☀️ неподвижный годовой круг:
• 1 августа (19 июля)
• прп. Макри́ны Каппадокийской (380)
• прп. Ди́я Константинопольского (ок. 430)
• блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (1270)
• прп. Паи́сия Печерского (XIV)
• блж. Стефа́на Лазаревича Нового (1427) и блгв. кн. Ми́лицы (Евфросинии) (1405), Сербских
• обре́тение мощей прп. Серафима Саровского (1903) 📚
• Собор Курских святых


☦️
Преподобная Макри́на Каппадокийская, Новая, Младшая.
Пре­по­доб­ная Мак­ри­на, сест­ра свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и Гри­го­рия Нис­ско­го, ро­ди­лась в Кап­па­до­кии в на­ча­ле IV ве­ка. Ее мать, Еми­лия, ви­де­ла во сне Ан­ге­ла, на­звав­ше­го еще не ро­див­шу­ю­ся Фек­лой в честь свя­той пер­во­му­че­ни­цы Фек­лы. Свя­тая Еми­лия ис­пол­ни­ла во­лю Бо­жию и на­зва­ла дочь Фек­лой. Дру­гие же род­ствен­ни­ки име­но­ва­ли де­воч­ку Мак­ри­ной в честь ба­буш­ки, по­стра­дав­шей во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии.
Кро­ме Мак­ри­ны в се­мье бы­ло еще де­вять де­тей. Свя­тая Еми­лия са­ма ру­ко­во­ди­ла вос­пи­та­ни­ем и об­ра­зо­ва­ни­ем сво­ей стар­шей до­че­ри, учи­ла ее гра­мо­те по свя­щен­ным кни­гам и псал­мам Да­ви­да, вы­би­рая те при­ме­ры из свя­тых книг, ко­то­рые на­зи­да­ли в бла­го­че­стии и бо­го­угод­ной жиз­ни. Свя­тая Еми­лия при­учи­ла свою дочь по­се­щать цер­ков­ные служ­бы и со­вер­шать до­маш­ние мо­лит­вы. Мак­ри­на бы­ла на­уче­на так­же пра­виль­но­му ве­де­нию до­маш­не­го хо­зяй­ства и раз­лич­но­му ру­ко­де­лию. Она ни­ко­гда не оста­ва­лась празд­ной и не участ­во­ва­ла в дет­ских иг­рах и за­ба­вах.
Kогда Мак­ри­на вы­рос­ла, ро­ди­те­ли об­ру­чи­ли ее с бла­го­че­сти­вым юно­шей, но же­них вско­ре скон­чал­ся. Мно­гие мо­ло­дые лю­ди стре­ми­лись к бра­ку с ней, но Мак­ри­на всем от­ка­зы­ва­ла, из­брав дев­ствен­ную жизнь и не же­лая из­ме­нять па­мя­ти умер­ше­го же­ни­ха. Пре­по­доб­ная Мак­ри­на жи­ла в до­ме сво­их ро­ди­те­лей, по­мо­гая им ис­пол­нять до­маш­ние ра­бо­ты вме­сте со слу­жан­ка­ми как стар­шая: она тща­тель­но сле­ди­ла за вос­пи­та­ни­ем и об­ра­зо­ва­ни­ем млад­ших бра­тьев и се­стер. По­сле смер­ти от­ца она ста­ла глав­ной опо­рой для се­мьи.
Ко­гда все де­ти вы­рос­ли и по­ки­ну­ли род­ной дом, свя­тая Мак­ри­на убе­ди­ла свою мать, свя­тую Еми­лию, оста­вить мир, от­пу­стить ра­бов на сво­бо­ду и уда­лить­ся в де­ви­чий мо­на­стырь. Неко­то­рые из слу­жа­нок-ра­бынь по­сле­до­ва­ли их при­ме­ру. При­няв ино­че­ский по­стриг, они жи­ли вме­сте, од­ной се­мьей, вме­сте мо­ли­лись, вме­сте ра­бо­та­ли, име­ли все об­щее, ни­чем не от­ли­ча­ясь друг от дру­га в об­ра­зе жиз­ни.
