☀️ неподвижный годовой круг:
• 18 августа (5 августа)
• (Успенский пост)
• (Предпразднство Преображения Господня)
• сщмчч. Анфи́ра (236) и Фа́вия (250), пап Римских
• мч. По́нтия Римлянина (ок. 257)
• мчч. Канти́дия (Канди́дия), Кантидиа́на, Сиве́ла (?)
• мч. Евси́гния Антиохийского (362)
• прав. Но́нны Назианзской (матери свт. Григория Богослова) (374)
• прмч. И́ова Ущельского (1628)
• сщмч. Стефана (Хитрова) (1918)
• мцц. Евдокии (Шейковой), Дарии (Улыбиной), Дарии (Тимагиной), Марии (Неизвестной) (1919)
• сщмч. Си́мона (Шлеева) Уфимского (1921)
• сщмч. Иоанна (Смирнова) (1939)


☦️
(Предпразднство Преображения Господня)
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Преображение! Какой это замечательный праздник: он свидетельствует о духовном прообразе человека, о его духовном совершенстве. Одна из предпраздничных стихир призывает верующих измениться лучшим изменением, чтобы достойными взойти на гору Фаворскую и видеть славу Преображения. «Но как это возможно? – спросим мы.- Можно ли за короткий срок предпразднства настолько изменить себя?» И гора Фавор – далеко, и одним посещением ее невозможно достичь совершенства. Церковь зовет нас, братья и сестры, к духовному восхождению на гору Фаворскую,- восхождению нравственному, восхождению сердцем и благой христианской мыслью.
Почему необходимо измениться лучшим изменением? Потому что быть на Фаворе со Христом, даже мысленно, может не каждый. Потому что не каждый достоин видеть славу Божию.
Господь взошел на гору Фаворскую, как говорит евангелист, чтобы помолиться, и взял с Собой только трех Своих учеников (Мф.17,1-2). Евангелист перечисляет последовательно Петра, Иакова и Иоанна. Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: … на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф.16,18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «…Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3,18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и особенно в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков – образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору.
Святая Церковь, дорогие братья и сестры, зовет нас изменить свой образ жизни, и изменить в короткое время. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что никогда из нашей памяти не должен выходить образ благоразумного разбойника, который во едином часе раеви сподобился. Он смог уже на кресте изменить себя лучшим изменением. Нам же всегда содействует и помогает благодать Святого Духа, особенно в нашем стремлении к духовному совершенствованию. Поэтому, если ты жесток, стань милосердным: это будет доброе изменение. Если ты любишь только самого себя, научись любить своего ближнего, как самого себя. Это будет достойной переменой. Если жизнь приносит тебе скорби и печали и ты с большим трудом переживаешь ее бремя, то вспомни слова Господа нашего Иисуса Христа: В мире скорбни будете, но дерзайте… (Ин.16,33). Только дерзая, мы научимся терпению.
Если мы сумеем изменить себя лучшим изменением, то есть изменимся к лучшему, то мы, несомненно, окажемся достойными мысленно взойти на Фаворскую гору и видеть славу Преображения Господня.
Однако вы знаете, что изменения могут быть разными. О Преобразившемся Господе сказано, что вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк.9,29). Мы иногда полагаем, что одеть себя в хорошие одежды и так изменить свой образ – этого достаточно. А иногда, к чему особенно любят прибегать женщины, считается достаточным изменить свое лицо с помощью косметических средств. Несомненно, не о таком изменении говорит Святая Церковь, и не к такому изменению мы призваны. Святая Церковь зовет нас к чистоте души и тела. Она призывает нас к тому, чтобы мы своим светлым лицом и добрыми очами радовали наших ближних, находящихся, может быть, в большей скорби, чем мы сами.
Праздник Преображения Господня зовет нас прежде всего к изменению нашего внутреннего образа. Сейчас это особенно удобно, потому что пост есть время покаяния. Этот пост посвящается Богородице, и Сама Пресвятая Дева Мария станет Помощницей нам в нашем духовном совершенствовании. Соделаем же себя достойными видеть Фаворский Свет через Таинство Покаяния, через очищение себя от грехов и вместе с Церковью воскликнуть: Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
К таким мыслям, дорогие братья и сестры, пусть устремляется ваше сердце и разум. И Господь, Преобразившийся во славе, по молитвам Пресвятой Девы Марии окажет Свою всесильную помощь в нашем духовном совершенствовании и очищении. Аминь.
(Патриарх Пимен (Извеков), 18 августа 1978 года, Москва, Богоявленский собор)

☦️
Священномученик Анфи́р Римский, папа Римский.
Священномученик Анфи́р Римский, папа Римский. Грек по про­ис­хож­де­нию, ро­дил­ся в го­род­ке Пе­ти­лиа По­ли­ка­ст­ро, что в Ка­лаб­рии. Он был из­бран Рим­ским епи­ско­пом Пон­ти­а­ном в ка­че­стве сво­е­го пре­ем­ни­ка, но вско­ре был аре­сто­ван и каз­нен – да­же рань­ше, чем его пред­ше­ствен­ник скон­чал­ся на ка­торж­ных ра­бо­тах.
Ев­се­вий Пам­фил пи­шет: «…пре­ем­ни­ком Пон­ци­а­на, быв­ше­го шесть лет епи­ско­пом Ри­ма, стал Ан­тер, а по­сле Ан­те­ра, нес­ше­го свое слу­же­ние толь­ко ме­сяц, – Фа­би­ан». Точ­нее, па­пой свя­щен­но­му­че­ник Ан­фир про­был с 21 но­яб­ря 235 го­да по 3 ян­ва­ря 236 го­да.
Свя­щен­но­му­че­ник Ан­фир был пер­вым па­пой Рим­ским, по­хо­ро­нен­ным в пап­ской крип­те на клад­би­ще Ка­ликс­та (Callixtus), что на Ап­пи­е­вой до­ро­ге. Со­хра­ни­лось его над­гро­бие с над­пи­сью на гре­че­ском язы­ке: Αντέρως επι…

