☀️ неподвижный годовой круг:
• 17 октября (4 октября)
• сщмч. Иерофе́я Афинского (I)
• сщмчч. Га́ия, Фавста, Евсе́вия, Херимо́на (III)
• сщмч. Петра Капитолийского (III–IV)
• мцц. Домни́ны, Вирине́и (Верони́ки), Проску́дии (Просдо́ки) (305–306)
• прп. Аммо́на (Амму́на) Нитрийского (ок. 350)
• прп. Павла Препро́стого (IV)
• мч. Дави́кта (Ада́вкта) и дщери его Каллисфе́нии (IV)
• блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского (1052)
• прпп. Елла́дия и Они́сима Печерских (XII–XIII)
• прп. Аммо́на Печерского (XIII)
• св. Стефа́на Щиляновича (1515)
• обре́тение мощей свтт. Гу́рия Казанского и Варсоно́фия Тверского (1595)
• сщмч. Димитрия (Вознесенского) (1918)
• сщмчч. Николая (Верещагина), Михаила (Твердовского), Иакова (Бобырева), Тихона (Архангельского), прмч. Василия (Цветкова) (1937)
• исп. Хио́нии Архангельской (1945)
• Собор Казанских святых


☦️
Священномученик Иерофе́й Афинский епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Иеро­фей, епи­скоп Афин­ский, был чле­ном афин­ско­го аре­о­па­га и об­ра­щен ко Хри­сту апо­сто­лом Пав­лом вме­сте с Ди­о­ни­си­ем Аре­о­па­ги­том (па­мять 3 ок­тяб­ря). Свя­той был по­свя­щен апо­сто­лом Пав­лом в сан епи­ско­па. По пре­да­нию, епи­скоп Иеро­фей при­сут­ство­вал вме­сте с епи­ско­пом Ди­о­ни­си­ем при по­гре­бе­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Скон­чал­ся свя­ти­тель Иеро­фей в 1 ве­ке му­че­ни­че­ской смер­тью.

☦️
Священномученики Га́ий, Фавст, диаконы, Евсе́вий, епископ, Херимо́н, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Га­ий, Фавст, Ев­се­вий, Хе­ри­мон, Лу­ций, Петр и Па­вел по­стра­да­ли во вре­мя го­не­ний им­пе­ра­то­ра Ва­ле­ри­а­на. О них упо­ми­на­ет­ся в со­хра­нив­ших­ся фраг­мен­тах по­сла­ния свт. Ди­о­ни­сия Ве­ли­ко­го, пат­ри­ар­ха Алек­сан­дрий­ско­го (247–265), к еп. Гер­ма­ну, а так­же в по­сла­нии к До­ме­тию и Ди­ди­му, ко­то­рые ци­ти­ру­ют­ся в «Цер­ков­ной ис­то­рии» Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го.
Во вре­мя го­не­ний рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Де­ция Га­ий, Фавст, Петр и Па­вел вы­нес­ли свт. Ди­о­ни­сия из г. Та­по­си­ри­са.
Во вре­мя го­не­ний Ва­ле­ри­а­на свт. Ди­о­ни­сий вме­сте с пре­св. Мак­си­мом и диа­ко­на­ми Фав­стом, Ев­се­ви­ем и Хе­ри­мо­ном пред­стал пе­ред пре­фек­том Егип­та Эми­ли­а­ном, ко­то­рый при­ка­зал им от­речь­ся от Хри­ста. Они от­ка­за­лись это сде­лать и бы­ли со­сла­ны в дер. Ке­ф­ро, где во­круг них об­ра­зо­ва­лась хри­сти­ан­ская об­щи­на. Через неко­то­рое вре­мя Эми­ли­ан от­пра­вил их в рай­он Ма­ре­до­ти­ды, но, как со­об­ща­ет свт. Ди­о­ни­сий, его, Га­ия, Фав­ста, Ев­се­вия, Пет­ра и Пав­ла по­хи­ти­ли из кон­воя и он, Га­ий и Петр ока­за­лись в Ли­вий­ской пу­стыне близ Па­ре­то­ния. По све­де­ни­ям Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, Фавст пе­ре­жил го­не­ния Ва­ле­ри­а­на, но впо­след­ствии был обез­глав­лен.

Примечания:
Фавст, Евсевий и Херимон, по свидетельству самого их учителя св. Дионисия Александрийского, были диаконами. Евсевий (церк. историк) прибавляет, что Евсевий диакон после был епископом в Лаодикийской церкви в Сирии, а Фавст, маститый старец, скончался при его жизни мученически, быв обезглавлен. – Скончались в 2-й половине III века.
https://azbyka.ru/days-new/sv-gaij-aleksandrijskij

