☀️ неподвижный годовой круг:
• 20 сентября (7 сентября)
• (предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы)
• апп. от 70-ти Ево́да (66), Онисифо́ра (после 67)
• мч. Евпси́хия Кесарийского (Каппадокийского) (117–138)
• мч. Созо́нта Помпеольского (Киликийского) (ок. 304)
• прп. Луки Глубокореченского (Каппадокийского) (после 975)
• свт. Иоанна Новгородского (1186)
• прпп. Александра Пересвета (1380), Андрея Осляби (ок. 1380)
• прп. Серапио́на Псковского (1480)
• прмч. Макария Ка́невского (1678)
• прп. Макария Оптинского (1860) 📚
• сщмчч. Петра (Снежницкого), Михаила (Тихоницкого) (1918)
• сщмчч. Евгения (Зернова) Горьковского, Стефа́на (Крейдича), прмчч. Евгения (Выжвы), Николая (Ащепьева), Пахомия (Ионова), сщмчч. Григория (Аверина), Василия (Сунгурова), прмч. Льва (Егорова) (1937)


☦️
Апостол от 70-ти Ево́д Антиохийский, епископ.
Свя­той апо­стол от 70-ти Евод был пер­вым по­сле свя­то­го апо­сто­ла Пет­ра епи­ско­пом в Ан­тио­хии Си­рий­ской. О нем упо­ми­на­ет его пре­ем­ник свя­щен­но­му­че­ник Иг­на­тий Бо­го­но­сец (па­мять 20 де­каб­ря), уче­ник свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва, в сво­ем по­сла­нии ан­тио­хий­цам: «По­ми­най­те бла­жен­но­го от­ца ва­ше­го Ево­да, ко­то­рый был по­став­лен вам от апо­сто­лов пер­вым пас­ты­рем…»
Свя­той Евод слу­жил в сане епи­ско­па 27 лет и скон­чал­ся му­че­ни­че­ской смер­тью при им­пе­ра­то­ре Нероне (54–68). Свя­той Евод на­пи­сал несколь­ко со­чи­не­ний. В од­ном из них он пи­шет о Пре­свя­той Де­ве Ма­рии, что Она ро­ди­ла ми­ру Спа­си­те­ля в воз­расте 15-ти лет.
Дру­гие со­чи­не­ния свя­то­го не до­шли до нас. Из них из­вест­на кни­га под на­звани­ем «Све­ти­ло», о ко­то­рой упо­ми­на­ет цер­ков­ный ис­то­рик XIV ве­ка Ни­ки­фор Кал­лист. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­то­го Ево­да по­сле­до­ва­ла в 66 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/757

☦️
Апостол от 70-ти Онисифо́р Колофонский, епископ.
Свя­тые апо­сто­лы от 70: Со­сфен, Апол­лос, Ки­фа, Ти­хик, Епа­ф­ро­дит, Ке­сарь, Они­си­фор бы­ли из­бра­ны и по­сла­ны Са­мим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом для бла­го­ве­стия через неко­то­рое вре­мя по­сле из­бра­ния 12 апо­сто­лов (Лк.10:1-24).
О свя­том апо­сто­ле Они­си­фо­ре сви­де­тель­ству­ет свя­той апо­стол Па­вел († 67, па­мять 29 июня): «Да даст Гос­подь ми­лость до­му Они­си­фо­ра за то, что он мно­го­крат­но по­ко­ил ме­ня и не сты­дил­ся уз мо­их, но, быв в Ри­ме, с ве­ли­ким тща­ни­ем ис­кал ме­ня и на­шел. Да даст ему Гос­подь об­ре­сти ми­лость у Гос­по­да в оный день; а сколь­ко он слу­жил мне в Ефе­се, ты луч­ше зна­ешь» (2Тим.1:16-18). Свя­той Они­си­фор был епи­ско­пом в Ко­ло­фоне (Ма­лая Азия), а за­тем – в Ко­рин­фе. Скон­чал­ся му­че­ни­че­ски в го­ро­де Па­рии (неда­ле­ко от Ефе­са), на бе­ре­гу Гел­лес­пон­та, ку­да от­пра­вил­ся бла­го­вест­во­вать ве­ру Хри­сто­ву сре­ди та­мош­них языч­ни­ков. Здесь свя­той апо­стол Они­си­фор был схва­чен и при­ве­ден к идоль­ско­му ка­пи­щу. За от­каз вос­ку­рить фими­ам язы­че­ским бо­гам апо­сто­ла Они­си­фо­ра вме­сте с его ра­бом Пор­фи­ри­ем при­вя­за­ли к ди­ким ко­ням и вла­чи­ли по зем­ле. По рим­ско­му мар­ти­ро­ло­гу день кон­чи­ны свя­то­го Они­си­фо­ра счи­та­ет­ся 16 сен­тяб­ря. Пра­во­слав­ная Цер­ковь чтит его па­мять вме­сте со свя­тым апо­сто­лом Ево­дом 20/7 сен­тяб­ря, а так­же 17/4 ян­ва­ря в со­бо­ре свя­тых 70-ти апо­сто­лов.

☦️
Мученик Евпси́хий Кесарийский (Каппадокийский).
Свя­той му­че­ник Ев­пси­хий ро­дил­ся в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской. В од­ном си­нак­са­ре он на­зы­ва­ет­ся сы­ном се­на­то­ра Ди­о­ни­сия. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан от Адри­а­на он был схва­чен и под­верг­нут пыт­кам. По­сле ис­тя­за­ний его бро­си­ли в тем­ни­цу, где он был ис­це­лен от ран Ан­ге­лом. Ко­гда му­че­ни­ка от­пу­сти­ли на сво­бо­ду, он раз­дал все свое иму­ще­ство ни­щим, при­чем неко­то­рую часть от­дал и сво­им вра­гам, ко­то­рые до­нес­ли на него и пре­да­ли на му­че­ния. При сме­нив­шем­ся но­вом пра­ви­те­ле свя­той Ев­пси­хий был опять схва­чен. Его по­ве­си­ли и стро­га­ли те­ло же­ле­зом, а по­том усек­ли го­ло­ву ме­чом. При этом ис­то­чи­лись мо­ло­ко и кровь. Му­че­ник скон­чал­ся при им­пе­ра­то­ре Адри­ане (117–138).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/758

