☀️ неподвижный годовой круг:
• 13 сентября (31 августа)
• сщмч. Киприа́на Карфагенского (258) 📚
• Положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы (395–408)
• свт. Геннадия Цареградского (471) 📚
• сщмчч. Александра (Любимова), Владимира (Двинского) (1918)
• сщмчч. Михаила (Косухина), Мирона (Ржепика) (1937)
• сщмч. Димитрия (Смирнова) (1938)
• Собор новомучеников Ясеновацких (1941–1944)


☦️
Священномученик Киприа́н Карфагенский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ки­при­ан, епи­скоп Кар­фа­ген­ский, ро­дил­ся око­ло 200 го­да в го­ро­де Кар­фа­гене (Се­вер­ная Аф­ри­ка), где про­тек­ла вся его жизнь и де­я­тель­ность. Фас­ций Ки­при­ан был сы­ном бо­га­то­го се­на­то­ра-языч­ни­ка, по­лу­чил пре­крас­ное свет­ское об­ра­зо­ва­ние и стал бле­стя­щим ора­то­ром, учи­те­лем крас­но­ре­чия и фило­со­фии в Кар­фа­ген­ской шко­ле. Он ча­сто вы­сту­пал в су­дах как хо­да­тай и за­щит­ник по де­лам сво­их со­граж­дан. Ки­при­ан впо­след­ствии вспо­ми­нал, что дол­го «оста­вал­ся в глу­бо­кой мгле ноч­ной.., да­ле­кий от све­та Ис­ти­ны». Со­сто­я­ние, до­став­ше­е­ся от ро­ди­те­лей и на­жи­тое сво­ей де­я­тель­но­стью, зна­ме­ни­тый ри­тор тра­тил на рос­кош­ные пи­ры, но они не мог­ли за­глу­шить в нем жаж­ды ис­ти­ны. За­ин­те­ре­со­вав­шись хри­сти­ан­ством, он по­зна­ко­мил­ся с со­чи­не­ни­я­ми апо­ло­ге­та пре­сви­те­ра Тер­тул­ли­а­на (ро­дил­ся ок. 160 г.). Впо­след­ствии свя­ти­тель пи­сал, что ему ка­за­лось невоз­мож­ным то­гда при его на­вы­ках до­стичь обе­щан­но­го Спа­си­те­лем воз­рож­де­ния.
Из та­ко­го тя­же­ло­го и нере­ши­тель­но­го со­сто­я­ния его вы­вел друг и ру­ко­во­ди­тель, пре­сви­тер Це­ци­лий. В 46-лет­нем воз­расте уче­ней­ший языч­ник был при­нят в хри­сти­ан­скую об­щи­ну как огла­шен­ный. Еще до при­ня­тия Кре­ще­ния он раз­дал ни­щим все име­ние и пе­ре­се­лил­ся в дом пре­сви­те­ра Це­ци­лия. Мо­гу­чее дей­ствие воз­рож­да­ю­щей бла­го­да­ти Бо­жи­ей, по­лу­чен­ной им в Кре­ще­нии, свя­ти­тель Ки­при­ан опи­сал в пись­ме к дру­гу До­на­ту: «Ко­гда воз­рож­да­ю­щая вол­на очи­сти­ла нечи­сто­ты мо­ей преж­ней жиз­ни, свет, ти­хий и яс­ный, нис­шел с Неба в серд­це мое. Ко­гда вто­рое рож­де­ние Ду­хом Небес­ным из­ме­ни­ло ме­ня в но­во­го че­ло­ве­ка, то чуд­ным об­ра­зом укре­пил­ся я про­тив со­мне­ний,от­кры­лись тай­ны, осве­ти­лось тем­ное… я узнал, что жив­шее во мне по пло­ти для гре­ха при­над­ле­жа­ло зем­ле, а на­ча­лось те­перь Бо­жие, жи­ву­щее Ду­хом Свя­тым. В Бо­ге и от Бо­га вся на­ша си­ла; от Него – на­ша кре­пость. Через Него мы, жи­вя на зем­ле, име­ем пред­чув­ствие бу­ду­ще­го бла­жен­но­го со­сто­я­ния». При­мер­но через год по­сле Кре­ще­ния свя­той был ру­ко­по­ло­жен во пре­сви­те­ра, а ко­гда умер Кар­фа­ген­ский епи­скоп До­нат, все еди­но­душ­но из­бра­ли, епи­ско­пом свя­то­го Ки­при­а­на. Он дал свое со­гла­сие, по­ви­ну­ясь на­сто­я­тель­ным прось­бам, и был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Кар­фа­ген­ско­го око­ло 248 го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-kiprian-karfagenskij