По­сле смер­ти ма­те­ри свя­тая Мак­ри­на ру­ко­во­ди­ла сест­ра­ми оби­те­ли. Она поль­зо­ва­лась глу­бо­ким ува­же­ни­ем всех знав­ших ее. Стро­гость к се­бе и воз­дер­жа­ние во всем бы­ли при­су­щи свя­той в те­че­ние всей жиз­ни. Спа­ла она на дос­ках и не име­ла ни­ка­кой соб­ствен­но­сти. Свя­тая Мак­ри­на бы­ла удо­сто­е­на да­ра чу­до­тво­ре­ния. Был слу­чай (рас­ска­зан­ный сест­ра­ми оби­те­ли свя­то­му Гри­го­рию Нис­ско­му по­сле смер­ти свя­той Мак­ри­ны), ко­гда она ис­це­ли­ла де­воч­ку, у ко­то­рой на гла­зу бы­ло бель­мо, по­це­ло­вав этот боль­ной глаз. По мо­лит­вам свя­той, в ее оби­те­ли во вре­мя го­ло­да не оску­де­ва­ла пше­ни­ца, необ­хо­ди­мая для про­пи­та­ния се­стер.
Умер­ла свя­тая Мак­ри­на в 380 го­ду, до по­след­не­го вздо­ха воз­но­ся бла­годар­ствен­ные мо­лит­вы Гос­по­ду за по­лу­чен­ные от Него в те­че­ние всей ее жиз­ни бла­го­де­я­ния. По­хо­ро­не­на пре­по­доб­ная в од­ной мо­ги­ле с ро­ди­те­ля­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/609
https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/svjatye-podvizhnitsy-vostochnoj-tserkvi/5_2

☦️
Преподобный Дий Константинопольский, игумен.
Пре­по­доб­ный Дий ро­дил­ся в го­ро­де Ан­тио­хии Си­рий­ской в кон­це IV ве­ка в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. С мо­ло­дых лет он от­ли­чал­ся воз­дер­жа­ни­ем, при­ни­мал пи­щу в ма­лом ко­ли­че­стве и не каж­дый день, плоть свою усми­рял бде­ни­ем и непре­стан­ны­ми мо­лит­ва­ми. За та­кие по­дви­ги Гос­подь да­ро­вал свя­то­му Дию бес­стра­стие и дар чу­до­тво­ре­ний.
Гос­подь в ви­де­нии по­ве­лел свя­то­му Дию ид­ти в Кон­стан­ти­но­поль и там слу­жить Ему и лю­дям. Свя­той Дий по­се­лил­ся за го­ро­дом в уеди­нен­ном ме­сте, где лю­ди бо­я­лись жить. Пре­по­доб­ный Дий му­же­ствен­но бо­рол­ся со злоб­ны­ми ду­ха­ми, пы­тав­ши­ми­ся из­гнать его с то­го ме­ста. Он по­беж­дал их мо­лит­вой и твер­дой на­деж­дой на по­мощь Бо­жию. Усерд­но по­мо­лив­шись, свя­той во­ткнул свой жезл в зем­лю, про­ся Гос­по­да дать жизнь су­хо­му по­со­ху, ес­ли Ему угод­но ви­деть Дия пре­бы­ва­ю­щим на том ме­сте. Гос­подь услы­шал мо­лит­ву Сво­е­го угод­ни­ка: по­сох дал кор­ни, на­чал рас­ти и со вре­ме­нем пре­вра­тил­ся в огром­ный дуб, ко­то­рый дол­го сто­ял и по­сле кон­чи­ны свя­то­го Дия.
Окрест­ные жи­те­ли ста­ли при­хо­дить к пра­вед­ни­ку за со­ве­том, на­став­ле­ни­ем, про­си­ли ис­це­ле­ния от ду­шев­ных и те­лес­ных бо­лез­ней. Свя­той Дий мо­лит­вой вра­че­вал неду­ги, а по­жерт­во­ван­ное ему раз­да­вал ни­щим, стран­ни­кам и боль­ным.
Мол­ва о свя­том Дии до­шла до им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Млад­ше­го. Он при­шел к свя­то­му Дию за бла­го­сло­ве­ни­ем вме­сте с пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Ат­ти­ком (406–425). Им­пе­ра­тор по­же­лал, чтобы на ме­сте по­дви­гов свя­то­го Дия был устро­ен мо­на­стырь, и дал сред­ства на его по­строй­ку. Пат­ри­арх по­свя­тил пре­по­доб­но­го в свя­щен­ный сан и по­ста­вил его игу­ме­ном. Вско­ре к свя­то­му Дию со­бра­лась мно­го­чис­лен­ная ино­че­ская бра­тия. Оби­те­ли по­на­до­бил­ся ко­ло­дец. Его ры­ли дол­го и без­успеш­но. По мо­лит­ве пре­по­доб­но­го Гос­подь из­вел ис­точ­ник чи­стой во­ды, ко­то­рая вско­ре на­пол­ни­ла весь ко­ло­дец. Од­на­жды свя­той, по­мо­лив­шись, вос­кре­сил утоп­лен­ни­ка. Мно­го иных чу­дес со­вер­шал Гос­подь через Сво­е­го угод­ни­ка.
