☀️ неподвижный годовой круг:
• 24 сентября (11 сентября)
• мчч. Димитрия, Димитриа́на, мц. Ева́нфии (I)
• мчч. Диодо́ра и Диди́ма, Сирских (?)
• прмц. Евдоки́и (И́и) Римляныни (362–364)
• прп. Феодо́ры Александрийской Младшей (474–491)
• прп. Евфроси́на Палестинского (IX)
• перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских
• сщмчч. Николая (Подьякова), Виктора (Усова) (1918)
• сщмч. Карпа (Эльба) (1937)
• прп. Силуа́на Афонского (1938) 📚
• сщмч. Николая (Широгорова) (1942)
• иконы Божией Матери Казанская (Каплуновская) (1689)


☦️
Мученик Дими́трий, жена его мученица Ева́нфия, их сын мученик Димитриа́н Скепсийский.
Свя­той му­че­ник Ди­мит­рий был кня­зем и пра­ви­те­лем го­ро­да Скеп­сии в Гел­лес­пон­те. В его го­род при­шел с про­по­ве­дью Еван­ге­лия свя­той Кор­ни­лий Сот­ник (па­мять 13 сен­тяб­ря), пер­вый языч­ник, об­ра­щен­ный ко Хри­сту апо­сто­лом Пет­ром. Свя­той Кор­ни­лий по­се­ял хри­сти­ан­ство сре­ди мно­гих жи­те­лей Скеп­сии, и за это языч­ни­ки, схва­тив его, при­ве­ли на суд к пра­ви­те­лю Ди­мит­рию, ко­то­рый без­успеш­но при­нуж­дал свя­то­го от­речь­ся от Хри­ста и, на­ко­нец, под­верг его ис­тя­за­ни­ям. Свя­той Кор­ни­лий му­же­ствен­но тер­пел му­че­ния, убеж­дая пра­ви­те­ля оста­вить язы­че­ские за­блуж­де­ния и об­ра­тить­ся к ис­тин­ной ве­ре во Хри­ста. При­ве­ден­ный в идоль­ский храм, свя­той Кор­ни­лий мо­лит­вой со­кру­шил ка­пи­ще и сто­яв­ших в нем идо­лов. Убеж­ден­ный в ис­тин­но­сти хри­сти­ан­ства про­по­ве­дью свя­то­го и его чу­де­са­ми, пра­ви­тель Ди­мит­рий сам уве­ро­вал во Хри­ста и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние со всей се­мьей. За ис­по­ве­да­ние Хри­ста языч­ни­ки бро­си­ли всю но­во­об­ра­щен­ную се­мью в тем­ни­цу и умо­ри­ли го­ло­дом.

☦️
Мученики Диодо́р и Диди́м Лаодикийские, Сирские.
Точ­ное вре­мя жиз­ни свя­тых неиз­вест­но. В ви­зан­тий­ских си­нак­са­рях со­дер­жат­ся ска­за­ния об этих рев­ност­ных хри­сти­а­нах, ко­то­рые про­по­ве­до­ва­ли Еван­ге­лие языч­ни­кам, мно­гих об­ра­ти­ли ко Хри­сту и кре­сти­ли. Пра­ви­тель Ла­оди­кии при­ка­зал схва­тить их. На су­де они твер­до ис­по­ве­до­ва­ли Хри­ста и не по­же­ла­ли от­речь­ся от сво­ей ве­ры, но изоб­ли­ча­ли слу­же­ние идо­лам и уко­ря­ли пра­ви­те­ля в без­за­ко­нии. По­сле пы­ток му­че­ни­ки скон­ча­лись.

В неко­то­рых си­нак­са­рях, в част­но­сти, в Си­нак­са­ре Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви (кон. Х в.), уточ­ня­ет­ся, что му­че­ни­ки бы­ли за­се­че­ны до смер­ти. Близ­кое по со­дер­жа­нию ска­за­ние на­хо­дит­ся в Ми­но­ло­гии Ва­си­лия II (кон. Х в.) под 11 сен­тяб­ря, от­ку­да оно пе­ре­шло в сла­вя­но-рус­ские про­ло­ги.
На ос­но­ва­нии ви­зан­тий­ских па­мят­ни­ков кар­ди­нал Це­зарь Ба­ро­ний по­ме­стил под тем же чис­лом в Рим­ском Мар­ти­ро­ло­ге све­де­ния об этих му­че­ни­ках и при­со­еди­нил из совре­мен­ных ему гре­че­ских Ми­ней неко­е­го мч. Ди­о­ми­да. В бо­лее ран­них ви­зан­тий­ских си­нак­са­рях этот му­че­ник не упо­ми­на­ет­ся. На этом ос­но­ва­нии Рус­ская Цер­ковь чтит 11 сен­тяб­ря толь­ко Ди­о­до­ра и Ди­о­ми­да.
В древ­ней­ших ка­лен­дар­ных па­мят­ни­ках ру­бе­жа IV и V вв. – в Си­рий­ском Мар­ти­ро­ло­ге и в Мар­ти­ро­ло­ге блж. Иеро­ни­ма – имя Ди­о­до­ра упо­ми­на­ет­ся без дру­жи­ны под 9 ок­тяб­ря (тиш­ри 9). На ос­но­ве ска­за­ний ви­зан­тий­ских си­нак­са­рей о том, что Ди­о­дор кре­стил мно­гих об­ра­щен­ных языч­ни­ков, в Си­рий­ском Мар­ти­ро­ло­ге он пред­став­лен как пре­сви­тер.

