☀️ неподвижный годовой круг:
• 4 сентября (22 августа)
• (попразднство Успения Пресвятой Богородицы)
• сщмч. Афанасия Тарсийского (Киликийского) (270–275), прп. Анфу́сы (ок. 298) и слуг ее, мчч. Хариси́ма, Неофи́та (270–275)
• мц. Евла́лии девы (ок. 303)
• мчч. Агафо́ника, Зо́тика, Феопре́пия (Боголе́па), Акинди́на, Севериа́на и прочих (305–311)
• прп. Исаакия Оптинского (1894)
• сщмчч. Макария (Гневушева) Орловского, Иоанна (Бояршинова), Алексия (Наумова) (1918)
• сщмчч. Феодора (Смирнова) Пензенского, Василия (Смирнова), Гавриила (Архангельского) (1937)
• сщмчч. Иоанна (Троянского) Великолукского, Алексия (Орлова) Омского, Александра (Ратьковского), Михаила (Люберцева), Феодора (Маляровского), прмчч. Илариона (Цурикова), Иоанна (Лабы), Иерофе́я (Глазкова) (1937)
• сщмч. Гора́зда (Па́влика) Чешского (1942) 📚
• иконы Божией Матери Грузинская (1650)


☦️
Священномученик Афана́сий, епископ, преподобная Анфу́са и слуги ее, мученики Хариси́м и Неофи́т.
Пре­по­доб­ная Ан­фу­са, уро­жен­ка го­ро­да Селев­кии (Си­рия), бы­ла до­че­рью знат­ных языч­ни­ков. Узнав уче­ние Хри­ста, она под пред­ло­гом по­се­ще­ния сво­ей кор­ми­ли­цы на­пра­ви­лась к тар­сий­ско­му свя­ти­те­лю Афа­на­сию и от него при­ня­ла Кре­ще­ние. Ро­ди­те­ли раз­гне­ва­лись на дочь за то, что она ста­ла хри­сти­ан­кой, и то­гда свя­тая, при­няв от свя­ти­те­ля Афа­на­сия ино­че­ский по­стриг, уда­ли­лась в пу­сты­ню, где про­ве­ла в по­дви­гах 23 го­да и мир­но скон­ча­лась в кон­це III ве­ка. Му­че­ни­ки Ха­рисим и Нео­фит, кре­стив­ши­е­ся од­новре­мен­но с пре­по­доб­ной Ан­фу­сой, бы­ли ее слу­га­ми и при­ня­ли смерть за Хри­ста.

☦️
Мученица Евла́лия Барселонская, дева.
Му­че­ни­ца Евла­лия жи­ла в Ис­па­нии, близ го­ро­да Вар­ки­о­на (ныне – Бар­се­ло­на) и бы­ла вос­пи­та­на ро­ди­те­ля­ми в хри­сти­ан­ской ве­ре и бла­го­че­стии. Уже в 14-лет­нем воз­расте де­вуш­ка про­во­ди­ла уеди­нен­ную жизнь в ро­ди­тель­ском до­ме, за­ни­ма­ясь вме­сте с неко­то­ры­ми сверст­ни­ца­ми мо­лит­вой, чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ру­ко­де­ли­ем. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, воз­двиг­ну­то­го им­пе­ра­то­ра­ми Дио­кли­ти­а­ном (284–305) и Мак­си­ми­а­ном (284–305) в го­род Вар­ки­он при­был пра­ви­тель Да­ки­ан для уни­что­же­ния хри­сти­ан. Услы­шав об этом, де­вуш­ка но­чью тай­но ушла из до­ма и к утру бы­ла в го­ро­де. С тру­дом про­брав­шись сквозь тол­пу на­ро­да, де­вуш­ка сме­ло об­ли­чи­ла су­дью за то, что он при­нуж­да­ет лю­дей от­ре­кать­ся от Ис­тин­но­го Бо­га и при­но­сить жерт­ву бе­сам. Да­ки­ан ве­лел бес­по­щад­но бить свя­тую пал­ка­ми, но она твер­до пе­ре­но­си­ла ис­тя­за­ния и ска­за­ла су­дье, что Гос­подь из­ба­вил ее от ощу­ще­ния бо­ли. Му­че­ни­цу по­ве­си­ли на де­ре­ве и же­лез­ны­ми крюч­ка­ми со­дра­ли ей ко­жу, а по­том ста­ли па­лить ее ра­ны све­ча­ми. Во вре­мя му­че­ний Да­ки­ан спро­сил свя­тую: «Где же твой Бог, Ко­то­ро­го ты при­зы­ва­ешь?» Она от­ве­ти­ла, что Гос­подь ря­дом с нею, но Да­ки­ан по сво­ей нечи­сто­те не мо­жет Его ви­деть. Во вре­мя мо­лит­вы свя­той: «Се бо, Бог по­мо­га­ет ми, и Гос­подь За­ступ­ник ду­ши мо­ей» (Пс.53,6), – пла­мя све­чей об­ра­ти­лось на му­чи­те­лей, ко­то­рые упа­ли на зем­лю. Му­че­ни­ца Евла­лия ста­ла мо­лить­ся, чтобы Гос­подь взял ее к Се­бе, и с этой мо­лит­вой скон­ча­лась. Лю­ди уви­де­ли бе­лую го­луб­ку, вы­ле­тев­шую из ее уст к небу. Те­ло свя­той но­чью бы­ло по­гре­бе­но хри­сти­а­на­ми. Ро­ди­те­ли му­че­ни­цы, на­шед­шие ее уже по­стра­дав­шей, пла­ка­ли, но и ра­до­ва­лись, что их дочь при­чис­ле­на к сон­му свя­тых му­че­ни­ков.
Ко­гда свя­тую Евла­лию сни­ма­ли с де­ре­ва, один из хри­сти­ан, по име­ни Фе­ликс, ска­зал с ра­дост­ны­ми сле­за­ми: «Гос­по­жа Евла­лия, ты преж­де нас вен­ца му­че­ни­че­ско­го спо­до­би­лась!» Свя­тая Евла­лия, скон­чав­ша­я­ся три дня на­зад, по­вер­ну­ла к го­во­рив­ше­му ли­цо и улыб­ну­лась. Му­че­ник Фе­ликс вско­ре сам при­нял кон­чи­ну за Хри­ста (па­мять его 22 ав­гу­ста).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/691

