☀️ неподвижный годовой круг:
• 12 августа (30 июля)
• апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на, Криске́нта, Епене́та, Андрони́ка (I)
• сщмчч. Полихро́ния Вавилонского, Парме́ния, Ели́мы, Хрисоте́ля, Луки́, Му́ко, мчч. Авдо́на, Се́нниса, Оли́мпия, Максима (ок. 251)
• сщмч. Валенти́на Интерамского (Италийского), мчч. Про́кула, Ефи́ва, Аполло́ния, прав. Аву́ндия (ок. 273)
• мч. Иоанна Воина (IV)
• обре́тение мощей прп. Ге́рмана Соловецкого (1484)
• блж. Ангелины Сербской (ок. 1520)
• сщмч. Иоанна Плотникова (1918)
• прп. Анатолия II Оптинского (1922)
• Собор Самарских святых


☦️
Святые апостолы от 70-ти Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник.
Апо­стол от 70-ти свя­той Си­ла был в пер­во­на­чаль­ной Иеру­са­лим­ской Церк­ви му­жем ува­жа­е­мым, «на­чаль­ству­ю­щим меж­ду бра­ти­я­ми» (Деян.15,22). По­сле со­сто­яв­ше­го­ся в Иеру­са­ли­ме в 51 го­ду Со­бо­ра апо­сто­лов по во­про­су о необ­хо­ди­мо­сти со­блю­де­ния Мо­и­се­е­ва за­ко­на хри­сти­а­на­ми из языч­ни­ков апо­сто­лы от­пра­ви­ли по­сла­ние ан­тио­хий­ским хри­сти­а­нам через апо­сто­лов Пав­ла и Вар­на­ву, в ко­то­ром со­об­ща­ли, что ре­ше­ни­ем Со­бо­ра хри­сти­ане из языч­ни­ков осво­бож­да­лись от со­блю­де­ния пред­пи­са­ний Мо­и­се­е­ва за­ко­на. Бы­ло по­ста­нов­ле­но для них воз­дер­жи­вать­ся от вку­ше­ния идо­ло­жерт­вен­но­го, от блу­да, от удав­ле­ни­ны и кро­ви и не де­лать дру­гим то­го, че­го се­бе не же­ла­ют (Деян.15,20-29). Вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой в Ан­тио­хию бы­ли по­сла­ны Со­бо­ром чле­ны Иеру­са­лим­ской Церк­ви свя­тые Си­ла и Иуда для разъ­яс­не­ния по­сла­ния сло­вес­но, что они оба и ис­пол­ни­ли при со­дей­ствии бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха. За­тем свя­той Иуда был от­пу­щен в Иеру­са­лим, а свя­той Си­ла остал­ся в Ан­тио­хии и рев­ност­но по­мо­гал апо­сто­лу язы­ков в его мис­си­о­нер­ских пу­те­ше­стви­ях с Еван­гель­ской про­по­ве­дью. Апо­сто­лы по­се­ти­ли Си­рию, Ки­ли­кию, Ма­ке­до­нию.
В го­ро­де Филип­пах их об­ви­ни­ли в том, что они воз­му­ща­ют на­род, за что свя­тых апо­сто­лов схва­ти­ли, би­ли пал­ка­ми, а за­тем бро­си­ли в тем­ни­цу. В пол­ночь, ко­гда свя­тые апо­сто­лы Па­вел и Си­ла мо­ли­лись, вне­зап­но про­изо­шло силь­ное зем­ле­тря­се­ние, око­вы спа­ли с них и две­ри тем­ни­цы рас­тво­ри­лись. Тем­нич­ный сто­рож, ис­пу­гав­шись, что уз­ни­ки бе­жа­ли, хо­тел по­кон­чить с со­бой, но был удер­жан апо­сто­лом Пав­лом. То­гда, с тре­пе­том при­пав к но­гам апо­сто­лов, он с ве­рой при­нял от них бла­го­ве­стие о Хри­сте, вы­вел их из тем­ни­цы, при­вел в свой дом, омыл их ра­ны и кре­стил­ся со все­ми сво­и­ми до­маш­ни­ми.
Из Филипп апо­сто­лы Па­вел и Си­ла по­шли в го­ро­да Ам­фи­поль, Апол­ло­нию и Со­лунь, при­об­ре­тая в каж­дом го­ро­де но­вых уче­ни­ков Хри­сто­вых и утвер­ждая Церк­ви.
В Ко­рин­фе свя­той апо­стол Си­ла был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па, там он, со­вер­шив мно­гие зна­ме­ния и чу­де­са, кон­чил свою жизнь.

Свя­той апо­стол Си­лу­ан про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие вме­сте с вер­хов­ны­ми апо­сто­ла­ми Пет­ром и Пав­лом. В 1-м Со­бор­ном По­сла­нии свя­той апо­стол Петр упо­ми­на­ет о нем: «Сие крат­ко на­пи­сал я вам через Си­лу­а­на, вер­но­го, как ду­маю, ва­ше­го бра­та» (1Пет.5,12). Свя­той Си­лу­ан был по­став­лен епи­ско­пом в Со­лунь и там му­че­ни­че­ски скон­чал­ся, пре­тер­пев мно­го скор­бей и на­па­стей ра­ди Гос­по­да.

О свя­том апо­сто­ле Кри­с­кен­те упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел во 2-м По­сла­нии к Ти­мо­фею (2Тим.4,10), го­во­ря, что Кри­с­кент по­шел с про­по­ве­дью в Га­ла­тию. Там он был по­став­лен епи­ско­пом, а за­тем про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие в Гал­лии. В го­ро­де Ви­енне апо­стол Кри­с­кент по­ста­вил епи­ско­пом сво­е­го уче­ни­ка За­ха­рию. Воз­вра­тив­шись в Га­ла­тию, он му­че­ни­че­ски скон­чал­ся при ца­ре Тра­яне (98–117).

