☀️ неподвижный годовой круг:
• 2 октября (19 сентября)
• (попразднство Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня)
• мчч. Трофима, Савва́тия, Доримедо́нта (276)
• прмч. Зоси́мы пустынника (IV)
• блгв. вел. кн. Игоря (Георгия) Черниговского (1147)
• блгвв. кнн. Феодора Ростиславича Черного, Смоленского (1299), Давида (1321) и Константина, Ярославских
• сщмч. Константина (Голубева) Богородского, и с ним двух мчч. (1918)
• прп. Алексия Зосимовского (Соловьева) (1928) 📚
• сщмч. Николая (Искровского) (1919)
• сщмч. Константина (Богословского) (1937)
• сщмч. Нила (Смирнова), прмц. Марии (Мамонтовой-Шашиной) (1938)
• сщмч. Никандра (Гривского) (1940)


☦️
Мученики Трофи́м Синадский (Фригийский), Савва́тий Антиохийский и Доримедо́нт Синадский (Фригийский).
Свя­тые му­че­ни­ки Тро­фим, Сав­ва­тий и До­ри­ме­донт по­стра­да­ли за Хри­ста в цар­ство­ва­ние рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Про­ба (276–282). Од­на­жды в го­ро­де Ан­тио­хии со­вер­шал­ся язы­че­ский празд­ник: при­но­си­лись жерт­вы, ли­лось ви­но, тво­ри­лось бес­чи­ние. При­шед­шие в го­род хри­сти­ане Тро­фим и Сав­ва­тий, с го­ре­чью смот­ря на это шум­ное и непри­стой­ное тор­же­ство, мо­ли­ли Гос­по­да на­ста­вить за­блуд­ших на путь спа­се­ния. Их схва­ти­ли и при­ве­ли к пра­ви­те­лю. На до­про­се свя­тые твер­до ис­по­ве­да­ли свою ве­ру и на при­нуж­де­ния от­речь­ся от Хри­ста от­ве­ча­ли ре­ши­тель­ным от­ка­зом. Во вре­мя же­сто­ких пы­ток свя­той Сав­ва­тий скон­чал­ся, а свя­то­го Тро­фи­ма от­пра­ви­ли на еще бо­лее страш­ные му­че­ния в го­род Си­над к пра­ви­те­лю Фри­гии Ди­о­ни­сию, из­вест­но­му па­ла­чу и ис­тя­за­те­лю. Обу­тый в же­лез­ные са­по­ги с ост­ры­ми гвоз­дя­ми, свя­той Тро­фим 3 дня шел пеш­ком, под­го­ня­е­мый кон­ной стра­жей. Все спо­со­бы пы­ток ис­поль­зо­вал ис­кус­ный му­чи­тель, чтобы сло­мить му­же­ствен­но­го хри­сти­а­ни­на – свя­той Тро­фим лишь по­вто­рял сло­ва Пи­са­ния: «Мно­го скор­бей у пра­вед­но­го, и от всех их из­ба­вит его Гос­подь» (Пс.33,20). Стра­даль­ца бро­си­ли в тем­ни­цу, где его стал по­се­щать тай­ный хри­сти­а­нин – се­на­тор До­ри­ме­донт. Он уха­жи­вал за свя­тым Тро­фи­мом, омы­вая и пе­ре­вя­зы­вая его ра­ны. Ко­гда об этом ста­ло из­вест­но му­чи­те­лям, свя­то­го До­ри­ме­дон­та ста­ли за­став­лять от­речь­ся от хри­сти­ан­ства, а по­том вме­сте со свя­тым Тро­фи­мом бро­си­ли на съе­де­ние зве­рям. Му­че­ни­ки оста­лись нетро­ну­ты­ми. То­гда их усек­ли ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/801

☦️
Преподобномученик Зоси́ма Киликийский, пустынник.
Му­че­ник Зо­си­ма пу­стын­ник жил в IV ве­ке. Од­на­жды во вре­мя охо­ты пра­ви­тель Ки­ли­кии До­ме­ти­ан уви­дел стар­ца, ко­то­рый мир­но и лас­ко­во раз­го­ва­ри­вал с окру­жив­ши­ми его ди­ки­ми зве­ря­ми. За­ви­дев охот­ни­ков, зве­ри раз­бе­жа­лись. Стар­цу учи­ни­ли до­прос – кто он и по­че­му жи­вет в пу­сты­не. Ста­рец от­ве­тил, что зо­вут его Зо­си­ма, что он хри­сти­а­нин и не мо­жет жить в го­ро­де с вра­га­ми Гос­по­да Иису­са Хри­ста, по­это­му и жи­вет один сре­ди зве­рей. То­гда До­ме­ти­ан при­гро­зил: «Ес­ли ты по­чи­та­ешь На­за­ря­ни­на, я в На­за­ре­те пре­дам те­бя все­на­род­но же­сто­ким му­кам, и ты от­ка­жешь­ся от Хри­ста». На во­прос, ка­ким вол­шеб­ством Зо­си­ма укро­ща­ет ди­ких зве­рей, ста­рец от­ве­чал од­но: «Я – хри­сти­а­нин». В На­за­ре­те на­ча­лись пыт­ки. Стар­ца по­ве­си­ли вниз го­ло­вой, при­вя­зав к шее боль­шой ка­мень, и ста­ли рвать те­ло же­лез­ны­ми крю­ка­ми. Му­чи­те­ли ис­ку­ша­ли стра­даль­ца: «Ес­ли зве­ри те­бя слу­ша­ют, при­ка­жи прид­ти сю­да ко­му-ни­будь из них и мы то­гда уве­ру­ем в тво­е­го Бо­га». Свя­той му­че­ник об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, и вне­зап­но при­бе­жал огром­ный лев. Все в стра­хе раз­бе­жа­лись, а лев по­до­шел к стар­цу и стал ла­пой под­дер­жи­вать ка­мень, при­вя­зан­ный к шее му­че­ни­ка. Пра­ви­тель стал про­сить му­че­ни­ка укро­тить зве­ря и при­ка­зал раз­вя­зать свя­то­го, что­бы от­вез­ти его к им­пе­ра­то­ру, но свя­той Зо­си­ма тут же скон­чал­ся, пре­дав свою чи­стую ду­шу Бо­гу.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/802