☦️
Мученики Агафо́ник, Зо́тик, Феопре́пий (Боголе́п), Акинди́н, Севериа́н.
Му­че­ни­ки Ага­фо­ник, Зо­тик, Фе­о­пре­пий (Бо­го­леп), Акин­дин, Се­ве­ри­ан, Зи­нон и про­чие при­ня­ли смерть за Хри­ста во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305). Му­че­ник Ага­фо­ник про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да Гип­па­си­е­ва, жил в Ни­ко­ми­дии. Све­ду­щий в Свя­щен­ном Пи­са­нии, он об­ра­тил к ве­ре во Хри­ста мно­гих языч­ни­ков, в том чис­ле и са­мо­го пер­вен­ству­ю­ще­го чле­на Се­на­та (прин­цеп­са). Ко­мит Ев­тол­мий, по­слан­ный в Пон­тий­скую (При­чер­но­мор­скую) стра­ну, в мест­но­сти Кар­пен рас­пял уче­ни­ков хри­сти­а­ни­на Зо­ти­ка, от­ка­зав­ших­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам, а са­мо­го Зо­ти­ка взял с со­бой. В Ни­ко­ми­дии Ев­тол­мий схва­тил му­че­ни­ка Ага­фо­ни­ка (с прин­цеп­сом), Фе­о­пре­пия, Акин­ди­на и Се­ве­ри­а­на. По­сле ис­тя­за­ний Ев­тол­мий по­вел му­че­ни­ков во Фра­кию на суд им­пе­ра­то­ра, но по до­ро­ге, в мест­но­сти По­та­ма, умерт­вил му­че­ни­ков Зо­ти­ка, Фе­о­пре­пия и Акин­ди­на, ко­то­рые не мог­ли да­лее ид­ти за ко­лес­ни­цей пра­ви­те­ля из-за по­лу­чен­ных ими во вре­мя ис­тя­за­ний ран. Му­че­ник Се­ве­ри­ан был умерщ­влен в Хал­ки­доне, а му­че­ник Ага­фо­ник с дру­ги­ми усе­че­ны ме­чом, по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра, в Си­ли­врии.
Мо­щи му­че­ни­ка Ага­фо­ни­ка в церк­ви в честь его име­ни в 1200 го­ду в Кон­стан­ти­но­по­ле ви­дел рус­ский па­лом­ник Ан­то­ний. В ХIV ве­ке ар­хи­епи­скоп Си­ли­врий­ский Фило­фей по­свя­тил му­че­ни­ку Ага­фо­ни­ку по­хваль­ное сло­во.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/693

☦️
Преподобный Исаа́кий I (Антимонов), Оптинский.
Пре­по­доб­ный Иса­а­кий (в ми­ру Иван Ива­но­вич Ан­ти­мо­нов) ро­дил­ся в Кур­ске 31 мая 1810 го­да в пат­ри­ар­халь­ной ку­пе­че­ской се­мье, поль­зо­вав­шей­ся неиз­мен­ным ува­же­ни­ем го­ро­жан за без­упреч­ную чест­ность и стро­гий хри­сти­ан­ский уклад жиз­ни, ми­ло­сер­дие к бед­ным и бла­го­укра­ше­ние го­род­ско­го хра­ма.
Бу­ду­щий ве­ли­кий оп­тин­ский ста­рец рос в об­ста­нов­ке люб­ви, по­слу­ша­ния ро­ди­те­лям, в твер­дом со­блю­де­нии цер­ков­но­го уста­ва и нрав­ствен­ной стро­го­сти. Маль­чик был скро­мен и добр, мол­ча­лив и сдер­жан, но не угрюм, он не был чужд шут­ке, ост­ро­умен и прост в об­ще­нии.
Мысль об ухо­де в мо­на­стырь дол­гие го­ды вы­зре­ва­ла в ду­ше бла­го­че­сти­во­го юно­ши, вы­нуж­ден­но­го по­мо­гать от­цу в тор­го­вых де­лах. К трид­ца­ти ше­сти го­дам она окон­ча­тель­но окреп­ла. Это­му спо­соб­ство­ва­ло так­же по­ступ­ле­ние в мо­на­ше­ство его стар­ше­го бра­та Ми­ха­и­ла.
И вот в 1847 го­ду, уже зре­лым че­ло­ве­ком, при­няв твер­дое ре­ше­ние, он по­ки­да­ет от­чий дом и по­сту­па­ет по­слуш­ни­ком в скит зна­ме­ни­той уже то­гда сво­и­ми стар­ца­ми Вве­ден­ской Оп­ти­ной пу­сты­ни, в укла­де ко­то­рой бы­ло при­ня­то ду­хов­ное окорм­ле­ние каж­до­го бра­та у стар­ца. И по­слуш­ник Иоанн был вве­рен оп­тин­ско­му стар­цу пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, имя ко­то­ро­го бы­ло из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми оби­те­ли. Под его ду­хов­ным ру­ко­вод­ством про­шли го­ды по­слу­ша­ния: сна­ча­ла на па­се­ке, за­тем в хле­бо­пе­карне и по­ва­ром в мо­на­стыр­ской тра­пез­ной, пел на кли­ро­се, ке­лей­но – по бла­го­сло­ве­нию стар­ца Ма­ка­рия; брат Иоанн был еще и пе­ре­плет­чи­ком книг. Неукос­ни­тель­но вы­пол­нял он по­ло­жен­ное вся­ко­му по­слуш­ни­ку ке­лей­ное пра­ви­ло, при­чем впо­след­ствии, по при­ня­тии ря­со­фо­ра в 1851 го­ду и по­стри­же­нии в ман­тию в 1854 го­ду, все бо­лее и бо­лее рев­ност­но от­но­сил­ся к со­вер­шен­ство­ва­нию сво­е­го внут­рен­не­го ду­хов­но­го ми­ра, не да­вая се­бе по­бла­жек ни в чем: был строг в по­нуж­де­нии се­бя к ум­но­му де­ла­нию, по­се­ще­нию мо­на­стыр­ских бо­го­слу­же­ний и огра­ни­чи­вал се­бя в еде и от­ды­хе.
Из­бе­гая че­сто­лю­би­вых мыс­лей и осте­ре­га­ясь по­это­му вся­ко­го воз­вы­ше­ния, ис­клю­чи­тель­но за по­слу­ша­ние сво­е­му ду­хов­но­му от­цу, стар­цу Ма­ка­рию, он при­нял в 1855 го­ду ру­ко­по­ло­же­ние в иеро­ди­а­ко­на, а за­тем, в 1858 го­ду, – в иеро­мо­на­ха. И по при­ня­тии са­на пре­по­доб­ный Иса­а­кий оста­ет­ся та­ким же скром­ным, ис­крен­ним и от­кры­тым в от­но­ше­нии с бра­ти­я­ми, ка­ким был преж­де, но еще стро­же и тре­бо­ва­тель­нее к се­бе, во всем по­ла­га­ясь на ду­хов­ные на­став­ле­ния стар­ца.
Воз­мож­но, так, в ис­пол­не­нии по­слу­ша­ний, мо­на­ше­ских пра­вил, со­блю­де­нии цер­ков­но­го уста­ва, в ду­хов­ном со­вер­шен­ство­ва­нии и по­сте­пен­ном вос­хож­де­нии «от си­лы в си­лу», и про­шла бы вся его жизнь в мо­на­сты­ре. Но Бо­гу бы­ло угод­но дру­гое.
В 1860 го­ду, уже тя­же­ло боль­ной, пре­по­доб­ный ста­рец Ма­ка­рий, пред­чув­ствуя близ­кий ко­нец, за­ве­ща­ет сво­е­му ду­хов­но­му сы­ну, пре­по­доб­но­му Иса­а­кию, пе­рей­ти под ру­ко­вод­ство ве­ли­ко­го оп­тин­ско­го стар­ца Ам­вро­сия, уче­ни­ка бла­жен­но­го стар­ца Ма­ка­рия. А еще через два го­да, в 1862 го­ду, по­сле смер­ти на­сто­я­те­ля Оп­ти­ной пу­сты­ни стар­ца Мо­и­сея, пре­по­доб­ный Иса­а­кий ста­но­вит­ся его пре­ем­ни­ком.
В те­че­ние трид­ца­ти с лиш­ним лет ве­дет он мо­на­стырь, про­дол­жая на­ча­тое еще пре­по­доб­ным Мо­и­се­ем стро­и­тель­ство, по тем вре­ме­нам нема­лое. Его же ста­ра­ни­я­ми до­стра­и­ва­ет­ся храм Всех Свя­тых на но­вом клад­би­ще, со­ору­жа­ет­ся но­вый ико­но­стас в Ка­зан­ском со­бо­ре и пе­ре­стра­и­ва­ет­ся ста­рый во Вве­ден­ском, про­из­во­дит­ся но­вая рос­пись стен, стро­ит­ся мо­на­стыр­ская боль­ни­ца с ап­те­кой для бес­плат­но­го поль­зо­ва­ния, с цер­ко­вью при ней во имя свя­то­го Ила­ри­о­на Ве­ли­ко­го, книж­ная лав­ка, двух­этаж­ное зда­ние рух­ляд­ной, до­стра­и­ва­ет­ся во­до­про­вод, воз­дви­га­ет­ся зда­ние но­вой го­сти­ни­цы и мно­же­ство по­ме­ще­ний ре­ста­ври­ру­ет­ся, пе­ре­де­лы­ва­ет­ся, по­нов­ля­ет­ся и стро­ит­ся вновь.
Под его муд­рым управ­ле­ни­ем Оп­ти­на при­об­ре­та­ет лес­ные участ­ки – так ре­ша­ет­ся про­бле­ма топ­ли­ва. Им же осу­ществ­ля­ет­ся по­куп­ка лу­го­вых зе­мель на бол­хов­ской мель­ни­це, от­кры­ва­ет­ся свеч­ной за­вод, по­ощ­ря­ет­ся раз­ве­де­ние мо­на­стыр­ских са­дов и ого­ро­дов. Та­ким об­ра­зом Оп­ти­на пу­стынь во вто­рой по­ло­вине XIX ве­ка ста­но­вит­ся од­ним из про­цве­та­ю­щих мо­на­сты­рей Рос­сии.
Но не толь­ко хо­зяй­ствен­ны­ми за­бо­та­ми огра­ни­чи­ва­лась де­я­тель­ность на­сто­я­те­ля. Глав­ным для него бы­ло оте­че­ски стро­гое по­пе­че­ние об ис­пол­не­нии бра­ти­ей мо­на­ше­ских по­слу­ша­ний и уста­ва, при этом не де­ла­лось ис­клю­че­ния и для се­бя.
Уже бу­дучи игу­ме­ном, а поз­же, в 1885 го­ду, ар­хи­манд­ри­том, пре­по­доб­ный не со­вер­шал без бла­го­сло­ве­ния стар­ца ни­ка­ких мо­на­стыр­ских дел и учил это­му бра­тию. «От­цы и бра­тия! Нуж­но хо­дить к стар­цу для очи­ще­ния со­ве­сти», – ча­сто по­вто­рял он. Так, бла­го­го­вей­но, по­чти до ума­ле­ния се­бя, сто­ял он со все­ми в оче­ре­ди к сво­е­му ду­хов­ни­ку, пре­по­доб­но­му стар­цу Ам­вро­сию, и бе­се­до­вал с ним, стоя на ко­ле­нях, как про­стой по­слуш­ник.
В по­след­ние го­ды жиз­ни на­сто­я­те­ля мно­гие скор­би вы­па­ли на его до­лю. Осо­бен­но тя­же­ло пе­ре­жил он отъ­езд стар­ца Ам­вро­сия в Ша­мор­дин­скую об­щи­ну. «Два­дцать де­вять лет про­вел я на­сто­я­те­лем при стар­це и скор­бей не ви­дел, те­перь же, долж­но быть, угод­но Гос­по­ду по­се­тить ме­ня, греш­но­го, скор­бя­ми», – го­во­рил он.
Здо­ро­вье его ста­ло за­мет­но сла­беть, и он ке­лей­но при­нял по­стри­же­ние в схи­му. Вско­ре ото­шел ко Гос­по­ду ве­ли­кий ста­рец пре­по­доб­ный Ам­вро­сий, и на на­сто­я­те­ля, пре­по­доб­но­го Иса­а­кия, по­сле­до­ва­ли тай­ные до­но­сы о неспо­соб­но­сти его, по пре­клон­ным го­дам и бо­лез­ни, управ­лять оби­те­лью. И хо­тя бра­тия еди­но­душ­но вста­ла на за­щи­ту сво­е­го на­сто­я­те­ля, си­лы его уже уга­са­ли. Уми­рал он ти­хо, окру­жен­ный пла­чу­щи­ми ча­да­ми сво­и­ми, ко­то­рым дал по­след­нее на­став­ле­ние: «Лю­би­те Бо­га и ближ­них, лю­би­те Цер­ковь Бо­жию, в служ­бе цер­ков­ной, в мо­лит­ве ищи­те благ не зем­ных, а небес­ных; здесь, в этой свя­той оби­те­ли, где вы по­ло­жи­ли на­ча­ло ино­че­ской жиз­ни, и окан­чи­вай­те дни свои». Пре­по­доб­ный отец наш Иса­а­кий по­чил о Гос­по­де 22 ав­гу­ста/4 сен­тяб­ря 1894 го­да.
Это был ис­тин­ный по­сле­до­ва­тель той тра­ди­ции стар­че­ства, ко­то­рая от­ли­ча­ла уклад Оп­ти­ной пу­сты­ни от дру­гих мо­на­сты­рей Рос­сии, стро­го­го по­слу­ша­ния всей бра­тии стар­цам-ду­хов­ни­кам, неза­ви­си­мо от са­на и иерар­хи­че­ско­го зва­ния.
Вся его жизнь ста­ла до­стой­ным про­дол­же­ни­ем ду­хов­но­го по­дви­га, на­ча­то­го еще его пред­ше­ствен­ни­ком, пре­по­доб­ным Мо­и­се­ем, и дру­ги­ми ве­ли­ки­ми оп­тин­ски­ми стар­ца­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-isaakij-i-antimonov-optinskij