☦️
Священномученик Петр Капитолийский, Дамасский, пресвитер.
Святой Петр жил на рубеже VII–VIII веков и был родом из города Капитолии. Он восхищал всех мудростью и умом. Петр женился и имел трех сыновей. Но поскольку его любовь к Богу была сильнее любви к семье, он расстался с женой и стал монахом. Затем епископ Бостры, против воли Петра, рукоположил его в пресвитера.
Тяжело заболев в возрасте шестидесяти лет, Петр сокрушался, что мученический венец может миновать его. Тогда, созвав именитых мусульман, он вместо обещанного завещания пламенно исповедовал перед ними христианскую веру и закончил резкими обличениями ислама. Против всякого ожидания Петр выздоровел и, все больше стремясь приобщиться к славе мучеников, начал ревностно проповедовать, осуждая заблуждения мусульман на улицах и в общественных местах. Мусульмане Капитолии составили донос, который послали Омару, сыну халифа Валида I.
При встрече с чиновником, посланным допросить его, Петр выказал такую же решимость, как и раньше, и поэтому был брошен в темницу. В это время халиф заболел и созвал в Дамаск своих детей. Пользуясь случаем, Омар изложил отцу дело христианского священника. Валид приказал немедленно привести обвиняемого. Боясь не увидеть больше своего священника, христиане Капитолии объединились и следовали за ним часть пути.
Как только Петр прибыл во дворец халифа, Омар призвал его и предложил выбирать между жизнью и смертью. Святой отвечал пылко и живо, недвусмысленно дав понять, что желает смерти, так что разгневанный Омар немедленно отослал его к отцу. Халиф объявил святому, что тот волен считать Иисуса Христа Богом, но называть пророка Мухаммеда отцом лжи непозволительно. Петр ответил таким образом, что халиф отказался от дальнейшего суда и объявил приговор, выбрав изощренно жестокую казнь.
10 января 715 года святой мученик был привезен обратно в Капитолию и выставлен перед всем народом. В первых рядах зрителей находились его сын и дочь, которых для этого заставили покинуть кельи, где они жили с детства. Следуя приказам халифа, палач вырвал мученику язык. На другой день он отсек ему стопу и кисть руки. В воскресенье, при еще большем стечении народа, он отрезал святому Петру другую стопу и другую кисть, затем ослепил его, вслед за этим распял возле монастыря, в который тот поместил своих дочерей и рядом с которым и умер, пронзенный тремя ударами копья.
Воины стерегли тело святого в течение пяти дней, после чего сожгли и бросили останки в ближайший речной поток и даже вымыли с осторожностью всякий предмет, который мог коснуться святых мощей, чтобы помешать верующим воздавать им почитание.

☦️
Му­че­ни­цы Домни́на Едесская и до­че­ри ее Ве­ро­ни­ка (Ви­ри­нея) и Проску­дия (Про­сдо­ка).
Му­че­ни­ца Дом­ни­на и до­че­ри ее Ве­ро­ни­ка (Ви­ри­нея) и Проску­дия (Про­сдо­ка) жи­ли в го­ро­де Ан­тио­хии в Си­рии. В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на они по­стра­да­ли за Хри­ста в 304 го­ду.
Об их по­дви­ге рас­ска­зы­ва­ет Ев­се­вий Ке­са­рий­ский (Цер­ков­ная ис­то­рия. Кни­га 8, 3–4):
«Бы­ла в Ан­тио­хии некая свя­тая и див­ная по сво­ей ду­шев­ной доб­ро­де­те­ли жен­щи­на, из­вест­ная кра­со­той, бо­гат­ством, ро­до­ви­то­стью и доб­рой о се­бе сла­вой. Двух сво­их до­че­рей вос­пи­та­ла она в пра­ви­лах ис­тин­ной ве­ры; бы­ли они в рас­цве­те юно­сти и кра­со­ты. Злоб­ные за­вист­ни­ки все­ми си­ла­ми ста­ра­лись вы­сле­дить, где они скры­ва­ют­ся. Узнав, что они жи­вут в дру­гой стране, их хит­ро­стью вы­зва­ли в Ан­тио­хию, и они по­па­ли в ло­вуш­ку, рас­став­лен­ную во­и­на­ми. Мать, ви­дя в без­вы­ход­ном по­ло­же­нии се­бя и де­тей, изо­бра­зи­ла до­че­рям все те же ужа­сы, ка­кие го­то­вят им лю­ди; са­мой страш­ной и непе­ре­но­си­мой бы­ла угро­за непо­треб­ным до­мом. Она ска­за­ла до­че­рям, что ни они, ни она и кра­ем уха не долж­ны слы­шать об этом, ска­за­ла, что пре­дать свою ду­шу в раб­ство де­мо­нам страш­нее вся­кой смер­ти и ху­же вся­кой ги­бе­ли, и пред­ло­жи­ла един­ствен­ный вы­ход – бег­ство к Гос­по­ду. До­че­ри утвер­ди­лись в этой мыс­ли, при­стой­но оку­та­лись сво­и­ми пла­ща­ми, на пол­пу­ти по­про­си­ли у стра­жи раз­ре­ше­ния отой­ти немно­го в сто­ро­ну и бро­си­лись в ре­ку, про­те­кав­шую ря­дом».

