☀️ неподвижный годовой круг:
• 10 октября (27 сентября)
• апп. от 70-ти Ма́рка, Ариста́рха, Зи́ны (I)
• мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304)
• мц. Епиха́рии Римской (284–305)
• прп. Игна́тия Глубокореченского (Каппадокийского) (963–975)
• прп. Савва́тия Соловецкого (1435)
• сщмч. Анфима Иверянина, Валашского (1716)
• сщмч. Димитрия (Шишокина) (1918)
• сщмчч. Германа (Косолапова) Вольского, Михаила (Платонова) (1919)
• сщмч. Петра (Полянского) Крутицкого (1937) 📚
• сщмч. Феодора (Богоявленского) (1937)


☦️
Апостол от 70-ти Марк (Иоа́нн), Вивлейский епископ.
Свя­той апо­стол от 70-ти Марк, на­зы­вав­ший­ся так­же Иоан­ном, упо­ми­на­ет­ся свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой в кни­ге Де­я­ний (Деян.12:25, 15:37-39), а так­же свя­тым апо­сто­лом Пав­лом в По­сла­ни­ях к Ко­лос­ся­нам (Кол.4:10) и к Фили­мо­ну (Флм.1:24). Свя­той апо­стол Марк про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой и был по­став­лен ими епи­ско­пом в фини­кий­ском го­ро­де Биб­ле. Свя­той апо­стол Марк до­стиг ве­ли­ко­го дерз­но­ве­ния пред Бо­гом, так что и са­мая тень его ис­це­ля­ла боль­ных.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/830

☦️
Апостол от 70-ти Ариста́рх Апамейский епископ.
Свя­той апо­стол от 70-ти Ари­старх упо­ми­на­ет­ся свя­тым апо­сто­лом Пав­лом в По­сла­нии к Ко­лос­ся­нам (Кол.4:10) и к Фили­мо­ну (Флм.1:24). Свя­той апо­стол Ари­старх со­пут­ство­вал апо­сто­лу Пав­лу, а впо­след­ствии был по­став­лен епи­ско­пом в си­рий­ский го­род Апа­мею (па­мять так­же 15 ап­ре­ля).

☦️
Апостол от 70-ти Зи́на Законник, Диоспольский (Лиддский) епископ.
Свя­той апо­стол от 70-ти Зи­на, уче­ник и со­труд­ник пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла Пав­ла, был про­зван «за­кон­ни­ком», так как был уче­ным му­жем и ве­дал юри­ди­че­ски­ми де­ла­ми в цер­ков­ных су­дах. О нем упо­ми­на­ет­ся в По­сла­нии свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла к апо­сто­лу Ти­ту (Тит.3:13): «Зи­ну, за­кон­ни­ка, и Апол­ло­са по­за­боть­ся от­пра­вить так, чтобы у них ни в чем не бы­ло недо­стат­ка». Впо­след­ствии апо­стол Зи­на был епи­ско­пом в Ди­оспо­ле (или Лид­де) в Па­ле­стине.