☦️
Мученик Созо́нт Помпеольский (Киликийский).
Му­че­ник Со­зонт, ро­дом из Ли­ка­о­нии, был пас­ту­хом. Он вни­ма­тель­но чи­тал Свя­щен­ное Пи­са­ние и лю­бил де­лить­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми о Еди­ном Бо­ге с со­би­рав­ши­ми­ся к нему пас­ту­ха­ми. Мно­гих он при­вел к ве­ре во Хри­ста и Кре­ще­нию. Од­на­жды но­чью, ко­гда он си­дел под ду­бом, ему бы­ло ви­де­ние, при­зы­вав­шее его к по­дви­гу му­че­ни­че­ства за Хри­ста. Он от­пра­вил­ся в го­род Пом­пе­о­поль Ки­ли­кий­ский, где го­то­ви­лось празд­но­ва­ние в честь язы­че­ско­го зо­ло­то­го идо­ла, сто­яв­ше­го в ка­пи­ще. Ни­кем не за­ме­чен­ный, свя­той Со­зонт во­шел в ка­пи­ще, от­ло­мал ру­ку у идо­ла и, раз­дро­бив ее, раз­дал зо­ло­то ни­щим. Ис­чез­но­ве­ние ру­ки у идо­ла вы­зва­ло тре­во­гу и смя­те­ние в го­ро­де: мно­гих ста­ли по­до­зре­вать, при­вле­кать к до­про­су и му­чить. Не же­лая быть ви­нов­ни­ком стра­да­ния дру­гих лю­дей, свя­той Со­зонт по­шел к им­пе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну (284–305) и объ­явил, что это он от­ло­мал ру­ку у идо­ла. «Я это сде­лал, – ска­зал он, – чтобы ви­деть бес­си­лие ва­ше­го бо­га, ко­то­рый не ока­зал мне ни­ка­ко­го со­про­тив­ле­ния. Он не бог, а немой и глу­хой идол. Я хо­тел бы все­го его раз­дро­бить на ча­сти, чтобы лю­ди не по­кло­ня­лись боль­ше из­де­лию рук сво­их». Им­пе­ра­тор в силь­ном гне­ве при­ка­зал бес­по­щад­но му­чить свя­то­го Со­зон­та. Его по­ве­си­ли и стро­га­ли те­ло же­лез­ны­ми ког­тя­ми, по­том на­де­ли ему на но­ги же­лез­ные са­по­ги с гвоз­дя­ми внут­ри, и во­ди­ли по го­ро­ду. По­сле это­го опять по­ве­си­ли и би­ли же­лез­ны­ми пал­ка­ми до тех пор, по­ка и ко­сти его раз­дро­би­лись. В страш­ных му­че­ни­ях свя­той Со­зонт пре­дал дух свой Бо­гу (ок. 304). По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра слу­ги раз­ве­ли силь­ный огонь, чтобы сжечь те­ло му­че­ни­ка, но вне­зап­но за­бли­ста­ла мол­ния, за­гре­мел гром и силь­ный дождь за­лил пла­мя ко­ст­ра. Но­чью хри­сти­ане взя­ли те­ло му­че­ни­ка и пре­да­ли его по­гре­бе­нию. При гро­бе его и на ме­сте, где свя­то­му му­че­ни­ку бы­ло ви­де­ние, по­да­ва­лись ис­це­ле­ния мно­гим боль­ным. Впо­след­ствии бы­ла со­зда­на цер­ковь в па­мять стра­да­ния свя­то­го му­че­ни­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/756

☦️
Преподобный Лука́ Глубокореченский (Каппадокийский), игумен.
Пре­по­доб­ный Лу­ка был тре­тьим свя­тым игу­ме­ном (с 975 го­да) Спа­со­вой оби­те­ли, на­зы­вав­шей­ся «Глу­бо­кие ре­ки» (близ Кон­стан­ти­но­по­ля, в Киф­ском за­ли­ве). Пер­вым свя­тым игу­ме­ном был пре­по­доб­ный Ва­си­лий (скон­чал­ся в на­ча­ле IX ве­ка, па­мять его в Гре­че­ской Церк­ви 1 июля), вто­рой свя­той игу­мен – пре­по­доб­ный Иг­на­тий (ок. 963–975; па­мять 27 сен­тяб­ря). Оби­тель сла­ви­лась осо­бо стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью ее на­сель­ни­ков. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Лу­ка в кон­це Х ве­ка.

☦️
Святитель Иоа́нн, архиепископ Новгородский.
Свя­ти­тель Иоанн был ро­дом из Нов­го­ро­да, с ма­ло­го воз­рас­та по­свя­тил се­бя на слу­же­ние Бо­гу. При­нял ино­че­ство с име­нем Илия в ос­но­ван­ной им са­мим оби­те­ли.
За свою бла­го­че­сти­вую жизнь в 1165 г. был из­бран ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­ро­да. При нем за­ступ­ле­ни­ем Бо­го­ма­те­ри со­вер­ши­лось чу­дес­ное спа­се­ние Нов­го­ро­да от на­ше­ствия суз­даль­цев 25 фев­ра­ля 1170 г. За­бо­тясь о ду­хов­ных нуж­дах сво­ей паст­вы, по­стро­ил в Нов­го­ро­де семь хра­мов. Свя­той про­сла­вил­ся и бла­го­че­сти­вой жиз­нью: был весь­ма ми­ло­стив, от­ли­чал­ся кро­то­стью и нели­це­мер­ной лю­бо­вью.
Имел та­кую власть над нечи­сты­ми ду­ха­ми, что од­на­жды пу­те­ше­ство­вал на бе­се в Иеру­са­лим по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам. По зло­бе диа­воль­ской был об­ви­нен в нечи­стой жиз­ни и из­гнан из Нов­го­ро­да. Нов­го­род­цы по­са­ди­ли свя­ти­те­ля на плот и пу­сти­ли вниз по Вол­хо­ву. Но Гос­подь чу­дом вра­зу­мил их: плот по­плыл вверх, про­тив те­че­ния. Рас­ка­яв­шись, лю­ди со сле­за­ми умо­ля­ли свя­ти­те­ля вер­нуть­ся. Незло­би­вый ар­хи­пас­тырь про­стил их и с ве­ли­ким тор­же­ством воз­вра­тил­ся на свою ка­фед­ру.
Узнав о при­бли­же­нии сво­ей кон­чи­ны, свя­ти­тель при­нял схи­му с преж­ним име­нем Иоанн и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 7 сен­тяб­ря 1186 г. Нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля Иоан­на бы­ли об­ре­те­ны в 1439 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/759

