☀️ неподвижный годовой круг:
• 8 августа (26 июля)
• прмц. Параске́вы Римской (138–161)
• сщмчч. Ермола́я, Ерми́ппа, Ермокра́та Никомидийских (ок. 305)
• прп. Моисея Угрина, Печерского (ок. 1043)
• сщмч. Сергия (Стрельникова) (1937)


☦️
Преподобномученица Параске́ва Римская.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва бы­ла един­ствен­ной до­че­рью ро­ди­те­лей-хри­сти­ан и с мо­ло­дых лет по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу. Жи­вя в ро­ди­тель­ском до­ме, она мно­го вре­ме­ни уде­ля­ла мо­лит­ве и изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей свя­тая Па­рас­ке­ва раз­да­ла все свое иму­ще­ство ни­щим, при­ня­ла ино­че­ство и, под­ра­жая свя­тым апо­сто­лам, на­ча­ла про­по­ве­до­вать языч­ни­кам о Хри­сте, мно­гих об­ра­щая в хри­сти­ан­ство.
О ее де­я­тель­но­сти бы­ло до­не­се­но им­пе­ра­то­ру Ан­то­ни­ну Пию (138–161), и свя­тая Па­рас­ке­ва пред­ста­ла пе­ред су­дом. Бес­страш­но ис­по­ве­да­ла она се­бя хри­сти­ан­кой. Ни обе­ща­ния по­че­стей и ма­те­ри­аль­ных благ, ни угро­зы му­че­ни­я­ми и смер­тью не по­ко­ле­ба­ли твер­до­сти свя­той и не от­вра­ти­ли ее от Хри­ста. Она бы­ла пре­да­на звер­ским ис­тя­за­ни­ям. Ей на го­ло­ву на­де­ли рас­ка­лен­ный шлем и бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой. Од­на­ко си­лой Бо­жи­ей свя­тая му­че­ни­ца оста­лась невре­ди­мой. Ко­гда им­пе­ра­тор за­гля­нул в ко­тел, свя­тая Па­рас­ке­ва бро­си­ла ему в ли­цо несколь­ко ка­пель рас­ка­лен­ной смо­лы, и он ослеп. Им­пе­ра­тор стал про­сить ее об ис­це­ле­нии, и свя­тая му­че­ни­ца ис­це­ли­ла его. По­сле это­го им­пе­ра­тор от­пу­стил свя­тую Па­рас­ке­ву на сво­бо­ду.
Пе­ре­хо­дя с про­по­ве­дью Еван­ге­лия с од­но­го ме­ста на дру­гое, свя­тая Па­рас­ке­ва при­шла в го­род, где пра­ви­те­лем был Ас­кли­пий. Здесь свя­тую опять су­ди­ли и при­го­во­ри­ли к смер­ти. Ее по­ве­ли к огром­но­му змею, жив­ше­му в пе­ще­ре, чтобы он по­жрал ее. Но свя­тая Па­рас­ке­ва со­тво­ри­ла над зме­ем крест­ное зна­ме­ние, и он тут же из­дох. Ас­кли­пий и го­ро­жане, ви­дя та­кое чу­до, уве­ро­ва­ли во Хри­ста и от­пу­сти­ли свя­тую. Она про­дол­жа­ла свою про­по­ведь. В го­ро­де, где пра­ви­те­лем был некто Та­ра­сий, свя­тая Па­рас­ке­ва при­ня­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. По­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний ее обез­гла­ви­ли.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/624

☦️
Священномученики Ермола́й, Ерми́пп и Ермокра́т, пресвитеры.
