31 августа
☀️ неподвижный годовой круг:
• 31 августа (18 августа)
• (попразднство Успения Пресвятой Богородицы)
• мчч. Флора и Лавра (II)
• мчч. Е́рма, Серапио́на, Полие́на (II)
• сщмчч. Емилиа́на Требийского, Иларио́на, мчч. Диони́сия, Ерми́ппа (ок. 300)
• свтт. Иоанна V (674) и Георгия I (683), патриархов Константинопольских
• прп. Макария Пеликитского (ок. 830)
• прп. Иоанна Рыльского (946)
• сщмч. Григория (Бронникова), мчч. Евгения (Дмитрева), Михаила (Ерегодского) (1937)
• иконы Божией Матери Всецарица (Пантанасса)
☦️
Мученики Флор и Лавр Иллирийские.
Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне Югославия). По ремеслу братья были камнетесами (их учителями в этом искусстве были христиане Прокл и Максим, от которых братья научились и богоугодной жизни). Правитель Иллирии Ликаон послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Святые трудились на стройке, раздавая заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца Мамертина неосторожно подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Святые Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что сын его получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина с его сыном и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликаону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей.
Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г. главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.
В Минее за август сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых.
По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/682
☦️
Мученики Ерм, Серапио́н и Полие́н.
Мученики Ерм, Серапион и Полиен были римляне, пострадали за Христа во II в. Их бросили в темницу; когда же при допросе они твердо исповедали веру во Христа и отказались принести жертву идолам, мучеников стали влачить по тесным и непроходимым местам; ударяясь о камни и выступы, они скончались, восприняв небесные венцы.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/683
☦️
Священномученики Емилиа́н, епископ, Иларио́н, иеромонах, мученики Диони́сий и Ерми́пп.
Священномученики Емилиан епископ и с ним Иларион, Дионисий и Ермипп родились и жили в Армении. После смерти родителей священномученики Емилиан, Дионисий и Ермипп (они были братьями) и Иларион (их учитель) оставили родину и приехали в Италию, в г. Сполитон. Там святой Емилиан начал проповедовать Евангелие язычникам. Своей строгой, добродетельной жизнью он снискал глубокое уважение христианской общины и был избран епископом г. Требии (архиерейское посвящение принял от святого папы Римского Марцеллина).
Переселившись в Требию, святитель Емилиан обратил многих язычников ко Христу, за что был представлен на суд императору Максимиану (284–305). Святитель предложил императору самому убедиться в силе молитвы ко Христу. Был принесен расслабленный с давнего времени человек. Сколько ни старались жрецы исцелить его взыванием к идолам, они ничего не добились. Тогда святитель Емилиан, помолившись Господу, Именем Иисуса Христа повелел расслабленному встать, и он, поднявшись здоровым, радуясь, сам пошел домой. Это чудо было настолько убедительным, что император начал склоняться к признанию истины во Христе, но жрецы внушили ему, что святитель действует волшебством. Он был предан жестоким истязаниям, перед которыми Господь укрепил его, сказав: «Не страшись, Емилиан, Я Сам с тобою». Мученика привязывали к колесу, бросали в кипящее олово, топили в реке, отдали в цирк на съедение зверям, но он оставался невредимым. При виде таких чудес народ стал кричать: «Велик Бог христианский! Пусть раб Его будет отпущен на свободу!» В тот день уверовали во Христа 1000 человек, и все приняли мученические венцы. В ярости правитель велел убить и зверей, не растерзавших святителя, который благодарил Господа, что и дикие звери принимают смерть за Христа.
Святителя Емилиана вместе с братьями и учителем заключили в темницу, и после жестоких истязаний священномученики Иларион, Дионисий и Ермипп были усечены мечом. Святителя Емилиана казнили за городом. Когда палач ударил по шее мученика мечом, он стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны святому. Воины упали к его ногам, прося прощения и исповедуя Христа Истинным Богом. Став на колени, святой молился за них и просил Господа удостоить его мученической смерти. Молитва его была услышана: другой палач отсек святому главу. Увидев истекшее из раны молоко, многие язычники уверовали во Христа и с почетом похоронили тело святого († ок. 300).
…
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/681
☦️
Святитель Иоа́нн V, патриарх Константинопольский.
