☀️ неподвижный годовой круг:
• 16 октября (3 октября)
• сщмчч. Диони́сия Ареопагита, Ру́стика, Елевфе́рия (96) 📚
• прп. Иоанна Хозевита (VI)
• блж. Иси́хия Хоривита (VI)
• прп. Дионисия Щепы, Печерского (XV)
• исп. Агафа́нгела (Преображенского) Ярославского (1928)
• иконы Божией Матери Трубчевская (1765)


☦️
Апостол от 70-ти Диони́сий Ареопагит, Афинский епископ.
Священномученик Ру́стик Парижский пресвитер.
Священномученик Елевфе́рий Парижский диакон.

Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, епи­скоп Афин­ский, пре­сви­тер Ру­стик и диа­кон Елев­фе­рий уби­ты в Гал­лий­ской Лю­те­ции (древ­нее на­зва­ние Па­ри­жа) в 96 го­ду (по дру­гим дан­ным – в 110 го­ду), во вре­мя го­не­ния при им­пе­ра­то­ре До­ми­ци­ане (81–96). Свя­той Ди­о­ни­сий жил в го­ро­де Афи­ны. Там же вос­пи­ты­вал­ся и по­лу­чил клас­си­че­ское эл­лин­ское об­ра­зо­ва­ние. За­тем от­пра­вил­ся в Еги­пет, где в го­ро­де Илио­по­ле изу­чал аст­ро­но­мию. Вме­сте с дру­гом Апол­ло­фо­ном он был сви­де­те­лем сол­неч­но­го за­тме­ния в мо­мент рас­пя­тия на Кре­сте Гос­по­да Иису­са Хри­ста. «Это или Бог, Со­зда­тель все­го ми­ра, страж­дет, или этот мир ви­ди­мый кон­ча­ет­ся», – ска­зал то­гда Ди­о­ни­сий. В Афи­нах, ку­да он воз­вра­тил­ся из Егип­та, его из­бра­ли чле­ном аре­о­па­га (вер­хов­но­го афин­ско­го су­да).
Ко­гда свя­той апо­стол Па­вел про­по­ве­до­вал в афин­ском аре­о­па­ге (Деян.17,16-34), Ди­о­ни­сий при­нял это спа­си­тель­ное бла­го­ве­стие и стал хри­сти­а­ни­ном. В те­че­ние трех лет Ди­о­ни­сий был спо­движ­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла в про­по­ве­ди Сло­ва Бо­жия. Впо­след­ствии апо­стол Па­вел по­ста­вил его епи­ско­пом го­ро­да Афин. В 57 го­ду свя­той Ди­о­ни­сий при­сут­ство­вал при по­гре­бе­нии Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Еще при жиз­ни Ма­те­ри Бо­жи­ей Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит, спе­ци­аль­но при­ез­жав­ший в Иеру­са­лим из Афин, чтобы уви­деть Бо­го­ма­терь, пи­сал сво­е­му учи­те­лю апо­сто­лу Пав­лу: «Сви­де­тель­ству­юсь Бо­гом, что, кро­ме Са­мо­го Бо­га, нет ни­че­го во все­лен­ной, в та­кой ме­ре ис­пол­нен­но­го Бо­же­ствен­ной си­лы и бла­го­да­ти. Ни­кто из лю­дей не мо­жет по­стиг­нуть сво­им умом то, что я ви­дел. Ис­по­ве­дую пред Бо­гом: ко­гда я Иоан­ном, си­я­ю­щим сре­ди апо­сто­лов, как солн­це на небе, был при­ве­ден пред ли­цо Пре­свя­той Де­вы, я пе­ре­жил невы­ра­зи­мое чув­ство. Пре­до мною за­бли­ста­ло ка­кое-то Бо­же­ствен­ное си­я­ние. Оно оза­ри­ло мой дух. Я чув­ство­вал бла­го­уха­ние неопи­су­е­мых аро­ма­тов и был по­лон та­ко­го вос­тор­га, что ни те­ло мое немощ­ное, ни дух не мог­ли пе­ре­не­сти этих зна­ме­ний и на­чат­ков веч­но­го бла­жен­ства и Небес­ной сла­вы. От Ее бла­го­да­ти из­не­мог­ло мое серд­це, из­не­мог мой дух. Ес­ли бы у ме­ня не бы­ли в па­мя­ти твои на­став­ле­ния, я бы счел Ее ис­тин­ным Бо­гом. Нель­зя се­бе и пред­ста­вить боль­ше­го бла­жен­ства, чем то, ко­то­рое я то­гда ощу­тил».
