☀️ неподвижный годовой круг:
• 5 июля (22 июня)
• мчч. Зино́на, Зи́ны (304)
• мч. Галактио́на, мц. Иулиа́нии (?)
• мч. Алба́на Британского (III–IV)
• сщмч. Евсе́вия Самосатского (380)
• свт. Григория Валашского (1834)
• сщмчч. Феодора (Смирнова), Гавриила Архангельского (1938)


☦️
Мученики Зино́н и Зи́на.
Свя­тые му­че­ни­ки Зи­нон и Зи­на жи­ли в го­ро­де Фила­дель­фия (Ара­вия). Они ве­ли бла­го­че­сти­вую жизнь. Свя­той Зи­нон имел боль­шое со­сто­я­ние, но раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным и от­пу­стил на во­лю ра­бов. Вме­сте с пре­дан­ным ему слу­гой Зи­ной он при­шел к пра­ви­те­лю и об­ли­чил его в идо­ло­по­клон­стве. Го­ни­тель хри­сти­ан при­ка­зал ис­тя­зать ис­по­вед­ни­ков. Их под­ве­си­ли на стол­бе, стро­га­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­ка­ми, рас­ти­ра­ли ра­ны ук­су­сом и со­лью, жгли бо­ка и грудь ог­нем, бро­си­ли в яму с ог­нем и об­ли­ва­ли стра­даль­цев ки­пя­щим мас­лом. Свя­тые тер­пе­ли­во пе­ре­но­си­ли все му­че­ния и си­лой Бо­жи­ей оста­ва­лись жи­вы. На­ко­нец, му­че­ни­ки бы­ли усе­че­ны ме­чом († 304).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/532

☦️
Мученик Галактио́н, мученица Иулиа́ния.
Свя­той Га­лак­ти­он был по­топ­лен в мо­ре за ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста, а свя­тая Иули­а­ния вме­сте со сво­им сы­ном Са­тур­ни­ном бы­ла со­жже­на.

☦️
Мученик Алба́н Британский.
Мученик Ал­бан Бри­тан­ский (Ве­ру­лам­ский), по преданию, пострадал ок. 209 года в го­роде Ве­ру­ла­мие. С IX века этот город на­зы­ва­ет­ся Сент-Олбанс, в честь святого. В на­ше вре­мя это се­вер­ный при­го­род Лон­до­на.
Со­глас­но Бе­де До­сто­по­чтен­но­му, мученик Албан по­стра­дал во вре­мя го­не­ния Дио­кле­ти­а­на, дру­гие ис­точ­ни­ки от­но­сят его му­че­ни­че­ство ко вре­ме­ни прав­ле­ния Сеп­ти­мия Се­ве­ра. Рас­сказ о му­че­ни­че­стве свя­то­го Ал­ба­на за­им­ство­ван Бе­дой из тре­тьей, по­след­ней ре­дак­ции «Стра­стей свя­то­го Ал­ба­на» (Passio Albani), об­на­ру­жен­ной В. Мей­е­ром в кон­це XIX в.
Бе­да так опи­сы­ва­ет его му­че­ни­че­ство:

Тем вре­ме­нем Дио­кле­ти­ан на во­сто­ке и Мак­си­ми­ан Гер­ку­лий на за­па­де разо­ря­ли церк­ви и пре­сле­до­ва­ли и уби­ва­ли хри­сти­ан в де­ся­тый раз по­сле Неро­на. Это го­не­ние бы­ло бо­лее дли­тель­ным и сви­ре­пым, чем все преды­ду­щие, ибо про­дол­жа­лось без пе­ре­ры­вов де­сять лет, со­про­вож­да­ясь со­жже­ни­ем церк­вей, го­не­ни­я­ми невин­ных и каз­ня­ми му­че­ни­ков. Так­же и Бри­та­ния стя­жа­ла то­гда ве­ли­кую сла­ву сво­и­ми ис­по­вед­ни­ка­ми Бо­жьи­ми.