☦️
Преподобномученица Евдоки́я (И́я) Римляныня, Персидская.
Свя­тая му­че­ни­ца Ия (иной день памяти 17 августа) бы­ла взя­та в плен вме­сте с 9000 хри­сти­ан пер­сид­ским ца­рем Са­по­ром II и от­ве­де­на в пер­сид­ский го­род Ви­за­ду. На­чаль­ник пер­сид­ских волх­вов при­нуж­дал свя­тую к от­ре­че­нию от Хри­ста, но она оста­лась непре­клон­на и бы­ла пре­да­на ис­тя­за­ни­ям. За­тем ее бро­си­ли в тем­ни­цу и по­сле по­втор­ных пы­ток обез­гла­ви­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/774

☦️
Преподобная Феодо́ра Александрийская Младшая.
Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра Алек­сан­дрий­ская и ее муж жи­ли в Алек­сан­дрии. В их се­мье ца­ри­ли лю­бовь и со­гла­сие, и это бы­ло нена­вист­но вра­гу спа­се­ния. По­буж­да­е­мый диа­во­лом, один бо­га­тый че­ло­век пре­льстил­ся кра­со­той мо­ло­дой Фе­о­до­ры и на­чал все­ми спо­со­ба­ми скло­нять ее к пре­лю­бо­де­я­нию, но дол­гое вре­мя не имел успе­ха. То­гда он под­ку­пил жен­щи­ну-свод­ни­цу, ко­то­рая вве­ла в за­блуж­де­ние до­вер­чи­вую Фе­о­до­ру, ска­зав, что грех, со­вер­ша­е­мый но­чью, Бог не вме­ня­ет в ви­ну. Фе­о­до­ра из­ме­ни­ла сво­е­му му­жу, но вско­ре опом­ни­лась и, осо­знав гнус­ность па­де­ния, воз­не­на­ви­де­ла се­бя, нещад­но би­ла се­бя по ли­цу и рва­ла на го­ло­ве во­ло­сы. Со­весть не да­ва­ла ей по­коя, и Фе­о­до­ра от­пра­ви­лась к зна­ко­мой игу­ме­нии и рас­ска­за­ла о со­вер­шен­ном пре­ступ­ле­нии. Игу­ме­ния, ви­дя от­ча­я­ние мо­ло­дой жен­щи­ны, воз­бу­ди­ла в ней ве­ру в Бо­же­ствен­ное про­ще­ние и на­пом­ни­ла еван­гель­скую прит­чу о греш­ни­це, омыв­шей сле­за­ми но­ги Хри­ста и по­лу­чив­шей от Него про­ще­ние сво­их гре­хов. В на­деж­де на ми­ло­сер­дие Бо­жие Фе­о­до­ра ска­за­ла: «Ве­рую Бо­гу мо­е­му и от­ныне не бу­ду со­вер­шать та­ко­го гре­ха, а со­де­ян­ный по­ста­ра­юсь за­гла­дить». В ту же ми­ну­ту пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра ре­ши­ла уй­ти в мо­на­стырь, чтобы очи­стить­ся в по­дви­ге и мо­лит­ве. Она тай­но по­ки­ну­ла се­мью и, пе­ре­одев­шись в муж­ской ко­стюм, на­пра­ви­лась к муж­ско­му мо­на­сты­рю, ибо бо­я­лась, что муж най­дет ее в жен­ской оби­те­ли. Игу­мен оби­те­ли не бла­го­сло­вил пу­стить ее да­же во двор, ис­пы­ты­вая твер­дость при­шель­ца. Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра оста­лась но­че­вать у во­рот. Утром она, при­пав к но­гам игу­ме­на, на­зва­лась Фе­о­до­ром из Алек­сан­дрии и про­си­ла оста­вить ее в мо­на­сты­ре для по­ка­я­ния и ино­че­ских по­дви­гов. Ви­дя чи­сто­сер­деч­ное на­ме­ре­ние при­шель­ца, игу­мен со­гла­сил­ся.
Да­же опыт­ные ино­ки удив­ля­лись все­нощ­ным ко­ле­но­пре­кло­нен­ным мо­лит­вам, сми­ре­нию, тер­пе­нию и са­мо­от­вер­же­нию Фе­о­до­ра. Свя­тая под­ви­за­лась в мо­на­сты­ре во­семь лет. Ее те­ло, неко­гда осквер­нен­ное пре­лю­бо­де­я­ни­ем, ста­ло ви­ди­мым со­су­дом бла­го­да­ти Бо­жи­ей и вме­сти­ли­щем Свя­то­го Ду­ха. Од­на­жды свя­тая бы­ла по­сла­на в Алек­сан­дрию для по­куп­ки хле­ба. Бла­го­слов­ляя ее в путь, игу­мен на­ка­зал в слу­чае за­держ­ки в пу­ти оста­но­вить­ся в со­сед­нем Енат­ском мо­на­сты­ре. В го­сти­ни­це Енат­ско­го мо­на­сты­ря про­жи­ва­ла то­гда дочь игу­ме­на, при­шед­шая на­ве­стить от­ца. Пре­льщен­ная кра­со­той мо­ло­до­го ино­ка, она ста­ла скло­нять пре­по­доб­ную Фе­о­до­ру ко гре­ху лю­бо­де­я­ния, не зная, что пе­ред ней жен­щи­на. Услы­шав от­каз, она со­вер­ши­ла грех с дру­гим го­стем и за­ча­ла. Пре­по­доб­ная же, ку­пив хлеб, воз­вра­ти­лась в свою оби­тель.
Через неко­то­рое вре­мя отец бес­стыд­ной де­ви­цы, за­ме­тив со­вер­шен­ное пре­ступ­ле­ние, стал вы­пы­ты­вать у до­че­ри, кто ее обо­льстил. Де­ви­ца ука­за­ла на Фе­о­до­ра-мо­на­ха. Отец немед­лен­но со­об­щил на­сто­я­те­лю мо­на­сты­ря, в ко­то­ром под­ви­за­лась пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра. Игу­мен при­звал Фе­о­до­ра и рас­ска­зал ему об об­ви­не­нии. Инок твер­до от­ве­тил: «Бог сви­де­тель, я это­го не де­лал», и игу­мен, зная чи­сто­ту и свя­тость жиз­ни Фе­о­до­ра, не по­ве­рил кле­ве­те. Ко­гда лю­бо­дей­ца ро­ди­ла, енат­ские мо­на­хи при­нес­ли мла­ден­ца в мо­на­стырь, где жи­ла по­движ­ни­ца, и ста­ли уко­рять ино­ков в нечи­стой жиз­ни. На этот раз и игу­мен по­ве­рил кле­ве­те и раз­гне­вал­ся на неви­нов­но­го Фе­о­до­ра. Мла­ден­ца вру­чи­ли пре­по­доб­ной и с бес­че­стьем вы­гна­ли ее из мо­на­сты­ря. Фе­о­до­ра сми­рен­но по­ко­ри­лась но­во­му ис­пы­та­нию, усмат­ри­вая в нем ис­куп­ле­ние преж­не­го гре­ха. Она по­се­ли­лась с ре­бен­ком непо­да­ле­ку от оби­те­ли в ша­ла­ше. Пас­ту­хи из жа­ло­сти да­ва­ли мо­ло­ко для мла­ден­ца, а са­ма пре­по­доб­ная пи­та­лась толь­ко ди­ки­ми тра­ва­ми. В те­че­ние се­ми лет, пе­ре­но­ся невзго­ды, свя­тая по­движ­ни­ца на­хо­ди­лась в из­гна­нии. На­ко­нец по прось­бе ино­ков игу­мен поз­во­лил ей воз­вра­тить­ся в мо­на­стырь вме­сте с мла­ден­цем, где она два го­да про­жи­ла в за­тво­ре, по­учая ре­бен­ка стра­ху Бо­жию. Игу­мен оби­те­ли по­лу­чил от Бо­га от­кро­ве­ние, что грех ино­ка Фе­о­до­ра про­щен. Бла­го­дать Бо­жия пре­бы­ва­ла на ино­ке Фе­о­до­ре, и вско­ре все мо­на­хи ста­ли сви­де­те­ля­ми зна­ме­ния, со­вер­шив­ше­го­ся мо­лит­ва­ми по­движ­ни­цы. Од­на­жды в той мест­но­сти во вре­мя за­су­хи пе­ре­сох­ли все ис­точ­ни­ки во­ды. Игу­мен ска­зал бра­тии, что толь­ко Фе­о­дор смо­жет от­вра­тить бед­ствие. При­звав пре­по­доб­ную, игу­мен ве­лел ей при­не­сти во­ду из вы­сох­ше­го ко­лод­ца. По бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра при­нес­ла во­ду, по­сле че­го во­да в ко­лод­це уже не пе­ре­сы­ха­ла. Сми­рен­ная Фе­о­до­ра го­во­ри­ла, что чу­до со­вер­ши­лось по мо­лит­ве и ве­ре их игу­ме­на.
Пе­ред смер­тью пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра за­тво­ри­лась в кел­лии с от­ро­ком и за­ве­ща­ла ему лю­бить Бо­га, по­ви­но­вать­ся игу­ме­ну и бра­тии, хра­нить мол­ча­ние, быть незло­би­вым и крот­ким, из­бе­гать сквер­но­сло­вия и празд­но­сло­вия, лю­бить нес­тя­жа­тель­ность, вспо­ми­нать их ски­таль­че­скую жизнь. По­сле то­го, став на мо­лит­ву, она в по­след­ний раз про­си­ла у Гос­по­да про­ще­ния гре­хов. Вме­сте с ней мо­лил­ся и от­рок. Ско­ро сло­ва мо­лит­вы за­мер­ли на устах по­движ­ни­цы, и она спо­кой­но ото­шла в гор­ний мир († ок. 474–491).
Гос­подь от­крыл игу­ме­ну о ду­хов­ном со­вер­шен­стве ино­ка Фе­о­до­ра и о его со­кро­вен­ной тайне. На­сто­я­тель, дабы снять кле­ве­ту с по­чив­шей, в при­сут­ствии на­сто­я­те­ля и бра­тии Енат­ской оби­те­ли рас­ска­зал о ви­де­нии и для удо­сто­ве­ре­ния от­крыл пер­си пре­по­доб­ной. Енат­ский игу­мен и бра­тия со­дрог­ну­лись от ужа­са за свое ве­ли­кое пре­гре­ше­ние и, при­пав к свя­то­му те­лу, со сле­за­ми про­си­ли про­ще­ния у пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры. Из­ве­стие о свя­той по­движ­ни­це до­шло до су­пру­га пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры. Он при­нял по­стриг в мо­на­сты­ре, где спа­са­лась его же­на. От­рок, вос­пи­тан­ный пре­по­доб­ной, так­же по­шел по сто­пам сво­ей при­ем­ной ма­те­ри. Впо­след­ствии он стал игу­ме­ном это­го мо­на­сты­ря.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/772

