☀️ неподвижный годовой круг:
• 18 сентября (5 сентября)
• прор. Заха́рии и прав. Елисаве́ты (родителей Иоанна Предтечи) (I)
• мч. Фифаи́ла, мц. Фиве́и (Виве́и) (98–138)
• мч. Сарви́ла (?)
• мц. Раи́сы (Ираи́ды) девы (ок. 308)
• мчч. Евве́нтия (Иувенти́на) и Максима воинов (361–363)
• мчч. Урва́на, Фео́дора, Меди́мна и с ними 77-ми мужей (370)
• мч. А́вдия (Ави́да) Персидского (V)
• убиение блгв. кн. Глеба (Давида) (1015)
• прмч. Афанасия Брестского (1648)
• мч. Евфимия (Кочева) (1937)
• обре́тение мощей исп. Александра (Уродова) (2001)
• иконы Божией Матери Оршанская (1631)


☦️
Пророк Заха́рия и праведная Елисаве́та.
Свя­той про­рок За­ха­рия и свя­тая пра­вед­ная Ели­са­ве­та бы­ли ро­ди­те­ля­ми свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на. Они про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­но­ва: свя­той За­ха­рия, сын Вара­хии, был свя­щен­ни­ком в Иеру­са­лим­ском хра­ме, а свя­тая Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой свя­той Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги, «по­сту­пая по всем за­по­ве­дям Гос­под­ним бес­по­роч­но» (Лк.1,5-25), стра­да­ли непло­ди­ем, что счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на ве­ли­ким на­ка­за­ни­ем Бо­жи­им. Од­на­жды во вре­мя слу­же­ния в хра­ме свя­той За­ха­рия по­лу­чил весть от Ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, ко­то­рый «бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом» (Лк.1,15) и «предъ­и­дет пред Ним в ду­хе и си­ле Илии» (Лк.1,17). За­ха­рия усо­мнил­ся в воз­мож­но­сти ис­пол­не­ния это­го пред­ска­за­ния и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у пра­вед­ной Ели­са­ве­ты ро­дил­ся сын, она по вну­ше­нию Свя­то­го Ду­ха объ­яви­ла, что на­зо­вет мла­ден­ца Иоан­ном, хо­тя рань­ше в их ро­ду та­кое имя ни­ко­му не да­ва­ли. Спро­си­ли пра­вед­но­го За­ха­рию, и он так­же на­пи­сал на до­щеч­ке имя Иоанн. Тот­час к нему воз­вра­тил­ся дар ре­чи, и он, ис­пол­нив­шись Свя­то­го Ду­ха, стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как Пред­те­че Гос­по­да.
Ко­гда нече­сти­вый царь Ирод услы­шал от волх­вов о ро­див­шем­ся Мес­сии, он ре­шил из­бить в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях всех мла­ден­цев в воз­расте до 2-х лет, на­де­ясь, что в их чис­ле бу­дет и ро­див­ший­ся Мес­сия. Ирод хо­ро­шо знал о необыч­ном рож­де­нии про­ро­ка Иоан­на и хо­тел убить его, опа­са­ясь, что он и есть Царь Иудей­ский. Но пра­вед­ная Ели­са­ве­та укры­лась вме­сте с мла­ден­цем в го­рах. Убий­цы по­всю­ду ис­ка­ли Иоан­на. Пра­вед­ная Ели­са­ве­та, уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, со сле­за­ми ста­ла мо­лить Бо­га о спа­се­нии, и тот­час рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра укры­ла ее вме­сте с мла­ден­цем от по­го­ни. В эти бед­ствен­ные дни свя­той За­ха­рия ис­пол­нял свою чре­ду слу­же­ния в Иеру­са­лим­ском хра­ме. Во­и­ны, по­слан­ные Иро­дом, тщет­но пы­та­лись узнать у него, где на­хо­дит­ся его сын. То­гда по по­ве­ле­нию Иро­да они уби­ли свя­то­го про­ро­ка, за­ко­лов его меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (Мф.23,35). Пра­вед­ная Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/743

☦️
Мученик Фифаи́л и сестра его мученица Фиве́я (Виве́я).
Му­че­ни­ки Фифа­ил и сест­ра его Фивея (или Ви­вея) († ок. 98–138) по­стра­да­ли за сме­лую и успеш­ную про­по­ведь хри­сти­ан­ства сре­ди языч­ни­ков. По­сле дол­гих и изощ­рен­ных пы­ток свя­то­го му­че­ни­ка Фифа­и­ла языч­ни­ки под­ве­си­ли на де­ре­ве и рас­пи­ли­ли пи­лой, а его сест­ру Фивею уби­ли уда­ром ко­пья в шею. Они оба предали свои святые и блаженные души в руки Божии, с хвалебною молитвою на устах. Пострадали в начале II века в царствование императора Траяна.

