☀️ неподвижный годовой круг:
• 24 октября (11 октября)
• ап. от 70-ти Фили́ппа (I)
• мцц. Зинаи́ды и Филони́ллы (I)
• прп. Феофа́на Никейского, творца канонов (ок. 850) 📚
• прп. Феофа́на, постника Печерского (XII)
• прп. Льва Оптинского (1841) 📚
• сщмчч. Филаре́та (Великанова), Александра (Гривского) (1918)
• Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших


☦️
Апостол от 70-ти Фили́пп диакон.
Свя­той апо­стол Филипп, из чис­ла 70-ти, ро­дил­ся в Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, был же­нат и имел де­тей. По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха две­на­дцать апо­сто­лов по­ста­ви­ли его на диа­кон­ское слу­же­ние в Иеру­са­лим­ской Церк­ви и по­ру­чи­ли, как и про­чим ше­сти диа­ко­нам, за­ве­до­вать при­но­ше­ни­я­ми ве­ру­ю­щих и за­бо­тить­ся о вдо­вах, си­ро­тах, убо­гих. Стар­шим сре­ди се­ми пер­во­ди­а­ко­нов был свя­той ар­хи­ди­а­кон Сте­фан. Ко­гда на­ча­лись го­не­ния и пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на иудеи по­би­ли кам­ня­ми, апо­стол Филипп по­ки­нул Иеру­са­лим. Он пе­ре­се­лил­ся в Са­ма­рию, и там успеш­но про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство. В чис­ле об­ра­щен­ных апо­сто­лом был зна­ме­ни­тый волхв Си­мон, ко­то­рый, «кре­стив­шись, не от­хо­дил от Филип­па» (Деян.8:9-13).
По ука­за­нию Ан­ге­ла Гос­под­ня апо­стол от­пра­вил­ся на до­ро­гу, со­еди­няв­шую Иеру­са­лим с Га­зой, и там встре­тил са­нов­ни­ка ца­ри­цы Эфи­оп­ской, ко­то­ро­го то­же об­ра­тил в хри­сти­ан­ство (Деян.8:26-39). Свя­той апо­стол Филипп неуто­ми­мо про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие во мно­гих стра­нах Ближ­не­го Во­сто­ка, рас­по­ло­жен­ных ря­дом с Па­ле­сти­ной. В Иеру­са­ли­ме апо­сто­лы ру­ко­по­ло­жи­ли его в сан епи­ско­па и по­сла­ли в Ли­дию, где он кре­стил мно­гих. Скон­чал­ся свя­той Филипп в глу­бо­кой ста­ро­сти.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/26
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/26

☦️
Мученицы Зинаи́да и Филони́лла.
Му­че­ни­цы Зи­на­и­да и Фило­нил­ла, род­ствен­ни­цы свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла, бы­ли ро­дом из Тар­са. Свя­тые оста­ви­ли свой дом и по­се­ли­лись в пе­ще­ре близ го­ро­да Ди­мит­ри­а­ды и жи­ли там в непре­стан­ных мо­лит­вах и тру­дах. Они вла­де­ли вра­чеб­ным ис­кус­ством и охот­но ле­чи­ли всех, кто об­ра­щал­ся к ним за по­мо­щью, ис­це­ляя их ду­ши об­ра­ще­ни­ем к Ис­тин­но­му Бо­гу. За свя­тую рев­ность о Гос­по­де про­по­вед­ни­цы при­ня­ли му­че­ни­че­ский ве­нец: идо­ло­по­клон­ни­ки по­би­ли их кам­ня­ми.

В из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/888

☦️
Преподобный Феофа́н Никейский, Константинопольский, творец канонов епископ.
Пре­по­доб­ный Фе­о­фан ис­по­вед­ник и брат его Фе­о­дор ис­по­вед­ник На­чер­тан­ные ро­ди­лись в Иеру­са­ли­ме от ро­ди­те­лей-хри­сти­ан. Стар­шим был Фе­о­дор. Он с ран­не­го дет­ства из­бе­гал дет­ских за­бав и лю­бил по­се­щать цер­ков­ные служ­бы. Вме­сте с млад­шим бра­том Фе­о­фа­ном (па­мять 24 ок­тяб­ря) он был от­дан на обу­че­ние пре­сви­те­ру в Лав­ре свя­то­го Сав­вы. Оба бра­та при­ня­ли ино­че­ство; свя­той Фе­о­дор был воз­ве­ден в сан пре­сви­те­ра.