☦️
Преподобный Аммо́н (Амму́н) Нитрийский, Египетский.
Пре­по­доб­ный Ам­мон Еги­пет­ский был вос­пи­тан в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. Всту­пив в брак по во­ле род­ных, Ам­мон по со­гла­сии с су­пру­гой со­хра­нил дев­ство и стал жить с ней как брат с сест­рой. 20 лет ду­хов­ные су­пру­ги под­ви­за­лись в по­сте, мо­лит­ве и сов­мест­ных тру­дах. Воз­му­жав в бла­го­че­стии, су­пру­ги по­рознь про­дол­жи­ли свои по­дви­ги. Же­на Ам­мо­на оста­лась до­ма и учре­ди­ла в нем жен­ский мо­на­стырь. Ам­мон ушел в Нит­рий­скую пу­сты­ню, где пре­бы­вал 22 го­да и до­стиг вы­со­ких ду­хов­ных со­вер­шенств, да­ра чу­до­тво­ре­ния и про­зор­ли­во­сти.
Пре­по­доб­ный Ам­мон ча­сто при­хо­дил за бла­го­сло­ве­ни­ем к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Ве­ли­ко­му (па­мять 17 ян­ва­ря). В час кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ам­мо­на свя­той Ан­то­ний уви­дел, как Ан­ге­лы с ве­се­ли­ем воз­но­си­ли на небо ду­шу это­го пра­вед­ни­ка. Пре­по­доб­ный Ам­мон скон­чал­ся в се­ре­дине IV ве­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/857

☦️
Преподобный Па́вел Препро́стый.
Пре­по­доб­ный Па­вел Пре­про­стый жил в IV ве­ке. Пре­про­стым он на­зван за свое про­сто­сер­де­чие и незло­бие. Пре­по­доб­ный был же­нат, но, узнав о невер­но­сти су­пру­ги, оста­вил ее и уда­лил­ся в пу­сты­ню к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Ве­ли­ко­му (па­мять 17/30 ян­ва­ря). Пав­лу бы­ло уже 60 лет, и свя­той Ан­то­ний спер­ва не при­нял Пав­ла, по­чтя его неспо­соб­ным к тя­же­лой от­шель­ни­че­ской жиз­ни. Три дня сто­ял Па­вел у кел­лии по­движ­ни­ка, ска­зав, что ско­рее умрет, чем уй­дет от­сю­да. То­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний по­се­лил Пав­ла к се­бе, дол­го ис­пы­ты­вал его тер­пе­ние и сми­ре­ние тя­же­лым тру­дом, су­ро­вым по­стом, ноч­ны­ми бде­ни­я­ми, неустан­ным пе­ни­ем псал­мов и зем­ны­ми по­кло­на­ми. На­ко­нец пре­по­доб­ный Ан­то­ний раз­ре­шил Пав­лу по­се­лить­ся в от­дель­ной кел­лии.
За мно­го­лет­ний по­двиг пре­по­доб­но­му Пав­лу Гос­подь да­ро­вал про­зор­ли­вость, власть из­го­нять бе­сов. Ко­гда к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию при­ве­ли бес­но­ва­то­го юно­шу, он на­пра­вил боль­но­го к пре­по­доб­но­му Пав­лу со сло­ва­ми: «Ве­ли­кие в ве­ре мо­гут из­го­нять толь­ко ма­лых бе­сов, а сми­рен­ные, как Па­вел Пре­про­стый, име­ют власть над кня­зья­ми бе­сов­ски­ми».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/858

☦️
Мученик Дави́кт и дщерь его Каллисфе́ния.
Давикт бу­дучи гра­до­пра­ви­те­лем Ефес­ским в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на, ис­по­ве­до­вал ве­ру хри­сти­ан­скую. За со­про­тив­ле­ние от­дать в за­му­же­ство свою дочь Кал­ли­сфе­нию за языч­ни­ка им­пе­ра­то­ра, св. Да­викт был ли­шен че­сти и бо­гат­ства, со­слан в Ме­ли­ти­ну и там усе­чен ме­чом.
Св. Кал­ли­сфе­ния же спер­ва укры­ва­лась в Ни­ко­ми­дии, по­том уда­ли­лась во Фра­кию. По смер­ти Мак­си­ми­а­на, она воз­вра­ти­лась в оте­че­ство, где по­лу­чи­ла от­ня­тое иму­ще­ство и раз­да­ла его бед­ным. Те­ло от­ца она пе­ре­нес­ла из ме­ста за­то­че­ния в Асию и по­стро­и­ла цер­ковь в па­мять его. Са­ма же, бо­го­угод­но про­вед­ши осталь­ное вре­мя жи­тия, с ми­ром по­чи­ла о Гос­по­де.