☦️
Священномученик Фа́вий Римский, папа Римский.
Со­глас­но Liber Pontificalis, сщ­мч. Фа­вий ро­дил­ся в Ри­ме. Ев­се­вий Пам­фил со­хра­нил и при­вел в сво­ей «Цер­ков­ной ис­то­рии» опи­са­ние из­бра­ния это­го па­пы:
«Рас­ска­зы­ва­ют, что Фа­би­ан по­сле кон­чи­ны Ан­те­ра вме­сте с дру­ги­ми пе­ре­се­лил­ся из де­рев­ни в Рим и здесь по Бо­жи­ей небес­ной ми­ло­сти стал епи­ско­пом со­вер­шен­но чу­дес­ным об­ра­зом. Ко­гда все бра­тья со­бра­лись для вы­бо­ра бу­ду­ще­го епи­ско­па, то боль­шин­ству при­хо­дил на ум кто-ли­бо из слав­ных из­вест­ных му­жей. О Фа­би­ане, здесь на­хо­див­шем­ся, и мыс­ли ни у ко­го не бы­ло. Вдруг свер­ху сле­та­ет го­лубь и са­дит­ся ему на го­ло­ву – так Дух Свя­той, в ви­де го­лу­бя, со­шел на Спа­си­те­ля. Тут весь на­род в од­ном по­ры­ве, слов­но по вну­ше­нию Ду­ха Бо­жия, еди­но­душ­но воз­гла­сил «до­сто­ин» и немед­лен­но по­са­дил его на епи­скоп­скую ка­фед­ру».
Сщ­мч. Фа­вий был из­бран на Рим­скую ка­фед­ру 10 ян­ва­ря 236 г.
Со­глас­но Ка­та­ло­гу Ли­бе­рия, сщ­мч. Фа­вий раз­де­лил Рим на семь при­хо­дов, а так­же про­во­дил ре­став­ра­ци­он­ные ра­бо­ты на хри­сти­ан­ских клад­би­щах. Св. Иеро­ним со­об­ща­ет, что ему на­пи­сал пись­мо Ори­ген, пы­тав­ший­ся оправ­дать­ся пе­ред па­пой, до­ка­зы­вая пра­во­вер­ность сво­е­го уче­ния.
Про­дол­жи­тель­ное епи­скоп­ское слу­же­ние св. Фа­вия окон­чи­лось во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Де­кия, 20 ян­ва­ря 250 г. То­гда му­че­ни­че­ской смер­тью по­гиб­ли вме­сте с па­пой два слу­жи­те­ля им­пе­ра­тор­ско­го двор­ца – Ка­ло­це­рий и Пар­фе­ний.
Св. Ки­при­ан Кар­фа­ген­ский, по­лу­чив­ший по­сла­ние из Ри­ма о му­че­ни­че­ской кон­чине св. Фа­вия, в от­вет­ном по­сла­нии пи­сал: «…я по­лу­чил, воз­люб­лен­ней­шие бра­тья, из рук ипо­ди­а­ко­на Кре­мен­ция ва­ше пись­мо, в ко­то­ром на­шел все по­дроб­ные све­де­ния о слав­ной кон­чине его. И я очень об­ра­до­ван был тем, что за неуко­риз­нен­ное прав­ле­ние его по­сла­на ему и чест­ная кон­чи­на».
По­хо­ро­нен был сщ­мч. Фа­вий на клад­би­ще Ка­ликс­та. Со­хра­ни­лась там и над­гроб­ная над­пись на гре­че­ском язы­ке ФABIANOC ЕПI МРТ.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/649

☦️
Мученик По́нтий Римлянин, Кимельский.
Му­че­ник Пон­тий жил в III ве­ке, был сы­ном рим­ско­го се­на­то­ра, языч­ни­ка Мар­ка, и его же­ны Юлии. Во вре­мя бе­ре­мен­но­сти Юлии она вме­сте с му­жем во­шла в язы­че­ский храм Юпи­те­ра. Бес, оби­тав­ший в хра­ме, уста­ми язы­че­ско­го жре­ца за­кри­чал, что мла­де­нец, но­си­мый Юли­ей во чре­ве, уни­что­жит Юпи­те­ра и его ка­пи­ще. Ко­гда ро­дил­ся маль­чик, мать хо­те­ла его убить, бо­ясь пред­ска­за­ния, но отец вос­про­ти­вил­ся это­му, и ре­бе­нок остал­ся жив. Он был на­зван Пон­ти­ем, рос ум­ным и спо­соб­ным к уче­нию. По до­ро­ге в язы­че­скую шко­лу Пон­тий про­хо­дил ми­мо до­ма, где хри­сти­ане со­вер­ша­ли утрен­нее бо­го­слу­же­ние. Вслу­шав­шись в сло­ва псал­ма, ко­то­рый пе­ли хри­сти­ане – «Идо­ли язык среб­ро и зла­то, де­ла рук че­ло­ве­че­ских…» (Пс.113,12), Пон­тий очень за­ин­те­ре­со­вал­ся эти­ми сти­ха­ми и по­сту­чал­ся в во­ро­та. Па­па Пон­ти­ан, ко­то­рый со­вер­шал служ­бу, ве­лел впу­стить Пон­тия и его спут­ни­ка Ва­ле­рия. По­сле служ­бы па­па дол­го бе­се­до­вал с юно­ша­ми, от­кры­вая им еван­гель­ское уче­ние, и через неко­то­рое вре­мя кре­стил их. Свя­той Пон­тий об­ра­тил ко Хри­сту от­ца, ко­то­ро­го па­па Пон­ти­ан так­же кре­стил со все­ми его до­маш­ни­ми. По смер­ти от­ца свя­той Пон­тий, ко­то­ро­му в то вре­мя бы­ло 20 лет, был на­зна­чен им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром Се­ве­ром (222–235) се­на­то­ром вме­сто сво­е­го умер­ше­го от­ца. В се­на­те и в окру­же­нии им­пе­ра­то­ра Пон­тий поль­зо­вал­ся все­об­щим ува­же­ни­ем за свой доб­рый нрав, рас­су­ди­тель­ность и спра­вед­ли­вость. При пре­ем­ни­ке им­пе­ра­то­ра Алек­сандра – Мак­си­мине (235–238) му­че­ни­че­ски окон­чил свою жизнь свя­той па­па Пон­ти­ан († 235 г.).
По­сле свя­то­го па­пы Пон­ти­а­на был из­бран епи­ско­пом Ри­ма свя­ти­тель Ан­фир, ко­то­рый вско­ре по­сле сво­е­го из­бра­ния то­же при­нял стра­да­ния и смерть за Хри­ста († 236 г.). Пре­ем­ни­ком его сде­лал­ся свя­той па­па Фа­вий, ко­то­рый, бу­дучи пре­сви­те­ром, бес­страш­но по­гре­бал те­ла му­че­ни­ков. Он лю­бил свя­то­го Пон­тия, как сво­е­го род­но­го сы­на. Свя­той Пон­тий раз­дал через свя­то­го Фа­вия все свое име­ние на нуж­ды бед­ных. По­сле ги­бе­ли нече­сти­во­го Мак­си­ми­на им­пе­ра­тор Гор­диан (238–244) не пре­сле­до­вал хри­сти­ан, а его пре­ем­ник, им­пе­ра­тор Филипп (244–249), убеж­ден­ный бе­се­да­ми и про­по­ве­дью свя­то­го Пон­тия, уве­ро­вал во Хри­ста и при­нял Кре­ще­ние от свя­то­го па­пы Фа­вия вме­сте с сы­ном-со­пра­ви­те­лем Филип­пом. С раз­ре­ше­ния им­пе­ра­то­ров свя­той Пон­тий и свя­ти­тель Фа­вий низ­верг­ли в язы­че­ском ка­пи­ще ста­тую Юпи­те­ра и на этом ме­сте воз­двиг­ли цер­ковь. 4 го­да Цер­ковь Хри­сти­ан­ская на­хо­ди­лась в ми­ре и по­кое. За­тем во­ца­рил­ся Де­кий (249–251), устро­ив­ший мя­теж и убив­ший им­пе­ра­то­ра Филип­па и его сы­на. В то вре­мя при­нял смерть за Хри­ста и свя­ти­тель Фа­вий, па­па Рим­ский († 250), а свя­той Пон­тий уда­лил­ся из Ри­ма в го­род Ки­ме­лу (на гра­ни­це Ита­лии и Гал­лии) и жил там как стран­ник. Тем вре­ме­нем им­пе­ра­тор Ва­ле­ри­ан (253–259) разо­слал во все кон­цы же­сто­ких му­чи­те­лей с пол­но­мо­чи­ем ис­кать и уби­вать всех хри­сти­ан. В го­род Ки­ме­лу с этой це­лью яви­лись Клав­дий и Ана­вий. Свя­той Пон­тий бес­страш­но ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам. Его за­ко­ва­ли в це­пи и бро­си­ли в тем­ни­цу. До на­ча­ла ис­тя­за­ний свя­той спо­кой­но пре­ду­пре­дил му­чи­те­лей, что Гос­подь не даст со­вер­шить­ся пыт­ке и они уви­дят си­лу Бо­жию. Дей­стви­тель­но, как толь­ко слу­ги по­пы­та­лись при­вя­зать свя­то­го Пон­тия к ды­бе, ору­дие тот­час же рас­па­лось на ча­сти, а му­чи­те­ли па­ли на­земь, слов­но мерт­вые.
«Убе­дись, ма­ло­вер, в си­ле мо­е­го Гос­по­да», – го­во­рил свя­той Пон­тий Клав­дию, но тот по со­ве­ту Ана­вия от­дал свя­то­го Пон­тия на рас­тер­за­ние двум мед­ве­дям в цир­ке. Зве­ри, не тро­нув свя­то­го, на­бро­си­лись на сто­ро­жей и рас­тер­за­ли их. Зри­те­ли ста­ли кри­чать: «Един есть Бог, Бог хри­сти­ан­ский, в Ко­то­ро­го ве­ру­ет Пон­тий!» По при­ка­зу му­чи­те­лей был устро­ен ко­стер, но он про­го­рел, а свя­той остал­ся жив, и да­же одеж­да его не сго­ре­ла. Еще силь­нее на­род за­кри­чал: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский!» То­гда при­сут­ство­вав­шие на зре­ли­ще иудеи ста­ли кри­чать: «Убей ско­рее это­го волх­ва!», – а свя­той Пон­тий воз­бла­го­да­рил Гос­по­да, вспо­ми­ная, что иудеи так же кри­ча­ли Пон­тию Пи­ла­ту: «Рас­пни, рас­пни Его», – тре­буя смер­ти Хри­ста. Свя­той Пон­тий был при­го­во­рен к усе­че­нию ме­чом, и казнь со­вер­ши­лась за го­ро­дом в 257 го­ду. Те­ло свя­то­го Пон­тия бы­ло пре­да­но по­гре­бе­нию его сверст­ни­ком и дру­гом Ва­ле­ри­ем на ме­сте каз­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/647