☦️
Мученики Каллистра́т, Гимна́сий.
Свя­той Кал­ли­страт ро­дом из Кар­фа­ге­на. Дед свя­то­го Кал­ли­стра­та Неоскор слу­жил при им­пе­ра­то­ре Ти­ве­рии в Па­ле­стине, под на­ча­лом про­ку­ра­то­ра Иудеи Пон­тия Пи­ла­та, и был сви­де­те­лем Крест­ных стра­да­ний Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, Его му­че­ни­че­ской смер­ти и пре­слав­но­го Вос­кре­се­ния. Отец свя­то­го был хри­сти­а­ни­ном, он вос­пи­тал сы­на в ве­ре и бла­го­че­стии. Как и его отец, свя­той Кал­ли­страт стал во­и­ном и вы­де­лял­ся сре­ди со­рат­ни­ков-языч­ни­ков доб­рым по­ве­де­ни­ем и крот­ким нра­вом. Но­ча­ми, ко­гда все спа­ли, он обыч­но вста­вал на мо­лит­ву. Од­на­жды спав­ший воз­ле него во­ин услы­шал, что свя­той Кал­ли­страт при­зы­ва­ет Имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста, и до­нес об этом во­е­на­чаль­ни­ку. Тот при­звал Кал­ли­стра­та, до­про­сил его и хо­тел за­ста­вить при­не­сти жерт­ву идо­лам, на что свя­той от­ве­тил твер­дым и ре­ши­тель­ным от­ка­зом. То­гда во­е­на­чаль­ник при­ка­зал из­би­вать свя­то­го, а за­тем, из­ра­нен­но­го, во­ло­чить по ост­рым кам­ням. По­бои и пыт­ки не сло­ми­ли твер­дой во­ли и му­же­ствен­но­го тер­пе­ния стра­даль­ца. Му­чи­тель ве­лел за­шить свя­то­го в ко­жа­ный ме­шок и уто­пить в мо­ре. Од­на­ко ме­шок Про­мыс­лом Бо­жи­им на­ткнул­ся на ост­рый ка­мень и разо­рвал­ся, а свя­той Кал­ли­страт, под­дер­жан­ный дель­фи­на­ми, вы­шел на су­шу невре­ди­мым. Уви­дев та­кое чу­до, 49 во­и­нов уве­ро­ва­ли во Хри­ста. То­гда во­е­на­чаль­ник бро­сил свя­то­го Кал­ли­стра­та вме­сте с уве­ро­вав­ши­ми во­и­на­ми в тем­ни­цу. Все они бы­ли под­верг­ну­ты пе­ред тем бес­че­ло­веч­но­му из­би­е­нию. В за­то­че­нии свя­той Кал­ли­страт про­дол­жал про­по­ве­до­вать во­и­нам Сло­во Бо­жие и укреп­лял их дух к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. При­зван­ные вновь к во­е­на­чаль­ни­ку, стра­даль­цы твер­до ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста, по­сле че­го им свя­за­ли ру­ки и но­ги и бро­си­ли в пруд. Но свя­зы­вав­шие их узы рас­па­лись. Со свет­лы­ми ли­ца­ми сто­я­ли свя­тые му­че­ни­ки в во­де, ра­ду­ясь сво­е­му Кре­ще­нию, ко­то­ро­му со­пут­ство­вал му­че­ни­че­ский по­двиг. Над их го­ло­ва­ми был ви­ден пре­крас­ный свет­лый ве­нец, и все услы­ша­ли го­лос: «Му­жай­ся, Кал­ли­страт, со ста­дом тво­им, и иди успо­ко­ить­ся в веч­ных се­ле­ни­ях». Од­новре­мен­но с этим зна­ме­ни­ем зем­ля со­дрог­ну­лась и сто­яв­ший невда­ле­ке идол упал и раз­бил­ся. Ви­дя всё про­ис­хо­див­шее, 135 дру­гих во­и­нов так­же уве­ро­ва­ли в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Во­е­на­чаль­ник, бо­ясь воз­му­ще­ния в вой­ске, су­дить их не стал, а свя­то­го Кал­ли­стра­та с дру­жи­ной опять за­клю­чил в тем­ни­цу, где они го­ря­чо мо­ли­лись и бла­го­да­ри­ли Со­зда­те­ля, дав­ше­го им си­лу пе­ре­но­сить стра­да­ния. Но­чью по при­ка­зу во­е­на­чаль­ни­ка му­че­ни­ков из­ру­би­ли ме­ча­ми на ча­сти. Свя­тые остан­ки их по­греб­ли остав­ши­е­ся в жи­вых 135 во­и­нов, а впо­след­ствии на ме­сте их стра­да­ния, как и пред­ска­зы­вал свя­той му­че­ник Кал­ли­страт, бы­ла со­ору­же­на цер­ковь.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/828

☦️
Мученица Епиха́рия Римская.
Христова мученица Епихария жила в Риме в царствование Диоклетиана (284–305). Епарх Кесарий приказал взять ее и привести к себе на суд. За твердое исповедание имени Христова ее повесили и строгали, после чего 40 воинов били ее оловянными молотками; но, по ее молитвам, Ангел поразил их. После всех мучений, ей отсекли голову мечом. Из камня, на котором стояла святая мученица, истекло много воды.

