☀️ неподвижный годовой круг:
• 25 июля (12 июля)
• мчч. Прокла и Ила́рия (II)
• исп. Голинду́хи (Марии) (591)
• прп. Михаила Малеина́ (962)
• мчч. Феодора Варяга, Иоанна Печерского (983)
• прпп. Иоанна (1005) и Гавриила (X) Святогорцев
• прп. Арсения Новгородского (1570)
• прмч. Си́мона Воломского (1641)
• иконы Божией Матери «Троеручица» (VIII)


☦️
Мученики Прокл и Ила́рий Калиптские.
Свя­тые му­че­ни­ки Про­кл и Ила­рий, уро­жен­цы се­ле­ния Ка­лип­та близ Ан­ки­ры, по­стра­да­ли во вре­мя го­не­ния при им­пе­ра­то­ре Тра­яне (98–117). Пер­вым был взят под стра­жу свя­той Про­кл. Пред­став пе­ред пра­ви­те­лем Мак­си­мом, он бес­страш­но ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста. Пра­ви­тель ре­шил си­лой за­ста­вить свя­то­го под­чи­нить­ся им­пе­ра­то­ру и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Во вре­мя пы­ток му­че­ник пред­рек Мак­си­му, что ско­ро тот сам бу­дет при­нуж­ден ис­по­ве­дать Хри­ста Ис­тин­ным Бо­гом. Му­че­ни­ка за­ста­ви­ли бе­жать за ко­лес­ни­цей пра­ви­те­ля, на­прав­ляв­ше­го­ся в се­ле­ние Ка­липт. Из­не­мо­гая в пу­ти, свя­той Про­кл мо­лил­ся, чтобы Гос­подь оста­но­вил ко­лес­ни­цу. Си­лой Бо­жи­ей ко­лес­ни­ца оста­но­ви­лась, и ни­ка­кие уси­лия не мог­ли сдви­нуть ее с ме­ста. Си­дев­ший в ней са­нов­ник слов­но ока­ме­нел и оста­вал­ся недви­жим до тех пор, по­ка по тре­бо­ва­нию му­че­ни­ка не на­пи­сал сво­ей ру­кой хар­тию с ис­по­ве­да­ни­ем Хри­ста; толь­ко по­сле это­го ко­лес­ни­ца с пра­ви­те­лем смог­ла про­дол­жить путь.
По­срам­лен­ный языч­ник же­сто­ко ото­мстил свя­то­му Про­клу: по­сле мно­гих ис­тя­за­ний он при­ка­зал вы­ве­сти его за го­род и, при­вя­зав к стол­бу, рас­стре­лять из лу­ков. Во­и­ны, вед­шие свя­то­го Прок­ла на казнь, уго­ва­ри­ва­ли его по­ко­рить­ся и тем со­хра­нить свою жизнь, но свя­той ска­зал, чтобы они ис­пол­ни­ли то, что им при­ка­за­но.
По до­ро­ге к ме­сту убий­ства их встре­тил пле­мян­ник свя­то­го Прок­ла Ила­рий, ко­то­рый со сле­за­ми об­нял дя­дю-му­че­ни­ка и то­же ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. Во­и­ны за­дер­жа­ли его, и он был бро­шен в тюрь­му. Свя­той му­че­ник Про­кл под гра­дом стрел мо­лил­ся за сво­их му­чи­те­лей и с мо­лит­вой пре­дал свою ду­шу Бо­гу.
Свя­той Ила­рий, пред­став пред су­дьей, с та­ким же бес­стра­ши­ем, как свя­той Про­кл, ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и по­сле ис­тя­за­ний был при­го­во­рен к смер­ти. Му­че­ни­ку свя­за­ли ру­ки и за но­ги во­лок­ли по го­ро­ду, из­ра­нен­но­го и окро­вав­лен­но­го, а по­том обез­гла­ви­ли, через 3 дня по­сле смер­ти его дя­ди, свя­то­го му­че­ни­ка Прок­ла. Хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли их вме­сте в од­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/588

☦️
Святая исповедница Голинду́ха (в Крещении Мари́я) Персидская.
Свя­тая Го­лин­ду­ха жи­ла в Пер­сии в цар­ство­ва­ние Хоз­роя I Стар­ше­го. Она бы­ла же­ной глав­но­го волх­ва Пер­сид­ско­го цар­ства. Об­ла­дая свет­лым ра­зу­мом, Го­лин­ду­ха по­ни­ма­ла лож­ность язы­че­ских муд­ро­ва­ний, мно­го раз­мыш­ля­ла о том, ка­кая же ве­ра ис­тин­ная. Узнав, что су­ще­ству­ет хри­сти­ан­ство, она очень хо­те­ла узнать, че­му оно учит. Вско­ре, по смот­ре­нию Бо­жию, ее же­ла­ние ис­пол­ни­лось. Во сне Ан­гел по­ка­зал Го­лин­ду­хе ме­сто му­че­ния греш­ни­ков и рай, в ко­то­ром пре­бы­ва­ют ве­ру­ю­щие во Хри­ста, Ис­тин­но­го Бо­га. По­сле это­го сна она ста­ла усерд­но мо­лить­ся Ис­тин­но­му Бо­гу, чтобы Он по­мог и ей стать хри­сти­ан­кой. Ан­гел Бо­жий ука­зал Го­лин­ду­хе хри­сти­ан­ско­го свя­щен­ни­ка, от ко­то­ро­го она при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние с име­нем Ма­рия.
По­сле Кре­ще­ния она оста­ви­ла му­жа-волх­ва, и тот по­жа­ло­вал­ся ца­рю Хоз­рою. Го­лин­ду­ху убеж­да­ли вер­нуть­ся к му­жу и сам царь, и по­слан­ные им са­нов­ни­ки, и знат­ные жен­щи­ны. За ре­ши­тель­ный от­каз царь при­го­во­рил ее к по­жиз­нен­но­му тю­рем­но­му за­клю­че­нию. В тюрь­ме свя­тая Ма­рия-Го­лин­ду­ха про­бы­ла 18 лет.