☦️
Преподобный Евфроси́н Палестинский.
Пре­по­доб­ный Ев­фро­син – инок од­но­го из па­ле­стин­ских мо­на­сты­рей, нес по­слу­ша­ние на кухне, ра­бо­тая по­ва­ром. Тру­дясь для бра­тии, пре­по­доб­ный Ев­фро­син не от­лу­чал­ся мыс­лью от Бо­га, пре­бы­вая в мо­лит­ве и по­сте. Он все­гда пом­нил, что по­слу­ша­ние – пер­вая обя­зан­ность мо­на­ха, и по­то­му сми­рен­но по­ви­но­вал­ся стар­шим бра­ти­ям. Тер­пе­ние свя­то­го бы­ло изу­ми­тель­но: его ча­сто уко­ря­ли, но он не роп­тал и невоз­му­ти­мо пе­ре­но­сил все непри­ят­но­сти. Сво­ей внут­рен­ней, скры­той от лю­дей доб­ро­де­те­лью свя­той Ев­фро­син уго­дил Гос­по­ду, Ко­то­рый Сам от­крыл мо­на­стыр­ской бра­тии ду­хов­ную вы­со­ту их скром­но­го со­бра­та. Один из мо­на­стыр­ских пре­сви­те­ров в мо­лит­ве про­сил Бо­га по­ка­зать ему бла­га, уго­то­ван­ные пра­вед­ни­кам в бу­ду­щем ве­ке. Свя­щен­ник уви­дел во сне, что на­хо­дит­ся в раю и со­зер­ца­ет со стра­хом и ра­до­стью его неиз­ре­чен­ную кра­со­ту. Там же он уви­дел и ино­ка сво­ей оби­те­ли по­ва­ра Ев­фро­си­на. Уди­вив­шись этой встре­че, пре­сви­тер спро­сил Ев­фро­си­на, как он здесь ока­зал­ся. Свя­той от­ве­тил ему, что на­хо­дит­ся в раю по ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей. Тот вновь спро­сил, име­ет ли Ев­фро­син власть дать ему что-ни­будь из окру­жа­ю­щих их кра­сот. Пре­по­доб­ный Ев­фро­син пред­ло­жил свя­щен­ни­ку вы­брать, что ему хо­чет­ся, и тот по­ка­зал на пре­крас­ные яб­ло­ки, рос­шие в рай­ском са­ду. Пре­по­доб­ный со­рвал три яб­ло­ка, за­вер­нул их в пла­ток и по­дал со­бе­сед­ни­ку. Проснув­шись до на­ча­ла утре­ни, свя­щен­ник при­нял ви­де­ние за обык­но­вен­ный сон, но вдруг за­ме­тил око­ло се­бя пла­ток с за­вер­ну­ты­ми в нем рай­ски­ми пло­да­ми, из­да­вав­ши­ми див­ное бла­го­уха­ние. Свя­щен­ник, най­дя в церк­ви пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на, спро­сил его под клят­вой, где он был но­чью. Свя­той от­ве­тил, что на­хо­дил­ся там, где был и свя­щен­ник. За­тем пре­по­доб­ный ска­зал, что Гос­подь, ис­пол­няя мо­лит­ву свя­щен­ни­ка, по­ка­зал ему рай и по­дал рай­ские пло­ды через него, «ху­до­го и недо­стой­но­го ра­ба Бо­жия Ев­фро­си­на». По окон­ча­нии утре­ни свя­щен­ник рас­ска­зал обо всем бра­тии мо­на­сты­ря, ука­зы­вая на ду­хов­ную вы­со­ту ино­ка Ев­фро­си­на, со­кро­вен­но­го угод­ни­ка Бо­жия, и по­ка­зал бла­го­уха­ю­щие рай­ские пло­ды. Глу­бо­ко рас­тро­ган­ные слы­шан­ным, ино­ки по­шли в по­вар­ню, чтобы по­кло­нить­ся пре­по­доб­но­му Ев­фро­си­ну, но не за­ста­ли его там: из­бе­гая сла­вы че­ло­ве­че­ской, свя­той ушел из оби­те­ли. Ме­сто, ку­да он скрыл­ся, оста­лось неиз­вест­ным, но ино­ки все­гда пом­ни­ли, что их со­бра­ту, пре­по­доб­но­му Ев­фро­си­ну, был от­крыт рай, и они, спа­сен­ные по ми­ло­сти Бо­жи­ей, встре­тят его там. Рай­ские яб­ло­ки они свя­то хра­ни­ли и ча­стич­ка­ми раз­да­ва­ли на бла­го­сло­ве­ние и ис­це­ле­ние.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/773