☦️
Священномученик Макарий (Гневушев), Орловский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий (Гне­ву­шев), епи­скоп Ор­лов­ский и Сев­ский ро­дил­ся в 1858 го­ду. Имел выс­шее бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние, слу­жил свя­щен­ни­ком. Он сталь из­ве­стен как ду­хов­ный и на­цио­наль­ный де­я­тель в быт­ность Ки­ев­ским епар­хи­аль­ным мис­си­о­не­ром. По­это­му по­сле то­го, как он ов­до­вел, ему пред­ло­жи­ли хи­ро­то­нию в епи­ско­па Вя­зем­ско­го, ко­то­рая и со­сто­я­лась в ян­ва­ре 1917 го­да. При­быв в Вязь­му, Вла­ды­ка по­се­лил­ся в древ­нем Свя­то-Ду­хов­ском мо­на­сты­ре. Од­на­ко, уже с мая то­го же го­да свя­ти­тель по тре­бо­ва­нию ре­во­лю­ци­он­ных эле­мен­тов, был от­прав­лен на по­кой, как «несо­от­вет­ству­ю­щий ду­ху вре­ме­ни».
Ле­том 1918 го­да в мо­на­стырь явил­ся боль­ше­виц­кий от­ряд и аре­сто­вал свя­ти­те­ля. Ко­гда к нему в ка­ме­ру на сле­ду­ю­щий день при­шёл его ке­лей­ник, то он ви­дел на ли­це и те­ле Вла­ды­ки сле­ды по­бо­ев и из­де­ва­тельств, сам он был остри­жен, без бо­ро­ды, в сол­дат­ском оде­я­нии.
4 (17 н. ст.) сен­тяб­ря 1918 го­да свя­ти­те­ля в со­ста­ве груп­пы из 14-ти че­ло­век вы­вез­ли в пу­стын­ное ме­сто под Смо­лен­ском и по­стро­и­ли спи­ной к све­же­вы­ры­той мо­ги­ле. Уби­ва­ли по оче­ре­ди, под­хо­дя вплот­ную и при­став­ляя вин­тов­ку ко лбу. Вла­ды­ка был по­след­ний, он мо­лил­ся с чёт­ка­ми в ру­ках и бла­го­сло­вил каж­до­го: «С ми­ром оты­ди». Ко­гда до­шла его оче­редь, у крас­но­ар­мей­ца дрог­ну­ла ру­ка. Уви­дев страх в гла­зах па­ла­ча, Вла­ды­ка ска­зал: «Сын мой, да не сму­ща­ет­ся серд­це твоё и Тво­ри во­лю по­слав­ше­го те­бя». Вско­ре этот крас­но­ар­ме­ец, про­стой кре­стья­нин, ока­зал­ся в боль­ни­це для ду­шев­но­боль­ных. Каж­дую ночь он ви­дел во сне уби­то­го свя­ти­те­ля, бла­го­слов­ля­ю­ще­го его. «Я так по­ни­маю, что уби­ли мы свя­то­го че­ло­ве­ка. Ина­че как он мог узнать, что у ме­ня за­хо­ло­ну­ло серд­це? А ведь он узнал и бла­го­сло­вил из жа­ло­сти и те­перь из жа­ло­сти яв­ля­ет­ся ко мне, бла­го­слов­ля­ет, как бы го­во­ря, что не сер­дит­ся. Но я-то знаю, что мо­е­му гре­ху нет про­ще­ния. Бо­жий свет мне стал не мил, жить я недо­сто­ин и не хо­чу», — так го­во­рил этот несчаст­ный, со­вер­шив­ший убий­ство свя­ти­те­ля.

