☀️ неподвижный годовой круг:
• 22 июля (9 июля)
• сщмч. Панкра́тия Тавроменийского (I)
• сщмч. Кирилла Гортинского (III–IV)
• прмчч. Патерму́фия, Ко́прия, мч. Александра (361–363)
• прпп. Патермуфия и Ко́прия Египетских (IV)
• свт. Феодора Едесского (IX) 📚
• прп. Гавриила Афонского (1901)
• сщмч. Константина (Лебедева) (1918)
• икон Божией Матери: Кипрская (Стромынская), Колочская (1413)


☦️
Священномученик Панкра́тий Тавроменийский, Антиохийский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Пан­кра­тий, епи­скоп Тав­ро­ме­ний­ский, ро­дил­ся в то вре­мя, ко­гда Гос­подь наш Иисус Хри­стос жил на зем­ле.
Ро­ди­те­ли Пан­кра­тия бы­ли ро­дом из Ан­тио­хии. Услы­шав о бла­го­ве­стии Иису­са Хри­ста, отец Пан­кра­тия, взяв с со­бой юно­го сы­на, от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, чтобы лич­но ви­деть ве­ли­ко­го Учи­те­ля. Его по­тряс­ли чу­де­са, и, ко­гда он услы­шал Бо­же­ствен­ное уче­ние, то уве­ро­вал во Хри­ста как Сы­на Бо­жия. Он сбли­зил­ся с уче­ни­ка­ми Гос­по­да, осо­бен­но со свя­тым апо­сто­лом Пет­ром. С тех пор юно­ша Пан­кра­тий стал из­ве­стен свя­то­му апо­сто­лу Пет­ру.
По­сле Воз­не­се­ния Спа­си­те­ля один из апо­сто­лов при­шел в Ан­тио­хию и кре­стил ро­ди­те­лей Пан­кра­тия и весь их дом. Ко­гда ро­ди­те­ли Пан­кра­тия скон­ча­лись, он, оста­вив свое име­ние, ушел в Пон­тий­ские го­ры и стал жить в пе­ще­ре, про­во­дя дни в мо­лит­ве и глу­бо­ком ду­хов­ном раз­мыш­ле­нии. Свя­той апо­стол Петр, од­на­жды про­хо­дя по тем ме­стам, встре­тил Пан­кра­тия в Пон­те, взял его с со­бой в Ан­тио­хию, а за­тем в Ки­ли­кию, где на­хо­дил­ся свя­той апо­стол Па­вел. Там свя­тые апо­сто­лы Петр и Па­вел ру­ко­по­ло­жи­ли Пан­кра­тия во епи­ско­па си­ци­лий­ско­го го­ро­да Тав­ро­ме­нии.
Свя­ти­тель Пан­кра­тий усерд­но тру­дил­ся над хри­сти­ан­ским про­све­ще­ни­ем на­ро­да. В те­че­ние од­но­го ме­ся­ца он по­стро­ил храм, где со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. Чис­ло ве­ру­ю­щих быст­ро рос­ло, и вско­ре по­чти все жи­те­ли Тав­ро­ме­нии и окрест­ных го­ро­дов при­ня­ли хри­сти­ан­скую ве­ру.
Мно­го лет свя­той Пан­кра­тий мир­но управ­лял сво­ей паст­вой. Од­на­жды языч­ни­ки вос­ста­ли на свя­ти­те­ля и, вы­брав под­хо­дя­щее вре­мя, вне­зап­но на­па­ли на него и по­би­ли кам­ня­ми. Так му­че­ни­че­ски окон­чил свою жизнь свя­ти­тель Пан­кра­тий (I). Мо­щи свя­ти­те­ля по­ко­ят­ся в хра­ме его име­ни, в Ри­ме.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/97
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/575

☦️
Священномученик Кирилл Гортинский, епископ.
Священномученик Кирилл, епископ Гортинский (иной день памяти 19 сентября), 50 лет был епископом в Гортинии. Он пострадал при императоре Декии, правившем в 249–251 годах (по другим источникам, при Диоклетиане, 284–305, и его соправителе Максимиане, 285–305). В некоторых житиях также указывается, что жил он во времена одного из правителей по имени Луций (I-II века).
С юных лет он отличался добродетелью. Как христианин он однажды предстал перед судом и после допроса был брошен в темницу. Освобожденный чудесным образом св. Кирилл по повелению свыше прибыл в Рим, где оказал большую помощь Церкви своей проповедью. Когда же началось гонение, пятидесятилетний подвижник отправился в Иерусалим для поддержания духа находившихся там христиан (согласно другим данным, было ему 60 лет). По дороге он имел видение и получил повеление не миновать Крит. На острове его избрали епископом города Гортины и за долгие годы святительства он многих обратил от тьмы язычества к свету истины.
В глубокой старости святой Кирилл был взят на суд за свою проповедь среди язычников. Приведенный на суд к правителю, который принуждал его принести жертву идолам, святой старец-иерарх твердо исповедал свою веру во Христа и отказался исполнить душепагубное требование. Правитель приговорил святого Кирилла к сожжению, но огонь не коснулся святого. Видя чудо, многие язычники уверовали во Христа, а правитель, изумившись, воздал хвалу христианскому Богу и отпустил епископа на свободу.