По­сле кон­чи­ны апо­сто­ла Пав­ла, же­лая про­дол­жить его де­ло, свя­ти­тель Ди­о­ни­сий от­пра­вил­ся с про­по­ве­дью в за­пад­ные стра­ны, со­про­вож­да­е­мый пре­сви­те­ром Ру­сти­ком и диа­ко­ном Елев­фе­ри­ем. Мно­гих он об­ра­тил ко Хри­сту в Ри­ме, а за­тем в Гер­ма­нии, Ис­па­нии. В Гал­лии, во вре­мя пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан язы­че­ски­ми вла­стя­ми, все три ис­по­вед­ни­ка бы­ли схва­че­ны и вверг­ну­ты в тем­ни­цу. Но­чью свя­той Ди­о­ни­сий со­вер­шил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в со­слу­же­нии Ан­ге­лов Бо­жи­их. На­ут­ро му­че­ни­ки бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­той Ди­о­ни­сий взял свою гла­ву, про­ше­ство­вал с ней до хра­ма и толь­ко там пал мерт­вый. Бла­го­че­сти­вая жен­щи­на Ка­тул­ла по­греб­ла остан­ки му­че­ни­ка.

Боль­шое зна­че­ние для Пра­во­слав­ной Церк­ви име­ют тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та. До на­ше­го вре­ме­ни из них со­хра­ни­лись че­ты­ре кни­ги: «О небес­ной иерар­хии», «О цер­ков­ной иерар­хии», «О Име­нах Бо­жи­их», «О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии», а так­же де­сять по­сла­ний к раз­ным ли­цам.
Кни­га «О небес­ной иерар­хии» на­пи­са­на, ве­ро­ят­но, в од­ной из стран За­пад­ной Ев­ро­пы, где про­по­ве­до­вал свя­той Ди­о­ни­сий. В ней из­ла­га­ет­ся хри­сти­ан­ское уче­ние о ми­ре Ан­гель­ском. Ан­гель­ская (или Небес­ная) иерар­хия со­сто­ит из де­вя­ти Ан­гель­ских чи­нов: Се­ра­фи­мы, Хе­ру­ви­мы, Пре­сто­лы, Гос­под­ства, Си­лы, Вла­сти, На­ча­ла, Ар­хан­ге­лы, Ан­ге­лы (Со­бор Небес­ных Сил бес­плот­ных – 8 но­яб­ря.)
Цель Бо­го­учре­жден­ной Ан­гель­ской иерар­хии – вос­хож­де­ние к Бо­го­по­до­бию чрез очи­ще­ние, про­све­ще­ние и со­вер­шен­ство­ва­ние. Выс­шие ли­ки ста­но­вят­ся но­си­те­ля­ми и ис­точ­ни­ка­ми Бо­же­ствен­но­го Све­та и Бо­же­ствен­ной жиз­ни для ли­ков под­чи­нен­ных. Не толь­ко ум­ные, бес­плот­ные си­лы вклю­че­ны в све­то­нос­ные ду­хов­ные иерар­хии, но и род че­ло­ве­че­ский, вос­со­зда­ва­е­мый и освя­ща­е­мый в Церк­ви Хри­сто­вой.
Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия «О цер­ков­ной иерар­хии» яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем его кни­ги «О Небес­ной иерар­хии». Цер­ковь Хри­сто­ва в ее все­мир­ном слу­же­нии зи­ждет­ся, как и Ан­гель­ские ли­ки, на Бо­го­учре­жден­ном свя­щен­но­на­ча­лии.