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/723

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfagenskij/
• Книга к Деметриану
• Книга о суете идолов
Три книги свидетельств, против иудеев
Книга о единстве Церкви
• Книга об одежде девственниц
• Книга о падших
• Книга о молитве Господней
• Книга о смертности
• Книга о благотворении и милостынях
• Книга о благе терпения
• Книга о ревности и зависти
• Книга о зрелищаx
• Книга о похвале мученичеству к Моисею, Максиму и другим исповедникам
• Письма
Письмо к Фортунату о не выдержавших мучений

☦️
Положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы (395–408).
Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395–408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886–911), от Пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.
Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен Пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Константинопольскому Патриарху Евфимию II (память 5 августа – греч.). Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: Пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил Пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной Пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.
В память происшедшего чуда и двукратного положения честного Пояса был установлен праздник Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого Пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии.

☦️
Святитель Генна́дий, патриарх Константинопольский.
Свя­ти­тель Ген­на­дий, пат­ри­арх Ца­ре­град­ский, был по­став­лен на пре­стол Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви в 458 го­ду, в цар­ство­ва­ние свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Льва Ве­ли­ко­го (457–474). О его жиз­ни из­вест­но из кни­ги «Луг ду­хов­ный», где бы­ли за­пи­са­ны рас­ска­зы ино­ков оби­те­ли Са­ла­ма (близ Алек­сан­дрии) пре­по­доб­ных Со­фро­ния и Иоан­на. Эти ино­ки при пат­ри­ар­хе Ген­на­дии бы­ли кли­ри­ка­ми Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви. Свя­ти­тель Ген­на­дий от­ли­чал­ся кро­то­стью, тер­пе­ни­ем, чи­сто­той и воз­дер­жа­ни­ем. О си­ле его мо­лит­вы мож­но су­дить из сле­ду­ю­ще­го слу­чая: в церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка Елев­фе­рия в Кон­стан­ти­но­по­ле был недо­стой­ный кли­рик Ха­ри­сим, про­во­див­ший жизнь в ле­но­сти, нечи­сто­те и да­же за­ни­мав­ший­ся раз­бо­ем и вол­шеб­ством. Свя­ти­тель Ген­на­дий дол­го с кро­то­стью и тер­пе­ни­ем уве­ще­вал его, но Ха­ри­сим не из­ме­нял сво­е­го по­ве­де­ния. Пат­ри­арх при­бег к стро­го­сти и по­ве­лел дать недо­стой­но­му кли­ри­ку несколь­ко уда­ров для вра­зум­ле­ния. Но и по­сле на­ка­за­ния он не ис­пра­вил­ся. То­гда свя­ти­тель Ген­на­дий по­ру­чил сво­е­му по­слан­цу об­ра­тить­ся от его име­ни к свя­то­му му­че­ни­ку Елев­фе­рию (па­мять 4 ав­гу­ста), в церк­ви ко­то­ро­го слу­жил Ха­ри­сим. При­дя в храм, по­слан­ник пат­ри­ар­ха стал пе­ред ал­та­рем, про­тя­нул ру­ку ко гро­бу му­че­ни­ка и ска­зал: «Свя­той му­че­ник Елев­фе­рий! Пат­ри­арх Ген­на­дий воз­ве­ща­ет те­бе через ме­ня греш­но­го, что кли­рик Ха­ри­сим, слу­жа­щий в тво­ем хра­ме, со­вер­ша­ет мно­гие без­за­ко­ния и тво­рит со­блаз­ны; по­се­му ты или ис­правь его, или от­се­ки его от Церк­ви». На сле­ду­ю­щее утро Ха­ри­сим был най­ден мерт­вым. Дру­гой слу­чай, сви­де­тель­ству­ю­щий о ве­ли­кой си­ле мо­лит­вы свя­ти­те­ля Ген­на­дия, про­изо­шел с од­ним жи­во­пис­цем, ко­то­рый осме­лил­ся на­пи­сать об­раз Хри­ста, при­дав Спа­си­те­лю чер­ты язы­че­ско­го бо­же­ства Зев­са. Ру­ка жи­во­пис­ца, со­вер­шив­шая та­кое свя­то­тат­ство, тот­час ис­сох­ла. Жи­во­пи­сец при­нес в церк­ви по­ка­я­ние, ис­по­ве­дав при всех свой грех пат­ри­ар­ху. Свя­ти­тель Ген­на­дий по­мо­лил­ся о со­гре­шив­шем, и ру­ка жи­во­пис­ца ис­це­ли­лась.
Для устра­не­ния воз­ник­ших в Церк­ви без­за­кон­ных дей­ствий и лже­уче­ний свя­ти­тель Ген­на­дий со­звал По­мест­ный Со­бор, на ко­то­ром бы­ла осуж­де­на ересь Ев­ти­хия и за­пре­ще­на си­мо­ния (по­свя­ще­ние в сан за мзду). Свя­ти­тель за­бо­тил­ся о том, чтобы ли­ца, же­лав­шие при­нять свя­щен­ный сан, бы­ли хо­ро­шо зна­ко­мы со Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем и зна­ли на­изусть Псал­тирь.
Во вре­мя пат­ри­ар­ше­ства свя­ти­те­ля Ген­на­дия в Кон­стан­ти­но­по­ле был по­стро­ен храм в честь свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. То­гда же некий се­на­тор Сту­дий, при­шед­ший из Ри­ма, ос­но­вал мо­на­стырь, ко­то­рый стал из­ве­стен впо­след­ствии как «Сту­дий­ский». Цер­ков­ным эко­но­мом при свя­том пат­ри­ар­хе Ген­на­дии был пре­по­доб­ный Мар­ки­ан (па­мять 10 ян­ва­ря). Свя­ти­тель ру­ко­по­ло­жил во пре­сви­те­ра пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла Столп­ни­ка (па­мять 11 де­каб­ря). Свя­ти­тель Ген­на­дий был ав­то­ром бе­сед и тол­ко­ва­ния на про­ро­ка Да­ни­и­ла (со­чи­не­ния до нас не до­шли). Из­вест­но его «Окруж­ное по­сла­ние про­тив си­мо­нии», утвер­жден­ное Со­бо­ром 459 го­да. Свя­ти­тель Ген­на­дий управ­лял Кон­стан­ти­но­поль­ской Цер­ко­вью 13 лет. Он мир­но скон­чал­ся в 471 го­ду.
Од­на­жды во вре­мя ноч­ной мо­лит­вы свя­ти­те­лю бы­ло воз­ве­ще­но, что по­сле его смер­ти на его паст­ву бу­дут силь­ные на­па­де­ния вра­га. Он непре­стан­но воз­но­сил мо­лит­вы о ми­ре Церк­ви, чтобы Гос­подь со­хра­нил ее неодо­лен­ной вра­та­ми ада.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/724

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Konstantinopolskij/
• Окружное Послание
• Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Окружное послание Геннадия Константинопольского