☦️
Мученики Канти́дий (Канди́дий), Кантидиа́н.
Му­че­ник Кан­ти­ди­ан Еги­пет­ский вме­сте со свя­тым му­че­ни­ком Кан­ти­ди­ем (Кан­ди­ди­ем) бы­ли по­би­ты кам­ня­ми в Егип­те.

☦️
Мученик Сиве́л Египетский.
Му­че­ник Си­вел Еги­пет­ский за ве­ру Хри­сто­ву был убит стре­ла­ми в Егип­те.

☦️
Мученик Евси́гний Антиохийский.
Му­че­ник Ев­сиг­ний ро­дил­ся в Ан­тио­хии в се­ре­дине III в. В те­че­ние ше­сти­де­ся­ти лет он слу­жил в вой­сках рим­ских им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на, Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла, Кон­стан­ция Хло­ра, Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го и его сы­но­вей. Свя­той Ев­сиг­ний был со­бе­сед­ни­ком свя­то­го Ва­си­лис­ка (па­мять 3 мар­та и 22 мая) и опи­са­те­лем его му­че­ни­че­ско­го по­дви­га († око­ло 308 г.). В на­ча­ле цар­ство­ва­ния свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го он был сви­де­те­лем яв­ле­ния на небе звезд­но­го кре­ста, пред­ве­щав­ше­го ему по­бе­ду. В ста­ро­сти свя­той Ев­сиг­ний оста­вил во­ен­ную служ­бу и уда­лил­ся на свою ро­ди­ну. Там он про­во­дил вре­мя в мо­лит­вах, по­сте и по­се­ще­нии хра­мов Бо­жи­их. Так он до­жил до цар­ство­ва­ния Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363), стре­мив­ше­го­ся вос­ста­но­вить язы­че­ство. По до­но­су од­но­го из ан­тио­хий­ских граж­дан свя­той Ев­сиг­ний, как хри­сти­а­нин, пред­стал пе­ред су­дом им­пе­ра­то­ра Юли­а­на в 362 г. Он без­бо­яз­нен­но об­ли­чил им­пе­ра­то­ра в от­ступ­ле­нии от Хри­ста, по­ста­вил ему в при­мер его срод­ни­ка свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го и по­дроб­но рас­ска­зал, как он был оче­вид­цем яв­ле­ния на небе зна­ме­ния кре­ста. Юли­ан не по­ща­дил глу­бо­кой ста­ро­сти свя­то­го Ев­сиг­ния, ко­то­ро­му бы­ло то­гда 110 лет, и при­ка­зал от­сечь ему го­ло­ву.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/648