В глу­бо­кой ста­ро­сти пре­по­доб­ный Дий тя­же­ло за­бо­лел. Он про­стил­ся с бра­ти­ей, при­ча­стил­ся Свя­тых Та­ин и ле­жал на од­ре как мерт­вый. В мо­на­стырь при­бы­ли для со­вер­ше­ния по­гре­бе­ния свя­тей­ший пат­ри­арх Ат­тик (па­мять в суб­бо­ту Сыр­ную) и на­хо­див­ший­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле Ан­тио­хий­ский пат­ри­арх Алек­сандр. Свя­той ста­рец неожи­дан­но под­нял­ся со смерт­но­го од­ра и ска­зал: «Гос­подь дал мне еще пят­на­дцать лет жиз­ни». Ве­ли­ка бы­ла ра­дость бра­тии.
Свя­той Дий дей­стви­тель­но про­жил еще 15 лет, по­мо­гая всем со­ве­том, на­став­ле­ни­ем, ис­це­ляя боль­ных, за­бо­тясь о ни­щих и стран­ни­ках. Неза­дол­го до кон­чи­ны в ал­та­ре церк­ви ему явил­ся свет­лый муж в свя­щен­ни­че­ской одеж­де и пре­ду­пре­дил о на­сту­па­ю­щем дне смер­ти. Воз­бла­го­да­рив Гос­по­да за из­ве­ще­ние, свя­той Дий ти­хо скон­чал­ся и по­хо­ро­нен был в сво­ем мо­на­сты­ре (око­ло 430 го­да.)

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/610

☦️
Благоверный князь Роман Олегович, Рязанский.
Свя­той бла­го­вер­ный князь Ро­ман Оле­го­вич Ря­зан­ский был из ро­да кня­зей, ко­то­рые во вре­мя та­тар­ско­го ига про­сла­ви­лись как за­щит­ни­ки хри­сти­ан­ской ве­ры и Оте­че­ства. Оба его де­да умер­ли за От­чиз­ну в бит­ве с Ба­ты­ем. Вос­пи­тан­ный в люб­ви к свя­той ве­ре (князь жил в сле­зах и мо­лит­вах) и сво­ей Ро­дине, князь все­ми си­ла­ми за­бо­тил­ся о ра­зо­рен­ных и угне­тен­ных под­дан­ных, за­ши­щал их от на­си­лий и гра­бе­жей хан­ских бас­ка­ков (сбор­щи­ков по­да­тей). Бас­ка­ки воз­не­на­ви­де­ли свя­то­го и окле­ве­та­ли его пе­ред та­тар­ским ха­ном Мен­гу-Ти­му­ром. Ро­ман Оле­го­вич был вы­зван в Ор­ду, где хан Мен­гу-Ти­мур объ­явил, что он дол­жен вы­брать од­но из двух: или му­че­ни­че­скую смерть, или та­тар­скую ве­ру. Бла­го­вер­ный князь от­ве­чал, что хри­сти­а­нин не мо­жет из­ме­нить ис­тин­ную ве­ру на лож­ную. За свою твер­дость в ис­по­ве­да­нии ве­ры он был под­верг­нут же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: ему от­ре­за­ли язык, вы­ко­ло­ли гла­за, об­ре­за­ли уши и гу­бы, от­сек­ли ру­ки и но­ги, со­дра­ли с го­ло­вы ко­жу и, от­ру­бив го­ло­ву, на­са­ди­ли ее на ко­пье. Это про­изо­шло в 1270 го­ду.
По­чи­та­ние кня­зя-му­че­ни­ка на­ча­лось сра­зу же по его смер­ти. Ле­то­пись го­во­рит о свя­том: «Ку­пи се­бе стра­стию Цар­ствие Небес­ное и ве­нец при­ят от ру­ки Гос­под­ней со срод­ни­ком сво­им, ве­ли­ким кня­зем Чер­ни­гов­ским Ми­ха­и­лом Все­во­ло­до­ви­чем, по­стра­дав­ши по Хри­сте за пра­во­слав­ную хри­сти­ан­скую ве­ру».
С 1854 го­да со­вер­ша­ет­ся в Ря­за­ни крест­ный ход и мо­ле­бен в день па­мя­ти свя­то­го Ро­ма­на. В 1861 го­ду в Ря­за­ни освя­щен храм в его честь.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-roman-olegovich

☦️
Преподобный Паи́сий Печерский.