☦️
Священномученик Иоа́нн Бояршинов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Бо­яр­ши­нов был свя­щен­ни­ком церк­ви се­ла Се­пы­чи Охан­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. 4 сен­тяб­ря 1918 го­да он был рас­стре­лян. По­во­дом для убий­ства по­слу­жил ко­ло­коль­ный звон, ко­то­рым ба­тюш­ка со­зы­вал при­хо­жан на цер­ков­ную служ­бу. Ви­ди­мо, нечи­стая со­весть но­вой без­бож­ной вла­сти не мог­ла по­тер­петь со­дер­жа­ще­го­ся в зву­ках ко­ло­ко­ла уко­ра и при­зы­ва к по­ка­я­нию.

☦️
Священномученик Алекси́й Наумов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий На­у­мов был свя­щен­ни­ком за­вод­ской церк­ви се­ла Оче­ра в Охан­ском уез­де Перм­ской гу­бер­нии. 4 сен­тяб­ря 1918 го­да, по­сле же­сто­ких пы­ток и из­де­ва­тельств, он был рас­стре­лян крас­но­ар­мей­ца­ми в се­ле Се­пы­чи (Охан­ский уезд Перм­ской гу­бер­нии).

☦️
Священномученик Фео́дор (Смирнов), Пензенский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор, в ми­ру Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Смир­нов, ро­дил­ся 17 ян­ва­ря 1891 го­да в се­ле Коз­лов­ка (ныне в Ло­па­тин­ском рай­оне Пен­зен­ской об­ла­сти) в се­мье пса­лом­щи­ка. Окон­чил Са­ра­тов­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, за­тем (в 1916 го­ду) — Ка­зан­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. С 1916 по 1918 го­ды пре­по­да­вал ис­то­рию и дру­гие пред­ме­ты в сред­них учеб­ных за­ве­де­ни­ях го­ро­да Воль­ска Са­ра­тов­ской гу­бер­нии, в 1918–1919 гг. ра­бо­тал в раз­лич­ных учре­жде­ни­ях в г. Са­ра­то­ве. В 1919 – 1920 гг. слу­жил в Крас­ной Ар­мии, в Дон­ской Се­ве­ро-Кав­каз­ской ди­ви­зии, ин­струк­то­ром школь­но­го от­де­ла и по­лит­от­де­ла. В 1921 го­ду ра­бо­тал ин­струк­то­ром до­школь­но­го вос­пи­та­ния в са­ра­тов­ском РУПВОДе.
4 ок­тяб­ря 1921 го­да ру­ко­по­ло­жен во иерея. Был осуж­ден в 1924 го­ду на один год, в 1929 го­ду — на три го­да вы­сыл­ки в го­род На­рым. Осво­бо­див­шись, устро­ил­ся свя­щен­ни­ком в се­ло Ни­коль­ское Куз­нец­ко­го рай­о­на Пен­зен­ской об­ла­сти. В 1934 го­ду (пред­по­ло­жи­тель­но в ок­тяб­ре) по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Фе­о­дор, в ап­ре­ле 1935 го­да пе­ре­ехал в Пен­зу. 23 сен­тяб­ря 1935 го­да со­сто­я­лась хи­ро­то­ния иеро­мо­на­ха Фе­о­до­ра во епи­ско­па Пен­зен­ско­го, а 18 ок­тяб­ря 1936 го­да он уже был аре­сто­ван.
Его по­пыт­ка на­ла­дить управ­ле­ние Пен­зен­ской Цер­ко­вью в усло­ви­ях тер­ро­ра обер­ну­лась тем, что ему бы­ла ин­кри­ми­ни­ро­ва­на контр­ре­во­лю­ци­он­ная де­я­тель­ность, а имен­но: ор­га­ни­за­ция из ре­прес­си­ро­ван­ных со­вет­ской вла­стью эле­мен­тов контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы с це­лью ве­де­ния аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния, на­прав­лен­ной на свер­же­ние со­вет­ской вла­сти и уста­нов­ле­ния в стране фа­шист­ской дик­та­ту­ры. То есть бы­ла вы­бра­на обыч­ная фор­му­ли­ров­ка, ис­поль­зу­е­мая в пред­во­ен­ное вре­мя при фаб­ри­ка­ции след­ствен­ных дел. На до­про­сах епи­скоп Фе­о­дор дер­жал­ся стой­ко и ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цал свою контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
5 фев­ра­ля 1937 го­да епи­скоп Фе­о­дор, на­хо­див­ший­ся в за­клю­че­нии, был уво­лен от управ­ле­ния Пен­зен­ской епар­хи­ей на по­кой. Вме­сте с ним по од­но­му де­лу про­хо­ди­ло еще пять че­ло­век — аре­сто­ван­ные в тот же день свя­щен­ни­ки И. И. Умов (из Бед­но­де­мья­нов­ска), И. К. Хо­ро­шу­нов (из На­ров­ча­та), Гав­ри­ил Ива­но­вич Ар­хан­гель­ский (ис­пол­няв­ший обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка в Мит­ро­фа­нов­ской церк­ви г. Пен­зы), ко­то­рый до то­го уже два­жды был су­дим, а так­же свя­щен­ник се­ла Оль­шан­ки Баш­ма­ков­ско­го рай­о­на А. П. Го­лу­бев и за­штат­ный свя­щен­ник Ва­си­лий Сер­ге­е­вич Смир­нов, ра­бо­тав­ший на мо­мент аре­ста дез­ин­фек­то­ром пен­зен­ско­го бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та. Все они, кро­ме Хо­ро­шу­но­ва, бы­ли рас­стре­ля­ны в Пен­зе 4 сен­тяб­ря 1937 го­да, по­след­ний при­го­во­рен к 10 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды.