Ко­гда им­пе­ра­тор-ико­но­бо­рец Лев 5 Ар­мя­нин (813–820), из­гнав бла­го­че­сти­во­го ца­ря Ми­ха­и­ла I Ран­га­ва (811–813), стал по­кро­ви­тель­ство­вать ико­но­бор­че­ской ере­си, пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский по­слал обо­их бра­тьев в Кон­стан­ти­но­поль для за­щи­ты пра­во­сла­вия. При­быв в ви­зан­тий­скую сто­ли­цу, свя­тые ис­по­вед­ни­ки сме­ло вы­сту­па­ли в за­щи­ту ико­но­по­чи­та­ния. В сло­вес­ном со­стя­за­нии Лев 5 был по­срам­лен. Он при­ка­зал нещад­но бить обо­их бра­тьев, а по­том со­слал их в за­то­че­ние и стро­го за­пре­тил по­мо­гать им в чем-ли­бо.
При сле­ду­ю­щих им­пе­ра­то­рах, Ми­ха­и­ле II (820–829) и осо­бен­но при яром ико­но­бор­це Фе­о­фи­ле (829–842), обо­их бра­тьев вер­ну­ли из ссыл­ки и опять уго­ва­ри­ва­ли при­со­еди­нить­ся к ико­но­бор­че­ской ере­си, но они всё так же твер­до и му­же­ствен­но пре­тер­пе­ли все му­че­ния и сно­ва бы­ли из­гна­ны. Но немно­го спу­стя их вы­зва­ли опять. На этот раз их под­верг­ли же­сто­ко­му из­би­е­нию, и, на­ко­нец, над ни­ми бы­ло со­вер­ше­но неви­дан­ное ис­тя­за­ние. Рас­ка­лен­ны­ми иг­ла­ми на их ли­ца на­нес­ли яко­бы по­зо­ря­щие их над­пи­си – 12 сти­хо­твор­ных строк, в ко­то­рых о свя­тых ис­по­вед­ни­ках го­во­ри­лось как о «со­су­дах суе­вер­но­го за­блуж­де­ния». От­сю­да утвер­див­ше­е­ся за свя­ты­ми бра­тья­ми на­име­но­ва­ние На­чер­тан­ных. Пе­ред пыт­кой свя­то­го Фе­о­до­ра го­род­ской епарх про­сил один лишь раз при­ча­стить­ся вме­сте с ико­но­бор­ца­ми, – за это им обе­ща­ли сво­бо­ду. Но свя­той му­че­ник от­ве­тил: «Это всё рав­но, как бы вы ска­за­ли: «Мы толь­ко от­ру­бим те­бе го­ло­ву, а по­том иди, ку­да хо­чешь». По­сле пыт­ки свя­тых бра­тьев за­то­чи­ли в ме­стеч­ке Апа­мее, где свя­той Фе­о­дор скон­чал­ся ок. 840 го­да. Свя­той Фе­о­фан до­жил до окон­ча­ния ико­но­бор­че­ской ере­си и скон­чал­ся в сане епи­ско­па Ни­кей­ско­го. Пре­по­доб­ный Фе­о­фан был ав­то­ром мно­гих со­чи­не­ний в за­щи­ту пра­во­сла­вия. Мо­щи пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра бы­ли пе­ре­не­се­ны в Хал­ки­дон, где от них со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/887

Молитвословия:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Nikejskij/
• Канон апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
• Канон апостолу Иакову, брату Господню по плоти, епископу • Иерусалимскому
• Канон Благовещению Пресвятой Богородицы
• Канон великомученику Георгию Победоносцу
• Канон мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
• Канон Преполовения Пятидесятницы
• Канон святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу
• Канон святому апостолу и евангелисту Матфею
• Канон святому апостолу Иакову Алфееву
• Канон святому апостолу Иуде, брату Господню
• Канон Святому Духу
• Канон святым славным и всехвальным Двенадцати Апостолом
• Канон Торжеству Православия
• Каноны: воскресный и Богородицы
• Сборник канонов о усопших восьми гласов

☦️
Преподобный Феофа́н Печерский, постник.
