☀️ неподвижный годовой круг:
• 12 сентября (30 августа)
• свтт. Александра (340), Иоанна Постника (595), Павла Нового (784), Константинопольских 📚
• прп. Христофо́ра Римлянина (VI)
• прп. Фанти́на Солунского (IX–X)
• свтт. Сербских: Саввы I (1237) 📚, Арсения I (1266), Саввы II (1271), Евстафия I (ок. 1285), Иакова (1292), Никодима (1325), Даниила II, Иоанни́кия II (1354), Ефрема II (1395–1400), Спиридона (1388), Макария (1574), Гавриила I (Райича) (1659) и Григория
• прп. Александра Свирского (1533) 📚
• обре́тение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652)
• свт. Варлаа́ма Молдавского (1657)
• перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (Алексия) (1724)
• сщмч. Петра (Решетникова) (1918)
• прмч. Аполлина́рия (Мосалитинова) (1918)
• сщмч. Павла (Малиновского), прмц. Елисаветы (Ярыгиной), мч. Феодора (Иванова) (1937)
• прмч. Игнатия (Лебедева) (1938)
• исп. Петра (Чельцова) (1972)


☦️
Святители Алекса́ндр, Иоа́нн Постник и Павел Новый, патриархи Константинопольские.
Свя­ти­те­ли Алек­сандр, Иоанн и Па­вел, пат­ри­ар­хи Кон­стан­ти­но­поль­ские, жи­ли в раз­ное вре­мя, но всем им при­шлось столк­нуть­ся с дей­стви­я­ми ере­ти­ков, ис­ка­жав­ших уче­ние Церк­ви. Свя­той Алек­сандр (325–340) был хо­ре­писко­пом (ви­ка­ри­ем) при пер­вом пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском, свя­ти­те­ле Мит­ро­фане (315–325), и вви­ду ста­ро­сти за­ме­щал его на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее про­тив ари­ан (325). Пе­ред смер­тью свя­ти­тель Мит­ро­фан за­ве­щал из­брать на Кон­стан­ти­но­поль­ский пре­стол сво­е­го ви­ка­рия. В то вре­мя свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху Алек­сан­дру при­хо­ди­лось бо­роть­ся с ари­а­на­ми и с языч­ни­ка­ми. Од­на­жды в спо­ре с язы­че­ским фило­со­фом свя­ти­тель ска­зал ему: «Име­нем Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста по­веле­ваю те­бе за­мол­чать!», и языч­ник вне­зап­но сде­лал­ся немым. Ко­гда же он вы­ра­зил зна­ка­ми при­зна­ние в за­блуж­де­нии и убеж­де­ние в право­те хри­сти­ан­ско­го уче­ния, то речь вер­ну­лась к нему и он уве­ро­вал во Хри­ста со мно­ги­ми дру­ги­ми фило­со­фа­ми-языч­ни­ка­ми. По мо­лит­ве свя­ти­те­ля Алек­сандра был на­ка­зан ере­тик Арий. Он при­твор­но со­гла­сил­ся всту­пить в об­ще­ние с пра­во­слав­ны­ми и им­пе­ра­тор, свя­той Кон­стан­тин Ве­ли­кий, на­зна­чил день при­ня­тия Ария. Всю ночь мо­лил­ся свя­ти­тель Але­кандр, про­ся Гос­по­да не до­пу­стить, чтобы ере­тик всту­пил в об­ще­ние с Цер­ко­вью. Утром, ко­гда Арий тор­же­ствен­но шел в цер­ковь, окру­жен­ный цар­ски­ми со­вет­ни­ка­ми и ору­же­нос­ца­ми, на Кон­стан­ти­но­вой пло­ща­ди он был по­ра­жен бо­лез­нью – чре­во его разо­рва­лось и внут­рен­но­сти вы­па­ли.
Свя­тей­ший пат­ри­арх Алек­сандр, мно­го по­тру­див­шись, скон­чал­ся 98 лет в 340 го­ду. О нем впо­след­ствии упо­ми­нал в по­хваль­ном сло­ве к жи­те­лям Кон­стан­ти­но­по­ля свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов (На­зи­ан­зин) (па­мять 25 ян­ва­ря).
Свя­ти­тель Иоанн Пост­ник (582–595) осо­бо вспо­ми­на­ет­ся Цер­ко­вью 2 сен­тяб­ря (све­де­ния о нем по­ме­ще­ны под этим чис­лом).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/718

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Postnik/
• Правила святого Иоанна Постника c толкованиями епископа Никодима (Милаша)
• Послание к деве, преданной Богу

☦️
Преподобный Христофо́р Римлянин, Палестинский.
Пре­по­доб­ный Хри­сто­фор, рим­ля­нин, жил в VI ве­ке. Он по­стриг­ся в мо­на­ше­ство в мо­на­сты­ре пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять 11 ян­ва­ря) в Па­ле­стине, близ Иеру­са­ли­ма. Рас­ска­зы ав­вы Фе­о­ду­ла о пре­по­доб­ном Хри­сто­фо­ре пе­ре­да­ют в кни­ге «Ли­мо­нарь» Иоанн и Со­фро­ний. Од­на­жды пре­по­доб­ный Хри­сто­фор по­шел в Иеру­са­лим, чтобы по­кло­нить­ся свя­то­му гро­бу Гос­под­ню и Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту. У во­рот хра­ма он уви­дел не дви­гав­ше­го­ся с ме­ста ино­ка. Два во­ро­на ле­та­ли пе­ред ли­цом его. Пре­по­доб­ный Хри­сто­фор по­нял, что это бе­сы, ко­то­рые не поз­во­ля­ют ему вой­ти в цер­ковь. Он спро­сил бра­та: «По­че­му ты сто­ишь по­сре­ди во­рот и не вхо­дишь?» – «Про­сти, от­че, – от­ве­чал брат – во мне бо­рют­ся два по­мыс­ла; один го­во­рит: иди и по­кло­нись Чест­но­му Кре­сту, а дру­гой го­во­рит: нет, не хо­ди, иди сна­ча­ла ис­пол­ни свое де­ло, а в дру­гое вре­мя при­дешь и по­кло­нишь­ся». То­гда свя­той Хри­сто­фор взял бра­та за ру­ку и ввел в храм. Во­ро­ны тот­час ис­чез­ли, и брат по­кло­нил­ся свя­ты­ням. Это по­ве­дал пре­по­доб­ный Хри­сто­фор в на­уче­ние тем, кто ма­ло при­ле­жит мо­лит­ве, за­бы­вая, что преж­де сле­ду­ет ис­пол­нять слу­же­ние ду­хов­ное, а по­том уже необ­хо­ди­мую ра­бо­ту.
Днем пре­по­доб­ный Хри­сто­фор ис­пол­нял мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния, а ве­че­ром ухо­дил в пе­ще­ру, где ра­нее мо­ли­лись пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий и дру­гие от­цы. На каж­дой из 18 сту­пе­ней, вед­ших в пе­ще­ру, он тво­рил по 100 по­кло­нов и боль­шую часть но­чи про­во­дил в мо­лит­ве, по­ка не уда­ря­ли в би­ло, со­зы­вав­шее на утрен­нее пе­ние. В та­ком по­дви­ге он про­вел 11 лет. Од­на­жды, спу­стив­шись в пе­ще­ру, он уви­дел в ней мно­же­ство лам­пад. Их за­жи­га­ли два свет­лых юно­ши. «За­чем вы рас­ста­ви­ли здесь лам­па­ды, так что я не мо­гу вой­ти и по­мо­лить­ся», – ска­зал пре­по­доб­ный. «Это лам­па­ды от­цов, слу­жа­щих Бо­гу», – от­ве­ти­ли юно­ши. «Ска­жи­те, мне, – спро­сил свя­той, – моя лам­па­да го­рит или нет?» Они от­ве­ти­ли: «Тру­дись, мо­лись, и мы за­жжем ее». То­гда свя­той ска­зал се­бе: «О, Хри­сто­фор, ты дол­жен по­не­сти еще боль­шие тру­ды, чтобы за­жечь свою лам­па­ду!» Он ушел из мо­на­сты­ря на Си­най­скую го­ру, ни­че­го не взяв с со­бой. 50 лет тру­дил­ся там пре­по­доб­ный в ве­ли­ких по­дви­гах. На­ко­нец, он услы­шал го­лос, го­во­рив­ший: «Хри­сто­фор! Иди в свой мо­на­стырь, где ты под­ви­зал­ся ра­нее, чтобы те­бе по­чить там вме­сте с от­ца­ми тво­и­ми».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/721