☦️
Праведная Но́нна Назианзская, диакониса.
Свя­тая Нон­на, мать свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва († 25 ян­ва­ря 389 г.), бы­ла до­че­рью хри­сти­ан Филь­та­та и Гор­го­нии, тет­ки свя­ти­те­ля Ам­фи­ло­хия, епи­ско­па Ико­ний­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря). Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли ее в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. Свя­тая Нон­на со­сто­я­ла в бра­ке с Гри­го­ри­ем Ари­анзским, бо­га­тым вла­дель­цем зе­мель в Ари­ан­зин­ском и На­зи­ан­зин­ском окру­гах. Брак был вы­год­ный по зем­ным рас­че­там, но тя­же­лый для бла­го­че­сти­вой ду­ши Нон­ны. Гри­го­рий Ари­анзский был языч­ник, по­сле­до­ва­тель сек­ты вер­хов­ни­ков (ип­си­ста­ри­ев), чтил вер­хов­но­го бо­га и со­блю­дал неко­то­рые иудей­ские об­ря­ды; од­новре­мен­но он по­клонял­ся ог­ню. Бла­го­че­сти­вая Нон­на мно­го мо­ли­лась, чтобы об­ра­тить су­пру­га к свя­той ис­тине. Сын свя­той Нон­ны свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов так пи­сал об этом: «Не мог­ла она пе­ре­но­сить это­го спо­кой­но, чтобы од­ной по­ло­ви­ной быть в со­еди­не­нии с Бо­гом, а дру­гой ча­стью са­мой се­бя – оста­вать­ся в от­чуж­де­нии от Бо­га. На­про­тив то­го, она же­ла­ла, чтобы к со­ю­зу плот­ско­му при­со­еди­нил­ся и со­юз ду­хов­ный. А по­то­му день и ночь при­па­да­ла к Бо­гу, в по­сте и со мно­ги­ми сле­за­ми про­си­ла у Него да­ро­вать спа­се­ние му­жу». По мо­лит­вам свя­той Нон­ны Гри­го­рию бы­ло во сне ви­де­ние. «От­цу мо­е­му пред­ста­ви­лось, – пи­сал свя­ти­тель Гри­го­рий, – буд­то бы он (че­го ни­ко­гда преж­де не де­лал, хо­тя и мно­го раз про­си­ла и умо­ля­ла о том же­на) по­ет сле­ду­ю­щий стих Да­ви­да: воз­ве­се­лих­ся о рек­ших мне: в дом Гос­по­день пой­дем (Пс.71,1). И пе­ние небы­ва­лое, и вме­сте с пес­нею яв­ля­ет­ся же­ла­ние! Ко­гда услы­ша­ла об этом та, ко­то­рой ис­пол­ня­лось же­ла­ние, то, поль­зу­ясь вре­ме­нем, объ­яс­ня­ет ви­де­ние в са­мую доб­рую сто­ро­ну, в чем бы­ла со­вер­шен­но пра­ва». Гри­го­рий при­шел на Пер­вый Все­лен­ский Со­бор в Ни­кею, где от­крыл свое об­ра­ще­ние к Бо­гу. Он был по­свя­щен в сан пре­сви­те­ра, а за­тем епи­ско­па На­зи­ан­зин­ско­го и все­це­ло по­свя­тил се­бя Церк­ви. Од­новре­мен­но с его хи­ро­то­ни­ей во епи­ско­па его су­пру­га свя­тая Нон­на бы­ла по­свя­ще­на в диа­ко­нис­сы. С та­кой же рев­но­стью, как она вос­пи­ты­ва­ла де­тей, свя­тая Нон­на ста­ла за­ни­мать­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью.
«Она зна­ла, – го­во­рит свя­ти­тель Гри­го­рий Бо­го­слов, – од­но ис­тин­ное бла­го­род­ство – быть бла­го­че­сти­вою и знать, от­ку­да мы про­изо­шли и ку­да пой­дем; од­но на­деж­ное и неотъ­ем­ле­мое бо­гат­ство – тра­тить свое иму­ще­ство для Бо­га и для ни­щих, осо­бен­но же для обед­нев­ших род­ствен­ни­ков.
Ес­ли од­ни из жен от­ли­ча­ют­ся бе­реж­ли­во­стью, а дру­гие бла­го­че­сти­ем, ибо труд­но сов­ме­щать оба ка­че­ства, то она пре­вос­хо­ди­ла всех тем и дру­гим, и в каж­дом до­стиг­ла вер­ха со­вер­шен­ства, и оба уме­ла со­еди­нить в од­ной се­бе. Од­но не тер­пе­ло у ней ущер­ба от дру­го­го, но од­но дру­гим вза­им­но под­дер­жи­ва­лось. Укры­лось ли от нее ка­кое вре­мя и ме­сто мо­лит­вы? Об этом у нее еже­днев­но бы­ла са­мая пер­вая мысль. Луч­ше же ска­зать, кто, при­сту­пая к мо­лит­ве, имел столь­ко упо­ва­ния по­лу­чить про­си­мое? Но и все­го уди­ви­тель­нее то, что она, хо­тя и силь­но по­ра­жа­лась го­ре­стя­ми, да­же чу­жи­ми, од­на­ко же ни­ко­гда не пре­да­ва­лась плот­ско­му пла­чу до то­го, чтобы скорб­ный глас ис­торг­ся преж­де бла­го­да­ре­ния, или сле­за упа­ла на веж­ды, та­ин­ствен­но за­пе­чат­лен­ные, или при на­ступ­ле­нии свет­ло­го празд­ни­ка оста­ва­лась на ней пе­чаль­ная одеж­да, хо­тя ее по­сти­га­ли неод­но­крат­но мно­гие скор­би. Ибо ду­ше бо­го­лю­би­вой свой­ствен­но под­чи­нять Бо­же­ствен­но­му все че­ло­ве­че­ское. Умол­чу о де­лах еще бо­лее со­кро­вен­ных, ко­то­рым сви­де­тель один Бог и о ко­то­рых зна­ли раз­ве вер­ные ра­бы­ни, быв­шие в том ее по­ве­рен­ны­ми».
По­след­ние го­ды до­ста­ви­ли свя­той Нонне мно­го пе­ча­ли. В 368 го­ду умер ее млад­ший сын Ке­са­рий, мо­ло­дой че­ло­век, по­да­вав­ший бли­ста­тель­ные на­деж­ды; в сле­ду­ю­щем го­ду умер­ла дочь. Му­же­ствен­ная ста­ри­ца пе­ре­но­си­ла эти по­те­ри с по­кор­но­стью во­ле Бо­жи­ей.
В 370 го­ду епи­скоп Гри­го­рий, то­гда уже глу­бо­кий ста­рец, участ­во­вал в по­свя­ще­нии свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го во епи­ско­па Ке­са­рий­ско­го. Свя­тая Нон­на, ко­то­рая немно­гим бы­ла мо­ло­же сво­е­го му­жа, так­же го­то­ва бы­ла пе­рей­ти в дру­гую жизнь, но мо­лит­ва­ми лю­бя­ще­го сы­на на вре­мя удер­жа­на бы­ла на зем­ле. «Мать моя, – пи­сал ее сын, – все­гда бы­ла креп­ка и му­же­ствен­на, во всю жизнь не чув­ство­ва­ла неду­гов; но ее по­сти­га­ет бо­лезнь. Из мно­гих стра­да­ний, чтобы не умно­жать сло­ва, на­име­ную са­мое тяж­кое – от­вра­ще­ние от пи­щи, про­дол­жав­ше­е­ся мно­гие дни и не из­ле­чи­ва­е­мое ни­ка­ким ле­кар­ством. Как же пи­та­ет ее Бог? Не ман­ну нис­по­сы­ла­ет, как древ­ле Из­ра­и­лю; не ка­мень раз­вер­за­ет, чтобы ис­то­чить во­ду жаж­ду­щим лю­дям; не чрез вра­нов пи­та­ет, как Илию; не чрез вос­хи­ща­е­мо­го про­ро­ка на­сы­ща­ет, как неко­гда Да­ни­и­ла, то­ми­мо­го гла­дом в ро­ве. Но ка­ким же об­ра­зом? Ей пред­ста­ви­лось, буд­то бы я, осо­бен­но ею лю­би­мый (она и во сне не пред­по­чи­та­ла мне ни­ко­го дру­го­го), яв­ля­юсь к ней вдруг но­чью с кор­зи­ной с са­мы­ми бе­лы­ми хле­ба­ми, по­том, про­из­не­ся над ни­ми мо­лит­ву и за­пе­чатлев их крест­ным зна­ме­ни­ем, по вве­ден­но­му у нас обык­но­ве­нию, по­даю ей вку­сить и тем вос­ста­нов­ляю и под­креп­ляю ее си­лы. И это ноч­ное ви­де­ние бы­ло для нее чем-то дей­стви­тель­но су­ще­ствен­ным, ибо с это­го вре­ме­ни при­шла она в се­бя и ста­ла не без­на­деж­на. А слу­чив­ше­е­ся с нею об­на­ру­жи­лось яс­ным и оче­вид­ным об­ра­зом. Ко­гда при на­ступ­ле­нии дня взо­шел я к ней ра­но утром, с пер­во­го ра­за уви­дел ее в луч­шем преж­не­го по­ло­же­нии; по­том стал, по обык­но­ве­нию, спра­ши­вать: как про­ве­ла ночь и что ей нуж­но? Она ни­ма­ло не мед­ля и ре­чи­сто ска­за­ла: «Сам ты, лю­без­ный сын, на­пи­тал ме­ня и по­том спра­ши­ва­ешь о мо­ем здо­ро­вье. Ты весь­ма добр и со­стра­да­те­лен!» В то же вре­мя слу­жан­ки по­ка­зы­ва­ли мне зна­ка­ми, чтобы я не про­ти­во­ре­чил, но при­нял сло­ва ее рав­но­душ­но и от­кры­ти­ем ис­ти­ны не при­во­дил ее в уны­ние».
В на­ча­ле 374 го­да по­чил сто­лет­ний ста­рец епи­скоп. Свя­тая Нон­на, по­чти не вы­хо­див­шая по­сле то­го из хра­ма, вско­ре по­сле его смер­ти скон­ча­лась на мо­лит­ве в хра­ме 5 ав­гу­ста 374 го­да.