Преподобный Феофа́н Печерский, постник. Про­зва­ние Пост­ник, с ко­то­рым из­ве­стен пре­по­доб­ный Фе­о­фан, ука­зы­ва­ет, что стро­гий пост был тем пу­тем, ко­то­рым он при­бли­зил­ся к Гос­по­ду. Мо­щи пре­по­доб­но­го Фе­о­фа­на Пост­ни­ка от­кры­то по­чи­ва­ют в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре. Об­сто­я­тель­ства жиз­ни его не опи­са­ны в па­мят­ни­ках Лав­ры.

☦️
Преподобный Лев Оптинский.
Пер­вый прис­но­па­мят­ный оп­тин­ский ста­рец Лев (На­гол­кин) ро­дил­ся в г. Ка­ра­че­ве Ор­лов­ской губ., и в свя­том кре­ще­нии на­ре­чен был Львом. В ми­ру он вра­щал­ся в ку­пе­че­ском бы­ту и слу­жил при­каз­чи­ком в пень­ко­вом де­ле, во­зил пень­ку для сбы­та на даль­ние рас­сто­я­ния. Од­на­жды юно­ша под­верг­ся на­па­де­нию от вол­ка, ко­то­рый вы­рвал у него из но­ги огром­ный ку­сок. Бу­дучи необы­чай­но силь­ным и сме­лым, Лев за­су­нул ку­лак в глот­ку вол­ка, а дру­гой ру­кой сда­вил ему гор­ло. Обес­си­лен­ный волк упал с во­за. Ста­рец Лев при­хра­мы­вал по­сле это­го всю жизнь.
Смет­ли­вый и в выс­шей сте­пе­ни спо­соб­ный при­каз­чик во вре­мя пе­ре­ез­дов стал­ки­вал­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми всех клас­сов об­ще­ства. Он хо­ро­шо осво­ил­ся с ма­не­ра­ми и бы­том каж­до­го из них. Этот опыт при­го­дил­ся ему в го­ды стар­че­ство­ва­ния, ко­гда к нему при­хо­ди­ли и рас­кры­ва­ли ду­шу са­мые раз­ные лю­ди, знат­ные и незнат­ные.
На­ча­ло мо­на­ше­ской жиз­ни преп. Лев по­ло­жил в Оп­ти­ной Пу­сты­ни, но по­том пе­ре­шел в Бе­ло­бе­реж­скую Пу­стынь, где в то вре­мя на­сто­я­тель­ство­вал из­вест­ный афон­ский по­движ­ник о. Ва­си­лий Киш­кин. Вско­ре Лев при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Лео­нид. Здесь он про­шел ис­кус обу­че­ния мо­на­ше­ским доб­ро­де­те­лям: по­слу­ша­нию, тер­пе­нию и всем внеш­ним по­дви­гам. В 1804 г. он стал пре­ем­ни­ком о. Ва­си­лия. Еще до на­зна­че­ния сво­е­го на­сто­я­те­лем, пре­по­доб­ный про­жил неко­то­рое вре­мя в Чолн­ском мо­на­сты­ре, где встре­тил­ся с уче­ни­ком стар­ца Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го о. Фе­о­до­ром и стал его пре­дан­ным по­сле­до­ва­те­лем. Ста­рец Фе­о­дор обу­чал преп. Лео­ни­да выс­ше­му мо­на­ше­ско­му де­ла­нию, этой «на­у­ке из на­ук и ис­кус­ству из ис­кусств», как зо­вет­ся по­двиг непре­стан­ной мо­лит­вы, по­сред­ством ко­то­рой про­ис­хо­дит очи­ще­ние серд­ца от стра­стей.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-lev-optinskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/
Вопросы ученика и ответы старца
• Старческие беседы преподобного Льва Оптинского, записанные его духовными чадами
• Письма преподобного оптинского старца Льва, написанные им одним или совместно со старцем Макарием
• Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию
• Симфония к письмам преподобного оптинского старца Льва

☦️
Священномученик Филаре́т Великанов пресвитер.