☦️
Преподобный Фанти́н Солунский (Фессалоникийский).
Пре­по­доб­ный Фан­тин чу­до­тво­рец ро­дил­ся в Ка­лаб­рии от Ге­ор­гия и Ври­е­ны. Вось­ми лет он был от­дан в мо­на­стырь и с дет­ства при­вык к по­дви­гам. С юно­сти он ски­тал­ся по пу­сты­ням, оста­ва­ясь ча­сто без пи­щи по 20 дней и не имея одеж­ды. В та­ких по­дви­гах пре­по­доб­ный про­жил 60 лет. Под ко­нец жиз­ни, из­бе­гая пре­сле­до­ва­ния са­ра­цин, он уда­лил­ся со сво­и­ми уче­ни­ка­ми Ви­та­ли­ем и Ни­ки­фо­ром к Пе­ло­пон­не­су. Про­по­ве­дуя пу­ти спа­се­ния, пре­по­доб­ный по­се­тил Ко­ринф, Афи­ны, Ла­риссу и Со­лунь, где по­кло­нил­ся мо­щам свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия (па­мять 26 ок­тяб­ря). Скон­чал­ся мир­но в глу­бо­кой ста­ро­сти в кон­це IХ или на­ча­ле Х ве­ка.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/722

☦️
Святитель Са́вва I, архиепископ Сербский.
Свя­ти­тель Сав­ва, воз­люб­лен­ное и лу­че­зар­ное све­ти­ло на серб­ском ду­хов­ном небо­сво­де, ро­дил­ся в бла­го­че­сти­вой се­мье пра­ви­те­лей Нема­ней. Из этой се­мьи про­изо­шло мно­же­ство свя­тых, как еще при жиз­ни свя­ти­те­ля Сав­вы, так и в те­че­ние двух по­сле­ду­ю­щих сто­ле­тий, вклю­чая и его от­ца, пре­по­доб­но­го Си­мео­на Ми­ро­то­чи­во­го (Ве­ли­ко­го жу­па­на Сте­фа­на), его мать, свя­тую Ана­стас­ию (Ан­ну) и его бра­та, пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го. В воз­расте 17 лет, укло­нив­шись от бра­ка, свя­ти­тель Сав­ва при­нял мо­на­ше­ский по­стриг на Свя­той Го­ре Афон и ско­ро про­явил се­бя как непре­клон­ный во­ин и по­движ­ник Хри­стов. Че­ты­ре го­да спу­стя его отец от­рек­ся от пре­сто­ла Серб­ско­го ко­ролев­ства, по­стриг­ся в мо­на­ха и при­шел на Свя­тую Го­ру, где вме­сте со свя­ти­те­лем Сав­вой ос­но­вал Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь. Поз­же свя­ти­тель Сав­ва был на­прав­лен Гос­по­дом об­рат­но в Сер­бию и объ­еди­нил свою смя­тен­ную стра­ну, по­лу­чив от все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха ав­то­ке­фа­лию для Серб­ской Церк­ви, спас ее от войн, бу­ше­вав­ших во­круг. Глу­бо­кий пат­ри­от, свя­ти­тель Сав­ва рев­но­вал об ограж­де­нии без­опас­но­сти Сер­бии. При­няв­ший ар­хи­епи­скоп­ский сан с ве­ли­ким при­нуж­де­ни­ем, он был ис­тин­ным ис­их­а­стом. Со­вер­шен­но про­ник­шись уче­ни­ем древ­них от­цов пу­сты­ни, он дал то на­прав­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни Сер­бии, ко­то­ро­му она и до­ныне сле­ду­ет. Про­све­ти­тель Сер­бии, свя­ти­тель Сав­ва был ве­ли­ким по­бор­ни­ком пра­во­сла­вия. По смер­ти про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-savva-i-serbskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij/
• Толкование молитвы «Богородице Дево…»
• Хиландарский устав
• Святоотеческие мысли

☦️
Святитель Арсе́ний I, архиепископ Сербский.
Лич­ность свя­то­го Ар­се­ния име­ла ве­ли­кое зна­че­ние в ис­то­рии Серб­ской Церк­ви и Церк­ви Все­лен­ской. Имен­но он смог сбе­речь и пе­ре­дать уже сво­им пре­ем­ни­кам тра­ди­ции свя­то­го Сав­вы Серб­ско­го как его бли­жай­ший уче­ник и пре­ем­ник. Кро­ме то­го, имен­но бла­го­да­ря ему Ко­со­во ста­ло еще до Ко­сов­ской бит­вы ду­хов­ным цен­тром для сер­бов. Здесь серб­ские влы­ды­ки воз­во­ди­ли свои за­дуж­би­ны – но­вые оби­те­ли во спа­се­ние сво­ей ду­ши. В XVI–XVIII ве­ках Печ ста­л ду­хов­ной сто­ли­цей и для всех пра­во­слав­ных сла­вян Бал­кан, ибо все они вхо­ди­ли в об­нов­лен­ную Печ­скую пат­ри­ар­хию.
Свя­той Сав­ва, ко­гда на­вис­ла опас­ность втор­же­ния та­тар на Бал­ка­ны, бла­го­сло­вил сво­е­го луч­ше­го уче­ни­ка най­ти на юге дер­жа­вы но­вое, бо­лее без­опас­ное ме­сто для Серб­ской ар­хи­епи­ско­пии. То­гда-то свя­той Ар­се­ний и об­лю­бо­вал го­род Печ в Ко­со­во для этой вы­со­кой це­ли. В Пе­чи он по­стро­ил цер­ковь свя­тых апо­сто­лов, освя­тив на­все­гда это ме­сто сво­ей бла­го­дат­ной лич­но­стью. С тех пор этот мо­на­стырь и храм, в ко­то­ром бы­ли по­став­ле­ны мо­щи свя­то­го, ста­ли ду­хов­ным цен­тром все­го серб­ско­го на­ро­да, и имен­но здесь Серб­ская ар­хи­епи­ско­пия пе­ре­рос­ла в пат­ри­ар­хию, чтобы по­том, во вре­мя ту­рец­ко­го ига, объ­еди­нить всех пра­во­слав­ных сла­вян Бал­кан.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-arsenij-i-serbskij

☦️
Святитель Са́вва II, архиепископ Сербский.
Пре­ди­слав, бу­ду­щий ар­хи­епи­скоп Сав­ва II, ро­дил­ся око­ло 1200 го­да и был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го серб­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го. В то вре­мя как его стар­шие бра­тья Ра­до­слав, Вла­ди­слав и Урош по оче­ре­ди вла­де­ли Сер­би­ей, Пре­ди­слав, пре­не­бре­гая мир­ской вла­стью и ве­ли­чи­ем, от юно­сти по­сле­до­вал по сто­пам сво­е­го дя­ди – свя­ти­те­ля Сав­вы.
Как и его пред­ше­ствен­ни­ки на пер­во­свя­ти­тель­ском пре­сто­ле Серб­ской Церк­ви, он сна­ча­ла под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре Хи­лан­дар на Афоне, от­ку­да со­вер­шил па­лом­ни­че­ство на Свя­тую зем­лю. «В Иеру­са­лим бо ше­ство­вав по­кло­ни­ти­ся Гро­бу Гос­под­ню и ви­де­тель бы­ти всем страс­тем Его. Та­мо бо мно­го вре­ме пре­про­во­див и па­ки воз­вра­ти­ся», – го­во­рит­ся в его жи­тии.
Со вре­ме­нем хи­лан­дар­ский мо­нах Сав­ва был из­бран епи­ско­пом Холм­ским с ка­фед­рой в Стоне. От­сю­да он впо­след­ствии пе­ре­нес епи­скоп­скую ре­зи­ден­цию в цер­ковь свя­то­го Пет­ра на Ли­ме. Из­вест­но, что по­сле втор­же­ния бол­гар и ра­зо­ре­ния церк­ви свя­то­го Пет­ра со­сто­ял­ся со­бор, на ко­то­ром вме­сте с ко­ро­лем Уро­шем и ар­хи­епи­ско­пом Ар­се­ни­ем при­сут­ство­вал и Холм­ский епи­скоп Сав­ва. Точ­ная да­та это­го со­бо­ра неиз­вест­на, но упо­ми­на­ние о нем со­дер­жит­ся в Лим­ской гра­мо­те, от­но­ся­щей­ся к пе­ри­о­ду с 1254 по 1263 гг.
По­сле пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля Ар­се­ния (1233–1263) свя­той Сав­ва был из­бран тре­тьим по сче­ту Серб­ским ар­хи­епи­ско­пом и оста­вал­ся у цер­ков­но­го кор­ми­ла в те­че­ние се­ми лет до са­мой сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-savva-ii-serbskij