☦️
Благоверный князь Влади́мир Ярославич Новгородский.
Свя­той бла­го­вер­ный князь Вла­ди­мир Яро­сла­вич, Нов­го­род­ский чу­до­тво­рец, стар­ший сын ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Муд­ро­го, ро­дил­ся в 1020 го­ду. В 14 лет отец сде­лал его на­мест­ни­ком в Нов­го­ро­де. В управ­ле­нии кня­же­ством ему по­мо­га­ли во­е­во­да Вы­ша­та и свя­той епи­скоп Лу­ка Жи­дя­та (па­мять 10 фев­ра­ля). Воз­му­жав, князь стал от­важ­ным за­щит­ни­ком стра­ны и бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном. Свя­той Вла­ди­мир по­стро­ил в Нов­го­ро­де Со­фий­ский со­бор, ко­то­рый был за­ло­жен в 1045 го­ду и освя­щен 14 сен­тяб­ря 1052 го­да епи­ско­пом Лу­кой. Бла­го­че­сти­вый во­ин не толь­ко за­бо­тил­ся об укреп­ле­нии кня­же­ства (по его при­ка­зу со­ору­же­на в Нов­го­ро­де ка­мен­ная кре­пость), но и усерд­но по­учал­ся в за­коне Гос­под­нем. Из­вест­но, что в 1047 го­ду для него бы­ли пе­ре­пи­са­ны про­ро­че­ские кни­ги с тол­ко­ва­ни­я­ми. Скон­чал­ся свя­той князь 32-х лет 4 ок­тяб­ря 1052 го­да через 20 дней по­сле освя­ще­ния Со­фий­ско­го хра­ма, и мо­щи его по­ло­же­ны в со­здан­ном им хра­ме. В Нов­го­род­ском Си­но­ди­ке упо­ми­на­е­те его су­пру­га, кня­ги­ня Алек­сандра. Па­мять свя­то­му кня­зю Вла­ди­ми­ру уста­нов­ле­на в 1439 го­ду свя­ти­те­лем Ев­фи­ми­ем, ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским (па­мять 11 мар­та).

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-jaroslavich-novgorodskij

☦️
Преподобный Елла́дий Печерский, затворник, постник.
Пре­по­доб­ный Ел­ла­дий Пе­чер­ский, за­твор­ник, пост­ник, под­ви­зал­ся в XII–XIII вв. Мо­щи его по­чи­ва­ют в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах. Мо­нах Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Био­гра­фи­че­ские дан­ные неиз­вест­ны. Неко­то­рые ис­точ­ни­ки на­зы­ва­ют это­го по­движ­ни­ка, вхо­дя­ще­го в Со­бор свя­тых Ближ­них пе­щер, Ел­ла­ди­ем Пре­по­доб­но­му­че­ни­ком. На са­мом древ­нем по­дроб­ном плане пе­щер св. Ан­то­ния (1638) един­ствен­но ука­зан­ный св. Ел­ла­дий (№36) име­ну­ет­ся пост­ни­ком и чу­до­твор­цем.

☦️
Преподобный Они́сим Печерский, затворник.
Пре­по­доб­ный Они­сим Пе­чер­ский (ХII–ХIII), под­ви­за­ясь в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре, за­тво­рил­ся в Ближ­них пе­ще­рах (пре­по­доб­но­го Ан­то­ния). Свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го по­гре­бе­ны на ме­сте его по­дви­гов.

☦️
Преподобный Аммо́н Печерский, странник, затворник.
Пре­по­доб­ный Ам­мон, за­твор­ник Пе­чер­ский (XIII в.), име­ну­ет­ся тру­до­лю­би­вым. По бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на он стран­ство­вал во Свя­тую Афон­скую Го­ру и во Иеру­са­лим, рев­нуя жи­тию свя­тых ве­ли­ких отец. По воз­вра­ще­нии сво­ем от­ту­да так жил бла­го­че­сти­во и свя­то, что да­же стар­цы бра­ли его се­бе за об­ра­зец в ино­че­ской жиз­ни.
Свя­той Ам­мон лю­бил ни­ще­ту и за­бо­тил­ся о при­об­ре­те­нии нетлен­ных бо­гатств на небе; за­тво­рив­шись в пе­ще­ре, сво­и­ми по­дви­га­ми он по­прал все вра­жьи ко­вар­ства. Пре­ста­вив­шись ду­шою ко Гос­по­ду, об­рел в Нем веч­ный по­кой; те­ло же его свя­тое по­ло­же­но в Даль­них пе­ще­рах.

Кро­ме об­щей па­мя­ти пре­по­доб­ным, в Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре по­чи­ва­ю­щим, – 28 ав­гу­ста, пре­по­доб­но­го Ам­мо­на па­мять со­вер­ша­ет­ся еще 4/17 ок­тяб­ря, ве­ро­ят­но, в день его те­зо­име­нит­ства, так как 4/17 ок­тяб­ря в Пра­во­слав­ной Церк­ви со­вер­ша­ет­ся па­мять прп. Ам­мо­на Еги­пет­ско­го, уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го.