В мир зем­ной, к ча­дам цер­ков­ным, Бо­же­ствен­ная бла­го­дать нис­хо­дит при­кро­вен­но – в свя­тых цер­ков­ных Та­ин­ствах, ду­хов­ных по су­ще­ству, но чув­ствен­ных по об­ра­зу. Лишь немно­гие свя­тые по­движ­ни­ки про­зре­ва­ли зем­ны­ми оча­ми ог­не­об­раз­ную при­ро­ду Свя­тых Тайн Бо­жи­их. Но вне цер­ков­ных Та­инств, вне Кре­ще­ния и Ев­ха­ри­стии, нет для че­ло­ве­ка све­то­нос­ной спа­са­ю­щей бла­го­да­ти Бо­жи­ей, нет Бо­го­по­зна­ния, нет обо­же­ния.
Кни­га «О име­нах Бо­жи­их» из­ла­га­ет пу­ти Бо­го­по­зна­ния чрез Ле­стви­цу Бо­же­ствен­ных имен.
Кни­га свя­ти­те­ля Ди­о­ни­сия «О ми­сти­че­ском бо­го­сло­вии» так­же из­ла­га­ет уче­ние о Бо­го­по­зна­нии. Бо­го­сло­вие Пра­во­слав­ной Церк­ви все ос­но­ва­но на опыт­ном Бо­го­по­зна­нии. Чтобы по­знать Бо­га – нуж­но к Нему при­бли­зить­ся, до­стичь со­сто­я­ния Бо­го­об­ще­ния и обо­же­ния. Это бо­лее все­го до­сти­га­ет­ся мо­лит­вой. Не по­то­му, что мо­лит­вой мы при­бли­жа­ем к се­бе Непо­сти­жи­мо­го Бо­га, но по­то­му, что чи­стая сер­деч­ная мо­лит­ва нас при­бли­жа­ет к Бо­гу.
Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (их на­зы­ва­ют «Аре­о­паги­ти­ки») име­ют ис­клю­чи­тель­ное зна­че­ние в Бо­го­сло­вии Пра­во­слав­ной Церк­ви. На про­тя­же­нии по­чти че­ты­рех ве­ков, до на­ча­ла VI сто­ле­тия, тво­ре­ния свя­то­го от­ца со­хра­ня­лись лишь в тай­ном пре­да­нии, пре­иму­ще­ствен­но бо­го­сло­ва­ми Алек­сан­дрий­ской Церк­ви. Они бы­ли из­вест­ны Кли­мен­ту Алек­сан­дрий­ско­му, Ори­ге­ну, Ди­о­ни­сию Ве­ли­ко­му, пре­ем­ствен­но воз­глав­ляв­шим огла­си­тель­ное учи­ли­ще в Алек­сан­дрии, и свя­то­му Гри­го­рию Бо­го­сло­ву. Свя­той Ди­о­ни­сий Алек­сан­дрий­ский пи­сал свя­ти­те­лю Гри­го­рию Бо­го­сло­ву тол­ко­ва­ния на «Аре­о­паги­ти­ки». Об­ще­цер­ков­ное при­зна­ние тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та по­лу­чи­ли в VI–VII вв. Осо­бую из­вест­ность име­ют ком­мен­та­рии к ним, на­пи­сан­ные пре­по­доб­ным Мак­си­мом Ис­по­вед­ни­ком († 662).