Пре­по­доб­ный Па­и­сий был ино­ком Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. Из об­ще­го ка­но­на Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным, по­чи­ва­ю­щим в Даль­них пе­ще­рах, из­вест­но, что он был свя­зан еди­но­мыс­ли­ем и брат­ской лю­бо­вью с пре­по­доб­ным Мер­ку­ри­ем (све­де­ния о нем 24 но­яб­ря). Оба свя­тых бы­ли нераз­луч­ны, жи­ли в од­ной кел­лии, а по­сле смер­ти бы­ли по­ло­же­ны в один гроб. В на­сто­я­щее вре­мя их мо­щи по­чи­ва­ют в от­дель­ных ра­ках.

☦️
Благоверная княгиня Ми́лица (в Крещении Евфроси́ния, в иночестве Евге́ния, в схиме Евфроси́ния) Сербская.
Свя­тая Ми­ли­ца бы­ла же­ной свя­то­го кня­зя Ла­за­ря, по­гиб­ше­го во вре­мя ве­ли­кой Ко­сов­ской бит­вы (1389 г.), за­щи­щая Свя­тую Цер­ковь от му­суль­ман. Она управ­ля­ла на­ро­дом, по­ка не под­рос ее сын Сте­фан (Вы­со­кий). В 1393 го­ду по­сту­пи­ла в Жу­па­не­вач­ский мо­на­стырь око­ло Кру­ше­ва­ка с име­нем Ев­ге­нии. Ко­гда ее сын в 1402 го­ду на вре­мя по­ки­нул стра­ну, она, несмот­ря на мо­на­ше­ский чин, пра­ви­ла го­су­дар­ством. Свя­тая Ми­ли­ца за­бо­ти­лась о вдо­вах, при­ни­мая в мо­на­стырь мно­гих жен, чьи му­жья-во­и­ны па­ли на по­ле бра­ни; по­мо­га­ла стро­ить и под­дер­жи­ва­ла мно­гие мо­на­сты­ри и церк­ви. В кон­це жиз­ни при­ня­ла ве­ли­кую схи­му с име­нем Ев­фро­си­нии. По­сле сво­ей кон­чи­ны со­вер­ши­ла мно­же­ство чу­дес. Ее ми­ро­то­чи­вые мо­щи ис­це­ли­ли мно­го боль­ных. Вме­сте со сво­им му­жем она по­да­ет си­лу свы­ше и уте­ше­ние страж­ду­щей ныне Сер­бии.

☦️
Блаженный Стефа́н Лазаревич Новый (Высокий), Сербский, король.
Бла­жен­ный Сте­фан был сы­ном Ла­за­ря, кня­зя Серб­ско­го (па­мять 15 июня). В тя­же­лое вре­мя ту­рец­ко­го ига свя­той Сте­фан стал ве­ли­ким бла­го­де­те­лем по­ра­бо­щен­ных еди­но­пле­мен­ни­ков. Он стро­ил го­ро­да, со­зи­дал хра­мы и тра­тил свою каз­ну на по­мощь нуж­да­ю­щим­ся. Мно­гих вла­сти­те­лей пре­взо­шел свя­той Сте­фан муд­ро­стью, ми­ло­сер­ди­ем и ве­рой. Умер он мир­но в 1427 го­ду.

☦️
Об­ре­те­ние мо­щей пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, чу­до­твор­ца.
В на­ча­ле про­шло­го ве­ка на свещ­ни­це Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви воз­го­ре­лась но­вая яр­кая све­ча. Гос­подь бла­го­во­лил по­слать зем­ле на­шей ве­ли­ко­го мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и чу­до­твор­ца.
В 1903 го­ду со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, через 70 лет по­сле его кон­чи­ны. (Жи­тие свя­то­го по­ме­ще­но 2 ян­ва­ря, в день его пре­став­ле­ния). 19 июля, в день рож­де­ния свя­то­го, с ве­ли­ким тор­же­ством бы­ли от­кры­ты его мо­щи и по­ме­ще­ны в при­го­тов­лен­ную ра­ку. Дол­го­ждан­ное со­бы­тие со­про­вож­да­лось мно­ги­ми чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, в боль­шом ко­ли­че­стве при­быв­ших в Са­ров. По­чи­та­е­мый очень ши­ро­ко еще при жиз­ни, пре­по­доб­ный Се­ра­фим ста­но­вит­ся од­ним из са­мых лю­би­мых свя­тых пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­ро­да, так же как и пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский.
Ду­хов­ный путь пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма от­ме­чен боль­шой скром­но­стью, при­су­щей рус­ским свя­тым. С дет­ства из­бран­ный Бо­гом, са­ров­ский по­движ­ник без ко­ле­ба­ний и со­мне­ний вос­хо­дит от си­лы в си­лу в сво­ем стрем­ле­нии к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Во­семь лет по­слуш­ни­че­ских тру­дов и во­семь лет хра­мо­во­го слу­же­ния в сане иеро­ди­а­ко­на и иеро­мо­на­ха, пу­стын­но­жи­тель­ство и столп­ни­че­ство, за­твор и без­мол­вие сме­ня­ют друг дру­га и вен­ча­ют­ся стар­че­ством. По­дви­ги, да­ле­ко пре­вос­хо­дя­щие есте­ствен­ные че­ло­ве­че­ские воз­мож­но­сти (на­при­мер, мо­лит­ва на камне в те­че­ние ты­ся­чи дней и но­чей), гар­мо­нич­но и про­сто вхо­дят в жизнь свя­то­го.