В цар­ство­ва­ние на­след­ни­ка ца­ря Хоз­роя, его сы­на Ор­мисда­са, в Пер­сию при­е­хал по­сол ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Мав­ри­кия Ари­сто­вул. Узнав, что в тюрь­ме уже мно­го лет то­мит­ся хри­сти­ан­ка Ма­рия, Ари­сто­вул с раз­ре­ше­ния ца­ря неод­но­крат­но на­ве­щал ее в тюрь­ме и на­учил ее петь псал­мы Да­ви­да. По­сле отъ­ез­да Ари­сто­ву­ла Ор­мисдас ве­лел пред­ста­вить ему свя­тую Ма­рию-Го­лин­ду­ху и дол­го му­чил ее, пре­да­вая все­воз­мож­ным пыт­кам и ис­тя­за­ни­ям. Но во всех му­че­ни­ях свя­тая за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­им со­хра­ня­лась невре­ди­мой. Ко­гда же ее от­да­ли на по­ру­га­ние, Гос­подь сде­лал ее неви­ди­мой для нече­сти­вых и со­хра­нил ее чи­сто­ту. На­ко­нец царь при­ка­зал от­ру­бить му­че­ни­це го­ло­ву, но Гос­подь укрыл ее от рук па­ла­чей и при­вел к хри­сти­а­нам, жив­шим тай­но.
Ко­гда в цар­ство­ва­ние Хоз­роя II, за­няв­ше­го пре­стол с по­мо­щью ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Мав­ри­кия, го­не­ние на хри­сти­ан в Пер­сии пре­кра­ти­лось, свя­тая Ма­рия-Го­лин­ду­ха ста­ла от­кры­то про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­скую ве­ру.
В кон­це жиз­ни свя­тая Ма­рия со­вер­ши­ла па­лом­ни­че­ство в Иеру­са­лим, где по­кло­ни­лась Гро­бу Гос­под­ню и дру­гим свя­ты­ням. На об­рат­ном пу­ти она скон­ча­лась († 591) в церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка Сер­гия в Ни­зи­бии.

Подробнее:
https://pravoslavie.ru/55028.html
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/590

☦️
Преподобный Михаил Малеин, игумен.
Пре­по­доб­ный Ми­ха­ил ро­дил­ся око­ло 894 го­да в Хар­си­ан­ской об­ла­сти (Кап­па­до­кия) и при Кре­ще­нии по­лу­чил имя Ма­ну­ил. Он со­сто­ял в род­стве с ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­ром Львом VI Муд­рым (886–911). 18-ти лет Ма­ну­ил ушел в Вифи­нию, в Ки­мин­скую оби­тель под ру­ко­вод­ство стар­ца Иоан­на Ела­ди­та, ко­то­рый по­стриг его в мо­на­ше­ство с име­нем Ми­ха­ил. Ис­пол­няя са­мые труд­ные по­слу­ша­ния, несмот­ря на знат­ность сво­е­го ро­да, он по­ка­зал при­мер ве­ли­ко­го сми­ре­ния.
По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни он был удо­сто­ен бла­го­да­ти свя­щен­ства. Неустан­но по­уча­ясь в Свя­щен­ном Пи­са­нии, пре­по­доб­ный Ми­ха­ил по­ка­зал, как до­стой­но долж­но со­еди­нять свя­щен­ство с мо­на­ше­ством, до­стиг вы­со­кой сте­пе­ни бес­стра­стия и стя­жал дар про­зор­ли­во­сти. Он был очень со­стра­да­те­лен и че­ло­ве­ко­лю­бив, не мог оста­вить без по­мо­щи и уте­ше­ния на­хо­див­ше­го­ся в нуж­де и пе­ча­ли, и по его го­ря­чим мо­лит­вам со­вер­ши­лось мно­го чу­дес.
По­сле мно­гих ино­че­ских тру­дов под ру­ко­вод­ством стар­ца Иоан­на, пре­по­доб­ный Ми­ха­ил ис­про­сил у него бла­го­сло­ве­ния на уеди­нен­ную жизнь в пе­ще­ре. Пять дней неде­ли про­во­дил он в мо­лит­вен­ном со­сре­до­то­че­нии и лишь на суб­бо­ту и вос­кре­се­ние шел в мо­на­стырь для уча­стия в Бо­го­слу­же­нии и При­ча­ще­ния Свя­тых Та­ин.
При­ме­ром вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни свя­той от­шель­ник стал при­вле­кать мно­гих ис­кав­ших спа­се­ния. В пу­стын­ном ме­сте, но­сив­шем на­зва­ние Су­хо­го Озе­ра, пре­по­доб­ный Ми­ха­ил ос­но­вал для со­брав­шей­ся к нему бра­тии оби­тель и дал ей стро­гий устав. Ко­гда оби­тель окреп­ла, пре­по­доб­ный Ми­ха­ил ушел в еще бо­лее от­да­лен­ные пре­де­лы и устро­ил там но­вый мо­на­стырь. Вско­ре тру­да­ми свя­то­го ав­вы вся Ки­мин­ская го­ра по­кры­лась ино­че­ски­ми оби­те­ля­ми, где неустан­но воз­но­си­лись мо­лит­вы за весь мир к Пре­сто­лу Все­выш­не­го.
Око­ло 953 го­да в чис­ло бра­тии всту­пил юно­ша Ав­ра­амий, ко­то­рый воз­рас­тал под ру­ко­вод­ством свя­то­го Ми­ха­и­ла и при­нял от него по­стриг с име­нем Афа­на­сий. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный Афа­на­сий (па­мять 5 июля) сам ос­но­вал зна­ме­ни­тую Афон­скую Лав­ру, пер­вый об­ще­жи­тель­ный мо­на­стырь на Свя­той Го­ре. В по­строй­ке Лав­ры пре­по­доб­но­му Афа­на­сию боль­шую по­мощь ока­зал пле­мян­ник пре­по­доб­но­го Ми­ха­и­ла Ни­ки­фор, впо­след­ствии ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Ни­ки­фор Фо­ка (963–969), ко­то­рый, на­ве­щая сво­е­го дя­дю, по­зна­ко­мил­ся с ним. По­сле пя­ти­де­ся­ти лет неустан­ных ино­че­ских по­дви­гов пре­по­доб­ный Ми­ха­ил Ма­ле­ин мир­но ото­шел ко Гос­по­ду в 962 г.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/589

☦️
Мученик Фео́дор Варяг, Киевский и Мученик Иоа́нн Печерский, Киевский, отрок, первомученик Российский.