☦️
Священномученики Алекса́ндр Любимов, пресвитер и Влади́мир Двинский, диакон.
Отец Алек­сандр Лю­би­мов ро­дил­ся в 1884 го­ду в де­ревне По­лонск Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. За­кон­чив в 1905 го­ду Псков­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, он по­сту­пил ра­бо­тать учи­те­лем в при­ход­скую шко­лу. Через год был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­тем во иерея к Свя­то-Тро­иц­ко­му ка­фед­раль­но­му со­бо­ру во Пско­ве. В 1907 го­ду он был на­зна­чен в Ильин­ский храм По­лон­ско­го по­го­ста Псков­ской гу­бер­нии. Это был мно­го­чис­лен­ный при­ход, при ко­то­ром дей­ство­ва­ла бо­га­дель­ня. Отец Алек­сандр вел ши­ро­кую пре­по­да­ва­тель­скую де­я­тель­ность, яв­ля­ясь за­ко­но­учи­те­лем сра­зу в че­ты­рех шко­лах. Диа­ко­ном в Ильин­ском хра­ме слу­жил Вла­ди­мир Двин­ский. Сов­мест­ное мно­го­лет­нее слу­же­ние свя­за­ло их уза­ми ду­хов­но­го род­ства.
Отец Вла­ди­мир Двин­ский про­ис­хо­дил из ро­да свя­щен­но­слу­жи­те­лей, отец его так­же слу­жил в По­лон­ске, се­мья Двин­ских жи­ла в ро­до­вой усадь­бе, ко­то­рая рас­по­ла­га­лась ря­дом с Ильин­ской цер­ко­вью. Отец Вла­ди­мир, кро­ме ис­пол­не­ния сво­их диа­кон­ских обя­зан­но­стей, мно­го лет тру­дил­ся на по­при­ще ду­хов­но­го про­све­ще­ния. Он со­сто­ял за­ко­но­учи­те­лем в двух зем­ских шко­лах. И сво­им де­тям, ко­то­рых бы­ло пя­те­ро, он ста­рал­ся дать об­ра­зо­ва­ние. Все­го в Ильин­ской церк­ви он про­слу­жил 40 лет, 30 из ко­то­рых в сане диа­ко­на.
По­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та отец Алек­сандр и отец Вла­ди­мир про­дол­жа­ли сов­мест­ное слу­же­ние на сво­ем при­хо­де. Ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Цер­ковь, оба свя­щен­но­слу­жи­те­ля оста­ва­лись вер­ны­ми сво­е­му дол­гу: про­по­ве­ды­ва­ли, разъ­яс­ня­ли суть про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий и при­зы­ва­ли при­хо­жан от­ста­и­вать цер­ков­ное иму­ще­ство. 10 сен­тяб­ря 1918 го­да оба свя­щен­но­слу­жи­те­ля бы­ли аре­сто­ва­ны по до­но­су. По­сле ко­рот­ко­го до­про­са от­де­лом Пет­ро­град­ской ЧК они бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу. При­го­вор был немед­лен­но при­ве­ден в ис­пол­не­ние, рас­стрел про­из­во­ди­ла груп­па че­ки­стов в ро­ще за По­лон­ским по­го­стом.