Тай­на жи­во­го мо­лит­вен­но­го об­ще­ния опре­де­ля­ет ду­хов­ное на­сле­дие пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма, но он оста­вил Церк­ви еще од­но бо­гат­ство – крат­кие, но пре­крас­ные на­став­ле­ния, за­пи­сан­ные от­ча­сти им са­мим, а от­ча­сти слы­шав­ши­ми их. Неза­дол­го до про­слав­ле­ния свя­то­го бы­ла най­де­на и в 1903 го­ду на­пе­ча­та­на «Бе­се­да пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го о це­ли хри­сти­ан­ской жиз­ни», со­сто­яв­ша­я­ся в кон­це но­яб­ря 1831 г., за год с неболь­шим до его пре­став­ле­ния. Бе­се­да эта яви­лась са­мым дра­го­цен­ным вкла­дом по­движ­ни­ка в со­кро­вищ­ни­цу рус­ско­го свя­то­оте­че­ско­го уче­ния. Кро­ме уче­ния о сущ­но­сти хри­сти­ан­ской жиз­ни, в ней со­дер­жит­ся но­вое изъ­яс­не­ние мно­гих важ­ней­ших мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния.
«Пост, мо­лит­ва, бде­ние и вся­кие дру­гие де­ла хри­сти­ан­ские, – учил пре­по­доб­ный, – сколь­ко ни хо­ро­ши са­ми по се­бе, од­на­ко не в де­ла­нии лишь толь­ко их со­сто­ит цель на­шей жиз­ни хри­сти­ан­ской, хо­тя они и слу­жат сред­ства­ми для до­сти­же­ния ее. Ис­тин­ная цель жиз­ни на­шей хри­сти­ан­ской есть стя­жа­ние Ду­ха Свя­та­го Бо­жия». Од­на­жды, на­хо­дясь в Ду­хе Бо­жи­ем, пре­по­доб­ный ви­дел всю Рус­скую зем­лю, и бы­ла она на­пол­не­на и как бы по­кры­та фимиа­мом мо­литв ве­ру­ю­щих, мо­ля­щих­ся ко Гос­по­ду.
В опи­са­ни­ях жиз­ни и по­дви­гов свя­то­го Се­ра­фи­ма при­во­дит­ся мно­го сви­де­тельств бла­го­дат­но­го да­ра про­зре­ния, ко­то­рым он поль­зо­вал­ся для воз­буж­де­ния в лю­дях рас­ка­я­ния во гре­хах и нрав­ствен­но­го ис­прав­ле­ния.
«Гос­подь от­крыл мне, – ска­зал он, – что бу­дет вре­мя, ко­гда ар­хи­ереи зем­ли Рус­ской и про­чие ду­хов­ные ли­ца укло­нят­ся от со­хра­не­ния пра­во­сла­вия во всей его чи­сто­те, и за то гнев Бо­жий по­ра­зит их. Три дня сто­ял я, про­сил Гос­по­да по­ми­ло­вать их и про­сил луч­ше ли­шить ме­ня, убо­го­го Се­ра­фи­ма, Цар­ствия Небес­но­го, неже­ли на­ка­зать их. Но Гос­подь не пре­кло­нил­ся на прось­бу убо­го­го Се­ра­фи­ма и ска­зал, что не по­ми­лу­ет их, ибо бу­дут учить уче­ни­ям и за­по­ве­дям че­ло­ве­че­ским, серд­ца же их бу­дут сто­ять да­ле­ко от Ме­ня».
Яв­ляя бла­го­дат­ные да­ры и си­лу Бо­жию лю­дям, пре­по­доб­ный Се­ра­фим на­зи­дал при­хо­див­ших к нему, как ид­ти уз­ким пу­тем спа­се­ния. Он за­по­ве­дал сво­им ду­хов­ным де­тям по­слу­ша­ние и сам до кон­ца жиз­ни был ве­рен ему. Про­ве­дя всю жизнь в по­дви­гах, непо­силь­ных для обыч­ных лю­дей, он со­ве­то­вал ид­ти свя­то­оте­че­ским «цар­ским (сред­ним) пу­тем» и не брать на се­бя чрез­мер­но труд­ных де­я­ний: «вы­ше ме­ры по­дви­гов при­ни­мать не долж­но; а ста­рать­ся, чтобы друг – плоть на­ша – был ве­рен и спо­со­бен к тво­ре­нию доб­ро­де­те­лей».