Свя­тые му­че­ни­ки Фе­о­дор Ва­ряг и сын его Иоанн жи­ли в Ки­е­ве в Х сто­ле­тии, ко­гда ва­ря­ги, пред­ки ны­неш­них шве­дов и нор­веж­цев, при­ни­ма­ли осо­бен­но де­я­тель­ное уча­стие в го­судар­ствен­ной и во­ен­ной жиз­ни Ру­си. Куп­цы и во­и­ны, они про­кла­ды­ва­ли но­вые тор­го­вые пу­ти в Ви­зан­тию и на Во­сток, участ­во­ва­ли в по­хо­дах на Ца­рь­град, со­став­ля­ли зна­чи­тель­ную часть на­се­ле­ния древ­не­го Ки­е­ва и кня­же­ских на­ем­ных дру­жин. Глав­ный тор­го­вый путь Ру­си – из Бал­тий­ско­го мо­ря в Чер­ное – на­зы­ва­ли то­гда «путь из ва­ряг в гре­ки».
На ва­ряж­скую дру­жи­ну опи­ра­лись в сво­их на­чи­на­ни­ях во­жди и устро­и­те­ли ран­ней рус­ской го­судар­ствен­но­сти. Как и сла­вяне, сре­ди ко­то­рых они жи­ли, мно­гие из за­мор­ских при­шель­цев под вли­я­ни­ем Ви­зан­тий­ской Церк­ви при­ни­ма­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Ки­ев­ская Русь за­ни­ма­ла сре­дин­ное ме­сто меж­ду язы­че­ской Скан­ди­на­ви­ей и пра­во­слав­ной Ви­зан­ти­ей, по­это­му гос­под­ству­ю­щи­ми в ду­хов­ной жиз­ни Ки­е­ва ока­зы­ва­лись по­пе­ре­мен­но то жи­ви­тель­ное ве­я­ние хри­сти­ан­ской ве­ры, шед­шее с юга (при бла­жен­ном Ас­коль­де в 860–882 гг., при Иго­ре и свя­той Оль­ге в 940–950-х гг.), то гу­би­тель­ные вих­ри язы­че­ства, на­ле­тев­шие с се­ве­ра, от Ва­ряж­ско­го мо­ря (при Ве­щем Оле­ге, убив­шем Ас­коль­да в 882 г., при вос­ста­нии древ­лян, убив­ших Иго­ря в 945 г., при кня­зе Свя­то­сла­ве, от­ка­зав­шем­ся при­нять Кре­ще­ние, несмот­ря на на­сто­я­ния сво­ей ма­те­ри, рав­ноап­о­столь­ной Оль­ги).
Ко­гда в 972 г. (по дру­гим дан­ным, в 970 г.) Свя­то­слав был убит пе­че­не­га­ми, ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским оста­вал­ся на­зна­чен­ный им стар­ший сын, Яро­полк. Сред­ний сын, Олег, бы­лин­ный Воль­га Свя­то­сла­вич, дер­жал Древ­лян­скую зем­лю, млад­ший, Вла­ди­мир, – Нов­го­род. Прав­ле­ние Яро­пол­ка (970–978 гг.), как прав­ле­ние его баб­ки, Оль­ги, вновь ста­ло вре­ме­нем пре­иму­ще­ствен­но­го хри­сти­ан­ско­го вли­я­ния на ду­хов­ную жизнь Ру­си. Сам Яро­полк, по мне­нию ис­то­ри­ков, ис­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство, хо­тя, воз­мож­но, ла­тин­ско­го об­ря­да, и это ни­как не со­от­вет­ство­ва­ло ин­те­ре­сам скан­ди­нав­ских дру­жин­ни­ков – языч­ни­ков, при­вык­ших счи­тать Ки­ев опло­том сво­е­го вли­я­ния в зем­лях сла­вян. Их пред­во­ди­те­ли по­ста­ра­лись по­ссо­рить меж­ду со­бой бра­тьев, вы­зва­ли меж­до­усоб­ную вой­ну Яро­пол­ка с Оле­гом, а по­сле то­го, как был убит Олег, под­дер­жа­ли Вла­ди­ми­ра в борь­бе про­тив Яро­пол­ка.
Бу­ду­щий кре­сти­тель Ру­си на­чи­нал свой путь убеж­ден­ным языч­ни­ком и опи­рал­ся на ва­ря­гов, спе­ци­аль­но при­ве­ден­ных им из-за мо­ря, в ка­че­стве во­ен­ной си­лы. Его по­ход на Ки­ев 978 го­да, увен­чав­ший­ся пол­ным успе­хом, пре­сле­до­вал не толь­ко во­ен­но-по­ли­ти­че­ские це­ли: это был ре­ли­ги­оз­ный по­ход рус­ско-ва­ряж­ско­го язы­че­ства про­тив на­рож­дав­ше­го­ся ки­ев­ско­го хри­сти­ан­ства. 11 июня 978 го­да Вла­ди­мир «сел на сто­ле от­ца сво­е­го в Ки­е­ве», а несчаст­ный Яро­полк, при­гла­шен­ный бра­том для пе­ре­го­во­ров, при вхо­де в пир­ше­ствен­ный зал был пре­да­тель­ски убит дву­мя ва­ря­га­ми, прон­зив­ши­ми его ме­ча­ми. Для устра­ше­ния ки­ев­лян, сре­ди ко­то­рых уже мно­гие, как рус­ские, так и ва­ря­ги, бы­ли хри­сти­ане, в вос­ста­нов­лен­ном и укра­шен­ном но­вы­ми идо­ла­ми язы­че­ском свя­ти­ли­ще бы­ли со­вер­ше­ны неиз­вест­ные до то­го вре­ме­ни у дне­пров­ских сла­вян че­ло­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. В ле­то­пи­си ска­за­но о по­став­лен­ных Вла­ди­ми­ром ку­ми­рах: «И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли к ним сво­их сы­но­вей и до­че­рей, и жерт­вы эти шли бе­сам… И осквер­ни­лась кро­вью зем­ля Рус­ская и холм тот».