Святой Кирилл продолжал свою проповедь и многих язычников привел ко Христу, сам же скорбел, что не сподобился пострадать за Спасителя. Через некоторое время правителю донесли, что святой Кирилл не перестает благовествовать и продолжает успешно обращать народ от тьмы язычества к свету Истины. Последовал приказ умертвить старца. Услышав приговор, святой Кирилл возрадовался, что сподобляется мученической смерти за Истину, и сам преклонил голову под меч. Было ему около 80 или 90 лет.

☦️
Преподобномученики Патерму́фий Египетский, Ко́прий Египетский и мученик Алекса́ндр Египетский.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Па­тер­му­фий, Ко­прий и му­че­ник Алек­сандр по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке (361–363). Па­тер­му­фий и его уче­ник Ко­прий бы­ли еги­пет­ски­ми от­шель­ни­ка­ми. Ко­гда им­пе­ра­тор-от­ступ­ник узнал о свя­тых, то ве­лел при­ве­сти их к се­бе и на­чал со­вра­щать в язы­че­ство, го­во­ря лу­ка­во, буд­то и он рань­ше слу­жил Хри­сту, но по­нял, что спа­се­ние мо­гут дать толь­ко язы­че­ские бо­ги. Ко­прий пре­льстил­ся обе­ща­ни­я­ми ца­ря и из­ме­нил Хри­сту, но мо­лит­ва­ми и слез­ны­ми уве­ща­ни­я­ми сво­е­го стар­ца по­знал свое па­де­ние, рас­ка­ял­ся и вновь ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном. Царь раз­гне­вал­ся и при­ка­зал же­сто­ко му­чить Ко­прия. Свя­той Па­тер­му­фий укреп­лял му­же­ство и тер­пе­ние бра­та. Один из во­и­нов, по име­ни Алек­сандр, ви­дя ужас­ные стра­да­ния Ко­прия, уве­ро­вал во Хри­ста и был при­го­во­рен к со­жже­нию. Свя­тые Па­тер­му­фий и Ко­прий бы­ли усе­че­ны ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/576

☦️
Преподобный Патерму́фий Египетский.
Преподобный Ко́прий Египетский.

Преподобный Патерму́фий Египетский сна­ча­ла был языч­ни­ком и ата­ма­ном шай­ки раз­бой­ни­ков, но по­том рас­ка­ял­ся, кре­стил­ся и уда­лил­ся в пу­сты­ню. Всю по­сле­ду­ю­щую жизнь пре­по­доб­ный по­свя­тил слу­же­нию боль­ным и по­гре­бе­нию умер­ших. За тру­до­лю­бие и по­дви­ги Па­тер­му­фий по­лу­чил от Бо­га дар чу­до­тво­ре­ния.
Пре­сви­тер Ко­прий был оче­вид­цем по­дви­гов пре­по­доб­но­го Па­тер­му­фия и опи­сал его жизнь и чу­де­са. Свя­той Ко­прий по­ве­дал о сво­ей жиз­ни пре­сви­те­ру Ру­фи­ну, ко­то­рый пе­ре­дал рас­сказ Пал­ла­дию, епи­ско­пу Еле­но­поль­ско­му, по­ме­стив­ше­му эту по­весть в сво­ей кни­ге «Лав­са­ик». Од­на­жды пре­по­доб­ный Ко­прий всту­пил в спор с ере­ти­ком Ма­ни­хе­ем и, ви­дя, что не мо­жет ему про­ти­во­сто­ять, пред­ло­жил ере­ти­ку раз­ве­сти боль­шой ко­стер и вме­сте вой­ти в него, чтобы Гос­подь Сам ре­шил, чья ве­ра ис­тин­ная. Ма­ни­хей от­ка­зал­ся ид­ти пер­вым; в ко­стер по­шел Ко­прий и, стоя на уг­лях, остал­ся невре­дим. На­род про­сла­вил ве­ру Ко­прия, а ере­ти­ка, не хо­тев­ше­го вой­ти в огонь, бро­сил в ко­стер. Весь обо­жжен­ный, вы­ско­чил ере­тик и пы­тал­ся бе­жать, но его пой­ма­ли и вновь бро­си­ли в ко­стер. То­гда пре­по­доб­ный Ко­прий успо­ко­ил на­род и от­пу­стил Ма­ни­хея.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/577

☦️
Святитель Фео́дор, епископ Едесский.
Свя­ти­тель Фе­о­дор, епи­скоп Едес­ский, ро­дил­ся в си­рий­ском го­ро­де Едес­се. Вся жизнь свя­то­го угод­ни­ка бы­ла яр­ким сви­де­тель­ством ве­ли­ких дел Бо­жи­их, про­слав­ля­ю­ще­го Сво­их свя­тых.
