☀️ неподвижный годовой круг:
• 14 сентября (1 сентября)
• (начало индикта – церковное новолетие)
• прав. Иисуса Навина (XVI до РХ)
• мц. Калли́сты, мчч. Ево́да, Ермоге́на (309)
• сщмч. Аифа́ла (380)
• мцц. 40 дев постниц, сщмч. Амму́на Ираклийского (IV)
• прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы Каппадокийской (ок. 428)
• прп. Диони́сия Малого (до 556)
• прмц. Татианы (Грибковой), мч. Наталии (Козловой) (1937)
• икон Божией Матери: Миасинская (в память обре́тения Ее иконы) (864), Черниговская-Гефсиманская (1869), Августо́вская (1914), Александрийская, «Всеблаженная» (в Казани)


☦️
Начало индикта – церковное новолетие.
Юрий Рубан (канд. ист. наук, канд. богословия) о новолетии: Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество, а сегодняшняя дата (сентябрьская) имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?
Историки знают, что инди́кт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.
Первоначально «инди́кция» (лат. indictio – «провозглашение») – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счёт времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми» (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73).
В современном русском православном календаре, как уже было сказано, под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, итд).
Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сентября 2000 года н. э. = 1 сентября 7509 года от сотворения мира, 9-й год индикта; 14 сентября 2006 года = 1 сентября 7515 года от сотворения мира, 15-й год индикта; 14 сентября 2007 года = 1 сентября 7516 года от сотворения мира, 1-й год индикта; 14 сентября 2017 года = 1 сентября 7526 года от сотворения мира, 11-й год индикта, и т. д.

прп. Паисий Святогорец о «календарной проблеме»:
https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/zhitie-startsa-paisija-svjatogortsa/17#sel=121:1,131:31 (2021: ссылка не работает)

☦️
Праведный Иису́с Навин, праотец.
Пре­ем­ник Мо­и­сея Бо­го­вид­ца, ро­дом из ко­ле­на Еф­ре­мо­ва. Жил в XVI в. до РX, по­сле смер­ти про­ро­ка Мо­и­сея был во­ждем Из­ра­иль­ско­го на­ро­да. Он за­во­е­вал обе­то­ван­ную зем­лю и ввел в нее ев­рей­ский на­род. Гос­подь явил через Иису­са На­ви­на ве­ли­кие чу­де­са. Евреи про­шли через ре­ку Иор­дан, как по­су­ху. Иису­су На­ви­ну яв­лял­ся Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил. Сте­ны го­ро­да Иери­хо­на, оса­жден­но­го из­ра­иль­тя­на­ми, па­ли са­ми со­бой по­сле то­го, как Ков­чег За­ве­та об­но­си­ли во­круг го­ро­да в те­че­ние се­ми дней. На­ко­нец, во вре­мя сра­же­ния с непри­я­те­лем Иисус На­вин, по ве­ле­нию Бо­жию, оста­но­вил дви­же­ние солн­ца и про­длил день до то­го вре­ме­ни, по­ка не бы­ла одер­жа­на по­бе­да. По­сле окон­ча­ния вой­ны Иисус На­вин раз­де­лил обе­то­ван­ную зем­лю меж­ду 12-ю ко­ле­на­ми Из­ра­иль­ски­ми и скон­чал­ся 110-ти лет от ро­ду (XVI в. до РX), за­по­ве­дав на­ро­ду хра­нить за­кон Мо­и­се­ев. Все эти со­бы­тия из­ло­же­ны в Кни­ге Иису­са На­ви­на (гла­вы 3, 5, 6, 10), вхо­дя­щей в со­став Биб­лии.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/728

☦️
Мученица Калли́ста и братья ее мученики Ево́д и Ермоге́н.
Свя­тые му­че­ни­ки Кал­ли­ста и род­ные ее бра­тья Евод и Ер­мо­ген, ни­ко­ми­дий­ские хри­сти­ане, пред­ста­ли пе­ред су­дом язы­че­ско­го пра­ви­те­ля за ис­по­ве­да­ние сво­ей ве­ры во Хри­ста. От­ка­зав­шись при­не­сти жерт­ву идо­лам, они бы­ли усе­че­ны ме­чом († 309).

☦️
Священномученик Аифа́л Персидский, диакон.
Епи­скоп Акеп­сим (день памяти 16 ноября) воз­глав­лял хри­сти­ан­скую Цер­ковь в пер­сид­ском го­ро­де На­ес­соне. Паства го­ря­чо лю­би­ла свя­ти­те­ля за его по­движ­ни­че­скую жизнь и неустан­ные пас­тыр­ские тру­ды. Царь Са­пор по­ве­лел разыс­ки­вать и каз­нить хри­сти­ан­ское ду­хо­вен­ство, был схва­чен и епи­скоп Акеп­сим, в то вре­мя вось­ми­де­ся­ти­лет­ний ста­рец. Его при­ве­ли в го­род Ар­бе­лу, где он пред­стал пред су­дом Ар­да­ха – жре­ца бо­га солн­ца. Свя­той ста­рец от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву пер­сид­ским бо­гам. За это его же­сто­ко из­би­ли и за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, ку­да на сле­ду­ю­щий день по­сле тя­же­лей­ших пы­ток бы­ли бро­ше­ны се­ми­де­ся­ти­лет­ний пре­сви­тер Иосиф и диа­кон Аифал. Три го­да свя­тых дер­жа­ли в узах, то­ми­ли го­ло­дом, жаж­дой. В храм бо­га ог­ня, на­хо­див­ший­ся неда­ле­ко от Ар­бе­лы, при­был царь Са­пор, по­же­лав­ший ви­деть трех свя­тых му­че­ни­ков. Из­мож­ден­ные, по­кры­тые гно­я­щи­ми­ся яз­ва­ми, свя­тые пред­ста­ли пе­ред ца­рем и на его тре­бо­ва­ния вновь твер­до от­ка­за­лись по­кло­нить­ся язы­че­ским бо­гам, ис­по­ве­дуя ве­ру во Хри­ста. Свя­то­му епи­ско­пу от­сек­ли го­ло­ву, а пре­сви­те­ра и диа­ко­на от­пра­ви­ли в го­род и там по­би­ли кам­ня­ми. Казнь пре­сви­те­ра Иоси­фа дли­лась несколь­ко ча­сов. Воз­ле ме­ста каз­ни бы­ла по­став­ле­на стра­жа, чтобы хри­сти­ане не взя­ли те­ла свя­то­го му­че­ни­ка. На чет­вер­тую ночь над го­ро­дом про­нес­ся силь­ный ура­ган, мол­ния уби­ла стра­жу, ве­тер раз­ме­тал кам­ни, и те­ло свя­то­го Иоси­фа ис­чез­ло. Диа­кон Аифал был от­ве­ден в се­ле­ние Пат­ри­ас и там был по­бит кам­ня­ми. Хри­сти­ане тай­но по­греб­ли его те­ло, на мо­ги­ле свя­то­го вы­рос­ло де­ре­во, пло­ды ко­то­ро­го при­но­си­ли ис­це­ле­ние.
Свя­той му­че­ник Аифал диа­кон по при­ка­за­нию пер­сид­ско­го ца­ря Са­по­ра II был по­бит кам­ня­ми за ис­по­ве­да­ние Име­ни Хри­сто­ва в 380 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/958