Фила­рет Иоан­но­вич Ве­ли­ка­нов ро­дил­ся 14 мая 1873 го­да в се­мье дья­ко­на го­ро­да Верх­не­го Ло­мо­ва. Окон­чил Пен­зен­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и ука­зом за №9091 Пен­зен­ской Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии 7 ок­тяб­ря 1891 го­да был опре­де­лен на пса­лом­щиц­кое ме­сто к со­бор­ной церк­ви го­ро­да Ниж­не­го Ло­мо­ва. С 18 ок­тяб­ря 1895 г. со­сто­ял учи­те­лем Нижне-Ло­мов­ской вос­крес­ной шко­лы. Од­на­ко, чув­ствуя в се­бе при­зва­ние к слу­же­нию цер­ков­но­му, по соб­ствен­но­му про­ше­нию, 10 сен­тяб­ря 1896 го­да ука­зом Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии за №4261 был на­зна­чен на диа­кон­ско-учи­тель­ское ме­сто в с. Сур­ки­но На­ров­ча­тов­ско­го уез­да, а 25 мая 1896 г. епи­ско­пом Пен­зен­ским и Са­ран­ским Пав­лом (Виль­чин­ским) ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви то­го же се­ла. 11 июня 1897 го­да ука­зом все той же Пен­зен­ской Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии за №6762, Фила­рет Ве­ли­ка­нов был пе­ре­ме­щен в се­ло Боль­шой Азяс Крас­но­сло­бод­ско­го уез­да, а ре­зо­лю­ци­ей Епар­хи­аль­но­го Прео­свя­щен­но­го от 23 ав­гу­ста 1901 го­да за №3883 (по пред­ло­же­нию учи­лищ­но­го прав­ле­ния) на­зна­чен эко­но­мом Крас­но­сло­бод­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща.
2 мар­та 1904 го­да ука­зом Пен­зен­ской Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии за №3534 о. Фила­рет был на­зна­чен диа­ко­ном с. Об­роч­но­го Крас­но­сло­бод­ско­го уез­да, в мар­те 1904 го­да – эко­но­мом Ти­хо­нов­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща г. Пен­зы, а 10 июня 1909 го­да – эко­но­мом Пен­зен­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. Вы­со­ко­прео­свя­щен­ным Вла­ди­ми­ром, ар­хи­епи­ско­пом Пен­зен­ским и Са­ран­ским, ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка 30 ок­тяб­ря 1916 го­да. В том же го­ду его пе­ре­ве­ли на долж­ность эко­но­ма Ка­зан­ской Ака­де­мии.
Фев­раль­ский и ок­тябрь­ские пе­ре­во­ро­ты о. Фила­рет вос­при­нял, как ужас­ные и неспра­вед­ли­вые со­бы­тия, од­на­ко все­це­ло по­ло­жил­ся на во­лю Бо­жию и про­дол­жил свое ду­хов­ное слу­же­ние во­пре­ки неиз­беж­но на­дви­га­ю­ще­му­ся тер­ро­ру.
