☀️ неподвижный годовой круг:
• 11 октября (28 сентября)
• прор. Вару́ха (VI до РХ) 📖
• свт. Харито́на Исповедника (ок. 350)
• мчч. Александра, Алфе́я, Зоси́мы, Марка пастыря, Ни́кона, Нео́на, Илиодо́ра и прочих (IV)
• блгв. кн. Вячеслава Чешского (935)
• прпп. Кирилла и Марии (ок. 1337) (родителей прп. Сергия Радонежского)
• прп. Харитона Сянжемского (1509)
• прп. Иродио́на Илоезерского (1541)
• Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих
• обре́тение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы (1918)
• мц. Анны (Лыкошиной) (1925)
• прмч. Иларио́на (Громова), прмц. Михаи́лы (Ивановой) (1937)
• прмц. Татианы (Чекмазовой) (1942)


☦️
Пророк Вару́х. 📖
Свя­той про­рок Ва­рух был уче­ни­ком, дру­гом и пис­цом св. про­ро­ка Иере­мии (VI в. до Р. X.; па­мять 1/14 мая). Он за­пи­сы­вал про­ро­че­ства про­ро­ка Иере­мии о на­ше­ствии ва­ви­ло­нян и пле­не­нии иуде­ев за гре­хи их и чи­тал на­ро­ду в хра­ме. Свит­ки царь сжег по­сле чте­ния, а про­ро­ков при­ка­зал по­са­дить в тем­ни­цу.
Мно­го раз про­ро­ки пре­ду­пре­жда­ли свой на­род о пле­не­нии и о пре­да­нии в ру­ки хал­де­ев, но иудеи не слу­ша­ли их, оже­сто­ча­лись, гна­ли, а за­тем бро­си­ли обо­их в тем­ни­цу. Толь­ко по­сле взя­тия Иеру­са­ли­ма они бы­ли осво­бож­де­ны хал­де­я­ми (Иер.36-38 гл.). Вме­сте с учи­те­лем св. Ва­рух горь­ко опла­ки­вал раз­ру­ше­ние Иеру­са­ли­ма На­ву­хо­до­но­со­ром. По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны про­ро­ка Иере­мии св. Ва­рух жил недол­го и умер в Егип­те в VI ве­ке до Р. X.

В кни­ге про­ро­ка Ва­ру­ха пять глав, где он пи­шет, что все бед­ствия, и пле­не­ние ва­ви­лон­ское, и со­жже­ние Иеру­са­ли­ма, по­сы­ла­лись за гре­хи иуде­ев, и нуж­но бы­ло по­ка­я­ние. Свя­той Ва­рух осо­бен­но яс­но про­ро­че­ство­вал о во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия, Ко­то­рый дол­жен был на зем­лю явить­ся и по­жить с че­ло­ве­ки, его про­ро­че­ство на­чи­на­ет­ся сло­ва­ми: Сей Бог наш, и не вме­нит­ся ин к Нему – ни­кто дру­гой не срав­нит­ся с Ним (Вар.3,36-38). Кни­га про­ро­ка Ва­ру­ха при­со­еди­ня­ет­ся к кни­ге пр. Иере­мии, да­же па­ре­мия, по­ло­жен­ная из нее в на­ве­че­рие Рож­де­ства Хри­сто­ва (Вар.3,36-38, 4,1-5), воз­гла­ша­ет­ся как про­ро­че­ство Иере­ми­и­но.