☦️
Преподобномученик И́ов Ущельский.
Пре­по­доб­ный Иов Ущель­ский был ино­ком Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря (от­ца его зва­ли Пат­ри­ки­ем Ма­зов­ским). 10 но­яб­ря 1608 го­да он был по­свя­щен в сан иеро­мо­на­ха Нов­го­род­ским мит­ро­по­ли­том Ис­и­до­ром. В 1614 го­ду пре­по­доб­ный Иов от­пра­вил­ся в Ме­зен­ский край, где при впа­де­нии в ре­ку Ме­зень рек Езег и Важ­ка по­ста­вил ча­сов­ню в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва. Пер­вые со­брав­ши­е­ся к нему ино­ки жи­ли в до­мах сво­их род­ствен­ни­ков-ми­рян, на­столь­ко бед­на бы­ла оби­тель. По­сле по­жа­ло­ва­ния ца­рем Ми­ха­и­лом Фе­о­до­ро­ви­чем (1613–1645) зем­ли с рыб­ны­ми лов­ля­ми пре­по­доб­ный устро­ил цер­ковь и брат­ские кел­лии. 5 ав­гу­ста 1628 го­да, ко­гда вся бра­тия бы­ла на се­но­ко­се, на мо­на­стырь на­па­ли раз­бой­ни­ки. По­сле страш­ных ис­тя­за­ний с тре­бо­ва­ни­ем от­крыть мо­на­стыр­ские со­кро­ви­ща раз­бой­ни­ки обез­гла­ви­ли пре­по­доб­но­го Иова. Ни­че­го не най­дя, они ушли. Воз­вра­тив­ша­я­ся бра­тия с че­стью по­греб­ла те­ло пре­по­доб­но­му­че­ни­ка. Мест­ное по­чи­та­ние пре­по­доб­но­го как угод­ни­ка Бо­жия на­ча­лось вско­ре по­сле его кон­чи­ны вви­ду мно­го­чис­лен­ных чу­дес (в ХVII в. их из­вест­но до 50). Пер­вая ико­на бы­ла на­пи­са­на в 1658 го­ду, а жи­тие в 1660-х го­дах. Око­ло то­го вре­ме­ни бы­ла по­стро­е­на над мо­ща­ми пре­по­доб­но­го ча­сов­ня, пе­ре­стро­ен­ная за­тем по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Хол­мо­гор­ско­го Афа­на­сия в цер­ковь в честь те­зо­име­ни­то­го свя­то­го пра­вед­но­го Иова Мно­го­стра­даль­но­го (па­мять 6 мая; в этот же день Цер­ковь уста­но­ви­ла и па­мять пре­по­доб­но­го Иова Ущель­ско­го). 3 но­яб­ря 1739 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Иова бы­ли осви­де­тель­ство­ва­ны ар­хи­епи­ско­пом Вар­со­но­фи­ем, оче­вид­но, им же бла­го­слов­ле­но петь мо­леб­ны свя­то­му. Так со­вер­ши­лось его про­слав­ле­ние. Лик пре­по­доб­но­го опи­сы­ва­ет­ся так: «По­до­би­ем над­сед, бро­да аки Алек­сандра Свир­ско­го, ри­зы пре­по­доб­ни­че­ския, в схи­ме, в ру­ках сви­ток, а в нем на­пи­са­но: „Не убой­те­ся от уби­ва­ю­щих те­ло, ду­ши же не мо­гу­щих уби­ти“».