Во вре­мя го­не­ния по­стра­дал свя­той Ал­бан. Фор­ту­нат в сво­ей «По­хва­ле де­вам», где он пе­ре­чис­ля­ет бла­жен­ных му­че­ни­ков, при­шед­ших к Гос­по­ду со все­го све­та, го­во­рит о нем: «слав­ный Ал­бан, пло­до­род­ной Бри­та­нии жи­тель». Ко­гда без­бож­ные пра­ви­те­ли из­да­ли же­сто­кие эдик­ты про­тив хри­сти­ан, Ал­бан, ко­то­рый то­гда еще был языч­ни­ком, дал при­ют неко­е­му кли­ри­ку, бе­жав­ше­му от пре­сле­до­ва­ний. Ко­гда он уви­дел, что этот кли­рик дни и но­чи про­во­дит в по­сто­ян­ных мо­лит­вах и бде­ни­ях, бла­го­дать Бо­жия со­шла на него, и он стал под­ра­жать сво­е­му го­стю в ве­ре и бла­го­че­стии. Узнав вско­ре ис­ти­ну о спа­се­нии, Ал­бан от­верг мрак идо­ло­по­клон­ства и сде­лал­ся ис­крен­ним хри­сти­а­ни­ном. Ко­гда упо­мя­ну­тый кли­рик уже про­жил у него несколь­ко дней, до нече­сти­во­го пра­ви­те­ля той об­ла­сти до­шли слу­хи, что в до­ме Ал­ба­на скры­ва­ет­ся еще не пре­дан­ный каз­ни ис­по­вед­ник Хри­ста, и он тут же ве­лел сво­им во­и­нам разыс­кать его. Ко­гда они при­шли к до­му му­че­ни­ка, свя­той Аль­бан сам вы­шел к во­и­нам вме­сто сво­е­го го­стя, на­ки­нув на се­бя его оде­я­ние, то есть плащ. В этом пла­ще его, креп­ко свя­зав, по­влек­ли на суд.
Слу­чи­лось так, что в тот час, ко­гда при­ве­ли Ал­ба­на, су­дья как раз воз­но­сил жерт­вы де­мо­нам (по хри­сти­ан­ской тра­ди­ции Бе­да вез­де име­ну­ет язы­че­ских бо­гов де­мо­на­ми). Уви­дев Ал­ба­на, он впал в ярость от­то­го, что его еди­но­ве­рец по­смел пре­дать се­бя во­и­нам и под­верг­нуть­ся ве­ли­кой опас­но­сти ра­ди укры­ва­е­мо­го им го­стя. Он ве­лел под­ве­сти Ал­ба­на к изо­бра­же­ни­ям де­мо­нов, пе­ред ко­то­ры­ми сто­ял, и ска­зал ему: «Ты пред­по­чел укрыть у се­бя мя­теж­ни­ка вме­сто то­го, чтобы вы­дать его во­и­нам, дабы он по­нес за­слу­жен­ное на­ка­за­ние за ху­лу, воз­во­ди­мую им на бо­гов; за это ты сам под­верг­нешь­ся ка­ре, ко­то­рой он из­бе­жал, ес­ли от­верг­нешь обы­чаи на­шей ре­ли­гии». И свя­той Ал­бан от­кры­то объ­явил се­бя пе­ред вра­га­ми ве­ры хри­сти­а­ни­ном, не убо­яв­шись угроз пра­ви­те­ля, и, во­ору­жась на ду­хов­ную брань, сме­ло от­верг его при­ка­за­ние.
То­гда су­дья спро­сил его: «Из ка­кой ты се­мьи и ка­ко­го ро­да?»
Аль­бан от­ве­тил: «Что за де­ло те­бе до мо­е­го ро­да? Ес­ли ты же­ла­ешь узнать о мо­ей ве­ре, то я хри­сти­а­нин и го­тов ис­пол­нить долг хри­сти­а­ни­на».
Су­дья ска­зал: «Я тре­бую, чтобы ты на­звал свое имя; го­во­ри же без про­мед­ле­ния».
Он от­ве­тил: «Ро­ди­те­ли мои на­зва­ли ме­ня Ал­ба­ном, и я кля­нусь все­гда слу­жить и по­кло­нять­ся ис­тин­но­му жи­во­му Бо­гу, со­тво­рив­ше­му все су­щее».
Су­дья в гне­ве вос­клик­нул: «Ес­ли хо­чешь на­сла­ждать­ся да­ра­ми веч­ной жиз­ни, при­не­си жерт­вы ве­ли­ким бо­гам».
Ал­бан от­ве­тил: «Жерт­вы, что вы при­но­си­те де­мо­нам, не по­мо­гут жерт­ву­ю­щим и не уто­лят же­ла­ний и просьб мо­ля­щих. На­про­тив, те, кто по­кло­ня­ют­ся этим идо­лам, в на­ка­за­ние бу­дут вверг­ну­ты в ад на веч­ные му­ки».