Свя­щен­но­му­че­ни­ки Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат, иереи Ни­ко­ми­дий­ские, в чис­ле немно­гих оста­лись в жи­вых по­сле то­го, как по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305) в Ни­ко­ми­дий­ской церк­ви бы­ли со­жже­ны 20000 хри­сти­ан в 303 го­ду (па­мять 28 де­каб­ря). Они скры­ва­лись в от­да­лен­ных ме­стах и не пе­ре­ста­ва­ли учить языч­ни­ков хри­сти­ан­ской ве­ре. Ми­мо до­ма, в ко­то­ром скры­вал­ся свя­той Ер­мо­лай, ча­сто про­хо­дил юно­ша-языч­ник Пан­то­ле­он (свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Пан­те­ле­и­мон; па­мять 27 июля). Од­на­жды свя­той Ер­мо­лай вы­шел на­встре­чу юно­ше и по­про­сил его зай­ти к нему в дом. В бе­се­де свя­той Ер­мо­лай стал разъ­яс­нять сво­е­му го­стю лож­ность, нече­стие и су­ет­ность по­кло­не­ния язы­че­ским бо­же­ствам. С это­го дня Пан­то­ле­он стал еже­днев­но за­хо­дить к свя­то­му Ер­мо­лаю и при­нял от него Свя­тое Кре­ще­ние. Ко­гда со­вер­шал­ся суд над свя­тым ве­ли­ко­му­че­ни­ком Пан­те­ле­и­мо­ном, бы­ли схва­че­ны и свя­тые Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат. На­ка­нуне свя­то­му Ер­мо­лаю явил­ся Гос­подь Иисус Хри­стос и от­крыл ему, что на сле­ду­ю­щий день он по­стра­да­ет за Него и при­мет му­че­ни­че­ский ве­нец. По­сле свя­то­го Ер­мо­лая бы­ли схва­че­ны и при­ве­де­ны на су­ди­ли­ще и свя­тые Ер­мипп и Ер­мо­крат. Всем тро­им бы­ло пред­ло­же­но от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но они ре­ши­тель­но от­ка­за­лись, ис­по­ве­да­ли свою ве­ру в Гос­по­да Иису­са Хри­ста и го­тов­ность с ра­до­стью уме­реть за Него. Языч­ни­ки ста­ли угро­жать свя­тым иере­ям му­ка­ми и смер­тью. Вне­зап­но на­ча­лось силь­ное зем­ле­тря­се­ние, и идо­лы в ка­пи­ще упа­ли и раз­би­лись. Об этом бы­ло до­ло­же­но им­пе­ра­то­ру. Раз­гне­ван­ный Мак­си­ми­ан от­дал свя­тых му­че­ни­ков на ис­тя­за­ния и вы­нес им смерт­ный при­го­вор. Му­же­ствен­но пре­тер­пев все му­че­ния, свя­тые иереи – му­че­ни­ки Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат бы­ли обез­глав­ле­ны око­ло 305 го­да.

☦️
Преподобный Моисе́й Угрин (венгр), Печерский.
Пре­по­доб­ный Мо­и­сей Уг­рин, по про­ис­хож­де­нию венгр, был бра­том пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Но­во­торж­ско­го († 1053; па­мять 28 ян­ва­ря) и Ге­ор­гия. Вме­сте с ни­ми он по­сту­пил на служ­бу к свя­то­му бла­го­вер­но­му кня­зю Бо­ри­су († 1015; па­мять 24 июля). По­сле убий­ства в 1015 го­ду на ре­ке Аль­те свя­то­го Бо­ри­са, вме­сте с ко­то­рым по­гиб и Ге­ор­гий, свя­той Мо­и­сей бе­жал и скры­вал­ся в Ки­е­ве у Пред­сла­вы, сест­ры кня­зя Яро­сла­ва. В 1018 го­ду, ко­гда поль­ский ко­роль Бо­ле­слав за­хва­тил Ки­ев, свя­той Мо­и­сей вме­сте с дру­ги­ми по­пал в Поль­шу в ка­че­стве плен­ни­ка.
Вы­со­кий и строй­ный кра­са­вец, свя­той Мо­и­сей об­ра­тил на се­бя вни­ма­ние од­ной бо­га­той поль­ки-вдо­вы, ко­то­рая за­го­ре­лась к нему страст­ным же­ла­ни­ем и за­хо­те­ла сде­лать его сво­им му­жем, вы­ку­пив из пле­на. Свя­той Мо­и­сей ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся ме­нять плен на раб­ство у жен­щи­ны. Его дав­ниш­ней меч­той бы­ло при­нять Ан­гель­ский об­раз. Од­на­ко, несмот­ря на от­каз, поль­ка ку­пи­ла плен­ни­ка.
Она пы­та­лась вся­че­ски со­вра­тить юно­шу, но он пред­по­чи­тал го­лод­ные му­ки пыш­ным пи­рам. То­гда поль­ка ста­ла во­зить свя­то­го Мо­и­сея по сво­им зем­лям, ду­мая, что он пре­льстит­ся вла­стью и бо­гат­ством. Свя­той Мо­и­сей ска­зал ей, что не про­ме­ня­ет ду­хов­ные бо­гат­ства на тлен­ные ве­щи это­го ми­ра и станет ино­ком.