Свя­той апо­стол Епенет был по­став­лен епи­ско­пом в Кар­фа­ген. В По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16,5) свя­той апо­стол Па­вел пи­шет: «При­вет­ствуй­те воз­люб­лен­но­го мо­е­го Епе­не­та, ко­то­рый есть на­ча­ток Аха­ии для Хри­ста». В том же По­сла­нии апо­стол Па­вел вспо­ми­на­ет и апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка: «При­вет­ствуй­те Ан­д­ро­ни­ка и Юнию, срод­ни­ков мо­их и уз­ни­ков со мною, про­сла­вив­ших­ся меж­ду апо­сто­ла­ми и преж­де ме­ня еще уве­ро­вав­ших во Хри­ста» (Рим.16,7). Свя­той апо­стол Ан­д­ро­ник был епи­ско­пом в Па­нон­нии (па­мять свя­тых Ан­д­ро­ни­ка и Юнии 30 мая).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/633

☦️
Священномученики Полихро́ний, епископ Вавилонский, Парме́ний, Ели́ма, Хрисоте́ль, пресвитеры, Лука́, Му́ко, диаконы, мученики Авдо́н, Се́ннис, Оли́мпий, Максим.
Свя­щен­но­му­че­ник По­ли­хро­ний, епи­скоп Ва­ви­лон­ский, пре­сви­те­ры Пар­ме­ний, Елим, Хри­со­тель, диа­ко­ны Лу­ка и Му­ко, свя­тые му­че­ни­ки Ав­дон и Сен­нис, кня­зья Пер­сид­ские, и свя­тые му­че­ни­ки Олим­пий и Мак­сим по­стра­да­ли в III ве­ке во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Де­кия (249–251). Де­кий, по­бе­див пер­сов и овла­дев их стра­ной, на­шел там мно­го хри­сти­ан и на­чал их пре­сле­до­вать. Ва­ви­лон­ский епи­скоп, свя­той По­ли­хро­ний, его пре­сви­те­ры Пар­ме­ний, Елим, Хри­со­тель и два диа­ко­на, Лу­ка и Му­ко, бы­ли схва­че­ны и при­ве­де­ны к им­пе­ра­то­ру. Тот при­ка­зал им при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но свя­той По­ли­хро­ний сме­ло от­ве­чал Де­кию: «Мы са­мих се­бя при­но­сим в жерт­ву Гос­по­ду на­ше­му Иису­су Хри­сту, а ва­шим ни­чтож­ным идо­лам, сде­лан­ным че­ло­ве­че­ски­ми ру­ка­ми, ни­ко­гда не по­кло­ним­ся». За эти сло­ва раз­гне­ван­ный Де­кий бро­сил ис­по­вед­ни­ков в тем­ни­цу. При вто­рич­ном до­про­се свя­той По­ли­хро­ний сто­ял мол­ча. То­гда Де­кий ска­зал пре­сви­те­рам: «На­чаль­ник ваш оне­мел». Свя­той Пар­ме­ний воз­ра­зил: «Свя­той епи­скоп не оне­мел, но не хо­чет осквер­нять сво­их чи­стых уст и „ме­тать би­сер пред сви­нья­ми“» (Мф.7,6). Раз­дра­жен­ный Де­кий ве­лел от­ре­зать язык свя­то­му Пар­ме­нию за эти сло­ва. Несмот­ря на это, Пар­ме­ний, об­ра­тив­шись к свя­ти­те­лю По­ли­хро­нию, яс­но про­из­нес: «Мо­лись за ме­ня, от­че, я ви­жу на те­бе Ду­ха Свя­то­го». По при­ка­за­нию Де­кия свя­то­го епи­ско­па По­ли­хро­ния ста­ли бить кам­нем по устам, и он, под­няв гла­за свои к небу, ис­пу­стил дух. Те­ло его оста­лось ле­жать пе­ред хра­мом Са­тур­на. Но­чью при­шли два пер­сид­ских кня­зя, Ав­дон и Сен­нис, тай­ные хри­сти­ане, и по­греб­ли те­ло свя­то­го му­че­ни­ка воз­ле го­род­ской сте­ны.
Вско­ре Де­кий от­пра­вил­ся в го­род Кор­ду­лу (Кордуену) и при­ка­зал ве­сти за со­бой трех пре­сви­те­ров и двух диа­ко­нов. В Кор­ду­ле он сно­ва при­нуж­дал му­че­ни­ков при­не­сти жерт­ву идо­лам, но свя­той Пар­ме­ний, несмот­ря на от­ре­зан­ный язык, гром­ко и твер­до от­ве­чал за всех от­ка­зом.
Де­кий, счи­тая, что свя­той Пар­ме­ний го­во­рит без язы­ка си­лой вол­шеб­ства, при­ка­зал уси­лить му­ки и жечь ис­по­вед­ни­ков ог­нем. В это вре­мя по­слы­шал­ся Го­лос с неба: «При­и­ди­те ко Мне, сми­рен­ные серд­цем». Де­кий счел и этот го­лос дей­стви­ем вол­шеб­ства и при­ка­зал от­сечь му­че­ни­кам го­ло­вы. Пер­сид­ские кня­зья Ав­дон и Сен­нис но­чью по­хи­ти­ли те­ла му­че­ни­ков и по­греб­ли в сво­ем се­ле близ Кор­ду­лы. Об этом бы­ло до­не­се­но Де­кию. Кня­зей схва­ти­ли и при­ве­ли к им­пе­ра­то­ру. Тот, ви­дя их твер­дость и му­же­ствен­ное ис­по­ве­да­ние Хри­ста, по­ве­лел за­клю­чить свя­тых кня­зей в тем­ни­цу. Свя­тые ра­до­ва­лись и сла­ви­ли Бо­га за та­кую участь.
В тот же день дру­гие два пер­са, Олим­пий и Мак­сим, бы­ли при­ве­де­ны к Де­кию как хри­сти­ане. За сме­лое ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста свя­тые му­че­ни­ки по­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний бы­ли усе­че­ны ме­чом. Пять дней те­ла их ле­жа­ли непо­гре­бен­ны­ми, но на ше­стой день хри­сти­ане тай­но но­чью по­греб­ли остан­ки их с че­стью.