☦️
Преподобный Алекса́ндр Пересвет, воин, схимонах.
Алек­сандр Ра­до­неж­ский, в ми­ру Пе­ре­свет, был брян­ским бо­яри­ном, опыт­ным рат­ни­ком. Он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Алек­сандр.
18 ав­гу­ста 1380 го­да бла­го­вер­ный князь Мос­ков­ский Ди­мит­рий ис­про­сил у пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го бла­го­сло­ве­ние на Ку­ли­ков­скую бит­ву и про­сил так­же дать ему в под­креп­ле­ние двух во­и­нов – бра­тьев Алек­сандра-Пе­ре­све­та и Ан­дрея-Ос­ля­бю. При­зва­ние мо­на­хов-бой­цов име­ло в первую оче­редь ду­хов­ное зна­че­ние. Пре­по­доб­ный Сер­гий дал им «вме­сто тлен­но­го ору­жия нетлен­ное – крест Хри­стов, на­ши­тый на схи­мах, и ве­лел вме­сто зо­ло­че­ных шле­мов воз­ло­жить на се­бя». Пе­ре­дав во­и­нов-схим­ни­ков в рас­по­ря­же­ние кня­зя, пре­по­доб­ный Сер­гий ска­зал им: «Мир вам, бра­тья мои, креп­ко сра­жай­тесь с по­га­ны­ми та­та­ра­ми, как доб­рые во­и­ны, за ве­ру Хри­сто­ву и за все пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство».
По до­ро­ге на бит­ву Алек­сандр-Пе­ре­свет оста­но­вил­ся в ке­ллии от­шель­ни­ка, жив­ше­го на ме­сте бу­ду­ще­го Ди­мит­ри­ев­ско­го мо­на­сты­ря. Об­ла­чив­шись в во­ин­ские до­спе­хи, мо­нах-бо­га­тырь от­дал от­шель­ни­ку свой до­рож­ный по­сох, сде­лан­ный из цель­но­го яб­ло­не­во­го де­ре­ва. С тех пор по­сох сде­лал­ся мест­ной ре­лик­ви­ей.
В день Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пе­ред на­ча­лом Ку­ли­ков­ской бит­вы Алек­сандр Пе­ре­свет при­нял вы­зов бо­га­ты­ря из вой­ска Ма­мая и всту­пил с ним в еди­но­бор­ство. Во­и­ны уда­ри­лись ко­пья­ми, оба упа­ли с ко­ней и скон­ча­лись. Ни­чей­ный ис­ход по­един­ка явил ду­хов­ную си­лу бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го Сер­гия, во­оду­ше­вил рус­ские вой­ска и стал за­ло­гом их ис­то­ри­че­ской по­бе­ды.
Те­ло пре­по­доб­но­го Алек­сандра-Пе­ре­све­та бы­ло по­гре­бе­но близ церк­ви в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы «на ста­ром Си­мо­но­ве». Здесь же по­ло­жи­ли те­ло пре­по­доб­но­го Ан­дрея-Ос­ля­би.
По­двиг свя­то­го Алек­сандра-Пе­ре­све­та ста­ли сра­зу ста­ли про­слав­лять в по­вест­во­ва­ни­ях о Ку­ли­ков­ской бит­ве – древ­ней­ший из­вест­ный рас­сказ «О по­бо­и­ще, иже на До­ну», а так­же ле­то­пис­ная «По­весть о Ку­ли­ков­ской бит­ве» со­об­ща­ют о его ги­бе­ли на Ку­ли­ко­вом по­ле. Так­же о ней по­вест­ву­ет и наи­бо­лее пол­ный рас­сказ о схим­ни­ках-во­и­нах Алек­сан­дре и Ан­дрее, из­ло­жен­ный в «Ска­за­нии о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще». Его имя во­шло в ле­то­пис­ные спис­ки уби­ен­ных на Ку­ли­ко­вом по­ле и в си­но­ди­ки.
Вре­мя мест­ной ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­ных Алек­сандра и Ан­дрея неиз­вест­но. В XVII ве­ке их име­на бы­ли вне­се­ны в свят­цы. В Ме­ся­це­сло­ве Си­мо­на (Аза­рьи­на) се­ре­ди­ны 1650-х го­дов ска­за­но: «Пре­по­доб­нии стар­цы Алек­сандр и Ро­ди­он, на­ри­ца­е­мии Пе­ре­свет и Ос­ля­бя, иж на Ма­ма­е­ве по­бо­и­щи уби­е­ни бы­ша». В кон­це то­го же ве­ка их име­на как пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Мос­ков­ских бы­ли вклю­че­ны в «Опи­са­ние о рос­сий­ских свя­тых». В 1896 го­ду их име­на бы­ли по­ме­ще­ны так­же в «Тро­иц­ком па­те­ри­ке» (в чис­ле «уче­ни­ков и спо­движ­ни­ков прп. Сер­гия, в ме­ся­це­сло­вах не озна­чен­ных»).
Со вре­ме­нем над остан­ка­ми пре­по­доб­ных Алек­сандра и Ан­дрея бы­ли устро­е­ны над­гро­бия, ока­зав­ши­е­ся в «па­лат­ке ка­мен­ной под ко­ло­коль­ней». По­сле раз­бор­ки ко­ло­коль­ни над­гро­бия бы­ли уни­что­же­ны, в 1794 го­ду вновь со­ору­же­ны и в XIX ве­ке обу­стро­е­ны при­де­лом.
Хра­нив­ший­ся в ал­та­ре со­бо­ра Ско­пин­ско­го Ди­мит­ри­ев­ско­го мо­на­сты­ря по­сох свя­то­го был в XIX ве­ке уре­зан, а в XX ве­ке изъ­ят и пе­ре­дан ис­то­ри­че­ской экс­по­зи­ции Ря­зан­ско­го го­судар­ствен­но­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка. На­тель­ный крест Пе­ре­све­та дол­гое вре­мя на­хо­дил­ся в со­бра­нии кня­зя Ол­суф­ье­ва.
В 1928 го­ду Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ский храм был за­крыт и ока­зал­ся на тер­ри­то­рии за­во­да «Ди­на­мо». Над­гро­бия бы­ли вновь уни­что­же­ны и сно­ва вос­ста­нов­ле­ны толь­ко по­сле воз­рож­де­ния хра­ма в 1989 го­ду по ини­ци­а­ти­ве из­вест­но­го ху­дож­ни­ка П.Д. Ко­ри­на. Сей­час в хра­ме устро­е­на сень над дву­мя над­гро­би­я­ми, но са­ми остан­ки во вре­мя вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот не на­шли, так как это ме­сто бы­ло на мно­го мет­ров за­бе­то­ни­ро­ва­но. В 2006 го­ду хра­му был пе­ре­дан по­сох Пе­ре­све­та из Ря­зан­ско­го ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­но­го му­зея.
В 1981 го­ду име­на свя­тых мо­на­хов-во­и­нов бы­ли вклю­че­ны в со­став Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых. Их па­мять бы­ло опре­де­ле­но от­ме­чать на­ка­нуне празд­ни­ка Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы (дня Ку­ли­ков­ской бит­вы) – 7 сен­тяб­ря. В 2000 го­ду в честь свя­то­го был на­зван го­род.

☦️
Преподобный Андре́й Ослябя, воин, схимонах.
Ан­дрей Ра­до­неж­ский, в ми­ру Ос­ля­бя, был лю­бут­ским бо­яри­ном, опыт­ным рат­ни­ком. Он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ан­дрей.
18 ав­гу­ста 1380 го­да бла­го­вер­ный князь Мос­ков­ский Ди­мит­рий ис­про­сил у пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го бла­го­сло­ве­ние на Ку­ли­ков­скую бит­ву и про­сил так­же дать ему в под­креп­ле­ние двух во­и­нов – бра­тьев Алек­сандра-Пе­ре­све­та и Ан­дрея-Ос­ля­бю. При­зва­ние мо­на­хов-бой­цов име­ло в первую оче­редь ду­хов­ное зна­че­ние. Пре­по­доб­ный Сер­гий дал им «вме­сто тлен­но­го ору­жия нетлен­ное – крест Хри­стов, на­ши­тый на схи­мах, и ве­лел вме­сто зо­ло­че­ных шле­мов воз­ло­жить на се­бя». Пе­ре­дав во­и­нов-схим­ни­ков в рас­по­ря­же­ние кня­зя, пре­по­доб­ный Сер­гий ска­зал им: «Мир вам, бра­тья мои, креп­ко сра­жай­тесь с по­га­ны­ми та­та­ра­ми, как доб­рые во­и­ны, за ве­ру Хри­сто­ву и за все пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство».
Во­ин-схим­ник Ан­дрей при­нял уча­стие в ис­то­ри­че­ской бит­ве в день Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Воз­мож­но, что он пал в бою.
Од­на­ко по дру­гой вер­сии, он остал­ся в жи­вых и слу­жил Все­рос­сий­ским мит­ро­по­ли­там. В до­ку­мен­тах 1390–1393 го­дов встре­ча­ют­ся упо­ми­на­ния «чер­не­ца Ан­дрея Ос­ля­би» в чис­ле бо­яр мит­ро­по­ли­та всея Ру­си свя­ти­те­ля Ки­при­а­на, «чер­нец Ро­ди­он Ос­ля­бя» на­зван в чис­ле по­слов от ве­ли­ко­го кня­зя в Ца­рь­град в 1398 го­ду, а его сын Ак­инф – в чис­ле бо­яр у свя­ти­те­ля Ки­ев­ско­го Фо­тия в 1425 го­ду. Эти упо­ми­на­ния мо­гут от­но­сить­ся к нему, а мо­гут ука­зы­вать на его род­ствен­ни­ков, тра­ди­ци­он­но нёс­ших служ­бу у мит­ро­по­ли­тов.
Те­ло пре­по­доб­но­го Ан­дрея-Ос­ля­би бы­ло по­гре­бе­но близ церк­ви в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы «на ста­ром Си­мо­но­ве», ря­дом с те­лом пре­по­доб­но­го Алек­сандра-Пе­ре­све­та.
Ес­ли по­двиг Пе­ре­све­та ста­ли сра­зу ста­ли про­слав­лять в по­вест­во­ва­ни­ях о Ку­ли­ков­ской бит­ве, древ­ней­шие из­вест­ные рас­ска­зы о ней умал­чи­ва­ют об Ос­ля­бе. Его имя не во­шло и в боль­шин­ство ле­то­пис­ных спис­ков уби­ен­ных на Ку­ли­ко­вом по­ле, не на­хо­дит­ся оно и в си­но­ди­ках пав­ших. Лишь «За­дон­щи­на», изо­бра­жа­ю­щая ино­ков-во­и­нов как бы­лин­ных бо­га­ты­рей, го­во­рит о смер­ти в бит­ве не толь­ко Алек­сандра-Пе­ре­све­та, но и Ан­дрея-Ос­ля­би, а так­же его сы­на Иа­ко­ва. О смер­ти в бит­ве Пе­ре­све­та и Ос­ля­би так­же го­во­рит «По­весть о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще».