📚 Комментарии (Книга Варуха, глава 1):
https://bible.optina.ru/old:var:01:start

☦️
Святитель Харито́н Исповедник, Иконийский епископ.
Пре­по­доб­ный Ха­ри­тон Ис­по­вед­ник по­стра­дал в Ико­нии во вре­мя од­но­го из го­не­ний на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­рах Га­ле­рии (305–311), Мак­си­ми­ане (305–313) или Ли­ки­нии (311–324). В ис­по­вед­ни­че­ском по­дви­ге его укреп­лял бла­го­дат­ный при­мер свя­той пер­во­му­че­ни­цы Фек­лы (па­мять 24 сен­тяб­ря), уро­жен­ки его род­но­го го­ро­да, па­мять ко­то­рой он осо­бен­но глу­бо­ко чтил. Свя­той Ха­ри­тон му­же­ствен­но об­ли­чил язы­че­ских бо­гов и твер­до ис­по­ве­дал ве­ру в Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га – Хри­ста-Спа­си­те­ля. Свя­той ис­по­вед­ник пре­тер­пел же­сто­кие му­че­ния, но по про­мыс­лу Бо­жию остал­ся жив. Ко­гда го­не­ния утих­ли, свя­той был осво­бож­ден из за­клю­че­ния и всю свою жизнь по­свя­тил слу­же­нию Гос­по­ду. На­прав­ля­ясь в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам, он по­пал в ру­ки раз­бой­ни­ков. Они свя­за­ли его и бро­си­ли в пе­ще­ру, на­ме­ре­ва­ясь за­тем убить, а са­ми по­спе­ши­ли на про­мы­сел. В ожи­да­нии смер­ти свя­той го­ря­чо мо­лил­ся, бла­го­да­рил Бо­га и про­сил Его со­тво­рить с ним по во­ле Сво­ей. В это вре­мя в пе­ще­ру за­полз­ла змея и ста­ла пить ви­но из сто­яв­ше­го там со­су­да, отра­ви­ла его сво­им смер­то­нос­ным ядом. Вер­нув­шись в пе­ще­ру, раз­бой­ни­ки на­пи­лись отрав­лен­но­го ви­на и все до од­но­го по­гиб­ли. Пре­по­доб­ный Ха­ри­тон, воз­дав бла­го­да­ре­ние Бо­гу, стал под­ви­зать­ся на ме­сте сво­е­го чу­дес­но­го спа­се­ния. На­граб­лен­ное раз­бой­ни­ка­ми зо­ло­то он раз­дал ни­щим и в мо­на­сты­ри, а в раз­бой­ни­чьей пе­ще­ре устро­ил цер­ковь, во­круг ко­то­рой со вре­ме­нем об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь – зна­ме­ни­тая в Па­ле­стине Фа­ран­ская Лав­ра. Пре­по­доб­ный Ха­ри­тон сам со­ста­вил стро­гий устав для сво­ей оби­те­ли. Стре­мясь к уеди­не­нию, пре­по­доб­ный ушел даль­ше в пу­сты­ню, но и там не от­вер­гал тех, кто нуж­дал­ся в его ду­хов­ном ру­ко­вод­стве, и ос­но­вал еще две оби­те­ли – Иери­хон­скую и Су­кий­скую, име­ну­е­мую «Вет­хой Лав­рой». В кон­це жиз­ни пре­по­доб­ный Ха­ри­тон под­ви­зал­ся в пе­ще­ре на го­ре, близ Су­кий­ской оби­те­ли, но не остав­лял ру­ко­вод­ства бра­ти­ей всех трех ос­но­ван­ных им оби­те­лей. По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Ха­ри­тон со­ста­вил чин ино­че­ско­го по­стри­же­ния. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ха­ри­тон Ис­по­вед­ник в глу­бо­кой ста­ро­сти и был по­гре­бен, по его за­ве­ща­нию, в Фа­ран­ской оби­те­ли, в церк­ви, по­стро­ен­ной на ме­сте раз­бой­ни­чьей пе­ще­ры.

Подробнее
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/833

☦️
Мученики Алекса́ндр, Алфе́й, Зоси́ма, Марк, Ни́кон, Нео́н и Илиодо́р.
Свя­тые му­че­ни­ки Алек­сандр, Ал­фей, Зо­си­ма, Марк пас­тырь, Ни­кон, Неон, Или­о­дор и дру­гие по­стра­да­ли за ис­по­ве­да­ние Хри­сто­вой ве­ры в раз­ных ме­стах Ма­лой Азии при Дио­кли­ти­ане (284–305). Свя­той Марк, пас­тух, был схва­чен за от­кры­тое ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры в окрест­но­стях Ан­тио­хии Пи­си­дий­ской. Взяв­шие его 30 во­и­нов бы­ли об­ра­ще­ны свя­тым Мар­ком, и их обез­гла­ви­ли в Ни­кее, а свя­той Марк был пре­дан му­че­ни­ям. Для из­го­тов­ле­ния ору­дий пы­ток при­зва­ли трех бра­тьев-ко­ва­чей (куз­не­цов) из се­ле­ния Ка­та­ли­та, или Ка­ли­та – Алек­сандра, Ал­фея и Зо­си­му, но же­ле­зо не под­да­ва­лось и пла­ви­лось, а ру­ки куз­не­цов це­пе­не­ли. Услы­шав глас, при­зы­вав­ший их по­стра­дать вме­сте со свя­тым Мар­ком, бра­тья уве­ро­ва­ли во Хри­ста. По­сле тяж­ких му­че­ний им вли­ли в гор­ло рас­плав­лен­ное оло­во († 28 сен­тяб­ря). Свя­то­го же Мар­ка по­сле ис­тя­за­ний обез­гла­ви­ли в Клав­дио­по­ле († 21 сен­тяб­ря). Ко­гда гла­ву свя­то­го му­че­ни­ка внес­ли в ка­пи­ще Ар­те­ми­ды, все идо­лы по­па­да­ли и раз­би­лись. Сви­де­те­ли это­го чу­да – Ни­кон, Неон, Или­о­дор, де­вы и от­ро­ки уве­ро­ва­ли во Хри­ста, ис­по­ве­да­ли свою ве­ру и му­че­ни­че­ски скон­ча­лись в Ма­ро­ми­лии († 13 июля).