Ви­ди­мо, к это­му пер­во­му пе­ри­о­ду тор­же­ства язы­че­ства в Ки­е­ве при во­кня­же­нии Вла­ди­ми­ра сле­ду­ет от­не­сти ги­бель свя­тых му­че­ни­ков Фе­о­до­ра Ва­ря­га и сы­на его Иоан­на, ко­то­рую мож­но в этом слу­чае да­ти­ро­вать 12 июля 978 г. Воз­мож­но, впро­чем, что по­двиг свя­тых ки­ев­ских ва­ря­гов-му­че­ни­ков имел ме­сто ле­том 983 го­да, ко­гда вол­на язы­че­ской ре­ак­ции про­ка­ти­лась не толь­ко по Ру­си, но и по все­му сла­вя­но-гер­ман­ско­му ми­ру. Про­тив Хри­ста и Церк­ви по­чти од­новре­мен­но вос­ста­ли языч­ни­ки в Да­нии, Гер­ма­нии, при­бал­тий­ских сла­вян­ских кня­же­ствах, и всю­ду вол­не­ния со­про­вож­да­лись раз­ру­ше­ни­ем хра­мов, убий­ством ду­хо­вен­ства и хри­сти­ан-ис­по­вед­ни­ков. Вла­ди­мир в тот год хо­дил в по­ход на ли­тов­ское пле­мя ят­вя­гов и одер­жал над ни­ми по­бе­ду. В озна­ме­но­ва­ние этой по­бе­ды ки­ев­ские жре­цы и ре­ши­ли сно­ва устро­ить кро­ва­вое жерт­во­при­но­ше­ние.

Жил сре­ди ки­ев­лян, со­об­ща­ет пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец, ва­ряг по име­ни Фе­о­дор, дол­гое вре­мя до то­го про­быв­ший на во­ен­ной служ­бе в Ви­зан­тии и при­няв­ший там Свя­тое Кре­ще­ние. Язы­че­ское имя его, со­хра­нив­ше­е­ся в на­зва­нии «Ту­ро­ва бож­ни­ца», бы­ло Тур (скан­ди­нав­ское Тор) или Утор (скан­ди­нав­ское От­тар), в ста­рин­ных ру­ко­пи­сях встре­ча­ет­ся то и дру­гое на­пи­са­ние. У Фе­о­до­ра был сын Иоанн, кра­си­вый и бла­го­че­сти­вый юно­ша, ис­по­ве­дав­ший, как и отец, хри­сти­ан­ство.
«И ска­за­ли стар­цы и бо­яре: Бро­сим жре­бий на от­ро­ков и де­виц, на ко­го па­дет он, то­го и за­ре­жем в жерт­ву бо­гам». Оче­вид­но, не без умыс­ла жре­бий, бро­шен­ный язы­че­ски­ми жре­ца­ми, пал на хри­сти­а­ни­на Иоан­на.
Ко­гда по­слан­ные к Фе­о­до­ру со­об­щи­ли, что его сы­на «из­бра­ли се­бе бо­ги, да при­не­сем его им в жерт­ву», ста­рый во­ин ре­ши­тель­но от­ве­тил: «Не бо­ги это, а де­ре­во. Нын­че есть, а зав­тра сгни­ет. Не едят они, не пьют и не го­во­рят, но сде­ла­ны че­ло­ве­че­ски­ми ру­ка­ми из де­ре­ва. Бог же Един, Ему слу­жат гре­ки и по­кло­ня­ют­ся. Он со­тво­рил небо и зем­лю, звез­ды и лу­ну, солн­це и че­ло­ве­ка, и пред­на­зна­чил ему жить на зем­ле. А эти бо­ги что со­тво­ри­ли? Они са­ми со­тво­ре­ны. Не дам сы­на мо­е­го бе­сам».
Это был пря­мой вы­зов хри­сти­а­ни­на обы­ча­ям и ве­ро­ва­ни­ям языч­ни­ков. Во­ору­жен­ной тол­пой языч­ни­ки ри­ну­лись к Фе­о­до­ру, раз­нес­ли его двор, окру­жи­ли дом. Фе­о­дор, по сло­вам ле­то­пис­ца, «сто­ял на се­нях с сы­ном сво­им», му­же­ствен­но, с ору­жи­ем в ру­ках, встре­чал вра­гов. (Се­ня­ми в ста­рин­ных рус­ских до­мах на­зы­ва­ли устро­ен­ную на стол­бах кры­тую га­ле­рею вто­ро­го эта­жа, на ко­то­рую ве­ла лест­ни­ца). Он спо­кой­но смот­рел на бес­но­вав­ших­ся языч­ни­ков и го­во­рил: «Ес­ли они бо­ги, пусть по­шлют од­но­го из бо­гов и возь­мут мо­е­го сы­на». Ви­дя, что в чест­ном бою им не одо­леть Фе­о­до­ра и Иоан­на, храб­рых ис­кус­ных во­и­нов, оса­ждав­шие под­сек­ли стол­бы га­ле­реи, и ко­гда те об­ру­ши­лись, на­ва­ли­лись тол­пой на ис­по­вед­ни­ков и уби­ли их.

Уже в эпо­ху пре­по­доб­но­го Несто­ра, ме­нее чем через сто лет по­сле ис­по­вед­ни­че­ско­го по­дви­га ки­ев­ских ва­ря­гов, Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­чи­та­ла их в сон­ме свя­тых. Фе­о­дор и Иоанн ста­ли пер­вы­ми му­че­ни­ка­ми за свя­тую пра­во­слав­ную ве­ру в Рус­ской зем­ле. Пер­вы­ми «рус­ски­ми граж­да­на­ми небес­но­го гра­да» на­звал их спи­са­тель Ки­е­во-Пе­чер­ско­го Па­те­ри­ка, епи­скоп Си­мон, свя­ти­тель Суз­даль­ский († 1226; па­мять 10 мая). По­след­няя из кро­ва­вых язы­че­ских жертв в Ки­е­ве ста­ла пер­вой свя­той хри­сти­ан­ской жерт­вой – со­рас­пя­ти­ем Хри­сту. Путь «из ва­ряг в гре­ки» ста­но­вил­ся для Ру­си пу­тем из язы­че­ства в Пра­во­сла­вие, из тьмы к све­ту.