☦️
Преподобный Серапио́н Псковский, Спасо-Елеазаровский.
Пре­по­доб­ный Се­ра­пи­он Псков­ский ро­дил­ся в кон­це XIV ве­ка в го­ро­де Юрье­ве (Дерп­те) и был вос­пи­тан в стро­гом бла­го­че­стии. Хо­ро­шо зная Свя­щен­ное Пи­са­ние и тво­ре­ния свя­тых от­цов, был пла­мен­ным ис­по­вед­ни­ком пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­ным об­ли­чи­те­лем ла­тин­ско­го за­блуж­де­ния.
Око­ло 35 лет от ро­ду свя­той по­се­ля­ет­ся на ре­ке Тол­ве и ста­но­вит­ся уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на Псков­ско­го († 1481 г., 15/28 мая), жив­ше­го еще в пол­ном уеди­не­нии, и раз­де­ля­ет с ним пу­стын­ные по­дви­ги и тру­ды по устрой­ству оби­те­ли (55 лет про­жи­ли свя­тые вме­сте).
Неиз­вест­но, где и ко­гда при­нял пре­по­доб­ный Се­ра­пи­он по­стриг, но к пре­по­доб­но­му Ев­фро­си­ну он при­шел уже ино­ком. Рев­ност­но ис­пол­няя все мо­на­стыр­ские уста­вы, свя­той осо­бен­но при­ле­жал к цер­ков­ной мо­лит­ве и го­во­рил, что две­на­дцать псал­мов, про­пе­тых в кел­лии, не мо­гут рав­нять­ся еди­но­жды про­пе­той в хра­ме крат­кой мо­лит­ве: «Гос­по­ди, по­ми­луй».
Ра­ди ве­ли­ких по­дви­гов сво­их пре­по­доб­ный еще при жиз­ни удо­сто­ил­ся от Гос­по­да да­ра про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний. В 1476 г. ис­це­лил­ся от гной­ной ра­ны на но­ге ла­тыш-кре­стья­нин, при­ло­жив к ней снег от сле­дов свя­то­го.
Пре­по­доб­ный пред­ска­зал на­ше­ствие на Псков нем­цев в год его смер­ти и то, что оби­тель не по­стра­да­ет, что и ис­пол­ни­лось.
Скон­чал­ся он 90-лет­ним стар­цем, 8 сен­тяб­ря 1480 г. По смер­ти про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-serapion-pskovskij-spaso-eleazarovskij

☦️
Преподобномученик Макарий Ка́невский, Пинский, О́вручский, Переяславский, игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ма­ка­рий ро­дил­ся в 1605 г. в го­ро­де Овру­че, на Во­лы­ни, в знат­ной се­мье То­ка­рев­ских, из­вест­ных рев­ни­те­лей пра­во­сла­вия. В 1614–1620 гг. свя­той обу­чал­ся при Успен­ском Овруч­ском мо­на­сты­ре и по смер­ти ро­ди­те­лей стал ино­ком это­го мо­на­сты­ря, на­чав свое слу­же­ние с мень­ше­го мо­на­стыр­ско­го чи­на – по­слуш­ни­ка. В 1625 г. инок Ма­ка­рий с бла­го­сло­ве­ния ар­хи­манд­ри­та пе­ре­хо­дит в Ку­пя­тич­ский Пин­ский мо­на­стырь. В 1630 г. свя­той был по­свя­щен в сан иеро­ди­а­ко­на, а в 1632 г. – в сан иеро­мо­на­ха. В 1637 г. на­сто­я­тель Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря по­слал его к Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле, ко­то­рый за­ме­тил в иеро­мо­на­хе Ма­ка­рии пре­дан­но­го сы­на Церк­ви Бо­жи­ей и в 1638 г. на­зна­чил его на­сто­я­те­лем Ка­ме­нец­ко­го Вос­кре­сен­ско­го мо­на­сты­ря (Грод­нен­ская об­ласть). С 1642 г. пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ру­ко­во­дил бра­ти­ей Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря, в 1656–1659 гг. воз­глав­лял Пин­ский мо­на­стырь, а с 1660 г. ру­ко­во­дил бра­ти­ей род­но­го Успен­ско­го Овруч­ско­го мо­на­сты­ря.
Бо­лее де­ся­ти лет про­дол­жа­лась непре­рыв­ная борь­ба с ла­ти­но-по­ля­ка­ми в Овру­че. Толь­ко в 1671 г., по­сле опу­сто­ше­ния Овру­ча та­та­ра­ми, ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий по­ки­нул мо­на­стырь и от­пра­вил­ся для ду­хов­ных по­дви­гов в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Но за­щит­ни­ки пра­во­сла­вия нуж­ны бы­ли не толь­ко в Ки­е­ве, и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ка­нев­ско­го мо­на­сты­ря, где он сно­ва был впе­ре­ди нести­ха­ю­щей бит­вы за пра­во­сла­вие.
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий му­че­ни­че­ски от ту­рок, 4 сен­тяб­ря 1678 г. на­пав­ших на мо­на­стырь. Св. Ма­ка­рий встре­тил вра­гов с кре­стом в ру­ках на па­пер­ти хра­ма. Тур­ки по­ве­си­ли на­сто­я­те­ля за ру­ки и за но­ги меж­ду двух стол­бов. Через два дня пре­по­доб­но­му­че­ни­ку от­ру­би­ли го­ло­ву († 7 сен­тяб­ря 1678 г.). Сви­де­те­ли му­че­ни­че­ской кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия внес­ли его те­ло в мо­на­стыр­ский храм, в ко­то­ром для без­опас­но­сти за­тво­ри­лись. Но вер­нув­ши­е­ся тур­ки об­ло­жи­ли цер­ковь дро­ва­ми и со­жгли всех скрыв­ших­ся в хра­ме. Ко­гда остав­ши­е­ся в жи­вых го­ро­жане Ка­не­ва ста­ли раз­би­рать те­ла по­гиб­ших, то толь­ко од­но те­ло бы­ло най­де­но в це­ло­сти и бы­ло как бы жи­вое – это те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия, оде­тое во вла­ся­ни­цу, с кре­стом на гру­ди и с дру­гим кре­стом в ру­ке. Свя­тое те­ло бы­ло по­гре­бе­но в том же хра­ме под жерт­вен­ни­ком 8 сен­тяб­ря 1678 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-kanevskij-pinskij-ovruchskij-perejaslavskij