☦️
Священномученик Михаил Косухин, пресвитер.
В ХХ ве­ке на­ча­лись кро­ва­вые го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Вла­сти, ста­вив­шие сво­ей це­лью уни­что­же­ние Церк­ви, бы­ли бес­по­щад­ны ко всем – и к мо­ло­дым лю­дям, ед­ва пе­ре­сту­пив­шим по­рог со­вер­шен­ных лет, и к глу­бо­ким стар­цам.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 7 ян­ва­ря 1858 го­да в се­ле Ярен­ском Ка­ля­зин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сея Ко­су­хи­на. Окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. В храм се­ла Дым­це­во Бе­жец­ко­го уез­да он был на­зна­чен в 1907 го­ду и про­слу­жил здесь до сво­е­го аре­ста.
В трид­ца­тых го­дах из род­ных у него оста­лись бра­тья, один из ко­то­рых жил в Поль­ше, дру­гой – свя­щен­ство­вал в Твер­ской об­ла­сти, и дочь-де­ви­ца, ко­то­рая и по­мо­га­ла пре­ста­ре­ло­му от­цу. До 1929 го­да о. Ми­ха­ил имел хо­зяй­ство, со­сто­яв­шее из ло­ша­ди, ко­ро­вы, трех де­ся­тин зем­ли и пя­ти­де­ся­ти се­мей пчел, но в том го­ду все хо­зяй­ство и иму­ще­ство бы­ло изъ­ято, дом был ото­бран, и они с до­че­рью по­се­ли­лись в цер­ков­ной сто­рож­ке. Са­мо­го свя­щен­ни­ка вла­сти то­гда не аре­сто­ва­ли и не вы­сла­ли, по­ла­гая, что по­сколь­ку свя­щен­ни­ку уже за семь­де­сят лет, то он сам вско­ре умрет или не в си­лах бу­дет слу­жить, и то­гда храм все рав­но бу­дет за­крыт.
Это­го, од­на­ко, не слу­чи­лось – свя­щен­ник слу­жил и слу­жил, а его пре­клон­ный воз­раст и бли­зость смер­ти при­да­ва­ли ему еще бо­лее ре­ши­мо­сти и дерз­но­ве­ния. И он не упус­кал ни од­ной воз­мож­но­сти для про­по­ве­ди. За эту рев­ность по Бо­гу и о спа­се­нии душ вве­рен­но­го ему Гос­по­дом сло­вес­но­го ста­да при­хо­жане лю­би­ли его и го­то­вы бы­ли все­гда прий­ти к нему на по­мощь.
Вла­сти, ви­дя ре­ши­мость и непре­клон­ность свя­щен­ни­ка, на­ча­ли его пре­сле­до­вать. Поль­зу­ясь тем, что цер­ков­ная сто­рож­ка, где жил о. Ми­ха­ил, сто­я­ла за пре­де­ла­ми цер­ков­ной огра­ды, рай­он­ный и об­ласт­ной ис­пол­ко­мы по­ста­но­ви­ли вы­се­лить свя­щен­ни­ка, отобрать у хра­ма зда­ние сто­рож­ки для раз­ме­ще­ния в нем ве­те­ри­нар­ной ле­чеб­ни­цы. Пред­се­да­тель Дым­цев­ско­го сель­со­ве­та стал тре­бо­вать, чтобы свя­щен­ник ушел из сто­рож­ки, он при­хо­дил к нему с этим тре­бо­ва­ни­ем неод­но­крат­но, но о. Ми­ха­ил вся­кий раз от­ве­чал, что ни при ка­ких об­сто­я­тель­ствах не по­кинет цер­ков­но­го зда­ния.
То­гда в вос­кре­се­нье 25 мар­та 1936 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та ве­лел вы­ста­вить ра­мы в сто­рож­ке, и так как в это вре­мя на ули­це бы­ло еще очень хо­лод­но, то он на­де­ял­ся, что свя­щен­ник сам уй­дет из до­ма. Но это­го не слу­чи­лось. В тот же день о. Ми­ха­ил по­сле вос­крес­но­го бо­го­слу­же­ния и про­по­ве­ди ска­зал, что по­сколь­ку сель­со­вет вы­нул у него в до­ме ра­мы, то он об­ра­ща­ет­ся к при­хо­жа­нам, чтобы они про­си­ли вла­сти вер­нуть ему ра­мы, так как на дво­ре еще хо­лод­но.
В хра­ме в это вре­мя при­сут­ство­ва­ло око­ло ста пя­ти­де­ся­ти че­ло­век, и все они пря­мо из хра­ма по­шли к сель­со­ве­ту. Пред­се­да­тель, на­пу­ган­ный иду­щей к сель­со­ве­ту тол­пой, за­пер все две­ри и спря­тал­ся. Лю­ди, най­дя все две­ри за­пер­ты­ми, ста­ли хо­дить во­круг до­ма, и, зная, что пред­се­да­тель сель­со­ве­та на­хо­дит­ся внут­ри, кри­ча­ли ему, чтобы он воз­вра­тил окон­ные ра­мы, но тот ни­ка­ких при­зна­ков жиз­ни из до­ма не по­да­вал, и при­хо­жа­нам при­шлось в кон­це кон­цов разой­тись.