☦️
Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских.
Древ­ние нов­го­род­ские ле­то­пи­си со­об­ща­ют об об­ре­те­нии мо­щей пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на (день памяти 11 июля) и пе­ре­не­се­нии их в Нов­го­род во вре­мя на­ше­ствия шве­дов в 1163–64 гг.
Имен­но то­гда со­сто­я­лось мест­ное про­слав­ле­ние ос­но­ва­те­лей Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря и бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло цер­ков­но­му по­чи­та­нию пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на в пре­де­лах Нов­го­род­ской епар­хии. Сви­де­тель­ством их цер­ков­но­го по­чи­та­ния яв­ля­ет­ся на­ли­чие их в со­бо­ре Нов­го­род­ских свя­тых, упо­ми­на­ния в служ­бе «Всем рус­ским свя­тым», со­став­лен­ной в XVIII ве­ке, а так­же про­ри­си и ико­но­пис­ный под­лин­ник XVIII ве­ка.
В на­ча­ле XVIII ве­ка бы­ли из­вест­ны ико­ны пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на. На­по­ми­на­ние об утра­чен­ном жи­тии пре­по­доб­ных встре­ча­ет­ся в мно­го­чис­лен­ных спис­ках «Ва­ла­ам­ской бе­се­ды», па­мят­ни­ка цер­ков­ной пуб­ли­ци­сти­ки XVI–XVII ве­ков. За­ча­ло «Бе­се­ды», несо­мнен­но, яв­ля­ет­ся от­рыв­ком из сен­тябрь­ских Ми­ней, где по­вест­ву­ет­ся о пе­ре­не­се­нии мо­щей пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на (Ка­рель­ских чу­до­твор­цев) из Нов­го­ро­да в мо­на­стырь Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са по ути­ше­нии во­ен­ной опас­но­сти, по-ви­ди­мо­му, в 1182 г., что под­твер­жда­ет­ся нов­го­род­ски­ми ле­то­пис­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми.

