☀️ неподвижный годовой круг:
• 15 октября (2 октября)
• сщмч. Киприа́на, мц. Иусти́ны, мч. Феокти́ста (304)
• мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740)
• блж. Андрея Константинопольского (936)
• блгв. кн. Анны Кашинской (1368)
• прп. Кассиа́на Грека, Угличского (1504)
• прав. воина Феодора Ушакова (1817)
• мц. Александры (Булгаковой) (1938)


☦️
Священномученик Киприан, мученица Иустиния, мученик Феокти́ст.
В 3 ве­ке в цар­ство­ва­ние рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Де­кия жил в Ан­тио­хии язы­че­ский муд­рец, зна­ме­ни­тый волх­во­ва­тель Ки­при­ан. Он уми­ло­сти­вил жерт­ва­ми са­мо­го кня­зя тьмы, от­дал ему во власть все­го се­бя, и тот дал ему в услу­же­ние полк бе­сов и обе­щал по­ста­вить кня­зем по ис­хож­де­нии из те­ла. Мно­гие об­ра­ща­лись к нему в сво­их нуж­дах, и он по­мо­гал им бе­сов­ской си­лой. Об­ра­тил­ся к нему од­на­жды юно­ша по име­ни Агла­ид, сын бо­га­тых и знат­ных ро­ди­те­лей. Од­на­жды уви­дел он де­вуш­ку Иусти­ну и по­ра­зил­ся ее кра­со­той, и стал с тех пор ис­кать ее рас­по­ло­же­ния и люб­ви, она же от­ве­ча­ла ему от­ка­зом: «Же­них мой – Хри­стос; Ему я слу­жу и ра­ди Него хра­ню мою чи­сто­ту».
Во­ору­жив­шись тай­ны­ми зна­ни­я­ми и при­звав на по­мощь нечи­стых ду­хов, Ки­при­ан три ра­за по­сы­лал их со­блаз­нить Иусти­ну. Они вну­ша­ли ей дур­ные мыс­ли, раз­жи­га­ли в ней плот­скую страсть, ис­ку­ша­ли льсти­вы­ми и лу­ка­вы­ми ре­ча­ми, но Иусти­на по­беж­да­ла их по­стом, мо­лит­вой и крест­ным зна­ме­ни­ем, и, по­срам­лен­ные и устра­шен­ные кре­стом Гос­под­ним, они бе­жа­ли с по­зо­ром. Воз­не­го­до­вал то­гда Ки­при­ан и стал мстить Иустине за свой по­зор. Он на­слал мор и яз­вы на дом Иусти­ны и на весь го­род, как неко­гда диа­вол на пра­вед­но­го Иова. Она же усерд­но мо­ли­лась, и бе­сов­ское на­ва­жде­ние пре­кра­ти­лось. По­сле та­кой пе­ре­ме­ны лю­ди ста­ли про­слав­лять Хри­ста, а Ки­при­ан, про­зрев, от­рек­ся от дел диа­во­ла, ис­по­ве­дал все мест­но­му епи­ско­пу Ан­фи­му, от­дал ему на со­жже­ние все свои кни­ги и умо­лял со­вер­шить над ним Свя­тое Кре­ще­ние.
Он вполне из­ме­нил свою жизнь, через семь дней по­сле кре­ще­ния его по­ста­ви­ли во чте­ца, через два­дцать дней – в ипо­ди­а­ко­на, через трид­цать – в диа­ко­на, а через год ру­ко­по­ло­жи­ли в иерея. Ско­ро он был по­став­лен епи­ско­пом и в этом сане про­во­дил та­кую свя­тую жизнь, что срав­нял­ся со мно­ги­ми ве­ли­ки­ми свя­ты­ми.
Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане Ки­при­а­на и Иусти­ну окле­ве­та­ли, по­са­ди­ли в тем­ни­цу, по­том ве­ле­ли по­ве­сить свя­то­го и стро­гать ему те­ло, а Иусти­ну – бить по устам и гла­зам. По­сле это­го их бро­си­ли в ко­тел, но ки­пя­щий ко­тел не при­чи­нил им ни­ка­ко­го вре­да. В кон­це кон­цов их осу­ди­ли на усе­че­ние ме­чом.
Ви­дя непо­вин­ную смерть му­че­ни­ков, во­ин Фео­к­тист объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном и был каз­нен вме­сте с ни­ми.
Свя­щен­но­му­че­ник Ки­при­ан, свя­тая му­че­ни­ца Иусти­на и свя­той му­че­ник Фео­к­тист умерщ­вле­ны в Ни­ко­ми­дии в 304 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/849

☦️
Мученики Дави́д и Константин.