Ра­мы не бы­ли воз­вра­ще­ны, но о. Ми­ха­ил не ушел из цер­ков­ной сто­рож­ки; при­хо­жа­нам он го­во­рил: «Я из до­ма ни­ку­да не пой­ду, я стар и ни­че­го не бо­юсь». Вы­се­лить его из цер­ков­ной сто­рож­ки на­силь­но мест­ные вла­сти не по­сме­ли, и он с тем же бес­стра­ши­ем про­дол­жал слу­жить и про­по­ве­до­вать. К Па­схе то­го же го­да за ис­прав­ную служ­бу он был на­граж­ден ар­хи­ере­ем на­перс­ным кре­стом.
Толь­ко через год, при на­ступ­ле­нии по­все­мест­ных го­не­ний, о. Ми­ха­ил был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бе­жец­кую тюрь­му. Неза­дол­го пе­ред этим свя­щен­ни­ку ис­пол­ни­лось семь­де­сят де­вять лет; он тя­же­ло бо­лел и в те­че­ние несколь­ких ме­ся­цев не вста­вал с по­сте­ли, пе­ре­дви­гал­ся толь­ко с по­мо­щью до­че­ри. При­е­хав­шие со­труд­ни­ки НКВД, под­няв за ру­ки и за но­ги, за­бро­си­ли его в ма­ши­ну и увез­ли в тюрь­му. Вы­зван­ный для ме­ди­цин­ско­го осви­де­тель­ство­ва­ния врач по­ста­вил ди­а­гноз: мио­кар­дит, и как след­ствие – отеч­ность ног; пол­ное от­сут­ствие зу­бов, стар­че­ская дрях­лость. К физи­че­ско­му тру­ду тю­рем­ный врач при­знал его непри­год­ным.
На­ча­лись до­про­сы.
– Ка­кие про­по­ве­ди и на­став­ле­ния вы да­ва­ли ве­ру­ю­щим, ка­са­ю­щи­е­ся со­вет­ской вла­сти?
– Я ве­ру­ю­щим про­по­ве­до­вал ча­сто, но о со­вет­ской вла­сти и по­ли­ти­ке ни­че­го не го­во­рил.
– В мар­те ме­ся­це се­го го­да вы про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди ве­ру­ю­щих и ор­га­ни­зо­ва­ли мас­со­вое вы­ступ­ле­ние ве­ру­ю­щих с тре­бо­ва­ни­ем к сель­со­ве­ту воз­вра­ще­ния вам до­ма. Под­твер­жда­е­те это?
– 25 мар­та я дей­стви­тель­но про­по­ве­до­вал в церк­ви, а по­сле служ­бы я ве­ру­ю­щим ска­зал, что сель­со­вет у ме­ня вы­нул ра­мы из до­ма, я про­сил их, чтобы они по­шли и по­про­си­ли сель­со­вет вер­нуть мне ра­мы, так как вре­мя бы­ло еще хо­лод­ное. Ве­ру­ю­щие, ко­то­рые при­сут­ство­ва­ли в церк­ви, а их при­сут­ство­ва­ло при­мер­но 100–150 че­ло­век, все по­шли тре­бо­вать ра­мы у пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та, но ра­мы сель­со­вет не вер­нул.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии о про­ве­де­нии ва­ми контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти?
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Вы от­ри­ца­е­те свою пре­ступ­ность в про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, но след­стви­ем и сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми точ­но уста­нов­ле­но, что вы про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность; тре­бу­ем прав­ди­вых по­ка­за­ний.
– По­вто­ряю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил, а про­по­ве­ди ве­ру­ю­щим го­во­рил…
2 ав­гу­ста след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и де­ло на­прав­ле­но на рас­смот­ре­ние Трой­ки НКВД, ко­то­рая 10 ав­гу­ста при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ко­су­хи­на к рас­стре­лу.
В ре­зуль­та­те ли дей­ствий сле­до­ва­те­ля Го­ло­фа­ста, ко­то­рый до­пра­ши­вал о. Ми­ха­и­ла, или тя­же­лых усло­вий со­дер­жа­ния в пе­ре­пол­нен­ной ка­ме­ре тюрь­мы, но у свя­щен­ни­ка ока­за­лось сло­ман­ным ле­вое бед­ро, он не мог хо­дить и не смог бы до­брать­ся до ме­ста рас­стре­ла. 16 ав­гу­ста по рас­по­ря­же­нию адми­ни­стра­ции тюрь­мы о. Ми­ха­ил был пе­ре­ве­ден в Бе­жец­кую го­род­скую боль­ни­цу, где про­жил, при­го­во­рен­ный к рас­стре­лу, 29 дней и 13 сен­тяб­ря 1937 го­да скон­чал­ся.