☦️
Благоверный князь И́горь (в Крещении Гео́ргий, в иночестве Гаврии́л) Ольгович, Черниговский и Киевский.
Се­ре­ди­на XII ве­ка бы­ла для Ру­си скорб­ным вре­ме­нем непре­рыв­ных меж­до­усоб­ных бра­ней за Ки­ев­ское кня­же­ние двух кня­же­ских груп­пи­ро­вок: Оль­го­ви­чей и Мсти­сла­ви­чей. Свя­той Игорь, во­лей Бо­жи­ей всту­пив­ший в борь­бу за Ки­ев­ское кня­же­ние, му­че­ни­че­ским по­дви­гом дол­жен был ис­ку­пить на­след­ствен­ный грех кня­же­ских усо­биц.
1 ав­гу­ста 1146 г. умер князь Все­во­лод, гор­де­ли­вое кня­же­ние ко­то­ро­го не лю­би­ли ки­ев­ляне, но оно по­слу­жи­ло для воз­буж­де­ния нена­ви­сти к его бра­ту Иго­рю и всем Оль­го­ви­чам. Св. Игорь, про­тив во­ли во­вле­чен­ный в са­мый центр со­бы­тий, стал невин­ной жерт­вой на­рас­тав­шей нена­ви­сти. Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча, и ки­ев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в «по­руб». Это слу­чи­лось 13 ав­гу­ста. Все его кня­же­ние про­дол­жа­лось все­го две неде­ли
В по­ру­бе (это был хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей; чтобы осво­бо­дить из него че­ло­ве­ка, на­до бы­ло «вы­ру­бить» его от­ту­да) мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел и был бли­зок к смер­ти. В этих усло­ви­ях про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли «вы­ру­бить» его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Бо­жи­ей по­мо­щью князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в сле­зах и мо­лит­ве. Но год спу­стя, в 1147 г., ки­ев­ское ве­че, же­лая ото­мстить ро­ду Оль­го­ви­чей, по­ста­но­ви­ло рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком. Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство, пра­вив­ший в Ки­е­ве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир ста­ра­лись вра­зу­мить и предот­вра­тить это бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие, спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка.
Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри св. Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. Оже­сто­че­ние тол­пы бы­ло столь ве­ли­ко, что да­же мерт­вое те­ло стра­даль­ца под­верг­ли из­би­е­нию и по­ру­га­нию. Ко­гда ве­че­ром то­го же дня (19 сентября) те­ло бла­жен­но­го Иго­ря бы­ло пе­ре­не­се­но в цер­ковь свя­то­го Ми­ха­и­ла, «Бог явил над ним зна­ме­ние ве­ли­ко, за­жглись све­чи все над ним в церк­ви той».
Гос­подь про­сла­вил стра­даль­ца чу­де­са­ми. По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча игу­мен Фе­о­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря Ана­ния со­вер­шил по­гре­бе­ние стра­сто­терп­ца в хра­ме ки­ев­ско­го Си­мо­нов­ско­го мо­на­сты­ря. 5 июня 1150 г., ко­гда ки­ев­ский стол был за­нят Юри­ем Дол­го­ру­ким, его со­юз­ник, князь Чер­ни­гов­ский Свя­то­слав Оль­го­вич, род­ной брат уби­ен­но­го Иго­ря, тор­же­ствен­но пе­ре­нес свя­тые мо­щи кня­зя Иго­ря на ро­ди­ну, в Чер­ни­гов, где они бы­ли по­ло­же­ны в ра­ку «с те­ре­мом» в ка­фед­раль­ном Спас­ском со­бо­ре.
Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред ко­то­рой мо­лил­ся му­че­ник пе­ред би­е­ни­ем, ста­ла на­зы­вать­ся Иго­рев­ской, празд­но­ва­ние ей 5/18 июня.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-igor-v-kreshchenii-georgij-chernigovskij-i-kievskij

☦️
Благоверный князь Фео́дор Ростиславич Черный, Смоленский, Ярославский.
Благоверный князь Дави́д Ярославский.
Благоверный князь Константи́н Ярославский.