Свя­тые му­че­ни­ки Да­вид и Кон­стан­тин, кня­зья Арагвет­ские, с дет­ства вос­пи­тан­ные в пра­во­слав­ной ве­ре, бы­ли не толь­ко до­стой­ны­ми пра­ви­те­ля­ми и му­же­ствен­ны­ми во­е­на­чаль­ни­ка­ми, но и бла­го­че­сти­вы­ми хри­сти­а­на­ми. Храб­ро за­щи­ща­ли свя­тые бра­тья Гру­зию от му­суль­ман­ских за­во­е­ва­те­лей. Но си­лы бы­ли нерав­ны­ми. Араб­ский во­е­на­чаль­ник Мур­ван-Аб­ду­ла-Ка­сим, за­хва­тив бра­тьев-кня­зей в плен, пы­тал­ся льсти­вы­ми обе­ща­ни­я­ми скло­нить их к при­ня­тию му­суль­ман­ства. Но они твер­до ис­по­ве­да­ли Хри­ста. То­гда Мур­ван-Кру («кру» – глу­хой) с по­мо­щью ча­ро­де­ев хо­тел до­бить­ся от­ре­че­ния их от пра­во­слав­ной ве­ры. Но свя­тые бра­тья Да­вид и Кон­стан­тин все ухищ­ре­ния язы­че­ско­го су­е­муд­рия пре­одо­ле­ли мо­лит­вой. Ви­дя непре­клон­ность свя­тых ис­по­вед­ни­ков, ма­го­ме­та­нин при­ка­зал под­верг­нуть их же­сто­ким му­че­ни­ям, а за­тем уто­пить в ре­ке Ри­о­ни (в 740 го­ду). Ре­ка вы­нес­ла те­ла бра­тьев, осве­щен­ные тре­мя стол­па­ми све­та. Хри­сти­ане взя­ли те­ла свя­тых му­че­ни­ков из ре­ки и по­греб­ли в пе­ще­ре го­ры Цхал­ци­те­ли в го­ро­де Ку­та­и­си.
В XII ве­ке, во вре­мя охо­ты ца­ря Баг­ра­та Ве­ли­ко­го (1072–1117), нетлен­ные мо­щи свя­тых бра­тьев бы­ли об­ре­те­ны в пе­ще­ре, оси­ян­ной све­том. Царь вы­стро­ил в их честь цер­ковь Му­че­ни­ков (Мо­ца­ме­ти) и ос­но­вал Мо­ца­мет­ский мо­на­стырь. Мо­щи свя­тых бра­тьев про­сла­ви­лись мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми.

☦️
Блаженный Андре́й Константинопольский, Христа ради юродивый.
Бла­жен­ный Ан­дрей, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый, был сла­вя­нин и жил в Х ве­ке в Кон­стан­ти­но­по­ле. С юных лет он по­лю­бил храм Бо­жий и Свя­щен­ные кни­ги. Од­на­жды в сон­ном ви­де­нии бла­жен­ный уви­дел два вой­ска. В од­ном бы­ли му­жи в свет­лых одеж­дах, в дру­гом – чер­ные и страш­ные бе­сы. Ан­гел Бо­жий, ко­то­рый дер­жал в ру­ке чу­дес­ные вен­цы, ска­зал Ан­дрею, что вен­цы эти – не укра­ше­ние зем­но­го ми­ра, а небес­ное со­кро­ви­ще, ко­то­рым Гос­подь на­граж­да­ет Сво­их во­и­нов, по­беж­да­ю­щих чер­ные пол­чи­ща. «Иди на доб­рый по­двиг, – ска­зал Ан­гел Ан­дрею, – будь юро­див ра­ди Ме­ня и мно­го по­лу­чишь в день Цар­ства Мо­е­го». По­нял бла­жен­ный, что Сам Гос­подь при­зы­ва­ет его на по­двиг. С это­го вре­ме­ни Ан­дрей на­чал хо­дить по ули­цам го­ро­да в ру­би­ще, как буд­то ра­зум его по­му­тил­ся. Мно­гие го­ды тер­пел свя­той на­смеш­ки, оскорб­ле­ния. Бла­го­душ­но сно­сил он по­бои, го­лод и жаж­ду, сту­жу и зной, про­ся ми­ло­сты­ню и от­да­вая ее дру­гим ни­щим. За свое ве­ли­кое тер­пе­ние и сми­ре­ние свя­той по­лу­чил от Гос­по­да дар про­ро­че­ства и про­зор­ли­во­сти, спас мно­гих от ду­шев­ной по­ги­бе­ли и об­ли­чил мно­гих нече­стив­цев.
Во вре­мя мо­лит­вы во Влахерн­ском хра­ме свя­той Ан­дрей спо­до­бил­ся узреть Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, по­кры­ва­ю­щую мо­ля­щих­ся Сво­им омо­фо­ром. Скон­чал­ся бла­жен­ный Ан­дрей в 936 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/850

☦️
Благоверная княгиня А́нна Кашинская, Тверская схимонахиня.
Свя­тая бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня Ан­на – дочь Ро­стов­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Бо­ри­со­ви­ча, пра­внуч­ка свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ва­си­лия Ро­стов­ско­го, при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую смерть за от­каз из­ме­нить свя­той пра­во­слав­ной ве­ре. По­бра­ти­мом де­да бла­го­вер­ной Ан­ны был свя­той Петр, ца­ре­вич Ор­дын­ский, кре­ще­ный та­та­рин, ка­но­ни­зи­ро­ван­ный Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. В 1294 го­ду бла­го­вер­ная княж­на Ан­на всту­пи­ла в брак с кня­зем Ми­ха­и­лом Твер­ским.