Житие:
https://azbyka.ru/days/sv-german-valaamskij

☦️
Священномученик Николай Подьяков, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай слу­жил в Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ском хра­ме в се­ле Под­оси­но­вец Во­ло­год­ской епар­хии. В 1918 го­ду отец Ни­ко­лай По­дья­ков про­чел с ам­во­на по­сла­ние Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на; му­же­ствен­ное, об­ли­ча­ю­щее грех и при­зы­ва­ю­щее к по­ка­я­нию сло­во Пат­ри­ар­ха-ис­по­вед­ни­ка раз­дра­жи­ло во­ин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков, и при­хо­жане, опа­са­ясь на­па­де­ний на храм и бес­по­ко­ясь за жизнь свя­щен­ни­ка, уста­но­ви­ли в хра­ме по­сто­ян­ное де­жур­ство.
24 сен­тяб­ря 1918 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай со­вер­шил от­пе­ва­ние при­хо­жа­ни­на и по­шел вме­сте с род­ствен­ни­ка­ми по­чив­ше­го на клад­би­ще. К кон­цу па­ни­хи­ды на клад­би­ще при­бе­жа­ла при­слу­жи­вав­шая при хра­ме мо­на­хи­ня, оде­тая на этот раз не в мо­на­ше­ское, а в мир­ское:
— Отец Ни­ко­лай, ско­рее прячь­ся. Се­го­дня те­бя при­едут рас­стре­ли­вать.
Отец Ни­ко­лай улыб­нул­ся и, об­ра­тив вни­ма­ние на ее непри­выч­ный на­ряд, ска­зал:
— Ты что ме­ня в од­ной юб­ке-то при­бе­жа­ла спа­сать?
Ка­ра­тель­ный от­ряд явил­ся в се­ло по­сле по­лу­дня. Все бы­ли с крас­ны­ми бан­та­ми, в оди­на­ко­вых ку­ма­чо­вых ру­ба­хах. — Где свя­щен­ник? — спра­ши­ва­ли ка­ра­те­ли.
Ни­кто не хо­тел ука­зы­вать.
— Ну что ж, ес­ли не по­явит­ся, возь­мем млад­ше­го сы­на, — при­гро­зи­ли они.
Узнав об этом, отец Ни­ко­лай при­шел до­мой и со­брал де­тей для по­след­ней бе­се­ды. Свя­щен­ник учил их, как несмот­ря на все тя­го­ты на­сто­я­щей жиз­ни со­хра­нить ве­ру в Бо­га, остать­ся вер­ны­ми Церк­ви, не от­сту­пить от ис­пол­не­ния за­по­ве­дей, да­же ес­ли всё во­круг к то­му по­нуж­да­ет. Он был без­мя­теж­но спо­ко­ен и в на­став­ле­ни­ях и со­ве­тах вхо­дил во все по­дроб­но­сти их даль­ней­шей жиз­ни: как де­тям жить од­ним, так как ма­те­ри, ра­но умер­шей, они ли­ши­лись дав­но. Во вре­мя бе­се­ды в дом во­рва­лись ка­ра­те­ли.
— Ни­ко­му не вы­хо­дить! — при­ка­за­ли они.
Об­ра­до­ван­ные, что на­шли свя­щен­ни­ка, они ста­ли в него стре­лять и, уви­дев, что ра­ни­ли, по­ки­ну­ли дом.
— Ну сла­ва Бо­гу! — с об­лег­че­ни­ем вздох­нул отец Ни­ко­лай и пе­ре­кре­стил­ся.
Неяс­но бы­ло до­маш­ним, на­дол­го ли ушли па­ла­чи, вер­нут­ся ли. Сын по­бе­жал за вра­чом. Врач при­шел сра­зу, но не успел он пе­ре­вя­зать ра­ну, как в дом сно­ва во­рва­лись ка­ра­те­ли.
— Ты за­чем здесь? — с гне­вом при­сту­пи­ли они к вра­чу.
— Я врач и обя­зан прий­ти к боль­но­му.
— Уби­рай­ся от­сю­да сей­час же! Чтобы сию ми­ну­ту те­бя здесь не бы­ло! Мы са­ми по­не­сем его в «боль­ни­цу», — кри­ча­ли ка­ра­те­ли, ука­зы­вая на но­сил­ки, ко­то­рые при­нес­ли с со­бой.
Де­тям за­пре­ти­ли со­про­вож­дать от­ца. «Боль­ни­ца» ока­за­лась ря­дом — это был по­кос­ный луг воз­ле реч­ки. По­ло­жив от­ца Ни­ко­лая око­ло ямы, они ста­ли му­чить его. Кто стре­лял, кто ко­лол, вон­зая в те­ло, вы­ни­мая и сно­ва вон­зая штык. Впо­след­ствии при осмот­ре те­ла, вы­яс­ни­лось, что кро­ме ог­не­стрель­ных ран ему бы­ло на­не­се­но один­на­дцать ран шты­ко­вых.
Те­ло уби­то­го свя­щен­ни­ка сбро­си­ли в яму, но за­ры­вать не ста­ли. В это вре­мя в сель­со­ве­те си­дел за­дер­жан­ный ка­ра­те­ля­ми свя­щен­ник из со­сед­не­го при­хо­да, отец Вик­тор. Его под­ве­ли к яме и ве­ле­ли от­пе­вать за­му­чен­но­го свя­щен­ни­ка. Ко­гда от­пе­ва­ние по­до­шло к кон­цу, один из па­ла­чей вы­стре­лом в за­ты­лок убил от­ца Вик­то­ра.
Вес­ной при­е­ха­ли сы­но­вья от­ца Вик­то­ра и вме­сте с детьми от­ца Ни­ко­лая вы­про­си­ли у вла­стей раз­ре­ше­ние по­хо­ро­нить свя­щен­ни­ков на клад­би­ще. Те­ло от­ца Вик­то­ра сы­но­вья увез­ли в при­ход, где он слу­жил, а отец Ни­ко­лай По­дья­ков был по­хо­ро­нен на клад­би­ще в Под­оси­нов­це.

☦️
Священномученик Ви́ктор Усов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор Ива­но­вич Усов ро­дил­ся в 1887 го­ду в се­мье диа­ко­на. Окон­чил Ни­коль­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и в 1909 го­ду – Во­ло­год­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Был на­зна­чен учи­те­лем Ку­зюг­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы Ни­коль­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии. 21 мая 1910 го­да ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой церк­ви се­ла Вох­ма. 1 сен­тяб­ря пе­ре­ме­щен в Бо­го­яв­лен­скую цер­ковь се­ла Ста­рая Ях­рень­га (ныне Под­оси­нов­ский рай­он Ки­ров­ской об­ла­сти). С 1910 по 1913 го­ды был за­ко­но­учи­те­лем в Ко­но­тов­ском зем­ском учи­ли­ще, а в ок­тяб­ре 1913 го­да ис­пол­нял долж­ность за­ко­но­учи­те­ля Ях­рень­ских зем­ско­го учи­ли­ща и цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы.
За чте­ние по­сла­ния Пат­ри­ар­ха свя­ти­те­ля Ти­хо­на 24 сен­тяб­ря 1918 го­да был рас­стре­лян свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай (По­дья­ков), на­сто­я­тель церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Под­оси­нов­це. Те­ло свя­щен­ни­ка па­ла­чи бро­си­ли в яму и за­ста­ви­ли от­ца Вик­то­ра, слу­жив­ше­го в со­сед­нем при­хо­де, со­вер­шить чин по­гре­бе­ния. Ко­гда от­пе­ва­ние бы­ло за­вер­ше­но, один из ка­ра­те­лей вы­стре­лом в за­ты­лок убил свя­щен­ни­ка.