☦️
Преподобный Игна́тий Глубокореченский (Каппадокийский) игумен.
Пре­по­доб­ный Иг­на­тий жил в Х ве­ке в Кап­па­до­кии и с юных лет был по­свя­щен ро­ди­те­ля­ми Бо­гу. По до­сти­же­нии зре­ло­го воз­рас­та он при­нял мо­на­ше­ство и вско­ре был хи­ро­то­ни­сан в сан пре­сви­те­ра. За­тем свя­той Иг­на­тий был по­став­лен игу­ме­ном оби­те­ли Спа­са, на­зы­ва­е­мой «Глу­бо­кие ре­ки», близ Кон­стан­ти­но­по­ля. Пре­по­доб­ный Иг­на­тий за­бо­тил­ся о мо­на­сты­ре, укра­сил хра­мы и об­нес оби­тель огра­дой. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Иг­на­тий в го­ро­де Амо­рии в 975 го­ду. Мо­щи его по про­ше­ствии дол­го­го вре­ме­ни об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

☦️
Преподобный Савва́тий Соловецкий.
Пре­по­доб­ный Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий при­шел в Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ский мо­на­стырь в 1396 го­ду, где при­нял ино­че­ский по­стриг. Там он под­ви­зал­ся дол­гое вре­мя, бес­пре­ко­слов­но ис­пол­няя все по­слу­ша­ния. Сми­ре­ние, крот­кая лю­бовь к бра­тии и стро­гая жизнь от­ли­ча­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия сре­ди дру­гих по­движ­ни­ков. Вско­ре он стал тя­го­тить­ся вни­ма­ни­ем и ува­же­ни­ем бра­тии и при­хо­див­ших ми­рян и, узнав, что на Ла­дож­ском озе­ре есть ка­ме­ни­стый ост­ров Ва­ла­ам, ре­шил пе­ре­се­лить­ся ту­да. Тяж­ко скор­бя, про­сти­лась бра­тия Ки­рил­ло-Бе­ло­е­зер­ско­го мо­на­сты­ря со свя­тым стар­цем. На Ва­ла­а­ме мир­ская сла­ва так­же ста­ла бес­по­ко­ить сми­рен­но­го стар­ца. Меж­ду тем пре­по­доб­ный узнал, что на се­ве­ре есть необи­та­е­мый Со­ло­вец­кий ост­ров; он стал про­сить у игу­ме­на бла­го­сло­ве­ния по­се­лить­ся там в уеди­не­нии. Од­на­ко игу­мен и бра­тия не по­же­ла­ли рас­ста­вать­ся со свя­тым стар­цем. По ука­за­нию Бо­жию пре­по­доб­ный Сав­ва­тий но­чью оста­вил Ва­ла­ам­скую оби­тель и на­пра­вил­ся к бе­ре­гам Бе­ло­го мо­ря. Ко­гда он узнал от мест­ных жи­те­лей, что ост­ров на­хо­дит­ся в двух днях пла­ва­ния, что на нем мно­го озер и что на ост­ро­ве ни­кто не жи­вет, он еще боль­ше воз­го­рел­ся же­ла­ни­ем там по­се­лить­ся. Удив­лен­ные жи­те­ли спра­ши­ва­ли убе­лен­но­го се­ди­на­ми по­движ­ни­ка, как он бу­дет там жить и чем пи­тать­ся. «У ме­ня та­кой Вла­ды­ка, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – Ко­то­рый и дрях­ло­сти да­ет си­лы све­жей юно­сти, и го­лод­ных пи­та­ет до­сы­та».
Неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Сав­ва­тий оста­вал­ся в ча­совне, сто­яв­шей вбли­зи устья ре­ки Вы­ги, в ме­стеч­ке Со­ро­ки. Там он встре­тил­ся с под­ви­зав­шим­ся в от­шель­ни­че­стве пре­по­доб­ным Гер­ма­ном, и они вме­сте ре­ши­ли пе­ре­се­лить­ся на ост­ров. На ут­лой ла­дье, по­мо­лив­шись Бо­гу, стар­цы от­пра­ви­лись по су­ро­во­му мо­рю и через три дня до­стиг­ли Со­ло­вец­ко­го ост­ро­ва. По­движ­ни­ки по­се­ли­лись око­ло Се­кир­ной го­ры, где