В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уче­ние свя­то­го Ди­о­ни­сия о ду­хов­ных свя­щен­но­на­ча­ли­ях и обо­же­нии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды бы­ло из­вест­но сна­ча­ла по «Бо­го­сло­вию» пре­по­доб­но­го Иоан­на Да­мас­ки­на. Пер­вый сла­вян­ский пе­ре­вод са­мих «Аре­о­паги­тик» был сде­лан на Афоне ок. 1371 го­да мо­на­хом Ис­а­и­ей. Спис­ки его бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны в Рос­сии. Мно­гие из них до­ныне сбе­ре­га­ют­ся в оте­че­ствен­ных кни­го­хра­ни­ли­щах – в том чис­ле пер­га­мент­ная ру­ко­пись «Тво­ре­ния свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та», при­над­ле­жав­шая свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну, мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му и всея Ру­си († 1406) и пи­сан­ная его ру­кой.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/851

Примечания из Википедии о сщмч. Рустике:
При произношении имени мученика зачастую допускается распространённая ошибка — вместо верного ударения на последнем слоге оно делается на первом.
В 2008 г. Посольство Франции в России подарило Свято-Данилову монастырю икону святого мученика Рустика Парижского в честь 25-летия возрождения обители.

Творения Диони́сия Ареопагита:
https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/
• О небесной иерархии
• О Божественных именах
• О Таинственном Богословии
• О церковной иерархии
• Письма к разным лицам
• Сочинения: https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/sochinenija/

☦️
Преподобный Иоа́нн Хозевит, Кесарийский епископ.
Пре­по­доб­ный Иоанн Хо­зе­вит, епи­скоп Ке­са­рии Па­ле­стин­ской (587–596), про­сла­вил­ся сво­ей борь­бой с ев­ти­хи­ан­ской ере­сью, а так­же бла­го­дат­ны­ми да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний. Ро­дил­ся он в еги­пет­ском го­ро­де Фивы и еще юно­шей дол­го под­ви­зал­ся со сво­им де­дом в Фива­ид­ской пу­стыне. Узнав о свя­той жиз­ни Иоан­на, по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра его по­ста­ви­ли епи­ско­пом го­ро­да Ке­са­рии. Но свя­той, стре­мясь к уеди­не­нию, уда­лил­ся в Ху­зев­скую пу­сты­ню (меж­ду Иеру­са­ли­мом и Иери­хо­ном) и под­ви­зал­ся там до кон­ца жиз­ни (VI).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/853

☦️
Блаженный Иси́хий Хоривит, безмолвник (исихаст).
О бла­жен­ном Ис­и­хии Хо­ри­ви­те (VI–VII вв.) рас­ска­зы­ва­ет­ся в «Ле­стви­це» прп. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка. Он жил от­шель­ни­ком на го­ре Хо­рив близ мо­на­сты­ря Ека­те­ри­ны ве­ли­ко­му­че­ни­цы на Си­нае, но не ра­дел о спа­се­нии ду­ши. Од­на­жды бла­жен­ный Ис­и­хий так тя­же­ло за­бо­лел, что на­хо­дил­ся меж­ду жиз­нью и смер­тью, и во время болезни раскаялся. Тогда он упросил всех окружающих оставить его, за­му­ро­вал две­ри сво­ей ке­льи и пробыл в затворе двенадцать лет, в полном безмолвии, питаясь только хлебом и водою, и все время проводя в молитве и слезах. Свя­той Ис­и­хий по­сто­ян­но «ужа­сал­ся и се­то­вал о том, что ви­дел во вре­мя ис­ступ­ле­ния» и про­ли­вал сле­зы по­ка­я­ния. Неза­дол­го до его кон­чи­ны мо­на­хи разо­бра­ли вход в ке­лью и ста­ли про­сить бла­жен­но­го по­ве­дать им о сво­ем ви­де­нии. На это Ис­и­хий про­из­нес един­ствен­ную фра­зу: «Про­сти­те ме­ня; кто стя­жал па­мять смер­ти, тот ни­ко­гда не мо­жет со­гре­шить» (Кто хранит в душе память о смерти, тот не станет грешить).