☦️
Святитель Евста́фий I, архиепископ Сербский.
Свя­ти­тель Ев­ста­фий, ар­хи­епи­скоп Серб­ский, жил во вто­рой по­ло­ви­не XIII ве­ка, при ко­ро­ле Серб­ском Сте­фа­не Уро­ше (1262–1320).
Ро­дил­ся в Бу­ди­миль­ской об­ла­сти в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, где и по­лу­чил ду­хов­ное вос­пи­та­ние. От­ли­ча­ясь не­за­у­ряд­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, юный Ев­ста­фий был от­дан ро­ди­те­ля­ми на обу­че­ние «книж­ной пре­муд­ро­сти». Осо­бен­но при­леж­но он изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние, со­вер­шен­ству­ясь в бла­го­че­стии и доб­ро­де­те­ли. За­кон­чив об­ра­зо­ва­ние, юно­ша при­нял по­стри­же­ние в мо­на­сты­ре Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Зет­ской об­ла­сти (Чер­но­го­рия) и про­во­дил су­ро­вую ино­че­скую жизнь, так что ско­ро про­сла­вил­ся как ве­ли­кий по­движ­ник. От­ту­да он пред­при­нял пу­те­ше­ствие в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния свя­то­му Гро­бу Гос­под­ню. На об­рат­ном пу­ти он по­се­тил Свя­тую Го­ру Афон и по­се­лил­ся там в серб­ском Хи­лен­дар­ском мо­на­сты­ре.
Пре­по­доб­ный Ев­ста­фий при­об­рел все­об­щую из­вест­ность и лю­бовь как стро­гий по­движ­ник и доб­рый учи­тель и был воз­ве­ден в сан игу­ме­на мо­на­сты­ря.
Че­рез не­сколь­ко лет его ру­ко­по­ло­жи­ли во епи­ско­па Зет­ской епар­хии. То­гда свя­ти­тель и вер­нул­ся на ро­ди­ну. Бо­га­тый ду­хов­ный опыт и ино­че­ская жизнь снис­ка­ли ему лю­бовь со­оте­че­ствен­ни­ков, и свя­ти­тель Ев­ста­фий был из­бран на пре­стол ар­хи­епи­ско­пов Серб­ских, пре­ем­ни­ков свя­то­го Сав­вы. Семь лет свя­ти­тель Ев­ста­фий управ­лял Серб­ской Цер­ко­вью и мир­но скон­чал­ся око­ло 1285 го­да. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в мо­на­сты­ре Жи­до­ча, позд­нее оно бы­ло пе­ре­не­се­но в Пе­ши (Печ) и по­ло­же­но в ка­фед­раль­ном со­бо­ре свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/10

☦️
Святитель Иа́ков, архиепископ Сербский.
Память святителя Иакова совершается в Соборе Сербских святителей.

☦️
Святитель Никоди́м, архиепископ Сербский.
Свя­ти­тель Ни­ко­дим, ар­хи­епи­скоп Серб­ский, ода­рен­ный цер­ков­ный пи­са­тель и уче­ный бо­го­слов, по­доб­но мно­гим серб­ским ар­хи­ере­ям пер­во­на­чаль­но под­ви­зал­ся на Свя­той Го­ре Афон и был по­стри­же­ни­ком, а за­тем и игу­ме­ном (1312–1316 гг.) мо­на­сты­ря Хи­лан­дар. Хи­лан­дар­ский иеро­мо­нах Гер­ва­сий пи­шет о свя­том, что он был ро­дом «из за­пад­ной стра­ны, зем­ли Раш­ской, зо­ву­щей­ся Серб­ской».
По смер­ти Серб­ско­го ар­хи­епи­ско­па Сав­вы III свя­ти­тель Ни­ко­дим был из­бран ар­хи­епи­ско­пом «всея Серб­ския и По­мор­ския зем­ли» и в 1317 го­ду взо­шел на пред­сто­я­тель­ский пре­стол.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikodim-serbskij

☦️
Святитель Дании́л II, архиепископ Сербский.
Свя­той серб­ский ар­хи­епи­скоп Да­ни­ил жил в са­мое слав­ное вре­мя древ­ней Сер­бии. Бла­го­род­но­го ро­да, юно­шей он рос при дво­ре серб­ско­го кра­ля Сте­фа­на Уро­ша Ми­лу­ти­на. Тай­но бе­жав от цар­ско­го дво­ра, при­шел в Кон­чуль­ский мо­на­стырь свя­то­го Ни­ко­лая на ре­ке Иб­ре, где и был по­стри­жен в ино­че­ский чин. Он рев­ност­но вы­пол­нял ино­че­ские обе­ты, пре­да­ва­ясь бде­нию, бо­го­мыс­лию и непре­стан­ной мо­лит­ве. Мо­лит­ва, сле­зы уми­ле­ния и по­ка­я­ния, пост и дру­гие по­дви­ги ско­ро сде­ла­ли его об­раз­цом для ино­ков. При­зван­ный ар­хи­епи­ско­пом Ев­ста­фи­ем II, был по­свя­щен им в иеро­мо­на­ха и удер­жан в мо­на­сты­ре Жи­че. Да­ни­ил от­ли­чал­ся кра­со­тою ли­ца и пре­крас­ным го­ло­сом. Ду­хов­ным со­бо­ром он был из­бран игу­ме­ном Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря. Сверх ду­хов­ных по­дви­гов, игу­ме­ну Да­ни­и­лу при­шлось со­вер­шать по­дви­ги внеш­ней борь­бы, за­щи­ты оби­те­ли от раз­бой­ни­ков, опу­сто­шав­ших то­гда Свя­тую Го­ру. По вос­ста­нов­ле­нии ми­ра он оста­вил игу­мен­ство в Хи­лан­да­ре и уда­лил­ся в Ка­рею, в скит свя­то­го Сав­вы. Поз­же был епи­ско­пом Холм­ским (в ны­неш­ней Гер­це­го­вине), а за­тем – ар­хи­епи­ско­пом всех серб­ских и по­мор­ских зе­мель.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-daniil-ii-serbskij

☦️
Святитель Иоанни́кий II, патриарх Сербский.
Свя­ти­тель Иоан­ни­кий II, пат­ри­арх Серб­ский, был ро­дом из го­ро­да При­зрен. Из­вест­но, что вна­ча­ле он был сек­ре­та­рем при ко­ро­ле Кар­ле Серб­ском, за­тем, с 1339 го­да, управ­лял Цер­ко­вью в сане ар­хи­епи­ско­па. В 1346 го­ду Со­бор всех серб­ских ар­хи­пас­ты­рей, на ко­то­ром при­сут­ство­вал и пат­ри­арх Бол­гар­ский, по же­ла­нию ко­ро­ля Ду­ша­на, из­брал ар­хи­епи­ско­па Иоан­ни­кия пат­ри­ар­хом Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель Иоан­ни­кий 3 сен­тяб­ря 1349 го­да и по­гре­бен в Печ­ской оби­те­ли.

☦️
Святитель Ефре́м II, патриарх Сербский.
Бла­жен­ный Еф­рем, быв­ший тре­тьим пат­ри­ар­хом Серб­ской Церк­ви, был сы­ном свя­щен­ни­ка, совре­мен­но­го ко­ро­лю Ми­лю­ти­ну. Еще в мо­ло­до­сти по­чув­ство­вал он вле­че­ние к ино­че­ской жиз­ни. Ро­ди­те­ли же­ла­ли ви­деть его же­на­тым, но он скрыл­ся из их до­ма и, най­дя от­шель­ни­ка Ва­си­лия, стал у него жить в по­сте и мо­лит­ве и у него же ско­ро дал обет ино­че­ства. Ро­ди­те­ли, узнав о ме­сте пре­бы­ва­ния его, хо­те­ли от­нять его у пу­стын­ни­ка, но он убе­жал на Афон и там скрыл­ся в од­ном из ски­тов.
Во вре­мя во­ен­ных дей­ствий Еф­рем со сво­и­ми уче­ни­ка­ми пе­ре­шел в Иб­ров­ский мо­на­стырь в Сер­бии; здесь был он и игу­ме­ном, но недол­го. По­кло­нив­шись свя­ты­ням пат­ри­ар­хии, он по­се­лил­ся в уеди­нен­ном ме­сте вбли­зи Де­чан­ско­го мо­на­сты­ря и жил здесь стро­гим от­шель­ни­ком. По­сле смер­ти ца­ря Ду­ша­на на­ча­лись сму­ты из-за без­на­ча­лия, а по­том воз­ник­ли раз­бои. От­шель­ник Еф­рем из­бит был до по­лу­смер­ти дур­ны­ми людь­ми, вы­нуж­дав­ши­ми по­де­лить­ся с ни­ми день­га­ми. Пат­ри­арх Сав­ва, пре­ем­ник свя­то­го Иоан­ни­кия, пер­во­го серб­ско­го пат­ри­ар­ха, взял стар­ца в пат­ри­ар­хию и вы­де­лил для него пе­щер­ную кел­лию; ве­ли­кий пост­ник ожил и вы­здо­ро­вел здесь. Бла­го­че­сти­вый князь Ла­зарь от­пра­вил по­слов к пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му с прось­бой окон­чить спо­ры, про­ис­хо­див­шие от­но­си­тель­но Серб­ской пат­ри­ар­хии. Мир с Гре­че­ской Цер­ко­вью был вос­ста­нов­лен. Над­ле­жа­ло спо­кой­но из­би­рать но­во­го пат­ри­ар­ха вме­сто по­чив­ше­го Сав­вы. То­гда, к со­жа­ле­нию, в Сер­бии яви­лось до­ста­точ­но ис­ка­те­лей пат­ри­ар­шей ка­фед­ры. По­сле об­щей мо­лит­вы со­бор серб­ских ар­хи­ере­ев в Пе­чи из­брал пат­ри­ар­хом «пре­по­доб­но­го от­шель­ни­ка Еф­ре­ма» – стар­ца, укра­шен­но­го не толь­ко се­ди­на­ми, но и вы­со­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми.
Бла­жен­ный Еф­рем, во­все не ожи­дав­ший та­ко­го из­бра­ния и при­ве­ден­ный на со­бор для объ­яс­не­ния ему из­бра­ния, горь­ко за­пла­кал и умо­лял уво­лить его от тя­же­лой для него до­ли.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-efrem-ii-serbskij