☦️
Мученица Раи́са (Ираи́да) Александрийская, Антинопольская, дева.
Свя­тая му­че­ни­ца Ира­и­да жи­ла в Алек­сан­дрии. Од­на­жды, по­дой­дя к ис­точ­ни­ку, чтобы по­черп­нуть во­ды, она уви­де­ла ко­рабль у бе­ре­га, на ко­то­ром на­хо­ди­лось мно­же­ство муж­чин, жен­щин, свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ино­ков, за­клю­чен­ных в око­вы за ис­по­ве­да­ние Хри­сто­вой ве­ры. От­бро­сив во­до­нос, свя­тая доб­ро­воль­но при­со­еди­ни­лась к уз­ни­кам Хри­сто­вым, и на нее на­ло­жи­ли око­вы. Ко­гда ко­рабль при­был в еги­пет­ский го­род Ан­ти­поль, свя­тая Ира­и­да пер­вая пре­тер­пе­ла же­сто­кие ис­тя­за­ния и бы­ла усе­че­на ме­чом. Вслед за ней осталь­ные му­че­ни­ки кро­вью за­пе­чат­ле­ли свое ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста. Святая Ираида скончалась около 308 г.

☦️
Мученики Иувенти́н и Максим воины.
Му­че­ни­ки Иувен­тин и Мак­сим во­и­ны по­стра­да­ли в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка, при ко­то­ром они слу­жи­ли те­ло­хра­ни­те­ля­ми. Од­на­жды, на­хо­дясь в Ан­тио­хии, Юли­ан ре­шил осквер­нить хри­сти­ан, окро­пив идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью все про­да­вав­ши­е­ся на рын­ках съест­ные при­па­сы. Свя­тые Иувен­тин и Мак­сим от­кры­то осу­ди­ли по­сту­пок ца­ря и сме­ло об­ли­чи­ли его в от­ступ­ни­че­стве от хри­сти­ан­ской ве­ры. Оба они по­сле бес­по­щад­ных из­би­е­ний бы­ли умерщ­вле­ны в тем­ни­це по при­ка­зу нече­сти­во­го им­пе­ра­то­ра († ок. 361–363).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/749

☦️
Мученики Урва́н, Фео́дор, Меди́мн и с ними 77 мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавшие.
Му­че­ни­ки Урван, Фе­о­дор, Ме­димн и с ни­ми 77 му­жей от цер­ков­но­го чи­на по­стра­да­ли в Ни­ко­ми­дии при ари­ан­ство­вав­шем им­пе­ра­то­ре Ва­лен­те (364–378 или 379). При нем ари­ане из­гна­ли из Кон­стан­ти­но­поль­ской церк­ви пра­во­слав­но­го епи­ско­па Ева­грия, а неже­лав­ших при­со­еди­нить­ся к их ере­си хри­сти­ан за­клю­ча­ли в тем­ни­цы и под­вер­га­ли над­ру­га­тель­ствам. То­гда до­ве­ден­ные до от­ча­я­ния пра­во­слав­ные хри­сти­ане ре­ши­ли про­сить за­щи­ты у им­пе­ра­то­ра и на­пра­ви­ли к нему по­соль­ство, со­сто­яв­шее из 80 из­бран­ных му­жей ду­хов­но­го чи­на во гла­ве со свя­ты­ми Урва­ном, Фе­о­до­ром и Ме­дим­ном. Вы­слу­шав их спра­вед­ли­вые жа­ло­бы, им­пе­ра­тор при­шел в ярость. Од­на­ко он су­мел скрыть свой гнев, тай­но при­звал епар­ха Мо­де­ста и при­ка­зал ему умерт­вить по­слан­цев. Мо­дест по­са­дил их на ко­рабль, пред­ва­ри­тель­но рас­пу­стив лож­ный слух, буд­то все они от­прав­ля­ют­ся в за­то­че­ние, и от­дал при­каз ко­ра­бель­щи­кам под­жечь ко­рабль в от­кры­том мо­ре. Ко­рабль был по­до­жжен и, объ­ятый пла­ме­нем, в те­че­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни но­сил­ся по мо­рю. На­ко­нец, до­стиг­нув ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го Да­ки­зис, ко­рабль сго­рел до­тла вме­сте с на­хо­див­ши­ми­ся на его бор­ту свя­ты­ми му­че­ни­ка­ми († 370).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/744