Бла­жен­ный Ис­и­хий был по­гре­бен на клад­би­ще близ мо­на­сты­ря ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны. Спу­стя неко­то­рое вре­мя бра­тия вскры­ла мо­ги­лу, но не на­шла в ней остан­ков по­движ­ни­ка. Та­ким об­ра­зом Гос­подь по­ка­зал «усерд­ное и до­сто­хваль­ное по­ка­я­ние Ис­и­хия и удо­сто­ве­рил нас, что Он при­ем­лет и тех, ко­то­рые и по­сле мно­го­го нера­де­ния хо­тят ис­пра­вить­ся». Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник († 649) был сви­де­те­лем этих со­бы­тий.

В гре­че­ских ка­лен­да­рях па­мять св. Ис­и­хия Хо­ри­ви­та не от­ме­че­на. Рас­сказ о нем был вклю­чен в учи­тель­ный раз­дел про­стран­ной ре­дак­ции древ­не­рус­ско­го Про­ло­га в 3-й чет­вер­ти XII в. Воз­мож­но, он был вне­сен не непо­сред­ствен­но из «Ле­стви­цы» (Слово 6-е), а из «Пан­дект» Ни­ко­на Чер­но­гор­ца. Впо­след­ствии этот рас­сказ стал вос­при­ни­мать­ся как жи­тие свя­то­го и па­мять бла­жен­но­го Ис­и­хия Хо­ри­ви­та бы­ла вне­се­на в рус­ские ка­лен­да­ри.
Молчание составляет важный христианский подвиг для духовного совершенствования. Святые подвижники сознавали всю важность сего подвига и любили молчание. Св. Амвросий Медиоланский пишет: «Уметь молчать труднее, нежели говорить. Я знаю, что многие говорят потому, что не умеют молчать. Посему тот мудр, кто умеет молчать. Итак хорошо сказано в Писании: «Мудрый человек будет молчать до времени» (Сир. 20:7)».

☦️
Преподобный Диони́сий Печерский, Щепа иеромонах.
Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий, за­твор­ник Пе­чер­ский, по про­зва­нию Ще­па, имел сан пре­сви­те­ра. В 1463 го­ду во вре­мя пас­халь­ной утре­ни Ди­о­ни­сий об­хо­дил с каж­де­ни­ем мо­щи свя­тых угод­ни­ков в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре. Ко­гда пре­по­доб­ный вос­клик­нул: «Свя­тые от­цы и бра­тие! Хри­стос вос­кре­се!», как гром, про­зву­чал от­вет от свя­тых мо­щей: «Во­ис­ти­ну вос­кре­се!». С то­го дня пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий ушел в за­твор и по­сле мно­гих тру­дов ото­шел ко Гос­по­ду. Чу­до с пре­по­доб­ным Ди­о­ни­си­ем за­сви­де­тель­ство­ва­но в 8-й пес­ни об­ще­го ка­но­на Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­тым. Пре­по­доб­ный по­гре­бен в Даль­них пе­ще­рах.

☦️
Исповедник Агафа́нгел (Преображенский), Ярославский митрополит.