Мно­го скор­бей вы­па­ло на до­лю свя­той Ан­ны. В 1294 го­ду скон­чал­ся ее отец. В 1296 го­ду сго­рел до­тла ве­ли­ко­кня­же­ский те­рем со всем иму­ще­ством. Вско­ре по­сле это­го силь­но за­бо­лел мо­ло­дой князь. Во мла­ден­че­стве умер пер­ве­нец ве­ли­ко­кня­же­ской че­ты – дочь Фе­о­до­ра. В 1317 го­ду на­ча­лась тра­ги­че­ская борь­ба с кня­зем Юри­ем Мос­ков­ским. В 1318 го­ду бла­го­вер­ная кня­ги­ня про­ща­ет­ся на­веч­но со сво­им су­пру­гом, уез­жа­ю­щим в Ор­ду, где он был звер­ски за­му­чен. В 1325 го­ду стар­ший сын ее, Ди­мит­рий Гроз­ные Очи, встре­тив в Ор­де кня­зя Юрия Мос­ков­ско­го – ви­нов­ни­ка смер­ти от­ца, убил его, за что был каз­нен ха­ном. Год спу­стя жи­те­ли Тве­ри пе­ре­би­ли всех та­тар во гла­ве с дво­ю­род­ным бра­том ха­на Уз­бе­ка. По­сле это­го сти­хий­но­го вос­ста­ния вся твер­ская зем­ля бы­ла опу­сто­ше­на ог­нем и ме­чом, жи­те­ли ис­треб­ле­ны или угна­ны в плен. Та­ко­го по­гро­ма Твер­ское кня­же­ство не ис­пы­ты­ва­ло ни­ко­гда. В 1339 го­ду в Ор­де по­ги­ба­ют ее вто­рой сын Алек­сандр и внук Фе­о­дор: им от­ру­би­ли го­ло­вы и те­ла их раз­ня­ли по су­ста­вам.
Бла­го­вер­ная ве­ли­кая кня­ги­ня бы­ла при­уго­тов­ле­на к мо­на­ше­ству всей сво­ей преды­ду­щей жиз­нью. По кон­чине му­жа ис­пы­та­ния сле­до­ва­ли од­но за дру­гим и, ка­за­лось, их невоз­мож­но пе­ре­жить, не пре­дав­шись от­ча­я­нию, од­на­ко Ан­на вы­нес­ла все. «В жен­ском есте­стве му­же­скую кре­пость име­ла еси…» – так убла­жа­ет Цер­ковь свя­тую Ан­ну Ка­шин­скую за ее ду­шев­ную стой­кость. Вско­ре по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны сы­на и вну­ка Ан­на при­ня­ла мо­на­ше­ство сна­ча­ла в Тве­ри, а за­тем по прось­бе млад­ше­го сы­на Ва­си­лия пе­ре­бра­лась в спе­ци­аль­но вы­стро­ен­ный для нее мо­на­стырь. Здесь она и пре­ста­ви­лась в 1368 го­ду в схи­ме, те­ло ее бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском мо­на­стыр­ском хра­ме.
Имя бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны с те­че­ни­ем вре­ме­ни бы­ло за­бы­то до то­го, что к гроб­ни­це ее от­но­си­лись непо­чти­тель­но, и толь­ко в 1611 го­ду вслед­ствие яв­ле­ния ее бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку про­бу­ди­лось в жи­те­лях го­ро­да Ка­ши­на осо­бое бла­го­го­ве­ние к сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­це, неви­ди­мо за­щи­щав­шей их от вра­гов и спа­сав­шей их го­род от ра­зо­ре­ния. Слух о чу­де­сах от мо­щей бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны до­шел до бла­го­че­сти­во­го ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, и на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1649 го­да по­ста­нов­ле­но бы­ло от­крыть мо­щи кня­ги­ни Ан­ны. Пе­ре­не­се­ние мо­щей бла­го­вер­ной Ан­ны Ка­шин­ской со­сто­я­лось 12 июня 1650 го­да. За всю ис­то­рию Рус­ской Церк­ви до на­ших дней ни од­на свя­тая не удо­сто­и­лась столь бли­ста­тель­но­го и пыш­но­го тор­же­ства.
Од­на­ко вско­ре свя­тая бла­го­вер­ная Ан­на Ка­шин­ская неожи­дан­но ста­но­вит­ся сим­во­лом рас­коль­ни­ков, и пат­ри­арх Иоаким в 1677 го­ду уни­что­жа­ет ка­но­ни­за­цию свя­той, за­пре­ща­ет по­кло­не­ние свя­тым мо­щам Ан­ны Ка­шин­ской. Это необы­чай­ное со­бы­тие – един­ствен­ное в ис­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.
Хо­тя цер­ков­ная раз­вен­чан­ность бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны дли­лась 230 лет, бла­го­дар­ная на­род­ная па­мять хра­ни­ла креп­кую ве­ру в пред­ста­тель­ство пред Гос­по­дом сво­ей небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цы. Пе­ред вступ­ле­ни­ем в брак, на служ­бу, пе­ред по­стри­гом, пе­ред на­ча­лом учеб­ных за­ня­тии, при­ни­мая ка­кое-ни­будь се­рьез­ное ре­ше­ние, не го­во­ря уже о вся­ких бе­дах, бо­лез­нях и скор­бях, ве­ру­ю­щие шли мо­лить­ся ко гро­бу бла­го­вер­ной Ан­ны.
В 1908 го­ду по­чи­та­ние бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны бы­ло вос­ста­нов­ле­но, и уже в 1909 го­ду в го­ро­де Гроз­ном в об­ла­сти Тер­ско­го ка­за­че­ства воз­ник­ла жен­ская об­щи­на в честь свя­той бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны Ка­шин­ской. В 1910 го­ду был освя­щен храм во имя свя­той Ан­ны Ка­шин­ской в Пе­тер­бур­ге.