В два­дцать лет, ли­шив­шись ро­ди­те­лей и раз­дав свое име­ние ни­щим, он от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, где в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го при­нял по­стриг. Через 12 лет усерд­но­го ино­че­ско­го по­слу­ша­ния и 24 го­да пол­но­го за­тво­ра и ве­ли­ко­го воз­дер­жа­ния Гос­подь при­звал му­же­ствен­но­го по­движ­ни­ка к епи­скоп­ству, чтобы он све­тил ми­ру. По­сле смер­ти епи­ско­па Едес­сы не на­шлось пре­ем­ни­ка бо­лее до­стой­но­го, чем Фе­о­дор, и по об­ще­му со­гла­сию Ан­тио­хий­ско­го и Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­хов, а так­же ду­хо­вен­ства и ми­рян этот див­ный муж был из­бран во епи­ско­па. Нелег­ко бы­ло свя­то­му Фе­о­до­ру по­ки­дать свое без­мол­вие, но он по­ко­рил­ся во­ле Бо­жи­ей и всту­пил в управ­ле­ние Едес­ской Цер­ко­вью. Это про­изо­шло во вре­мя цар­ство­ва­ния гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла и ма­те­ри его Фе­о­до­ры (842–855). Во вре­мя со­вер­ше­ния над пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром епи­скоп­ской хи­ро­то­нии про­изо­шло ве­ли­кое чу­до. На­род уви­дел бе­ло­снеж­но­го го­лу­бя, па­рив­ше­го под ку­по­лом хра­ма, ко­то­рый за­тем опу­стил­ся на гла­ву по­став­ля­е­мо­го. Всту­пив в управ­ле­ние паст­вой, свя­ти­тель Фе­о­дор от­дал сво­е­му слу­же­нию все свои ду­хов­ные да­ро­ва­ния. Он был об­раз­цом для вер­ных в сло­ве, в жиз­ни, в люб­ви, при­ме­ром сво­ей свя­той по­движ­ни­че­ской жиз­ни на­став­лял вру­чен­ную ему Бо­гом паст­ву на путь спа­се­ния. Мно­го сил по­ло­жил Фе­о­дор в борь­бе с ере­ти­ка­ми, твер­дой ру­кой ограж­дая Цер­ковь от со­блаз­нов и раз­но­мыс­лия. Уте­ше­ни­ем и под­держ­кой свя­ти­те­лю Фе­о­до­ру слу­жи­ло ду­хов­ное об­ще­ние с про­зор­ли­вым стар­цем и столп­ни­ком пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем, ко­то­рый под­ви­зал­ся неда­ле­ко от го­ро­да близ мо­на­сты­ря свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия.
С бла­го­сло­ве­ния стар­ца свя­ти­тель Фе­о­дор пред­при­нял пу­те­ше­ствие в Баг­дад к ха­ли­фу Ма­вию с жа­ло­бой на неспра­вед­ли­вые при­тес­не­ния пра­во­слав­ных. При­дя к Ма­вию, свя­ти­тель на­шел его тя­же­ло боль­ным. При­звав в по­мощь Гос­по­да, свя­той епи­скоп бро­сил в со­суд с во­дой немно­го зем­ли от Гро­ба Гос­под­ня и дал ха­ли­фу ис­пить, и боль­ной ис­це­лил­ся. Бла­го­дар­ный Ма­вий, рас­по­ло­жив­шись к свя­то­му, с удо­воль­стви­ем слу­шал его по­уче­ния и, на­ко­нец, вме­сте с тре­мя при­бли­жен­ны­ми при­нял Свя­тое Кре­ще­ние с име­нем Иоанн.
Вско­ре за от­кры­тое ис­по­ве­да­ние пе­ред му­суль­ма­на­ми сво­ей ве­ры во Хри­ста ха­лиф Иоанн был убит вме­сте со сво­и­ми при­бли­жен­ны­ми. Явив­шись во сне од­новре­мен­но свя­ти­те­лю Фе­о­до­ру и столп­ни­ку Фе­о­до­сию, он по­ве­дал о том, что спо­до­бил­ся по­стра­дать за Хри­ста, при­чис­лен к ли­ку му­че­ни­ков и вско­ре встре­тит­ся с ни­ми в Цар­стве Небес­ном. Это бы­ло ука­за­ни­ем угод­ни­ку Бо­жию, что кон­чи­на его при­бли­жа­ет­ся. Через три го­да, уеди­нив­шись сно­ва в Лав­ре свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду (IX). Свя­ти­тель Фе­о­дор Едес­ский оста­вил хри­сти­а­нам свои на­зи­да­тель­ные тво­ре­ния. Жи­тие свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра Едес­ско­го бы­ло из­люб­лен­ным чте­ни­ем на Ру­си в ХVI-ХVII вв. и со­хра­ни­лось во мно­гих ру­ко­пи­сях.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/579

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Edesskij/
• Слово умозрительное (Добротолюбие, Том 3)
• Сто душеполезнейших глав (Добротолюбие, Том 3)

☦️
Преподобный Гаврии́л Афонский, архимандрит.
Пре­по­доб­ный Гав­ри­ил ро­дил­ся 8 ян­ва­ря 1849 го­да в Ки­ев­ской гу­бер­нии в бед­ной се­мье, при кре­ще­нии был на­зван Ге­ор­ги­ем. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте оси­ро­тел. По­лу­чил об­ра­зо­ва­ние в сель­ской шко­ле.