На ме­сте му­че­ни­че­ской кон­чи­ны ва­ря­гов свя­той рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир воз­двиг впо­след­ствии Де­ся­тин­ную цер­ковь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, освя­щен­ную 12 мая 996 го­да (празд­ну­ет­ся 12 мая). В нее бы­ли пе­ре­не­се­ны в 1007 г. мо­щи свя­той рав­ноап­о­столь­ной Оль­ги. Во­семь лет спу­стя здесь об­рел ме­сто по­след­не­го упо­ко­е­ния сам свя­той Вла­ди­мир, кре­стив­ший Рус­скую зем­лю, а в 1044 г. его сын, Яро­слав Муд­рый, пе­ре­нес в эту цер­ковь остан­ки сво­их дя­дей, Яро­пол­ка и Оле­га, пред­ва­ри­тель­но «кре­стив их ко­сти». Оче­вид­но, по­след­нее вы­зва­но бы­ло тре­бо­ва­ни­ем цер­ков­ных пра­вил о по­втор­ном Кре­ще­нии хри­сти­а­ни­на при от­сут­ствии до­сто­вер­ных сви­де­тельств о пер­вом Кре­ще­нии. С дру­гой сто­ро­ны, в древ­нем Ки­е­ве при­да­ва­ли боль­шое зна­че­ние древ­не­хри­сти­ан­ским ска­за­ни­ям о воз­мож­но­сти по осо­бой ми­ло­сти Бо­жи­ей по­смерт­но­го со­вер­ше­ния Та­ин­ства Кре­ще­ния над людь­ми, скон­чав­ши­ми­ся вне цер­ков­но­го об­ще­ния. Та­кой рас­сказ чи­та­ет­ся, на­при­мер, в из­вест­ном па­мят­ни­ке древ­не­рус­ской учи­тель­ной ли­те­ра­ту­ры – «Из­бор­ни­ке 1076 го­да», при­над­ле­жав­шем сы­ну Яро­сла­ва Муд­ро­го, бла­го­че­сти­во­му кня­зю Свя­то­сла­ву († 1076).

Ди­вен Бог во свя­тых Сво­их. Кам­ня и брон­зы не ща­дит вре­мя, а ниж­ний сруб де­ре­вян­но­го до­ма свя­тых ва­ря­гов-му­че­ни­ков, со­жжен­но­го ты­ся­чу лет на­зад, со­хра­нил­ся до на­ших дней; он был об­на­ру­жен в 1908 го­ду, во вре­мя рас­ко­пок в Ки­е­ве, у ал­та­ря Де­ся­тин­ной церк­ви.

☦️
Преподобный Иоа́нн Святогорец, Иверский (Афонский).
Преподобный Иоа́нн, отец пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Но­во­го, Афон­ско­го († 1028 г.; па­мять 13/26 мая), был знат­ным вель­мо­жей и род­ствен­ни­ком гру­зин­ско­го ца­ря, оста­вил мир и уда­лил­ся в один из Име­ре­тин­ских мо­на­сты­рей, где при­нял схи­му. Через неко­то­рое вре­мя пе­ре­шел на го­ру Олимп и под­ви­зал­ся на ней. Про­сла­вил­ся ос­но­ва­ни­ем зна­ме­ни­то­го Ивер­ско­го мо­на­сты­ря на Афоне, где был игу­ме­ном. Мир­но по­чил о Гос­по­де в 1005 г. По­сле его смер­ти на­сто­я­тель­ство­вал сын его, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий.

☦️
Преподобный Гаврии́л Святогорец, Иверский (Афонский).
Пре­по­доб­ный Гав­ри­ил Свя­то­го­рец был ро­дом из Иве­рии, от­шель­ни­че­ски под­ви­зал­ся в пре­де­лах Ивер­ской оби­те­ли на Св. Го­ре Афон.
За вы­со­ту сво­ей жиз­ни удо­сто­ил­ся ви­де­ния, в ко­то­ром Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­ве­ле­ла ему воз­ве­стить на­сто­я­те­лю и бра­тии, что Она хо­чет дать им Свою ико­ну в по­мощь и за­ступ­ле­ние. По Ее по­ве­ле­нию ста­рец Гав­ри­ил дол­жен был с ве­рой пой­ти по мор­ским вол­нам и при­нять ико­ну для оби­те­ли.
Пре­по­доб­ный Гав­ри­ил объ­явил о чу­дес­ном ви­де­нии, и на­сто­я­тель с бра­ти­ей вы­шли на бе­рег при мо­леб­ном пе­нии со све­ча­ми и ка­диль­ни­ца­ми. Свя­той ста­рец вы­пол­нил гла­гол Бо­го­ма­те­ри, небо­яз­нен­но по­шел по во­де, как по­су­ху, с бла­го­го­ве­ни­ем при­нял свя­тую ико­ну Бо­го­ма­те­ри и при­нес ее на бе­рег. Эта ико­на ста­ла име­но­вать­ся по на­зва­нию оби­те­ли Ивер­ской.

☦️
Преподобный Арсе́ний Новгородский, Христа ради юродивый.
Пре­по­доб­ный Ар­се­ний Нов­го­род­ский, в ми­ру Ам­вро­сий, ро­дил­ся в г. Рже­ве в се­мье бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан. Отец его, Гри­го­рий, за­ни­мал­ся вы­дел­кой кож и на­учил сво­е­му ре­ме­с­лу сы­на. Ам­вро­сий для под­дер­жа­ния ро­ди­те­лей при­леж­но за­ни­мал­ся этим ре­меслом, не за­бы­вал он и ни­щих, ко­то­рых на­де­лял ми­ло­сты­ней. Вос­пи­тан­ный во вся­ком бла­го­че­стии, он еже­днев­но по­се­щал хра­мы Бо­жии для мо­лит­вы. По смер­ти от­ца Ам­вро­сий был по­нуж­да­ем ма­те­рью всту­пить в су­пру­же­ство с де­ви­цей Ма­ри­ей, но и пол­го­да не про­жил с су­пру­гой.
Как неко­гда Ав­ра­ам оста­вил дом ро­ди­тель­ский, чтобы ид­ти стран­ни­ком на зов Бо­жий, так и сей бла­жен­ный юно­ша оста­вил все свое – и дом, и прис­ных – и втайне от них бе­жал в Ве­ли­кий Нов­го­род. В Нов­го­ро­де он ис­пол­нял ко­же­вен­ные ра­бо­ты, тай­но со­вер­шая спа­си­тель­ный по­двиг по­ста и мо­лит­вы. Через пять лет свя­той Ам­вро­сий на­пи­сал пись­мо жене и ма­те­ри, в ко­то­ром уте­шал их еван­гель­ским обе­ща­ни­ем веч­ной бла­жен­ной жиз­ни тем, кто оста­вит ра­ди Гос­по­да мать, же­ну, де­тей, иму­ще­ство (Мф.19,29).
В 1562 го­ду с по­мо­щью Фе­о­до­ра Ди­мит­ри­е­ви­ча Сыр­ко­ва, бла­го­че­сти­во­го стро­и­те­ля хра­мов и мо­на­сты­рей, свя­той Ам­вро­сий ос­но­вал оби­тель и храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, что на Яро­слав­ском дво­ри­ще (тор­го­вая сто­ро­на Нов­го­ро­да, на пра­вом бе­ре­гу ре­ки Вол­хов), по со­сед­ству с хра­мом в честь свя­тых жен-ми­ро­но­сиц. В этой же оби­те­ли он при­нял мо­на­ше­ский пост­риг с име­нем Ар­се­ний.