☦️
Благоверный князь Вячесла́в Чешский.
Бла­го­вер­ный Вя­че­слав (он же Вин­че­слав или Вац­лав), князь Чеш­ский, был вну­ком свя­той кня­ги­ни Люд­ми­лы, ко­то­рая вос­пи­та­ла его в хри­сти­ан­ской ве­ре. По­лу­чив пре­крас­ное об­ра­зо­ва­ние от пре­сви­те­ра Пав­ла, уче­ни­ка свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, свя­той Вя­че­слав вла­дел сла­вян­ским, ла­тин­ским и гре­че­ским язы­ка­ми и был все­сто­ронне об­ра­зо­ван. Отец его, князь Ро­сти­слав (Вра­ти­слав) по­гиб в 920 го­ду в бою с угра­ми (вен­гра­ми), и 18-лет­ний Вя­че­слав всту­пил на кня­же­ский пре­стол.
Он управ­лял муд­ро и спра­вед­ли­во, за­бо­тясь о хри­сти­ан­ском про­све­ще­нии сво­е­го на­ро­да. Вы­ку­пая де­тей языч­ни­ков, про­дан­ных в раб­ство, он от­да­вал их на вос­пи­та­ние в хри­сти­ан­ском ду­хе. Князь Вя­че­слав был ми­ро­лю­бив, по­чи­тал ду­хо­вен­ство, укра­шал хра­мы. Он мно­го по­тру­дил­ся для укреп­ле­ния хри­сти­ан­ства в Че­хии. Он пе­ре­нес мо­щи му­че­ни­ка Ви­та в сто­ли­цу Че­хии, Пра­гу, по­стро­ил для них ве­ли­ко­леп­ный храм во имя свя­то­го Ви­та.
Немец­кое ду­хо­вен­ство, пре­сле­до­вав­шее рань­ше свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, про­ти­во­дей­ство­ва­ло и свя­то­му Вя­че­сла­ву и вос­ста­нав­ли­ва­ло про­тив него за­вист­ли­вых вель­мож. Эти вель­мо­жи ста­ли ин­три­го­вать про­тив Вя­че­сла­ва и уго­во­ри­ли его млад­ше­го бра­та Бо­ле­сла­ва за­нять пре­стол. Чтобы из­ба­вить­ся от Вя­че­сла­ва, Бо­ле­слав при­гла­сил его на освя­ще­ние хра­ма. Вя­че­слав от­ка­зал­ся ве­рить слу­гам, ко­то­рые пре­ду­пре­жда­ли его о за­го­во­ре. Он по­шел в храм к утрене, и на по­ро­ге хра­ма был убит сво­им бра­том и его дру­зья­ми. Это про­изо­шло в 935 го­ду. Из­руб­лен­ное те­ло свя­то­го Вя­че­сла­ва несколь­ко дней ле­жа­ло без по­гре­бе­ния, от­че­го на­род него­до­вал и вол­но­вал­ся. Мать, узнав об уби­е­нии Вя­че­сла­ва, по­хо­ро­ни­ла его те­ло в церк­ви при кня­же­ском дво­ре. Кровь, про­ли­тую в цер­ков­ных две­рях, дол­го не мог­ли от­мыть. Бо­ле­слав, став пра­ви­те­лем, за­нял­ся ис­ко­ре­не­ни­ем пра­во­сла­вия в Че­хии и на­саж­де­ни­ем ка­то­ли­че­ства. Он на­ста­и­вал на слу­же­нии ли­тур­гии толь­ко на ла­тин­ском язы­ке. Под дав­ле­ни­ем на­ро­да, по­чи­тав­ше­го Вя­че­сла­ва как му­че­ни­ка, бра­то­убий­ца, по-ви­ди­мо­му, рас­ка­ял­ся и пе­ре­нес его мо­щи в Пра­гу, по­хо­ро­нил их в церк­ви свя­то­го Ви­та. Стра­сто­тер­пец Вя­че­слав вме­сте с кня­ги­ней Люд­ми­лой по­чи­та­ют­ся по­кро­ви­те­ля­ми Че­хии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/836