Са­мым глав­ным по­дви­гом и сред­ством к стя­жа­нию Свя­то­го Ду­ха пре­по­доб­ный счи­тал мо­лит­ву. «Вся­кая доб­ро­де­тель, Хри­ста ра­ди де­ла­е­мая, да­ет бла­га Ду­ха Свя­то­го, но… мо­лит­ва бо­лее все­го при­но­сит Ду­ха Бо­жия, и ее удоб­нее все­го вся­ко­му ис­прав­лять».
Пре­по­доб­ный Се­ра­фим со­ве­то­вал во вре­мя бо­го­слу­же­ния сто­ять в хра­ме то с за­кры­ты­ми гла­за­ми, то об­ра­щать свой взор на об­раз или го­ря­щую све­чу и, вы­ска­зы­вая эту мысль, пред­ла­гал пре­крас­ное срав­не­ние жиз­ни че­ло­ве­че­ской с вос­ко­вой све­чой.
Ес­ли свя­то­му стар­цу жа­ло­ва­лись на невоз­мож­ность ис­пол­нять мо­лит­вен­ное пра­ви­ло, то он со­ве­то­вал мо­лить­ся по­сто­ян­но: и во вре­мя тру­да, и ше­ствуя ку­да-ли­бо, и да­же в по­сте­ли. А ес­ли кто рас­по­ла­га­ет вре­ме­нем, го­во­рил пре­по­доб­ный, пусть при­со­еди­ня­ет и дру­гие ду­ше­по­лез­ные мо­лит­во­сло­вия и чте­ния ка­но­нов, ака­фи­стов, псал­мов, Еван­ге­лия и Апо­сто­ла. Со­ве­то­вал свя­той изу­чать по­ря­док бо­го­слу­же­ния и дер­жать его в па­мя­ти.
Пре­по­доб­ный Се­ра­фим счи­тал необя­за­тель­ным длин­ные мо­лит­вен­ные пра­ви­ла и сво­ей Ди­ве­ев­ской об­щине дал пра­ви­ло лег­кое. Бо­жия Ма­терь за­пре­ти­ла о. Се­ра­фи­му обя­зы­вать по­слуш­ниц чте­нию дол­гих ака­фи­стов, чтобы этим не на­ло­жить лиш­ней тя­же­сти на немощ­ных. Но при этом свя­той стро­го на­по­ми­нал, что мо­лит­ва не долж­на быть фор­маль­ной: «Те мо­на­хи, кои не со­еди­ня­ют внеш­нюю мо­лит­ву со внут­рен­ней, не мо­на­хи, а чер­ные го­ло­веш­ки!» Зна­ме­ни­тым ста­ло Се­ра­фи­мо­во пра­ви­ло для тех ми­рян, ко­то­рые в си­лу жиз­нен­ных об­сто­я­тельств не мо­гут чи­тать обыч­ные утрен­ние и ве­чер­ние мо­лит­вы: утром, пе­ред обе­дом и ве­че­ром три­жды чи­тать «От­че наш», три­жды – «Бо­го­ро­ди­це Де­во, ра­дуй­ся», еди­но­жды «Ве­рую»; за­ни­ма­ясь необ­хо­ди­мы­ми де­ла­ми, с утра до обе­да тво­рить мо­лит­ву Иису­со­ву: «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, Сыне Бо­жий, по­ми­луй мя, греш­но­го» или про­сто «Гос­по­ди, по­ми­луй», а от обе­да до ве­че­ра – «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, спа­си мя, греш­но­го» или «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, Бо­го­ро­ди­цею по­ми­луй мя, греш­но­го».
«В мо­лит­вах вни­май се­бе, – со­ве­то­вал по­движ­ник, – т. е. ум со­бе­ри и со­еди­ни с ду­шею. Сна­ча­ла день, два и боль­ше тво­ри мо­лит­ву сию од­ним умом, раз­дель­но, вни­мая каж­до­му осо­бо сло­ву. По­том, ко­гда Гос­подь со­гре­ет серд­це твое теп­ло­тою бла­го­да­ти Сво­ей и со­еди­нит в те­бе оную в един дух: то­гда по­те­чет в те­бе мо­лит­ва оная бес­пре­стан­но и все­гда бу­дет с то­бою, на­сла­ждая и пи­тая те­бя…». Пре­по­доб­ный го­во­рил, что, ис­пол­няя это пра­ви­ло со сми­ре­ни­ем, мож­но до­стиг­нуть хри­сти­ан­ско­го со­вер­шен­ства и в мир­ской жиз­ни.