В тре­вож­ные го­ды вой­ны и ре­во­лю­ции об­раз бла­го­вер­ной кня­ги­ни Ан­ны стал рус­ским лю­дям да­же бли­же и по­нят­нее. Вспо­ми­на­лось, что бла­го­вер­ная Ан­на то­же про­во­жав му­жа и сы­но­вей в ту опас­ную неиз­вест­ность, от­ку­да ча­сто не воз­вра­ща­ют­ся, хо­ро­ни­ла и опла­ки­ва­ла их, то­же при­нуж­де­на бы­ла бе­жать и скры­вать­ся, в то вре­мя как вра­ги гро­ми­ли и жгли ее зем­лю.

☦️
Преподобный Кассиа́н грек, Угличский.
Пре­по­доб­ный Кас­си­ан Грек, Уг­лич­ский чу­до­тво­рец, в ми­ру Кон­стан­тин, был по­том­ком гре­че­ских кня­зей Ман­гуп­ских (Ма­нук­ских). Кон­стан­тин по­лу­чил зна­чи­тель­ное, по сво­е­му вре­ме­ни, об­ра­зо­ва­ние. В Моск­ву из Кон­стан­ти­но­по­ля он при­был в 1478 го­ду в со­ста­ве по­соль­ства, со­про­вож­дав­ше­го ца­рев­ну Со­фию – неве­сту ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Иоан­на III Ва­си­лье­ви­ча, ко­то­рая до­во­ди­лась пле­мян­ни­цей гре­че­ским ца­рям Иоан­ну и Кон­стан­ти­ну Па­лео­ло­гам. Он изъ­явил же­ла­ние остать­ся в Рос­сии. Ве­ли­кий князь пред­ла­гал ему «го­ро­да и об­ла­сти в про­корм­ле­ние и зем­ли в об­дер­жа­ние», но он сми­рен­но ока­зал­ся от это­го, ибо су­е­та при­двор­ной жиз­ни тя­го­ти­ла его серд­це, ис­кав­шее уеди­не­ния и ино­че­ско­го слу­же­ния Бо­гу. С раз­ре­ше­ния ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III он отра­вил­ся в Ро­стов Ве­ли­кий, где пер­вое вре­мя на­хо­дил­ся при ар­хи­епи­ско­пе Иоаса­фе (Обо­лен­ском). Ко­гда же ар­хи­епи­скоп ре­шил оста­вить свою ка­фед­ру и по­се­лить­ся в Фе­ра­пон­то­вом Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре, в ко­то­ром при­нял ра­нее мо­на­ше­ский по­стриг, то князь Кон­стан­тин с ра­до­стью по­сле­до­вал за ним. Здесь гре­че­ский князь по­лу­чил воз­мож­ность для мо­лит­вен­но­го уеди­не­ния и жиз­ни в бо­го­мыс­лии и чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Мо­на­ше­ство он при­нял по­сле чу­дес­но­го ноч­но­го ви­де­ния, в ко­то­ром быв­ший игу­мен оби­те­ли Мар­ти­ни­ан (по дру­гим ис­точ­ни­кам – пре­по­доб­ный Фе­ра­понт) по­веле­вал ему по­стричь­ся. И вско­ре князь Кон­стан­тин был удо­сто­ен ино­че­ско­го об­ра­за с на­ре­че­ни­ем име­ни Кас­си­ан.
Слу­чи­лось ему од­на­жды с неко­то­ры­ми из бра­тии вый­ти из оби­те­ли и плыть по Вол­ге к го­ро­ду Уг­ли­чу. Не до­хо­дя до него за 15 верст, по­лю­би­лось ему жи­во­пис­ное ме­сто на бе­ре­гу Вол­ги, непо­да­ле­ку от впа­де­ния в нее реч­ки Уч­мы. Там во­дру­зил он крест и по­ста­вил се­бе хи­жи­ну.
Сла­ва о пре­по­доб­ном ши­ро­ко рас­про­стра­ни­лась, и «на­ча­ли мно­зи лю­ди при­хо­ди­ти бла­го­сло­ве­ния ра­ди и ви­де­ти пу­стын­но­люб­ное жи­тель­ство и бе­се­до­ва­ти с ним». Свя­той Кас­си­ан, всех при­ни­мая с лю­бо­вью, на­став­лял на путь спа­се­ния «ти­хи­ми сло­ве­сы».
С раз­ре­ше­ния кня­зя Ан­дрея он ос­но­вал здесь ино­че­скую оби­тель в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Вме­сте с несколь­ки­ми мо­на­ха­ми, при­шед­ши­ми с ним из Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­ря, он по­стро­ил в этом ме­сте Успен­ский храм, по­ло­жив­ший на­ча­ло Учем­ской оби­те­ли.