Мит­ро­по­лит Ага­фан­гел (в ми­ру Алек­сандр Лав­рен­тье­вич Пре­об­ра­жен­ский) ро­дил­ся 27 сен­тяб­ря 1854 го­да в се­ле Мо­чи­лы Ве­нев­ско­го уез­да Туль­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Вос­пи­тан­ный ро­ди­те­ля­ми в по­слу­ша­нии ве­ре Хри­сто­вой и стро­гом ис­пол­не­нии цер­ков­ных об­ря­дов, он вы­со­ко ста­вил слу­же­ние свя­той Церк­ви в свя­щен­ном сане. Ре­бен­ком он лю­бил по­дол­гу бы­вать на клад­би­ще, гу­лять сре­ди мо­гил и кре­стов – крас­но­ре­чи­вых сви­де­тельств, что вся персть, вся пе­пел, вся сень. Здесь со сле­за­ми на гла­зах Алек­сандр про­сил Гос­по­да, чтобы Он спо­до­бил его во вре­мя бла­го­по­треб­но стать слу­жи­те­лем ал­та­ря и при­но­сить уми­ло­сти­ви­тель­ную бес­кров­ную жерт­ву за окон­чив­ших зем­ную жизнь. Это же­ла­ние бы­ло так ве­ли­ко, что ко­гда по окон­ча­нии учи­ли­ща пред­ста­ви­лась воз­мож­ность по­сту­пить в при­ви­ле­ги­ро­ван­ное сто­лич­ное учеб­ное за­ве­де­ние, он ее ре­ши­тель­но от­верг. Близ­кие со­ве­то­ва­ли не от­ка­зы­вать­ся от слу­чая по­лу­чить се­рьез­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое от­кро­ет ему ши­ро­кие воз­мож­но­сти в жиз­ни. Уви­дев без­дей­ствен­ность со­ве­тов, род­ные по­пы­та­лись при­ну­дить его со­гла­сить­ся с ни­ми и оста­вить мыс­ли о по­лу­че­нии ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния, но все бы­ло на­прас­но. Чув­ствуя непре­одо­ли­мую тя­гу к цер­ков­но­му слу­же­нию, Алек­сандр со свой­ствен­ны­ми его ха­рак­те­ру ре­ши­мо­стью и на­стой­чи­во­стью на­сто­ял на про­дол­же­нии об­ра­зо­ва­ния в Туль­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, в ко­то­рую он и по­сту­пил в 1871 го­ду.
В те го­ды се­ми­нар­ское об­ра­зо­ва­ние в Рос­сии пре­бы­ва­ло в пла­чев­ном со­сто­я­нии, в сте­ны ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний бес­пре­пят­ствен­но про­ни­ка­ли ма­те­ри­а­ли­сти­че­ские и без­ду­хов­ные на­у­ки. Под ви­дом но­вых на­уч­ных от­кры­тий на­чи­на­ли от­кры­то утвер­ждать­ся в об­ла­сти на­уч­ных зна­ний со­ци­аль­ные и есте­ствен­но-на­уч­ные ми­фы. Иде­ал слу­же­ния на ду­хов­ном по­при­ще сре­ди об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ства был по­чти утра­чен, и об­ще­ство при­шло в со­сто­я­ние ду­хов­но­го око­сте­не­ния. Ста­но­ви­лись мод­ны­ми и нрав­ствен­но по­хваль­ны­ми про­фес­сии, устро­я­ю­щие зем­ную жизнь – ин­же­не­ра, вра­ча и т. п. Увле­че­ние есте­ствен­ны­ми на­у­ка­ми об­ра­зо­ван­но­го юно­ше­ства не оста­ви­ло в сто­роне и Алек­сандра и, в кон­це кон­цов, пле­ни­ло его ум и серд­це. Го­ря­чее же­ла­ние слу­жить Церк­ви Хри­сто­вой в свя­щен­ном сане за вре­мя уче­ния охла­де­ло, и к кон­цу обу­че­ния он ре­шил оста­вить се­ми­на­рию и по­сту­пить в свет­ское учеб­ное за­ве­де­ние, чтобы стать вра­чом.
Он на­чал го­то­вить­ся к по­ступ­ле­нию. И вдруг тя­же­ло за­бо­лел. Бо­лезнь про­дол­жа­лась око­ло го­да, и не толь­ко не бы­ло сил го­то­вить­ся к всту­пи­тель­ным эк­за­ме­нам, но при­шлось со­всем от­ло­жить учеб­ные за­ня­тия. Опра­вив­шись от бо­лез­ни, Алек­сандр не оста­вил на­ме­ре­ния стать вра­чом, но не за­мед­ли­ло явить­ся дру­гое ис­пы­та­ние – умер отец-свя­щен­ник, на­до бы­ло за­бо­тить­ся об оси­ро­тев­шей се­мье, и Алек­сандр со­гла­сил­ся стать сель­ским пас­ты­рем на при­хо­де от­ца. Од­на­ко Про­мы­сел Бо­жий го­то­вил ему иной путь. Как луч­ший уче­ник се­ми­на­рии он по­лу­чил на­прав­ле­ние в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию для про­дол­же­ния бо­го­слов­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Здесь, в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия, вер­ну­лось к нему пер­вое юно­ше­ское же­ла­ние стать свя­щен­ни­ком. Но в сане ли иерея или свя­щен­но­и­но­ка – Алек­сандр не знал. И ча­сто, с бла­го­го­ве­ни­ем скло­ня­ясь пе­ред мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Сер­гия, он мо­лил­ся и во­про­шал: не остать­ся ли на­все­гда в сте­нах оби­те­ли? И внут­рен­ний та­ин­ствен­ный го­лос ему от­ве­чал:
«Доб­ро есть здесь бы­ти, остань­ся, остань­ся здесь». Но, увы, не по­слу­шал­ся он это­го внут­рен­не­го го­ло­са. За­ман­чи­вые пред­ло­же­ния ми­ра обо­льсти­ли его, и он от­ка­зал­ся от вступ­ле­ния на мо­на­ше­ский путь.
