­е­рея. Тру­да­ми от­ца Пет­ра бы­ла со­зда­на при­ход­ская биб­лио­те­ка, он со­би­рал де­тей для за­ня­тий по За­ко­ну Бо­жию, на его про­по­ве­ди со­би­ра­лись жи­те­ли да­же из окрест­ных де­ре­вень. Отец Петр не бо­ял­ся за­пу­ги­ва­ния без­бож­ни­ков, при­зы­вал ду­хо­вен­ство по­сто­ять за пра­во­слав­ные хра­мы, от­важ­но участ­во­вал в дис­кус­си­ях с без­бож­ни­ка­ми. Бла­го­да­ря ему при­хо­жане не при­ня­ли об­нов­лен­че­ство и про­дол­жа­ли укра­шать свой храм. В 1932 го­ду про­то­и­е­рея Пет­ра Ле­бе­де­ва аре­сто­ва­ли, а его же­ну и пя­те­рых де­тей вы­гна­ли из до­ма. В 1935 го­ду свя­щен­ник был осво­бож­ден и вер­нул­ся к слу­же­нию в се­ло Род­ни­ки. Ко­гда мест­ные вла­сти ре­ши­ли за­крыть храм, отец Петр не по­бо­ял­ся ор­га­ни­зо­вать сбор под­пи­сей в его за­щи­ту. Око­ло ста под­пи­сей со­брал ди­рек­тор мест­ной шко­лы, за что его уво­ли­ли с ра­бо­ты и аре­сто­ва­ли. Отец Петр был аре­сто­ван в ок­тяб­ре 1937 го­да и от­прав­лен в тюрь­му го­ро­да Ива­но­во. Там он был рас­стре­лян вме­сте со вто­рым свя­щен­ни­ком Ильин­ской церк­ви от­цом Ни­ко­ла­ем Ро­зо­но­вым.

☦️
Преподобномученик Максимилиа́н (Марченко) игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник игу­мен Мак­си­ми­ли­ан (Мар­чен­ко) был вы­ход­цем из ка­за­ков, его отец был свя­щен­ни­ком. Бу­ду­щий пре­по­доб­но­му­че­ник при­нял по­стриг в Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре. В 1914 го­ду иеро­мо­нах Мак­си­ми­ли­ан был ко­ман­ди­ро­ван в дей­ству­ю­щую ар­мию. По от­зы­вам про­то­пре­сви­те­ра Ге­ор­гия Ша­вель­ско­го, отец Мак­си­ми­ли­ан был про­стой, неуче­ный, но доб­рый, сер­деч­ный, услуж­ли­вый и при том со все­ми лас­ко­вый и сло­во­охот­ли­вый, он ско­ро стал об­щим лю­бим­цем: и боль­ных и вра­чеб­но­го пер­со­на­ла во­ен­но­го ла­за­ре­та, где нес свое слу­же­ние. В 1915 го­ду он вер­нул­ся в Лав­ру, ко­то­рую по­сле ре­во­лю­ции пре­вра­ти­ли в му­зей. Иеро­мо­нах Мак­си­ми­ли­ан стал ра­бо­тать в нем сто­ро­жем. Од­новре­мен­но он был на­зна­чен на долж­ность устав­щи­ка Тро­иц­ко­го со­бо­ра, а позд­нее был воз­ве­ден в сан игу­ме­на. Аре­сто­ва­ли от­ца Мак­си­ми­ли­а­на в 1928 го­ду как «быв­ше­го мо­на­ха, не со­чув­ству­ю­ще­го со­ци­а­ли­сти­че­ско­му стро­и­тель­ству». В на­ча­ле за­клю­че­ния он на­хо­дил­ся в Бу­тыр­ской тюрь­ме, а от­ту­да был от­прав­лен в Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния. По­сле от­бы­тия 3-х лет­не­го сро­ка игу­мен Мак­си­ми­ли­ан стал слу­жить в Ку­ку­ев­ской церк­ви го­ро­да За­гор­ска. Здесь он был аре­сто­ван в 1935 го­ду. Аре­сто­ва­но бы­ло сра­зу несколь­ко свя­щен­но­слу­жи­те­лей по об­ви­не­нию в со­зда­нии «контр­ре­во­лю­ци­он­ной мо­нар­хи­че­ской груп­пи­ров­ки ду­хо­вен­ства и цер­ков­ни­ков». В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии го­во­ри­лось, что отец Мак­си­ми­ли­ан «во вре­мя им­пе­ри­а­ли­сти­че­ской вой­ны слу­жил по­пом в став­ке быв­ше­го ца­ря Ни­ко­лая II-го», аре­сто­ван­ных об­ви­ни­ли в том, что они «…рас­про­стра­ня­ли лож­ные слу­хи о яко­бы про­во­ди­мом го­не­нии на ве­ру­ю­щих в СССР, при­зы­ва­ли ве­ру­ю­щих объ­еди­нить­ся и встать на за­щи­ту пра­во­слав­ной церк­ви…». От­ца Мак­си­ми­ли­а­на при­го­во­ри­ли к 3 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. В ссыл­ке он был аре­сто­ван в 1937 го­ду и при­го­во­рен к 10 го­дам ла­ге­рей. По­чти сра­зу по при­бы­тии в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в по­сел­ке Че­молган в Ал­ма-Атин­ской об­ла­сти пре­по­доб­но­му­че­ник Мак­си­ми­ли­ан (Мар­чен­ко) скон­чал­ся.

☦️
Икона Богородицы Яхромская.
Яхром­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась от­ро­ку Кос­ме (па­мять 18 фев­ра­ля), со­про­вож­дав­ше­му боль­но­го. Кос­ма оста­но­вил­ся на бе­ре­гу ре­ки Яхро­мы, неда­ле­ко от Вла­ди­ми­ра, и боль­ной уснул. Вне­зап­но Кос­ма уви­дел яр­кий свет и услы­шал го­лос: «Внем­ли и ра­зу­мей гла­го­лы жиз­ни, яви жи­тие бо­го­угод­ное и по­же­лай ра­до­сти пра­вед­ных, да на­сла­дишь­ся веч­ных благ». Свет ис­хо­дил от ико­ны Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, явив­шей­ся на де­ре­ве. От­рок Кос­ма снял ико­ну, под­нес к боль­но­му, и тот немед­лен­но ис­це­лил­ся. По­сле это­го Кос­ма на­пра­вил­ся в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где был по­стри­жен и воз­рос для са­мо­сто­я­тель­ных ду­хов­ных по­дви­гов. По тай­но­му вну­ше­нию Бо­жию пре­по­доб­ный Кос­ма взял с со­бой чу­до­твор­ную ико­ну и уда­лил­ся на бе­рег Яхро­мы в то ме­сто, где об­рел этот об­раз. Пре­по­доб­ный Кос­ма со­ору­дил храм, в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, в ко­то­ром по­ста­вил Яхром­скую ико­ну. Впо­след­ствии там об­ра­зо­ва­лась оби­тель.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/ikona-jahromskaja


Жития
Писание