☦️
Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского.
Пре­по­доб­ный Ки­рилл со­сто­ял на служ­бе сна­ча­ла у Ро­стов­ско­го кня­зя Кон­стан­ти­на II Бо­ри­со­ви­ча, а по­том у Кон­стан­ти­на III Ва­си­лье­ви­ча, ко­то­рых он, как один из са­мых близ­ких к ним лю­дей, не раз со­про­вож­дал в Зо­ло­тую Ор­ду. Св. Ки­рилл вла­дел до­ста­точ­ным по сво­е­му по­ло­же­нию со­сто­я­ни­ем, но по про­сто­те то­гдаш­них нра­вов, жи­вя в де­ревне, не пре­не­бре­гал и обыч­ны­ми сель­ски­ми тру­да­ми.
В жи­тии пре­по­доб­но­го Сер­гия по­вест­ву­ет­ся о том, что за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей еще до рож­де­ния сы­на пра­вед­ная Ма­рия и мо­ля­щи­е­ся слы­ша­ли трое­крат­ное вос­кли­ца­ние мла­ден­ца: пе­ред чте­ни­ем Свя­то­го Еван­ге­лия, во вре­мя Хе­ру­вим­ской пес­ни и ко­гда свя­щен­ник про­из­нес «Свя­тая свя­тым». Пре­по­доб­ные Ки­рилл и Ма­рия ощу­ти­ли на се­бе ве­ли­кую ми­лость Бо­жию, их бла­го­че­стие тре­бо­ва­ло, чтобы чув­ства бла­го­дар­но­сти к Бо­гу бы­ли вы­ра­же­ны в ка­ком-ли­бо внеш­нем по­дви­ге бла­го­че­стия, в бла­го­го­вей­ном обе­те. И пра­вед­ная Ма­рия, по­доб­но свя­той Анне – ма­те­ри про­ро­ка Са­му­и­ла, вме­сте с му­жем да­ла обе­ща­ние по­свя­тить ча­до Бла­го­де­те­лю всех – Бо­гу. Гос­подь да­ро­вал им сы­на, ко­то­ро­го на­зва­ли Вар­фо­ло­ме­ем. С пер­вых дней жиз­ни мла­де­нец всех уди­вил пост­ни­че­ством: по сре­дам и пят­ни­цам он не при­ни­мал мо­ло­ка ма­те­ри, в дру­гие же дни, ес­ли она упо­треб­ля­ла в пи­щу мя­со, мла­де­нец так­же от­ка­зы­вал­ся от мо­ло­ка. За­ме­тив это, пре­по­доб­ная Ма­рия во­все от­ка­за­лась от мяс­ной пи­щи.
Пра­вед­ность Ки­рил­ла и Ма­рии бы­ла из­вест­на не толь­ко Бо­гу. Бу­дучи стро­ги­ми блю­сти­те­ля­ми всех цер­ков­ных уста­вов, они по­мо­га­ли бед­ным, но осо­бен­но свя­то хра­ни­ли за­по­ведь свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла: стран­но­лю­бия не за­бы­вай­те, тем бо не ве­дя­ще неции стран­но­при­я­ша Ан­ге­лы (Евр.13:2). То­му же учи­ли они и сво­их де­тей, стро­го вну­шая им не упус­кать слу­чая по­звать к се­бе в дом пу­те­ше­ству­ю­ще­го ино­ка или ино­го уста­ло­го стран­ни­ка. До нас не до­шло по­дроб­ных све­де­ний о бла­го­че­сти­вой жиз­ни этой бла­жен­ной че­ты, за­то мы мо­жем вме­сте со свя­ти­те­лем Пла­то­ном ска­зать, что сам про­ис­шед­ший от них плод по­ка­зал луч­ше вся­ких крас­но­ре­чи­вых по­хвал доб­ро­ту бла­го­сло­вен­но­го дре­ва. Счаст­ли­вы ро­ди­те­ли, ко­их име­на про­слав­ля­ют­ся веч­но в их де­тях и потом­стве! Счаст­ли­вы и де­ти, ко­то­рые не толь­ко не по­сра­ми­ли, но и при­умно­жи­ли и воз­ве­ли­чи­ли честь и бла­го­род­ство сво­их ро­ди­те­лей и слав­ных пред­ков, ибо ис­тин­ное бла­го­род­ство со­сто­ит в доб­ро­де­те­ли!
Око­ло 1328 г. пре­по­доб­ные Ки­рилл и Ма­рия пе­ре­се­ли­лись из Ро­сто­ва в Ра­до­неж. Вер­стах в трех от Ра­до­не­жа был Хоть­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь, в то вре­мя од­новре­мен­но быв­ший и муж­ским, и жен­ским. По рас­про­стра­нен­но­му на Ру­си обы­чаю под ста­рость ино­че­ство при­ни­ма­ли и про­сте­цы, и кня­зья, и бо­яре. Дух ино­че­ства со­об­щил­ся от сы­на к ро­ди­те­лям: под ко­нец сво­ей мно­госкорб­ной жиз­ни пра­вед­ные Ки­рилл и Ма­рия по­же­ла­ли и са­ми при­нять ан­гель­ский об­раз.
В этот мо­на­стырь и на­пра­ви­ли они свои сто­пы, чтобы там про­ве­сти оста­ток сво­их дней в по­дви­ге по­ка­я­ния, го­то­вясь к дру­гой жиз­ни. Но недол­го схим­ни­ки-бо­яре по­тру­ди­лись в но­вом зва­нии. В 1337 г. они с ми­ром ото­шли ко Гос­по­ду.