☦️
Священномученик Васи́лий Смирнов, пресвитер.
Ва­си­лий Сер­ге­е­вич Смир­нов ро­дил­ся в 1889 го­ду в се­ле Ка­зеев­ка На­ров­чат­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1912 го­ду окон­чил Пен­зен­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. В 1930 го­ду был аре­сто­ван и при­го­во­рен к 8 го­дам ИТЛ. На­ка­за­ние от­бы­вал на стро­и­тель­стве Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, отец Ва­си­лий в 1935 го­ду по­се­лил­ся в Пен­зе. Был хо­ро­шо зна­ком с Пен­зен­ским епи­ско­пом свя­щен­но­му­че­ни­ком Фе­о­до­ром (Смир­но­вым) и го­род­ским ду­хо­вен­ством. 18 ок­тяб­ря 1936 го­да епи­скоп Фе­о­дор, Ва­си­лий Смир­нов и дру­гие свя­щен­ни­ки бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в го­род­скую тюрь­му. Отец Ва­си­лий ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ных об­ви­не­ни­ях се­бя не при­знал. 4 ап­ре­ля 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 10 ап­ре­ля спе­ци­аль­ная кол­ле­гия Куй­бы­шев­ско­го об­ласт­но­го су­да вы­нес­ла за­клю­че­ние о недо­ста­точ­но­сти со­бран­ных до­ка­за­тельств ви­ны и необ­хо­ди­мо­сти вер­нуть де­ло для до­сле­до­ва­ния. Пре­зи­ди­ум Куй­бы­шев­ско­го су­да по­ста­но­вил «де­ло при­нять к су­деб­но­му рас­смот­ре­нию, на­зна­чив его к слу­ша­нию в го­ро­де Куй­бы­ше­ве в за­кры­том за­се­да­нии, с уча­сти­ем сто­рон». Од­на­ко, по­сле из­да­ния 30 июля 1937 го­да сек­рет­но­го при­ка­за НКВД за № 00447 о мас­со­вых аре­стах и рас­стре­лах, слу­ша­ние в су­де де­ла епи­ско­па Фе­о­до­ра и свя­щен­ни­ков бы­ло от­ме­не­но. Епи­скоп Фе­о­дор, свя­щен­ник Ва­си­лий Смир­нов и дру­гие свя­щен­ни­ки бы­ли рас­стре­ля­ны 4 сен­тяб­ря по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Куй­бы­шев­ской об­ла­сти от 7 ав­гу­ста 1937 го­да и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Гаврии́л Архангельский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Гав­ри­ил Ива­но­вич Ар­хан­гель­ский ро­дил­ся 25 мар­та 1890 го­да в се­ле Ур­лей­ка Пет­ров­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Пет­ров­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1910 го­ду опре­де­лен ис­прав­ля­ю­щим долж­ность пса­лом­щи­ка Ни­коль­ской церк­ви в се­ле Гу­сёл­ка Ка­мы­шин­ско­го уез­да Са­ра­тов­ской гу­бер­нии. В 1917 го­ду окон­чил Са­ра­тов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и в 1918 го­ду во свя­щен­ни­ка, слу­жил в хра­мах Пен­зен­ской епар­хии.
29 но­яб­ря 1929 го­да аре­сто­ван в чис­ле свя­щен­но­слу­жи­те­лей церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ка­на­ев­ка (ныне Го­ро­ди­щен­ский рай­он Пен­зен­ской об­ла­сти). 12 фев­ра­ля 1930 го­да при­го­во­рен к 5 го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. От­быв срок, с 1934 го­да про­дол­жил слу­же­ние в хра­мах Пен­зен­ской епар­хии. 10 ян­ва­ря 1936 го­да Пен­зен­ский епи­скоп Фе­о­дор (Смир­нов), ко­то­ро­го отец Гав­ри­ил знал по уче­бе в Ду­хов­ной се­ми­на­рии, на­пра­вил его в По­кров­ский храм се­ла По­кро­во-Бе­рё­зов­ка (ныне Кон­доль­ский рай­он Пен­зен­ской об­ла­сти). В без­бож­ни­ка­ми хра­ме не оста­лось бо­го­слу­жеб­ных со­су­дов. С бла­го­сло­ве­ния епи­ско­па свя­щен­ник Гав­ри­ил Ар­хан­гель­ский за­ку­пил стек­лян­ную по­су­ду и стал слу­жить ли­тур­гии. По-ви­ди­мо­му, вско­ре храм был за­крыт. 5 ап­ре­ля 1936 го­да отец Гав­ри­ил уехал в Пен­зу и по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Фе­о­до­ра слу­жил пса­лом­щи­ком в Мит­ро­фа­ни­ев­ской церк­ви, где на­хо­ди­лась ар­хи­ерей­ская ка­фед­ра. Со­вер­шал па­ни­хи­ды на Ми­ро­но­сиц­ком клад­би­ще и по­буж­дал при­хо­жан об­нов­лен­че­ской Успен­ской церк­ви пе­рей­ти под омо­фор за­кон­но­го ар­хи­ерея, что вла­сти рас­це­ни­ли как ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию.
18 ок­тяб­ря 1936 го­да вме­сте с епи­ско­пом Фе­о­до­ром и 4 свя­щен­ни­ка­ми по об­ви­не­нию в при­над­леж­но­сти к контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции цер­ков­ни­ков за­клю­чен в Пен­зен­скую тюрь­му. На до­про­сах от­ри­цал предъ­яв­лен­ные об­ви­не­ния. 10 ап­ре­ля 1937 го­да де­ло бы­ло от­прав­ле­но в Спе­ци­аль­ную кол­ле­гию Куй­бы­шев­ско­го об­ласт­но­го су­да. По тре­бо­ва­нию чле­на кол­ле­гии воз­вра­ще­но на до­сле­до­ва­ние и вновь опре­де­ле­но к слу­ша­нию на 31 июля. 7 ав­гу­ста Осо­бая трой­ка УНКВД по Куй­бы­шев­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла епи­ско­па Фе­о­до­ра и аре­сто­ван­ных вме­сте с ним свя­щен­ни­ков к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. Свя­щен­но­му­че­ник Гав­ри­ил был рас­стре­лян 4 сен­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Иоа́нн (Троянский), Великолукский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн (в ми­ру Иван Ефи­мо­вич Тро­ян­ский) ро­дил­ся 10 но­яб­ря 1862 го­да в се­ле Но­во-Клин­ском Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Окон­чил Там­бов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, 10 сен­тяб­ря 1884 го­да был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
По­сле смер­ти же­ны о. Иоанн в 1922 го­ду был ру­ко­по­ло­жен об­нов­лен­че­ски­ми епи­ско­па­ми во епи­ско­па. В но­яб­ре 1924 го­да он пре­рвал от­но­ше­ния с об­нов­лен­ца­ми, за что был ими за­пре­щен в свя­щен­но­слу­же­нии. В на­ча­ле 1925 го­да он при­нес по­ка­я­ние и как став­лен­ник епи­ско­пов ста­ро­го по­став­ле­ния был при­нят в су­щем сане и на­зна­чен епи­ско­пом Ак­мо­лин­ским и Пет­ро­пав­лов­ским, ви­ка­ри­ем Ом­ской епар­хии. 9 мар­та 1932 го­да епи­скоп Иоанн был на­зна­чен на ка­фед­ру в Ры­бинск. Но вла­сти не про­сти­ли ему ухо­да от об­нов­лен­цев, и вско­ре по­сле на­зна­че­ния он был аре­сто­ван и при­го­во­рен к трём го­дам ссыл­ки. По воз­вра­ще­нии из ссыл­ки в 1935 го­ду он был на­зна­чен епи­ско­пом Ве­ли­ко­лук­ским и То­ро­пец­ким и по­се­лил­ся в го­ро­де То­роп­це Твер­ской об­ла­сти. По­лу­чив с боль­шим тру­дом от граж­дан­ских вла­стей ре­ги­стра­цию и раз­ре­ше­ние на бо­го­слу­же­ние в хра­мах го­ро­да, он ста­рал­ся слу­жить как мож­но ча­ще, за каж­дым бо­го­слу­же­ни­ем об­ра­ща­ясь к мо­ля­щим­ся с про­по­ве­дью.
Недоб­ро­же­ла­те­ли до­но­си­ли в НКВД, что он в сво­их про­по­ве­дях го­во­рит о несо­мнен­ном бы­тии Бо­га, о том, на­сколь­ко боль­шое зна­че­ние име­ют в на­шей жиз­ни свя­тость и свя­тые, а так­же чу­до­твор­ные ико­ны; чу­де­са, со­вер­ша­е­мые по мо­лит­вам свя­тых и по об­ра­ще­нии ве­ру­ю­ще­го к чу­до­твор­но­му об­ра­зу, — это фак­ты. Но ма­ло это­го, он за­ма­ни­ва­ет в цер­ковь го­стин­ца­ми и пе­че­ньем де­тей. Так на­при­мер, в Воз­не­сен­ской церк­ви он по­сре­ди хра­ма раз­да­вал де­тям кон­фе­ты и пря­ни­ки.
23 июля 1937 го­да епи­скоп Иоанн был аре­сто­ван и за­клю­чен в То­ро­пец­кую тюрь­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-trojanskij