Про­ез­жав­ший через те ме­ста Афон­ский иеро­мо­нах по­стриг свя­то­го Мо­и­сея в ино­че­ство. Поль­ка при­ка­за­ла рас­тя­нуть свя­то­го Мо­и­сея на зем­ле и бить его пал­ка­ми так, чтобы зем­ля на­пи­та­лась кро­вью. Она до­би­лась раз­ре­ше­ния у Бо­ле­сла­ва де­лать с плен­ни­ком все, что угод­но. Бес­стыд­ная жен­щи­на од­на­жды ве­ле­ла на­силь­но по­ло­жить свя­то­го Мо­и­сея с со­бой на по­стель, це­ло­ва­ла и об­ни­ма­ла его, но и этим ни­че­го не до­би­лась. Свя­той Мо­и­сей ска­зал: «Я из стра­ха Бо­жия гну­ша­юсь то­бой как нечи­стой». Услы­шав это, поль­ка ве­ле­ла да­вать свя­то­му каж­дый день по сто уда­ров, а по­том оско­пить его. Вско­ре Бо­ле­слав воз­двиг го­не­ние на всех ино­ков в стране. Но его по­стиг­ла вне­зап­ная смерть. В Поль­ше под­нял­ся мя­теж, во вре­мя ко­то­ро­го бы­ла уби­та и вдо­ва. Опра­вив­шись от ран, пре­по­доб­ный Мо­и­сей при­шел в Пе­чер­ский мо­на­стырь, но­ся на се­бе му­че­ни­че­ские ра­ны и ве­нец ис­по­ве­да­ния как по­бе­ди­тель и храб­рый во­ин Хри­стов. Гос­подь дал ему си­лу про­тив стра­стей. Один брат, одер­жи­мый нечи­стой стра­стью, при­шел к пре­по­доб­но­му Мо­и­сею и мо­лил его по­мочь ему, го­во­ря: «Даю обет со­хра­нить до смер­ти все, что ты ве­лишь мне». Пре­по­доб­ный Мо­и­сей ска­зал: «Ни­ко­гда в жиз­ни ни с од­ной жен­щи­ной сло­ва не го­во­ри». Брат обе­щал ис­пол­нить со­вет пре­по­доб­но­го. У свя­то­го Мо­и­сея бы­ла в ру­ке пал­ка, без ко­то­рой он не мог хо­дить от по­лу­чен­ных ран. Этой пал­кой он уда­рил в грудь при­шед­ше­го к нему бра­та и тот­час тот был из­бав­лен от ис­ку­ше­ния. Пре­по­доб­ный Мо­и­сей под­ви­зал­ся в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре 10 лет, скон­чал­ся око­ло 1043 го­да и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах. При­кос­но­ве­ни­ем к свя­тым мо­щам пре­по­доб­но­го Мо­и­сея и усерд­ной мо­лит­вой к нему пе­чер­ские ино­ки ис­це­ля­лись от плот­ских ис­ку­ше­ний.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/622

☦️
Священномученик Се́ргий Стрельников, пресвитер.
Сер­гий Стрель­ни­ков ро­дил­ся 24 сен­тяб­ря/7 ок­тяб­ря 1887 го­да, в ка­нун празд­ни­ка пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, в се­ле Шул­ка Вят­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сандра Стрель­ни­ко­ва. 14 июня 1911 го­да Сер­гий Алек­сан­дро­вич окон­чил по пер­во­му раз­ря­ду Вят­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, и 12 ян­ва­ря 1912 го­да он был опре­де­лен учи­те­лем в Бо­го­род­ско-По­лян­скую цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу Яран­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии, а 1 сен­тяб­ря то­го же го­да пе­ре­ме­щен на ана­ло­гич­ную долж­ность в се­ло Му­шу, рас­по­ла­гав­ше­е­ся в том же уез­де. Вско­ре С.А. Стрель­ни­ков был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 14 но­яб­ря 1912 го­да — во свя­щен­ни­ка с на­зна­че­ни­ем в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­скую цер­ковь се­ла Ко­ля­нур Яран­ско­го уез­да. На дан­ном при­хо­де ба­тюш­ка про­слу­жил до 7 ян­ва­ря 1916 го­да, а за­тем по лич­но­му про­ше­нию был пе­ре­ве­ден в Пред­те­чен­скую цер­ковь се­ла Ор­шан­ка, где и под­ви­зал­ся до кон­ца сво­ей жиз­ни.
На про­тя­же­нии сво­е­го слу­же­ния в до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя отец Сер­гий, как и боль­шин­ство свя­щен­ни­ков то­го вре­ме­ни, за­ни­мал­ся ак­тив­ной про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью: пре­по­да­вал За­кон Бо­жий в Ба­бин­ском зем­ском учи­ли­ще (1912–1915 гг.), Ви­дя­нин­ском зем­ском учи­ли­ще, Ор­шан­ском двух­класс­ном зем­ском учи­ли­ще, Ор­шан­ском выс­шем на­чаль­ном учи­ли­ще (1916–1917 гг.). С де­каб­ря 1912 го­да ба­тюш­ка со­сто­ял чле­ном Мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства, с 1915 го­да вхо­дил в Брат­ство свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, об­ра­зо­ван­ное в Вят­ской епар­хии.
Тру­ды свя­щен­ни­ка Сер­гия Стрель­ни­ко­ва на ни­ве Хри­сто­вой по­лу­чи­ли при­зна­ние. 7 мар­та 1915 го­да, к празд­ни­ку Свя­той Пас­хи, Прео­свя­щен­ней­шим Ни­кан­дром (Фе­но­ме­но­вым), епи­ско­пом Вят­ским и Сло­бод­ским за от­лич­но-усерд­ную служ­бу он был на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком, в 1919 го­ду — ску­фьей. В со­хра­нив­ших­ся кли­ро­вых ве­до­мо­стях тех лет о нем за­пи­са­но: «По­ве­де­ния очень хо­ро­ше­го».