Услы­шав это, су­дья при­шел в ярость и ве­лел би­че­вать свя­то­го ис­по­вед­ни­ка Бо­жье­го, на­де­ясь, что под уда­ра­ми тот осла­бе­ет и утра­тит твер­дость ду­ха, вы­ра­зив­шу­ю­ся в его сло­вах. Ал­бан же, под­верг­ну­тый са­мым же­сто­ким му­кам, сно­сил их тер­пе­ли­во и да­же ра­дост­но во имя Гос­по­да. И су­дья, уви­дев, что му­ки не за­ста­ви­ли его от­речь­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры, при­ка­зал каз­нить его смер­тью.
Ко­гда его ве­ли на казнь, он по­до­шел к быст­рой ре­ке (име­ет­ся в ви­ду ре­ка Вер), про­те­кав­шей меж­ду го­род­ской сте­ной и аре­ной, где пред­сто­я­ло ему по­стра­дать, и уви­дел там ве­ли­кое мно­же­ство лю­дей обо­е­го по­ла и всех зва­ний и воз­рас­тов, ко­то­рые со­шлись – без со­мне­ния, по про­мыс­лу Бо­жье­му, – чтобы ли­це­зреть бла­жен­ней­ше­го ис­по­вед­ни­ка и му­че­ни­ка. Они так за­пол­ни­ли мост, что в тот ве­чер его ед­ва мож­но бы­ло пе­рей­ти. Там со­бра­лись по­чти все, и су­дья остал­ся в го­ро­де один, без по­мощ­ни­ков. Свя­той Ал­бан, го­ря­чо же­лая как мож­но ско­рее при­нять му­ки, спу­стил­ся к ре­ке и воз­вел гла­за к небу. Тот­час же дно ре­ки об­на­жи­лось в том са­мом ме­сте, и он уви­дел, что во­ды рас­сту­пи­лись и да­ли ему до­ро­гу. Сре­ди тех, кто на­блю­дал это, был и па­лач, по­слан­ный его каз­нить. Дви­жи­мый Бо­жьим вра­зум­ле­ни­ем, он по­спе­шил к свя­то­му, ко­гда тот шел к ме­сту каз­ни, от­бро­сил быв­ший у него с со­бой меч и про­стер­ся пе­ред ним, гром­ко воз­гла­шая, что го­тов сам при­нять смерть вме­сте с му­че­ни­ком или да­же вме­сто него.
И вот, ко­гда он из пре­сле­до­ва­те­ля ис­тин­ной ве­ры пре­вра­тил­ся в ее спо­движ­ни­ка, а про­чие па­ла­чи мед­ли­ли, не ре­ша­ясь по­до­брать ле­жав­ший на зем­ле меч, пре­по­доб­ней­ший ис­по­вед­ник Бо­жий в со­про­вож­де­нии тол­пы под­нял­ся на холм. Холм этот, гу­сто по­рос­ший ди­ки­ми цве­та­ми всех ви­дов, на­хо­дил­ся в пя­ти­стах ша­гах от аре­ны. Он не был ни кру­тым, ни об­ры­ви­стым, но са­ма при­ро­да снаб­ди­ла его глад­ки­ми по­ло­ги­ми скло­на­ми, плав­но спус­кав­ши­ми­ся к рав­нине. Дав­но он го­то­вил свою кра­су к то­му, чтобы при­нять кровь бла­жен­но­го му­че­ни­ка. Дой­дя до вер­ши­ны хол­ма, свя­той Аль­бан по­про­сил Гос­по­да нис­по­слать ему во­ду, и тот­час же неис­ся­ка­е­мый ис­точ­ник брыз­нул от са­мых его ног, чтобы все ви­де­ли, что и во­да слу­жит му­че­ни­ку. Ведь не мог­ло слу­чить­ся, чтобы свя­той, не оста­вив во­ды в ре­ке, по­же­лал бы ее по­яв­ле­ния на вер­шине хол­ма, ес­ли бы не имел в этом нуж­ды. Ре­ка же, вы­пол­нив свою служ­бу, вер­ну­лась в преж­нее рус­ло, но оста­лась сви­де­тель­ни­цей де­я­ний свя­то­го. И на том са­мом ме­сте слав­ный му­че­ник был обез­глав­лен и при­нял ве­нец жиз­ни, обе­щан­ный Бо­гом лю­бя­щим Его. Но то­му, кто воз­нес нече­сти­вую ру­ку на шею бла­го­че­сти­во­го, не до­ве­лось по­ра­до­вать­ся его смер­ти, ибо гла­за его упа­ли на зем­лю вме­сте с го­ло­вой бла­жен­но­го му­че­ни­ка.