Впо­след­ствии во вре­мя силь­но­го па­вод­ка, ко­гда Вол­га вы­шла из бе­ре­гов, храм по­лу­чил зна­чи­тель­ные по­вре­жде­ния. То­гда пре­по­доб­но­му Кас­си­а­ну на по­мощь вновь при­шел князь уг­лич­ский Ан­дрей, с ко­то­рым пре­по­доб­но­го свя­зы­ва­ла не толь­ко лич­ная друж­ба, но и узы ду­хов­но­го род­ства, ибо он был вос­при­ем­ни­ком кня­же­ско­го сы­на Ди­мит­рия. Мо­на­стырь с хра­мом бы­ли пе­ре­не­се­ны на дру­гое ме­сто, непо­да­ле­ку от преж­не­го, но бо­лее без­опас­ное. Но­вый храм был освя­щен во имя свя­то­го про­ро­ка Иоан­на Пред­те­чи и стал при­ход­ским для близ­ле­жа­щих се­ле­ний. Пре­по­доб­ный Кас­си­ан в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни под­ви­зал­ся в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. С ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду пре­по­доб­ный Кас­си­ан в глу­бо­кой ста­ро­сти 2 ок­тяб­ря 1504 го­да. Свя­тые мо­щи его бы­ли по­гре­бе­ны в том же мо­на­сты­ре. По­сле сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны пре­по­доб­ный Кас­си­ан был про­слав­лен мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми, о чем сви­де­тель­ству­ют за­пи­си Уг­лич­ской ле­то­пи­си, в част­но­сти, за­щи­та им сво­ей оби­те­ли от поль­ских во­и­нов в 1609–1611 гг. Служ­ба пре­по­доб­но­му Кас­си­а­ну на­пи­са­на и пе­ре­да­на в дар оби­те­ли 17 мая 1686 го­да бла­го­че­сти­вым сы­ном мос­ков­ско­го свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­лом Пиме­но­вым, о чем со­об­ща­ет­ся в ру­ко­пи­си, со­хра­нив­шей­ся в Уг­ли­че.
Чу­дес­ным об­ра­зом бы­ла на­пи­са­на ико­на бла­жен­но­го Кас­си­а­на. Некто иерей Си­ме­он, ху­до­же­ством жи­во­пи­сец, дал обе­ща­ние на­пи­сать ее, но впал в тяж­кую бо­лезнь и до двух лет не мог ис­пол­нить сво­е­го обе­та. При­шел он на­ко­нец к игу­ме­ну Гер­мо­ге­ну и спра­ши­вал его: «Как на­чер­тать об­раз пре­по­доб­но­го?» Игу­мен дал ему хар­тию, на ко­то­рой на­пи­са­но бы­ло, как изо­бра­жать бла­жен­но­го Кас­си­а­на; раз­мыш­ляя о том, чтобы ис­пол­нить пред­при­ня­тое им де­ло, за­снул иерей и уви­дел во сне лик свя­то­го стар­ца, на­чер­тан­ный на при­го­тов­лен­ной им дос­ке; ему ка­за­лось, что и у од­ра его сто­ит инок, со­вер­шен­но по­доб­ный это­му об­ра­зу.
Яв­лял­ся и мно­гим дру­гим бла­жен­ный Кас­си­ан, не за­бы­вал же и сво­ей оби­те­ли, да­руя ей не толь­ко бла­га ду­хов­ные, но и вре­мен­ные, через то сви­де­тель­ствуя о непре­стан­ном сво­ем по­кро­ви­тель­стве со­бран­ной им бра­тии.
Па­мять пре­по­доб­но­го Кас­си­а­на празд­ну­ет­ся 2/15 ок­тяб­ря – день пре­став­ле­ния и 21 мая/3 июня – день те­зо­име­нит­ства.

☦️
Праведный Фео́дор Ушаков, воин.
«Жизнь – родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Феодора Ушакова, прославленного ныне в лике святых.

Адми­рал рос­сий­ско­го фло­та Фе­о­дор Уша­ков ро­дил­ся 13 фев­ра­ля 1745 го­да в сель­це Бур­на­ко­во Ро­ма­нов­ско­го уез­да Яро­слав­ской про­вин­ции и про­ис­хо­дил из небо­га­то­го, но древ­не­го дво­рян­ско­го ро­да. Ро­ди­те­лей его зва­ли Фе­о­дор Иг­на­тье­вич и Па­рас­ке­ва Ни­ки­тич­на, и бы­ли они людь­ми бла­го­че­сти­вы­ми и глу­бо­ко ве­ру­ю­щи­ми.
В по­сле­пет­ров­ские вре­ме­на дво­рян­ских юно­шей обык­но­вен­но опре­де­ля­ли в гвар­дию, слу­жил в ней и отец бу­ду­ще­го адми­ра­ла Фе­о­дор Иг­на­тье­вич, и да­же при­шлось ему по­во­е­вать с тур­ка­ми в вой­ну 1735–1739 го­дов, но по­сле рож­де­ния тре­тье­го сы­на Фе­о­до­ра он был уво­лен от служ­бы с по­жа­ло­ва­ни­ем сер­жант­ско­го чи­на лейб-гвар­дии Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка. Вер­нув­шись в род­ное сель­цо, он сме­нил цар­скую служ­бу на хо­зяй­ствен­ные хло­по­ты и вос­пи­та­ние де­тей.