☦️
Священномученик Карп Эльб, пресвитер.
Отец Карп по­лу­чил при­гла­ше­ние от на­сто­я­те­ля эс­тон­ско­го при­хо­да С.-Пе­тер­бур­га свя­щен­ни­ка Пав­ла Пет­ро­ви­ча Куль­бу­ша (бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Пла­то­на, епи­ско­па Ре­вель­ско­го) за­нять от­крыв­шу­ю­ся штат­ную долж­ность диа­ко­на. Отец Па­вел, бла­го­чин­ный эс­тон­ских при­хо­дов Санкт-Пе­тер­бург­ской епар­хии, был че­ло­ве­ком весь­ма раз­бор­чи­вым и из­би­ра­тель­ным в во­про­се под­бо­ра цер­ков­ных кад­ров, и тот факт, что пюх­тиц­кий диа­кон, не имев­ший ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния, был опре­де­лен в сто­лич­ный при­ход, лиш­ний раз го­во­рил о неза­у­ряд­ных ка­че­ствах от­ца Кар­па Эль­ба.
Несмот­ря на то, что в то вре­мя в Пе­тер­бур­ге бы­ло нема­ло ква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го, об­ра­зо­ван­но­го ду­хо­вен­ства, ор­га­ны цер­ков­ной вла­сти со­чли необ­хо­ди­мым опре­де­лить его за­ко­но­учи­те­лем сра­зу в два учеб­ных за­ве­де­ния – во 2-е и 4-е Ко­ло­мен­ские жен­ские на­чаль­ные го­род­ские учи­ли­ща. На­ря­ду с этим, диа­кон-пе­да­гог пре­по­да­ет За­кон Бо­жий в эс­тон­ской цер­ков­но-при­ход­ской двух­класс­ной шко­ле. Впо­след­ствии, в 1914 го­ду, его при­гла­ша­ют быть за­ко­но­учи­те­лем в об­раз­цо­вый при­ют ба­ро­на А.А.Штиг­ли­ца, ко­то­рый обу­чал око­ло 200 пе­тер­бург­ских маль­чи­ков и де­во­чек из ма­ло­обес­пе­чен­ных се­мей. Та­ким об­ра­зом, в быт­ность свою в Пе­тер­бур­ге диа­кон Карп пре­по­да­вал од­новре­мен­но в че­ты­рех учеб­ных за­ве­де­ни­ях сто­ли­цы, при­чем в двух из них – в при­юте и в эс­тон­ской шко­ле – обу­чал без­воз­мезд­но.

Меж­ду тем, при­бли­жал­ся 1917 год, до неузна­ва­е­мо­сти изуро­до­вав­ший жизнь Рос­сии – ве­ли­чай­шей дер­жа­вы ми­ра. В этом го­ду пра­во­слав­ный эс­тон­ский при­ход в Пет­ро­гра­де остал­ся без на­сто­я­те­ля. Прот. Па­вел Куль­буш – слав­ный ос­но­ва­тель, стро­и­тель хра­ма и пер­вый его неза­бвен­ный на­сто­я­тель – по ру­ко­по­ло­же­нии его 31 де­каб­ря в сан епи­ско­па от­был в Эс­то­нию, на но­вое ме­сто сво­е­го слу­же­ния. За день до это­го со­бы­тия, 30 де­каб­ря, со­сто­я­лось со­бра­ние при­хо­да Ис­и­до­ров­ской церк­ви, на ко­то­ром бы­ло при­ня­то ре­ше­ние про­сить Пет­ро­град­ско­го мит­ро­по­ли­та Ве­ни­а­ми­на (Ка­зан­ско­го) ру­ко­по­ло­жить диа­ко­на Кар­па Эль­ба во иереи с остав­ле­ни­ем его в Ис­и­до­ров­ской церк­ви вто­рым свя­щен­ни­ком. 8 ян­ва­ря диа­кон Карп Эльб был ру­ко­по­ло­жен свя­щен­но­му­че­ни­ком Ве­ни­а­ми­ном, мит­ро­по­ли­том Пет­ро­град­ским, во пре­сви­те­ра.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-karp-elb