☦️
Мученик А́вдий (Ави́д) Персидский.
Му­че­ник Ав­дий (или Авид) по­стра­дал в Пер­сии при ца­ре Из­ди­гер­де I за от­каз от­речь­ся от Хри­ста и по­кло­нить­ся солн­цу и ог­ню. Он скон­чал­ся по­сле му­чи­тель­ных пы­ток и до по­след­не­го вздо­ха бла­го­да­рил Бо­га, бла­го­сло­вив­ше­го Сво­е­го из­бран­ни­ка уме­реть за Его Свя­тое Имя.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/745

☦️
Убиение благоверного князя Глеба (в Крещении Дави́д).
Свя­тые бла­го­вер­ные кня­зья-стра­сто­терп­цы Бо­рис и Глеб (в Свя­том Кре­ще­нии – Ро­ман и Да­вид) – пер­вые рус­ские свя­тые, ка­но­ни­зи­ро­ван­ные как Рус­ской, так и Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью. Они бы­ли млад­ши­ми сы­но­вья­ми свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра († 15 июля 1015). Ро­див­ши­е­ся неза­дол­го до Кре­ще­ния Ру­си свя­тые бра­тья бы­ли вос­пи­та­ны в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. Стар­ший из бра­тьев – Бо­рис по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Он лю­бил чи­тать Свя­щен­ное Пи­са­ние, тво­ре­ния свя­тых от­цов и осо­бен­но жи­тия свя­тых. Под их вли­я­ни­ем свя­той Бо­рис возы­мел го­ря­чее же­ла­ние под­ра­жать по­дви­гу угод­ни­ков Бо­жи­их и ча­сто мо­лил­ся, чтобы Гос­подь удо­сто­ил его та­кой че­сти.
Свя­той Глеб с ран­не­го дет­ства вос­пи­ты­вал­ся вме­сте с бра­том и раз­де­лял его стрем­ле­ние по­свя­тить жизнь ис­клю­чи­тель­но слу­же­нию Бо­гу. Оба бра­та от­ли­ча­лись ми­ло­сер­ди­ем и сер­деч­ной доб­ро­той, под­ра­жая при­ме­ру свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, ми­ло­сти­во­го и от­зыв­чи­во­го к бед­ным, боль­ным, обез­до­лен­ным.
Еще при жиз­ни от­ца свя­той Бо­рис по­лу­чил в удел Ро­стов. Управ­ляя сво­им кня­же­ством, он про­явил муд­рость и кро­тость, за­бо­тясь преж­де все­го о на­саж­де­нии пра­во­слав­ной ве­ры и утвер­жде­нии бла­го­че­сти­во­го об­ра­за жиз­ни сре­ди под­дан­ных. Мо­ло­дой князь про­сла­вил­ся так­же как храб­рый и ис­кус­ный во­ин.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gleb-v-kreshchenii-david