☦️
Преподобный Харито́н Сянжемский, Простой игумен.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий и его уче­ник пре­по­доб­ный Ха­ри­тон под­ви­за­лись на ре­ке Сян­же­ме в кон­це XV – на­ча­ле XVI в. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий при­шел в Спа­со­ка­мен­ный мо­на­стырь из Во­ло­ко­лам­ских пре­де­лов. Дол­гое вре­мя он про­хо­дил по­слу­ша­ния в мо­на­сты­ре, а за­тем по­се­лил­ся на во­сточ­ном бе­ре­гу Ку­бен­ско­го озе­ра близ устья ре­ки Ку­шты. Там, сре­ди непро­хо­ди­мых бо­лот и дре­му­чей ча­щи, свя­той по­стро­ил неболь­шую кел­лию, в ко­то­рой под­ви­зал­ся в пол­ном оди­но­че­стве. Через неко­то­рое вре­мя к нему при­шел пре­по­доб­ный Алек­сандр Кушт­ский († 1439; па­мять 9 июня), оста­вив­ший, как и он, Ка­мен­ный мо­на­стырь и по­се­лив­ший­ся пер­во­на­чаль­но на ре­ке Сян­же­ме. Пре­по­доб­ный Алек­сандр упро­сил пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия об­ме­нять­ся кел­ли­я­ми, так как ис­кал ме­ста со­вер­шен­но без­молв­но­го.
Пе­рей­дя на ре­ку Сян­же­му, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий не стал от­ка­зы­вать мест­ным жи­те­лям в ду­хов­ных бе­се­дах и на­став­ле­ни­ях. Ту­да к нему при­шел и пре­по­доб­ный Ха­ри­тон.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий по­стро­ил цер­ковь в честь Воз­не­се­ния Хри­сто­ва и устро­ил при ней мо­на­стырь. В Ро­сто­ве при свя­ти­те­ле ар­хи­епи­ско­пе Ди­о­ни­сии (1418–1425) он по­лу­чил раз­ре­ше­ние на стро­и­тель­ство и, оче­вид­но, то­гда же по­лу­чил сан свя­щен­ни­ка и был по­став­лен игу­ме­ном устро­ен­ной оби­те­ли.
Оба пре­по­доб­ных бы­ли при­ме­ром для бра­тии и в мо­лит­ве, и во всех стро­и­тель­ных и хо­зяй­ствен­ных ра­бо­тах. Они до­воль­ство­ва­лись та­кой пи­щей и одеж­дой, ко­то­рую да­же бра­тия счи­та­ли негод­ной. В хра­ме пре­по­доб­ный Ев­фи­мий сто­ял со стра­хом и тре­пе­том, и бра­тия ча­сто ви­де­ли на его ли­це сле­зы уми­ле­ния. За­ни­ма­ясь ру­ко­де­ли­ем, пре­по­доб­ный все­гда пел псал­мы. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ев­фи­мий око­ло 1465 го­да, день кон­чи­ны неиз­ве­стен.
Его пре­ем­ни­ком по игу­мен­ству стал его лю­би­мый уче­ник – пре­по­доб­ный Ха­ри­тон. Бо­лее 40 лет он про­дол­жал тру­ды в оби­те­ли и скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 11 ап­ре­ля 1509 го­да. Оба пре­по­доб­ных бы­ли по­гре­бе­ны в Воз­не­сен­ской церк­ви.