☦️
Святой Стефа́н Щилянович, Сербский.
Свя­той Сте­фан Щи­ля­но­вич ро­дил­ся в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье в серб­ском го­ро­де Жу­пе (юж­ная сто­ро­на За­хол­мья). В то вре­мя Сер­бия ча­сто под­вер­га­лась на­па­де­ни­ям ту­рок, ко­то­рые разо­ря­ли стра­ну. Свя­той Сте­фан за­щи­щал свою ро­ди­ну, ис­пол­няя во­ин­скую служ­бу в ар­мии серб­ско­го пра­ви­те­ля. Ко­гда в стране на­чал­ся го­лод, ми­ло­серд­ный Сте­фан раз­да­вал го­ло­да­ю­щим свой хлеб. Пат­ри­о­ти­че­ская де­я­тель­ность свя­то­го во­и­на бы­ла нераз­рыв­но свя­за­на с его ис­тин­но хри­сти­ан­ской жиз­нью. Он «прис­но под­ви­зал­ся во бла­гих, яже суть: ми­ло­сты­ня, чи­сто­та, мо­лит­ва, ве­ра пра­во­слав­ная и лю­бовь нели­це­мер­ная к ближ­ним». Свя­той ото­шел ко Гос­по­ду 4 ок­тяб­ря 1515 го­да. Через неко­то­рое вре­мя над его мо­ги­лой тур­ки уви­де­ли свет. Ду­мая, что здесь спря­тан клад, они раз­ры­ли мо­ги­лу и на­шли нетлен­ное те­ло свя­то­го Сте­фа­на. Серб­ские мо­на­хи вы­ку­пи­ли мо­щи у ту­рец­ко­го па­ши и пе­ре­нес­ли в мо­на­стырь Ши­ша­то­вец на Фрушт­ской го­ре.
Про­слав­ляя пра­вед­но­го за­щит­ни­ка ро­ди­ны, Серб­ская Цер­ковь мо­лит­ся ему: «Сла­ва во бра­нех, во­ине Сте­фане Щи­ля­но­ви­чу, ве­ли­кий це­леб­ни­че при­хо­дя­щим к те­бе с ве­рою».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days-new/sv-stefan-shchiljanovich

☦️
Обре́тение мощей свтт. Гу́рия Казанского и Варсоно́фия Тверского (1595).
Об­ре­те­ние мо­щей свя­ти­те­ля Гу­рия, ар­хи­епи­ско­па Ка­зан­ско­го († 1563), и Вар­со­но­фия, епи­ско­па Твер­ско­го († 1576), про­изо­шло в Ка­за­ни в 1595 го­ду. При стро­и­тель­стве но­вой ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном свя­ти­те­лем Вар­со­но­фи­ем, у ал­тар­ной сте­ны преж­не­го де­ре­вян­но­го хра­ма бы­ли вы­ко­па­ны гро­бы с те­ла­ми свя­ти­те­лей. Необыч­ность ви­да нетлен­ных гро­бов ис­пол­ни­ла свя­ти­те­ля Ер­мо­ге­на (па­мять 17 фев­ра­ля) бла­го­го­вей­ным дерз­но­ве­ни­ем от­крыть гро­бы при боль­шом сте­че­нии на­ро­да. Сам свя­ти­тель Ер­мо­ген так опи­сы­ва­ет это со­бы­тие: «Ви­де­хом ди­во, его же не на­де­я­хом­ся. Ра­ка бо свя­та­го бе пол­на бла­го­ухан­на ми­ра, как чи­стой во­ды, мо­щи же свя­та­го Гу­рия ввер­ху ми­ра яко гу­ба но­ша­ху­ся. Нетле­ни­ем бо ода­ри Бог чест­ное и мно­го­труд­ное его те­ло, яко и ныне зрит­ся все­ми. Ток­мо ма­ло верх­ния гу­бы тле­ние кос­ну­ся, про­чие же его уды це­лы бы­ша, ни­чем же невре­ди­мы. Ося­за­хом же и по­гре­баль­ные ри­зы его и бя­ху креп­ки зе­ло. По­том же от­крых­ом ра­ку пре­по­доб­на­го Вар­со­но­фия и ви­де­хом: мно­гим нетле­ни­ем по­чте­ни от Бо­га мо­щи свя­та­го Вар­со­но­фия. К но­гам пре­по­доб­на­го тле­ние кос­ну­ся, но оба­че не ток­мо ко­сти не раз­ру­ше­ны, но креп­ки бя­ху зе­ло и ни­ка­ко­же сла­бо­сти в со­ста­ве иму­ще, яко же и Гу­рию свя­ти­те­лю. И по­гре­баль­ныя ри­зы та­кож­де, яко и Гу­рию пре­по­доб­но­му, но­вых креп­чае». Мно­гие боль­ные ис­це­ли­лись, по­ма­зав­шись свя­тым ми­ром, ис­те­кав­шим от мо­щей свя­ти­те­ля Гу­рия.
В Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке под 4 ок­тяб­ря ска­за­но: «Гу­рий по­до­би­ем сед, бра­да, аки Ва­си­лия Ке­са­рий­ско­го, в шап­ке, в омо­фо­ре, в ру­ках Еван­ге­лие, ри­за свя­ти­тель­ская. Вар­со­но­фий по­до­би­ем над­сед, бра­да, аки Гу­ри­е­ва, на ко­нец раз­дво­и­лась, в шап­ке, ри­за свя­ти­тель­ская, омо­фор и Еван­ге­лие».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/855