☦️
Священномученик Миро́н Ржепик, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­рон ро­дил­ся в чеш­ской бла­го­че­сти­вой ка­то­ли­че­ской се­мье от Иоан­на и Ма­рии Рже­пи­ков 21 ап­ре­ля 1885 г. в де­ревне Куч­ка­ров­ка Луц­ко­го уез­да Во­лын­ской гу­бер­нии. 2 мая 1885 г. он был кре­щен в Луц­ком Ка­фед­раль­ном Ри­мо-Ка­то­ли­че­ском ко­сте­ле с име­нем Ми­ро­слав. Вос­при­ем­ни­ка­ми при свя­том кре­ще­нии бы­ли: Иосиф и Ма­рия. В 1887 го­ду вся се­мья Рже­пи­ков при­со­еди­ни­лась к Пра­во­сла­вию в том же го­ро­де Луц­ке, а Ми­ро­сла­ва на­рек­ли име­нем Ми­рон в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Ми­ро­на Ки­зи­че­ско­го, па­мять ко­то­ро­го со­вер­ша­ет­ся 17/30 ав­гу­ста. В 1900 г. Ми­рон за­кан­чи­ва­ет Кле­ван­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и по­сту­па­ет в Во­лын­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, ко­то­рую за­кан­чи­ва­ет в 1906 г. по пер­во­му раз­ря­ду и удо­ста­и­ва­ет­ся зва­ния дей­стви­тель­ный сту­дент.
С 1906 г. по 1910 г. он сту­дент Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, ко­то­рую окон­чил со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. 7 сен­тяб­ря 1910 г. он на­прав­ля­ет­ся пре­по­да­ва­те­лем в Та­ври­че­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию.
Же­нив­шись на Ели­за­ве­те Пет­ровне, Ми­рон Ива­но­вич 7 ок­тяб­ря 1912 г. при­ни­ма­ет сан свя­щен­ства и на­прав­ля­ет­ся за­ко­но­учи­те­лем в Лу­бен­скую Учи­тель­ную Се­ми­на­рию Пол­тав­ской гу­бер­нии, а уже 2 сен­тяб­ря 1915 г. его пе­ре­во­дят в Ка­шин­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию Твер­ской гу­бер­нии в ка­че­стве пре­по­да­ва­те­ля Свя­щен­но­го Пи­са­ния и вре­мен­но ис­пол­ня­ю­ще­го обя­зан­но­сти ин­спек­то­ра.
По­сле ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 г. все Ду­хов­ные учре­жде­ния со­вет­ской вла­стью бы­ли упразд­не­ны. С 1918 г. Ка­шин­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию ре­ор­га­ни­зо­ва­ли в шко­лу вто­рой сту­пе­ни, где Рже­пик М.И. стал пре­по­да­вать в ней ино­стран­ные язы­ки и чер­че­ние.
В ап­ре­ле 1926 го­да отец Ми­рон пе­ре­ез­жа­ет в г. Сер­ги­ев (ныне г. Сер­ги­ев По­сад) и на­зна­ча­ет­ся на­сто­я­те­лем Пят­ниц­ко­го хра­ма, на ме­сто умер­ше­го на­сто­я­те­ля про­то­и­е­рея Ев­ге­ния Алек­сан­дро­ви­ча Во­рон­цо­ва, где вско­ре воз­во­дит­ся в сан про­то­и­е­рея.
По­сле за­кры­тия в 1928 го­ду Пят­ниц­ко­го хра­ма он пе­ре­хо­дит слу­жить в храм свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (Вос­кре­сен­ский).
5 ап­ре­ля 1930 го­да он был аре­сто­ван в со­ста­ве 60-ти свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян Мос­ков­ской об­ла­сти и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-miron-rzhepik