☦️
Преподобный Иродио́н Илоезерский.
Пре­по­доб­ный Иро­ди­он Ило­е­зер­ский, Нов­го­род­ский, уче­ник пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия Ко­мель­ско­го († 19 мая 1537), по­сле смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка уда­лил­ся на Ило­озе­ро, в 20 ки­ло­мет­рах от Бе­ло­зер­ска, и там, на по­лу­ост­ро­ве, по­ста­вил се­бе кел­лию и ос­но­вал храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­ло­жив на­ча­ло Ило­е­зер­ской Озад­ской пу­сты­ни. Пре­по­доб­ный был стро­гим пост­ни­ком, про­во­дил но­чи в мо­лит­ве и каж­дую суб­бо­ту при­об­щал­ся Свя­тых Та­ин. Ан­гел воз­ве­стил пре­по­доб­но­го о бли­зо­сти его кон­чи­ны. Скон­чал­ся он в схи­ме 28 сен­тяб­ря 1541 го­да и был по­хо­ро­нен в устро­ен­ной им ча­совне.
Пер­вая ико­на пре­по­доб­но­го Иро­ди­о­на бы­ла на­пи­са­на по­сле его яв­ле­ния неко­е­му Со­фо­нии. Со­фо­ния, небла­го­го­вей­но ткнув по­со­хом в мо­ги­лу пре­по­доб­но­го, был на­ка­зан сле­по­той, но по мо­лит­ве свя­то­му про­зрел.
Крат­кое жи­тие пре­по­доб­но­го Иро­ди­о­на бы­ло на­пи­са­но ар­хи­манд­ри­том Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря Мит­ро­фа­ном, ко­то­рый в 1653 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Нов­го­род­ско­го мит­ро­по­ли­та (впо­след­ствии пат­ри­ар­ха) Ни­ко­на осви­де­тель­ство­вал чу­де­са, со­вер­шав­ши­е­ся от мо­щей пре­по­доб­но­го Иро­ди­о­на. То­гда и бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние его па­мя­ти. На ме­сте ча­сов­ни пре­по­доб­но­го Иро­ди­о­на был воз­двиг­нут храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с при­де­лом во имя пре­по­доб­но­го Иро­ди­о­на Ило­е­зер­ско­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-irodion-iloezerskij

☦️
Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих.
Ра­нее (с ~1670 го­да) эта об­щая па­мять со­вер­ша­лась в первую суб­бо­ту по от­да­нии празд­ни­ка Воз­дви­же­ния (по­сле 21 сен­тяб­ря / 4 ок­тяб­ря). В 1886 го­ду при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пла­тоне празд­но­ва­ние па­мя­ти Со­бо­ра Ближ­них пе­щер бы­ло пе­ре­не­се­но на 28 сен­тяб­ря (11 ок­тяб­ря) в со­от­вет­ствии с со­вер­ша­е­мым 28 ав­гу­ста (10 сен­тяб­ря) празд­но­ва­ни­ем па­мя­ти Со­бо­ра свя­тых Даль­них пе­щер.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-prepodobnyh-otcov-kievo-pecherskih-v-blizhnih-peshcherah-prp-antonija-pochivajushchih

☦️
Обре́тение мощей прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны (1918)