☦️
Святитель Спиридо́н, патриарх Сербский, песнописец.
Свя­ти­тель Спи­ри­дон, пат­ри­арх Серб­ский (1382–1388), мно­го за­бо­тил­ся об ино­че­ских оби­те­лях в труд­ные го­ды граж­дан­ско­го и цер­ков­но­го нестро­е­ния. Его по­свя­тил свя­ти­тель Еф­рем II, пат­ри­арх Серб­ский (1376–1382; † 1388), уда­лив­ший­ся в уеди­нен­ную Ар­хан­гель­скую оби­тель церк­ви Ду­ша­на. Цер­ков­ные пес­но­пе­ния на­зы­ва­ют свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на «цев­ни­цей ду­хов­ной» – оче­вид­но, он пи­сал свя­щен­ные пес­ни для Серб­ской Церк­ви. Скон­чал­ся свя­ти­тель по­чти в од­но вре­мя с бла­жен­ным кня­зем Ла­за­рем (1389; па­мять 15 июня), ко­то­рый был убит в бит­ве с тур­ка­ми на Ко­со­вом по­ле. По кон­чине свя­ти­те­ля Спи­ри­до­на управ­ле­ние Серб­ской Цер­ко­вью бы­ло вновь воз­ло­же­но на свя­ти­те­ля Еф­ре­ма II.

☦️
Святитель Макарий, патриарх Сербский.
С име­нем свя­ти­те­ля Ма­ка­рия Со­ко­ло­ви­ча свя­зан один из важ­ней­ших эта­пов в ис­то­рии Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, на­ча­ло ко­то­ро­му по­ло­жи­ло вос­ста­нов­ле­ние един­ства и са­мо­сто­я­тель­но­сти серб­ской Печ­ской пат­ри­ар­хии. По­сле сто­ле­тия по­сте­пен­но­го рас­па­да цер­ков­но­го ор­га­низ­ма, вы­зван­но­го в первую оче­редь уга­са­ни­ем по­след­них оча­гов са­мо­сто­я­тель­ной серб­ской го­судар­ствен­но­сти, по­сле­до­вал этап воз­рож­де­ния цер­ков­но­го един­ства Серб­ской Церк­ви и ро­ста ее ка­но­ни­че­ской тер­ри­то­рии.
Вот как оце­ни­ва­ет пе­ри­од, пред­ше­ство­вав­ший пат­ри­ар­ше­ству свя­ти­те­ля Ма­ка­рия, ис­то­рик Д. Сли­еп­че­вич: «Вре­мен­ной от­ре­зок от смер­ти пат­ри­ар­ха Ар­се­ния II (счи­та­ет­ся, что он умер в 1463 г.) и до вос­ста­нов­ле­ния Печ­ской пат­ри­ар­хии в 1557 го­ду, пред­став­ля­ет со­бой са­мый тем­ный пе­ри­од в ис­то­рии Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. По­сле па­де­ния в 1459 го­ду Дес­по­то­ви­ны стре­ми­тель­но те­ря­ли са­мо­сто­я­тель­ность и дру­гие серб­ские зем­ли: Бос­ния по­па­ла в ту­рец­кие ру­ки в 1463-м, Гер­це­го­ви­на – в 1482-м, а Зе­та, окру­жен­ная со всех сто­рон, про­дер­жа­лась до 1499 го­да. Ко­нец XV ве­ка, ис­пол­нен­но­го борь­бы за со­хра­не­ние хо­тя бы неко­то­рой са­мо­сто­я­тель­но­сти, при­нес всем серб­ским зем­лям ту­рец­кое раб­ство».
Од­новре­мен­но с па­де­ни­ем Серб­ской Дес­по­то­ви­ны под на­тис­ком ту­рок на­чал­ся пе­ри­од ослаб­ле­ния серб­ско­го цер­ков­но­го един­ства, со­про­вож­дав­ший­ся по­сте­пен­ной эро­зи­ей адми­ни­стра­тив­но­го ор­га­низ­ма Печ­ской пат­ри­ар­хии и фак­ти­че­ской утра­той ею са­мо­сто­я­тель­но­сти. Про­дол­жи­тель­ное вре­мя не про­во­ди­лись ар­хи­ерей­ские со­бо­ры, епар­хии, рас­по­ло­жен­ные на юге стра­ны, ото­шли в под­чи­не­ние к Охрид­ской ар­хи­епи­ско­пии.
Не по­след­нюю роль в вос­ста­нов­ле­нии Печ­ской пат­ри­ар­хии в се­ре­дине XVI ве­ка сыг­ра­ло же­ла­ние ту­рок на­ла­дить хо­ро­шие от­но­ше­ния с по­ра­бо­щен­ны­ми сер­ба­ми в усло­ви­ях, ко­гда гра­ни­цы Осман­ской им­пе­рии в ев­ро­пей­ской ее ча­сти про­дол­жа­ли рас­ши­рять­ся.
Ис­то­рия до­нес­ла до нас немно­го све­де­ний о жиз­ни свя­ти­те­ля Ма­ка­рия до его из­бра­ния на пат­ри­ар­ший пре­стол.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-serbskij

☦️
Святитель Григо́рий, епископ Сербский.
Свя­ти­тель Гри­го­рий Серб­ский, епи­скоп Раш­ский (меж­ду 1 сен­тяб­ря 1303 и 31 ав­гу­ста 1304 и в 1313). Из вы­ход­ной за­пи­си из­вест­но, что в 1305 г., в прав­ле­ние ко­ро­ля Ми­лу­ти­на Уро­ша, в мо­на­сты­ре Печ Гри­го­рий пе­ре­пи­сал так на­зы­ва­е­мую Раш­скую Корм­чую для афон­ско­го мо­на­сты­ря Хи­лан­дар (Стоjано­вић. За­пи­си. Књ. 1. № 38, 40). Гри­го­рий на­звал се­бя со­бра­том хи­лан­дар­ских мо­на­хов: воз­мож­но, до хи­ро­то­нии он был на­сель­ни­ком это­го мо­на­сты­ря. Его имя так­же упо­ми­на­ет­ся на ре­з­ном се­реб­ря­ном кре­сте, вло­жен­ном в со­бор­ную цер­ковь св. апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Ра­се, поз­же был пе­ре­не­сен в до­ми­ни­кан­ский мо­на­стырь в Дуб­ров­ни­ке (Ра­доjичић Ђ. С. Твор­ци и де­ла ста­ре срп­ске књижев­но­сти. Ти­то­град, 1963. С. 109). Вре­мя и об­сто­я­тель­ства ка­но­ни­за­ции свя­ти­те­ля Гри­го­рия неиз­вест­ны.