во­дру­зи­ли крест и по­ста­ви­ли кел­лию. В су­ро­вых усло­ви­ях Се­ве­ра под­ви­за­лись стар­цы в те­че­ние несколь­ких лет и сво­и­ми по­дви­га­ми освя­ти­ли без­люд­ный ост­ров. И здесь по­рой враг че­ло­ве­че­ства – диа­вол ис­ку­шал свя­тых стар­цев. Некий ры­бак с же­ной, дви­жи­мый чув­ством за­ви­сти, при­был как-то на ост­ров и по­се­лил­ся непо­да­ле­ку от по­движ­ни­ков. Но Гос­подь не до­пу­стил утвер­дить­ся ми­ря­нам ря­дом со стар­ца­ми. Жене ры­ба­ка яви­лись два юно­ши со свет­лы­ми ли­ца­ми и вы­сек­ли ее пру­тья­ми. Ры­бак ис­пу­гал­ся, быст­ро со­брал ве­щи и по­спе­шил вер­нуть­ся на преж­нее ме­сто жи­тель­ства. Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный Гер­ман от­пра­вил­ся по ке­лей­ным нуж­дам на ре­ку Оне­гу, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий, остав­шись один, по­чув­ство­вал при­бли­же­ние кон­чи­ны и об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, чтобы Он спо­до­бил его при­ча­стить­ся Свя­тых Та­ин. За два дня пре­по­доб­ный до­плыл до ма­те­ри­ка и в де­ся­ти вер­стах от ре­ки Вы­ги встре­тил игу­ме­на На­фа­наи­ла, шед­ше­го в да­ле­кое се­ле­ние при­ча­щать боль­но­го кре­стья­ни­на. Игу­мен На­фа­наил об­ра­до­вал­ся встре­че с пре­по­доб­ным, ис­пол­нил его же­ла­ние и вы­слу­шал при этом рас­сказ о по­дви­гах на ост­ро­ве. Про­стив­шись, они усло­ви­лись встре­тить­ся в хра­ме на ре­ке Вы­ге.
При­дя в храм, свя­той ста­рец мо­лит­вен­но бла­го­да­рил Бо­га за При­ча­ще­ние; он за­тво­рил­ся в кел­лии, на­хо­див­шей­ся при хра­ме, и стал го­то­вить­ся к от­ше­ствию в веч­ные се­ле­ния. В то вре­мя к бе­ре­гу при­стал нов­го­род­ский ку­пец Иоанн и, по­кло­нив­шись свя­тым ико­нам в хра­ме, при­шел к свя­то­му стар­цу. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние и на­став­ле­ние, он пред­ло­жил пре­по­доб­но­му часть сво­е­го бо­гат­ства и был опе­ча­лен, ко­гда услы­шал от­каз. Же­лая уте­шить куп­ца, пре­по­доб­ный Сав­ва­тий пред­ло­жил ему остать­ся до утра и обе­щал бла­го­по­лу­чие в даль­ней­шем пу­ти. Но Иоанн спе­шил от­плыть. Вне­зап­но на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние и на мо­ре под­нял­ся шторм. Ис­пу­гав­шись, ку­пец остал­ся, а утром, вой­дя в кел­лию для бла­го­сло­ве­ния, уви­дел, что ста­рец уже пре­ста­вил­ся. Вме­сте с по­до­шед­шим игу­ме­ном На­фа­наи­лом они по­греб­ли пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия в ча­совне и со­ста­ви­ли опи­са­ние его жи­тия. Это со­вер­ши­лось 27 сен­тяб­ря 1435 го­да. Через 30 лет свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия бы­ли пе­ре­не­се­ны пре­по­доб­ным Зо­си­мой († 1478; па­мять 17 ап­ре­ля) и бра­ти­ей на Со­ло­вец­кий ост­ров и по­ло­же­ны в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме. В 1566 го­ду мо­щи пре­по­доб­ных Сав­ва­тия и Зо­си­мы бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь, на­зван­ную в их честь (сов­мест­ная па­мять 8 ав­гу­ста).