☦️
Священномученик Алекси́й (Орлов), архиепископ Омский.
Свя­щен­но­му­че­ник ар­хи­епи­скоп Алек­сий (Ор­лов) ро­дил­ся 8 фев­ра­ля 1862 го­да в се­мье са­мар­ско­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля, про­шёл мест­ные ду­хов­ные шко­лы и окон­чил Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию, по­сле ко­то­рой слу­жил по ду­хов­ной ча­сти. В ав­гу­сте 1923 го­да он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Бу­гуль­мин­ско­го, но вско­ре от­пал в об­нов­лен­че­ство и в 1923–1924 го­ды вре­мен­но управ­лял рас­коль­ни­че­ской Куй­бы­шев­скою епар­хи­ей. Од­на­ко, уже в 1924–1927 го­ды мы ви­дим Вла­ды­ку Алек­сия во пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ях на Кур­ган­ской ка­фед­ре, а в 1927–1931 гг. – по­сле­до­ва­тель­но на Мал­мыж­ской, Ено­та­ев­ской и Сыз­ран­ской ка­фед­рах.
В ав­гу­сте 1931 го­ду 60-лет­ний ар­хи­епи­скоп при­был на по­сто­ян­ное слу­же­ние в Омск. Ом­ское слу­же­ние Вла­ды­ки Алек­сия про­дол­жа­лось че­ты­ре го­да, до тех пор, по­ка в ап­ре­ле 1935 го­да он не был аре­сто­ван. До ав­гу­ста 1935 го­да Вла­ды­ка Алек­сий про­дол­жал зна­чить­ся пра­вя­щим епи­ско­пом Ом­ской епар­хии. 25 ок­тяб­ря то­го же 1935 го­да он был со­слан на пять лет в го­ро­док Мир­зо­ян – кро­хот­ный рай­центр непо­да­лё­ку от Чим­кен­та. Прав­да, в Мир­зо­яне Вла­ды­ка Алек­сий про­жил недол­го – здесь его аре­сто­ва­ли 15 мая 1937 го­да, а 27 ав­гу­ста то­го же 1937 го­да рас­стре­ля­ли.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Ратьковский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Опро­сье­во Но­во-Ржев­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Мат­фея Рать­ков­ско­го. В 1891 го­ду он окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а в 1897 го­ду при­нял сан свя­щен­ни­ка. В 1906 го­ду о. Алек­сандр был на­зна­чен в один из хра­мов го­ро­да То­роп­ца, где про­слу­жил всю жизнь до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
19 мар­та 1931 го­да о. Алек­сандр был аре­сто­ван в чис­ле дру­гих пра­во­слав­ных, сре­ди ко­то­рых бы­ли епи­скоп Ве­ли­ко­лук­ский Ти­хон (Рож­де­ствен­ский), свя­щен­ни­ки, диа­ко­ны, мо­на­хи и пра­во­слав­ные ми­ряне, ко­то­рых вла­сти объ­еди­ни­ли в ор­га­ни­за­цию, дав ей на­зва­ние «Уси­ле­ние хри­сти­ан­ско­го дви­же­ния».
2 ап­ре­ля сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка. На его во­про­сы о. Алек­сандр от­ве­тил: «Ро­ди­те­ли мои бы­ли из ду­хов­ных. Отец был диа­ко­ном в Но­во-Ржев­ском уез­де, где и умер. В То­ро­пец я при­е­хал в 1906 го­ду, где и слу­жу по на­сто­я­щее вре­мя. Се­мья у ме­ня — во­семь че­ло­век. Три сы­на: Ана­то­лий слу­жит свя­щен­ни­ком в по­го­сте Се­ва­стья­но­ве То­ро­пец­ко­го уез­да, ныне вы­слан ОГПУ, Ни­ко­лай — в Кре­мен­чу­ге, но где ра­бо­та­ет, мне неиз­вест­но, Вла­ди­мир слу­жит в сов­хо­зе в Бо­ро­вич­ском уез­де Нов­го­род­ской гу­бер­нии. Че­ты­ре до­че­ри слу­жат на со­вет­ских ра­бо­тах.
Свя­щен­но­слу­жи­те­лей, а так­же мо­на­хинь го­ро­да То­роп­ца я знаю, они сей­час аре­сто­ва­ны, но дру­гих на­звать име­на и фа­ми­лии за­труд­ня­юсь. Зна­ком­ства осо­бен­но­го ни с кем ни­ко­гда не вел, так как жи­ву на окра­ине го­ро­да, но по де­лу ко мне все же при­хо­ди­ли. Боль­ше ска­зать ни­че­го не мо­гу».
Отец Алек­сандр был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, по окон­ча­нии ко­то­рой в 1934 го­ду вер­нул­ся в То­ро­пец и стал слу­жить в той же церк­ви.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-ratkovskij

☦️
Священномученик Михаил Люберцев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 21 ок­тяб­ря 1883 го­да в го­ро­де Осташ­ко­ве Твер­ской гу­бер­нии в се­мье порт­но­го Сер­гея Лю­бер­це­ва. Окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и с 1901 по 1907 год был учи­те­лем в 4-й при­ход­ской шко­ле в род­ном го­ро­де. Ре­шив из­брать для се­бя но­вое, су­гу­бо цер­ков­ное по­при­ще, он в 1907 го­ду по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь го­ро­да Осташ­ко­ва.
В 1912 го­ду Ми­ха­ил Сер­ге­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на к од­но­му из хра­мов го­ро­да Ста­ри­цы и про­слу­жил здесь до 1918 го­да, ко­гда, вер­нув­шись в Осташ­ков, стал слу­жить в Зна­мен­ском мо­на­сты­ре. На­па­де­ние боль­ше­ви­ков на Ни­ло­ву пу­стынь, изъ­я­тие цер­ков­ных цен­но­стей из хра­мов Осташ­ко­ва – все эти со­бы­тия про­шли пе­ред гла­за­ми диа­ко­на Ми­ха­и­ла.
В кон­це два­дца­тых го­дов уси­ли­лось го­не­ние на Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В 1931 го­ду ОГПУ аре­сто­ва­ло епи­ско­па Ве­ли­ко­лук­ско­го Ти­хо­на (Рож­де­ствен­ско­го) и вме­сте с ним ду­хо­вен­ство Ве­ли­ких Лук, То­роп­ца, Осташ­ко­ва, на­сель­ни­ков Ни­ло­вой пу­сты­ни, мно­гих мо­на­хинь и по­слуш­ниц, все­го – сто де­вя­но­сто од­но­го че­ло­ве­ка: де­вя­но­сто де­вять свя­щен­но­и­но­ков и мо­на­хов, два­дцать пять – бе­лых свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов и шесть­де­сят семь ми­рян – из кре­стьян, офи­це­ров цар­ской ар­мии и дво­рян. Диа­ко­на Ми­ха­и­ла аре­сто­ва­ли 19 мар­та 1931 го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-ljubercev