Бле­стя­ще окон­чив в 1881 го­ду Ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, он был опре­де­лен на долж­ность пре­по­да­ва­те­ля ла­тин­ско­го язы­ка в Ра­нен­бург­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще. 7 де­каб­ря 1882 го­да Алек­сандр Лав­рен­тье­вич был пе­ре­ве­ден на долж­ность смот­ри­те­ля Ско­пин­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща. Из­брав об­раз жиз­ни се­мей­ный, он же­нил­ся, но здесь его по­стиг­ло но­вое го­ре. По­сле один­на­дца­ти­ме­сяч­ной счаст­ли­вой жиз­ни он ра­зом по­те­рял и же­ну, и сы­на. И толь­ко то­гда, уби­тый го­рем, сне­да­е­мый чув­ством горь­ко­го си­рот­ства и бес­при­ют­но­сти, чув­ствуя се­бя как бы лиш­ним на све­те, вы­бро­шен­ным из жиз­ни, он по­нял, что жиз­нен­ный путь, из­бран­ный им, – не его путь; и он спро­сил се­бя: неуже­ли же еще нуж­но уси­ли­вать­ся пой­мать ле­ту­чие те­ни, го­нять­ся за при­зра­ка­ми об­ман­чи­вых на­сла­жде­ний? И вот блес­нул за­бы­тый в су­е­те жиз­ни, за­сло­нен­ный об­ра­за­ми ми­ра се­го, но ни­ко­гда не уга­сав­ший, бла­го­дат­ный свет Хри­стов и осве­тил его ду­мы, его чув­ства, стра­да­ние – и осве­ти­лось все: и ду­ша, и жизнь. И пре­кло­нив­шись пе­ред неис­по­ве­ди­мою во­лею Бо­жи­ей, Алек­сандр на этот раз твер­до ре­шил оста­вить мир, взять свой крест и при­нять ино­че­ство.
7 мар­та 1885 го­да он при­нял по­стриг с име­нем Ага­фан­гел, а 10 мар­та ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха; в сле­ду­ю­щем го­ду он был на­зна­чен ин­спек­то­ром Том­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии с воз­ве­де­ни­ем в сан игу­ме­на, а в 1888 го­ду – рек­то­ром Ир­кут­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-agafangel-preobrazhenskij

☦️
Икона Богородицы Трубчевская.
Чу­до­твор­ный об­раз из На­ров­чат­ской Тро­и­це-Ска­но­вой оби­те­ли Пен­зен­ской епар­хии. Оби­тель бы­ла зна­ме­ни­та сво­и­ми двух­ки­ло­мет­ро­вы­ми пе­ще­ра­ми, ко­то­рые пре­вос­хо­ди­ли дли­ной зна­ме­ни­тые пе­ще­ры Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры. На хра­ня­щей­ся в оби­те­ли иконе бы­ло обо­зна­че­но, что на­пи­са­на она бы­ла в 1765 го­ду мо­на­хом Ев­фи­ми­ем Спа­со-Челн­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Труб­чев­ска Ор­лов­ской гу­бер­нии (ныне Брян­ская об­ласть). Пред­по­ла­га­ют, что ико­на оби­те­ли бы­ла кем-то по­да­ре­на.