В юно­ше­стве со­вер­шил па­лом­ни­че­ство по свя­тым ме­стам Ки­ев­ской гу­бер­нии, ис­пол­няя за­рок, дан­ный во вре­мя тя­же­лой бо­лез­ни. По­лу­чен­ные в хо­де па­лом­ни­че­ства впе­чат­ле­ния ока­за­ли су­ще­ствен­ное вли­я­ние на Ге­ор­гия, и он при­со­еди­нил­ся к бра­тии Фе­о­фа­нов­ской пу­сты­ни, при­пи­сан­ной к ки­ев­ско­му Ми­хай­лов­ско­му Зла­то­вер­хо­му мо­на­сты­рю, где стал уче­ни­ком игу­ме­на Во­ни­фа­тия (Ви­но­град­ско­го).
В 1867–68 го­дах со­вер­шил па­лом­ни­че­ство в Иеру­са­лим, за­тем в Афон, где остал­ся, при­няв мо­на­ше­ское по­слу­ша­ние в ски­те свя­то­го про­ро­ка Илии (Свя­то-Ильин­ский скит). В 1869 го­ду по­сле со­от­вет­ству­ю­щих ис­пы­та­ний при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Гав­ри­ил — в честь Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла.
Вес­ной 1876 го­да был на­зна­чен эко­но­мом на при­над­ле­жа­щем ски­ту па­рус­ном судне «Свя­той про­рок Илия», со­вер­шав­шем ре­гу­ляр­ные рей­сы из Афо­на в Кон­стан­ти­но­поль, Одес­су, Ма­ри­у­поль и неко­то­рые дру­гие рос­сий­ские пор­ты для ма­те­ри­аль­но­го снаб­же­ния ски­та (ко­ман­да со­сто­я­ла из мо­на­хов и по­слуш­ни­ков, ка­пи­та­ном был иеро­мо­нах). Во вре­мя Рус­ско-ту­рец­кой вой­ны 1877—78 го­дов на­хо­дил­ся с суд­ном в Та­ган­ро­ге и Ро­сто­ве-на-До­ну. В 1878 го­ду по­сле за­клю­че­ния Сан-Сте­фан­ско­го ми­ра воз­вра­тил­ся в Свя­то-Ильин­ский скит на Афон. Ис­пол­нял в оби­те­ли по­слу­ша­ния каз­на­чея, эко­но­ма.
В 1887 го­ду при­нял управ­ле­ние Свя­то-Ильин­ским ски­том по­сле пе­ре­се­ле­ния его преж­не­го на­сто­я­те­ля иерос­хи­мо­на­ха То­вии в Ах­тыр­ский мо­на­стырь. В 1891 го­ду был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Иоаки­мом III.
Ак­тив­но спо­соб­ство­вал бла­го­устрой­ству Свя­то-Ильин­ско­го ски­та. Успеш­но уре­гу­ли­ро­вал иму­ще­ствен­ный кон­фликт оби­те­ли с ки­ри­ар­хи­аль­ным мо­на­сты­рем Пан­то­кра­то­ра, что поз­во­ли­ло про­дол­жить рас­ши­ре­ние ски­та, в том чис­ле за­клад­ку на его тер­ри­то­рии со­бо­ра. Для финан­си­ро­ва­ния стро­и­тель­ства по хо­да­тай­ству Гав­ри­и­ла ски­ту был раз­ре­шен сбор по­да­я­ний по всей Рос­сий­ской Им­пе­рии. Ор­га­ни­за­ция сбо­ра средств бы­ла на­ла­же­на в 1893 го­ду в хо­де по­езд­ки ар­хи­манд­ри­та в Рос­сию со свя­ты­ня­ми Свя­то-Ильин­ско­го ски­та.
По ини­ци­а­ти­ве Гав­ри­и­ла в 1894–96 го­дах в Одес­се бы­ло по­стро­е­но по­дво­рье Свя­то-Ильин­ско­го ски­та — Ильин­ское по­дво­рье — с трех­пре­столь­ным хра­мом в ви­зан­тий­ском сти­ле и об­шир­ны­ми по­ме­ще­ни­я­ми для пре­бы­ва­ния рос­сий­ских па­лом­ни­ков, на­прав­ля­ю­щих­ся на Афон и в Иеру­са­лим. Часть кам­ней для стро­и­тель­ства хра­ма бы­ла при­ве­зе­на ар­хи­манд­ри­том с Афо­на на ко­раб­ле «Свя­той про­рок Илия». Храм был освя­щен в де­каб­ре 1896 го­да сов­мест­но Гав­ри­и­лом и ар­хи­епи­ско­пом Хер­сон­ским и Одес­ским Иусти­ном.
В 1894–98 го­дах по ука­за­нию Гав­ри­и­ла в Свя­то­и­льин­ском ски­ту был по­стро­ен об­ще­жи­тель­ный кор­пус, в 1899 го­ду на­ча­то со­ору­же­ние но­во­го со­бо­ра (при жиз­ни ар­хи­манд­ри­та бы­ла за­вер­ше­на толь­ко по­строй­ка фун­да­мен­та и под­валь­ной ча­сти хра­ма).