Святитель Гео́ргий I, патриарх Константинопольский.
Святитель Иоанн V был патриархом Константинопольским с 669 года по 674 год, а святитель Георгий I – с 678 года по 683 год, оба при императоре Константине Погонате (668–685).
…
О жизни Георгия до избрания патриархом, а также после VI Вселенского Собора почти ничего не известно. Был пресвитером и скевофилаксом храма св. Софии, когда по указанию имп. Константина IV в ноябре/декабре 679 года его возвели на Константинопольскую кафедру вместо отправленного в ссылку Феодора I (после смерти Георгия он вновь занял Патриарший престол). Этот выбор был сделан императором для облегчения примирения с Римской Церковью после разрыва 672 г., связанного с ересью монофелитства.
Вскоре после интронизации патриарх Георгий по настоянию императора созвал в Константинополе VI Вселенский Собор (7 ноября 680 – 16 сентября 681). Он и патриарх Антиохийский Макарий I были призваны обосновать официальную монофелитскую доктрину, принятую в Византии уже более 50 лет, выступив против обвинений римских легатов. Защищая монофелитство, Георгий и Макарий ссылались на учение пяти первых Вселенских Соборов, на авторитет Константинопольских патриархов Сергия I, Пирра I, Павла II и Петра, папы Римского Гонория I, на труды свт. Кирилла Александрийского и др. святоотеческие тексты. На седьмом заседании (13 февраля 681) легаты в присутствии императора потребовали от них ответить на письма папы Римского свт. Агафона относительно монофелитского спора. 7 марта на восьмом заседании патр. Георгий заявил о согласии с папой Агафоном. В диптихи Константинопольской Церкви было включено имя папы Римского Виталиана, что означало окончание церковного раскола Востока и Запада. На 16-м заседании патр. Георгий попросил легатов не настаивать на анафеме поддерживавших монофелитство Константинопольских патриархов Сергия, Пирра, Павла и Петра. Представители папы, поддержанные Собором, отказались пойти на такую уступку, и Георгий был вынужден покориться. 16 сентября 681 г. на Соборе было принято православное исповедание веры, утверждавшее две воли и две энергии во Христе. Патриарх Георгий подписал его после римских легатов. Им было также подписано соборное послание к папе Агафону. Скончался в феврале 686 года.
☦️
Преподобный Мака́рий Пеликитский, игумен.
Преподобный Макарий, игумен Пеликитской обители, родился в Царьграде. Еще в отрочестве он лишился родителей. Святой с усердием читал Слово Божие и настолько проникся им, что решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Он поступил в Пеликитскую обитель в Вифинии, где в то время игуменом был прославленный подвижник преподобный Иларион († ок. 754, память 28 марта). После смерти настоятеля преподобный Макарий был единодушно избран братией игуменом. В царствование византийских императоров Льва V Армянина (813–820) и Михаила II Косноязычного (820–829) преподобный Макарий пострадал как исповедник за почитание святых икон. Он был сослан на остров Афусию, где и скончался около 830 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-4/32_4
☦️
Преподобный Иоа́нн Рыльский.