☦️
Преподобный Алекса́ндр Свирский, игумен.
Ро­дил­ся преп. Алек­сандр (в ми­ру Ам­мос) в 1448 г. в пре­де­лах Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, в неболь­шом ме­стеч­ке Обо­неж­ской пя­ти­ны – Ман­де­рах, по мо­лит­ве пре­ста­ре­лых ро­ди­те­лей, от­ли­чав­ших­ся ис­тин­но хри­сти­ан­ской жиз­нью. Для осво­е­ния гра­мо­ты от­рок по­ру­чен был опыт­но­му на­став­ни­ку, но лишь мо­лит­вой при­об­рел он спо­соб­но­сти к уче­нию, так что вско­ре пре­взо­шел зна­ни­я­ми всех сво­их сверст­ни­ков. С юных лет на­чал он из­ну­рять те­ло бде­ни­ем и по­ста­ми, толь­ко в этом ис­пра­ши­вая сво­бо­ду от ро­ди­тель­ской во­ли. Чужд он был и жи­тей­ских тре­вол­не­ний, и ис­ка­ния удо­воль­ствий, и празд­но­сти. Ко­гда он до­стиг со­вер­шен­но­ле­тия, «вос­хо­те­ша ро­ди­те­ли его со­че­та­ти за­кон­но­му бра­ку, бо­же­ствен­ный же юно­ша небре­жа­ше о сем, но прис­но же­ла­ша и по­мыш­ля­ша, ка­ко бы ми­ра бе­жа­ти». Юно­ша стре­мил­ся в Ва­ла­ам­скую оби­тель, рас­ска­зы о ко­то­рой ему до­во­ди­лось слы­шать. Од­на­жды он встре­тил ино­ков, при­быв­ших с Ва­ла­а­ма в его род­ное се­ле­ние по мо­на­стыр­ским де­лам. Од­но­му из них – уже стар­цу – по­ве­дал он о сво­ем же­ла­нии до­стичь Ва­ла­а­ма и по­лу­чил со­вет не мед­лить с ис­пол­не­ни­ем ду­хов­ной по­треб­но­сти, «по­ка се­я­тель злый не по­се­ял пле­ве­ла в серд­це…»
По­сле усерд­ной мо­лит­вы в 26 лет Ам­мос тай­но оста­вил ро­ди­тель­ский дом. Первую ночь пут­ник про­вел на бе­ре­гу неболь­шо­го кра­си­во­го озе­ра, окру­жен­но­го ве­ко­вы­ми де­ре­вья­ми. В тон­ком сне услы­шал он та­ин­ствен­ный го­лос, ко­то­рый бла­го­сло­вил его в даль­ней­ший путь и про­воз­ве­стил со­ору­же­ние оби­те­ли на этом чуд­ном ме­сте. Воз­бла­го­да­рив Бо­га, юно­ша со­брал­ся ид­ти даль­ше, но до­ро­ги в оби­тель он не знал, и Гос­подь по­слал ему Ан­ге­ла в об­ра­зе слу­чай­но­го пут­ни­ка до са­мых мо­на­стыр­ских во­рот. При­няв по­стриг с име­нем Алек­сандр, про­вел он здесь 13 лет в по­сте и мо­лит­ве. Меж­ду тем его без­утеш­ные ро­ди­те­ли по­лу­чи­ли, на­ко­нец, весть о про­пав­шем сыне. Отец по­се­тил оби­тель и горь­ко пла­кал, уви­дев из­мож­ден­но­го по­стом Алек­сандра. Но по­движ­ник уте­шил его и в ду­хов­ной бе­се­де убе­дил то­же оста­вить мир, чтобы об­ре­сти но­вое по­при­ще. И мать пре­по­доб­но­го дни свои окон­чи­ла в мо­на­сты­ре.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-svirskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svirskij/
• Молитвы
• Духовная грамота
• Преподобный Александр Свирский и его ученики

☦️
Обре́тение мощей блгв. кн. Дании́ла Московского (1652).
В 1652 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил был про­слав­лен об­ре­те­ни­ем свя­тых нетлен­ных мо­щей, ко­то­рые 30 ав­гу­ста бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь в честь Свя­тых Отец Сед­ми Все­лен­ских Со­бо­ров.
Свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в ра­ке «на про­слав­ле­ние Свя­тыя Тро­и­цы и на ис­це­ле­ние немо­щству­ю­щих». Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон († 1812) в со­став­лен­ном им Жи­тии свя­то­го кня­зя пи­шет: «Сей-то пер­во­на­чаль­ный ос­но­ва­тель по­ло­жил на­ча­ло ны­неш­не­му ве­ли­чию Моск­вы, про­ло­жив для это­го ти­хи­ми сто­па­ми толь­ко ма­лую сте­зю. Ибо как и вся­кое зда­ние, со­ору­жа­е­мое не с чрез­вы­чай­ной по­спеш­но­стью, а толь­ко с боль­шим ис­кус­ством и ста­ра­ни­ем, по­лу­ча­ет осо­бую твер­дость и неру­ши­мо пре­бы­ва­ет дол­гое вре­мя; и как де­ре­во, мно­го ве­ков рас­ту­щее, на­чав преж­де с ма­ло­го пру­ти­ка, по­не­мно­гу утол­ща­ет­ся, и вет­ви его рас­про­стра­ня­ют­ся да­ле­ко окрест, так и гра­ду это­му над­ле­жа­ло воз­рас­ти от ма­лых, но твер­дых на­чал, чтобы пер­вый его блеск не омра­чил очи за­вист­ву­ю­щих и чтобы в пер­вое вре­мя не по­тря­стись и не пасть ему ско­рее, чем оно воз­рос­ло в свою вы­со­ту. Так преду­го­то­вил сей ве­ли­кий град ос­но­ва­тель, дав ему, хо­тя ма­лое, но не пре­ры­ва­ю­ще­е­ся ни­ка­ким ду­но­ве­ни­ем вет­ра си­я­ние, и предо­ста­вил боль­шую сла­ву его воз­вы­ше­ния сво­е­му сы­ну ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну Да­ни­ло­ви­чу, про­зван­но­му Ка­ли­той».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-daniil-moskovskij

☦️
Святитель Гаврии́л I (Райич), патриарх Сербский.
Свя­щен­но­му­че­ник Гав­ри­ил (Рай­ич) взо­шел на пат­ри­ар­ший пре­стол в тя­же­лое для Серб­ской Церк­ви вре­мя ту­рец­ко­го вла­ды­че­ства. Он сто­ял у кор­ми­ла Церк­ви с 1648 по 1655 гг., за­бо­тясь о вве­рен­ном ему ста­де сло­вес­ных овец. Бла­жен­ный Гав­ри­ил при­ла­гал нема­ло тру­дов для укреп­ле­ния цер­ков­но­го по­ряд­ка и ми­ра. Од­на­ко со вре­ме­нем по­ло­же­ние Церк­ви ста­ло ухуд­шать­ся. «С од­ной сто­ро­ны, – пи­шет пре­по­доб­ный Иустин (По­по­вич), – бы­ли ту­рец­кие вла­сти, тво­рив­шие раз­лич­ные на­си­лия и тре­бо­вав­шие от Церк­ви огром­ной по­да­ти, а с дру­гой сто­ро­ны – силь­ная ка­то­ли­че­ская про­па­ган­да, ко­то­рая через пап­ских «мис­си­о­не­ров» пы­та­лась в Сер­бии, как и сре­ди дру­гих пра­во­слав­ных на­ро­дов на Бал­ка­нах, по­се­ять се­ме­на унии».
В 1649 го­ду свя­ти­тель по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль для упла­ты по­ло­жен­ной по­да­ти и под­твер­жде­ния сво­е­го ар­хи­пас­тыр­ско­го по­ло­же­ния. Ис­пол­няя свой пас­тыр­ский долг, пат­ри­арх Гав­ри­ил объ­ез­жал от­да­лен­ные угол­ки серб­ских зе­мель. Так в 1650–1651 гг. он со­вер­шил мно­го мис­си­о­нер­ских по­ез­док, по­учая на­род За­ко­ну Бо­жию и укреп­ляя в ве­ре от­цов, чтобы пра­во­слав­ная паства мог­ла твер­до про­ти­во­сто­ять дав­ле­нию рим­ской про­па­ган­ды. Пат­ри­арх по­се­щал наи­бо­лее от­да­лен­ные серб­ские зем­ли к се­ве­ру от Ду­ная, где уни­ат­ское вли­я­ние бы­ло осо­бен­но ве­ли­ко.
В 1653 го­ду свя­ти­тель по­бы­вал в Ва­ла­хии и Мол­да­вии, где на неко­то­рое вре­мя за­дер­жал­ся у во­е­во­ды Ма­тии Ба­са­ра­ба, вы­пол­няя воз­ло­жен­ную на него по­ли­ти­че­скую мис­сию: Серб­ский пат­ри­арх со­дей­ство­вал при­ми­ре­нию Ма­тии Бе­са­ра­ба с гет­ма­ном Бог­да­ном Хмель­ниц­ким. Да­лее пат­ри­арх про­дол­жил путь в еди­но­вер­ную Рос­сию и в се­ре­дине 1654 го­да при­был в Моск­ву, где ему был ока­зан ра­душ­ный при­ем.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-i-rajich-serbskij

☦️
Святитель Варлаа́м (Моцок), митрополит Молдавский.
Святитель Варлаам, митрополит Молдавский, родился в Восточной Румынии в конце XVI века. Боролся за национальные и религиозные права трансильванских румын. Был поборником просвещения и дружбы с Россией, написал ряд апологетических сочинений в защиту Православия. С его именем связано начало письменной традиции на румынском языке. Оставив кафедру, удалился в Секульский монастырь, где мирно почил в 1657 году.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-varlaam-mocok-moldavskij