Воз­вра­ща­ясь в Рим, Де­кий по­вел с со­бой Ав­до­на и Сен­ни­са в око­вах. В Ри­ме, при­звав жре­ца, Де­кий при­ка­зал свя­тым при­не­сти жерт­ву бо­гам, обе­щая сво­бо­ду и по­че­сти. Свя­тые му­че­ни­ки от­ве­ти­ли: «Мы толь­ко се­бя при­но­сим в жерт­ву Бо­гу на­ше­му Иису­су Хри­сту, сво­им же бо­гам ты сам при­но­си жерт­ву». То­гда Де­кий осу­дил их на съе­де­ние зве­рям. Вы­пу­щен­ные на них два льва, а за­тем че­ты­ре мед­ве­дя не кос­ну­лись свя­тых му­че­ни­ков и лег­ли у их ног. То­гда Ав­до­на и Сен­ни­са за­ру­би­ли ме­ча­ми. Те­ла их ле­жа­ли три дня пе­ред идо­лом для устра­ше­ния хри­сти­ан. Но­чью тай­ный хри­сти­а­нин, име­нем Ки­рин, взял те­ла му­че­ни­ков и по­хо­ро­нил в сво­ем до­ме. Свя­тые му­че­ни­ки Ав­дон и Сен­нис по­стра­да­ли в 251 го­ду. Мо­щи их хра­нят­ся в церк­ви свя­то­го Мар­ка в Ри­ме.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/635

☦️
Священномученик Валенти́н, епископ, мученики Про́кул, Ефи́в, Аполло́ний, праведный Аву́ндий.
Свя­той Ва­лен­тин был епи­ско­пом го­ро­да Ин­те­рам­ны в Ум­брии (Ита­лия). Он спо­до­бил­ся от Бо­га да­ра вра­че­вать бо­лез­ни, при­зы­вая имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Авре­ли­а­на (270–275 гг.) три юно­ши, Про­кул, Ефив и Апол­ло­ний, при­шли из Афин в Рим для изу­че­ния на­ук и по­се­ли­лись в до­ме сво­е­го на­став­ни­ка Кра­то­на. Сын Кра­то­на, Хо­ри­мон, по­вре­дил се­бе спи­ну, ко­то­рая со­гну­лась так, что юно­ша не мог вы­пря­мить­ся. Три го­да он об­ра­щал­ся к раз­ным вра­чам, но без­ре­зуль­тат­но. На­ко­нец Кра­тон при­гла­сил епи­ско­па Ва­лен­ти­на по­мо­лить­ся за его боль­но­го сы­на.
При­дя в Рим, свя­ти­тель за­тво­рил­ся с юно­шей в ком­на­те и усерд­но мо­лил­ся всю ночь. На сле­ду­ю­щее утро юно­ша вы­шел из ком­на­ты со­вер­шен­но здо­ро­вым. Весть об этом чу­де рас­про­стра­ни­лась в Ри­ме, и мно­гие ста­ли об­ра­щать­ся к хри­сти­ан­ской ве­ре, в том чис­ле и сын гра­до­на­чаль­ни­ка по име­ни Авун­дий. Гра­до­на­чаль­ник, языч­ник-фа­на­тик, весь свой гнев об­ра­тил на свя­ти­те­ля Ва­лен­ти­на. Ва­лен­ти­на ста­ли при­нуж­дать от­речь­ся от ве­ры и по­кло­нить­ся идо­лам. Не до­бив­шись успе­ха, они бро­си­ли его в тюрь­му. Здесь его ста­ли на­ве­щать уче­ни­ки Кра­то­на, ко­то­рые при­ня­ли хри­сти­ан­ство. Но вско­ре свя­то­му Ва­лен­ти­ну от­сек­ли го­ло­ву. По­сле него по­стра­да­ли так­же и уче­ни­ки Кра­то­на: Про­кул, Ефив и Апол­ло­ний – за рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ской ве­ры. Авун­дий по­хо­ро­нил их при гро­бе свя­щен­но­му­че­ни­ка Ва­лен­ти­на.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/634

☦️
Мученик Иоа́нн Воин.
Свя­той му­че­ник Иоанн Воин слу­жил в им­пе­ра­тор­ском вой­ске Юли­а­на Отступ­ни­ка (361–363). Наря­ду с дру­ги­ми во­и­на­ми его по­сы­ла­ли пре­сле­до­вать и уби­вать хри­сти­ан. Оста­ва­ясь внешне го­ни­те­лем, свя­той Иоанн на деле ока­зы­вал го­ни­мым хри­сти­а­нам боль­шую по­мощь: тех, ко­то­рые были схва­че­ны, осво­бож­дал, дру­гих пре­ду­пре­ждал о гро­зя­щей им опас­но­сти, со­дей­ство­вал их по­бе­гу. Свя­той Иоанн ока­зы­вал ми­ло­сер­дие не толь­ко хри­сти­а­нам, но и всем бед­ству­ю­щим и тре­бу­ю­щим по­мо­щи: по­се­щал боль­ных, уте­шал скор­бя­щих. Когда Юли­ан Отступ­ник узнал о дей­стви­ях свя­то­го, то за­клю­чил его в тем­ни­цу. В 363 году им­пе­ра­тор был убит на войне с пер­са­ми. Свя­той Иоанн вы­шел на сво­бо­ду и по­свя­тил свою жизнь слу­же­нию ближ­ним, жил в свя­то­сти и чи­сто­те. Скон­чал­ся он в глу­бо­кой ста­ро­сти.
Год кон­чи­ны его точ­но не из­ве­стен, ме­сто по­гре­бе­ния свя­то­го Иоан­на Вои­на по­сте­пен­но было за­бы­то. Он явил­ся од­ной бла­го­че­сти­вой жен­щине и ука­зал ме­сто сво­е­го упо­ко­е­ния. Оно ста­ло из­вест­но в этом окру­ге. Обре­тен­ные его мощи были по­ло­же­ны в церк­ви апо­сто­ла Иоан­на Бого­сло­ва в Кон­стан­ти­но­по­ле. Гос­подь да­ро­вал свя­тым мо­щам Иоан­на Вои­на бла­го­дат­ную силу ис­це­ле­ния. По мо­лит­вам свя­то­го Иоан­на по­лу­ча­ют уте­ше­ние оби­жен­ные и скор­бя­щие. В Рус­ской Церк­ви Иоанн Воин свя­то чтит­ся как ве­ли­кий по­мощ­ник в скор­бях и в раз­лич­ных жи­тей­ских об­сто­я­ни­ях.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/636

☦️
Преподобный Ге́рман Соловецкий.