Преподобный Иоанн Рыльский – великий духоносный подвижник Болгарской Православной Церкви и небесный покровитель болгарского народа, родился ок. 876 – 880 гг. в селе Скрино Средецкой области (древний Средец – ныне София). Рано оставшись сиротой, мальчик ушел пастухом в чужие люди. Однажды богач избил его за то, что потерялись корова с теленком. Мальчик долго плакал и молился, чтобы Бог помог ему. Когда он нашел корову с теленком, то в реке Струме сильно поднялась вода. Юный пастух помолился, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял на руки теленка и прошел с ним, как посуху, на другой берег реки, где уже находилась корова. Богач, спрятавшийся в лесу, ужаснулся, видя это чудо, и, щедро наградив мальчика, отпустил его из своего дома. Раздав имущество, мальчик ушел из родного села. Где и когда святой принял иноческий постриг, осталось неизвестным. Первоначально он подвизался на высокой и голой горе, питаясь лишь дикими растениями. Хижина его была из хвороста. Спустя недолгое время разбойники напали на него ночью и, избив, прогнали оттуда. Тогда он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Там же вскоре поселился и его племянник святой Лука. Место было столь безлюдное, что преподобный Иоанн счел сначала появление Луки за бесовскую кознь, но, узнав, что юноша ищет душевного спасения, с любовью принял его. Недолго, однако, им пришлось жить вместе: брат преподобного Иоанна нашел подвижников и силой забрал сына. По дороге домой юноша умер от укуса змеи. Раскаявшись, брат просил прощения у преподобного. Пустынник часто ходил потом на могилу праведного юноши; там было его любимое место отдыха. Двенадцать лет провел преподобный в дикой пещере, а затем перешел в Рыльскую пустыню и поселился в дупле дерева. Он много постился, молился и постоянно плакал; питался только травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: «Вы пришли сюда голодные – рвите себе бобы мои и ешьте». Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: «Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Избегая известности, подвижник ушел из любимого дупла и поселился на высокой и труднодоступной скале, где 7 лет провел под открытым небом. Слух о великом пустыннике дошел до болгарского царя Петра (927–969), который желал видеться с ним; но преподобный Иоанн, написав письмо, отклонил свидание по смирению. Позже пустынник принял под свое окормление иноков, которые устроили монастырь с храмом в пещере, где прежде жил преподобный Иоанн. Он мудро пас свое стадо и скончался 18 августа 946 года на 70-м году жизни. За 5 лет до кончины он написал своей рукой «Завет к ученикам», одно из лучших творений староболгарской письменности. Святая жизнь подвижника и знамения милости Божией по его молитвам были самой лучшей проповедью христианской веры в новокрещеной Болгарской земле. В тревожное время борьбы Болгарии с Византией, при западноболгарском царе Самуиле (976–1014), преподобный Иоанн Рыльский явился ученикам, повелевая перенести его мощи в Средец (Софию), куда скрылся патриарх Болгарский Дамиан (927–972). Предполагают, что перенесение мощей было в 980 г. Немного позднее правая рука преподобного Иоанна Рыльского была перенесена на Русь (предположительно в город Рыльск, в котором была построена церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского с приделом, посвященным мученикам Флору и Лавру, в день памяти которых – 18 августа – он скончался). Имя преподобного Иоанна с глубокой древности было известно и любимо русскими людьми. Именно в русских источниках (Минея на август ХII в., Мазуринский летописец) сохранилась дата кончины преподобного. В 1183 году венгерский король Белла II (1174–1196) во время похода на греков взял вместе с другими драгоценностями Средца ковчег с мощами преподобного Иоанна и перенес в г. Остергом. В 1187 году, украсив ковчег, он отослал святые мощи назад с великой честью. 19 октября 1238 года мощи преподобного Иоанна были торжественно перенесены в новую столицу – Тырново и положены в храме во имя святого. 1 июля 1469 г. святые мощи преподобного Иоанна Рыльского были возвращены в Рыльский монастырь, где они почивают до нынешнего дня, подавая благодатную помощь всем верующим.
Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из города Средца (Софии) в тогдашнюю столицу Болгарского государства – город Тырнов состоялось в 1238 году.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-rylskij
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/918
☦️
Священномученик Григо́рий Бронников, пресвитер.
Бронников Григорий Алексеевич родился в 1876 году в селе Пыелдино Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне Сысольский район, Коми), его отец Алексей Иванович служил диаконом в сельском храме.
К 1895 г. окончил два класса Вологодской духовной семинарии, после чего стал исполнять обязанности псаломщика в храмах Усть-Сысольского района Вологодской губернии, был учителем пения в земских училищах. С 1904 года – диакон. В 1912–1914 годы не имел места служения, в 1914–1918 гг. служил в качестве псаломщика. В 1921 году был рукоположен в священника и до конца жизни служил в Богоявленской церкви села Селиб Удорского района, Коми. В 1930 году отец Григорий был отнесен к «кулакам» и обложен индивидуальным налогом. В 1936 году храм был закрыт и использовался как сельский клуб, а в августе 1937 года был арестован отец Григорий. Он был обвинен в «систематической контрреволюционной агитации против Советской власти» и расстрелян 31.08.1937 в окрестностях Сыктывкара.
Священномученик Григорий (Бронников) был канонизирован Определением Священного Синода РПЦ 06.10.2001 по представлению Сыктывкарской епархии.