☦️
Священномученик Дими́трий Вознесенский, пресвитер.
Дмит­рий Пав­ло­вич Воз­не­сен­ский ро­дил­ся в 1855 го­ду в се­ле Ни­ко­ло-За­мо­шье. В 1877 го­ду он окон­чил курс Яро­слав­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии и был опре­де­лен штат­ным пса­лом­щи­ком в род­ную цер­ковь, позд­нее воз­ве­ден в сан диа­ко­на. В 1910 го­ду стал свя­щен­ни­ком. На­чав­ша­я­ся ре­во­лю­ция и граж­дан­ская вой­на не обо­шли сто­ро­ной се­ло Ни­ко­ло-За­мо­шье. 16 ок­тяб­ря 1918 г. на тер­ри­то­рии Ни­ко­ло-За­мо­шен­ско­го при­хо­да вспых­ну­ло вос­ста­ние про­тив со­вет­ской вла­сти. По тре­бо­ва­нию вос­став­ших был со­вер­шен крест­ный ход и мо­ле­бен, по­сле ко­то­ро­го отец Ди­мит­рий вы­сту­пил с про­по­ве­дью, об­ли­чав­шей бо­го­бор­че­ские пла­ны боль­ше­ви­ков. На сле­ду­ю­щий день при­был ка­ра­тель­ный от­ряд и разо­гнал вос­став­ших. Ко­ло­коль­ный звон к утрен­ней служ­бе был при­нят ка­ра­те­ля­ми за сиг­нал к со­про­тив­ле­нию. Во вре­мя ли­тур­гии крас­но­гвар­де­ец пы­тал­ся за­стре­лить от­ца Ди­мит­рия через от­кры­тые Цар­ские вра­та, но вин­тов­ка от­ка­за­ла. То­гда сол­да­ты яви­лись до­мой к свя­щен­ни­ку по­сле окон­ча­ния служ­бы, аре­сто­ва­ли его и с из­де­ва­тель­ства­ми пре­про­во­ди­ли на же­лез­но­до­рож­ную стан­цию Ше­сти­хи­но, где он и был рас­стре­лян в ночь с 17 на 18 ок­тяб­ря 1918 го­да.

☦️
Священномученик Николай Верещагин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 10 де­каб­ря 1893 го­да в се­ле Гле­бо­во Ста­риц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля Ми­ха­и­ла Ве­ре­ща­ги­на. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка уже в то вре­мя, ко­гда на­ча­лись по­сле­ре­во­лю­ци­он­ные го­не­ния. Слу­жил в се­ле Гле­бо­во, где слу­жил и его отец.
Ко­гда ле­том 1937 го­да на­ча­лись го­не­ния, со­труд­ник Ста­риц­ко­го НКВД, со­би­рая све­де­ния о под­ле­жа­щих аре­сту и уни­что­же­нию свя­щен­но­слу­жи­те­лях, до­про­сил од­но­го из кре­стьян се­ла Гле­бо­ва, ко­то­рый со­гла­сил­ся лже­сви­де­тель­ство­вать про­тив свя­щен­ни­ка и по­ка­зал: «… При­бли­зи­тель­но в июле 1937 го­да кол­хоз­ни­ки кол­хо­за «Ра­бо­чий путь» при­е­ха­ли за кам­нем к цер­ков­ной огра­де. Сре­ди этих кол­хоз­ни­ков лич­но при мне Ве­ре­ща­гин, ве­дя контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, за­явил: «Вы зря за­би­ра­е­те цер­ков­ный ка­мень. Знай­те, что ско­ро крах со­вет­ской вла­сти. Неве­ру­ю­щих бу­дут вы­сы­лать, а их во­жа­ков всех уни­что­жат»…. В до­пол­не­ние этих контр­ре­во­лю­ци­он­ных фак­тов на­до за­явить, что Ве­ре­ща­гин бро­дяж­ни­ча­ет по кол­хо­зам и так­же про­во­дит контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, го­во­ря: «Раз­ве это жизнь в кол­хо­зах, это ста­рая бар­щи­на, где так­же ве­ру­ю­щий мог по­се­щать цер­ковь толь­ко с раз­ре­ше­ния ба­ри­на». На­ко­нец, за­слу­жи­ва­ет вни­ма­ния то, что Ве­ре­ща­гин в ка­че­стве цер­ков­но­го ста­ро­сты при­гла­сил неиз­вест­ную лич­ность — Под­гур­но­го Сте­фа­на Ан­дре­еви­ча — по­ля­ка, ко­то­рый при­был в на­ше се­ло Гле­бо­во в 1930 го­ду и с то­го вре­ме­ни так­же про­жи­ва­ет в цер­ков­ной сто­рож­ке и враж­деб­но на­стро­ен, но хит­рый, от­кры­то не вы­сту­па­ет».
В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил и при­шель­ца. Ве­ро­ят­но, опа­са­ясь за свое по­ло­же­ние, про­явив край­нее ма­ло­ду­шие, Сте­фан Ан­дре­евич со­гла­сил­ся лже­сви­де­тель­ство­вать про­тив свя­щен­ни­ка и окле­ве­тал его.
Несмот­ря на по­лу­чен­ные по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, НКВД не сра­зу аре­сто­вал свя­щен­ни­ка. Толь­ко 20 сен­тяб­ря о. Ни­ко­лай был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Рже­ва. В тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил его. Свя­щен­ник твер­до сто­ял на сво­ем, от­ка­зы­ва­ясь лже­сви­де­тель­ство­вать, и до­прос был недол­гим:
— След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв ме­ро­при­я­тий пар­тии и пра­ви­тель­ства. При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в этом? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю, так как контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию я не про­во­дил.
— По­че­му вы не хо­ти­те дать спра­вед­ли­вых по­ка­за­ний? След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми о том, что вы в июле 1937 го­да сре­ди кол­хоз­ни­ков, ко­то­рые за­би­ра­ли ка­мень от цер­ков­ной огра­ды, ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, ука­зы­вая, что ско­ро на­станет крах со­вет­ской вла­сти, и то­му по­доб­ное.
— Да, дей­стви­тель­но, в июле се­го го­да за­би­ра­ли ка­мень, но сре­ди ра­бо­та­ю­щих я контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию не про­во­дил.
— Вы упор­но не да­е­те спра­вед­ли­вых по­ка­за­ний, меж­ду тем след­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
— Нет, ви­нов­ным се­бя не при­знаю и боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.
15 ок­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ни­ко­лай Ве­ре­ща­гин был рас­стре­лян через день, 17 ок­тяб­ря 1937 го­да.