☦️
Свя­тые 40 дев пост­ниц. Священномученик Амму́н Ираклийский, диакон.
Свя­тые 40 дев и свя­той Ам­мун диа­кон, про­све­тив­ший их све­том Хри­сто­вой ве­ры, му­че­ни­че­ски скон­ча­лись за Хри­ста при рим­ском им­пе­ра­то­ре Ли­ки­нии в на­ча­ле IV ве­ка в го­ро­де Адри­а­но­по­ле Ма­ке­дон­ском. Пра­ви­тель Вавд под­верг свя­тых му­че­ни­ков мно­гим пыт­кам, чтобы при­ну­дить их от­речь­ся от Хри­ста и по­кло­нить­ся идо­лам. По­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний все они бы­ли от­прав­ле­ны в Ирак­лию к дру­го­му му­чи­те­лю, пе­ред ко­то­рым так­же твер­до ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста, от­ка­зав­шись при­не­сти жерт­ву идо­лам. По при­ка­за­нию му­чи­те­ля свя­той Ам­мун и с ним восемь дев бы­ли обез­глав­ле­ны, 10 дев бы­ли со­жже­ны, шесть из них скон­ча­лись по­сле то­го, как им вло­же­но бы­ло в уста рас­ка­лен­ное же­ле­зо, шесть дев бы­ли за­ко­ло­ты но­жом, осталь­ные уби­ты ме­ча­ми.

☦️
Преподобный Симео́н Столпник, Антиохийский и его мать Ма́рфа Каппадокийская
Свя­той Си­ме­он ро­дил­ся в пре­де­лах Ан­тио­хии Си­рий­ской в се­ре­дине IV ве­ка от бед­ных ро­ди­те­лей. В юно­сти он пас овец сво­е­го от­ца. Од­на­жды, при­дя в храм, он услы­шал пе­ние за­по­ве­дей Бла­женств (Мф.5:3-12), и в нем за­ро­ди­лась жаж­да пра­вед­ной жиз­ни. Си­ме­он на­чал усерд­но мо­лить­ся Бо­гу и про­сить ука­зать ему, как до­стичь под­лин­ной пра­вед­но­сти. Вско­ре ему при­сни­лось, что он ко­па­ет зем­лю как бы для фун­да­мен­та под зда­ние. Го­лос ему ска­зал: «Ко­пай глуб­же». Си­ме­он стал усерд­нее ко­пать. Счи­тая вы­ры­тую яму до­ста­точ­ной глу­би­ны, он оста­но­вил­ся, но тот же го­лос по­ве­лел ему ко­пать еще глуб­же. То же по­ве­ле­ние по­вто­ри­лось несколь­ко раз. То­гда Си­ме­он стал ко­пать без­оста­но­воч­но, по­ка та­ин­ствен­ный го­лос не оста­но­вил его сло­ва­ми: «До­воль­но! А те­перь, ес­ли хо­чешь стро­ить, строй, тру­дясь при­леж­но, по­то­му что без тру­да ни в чем не до­стиг­нешь успе­ха». Ре­шив стать мо­на­хом, свя­той Си­ме­он по­ки­нул ро­ди­тель­ский дом и при­нял ино­че­ство в со­сед­ней оби­те­ли. Здесь он про­вел неко­то­рое вре­мя в мо­на­ше­ских по­дви­гах мо­лит­вы, по­ста и по­слу­ша­ния, а за­тем для еще боль­ших по­дви­гов он уеди­нил­ся в си­рий­скую пу­сты­ню. Здесь свя­той Си­ме­он по­ло­жил на­ча­ло но­во­му ви­ду по­движ­ни­че­ства: «столп­ни­че­ства». По­стро­ив столп в несколь­ко мет­ров вы­со­ты, он по­се­лил­ся на нем и этим ли­шил се­бя воз­мож­но­сти при­лечь и от­дох­нуть. Стоя днем и но­чью, как све­ча в пря­мом по­ло­же­нии, он по­чти непре­рыв­но мо­лил­ся и раз­мыш­лял о Бо­ге. Кро­ме стро­жай­ше­го воз­дер­жа­ния в пи­ще, он доб­ро­воль­но пе­ре­но­сил мно­го ли­ше­ний: дождь, зной и сту­жу. Пи­тал­ся он раз­мо­чен­ной пше­ни­цей и во­дой, ко­то­рые при­но­си­ли ему доб­рые лю­ди.
Его необы­чай­ный по­двиг стал из­ве­стен во мно­гих стра­нах, и к нему на­ча­ло сте­кать­ся мно­же­ство по­се­ти­те­лей из Ара­вии, Пер­сии, Ар­ме­нии, Гру­зии, Ита­лии, Ис­па­нии и Бри­та­нии. Ви­дя его необык­но­вен­ную си­лу ду­ха и вни­мая его вдох­но­вен­ным на­став­ле­ни­ям, мно­гие языч­ни­ки убеж­да­лись в ис­тин­но­сти хри­сти­ан­ской ве­ры и при­ни­ма­ли кре­ще­ние.
Свя­той Си­ме­он спо­до­бил­ся да­ра ис­це­лять ду­шев­ные и те­лес­ные бо­лез­ни и пред­ви­дел бу­ду­щее. Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий II Млад­ший (408–450 гг.) очень ува­жал пре­по­доб­но­го Си­мео­на и ча­сто сле­до­вал его со­ве­там. Ко­гда им­пе­ра­тор скон­чал­ся, его вдо­ва ца­ри­ца Ев­до­кия бы­ла со­вра­ще­на в мо­но­фи­зит­скую ересь. Мо­но­фи­зи­ты не при­зна­ва­ли во Хри­сте две при­ро­ды – Бо­же­скую и че­ло­ве­че­скую, а лишь од­ну Бо­же­скую. Пре­по­доб­ный Си­ме­он вра­зу­мил ца­ри­цу, и она опять ста­ла пра­во­слав­ной хри­сти­ан­кой. Но­вый им­пе­ра­тор Мар­ки­ан (450–457 гг.) в одеж­де про­сто­лю­ди­на тай­но по­се­щал пре­по­доб­но­го и со­ве­то­вал­ся с ним. По со­ве­ту пре­по­доб­но­го Си­мео­на Мар­ки­ан со­звал в Хал­ки­доне IV Все­лен­ский Со­бор в 451 го­ду, ко­то­рый осу­дил мо­но­фи­зит­ское лже­уче­ние.
Свя­той Си­ме­он жил бо­лее ста лет и скон­чал­ся во вре­мя мо­лит­вы в 459 го­ду. Его мо­щи по­чи­ва­ли в Ан­тио­хии. Пра­во­слав­ная Цер­ковь в бо­го­слу­же­нии, по­свя­щен­ном свя­то­му Си­мео­ну, на­зы­ва­ет его «небес­ным че­ло­ве­ком, зем­ным Ан­ге­лом и све­тиль­ни­ком все­лен­ной».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/727