Также пострадал за веру брат о. Григория священник Иоанн Бронников. Он был приговорен к пяти годам ссылки в Северный край за «к/р пропаганду и агитацию» и скончался после 1933 года в пересыльной тюрьме.
☦️
Мученик Евге́ний Дмитрев, чтец.
Мученик Евгений Федорович Дмитрев родился в семье потомственного протоиерея Федора Андреевича Дмитрева и приходится племянником причисленному к лику святых новомучеников протоиерею Михаилу Дмитреву, память которого совершается Церковью 2 декабря (19 ноября ст. ст.).
Евгений служил псаломщиком в Иоанно-Богословской церкви в селе Митино Касимовского района Рязанской области, потом был взят на военную службу и работал на заводе в Перми. В 1937 году из Перми Евгений прислал последнее письмо отцу с просьбой его отпеть. Позже узнали, что работники того завода в полном составе были арестованы и, по-видимому, расстреляны. По уточненным данным днем мученической кончины Евгения Федоровича является 31 августа 1937 года.
☦️
Мученик Михаил Ерегодский.
Михаил Петрович Ерегодский (Ерогодский) родился 17 сентября 1878 году в семье потомственного церковнослужителя-псаломщика, что, наверное, и повлияло на его желание вслед за отцом, дедом и прадедом посвятить себя служению Богу. Преосвященным Гавриилом, епископом Великоустюжским, он был допущен к исправлению должности псаломщика вместо своего отца, который был в то время болен. Люди, которые посвящают себя Богу и жизнь свою стараются привести в соответствие с заповедями Господними, светятся изнутри, изменяются внешне, словно в глазах отражается их душа, прикоснувшаяся к вечности. Именно таким в воспоминаниях людей остался Михаил Ерогодский: красивым, лучистым. Под стать Михаилу была и супруга Анна Артемьевна, она восхищала своей красотой.
«Жалованья, получаемого в церкви не хватало, чтобы прокормить большую семью, поэтому родители и их шестеро детей много работали на собственном поле». Из воспоминаний одной из дочерей Михаила Ерогодского, Елизаветы, стало известно, что, чтобы посадить огород, Михаилу Петровичу со старшими сыновьями пришлось раскорчевывать лес, а на полученном поле посадили картофель, рожь. Хозяйство было крепкое, имелась лошадь, корова. А жили в большом двухэтажном доме, основное место в доме занимала библиотека отца. И несмотря на трудности жизни, Михаил Петрович умел, отвлекшись от суеты будней, стать на мгновение просто романтиком: для любимой дочери Елизаветы Михаил Петрович всегда находил маргаритки и дарил девочке подарок леса. После ареста отца как воспоминание о дорогих сердцу мгновениях жизни Елизавета будет искать любимые цветы, но с арестом отца вдруг исчезли из леса маргаритки…
Любил Михаил Петрович общаться и с деревенской детворой, учил ребятишек церковному пению. В селе очень уважали Михаила Петровича, обращались к нему с любой просьбой: написать заявление, прошение, он никому не отказывал…
Приближался 37 год, и жизнь семьи измерялась уже часами. Каждый день приносил новые несчастья. Многодетную семью обложили непомерными налогами, выплатить которые родители были не в силах, и постепенно у них отобрали лошадь, корову. Михаила Петровича дважды отправляли в Кослан на принудительные работы, и каждый раз сроком на один год. А тем временем семью лишили жилья, оставив ей только две небольшие комнатки. Забрали и пашню Ерогодских, чтобы построить здесь больницу. Взамен же предоставили клочок неплодородной земли. Гонениям подверглись и малолетние детишки Михаила Ерогодского, которых не перевели в третий класс, пришлось и им идти на лесозаготовки, кроме старшего брата Вячеслава, которого взяли работать в контору, но поставили условие, чтобы он отказался от отца, тогда юноша ушел из дома. Два других брата, Владимир и Петр, продолжали работать в лесу. Но вскоре старшие дети Михаила Ерогодского и родственники вынуждены были уехать, спасаясь от преследований. Вячеслав уехал в Ленинград, работал там на заводе и погиб в блокаду. Петр жил в Севастополе. Сестра Вера на лесозаготовках сломала ногу, отец сумел отправить дочь в Архангельск, где ей успели вовремя оказать медицинскую помощь, но после выздоровления девушка домой не вернулась, осталась жить у чужих людей. Брат Михаила Ерогодского, Георгий Петрович, стал упрашивать Михаила Петровича уехать вместе с ним, но Ерогодский отказался, сказав, что он не оставит своего родного места, где похоронены его родители. С Михаилом Петровичем и Анной Артемьевной остались только дочери Лиза и Женя.