☦️
Священномученик Михаил Твердовский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил Кон­стан­ти­но­вич Твер­дов­ский ро­дил­ся в 1881 го­ду в Са­ра­то­ве. Из­вест­но, что 8 сен­тяб­ря 1937 го­да отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван в се­ле За­го­ро­дье Мак­са­ти­хин­ско­го рай­о­на Ка­ли­нин­ской об­ла­сти и об­ви­нен в «ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции». 15 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла его к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и 17 ок­тяб­ря он был рас­стре­лян.

☦️
Священномученик Иа́ков Бобырев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иа­ков (Яков Ива­но­вич Бо­бы­рев) ро­дил­ся 25 но­яб­ря 1883 го­да в се­ле Букре­ев­ка Кур­ско­го уез­да Кур­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье, в ко­то­рой оста­ва­лись креп­ки­ми пра­во­слав­ные тра­ди­ции и сам дух был по­движ­ни­че­ский: его дя­дя по от­цу, Сер­гий, ушел в Ка­ля­зин­ский мо­на­стырь Твер­ской гу­бер­нии, где при­нял по­стриг с име­нем Алек­сий[1]. Яков окон­чил пять клас­сов цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы и двух­класс­ное учи­ли­ще, что поз­во­ли­ло ему в 1901 го­ду за­нять долж­ность учи­те­ля цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы в се­ле Ще­ти­но. В 1903 го­ду Яков Ива­но­вич по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм се­ла Плак­си­но Кур­ско­го уез­да, где про­слу­жил до 1915 го­да, ко­гда был при­зван в ар­мию. В 1918 го­ду он вер­нул­ся в то же се­ло и стал слу­жить здесь пса­лом­щи­ком, через два го­да он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, но про­дол­жал ис­пол­нять обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка.
В кон­це два­дца­тых го­дов на­ча­лось го­не­ние на Пра­во­слав­ную Цер­ковь, и диа­кон Иа­ков был при­го­во­рен к трем го­дам вы­сыл­ки из пре­де­лов Кур­ской об­ла­сти за невы­пол­не­ние хле­бо­за­го­то­вок. Он вы­ехал в се­ло Вы­со­кое Нерль­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти, где непо­да­ле­ку, в де­ревне Ни­ку­ли­но, жил его дя­дя, мо­нах Алек­сий, обос­но­вав­ший­ся здесь по­сле за­кры­тия Ка­ля­зин­ско­го мо­на­сты­ря. Отец Иа­ков жил как ссыль­ный, под над­зо­ром, и обя­зан был два ра­за в ме­сяц яв­лять­ся на от­мет­ку в рай­он­ное управ­ле­ние ми­ли­ции.
В фев­ра­ле 1930 го­да он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му се­ла Вы­со­ко­го. Кре­стьяне по­лю­би­ли ссыль­но­го свя­щен­ни­ка за рев­ност­ное от­но­ше­ние к служ­бе, и ко­гда 13 де­каб­ря 1931 го­да о. Иа­ков неожи­дан­но для всех был аре­сто­ван, цер­ков­ный со­вет сра­зу же об­ра­тил­ся с про­ше­ни­ем к вла­стям, чтобы те осво­бо­ди­ли свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-bobyrev

☦️
Священномученик Ти́хон Архангельский, пресвитер.
Исповедница Хио́ния Архангельская.