День рож­де­ния бу­ду­ще­го адми­ра­ла Рос­сий­ско­го фло­та – 13 фев­ра­ля – при­хо­дит­ся меж­ду празд­но­ва­ни­ем па­мя­ти двух во­и­нов-ве­ли­ко­му­че­ни­ков: Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та и Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 8 и 17 фев­ра­ля), – а вся жизнь рос­сий­ско­го фло­то­вод­ца, от мла­ден­че­ства до дня кон­чи­ны, про­шла под бла­го­твор­ным вли­я­ни­ем его род­но­го дя­ди, пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра Са­нак­сар­ско­го – ве­ли­ко­го во­и­на в ду­хов­ной бра­ни. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор ро­дил­ся и вы­рос в том же сель­це Бур­на­ко­во, от­сю­да ушел в юно­сти слу­жить в сто­лич­ную гвар­дию, но за­тем, стре­мясь ду­шою к ино­му слу­же­нию, же­лая стя­жать зва­ние во­и­на Ца­ря Небес­но­го, бе­жал из сто­ли­цы в пу­стын­ные двин­ские ле­са, чтобы од­но­му Бо­гу ра­бо­тать, укреп­ля­ясь в по­дви­ге по­ста и мо­лит­вы; был сыс­кан, до­став­лен к им­пе­ра­три­це, ко­то­рая, вняв Про­мыс­лу Бо­жи­е­му о мо­ло­дом по­движ­ни­ке, бла­го­во­ли­ла оста­вить его в Алек­сан­дро-Нев­ском мо­на­сты­ре, где он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в 1748 го­ду, – и это ис­клю­чи­тель­ное для дво­рян­ско­го се­мей­ства Уша­ко­вых со­бы­тие, вку­пе с по­сле­ду­ю­щи­ми из­ве­сти­я­ми о его мо­на­ше­ском слу­же­нии Бо­гу, бы­ло по­сто­ян­ным пред­ме­том бе­сед сре­ди род­ствен­ни­ков и слу­жи­ло им на­зи­да­тель­ным при­ме­ром.
Боль­шое се­мей­ство Уша­ко­вых со­сто­я­ло в при­хо­де хра­ма Бо­го­яв­ле­ния-на-Ост­ро­ву, на­хо­див­ше­го­ся в трех вер­стах от Бур­на­ко­во на ле­вом бе­ре­гу Вол­ги. В этом хра­ме Фе­о­до­ра кре­сти­ли, здесь же бы­ла шко­ла для дво­рян­ских де­тей, где он обу­чал­ся гра­мо­те и сче­ту. Фе­о­дор Иг­на­тье­вич и Па­рас­ке­ва Ни­ки­тич­на, бу­дучи очень на­бож­ны, по­чи­та­ли глав­ным усло­ви­ем вос­пи­та­ния де­тей раз­ви­тие вы­со­ких ре­ли­ги­оз­ных чувств и стро­гой нрав­ствен­но­сти. Эти чув­ства, воз­буж­ден­ные при­ме­ра­ми се­мей­ства и осо­бен­но род­но­го дя­ди-мо­на­ха, глу­бо­ко за­пе­чат­ле­лись в серд­це воз­рас­тав­ше­го от­ро­ка, со­хра­ни­лись и ста­ли гос­под­ству­ю­щи­ми во всю его по­сле­ду­ю­щую жизнь. В глу­ши де­ре­вен­ско­го по­ме­стья бы­ло мно­го про­сто­ра для физи­че­ско­го раз­ви­тия; от­рок Фе­о­дор, об­ла­дая врож­ден­ным без­стра­ши­ем ха­рак­те­ра, неред­ко, в со­про­вож­де­нии та­ких же смель­ча­ков, от­ва­жи­вал­ся, как от­ме­ча­ют био­гра­фы, на по­дви­ги не по ле­там – так, на­при­мер, со ста­ро­стою де­рев­ни сво­ей он ха­жи­вал на мед­ве­дя. Эти ка­че­ства – без­стра­шие и пре­не­бре­же­ние опас­но­стью – так­же укре­пи­лись в ха­рак­те­ре Фе­о­до­ра. Скром­ный и уступ­чи­вый в обыч­ных усло­ви­ях, Фе­о­дор Уша­ков как бы пе­ре­рож­дал­ся в ми­ну­ты опас­но­сти и без стра­ха смот­рел ей пря­мо в ли­цо.
В воз­расте шест­на­дца­ти лет Фе­о­дор был пред­став­лен в ге­рольд­мей­стер­скую кон­то­ру для смот­ра, где и по­ка­зал, что «рос­сий­ской гра­мо­те и пи­сать обу­чен… же­ла­ет-де он, Фе­о­дор, в Мор­ской ка­дет­ский кор­пус в ка­де­ты».
Мор­ской ка­дет­ский кор­пус рас­по­ла­гал­ся в Санкт-Пе­тер­бур­ге, на уг­лу на­бе­реж­ной Боль­шой Невы и 12-й ли­нии Ва­си­льев­ско­го ост­ро­ва. В фев­ра­ле 1761 го­да ту­да был за­чис­лен Фе­о­дор Уша­ков, но дя­ди сво­е­го в Алек­сан­дро-Нев­ском мо­на­сты­ре уже не за­стал – мо­нах Фе­о­дор был в Са­нак­са­ре, на бе­ре­гу Мок­ши, в Там­бов­ской про­вин­ции.

С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил, адмирал Ушаков провел сорок кампаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, став реформатором русского флота и прочно укрепив его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю.
Будучи сторонником суворовской школы воспитания защитников отечества, он имел глубоко христианскую натуру, проявившуюся во всех направлениях его деятельности: военной, дипломатической, благотворительной. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.