☦️
Преподобный Диони́сий Малый.
Пре­по­доб­ный Ди­о­ни­сий Ма­лый — ос­но­ва­тель хри­сти­ан­ско­го ле­то­счис­ле­ния — был по про­ис­хож­де­нию скиф, но боль­шую часть сво­ей жиз­ни про­вел в Ри­ме в мо­на­ше­стве. Он при­был ту­да в кон­це V ве­ка и оста­вал­ся там до са­мой смер­ти. Позд­ней­шие пи­са­те­ли на­зы­ва­ют его аб­ба­том, но от­сю­да не сле­ду­ет, что он дей­стви­тель­но был на­сто­я­те­лем ка­ко­го-ни­будь мо­на­сты­ря. Это был боль­шой зна­ток Св. Пи­са­ния, стро­гий блю­сти­тель всех мо­на­ше­ских доб­ро­де­те­лей и, преж­де все­го, сми­ре­ния, в знак че­го он и на­зы­вал се­бя Exigunis (Ма­лый). При пре­крас­ном зна­нии гре­че­ско­го язы­ка, он, как пе­ре­вод­чик, ока­зал важ­ные услу­ги цер­ков­но­му пра­ву и хри­сти­ан­ской хро­но­ло­гии, ис­то­рии мо­на­ше­ства и дог­ма­ти­ке. Ему при­над­ле­жат сле­ду­ю­щие тво­ре­ния: 1) Со­бра­ние де­я­ний со­бо­ров, из­дан­ное в двух ре­дак­ци­ях. Обе ре­дак­ции со­сто­ят из пе­ре­во­да 50 апо­столь­ских пра­вил, гре­че­ско­го со­бра­ния де­я­нии со­бо­ров Ни­кей­ско­го, Ан­кир­ско­го, Неоке­са­рий­ско­го, Ган­гр­ско­го, Ан­тио­хий­ско­го, Ла­оди­кий­ско­го, Кон­стан­ти­но­поль­ско­го и 27 ка­но­нов Хал­ки­дон­ско­го (при этом не до­ста­ет 28–30 глав), рав­но как 21 пра­ви­ла Сар­дин­ско­го и опре­де­ле­ний Кар­фа­ген­ско­го от 419. Обе ре­дак­ции по­свя­ще­ны епи­ско­пу Сте­фа­ну Са­лон­ско­му. 2) До­воль­но дол­го спу­стя по­сле вто­рой ре­дак­ции Со­бра­ния со­бо­ров, яви­лось Со­бра­ние де­кре­та­лий, древ­ней­ший сбор­ник это­го ро­да. Оно со­дер­жит в се­бе по­сла­ния Си­ри­ция Рим­ско­го (384–398 г.) в 15 гла­вах, два­дцать од­но по­сла­ние Ин­но­кен­тия I, од­но Зо­си­мы, че­ты­ре от вре­мен Бо­ни­фа­ция I, три Це­ле­сти­на, семь Льва I, од­но Ге­ла­сия и од­но Ана­ста­сия I. 3) Пас­ха­лия, про­дол­же­ние 95-лет­ней пас­ха­лии Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ско­го, ко­то­рая за­кан­чи­ва­лась 531 го­дом. В 525 г. Ди­о­ни­сий про­дол­жил эту ра­бо­ту, по­вто­рил по­след­ний де­вят­на­дца­ти­лет­ний цикл Ки­рил­ла и при­со­еди­нил с 532 г. еще пять даль­ней­ших. Во­шед­шую со вре­ме­ни Ни­кей­ско­го со­бо­ра на Во­сто­ке в упо­треб­ле­ние алек­сан­дрий­скую пас­ха­лию он ввел в ла­тин­скую цер­ковь, ко­то­рая до­то­ле дер­жа­лась 84-лет­не­го цик­ла Вик­то­рия, и ока­зал этим нема­лую услу­гу в де­ле еди­не­ния церк­ви. Он пе­ре­стал ве­сти ле­то­счис­ле­ние от Дио­кли­ти­а­на, это­го без­бож­но­го го­ни­те­ля хри­сти­ан, а на­чал счи­тать го­ды ab incarnatione Domini (от во­пло­ще­ния Гос­по­да), и та­ким об­ра­зом был ос­но­ва­те­лем хри­сти­ан­ско­го ле­то­счис­ле­ния. Рож­де­ние Хри­ста он по­ла­гал, как те­перь из­вест­но, непра­виль­но, в 754 г. от ос­но­ва­ния Ри­ма, и имен­но 25 де­каб­ря 1 го­да сво­ей эры; днем «во­пло­ще­ния» счи­тал 25 мар­та. Его пас­халь­ный круг вско­ре был при­нят Ри­мом, а за­тем и в осталь­ной Ита­лии, к кон­цу VI ве­ка в Гал­лии, на­ко­нец с 729 г. в бри­тан­ской церк­ви. Во вре­мя Кар­ла Ве­ли­ко­го, Ди­о­ни­си­е­во ле­то­счис­ле­ние, как его на­зы­ва­ли на За­па­де, во­шло в офи­ци­аль­ное упо­треб­ле­ние в церк­ви. Дру­гие его про­из­ве­де­ния со­сто­ят из раз­ных по­сла­ний и пе­ре­во­дов.