☦️
Преподобный Макарий Оптинский.
Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич Ива­нов – та­ко­во мир­ское имя пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия. Он ро­дил­ся 20 но­яб­ря 1788 го­да в се­мье ор­лов­ских дво­рян, рос ти­хим, бо­лез­нен­ным маль­чи­ком. Лю­бил кни­ги, му­зы­ку, уеди­не­ние. Он ра­но ли­шил­ся ма­те­ри, ко­то­рая лю­би­ла его и вы­де­ля­ла сре­ди дру­гих де­тей: «Чув­ству­ет мое серд­це, что из это­го ре­бен­ка вый­дет что-то необык­но­вен­ное».
По­сле кон­чи­ны обо­их ро­ди­те­лей Ми­ха­ил, по­де­лив на­след­ство меж­ду бра­тья­ми, оста­вил служ­бу в финан­со­вом ве­дом­стве и по­се­лил­ся в сво­ем по­ме­стье. Од­на­ко мир­ская жизнь его не ин­те­ре­со­ва­ла. В 1810 го­ду Ми­ха­ил от­пра­вил­ся на бо­го­мо­лье в Пло­щан­скую пу­стынь и в мир уже не вер­нул­ся. В этой пу­сты­ни пре­по­доб­ный Ма­ка­рий встре­тил­ся со стар­цем Афа­на­си­ем, уче­ни­ком стар­ца Па­и­сия (Ве­лич­ков­ско­го), и об­рел в его ли­це чут­ко­го ду­хов­но­го на­став­ни­ка. Как бли­жай­ший уче­ник пре­по­доб­но­го Па­и­сия ста­рец Афа­на­сий за­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ни­ем и пе­ре­во­да­ми свя­то­оте­че­ской ли­те­ра­ту­ры. При­ве­зя из Мол­да­вии мно­го тек­стов, он при­об­щил к это­му важ­но­му тру­ду сво­е­го уче­ни­ка, пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия. Позд­нее, уже в Оп­ти­ной, ку­да пре­по­доб­ный Ма­ка­рий пе­ре­шел в 1834 го­ду, он про­дол­жил труд, на­ча­тый его учи­те­лем.
Его ду­хов­ным на­став­ни­ком в Оп­ти­ной стал пре­по­доб­ный Лев, ко­то­ро­му пре­по­доб­ный Ма­ка­рий пол­но­стью вве­рял свою во­лю, не дер­зая пред­при­ни­мать что-ли­бо без его бла­го­сло­ве­ния. Бла­го­да­ря пре­по­доб­но­му стар­цу Ма­ка­рию бы­ли из­да­ны со­бран­ные в Оп­ти­ной ру­ко­пи­си и пе­ре­во­ды пре­по­доб­но­го Па­и­сия (Ве­лич­ков­ско­го). Боль­шую по­мощь в этом ему ока­зы­ва­ли ду­хов­ные ча­да – су­пру­ги Ки­ре­ев­ские. Под вли­я­ни­ем пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия воз­ник­ла це­лая шко­ла из­да­те­лей и пе­ре­вод­чи­ков ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры, в ко­то­рой так нуж­да­лась пра­во­слав­ная Рос­сия, укре­пи­лась связь меж­ду оп­тин­ским стар­че­ством и рус­ской ин­тел­ли­ген­ци­ей. На ис­по­ведь и бла­го­сло­ве­ние к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию при­ез­жа­ли А.К. Тол­стой и И.С. Хо­мя­ков, Н.В. Го­голь и А.Н. Му­ра­вьев.
Семь лет пре­по­доб­ные стар­цы Лев и Ма­ка­рий ру­ко­во­ди­ли ду­хов­ной жиз­нью бра­тии и мно­гих ты­сяч лю­дей. Из­ве­стен та­кой слу­чай: к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию при­ве­ли од­но­го бес­но­ва­то­го, ко­то­рый ни­че­го ра­нее о стар­це не знал и ни­ко­гда его не ви­дел. Бес­но­ва­тый, бро­сив­шись к при­бли­жа­ю­ще­му­ся стар­цу с кри­ком: «Ма­ка­рий идет, Ма­ка­рий идет!», уда­рил его по ще­ке. Пре­по­доб­ный тут же под­ста­вил дру­гую ще­ку, а боль­ной рух­нул на пол без чувств. Оч­нул­ся он ис­це­лен­ным. Бес не смог пе­ре­не­сти ве­ли­ко­го сми­ре­ния стар­ца.
Да­ро­вал Гос­подь пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию и дар ду­хов­но­го рас­суж­де­ния. Каж­до­му при­хо­дя­ще­му к нему на от­кро­ве­ние сво­ей со­ве­сти он по­да­вал вра­чев­ство, при­лич­ное немо­щи. Его сми­рен­ное сло­во бы­ло и сло­вом дей­ствен­ным, сло­вом со вла­стию, ибо оно за­став­ля­ло по­ви­но­вать­ся и ве­рить неве­ру­ю­ще­го. Сми­ре­ние про­яв­ля­лось во внеш­но­сти пре­по­доб­но­го, в ви­де его одеж­ды, в каж­дом дви­же­нии. Ли­цо его бы­ло свет­ло от по­сто­ян­ной Иису­со­вой мо­лит­вы, тво­ри­мой им, оно си­я­ло ду­хов­ной ра­до­стью и лю­бо­вью к ближ­не­му.
За два го­да до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял ве­ли­кую схи­му. До са­мой смер­ти пре­по­доб­ный при­ни­мал ду­хов­ных чад и па­лом­ни­ков, на­став­ляя и бла­го­слов­ляя их.
7/20 сен­тяб­ря 1860 го­да, через час по­сле при­ня­тия Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-optinskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optinskij/
• Душеполезные поучения
• Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву
• Слово на пользу вашу
• «Будем идти путем смирения» (письма Льву Кавелину)
• Переписка Константина Зедергольма со старцем Макарием Оптинским
• Письма к благочестивой христианке
• Письма к мирским особам
• Письма к монашествующим. Отделение 1. Письма к монахам
• Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 1]
• Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3]
• Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 4]
• Письма о смирении, самоукорении и терпении скорбей

☦️
Священномученик Петр Снежницкий, пресвитер.
Петр Ан­дре­евич Снеж­ниц­кий ро­дил­ся в 1878 го­ду. Он был свя­щен­ни­ком церк­ви се­ла Боль­шое Три­фо­нов­ское Ир­бит­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. В 1918 го­ду, во вре­мя вол­не­ний в Перм­ском крае, он был рас­стре­лян на стан­ции Егор­ши­но боль­ше­ви­ка­ми.

☦️
Священномученик Михаил Тихоницкий, пресвитер.
Ти­хо­ниц­кий Ми­ха­ил Пет­ро­вич ро­дил­ся в 1846 го­ду в се­мье пса­лом­щи­ка. Окон­чив пол­ный курс Вят­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, в 1868 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Он на­чал свое пас­тыр­ское слу­же­ние в Ильин­ской еди­но­вер­че­ской церк­ви Ижев­ско­го за­во­да, за­тем в се­лах Подре­лье и Быст­ри­ца, а в 1880 го­ду в го­ро­де Ор­ло­ве. Отец Ми­ха­ил был чест­ным и от­зыв­чи­вым че­ло­ве­ком, лю­бил сво­их при­хо­жан, и они пла­ти­ли ему нели­це­при­ят­ной лю­бо­вью. В Ор­ло­ве отец Ми­ха­ил пре­по­да­вал в мест­ной гим­на­зии За­кон Бо­жий. В уче­ни­ках он вос­пи­ты­вал ис­крен­нее чув­ство по­чи­та­ния Бо­га, люб­ви к Церк­ви и ува­же­ния к лю­дям.
В 1917 го­ду, ко­гда Рос­сию за­хлест­ну­ла вол­на ре­во­лю­ции и крас­но­го тер­ро­ра. Скор­бя о го­ре, по­стиг­шем рус­ский на­род Пат­ри­арх Ти­хон из­дал, по­сла­ние, в ко­то­ром пре­дал про­кля­тию го­ни­те­лей Церк­ви, при­звал всех лю­дей к ми­ру и со­гла­сию. 15 фев­ра­ля 1918 го­да отец Ми­ха­ил за­чи­тал по­сла­ние Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей в Ка­зан­ском со­бо­ре го­ро­да Ор­ло­ва. Вско­ре он был аре­сто­ван и пре­дан су­ду. При­хо­жане за­сту­пи­лись за лю­би­мо­го ба­тюш­ку и смог­ли упро­сить го­ни­те­лей от­ло­жить арест. Но, спу­стя пол­го­да, ко­гда стра­ну за­хлест­ну­ла но­вая вол­на крас­но­го тер­ро­ра, отец Ми­ха­ил был сно­ва схва­чен. Чрез­вы­чай­ная Ко­мис­сия при Три­бу­на­ле, про­из­ве­дя след­ствие, по­ста­но­ви­ла: «за рас­про­стра­не­ние контр­ре­во­лю­ци­он­ных воз­зва­ний свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ти­хо­ниц­ко­го рас­стре­лять». При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 20 сен­тяб­ря 1918 го­да.
Трое сы­но­вей от­ца Ми­ха­и­ла свя­за­ли свою судь­бу с Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью: Вла­ди­мир ра­но при­нял мо­на­ше­ство и за­тем, уже в эми­гра­ции, стал мит­ро­по­ли­том, Эк­зар­хом За­пад­ной Ев­ро­пы; Ве­ни­а­мин дол­гие го­ды слу­жил свя­щен­ни­ком в г.Вят­ке, а в 1942 го­ду при­нял мо­на­ше­ство и в сане ар­хи­епи­ско­па Ки­ров­ско­го и Сло­бод­ско­го мно­го по­тру­дил­ся над воз­рож­де­ни­ем Вят­ской епар­хии; Ел­пи­ди­фор, та­лант­ли­вый пе­да­гог и глу­бо­ко ве­ру­ю­щий хри­сти­а­нин, по­гиб в ста­лин­ских ла­ге­рях. До­че­ри от­ца Ми­ха­и­ла дол­гое вре­мя тру­ди­лись на пе­да­го­ги­че­ском по­при­ще в г.Ор­ло­ве и сми­рен­но уха­жи­ва­ли за мо­ги­лой от­ца.
Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви отец Ми­ха­ил ныне при­чис­лен к ли­ку но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Про­слав­ле­ние его со­сто­я­лось в 2003 го­ду. 8 сен­тяб­ря 2008 го­да на клад­би­ще г. Ор­ло­ва бы­ли об­ре­те­ны его свя­тые мо­щи, ко­то­рые ныне по­ко­ят­ся в при­ход­ской церк­ви Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