10 ок­тяб­ря н. ст. 1918 го­да, пред­се­да­те­лем ЧК по борь­бе с контр­ре­во­лю­ци­ей на че­хо­сло­вац­ком фрон­те Ла­ци­сом был под­пи­сан ор­дер №343 на обыск и арест свя­щен­ни­ка Фила­ре­та Ве­ли­ка­но­ва, а 11 ок­тяб­ря от­цу Фила­ре­ту уже предъ­яви­ли по­ка­за­ния два­дца­ти­од­но­лет­не­го Кузь­ми­на, «ком­му­ни­ста от­ря­да ЧК», и Ти­мо­фея П., «взвод­но­го от­ря­да ЧК», ко­то­рые во вре­мя бе­ло­чеш­ско­го мя­те­жа буд­то бы бы­ли опо­зна­ны Ве­ли­ка­но­вым, ко­гда тот – во­ору­жен­ный (!) – хо­дил по Ака­де­ми­че­ской сло­бод­ке и тре­бо­вал рас­стре­ла пря­тав­ших­ся ком­му­ни­стов. Сви­де­тель­ство Кузь­ми­на (до ра­бо­ты в ЧК слу­жив­ше­го ден­щи­ком у ге­не­ра­ла Во­ро­но­ва) мог­ла яко­бы под­твер­дить од­на жен­щи­на, но ее «не ока­за­лось в го­ро­де», по­ка­за­ния же дру­го­го «сви­де­те­ля» и во­все бы­ли опро­верг­ну­ты его зем­ля­ком (тем, что при­ютил скры­вав­ше­го­ся че­ки­ста), за­явив­шим, что во вре­мя осмот­ра квар­тир ака­де­ми­че­ских слу­жа­щих Ве­ли­ка­нов не толь­ко не был во­ору­жен, но и ни­ко­му ни аре­стом, ни рас­стре­лом не угро­жал.
Сам свя­щен­ник не мог по­нять, как это мож­но тре­бо­вать рас­стре­ла тех, ко­го он в гла­за-то не ви­ды­вал. Да и не ве­дал отец Фила­рет за со­бой ни­ка­кой ви­ны, по­это­му и из Ка­за­ни ни­ку­да не бе­жал, не скры­вал­ся. По­ло­же­ние свя­щен­но­му­че­ни­ка в тюрь­ме бы­ло очень тя­же­лым – это вид­но из его пи­сем, ко­то­рые он пи­сал сво­им дру­зьям. Но имен­но в этих по­сла­ни­ях об­на­ру­жи­ва­ет­ся его ис­тин­но пра­во­слав­ная ду­ша. 31 ок­тяб­ря ст. ст. в жур­на­ле со­бра­ния Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии по­яви­лась сле­ду­ю­щая за­пись: «Пе­ред на­ча­лом за­се­да­ния Прео­свя­щен­ный Рек­тор Ака­де­мии со­об­щил о вне­зап­ной кон­чине эко­но­ма Ака­де­мии, свя­щен­ни­ка Фила­ре­та Иоан­но­ви­ча Ве­ли­ка­но­ва.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Гривский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Грив­ский ро­дил­ся 25 мая 1874 г. в по­го­сте Бол­чи­но Пор­хов­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Си­мео­на Афа­на­сье­ви­ча Гри­вско­го. Се­мья, в ко­то­рой он ро­дил­ся, при­над­ле­жа­ла из­вест­но­му в Псков­ской гу­бер­нии ро­ду Грив­ских. Пред­ста­ви­те­ли это­го ро­да оста­ви­ли за­мет­ный след в ис­то­рии Псков­ской гу­бер­нии. Они под­ви­за­лись на ни­ве об­ра­зо­ва­ния, на­род­но­го про­све­ще­ния и куль­ту­ры, мно­гие ста­но­ви­лись свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми.
В се­мье про­то­и­е­рея Си­мео­на Афа­на­сье­ви­ча Гри­вско­го сы­но­вья шли по сто­пам от­ца. Про­то­и­е­рей Си­ме­он слу­жил в Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви с. Чир­ская, пре­по­да­вал За­кон Бо­жий и за­ве­до­вал цер­ков­но-при­ход­ской шко­лой. Его сы­но­вья — Алек­сандр, Сер­гий и Ни­кандр, под­рас­тая, один за дру­гим по­сту­па­ли в Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. По­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии они при­ня­ли свя­щен­ный сан и слу­жи­ли свя­щен­ни­ка­ми в раз­ных при­хо­дах Псков­ской епар­хии. Сам гла­ва се­мей­ства про­дол­жал слу­жить Свя­той Церк­ви до глу­бо­кой ста­ро­сти.