Пре­по­доб­ный Гер­ман был ро­дом из го­ро­да Тотьмы Перм­ской епар­хии. Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли не мог­ли на­учить его гра­мо­те, но вос­пи­та­ли ум и серд­це сына в стро­гих пра­ви­лах хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. С юных лет, стре­мясь к бо­го­уго­жде­нию и спа­се­нию, он по до­сти­же­нии зре­ло­го воз­рас­та по­свя­тил себя все­це­ло на слу­же­ние Богу в ино­че­ской жиз­ни. Мол­ва о чрез­вы­чай­ном удоб­стве Соло­вец­ко­го ост­ро­ва для пу­стын­но­го по­движ­ни­че­ства при­влек­ла его на Бело­мор­ский бе­рег, и с ры­бо­ло­ва­ми ле­том, ве­ро­ят­но, 1428 года он по­се­тил ме­сто сво­их бу­ду­щих по­дви­гов. Хотя Соло­вец­кий ост­ров вполне со­от­вет­ство­вал вле­че­ни­ям его души и пред­став­лял­ся ему со­вер­шен­но удоб­ным для глу­бо­ко­го без­мол­вия, од­на­ко же он не ре­шил­ся остать­ся там на жи­тель­ство один. По окон­ча­нии лета прп. Гер­ман воз­вра­тил­ся с ры­бо­ло­ва­ми на Помор­ский бе­рег и, по­се­лив­шись на реке Выге при ча­совне, под­ви­зал­ся в мо­лит­ве и по­сте.
Полю­бив Соло­вец­кий ост­ров, пре­по­доб­ный Гер­ман сде­лал­ся со вре­ме­нем про­вод­ни­ком и со­жи­те­лем пер­вым оби­та­те­лям его – пре­по­доб­ным Сав­ва­тию († 1435; па­мять 27 сен­тяб­ря/10 ок­тяб­ря) и Зоси­ме († 1478; па­мять 17/30 ап­ре­ля). Уда­лив­шись из Вала­ам­ско­го мо­на­сты­ря и отыс­ки­вая бо­лее уеди­нен­ное ме­сто, инок Сав­ва­тий, объ­ятый ог­нем Боже­ствен­ной люб­ви и сми­рен­но­муд­рия, устре­мил­ся к Бело­му морю с непре­одо­ли­мым же­ла­ни­ем до­стиг­нуть Соло­вец­ко­го ост­ро­ва. На реке Выге он встре­тил­ся с пре­по­доб­ным Гер­ма­ном, от ко­то­ро­го еще бо­лее услы­шал об удоб­стве Соло­вец­ко­го ост­ро­ва для пу­стын­но­жи­тель­ства. Заго­то­вив ла­дью, съест­ные при­па­сы и ору­дия для воз­де­лы­ва­ния зем­ли, око­ло 1429 года оба по­движ­ни­ка пере­се­ли­лись на пу­стын­ный Соло­вец­кий ост­ров. Под Секир­ной го­рой, на рас­сто­я­нии од­ной вер­сты от бе­ре­га, они устро­и­ли кел­лию, где со­вер­ша­ли спа­си­тель­ный по­двиг пу­стын­но­жи­тель­ства. Здесь они были уте­ше­ны осо­бен­ным зна­ме­ни­ем, пред­ве­щав­шим бу­ду­щее пред­на­зна­че­ние ост­ро­ва, а имен­но: Гос­подь бла­го­сло­вил Соло­вец­кий ост­ров для уеди­нен­ной мо­на­ше­ской жиз­ни. Поэто­му ми­ряне не мог­ли на нем дол­го оста­вать­ся. Но один ры­бак дерз­нул по­се­лить­ся там с же­ной. Одна­жды в ран­нее вос­крес­ное утро пре­по­доб­ный Сав­ва­тий услы­шал плач и сто­ны. И ко­гда пре­по­доб­ный Гер­ман по­шел к ме­сту, от­ку­да они слы­ша­лись, то уви­дел жен­щи­ну в сле­зах, ко­то­рая и рас­ска­за­ла ему, что два свет­лых юно­ши били ее, по­веле­вая оста­вить ост­ров, опре­де­лен­ный по воле Божи­ей для жи­тель­ства ино­ков. После это­го ры­бак с же­ною от­плыл с ост­ро­ва.
В су­ро­вом по­дви­ге пре­по­доб­ные Гер­ман и Сав­ва­тий про­ве­ли око­ло ше­сти лет. В 1435 году пре­по­доб­ный Гер­ман уехал на Оне­гу за при­па­са­ми, а пре­по­доб­ный Сав­ва­тий ото­шел ко Гос­по­ду. Но слу­чи­лось это не на ост­ро­ве, а на реке Выге, куда пре­по­доб­ный Сав­ва­тий при­плыл в пред­чув­ствии кон­чи­ны для при­ча­ще­ния Св. Таин. Одна­ко в ско­ром вре­ме­ни Гос­подь при­вел к пре­по­доб­но­му Гер­ма­ну дру­го­го пу­стын­ни­ка – юно­го от­шель­ни­ка Зоси­му, ко­то­рый со­ору­дил кел­лию на бе­ре­гу прес­но­вод­но­го озе­ра, в по­лу­вер­сте от кел­лии пре­по­доб­но­го Гер­ма­на. С это­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Гер­ман сде­лал­ся по­сто­ян­ным оби­та­те­лем ост­ро­ва, участ­ни­ком мо­лит­вен­ных по­дви­гов пре­по­доб­но­го Зоси­мы и рев­ност­ным по­мощ­ни­ком его в ос­но­ва­нии мо­на­сты­ря. Будучи че­ло­ве­ком некниж­ным, но убеж­ден­ный в том, что жизнь ве­ли­ких по­движ­ни­ков весь­ма на­зи­да­тель­на, прп. Гер­ман впо­след­ствии ве­лел за­пи­сать кли­ри­кам для па­мя­ти все, что он ви­дел при жиз­ни пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия, о при­ше­ствии сво­ем с ним на ост­ров и о раз­ных со­бы­ти­ях из жиз­ни бла­жен­ных от­цов. Таких за­пи­сок оста­ва­лось нема­ло, ими вос­поль­зо­вал­ся при со­став­ле­нии жи­тия пре­по­доб­ных Зоси­мы и Сав­ва­тия уче­ник пре­по­доб­но­го Гер­ма­на Доси­фей. Так­же пре­по­доб­ный за­ве­щал уче­ни­кам со­би­рать в оби­тель кни­ги.