19 декабря 1806 года адмиралом Ф. Ушаковым было подано прошение об отставке. В 1810 году он переехал в деревню Алексеевку неподалеку от Санаксарского монастыря. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал последние годы жизни провел вдали от столицы, занимаясь благотворительностью и помогая обездоленным. Адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.
После начала в 1812 году Отечественной войны, Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устроил госпиталь для раненых, пожертвовал средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.
2/15 октября 1817 года последовала блаженная кончина адмирала Ф. Ушакова. По завещанию Феодор Феодорович был погребен «по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора».
4–5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец.
На иконе новопрославленный святой изображен со свитком, на котором начертаны знаменательные слова: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся ко славе России».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-ushakov-voin

☦️
Мученица Александра Булгакова.
Му­че­ни­ца Алек­сандра Иоаки­мов­на Бул­га­ко­ва ро­ди­лась в 1886 го­ду в де­ревне Коб­ло­ват­ка Коз­лов­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Она бы­ла че­ло­ве­ком ре­ли­ги­оз­ным, ча­сто по­се­ща­ла свя­тые ме­ста и тех мно­гих свя­щен­ни­ков, ко­то­рых зна­ла; три го­да она про­жи­ла в мо­на­сты­ре. Всю се­бя по­свя­тив Бо­гу, она ста­ра­лась и с неве­ру­ю­щи­ми людь­ми со­хра­нять мир­ные от­но­ше­ния. По­сле то­го как в 1936 го­ду бы­ла при­ня­та кон­сти­ту­ция и всех ста­ли при­гла­шать на вы­бо­ры, она по­шла вме­сте со все­ми. По воз­ра­ще­нии до­мой у нее опух­ли но­ги и от­кры­лись на но­гах яз­вы; Алек­сандра свя­за­ла на­чав­шу­ю­ся бо­лезнь с этим по­ступ­ком и ре­ши­ла, что нет ей бла­го­сло­ве­ния из­би­рать власть без­бож­ни­ков – хо­ди или не хо­ди она на вы­бо­ры пред­ста­ви­те­лей вла­сти, ко­то­рой она не со­чув­ству­ет и не мо­жет со­чув­ство­вать, по­то­му что та ста­вит сво­ей це­лью раз­ру­ше­ние хра­мов и ис­треб­ле­ние в ду­шах лю­дей все­го свя­то­го, а пе­ре­ме­нить ее не мо­жет.
По­до­шли оче­ред­ные вы­бо­ры, и в июне 1938 го­да один из аги­та­то­ров, в ве­де­ние ко­то­ро­го вхо­дил дом по Боль­шо­му Чер­кас­ско­му пе­ре­ул­ку, в ко­то­ром жи­ла Алек­сандра, при­нес ей от­крыт­ку с при­гла­ше­ни­ем прий­ти на из­би­ра­тель­ный уча­сток. Но она ее да­же не ста­ла чи­тать, а тут же в при­сут­ствии аги­та­то­ра и со­сед­ки по квар­ти­ре разо­рва­ла, не же­лая иметь с без­бож­ни­ка­ми ни­че­го об­ще­го.
В са­мый день вы­бо­ров, 26 июня 1938 го­да, аги­та­тор со­об­щил чле­нам из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии, что Бул­га­ко­ва от­ка­за­лась ид­ти на вы­бо­ры и разо­рва­ла при­гла­ше­ние. Чле­ны ко­мис­сии, по­со­ве­щав­шись, ре­ши­ли пой­ти к ней до­мой, чтобы сно­ва при­гла­сить в из­би­ра­тель­ной уча­сток, а ес­ли она боль­на, то до­вез­ти на ма­шине. Вой­дя в квар­ти­ру, они по­до­шли к ее две­ри и ста­ли сту­чать. Не от­кры­вая, Алек­сандра спро­си­ла, кто они и за­чем при­шли. Аги­та­тор от­ве­тил, что они при­шли при­гла­сить ее на вы­бо­ры. То­гда она от­кры­ла дверь и, вый­дя к ним с ико­ной в ру­ках, ста­ла чи­тать мо­лит­вы и в част­но­сти мо­лит­ву «Да вос­креснет Бог». Ко­гда она за­кон­чи­ла мо­лить­ся, упол­но­мо­чен­ный по из­би­ра­тель­но­му участ­ку стал ее уго­ва­ри­вать, чтобы она шла го­ло­со­вать, но на это она твер­до им за­яви­ла: «Я не пой­ду, я ве­рую в Бо­га, а ко­гда я хо­ди­ла в пер­вый раз, то по­сле го­ло­со­ва­ния у ме­ня опух­ли но­ги и от­кры­лись на но­гах яз­вы – так на­ка­зал ме­ня Гос­подь за то, что я Ему из­ме­ни­ла. Я не с ва­ми, я с Бо­гом, я про­тив вас, и го­ло­со­вать я не пой­ду, по­то­му что там все лю­ди чу­жие».