В об­ра­зе Ан­гель­ском еще бо­лее усу­гу­бил пре­по­доб­ный Ар­се­ний свой по­двиг, ибо все­го се­бя пре­дал люб­ви Бо­жи­ей, и жи­тель­ство его, по сло­ву апо­столь­ско­му, бы­ло со­кро­вен­но со Хри­стом в Бо­ге (Кол.3,3). Жизнь он вел са­мую стро­гую, до­во­ль­ство­вал­ся ма­лым; на те­ле но­сил вери­ги, ко­то­рые бы­ли при­кры­ты та­кой бед­ной и вет­хой одеж­дой, что ни­ка­кой бед­няк не по­за­рил­ся бы на нее. Угод­ник Бо­жий на­ря­ду со стро­гим по­стом и утруж­де­ни­ем пло­ти за­ни­мал­ся внут­рен­ним де­ла­ни­ем: его ум был по­сто­ян­но за­нят мо­лит­вой, со­про­вож­дав­шей­ся бла­го­дат­ным да­ром слез. В по­след­ние го­ды зем­ной жиз­ни пре­по­доб­ный Ар­се­ний жил в за­тво­ре в сво­ем мо­на­сты­ре. Из его очей по­сто­ян­но тек­ли сле­зы по­ка­я­ния, и пла­кал он так­же о сво­ей зем­ной от­чизне, про­ви­дя гроз­ные бе­ды, го­то­вые об­ру­шить­ся на гор­дых нов­го­род­цев за их без­за­ко­ния.
В 1570 го­ду царь Иоанн Гроз­ный пре­дал же­сто­кой каз­ни ты­ся­чи нов­го­род­цев. Узнав о пре­по­доб­ном Ар­се­нии, царь при­шел к нему с щед­ры­ми по­дар­ка­ми. Но свя­той не при­нял да­ров, упрек­нув ца­ря за же­сто­кость, стро­го го­во­ря: «Мно­гие непо­вин­ные ду­ши по­слал ты в Цар­ство Небес­ное». Ко­гда, со­би­ра­ясь в Псков, Иоанн Гроз­ный вновь при­шел к пре­по­доб­но­му Ар­се­нию и про­сил бла­го­сло­ве­ния на до­ро­гу, по­движ­ник ска­зал: «Зав­тра, го­су­дарь, го­тов и я в путь». Об­ра­до­вал­ся его го­тов­но­сти царь, но это бы­ло толь­ко та­ин­ствен­ное пред­ска­за­ние о собст­вен­ной кон­чине. На­ут­ро, при­об­щив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Ар­се­ний пре­дал на мо­лит­ве чи­стую свою ду­шу Бо­гу 12 июля 1570 (1571) го­да.
По­греб­ли свя­то­го Ар­се­ния в том же за­тво­ре, где он со­вер­шал спа­си­тель­ный по­двиг. По­сле об­ре­те­ния нетлен­ных мо­щей пре­по­доб­но­го над ни­ми бы­ла по­стро­е­на ча­сов­ня, а за­тем де­ре­вян­ная цер­ковь в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва. Со­хра­ни­лась за­пись 1634 го­да: «На тор­го­вой сто­роне, в мо­на­сты­ре Ар­се­нье­ве мо­щи пре­по­доб­но­го Ар­се­ния ле­жат под спу­дом; от мо­щей его при­хо­дя­щим с ве­рою ис­це­ле­ния бы­ва­ют. Тро­парь и кондак ему со­став­лен…» Не ра­нее 1701 го­да бы­ло на­пи­са­но жи­тие свя­то­го Ар­се­ния и со­став­ле­на ему служ­ба. 21 ян­ва­ря 1787 го­да нетлен­ные мо­щи по­движ­ни­ка бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ки­рил­лов мо­на­стырь близ Нов­го­ро­да и по­ло­же­ны на юж­ной сто­роне со­бор­ной церк­ви во имя свя­ти­те­лей Афа­на­сия и Ки­рил­ла Алек­сан­дрий­ских (па­мять 18/31 ян­ва­ря). Там же был по­стро­ен и освя­щен в сен­тяб­ре 1793 го­да при­дел во имя пре­по­доб­но­го Ар­се­ния, а в 1812 го­ду устро­е­на но­вая по­зо­ло­чен­ная гроб­ни­ца. Па­мять пре­по­доб­но­го Ар­се­ния празд­но­ва­лась в оби­те­ли в пер­вое вос­кре­се­нье по­сле 18 ян­ва­ря, то есть по­сле хра­мо­во­го празд­ни­ка мо­на­сты­ря. В честь пре­по­доб­но­го Ар­се­ния был освя­щен так­же при­дел в хра­ме в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в г. Рже­ве.
В древ­нем жи­тии пре­по­доб­ный Ар­се­ний на­зван юро­ди­вым Хри­ста ра­ди.

☦️
Преподобномученик Си́мон Воломский, Устюжский, игумен.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Си­мон Во­лом­ский (в ми­ру Си­ме­он Ми­хай­ло­вич) ро­дил­ся в 1586 го­ду в се­мье кре­стья­ни­на мо­на­стыр­ской Во­ло­ко­лам­ской вот­чи­ны. В 1607 го­ду, в Смут­ное вре­мя, его отец, ра­зо­рив­шись, от­пра­вил­ся на се­вер, а Си­ме­он по­шел в Моск­ву. Там он на­шел при­ют у од­но­го порт­но­го и на­учил­ся порт­няж­но­му ре­ме­с­лу.