Более пя­ти­де­ся­ти лет про­вел пре­по­доб­ный Гер­ман на су­ро­вом, хо­лод­ном ост­ро­ве, про­во­дя жизнь в непре­стан­ной Иису­со­вой мо­лит­ве и тру­дах, ста­ра­ясь как мож­но бо­лее быть по­лез­ным для оби­те­ли. Но по нуж­дам мо­на­сты­ря ча­сто пу­те­ше­ство­вал на твер­дую зем­лю. Свя­тая лю­бовь не взи­ра­ла ни на опас­но­сти пла­ва­ния по об­ман­чи­во­му морю, ни на дру­гие неудоб­ства пути, нелег­кие осо­бен­но для ста­ро­сти. И са­мая смерть за­стиг­ла его на служ­бе оби­те­ли. В 1479 году при игу­мене Арсе­нии, пре­ем­ни­ке св. Зоси­мы, пре­по­доб­ный Гер­ман был по­слан в Нов­го­род по де­лам мо­на­сты­ря, в оби­те­ли св. Анто­ния Рим­ля­ни­на по­чув­ство­вал бли­зость кон­чи­ны и по­сле ис­по­ве­ди и при­ча­ще­ния Св. Таин мир­но пре­дал дух свой Богу. Соло­вец­кие ино­ки хо­те­ли пе­ре­вез­ти тело свя­то­го стар­ца в род­ную оби­тель. Чест­ные мощи свя­то­го были об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и с че­стью по­ло­же­ны с пра­вой сто­ро­ны ал­та­ря в мо­на­стыр­ском хра­ме во имя свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Нико­лая, ря­дом с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия. Впо­след­ствии над ме­стом по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­го Гер­ма­на была устро­е­на ча­сов­ня, а в 1860 году в оби­тели был освя­щен ка­мен­ный храм его име­ни.
Око­ло 1602 года пре­по­доб­ный Гер­ман явил­ся пре­сви­те­ру Гри­го­рию, слу­жив­шему в го­ро­де Тотьме, и по­ве­лел ему на­пи­сать его об­раз вме­сте с пре­по­доб­ны­ми Зоси­мой и Сав­ва­ти­ем и со­ста­вить ему тро­парь. Пре­сви­тер Гри­го­рий ис­пол­нил по­ве­ле­ние свя­то­го. Все с ве­рою при­хо­див­шие к иконе пре­по­доб­но­го Гер­ма­на по­лу­ча­ли исце­ле­ния от неду­гов.
Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Руси Иоаки­ма (1674–1690) и ар­хи­епи­ско­па Хол­мо­гор­ско­го Афа­на­сия со­вер­ша­ет­ся с 1692 года 30 июля/12 ав­гу­ста.
Сохра­ни­лось ру­ко­пис­ное жи­тие свя­то­го, со­став­лен­ное око­ло 1627 года ино­ком Соло­вец­кой оби­те­ли. К жи­тию при­ло­же­но опи­са­ние чу­дес, со­вер­шив­ших­ся от ико­ны пре­по­доб­но­го Гер­ма­на в Тотьме.

☦️
Преподобная Ангели́на Сербская (Бра́нкович), королева.
(Иные дни памяти: 23 декабря, 14 июля)
По неко­то­рым све­де­ни­ям, Ан­ге­ли­на при­над­ле­жа­ла к ро­ду Чер­но­е­ви­чей – бы­ла до­че­рью Ан­дрея по про­зва­нию Ар­ва­нит Храб­рый и пле­мян­ни­цей во­е­во­ды Ива­на-бея, пра­ви­те­ля Чер­но­го­рии в 1465–1496 го­дах. Ко­гда ее бра­та уже, по-ви­ди­мо­му, уже не бы­ло в жи­вых, Иван вы­дал ее за­муж за серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Сле­по­го Бран­ко­ви­ча (све­де­ния о про­ис­хож­де­нии свя­той Ан­ге­ли­ны со­дер­жат­ся в ис­то­рии Чер­но­го­рии, на­пи­сан­ной чер­но­гор­ски­ми вла­ды­ка­ми из ди­на­стии Пет­ро­ви­чей-Него­шей, Ва­си­ли­ем и свя­ти­те­лем Пет­ром I). Как боль­шин­ство бра­ков пра­вя­щих особ, ве­ро­ят­но и этот был за­клю­чен по по­ли­ти­че­ским при­чи­нам, что де­ла­ет еще бо­лее при­ме­ча­тель­ной свя­тость, про­си­яв­шую во всей се­мье.
Жизнь серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Бран­ко­ви­ча и его се­мьи бы­ла пол­на пре­врат­но­стей и бед. Сте­фан и Ан­ге­ли­на жи­ли в люб­ви и со­гла­сии и име­ли дво­их сы­но­вей, Ге­ор­гия и Иоан­на, и двух до­че­рей, Ма­ру и Ми­ли­цу. Око­ло де­ся­ти лет, скры­ва­ясь от ту­рец­кой рас­пра­вы, се­мья про­ве­ла в ита­льян­ской об­ла­сти Фур­ла­нии. Здесь свя­той Сте­фан вме­сте со сво­ей сест­рой Ка­та­ри­ной ку­пил за­мок Бел­град, где и пре­ста­вил­ся.