☦️
Священномученик Анфим Иверянин, Валашский митрополит.
Святой Анфим родился около 1650 года на юге Грузии, в области Самцхе (Месхетии). Он был крещен во имя апостола Андрея. Вместе с царем Арчилом святой отправился в Россию и создал грузинскую типографию. На обратном пути он попал в плен к дагестанским разбойникам, которые продали его в рабство туркам. Андрей провел много лет в Константинополе и, обладая исключительными способностями, выучил много языков: греческий, арабский, турецкий, церковнославянский и румынский. Через некоторое время, благодаря патриарху Иерусалимскому Досифею, Андрей был выкуплен из рабства. Он поселился неподалеку от патриархата и занялся вышиванием хоругвей и резьбой по дереву.
В 1690 году, в возрасте около сорока лет, Андрей был приглашен в Валахию святым мучеником князем Константином Брынковяну. Здесь вместе с епископом Митрофаном Хушийским он вновь занялся книгопечатанием, а через год принял постриг с именем Анфим и священный сан.
В течение четырех лет святой Анфим заведовал Бухарестской типографией, затем в 1694 году создал новую печатню в Снаговском монастыре к северу от Бухареста. Став игуменом этой обители, он тем не менее не прекращал активной издательской деятельности. С 1701 по 1705 год он вновь находился во главе княжеской типографии. Затем святого Анфима возвели в епископа Рымникского, в области Вылча, где он также открыл печатню, издавшую десять книг за три года, что для православного книгопечатания того времени было совсем не мало. В 1708 году святой Анфим стал митрополитом Валашским. Заботы высокого архипастырского сана он совмещал с писательскими и издательскими трудами, открыл еще несколько новых печатен и издал девятнадцать книг.
За всю жизнь святой Анфим издал шестьдесят четыре церковные книги на румынском, церковнославянском, турецком и арабском языках. Тридцать восемь из них написал он сам. Святитель Анфим был добрым и тихим пастырем, он утешал христианский народ своим словом, своими литературными творениями и делами милосердия. По всей стране митрополит открыл школы, в которых дети из бедных семей могли учиться бесплатно, а в Бухаресте основал монастырь в честь Всех святых, который впоследствии стал называться монастырем святого Анфима (1715).
В 1716 году турки обвинили святого Анфима в заговоре с целью присоединить Валахию к Австрийской империи. Для святителя настало время принять мученичество. Он был низложен, ослеплен и сослан в Синайский монастырь. В пути он много страдал от жестокого обращения конвойных, которые после истязаний утопили его в реке Тундже.
Благодаря апостольским трудам святитель Анфим по праву может быть назван человеком, обновившим христианское самосознание в румынских княжествах. Именно по его инициативе и благодаря его издательской деятельности румынский язык стал официальным языком богослужения, что во многом способствовало просвещению и сплочению румынского народа, а также имеет большое значение в наши дни.

☦️
Священномученик Дими́трий Шишокин пресвитер.
Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич Ши­шо­кин ро­дил­ся в 1880 го­ду. Окон­чив ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­лу­чив в 1904 г. свя­щен­ни­че­ский сан, Ди­мит­рий Ши­шо­кин с 1905 г. был на­сто­я­те­лем церк­ви се­ла Ти­хий Плес Ка­зан­ской епар­хии, а с 13 ян­ва­ря 1913 го­да — свя­щен­ни­ком церк­ви при гу­берн­ской тюрь­ме в г. Ка­за­ни. Сам по се­бе, о. Ди­мит­рий был че­ло­ве­ком скром­ным и да­ле­ким от по­ли­ти­ки. Это был ум­ный со­бе­сед­ник и доб­рый пас­тырь, оди­на­ко­во лю­би­мый и в сре­де ра­бо­чих, и в сре­де за­клю­чен­ных, ува­жав­ших в «на­род­ном ба­тюш­ке» доб­ро­ду­шие и при­вет­ли­вость, с ко­то­ры­ми встре­чал о. Ди­мит­рий вся­ко­го нуж­да­ю­ще­го­ся и тер­пя­ще­го скор­би ду­шев­ные.
26 сен­тяб­ря 1918 го­да (через 16 дней по­сле взя­тия крас­ны­ми ча­стя­ми Ка­за­ни) о. Ди­мит­рий Ши­шо­кин был аре­сто­ван в Шта­бе Внеш­ней обо­ро­ны Ка­за­ни и, по­сле из­де­ва­тельств и оскорб­ле­ний, пре­про­вож­ден в ЧК с за­пис­кой, объ­яс­няв­шей при­чи­ну аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-shishokin