☦️
Священномученик Фео́дор Маляровский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор Ма­ля­ров­ский ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Но­во­ор­ское Орен­бург­ской об­ла­сти. О нем из­вест­но, что он был свя­щен­ни­ком и в 30-е го­ды про­жи­вал в се­ле Гро­де­ко­во Мир­зо­ян­ско­го рай­о­на Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти. 12 июня 1937 го­да отец Фе­дор был аре­сто­ван Мир­зо­ян­ским РО НКВД. В уго­лов­ном де­ле он опре­де­лял­ся как «свя­щен­ник ти­хо­нов­ской ори­ен­та­ции» и об­ви­нял­ся в «про­ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной троц­кист­ско-фа­шист­ской про­па­ган­ды». На про­цес­се отец Фе­о­дор ви­нов­ным се­бя не при­знал. 31 ав­гу­ста 1937 го­да во­ен­ный три­бу­нал УНКВД СССР по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­рил иерея Фе­до­ра Ма­ля­ров­ско­го к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 4 сен­тяб­ря 1937 го­да он был рас­стре­лян.

☦️
Преподобномученик Иларио́н (Цуриков), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ила­ри­он (в ми­ру Ро­ди­он Фе­до­ро­вич Цу­ри­ков) ро­дил­ся 8 ап­ре­ля 1856 го­да в се­ле Кри­во­по­ля­ны Острож­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. Се­мья бы­ла глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ной, обе сест­ры бу­ду­ще­го пре­по­доб­но­му­че­ни­ка ста­ли мо­на­хи­ня­ми, а сам он от­пра­вил­ся на Афон в Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­нов мо­на­стырь и там при­нял по­стриг с име­нем Ила­ри­он. В 1913 го­ду отец Ила­ри­он был вы­ве­зен с Афо­на по де­лу имя­бож­ни­ков, су­дим, как на­пи­сал он сам в ан­ке­те, «Три­бу­на­лом во­ен­но-поле­во­го су­да и при­го­во­рен к смерт­ной каз­ни за Имя Бо­жие, осво­бож­ден за недо­ка­зан­но­стью».
При­е­хав в Моск­ву, мо­нах по­сту­пил в чис­ло бра­тии мос­ков­ско­го По­кров­ско­го мо­на­сты­ря. По­сле 1924 го­да отец Ила­ри­он пе­ре­ехал на ху­тор Со­ле­ный, где про­жи­вал вме­сте с афон­ским мо­на­хом от­цом Иоан­ном (Ла­ба), вме­сте с ко­то­рым вско­ре был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что «шли про­тив со­вет­ской вла­сти и дер­жа­лись за ста­рое». По­сле­до­вал при­го­вор: 3 го­да ссыл­ки в На­рым­ский край. По­сле осво­бож­де­ния из пер­вой ссыл­ки в ок­тяб­ре 1928 го­да, отец Ила­ри­он опять объ­еди­нил­ся вме­сте от­цом Иоан­ном (Ла­ба) и по­се­лил­ся неда­ле­ко от го­ро­да Фрун­зе в го­рах на па­се­ке.
2 фев­ра­ля 1929 го­да мо­на­хи бы­ли аре­сто­ва­ны вто­рич­но, им бы­ло предъ­яв­ле­но то же об­ви­не­ние, что и при пер­вом аре­сте. Был огла­шен при­го­вор: 3 го­да ссыл­ки в го­род Кзыл-Ор­да. По­сле осво­бож­де­ния из вто­рой ссыл­ки отец Ила­ри­он по­се­лил­ся в го­ро­де Мир­зо­яне, ку­да к нему позд­нее при­е­ха­ли его сест­ры мо­на­хи­ни Маг­да­ли­на и Гав­ри­и­ла. Ту­да же через неко­то­рое вре­мя при­е­хал из ссыл­ки и отец Иоанн (Ла­ба). Иеро­мо­на­хи ре­гу­ляр­но со­вер­ша­ли бо­го­слу­же­ния.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-curikov

☦️
Преподобномученик Иоа́нн (Лаба), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иоанн (в ми­ру Фла­виан Ива­но­вич Ла­ба) ро­дил­ся 3 июля 1863 го­да в се­ле Се­ребия Гай­син­ско­го уез­да Ки­ев­ской гу­бер­нии. Из­вест­но, что он по­ехал на Афон и стал мо­на­хом (позд­нее иеро­мо­на­хом) афон­ско­го Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря. В 1913 го­ду отец Иоанн был, по всей ви­ди­мо­сти, вы­ве­зен с Афо­на вме­сте с имя­бож­ни­ка­ми. По­сле 1920 го­да отец Иоанн пе­ре­ехал на ху­тор Со­ле­ный (в Ла­бин­ском рай­оне Ар­ма­вир­ско­го окру­га Ку­бан­ской об­ла­сти), где жил вме­сте с афон­ским мо­на­хом Ила­ри­о­ном (Цу­ри­ко­вым), ко­то­рый при­е­хал к нему из Моск­вы. 29 июня 1924 го­да мо­на­хи бы­ли аре­сто­ва­ны по об­ви­не­нию в том, что «шли про­тив со­вет­ской вла­сти и дер­жа­лись за ста­рое». Их при­го­во­ри­ли к 3 го­дам ссыл­ки в На­рым­ский край. По­сле осво­бож­де­ния из пер­вой ссыл­ки отец Иоанн по­се­лил­ся вме­сте с от­цом Ила­ри­о­ном неда­ле­ко от го­ро­да Фрун­зе в го­рах на па­се­ке. 2 фев­ра­ля 1929 по­сле­до­вал вто­рой арест. Двум ду­хов­ным со­бра­тьям бы­ло предъ­яв­ле­но то же об­ви­не­ние, что и пер­вый раз. Но­вый при­го­вор об­ре­кал на 3 го­да ссыл­ки. По­сле осво­бож­де­ния отец Иоанн по­ехал к от­цу Ила­ри­о­ну, ко­то­рый уже пе­ре­ехал в го­род Мир­зо­ян.
Весь этот пе­ри­од иеро­мо­нах Иоанн жил в от­дель­ной ке­лье, где ре­гу­ляр­но со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. Его по­се­ща­ли пре­ста­ре­лые мо­на­хи­ни, сре­ди ко­то­рых бы­ли и сест­ры о. Ила­ри­о­на – Маг­да­ли­на и Гав­ри­и­ла. 24 июня 1937 го­да, на сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста от­ца Ила­ри­о­на, аре­сто­ва­ли и от­ца Иоан­на. Как и его ду­хов­но­му со­бра­ту, ему бы­ло ин­кри­ми­ни­ро­ва­но «уча­стие в к/р ор­га­ни­за­ции, по­ра­жен­че­ская аги­та­ция», не за­бы­ли и «ру­ко­вод­ство тай­ным мо­на­сты­рем». Трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Иоан­на (Ла­ба) к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 4 сен­тяб­ря 1937 го­да он был рас­стре­лян.