В середине сентября 1918 года Алапаевск был освобожден от большевиков. Вскоре было организовано проведение следствия об убийстве Великой княгини Елизаветы. 7 октября была обнаружена шахта. Тела мучеников были найдены и подняты на поверхность. Все они были одетыми и при каждом находились многочисленные документы, по которым установили их личность.
Тело Великой княгини Елизаветы Федоровны было поднято из шахты 11 октября 1918 года около двух часов дня с глубины 16 метров, рядом находилось тело князя Иоанна Константиновича. Персты у самой Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были сложены для крестного знамения. На груди Елизаветы Федоровны была найдена икона Спасителя, на обороте которой была надпись: «Вербная Суббота 13 апреля 1891 года». Этот день — 13 апреля 1891 года — был Днем принятия ею Православия.
11 октября Православная Церковь отмечает день обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-elisaveta-feodorovna

☦️
Мученица Анна Лыкошина.
Му­че­ни­ца Ан­на Пет­ров­на Лы­ко­ши­на ро­ди­лась в 1884 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Вы­шла за­муж; ее муж был бра­том то­ва­ри­ща ми­ни­стра Внут­рен­них дел. Ан­на Пет­ров­на бы­ла глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком и по­сто­ян­ной при­хо­жан­кой хра­ма пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го на Сер­ги­ев­ской ули­це в Санкт-Пе­тер­бур­ге. По­сле ре­во­лю­ции и вве­де­ния за­ко­на об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства вла­сти по­тре­бо­ва­ли от при­хо­дов со­зда­ния при­ход­ских со­ве­тов из ми­рян, ко­то­рые долж­ны бы­ли взять на се­бя от­вет­ствен­ность за со­хран­ность на­цио­на­ли­зи­ро­ван­но­го цер­ков­но­го иму­ще­ства. Один из свя­щен­ни­ков Сер­ги­ев­ско­го хра­ма уго­во­рил Ан­ну Пет­ров­ну, чтобы она, как по­сто­ян­ная при­хо­жан­ка, во­шла в со­став при­ход­ско­го со­ве­та. По со­сто­я­нию здо­ро­вья она не смог­ла ак­тив­но участ­во­вать в его ра­бо­те, но несмот­ря на это, вла­сти в фев­ра­ле 1924 го­да аре­сто­ва­ли ее вме­сте с дру­ги­ми чле­на­ми при­ход­ско­го со­ве­та и свя­щен­ни­ка­ми Сер­ги­ев­ской церк­ви. На до­про­сах она не при­зна­ла се­бя ви­нов­ной в предъ­яв­лен­ных ей об­ви­не­ни­ях.
26 сен­тяб­ря 1924 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло Ан­ну Пет­ров­ну к двум го­дам за­клю­че­ния в Со­ло­вец­кий конц­ла­герь, и в ок­тяб­ре то­го же го­да она бы­ла от­прав­ле­на на Со­ло­вец­кий ост­ров. Ус­ло­вия за­клю­че­ния, в ко­то­рых она ока­за­лась, бы­ли на­столь­ко су­ро­вы, что она не до­жи­ла до окон­ча­ния сро­ка и скон­ча­лась на Со­лов­ках 11 ок­тяб­ря 1925 го­да.