Свя­той бла­го­вер­ный князь Фе­о­дор Смо­лен­ский и Яро­слав­ский, по про­зва­нию Чер­ный, ро­дил­ся в гроз­ную для Ру­си го­ди­ну мон­голь­ско­го на­ше­ствия, око­ло 1237–1239 го­да, и был в Кре­ще­нии на­ре­чен во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та, осо­бо по­чи­та­е­мо­го рус­ски­ми кня­зья­ми-во­и­на­ми. Во­ин­ски­ми по­дви­га­ми суж­де­но бы­ло Бо­гом про­сла­вить­ся в Рус­ской зем­ле и свя­то­му кня­зю Фе­о­до­ру. В 1239 го­ду, ко­гда мо­лит­ва­ми Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы свя­той во­ин-му­че­ник Мер­ку­рий (па­мять 24 но­яб­ря) из­ба­вил Смо­ленск от Ба­ты­ева пле­не­ния, от­ро­ка Фе­о­до­ра в го­ро­де не бы­ло: его увез­ли и укры­ли на вре­мя вой­ны в без­опас­ном ме­сте. В сле­ду­ю­щем, 1240 го­ду умер его отец, князь Ро­сти­слав, пра­внук бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­сти­сла­ва, Смо­лен­ско­го и Ки­ев­ско­го († 1168; па­мять 14 мар­та).
Стар­шие бра­тья, на­след­ни­ки, по­де­ли­ли меж­ду со­бой зем­ли от­ца сво­е­го, вы­де­лив млад­ше­му – от­ро­ку Фе­о­до­ру ма­лень­кий Мо­жайск. Здесь про­шло его дет­ство, здесь учил­ся он Свя­щен­но­му Пи­са­нию, цер­ков­ной служ­бе и во­ин­ско­му ис­кус­ству.
В 1260 го­ду свя­той князь Фе­о­дор же­нил­ся на Ма­рии Ва­си­льевне, до­че­ри свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ва­си­лия Яро­слав­ско­го († 1249; па­мять 3 июля), и стал кня­зем Яро­слав­ским. У них ро­дил­ся сын Ми­ха­ил, но вско­ре свя­той Фе­о­дор ов­до­вел. Он мно­го вре­ме­ни про­во­дил в рат­ных тру­дах и по­хо­дах, сы­на его вос­пи­ты­ва­ла те­ща, кня­ги­ня Ксе­ния.
В 1277 го­ду со­еди­нен­ные дру­жи­ны рус­ских кня­зей, сре­ди ко­то­рых был свя­той Фе­о­дор, в со­ю­зе с та­тар­ски­ми вой­ска­ми, участ­во­ва­ли в по­хо­де в Осе­тин­скую зем­лю и во взя­тии «слав­но­го гра­да их Те­тя­ко­ва». Со­юз­ные вой­ска одер­жа­ли в этой войне пол­ную по­бе­ду. Де­ло в том, что со вре­мен свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го († 1263; па­мять 23 но­яб­ря) ха­ны Зо­ло­той Ор­ды, ви­дя неслом­лен­ную ду­хов­ную и во­ен­ную мощь пра­во­слав­ной Ру­си, бы­ли вы­нуж­де­ны из­ме­нить свое от­но­ше­ние к ней, ста­ли при­вле­кать рус­ских кня­зей к со­ю­зу, об­ра­щать­ся к ним за во­ен­ной по­мо­щью. Рус­ская Цер­ковь про­мыс­ли­тель­но ис­поль­зо­ва­ла это сбли­же­ние для хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния ино­род­цев. Уже в 1261 го­ду ста­ра­ни­я­ми свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го и мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла III в Са­рае, сто­ли­це Зо­ло­той Ор­ды, бы­ла учре­жде­на епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. В 1276 го­ду Кон­стан­ти­но­поль­ский Со­бор под пред­се­да­тель­ством пат­ри­ар­ха Иоан­на Век­ка (1275–1282) от­ве­чал на во­про­сы рус­ско­го Са­рай­ско­го епи­ско­па Фе­о­гно­ста о по­ряд­ке Кре­ще­ния та­тар и при­ня­тии в пра­во­сла­вие быв­ших сре­ди них мо­но­фи­зи­тов и несто­ри­ан. В эти го­ды и ока­зал­ся в Ор­де свя­той князь Фе­о­дор. От­ли­чив­ший­ся рат­ны­ми по­дви­га­ми в осе­тин­ском по­хо­де, он вы­звал к се­бе осо­бен­ное рас­по­ло­же­ние ха­на Мен­гу-Те­ми­ра, по­чти­тель­но от­но­сив­ше­го­ся к Пра­во­слав­ной Церк­ви, вы­дав­ше­го пер­вый хан­ский яр­лык о цер­ков­ной непри­кос­но­вен­но­сти мит­ро­по­ли­ту Ки­рил­лу. В ле­то­пи­си ска­за­но: «А кня­зя Фе­о­до­ра Ро­сти­сла­ви­ча царь Мен­гу-Те­мир и ца­ри­ца его вель­ми лю­бя­ше и на Русь его не хо­тя­ше пу­сти­ти му­же­ства ра­ди и кра­со­ты ли­ца его». Три го­да про­был свя­той Фе­о­дор в Ор­де. На­ко­нец, «царь от­пу­стил его с ве­ли­кой че­стью», и князь при­был в Яро­славль. К это­му вре­ме­ни су­пру­га его, Ма­рия, уже умер­ла, в го­ро­де пра­ви­ла кня­ги­ня Ксе­ния с вну­ком Ми­ха­и­лом. Яро­слав­цы не при­ня­ли вер­нув­ше­го­ся из Ор­ды кня­зя: «не при­я­ша его во град, но ре­ко­ша ему: „Сей град кня­ги­ни Ксе­нии и есть у нас князь Ми­ха­и­ле“».