Три чет­вер­ти ча­са пред­ста­ви­те­ли вла­стей пы­та­лись уго­во­рить Алек­сан­дру участ­во­вать в вы­бо­рах, но она не со­гла­ша­лась, а ко­гда уго­во­ры ей на­до­е­ли, то еще раз за­яви­ла, что она не с ни­ми, а про­тив них и спро­си­ла при­шед­ших: «Ска­жи­те, го­су­дар­ство мож­но пе­ре­ме­нить или нет?!» При­шед­шие не по­ня­ли, к че­му она это го­во­рит, и ста­ли го­ря­чо ее уве­рять, что го­су­дар­ство, за­во­е­ван­ное кро­вью ра­бо­чих и кре­стьян, они ни­ко­му не от­да­дут. За­тем они ста­ли ее рас­спра­ши­вать, не бо­лят ли у нее но­ги, пред­ла­га­ли при­слать ма­ши­ну, на что Алек­сандра в оче­ред­ной раз по­вто­ри­ла: «Я вполне здо­ро­ва, ма­ши­на мне не нуж­на, и го­ло­со­вать я не бу­ду».
Чле­ны из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии ушли ни с чем, но в тот же день упол­но­мо­чен­ный по из­би­ра­тель­но­му участ­ку со­об­щил обо всем про­ис­шед­шем пред­ста­ви­те­лю рай­он­но­го ко­ми­те­та ВКП(б), по­мощ­ни­ку пред­се­да­те­ля рай­он­но­го со­ве­та и за­ме­сти­те­лю пред­се­да­те­ля рай­он­но­го со­ве­та и от­пра­вил до­клад­ную за­пис­ку опер­упол­но­мо­чен­но­му рай­он­но­го от­де­ле­ния УНКВД, ко­то­рый 28 июня рас­по­ря­дил­ся вы­звать и до­про­сить сви­де­те­лей, чтобы за­тем аре­сто­вать Алек­сан­дру.
1 и 4 июля чле­ны из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии бы­ли до­про­ше­ны; они за­яви­ли, что Алек­сандра Бул­га­ко­ва слы­вет мо­наш­кой, очень ре­ли­ги­оз­на и вы­пол­ня­ет все цер­ков­ные об­ря­ды.
10 июля бы­ла до­про­ше­на со­сед­ка Алек­сан­дры, ко­то­рая на все во­про­сы сле­до­ва­те­ля так­же от­ве­ти­ла, что Алек­сандра че­ло­век ре­ли­ги­оз­ный, ве­дет за­мкну­тый об­раз жиз­ни и ни с кем, кто ей из­ве­стен, и с со­се­дя­ми не со­об­ща­ет­ся.
По­сле это­го 13 июля бы­ла вы­пи­са­на справ­ка на арест Алек­сан­дры, 26-го – дан на арест раз­ре­ше­ние, а 27-го – вы­пи­сан и са­мый ор­дер, срок дей­ствия ко­то­ро­го ис­те­кал 30 июля. Но, по-ви­ди­мо­му, по­сле все­го про­ис­шед­ше­го Алек­сандра уеха­ла, и со­труд­ни­ки УНКВД аре­сто­ва­ли ее толь­ко 2 сен­тяб­ря.
По­сле аре­ста сра­зу же на­ча­лись до­про­сы, но Алек­сандра, дав от­ве­ты на во­про­сы ан­ке­ты, от­ка­за­лась да­вать да­лее ка­кие бы то ни бы­ло по­ка­за­ния. Сле­до­ва­те­ли в те­че­ние несколь­ких дней при­нуж­да­ли ее от­ве­тить на ин­те­ре­су­ю­щие их во­про­сы, но не смог­ли ни­че­го до­бить­ся, и 10 сен­тяб­ря вы­нуж­де­ны бы­ли со­ста­вить акт, что «об­ви­ня­е­мая Бул­га­ко­ва Алек­сандра Аки­мов­на ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лась от да­чи по­ка­за­ний след­ствию». Сле­до­ва­те­ли и по­сле это­го про­дол­жа­ли уси­лен­но ее до­пра­ши­вать, но 14 сен­тяб­ря все же вы­нуж­де­ны бы­ли со­ста­вить сле­ду­ю­щий акт об от­ка­зе ее да­вать по­ка­за­ния.
До­про­сы про­дол­жа­лись до 27 сен­тяб­ря, ко­гда сле­до­ва­те­ли со­ста­ви­ли оче­ред­ной акт об от­ка­зе аре­сто­ван­ной да­вать по­ка­за­ния. Несмот­ря на дав­ле­ние на нее сле­до­ва­те­лей и тяж­кие усло­вия за­клю­че­ния, Алек­сандра оста­лась твер­дой в сво­ей по­зи­ции, и сле­до­ва­тель
28 сен­тяб­ря рас­по­ря­дил­ся от­пра­вить ее в боль­ни­цу Та­ган­ской тюрь­мы и вспом­нил о ней толь­ко 5 ян­ва­ря 1939 го­да, ко­гда по­до­шел к кон­цу срок, от­ве­ден­ный за­ко­ном для след­ствия. То­гда он ис­про­сил у на­чаль­ни­ка УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти раз­ре­ше­ние на про­дле­ние след­ствия до 20 мар­та 1939 го­да Раз­ре­ше­ние это ему бы­ло да­но, од­на­ко след­ствие уже не мог­ло быть про­дол­же­но.
Му­че­ни­ца Алек­сандра Бул­га­ко­ва скон­ча­лась от го­ло­да в боль­ни­це Та­ган­ской тюрь­мы око­ло пя­ти ча­сов ве­че­ра 15 ок­тяб­ря 1938 го­да и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.
Па­мять му­че­ни­цы Алек­сан­дры со­вер­ша­ет­ся 2(15) ок­тяб­ря и в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.


Жития
Писание