☦️
Преподобномученица Татиа́на Грибкова, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Та­ти­а­на ро­ди­лась в 1879 го­ду в де­ревне Щу­ки­но Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Гриб­ко­ва.
В 1896 го­ду Та­тья­на по­сту­пи­ла в Ка­зан­ский Го­ло­вин­ский жен­ский мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся в де­вя­ти вер­стах от Моск­вы. Оби­тель бы­ла ос­но­ва­на в 1876 го­ду, – сна­ча­ла име­но­ва­лась об­щи­ной, а в 1886 го­ду бы­ла об­ра­ще­на в мо­на­стырь. Здесь бы­ло два ка­мен­ных и два де­ре­вян­ных хра­ма, боль­ни­ца, бо­га­дель­ня, ико­но­пис­ная ма­стер­ская и шко­ла, под­ви­за­лось без ма­ло­го две­сти се­стер. В 1925 го­ду мо­на­стырь был со­вет­ской вла­стью лик­ви­ди­ро­ван. Та­тья­на по­се­ли­лась вме­сте с сест­рой в род­ном се­ле.
Во вре­мя же­сто­ких го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, оче­ред­ная вол­на ко­то­рых при­шлась на 1937 год, бы­ли оформ­ле­ны с по­мо­щью лже­сви­де­те­лей по­ка­за­ния, об­ви­ня­ю­щие по­слуш­ни­цу Та­тья­ну.
Два­дца­ти­пя­ти­лет­ний ком­му­нист Куз­не­цов, сни­мав­ший в до­ме Та­тья­ны ком­на­ту, на­пи­сал на нее 13 мая 1937 го­да до­нос на­чаль­ни­ку НКВД Кун­цев­ско­го рай­о­на. За­кон­чил он его прось­бой: «Для бо­лее кон­крет­но­го под­твер­жде­ния я мо­гу ока­зать вам по­мощь, но про­шу мо­е­го име­ни ей не со­об­щать, так как я с ней жи­ву в од­ной квар­ти­ре и это при­ве­дет к неко­то­рой непри­ят­но­сти».
30 мая лже­сви­де­тель был вы­зван на до­прос. Сле­до­ва­тель спро­сил его, что он мо­жет ска­зать о Та­тьяне Гриб­ко­вой.
– В до­ме Гриб­ко­вой про­жи­ваю с ок­тяб­ря 1935 го­да, – от­ве­чал лже­сви­де­тель. – Она в про­шлом мо­наш­ка, в дан­ное вре­мя ни­где не ра­бо­та­ет, жи­вет с сест­рой, ко­то­рая ра­бо­та­ет ак­тив­но в кол­хо­зе. В до­ме Гриб­ко­вой про­жи­ва­ет че­ты­ре се­мей­ства, на сред­ства от экс­плу­а­та­ции жил­пло­ща­ди она в боль­шей ме­ре и жи­вет, к то­му же за­ни­ма­ет­ся ку­стар­ным ре­меслом – сте­га­ет оде­я­ла, ее по­се­ща­ет очень мно­го на­ро­ду… Ча­сто ее по­се­ща­ет мо­на­ше­ская пуб­ли­ка, по­се­ща­ет ее еще од­на граж­дан­ка, ко­то­рая бе­рет у Гриб­ко­вой ли­те­ра­ту­ру, бы­ва­ют так­же мест­ные жи­те­ли, и са­ма Гриб­ко­ва по ве­че­рам по­се­ща­ла очень мно­гих, осо­бен­но пе­ред ре­ли­ги­оз­ны­ми празд­ни­ка­ми. Кро­ме то­го, она пе­ред ре­ли­ги­оз­ны­ми празд­ни­ка­ми уез­жа­ет в Моск­ву, где по­се­ща­ет вся­кую по­пов­скую бра­тию и сво­их быв­ших мо­на­стыр­ских зна­ко­мых. Она, по-ви­ди­мо­му, име­ет хо­ро­шие зна­ком­ства с выс­шим ду­хо­вен­ством, зна­ет ар­хи­ерея Пи­ти­ри­ма и дру­гих свя­щен­но­слу­жи­те­лей и бы­ва­ет в та­ком об­ще­стве, где яко­бы ве­дут­ся ин­тим­ные бе­се­ды о том, что ско­ро дол­жен прид­ти Гит­лер. Она бы­ва­ет осве­дом­ле­на о тех на­зна­че­ни­ях по­пов, ко­то­рые про­ис­хо­дят в Москве в Си­но­де. На­при­мер, об аре­сте Пи­ти­ри­ма она го­во­ри­ла: ес­ли бы его на Пас­ху не за­бра­ли, то во всех церк­вях бы­ла бы тьма на­ро­ду. По всем дан­ным, у ней со­хра­ни­лись зо­ло­тые за­па­сы, так как в пер­вые го­ды ре­во­лю­ции она про­во­ди­ла сбо­ры зо­ло­та на по­мощь ца­рю Ни­ко­лаю для борь­бы за «оте­че­ство». Име­ет мно­го ре­ли­ги­оз­ных книг и бро­шюр. По сво­им на­стро­е­ни­ям она враж­деб­ная лич­ность, про­во­дит ан­ти­со­вет­ские бе­се­ды, рас­пус­ка­ет слу­хи о при­хо­де ан­ти­хри­ста, при­чем пер­вым ан­ти­хри­стом она счи­та­ет то­ва­ри­ща Ле­ни­на. Кол­хо­зы она счи­та­ет бар­щи­ной; го­во­ри­ла в фев­ра­ле 1937 го­да, что ту­да со­гна­ли лю­дей, но ли­ша­ют их сво­бо­ды, хле­ба им не да­ют. По во­про­су ре­ли­гии она дер­жит­ся опре­де­лен­но­го мне­ния, что в ско­ром вре­ме­ни власть долж­на из­ме­нить­ся и ре­ли­гия вос­тор­же­ству­ет. По от­но­ше­нию во­ждей пар­тии и пра­ви­тель­ства она про­из­но­си­ла ряд оскор­би­тель­ных вы­ра­же­ний, с за­клю­че­ни­ем то­го, что по­сколь­ку у вла­сти нет на­ших рус­ских, то, несо­мнен­но, они долж­ны пре­дать рус­ский на­род…
Несмот­ря на до­нос и по­ка­за­ния лже­сви­де­те­ля, по­слуш­ни­ца не бы­ла то­гда аре­сто­ва­на. Арест со­сто­ял­ся лишь 9 ав­гу­ста 1937 го­да по­сле ука­за Ста­ли­на от 5 ав­гу­ста 1937 го­да о про­ве­де­нии мас­со­вых аре­стов.
Она бы­ла за­клю­че­на в Но­вин­скую тюрь­му в Москве. 10 ав­гу­ста на­ча­лись до­про­сы.
– Со­би­ра­ли ли вы в 1917 го­ду зо­ло­то в по­мощь ца­рю Ни­ко­лаю?
– Нет, не со­би­ра­ла ни­ко­гда.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что ваш дом по­се­ща­ют раз­лич­ные слу­жи­те­ли ре­ли­ги­оз­но­го куль­та, и в част­но­сти из быв­ше­го мо­на­сты­ря. Под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Нет, ме­ня ни­кто не по­се­ща­ет, за ис­клю­че­ни­ем то­го, что рань­ше по­се­ща­ла ме­ня од­на мо­на­хи­ня, моя род­ствен­ни­ца.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния рас­про­стра­ня­е­те ре­ли­ги­оз­ную ли­те­ра­ту­ру. Под­твер­жда­е­те ли это?
– Нет, ни­ко­му ре­ли­ги­оз­ной ли­те­ра­ту­ры я чи­тать не да­ва­ла.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы си­сте­ма­ти­че­ски ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, вос­хва­ля­е­те Гит­ле­ра. Под­твер­жда­е­те ли это?
– Это я пол­но­стью от­ри­цаю, ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не про­во­ди­ла.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы рас­про­стра­ня­е­те раз­ную кле­ве­ту на во­ждей со­вет­ской вла­сти. Под­твер­жда­е­те ли это?
– От­ри­цаю. Ни­ка­кой кле­ве­ты я ни­ко­гда не рас­про­стра­ня­ла.
– Сви­де­тель Куз­не­цов ули­ча­ет вас в том, что вы в его при­сут­ствии неод­но­крат­но вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные мыс­ли по адре­су со­вет­ской вла­сти и ее ру­ко­вод­ства. По­че­му вы это скры­ва­е­те от след­ствия?
– Я при нем ни­ко­гда контр­ре­во­лю­ци­он­ных мыс­лей не вы­ска­зы­ва­ла. Во­об­ще, я ни­че­го не скры­ваю, то, что не го­во­ри­ла, то от­ри­цаю…
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди кол­хоз­ни­ков. При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ной?
– Ви­нов­ной се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции не при­знаю, так как ни­ко­гда ее не ве­ла.
10 сен­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Та­тья­ну к рас­стре­лу.
По­слуш­ни­ца Ка­зан­ско­го Го­ло­вин­ско­го мо­на­сты­ря Та­ти­а­на (Гриб­ко­ва) бы­ла рас­стре­ля­на 14 сен­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Мученица Ната́лия Козлова.
Свя­тая му­че­ни­ца На­та­лия (На­та­лия Ива­нов­на Коз­ло­ва) ро­ди­лась 12 сен­тяб­ря 1895 го­да в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье се­ла Чу­ри­ки Ско­пин­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии.
В се­мье, имев­шей пя­те­рых де­тей На­та­лия бы­ла млад­шим ре­бен­ком. Ро­ди­те­ли смог­ли при­вить сво­им де­тям тра­ди­ци­он­ное кре­стьян­ское тру­до­лю­бие, лю­бовь к Бо­гу и Церк­ви, дать воз­мож­ное – для кре­стьян­ских де­тей то­го вре­ме­ни – об­ра­зо­ва­ние. Так, На­та­лия успеш­но окон­чи­ла трех­класс­ную сель­скую шко­лу, бы­ла гра­мот­ной и с боль­шим ин­те­ре­сом чи­та­ла Кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ду­хов­ную ли­те­ра­ту­ру. Она ста­ра­лась не про­пус­кать ни од­но­го цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния. О бла­го­че­стии кре­стьян­ской се­мьи Коз­ло­вых го­во­рит и тот факт, что од­на из се­стер свя­той му­че­ни­цы На­та­лии – Мат­ро­на – при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг.
Ко­гда На­та­лия до­стиг­ла со­вер­шен­но­ле­тия, она бы­ла вы­да­на за­муж, за сво­е­го од­но­сель­ча­ни­на Сте­па­на Коз­ло­ва — че­ло­ве­ка тру­до­лю­би­во­го и глу­бо­ко ве­ру­ю­ще­го. В бра­ке у них ро­ди­лось во­семь де­тей.