В го­ды го­не­ний XX сто­ле­тия все трое бра­тьев-свя­щен­ни­ков ста­ли му­че­ни­ка­ми за Хри­ста. Двое из них про­слав­ле­ны в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков рос­сий­ских. Стар­ший в се­мье, свя­щен­ник Алек­сандр Грив­ский, был рас­стре­лян ЧК в 1918 го­ду; свя­щен­ник Ни­кандр Грив­ский, слу­жив­ший в Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви п. По­чеп То­ро­пец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии (ныне Твер­ская обл.), был при­го­во­рен НКВД к 10 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. В Со­ло­вец­ком конц­ла­ге­ре он тя­же­ло за­бо­лел и по­лу­чил ин­ва­лид­ность. В 1932 г. за­клю­че­ние в конц­ла­ге­ре бы­ло за­ме­не­но ему на ссыл­ку до окон­ча­ния сро­ка. В 1938 г. НКВД санк­ци­о­ни­ро­вал его но­вый арест и при­го­во­рил к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды за «контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность». 2 ок­тяб­ря 1940 го­да свя­щен­ник Ни­кандр Грив­ский скон­чал­ся в за­клю­че­нии в Обо­зер­ском лаг­пунк­те Ар­хан­гель­ской обл. Свя­щен­но­му­че­ник Ни­кандр Грив­ский про­слав­лен в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков от Твер­ской епар­хии.
Млад­ший из бра­тьев, свя­щен­ник Сер­гий Грив­ский, на­сто­я­тель Вы­ше­го­род­ской церк­ви Де­до­вич­ско­го р-на, один из са­мых ак­тив­ных пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ства сво­е­го вре­ме­ни, был аре­сто­ван ор­га­на­ми НКВД в 1937 г. На до­про­сах он, не вы­дер­жав дав­ле­ния след­ствия, при­знал свою «ви­ну» по лож­но воз­ве­ден­но­му на него об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния по ст. 58 УК РСФСР и рас­стре­лян 3 де­каб­ря 1937 г. в за­стен­ках Псков­ской тюрь­мы. За­хо­ро­нен в без­вест­ной мо­ги­ле.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Грив­ский об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Псков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние се­мьи Грив­ских бы­ло да­ле­ко не бле­стя­щим: от­цу про­то­и­е­рею не все­гда уда­ва­лось изыс­кать сред­ства для опла­ты обу­че­ния трех сво­их сы­но­вей, и Алек­сандр ча­сто по­па­дал в спи­сок долж­ни­ков за обу­че­ние. Служ­ба о. Алек­сандра в ду­хов­ном ве­дом­стве на­ча­лась с пер­вой сту­пе­ни по­свя­ще­ния: в 6-м клас­се се­ми­на­рии он был об­ла­чен в сти­харь, при­чем про­ис­хо­ди­ло это в ал­та­ре Свя­то-Тро­иц­ко­го Со­бо­ра. Се­ми­на­рию он за­кон­чил по вто­ро­му раз­ря­ду и был опре­де­лен пса­лом­щи­ком в цер­ковь по­го­ста Дуб­ки, где слу­жил око­ло го­да. В 1900 го­ду пра­вя­щий ар­хи­ерей пе­ре­вел его в Хри­сто­рож­де­ствен­скую цер­ковь се­ла Чир­ская. В этой церк­ви на­хо­ди­лась чу­до­твор­ная, осо­бо чти­мая пско­ви­ча­ми ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рия-Чир­ская, яв­лен­ная Рус­ской Церк­ви в кня­же­ние Ва­си­лия I Дмит­ри­е­ви­ча. 7 лет слу­жил и воз­рас­тал ду­хом бу­ду­щий пас­тырь-му­че­ник под се­нью этой ве­ли­кой свя­ты­ни Псков­ской зем­ли.
В 1907 го­ду Алек­сандр при­нял сан свя­щен­ни­ка с на­зна­че­ни­ем в по­гост Сине-Ни­ко­ла Опо­чец­ко­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-grivskij

☦️
Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.
Единая память просиявших в Оптиной пустыни преподобных, мучеников и исповедников установлена в день празднования Собора преподобных Оптинских старцев (11/24 октября) по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 27 октября 2016 года. Празднование внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 31 января 2018 года.
Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших: преподобных, мучеников и исповедников:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-prepodobnyh-optinskih-starcev


Жития
Писание