Свя­щен­но­му­че­ник Ти­хон ро­дил­ся 30 мая 1875 го­да в се­ле Боль­ше-По­по­во Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ар­хан­гель­ско­го. Ро­ди­те­ли умер­ли ра­но, и млад­ших де­тей — Ти­хо­на и его сест­ру — вос­пи­ты­ва­ли их дво­ю­род­ная сест­ра Зи­на­и­да и ее муж Петр. В свое вре­мя они от­да­ли Ти­хо­на учить­ся в Ду­хов­ную се­ми­на­рию, по окон­ча­нии ко­то­рой он же­нил­ся на бла­го­че­сти­вой де­ви­це Хи­о­нии (будущая исповедница Хиония Архангельская, +1945). Она ро­ди­лась 8 ап­ре­ля 1883 го­да в се­ле Но­вый Ко­пыл Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Дмит­ри­е­ва. Впо­след­ствии у от­ца Ти­хо­на и Хи­о­нии Ива­нов­ны ро­ди­лось во­сем­на­дцать де­тей; пер­вая дочь ро­ди­лась в 1901 го­ду, а по­след­няя — в 1923-м. Из всех де­тей вы­жи­ли де­вять: шесть до­че­рей и трое сы­но­вей, осталь­ные умер­ли во мла­ден­че­стве. Вско­ре по­сле вен­ча­ния Ти­хон Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Тро­е­ку­ро­во Во­ро­неж­ской епар­хии, непо­да­ле­ку от го­ро­да Ле­бе­дянь.
Се­ло Тро­е­ку­ро­во рас­по­ла­га­лось в жи­во­пис­ном ме­сте на бе­ре­гу ре­ки Кра­си­вая Ме­ча непо­да­ле­ку от жен­ско­го мо­на­сты­ря, ныне раз­ру­шен­но­го. Свя­щен­ни­ку вы­де­ли­ли зем­лю, и боль­шая се­мья жи­ла тем, что они по­лу­ча­ли от за­ня­тий сель­ским хо­зяй­ством. Уча­сток зем­ли был не луч­шим, за­со­рен кам­ня­ми, и при­шлось при­ло­жить мно­го тру­да, чтобы его очи­стить. На зем­ле ра­бо­та­ли все стар­шие де­ти, что при­учи­ло их ко вся­ко­го ро­да тру­ду и по­мог­ло впо­след­ствии пе­ре­не­сти об­ру­шив­ши­е­ся на них ис­пы­та­ния.
Вос­пи­та­ни­ем де­тей за­ни­ма­лась Хи­о­ния Ива­нов­на. Она бы­ла жен­щи­ной глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ной и бла­го­че­сти­вой и на­учи­ла де­тей мо­лить­ся и при всех труд­но­стях об­ра­щать­ся к еди­но­му Бо­гу.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-tihon-arhangelskij

☦️
Преподобномученик Васи́лий (Цветков), архимандрит.
Ар­хи­манд­рит Ва­си­лий (в ми­ру Гав­ри­ил Ге­ор­ги­е­вич Цвет­ков) ро­дил­ся 21 мар­та 1867 го­да в се­ле Ле­сок уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье по­но­ма­ря Его­ра Ти­хо­но­ви­ча Цвет­ко­ва и его же­ны Вар­ва­ры Ни­ко­ла­ев­ны.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ва­си­лий Ке­лец­кий, ар­хи­манд­рит (Цвет­ков)
С 1884 года он слу­жил поч­та­льо­ном в Прон­ской кон­то­ре. По­сле окон­ча­ния ду­хов­но­го Учи­ли­ща ре­шил по­свя­тить се­бя пол­но­стью слу­же­нию Бо­гу. В 1893 го­ду он стал по­слуш­ни­ком в Ни­ко­ло-Ра­до­виц­ком мо­на­сты­ре Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии.
С 1431 го­да этот мо­на­стырь име­но­вал­ся Ака­ки­е­вой пу­сты­нью, но ко­гда здесь в XVI ве­ке при игу­мене Ионе Ро­го­же явил­ся об­раз свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, он стал на­зы­вать­ся Ни­ко­ло-Ра­до­виц­ким.
28 ап­ре­ля 1896 го­да бу­ду­щий ар­хи­манд­рит Ва­си­лий был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на.
14 мая 1899 го­да мо­ло­дой по­движ­ник иеро­ди­а­кон Ва­си­лий был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха, пе­ре­ме­щен в Ря­зан­ский Тро­иц­кий мо­на­стырь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-cvetkov

☦️
Собор Казанских святых.
17 ок­тяб­ря Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь со­вер­ша­ет па­мять всех угод­ни­ков Бо­жи­их в зем­ле Ка­зан­ской про­си­яв­ших – Со­бор Ка­зан­ских свя­тых:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-kazanskih-svjatyh


Жития
Писание