☦️
Священномученик Стефа́н Хитров, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сте­фан Хит­ров ро­дил­ся 7 ап­ре­ля 1851 го­да в се­ле Гу­ля­ев­ском Ир­бит­ско­го уез­да в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии пер­во­го клас­са Перм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он в 1869 го­ду был опре­де­лен на долж­ность пса­лом­щи­ка в Дмит­ри­ев­скую цер­ковь се­ла Та­уш­кан­ско­го Ка­мыш­лов­ско­го уез­да. 16 мая 1871 го­да Прео­свя­щен­ней­шим Вас­си­а­ном, епи­ско­пом Ека­те­рин­бург­ским, Сте­фан Гри­горь­е­вич был по­свя­щен в сти­харь, а через два го­да пе­ре­ве­ден по про­ше­нию на слу­же­ние в Бо­го­яв­лен­скую цер­ковь се­ла Крас­но­сло­бод­ско­го Ир­бит­ско­го уез­да. 14 июля 1882 го­да со­сто­я­лось зна­ме­на­тель­ное для него со­бы­тие: он был по­свя­щен в диа­кон­ский сан Прео­свя­щен­ней­шим На­фа­наи­лом, епи­ско­пом Ека­те­рин­бург­ским. Неза­дол­го до это­го Сте­фан Гри­горь­е­вич же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии Се­ра­фи­мовне; у них ро­ди­лись двое де­тей – Ни­ко­лай и Гла­фи­ра. По­сле мно­гих лет слу­же­ния в Крас­но­сло­бод­ском се­ле отец Сте­фан был пе­ре­ве­ден с се­мьей в цер­ковь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы се­ла Тро­пин­ско­го Шад­рин­ско­го уез­да.
В 1914 г. от­ца Сте­фа­на ру­ко­по­ло­жи­ли в сан свя­щен­ни­ка и на­пра­ви­ли на слу­же­ние в Успен­скую цер­ковь се­ла Мед­ный руд­ник Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да, а 6 ав­гу­ста 1917 го­да пе­ре­ве­ли в Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь се­ла Гу­ля­ев­ско­го Ир­бит­ско­го уез­да.
По­сле ре­во­лю­ции о.Сте­фан стал слу­жить в Бо­го­яв­лен­ской церк­ви Крас­но­сло­бод­ско­го се­ла Ир­бит­ско­го уез­да.
Во вре­мя граж­дан­ской вой­ны от­ца Сте­фа­на аре­сто­ва­ли в пер­вый раз, но от­пу­сти­ли по­сле упла­ты кон­три­бу­ции в раз­ме­ре 5000 руб­лей.
Отец Сте­фан бла­го­слов­лял сво­их ду­хов­ных чад всту­пать в ря­ды Бе­лой ар­мии, на сто­роне ко­то­рой во­е­вал и его сын Ни­ко­лай. При от­ступ­ле­нии ар­мии Кол­ча­ка отец Сте­фан вы­нуж­ден был уй­ти с бе­лы­ми. Это ре­ше­ние да­лось ба­тюш­ке нелег­ко. Ему бы­ло уже око­ло се­ми­де­ся­ти лет, и он хо­тел остать­ся слу­жить в сво­ем род­ном се­ле. Его сын дол­го уго­ва­ри­вал от­ца уехать. Крас­ные пол­но­стью ра­зо­ри­ли хо­зяй­ство ба­тюш­ки: за­бра­ли весь хлеб и за­ре­за­ли скот. Ви­дя без­вы­ход­ность по­ло­же­ния, отец Сте­фан на­ко­нец ре­шил по­ки­нуть се­ло с от­сту­пав­ши­ми вой­ска­ми. К то­му же пра­во­слав­ным во­и­нам необ­хо­дим был свя­щен­ник.
С бе­лы­ми отец Сте­фан от­сту­пал до го­ро­да Ом­ска, где и остал­ся слу­жить свя­щен­ни­ком при ла­за­ре­те. Ко­гда Омск за­хва­ти­ла Крас­ная ар­мия, ба­тюш­ка неко­то­рое вре­мя про­дол­жал ис­пол­нять свои обя­зан­но­сти при ла­за­ре­те: ис­по­ве­до­вал, при­ча­щал, со­бо­ро­вал ра­не­ных, ду­хов­но под­дер­жи­вал бо­ля­щих. Через несколь­ко ме­ся­цев он ре­шил вер­нуть­ся об­рат­но в род­ное се­ло.
В это вре­мя Крас­но­сло­бод­ская ячей­ка ком­му­ни­стов про­яви­ла осо­бую ре­во­лю­ци­он­ную ини­ци­а­ти­ву. Мест­ным вла­стям бы­ло пред­ло­же­но при­нять к ис­пол­не­нию ре­ше­ние: всех «бе­гун­цов», то есть лиц, воз­вра­тив­ших­ся из ста­на Кол­ча­ка, а так­же и дру­гих «вред­ных эле­мен­тов» от­прав­лять в конц­ла­герь. По­это­му ко­гда отец Сте­фан вер­нул­ся в Крас­но­сло­бод­ское, он был взят под стра­жу для за­клю­че­ния в конц­ла­герь до тех пор, «по­ка не бу­дут по­беж­де­ны са­бо­таж и раз­ру­ха» . У ба­тюш­ки бы­ло удо­сто­ве­ре­ние от Ир­бит­ско­го ко­ми­те­та тру­до­вой по­вин­но­сти об осво­бож­де­нии от все­об­щей тру­до­вой по­вин­но­сти в си­лу пре­клон­но­го воз­рас­та, но это ни­че­го не из­ме­ни­ло. Во вре­мя аре­ста отец Сте­фан по­про­сил раз­ре­ше­ния пе­ре­дать клю­чи от церк­ви ста­ро­сте – Пав­лу Гри­горь­е­ви­чу Ко­ка­ре­ву. Па­вел Гри­горь­е­вич, узнав о слу­чив­шем­ся, опо­ве­стил при­хо­жан. Сроч­но со­зва­ли при­ход­ское со­бра­ние, на ко­то­ром отец Сте­фан про­стил­ся с чле­на­ми об­щи­ны и объ­явил о сво­ем аре­сте. Это бы­ло вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста, ко­гда пра­во­слав­ные лю­ди долж­ны ис­по­ве­до­вать­ся и при­ча­щать­ся. Ве­ру­ю­щие бо­я­лись остать­ся без свя­щен­ни­ка. «Кто нас бу­дет ис­по­ве­до­вать?» – спра­ши­ва­ли они.
На со­бра­нии бы­ло ре­ше­но со­звать цер­ков­ный сход, на ко­то­ром об­суж­да­лось, как осво­бо­дить свя­щен­ни­ка из-под аре­ста. Этот во­прос взвол­но­вал всю во­лость, на сход со­бра­лись жи­те­ли из несколь­ких окрест­ных се­ле­ний. В про­то­ко­лах цер­ков­но­го схо­да го­во­ри­лось:
«…От граж­дан де­рев­ни Мель­ни­ко­вой Крас­но­сло­бод­ской во­ло­сти… по­ста­нов­ле­ние.
1. По­сле об­суж­де­ния се­го во­про­са все еди­но­глас­но по­ста­но­ви­ли, что нам ну­жен свя­щен­ник, так как мы ве­ры пра­во­слав­ной, от церк­ви не от­ка­зы­ва­ем­ся, же­ла­ем ис­прав­лять все цер­ков­ные Та­ин­ства; по­это­му мы про­сим, чтобы свя­щен­ни­ка для нас оста­ви­ли.
2. Мы, ни­же­под­пи­сав­ши­е­ся граж­дане Крас­но­сло­бод­ско­го сель­со­ве­та… еди­но­глас­но по­ста­но­ви­ли, что ес­ли свя­щен­ник Бо­го­яв­лен­ской церк­ви Сте­фан Хит­ров ни в чем предо­су­ди­тель­ном не за­ме­ча­ет­ся, то про­сим на­чаль­ни­ка ми­ли­ции 6-го рай­о­на не за­дер­жи­вать свя­щен­ни­ка Бо­го­яв­лен­ской церк­ви Сте­фа­на Хит­ро­ва… Про­сим его от­пу­стить нам, так как сей­час Ве­ли­кий пост и нам нуж­но всем го­веть.
3. Мы, ни­же­под­пи­сав­ши­е­ся при­хо­жане Крас­но­сло­бод­ской во­ло­сти… со­брав­шись в мест­ном хра­ме в чис­ле 526 че­ло­век… еди­но­глас­но по­ста­но­ви­ли про­сить ко­го сле­ду­ет, разъ­яс­нить нам, на ос­но­ва­нии ка­ких при­чин аре­сту­ет­ся свя­щен­ник Хит­ров. Так как в де­я­ни­ях свя­щен­ни­ка Сте­фа­на Хит­ро­ва мы не на­хо­дим ни­ка­ких пре­ступ­ных це­лей, вле­ку­щих за со­бой те или дру­гие на­ка­за­ния, по­то­му мы счи­та­ем нуж­ным оста­вить свя­щен­ни­ка Хит­ро­ва на ме­сте при хра­ме для ис­пол­не­ния цер­ков­ных служб и… треб».
В до­ку­мен­те сто­ят 118 под­пи­сей жи­те­лей се­ла Крас­но­сло­бод­ско­го, 52 – се­ла Го­мя­ков­ско­го, 60 – де­рев­ни Мель­ни­ко­вой, 50 – се­ла Зу­ев­ско­го и дру­гих.
Как же от­ре­а­ги­ро­ва­ла со­вет­ская власть, без стес­не­ния на­зы­вав­шая се­бя «на­род­ной и са­мой де­мо­кра­ти­че­ской вла­стью в ми­ре», на прось­бу жи­те­лей во­ло­сти осво­бо­дить свя­щен­ни­ка?
20 мар­та 1920 го­да по­сле­до­вал арест чле­нов при­ход­ско­го со­ве­та. Их об­ви­ни­ли в ор­га­ни­за­ции бун­та про­тив со­вет­ской вла­сти. «Это уже не пер­вое та­кое вы­ступ­ле­ние, ко­то­рое про­ис­хо­дит из-за по­пов», – со­об­щил упол­но­мо­чен­ный при Ир­бит­ской уезд­ной го­род­ской ми­ли­ции.
След­ствие по де­лу от­ца Сте­фа­на дли­лось че­ты­ре ме­ся­ца, все это вре­мя он на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии, ви­нов­ным се­бя не при­знал. 16 ав­гу­ста 1920 го­да Ека­те­рин­бург­ская гу­берн­ская чрез­вы­чай­ная ко­мис­сия по­ста­но­ви­ла: при­ме­нить к Хит­ро­ву С. Г. как к контр­ре­во­лю­ци­о­не­ру, пы­тав­ше­му­ся «вос­ста­но­вить ма­ло­со­зна­тель­ные мас­сы про­тив со­вет­ской вла­сти во имя спа­се­ния соб­ствен­ной шку­ры», выс­шую ме­ру на­ка­за­ния. Дру­гих аре­сто­ван­ных при­го­во­ри­ли к пя­ти го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды.