☦️
Преподобномученик Афана́сий Брестский, игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Афа­на­сий был вы­ход­цем из пра­во­слав­ной се­мьи, воз­мож­но, при­над­ле­жав­шей к ре­мес­лен­но­му со­сло­вию. Учил­ся в Ви­лен­ской брат­ской шко­ле, по окон­ча­нии ко­то­рой стал учи­те­лем. Око­ло 1620 г. ли­тов­ский канц­лер Л. Са­пе­га на­зна­чил св. Афа­на­сия гу­вер­не­ром («ин­спек­то­ром») Яна Фа­у­сти­на Лу­бы, вы­ве­зен­но­го из Рос­сии в Поль­шу поль­ским шлях­ти­чем Бе­лин­ским, ко­то­рый пред­ста­вил его поль­ско­му пра­ви­тель­ству как сы­на Лже­д­мит­рия I и Ма­ри­ны Мни­шек (в дей­стви­тель­но­сти это был сын шлях­ти­ча Дмит­рия Лу­бы).
В 1627 г. игу­мен Свя­то-Ду­хо­ва мо­на­сты­ря Иосиф (Боб­ри­ко­вич) со­вер­шил по­стриг св. Афа­на­сия в мо­на­ше­ство. Свя­той под­ви­зал­ся в Ку­те­ин­ском ор­шан­ском и Ме­жи­гор­ском мо­на­сты­рях. В 1632 г. в Виль­но он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и на­зна­чен на­мест­ни­ком игу­ме­на До­бой­ско­го мо­на­сты­ря под Пин­ском. Пе­ре­да­ча в 1636 г. мо­на­сты­ря иезу­и­там про­из­ве­ла силь­ное впе­чат­ле­ние на свя­то­го, имев­ше­го ви­де­ние се­ми адских ог­ней, в од­ном из ко­то­рых за пре­сле­до­ва­ние Пра­во­сла­вия му­чи­лись пап­ский нун­ций, ко­роль Си­гиз­мунд III и гет­ман Са­пе­га. По­се­лив­шись в Ку­пя­тиц­ком мо­на­сты­ре, он на­пи­сал «жа­лоб­ный лист» к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, где рас­ска­зал о при­тес­не­ни­ях, чи­ни­мых Пра­во­сла­вию со сто­ро­ны ка­то­ли­ков и уни­а­тов, и мо­лил Пре­чи­стую Де­ву о за­ступ­ни­че­стве. По­сле то­го как пись­мо бы­ло под­пи­са­но мно­ги­ми людь­ми, св. Афа­на­сий по­ло­жил его у чу­до­твор­ной Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В 1637 г. свя­той от­пра­вил­ся со­би­рать ми­ло­сты­ню на об­нов­ле­ние мо­на­стыр­ской церк­ви. Не имея вы­дан­но­го ко­ролев­ской кан­це­ля­ри­ей пас­пор­та, св. Афа­на­сий с огром­ны­ми труд­но­стя­ми су­мел до­брать­ся до Моск­вы и пе­ре­дал ца­рю Ми­ха­и­лу Фе­о­до­ро­ви­чу от­чет о сво­ем пу­те­ше­ствии, в ко­то­ром бы­ли крат­ко из­ло­же­ны об­сто­я­тель­ства, при­вед­шие его в Моск­ву, и опи­са­ны чу­де­са, слу­чив­ши­е­ся с ним во вре­мя стран­ство­ва­ния по мо­лит­вам к Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це через Ее Ку­пя­тиц­кую ико­ну. Свя­той ото­слал ца­рю спи­сок с ико­ны с по­же­ла­ни­ем во­дру­зить его «на хо­ро­гви во­ен­ные в по­мно­жене пра­во­слав­ной ве­ры». По­лу­чив бо­га­тую ми­ло­сты­ню от ца­ря, 16 июля 1638 г. он вер­нул­ся в Ку­пя­тиц­кий мо­на­стырь.
В 1640 г. св. Афа­на­сий стал игу­ме­ном брест­ско­го во имя прп. Си­мео­на Столп­ни­ка мо­на­сты­ря и на­чал ак­тив­ную де­я­тель­ность по вос­ста­нов­ле­нию прав брест­ско­го пра­во­слав­но­го брат­ства и воз­вра­ще­нию за­хва­чен­ных уни­а­та­ми хра­мов, про­воз­гла­шая всю­ду, что уния с Ри­мом про­кля­та «вечне». На сей­ме в Вар­ша­ве в сен­тяб­ре 1641 г. ему уда­лось до­бить­ся от ко­ро­ля Вла­ди­сла­ва IV под­твер­жде­ния прав брат­ства, но канц­лер и под­канц­лер от­ка­за­лись за­ве­рить ко­ролев­ский при­ви­лей пе­ча­тя­ми, без че­го он не имел за­кон­ной си­лы, по­это­му свя­той в 1643 г. сно­ва при­е­хал в Вар­ша­ву на сейм. Боль­шое впе­чат­ле­ние на него про­из­ве­ли встре­чи с недо­воль­ны­ми уни­ей го­ро­жа­на­ми, при­е­хав­ши­ми в го­род из раз­ных мест Ре­чи Поспо­ли­той.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-afanasij-brestskij