☦️
Перенесение мощей блгв. вел. кн. Алекса́ндра Невского (в схиме Алекси́я) (1724).
Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние св. Алек­сандра Нев­ско­го со­вер­ши­лось при мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии на Мос­ков­ском со­бо­ре 1547 г. К мо­лит­вам свя­то­го кня­зя, про­сла­вив­ше­го­ся обо­ро­ной Оте­че­ства, рус­ские пол­ко­вод­цы при­бе­га­ли и во все по­сле­ду­ю­щие вре­ме­на. 30 ав­гу­ста 1721 г. Петр I, по­сле про­дол­жи­тель­ной и из­ну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, за­клю­чил Ништад­ский мир. Этот день ре­ше­но бы­ло освя­тить пе­ре­не­се­ни­ем мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в но­вую, се­вер­ную сто­ли­цу, Пе­тер­бург, рас­по­ло­жив­шу­ю­ся на бе­ре­гах Невы. Вы­ве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра 11 ав­гу­ста 1723 го­да, свя­тые мо­щи бы­ли при­ве­зе­ны в Шлис­сель­бург 20 сен­тяб­ря то­го же го­да и оста­ва­лись там до 1724 го­да, ко­гда 30 ав­гу­ста бы­ли уста­нов­ле­ны в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры, где по­чи­ва­ют и ныне. Ука­зом от 2 сен­тяб­ря 1724 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство на 30 ав­гу­ста (в 1727 го­ду празд­не­ство бы­ло от­ме­не­но по при­чине не цер­ков­но­го ха­рак­те­ра, а вслед­ствие борь­бы груп­пи­ро­вок при цар­ском дво­ре. В 1730 го­ду празд­не­ство сно­ва бы­ло вос­ста­нов­ле­но).
Ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил Бу­жин­ский (впо­след­ствии епи­скоп Ря­зан­ский, † 27 ап­ре­ля 1731 го­да) со­ста­вил спе­ци­аль­ную служ­бу на вос­по­ми­на­ние Ништад­ско­го ми­ра, со­еди­нив ее со служ­бой свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му.
Имя за­щит­ни­ка ру­бе­жей Рос­сии и по­кро­ви­те­ля во­и­нов из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми на­шей Ро­ди­ны. Сви­де­тель­ство то­му – мно­го­чис­лен­ные хра­мы, по­свя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му. Наи­бо­лее из­вест­ные из них: Пат­ри­ар­ший со­бор в Со­фии, ка­фед­раль­ный со­бор в Тал­лине, храм в Тби­ли­си. Эти хра­мы – за­лог друж­бы рус­ско­го на­ро­да-осво­бо­ди­те­ля с брат­ски­ми на­ро­да­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/719

☦️
Священномученик Петр Решетников, пресвитер.
Отец Петр Ре­шет­ни­ков был свя­щен­ни­ком церк­ви се­ла Ер­ши Осин­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. 11 сен­тяб­ря 1918 го­да по­сле же­сто­ких пы­ток и из­де­ва­тельств ба­тюш­ка был рас­стре­лян крас­но­ар­мей­ца­ми.

☦️
Преподобномученик Аполлина́рий (Мосалитинов), иеромонах.
Иеро­мо­нах Апол­ли­на­рий – в ми­ру Афа­на­сий Се­ме­но­вич Мо­са­ли­ти­нов – ро­дил­ся в 1873 г. в се­мье кре­стья­ни­на Кур­ской гу­бер­нии Грай­во­рон­ско­го уез­да Крю­ков­ской во­ло­сти. Он по­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. В ав­гу­сте 1901 г. по­сту­пил в Вер­хо­тур­ский Ни­ко­ла­ев­ский мо­на­стырь, а в 1903 г. по про­ше­нию был опре­де­лен в брат­ство мо­на­сты­ря. В 1904 г. по мо­би­ли­за­ции Афа­на­сия при­зва­ли на дей­ству­ю­щую во­ен­ную служ­бу. Через два го­да, по уволь­не­нии с во­ен­ной служ­бы, его сно­ва при­ня­ли в чис­ло бра­тии. 27 мар­та 1908 г. Афа­на­сий был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Апол­ли­на­рий на­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря иеро­мо­на­хом Ксе­но­фон­том (Мед­ве­де­вым).
В сен­тяб­ре 1910 г. ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на. Апол­ли­на­рий весь­ма усерд­но нес по­слу­ша­ние на стро­и­тель­стве Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го со­бо­ра в ка­че­стве сто­ля­ра, за что был удо­сто­ен ар­хи­пас­тыр­ско­го бла­го­сло­ве­ния с вы­да­чей сви­де­тель­ства. Как от­ме­ча­лось во всех ве­до­мо­стях об иеро­мо­на­хе Апол­ли­на­рии – “по­ве­де­ния очень хо­ро­ше­го, к по­слу­ша­ни­ям спо­со­бен и очень усер­ден”. Неза­дол­го до ре­во­лю­ции Апол­ли­на­рий был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. В мо­на­сты­ре он про­жил 17 лет.
В 1918 г. в воз­расте 45 лет Апол­ли­на­рий му­че­ни­че­ски по­гиб от рук крас­но­ар­мей­цев.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-apollinarij-mosalitinov

☦️
Священномученик Павел Малиновский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел Ва­си­лье­вич Ма­ли­нов­ский ро­дил­ся 15 ок­тяб­ря 1874 го­да в се­мье диа­ко­на Ше­ло­тов­ской Тро­иц­кой церк­ви.
В 1894 го­ду окон­чил Во­ло­год­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.
14 но­яб­ря 1897 го­да епи­ско­пом Во­ло­год­ским и То­тем­ским Алек­си­ем опре­де­лен на долж­ность свя­щен­но­слу­жи­те­ля и 28 ян­ва­ря 1898 го­да епи­ско­пом Ве­ли­ко­устюж­ским Гав­ри­и­лом ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Усть-Вым­ской Бла­го­ве­щен­ской церк­ви.
В 1905-1917 го­дах был бла­го­чин­ным II бла­го­чин­ни­че­ско­го окру­га Ярен­ско­го уез­да.
По­сле 1918 го­да про­жи­вал в Усть-Вы­ми. До 1933 го­да был на­сто­я­те­лем Усть-Вым­ской Бла­го­ве­щен­ской церк­ви. Бу­дучи бла­го­чин­ным, воз­глав­лял при­хо­ды, на­хо­дя­щи­е­ся в под­чи­не­нии Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну. По­сле за­кры­тия Бла­го­ве­щен­ской церк­ви слу­жил в Ыб­ской Свя­то-Ка­зан­ской церк­ви то­го же при­хо­да. По­сле за­кры­тия в июне 1935 го­да Ыб­ской Свя­то-Ка­зан­ской церк­ви был вы­нуж­ден за­ни­мал­ся кре­стьян­ским хо­зяй­ством.
В 1918 го­ду об­ло­жен кон­три­бу­ци­ей в 500 руб­лей.
В 1921 го­ду при­вле­кал­ся за то, что не сда­вал цер­ков­ные цен­но­сти.
В 1931-1932 го­дах со­сто­ял на уче­те КОО ОГПУ как «ан­ти­со­вет­ский эле­мент» – «сгруп­пи­ро­вал во­круг се­бя мо­на­ше­ство, через ко­то­рых ве­дет ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность».
В 1936 го­ду при­вле­кал­ся к от­вет­ствен­но­сти по ста­тье 192 УК РСФСР, но был оправ­дан по су­ду.
Аре­сто­ван 6 ав­гу­ста 1937 го­да. Со­дер­жал­ся в Сык­тыв­кар­ской тюрь­ме НКВД. Об­ви­нял­ся, в част­но­сти, в том, что «си­сте­ма­ти­че­ски вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность за от­кры­тие церк­ви в де­ревне Ка­зан­ский Иб».
Осуж­ден 23 ав­гу­ста 1937 го­да трой­кой при УНКВД Ко­ми АССР по ста­тье 58.10 УК РСФСР к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 25 ав­гу­ста 1937 го­да в Сык­тыв­ка­ре.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-malinovskij

☦️
Преподобномученица Елисавета (Ярыгина), монахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца мо­на­хи­ня Ели­за­ве­та – в ми­ру Ели­за­ве­та Алек­сан­дров­на Яры­ги­на – ро­ди­лась в 1879 го­ду в се­ле Сафро­но­во Ярен­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии (ныне Ар­хан­гель­ская об­ласть, Лен­ский рай­он) и про­ис­хо­ди­ла из кре­стьян­ской се­мьи. Она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Кы­л­тов­ский Кре­сто­воз­дви­жен­ский жен­ский мо­на­стырь (Ярен­ский уезд, Во­ло­год­ско­ая гу­бер­ния), а в 1918 бы­ла по­стри­же­на в мо­на­хи­ни. По­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря она слу­жи­ла пса­лом­щи­цей в Сре­тен­ской церк­ви се­ла Выль­горт Сык­ты­в­дин­ско­го рай­о­на рес­пуб­ли­ки Ко­ми. 4 ав­гу­ста 1937 го­да ма­туш­ка Ели­за­ве­та бы­ла аре­сто­ва­на с об­ви­не­ни­ем в «ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти и рас­про­стра­не­нии слу­хов о ско­ром раз­ва­ле кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства и со­вет­ской вла­сти». Ви­нов­ной се­бя она не при­зна­ла. Трой­ка при УНКВД Ко­ми АССР при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Ели­за­ве­ту (Яры­ги­ну) к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 12 сен­тяб­ря 1937 го­да мо­на­хи­ня Ели­за­ве­та бы­ла рас­стре­ля­на неда­ле­ко от го­ро­да Сык­тыв­ка­ра.