«Ду­шу снаб­де­вать на­доб­но Сло­вом Бо­жи­им. Все­го же бо­лее долж­но упраж­нять­ся в чте­нии Но­во­го За­ве­та и Псал­ти­ри. От се­го бы­ва­ет про­све­ще­ние в ра­зу­ме, ко­то­рый из­ме­ня­ет­ся из­ме­не­ни­ем Бо­же­ствен­ным», – на­став­лял свя­той по­движ­ник Са­ров­ский, сам по­сто­ян­но про­чи­ты­вав­ший весь Но­вый За­вет в те­че­ние неде­ли.
Каж­дое вос­кре­се­нье и каж­дый празд­ник неопу­сти­тель­но при­об­ща­ясь Свя­тых Та­ин, пре­по­доб­ный Се­ра­фим на во­прос, как ча­сто сле­ду­ет при­сту­пать к При­ча­ще­нию, от­ве­тил: «Чем ча­ще, тем луч­ше». Свя­щен­ни­ку Ди­ве­ев­ской об­щи­ны Ва­си­лию Са­дов­ско­му он го­во­рил: «Бла­го­дать, да­ру­е­мая нам При­об­ще­ни­ем, так ве­ли­ка, что как бы ни недо­сто­ин и как бы ни гре­шен был че­ло­век, но лишь бы в сми­рен­ном ток­мо со­зна­нии все­гре­хов­но­сти сво­ей при­сту­пал ко Гос­по­ду, ис­куп­ля­ю­ще­му всех нас, хо­тя бы от го­ло­вы до ног по­кры­тых яз­ва­ми гре­хов, и бу­дет очи­щать­ся бла­го­да­тию Хри­сто­вою, все бо­лее и бо­лее свет­леть, со­всем про­свет­ле­ет и спа­сет­ся».
«Ве­рую, что по ве­ли­кой бла­го­сти Бо­жи­ей озна­ме­ну­ет­ся бла­го­дать и на ро­де при­ча­ща­ю­ще­го­ся…». Свя­той, од­на­ко, не всем да­вал оди­на­ко­вые на­став­ле­ния от­но­си­тель­но ча­сто­го При­ча­ще­ния. Мно­гим он со­ве­то­вал го­веть во все че­ты­ре по­ста и во все дву­на­де­ся­тые празд­ни­ки. Необ­хо­ди­мо пом­нить его пре­ду­пре­жде­ние о воз­мож­но­сти при­об­ще­ния в осуж­де­ние: «Бы­ва­ет ино­гда так: здесь на зем­ле и при­об­ща­ют­ся; а у Гос­по­да оста­ют­ся непри­об­щен­ны­ми!»
«Нет ху­же гре­ха и ни­че­го нет ужас­нее и па­губ­нее ду­ха уны­ния», – го­во­рил свя­той Се­ра­фим. Он сам све­тил­ся ра­до­стию ду­хов­ной, и этой ти­хой, мир­ной ра­до­стью он с из­быт­ком на­пол­нял серд­ца окру­жав­ших, при­вет­ствуя их сло­ва­ми: «Ра­дость моя! Хри­стос вос­кре­се!» Вся­кое жиз­нен­ное бре­мя ста­но­ви­лось лег­ким вбли­зи по­движ­ни­ка, и мно­же­ство скор­бя­щих и ищу­щих Бо­га лю­дей по­сто­ян­но тол­пи­лось око­ло его кел­лии и пу­стынь­ки, же­лая при­об­щить­ся бла­го­да­ти, из­ли­ва­ю­щей­ся от угод­ни­ка Бо­жия. На гла­зах всех под­твер­жда­лась ис­ти­на, вы­ска­зан­ная са­мим свя­тым в ве­ли­ком Ан­гель­ском при­зы­ве: «Стя­жи мир, и во­круг те­бя спа­сут­ся ты­ся­чи». Эта за­по­ведь о стя­жа­нии ми­ра воз­во­дит к уче­нию о стя­жа­нии Свя­то­го Ду­ха, но и са­ма по се­бе яв­ля­ет­ся важ­ней­шей сту­пе­нью на пу­ти ду­хов­но­го воз­рас­та­ния. Пре­по­доб­ный Се­ра­фим, опыт­но про­шед­ший всю древ­нюю пра­во­слав­ную на­у­ку ас­ке­ти­че­ско­го по­дви­га, про­ви­дел, ка­ким бу­дет ду­хов­ное де­ла­ние гря­ду­щих по­ко­ле­ний, и учил ис­кать мир ду­шев­ный и ни­ко­го не осуж­дать: «Кто в мир­ном устро­е­нии хо­дит, тот как бы лжи­цею чер­па­ет ду­хов­ные да­ры». «Для со­хра­не­ния ми­ра ду­шев­но­го… вся­че­ски долж­но из­бе­гать осуж­де­ния дру­гих… Чтобы из­ба­вить­ся от осуж­де­ния, долж­но вни­мать се­бе, ни от ко­го не при­ни­мать по­сто­рон­них мыс­лей и быть ко все­му мерт­ву».