☦️
Священномученик Евге́ний (Зернов), Горьковский, митрополит.
Священномученик Стефа́н Крейдич, пресвитер, преподобномученики Евге́ний (Выжва), Николай (Ащепьев), игумены, Пахо́мий (Ионов), иеромонах.
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ге­ний, мит­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский (бывш. При­амур­ский и Бла­го­ве­щен­ский) (в ми­ру Се­мён Алек­се­е­вич Зер­нов) ро­дил­ся 18 ян­ва­ря 1877 го­да в Мос­ков­ской гу­бер­нии, в се­мье диа­ко­на. В 1898 го­ду Се­мён за­кон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. В 1900 го­ду он при­ни­ма­ет по­стриг в мо­на­ше­ство с име­нем Ев­ге­ний, а 1902 го­ду ру­ко­по­ло­же­ние в иеро­мо­на­ха. В том же го­ду отец Ев­ге­ний по­сле окон­ча­ния Ду­хов­ной Ака­де­мии на­зна­ча­ет­ся на ме­сто пре­по­да­ва­те­ля сек­то­ве­де­ния Чер­ни­гов­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1904 го­да он — ин­спек­тор этой се­ми­на­рии, а с 1906 го­да — рек­тор Ир­кут­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии в сане ар­хи­манд­ри­та. В то вре­мя в се­ми­на­рии ца­ри­ло край­нее раз­дра­же­ние вос­пи­тан­ни­ков про­тив сво­е­го на­чаль­ства. Отец Ев­ге­ний су­мел при­ве­сти в по­ря­док рас­стро­ен­ное сму­той 1905 го­да учеб­ное за­ве­де­ние, дей­ствуя без вся­ко­го при­ме­не­ния ре­прес­сив­ных мер и за­слу­жив об­щее до­ве­рие и лю­бовь. Он имел за­ме­ча­тель­ный дар про­по­вед­ни­ка, по­это­му про­во­ди­мые им вне­бо­го­слу­жеб­ные со­бе­се­до­ва­ния по вос­крес­ным дням в се­ми­нар­ском хра­ме охот­но по­се­ща­ли и уча­щи­е­ся, и ин­тел­ли­ген­ция, и на­род. В 1909 го­ду отец Ев­ге­ний яв­лял­ся чле­ном ко­мис­сии по осви­де­тель­ство­ва­нию чест­ных остан­ков свя­то­го епи­ско­па Ир­кут­ско­го Со­фро­ния (Кри­сталев­ско­го).
1910 го­ду отец Ев­ге­ний сде­лал до­клад о по­ста­нов­ке мис­си­о­нер­ских пред­ме­тов в се­ми­на­ри­ях на Ир­кут­ском мис­си­о­нер­ском съез­де; все по­ло­же­ния, вы­ска­зан­ные в этом до­кла­де, бы­ли еди­но­глас­но при­ня­ты. В 1913 го­ду со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ев­ге­ния в епи­ско­па Ки­рен­ско­го, ви­ка­рия Ир­кут­ской епар­хии. В 1914 го­ду Вла­ды­ка на­зна­ча­ет­ся на При­амур­скую и Бла­го­ве­щен­скую ка­фед­ру. Свя­ти­тель яв­лял­ся чле­ном Свя­щен­но­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917-1918 го­дов. В 1923 го­ду по­сле все­нощ­ной, на­ка­нуне празд­ни­ка Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, Вла­ды­ка но­чью был аре­сто­ван и за­клю­чён сна­ча­ла в тюрь­му го­ро­да Бла­го­ве­щен­ска, за­тем вы­ве­зен в го­род Чи­ту, а от­ту­да в Моск­ву.
На за­щи­ту сво­е­го ар­хи­пас­ты­ря встал весь го­род, че­ки­сты вы­нуж­де­ны бы­ли вы­звать по­жар­ную ко­ман­ду, ко­то­рая, об­ли­вая тол­пу во­дой, кое-как рас­се­я­ла её. Да­же сек­тан­ты при­шли за­щи­тить Вла­ды­ку. Все они глу­бо­ко по­чи­та­ли Свя­ти­те­ля за ми­ро­лю­бие и прав­ду. По­ка Свя­ти­тель со­дер­жал­ся в тюрь­ме Бла­го­ве­щен­ска, по го­ро­ду еже­днев­но разъ­ез­жа­ла те­ле­га с над­пи­сью: «В тюрь­му для епи­ско­па хлеб». Пи­щи на­би­ра­лось та­кое ко­ли­че­ство, что Вла­ды­ка кор­мил всех со­дер­жав­ших­ся с ним за­клю­чён­ных.
По­сле осво­бож­де­ния в том же го­ду свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон воз­во­дит Свя­ти­те­ля в сан ар­хи­епи­ско­па, а в 1924 го­ду он вклю­ча­ет­ся в со­став чле­нов Свя­щен­но­го Си­но­да при Свя­тей­шем Пат­ри­ар­хе Ти­хоне.
В 1924 го­ду Свя­ти­тель аре­сто­вы­ва­ет­ся вновь и при­го­ва­ри­ва­ет­ся к трём го­дам конц­ла­ге­ря с по­сле­ду­ю­щей вы­сыл­кой на три го­да. До 1927 го­да Вла­ды­ка на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии в Со­ло­вец­ком ла­ге­ре осо­бо­го на­зна­че­ния.
Он был при­знан стар­шим сре­ди епи­ско­пов и остал­ся им по об­ще­му со­гла­сию епи­ско­пов да­же по­сле то­го, как ту­да при­бы­ли и бо­лее стар­шие по ру­ко­по­ло­же­нию.
В июле 1926 го­да он при­ни­мал уча­стие в со­став­ле­нии «Со­ло­вец­ко­го по­сла­ния» (об­ра­ще­ния к пра­ви­тель­ству С.С.С.Р. пра­во­слав­ных епи­ско­пов). Дух до­ку­мен­та пре­ис­пол­нен непо­ко­ле­би­мой твёр­до­сти во всём, что ка­са­ет­ся соб­ствен­но сво­бо­ды цер­ков­ной жиз­ни, со­вер­шен­но чужд и ма­лой те­ни со­гла­ша­тель­ства, без­бо­яз­нен в сви­де­тель­стве прав­ды и сво­бо­ден в сво­ём мне­нии сре­ди уз. В до­ку­мен­те из­ло­же­ны фак­ты го­не­ния на Цер­ковь и за­яв­ле­но, что «по­ли­ти­че­ский до­нос со­вер­шен­но несов­ме­стим с до­сто­ин­ством пас­ты­ря».
С 1927 по 1929 го­ды Вла­ды­ка на­хо­дит­ся в ссыл­ке в Зы­рян­ском крае (Ко­ми (Зы­рян) А.О.). По­сле вы­хо­да Де­кла­ра­ции мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) Вла­ды­ка не от­де­лил­ся от него и не счи­тал необ­хо­ди­мым от­де­лять За­ме­сти­те­ля от Ме­сто­блю­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го).
Вла­ды­ка был стро­гий пост­ник и, невзи­рая на усло­вия ла­гер­ной жиз­ни, ни­ко­гда не вку­шал мя­са, а так­же ры­бы, ес­ли она пред­ла­га­лась в непо­ло­жен­ное вре­мя. Жи­тей­ски был глу­бо­ко мудр, все­гда так­ти­чен и спо­ко­ен. Пас­ты­рям де­лал за­ме­ча­ния все­гда на­едине в мяг­кой фор­ме. Бо­го­слу­же­ния Вла­ды­ки от­ли­ча­лись ве­ли­чи­ем, по­ко­ем и бла­го­го­ве­ни­ем.
По­сле осво­бож­де­ния в 1929 го­ду Вла­ды­ка про­жи­вал в го­ро­де Ко­тель­нич Ни­же­го­род­ско­го края. В ав­гу­сте 1930 го­да его на­зна­ча­ют ар­хи­епи­ско­пом Ко­тель­нич­ским, ви­ка­ри­ем Вят­ской епар­хии, а с 1933 го­да вре­мен­но управ­ля­ю­щим Вят­ской епар­хи­ей. В мае 1934 го­да Свя­ти­те­ля пе­ре­во­дят на Ни­же­го­род­скую (Горь­ков­скую) ка­фед­ру.
В 1935 го­ду по­сле пас­халь­ной служ­бы, сов­пав­шей с празд­но­ва­ни­ем 1 мая, Вла­ды­ка со­брал­ся ехать до­мой. Близ­кие ста­ли ему пред­ла­гать за­дер­жать­ся, по­ка прой­дут участ­ни­ки де­мон­стра­ции. «Что нам бо­ять­ся, — от­ве­тил Вла­ды­ка, — на­до Бо­га бо­ять­ся». И по­ехал до­мой по ули­цам в кло­бу­ке. Вско­ре его аре­сто­ва­ли в Ниж­нем Нов­го­ро­де («Горь­ком») и по об­ви­не­нию «в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции» и при­го­во­ри­ли к трём го­дам за­клю­че­ния в Ка­ра­ган­дин­ском ла­ге­ре. В сен­тяб­ре 1937 го­да Свя­ти­тель трой­кой при УНКВД по Ка­ра­ган­дин­ской об­ла­сти при­го­ва­ри­ва­ет­ся к рас­стре­лу. 7 (20 н. ст.) сен­тяб­ря 1937 го­да Вла­ды­ка был рас­стре­лян. Вме­сте с Вла­ды­кой бы­ли рас­стре­ля­ны свя­щен­но­му­че­ник Сте­фан Крей­дич пре­сви­тер, пре­по­доб­но­му­че­ни­ки игу­мен Ев­ге­ний (Выж­ва), игу­мен Ни­ко­лай (Аще­пьев) и иеро­мо­нах Па­хо­мий (Ионов).