☦️
Преподобный Силуа́н Афонский.
Жил на зем­ле че­ло­век, муж ги­гант­ской си­лы ду­ха, имя его Си­лу­ан. Он дол­го мо­лил­ся с неудер­жи­мым пла­чем: «По­ми­луй ме­ня», но не слу­шал его Бог. Про­шло мно­го ме­ся­цев та­кой мо­лит­вы, и си­лы ду­ши его ис­то­щи­лись; он до­шел до от­ча­я­ния и вос­клик­нул: «Ты неумо­лим!» И ко­гда с эти­ми сло­ва­ми в его из­не­мог­шей от от­ча­я­ния ду­ше что-то на­до­рва­лось, он вдруг на мгно­ве­ние уви­дел жи­во­го Хри­ста; огонь ис­пол­нил серд­це его и все те­ло с та­кой си­лой, что, ес­ли бы ви­де­ние про­дли­лось еще мгно­ве­ние, он умер бы. По­сле он уже ни­ко­гда не мог за­быть невы­ра­зи­мо крот­кий, бес­пре­дель­но лю­бя­щий, ра­дост­ный, непо­сти­жи­мо­го ми­ра ис­пол­нен­ный взгляд Хри­ста и по­сле­ду­ю­щие дол­гие го­ды сво­ей жиз­ни неустан­но сви­де­тель­ство­вал, что Бог есть лю­бовь, лю­бовь без­мер­ная, непо­сти­жи­мая.
О нем, этом сви­де­те­ле Бо­же­ствен­ной люб­ви, пред­сто­ит нам сло­во.
Афон­ский схи­мо­нах отец Си­лу­ан (мир­ское имя – Се­мен Ива­но­вич Ан­то­нов) ро­дил­ся в 1866 г. в Там­бов­ской гу­бер­нии, Ле­бе­дин­ско­го уез­да, Шов­ской во­ло­сти и се­ла. На Афон при­е­хал в 1892 г., в ман­тию по­стри­жен в 1896 г.; в схи­му – в 1911 г.. По­слу­ша­ние про­хо­дил: на мель­ни­це, на Ка­ла­ма­рей­ском ме­то­хе (вла­де­ние мо­на­сты­ря вне Афо­на), в Ста­ром На­гор­ном Ру­си­ке, в Эко­но­мии. Скон­чал­ся 24 сен­тяб­ря 1938 го­да. Эти немно­го­чис­лен­ные фак­ты по­черп­ну­ты из фор­му­ля­ра Афон­ско­го мо­на­сты­ря.
От «ро­дил­ся» до «скон­чал­ся» – все бед­но, не о чем рас­ска­зать; ка­сать­ся же внут­рен­ней жиз­ни че­ло­ве­ка пред Бо­гом – де­ло нескром­ное, дерз­но­вен­ное. Сре­ди пло­ща­ди ми­ра от­кры­вать «глу­бо­кое серд­це» хри­сти­а­ни­на – по­чти свя­то­тат­ство; но уве­рен­ные в том, что ныне стар­цу, ушед­ше­му из ми­ра по­бе­ди­те­лем ми­ра, уже ни­что не страш­но, уже ни­что не на­ру­шит его веч­но­го по­коя в Бо­ге, поз­во­лим се­бе по­пыт­ку рас­ска­зать о его чрез­вы­чай­но бо­га­том, цар­ствен­но бо­га­том жи­тии, имея в ви­ду тех немно­гих, ко­то­рые и са­ми вле­кут­ся к той же бо­же­ствен­ной жиз­ни.
Мно­гие, со­при­ка­са­ясь с мо­на­ха­ми во­об­ще и со стар­цем Си­лу­а­ном в част­но­сти, не ви­дят в них ни­че­го осо­бен­но­го и по­то­му оста­ют­ся неудо­вле­тво­рен­ны­ми и да­же разо­ча­ро­ван­ны­ми. Про­ис­хо­дит это по­то­му, что под­хо­дят они к мо­на­ху с невер­ною мер­кою, с непра­виль­ны­ми тре­бо­ва­ни­я­ми и ис­ка­ни­я­ми.
Мо­нах пре­бы­ва­ет в непре­стан­ном по­дви­ге, и неред­ко чрез­вы­чай­но на­пря­жен­ном, но пра­во­слав­ный мо­нах – не фа­кир. Его со­вер­шен­но не увле­ка­ет до­сти­же­ние по­сред­ством спе­ци­аль­ных упраж­не­ний свое­об­раз­но­го раз­ви­тия пси­хи­че­ских сил, что так им­по­ни­ру­ет мно­гим неве­же­ствен­ным ис­ка­те­лям ми­сти­че­ской жиз­ни. Мо­нах ве­дет силь­ную, креп­кую, упор­ную брань, неко­то­рые из них, как отец Си­лу­ан, ве­дут ти­та­ни­че­скую борь­бу, неве­до­мую ми­ру, за то, чтобы убить в се­бе гор­до­го зве­ря, за то, чтобы стать че­ло­ве­ком, под­лин­ным че­ло­ве­ком, по об­ра­зу со­вер­шен­но­го Че­ло­ве­ка Хри­ста, т.е. крот­ким и сми­рен­ным.
Стран­ная, непо­нят­ная ми­ру хри­сти­ан­ская жизнь; все в ней па­ра­док­саль­но, все в по­ряд­ке как бы об­рат­ном по­ряд­ку ми­ра, и нет воз­мож­но­сти объ­яс­нить ее сло­вом. Един­ствен­ный путь к ура­зу­ме­нию – это тво­рить во­лю Бо­жию, т.е. блю­сти за­по­ве­ди Хри­ста; путь, ука­зан­ный Им Са­мим.

Дет­ство и мо­ло­дые го­ды
Из дол­гой жиз­ни стар­ца хо­чет­ся при­ве­сти несколь­ко фак­тов, яв­ля­ю­щих­ся по­ка­за­тель­ны­ми для его внут­рен­ней жиз­ни и в то же вре­мя его «ис­то­ри­ей.»

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-siluan-afonskij
или
https://telegra.ph/tlots-siluan-09-24

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Siluan_Afonskij/
• Заметки на полях каталога огородных растений и цветов
• Письма старца Силуана к Надежде Соболевой (будущей монахине Силуане)
• Письмо старца Силуана к иеромонаху Димитрию (Бальфуру)
• Писания Старца Силуана