Ов­до­вев в 1476 го­ду, Ан­ге­ли­на жи­ла и вос­пи­ты­ва­ла сво­их де­тей в труд­ных усло­ви­ях. Вен­гер­ский ко­роль Мат­вей Кор­вин вы­де­лил им для управ­ле­ния зем­ли в Сре­ме, при­над­ле­жав­шие неко­гда де­ду Сте­фа­на Ву­ку Бран­ко­ви­чу, и в 1486 го­ду они по­се­ли­лись в се­ле Ку­пи­но­во, ку­да пе­ре­нес­ли и мо­щи дес­по­та Сте­фа­на. Здесь бы­ла ос­но­ва­на цер­ковь свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки, где пер­во­на­чаль­но и хра­ни­лись эти мо­щи, яв­ляв­шие мно­го­чис­лен­ные чу­де­са. Пра­ви­те­лем Сре­ма стал вна­ча­ле стар­ший сын Ан­ге­ли­ны Ге­ор­гий, со­шед­ший с тро­на в 1497 го­ду, при­няв­ший по­стриг с име­нем Мак­си­ма и до­стиг­ший свя­то­сти в сане свя­ти­те­ля († 1516), а за­тем ее млад­ший сын – свя­той дес­пот Иоанн († 1502).
Свя­тая Ан­ге­ли­на по­стриг­лась в мо­на­хи­ни око­ло 1509 го­да, а мо­жет быть, и ра­нее, по при­бы­тии в Срем. В 1512–1516 го­дах, по­сле воз­вра­ще­ния из Ва­ла­хии, она ос­но­ва­ла жен­ский мо­на­стырь око­ло вы­стро­ен­ной ею церк­ви Сре­те­ния.
Еще в 1509 го­ду она от­пра­ви­ла сво­е­го ду­хов­ни­ка Ев­ге­ния к рус­ско­му ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию III с тро­га­тель­ной прось­бой о по­мо­щи: «На­ша дер­жа­ва ныне упа­да­ет, а твоя дер­жа­ва воз­вы­ша­ет­ся. Возь­ми же на се­бя на­шу за­бо­ту и по­пе­че­ние о свя­тых хра­мах и оби­те­лях, ко­то­рые твои и мои бла­го­че­сти­вые пред­ки со­зда­ли». В сво­ем про­ше­нии она го­во­ри­ла о же­ла­нии вы­стро­ить цер­ковь, где на­ме­ре­ва­лась упо­ко­ить мо­щи сво­е­го су­пру­га Сте­фа­на и сы­на Иоан­на. Ме­сто для церк­ви к то­му вре­ме­ни бы­ло уже куп­ле­но за 100 ду­ка­тов. Рус­ский князь ото­звал­ся на ее прось­бу, кро­ме церк­ви, бы­ли по­стро­е­ны так­же келлии для мо­на­хинь, и по­явил­ся Кру­ше­доль­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром св. Ан­ге­ли­на ста­ла на­сто­я­тель­ни­цей и где про­ве­ла свои по­след­ние дни в мо­лит­вах над мо­ща­ми су­пру­га и сы­но­вей.
Скон­ча­лась в 1520 го­ду.
В служ­бе пре­по­доб­ной Ан­ге­лине го­во­рит­ся о ее по­ис­ти­не муж­ской стой­ко­сти, без­гра­нич­ном ми­ло­сер­дии, тер­пе­нии и муд­ро­сти, су­пру­же­ской пре­дан­но­сти и ма­те­рин­ской жерт­вен­но­сти. Го­да­ми при­хо­ди­лось ей жить на чуж­бине, без близ­ких, на ее до­лю вы­па­ла тяж­кая участь пе­ре­жить не толь­ко му­жа, но и всех де­тей и несколь­ко раз бе­реж­но пе­ре­но­сить их свя­тые остан­ки.

Мать Ан­ге­ли­на со вре­ме­нем ста­ла од­ной из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских свя­тых. Ее мо­щи, вме­сте с остан­ка­ми ее свя­то­го се­мей­ства, по­хо­ро­не­ны в Кру­ше­доль­ском мо­на­сты­ре и со­хра­ня­лись там вплоть до 1716 го­да, ко­гда мо­на­стырь был спа­лен тур­ка­ми при от­ступ­ле­нии от Ва­ра­ди­на. Сре­ди уцелев­ших до­ныне мо­щей со­хра­ни­лась кисть ру­ки ма­те­ри Ан­ге­ли­ны. Сла­ва мо­на­сты­ря Кру­ше­дол празд­ну­ет­ся в день па­мя­ти пре­по­доб­ной ма­те­ри Ан­ге­ли­ны.
Ча­сти­ца ее мо­щей так­же со­хра­ня­лась в мо­на­сты­ре се­ла Хо­по­во, где по­сле в пе­рой по­ло­вине XX ве­ка на­шли при­ют на­сель­ни­цы рус­ско­го Лес­нин­ско­го Свя­то-Бо­го­ро­диц­ко­го мо­на­сты­ря. По вы­ез­де из Юго­сла­вии во Фран­цию мо­на­хи­ни увез­ли эту ча­сти­цу с со­бой.
На иконе прп. Ан­ге­ли­на изо­бра­жа­ет­ся в мо­на­ше­ской ри­зе, дер­жа­щей в од­ной ру­ке кни­гу, а в дру­гой – чет­ки или крест. Ее лик пред­став­лен на всех ико­нах свя­той се­мьи Бран­ко­ви­чей, а так­же в чис­ле две­на­дца­ти наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских на­цио­наль­ных свя­тых. Его мож­но уви­деть в со­бор­ной церк­ви ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Бел­гра­де, в Печ­ской пат­ри­ар­хии в Ко­со­ве, в серб­ском мо­на­сты­ре Хи­лан­дар на Афоне и в дру­гих хра­мах.
В Во­е­во­дине, в се­ле Ку­пи­но­во, ря­дом с цер­ко­вью свя­то­го Лу­ки вплоть до 1930 го­да сто­я­ла цер­ковь, по­свя­щен­ная пре­по­доб­ной Ан­ге­лине.

☦️
Священномученик Иоа́нн Плотников, диакон.
Иоанн Сте­па­но­вич Плот­ни­ков ро­дил­ся в 1864 го­ду в се­мье свя­щен­но­слу­жи­те­ля се­ла Ка­тай­ское Ка­мыш­лов­ско­го уез­да (ныне – го­род Ка­тайск Кур­ган­ской об­ла­сти). В 1880 го­ду он за­кон­чил Дол­ма­тов­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, по­сле че­го нес слу­же­ние пса­лом­щи­ка Свя­то-Тро­иц­кой Церк­ви се­ла Ка­тай­ское. Он со­труд­ни­чал с Ураль­ским об­ще­ством лю­би­те­лей есте­ство­зна­ния (УОЛЕ), за мно­го­лет­ний сбор «кли­ма­ти­че­ский на­блю­де­ний», по пред­став­ле­нию УОЛЕ, пса­лом­щик Иоанн Плот­ни­ков был от­ме­чен Ар­хи­ерей­ской гра­мо­той.