В 1901 го­ду от­пра­вил­ся в Рос­сию для по­се­ще­ния под­во­рий Свя­то-Ильин­ско­го ски­та в Одес­се, Та­ган­ро­ге и ста­ни­це Но­во­ни­ко­ла­ев­ской. В се­ре­дине ок­тяб­ря во вре­мя пре­бы­ва­ния в Но­во­ни­ко­ла­ев­ской со­сто­я­ние здо­ро­вья Гав­ри­и­ла рез­ко ухуд­ши­лось и 19 ок­тяб­ря он скон­чал­ся (При­ча­стие со­сто­я­лось на­ка­нуне, 18 ок­тяб­ря). Те­ло ар­хи­манд­ри­та бы­ло пе­ре­ве­зе­но в Одес­су, где 2 но­яб­ря бы­ло по­гре­бе­но в скле­пе хра­ма Свя­то­и­льин­ско­го по­дво­рья.
22 июля 1994 го­да по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Одес­ско­го и Из­ма­иль­ско­го Ага­фан­ге­ла кли­ри­ки Свя­то-Ильин­ско­го мо­на­сты­ря Одес­сы тор­же­ствен­но от­кры­ли за­хо­ро­не­ние ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла и об­ре­ли его мо­щи. Ука­зом Свя­щен­но­го Си­но­да УПЦ он был ка­но­ни­зи­ро­ван, ра­ка с его мо­ща­ми уста­нов­ле­на в со­бо­ре Ильин­ско­го по­дво­рья (в 1995 го­ду бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в Одес­ский Ильин­ский муж­ской мо­на­стырь).
30 но­яб­ря 2017 го­да Ар­хи­ерей­ский Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­нял ре­ше­ние об об­ще­цер­ков­ном про­слав­ле­нии пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gavriil-afonskij

☦️
Священномученик Константин Лебедев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин Ле­бе­дев ро­дил­ся в 1884 го­ду. Два го­да Кон­стан­тин Ни­ко­ла­е­вич учил­ся в Перм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, в 1909 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а в 1912-м — в сан свя­щен­ни­ка. В сен­тяб­ре это­го же го­да от­ца Кон­стан­ти­на опре­де­ли­ли на свя­щен­ни­че­ское ме­сто при Про­ро­ко-Или­ин­ской церк­ви Усть-Ут­кин­ской при­ста­ни Вер­хо­тур­ско­го уез­да.
Пе­ред ре­во­лю­ци­ей от­ца Кон­стан­ти­на пе­ре­ве­ли на слу­же­ние в Спас­скую цер­ковь се­ла Уец­ко­го Ка­мыш­лов­ско­го уез­да. Се­ло Уец­кое, быв­шая Уец­кая сло­бо­да, на­хо­дит­ся в 70 ки­ло­мет­рах от го­ро­да Ка­мыш­ло­ва, неда­ле­ко от же­лез­но­до­рож­ной стан­ции По­клев­ская. Рас­по­ло­же­но оно на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Пыш­ма, близ озе­ра Уец­кое, от на­име­но­ва­ния ко­то­ро­го и по­лу­чи­ло свое на­зва­ние. Пер­вый ка­мен­ный храм был за­ло­жен в 1807 го­ду в честь Ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Зна­ме­ние» и со­ору­жал­ся на сред­ства при­хо­жан. В мае 1863 го­да в Уец­ком про­изо­шел силь­ный по­жар, уни­что­жив­ший по­чти все се­ло. При по­жа­ре силь­но по­стра­дал и храм. Жи­те­ли, несмот­ря на то, что са­ми оста­лись без жи­лья и иму­ще­ства, про­яви­ли лю­бовь к до­му Бо­жи­е­му, со­бра­ли сред­ства и вос­ста­но­ви­ли храм. При этом бы­ли сде­ла­ны но­вые ико­но­ста­сы — де­ре­вян­ные, укра­шен­ные зо­ло­че­ной резь­бой.
Во вре­мя ре­во­лю­ции и граж­дан­ской вой­ны отец Кон­стан­тин остал­ся слу­жить на сво­ем при­хо­де, несмот­ря на на­чав­ший­ся крас­ный тер­рор. Вол­на ди­ких, без­удерж­ных рас­прав боль­ше­ви­ков над без­за­щит­ны­ми людь­ми про­ка­ти­лась по все­му Ка­мыш­лов­ско­му уез­ду. В га­зе­те «За­ураль­ский край» так пи­са­ли об этом вре­ме­ни: «…Боль­ше­вист­ский волк мно­го бед на­тво­рил сре­ди пас­ты­рей и овец Хри­сто­ва ста­да. Про­цент за­му­чен­ных и рас­стре­лян­ных ду­хов­ных пас­ты­рей в на­шей епар­хии, ду­ма­ет­ся, зна­чи­тель­но вы­ше про­цен­та по­стра­дав­ших кре­стьян, ра­бо­чих и ин­тел­ли­ген­ции. Как буд­то боль­ше­ви­ки всю свою де­мон­скую зло­бу вы­ме­сти­ли на ду­хов­ных ли­цах, под­вер­гая их вся­ко­го ро­да ис­тя­за­ни­ям и му­че­ни­ям. Вспом­ни­те, что про­изо­шло в уез­дах — Ка­мыш­лов­ском, Шад­рин­ском и Ека­те­рин­бург­ском, — ведь ду­хо­вен­ство здесь ис­треб­ле­но чуть не по­го­лов­но».