Свя­той Фе­о­дор дол­жен был вер­нуть­ся в Ор­ду. Ца­ри­ца, же­на ха­на Мен­гу-Те­ми­ра, «его лю­бя­ше зе­ло и хо­тя­ше за него дщерь свою да­ти». Та­кой брак имел бы для Ру­си боль­шое зна­че­ние. Хан дол­го не со­гла­шал­ся на него, счи­тая рус­ских кня­зей сво­и­ми «улу­сни­ка­ми» (т. е. вас­са­ла­ми, под­дан­ны­ми). Вы­дать дочь за рус­ско­го кня­зя зна­чи­ло при­знать за ним рав­ное до­сто­ин­ство. И еще важ­нее: это зна­чи­ло для ха­на при­знать пре­вос­ход­ство пра­во­сла­вия, по­то­му что преж­де вен­ча­ния нуж­но бы­ло, чтобы та­тар­ская ца­рев­на при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. Хан по­шел на это, слиш­ком ва­жен для него был со­юз с Русью: «и ца­рев­ну по­ве­лел за кня­зя Фе­о­до­ра да­ти, и по­ве­лел ее преж­де кре­стить, а пра­во­слав­ной ве­ры не по­ве­лел осквер­нить». Так же­нил­ся свя­той Фе­о­дор на до­че­ри мо­гу­ще­ствен­но­го ха­на, на­ре­чен­ной в Кре­ще­нии Ан­ной. «Царь же его весь­ма чтил и по­ве­лел ему са­дить­ся на­про­тив се­бя, по­стро­ил ему дво­рец, дал кня­зи и бо­ля­ре на по­слу­же­ние».
Там, в Ор­де, и ро­ди­лись у свя­то­го Фе­о­до­ра Чер­но­го его сы­но­вья – свя­той бла­го­вер­ный князь Да­вид († 1321) и свя­той бла­го­вер­ный князь Кон­стан­тин. Огром­ное вли­я­ние, ко­то­рое свя­той Фе­дор при­об­рел в Ор­де, он ис­поль­зо­вал во сла­ву Рус­ской зем­ли и Рус­ской Церк­ви. Пра­во­сла­вие все бо­лее укреп­ля­лось сре­ди та­тар, ор­дын­цы усва­и­ва­ли рус­ские обы­чаи, нра­вы и бла­го­че­стие. Рус­ские куп­цы, зод­чие, ма­сте­ра нес­ли рус­скую куль­ту­ру на бе­ре­га До­на, Вол­ги, Ура­ла и даль­ше до са­мой Мон­го­лии. До сих пор ар­хео­ло­ги на­хо­дят пра­во­слав­ные ико­ны, кре­сты, лам­па­ды по всей тер­ри­то­рии преж­ней Зо­ло­той Ор­ды, во­шед­шей в со­став Рос­сии. Так на­чи­на­лось ве­ли­кое мис­си­о­нер­ское дви­же­ние Рус­ской Церк­ви на Во­сток, про­све­ще­ние све­том еван­гель­ской ис­ти­ны всех пле­мен до Ве­ли­ко­го оке­а­на. Рус­ские пра­во­слав­ные кня­зья и их дру­жин­ни­ки, участ­вуя, как со­юз­ни­ки, в мон­голь­ских по­хо­дах, узна­ва­ли и осва­и­ва­ли бес­край­ние про­сто­ры Азии, Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка. В 1330 го­ду, все­го через трид­цать лет по­сле смер­ти свя­то­го Фе­о­до­ра Чер­но­го, ки­тай­ская ле­то­пись на­пи­шет о рус­ских дру­жи­нах в Пе­кине.
Свя­той Фе­о­дор жил в Са­рае до 1290 го­да, ко­гда «при­шла ему весть с Ру­си, от гра­да Яро­слав­ля, что его сын пер­вый, князь Ми­ха­ил, пре­ста­вил­ся». Дав кня­зю бо­га­тые да­ры и боль­шую дру­жи­ну, хан от­пу­стил его на Русь. Вновь став кня­зем в Яро­слав­ле, свя­той Фе­о­дор на­чал рев­ност­но за­бо­тить­ся об уси­ле­нии и бла­го­устро­е­нии сво­е­го го­ро­да и кня­же­ства. Сла­ва его гре­ме­ла по всей Ру­си, все кня­зья ис­ка­ли с ним друж­бы и со­ю­за. Но он боль­ше всех лю­бил сы­на свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, Ан­дрея Алек­сан­дро­ви­ча, под­дер­жи­вал его во всех на­чи­на­ни­ях, ко­гда тот был ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­мир­ским, хо­дил с ним в по­хо­ды, де­лил ра­дость по­бед и го­речь по­ра­же­ний. В 1296 го­ду ед­ва не раз­ра­зи­лась кро­во­про­лит­ная бра­то­убий­ствен­ная вой­на меж­ду дву­мя груп­па­ми кня­зей: на од­ной сто­роне бы­ли свя­той Фе­о­дор и ве­ли­кий князь Ан­дрей, на дру­гой – свя­той Ми­ха­ил Твер­ской († 1318; па­мять 22 но­яб­ря) и свя­той Да­ни­ил Мос­ков­ский († 1303; па­мять 4 мар­та).