☦️
Мученик Фео́дор Иванов.
Фе­о­дор Ми­хай­ло­вич Ива­нов ро­дил­ся в 1895 го­ду в го­ро­де То­боль­ске. Отец его ра­бо­тал ку­рье­ром и сто­ро­жем в го­судар­ствен­ном ар­хи­ве То­боль­ска и под­ра­ба­ты­вал ши­тьем муж­ской одеж­ды. В 1911 го­ду отец умер и на ру­ках ма­те­ри оста­лось де­сять че­ло­век де­тей, при­чем, млад­ше­му бы­ло все­го де­сять ме­ся­цев. Мать, чтобы под­дер­жать се­мью, по­сту­пи­ла на ра­бо­ту в ар­хив и ис­пол­ня­ла обя­зан­но­сти по­чив­ше­го му­жа, под­ра­ба­ты­вая ру­ко­де­ли­ем.
С дет­ства Фе­о­дор при­слу­жи­вал в со­бо­ре. Со­бор был хо­лод­ным, и Фе­о­дор, но­чуя в нем, не раз силь­но про­сту­жал­ся. В три­на­дцать лет Фе­о­дор за­бо­лел су­став­ным рев­ма­тиз­мом и через год стал ин­ва­ли­дом – па­ра­лич ног. Пер­вые несколь­ко лет у него бы­ли та­кие силь­ные бо­ли, что вре­ме­на­ми он от бо­ли кри­чал.
В 1916 го­ду, во вре­мя тор­же­ствен­ной ка­но­ни­за­ции свя­ти­те­ля Иоан­на То­боль­ско­го, Фе­о­до­ра по­се­ти­ла Алек­сандра Ва­си­льев­на Ду­ле­по­ва, зна­ко­мая с се­мьей Го­су­да­ря, и пред­ло­жи­ла ма­те­ри Фе­о­до­ра, Ели­за­ве­те, по­ка­зать сы­на док­то­ру Де­ре­вен­ко, ле­чив­ше­му на­след­ни­ка.
По­сле осмот­ра док­тор ска­зал:
– Ди­а­гноз пра­виль­но по­ста­ви­ли, а вот ле­чи­ли невер­но. Ле­кар­ство, ко­то­рое пер­вым да­ва­ли, на­до бы­ло да­вать вто­рым, а вто­рое – да­вать сна­ча­ла. К со­жа­ле­нию, не имею воз­мож­но­сти взять­ся за его ле­че­ние, а то бы он у ме­ня по ком­на­те с па­лоч­кой, но по­ха­жи­вал.
В дру­гой раз Алек­сандра Ва­си­льев­на до­го­во­ри­лась, что во вре­мя празд­нич­ной служ­бы Иоан­ну То­боль­ско­му Фе­о­до­ра при­ло­жат к мо­щам свя­ти­те­ля.
Бы­ло мно­же­ство на­ро­да – ар­хи­ереи, свя­щен­ни­ки, па­лом­ни­ки со всей Рос­сии; во вре­мя пе­ния «Хва­ли­те имя Гос­подне» Фе­о­до­ра при­ло­жи­ли к свя­тым мо­щам, и с это­го вре­ме­ни бо­ли у него в но­гах пре­кра­ти­лись.
За его глу­бо­кую ве­ру на­род от­но­сил­ся к Фе­о­до­ру с боль­шим ува­же­ни­ем, и мно­гие по­се­ща­ли его. При­хо­ди­ли мо­на­хи, свя­щен­ни­ки, ар­хи­ереи.

Мно­гие ду­хов­ные ли­ца пи­са­ли ему, же­лая по­лу­чить со­вет и уте­ше­ние. Бо­ля­щий Фе­о­дор по­чи­тал­ся на­ро­дом как ве­ли­кий уте­ши­тель скор­бя­щих душ и без­от­каз­ный мо­лит­вен­ник. Осо­бен­но на­род устре­мил­ся к нему по­сле то­го, как в на­ча­ле трид­ца­тых го­дов бы­ло аре­сто­ва­но по­чти все ду­хо­вен­ство.

В 1937 го­ду То­боль­ский от­дел НКВД на­чал ши­ро­кие аре­сты сре­ди на­се­ле­ния. За один ме­сяц бы­ло аре­сто­ва­но сто трид­цать шесть че­ло­век, сре­ди них мно­го свя­щен­ни­ков и ве­ру­ю­щих кре­стьян. В ав­гу­сте вла­сти пре­ду­пре­ди­ли Фе­о­до­ра, что ес­ли к нему не пе­ре­ста­нут хо­дить лю­ди, то его аре­сту­ют. Но он не мог от­ка­зать ищу­щим уте­ше­ния и по­мо­щи.

– Мы вас за­би­ра­ем, – ска­зал во­ен­ный.
– Ну что же, раз у вас есть та­кое рас­по­ря­же­ние, то я под­чи­ня­юсь вла­сти.
Фе­о­дор ле­жал все эти го­ды в по­сте­ли в длин­ной ру­ба­хе, и мать его, Ели­за­ве­та Ива­но­ва, по­шла за ко­стю­мом, един­ствен­ным у него, при­го­тов­лен­ным на смерть, но ее оста­но­ви­ли:
– Не по­на­до­бит­ся, не ну­жен бу­дет.

В ка­ме­ре Фе­о­до­ра по­ло­жи­ли ли­цом к стене, чтобы он ни­ко­го не ви­дел, и за­пре­ти­ли ему раз­го­ва­ри­вать.
Ев­ге­ния со сво­им му­жем Ген­на­ди­ем Хил­ко­вым несколь­ко дней но­си­ли пе­ре­да­чи в тюрь­му. Вско­ре вла­сти аре­сто­ва­ли Ген­на­дия; из за­клю­че­ния он не вер­нул­ся.
В тюрь­ме Фе­о­до­ра ни о чем не спра­ши­ва­ли, на до­про­сы не но­си­ли и сле­до­ва­тель в ка­ме­ру не при­хо­дил. И ни­ко­го из ста трид­ца­ти ше­сти аре­сто­ван­ных в од­но вре­мя с ним так­же не спра­ши­ва­ли о Фе­о­до­ре. Все об­ви­не­ние ос­но­вы­ва­лось на справ­ке, дан­ной пред­се­да­те­лем То­боль­ско­го уезд­но­го со­ве­та. 11 сен­тяб­ря Трой­ка УНКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Фе­о­дор был рас­стре­лян в То­боль­ской тюрь­ме, на тер­ри­то­рии ко­то­рой и по­гре­бен.

По­сле сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Фе­о­дор не остав­ля­ет сво­им мо­лит­вен­ным пред­ста­тель­ством всех, кто об­ра­ща­ет­ся к нему за по­мо­щью. До се­го вре­ме­ни мно­гие по его мо­лит­вам по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние, осо­бен­но те, у ко­го бо­лят но­ги.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-ivanov