Каж­дая неуда­ча боль­ше­ви­ков на фрон­те от­зы­ва­лась уже­сто­че­ни­ем крас­но­го тер­ро­ра. От­ступ­ле­ние крас­ных из ка­ко­го-ли­бо на­се­лен­но­го пунк­та непре­мен­но влек­ло за со­бой рас­пра­вы над жи­те­ля­ми. При вы­бо­ре спо­со­ба каз­ни боль­ше­ви­ки бы­ли весь­ма изоб­ре­та­тель­ны. При­го­вор «рас­стрел», или «выс­шая ме­ра на­ка­за­ния», мог озна­чать му­чи­тель­ное, ужас­ное умерщ­вле­ние.
Но и в кро­ва­вые, зло­ве­щие дни ле­та 1918-го отец Кон­стан­тин не пы­тал­ся скрыть­ся от гро­зя­щей опас­но­сти, а, несмот­ря ни на что, про­дол­жал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния.
8/21 июля 1918 го­да по­сле ли­тур­гии к от­цу Кон­стан­ти­ну яви­лись крас­но­ар­мей­цы и по­тре­бо­ва­ли, чтобы он по­ехал с ни­ми на стан­цию По­клев­скую, в поле­вой штаб Крас­ной ар­мии. До­став­лен­ный ту­да, отец Кон­стан­тин был за­перт в сто­рож­ке при по­жар­ной охране. В ночь на 9/22 июля в сто­рож­ку при­шли крас­но­ар­мей­цы, чтобы со­вер­шить над невин­ным свя­щен­ни­ком казнь. Пе­ред смер­тью ба­тюш­ка был под­верг­нут же­сто­ким му­че­ни­ям: «бо­ро­да вы­рва­на с мя­сом», «ко­жа на лбу над­ре­за­на и за­дра­на, на ла­до­нях мяг­кие ме­ста сре­за­ны, су­хо­жи­лия на ко­стях рук пе­ре­ре­за­ны». Сви­де­те­лем му­че­ний был ноч­ной сто­рож. Он слы­шал, как отец Кон­стан­тин про­сил сво­их му­чи­те­лей по­ско­рее его убить, а не му­чить. Смерть не пу­га­ла му­же­ствен­но­го стра­даль­ца, пре­тер­пев­ше­го та­кие страш­ные пыт­ки, она бы­ла для него ско­рее из­бав­ле­ни­ем. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так пи­сал о вен­це му­че­ни­че­ства, ко­то­ро­го спо­до­бил­ся и отец Кон­стан­тин: «Ве­ли­кое де­ло — ви­деть па­ла­чей, сто­я­щих во­круг и тер­за­ю­щих реб­ра… <…> Ко­гда чув­ство уже при­ту­пи­лось от раз­но­об­раз­ных му­че­ний, то и смерть ка­жет­ся уже не страш­ною, но неко­то­рым осво­бож­де­ни­ем и от­дох­но­ве­ни­ем от на­ле­га­ю­щих бед­ствий».
Обез­об­ра­жен­ное те­ло свя­щен­ни­ка па­ла­чи за­ки­да­ли со­ло­мой и на­во­зом. Но Гос­подь, го­во­ря сло­ва­ми свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, об­лек Сво­е­го слу­жи­те­ля в «ве­ли­кий по­гре­баль­ный по­кров — му­че­ни­че­ство», укра­сил «одеж­дою, дра­го­цен­ней­шею вся­кой цар­ской баг­ря­ни­цы, вся­кой дра­го­цен­ной пор­фи­ры…».

☦️
Икона Богородицы Кипрская (Стромынская).
Од­ним из спис­ков древ­ней чу­до­твор­ной Кипр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся свя­ты­ня не со­хра­нив­ше­го­ся до на­ших дней Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря (быв­ше­го Бо­го­род­ско­го уез­да, Мос­ков­ской епар­хии), на­хо­дя­ща­я­ся ныне в Успен­ской церк­ви се­ла Стро­мынь.
В Рус­ских ле­то­пи­сях мож­но най­ти сле­ду­ю­щее упо­ми­на­ние об ос­но­ва­нии мо­на­сты­ря в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Стро­мыне: «… то­го же ле­та 6887 (1379 г.) по­ве­ле­ни­ем Ве­ли­ко­го Кня­зя Дмит­рия Ива­но­ви­ча пре­по­доб­ный игу­мен Сер­гий со­здал мо­на­стырь на ре­ке на Ду­бен­ке на Стро­мыне, и по­ста­ви в нем цер­ковь Успе­ния Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы и игу­ме­на при­ве­де из сво­е­го мо­на­сты­ря, от Свя­той Тро­и­цы, име­нем Леон­тия, и освя­ще­на бы­ла цер­ковь ме­ся­ца де­каб­ря в пер­вый день, и ино­ки со­во­ку­пи и мо­на­стырь устрои со всем».