Рус­ская кре­стьян­ская се­мья Коз­ло­вых жи­ла ис­клю­чи­тель­но сво­и­ми мо­лит­ва­ми и тру­да­ми. Они име­ли на­дел зем­ли, до­маш­нюю ско­ти­ну и все необ­хо­ди­мое для зем­ле­дель­че­ских тру­дов. В зим­ние ме­ся­цы гла­ва се­мьи за­ни­мал­ся от­хо­жим про­мыс­лом – он имел в Москве свою неболь­шую тор­гов­лю го­то­вым пла­тьем.
Но неумо­ли­мо сгу­ща­лись ту­чи над Рус­ской зем­лей. Рос­сия по­гру­жа­лась в ужас­ную про­пасть бо­го­бор­че­ства, неве­рия и без­бо­жия.
К 1935 го­ду из вось­ми де­тей Коз­ло­вых в жи­вых оста­лось толь­ко чет­ве­ро. То вре­мя бы­ло страш­ным и смут­ным, но при­бли­жа­лись еще бо­лее тяж­кие вре­ме­на. Один из ныне здрав­ству­ю­щих сы­но­вей На­та­лии Ива­нов­ны — 79-лет­ний Алек­сандр Сте­па­но­вич — пи­шет: «В те да­ле­кие, чу­до­вищ­но тра­ги­че­ские го­ды по­стра­да­ла и на­ша ма­туш­ка Коз­ло­ва На­та­лия Ива­нов­на, мать вось­ми де­тей, в вос­пи­та­ние ко­то­рых она вкла­ды­ва­ла свое го­ря­чее серд­це и доб­рую ис­крен­нюю ду­шу. С ве­ли­кой бла­го­дар­но­стью мы хра­ним ее ма­те­рин­ское теп­ло, за­бо­ту и лас­ку.
Глу­бо­ко, очень глу­бо­ко, неиз­ле­чи­мо ра­ни­мы оста­лись на­ши дет­ские ду­ши, по­сле по­те­ри ро­ди­те­лей. В 1935 го­ду, в ян­ва­ре ме­ся­це от­ня­ли у нас до­ро­го­го нам па­па­шу, нас оста­лось в то вре­мя чет­ве­ро несо­вер­шен­но­лет­них де­тей с ис­ка­ле­чен­ны­ми судь­ба­ми. За­стре­ли­ли па­пу мест­ные ру­ко­во­ди­те­ли (ком­му­ни­сты) за то, что он их по­кри­ти­ко­вал на об­щем со­бра­нии се­лян, за их тво­ри­мое без­об­ра­зие».
По­сле тра­ги­че­ской смер­ти от­ца се­мью по­стиг­ло еще од­но несча­стье. В 1936 го­ду за неупла­ту так на­зы­ва­е­мых «го­судар­ствен­ных пла­те­жей» у Коз­ло­вых бы­ла изъ­ята ло­шадь. Что зна­чи­ла ло­шадь для кре­стья­ни­на в то вре­мя – нетруд­но пред­ста­вить. На­та­лии Ива­новне толь­ко и оста­ва­лось, что са­мой ста­но­вить­ся за плуг или со­ху, а ма­ло­лет­ним де­тям — над­ры­ва­ясь, тя­нуть ог­лоб­ли.
Од­на­ко свя­тая му­че­ни­ца На­та­лия в это скорб­ное для се­мьи и для всей на­шей стра­ны вре­мя яви­ла со­бой об­ра­зец непо­ко­ле­би­мой ве­ры, ис­по­вед­ни­че­ства, на­деж­ды на ми­лость Бо­жию и, из­ли­вая неис­ся­ка­е­мую лю­бовь к ближ­ним, ста­ра­лась уте­шить и сво­их де­тей и от­ча­яв­ших­ся од­но­сель­чан. Она бы­ла вы­бра­на сна­ча­ла каз­на­че­ем, а за­тем и ста­ро­стой Бо­го­яв­лен­ской церк­ви се­ла Чу­ри­ки. За усерд­ные тру­ды на поль­зу Свя­той Церк­ви 26 июня 1935 го­да она бы­ла на­граж­де­на бла­го­сло­вен­ной По­чет­ной гра­мо­той пра­вя­ще­го ар­хи­ерея. На долж­но­сти каз­на­чея и ста­ро­сты сво­е­го род­но­го при­ход­ско­го хра­ма На­та­лия Ива­нов­на нес­ла боль­шие тру­ды по обес­пе­че­нию всем необ­хо­ди­мым для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний. Она по­чти каж­дую неде­лю ез­ди­ла в Моск­ву, где при­об­ре­та­ла цер­ков­ные све­чи и ка­гор, у се­бя на до­му пек­ла просфо­ры.
В де­каб­ре 1936 го­да в Чу­ри­ках бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но мас­со­вое ше­ствие бо­лее 200 че­ло­век ве­ру­ю­щих к сель­ско­му со­ве­ту, с тре­бо­ва­ни­ем осво­бо­дить из-под аре­ста свя­щен­ни­ка Ев­ге­ния Свет­ло­ва, быв­ше­го на­сто­я­те­ля Бо­го­яв­лен­ской церк­ви их род­но­го се­ла.
Нерав­но­душ­ной оста­лась На­та­лия Ива­нов­на и к то­му, что по­ло­ви­ну хра­ма кол­хоз изъ­ял под зер­но­хра­ни­ли­ще, и она при­зы­ва­ла на­род до­би­вать­ся воз­вра­ще­ния неза­кон­но и без­осно­ва­тель­но изъ­ято­го у Бо­га и ве­ру­ю­щих. В мае 1937 го­да по ини­ци­а­ти­ве Цер­ков­но­го Со­ве­та Бо­го­яв­лен­ско­го хра­ма со­сто­я­лось мно­го­чис­лен­ное со­бра­ние ве­ру­ю­щих се­ла Чу­ри­ки. В июне На­та­лия Ива­нов­на вме­сте с чле­ном Цер­ков­но­го Со­ве­та Ва­си­ли­ем Мат­ве­е­ви­чем Аб­рам­ки­ным ез­ди­ли в Моск­ву в при­ем­ную М. И. Ка­ли­ни­на, ку­да пе­ре­да­ли бо­лее 400 под­пи­сей сво­их од­но­сель­чан с тре­бо­ва­ни­ем воз­вра­тить изъ­ятую по­ло­ви­ну хра­ма ве­ру­ю­щим.
Не по­бо­я­лась свя­тая му­че­ни­ца На­та­лия под­дер­жи­вать связь и с на­хо­дя­щим­ся то­гда в за­клю­че­нии свя­щен­но­му­че­ни­ком Иг­на­ти­ем (Сад­ков­ским), епи­ско­пом Ско­пин­ским. В свое вре­мя, до его аре­ста, она два­жды бы­ла при­ня­та им в Ско­пине, по цер­ков­ным де­лам при­хо­да. На до­про­се ее ни­сколь­ко не сму­тил во­прос сле­до­ва­те­ля — по­че­му она под­дер­жи­ва­ет связь с «вра­га­ми на­ро­да», т. е. епи­ско­пом Иг­на­ти­ем и на­хо­дя­щим­ся в за­клю­че­нии свя­щен­ни­ком Чу­ри­ков­ской церк­ви от­цом Ев­ге­ни­ем Свет­ло­вым. Для нее, ис­тин­ной пра­во­слав­ной хри­сти­ан­ки, эти об­сто­я­тель­ства не име­ли устра­ша­ю­ще­го зна­че­ния, да­же в те вре­ме­на все­об­ще­го до­но­си­тель­ства. Свя­тая му­че­ни­ца На­та­лия по­сту­па­ла по сло­вам апо­сто­ла Пав­ла: «…но­си­те тя­го­ты друг дру­га и та­ко ис­пол­ни­те За­кон Хри­стов…» (Гал. 6; 2). Свя­щен­но­му­че­ни­ку Иг­на­тию, епи­ско­пу Ско­пин­ско­му и пре­бы­вав­ше­му с ним в за­клю­че­нии про­то­ди­а­ко­ну она от­прав­ля­ла день­ги, а со свя­щен­ни­ком Ев­ге­ни­ем Свет­ло­вым ве­ла пе­ре­пис­ку, рас­ска­зы­вая о всех цер­ков­ных де­лах на при­хо­де.
Та­кая ак­тив­ная де­я­тель­ность свя­той му­че­ни­цы На­та­лии, как цер­ков­ной ста­ро­сты, не «со­от­вет­ство­ва­ла» раз­ру­ши­тель­ным пла­нам но­вых вла­сти­те­лей Рос­сии. По их по­ня­ти­ям, слиш­ком ак­тив­ны бы­ли цер­ков­ни­ки в Чу­ри­ках.
По­ста­нов­ле­ние УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти (в то вре­мя Ря­зан­щи­на вхо­ди­ла в Мос­ков­скую об­ласть на пра­вах рай­о­на) от 14 ав­гу­ста 1937 го­да гла­си­ло: «Граж­дан­ка Коз­ло­ва На­та­лья Ива­нов­на, 1895 го­да рож­де­ния, про­ис­хо­дит из се­ла Чу­ри­ки…, ак­тив­ная цер­ков­ни­ца еди­но­лич­ни­ца, до­ста­точ­но изоб­ли­ча­ет­ся в том, что бу­дучи враж­деб­но на­стро­е­на к со­вет­ской вла­сти ве­дет сре­ди кол­хоз­ни­ков ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную на раз­вал кол­хо­за, вме­сте с этим ве­дет сре­ди на­се­ле­ния ре­ли­ги­оз­ную про­па­ган­ду, вы­ска­зы­ва­ет по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния и тер­ро­ри­сти­че­ские за­яв­ле­ния по адре­су ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и чле­нов со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства. Осе­нью 1936 г. ор­га­ни­зо­ва­ла контр­ре­во­лю­ци­он­ное ше­ствие цер­ков­ни­ков в ко­ли­че­стве 150 че­ло­век, ко­то­рые угро­жа­ли рас­пра­вой сель­ским ком­му­ни­стам и ак­ти­ви­стам за арест по­па Свет­ло­ва.
… Граж­дан­ку Коз­ло­ву На­та­лью Ива­нов­ну при­влечь в ка­че­стве об­ви­ня­е­мой по ст. 58 п. 10 УК, ме­рой пре­се­че­ния… из­брать со­дер­жа­ние в Ско­пин­ской тюрь­ме».
Предъ­яв­лен­ные ей об­ви­не­ния в ан­ти­со­вет­ской и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти На­та­лия Ива­нов­на ка­те­го­ри­че­ски от­ри­ца­ла.
Вме­сте со свя­той му­че­ни­цей На­та­ли­ей бы­ли аре­сто­ва­ны чле­ны Цер­ков­но­го Со­ве­та Бо­го­яв­лен­ской церк­ви се­ла Чу­ри­ки Ва­си­лий Мат­ве­е­вич Аб­рам­кин и Ва­си­лий Да­ни­ло­вич Ор­лов. Уже 16 ав­гу­ста 1937 го­да все они бы­ли пе­ре­прав­ле­ны в Та­ган­скую тюрь­му, где 10 сен­тяб­ря то­го же го­да По­ста­нов­ле­ни­ем за­се­да­ния Трой­ки УНКВД СССР по Мос­ков­ской об­ла­сти им был вы­не­сен при­го­вор, опре­де­ля­ю­щий выс­шую ме­ру на­ка­за­ния – рас­стрел.
Этот при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 14 сен­тяб­ря 1937 го­да вбли­зи по­сел­ка Бу­то­во Ле­нин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти на ограж­ден­ной тер­ри­то­рии по­ли­го­на НКВД СССР.