В 1906 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и на­прав­лен для слу­же­ния в при­ход в честь Сре­те­ния Гос­под­ня Ста­ро­пыш­мин­ско­го за­во­да. Отец Иоанн ве­рой и прав­дой слу­жил Гос­по­ду. Не от­рек­ся он от ве­ры Оте­че­ской и то­гда, ко­гда власть за­хва­ти­ли боль­ше­ви­ки. Бо­го­бор­цы гра­би­ли цер­ков­ные цен­но­сти, за­кры­ва­ли церк­ви, уби­ва­ли свя­щен­ни­ков и бла­го­че­сти­вых ми­рян. 30 июня 1918 го­да, на го­ре Вы­со­кой отец Иоанн был звер­ски убит при­шед­ши­ми к вла­сти боль­ше­ви­ка­ми, как пред­ста­ви­тель «ре­ак­ци­он­но­го клас­са».
Все эти све­де­ния уда­лось со­брать при­хо­жа­нам Сре­тен­ско­го хра­ма, бук­валь­но по кру­пи­цам. В на­сто­я­щее вре­мя вос­ста­нов­ле­но так­же ме­сто­на­хож­де­ние мо­ги­лы от­ца Иоан­на на Ста­ро­пыш­мин­ском по­сел­ко­вом клад­би­ще.

☦️
Преподобный Анато́лий II Оптинский (Потапов).
С юных лет пре­по­доб­ный Ана­то­лий стре­мил­ся к ду­хов­ной жиз­ни, но мать не от­пус­ка­ла его в мо­на­стырь, и толь­ко по­сле ее смер­ти, 15 фев­ра­ля 1885 го­да, ко­гда ему бы­ло уже трид­цать лет, при­шел в Оп­ти­ну пу­стынь ка­луж­ский при­каз­чик Алек­сандр По­та­пов. Вско­ре бра­та Алек­сандра бла­го­сло­ви­ли быть ке­лей­ни­ком у пре­по­доб­но­го стар­ца Ам­вро­сия. Уже в эту по­ру от­крыл­ся у пре­по­доб­но­го Ана­то­лия дар люб­ви, со­стра­да­ния, про­зор­ли­во­сти.
При­няв мо­на­ше­ский по­стриг 3 июня 1895 го­да, он по­сте­пен­но вхо­дил в стар­че­ский труд и по­сле кон­чи­ны стар­цев пре­по­доб­но­го Иоси­фа и пре­по­доб­но­го Вар­со­но­фия вме­сте с пре­по­доб­ным Нек­та­ри­ем стал про­дол­жа­те­лем стар­че­ско­го ду­хов­но­го де­ла­ния. Стар­цы не от­вер­га­ют ни­ко­го, но так уж сло­жи­лось, что к пре­по­доб­но­му Нек­та­рию стре­ми­лись мо­на­ше­ству­ю­щие и ин­тел­ли­ген­ция, а к пре­по­доб­но­му Ана­то­лию шел про­стой люд со сво­и­ми хло­по­та­ми и жа­ло­ба­ми, скор­бя­ми и бо­лез­ня­ми.
Все­гда сми­рен­ный и ни­ко­гда не уны­ва­ю­щий – в на­ро­де его лас­ко­во на­зы­ва­ли «уте­ши­те­лем», а еще – «вто­рым Се­ра­фи­мом». И дей­стви­тель­но, та же лю­бовь, ра­дост­ный и свет­лый лик, все­го несколь­ко муд­рых слов, про­стой по­да­рок… А глав­ное – со­вер­шен­но осо­бая ат­мо­сфе­ра, ца­рив­шая во­круг стар­ца, ока­зав­шись в ко­то­рой, че­ло­век чув­ство­вал се­бя как бы «по­бы­вав­шим под бла­го­дат­ным зо­ло­тым до­ждем».
На бла­го­сло­ве­ние к стар­цу, на со­бо­ро­ва­ние, на ис­по­ведь все­гда сте­ка­лось мно­же­ство лю­дей. Из брат­ско­го кор­пу­са стар­цу Ана­то­лию при­шлось пе­рей­ти в при­твор Вла­ди­мир­ско­го хра­ма. И ча­сто при­хо­ди­лось ви­деть та­кую кар­ти­ну: в мо­на­сты­ре пол­ное за­ти­шье, не вид­но да­же мо­на­хов, а Вла­ди­мир­ская цер­ковь от­кры­та и пол­на на­ро­ду. Ба­тюш­ка при­ни­мал всех без огра­ни­че­ния вре­ме­ни, несмот­ря на бес­ко­неч­ную уста­лость, на му­чи­тель­ную боль от ущем­ле­ния гры­жи, бо­ли в кро­во­то­чив­ших но­гах. Од­но вре­мя он во­об­ще не ло­жил­ся спать, поз­во­ляя се­бе вздрем­нуть лишь на утре­ни, во вре­мя чте­ния ка­физм. Пре­по­доб­ный был все­гда при­вет­ли­вым, по­сто­ян­но лас­ко­вым, сер­деч­ным, го­то­вым все­гда от­дать се­бя то­му, кто при­хо­дил к нему с той или иной нуж­дой или скор­бью.