18 сен­тяб­ря 1299 го­да угод­ник Бо­жий по­ве­лел пе­ре­не­сти его в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь и при­нял мо­на­ше­ское по­стри­же­ние.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-rostislavich-chernyj-smolenskij-jaroslavskij

В из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/803

☦️
Священномученик Константин (Голубев) и иже с ним два мученика.
С кон­ца ХVIII ве­ка пре­де­лы Са­ра­тов­ской гу­бер­нии бы­ли за­се­ле­ны раз­но­го тол­ка рас­коль­ни­ка­ми, мно­гие из ко­то­рых при­е­ха­ли из Поль­ши вслед­ствие ука­за им­пе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II. В это вре­мя здесь еще не бы­ло ни са­мо­сто­я­тель­ной епар­хии с цен­тром в Са­ра­то­ве (она бы­ла об­ра­зо­ва­на толь­ко в 1828 го­ду), ни тем бо­лее до­ста­точ­но­го чис­ла ду­хо­вен­ства для успеш­ной мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­сти на об­шир­ных степ­ных про­стран­ствах.
Воль­ский уезд в то вре­мя со­сто­ял из по­лу­сот­ни сел с при­ле­га­ю­щи­ми к ним де­рев­ня­ми. При­чем боль­шин­ство се­ле­ний бы­ло за­ра­же­но лже­уче­ни­я­ми. Пра­во­слав­ных се­ле­ний не на­би­ра­лось и де­ся­ти. Центр мест­но­го рас­ко­ла на­хо­дил­ся в го­ро­де Воль­ске, где во вто­рой по­ло­вине ХVIII ве­ка рас­коль­ни­ки ос­но­ва­ли це­лые сло­бо­ды. Ря­дом с Воль­ском впа­да­ет в Вол­гу ре­ка Ир­гыз, здесь рас­коль­ни­ки ор­га­ни­зо­ва­ли несколь­ко мо­на­сты­рей. Сво­е­го рас­цве­та рас­кол в этих ме­стах до­стиг в кон­це ХVIII – на­ча­ле ХIХ сто­ле­тия. В то же вре­мя, на­сто­я­те­ли этих оби­те­лей, от­ли­чав­ши­е­ся глу­бо­ким и ис­крен­ним бла­го­че­сти­ем, смог­ли к 1797 го­ду за­ло­жить в Са­ра­тов­ской гу­бер­нии на­ча­ло еди­но­ве­рия. Од­на­ко и по­сле при­ня­тия еди­но­ве­рия, бла­го­дат­но­го свя­щен­ства и при­со­еди­не­ния ча­сти рас­коль­ни­ков к пра­во­сла­вию рас­кол в этих ме­стах был еще очень си­лен и угро­жал по­гло­тить це­лые се­ле­ния. Из трид­ца­ти ты­сяч че­ло­век, на­се­ляв­ших Вольск, де­сять ты­сяч при­над­ле­жа­ло к рас­коль­ни­кам. Чис­лен­ный пе­ре­вес в го­ро­де име­ли бег­ло­по­пов­цы, а по бо­гат­ству и об­ще­ствен­но­му вли­я­нию – по­сле­до­ва­те­ли Бе­ло­кри­ниц­кой иерар­хии.
Се­ло Ба­ра­нов­ка Воль­ско­го уез­да не пред­став­ля­ло ис­клю­че­ния и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни бы­ло на­се­ле­но сек­тан­та­ми и рас­коль­ни­ка­ми. В се­ле бы­ло да­же несколь­ко рас­коль­ни­чьих сект: спа­сов­ская, по­мор­ская, бег­ло­по­пов­ская и ав­стрий­ская. Боль­ше по­ло­ви­ны бы­ло спа­сов­цев, треть – по­мор­цев. Как все­гда бы­ва­ет с рас­ко­лом, он сам со вре­ме­нем стал раз­де­лять­ся на сек­ты. Спа­сов­ская сек­та раз­де­ли­лась на че­ты­ре тол­ка. Пер­вый толк счи­тал, что хо­тя ни­ка­кие та­ин­ства не со­вер­ша­ют­ся в Пра­во­слав­ной Церк­ви, од­на­ко кре­стить­ся и вен­чать­ся сле­ду­ет в церк­ви. Вто­рой толк в Ба­ра­нов­ке со­ста­вил­ся из ста­ри­ков и ста­рух, ко­то­рые не же­ла­ли ни с кем со­об­щать­ся, ни в ком не ви­де­ли пра­во­сти и же­ла­ли спа­сать­ся уеди­нен­но, по при­ме­ру, как они счи­та­ли, древ­них пу­стын­ни­ков, пред­став­ляя в этом от­но­ше­нии об­раз­цо­вое во­пло­ще­ние пре­ле­сти. Тре­тий толк утвер­ждал, что ан­ти­христ разо­гнал ис­тин­ное свя­щен­ство и оно те­перь жи­вет скрыт­но, в тай­ных ме­стах, по­это­му ра­ди та­ко­вых об­сто­я­тельств со­вер­шать та­ин­ство кре­ще­ния мо­жет про­стец-на­чет­чик. Чет­вер­тый толк – спа­сов­цев имел на­име­но­ва­ние нетов­цев. Они счи­та­ли, что со вре­ме­ни пат­ри­ар­ха Ни­ко­на ан­ти­христ уни­что­жил Цер­ковь и ни­ка­кие та­ин­ства не со­вер­ша­ют­ся, и за­став­ля­ли ма­лень­ких де­тей на­де­вать кре­сты на но­во­рож­ден­ных некре­ще­ных мла­ден­цев и то не ру­кой, а лу­чин­кой. Дер­зость и са­мо­мне­ние рас­коль­ни­ков ве­ли­ки и вы­нуж­да­ли их вы­хо­дить за пре­де­лы про­стых здра­вых по­ня­тий.

Здесь, в се­ле Ба­ра­нов­ке, в 1852 го­ду ро­дил­ся Кон­стан­тин Го­лу­бев. Его отец, Алек­сей Го­лу­бев, слу­жил в хра­ме пса­лом­щи­ком и умер, ко­гда маль­чи­ку бы­ло все­го де­вять лет. Кон­стан­тин по­сту­пил в Са­ра­тов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и окон­чил ее по пер­во­му раз­ря­ду. В это вре­мя ему ис­пол­ни­лось два­дцать че­ты­ре го­да и он по­чув­ство­вал в се­бе дар слу­же­ния мис­си­о­нер­ско­му де­лу, ко­то­рый пре­и­зобиль­но был в нем укреп­лен бо­го­слов­ски­ми зна­ни­я­ми, по­лу­чен­ны­ми в се­ми­на­рии. Для Кон­стан­ти­на Алек­се­е­ви­ча это бы­ли не фор­маль­ные зна­ния, свод мерт­вых за­ко­нов и пра­вил, а са­мо от­кро­ве­ние Ду­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-konstantin-golubev