☦️
Икона Богородицы Миасинская.
Ми­а­син­ская (Азу­ров­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­лу­чи­ла свое на­зва­ние от Ми­а­син­ской оби­те­ли, на­хо­див­шей­ся в Ар­ме­нии.
В пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ства Ми­а­син­ская до­ли­на, в ко­то­рой поз­же был ос­но­ван мо­на­стырь, бы­ла гу­сто за­се­ле­на языч­ни­ка­ми. Од­на­ко к на­ча­лу V в., усту­пая ме­сто хри­сти­ан­ству, язы­че­ство по­чти пол­но­стью ис­чез­ло с ли­ца зем­ли. По рас­по­ря­же­нию го­судар­ствен­ной вла­сти язы­че­ские ка­пи­ща раз­ру­ша­лись, а на их ме­сте воз­во­ди­лись хри­сти­ан­ские хра­мы. Епи­скоп Ме­ли­тин­ский прп. Ака­кий (па­мять 17 ап­ре­ля и 15 сен­тяб­ря) по­же­лал по­стро­ить в Ми­а­си­нах храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По­след­ние языч­ни­ки не мог­ли от­кры­то про­ти­во­сто­ять епи­ско­пу, но пы­та­лись вся­че­ски ме­шать ему. Несмот­ря на это, епи­скоп по­стро­ил храм и тор­же­ствен­но освя­тил но­во­со­здан­ную цер­ковь. Та­ким об­ра­зом, по вы­ра­же­нию со­ста­ви­те­ля жи­тия св. Ака­кия, «иде­же кро­ва­вые сквер­ные диа­во­лу тво­ря­ху­ся тре­бы, та­мо бес­кров­ная, чи­стая на­ча при­но­си­ти­ся Бо­гу жерт­ва, и со­вер­ша­ху­ся чу­де­са бла­го­да­тию Пре­чи­стыя Бо­го­ма­те­ре».
Впо­след­ствии во­круг это­го хра­ма воз­ник­ла оби­тель, ко­то­рая так­же по­лу­чи­ла на­зва­ние Ми­а­син­ской. Мо­на­стырь рас­по­ла­гал­ся на р. Азур, от­сю­да дру­гое на­зва­ние чу­до­твор­ной ико­ны – Азу­ров­ская. Глав­ной свя­ты­ней оби­те­ли бы­ла на­хо­дя­ща­я­ся в ней чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ко­гда и кем она бы­ла на­пи­са­на, све­де­ний не со­хра­ни­лось.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-miasinskaja