☦️
Мученик Евфи́мий Кочев.
Ев­фи­мий Пет­ро­вич Ко­чев ро­дил­ся в 1867 го­ду в се­ле Виль­горт Усть-Сы­соль­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии, ныне Выль­горт Сык­ты­в­дин­ско­го рай­о­на Рес­пуб­ли­ки Ко­ми. Он про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи ко­ми и, окон­чив 3-лет­нюю сель­скую шко­лу, хо­ро­шо вла­дел рус­ским язы­ком и гра­мот­но пи­сал. Ев­фи­мий за­ни­мал­ся из­го­тов­ле­ни­ем ту­е­сов, сто­ляр­ным и ям­ским про­мыс­лом. Несмот­ря на пре­сле­до­ва­ние ве­ру­ю­щих, бу­ду­щий му­че­ник ак­тив­но участ­во­вал в цер­ков­ной жиз­ни се­ла Виль­горт, де­лал боль­шие по­жерт­во­ва­ния на мест­ный храм в честь Сре­те­ния Гос­под­ня. В 1936 го­ду он был из­бран цер­ков­ным ста­ро­стой и в июне 1937 го­да, ко­гда вла­сти ре­ши­ли за­крыть Сре­тен­скую цер­ковь, хо­дил по дво­рам, со­би­рал под­пи­си в за­щи­ту хра­ма. 13 сен­тяб­ря в Виль­горт при­бы­ли со­труд­ни­ки НКВД, но Ев­фи­мий Пет­ро­вич от­ка­зал­ся пе­ре­дать им клю­чи от хра­ма и по­пы­тал­ся со­брать на­род, чтобы не до­пу­стить опи­си цер­ков­но­го иму­ще­ства. Он был немед­лен­но за­дер­жан (арест оформ­лен 14 сен­тяб­ря) и по­ме­щен в сык­тыв­кар­скую тюрь­му. На до­про­се он под­твер­дил, что как цер­ков­ный ста­ро­ста за­щи­щал храм, от­верг­нув об­ви­не­ния в «ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти». 16 сен­тяб­ря Ев­фи­мий Пет­ро­вич Ко­чев Осо­бой трой­кой УНКВД Ко­ми АССР был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния, а рас­стре­лян 18 сен­тяб­ря. Му­че­ник по­хо­ро­нен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Исповедник Алекса́ндр (Уродов), архимандрит.
Ар­хи­манд­рит Алек­сандр (Ге­ор­гий Ан­дре­евич Уро­дов) ро­дил­ся в 1882 го­ду в се­мье кре­стья­ни­на се­ла Невеж­ки­но Чем­бар­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. Окон­чив зем­скую шко­лу, он был на­зна­чен пев­чим в свою при­ход­скую цер­ковь. В 1901 г., от­пра­вив­шись в пу­те­ше­ствие в г. Са­ров, он оста­но­вил­ся в Са­нак­сар­ском мо­на­сты­ре. Здесь Ге­ор­гий ре­шил по­свя­тить свою жизнь ино­че­ским тру­дам. 30 ав­гу­ста 1911 го­да по­слуш­ник Ге­ор­гий был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Алек­сандр. Вско­ре в Там­бо­ве его ру­ко­по­ло­жи­ли в сан иеро­ди­а­ко­на, а 22 июля 1913 го­да – в иеро­мо­на­ха. 20 июля 1915 го­да иеро­мо­нах Алек­сандр был из­бран бра­ти­ей в на­сто­я­те­ли Са­нак­сар­ско­го мо­на­сты­ря и ар­хи­епи­ско­пом Ки­рил­лом (Смир­но­вым) воз­ве­ден в сан игу­ме­на.
В 1917 го­ду Рос­сию за­хлест­ну­ла вол­на ре­во­лю­ции и крас­но­го тер­ро­ра. В кон­це фев­ра­ля 1918 го­да часть бра­тии во гла­ве иеро­мо­на­хом Вла­ди­ми­ром, под­дер­жи­ва­е­мая боль­ше­ви­ка­ми, учи­ни­ли бунт в мо­на­сты­ре и сме­сти­ли игу­ме­на Алек­сандра с долж­но­сти на­сто­я­те­ля оби­те­ли. По по­ста­нов­ле­нию Во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­но­го три­бу­на­ла 27 мар­та 1918 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван. На до­про­се он ви­нов­ным се­бя не при­знал, и три­бу­нал по­ста­но­вил вы­слать его из мо­на­сты­ря. 3 ап­ре­ля 1922 г. о. Алек­сандр по опре­де­ле­нию Свя­щен­но­го Си­но­да был на­зна­чен на­мест­ни­ком Се­ми­е­зер­ной пу­сты­ни Ка­зан­ской епар­хии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. Вла­сти и здесь об­ра­ти­ли на него свой гнев – в 1922 го­ду о. Алек­сандр при­вле­кал­ся к от­вет­ствен­но­сти по де­лу изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей. Но, не взи­рая на все го­не­ния, в том же го­ду он ста­но­вит­ся ак­тив­ным участ­ни­ком борь­бы с об­нов­лен­че­ством в Ка­зан­ском крае, а Се­ми­е­зер­ная пу­стынь его тру­да­ми пре­вра­ща­ет­ся в центр этой борь­бы. 31 ок­тяб­ря 1928 г. ар­хи­манд­рит Алек­сандр был аре­сто­ван и при­го­во­рен к трем го­дам конц­ла­ге­ря и трем го­дам ссыл­ки на Урал.
По­сле ссыл­ки отец Алек­сандр ока­зал­ся в Вят­ской епар­хии. 5 ав­гу­ста 1935 г. епи­скоп Яран­ский Ди­мит­рий (По­спе­лов) на­зна­чил ар­хи­манд­ри­та Алек­сандра в с. Со­боле­во, ныне Сан­чур­ско­го рай­о­на Ки­ров­ской об­ла­сти. Здесь в те­че­нии 26 лет отец Алек­сандр под­ви­зал­ся о Гос­по­де и скон­чал свои дни. Дол­гое вре­мя он от­но­сил­ся к чис­лу так на­зы­ва­е­мых «не по­ми­на­ю­щих». В 1955 го­ду ар­хи­манд­рит Алек­сандр при­знал из­бра­ние Пат­ри­ар­ха Алек­сия (Си­ман­ско­го) и вос­со­еди­нил­ся с Пат­ри­ар­шей Цер­ко­вью, на­пи­сав пись­мо пра­вя­ще­му ар­хи­ерею Ки­ров­ской епар­хии ар­хи­епи­ско­пу Ве­ни­а­ми­ну (Ти­хо­ниц­ко­му) с прось­бой о мо­на­ше­ском по­гре­бе­нии по­сле его смер­ти. 14 ав­гу­ста 1961 го­да, до­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, ар­хи­манд­рит Алек­сандр ото­шел ко Гос­по­ду. Его свя­тые мо­щи ныне пре­бы­ва­ют в Санак­сар­ском мо­на­сты­ре.