☦️
Преподобный Алекси́й Зосимовский (Соловьев).
Пре­по­доб­ный Алек­сий, иерос­хи­мо­нах Зо­си­мо­вой пу­сты­ни (в ми­ру Фё­дор Алек­се­е­вич Со­ло­вьёв) ро­дил­ся 17 ян­ва­ря 1846 го­да в Москве в мно­го­дет­ной се­мье про­то­и­е­рея Алек­сея Пет­ро­ви­ча Со­ло­вьё­ва, на­сто­я­те­ля хра­ма во имя пре­по­доб­но­го Си­мео­на Столп­ни­ка, что за Яу­зой. Лич­ность от­ца и его об­раз жиз­ни бы­ли ос­но­вой нрав­ствен­но­го и ду­хов­но­го ста­нов­ле­ния ве­ли­ко­го стар­ца.
Маль­чи­ка при Кре­ще­нии на­рек­ли в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 17 фев­ра­ля). Крёст­ным от­цом был его дя­дя, про­то­и­е­рей М.Д. Гла­голев, а крёст­ной ма­те­рью – ба­буш­ка Ан­на Ан­дре­ев­на. На­чаль­ной гра­мо­те он учил­ся у сво­е­го бу­ду­ще­го те­стя, диа­ко­на со­сед­не­го хра­ма, от­ца Пав­ла Смир­но­ва. Ко­гда ма­лы­ша вез­ли на сан­ках к учи­те­лю, ему да­ва­ли с со­бой бу­ты­лоч­ку с ча­ем и кон­фет­ку. Чай Фе­дя вы­пи­вал сам, а кон­фет­ку все­гда от­да­вал Ан­нуш­ке, ма­лень­кой доч­ке от­ца Пав­ла, на ко­то­рой по­том, по во­ле Бо­жи­ей, и же­нил­ся.
С ма­лых лет маль­чик от­ли­чал­ся се­рьёз­но­стью, не ша­лил, укло­нял­ся от ве­сё­ло­го об­ще­ства и шум­ных раз­вле­че­ний, был очень при­вя­зан к от­цу, за­бо­тил­ся о нём. Де­ти в спо­рах ча­сто об­ра­ща­лись к нему, чтобы он их рас­су­дил. Фё­дор лю­бил му­зы­ку и, на­учив­шись иг­рать на ро­я­ле, ис­пол­нял цер­ков­ные пес­но­пе­ния и пел в хо­ре. Са­мы­ми лю­би­мы­ми пес­но­пе­ни­я­ми у него бы­ли ир­мо­сы ка­но­на «Яко по су­ху пе­ше­ше­ство­вав Из­ра­иль», и он все­гда пла­кал от уми­ле­ния, слу­шая их.
В 1866 го­ду Фё­дор Со­ло­вьёв за­вер­шил се­ми­нар­ское об­ра­зо­ва­ние по пер­во­му раз­ря­ду, вто­рым в спис­ке вы­пуск­ни­ков. По­сле се­ми­на­рии Фё­дор не по­шёл в Ду­хов­ную Ака­де­мию, по­то­му что не чув­ство­вал в се­бе осо­бо­го при­зва­ния к бо­го­слов­ской на­у­ке. Он хо­тел слу­жить Гос­по­ду в скром­ном зва­нии при­ход­ско­го диа­ко­на в кру­гу «до­маш­ней церк­ви».
В 1867 го­ду дру­зья дет­ства Фё­дор Алек­се­е­вич и Ан­на Пав­лов­на (дочь дру­га их се­мьи – свя­щен­ни­ка хра­ма во имя свя­то­го Кли­мен­та на Вар­вар­ке) по­вен­ча­лись. По­сле ру­ко­по­ло­же­ния в диа­ко­на мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Фила­рет (Дроз­дов, па­мять 19 но­яб­ря) на­зна­чил от­ца Фе­о­до­ра в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Тол­ма­чах, ко­то­ро­му он по­кро­ви­тель­ство­вал.
В 1870 го­ду ро­дил­ся сын Ми­ха­ил. Но на пя­том го­ду су­пру­же­ства Ан­на, про­сту­див­шись, за­бо­ле­ла ско­ро­теч­ной ча­хот­кой и в 1872 го­ду скон­ча­лась. Ко­гда от­пе­ва­ли Ан­ну Пав­лов­ну, у от­ца Фе­о­до­ра не бы­ло сил слу­жить. Он сто­ял ря­дом с гро­бом, неот­рыв­но смот­рел на лю­би­мое ли­цо, и сле­зы ка­ти­лись по его ще­кам.
В мае 1895 го­да Фе­о­дор Алек­се­е­вич Со­ло­вьёв по­сле 28-лет­не­го слу­же­ния по­ки­нул Ни­ко­ло-Тол­ма­чёв­ский при­ход, а в июне 1895 го­да отец Фе­о­дор был ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ра и опре­де­лён в штат Кремлёв­ско­го Успен­ско­го со­бо­ра – глав­но­го со­бо­ра Рос­сии, хра­ня­ще­го ве­ли­кие свя­ты­ни: Вла­ди­мир­скую чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, мо­щи свя­ти­те­лей-чу­до­твор­цев: мит­ро­по­ли­тов Пет­ра, Ио­ны, Филип­па и Гер­мо­ге­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-zosimovskij-solovev

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimovskij/
• Молитвы
• Беседы, наставления и изречения старца Алексия

☦️
Священномученик Николай Искровский, пресвитер.
Ис­то­рия церк­ви неболь­шо­го от­да­лен­но­го се­ла Ис­кров­ка тес­но пе­ре­пле­та­ет­ся с судь­бою по­след­не­го им­пе­ра­то­ра Рос­сии Ни­ко­лая ІІ, его лич­ным уча­сти­ем в устро­е­нии хра­ма.
В на­ча­ле XX сто­ле­тия к ца­рю об­ра­ти­лись лю­ди с прось­бой о вы­де­ле­нии зем­ли под стро­и­тель­ство церк­ви. На ме­сте они не смог­ли ре­шить это­го во­про­са, так как пан Вик­тор, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла зем­ля, за­про­сил за нее боль­шую пла­ту. Им­пе­ра­тор не толь­ко удо­вле­тво­рил про­ше­ние лю­дей, но и по­ин­те­ре­со­вал­ся, есть ли сред­ства на стро­и­тель­ство, есть ли про­ект? И ко­гда узнал, что все­го необ­хо­ди­мо­го по­ка нет, по­же­лал при­нять лич­ное уча­стие. За свой счет он от­прав­лял кир­пич на стан­цию Ря­до­вая, что бы­ла бли­жай­шей к Ис­кров­ке, опла­чи­вал пе­ре­воз­ку ма­те­ри­а­лов и ра­бо­ту стро­и­те­лей.
Ко­гда же при­шло вре­мя освя­тить храм, царь при­сут­ство­вал на бо­го­слу­же­нии, пе­ре­одев­шись в му­жиц­кую одеж­ду.
Впо­след­ствии, по со­гла­со­ва­нию с о. Иоан­ном Крон­штадт­ским, он пред­ло­жил за­ме­нить свя­щен­ни­ка в по­стро­ен­ном им хра­ме. Так, во­лею свя­тых Бо­жи­их: пра­вед­но­го о. Иоан­на Крон­штадт­ско­го и Ца­ря – стра­сто­терп­ца диа­кон Ни­ко­лай из Иса­а­ки­ев­ско­го со­бо­ра г. Санкт-Пе­тер­бур­га ока­зы­вет­ся на зем­ле Ели­са­вет­град­ской и на­чи­на­ет свое пас­тыр­ское слу­же­ние в да­ле­кой ве­си.
Сме­на го­род­ской, устро­ен­ной жиз­ни на мир­ное те­че­ние сель­ских буд­ней не омра­чи­ла нра­ва мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка. Он все­гда был жиз­не­ра­до­стен, ве­сел, добр, очень лю­бил шут­ки и при­ба­ут­ки. Сво­ей ма­туш­ке Анне с улыб­кой го­во­рил: «Не ту­жи, ма­туш­ка. Ме­ня убьют, и три ра­за бу­дут хо­ро­нить, а ты бу­дешь скры­вать­ся под дву­мя фа­ми­ли­я­ми. А ты, Дмит­рий, сын мой, бу­дешь свя­щен­ни­ком, и бу­дет у те­бя боль­шая се­мья!» Так оно и вы­шло.

Про­зор­ли­вость свя­то­го бы­ла да­ром Бо­жи­им, ко­то­рый он стя­жал мо­лит­вой и тру­да­ми. Де­воч­ке, украв­шей 5 руб­лей у де­да, ба­тюш­ка ука­зал ме­сто в са­рае под дро­ва­ми, где бы­ли спря­та­ны день­ги. Он по­гла­дил ее по го­лов­ке и со сло­ва­ми: «Тво­е­му от­цу нуж­но ме­сяц ра­бо­тать, чтобы за­ра­бо­тать эти день­ги» ве­лел вер­нуть их. Дру­го­му, у ко­то­ро­го укра­ли ко­ней, о. Ни­ко­лай ска­зал, где ис­кать про­па­жу. Тре­тье­му про­ро­че­ству­ет о бу­ду­щем, со­об­щая ему, что его рас­ку­ла­чат, он бу­дет несколь­ко раз си­деть в тюрь­ме, но умрет сво­ей смер­тью на сво­бо­де.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-iskrovskij

☦️
Священномученик Константин Богословский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Бо­го­слов­ский ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Бо­ри­со­глеб­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил Во­ло­год­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию и Ка­зан­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию, и в 1895 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Всю жизнь отец Кон­стан­тин пре­по­да­вал: в епар­хи­аль­ном жен­ском учи­ли­ще в Во­лог­де, в ду­хов­ном учи­ли­ще в Усть-Сы­соль­ске, где он был учи­те­лем рус­ско­го и цер­ков­но-сла­вян­ско­го язы­ка, чи­сто­пи­са­ния и ариф­ме­ти­ки, в Во­ло­год­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, в ко­то­рой он был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем на ка­фед­ре ис­то­рии цер­ков­но­го рас­ко­ла. В 1917 го­ду свя­щен­ник Кон­стан­тин Бо­го­слов­ский был участ­ни­ком Все­рос­сий­ско­го Со­бо­ра ду­хо­вен­ства и ми­рян в Москве. И по­сле участ­во­вал в Свя­щен­ном Со­бо­ре Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917-1918 го­дов. В 1921 го­ду отец Кон­стан­тин был аре­сто­ван вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Ве­ли­ко­устюж­ским Алек­си­ем (Бель­ков­ским) и дву­мя дру­ги­ми чле­на­ми епар­хи­аль­но­го со­ве­та по об­ви­не­нию в ор­га­ни­за­ции «неза­кон­но­го» сбо­ра средств на цер­ковь. Его при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды, но вско­ре осво­бо­ди­ли по ам­ни­стии. Отец Кон­стан­тин про­дол­жил слу­же­ние в го­ро­де Ве­ли­кий Устюг. В сле­ду­ю­щем го­ду его сно­ва аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к 2 го­дам за­клю­че­ния в Ар­хан­гель­ском конц­ла­ге­ре. В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии ска­за­но, что свя­щен­ник Бо­го­слов­ский «тор­мо­зил ис­сле­до­ва­ние икон­ных риз… след­стви­ем че­го бы­ло вол­не­ние сре­ди устюж­ских граж­дан… Та­кое его по­ве­де­ние ука­зы­ва­ет на сто­рон­ни­ка «Ти­хо­нов­щи­ны» от­кры­то став­шей на сто­ро­ну контр­ре­во­лю­ции». С 1923 по 1925 год отец Кон­стан­тин на­хо­дил­ся в Со­ло­вец­ком ла­ге­ре, а по­том – в ссыл­ке в Ар­хан­гель­ске. Вер­нув­шись из ссыл­ки, он слу­жил в Во­ло­год­ских хра­мах и был пред­се­да­те­лем Во­ло­год­ско­го епар­хи­аль­но­го со­ве­та. По­след­ний раз про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Бо­го­слов­ский был аре­сто­ван в Во­лог­де в июле 1937 го­да. В об­ви­не­нии ска­за­но, что он «про­во­дил ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи, про­па­ган­ди­ро­вал фа­шизм, … со­би­рал све­де­ния о за­кры­тых церк­вях и ре­прес­си­ро­ван­ных слу­жи­те­лях куль­та, о чем ин­фор­ми­ро­вал мит­ро­по­ли­та Сер­гия. По его ини­ци­а­ти­ве бы­ла на­пи­са­на кле­вет­ни­че­ская в ан­ти­со­вет­ском ду­хе жа­ло­ба во ВЦИК РСФСР о яко­бы неза­кон­ном за­кры­тии Бо­го­род­ско­го клад­би­ща». Свя­щен­но­му­че­ни­ка при­го­во­ри­ли к смер­ти и рас­стре­ля­ли 20 сен­тяб­ря 1937 го­да в Во­лог­де.