Од­на­жды при­шел к пре­по­доб­но­му по­пав­ший в за­труд­ни­тель­ное по­ло­же­ние кре­стья­нин, остав­ший­ся с се­мьей без кры­ши над го­ло­вой, имея за ду­шой лишь 50 руб­лей де­нег. Ему неот­ку­да бы­ло по­лу­чить по­мощь. От го­ря он впал в от­ча­я­ние, по-де­ре­вен­ски за­кру­чи­нил­ся и пер­вым де­лом ре­шил про­пить эти день­ги, оста­вить же­ну с ре­бя­тиш­ка­ми, а са­мо­му ид­ти в Моск­ву в ра­бот­ни­ки. Но неда­ром го­во­рят: утро ве­че­ра муд­ре­нее. На­ут­ро пер­вая мысль в го­ло­ву: «Схо­ди к стар­цу Ана­то­лию», да и толь­ко. И по­шел. Под­хо­дит под бла­го­сло­ве­ние, ста­рец бла­го­слов­ля­ет, как буд­то в лоб два ра­за уда­ря­ет, и кла­дет бла­го­сло­ве­ние мед­лен­но, чин­но, а кре­стья­нин и го­во­рит: «По­ги­баю я, ба­тюш­ка, хоть со­всем уми­рай» – «Что так?» – «Да вот, так и так…» – и все рас­ска­зал кре­стья­нин стар­цу. Ста­рец Ана­то­лий еще раз бла­го­сло­вил его и ска­зал: «Не па­дай ду­хом, через три неде­ли в свой дом вой­дешь». Так оно и слу­чи­лось, по­мог ему Гос­подь и дом по­стро­ить, и дру­гим че­ло­ве­ком стать.
Пре­по­доб­ный Ана­то­лий лю­бил Рос­сию, рус­ский на­род и пред­ска­зы­вал: «Бу­дет шторм. И рус­ский ко­рабль бу­дет раз­бит. Но ведь и на щеп­ках и на об­лом­ках лю­ди спа­са­ют­ся. Не все по­гиб­нут… А по­том бу­дет яв­ле­но ве­ли­кое чу­до Бо­жие, и все щеп­ки и об­лом­ки со­бе­рут­ся и со­еди­нят­ся, и сно­ва явит­ся ве­ли­кий ко­рабль во всей сво­ей кра­се! И пой­дет он пу­тем, Бо­гом пред­на­зна­чен­ным!»
Но сна­ча­ла Оп­ти­ной и ее по­след­ним стар­цам пред­сто­я­ло вме­сте с Рос­си­ей взой­ти на свою Гол­го­фу. Пре­по­доб­ный Ана­то­лий пи­сал од­но­му из ду­хов­ных чад, го­то­вя к пред­сто­я­ще­му: «Бой­ся Гос­по­да, сын мой, бой­ся по­те­рять уго­то­ван­ный те­бе ве­нец, стой в ве­ре и, ес­ли нуж­но, тер­пи из­гна­ние и дру­гие скор­би, ибо с то­бой бу­дет Гос­подь».
По­сле за­кры­тия Оп­ти­ной при­шли с обыс­ком и к пре­по­доб­но­му Ана­то­лию, вы­та­щи­ли из кел­лии то немно­гое, что он не успел еще раз­дать ча­дам. За обыс­ком по­сле­до­вал арест. Боль­но­го стар­ца по­вез­ли в тюрь­му, но по до­ро­ге его со­сто­я­ние ухуд­ши­лось, и он ока­зал­ся в боль­ни­це, где ему, как ти­фоз­но­му, тут же остриг­ли во­ло­сы и бо­ро­ду. Ко­гда же вы­яс­ни­лось, что его по ошиб­ке при­ня­ли за ти­фоз­но­го боль­но­го, врач от­пу­стил его. Вер­нул­ся он оби­тель из­му­чен­ный, еле жи­вой, но со свет­лой улыб­кой бла­го­да­ре­ни­ем Гос­по­ду на устах.
29 июля 1922 го­да в мо­на­стырь на­гря­ну­ла ко­мис­сия ГПУ. На­ча­лись до­про­сы. Го­то­ви­лись к аре­сту уми­ра­ю­ще­го стар­ца. Он не про­ти­вил­ся, толь­ко по­про­сил се­бе от­сроч­ки на сут­ки, чтобы при­го­то­вить­ся. Ке­лей­ни­ку от­цу Вар­на­ве гру­бо при­ка­за­ли к зав­траш­не­му утру при­го­то­вить стар­ца к отъ­ез­ду. Во­ца­ри­лась ти­ши­на, ста­рец стал го­то­вить­ся в путь.
Но­чью ему ста­ло ху­до. По­зва­ли док­то­ра, но тот не на­шел ни­че­го, угро­жа­ю­ще­го жиз­ни. Под утро ке­лей­ник на­шел стар­ца сто­я­щим на ко­ле­нях. Вой­дя в ке­лию через несколь­ко ми­нут, отец Вар­на­ва по­нял, что ста­рец Ана­то­лий ти­хо ото­шел ко Гос­по­ду.
На­ут­ро при­е­ха­ла ко­мис­сия. Вы­шли из ма­ши­ны: «Ста­рец го­тов?» – «Да, го­тов», – от­ве­тил отец Вар­на­ва. И впу­стил их в кел­лию. Там, на сто­ле, в гро­бу ле­жал «при­го­то­вив­ший­ся» по­чив­ший ста­рец. Гос­подь при­нял го­то­во­го Сво­е­го ра­ба в ночь на 30 июля/12 ав­гу­ста 1922 го­да. «Чест­на пред Гос­по­дем смерть пре­по­доб­ных Его» (Пс.115,6).
Его по­греб­ли воз­ле мо­гил­ки пре­по­доб­но­го Ам­вро­сия, на том са­мом ме­сте, где он дол­го сто­ял за две неде­ли до смер­ти, по­вто­рял: «А тут ведь вполне мож­но по­ло­жить еще од­но­го. Как раз ме­сто для од­ной мо­гил­ки. Да, да, как раз…»
«По­ло­жись на во­лю Гос­под­ню, и Гос­подь не по­сра­мит те­бя… Пред кон­чи­ною сво­ею бу­дешь бла­го­да­рить Бо­га не за ра­до­сти и сча­стье, а за го­ре и стра­да­ния, и чем боль­ше их бы­ло в тво­ей жиз­ни, тем лег­че бу­дешь уми­рать, тем лег­че бу­дет ду­ша твоя воз­но­сить­ся к Бо­гу», – так учил сво­их чад пре­по­доб­ный Ана­то­лий и жиз­нью сво­ей, и бла­жен­ной кон­чи­ной.

☦️
Собор Самарских святых:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-samarskih-svjatyh


Жития
Писание