Вско­ре свя­той Си­ме­он по­ки­нул Моск­ву, на­пол­нен­ную то­гда из­мен­ни­ка­ми оте­че­ства, и по­шел в Устюг, где, во­дво­рив­шись, пи­тал­ся тру­да­ми рук сво­их. Спу­стя неко­то­рое вре­мя, дви­жи­мый бла­го­че­сти­ем, на­пра­вил­ся он на ост­ров Со­ло­вец­кий для по­кло­не­ния пре­по­доб­ным Зо­си­ме и Сав­ва­тию. В Со­ло­вец­ком мо­на­сты­ре Си­ме­он на­учил­ся гра­мо­те и цер­ков­но­му пе­нию, сла­дост­но бы­ло для него чте­ние бо­же­ствен­ных книг и бе­се­да с ду­хов­ны­ми стар­ца­ми о спа­се­нии ду­ши. Од­на­ко из-за мно­го­люд­ства в про­слав­лен­ной оби­те­ли св. Си­ме­он, жаж­дав­ший уеди­нен­ных и без­молв­ных по­дви­гов, пе­ре­шел в пу­стын­ный мо­на­стырь в честь Гру­зин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, рас­по­ло­жен­ный на Чер­ной го­ре, на ре­ке Пи­не­ге. Там он мо­лил игу­ме­на Ма­ка­рия по­стричь его в ино­че­ство. По­сле мно­гих на­зи­да­тель­ных ре­чей на­сто­я­тель ис­пол­нил его бла­го­че­сти­вое же­ла­ние и из­ме­нил мир­ское имя его Си­мео­на на сход­ное с оным Си­мо­на; юно­ше бы­ло то­гда уже два­дцать че­ты­ре го­да. Со всей рев­но­стью пре­дал он се­бя служ­бе мо­на­стыр­ской, без­ро­пот­но ис­пол­няя все тя­же­лые по­слу­ша­ния, имея все­гда в серд­це сво­ем па­мять смерт­ную и непре­стан­но по­вто­ряя бо­го­дух­но­вен­ные сло­ва Да­ви­да: Виждь, Гос­по­ди, сми­ре­ние мое и труд мой и оста­ви вся гре­хи моя (Пс.24,18). Стро­гая по­движ­ни­че­ская жизнь снис­ка­ла ему лю­бовь и ува­же­ние бра­тии. Сла­ва о его рав­но­ан­гель­ском жи­тии ста­ла рас­про­ст­ра­нять­ся в окру­ге. Но пре­по­доб­ный Си­мон по­же­лал со­вер­шен­но­го без­мол­вия, и игу­мен, зная вы­со­кую его доб­ро­де­тель, от­пу­стил его в уеди­не­ние.
Неко­то­рое вре­мя он пу­те­ше­ство­вал по мо­на­сты­рям Нов­го­род­ской, Мос­ков­ской и Во­ло­год­ской епар­хий, а за­тем в 1613 го­ду по­се­лил­ся в 80-ти вер­стах от Устю­га, в глу­хом и непро­хо­ди­мом ме­сте Вол­мы, или Во­лом­ском ле­су, на ре­ке Кич­мен­ге. По­лю­би­лось это ди­кое ме­сто бла­жен­но­му Си­мо­ну, и он мо­лил­ся Гос­по­ду и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри, чтобы поз­во­ли­ли ему тут во­дво­рить­ся для спа­се­ния его ду­ши. Он по­ста­вил се­бе тес­ную кел­лию и на­чал воз­де­лы­вать зем­лю в со­вер­шен­ном уеди­не­нии, пи­тал­ся он ово­ща­ми, ко­то­рые сам са­дил, а ино­гда хле­бом, ко­то­рый со­би­рал как ми­ло­сты­ню в окрест­ных се­ле­ни­ях, ибо в те­че­ние пя­ти лет ни­кто не ве­дал его уеди­нен­ной кел­лии, ограж­ден­ной дре­му­чим бо­ром. Ко­гда же окрест­ные жи­те­ли узна­ли, то ста­ра­лись его вы­тес­нить, но он бла­го­душ­но пре­тер­пел го­не­ние и удер­жал­ся на из­бран­ном ме­сте.
Ко­гда по­не­мно­гу на­ча­ли со­би­рать­ся к прп. Си­мо­ну уче­ни­ки, он по­же­лал уст­ро­ить оби­тель. Ис­про­сив у ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча жа­ло­ван­ной гра­мо­ты на из­бран­ное им ме­сто, пре­по­доб­ный по­ста­вил цер­ковь во имя Воз­дви­же­ния Крес­та Гос­под­ня. Од­на­ко вско­ре по­сле освя­ще­ния храм был со­жжен окрест­ны­ми по­се­ля­на­ми, опа­сав­ши­ми­ся, что к хра­му отой­дут их зем­ли. Пре­по­доб­ный Си­мон не пал ду­хом и стал стро­ить но­вую цер­ковь. В 1620 го­ду, ко­гда храм так­же в честь Воз­дви­же­ния Кре­ста Гос­под­ня был по­стро­ен, пре­по­доб­ный Си­мон по­шел в Ро­стов, чтобы про­сить у ар­хи­епи­ско­па Вар­ла­а­ма ан­ти­минс и нуж­ную утварь. Но он по­лу­чил не толь­ко все необ­хо­ди­мое для бо­го­слу­же­ния, но и при­нял от ру­ки его и сан свя­щен­ства. Воз­вра­тив­шись в свою оби­тель, пре­по­доб­ный Си­мон уже сам освя­тил но­вую цер­ковь.
Пре­по­доб­ный игу­мен Си­мон был для бра­тии при­ме­ром тру­до­лю­бия, сми­ре­ния, про­сто­ты сер­деч­ной. Пост и мо­лит­ва бы­ли глав­ным де­ла­ни­ем ино­ков. Од­на­ко враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го про­дол­жал на­стра­и­вать про­тив свя­то­го стар­ца неко­то­рых кре­стьян. Да­ро­ван­ные ца­рем Ми­ха­и­лом Фе­о­до­ро­ви­чем жа­ло­ван­ные гра­мо­ты на вла­де­ние зем­лей в окру­ге на 10 верст вы­зы­ва­ли у них за­висть и зло­бу. Одн­аж­ды три зло­дея на­па­ли на свя­то­го стар­ца, ко­гда он один ру­бил лес, на­ва­ли­ли на него ко­ло­ду и гро­зи­ли убить, ес­ли он не от­даст им гра­мо­ту на зем­лю. Ед­ва умо­лил их прп. Си­мон от­пу­стить его, чтобы по­ис­кать гра­мо­ту. Воз­вра­тясь к сво­им, он рас­ска­зал быв­шее с ним при­клю­че­ние и угро­жав­шую опас­ность. Мо­на­стыр­ские лю­ди со­бра­лись, что­бы пой­мать сих трех на­силь­ни­ков, но ни­где не мог­ли най­ти их.