☦️
Икона Богородицы Оршанская
Ико­на бы­ла яв­ле­на чу­дес­ным об­ра­зом в 1631 го­ду при ос­но­ва­нии муж­ско­го Ку­те­ин­ско­го Свя­то-Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря близ го­ро­да Ор­ши (Бе­ло­рус­сия) на бе­ре­гу ре­ки Ку­те­ин­ки. Счи­та­ет­ся Небес­ной за­ступ­ни­цей этой оби­те­ли. Име­ет­ся мно­же­ство сви­де­тельств кон­крет­ной по­мо­щи по­сле мо­литв к Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ред Ор­шан­ской ико­ной, в част­но­сти, та­кую по­мощь по­лу­чал пре­по­доб­но­му­че­ник Афа­на­сий Брест­ский.
Чу­до­твор­ный спи­сок (ко­пия) ико­ны хра­нил­ся в Ор­шан­ском Успен­ском жен­ском мо­на­сты­ре. В 1842 го­ду, в свя­зи с мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных от Ор­шан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, мо­на­стырь был пе­ре­ве­дён в ре­естр пер­во­класс­ных.
С XIX ве­ка мест­но­чти­мое празд­но­ва­ние ико­ны про­во­дит­ся в один день с па­мя­тью пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Афа­на­сия Брест­ско­го (18 сен­тяб­ря и 2 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю), ко­то­рый удо­сто­ил­ся осо­бо­го во­ди­тель­ства и за­ступ­ни­че­ства от Ца­ри­цы Небес­ной через её Ор­шан­скую ико­ну.
В Мин­ском Свя­то-Ду­хо­вом со­бо­ре на­хо­ди­лась ко­пия Ор­шан­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы, на­пи­сан­ная в XVIII сто­ле­тии. 13 июля 2001 го­да Мит­ро­по­ли­том Фила­ре­том, Пат­ри­ар­шим Эк­зар­хом всея Бе­ла­ру­си, свя­ты­ня бы­ла пе­ре­да­на в дар Ви­теб­ской епар­хии. В на­сто­я­щее вре­мя ико­на пре­бы­ва­ет в Свя­то-Ильин­ском хра­ме Свя­то-Успен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Ор­ши.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-o-shanskaja


Жития
Писание