Пре­по­доб­ный Се­ра­фим по пра­ву мо­жет быть на­зван уче­ни­ком Бо­жи­ей Ма­те­ри. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца три­жды ис­це­ля­ла его от смер­тель­ных бо­лез­ней, мно­го­крат­но яв­ля­лась ему, на­став­ля­ла и укреп­ля­ла его. Еще в на­ча­ле сво­е­го пу­ти он услы­шал, как Бо­жия Ма­терь, ука­зы­вая на него, ле­жав­ше­го на од­ре бо­лез­ни, ска­за­ла апо­сто­лу Иоан­ну Бо­го­сло­ву: «Сей от ро­да на­ше­го».
По вы­хо­де из за­тво­ра пре­по­доб­ный мно­го сил от­дал устро­е­нию де­ви­чьей мо­на­ше­ской об­щи­ны в Ди­ве­е­ве и сам го­во­рил, что ни од­но­го ука­за­ния не да­вал от се­бя, де­лал все по во­ле Ца­ри­цы Небес­ной.
Пре­по­доб­ный Се­ра­фим сто­ит в на­ча­ле по­ра­зи­тель­но­го взле­та рус­ской пра­во­слав­ной ду­хов­но­сти. С ве­ли­кой си­лой зву­чит его на­по­ми­на­ние: «Гос­подь ищет серд­ца, пре­ис­пол­нен­но­го лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­не­му; вот пре­стол, на ко­то­ром Он лю­бит вос­се­дать и яв­лять­ся в пол­но­те Сво­ей пре­не­бес­ной Сла­вы. «Сыне, даждь Ми серд­це твое, – го­во­рит Он, – а все про­чее Я Сам при­ло­жу те­бе», – ибо в серд­це че­ло­ве­че­ском Цар­ство Бо­жие вме­щать­ся мо­жет».

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/
• Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым. О цели христианской жизни
• Духовные наставления инокам и мирянам
• Наставления
• О кратком молитвенном правиле
• Серафимо-Дивеевские предания

☦️
Собор Курских святых.
Со­бор Кур­ских свя­тых – празд­но­ва­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в честь угод­ни­ков Бо­жи­их, кто был ро­дом из Кур­ской гу­бер­нии или слу­жил в пре­де­лах Кур­ской епар­хии. Празд­ну­ет­ся 1 августа (19 июля).
Со­бор Кур­ских свя­тых был учре­жден в 2003 го­ду по хо­да­тай­ству мит­ро­по­ли­та Кур­ско­го и Рыль­ско­го Иуве­на­лия и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II в па­мять сто­ле­тия ка­но­ни­за­ции пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го. Празд­но­ва­ние бы­ло уста­нов­ле­но в день об­ре­те­ния мо­щей и про­слав­ле­ния свя­то­го Се­ра­фи­ма – 1 августа (19 июля).
По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Иуве­на­лия, в 2004 го­ду, к празд­но­ва­нию юби­лея 250-ле­тия со дня рож­де­ния пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, в ико­но­пис­ной ма­стер­ской Кур­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии со­здан но­вый об­раз Со­бо­ра свя­тых, в зем­ле Кур­ской про­си­яв­ших. На но­во­на­пи­сан­ной иконе изо­бра­же­ны во­шед­шие в Со­бор свя­тые:
• Алекса́ндр (Щукин), архиепископ Семипалатинский, сщмч.
• Анто́ний (Панкеев), Белгородский, сщмч.
• Дамиа́н (Воскресенский), архиепископ Курский, сщмч.
• Иоа́нн (Пашин), Рыльский, сщмч.
• Иоа́нн Святогорский (Донецкий), затворник, прп.
• Иоаса́ф (Жевахов), Могилевский, сщмч.
• Иоаса́ф, епископ Белгородский, свт.
• Исаа́кий I (Антимонов), Оптинский, прп.
• Лука́ (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, Крымский, свт.
• Макарий Оптинский, прп.
• Ону́фрий (Гагалюк), архиепископ Курский, сщмч.
• Павли́н (Крошечкин), архиепископ Могилевский, сщмч.
• Феодо́сий Печерский, прп.


Изображение:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-kurskih-svjatyh


Жития
Писание