☦️
Священномученик Ге́рман (Косолапов), Вольский епископ.
17 ян­ва­ря 1918 го­да на Воль­скую ка­фед­ру был на­зна­чен но­вый епи­скоп Гер­ман (Ко­со­ла­пов), став­ший од­ной из пер­вых жертв боль­ше­вист­ско­го тер­ро­ра.
Про­ис­хож­де­ние Воль­ско­го вла­ды­ки бы­ло неха­рак­тер­ным для то­го вре­ме­ни. Епи­скоп Гер­ман, в ми­ру Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Ко­со­ла­пов, ро­дил­ся 22 ок­тяб­ря 1882 го­да в Са­ра­то­ве в се­мье стат­ско­го со­вет­ни­ка, пре­по­да­ва­те­ля рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти Са­ра­тов­ско­го ре­аль­но­го учи­ли­ща. Его же­ла­ние по­свя­тить жизнь Церк­ви — од­но из мно­гих убе­ди­тель­ных сви­де­тельств то­го, как на ру­бе­же двух эпох раз­мы­ка­лись со­слов­ные гра­ни­цы рус­ско­го пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства, и рос­сий­ская ин­тел­ли­ген­ция на­чи­на­ла нелег­кий путь воз­вра­ще­ния в Цер­ковь.
По окон­ча­нии Са­ра­тов­ской пер­вой муж­ской гим­на­зии, в 1902 го­ду, Ни­ко­лай по­сту­пил в СпбДА. 8 ян­ва­ря 1905 го­да он при­нял ино­че­ский по­стриг с име­нем Гер­ман. В 1906 го­ду бу­ду­щий вла­ды­ка за­кан­чи­ва­ет Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию в сане иеро­мо­на­ха и зва­нии кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и на­зна­ча­ет­ся по­мощ­ни­ком смот­ри­те­ля Са­ра­пуль­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Вят­ской гу­бер­нии. Через год в 1907 го­ду он пе­ре­во­дит­ся на ту же долж­ность в Ка­мы­шин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. С 13 мар­та 1908 го­да иеро­мо­нах Гер­ман за­ни­ма­ет долж­ность смот­ри­те­ля Пет­ров­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща. Воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. 2 июля 1911 го­да ар­хи­манд­рит Гер­ман по­лу­ча­ет но­вое на­зна­че­ние на долж­ность смот­ри­те­ля Обо­ян­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща Кур­ской гу­бер­нии, а с 1 фев­ра­ля 1913 го­да за­ни­ма­ют та­кую же долж­ность в Кур­ске. С 26 ап­ре­ля 1916 го­да ар­хи­манд­рит Гер­ман ста­но­вит­ся рек­то­ром Вла­ди­мир­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, ко­то­рую воз­глав­ля­ет до ее упразд­не­ния.
11 (24) де­каб­ря 1917 го­да Сов­нар­ком из­да­ет де­крет о пе­ре­да­че всех цер­ков­ных школ в Ко­мис­са­ри­ат про­све­ще­ния. Это озна­ча­ло фак­ти­че­ское за­кры­тие всех се­ми­на­рий, ака­де­мий, ду­хов­ных учи­лищ. Воль­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а вме­сте с ним жен­ское епар­хи­аль­ное учи­ли­ще пе­ре­ста­ет су­ще­ство­вать.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-german-kosolapov