☦️
Икона Богородицы Черниговская-Гефсиманская.
Чер­ни­гов­ская-Геф­си­ман­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся спис­ком с про­слав­лен­ной Чер­ни­гов­ской-Ильин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая на­хо­ди­лась в Тро­иц­ком Ильин­ском мо­на­сты­ре близ Чер­ни­го­ва, на Бол­ди­ной го­ре, где в XI в. неко­то­рое вре­мя под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ский. Опи­са­нию чу­дес от этой ико­ны, на­чав­ших­ся 16–24 ап­ре­ля 1662 го­да, свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский по­свя­тил кни­гу «Ру­но Оро­шен­ное», за­кан­чи­вая ко­то­рую он пи­сал: «Ко­нец книж­ки, но не чу­дес Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ибо кто мо­жет их ис­чис­лить». Бла­го­дат­ная си­ла этой ико­ны про­яви­лась и в ее спис­ках.
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Чер­ни­гов­ская-Геф­си­ман­ская бы­ла на­пи­са­на на по­лотне в XVIII в. и пе­ре­да­на в 1852 го­ду в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру Алек­сан­дрой Гри­горь­ев­ной Филип­по­вой, бла­го­го­вей­но хра­нив­шей ее у се­бя чет­верть ве­ка. (К ней эта ико­на пе­ре­шла как бла­го­сло­ве­ние хоть­ков­ско­го свя­щен­ни­ка Иоан­на Алек­се­е­ва, ко­то­ро­му, в свою оче­редь, она до­ста­лась от од­но­го из мо­на­хов Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры.) По со­ве­ту на­мест­ни­ка Лав­ры ар­хи­манд­ри­та Ан­то­ния († 1 мая 1877) ико­на бы­ла по­ме­ще­на в но­во­устро­ен­ном пе­щер­ном хра­ме в честь свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла, ко­то­рый был освя­щен 27 ок­тяб­ря 1851 го­да мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Фила­ре­том († 19 но­яб­ря 1867), при­ни­мав­шим де­я­тель­ное уча­стие в стро­и­тель­стве Геф­си­ман­ско­го ски­та. Та­ким об­ра­зом, ико­на впи­та­ла бла­го­дат­ные то­ки всей ис­то­рии Рус­ской Церк­ви