☦️
Священномученик Дими́трий Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся в 1868 го­ду в се­ле Чер­ня­е­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье Ва­си­лия Ти­мо­фе­е­ви­ча Смир­но­ва, 47 лет про­слу­жив­ше­го свя­щен­ни­ком. В 1883 го­ду Дмит­рий Ва­си­лье­вич окон­чил Зве­ни­го­род­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и несколь­ко лет про­жи­вал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми.
В ап­ре­ле 1889 го­да Дмит­рий Смир­нов по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Ка­зан­скую цер­ковь в се­ле Ко­тель­ни­ки Мос­ков­ско­го уез­да. В но­яб­ре 1910 го­да он был пе­ре­ме­щен на долж­ность пса­лом­щи­ка во Влахерн­скую цер­ковь в се­ле Влахерн­ское-Кузь­мин­ки то­го же уез­да. 18 мар­та 1912 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к это­му хра­му.

21 сен­тяб­ря 1928 го­да отец Ди­мит­рий был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Тро­иц­ко­му хра­му в се­ле Ер­шо­во Зве­ни­го­род­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.

Как и все свя­щен­но­слу­жи­те­ли, отец Ди­мит­рий об­кла­ды­вал­ся без­бож­ны­ми вла­стя­ми боль­шим на­ло­гом, ко­то­рый с тру­дом уда­ва­лось за­пла­тить. В 1937 го­ду в свя­зи с неупла­той оче­ред­но­го на­ло­га он был оштра­фо­ван, и по­сколь­ку штраф то­же не уда­лось за­пла­тить, в фев­ра­ле 1938 го­да у него бы­ло опи­са­но все иму­ще­ство.
Без­бож­ные вла­сти ле­том 1937 го­да при­ня­ли ре­ше­ние физи­че­ски рас­пра­вить­ся с Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. Го­не­ния по­все­мест­но уси­ли­лись, кру­гом аре­сто­вы­ва­лись свя­щен­но­слу­жи­те­ли и ми­ряне, ко­то­рые без вся­кой ви­ны осуж­да­лись к рас­стре­лу или дли­тель­но­му за­клю­че­нию в ла­герь. В ок­тяб­ре 1937 го­да без­бож­ни­ки аре­сто­ва­ли и через ме­сяц рас­стре­ля­ли род­но­го бра­та от­ца Ди­мит­рия про­то­и­е­рея Все­во­ло­да Смир­но­ва, слу­жив­ше­го в Успен­ской церк­ви в се­ле Дер­мен­це­во Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
15 мар­та 1938 го­да сле­до­ва­те­ли Зве­ни­го­род­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД вы­зва­ли на до­прос несколь­ко сви­де­те­лей, ко­то­рые да­ли необ­хо­ди­мые го­ни­те­лям по­ка­за­ния про­тив от­ца Ди­мит­рия.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-smirnov-presviter

☦️
Собор новомучеников Ясеновацких.
Ясе­но­вац (хорв. Jasenovac) – си­сте­ма ла­ге­рей смер­ти, со­здан­ная уста­ша­ми (хор­ват­ски­ми фа­ши­ста­ми) в ав­гу­сте 1941 го­да. Рас­по­ла­га­лась на тер­ри­то­рии Неза­ви­си­мо­го Хор­ват­ско­го го­су­дар­ства, со­труд­ни­чав­ше­го с на­цист­ской Гер­ма­ни­ей, в 60 км от За­гре­ба. Звер­ско­му об­ра­ще­нию с за­клю­чен­ны­ми ужа­са­лись да­же на­ци­сты.
Но­во­му­че­ни­ки Ясе­но­вац­кие – пра­во­слав­ные уз­ни­ки в Хор­ва­тии, при­няв­шие му­че­ни­че­скую смерть в 1941–1944 го­дах. По раз­лич­ным сви­де­тель­ствам, в го­ды Вто­рой ми­ро­вой вой­ны в за­стен­ках Ясе­но­ва­ца бы­ли уни­что­же­ны ты­ся­чи пра­во­слав­ных сер­бов, мно­гие из ко­то­рых по­гиб­ли за вер­ность пра­во­сла­вию. Ар­хи­ерей­ский Со­бор Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви про­сла­вил со­бор но­во­му­че­ни­ков Ясе­но­вац­ких. Их име­на вклю­че­ны в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния их па­мя­ти 31 ав­гу­ста (13 сен­тяб­ря).

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-novomuchenikov-jasenovackih


Жития
Писание