☦️
Священномученик Михаил Платонов пресвитер.
Свя­щен­ник Ми­ха­ил Пла­то­нов ро­дил­ся в 1868 го­ду в се­мье диа­ко­на Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. При пе­ре­хо­де в 5 класс Ни­же­го­род­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был уво­лен из нее по прось­бе ро­ди­те­лей. С 1890 по 1894 год тру­дил­ся учи­те­лем. 20 ок­тяб­ря 1894 го­да был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а через три го­да, 19 июня 1897 го­да — в иерея, слу­жил в хра­ме се­ла Ува­ро­во Кня­ги­нин­ско­го уез­да, где был учи­те­лем шко­лы гра­мо­ты. 4 де­каб­ря 1902 го­да за тру­ды по на­род­но­му об­ра­зо­ва­нию на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, в 1907 — ску­фьей.
С 1907 го­да отец Ми­ха­ил слу­жил в Са­ра­тов­ской епар­хии под на­ча­лом свя­щен­но­му­че­ни­ка Гер­мо­ге­на (Долга­нё­ва; †1918, па­мять 16 июня), епи­ско­па Са­ра­тов­ско­го, с ко­то­рым у него сло­жи­лись хо­ро­шие от­но­ше­ния. 9 сен­тяб­ря он опре­де­лен на долж­ность Хва­лын­ско­го уезд­но­го на­блю­да­те­ля цер­ков­но-при­ход­ских школ и школ гра­мо­ты. Свя­щен­ни­ку бы­ло по­ру­че­но так­же ве­де­ние мис­си­о­нер­ских чте­ний и бе­сед в Ка­зан­ской со­бор­ной церк­ви Хва­лын­ска по пред­ме­там пра­во­слав­ной ве­ры со ста­ро­об­ряд­ца­ми.

У свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Пла­то­но­ва с су­пру­гой Ва­лен­ти­ной Сер­ге­ев­ной бы­ло чет­ве­ро де­тей. Сын Ва­си­лий при­нял сан диа­ко­на и по­сле Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны слу­жил в Са­ра­тов­ской епар­хии.
В на­ча­ле ав­гу­ста 1918 го­да в Са­ра­то­ве бы­ло по­лу­че­но со­об­ще­ние о каз­ни боль­ше­ви­ка­ми в ночь на 17 июля 1918 го­да се­мьи по­след­не­го рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра. 4 ав­гу­ста на­сто­я­тель Свя­то-Се­ра­фи­мов­ско­го хра­ма свя­щен­ник Ми­ха­ил Пла­то­нов со­вер­шил мо­лит­вен­ное по­ми­но­ве­ние уби­ен­но­го По­ма­зан­ни­ка Бо­жия и ска­зал сло­во о го­не­ни­ях на ве­ру. Мно­гие при­сут­ство­вав­шие за бо­го­слу­же­ни­ем не смог­ли сдер­жать сво­их слез. 21 ав­гу­ста в «Из­ве­сти­ях Са­ра­тов­ско­го Со­ве­та» по­яви­лась ста­тья «Про­по­ведь «свя­то­го от­ца»», ко­то­рая за­кан­чи­ва­лась при­зы­вом к гу­берн­ской чрез­вы­чай­ной ко­мис­сии об­ра­тить вни­ма­ние на «это без­об­ра­зие» и «при­нять со­от­вет­ству­ю­щие ме­ры». Ста­тья возы­ме­ла свое дей­ствие, и 24 ав­гу­ста отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-platonov