12 июля 1641 го­да, ко­гда боль­шин­ство ино­ков оби­те­ли ушли на празд­ник в честь Про­ко­пия Устюж­ско­го (па­мять 8/21 июля), зло­умыш­лен­ни­ки про­бра­лись в мо­на­стырь и, най­дя пре­по­доб­но­го од­но­го, вновь ста­ли тре­бо­вать гра­мо­ту. Пре­по­доб­ный умо­лил их от­пу­стить его в цер­ковь для отыс­ки­ва­ния гра­мо­ты. Там он пал ниц пред ико­ной Ма­те­ри Бо­жи­ей и со сле­за­ми мо­лил­ся, бла­го­да­ря Вла­ды­чи­цу за то, что поз­во­ли­ла ему во­дво­рит­ся в сей пу­стыне, и по­ру­чал Ей с сы­нов­ней до­ве­рен­но­стью со­бран­ные им ста­до и са­мо­го се­бя в час смерт­ный; мо­лил­ся и Гос­по­ду Иису­су, чтобы по­слал Ан­ге­ла ми­ра при­нять ду­шу его и при­чис­лил бы его к из­бран­но­му Сво­е­му ста­ду. Вос­став от мо­лит­вы, он при­час­тил­ся в ал­та­ре за­пас­ны­ми Да­ра­ми, хра­нив­ши­ми­ся в ков­че­ге, и, укреп­лен­ный бес­смерт­ною ве­щею, вы­шел к сво­им зло­де­я­ми: «Те­перь де­лай­те со мною, что хо­ти­те». И же­сто­ко­серд­ные, не уми­лив­шись сми­ре­ни­ем стар­ца, «мно­го му­чи­ша, по­ру­га­ю­ще­ся ему и но­жи раз­бо­до­ша свя­тое те­ло его, и на­ко­нец от­се­ко­ша чест­ную гла­ву его, и по­вер­го­ша те­ло близ его кел­лии».
Несколь­ко дней ле­жа­ло по­вер­жен­ное те­ло, ни­кем не вре­ди­мое, ни зве­ря­ми, ни пти­ца­ми. Воз­вра­ти­лись бра­тия из Ве­ли­ко­го Устю­га и с ужа­сом об­ре­ли бла­жен­но­го сво­е­го на­став­ни­ка мерт­вым пред дверь­ми его кел­лии, с же­сто­ки­ми зна­ка­ми му­че­ния. Вы­зван­ный из Ар­хан­гель­ской оби­те­ли го­ро­да Устю­га иеро­мо­нах Еф­рем со­вер­шил от­пе­ва­ние, и те­ло пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Си­мо­на бы­ло с че­стью по­гре­бе­но с ле­вой сто­ро­ны со­здан­но­го им хра­ма. В ско­ром вре­ме­ни у мо­ги­лы свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­де­са, в ос­нов­ном ис­це­ле­ния боль­ных. В 1646 го­ду на­ча­лось по­чи­та­ние пре­по­доб­но­му­че­ни­ка, ему бы­ла со­став­ле­на служ­ба с опи­са­ни­ем жи­тия и чу­дес.

☦️
Икона Богородицы «Троеручица».
(иной день памяти 11 июля).
В IX ве­ке, во вре­мя ико­но­бор­че­ства, за рев­ност­ное по­чи­та­ние свя­тых икон пре­по­доб­ный Иоанн Да­мас­кин († ок. 780; па­мять 4 де­каб­ря) был окле­ве­тан им­пе­ра­то­ром Львом III Ис­ав­ром (717–740) пе­ред Да­мас­ским ка­ли­фом в го­судар­ствен­ной из­мене. Ка­лиф при­ка­зал от­сечь кисть ру­ки пре­по­доб­но­го и по­ве­сить ее на рын­ке. К ве­че­ру свя­той Иоанн, ис­про­сив у ка­ли­фа от­руб­лен­ную кисть, при­ло­жил ее к су­ста­ву и пал ниц пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Пре­по­доб­ный про­сил Вла­ды­чи­цу ис­це­лить ру­ку, пи­сав­шую в за­щи­ту Пра­во­сла­вия. По­сле дол­гой мо­лит­вы он за­дре­мал и уви­дел во сне, что Пре­чи­стая об­ра­ща­ет­ся к нему, обе­щая ско­рое ис­це­ле­ние. При этом Ма­терь Бо­жия по­ве­ле­ла ему без ле­ни тру­дить­ся этой ру­кой. Про­бу­див­шись от сна, пре­по­доб­ный Иоанн уви­дел, что ру­ка невре­ди­ма. В бла­го­дар­ность за ис­це­ле­ние свя­той при­ло­жил к иконе сде­лан­ную из се­реб­ра ру­ку, от­че­го ико­на и по­лу­чи­ла на­зва­ние «Тро­е­ру­чи­ца». По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Иоанн на­пи­сал бла­годар­ствен­ную песнь Ма­те­ри Бо­жи­ей «О Те­бе ра­ду­ет­ся, Бла­го­дат­ная, вся­кая тварь», ко­то­рая яв­ля­ет­ся за­до­стой­ни­ком в ли­тур­гии свя­то­го Ва­си­лия Ве­ли­ко­го.
Свя­той Иоанн Да­мас­кин при­нял ино­че­ство в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го и пе­ре­дал ту­да чу­до­твор­ную ико­ну. Лав­ра да­ро­ва­ла ико­ну «Тро­е­ру­чи­цы» в бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­лю Сав­ве, ар­хи­епи­ско­пу Серб­ско­му († 1237; па­мять 12 ян­ва­ря). Во вре­мя на­ше­ствия ту­рок на Сер­бию хри­сти­ане, же­лая со­хра­нить ико­ну, по­ру­чи­ли ее по­пе­че­нию Са­мой Ма­те­ри Бо­жи­ей. Они воз­ло­жи­ли ее на ос­ла, ко­то­рый без по­гон­щи­ка при­шел на Афон и оста­но­вил­ся пе­ред Хи­лен­дар­ским мо­на­сты­рем. Ино­ки по­ста­ви­ли ико­ну в со­бор­ном хра­ме. Во вре­мя раз­но­гла­сий при вы­бо­ре на­сто­я­те­ля Ма­терь Бо­жия бла­го­во­ли­ла Са­ма при­нять на­сто­я­тель­ство, и Ее свя­тая ико­на за­ня­ла игу­мен­ское ме­сто в хра­ме. С тех пор в Хи­лен­дар­ской оби­те­ли из­би­ра­ет­ся толь­ко на­мест­ник, а ино­ки, по мо­на­стыр­ско­му обы­чаю, по­лу­ча­ют от свя­той ико­ны бла­го­сло­ве­ние на все по­слу­ша­ния.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-troeruchica


Жития
Писание