☦️
Преподобномученик Игна́тий (Лебедев), схиархимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иг­на­тий (в ми­ру Алек­сандр Алек­сан­дро­вич Ле­бе­дев) ро­дил­ся 28 мая 1884 го­да в го­ро­де Чух­ло­ме Ко­стром­ской гу­бер­нии в бла­го­че­сти­вой се­мье Алек­сандра Кон­стан­ти­но­ви­ча и Ма­рии Фило­со­фов­ны Ле­бе­де­вых. Мать его бы­ла до­че­рью сек­ре­та­ря зем­ско­го су­да, отец – сек­ре­та­рем съез­да ми­ро­вых су­дей го­ро­да Чух­ло­мы. За рев­ност­ное и без­упреч­ное ис­пол­не­ние сво­их обя­зан­но­стей Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич был про­из­ве­ден в на­двор­ные со­вет­ни­ки и на­граж­ден тре­мя ор­де­на­ми.
Алек­сандр Алек­сан­дро­вич окон­чил Со­ли­га­ли­че­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, Ко­стром­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1903 го­ду по­сту­пил в Ка­зан­ский ве­те­ри­нар­ный ин­сти­тут. На­ря­ду с за­ня­ти­я­ми в ин­сти­ту­те Алек­сандр стал ре­гу­ляр­но по­се­щать бо­го­слу­же­ния в Спас­ском мо­на­сты­ре в Ка­за­ни, на­сто­я­тель ко­то­ро­го, ар­хи­манд­рит Вар­со­но­фий, стал пер­вым ду­хов­ным на­став­ни­ком бла­го­че­сти­во­го юно­ши. Жи­вя в Ка­за­ни, Алек­сандр по­зна­ко­мил­ся со схи­ар­хи­манд­ри­том Гав­ри­и­лом (Зы­ря­но­вым), ко­то­ро­му он по­ве­дал о сво­ем же­ла­нии стать ино­ком. 25 ап­ре­ля 1905 го­да отец Гав­ри­ил бла­го­сло­вил его на ино­че­ство, ска­зав, что «его же­ла­ние мо­на­ше­ства есть зва­ние Бо­жие».
Углуб­ля­ясь в чте­ние ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры, Алек­сандр де­лал вы­пис­ки из наи­бо­лее для него близ­ко­го и по­учи­тель­но­го. По упад­ку бла­го­че­стия, по об­ра­ще­нию ин­те­ре­сов об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ства к ма­те­ри­аль­но­му это вре­мя ду­хов­но чут­ки­ми людь­ми ста­ло ощу­щать­ся как по­след­нее, и по­то­му юно­шу осо­бен­но ин­те­ре­со­ва­ло то, что свя­тые от­цы го­во­ри­ли об этом, как со­ве­то­ва­ли спа­сать­ся в этих усло­ви­ях.
Алек­сандр, чи­тая Па­те­рик, от­ме­чал для се­бя: «Пре­по­доб­ный Па­хо­мий, узнав, ка­кое в по­след­ние дни бу­дет сре­ди ино­ков небре­же­ние, ле­ность, и по­мра­че­ние, и па­де­ния и что на­руж­ность толь­ко в них бу­дет ино­че­ства, ры­дал о том горь­ко. Явил­ся ему Гос­подь Иисус Хри­стос и ска­зал: “Дер­зай, Па­хо­мий, и кре­пись, ибо се­мя твое ду­хов­ное не оску­де­ет до скон­ча­ния ве­ка, и мно­гие из тех, кто при­дет по­сле те­бя, из глу­би­ны мрач­но­го рва Мо­ею по­мо­щью спа­сут­ся и явят­ся вы­ше ны­неш­них доб­ро­де­тель­ных ино­ков.
Ибо ны­неш­ние на­став­ля­ют­ся при­ме­ром тво­е­го жи­тия и про­све­ща­ют­ся доб­ро­де­те­ля­ми, а те, кто бу­дут по­сле те­бя, ко­то­рых ви­дел ты во мрач­ном рве, не име­ю­щие на­став­ни­ков, спо­соб­ных вы­ве­сти их из мра­ка, соб­ствен­ным сво­им про­из­во­ле­ни­ем от­ско­чив от тьмы, усерд­но пой­дут свет­лым пу­тем Мо­их за­по­ве­дей и угод­ны­ми Мне явят­ся. Иные же на­па­стя­ми и бе­да­ми спа­сут­ся и срав­ня­ют­ся ве­ли­ким свя­тым. Ис­тин­но го­во­рю те­бе: они по­лу­чат то же спа­се­ние, что и ны­неш­ние ино­ки, про­во­дя­щие со­вер­шен­ное и непо­роч­ное жи­тие”».
Ле­том 1905 го­да Алек­сандр по­про­сил ро­ди­те­лей бла­го­сло­вить его на ино­че­ский путь, на что и по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ignatij-lebedev

☦️
Исповедник Петр Чельцов, пресвитер.
Петр Алек­се­е­вич Чель­цов ро­дил­ся 20 ав­гу­ста (ст. стиль) 1888 го­да в се­ле Шех­ми­но Рыб­нов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти в се­мье пса­лом­щи­ка, впо­след­ствии став­ше­го свя­щен­ни­ком. В 1904 го­ду Петр Алек­се­е­вич окон­чил Ря­зан­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, за­тем Ря­зан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию пер­вым уче­ни­ком. От­ца Пет­ра, как пер­во­го уче­ни­ка, на ка­зен­ный счет от­пра­ви­ли в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию. На ро­дине у него оста­лась неве­ста – Ма­рия Ива­нов­на Ста­ро­дуб­ров­ская, отец ко­то­рой был свя­щен­ни­ком, а ма­ма пек­ла просфо­ры в мест­ном хра­ме.
Ко­гда Петр при­е­хал на ка­ни­ку­лы по­сле пер­во­го кур­са, его пред­по­ла­га­е­мая те­ща ска­за­ла: «Ну, наш Пе­тень­ка вы­со­ко за­ле­тел. Те­перь его нам не ви­дать как сво­их ушей». За­тем она ча­сто по­вто­ря­ла эту фра­зу, и Пет­ру при­шлось же­нить­ся, на­ру­шив устав ака­де­мии, за­пре­щав­ший же­нить­ся до окон­ча­ния обу­че­ния.
Сыг­ра­ли свадь­бу. Мо­ло­дой муж по­ехал об­рат­но в ака­де­мию. И вот он вхо­дит в зда­ние, а с лест­ни­цы сбе­га­ет уже по­сту­пив­ший но­вый пер­вый уче­ник Сер­гий Прав­до­лю­бов и го­во­рит: «С за­кон­ным бра­ком вас». У Пет­ра все по­хо­ло­де­ло: «В ака­де­мии зна­ют». Он тут же на­пи­сал про­ше­ние об уволь­не­нии. Его уво­ли­ли, но ока­за­лось, что ру­ко­вод­ство ака­де­мии не зна­ло об из­ме­не­нии се­мей­но­го по­ло­же­ния Пет­ра Чель­цо­ва – ни­кто не до­кла­ды­вал на­чаль­ству о же­нить­бе.
10 ок­тяб­ря 1911 го­да Петр Чель­цов был опре­де­лен на свя­щен­ни­че­ское ме­сто в Ге­ор­ги­ев­скую цер­ковь се­ла Уля­хи­на-Юрье­ва Го­ро­ди­ща Ка­си­мов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии, а 16 ок­тяб­ря епи­ско­пом Ря­зан­ским Ди­мит­ри­ем (Спе­ров­ским) ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ра.

Пе­ред смер­тью отец Петр очень стра­дал, мно­го вре­ме­ни про­во­дил без пи­щи и сна. Эти стра­да­ния на­по­ми­на­ют кон­чи­ну пре­по­доб­но­го стар­ца Льва Оп­тин­ско­го. В по­лу­за­бы­тье мо­лил­ся, слу­жил мо­леб­ны, па­ни­хи­ды, от­пе­ва­ния. Осо­бо мо­лил­ся за Оте­че­ство. Ма­туш­ку Ма­рию па­ра­ли­зо­ва­ло, и за ба­тюш­кой уха­жи­ва­ла схи­мо­на­хи­ня Ели­ко­ни­да. Неза­дол­го до кон­чи­ны отец Петр при­снил­ся ра­бе Бо­жи­ей Та­тьяне, ко­то­рая по­мо­га­ла им по хо­зяй­ству. Она спра­ши­ва­ет:
– Ба­тюш­ка, за что Вы так му­ча­е­тесь?
– За чу­жие гре­хи.
– А вы раз­дай­те их нам.
– Нель­зя.

Из вос­по­ми­на­ний про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Прав­до­лю­бо­ва:
«И еще один очень ин­те­рес­ный мо­мент. Ко­гда бы­ло 50 лет со­вет­ской вла­сти, я был в го­стях у Пет­ра Чель­цо­ва. И вот за чаш­кой чая (у него, кста­ти, ви­на ни­ко­гда не по­да­ва­ли к сто­лу), он го­во­рит: «Ведь это наш с то­бой празд­ник». Я го­во­рю: «Ну, ко­неч­но, мы же граж­дане на­шей стра­ны, и празд­ни­ки граж­дан­ские – то­же на­ши празд­ни­ки, мы за­ко­но­по­слуш­ные граж­дане». «Это, – го­во­рит, -пра­виль­но, но не толь­ко в этом де­ло. Я был участ­ни­ком Со­бо­ра 1917-1918 го­дов. В то вре­мя бы­ли кон­фис­ко­ва­ны цар­ские двор­цы и до­ма бо­га­чей, и на­хо­див­ши­е­ся в них церк­ви под­вер­га­лись ра­зо­ре­нию, а ан­ти­мин­сы из них вы­бра­сы­ва­ли пря­мо на ули­цу, под ко­ле­са про­ле­ток, под ко­пы­та ло­ша­дей. И вот Со­бор вы­брал де­ле­га­цию: два мит­ро­по­ли­та, два про­то­и­е­рея и пять ми­рян. Вы­ра­бо­та­ли они до­ку­мент про­те­ста про­тив над­ру­га­тель­ства и от­пра­ви­лись к Ле­ни­ну. Их при­нял Бонч-Бру­е­вич, его лич­ный сек­ре­тарь и ру­ко­во­ди­тель вот в та­ких де­лах, про­то­коль­ных. И он им ска­зал: «Вла­ди­мир Ильич за­нят важ­ны­ми го­судар­ствен­ны­ми де­ла­ми и вас, есте­ствен­но, при­нять не мо­жет. Эту ва­шу бу­маж­ку я ему, ко­неч­но, пе­ре­дам, но на­прас­но вы ста­ра­е­тесь: уж ко­ли мы взя­ли власть в свои ру­ки, через пять лет от вас ни­че­го не оста­нет­ся». Про­шло пять­де­сят, а мы с то­бой – два по­па, ста­рый и мо­ло­дой, – си­дим и ча­ек по­пи­ва­ем».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-chelcov


Жития
Писание