☦️
Преподобномученик Иерофе́й (Глазков), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Иеро­фей (в ми­ру Ни­кандр Ар­се­нье­вич Глаз­ков) ро­дил­ся 27 ок­тяб­ря 1889 го­да в де­ревне Пан­кра­то­во Леж­ской во­ло­сти Во­ло­год­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. Он окон­чил курс зем­ско­го на­чаль­но­го учи­ли­ща, а ко­гда ему ис­пол­ни­лось 19 лет, он по­сту­пил в чис­ло бра­тии Тро­иц­ко­го Пав­ло-Об­нор­ско­го мо­на­сты­ря (в Ро­сти­лов­ской во­ло­сти Гря­зо­вец­ко­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии). В оби­те­ли Ни­кандр про­хо­дил по­слу­ша­ние хле­бо­пе­ка и по­но­ма­ря. В 1919 го­ду он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Иеро­фей (что зна­чит «освя­щен­ный Бо­гом») в па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Иеро­фея, епи­ско­па Афин­ско­го, а в 1920 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на.
Тя­же­ло пе­ре­жи­вал мо­нах ра­зо­ре­ние и за­кры­тие род­но­го мо­на­сты­ря, по­сле­до­вав­шие в го­ды со­вет­ской без­бож­ной вла­сти.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ierofej-glazkov

☦️
Священномученик Гора́зд (Па́влик) Богемский и Мораво-Силезский, епископ. В ми­ру Пав­лик Ма­тей, ро­дил­ся в се­мье об­ра­зо­ван­но­го кре­стья­ни­на Яна Пав­ли­ка и его су­пру­ги Ан­ны, урож­ден­ной Бел­чи­ко­вой, в се­ле Гру­ба Врб­ка (Юж­ная Мо­ра­вия, Ав­ст­ро-Вен­гер­ская им­пе­рия) 26 мая 1879 го­да. Ро­ди­те­ли его бы­ли ри­мо-ка­то­ли­ка­ми. Ма­тей с ра­до­стью участ­во­вал в бо­го­слу­же­ни­ях в со­сед­нем Ку­же­ло­ве. Он был лю­бим и учи­те­ля­ми, и со­уче­ни­ка­ми. Учил­ся от­лич­но, а в сво­бод­ное вре­мя мно­го чи­тал, осо­бен­но ли­те­ра­ту­ру, го­во­рив­шую о жиз­ни пер­вых хри­сти­ан.
По­сле окон­ча­ния на­чаль­ной шко­лы он учил­ся в ри­мо-ка­то­ли­че­ской гим­на­зии в Кро­мер­жи­же. В седь­мом клас­се на­чал са­мо­сто­я­тель­но изу­чать ста­ро­сла­вян­ский язык. Учё­бу окон­чил с от­ли­чи­ем.
В 1898 го­ду по­сту­пил на ри­мо-ка­то­ли­че­ский бо­го­слов­ский фа­куль­тет уни­вер­си­те­та в Оло­мо­уце. В 1900 го­ду, при пе­ре­хо­де со вто­ро­го на тре­тий курс фа­куль­те­та, со­вер­шил по­езд­ку в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру.
В 1902 го­ду окон­чил бо­го­слов­ский фа­куль­тет по пер­во­му раз­ря­ду и 5 июля в Оло­мо­уц­ком ри­мо-ка­то­ли­че­ском со­бо­ре свя­то­го Вац­ла­ва был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на при­ход в Кар­ло­ви­чах, а по­том в Бру­мо­ви­це. С 15 сен­тяб­ря 1906 го­да до 1 мая 1920 го­да слу­жил свя­щен­ни­ком в пси­хи­ат­ри­че­ской ле­чеб­ни­це в Кро­мер­жи­же. Снис­кал боль­шое ува­же­ние не толь­ко сре­ди вве­рен­ных ему боль­ных, но и сре­ди вра­чей и пер­со­на­ла ле­чеб­ни­цы.
Ре­ши­тель­ная пе­ре­ме­на в ре­ли­ги­оз­ном его ми­ро­воз­зре­нии про­изо­шла во вре­мя на­па­де­ния Ав­ст­ро-Вен­грии на Сер­бию.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gorazd-pavlik-bogemskij-i-moravo-silezskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/
• 1168 вопросов и ответов о Православной вере
• Полемика с католицизмом
• Православный Катихизис

☦️
Икона Богородицы Грузинская.
Ко­гда в 1622 го­ду пер­сид­ский шах Аб­бас по­ко­рил Гру­зию, мно­гие хри­сти­ан­ские свя­ты­ни бы­ли по­хи­ще­ны, от­ве­зе­ны в Пер­сию и про­да­ны на­хо­див­шим­ся в то вре­мя в этой стране рус­ским куп­цам. Так Гру­зин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, укра­шен­ная се­реб­ром и зо­ло­том, по­па­ла к неко­е­му куп­цу Сте­фа­ну, ко­то­рый хра­нил ее с глу­бо­ким по­чи­та­ни­ем и бла­го­го­ве­ни­ем. В это же вре­мя в Яро­слав­ле ку­пец Ге­ор­гий Лыт­кин, по тор­го­вым де­лам ко­то­ро­го Сте­фан был в Пер­сии, по­лу­чил во сне от­кро­ве­ние о свя­тыне, при­об­ре­тен­ной Сте­фа­ном, и по­ве­ле­ние ото­слать ее в Чер­но­гор­ский мо­на­стырь Ар­хан­гель­ской епар­хии, ос­но­ван­ный в 1603 го­ду. Ко­гда в 1629 го­ду Сте­фан воз­вра­тил­ся на Ро­ди­ну и по­ка­зал ико­ну Ге­ор­гию Лыт­ки­ну, тот вспом­нил о сво­ем ви­де­нии и от­пра­вил­ся в Двин­ские пре­де­лы в Чер­но­гор­скую оби­тель (на­зва­на она так по­то­му, что бы­ла по­стро­е­на на го­ри­стом и мрач­ном ме­сте, из­дав­на име­но­вав­шем­ся Чер­ной го­рой; впо­след­ствии оби­тель бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Крас­но­гор­скую). Там ико­на и про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми. В 1654 го­ду во вре­мя мо­ро­вой яз­вы ико­на бы­ла при­не­се­на в Моск­ву, и мо­лив­ши­е­ся пе­ред ней из­бе­га­ли смер­то­нос­ной яз­вы.
Ныне ико­на пре­бы­ва­ет в хра­ме Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Ни­кит­ни­ках г. Моск­вы. Мно­же­ство спис­ков с Гру­зин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, хра­ня­щи­е­ся и хра­нив­ши­е­ся ра­нее во мно­гих хра­мах Моск­вы, хра­ме свя­ти­те­ля Мар­ти­на Ис­по­вед­ни­ка (Воз­не­се­ния Гос­под­ня) в Алек­се­ев­ской но­вой сло­бо­де, Ра­иф­ской Бо­го­ро­дич­ной об­ще­жи­тель­ной пу­сты­ни Ка­зан­ской епар­хии, раз­ру­шен­ном в 1935 го­ду хра­ме в честь Гру­зин­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Санкт-Пе­тер­бур­ге (при по­дво­рье Крас­но­гор­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря Ар­хан­гель­ской епар­хии), сви­де­тель­ству­ют о ее глу­бо­ком по­чи­та­нии.
В 1658 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Ни­ко­на бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние Гру­зин­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри. Служ­ба бы­ла со­став­ле­на в 1698 го­ду смот­ри­те­лем Мос­ков­ской ти­по­гра­фии Фе­о­до­ром По­ли­кар­по­вым.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-gruzinskaja


Жития
Писание