☦️
Священномученик Григо́рий Аверин, пресвитер.
Гри­го­рий Ива­но­вич Аве­рин ро­дил­ся 24 ян­ва­ря 1889 го­да в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье в се­ле Ва­лы По­кров Юрье­вец­ко­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии. У ро­ди­те­лей его, Иоан­на и Фе­о­до­сии, бы­ло две­на­дцать де­тей, а кро­ме них они вос­пи­ты­ва­ли при­ем­но­го маль­чи­ка. Гри­го­рий был стар­шим в се­мье. Несмот­ря на боль­шую се­мью и неболь­шой до­ста­ток, Иоанн в празд­ни­ки и вос­крес­ные дни ни­ко­гда не ра­бо­тал. В эти дни он под­ни­мал­ся рань­ше всех и сам бу­дил де­тей, чтобы ни­кто не опоз­дал в храм на служ­бу. В дву­на­де­ся­тые и пре­столь­ные празд­ни­ки он со­зы­вал в дом ни­щую бра­тию, ка­кая бы­ла в тот день в церк­ви; для них он, как пра­ви­ло, ре­зал ов­цу. И толь­ко на­по­ив и на­кор­мив ни­щих, он на­чи­нал при­ни­мать го­стей и поз­во­лял до­маш­ним сесть за тра­пе­зу.
Тя­же­ло за­болев и уже пред­чув­ствуя смер­тель­ный ис­ход, он ни­ко­му не ска­зал о сво­ей бо­лез­ни, но за три дня до смер­ти по­про­сил же­ну ис­то­пить ба­ню и по­звать свя­щен­ни­ка, чтобы по­со­бо­ро­вать­ся и при­ча­стить­ся, и толь­ко то­гда ска­зал, что смер­тель­но бо­лен. По­сле при­ча­стия Иоанн лег в по­стель и уже до са­мой смер­ти не при­ни­мал ни­ка­кой пи­щи. В день кон­чи­ны он со­звал срод­ни­ков, чтобы по­про­щать­ся, и де­тей, чтобы бла­го­сло­вить их. За­тем по­про­сил по­сте­лить на ска­мье в свя­том уг­лу под­стил­ку и сам пе­ре­шел на нее уми­рать.
По­про­щав­шись со все­ми, он спро­сил:
– А что это Ма­рии нет?
И стал ждать. На­ко­нец при­шла дочь. Иоанн бла­го­сло­вил ее – и сра­зу вслед за этим скон­чал­ся.
Не усту­па­ла му­жу в бла­го­че­стии и Фе­о­до­сия. В мо­ло­до­сти она бы­ла ис­це­ле­на мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го от тя­же­лой глаз­ной бо­лез­ни. За­болев, она ре­ши­ла съез­дить в Ди­ве­е­во и Са­ров к мо­щам пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма. Де­ти оста­лись до­ма, толь­ко са­мо­го млад­ше­го ей при­шлось взять с со­бой. По­мощь пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма она ощу­ти­ла уже в на­ча­ле по­езд­ки. Ко­гда она взо­шла на па­ро­ход, то по­чув­ство­ва­ла, точ­но пе­ле­на спа­ла с глаз. Пол­но­го ис­це­ле­ния, од­на­ко, не про­изо­шло, но об­лег­че­ние бы­ло за­мет­ное, и она ста­ла ко­ле­бать­ся, ехать ли даль­ше, и лишь с боль­шим тру­дом по­бо­ро­ла ис­ку­ше­ние от­ло­жить по­езд­ку. При­е­хав в Са­ров, она дол­го мо­ли­лась у мо­щей пре­по­доб­но­го, а за­тем по­се­ти­ла его ке­лью. В ке­лье про­изо­шло пол­ное ис­це­ле­ние, и до кон­ца жиз­ни Фе­о­до­сия со­хра­ни­ла хо­ро­шее зре­ние.
Вос­пи­тан­ный в ис­кон­но кре­стьян­ской се­мье, Гри­го­рий весь смысл сво­ей жиз­ни ви­дел в слу­же­нии на­ро­ду. И не ви­де­лось луч­ше­го по­при­ща для кре­стьян­ско­го маль­чи­ка, как стать сель­ским учи­те­лем. Окон­чив в 1910 го­ду учи­тель­скую се­ми­на­рию, Гри­го­рий по­сту­пил учи­те­лем в двух­класс­ную цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу в го­ро­де Ко­ло­гри­ве.
Это бы­ло вре­мя, ко­гда ре­во­лю­ци­он­ные пар­тии окон­ча­тель­но за­гра­ди­ли об­ра­зо­ван­но­му об­ще­ству все пу­ти ви­де­ния про­ис­хо­дя­ще­го в Рос­сии. Каж­дая пар­тия на­стой­чи­во пред­ла­га­ла свой ре­цепт ис­це­ле­ния со­ци­аль­ных язв.
Сре­ди учи­те­лей в те го­ды мно­гие со­сто­я­ли в по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях. В Ко­ло­гри­ве был кру­жок эсе­ров. По­зна­ко­мив­шись с ни­ми, Гри­го­рий Ива­но­вич стал по­лу­чать неле­галь­но из­да­вав­шу­ю­ся ли­те­ра­ту­ру, ко­то­рую чи­тал сам и рас­про­стра­нял сре­ди учи­те­лей, уча­щих­ся, их ро­ди­те­лей и сол­дат ко­ло­гри­вско­го гар­ни­зо­на. По­сле фев­раль­ской ре­во­лю­ции Гри­го­рия Ива­но­ви­ча еди­но­глас­но из­бра­ли пред­се­да­те­лем уезд­ной зем­ской упра­вы. Вы­бо­ры со­сто­я­лись в сен­тяб­ре, а через ме­сяц про­изо­шел ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот, и хо­тя со­вет­ская власть упразд­ни­ла мест­ные управ­ле­ния, утвер­жден­ные Вре­мен­ным пра­ви­тель­ством, Гри­го­рий Ива­но­вич про­дол­жал слу­жить пред­се­да­те­лем упра­вы. Груп­па боль­ше­ви­ков в Ко­ло­гри­ве объ­яви­ла се­бя со­вет­ской вла­стью в кон­це ян­ва­ря 1918 го­да, и в фев­ра­ле Гри­го­рий Ива­но­вич устра­нил­ся от уча­стия в де­я­тель­но­сти мест­ных вла­стей.
Боль­ше­ви­ки управ­ля­ли стра­ной, не счи­та­ясь с ее на­се­ле­ни­ем. Прав­ле­ние бы­ло же­сто­ким, и на­род на­чал про­яв­лять недо­воль­ство.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-averin