В Пред­те­чен­ской церк­ви се­ла Ор­шан­ка отец Сер­гий про­слу­жил бо­лее 20 лет. В го­ды со­вет­ской вла­сти, как и все свя­щен­но­слу­жи­те­ли, он был ли­шен граж­дан­ских прав, не раз об­ла­гал­ся непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми, под­вер­гал­ся дру­гим при­тес­не­ни­ям. Храм се­ла Ор­шан­ка несколь­ко раз ока­зы­вал­ся под угро­зой за­кры­тия, но тру­да­ми свя­щен­ни­ка и ве­ру­ю­щих при­ход­скую жизнь уда­ва­лось со­хра­нить. В 1933 го­ду за рев­ност­ное слу­же­ние Церк­ви Бо­жи­ей отец Сер­гий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1936 го­ду цер­ковь в Ор­шан­ке все-та­ки за­кры­ли, пе­ре­дав зда­ние под зер­но­склад. Ба­тюш­ка сно­сил все это тер­пе­ли­во, про­дол­жал ис­пол­нять свой пас­тыр­ский долг, со­вер­шая бо­го­слу­же­ния на до­му, а в ян­ва­ре 1937 го­да бла­го­сло­вил сбор под­пи­сей за от­кры­тие хра­ма. И до сей по­ры вспо­ми­на­ют об от­це Сер­гии на Ор­шан­ском при­хо­де как о че­ло­ве­ке со­стра­да­тель­ном, тру­до­лю­би­вом и от­зыв­чи­вом. В са­мых обыч­ных жи­тей­ских де­лах он был под­держ­кой для сво­их од­но­сель­чан: по­мо­гал лю­дям хле­бом, участ­во­вал в об­щих сель­ско­хо­зяй­ствен­ных ра­бо­тах, вме­сте со все­ми ту­шил по­жа­ры в се­ле. Ко­неч­но, отец Сер­гий пред­ви­дел свою судь­бу, об­щую для всех ис­тин­ных слу­жи­те­лей Церк­ви то­го вре­ме­ни. По вос­по­ми­на­ни­ям оче­вид­цев, ба­тюш­ке неод­но­крат­но пред­ла­га­ли скрыть­ся, но он ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся оста­вить паст­ву.
26 июля 1937 го­да про­то­и­е­рей Сер­гий Стрель­ни­ков был аре­сто­ван по лож­но­му об­ви­не­нию в си­сте­ма­ти­че­ском ве­де­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и за­клю­чен под стра­жу в ка­ме­ру пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния Ор­шан­ско­го от­де­ла ми­ли­ции с по­сле­ду­ю­щим на­прав­ле­ни­ем в Йош­кар-Олин­скую тюрь­му. В хо­де след­ствия ба­тюш­ка был до­про­шен два­жды 29 июля 1937 го­да и ви­нов­ным се­бя не при­знал. 8 ав­гу­ста 1937 го­да со­сто­я­лось за­се­да­ние трой­ки НКВД по МАССР, на ко­то­ром про­то­и­е­рей Сер­гий Стрель­ни­ков был при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ли в ис­пол­не­ние в тот же день, в 15 ча­сов. По­хо­ро­нен отец Сер­гий в брат­ской мо­ги­ле на так на­зы­ва­е­мой Мен­дур­ской до­ро­ге непо­да­ле­ку от Йош­кар-Олы.
16 июля 2005 го­да на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви под пред­се­да­тель­ством Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о при­чис­ле­нии про­то­и­е­рея Сер­гия Стрель­ни­ко­ва к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских. Чин про­слав­ле­ния был со­вер­шен 19 сен­тяб­ря 2005 го­да в Ми­ро­но­сиц­ком мо­на­сты­ре Йош­кар-Олин­ской епар­хии. В де­каб­ре 2005 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи но­во­про­слав­лен­но­го свя­то­го, ко­то­рые в на­сто­я­щее вре­мя на­хо­дят­ся в до­мо­вом хра­ме ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Тро­е­ру­чи­ца» в зда­нии Йош­кар-Олин­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния.
Сво­ей жиз­нью, за­вер­шив­шей­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной, свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий Стрель­ни­ков явил при­мер кро­то­сти и тер­пе­ния, вер­но­сти пас­тыр­ско­му дол­гу. Мо­лит­ва­ми его да укре­пит Гос­подь и нас в тер­пе­ли­вом несе­нии жиз­нен­но­го кре­ста и ис­пол­не­нии хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей.


Жития
Писание