☦️
Священномученик Нил Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Нил ро­дил­ся 5 но­яб­ря 1881 го­да в се­ле Пе­ре­сып­ки­но Кир­са­нов­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье учи­те­ля на­род­ной шко­лы Ми­ха­и­ла Смир­но­ва. Мать Ни­ла Ми­хай­ло­ви­ча бы­ла до­че­рью свя­щен­ни­ка.
Окон­чив Кир­са­нов­ское го­род­ское учи­ли­ще, Нил Ми­хай­ло­вич с 1897 по 1921 год ра­бо­тал на же­лез­ной до­ро­ге в долж­но­стях: кон­тор­щи­ка то­вар­ной кон­то­ры, по­мощ­ни­ка то­вар­но­го кас­си­ра, по­мощ­ни­ка би­лет­но­го кас­си­ра, би­лет­но­го кас­си­ра, те­ле­гра­фи­ста, за­ве­ду­ю­ще­го хо­зяй­ствен­ной ча­стью Юби­лей­но­го по­сел­ка ра­бо­чих и слу­жа­щих Мос­ков­ско-Ка­зан­ской же­лез­ной до­ро­ги.
В 1921 го­ду Нил Ми­хай­ло­вич по­дал про­ше­ние о ру­ко­по­ло­же­нии и при­ня­тии его в клир го­ро­да Моск­вы. Диа­ко­ном он слу­жил в церк­ви Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в Со­коль­ни­ках. Через две неде­ли по­сле ру­ко­по­ло­же­ния в диа­ко­ны, 22 ок­тяб­ря 1921 го­да, отец Нил был по­став­лен во свя­щен­ни­ка к хра­му свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Ки­ра и Иоан­на при Серб­ском по­дво­рье в Москве.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nil-smirnov

☦️
Преподобномученица Мария Мамонтова-Шашина, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1890 го­ду в се­ле Де­ди­но­во За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Ша­ши­на. Де­воч­ка окон­чи­ла сель­скую шко­лу. По­сле смер­ти от­ца она устро­и­лась ра­бо­тать по най­му, а в 1914 го­ду ушла под­ви­зать­ся по­слуш­ни­цей в Ко­лы­чев­ский жен­ский мо­на­стырь, по­свя­щен­ный Ка­зан­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, рас­по­ла­гав­ший­ся в 18 вер­стах от го­ро­да Его­рьев­ска.
Без­бож­ная власть в 1920 го­ду за­кры­ла мо­на­стырь. Вме­сте с дру­ги­ми сест­ра­ми она по­се­ли­лась в род­ном се­ле. Ос­нов­ным за­ня­ти­ем ее бы­ло шить оде­я­ла. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния она пе­ла на кли­ро­се, а так­же по прось­бе ве­ру­ю­щих чи­та­ла Псал­тирь по усоп­шим.
Вла­сти в 1930 го­ду на­ме­ри­ва­лись за­крыть в се­ле храм, по­сколь­ку об­щи­на не мог­ла вы­пла­тить боль­шой на­лог. Мо­на­стыр­ские сест­ры обо­шли дво­ры со­сед­них де­ре­вень и со­бра­ли необ­хо­ди­мую сум­му, а так­же ез­ди­ли в Моск­ву хло­по­тать о том, чтобы цер­ковь не бы­ла за­кры­та. Часть се­стер бы­ла аре­сто­ва­на в 1930 го­ду.
1 июня 1931 го­да по­слуш­ни­цу Ма­рию аре­сто­ва­ли и за­клю­чи­ли в Ря­зан­скую тюрь­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-marija-mamontova-shashina

☦️
Священномученик Ника́ндр Гривский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­кандр ро­дил­ся 26 июня 1880 го­да в се­ле Вол­чи­но Псков­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Си­мео­на Гри­вско­го. В 1901 го­ду Ни­кандр окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и до 1905 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком. В 1905 го­ду Ни­кандр Се­ме­но­вич же­нил­ся на Оль­ге Сер­ге­евне Бе­ля­ни­но­вой, до­че­ри то­ро­пец­ко­го тор­гов­ца. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось пя­те­ро де­тей. В 1912 го­ду Ни­кандр Се­ме­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и в том же го­ду во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва на по­го­сте По­чеп По­жин­ской во­ло­сти То­ро­пец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии, где слу­жил в то вре­мя его пре­ста­ре­лый отец. Храм был де­ре­вян­ный, по­стро­ен в 1868 го­ду. Все­го в при­ход вхо­ди­ло два­дцать во­семь де­ре­вень, в ко­то­рых жи­ли око­ло ты­ся­чи че­ло­век. Отец Ни­кандр стал для сво­их при­хо­жан ис­тин­ным пас­ты­рем, он под­дер­жи­вал их не толь­ко сло­вом, но и де­лом, по­мо­гая бед­ней­шим из них ма­те­ри­аль­но.
В 1916 го­ду от­ца Ни­канд­ра по­стиг­ло несча­стье: от ди­зен­те­рии скон­ча­лись его же­на Оль­га, сын и дочь, и он остал­ся с сы­но­вья­ми, ко­то­рым бы­ло де­сять и пять лет, и трех­лет­ней до­че­рью.
29 сен­тяб­ря 1929 го­да сын свя­щен­ни­ка Ни­канд­ра Гри­вско­го, Петр, бу­дучи в нетрез­вом со­сто­я­нии, по­хи­тил ин­дук­тор­ную ма­ши­ну, с по­мо­щью ко­то­рой про­из­во­ди­лись взрыв­ные ра­бо­ты у Подъ­езд­ной го­ры по Холм­ско­му трак­ту в рай­оне де­рев­ни Са­ви­но в То­ро­пец­ком рай­оне Твер­ской об­ла­сти. Бы­ло на­ча­то уго­лов­ное де­ло. Ко­гда вы­яс­ни­лось, что украв­ший яв­ля­ет­ся сы­ном свя­щен­ни­ка, ОГПУ ста­ло ис­сле­до­вать, что он со­бой пред­став­ля­ет с по­ли­ти­че­ской точ­ки зре­ния.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikandr-grivskij


Жития
Писание