☦️
Священномученик Васи́лий Сунгуров, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 20 мар­та 1876 го­да в се­ле Спас­ское Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ар­се­ния Сун­гу­ро­ва. По окон­ча­нии Во­ло­ко­лам­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, Ва­си­лий в 1898 го­ду был на­зна­чен пса­лом­щи­ком к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви в се­ле Амель­фи­но Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да. В 1910 го­ду он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви в се­ле Же­га­ло­во Бо­го­род­ско­го уез­да, в 1915 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к этой церк­ви, а в 1919 го­ду – во свя­щен­ни­ка к Ма­рие-Маг­да­лин­ской церк­ви в се­ле Улит­ки­но Бо­го­род­ско­го уез­да.
В 1935 го­ду отец Ва­си­лий был на­зна­чен слу­жить в Бо­го­яв­лен­скую цер­ковь в се­ле Бры­ко­во Ист­рин­ско­го рай­о­на; в 1936 го­ду он был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом.
От­ца Ва­си­лия аре­сто­ва­ли 28 ав­гу­ста 1937 го­да и за­клю­чи­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Два де­жур­ных сви­де­те­ля да­ли про­тив свя­щен­ни­ка со­от­вет­ству­ю­щие по­ка­за­ния, за­тем был до­про­шен отец Ва­си­лий. Вы­слу­шав лже­сви­де­тель­ства, свя­щен­ник не под­твер­дил их. За­кан­чи­вая до­прос, сле­до­ва­тель еще раз спро­сил:
– Вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в том, что до по­след­не­го вре­ме­ни ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность?
– Нет, не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
19 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Сун­гу­ров был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 20 сен­тяб­ря 1937 го­да, и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Преподобномученик Лев (Егоров), архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник ар­хи­манд­рит Лев (Его­ров) ро­дил­ся в 1898 го­ду в Нов­го­род­ской гу­бер­нии. Отец его был вла­дель­цем ар­те­ли ло­мо­вых из­воз­чи­ков, по­сле смер­ти ро­ди­те­лей его с дву­мя бра­тья­ми вос­пи­ты­вал дя­дя – за­ве­ду­ю­щий Алек­сан­дро-Нев­ским рын­ком в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Один из бра­тьев (Гу­рий) стал впо­след­ствии мит­ро­по­ли­том: Мин­ским, за­тем – Ле­нин­град­ским, и на­ко­нец – Сим­фе­ро­поль­ским. Бу­ду­щий ар­хи­манд­рит Лев, а в ми­ру Лео­нид Его­ров, за­кон­чил ис­то­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский фа­куль­тет Санкт-Пе­тер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та и по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­ская Ду­хов­ную Ака­де­мию, в ко­то­рой про­учил­ся до 1918 го­да, вес­ной ко­то­ро­го Ака­де­мия бы­ла за­кры­та. Мо­на­ше­ский по­стриг бра­тья Его­ро­вы при­ня­ли вме­сте в 1915 го­ду, вме­сте они ста­ли ду­хов­ны­ми сы­но­вья­ми иерос­хи­мо­на­ха Се­ра­фи­ма (Му­ра­вье­ва), бу­ду­ще­го Вы­риц­ко­го стар­ца. До 1922 го­да так­же вме­сте они под­ви­за­лись в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре. Иеро­мо­нах Лев был од­ним из ру­ко­во­ди­те­лей Пет­ро­град­ских пра­во­слав­ных братств. В свя­зи с этим он был аре­сто­ван в 1922 го­ду и от­прав­лен в ссыл­ку. В 1924 го­ду отец Лев вер­нул­ся в Ле­нин­град. Был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та и пре­по­да­вал в Бо­го­слов­ско-Пас­тыр­ском учи­ли­ще, а так­же вновь за­нял­ся де­ла­ми Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства. С 1926 го­да ар­хи­манд­рит Лев яв­лял­ся на­сто­я­те­лем со­бо­ра Фе­о­до­ров­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на Пол­тав­ской ули­це. В 1927 го­ду он был вновь аре­сто­ван, но по­чти через год осво­бож­ден. Ар­хи­манд­рит Лев про­был на­сто­я­те­лем Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра до 1932 го­да, пре­по­да­вал рус­скую ли­те­ра­ту­ру на бо­го­слов­ских кур­сах, со­вер­шил бо­лее 20 мо­на­ше­ских по­стри­гов, пе­ре­пи­сы­вал­ся с мит­ро­по­ли­том Иоси­фом (Пет­ро­вых), от­ста­и­вая пра­виль­ность цер­ков­ной по­ли­ти­ки мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го). В 1932 го­ду бы­ло аре­сто­ва­но бо­лее 40 чле­нов Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, в их чис­ле и отец Лев. Он по­лу­чил 10 лет ла­ге­рей. Сна­ча­ла он по­сту­пил в Си­б­лаг, за­тем был пе­ре­ве­ден в Но­во­куз­нецк, там при­го­во­рен к уве­ли­че­нию сро­ка и по­са­жен в штраф­ной изо­ля­тор. В 1936 го­ду его вер­ну­ли в Си­б­лаг, а в 1937 го­ду, в ря­ду мас­со­вых ла­гер­ных за­чи­сток, при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу. На по­след­нем до­про­се ар­хи­манд­рит Лев ска­зал: «Ви­нов­ным се­бя я не при­знаю. И хо­тя я по убеж­де­ни­ям яв­ля­юсь ан­ти­со­вет­ским че­ло­ве­ком, но контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции сре­ди ла­гер­ни­ков я не про­во­дил. Я яв­ля­юсь глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ным че­ло­ве­ком, по­свя­тив­шим всю свою жизнь слу­же­нию Бо­гу, и це­лью мо­ей жиз­ни яв­ля­ет­ся про­па­ган­да ре­ли­гии в мас­сах. Я ее вел, ве­ду и ве­сти бу­ду».


Жития
Писание