☦️
Преподобномученик Иларио́н (Громов) иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ила­ри­он (в ми­ру Иван Ан­дре­евич Гро­мов) ро­дил­ся в 1864 го­ду в се­ле Круп­ше­во Каб­лу­ков­ской во­ло­сти Твер­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Иван Ан­дре­евич по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Пан­те­ле­и­мо­нов мо­на­стырь на Афоне, где под­ви­зал­ся до 1914 го­да, ко­гда был пе­ре­ве­ден на по­дво­рье Афон­ско­го мо­на­сты­ря в Москве. Здесь он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ила­ри­он, был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и на­зна­чен стар­шим мо­на­хом, ру­ко­во­дил раз­лич­ны­ми мо­на­стыр­ски­ми по­слу­ша­ни­я­ми.
С 1922 го­да, в свя­зи с на­чав­ши­ми­ся го­не­ни­я­ми на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь и мас­со­вым за­кры­ти­ем мо­на­сты­рей, иеро­мо­нах Ила­ри­он стал слу­жить сверх­штат­ным свя­щен­ни­ком в хра­ме Гри­го­рия Неоке­са­рий­ско­го в Москве.
В де­каб­ре 1930 го­да ОГПУ по рас­по­ря­же­нию со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства при­сту­пи­ло к ме­ро­при­я­ти­ям по вы­се­ле­нию из Моск­вы свя­щен­но­слу­жи­те­лей, мо­на­хов и мо­на­хинь за­кры­тых мо­на­сты­рей и ак­тив­ных ми­рян. 17 ян­ва­ря 1931 го­да иеро­мо­нах Ила­ри­он был вы­зван в ОГПУ на до­прос. Убе­див­шись из рас­спро­сов, что пе­ред ним иеро­мо­нах, сле­до­ва­тель спро­сил его, ве­дет ли он аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти, а так­же что он от­ве­ча­ет ве­ру­ю­щим, ко­гда те спра­ши­ва­ют, есть ли в на­сто­я­щее вре­мя го­не­ния со­вет­ской вла­сти на ре­ли­гию. Отец Ила­ри­он от­ве­тил: «Аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти я не ве­ду, ве­ру­ю­щим, ко­то­рые об­ра­ща­ют­ся ко мне по во­про­су о го­не­нии на ре­ли­гию, я все­гда объ­яс­няю так, что вся­кая власть да­ет­ся от Бо­га, а по­это­му вся­кой вла­сти на­до под­чи­нять­ся и пе­ре­но­сить все го­не­ния на ре­ли­гию».
Вы­яс­нив, что иеро­мо­нах Ила­ри­он счи­та­ет, что при со­вет­ской вла­сти го­не­ния есть, сле­до­ва­тель от­пу­стил его, взяв под­пис­ку о невы­ез­де.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-gromov

☦️
Преподобномученица Михаи́ла (Иванова) схимонахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ми­ха­и­ла (в ми­ру Мар­фа Ива­нов­на Ива­но­ва) ро­ди­лась в 1867 го­ду в де­ревне Ива­ни­но Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. В юно­сти она по­сту­пи­ла в Ка­зан­ский Го­ло­вин­ский мо­на­стырь, ос­но­ван­ный при се­ле Го­ло­ви­но в 1876 го­ду мос­ков­ским куп­цом Ни­ки­той Иг­на­тье­ви­чем Си­до­ро­вым. В на­ча­ле ХХ ве­ка здесь под­ви­за­лось бо­лее ста се­ми­де­ся­ти мо­на­хинь и по­слуш­ниц. По­сле при­хо­да к вла­сти во­ин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков мо­на­стырь был за­крыт, а на его ме­сте устро­ен са­на­то­рий; но мо­на­хи­ни не по­ки­ну­ли стен оби­те­ли. По­слуш­ни­ца Мар­фа оста­лась жить в се­ле Го­ло­ви­но, мо­лить­ся хо­ди­ла в быв­ший мо­на­стыр­ский храм и ра­бо­та­ла по­су­до­мой­кой в са­на­то­рии. Та­ким об­ра­зом она про­жи­ла здесь пять лет, по­ка на­чаль­ство не ста­ло уволь­нять из са­на­то­рия по­слуш­ниц и мо­на­хинь, и мно­гим из них при­шлось рас­се­лить­ся по бли­жай­шим се­лам или пе­ре­ехать в Моск­ву.
Ду­хов­ным от­цом Мар­фы в то вре­мя, как и мно­гих дру­гих по­слуш­ниц и мо­на­хинь Го­ло­вин­ско­го мо­на­сты­ря, был ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий (Аста­хов), ко­то­рый по­сле за­кры­тия мо­на­сты­рей по­се­лил­ся в се­ле Ак­си­ньи­но Крас­но­гор­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов он по­стриг.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihaila-ivanova

☦️
Преподобномученица Татиа́на Чекмазова послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Та­ти­а­на (Чек­ма­зо­ва) ро­ди­лась в 1881 го­ду. По­свя­тив свою жизнь Бо­гу, она ста­ла по­слуш­ни­цей од­но­го из мо­на­сты­рей (ка­ко­го – на дан­ный мо­мент неиз­вест­но). Без­бож­ная власть, воз­двиг­шая же­сто­кое го­не­ние на вер­ных чад Пра­во­слав­ной Церк­ви, рас­стре­ля­ла по­слуш­ни­цу Та­ти­а­ну 11 ок­тяб­ря 1942 го­да.


Жития
Писание