По пре­да­нию, этот древ­ний по­чи­та­е­мый об­раз был дан пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским в бла­го­сло­ве­ние сво­е­му уче­ни­ку Сав­ве, вто­ро­му игу­ме­ну Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря. Дол­гое вре­мя ико­на яв­ля­лась мест­но­чти­мой, но по­сле слу­чая ис­це­ле­ния с ее по­мо­щью в 1841 го­ду от неду­га во­сем­на­дца­ти­лет­ней де­вуш­ки, бы­ла ши­ро­ко про­слав­ле­на и вне­се­на в об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние.
Вот как опи­сы­ва­ет мест­ный бла­го­чин­ный в сво­ем до­кла­де Мос­ков­ско­му мит­ро­по­ли­ту Фила­ре­ту чу­до­твор­ную Кипр­скую (Стро­мын­скую) ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри: «1) Ико­на Кипр­ская Бо­жи­ей Ма­те­ри в Успен­ской се­ла Стро­мы­ни церк­ви ме­рою вы­ши­ны 1 ар­шин и 4 верш­ка, а в ши­ри­ну 1 ар­шин и 2 верш­ка. Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на в ко­роне, си­дя­щей на троне; ввер­ху око­ло Нее по сто­ро­нам ан­ге­лы, с каж­дой сто­ро­ны по од­но­му, в вен­цах с вет­вя­ми; вни­зу ко­ле­но­пре­кло­нен­ные – с од­ной сто­ро­ны свя­щен­но­му­че­ник Ан­ти­па, с дру­гой – му­че­ни­ца Фо­ти­ния; 2) о про­ис­хож­де­нии сей ико­ны ни­че­го не из­вест­но. По опи­сям цер­ков­ным она зна­чи­лась в 1783 го­ду в упразд­нен­ной де­ре­вян­ной Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви, за ле­вым кли­ро­сом, а в 1823 го­ду на гор­нем ме­сте в Сер­ги­ев­ском при­де­ле оной церк­ви. Ко­гда в 1829 го­ду Ни­ко­ла­ев­ская де­ре­вян­ная цер­ковь бы­ла разо­бра­на, то­гда Кипр­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­став­ле­на на па­пер­ти но­во­устро­ен­ной ка­мен­ной церк­ви над вход­ны­ми две­ря­ми; 3) на иконе, неиз­вест­но от­че­го, под гла­зом на ле­вой сто­роне ма­лое по­вре­жде­ние ли­ка; 4) ико­на по­став­ле­на в при­дель­ном свя­ти­те­ля Ни­ко­лая хра­ме, за ле­вым кли­ро­сом, в при­лич­ном ме­сте». Чу­до­твор­ный об­раз был укра­шен бо­га­той (се­реб­ро с по­зо­ло­той) ри­зой.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kiprskaja-stromynskaja

☦️
Икона Богородицы Колочская.
Как сви­де­тель­ству­ют ста­рин­ные ле­то­пи­си и древ­не­рус­ская «По­весть о Лу­ке Ко­лоч­ском», чу­до­твор­ная Ко­лоч­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась в 1413 го­ду в вот­чине кня­зя Ан­дрея Ди­мит­ри­е­ви­ча, вну­ка Ива­но­ва, пра­вну­ка Ива­но­ва и пра­пра­вну­ка Да­ни­и­ла Мос­ков­ско­го, в 15-ти вер­стах от го­ро­да Мо­жай­ска, в ме­стеч­ке Ко­ло­ча Смо­лен­ской гу­бер­нии.
Кре­стья­нин это­го се­ле­ния по име­ни Лу­ка об­рел и с бла­го­го­ве­ни­ем пе­ре­нес свя­той об­раз в свой дом, в ко­то­ром в то вре­мя на­хо­дил­ся некий рас­слаб­лен­ный боль­ной. Услы­шав о чу­дес­ном яв­ле­нии ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, бо­ля­щий с ве­рою при­ло­жил­ся к иконе и по­лу­чил пол­ное ис­це­ле­ние.
Об этом чу­дес­ном ис­це­ле­нии ста­ло из­вест­но в окрест­но­стях, мно­гие страж­ду­щие и боль­ные на­ча­ли при­те­кать к чу­до­твор­ной иконе на по­кло­не­ние и по­лу­ча­ли от Бо­го­ро­ди­цы бла­го­дат­ную по­мощь.
Свя­той об­раз был пе­ре­не­сен в Мо­жайск, где его с ве­ли­ким тор­же­ством встре­чал князь Ан­дрей Ди­мит­ри­е­вич с ве­ли­ким мно­же­ством на­ро­ду: «Лу­ка же по­и­де со ико­ною ис Ко­ло­чи ко гра­ду Мо­жай­ску; и яко­же при­бли­жи­ся ко гра­ду, и изы­де во сре­те­нье князь Ан­дрей Дмит­ри­е­вич з бо­яры сво­и­ми и весь град от ве­ли­ких и до ма­лых …; и бы­ша зна­ме­ния и чу­де­са мно­го от ико­ны Бо­жия Ма­те­ри» («По­весть о Лу­ке Ко­лоч­ском»).