В тех нечеловеческих условиях, в которых оказалась семья Ерогодских, Михаил Петрович еще находил в себе силы помогать другим. Он был нужен сельчанам, которым запретили ходить в церковь. Расстроенные, потерянные люди не знали, что делать. На помощь им пришел Михаил Петрович, который стал собирать прихожан у себя в доме. Но их выследили, на следующий день после собрания верующих директор школы вызвал дочерей Михаила Ерогодского Евгению и Елизавету и стал допрашивать, кто и по какому поводу приходил к ним в дом. Но девочки ответили: «Мы ничего не знаем, спали на печке и ничего не видели».
Новым потрясением для людей стало разрушение на их глазах церкви. Михаил Ерогодский в это время работал в поле, заготавливал сено, к нему прибежали сельчане и все рассказали. А в это время храм обезглавили, и земля содрогнулась от боли, когда огромный тяжелый колокол упал на нее, не выдержав удара, земля словно раступилась, приняв его в свои недра. Задрожали дома, послышался звон разбитого стекла – так убивали храм. Когда Михаил Петрович прибежал в село, с храма уже отдирали доски, Ерогодский стал уговаривать, умолять, чтобы оставили здание, что оно ни в чем не виновато и может еще послужить людям. Но не слушали его молодые сатрапы, а продолжали убивать церковь, тогда Михаил Петрович обратился к односельчанам за помощью. Удивительно, но церковь, скорее, само здание удалось отстоять. А возле храма запылал огромный костер. Охапками выносили книги, через окна в костер летели иконы. Те девушки, которые были побойчее, выхватывали из костра иконы, еще не успевшие загореться, и уносили их домой.
Страшно, что ничего не было святого для убийц: разрушив храм, отправились на старинное кладбище, не погнушались вытащить чугунную плиту с могилы Петра Александровича – отца Михаила Ерогодского – и вместе с колоколом ее отправили в переплавку, а крест с могилы отца Михаил успел спрятать. Эту надгробную плиту и крест отправила Вологодская епархия, отдавая дань своему служителю за его заслуги перед церковью… Но все же и над этой памятью о дорогом человеке надругались: после смерти жены Михаила Ерогодского, Анны Артемьевны, дети когда-то спасенный крест поставили на могилу матери. На следующий день крест исчез. Дочь Лиза нашла только половину креста, его вторая половина стояла у кого-то на могиле…
Разрушив старый мир, людям стали навязывать другую жизнь, другии идеи, но мешал Михаил Ерогодский. Решено было его убрать. 10 августа 1937 года Михаил Ерогодский с женой по своему обыкновению работали в поле за 17 верст от села, когда прибывший нарочный приказал следовать Михаилу Петровичу за ним в сельсовет. Михаил Ерогодский вернулся в село один, а ночью к малолетним детям Ерогодского пришли с обыском. Женя спала и ничего не слышала, а Лиза стала свидетелем воровства. Папа из сельсовета не вернулся, а утром приехала мать. Узнав, что мужа забрали, женщина не могла поверить, долго плакала, говорила, что он прошел три войны и остался жив, а сейчас его забрали навсегда, и больше мы его не увидим. Что же произошло в тот трагический день? Михаилу Петровичу не разрешили попрощаться с семьей, его и еще несколько человек посадили в телегу и повезли в Кослан. Сельчане узнали об этом и вышли на дорогу попрощаться, многие плакали, кто-то тайком пытался сунуть в руку хлеб, деньги. Дорога, по которой увозили невинно осужденных людей, до сих пор не зарастает, хотя все вокруг давно поросло ивой. Детишки ждали, когда вернется отец, бегали на дорогу и все смотрели – не покажется ли телега… Так можно было всю жизнь ждать отца, но вскоре пришлось семье Михаила Петровича бороться за свое существование. У Ерогодских забрали все имущество, конфисковали дом. Не позволяли даже сердобольным сельчанам оказывать помощь семье врага народа: все, что приносили люди Ерогодским, на следующий день отбиралось. При этом больную женщину с детьми заставляли платить налог. Как могли заботились о семье родственники, успевшие уехать из Важгорта: старший сын Михаила Ерогодского, Вячеслав, отправлял деньги из Ленинграда. Вернулся с войны младший сын Владимир, хотел