☦️
Мученица Евдоки́я Шейкова.
Му­че­ни­ца Ев­до­кия Алек­сан­дров­на Шей­ко­ва ро­ди­лась 11 фев­ра­ля 1856 го­да в се­ле Пу­за Ар­да­тов­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии (ныне се­ло Су­во­ро­во Ди­ве­ев­ско­го рай­о­на) в кре­стьян­ской се­мье. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей вос­пи­ты­ва­лась в се­мье дя­ди – цер­ков­но­го ста­ро­сты. В дет­стве по­се­ща­ла с па­лом­ни­ка­ми Са­ров­скую в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы муж­скую пу­стынь, Се­ра­фи­мов Ди­ве­ев­ский во имя Свя­той Тро­и­цы и Се­ра­фи­мо-По­не­та­ев­ский жен­ские мо­на­сты­ри. В 20 лет по­сле тя­же­лой бо­лез­ни оста­лась па­ра­ли­зо­ван­ной. Вме­сте с по­слуш­ни­ца­ми-ке­лей­ни­ца­ми со­зда­ла по­до­бие ино­че­ской об­щи­ны. Ве­ла стро­гую мо­лит­вен­ную жизнь, нес­ла по­двиг юрод­ства. Очень лю­би­ла цер­ков­ные пес­но­пе­ния. Ста­ла из­вест­на по­движ­ни­че­ством, да­ром це­ли­тель­ной си­лы и про­ви­де­ния. Пред­ви­де­ла свою му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
16 ав­гу­ста 1919 го­да в се­ло Пу­за при­был ка­ра­тель­ный от­ряд. По­сле до­но­са об укры­ва­тель­стве де­зер­ти­ра и аги­та­ции про­тив Крас­ной Ар­мии во­рвав­ши­е­ся в ке­лью Ев­до­кии сол­да­ты из­де­ва­лись над ней, из­би­ва­ли ее, вы­ки­ды­ва­ли и топ­та­ли но­га­ми ико­ны. На пло­щадь со­гна­ли на­род, и ко­ман­дир от­ря­да устро­ил су­ди­ли­ще, по­тре­бо­вав про­го­ло­со­вать за казнь. Утром 18 ав­гу­ста к Ев­до­кии раз­ре­ши­ли прий­ти свя­щен­ни­ку Ва­си­лию Ра­ду­ги­ну, ко­то­рый при­об­щил ее Свя­тых Та­ин вме­сте с ке­лей­ни­ца­ми Да­ри­ей Улы­би­ной, Да­ри­ей Ти­ма­ги­ной и Ма­ри­ей, ре­шив­ши­ми раз­де­лить участь на­став­ни­цы. Ко­гда Ев­до­кию Шей­ко­ву вез­ли на те­ле­ге к ме­сту рас­стре­ла на сель­ское клад­би­ще, ке­лей­ни­цы при­кры­ва­ли ее от уда­ров сво­и­ми те­ла­ми. Все каз­нен­ные бы­ли по­гре­бе­ны в об­щей мо­ги­ле. Сви­де­тель­ства о му­че­ни­че­ской кон­чине по­движ­ниц бы­ли со­бра­ны по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Пе­чер­ско­го Вар­на­вы (Бе­ля­е­ва) его ке­лей­ни­цей Ва­лен­ти­ной Долга­но­вой. Мо­ги­ла му­че­ни­цы по­чи­та­лась мест­ны­ми жи­те­ля­ми все го­ды со­вет­ской вла­сти. Ев­до­кия Шей­ко­ва про­слав­ле­на вме­сте со сво­и­ми ке­лей­ни­ца­ми Ар­хи­ерей­ским юби­лей­ным Со­бо­ром РПЦ 2000 го­да. В 2001 го­ду мо­щи Ни­же­го­род­ских му­че­ниц бы­ли от­кры­ты и ныне по­чи­ва­ют в церк­ви Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы се­ла Су­во­ро­ва.

☦️
Мученица Да́рия Улыбина.
Му­че­ни­ца Да­рия Улы­би­на ро­ди­лась в кон­це 70-х го­дов XIX ве­ка. От­ли­ча­лась сми­ре­ни­ем и бла­го­че­сти­ем. С 1916 го­да как по­слуш­ни­ца под­ви­за­лась у по­движ­ни­цы му­че­ни­цы Ев­до­кии Шей­ко­вой, жив­шей в се­ле Пу­за Ар­да­тов­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии (ныне се­ло Су­во­ро­во Ди­ве­ев­ско­го рай­о­на).
Вме­сте с дру­ги­ми по­слуш­ни­ца­ми, му­че­ни­ца­ми Да­ри­ей Ти­ма­ги­ной и Ма­ри­ей, доб­ро­воль­но раз­де­ли­ла участь сво­ей на­став­ни­цы Ев­до­кии, при­го­во­рен­ной 18 ав­гу­ста 1919 го­да и рас­стре­лян­ной в тот же день ко­ман­до­ва­ни­ем ка­ра­тель­но­го от­ря­да по до­но­су об укры­ва­тель­стве де­зер­ти­ра и аги­та­ции про­тив Крас­ной ар­мии. Пе­ред смер­тью при­ня­ла при­ча­стие вме­сте с дру­ги­ми му­че­ни­ца­ми от свя­щен­ни­ка Успен­ской церк­ви се­ла Пу­за, от­ца Ва­си­лия Ра­ду­ги­на.