☦️
Священномученик Николай Широгоров, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 9 но­яб­ря 1904 го­да в се­ле Зде­хо­во Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Дмит­рия Ши­ро­го­ро­ва. Окон­чил 4 клас­са сель­ской шко­лы и 2 клас­са ду­хов­но­го учи­ли­ща. По­лу­чить пол­ное бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние Ни­ко­лай Дмит­ри­е­вич не успел, так как в стране к вла­сти при­шли без­бож­ни­ки, ко­то­рые пер­вым де­лом за­кры­ли все пра­во­слав­ные учеб­ные за­ве­де­ния.
Во вре­мя граж­дан­ской вой­ны Ни­ко­лай Ши­ро­го­ров был на неко­то­рое вре­мя при­зван в ты­ло­вое опол­че­ние Крас­ной ар­мии. По­сле де­мо­би­ли­за­ции он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и на­прав­лен слу­жить в храм в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Ям­ки­но Но­гин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
Ле­том 1937 го­да вла­сти на­ча­ли ши­ро­ко­мас­штаб­ные бес­по­щад­ные го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В Но­гин­ском рай­он­ном от­де­ле­нии НКВД при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать от­ца Ни­ко­лая. В ви­ну ему вме­ня­лось то, что «по­сле аре­ста ря­да цер­ков­ни­ков го­во­рил: граж­дане ве­ру­ю­щие, ре­ли­гию хри­сти­ан­скую со­вет­ская власть пре­сле­ду­ет, невин­ных свя­щен­ни­ков са­жа­ют в тюрь­мы. А вы об­хо­ди­те все это мол­ча­ни­ем. Нуж­но ор­га­ни­зо­ван­но тре­бо­вать от со­вет­ской вла­сти пре­кра­тить эти го­не­ния на ве­ру. Они же, ком­му­ни­сты, пи­шут, что сво­бо­да ве­ро­ис­по­ве­да­ния, а на са­мом де­ле еже­днев­но аре­сто­вы­ва­ют ве­ру­ю­щих и свя­щен­ни­ков. Ес­ли мы ор­га­ни­зо­ван­но объ­явим про­тест, то этим спа­сем на­шу хри­сти­ан­скую ве­ру от ан­ти­хри­стов».
Диа­кон Ни­ко­лай Ши­ро­го­ров был аре­сто­ван 26 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Но­гин­скую тюрь­му. Вме­сте с ним бы­ли аре­сто­ва­ны на­сто­я­тель хра­ма про­то­и­е­рей Ни­ко­лай По­кров­ский и пса­лом­щик Ми­ха­ил Аме­люш­кин. На сле­ду­ю­щий день отец Ни­ко­лай был до­про­шен.
– Об­ви­ня­е­мый Ши­ро­го­ров, вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел, – от­ве­тил отец Ни­ко­лай.
– След­ствию из­вест­но, что вы вме­сте с по­пом По­кров­ским и дьяч­ком Аме­люш­ки­ным ве­ли ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность.
– Об­ще­ние с ни­ми я имел, но ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не вел.
– След­ствию из­вест­но, что вы вме­сте с по­пом По­кров­ским сре­ди на­се­ле­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, на­прав­лен­ную на срыв про­ве­де­ния пред­вы­бор­ных со­бра­ний.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на срыв пред­вы­бор­ных со­бра­ний, я не вел.
28 но­яб­ря след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 1 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на Ни­ко­лая Ши­ро­го­ро­ва к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. На­ка­за­ние отец Ни­ко­лай был от­прав­лен от­бы­вать в Безы­мян­ский ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь НКВД, рас­по­ла­гав­ший­ся око­ло Са­ма­ры.
Диа­кон Ни­ко­лай Ши­ро­го­ров умер в ла­ге­ре 24 сен­тяб­ря 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы Казанская (Каплуновская).
В кон­це XVII ве­ка в 20 вер­стах от го­ро­да Ах­тыр­ки Харь­ков­ской гу­бер­нии, в недав­но воз­ник­шем сель­це Кап­лу­нов­ке, на ре­ке Хух­ре, жил бла­го­че­сти­вый свя­щен­ник о. Иоанн Ильич Ума­нов. В 1689 г. ему явил­ся чу­до­твор­ный об­раз Бо­го­ма­те­ри.
8 сен­тяб­ря, в день Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, он ви­дел во сне стар­ца, ко­то­рый ска­зал ему, что через три дня к нему при­дут три ико­но­пис­ца: один 70-ти, дру­гой 80-ти, тре­тий 90 лет. У это­го тре­тье­го ста­рец при­ка­зал взять связ­ку икон, семь верх­них воз­вра­тить ико­но­пис­цу, а вось­мую, ко­то­рая бу­дет Ка­зан­ской, оста­вить у се­бя; за это свя­щен­ни­ку обе­ща­ны от Бо­го­ма­те­ри ми­лость и бла­го­дать. По­сле это­го сна о. Иоанн по­стил­ся и еже­днев­но со­вер­шал ли­тур­гию. На тре­тий день, воз­вра­ща­ясь из церк­ви до­мой, он уви­дел иду­щих к нему трех пре­ста­ре­лых ико­но­пис­цев. Он при­гла­сил их к се­бе, ра­душ­но при­нял, за­тем у стар­ше­го взял связ­ку икон, и вось­мая, как бы­ло во сне пред­ска­за­но, ока­за­лась Ка­зан­ской. Ико­но­пис­цы в бла­го­дар­ность за хо­ро­ший при­ем хо­те­ли от­дать ико­ну да­ром и ед­ва со­гла­си­лись взять за нее 15 ко­пе­ек. По­сле это­го они про­дол­жа­ли свой путь.
Отец Иоанн Ума­нов по­ста­вил ико­ну у се­бя в ком­на­те и день и ночь теп­лил пе­ред ней све­чу. В ночь на тре­тье вос­кре­се­нье он уви­дел во сне Де­ву необы­чай­ной кра­со­ты, Ко­то­рая, кос­нув­шись его ру­кой, ска­за­ла ему:
— Иерей Иоанн, не вы­нуж­дай Ме­ня быть в тво­ей хра­мине, а от­не­си в Мою цер­ковь!
Цер­ковь в Кап­лу­нов­ке бы­ла в честь Рож­де­ства Бо­го­ма­те­ри. Ко­гда о. Иоанн проснул­ся, ке­лья его бы­ла оза­ре­на яр­ким све­том. Он со­брал­ся с ду­хом, по­до­шел к иконе и уви­дел, что из глаз ли­ка Бо­го­ма­те­ри стру­ят­ся по дос­ке сле­зы. Он немед­лен­но со­брал на­род, рас­ска­зал о про­ис­хож­де­нии ико­ны и о со­бы­ти­ях по­след­ней но­чи, и ико­на по­сле мо­леб­на тор­же­ствен­но бы­ла пе­ре­не­се­на в храм, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми. По име­ни се­ла ее ста­ли звать Кап­лу­нов­ской.
Отец Иоанн дол­го еще по­сле этих со­бы­тий слу­жил в се­ле и уте­шал­ся все воз­рас­тав­шей сла­вой ико­ны. Ему же вы­па­ла на до­лю ра­дость ви­деть то об­ще­го­судар­ствен­ное зна­че­ние, ко­то­рое ико­на по­лу­чи­ла во вре­мя вой­ны Кар­ла XII с Пет­ром Ве­ли­ким.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kazanskaja-kaplunovskaja


Жития
Писание