☦️
Священномученик Петр (Полянский), Крутицкий митрополит.
Свя­щен­но­му­че­ник Пётр, мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий (в ми­ру Пётр Фё­до­ро­вич По­лян­ский) ро­дил­ся в 1862 го­ду в бла­го­че­сти­вой се­мье свя­щен­ни­ка се­ла Сто­ро­же­вое Во­ро­неж­ской епар­хии. В 1885 го­ду он за­кон­чил по I раз­ря­ду Во­ро­неж­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, а в 1892 го­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию и был остав­лен при ней по­мощ­ни­ком ин­спек­то­ра.
По­сле за­ня­тия ря­да от­вет­ствен­ных долж­но­стей в Жи­ро­виц­ком ду­хов­ном учи­ли­ще, Пётр Фё­до­ро­вич был пе­ре­ве­дён в Пе­тер­бург, в штат Си­но­даль­но­го Учеб­но­го Ко­ми­те­та, чле­ном ко­то­ро­го он стал. Бу­дучи вы­со­ко­по­став­лен­ным си­но­даль­ным чи­нов­ни­ком, Пётр Фё­до­ро­вич от­ли­чал­ся бес­среб­ре­ни­че­ством и стро­го­стью. Он объ­ез­дил с ре­ви­зи­я­ми ед­ва ли не всю Рос­сию, об­сле­дуя со­сто­я­ние ду­хов­ных школ. При всей сво­ей за­ня­то­сти он на­хо­дил вре­мя для на­уч­ных за­ня­тий и в 1897 го­ду за­щи­тил ма­ги­стер­скую дис­сер­та­цию на те­му: «Пер­вое по­сла­ние свя­то­го Апо­сто­ла Пав­ла к Ти­мо­фею. Опыт ис­то­ри­ко-эк­зе­ге­ти­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния».
Пётр Фё­до­ро­вич при­ни­мал уча­стие в По­мест­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917–1918 го­дов. По­сле ре­во­лю­ции Пётр Фё­до­ро­вич до 1920 го­да слу­жил управ­ля­ю­щим Мос­ков­ской фаб­ри­кой «Бо­га­тырь».
Во вре­мя на­чав­ших­ся го­не­ний на свя­тую Цер­ковь, в 1920 го­ду Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон пред­ло­жил ему при­нять по­стриг, свя­щен­ство и стать его по­мощ­ни­ком в де­лах цер­ков­но­го управ­ле­ния. Рас­ска­зы­вая об этом пред­ло­же­нии бра­ту, он ска­зал: «Я не мо­гу от­ка­зать­ся. Ес­ли я от­ка­жусь, то бу­ду пре­да­те­лем Церк­ви, но, ко­гда со­гла­шусь, я знаю, я под­пи­шу сам се­бе смерт­ный при­го­вор».
Сра­зу по­сле ар­хи­ерей­ской хи­ро­то­нии в 1920 го­ду во епи­ско­па По­доль­ско­го, Вла­ды­ка Пётр был со­слан в Ве­ли­кий Устюг, но по­сле осво­бож­де­ния из-под аре­ста Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на — вер­нул­ся в Моск­ву, став бли­жай­шим по­мощ­ни­ком Рос­сий­ско­го Пер­во­свя­ти­те­ля.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-poljanskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanskij/
• Первое послание св. ап. Павла к Тимофею
• Письма

☦️
Священномученик Фео́дор Богоявленский пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор Ва­си­лье­вич Бо­го­яв­лен­ский ро­дил­ся 6 июня 1894 го­да (по дру­гим дан­ным 1891 го­да) в се­ле Бар­ки Шац­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. Отец бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ва­си­лий Афа­на­сье­вич был свя­щен­ни­ком, мать Алек­сандра Алек­се­ев­на – до­мо­хо­зяй­кой, брат Алек­сандр Ва­си­лье­вич впо­след­ствии стал свя­щен­ни­ком, слу­жил в хра­ме се­ла Но­во-Кир­са­нов­ское, бра­тья Ни­ко­лай, Иван и Кон­стан­тин по сто­пам от­ца не по­сле­до­ва­ли.
По­лу­чив хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле, Фе­о­дор Ва­си­лье­вич по­сту­пил в Там­бов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую в июне в 1917 го­да успеш­но окон­чил. С сен­тяб­ря 1917 го­да он ра­бо­тал сче­то­во­дом в кре­дит­ном то­ва­ри­ще­стве се­ла Тер­но­вое Во­ро­неж­ской гу­бер­нии, в ок­тяб­ре 1918 го­да по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм се­ла Ча­пре­но Му­ром­ской во­ло­сти (по дру­гим дан­ным Мур­ман­ской во­ло­сти).
Вви­ду про­ис­хож­де­ния из ду­хов­но­го со­сло­вия, Фе­о­дор Ва­си­лье­вич вла­стя­ми был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав. Имен­но в это вре­мя бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник всту­пил в брак с Ев­ге­ни­ей Алек­се­ев­ной, ко­то­рой бы­ло 18 лет от ро­ду. В их се­мье бы­ло трое де­тей: дочь Люд­ми­ла Фе­до­ров­на 1925 го­да рож­де­ния, сын Ми­ха­ил Фе­до­ро­вич 1928 го­да рож­де­ния, сын Алек­сей Фе­до­ро­вич 1930 го­да рож­де­ния. В фев­ра­ле 1920 го­да Фе­о­дор Бо­го­яв­лен­кий был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ры для хра­ма се­ла Ду­бо­виц­кое Су­х­ма­нов­ской во­ло­сти.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-bogojavlenskij-presviter


Жития
Писание