Из Мо­жай­ска об­раз был пе­ре­не­сен в Моск­ву. В сто­ли­це свя­тую ико­ну встре­тил мит­ро­по­лит Фо­тий со свя­щен­ным Со­бо­ром и мно­же­ством пра­во­слав­ных хри­сти­ан. В то вре­мя, как чу­до­твор­ный об­раз про­но­си­ли по Москве, мно­гие боль­ные ис­це­ля­лись от неду­гов. Позд­нее Ко­лоч­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла воз­вра­ще­на в Мо­жайск.
На ме­сте яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Лу­кой, ко­то­рый со­брал бла­го­да­ря иконе боль­шие сред­ства, бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где и бы­ла по­ме­ще­на свя­тая ико­на. Но и сам Лу­ка не смог пре­одо­леть ис­ку­ше­ния боль­ши­ми день­га­ми – для се­бя он по­стро­ил про­стор­ные ка­мен­ные хо­ро­мы и за­жил там, как князь, по­рою да­же из­би­вая и гра­бя лов­чих кня­зя Ан­дрея Ди­мит­ри­е­ви­ча, охо­тив­ших­ся с яст­ре­ба­ми и со­ко­ла­ми в ле­сах близ Ко­ло­чи. Од­на­ко один слу­чай за­ста­вил Лу­ку рас­ка­ять­ся в сво­ей непра­вед­ной жиз­ни. Од­на­жды лов­чий кня­зя пой­мал огром­но­го зло­го мед­ве­дя и ве­лел ве­сти его ми­мо дво­ра Лу­ки. Тот при­ка­зал вы­пу­стить зве­ря. Мед­ведь бро­сил­ся на Лу­ку и по­ка­ле­чил его. Чуть жи­вой, вмиг рас­ка­яв­ший­ся Лу­ка умо­лял при­е­хав­ше­го кня­зя Ан­дрея Ди­мит­ри­е­ви­ча с поль­зой рас­по­ря­дить­ся сво­им до­сто­я­ни­ем. И впо­след­ствии на по­жерт­во­ва­ния Лу­ки и дру­гих пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих князь устро­ил на ме­сте яв­ле­ния чу­до­твор­ной ико­ны муж­ской мо­на­стырь, по­лу­чив­ший на­име­но­ва­ние Ко­лоч­ско­го или Мо­жай­ско­го. В этом мо­на­сты­ре Лу­ка при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и про­вел по­след­ние дни сво­ей жиз­ни в сле­зах и по­ка­я­нии.
Пер­во­об­раз Ко­лоч­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри был уте­рян в 70-е го­ды про­шло­го ве­ка.
В Мо­жай­ске спис­ки с этой ред­кой Бо­го­ро­дич­ной ико­ны мож­но бы­ло уви­деть лишь в церк­ви свя­тых пра­вед­ных Иоаки­ма и Ан­ны и в церк­ви Илии Про­ро­ка. По­след­ний был пе­ре­дан в воз­рож­ден­ный Ко­лоц­кий мо­на­стырь (ныне он жен­ский). В 1993 г. мо­на­стырь был от­крыт как по­дво­рье Спа­со-Бо­ро­дин­ско­го мо­на­сты­ря, а в ок­тяб­ре 1997 г. – как са­мо­сто­я­тель­ный. Ле­том 1998 го­да спи­сок чу­до­твор­ной Ко­лоч­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы за­ми­ро­то­чил.
Со­глас­но «Сте­пен­ной кни­ге Цар­ско­го ро­до­сло­вия», празд­но­ва­ние Ко­лоч­ской иконе в мо­на­сты­ре из­древ­ле про­хо­ди­ло 9 июля (по ст. ст.). Со­глас­но уст­но­му пре­да­нию, на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ико­ны за­бил це­леб­ный ис­точ­ник, к ко­то­ро­му в день празд­ни­ка со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход. Сей­час на этом ме­сте сто­ит де­ре­вян­ная ча­сов­ня.
В Мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре, в при­де­ле свя­тых Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла на­хо­дит­ся один из позд­них спис­ков чу­до­твор­но­го об­ра­за, на вы­зо­ло­чен­ной ри­зе ко­то­ро­го есть над­пись: «Ле­та 7197 (1689), июния, в 28 день, по­стро­ен об­раз сей по обе­ща­нию ве­ли­ких го­су­да­рей ма­стер­ския па­ла­ты чи­нов­ни­ков, за из­бав­ле­ние бед ми­ло­стию Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы и свя­тых мо­лит­ва­ми».
На чу­до­твор­ной иконе по обе сто­ро­ны от Бо­жи­ей Ма­те­ри изо­бра­же­ны свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и Илия про­рок.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kolochskaja


Жития
Писание