жить в родном селе, но не смог устроиться на работу: никуда не брали сына врага народа, пришлось покинуть родные, дорогие сердцу места. Владимир забрал с собой младшую сестру Евгению, другая сестра Лиза не захотела оставить родительского дома – ждала отца или хоть какую-то весточку. Прошло тридцать лет. Елизавета вышла замуж, родила детишек. Однажды в дом дочери Михаила Ерогодского зашел незнакомый мужчина и сообщил, что ее отца сразу по приезду в Сыктывкар расстреляли. Позже уже стало известно следующее: «арестовали Михаила Ерогодского 10 августа 1937 года, 29 августа 1937 года тройкой УНКВД его приговорили к высшей мере наказания, а 30 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение. На основании ст. 3 Закона РСФСР от 18 октября 1991 года Михаил Петрович Ерогодский был реабилитирован. И только после этого Елизавета Михайловна стала рассказывать о своем отце теперь уже внукам святого Михаила, а до этого времени все держала в своем сердце. Ее дочь – Джемма Владимировна – вспоминала: как-то она приехала в гости к маме и встретила ее очень радостной, как оказалось мама нашла в лесу любимые отцом цветы маргаритки, которые он дарил ей шестьдесят лет назад; исчезнув с арестом Михаила Ерогодского, они вновь появились после его реабилитации. Мама перенесла чудо-цветы из леса и посадила их возле дома. Сохранилось до наших дней и здание бывшей церкви, которое некогда отстоял Михаил Петрович.
☦️
Икона Богородицы Всецарица (Пантанасса).
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески – «Пантанасса») находится на Святой Горе Афон в Греции в соборном храме Ватопедской обители, слева от царских врат. Эта икона, небольшая по размерам, написана в XVII веке, и была благословением афонского старца Иосифа Исихаста своим ученикам, а в Ватопед она принесена Иосифом Спилеотом (Пещерником) Ватопедским.
На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее – Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех человеков. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.
Из рассказа старца Иосифа Исихаста известно о первом чуде, произошедшим у образа «Всецарицы». Однажды некий юноша вошел в храм и захотел поклониться иконе (по другим данным «начал что-то невнятно бормотать»). Вдруг лик Богоматери воссиял дивным светом, какая-то невидимая сила отбросила молодого человека, и он упал наземь. Поднявшись, он в страхе подбежал к старцам–инокам и со слезами на глазах признался им, что вел нечестивую жизнь, занимался колдовством и пришел в монастырь, чтобы проверить силу своей магии на святых иконах. Произошедшее у иконы Пресвятой Богородицы чудо навсегда отвратило юношу от колдовства, направило на путь покаяния и вернуло на стезю благочестивой жизни. Чудотворный образ Божией Матери «Всецарица» почитается как на Афоне, так и далеко за его пределами. Само имя иконы – Все-Госпожа, Все-Повелительница – говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Проявив свою чудотворную силу впервые против волшебных чар, «Всецарица» имеет и благодать исцеления больных раком – страшнейшей из болезней современного человечества (а ведь распространение увлечения магией, колдовством и оккультизмом по христианскому миру можно сравнить с поражением человеческого организма злокачественной опухолью).
11 августа 1995 года список чудотворной иконы «Всецарица» прибыл в Россию – в московский детский онкологический центр на Каширке. На молебнах Божией Матери «Всецарице» молятся больные дети и их родители с надеждой на небесную помощь Заступницы и Целительницы.
В 1997 году один из списков иконы «Всецарица» был пожертвован в московский Новоспасский монастырь и почитается как чудотворный и мироточивый.
В связи с многочисленными сообщениями об исцелениях от раковых заболеваний, переданных вместе с медицинскими заключениями, в Московскую Патриархию из Екатеринбургской епархии в 2004 году, один из списков иконы «Всецарица» из Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Тарасково был включен в число местночтимых икон епархии.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-vsecarica-pantanassa