☦️
Мученица Да́рия Тимагина.
Му­че­ни­ца Да­рия Ти­ма­ги­на ро­ди­лась в кон­це 70-х го­дов XIX ве­ка. Ко­гда Да­рии ис­пол­ни­лось 15 лет, она ста­ла хо­дить к жив­шей в се­ле Пу­за Ар­да­тов­ско­го уез­да Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии (ныне се­ло Су­во­ро­во Ди­ве­ев­ско­го рай­о­на) му­че­ни­це Ев­до­кии Шей­ко­вой, про­сла­вив­шей­ся по­движ­ни­че­ской жиз­нью и чу­де­са­ми. Один из мо­на­хов Са­ров­ской в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы муж­ской пу­сты­ни бла­го­сло­вил Да­рию ид­ти в ке­лей­ни­цы к Ев­до­кии, но ее неве­ру­ю­щие ро­ди­те­ли бы­ли про­тив это­го. Они про­сва­та­ли Да­рию за­муж, но она убе­жа­ла к Ев­до­кии. Ро­ди­те­ли, из­бив, уве­ли Да­рию до­мой и про­сва­та­ли 2-й раз, но она вновь ушла к по­движ­ни­це. Да­рия Ти­ма­ги­на про­жи­ла у Ев­до­кии 20 лет, ко­то­рые бы­ли го­да­ми непре­стан­но­го мо­лит­вен­но­го и пост­ни­че­ско­го тру­да под ру­ко­вод­ством по­движ­ни­цы.
18 ав­гу­ста 1919 го­да Ев­до­кия по до­но­су об укры­ва­тель­стве де­зер­ти­ра и аги­та­ции про­тив Крас­ной Ар­мии бы­ла при­го­во­ре­на ко­ман­до­ва­ни­ем ка­ра­тель­но­го от­ря­да к рас­стре­лу. Му­че­ни­ца Да­рия вме­сте с дру­ги­ми по­слуш­ни­ца­ми, му­че­ни­ца­ми Да­ри­ей Улы­би­ной и Ма­ри­ей, доб­ро­воль­но ре­ши­ла раз­де­лить участь на­став­ни­цы. За 2 ча­са до смер­ти свя­щен­ник церк­ви Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы се­ла Пу­за отец Ва­си­лий Ра­ду­гин при­ча­стил их. По­слуш­ни­цы со­про­вож­да­ли Ев­до­кию к ме­сту каз­ни, за­кры­вая со­бой от уда­ров пле­тей, бы­ли вме­сте с ней рас­стре­ля­ны 18 ав­гу­ста на сель­ском клад­би­ще и по­гре­бе­ны в об­щей мо­ги­ле, по­чи­тав­шей­ся мест­ны­ми жи­те­ля­ми все го­ды со­вет­ской вла­сти.

☦️
Мученица Мария Неизвестная.
Свя­тая му­че­ни­ца Ма­рия вме­сте с дру­ги­ми по­слуш­ни­ца­ми Да­ри­ей Улы­би­ной и Да­ри­ей Ти­ма­ги­ной доб­ро­воль­но ре­ши­ла раз­де­лить участь бла­жен­ной Ев­до­кии Шей­ко­вой. На смерть она при­шла за час и бы­ла спо­кой­на, хо­тя зна­ла, что их убьют.

☦️
Священномученик Си́мон (Шлеев), Уфимский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Си­мон, еди­но­вер­че­ский епи­скоп Уфим­ский (в ми­ру Шле­ев Си­ме­он Ива­но­вич) ро­дил­ся в 1873 го­ду в Сим­бир­ской гу­бер­нии. По окон­ча­нии Ни­же­го­род­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии по­сту­пил воль­но­слу­ша­те­лем в Ка­зан­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1899 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. 17 ян­ва­ря 1900 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к еди­но­вер­че­ской церк­ви Ка­за­ни, а с 7 фев­ра­ля 1905 го­да на­зна­ча­ет­ся свя­щен­ни­ком Ни­коль­ской еди­но­вер­че­ской церк­ви Санкт-Пе­тер­бур­га. С 22 но­яб­ря 1907 го­да он — на­сто­я­тель это­го хра­ма.
Про­то­и­е­рей Си­ме­он был хи­ро­то­ни­сан Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре 16 июня 1918 го­да и на­зна­чен на но­во­учре­ждён­ную еди­но­вер­че­скую ка­фед­ру епи­ско­пом Ох­тен­ским. С 1920 го­да он — еди­но­вер­че­ский епи­скоп Уфим­ский, а в фев­ра­ле 1921 го­да был на­зна­чен на ка­фед­ру в Уфу пра­вя­щим епи­ско­пом.
Вла­ды­ка был убит при воз­вра­ще­нии в свою ре­зи­ден­цию из ка­фед­раль­но­го со­бо­ра 5 (18) ав­гу­ста 1921 го­да.

☦️
Священномученик Иоа́нн Смирнов, диакон 
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 16 мар­та 1887 го­да в се­ле Ка­ра­ча­ро­во Мос­ков­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Иа­ко­ва Смир­но­ва. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем с 1910 по 1918 год слу­жил в ар­мии в долж­но­сти пи­са­ря в зва­нии стар­ше­го ун­тер-офи­це­ра. В 1926 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Успен­ско­му хра­му в се­ле Ко­си­но Ухтом­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
27 но­яб­ря 1937 го­да, в раз­гар мас­со­вых го­не­ний на Цер­ковь, диа­кон Иоанн был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 30 но­яб­ря от­цу Иоан­ну бы­ло за­чи­та­но по­ста­нов­ле­ние о при­вле­че­нии его к от­вет­ствен­но­сти за контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, но, озна­ко­мив­шись с ним, отец Иоанн от­ка­зал­ся его под­пи­сать, так как был со­вер­шен­но с ним не со­гла­сен.
– След­ствие име­ет ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые го­во­рят, что вы враж­деб­но на­стро­е­ны к со­вет­ской вла­сти. Под­твер­жда­е­те вы это? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Нет, это­го я не под­твер­ждаю, – от­ве­тил диа­кон Иоанн.
– На ос­но­ва­нии име­ю­ще­го­ся след­ствен­но­го ма­те­ри­а­ла, сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми вы изоб­ли­ча­е­тесь как контр­ре­во­лю­ци­о­нер. Дай­те по это­му во­про­су от­чет.
– Я контр­ре­во­лю­ци­о­не­ром не был и контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты не вел.
– Вы след­ствию хо­ти­те рас­ска­зать о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти?
– Об этом мне со­вер­шен­но не о чем го­во­рить, так как я ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не вел.
– А что вы мо­же­те рас­ска­зать о контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти ва­ших со­слу­жив­цев?
– Ни­че­го не мо­гу ска­зать, так как это­го не за­ме­чал.
7 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен на Даль­ний Во­сток. Диа­кон Иоанн Смир­нов скон­чал­ся 18 ав­гу­ста 1939 го­да в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре в Амур­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание