☀️ неподвижный годовой круг:
• 22 августа (9 августа)
• (Успенский пост)
• ап. Матфи́я (ок. 63)
• мч. Антония Александрийского (?)
• прп. Псоя Египетского (IV)
• мчч. Иулиа́на, Маркиа́на, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фо́тия (Фо́ки), Петра, Леонтия, мц. Марии патрикии и др. (730)
• свт. Филаре́та Черниговского (1866) 📚
• прмц. Маргариты (Гунаронуло) (1918)
• Собор Соловецких святых


☦️
Апостол Матфи́й.
Свя­той апо­стол Мат­фий ро­дил­ся в Виф­ле­е­ме, про­ис­хо­дил из ко­ле­на Иуди­на; с ран­не­го дет­ства он изу­чал За­кон Бо­жий по свя­щен­ным кни­гам под ру­ко­вод­ством свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца. Ко­гда Гос­подь Иисус Хри­стос явил Се­бя ми­ру, свя­той Мат­фий уве­ро­вал в Него как в Мес­сию, неот­ступ­но сле­до­вал за Ним и был из­бран в чис­ло 70 уче­ни­ков, ко­то­рых Гос­подь «по­сы­лал по два пред ли­цем Сво­им» (Лк.10,1). По Воз­не­се­нии Спа­си­те­ля апо­стол Мат­фий был из­бран по жре­бию в чис­ло 12 апо­сто­лов вме­сто от­пад­ше­го Иуды Ис­ка­ри­от­ско­го (Деян.1,15-26). По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха апо­стол Мат­фий про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие в Иеру­са­ли­ме и в Иудее вме­сте с про­чи­ми апо­сто­ла­ми (Деян.6:2, 8:14). Из Иеру­са­ли­ма с апо­сто­ла­ми Пет­ром и Ан­дре­ем хо­дил в Ан­тио­хию Си­рий­скую, был в кап­па­до­кий­ском го­ро­де Ти­ане и в Си­но­пе. Здесь апо­сто­ла Мат­фия за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, из ко­то­рой он был чу­дес­но осво­бож­ден апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным. По­сле это­го апо­стол Мат­фий пу­те­ше­ство­вал в Ама­сию, го­род на бе­ре­гу Пон­та. Во вре­мя 3-го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла Ан­дрея свя­той Мат­фий был с ним в Едес­се и Се­ва­стии. По цер­ков­но­му пре­да­нию, он был с про­по­ве­дью в Эфи­о­пии Пон­тий­ской (ны­неш­няя За­пад­ная Гру­зия), Ма­ке­до­нии, мно­го­крат­но под­вер­га­ясь смер­тель­ной опас­но­сти, но Гос­подь со­хра­нял его жи­вым для даль­ней­шей про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Од­на­жды языч­ни­ки за­ста­ви­ли апо­сто­ла вы­пить отрав­лен­ное пи­тье. Апо­стол вы­пил его и не толь­ко сам остал­ся невре­ди­мым, но ис­це­лил и дру­гих уз­ни­ков, ослеп­ших от это­го пи­тья. Ко­гда свя­той Мат­фий вы­шел из тем­ни­цы, языч­ни­ки тщет­но ис­ка­ли его, так как он сде­лал­ся для них неви­ди­мым. В дру­гой раз, ко­гда языч­ни­ки в яро­сти бро­си­лись, чтобы убить апо­сто­ла, зем­ля раз­верз­лась и по­гло­ти­ла их. Апо­стол Мат­фий вер­нул­ся в Иудею и не пе­ре­ста­вал про­све­щать сво­их со­оте­че­ствен­ни­ков све­том уче­ния Хри­сто­ва. Он тво­рил ве­ли­кие чу­де­са Име­нем Гос­по­да Иису­са и об­ра­тил очень мно­гих к ве­ре во Хри­ста. Иудей­ский пер­во­свя­щен­ник Анан, нена­ви­дев­ший Хри­ста, дав­ший ра­нее по­ве­ле­ние сбро­сить с вы­со­ты хра­ма апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, при­ка­зал взять апо­сто­ла Мат­фия и пред­ста­вить на суд си­нед­ри­о­на в Иеру­са­ли­ме. Нече­сти­вый Анан про­из­нес речь, в ко­то­рой ко­щун­ствен­но ху­лил Гос­по­да. В от­вет апо­стол Мат­фий по­ка­зал на про­ро­че­ствах Вет­хо­го За­ве­та, что Иисус Хри­стос – Ис­тин­ный Бог, Мес­сия, обе­щан­ный Бо­гом Из­ра­и­лю, Сын Бо­жий, Еди­но­сущ­ный и Со­веч­ный Бо­гу От­цу. По­сле этих слов апо­стол Мат­фий был осуж­ден си­нед­ри­о­ном на смерть и по­бит кам­ня­ми. Ко­гда свя­той Мат­фий был уже мертв, иудеи, скры­вая пре­ступ­ле­ние, от­сек­ли ему го­ло­ву как про­тив­ни­ку ке­са­ря. (По неко­то­рым ис­точ­ни­кам, апо­сто­ла Мат­фия рас­пя­ли на кре­сте. Неко­то­рые ука­зы­ва­ют, что он скон­чал­ся в Кол­хи­де). Смерть за Хри­ста и ве­нец му­че­ни­ка апо­стол Мат­фий вос­при­нял око­ло 63 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/13
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/659

☦️
Мученик Анто́ний Александрийский.
Му­че­ник Ан­то­ний, уро­же­нец го­ро­да Алек­сан­дрии, был хри­сти­а­нин. За ис­по­ве­да­ние ве­ры его по­ве­си­ли на дре­ве и стро­га­ли те­ло же­ле­зом, а за­тем при­го­во­ри­ли к со­жже­нию. Уже стоя на ко­ст­ре, он с кро­то­стью убеж­дал пред­сто­яв­ших ра­бо­тать не те­лу, но ду­ше, стре­мя­щей­ся к Бо­гу. По­сле то­го, как ко­стер про­го­рел, те­ло свя­то­го оста­лось непо­вре­жден­ным. Вре­мя его кон­чи­ны неиз­вест­но.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/660

☦️
Преподобный Псой Египетский.
Пре­по­доб­ный Псой был уче­ник пре­по­доб­но­го Па­хо­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 15 мая) и под­ви­зал­ся в IV ве­ке в Еги­пет­ской пу­стыне.

☦️
Мученики Иулиа́н, Маркиа́н, Иоа́нн, Иа́ков, Алекси́й, Дими́трий, Фо́тий, Петр, Лео́нтий и Мария патрикия.
Му­че­ни­ки Иули­ан, Мар­ки­ан, Иоанн, Иа­ков, Алек­сий, Ди­мит­рий, Фо­тий, Петр, Леон­тий, Ма­рия пат­ри­кия, про­то­спа­фа­рий Гри­го­рий и про­чие по­стра­да­ли за свя­тые ико­ны в 730 го­ду при им­пе­ра­то­ре ико­но­бор­це Льве Ис­ав­ря­нине (717–741). Им­пе­ра­тор низ­верг с пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла свя­то­го пат­ри­ар­ха Гер­ма­на (715–730) и по­слал его в за­то­че­ние, а на пат­ри­ар­ший пре­стол неза­кон­но воз­вел ико­но­бор­ца Ана­ста­сия (730–753). По им­пе­ра­тор­ско­му ука­зу все ико­ны долж­ны бы­ли быть изъ­яты из хра­мов и до­мов и уни­что­же­ны. В Кон­стан­ти­но­по­ле над так на­зы­ва­е­мы­ми «мед­ны­ми» во­ро­та­ми со вре­мен свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (324–337) бы­ла укреп­ле­на чу­до­твор­ная ико­на Спа­си­те­ля, сде­лан­ная из ме­ди. Эту ико­ну им­пе­ра­тор и пат­ри­арх Ана­ста­сий при­ка­за­ли снять. Во­ин при­ста­вил лест­ни­цу и влез на­верх, чтобы снять ико­ну. Со­брав­ший­ся на­род воз­му­тил­ся этим свя­то­тат­ством. Сре­ди тол­пы на­хо­ди­лась пат­ри­ци­ан­ка (пат­ри­кия) Ма­рия, жен­щи­на знат­но­го ро­да; она, а вслед за ней и мно­гие дру­гие бро­си­лись к лест­ни­це и по­тя­ну­ли ее от сте­ны, чтобы не дать во­и­ну до­тро­нуть­ся до ико­ны. Лест­ни­ца об­ру­ши­лась, сто­яв­ший на ней во­ин упал и раз­бил­ся на­смерть. Это бы­ло 19 ян­ва­ря 730 г. В за­щи­те ико­ны при­ня­ли уча­стие так­же про­то­спа­фа­рий (на­чаль­ник во­и­нов) Гри­го­рий и пре­по­доб­но­му­че­ни­ца де­ва Фе­о­до­сия (па­мять 29 мая). Узнав об этом, им­пе­ра­тор тут же пре­дал смер­ти мно­же­ство пра­во­слав­ных, име­на и чис­ло ко­то­рых зна­ет толь­ко Гос­подь. Му­че­ни­че­скую смерть при­нял и про­то­спа­фа­рий Гри­го­рий. Но неко­то­рые пра­во­слав­ные из зна­ти – Иули­ан, Мар­ки­ан, Иоанн, Иа­ков, Алек­сий, Ди­мит­рий, Леон­тий, Фо­тий и Петр – бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цу и со­дер­жа­лись там око­ло 8 ме­ся­цев, каж­дый день при­ни­мая по 500 уда­ров; си­лою Хри­сто­вою они в этих му­че­ни­ях оста­ва­лись жи­вы­ми и му­же­ствен­но пе­ре­но­си­ли стра­да­ния. По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра им со­жгли ли­ца рас­ка­лен­ным же­ле­зом и от­ру­би­ли го­ло­вы. Свя­тая Ма­рия пат­ри­кия, ко­то­рая не бы­ла за­клю­че­на в тюрь­му, узнав о пред­сто­я­щей каз­ни, доб­ро­воль­но при­ня­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Те­ла му­че­ни­ков бы­ли за­ры­ты в Пе­ла­ги­е­вой мест­но­сти близ хра­ма свя­то­го му­че­ни­ка Фе­о­до­ра и об­ре­те­ны нетлен­ны­ми через 139 лет.

☦️
Святитель Филаре́т (Гумилевский), архиепископ Черниговский.
Бу­ду­щий свя­ти­тель Фила­рет, ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский и Нежин­ский (в ми­ру Ди­мит­рий Гри­горь­е­вич Гу­милев­ский) – ро­дил­ся 23 ок­тяб­ря 1805 го­да в де­ревне Ко­но­бе­ев­ка, Шац­ко­го уез­да, Там­бов­ской гу­бер­нии, в се­мье свя­щен­ни­ка.
Пер­во­на­чаль­ное вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в се­мье ро­ди­те­лей. Отец его от­ли­чал­ся ис­тин­ным бла­го­че­сти­ем и был из­ве­стен как за­ме­ча­тель­ный про­по­вед­ник и при­мер­ный свя­щен­ник. Бла­го­че­стие ро­ди­те­лей и ас­ке­ти­че­ская жизнь тет­ки-на­став­ни­цы, умер­шей в 90 лет де­ви­цей, ра­но раз­ви­ли в бу­ду­щем Фила­ре­те склон­ность к мо­на­ше­ству.
Во вре­мя уче­бы в Шац­ком ду­хов­ном учи­ли­ще Там­бов­ский Прео­свя­щен­ный Иона (Ва­си­льев­ский), при­няв во вни­ма­ние ма­лый рост и сми­ре­ние Ди­мит­рия, пе­ре­ме­нил его преж­нюю фа­ми­лию Ко­но­бе­ев­ский на Гу­милев­ский (лат. humilis – низ­кий).
В 1826 го­ду Ди­мит­рий по­сту­пил в Мос­ков­скую ду­хов­ную ака­де­мию, где 19 ав­гу­ста 1829 го­да (по окон­ча­нии ака­де­мии) по­стри­жен в мо­на­ше­ство. Мит­ро­по­лит мос­ков­ский Фила­рет, вни­ма­тель­но сле­див­ший за его уче­ни­ем, при по­стри­же­нии дал ему свое имя – бес­при­мер­ный слу­чай в ис­то­рии ака­де­мии. В сво­их от­но­ше­ни­ях к юно­му ино­ку мос­ков­ский свя­ти­тель про­яв­лял оте­че­скую за­бот­ли­вость и вме­сте с тем ис­клю­чи­тель­ную стро­гость. По при­ня­тии ино­че­ско­го чи­на Фила­рет 3 фев­ра­ля 1830 го­да ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 29 июня то­го же го­да – во иеро­мо­на­ха.
27 ян­ва­ря 1835 го­да Фила­рет был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та, а 14 де­каб­ря то­го же го­да на­зна­чен рек­то­ром Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии. 9 мар­та 1837 го­да на него воз­ло­же­на обя­зан­ность на­сто­я­те­ля Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря.
В ок­тяб­ре 1841 го­да ве­ли­кий мос­ков­ский свя­ти­тель Фила­рет на­зна­чил ар­хи­манд­ри­та Фила­ре­та на Риж­скую ка­фед­ру. 21 де­каб­ря 1841 го­да в Ка­зан­ском со­бо­ре Пе­тер­бур­га бы­ла со­вер­ше­на хи­ро­то­ния Фила­ре­та во епи­ско­па Риж­ско­го. В июле 1842 го­да он от­пра­вил­ся в Ри­гу.
Вла­ды­ка Фила­рет от­ли­чал­ся необык­но­вен­ным тру­до­лю­би­ем. До­стой­но удив­ле­ния, как в ма­лень­ком, тще­душ­ном и бо­лез­нен­ном на вид те­ле ужи­ва­лось столь­ко ки­пу­чей энер­гии, ра­бо­то­спо­соб­но­сти. Осо­бен­но мно­го тру­да, за­бот и скор­бей до­ста­ви­ла ему Риж­ская епар­хия. Семь лет ар­хи­ерей­ско­го слу­же­ния в Ри­ге – это семь лет скор­бей и стра­да­ний, ко­то­рые пе­ре­но­сил он по сво­е­му ве­ли­чай­ше­му сми­ре­нию с пол­ной бла­го­по­кор­но­стью. Усло­вия его слу­же­ния в Ри­ге бы­ли очень труд­ны. В ко­рен­ном на­се­ле­нии (ла­ты­шах и эс­тон­цах) за­ме­ча­лась тя­га к пра­во­сла­вию и са­мо­быт­ной куль­ту­ре – бо­го­слу­же­нию и пре­по­да­ва­нию в шко­лах на род­ном язы­ке. Свя­ти­тель все­мер­но под­дер­жи­вал их стрем­ле­ние. За свое пре­бы­ва­ние в Ри­ге он от­крыл 63 при­хо­да, устро­ил 20 церк­вей по­сто­ян­ных и 43 вре­мен­ных, воз­бу­дил хо­да­тай­ство об от­кры­тии ду­хов­но­го учи­ли­ща и при­ход­ских школ.
В 1848 го­ду епи­скоп Фила­рет пе­ре­ме­щен на Харь­ков­скую ка­фед­ру. В Харь­ко­ве и Чер­ни­го­ве свя­ти­тель уде­лял боль­шое вни­ма­ние ду­хов­но­му об­ра­зо­ва­нию юно­ше­ства, устра­и­вал се­ми­на­рии, епар­хи­аль­ные учи­ли­ща, сле­дил за учеб­но-вос­пи­та­тель­ным про­цес­сом, вы­ра­ба­ты­вал для учеб­ных за­ве­де­ний про­грам­мы пре­по­да­ва­ния, от­да­вая для их ма­те­ри­аль­но­го обес­пе­че­ния свои пе­чат­ные тру­ды. В мо­на­сты­рях учре­ждал об­ще­жи­тия, не остав­лял без вни­ма­ния хра­мо­зда­ния и их цер­ков­ное бла­го­ле­пие.
В 1857 го­ду он был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па. 2 мая 1859 го­да на­зна­чен ар­хи­епи­ско­пом Чер­ни­гов­ским и Нежин­ским. Во вре­мя хо­ле­ры 1866 го­да он пред­при­нял объ­езд епар­хии, го­во­ря: «На­род упал ду­хом, сле­ду­ет его обод­рить». В пу­ти он сам за­бо­лел и 9 ав­гу­ста скон­чал­ся в Ко­но­то­пе. От Ко­но­то­па до Чер­ни­го­ва на про­тя­же­нии 180 верст де­сят­ки ты­сяч лю­дей, сме­няя друг дру­га, со­про­вож­да­ли гроб лю­би­мо­го ар­хи­пас­ты­ря. При этом не бы­ло ни од­но­го слу­чая за­боле­ва­ния хо­ле­рой. За­бы­ли все об этом страш­ном би­че. Хо­ле­ра не до­шла до Чер­ни­го­ва, и пре­кра­ти­лась.
Бес­цен­ным тво­ре­ни­ем его пе­ра яв­ля­ет­ся «Ис­то­ри­ко-ста­ти­сти­че­ское опи­са­ние Харь­ков­ской епар­хии», где, в част­но­сти, со­дер­жит­ся ис­то­рия мно­гих при­хо­дов и жи­тия по­движ­ни­ков бла­го­че­стия Ста­ро­бель­ско­го уез­да.
14 ап­ре­ля 2009 го­да про­слав­лен Украинской Православной Церковью в ли­ке мест­но­чти­мых свя­тых Чер­ни­гов­ской епар­хии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-filaret-gumilevskij-chernigovskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/
• Православное Догматическое богословие. Том 1
• Православное Догматическое богословие. Том 2
• Историко-статистическое описание Харьковской епархии
• История Русской Церкви. Период I
• История Русской Церкви. Период II
• История Русской Церкви. Период III
• История Русской Церкви. Период IV
• История Русской Церкви. Период V
• Сокращенная история Русской Церкви
• Богослужение Русской Церкви до монгольского времени
• Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви
• Историческое учение об Отцах Церкви. Том I
• Историческое учение об Отцах Церкви. Том II
• Историческое учение об Отцах Церкви. Том III
• Обзор русской духовной литературы
• Опыт объяснения на послание апостола Павла к галатам
• Учение Евангелиста Иоанна о Слове
• Беседа в неделю 17-ю по Пятидесятнице
• Беседа в неделю 27-ю по Пятидесятнице
• Беседа в неделю жен Мироносиц, в Хорошевской женской обители
• Беседа в неделю о Закхее
• Беседа в третью неделю Поста
• Беседа на псалом 50, во вторую неделю Поста
• Беседы на притчу о блудном сыне
• Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа
• Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского
• Слово в день Богоявления Господня
• Слово в день Вознесения Господня
• Слово в день Преображения Господня
• Слово в неделю 28-ю по Пятидесятнице
• Слово в неделю 3-ю по Пятидесятнице
• Слово в неделю мытаря и фарисея
• Слово в неделю Мясопустную
• Слово в неделю десятую по Пятидесятнице
• Слово в неделю Сыропустную
• Слово в неделю шестнадцатую по Пятидесятнице
• Слово в понедельник первой недели Поста
• Слово в пяток первой недели Великого поста, на утрени
• Слово в четверток первой недели Великого поста
• Слово второе в неделю Православия
• Слово первое в неделю православия, в начале обряда православия
• и др. (жития, описания, письма)

☦️
Преподобномученица Маргарита (Гунаронуло), игумения.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мар­га­ри­та (Гу­на­ро­ну­ло Ма­рия Ми­хай­лов­на) – по про­ис­хож­де­нию гре­чан­ка, ро­ди­лась при­мер­но в 1865–1866 гг. До при­ня­тия ино­че­ства Ма­рия Ми­хай­лов­на про­жи­ва­ла в Ки­е­ве. Ду­хов­ни­ком ее был про­то­и­е­рей Алек­сандр Кор­са­ков­ский, на­сто­я­тель Ки­е­во-Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви, в при­хо­де ко­то­ро­го она жи­ла.

По­сле ино­че­ско­го по­стри­га мо­на­хи­ня Мар­га­ри­та ста­ла на­сель­ни­цей жен­ской мо­на­ше­ской об­щи­ны «От­ра­да и Уте­ше­ние» (Сер­пу­хов­ский уезд, Мос­ков­ская гу­бер­ния), где игу­ме­ни­ей бы­ла пре­ста­ре­лая гра­фи­ня Ор­ло­ва-Да­вы­до­ва. Этот пе­ри­од жиз­ни явил­ся для нее тя­же­лым ис­пы­та­ни­ем, по­тре­бо­вав­шим боль­шо­го му­же­ства, тер­пе­ния и сми­ре­ния.
Ука­зом Св. Си­но­да (18 ян­ва­ря 1917) мо­на­хи­ня Мар­га­ри­та бы­ла на­зна­че­на на ва­кан­сию на­сто­я­тель­ни­цы Мен­зе­лин­ско­го Про­ро­ко-Ильин­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря Уфим­ской гу­бер­нии с воз­ве­де­ни­ем ее в сан игу­ме­нии. Это на­зна­че­ние со­сто­я­лось бла­го­да­ря ста­ра­ни­ям кня­зя Же­ва­х­о­ва, быв­ше­го к то­му вре­ме­ни то­ва­ри­щем обер-про­ку­ро­ра Св. Си­но­да. Воз­ве­де­ние в игу­мен­ский сан про­ис­хо­ди­ло в Москве, в при­сут­ствии Ве­ли­кой Кня­ги­ни Ели­за­ве­ты Фе­о­до­ров­ны, чрез­вы­чай­но (по вос­по­ми­на­ни­ям кня­зя) по­лю­бив­шей ма­туш­ку Мар­га­ри­ту.

Все­го к 1917 г. в мо­на­сты­ре про­жи­ва­ло 50 мо­на­хинь и 248 по­слуш­ниц. Ум­ная и об­ра­зо­ван­ная игу­ме­ния сла­ви­лась сво­ей стро­гой ас­ке­ти­че­ской жиз­нью и устро­е­ни­ем жиз­ни мо­на­стыр­ской в ду­хе древ­не­го бла­го­че­стия. Она рав­но за­бо­ти­лась и о внеш­нем бла­го­устро­е­нии оби­те­ли, и о внут­рен­нем ду­хов­ном ми­ре на­сель­ниц мо­на­сты­ря.
Слу­же­ние ма­туш­ки Мар­га­ри­ты на­ча­лось в смут­ное вре­мя. В ап­ре­ле 1917 г. ре­во­лю­ци­он­ная вол­на до­ка­ти­лась до Ильин­ско­го мо­на­сты­ря. Во вре­мя граж­дан­ской вой­ны тер­ри­то­рия Уфим­ской губ. мно­го раз пе­ре­хо­ди­ла от крас­ных к бе­лым и об­рат­но. По по­ста­нов­ле­нию Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства цер­ков­но-при­ход­ские шко­лы долж­ны бы­ли пе­рей­ти в ве­де­ние Ми­ни­стер­ства на­род­но­го про­све­ще­ния. Игу­ме­нии Мар­га­ри­те уда­лось за­щи­тить мо­на­стыр­скую шко­лу от этой пе­ре­да­чи.

По рас­ска­зу быв­шей на­сель­ни­цы Про­ро­ко-Ильин­ско­го мо­на­сты­ря мо­на­хи­ни Алев­ти­ны, игу­ме­ния Мар­га­ри­та в ка­кой-то мо­мент ре­ши­ла уй­ти с бе­лы­ми и не оста­вать­ся при вла­сти боль­ше­ви­ков: «Она уже бы­ла на при­ста­ни, ко­гда ей явил­ся об­раз Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, про­из­нес­ший: «За­чем ты бе­жишь от сво­е­го вен­ца?». По­тря­сен­ная ви­де­ни­ем, игу­ме­ния вер­ну­лась в мо­на­стырь и по­ве­да­ла о про­ис­шед­шем мо­на­стыр­ско­му свя­щен­ни­ку. Она по­про­си­ла это­го свя­щен­ни­ка за­ра­нее за­го­то­вить для нее гроб, а по­сле от­пе­ва­ния по­хо­ро­нить ее в тот же день».

В ночь с 10-го на 11-е ав­гу­ста 1918 г. (н. ст.) боль­ше­ви­ки вне­зап­но по­ки­ну­ли г. Мен­зе­линск. Жи­те­ли со­зда­ли доб­ро­воль­че­ский от­ряд по охране го­ро­да и уста­но­ви­ли связь с от­ря­да­ми На­род­ной (Бе­лой) ар­мии. 21 ав­гу­ста боль­ше­ви­ки сно­ва по­ве­ли на­ступ­ле­ние на Мен­зе­линск. От­ряд На­род­ной Ар­мии и от­ряд по охране го­ро­да в те­че­ние 4-х ча­сов вы­дер­жи­ва­ли на­тиск про­тив­ни­ка, но боль­ше­ви­ки во­рва­лись в го­род и устро­и­ли фор­мен­ную рез­ню… Чис­ло рас­стре­лян­ных в Мен­зе­лин­ске 21–22 ав­гу­ста до­сти­га­ло 150–200 че­ло­век. В той кро­ва­вой рас­пра­ве по­гиб­ла и игу­ме­ния Мар­га­ри­та. По дру­гим све­де­ни­ям, игу­ме­ния Мар­га­ри­та бы­ла аре­сто­ва­на во вре­мя служ­бы.

Через ли­нии фрон­тов Граж­дан­ской вой­ны до кня­зя Н. Же­ва­х­о­ва до­шли сле­ду­ю­щие по­дроб­но­сти убий­ства ма­туш­ки: «В на­ча­ле ок­тяб­ря 1918 г. во­рвав­шись в мо­на­стыр­скую огра­ду, боль­ше­ви­ки по­же­ла­ли осквер­нить храм, но игу­ме­ния не пу­сти­ла их ту­да. Ма­туш­ка без­бо­яз­нен­но вы­шла к тол­пе пья­ных и во­ору­жен­ных до зу­бов боль­ше­ви­ков и крот­ко ска­за­ла им: «Смер­ти я не бо­юсь, ибо толь­ко по­сле смер­ти я яв­люсь ко Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, к Ко­то­ро­му всю жизнь свою стре­ми­лась. Вы толь­ко уско­ри­те мою встре­чу с Гос­по­дом… Но я хо­чу тер­петь и стра­дать в этой жиз­ни без кон­ца, лишь бы толь­ко вы спас­ли свои ду­ши… Уби­вая мое те­ло, вы уби­ва­е­те свою ду­шу… По­ду­май­те над этим».
В от­вет на эти сло­ва по­сы­па­лись пло­щад­ная брань и тре­бо­ва­ния от­крыть храм. Игу­ме­ния на­от­рез от­ка­за­ла, а боль­ше­ви­ки ска­за­ли ей: «Так смот­ри же: зав­тра ра­но утром мы убьем те­бя»… С эти­ми сло­ва­ми они ушли. По­сле их ухо­да, за­пе­рев на за­по­ры цер­ков­ную огра­ду, игу­ме­ния Мар­га­ри­та вме­сте с сест­ра­ми от­пра­ви­лась в храм Бо­жий, где про­ве­ла всю ночь в мо­лит­ве, а за ран­ней обед­ней при­ча­сти­лась. Не успе­ла игу­ме­ния вый­ти из хра­ма, как боль­ше­ви­ки, ви­дя ма­туш­ку схо­дя­щей с ам­во­на, взя­ли ее на при­цел и в упор вы­стре­ли­ли. «Сла­ва Те­бе, Бо­же!» – гром­ко ска­за­ла игу­ме­ния Мар­га­ри­та, уви­дя боль­ше­ви­ков с уста­нов­лен­ны­ми про­тив нее ру­жья­ми, и… за­мерт­во упа­ла на пол, прон­зен­ная ру­жей­ны­ми пу­ля­ми из­вер­гов».
Игу­ме­ния Мар­га­ри­та бы­ла рас­стре­ля­на 9/22 ав­гу­ста 1918 г.
Со­хра­ни­лось сви­де­тель­ство о му­че­ни­че­ской кон­чине игу­ме­нии Мар­га­ри­ты из уст на­сель­ни­цы мо­на­сты­ря мо­на­хи­ни Алев­ти­ны: «На сле­ду­ю­щий день [по­сле остав­ле­ния Мен­зе­лин­ска бе­лы­ми] игу­ме­нию Мар­га­ри­ту как яко­бы «контр­ре­во­лю­ци­о­нер­ку» аре­сто­ва­ли пря­мо во вре­мя служ­бы, вы­ве­ли на па­перть со­бор­но­го хра­ма и, не дав ей при­об­щить­ся Св.Та­ин, несмот­ря на ее об этом прось­бы, рас­стре­ля­ли».
Сест­ры мо­на­сты­ря по­сле от­пе­ва­ния по­хо­ро­ни­ли игу­ме­нию-му­че­ни­цу под­ле ал­та­ря со­бор­но­го Воз­не­сен­ско­го хра­ма, где она бы­ла каз­не­на.
Из вос­по­ми­на­ний М.В. Ми­хай­ло­вой, до­че­ри мен­зе­лин­ско­го свя­щен­ни­ка: «Рас­ска­зы­ва­ли, что в 1970-е го­ды око­ло за­кры­то­го то­гда со­бо­ра Мен­зе­лин­ско­го мо­на­сты­ря ре­ши­ли ко­пать яму за са­мым ал­та­рем и вне­зап­но на­толк­ну­лись на гроб. В нем ока­за­лись нетлен­ные остан­ки мо­на­хи­ни с кре­стом на гру­ди. Гроб сей не по­тре­во­жи­ли, за­рыв эту мо­ги­лу, а для ямы на­шли дру­гое ме­сто. По-ви­ди­мо­му, это и бы­ла игу­ме­ния Мар­га­ри­та. Го­во­рят еще, что бы­ло пред­ска­за­ние од­но­го ве­ли­ко­го рус­ско­го свя­то­го [ка­жет­ся, Ам­вро­сия Оп­тин­ско­го] о Мен­зе­лин­ском мо­на­сты­ре, что при од­ной на­сто­я­тель­ни­це храм по­ста­вят, дру­гая бу­дет му­че­ни­цей, а при тре­тьей – ко­ло­ко­ла па­дут. Так и слу­чи­лось. Игу­ме­ния Мар­га­ри­та ста­ла му­че­ни­цей, а при по­след­ней на­сто­я­тель­ни­це сня­ли с церк­ви ко­ло­ко­ла и мо­на­стырь за­кры­ли…».
26.10.1999 го­да игу­ме­ния Мар­га­ри­та бы­ла ка­но­ни­зи­ро­вана как мест­но­чти­мая свя­тая Уфим­ской епар­хии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-margarita-gunaronulo

☦️
Собор Соловецких святых.
Со­бор Со­ло­вец­ких свя­тых – празд­но­ва­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в честь свя­тых Со­ло­вец­кой оби­те­ли (9 / 22 ав­гу­ста).

Примечание:
Про­слав­лен­ные по­движ­ни­ки, по­стра­дав­шие в оби­те­ли во вре­ме­на без­бож­ных го­не­ний XX ве­ка, со­став­ля­ют осо­бый Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Со­ло­вец­ких (10 / 23 августа).

В Со­бор Со­ло­вец­ких свя­тых вхо­дят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-soloveckih-svjatyh


Жития
Писание