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-chernigovskaja-gefsimanskaja

☦️
Икона Богородицы Августо́вская.
28 фев­ра­ля 2008 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий по пред­став­ле­нию Из­да­тель­ско­го Со­ве­та Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бла­го­сло­вил вне­сти в офи­ци­аль­ный ме­ся­це­слов празд­но­ва­ние в честь Ав­гу­стов­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Но­вое празд­но­ва­ние при­уро­че­но к 1/14 сен­тяб­ря – дню чу­дес­но­го яв­ле­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы рус­ским вой­скам в 1914 го­ду на се­ве­ро-за­пад­ном фрон­те, неза­дол­го до по­бе­ды в Ав­гу­стов­ском сра­же­нии, в рай­оне го­ро­да Ав­гу­сто­ва Су­валк­ской гу­бер­нии Рос­сий­ской им­пе­рии (ныне на тер­ри­то­рии Во­сточ­ной Поль­ши). Это чу­дес­ное со­бы­тие про­изо­шло на вто­рой ме­сяц вой­ны, по­лу­чи­ло ши­ро­кую оглас­ку в цер­ков­ной и свет­ской пе­ча­ти и вы­зва­ло боль­шое во­оду­шев­ле­ние в вой­сках и в ты­лу.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-avgustovskaja

☦️
Икона Богородицы Александрийская.
На­зва­ние ико­ны про­ис­хо­дит от еги­пет­ско­го го­ро­да Алек­сан­дрии – од­но­го из цен­тров ран­не­го хри­сти­ан­ства. Све­де­ний об этом об­ра­зе со­хра­ни­лось немно­го, и со­хра­нив­ша­я­ся ин­фор­ма­ция про­ти­во­ре­чи­ва.
В кни­ге свя­то­го но­во­му­че­ни­ка Ев­ге­ния По­се­ля­ни­на пи­шет­ся: «По изо­бра­же­нию на ста­рин­ных гра­вю­рах ико­на пред­став­ля­ет из се­бя по­яс­ной об­раз Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Бо­гом­ла­ден­цем, Ко­то­ро­го Она под­дер­жи­ва­ет пра­вой ру­кой». Фра­за «под­дер­жи­ва­ет пра­вой ру­кой» раз­ны­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми вос­при­ни­ма­ет­ся неод­но­знач­но.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-aleksandrijskaja

☦️
Икона Богородицы «Всеблаженная» (в Казани).
Ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, име­ну­е­мая «Все­б­ла­жен­ная», или «Па­ма­ка­ри­ста», при­сла­на в 1905 го­ду Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Иоаки­мом III в бла­го­сло­ве­ние и уте­ше­ние гра­ду Ка­за­ни по­сле свя­то­тат­ствен­но­го по­хи­ще­ния из со­бор­но­го хра­ма Ка­зан­ско­го Бо­го­ро­дич­но­го жен­ско­го мо­на­сты­ря чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в ночь с 28 на 29 июня 1904 го­да. Эта ико­на – точ­ный спи­сок с на­хо­див­шей­ся в Кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­ар­шем хра­ме осо­бо чти­мой ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Все­б­ла­жен­ной», един­ствен­ной древ­ней свя­ты­ни, уцелев­шей в Кон­стан­ти­но­по­ле, в хра­ме во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, по­сле мно­го­чис­лен­ных раз­граб­ле­ний.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-vseblazhennaja


Жития
Писание