Пер­вые упо­ми­на­ния об иконе до­хо­дят до нас с кон­ца ХVIII ве­ка. То­гда на На­ров­чат и бли­жай­шие к нему се­ла на­шла хо­ле­ра. Охва­чен­ные па­ни­кой жи­те­ли при­шли к мо­на­хам с прось­бой о по­мо­щи. Крест­ный ход с ико­ной, ко­то­рым всё мест­ное на­се­ле­ние и свя­щен­ни­ки про­шлись по На­ров­ча­ту, на­дол­го из­гнал страш­ное за­боле­ва­ние. С тех пор ико­на ста­ла по­чи­тать­ся в на­ро­де как чу­до­твор­ная. К ней по­шли па­лом­ни­ки, да и са­ми мо­на­хи за­бы­ли, что та­кое бо­лез­ни.
По­сле при­хо­да к вла­сти боль­ше­ви­ков мо­на­стырь от­да­ли под пти­це­фаб­ри­ку. Пе­ще­ры взо­рва­ли. От двух ки­ло­мет­ров под­зе­ме­лья оста­лись толь­ко 600 мет­ров. Ико­ну же от­нес­ли в кра­е­вед­че­ский му­зей, где об­раз ста­ли ис­поль­зо­вать в ка­че­стве сто­ла и под­став­ки для цве­точ­ных горш­ков. Через неко­то­рое вре­мя ико­на ока­за­лась в под­соб­ке му­зея, где и жда­ла сво­е­го ча­са. А точ­нее – 1994 го­да.
Имен­но то­гда слу­жи­те­ли вновь со­здан­но­го мо­на­сты­ря, ко­то­рый к то­му вре­ме­ни стал жен­ским, об­на­ру­жи­ли в до­ку­мен­тах упо­ми­на­ние о Труб­чев­ской иконе Бо­жьей Ма­те­ри. В му­зей­ной же опи­си му­зей­ных цен­но­стей в 1975 го­ду на­про­тив стро­ки «Труб­чев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри» сто­я­ла над­пись: «уте­ря­на». Но ста­ра­ни­я­ми мест­но­го кра­е­ве­да и жур­на­ли­ста, в то вре­мя ре­дак­то­ра га­зе­ты «На­ров­чат­ские но­во­сти», Вла­ди­ми­ра Афа­на­сье­ви­ча По­ля­ко­ва эта ико­на бы­ла най­де­на в за­пас­ни­ках му­зея. Её от­ко­па­ла под гру­дой рух­ля­ди ди­рек­тор му­зея Мар­га­ри­та Афи­но­ге­но­ва.
На иконе бы­ли вид­ны лишь гла­за Спа­си­те­ля и лик Бо­го­ро­ди­цы. Осталь­ное бы­ло по­кры­то тём­но-зе­ле­ной пле­се­нью. По­сле та­ко­го «хра­не­ния» ико­ну при­шлось от­во­зить на ре­став­ра­цию в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру. Но от это­го свя­той об­раз не по­те­рял сво­ей чу­до­твор­ной си­лы. Из­ве­стен слу­чай, ко­гда в оби­тель из Са­ран­ска при­е­ха­ла боль­ная ту­бер­ку­лё­зом жен­щи­на. Она мо­ли­лась пе­ред Труб­чев­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри и, уез­жая до­мой, взя­ла с со­бой мас­ло от лам­пад­ки пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной. До­ма она с мо­лит­вой ма­за­ла се­бя этим мас­ли­цем и вско­ре по­лу­чи­ла пол­ное ис­це­ле­ние. Через ме­сяц она вновь при­е­ха­ла в На­ров­чат­ский мо­на­стырь, чтобы воз­дать хва­лу Богородице и ее свя­той иконе.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-trubchevskaja


Жития
Писание