В том ме­сте был обез­глав­лен и во­ин, ко­то­рый по выс­шей во­ле от­ка­зал­ся каз­нить свя­то­го ис­по­вед­ни­ка Бо­жье­го. В этом слу­чае яс­но, что он, хоть и не омы­тый в во­дах кре­ще­ния, омыл­ся соб­ствен­ной кро­вью и спо­до­бил­ся вой­ти в Цар­ствие Небес­ное. Су­дья же, устра­шен­ный необыч­ны­ми небес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми, ве­лел пре­кра­тить пре­сле­до­ва­ния и впредь вы­ка­зы­вал ува­же­ние к то­му, как свя­тые встре­ти­ли смерть, хоть и пред­по­ла­гал, что мог за­ста­вить их от­речь­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры. Здесь, ко­гда вер­ну­лись для хри­сти­ан вре­ме­на ми­ра, бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь див­ной ра­бо­ты в па­мять о его му­че­ни­че­стве. И по сей день в том ме­сте ис­це­ля­ют­ся боль­ные и не пе­ре­ста­ют со­вер­шать­ся вся­че­ские чу­де­са.

☦️
Священномученик Евсе́вий Самосатский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­се­вий, епи­скоп Са­мо­сат­ский, твер­до сто­ял за пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние, утвер­жден­ное на I Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее в 325 го­ду, за что тер­пел пре­сле­до­ва­ния от ари­ан, неод­но­крат­но ли­шав­ших его ка­фед­ры и из­го­няв­ших в за­то­че­ние. Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций (337–361), по­кро­ви­тель ари­ан, узнав о том, что у свя­ти­те­ля Ев­се­вия хра­нит­ся со­бор­ный акт об из­бра­нии на Ан­тио­хий­скую ка­фед­ру пра­во­слав­но­го ар­хи­епи­ско­па Ме­ле­тия, по­слал к нему при­каз от­дать этот акт. Свя­ти­тель ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся ис­пол­нить при­ка­за­ние. Раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор по­слал ска­зать, что ес­ли он не от­даст акт, то ему от­се­кут пра­вую ру­ку. Свя­той Ев­се­вий про­тя­нул по­слан­но­му обе ру­ки со сло­ва­ми: «От­се­ки­те, но ак­та со­бо­ра, в ко­то­ром об­ли­ча­ет­ся зло­ба и без­за­ко­ние ари­ан, я не от­дам». Им­пе­ра­тор Кон­стан­ций уди­вил­ся сме­ло­сти епи­ско­па, но не при­чи­нил ему вре­да.
По­сле Кон­стан­ция во­ца­рил­ся Юли­ан От­ступ­ник (361–363). На­сту­пи­ло еще бо­лее труд­ное вре­мя – на­ча­лось от­кры­тое го­не­ние на хри­сти­ан. Свя­ти­тель Ев­се­вий, скры­вая свой сан, в одеж­де во­и­на про­шел через всю Си­рию, Фини­кию и Па­ле­сти­ну, утвер­ждая хри­сти­ан в пра­во­слав­ной ве­ре. Он по­став­лял в пу­сту­ю­щие церк­ви свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов, ру­ко­по­ла­гал епи­ско­пов, от­вер­гав­ших ари­ан­скую ересь. По­сле ги­бе­ли Юли­а­на От­ступ­ни­ка во­ца­рил­ся бла­го­че­сти­вый царь Иови­ан (363–364), в прав­ле­ние ко­то­ро­го го­не­ние пре­кра­ти­лось. Воз­вра­тив­ший­ся из ссыл­ки ар­хи­епи­скоп Ме­ле­тий по со­ве­ту свя­то­го Ев­се­вия в 379 го­ду со­звал в Ан­тио­хии По­мест­ный Со­бор. В нем участ­во­ва­ло 27 епи­ско­пов и бы­ло под­твер­жде­но пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние, при­ня­тое на I Все­лен­ском Со­бо­ре. Ари­ане, бо­ясь твер­дых ис­по­вед­ни­ков пра­во­сла­вия – свя­ти­те­лей Ме­ле­тия, Ев­се­вия и Пе­ла­гия, поль­зо­вав­ших­ся боль­шим ува­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра, по­ста­ви­ли свои под­пи­си под со­бор­ным опре­де­ле­ни­ем. По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Иови­а­на на­ча­лось прав­ле­ние ари­а­ни­на Ва­лен­та (364–378). Пра­во­слав­ные вновь ста­ли под­вер­гать­ся пре­сле­до­ва­ни­ям. Свя­той Ме­ле­тий был из­гнан в Ар­ме­нию, свя­той Пе­ла­гий – в Ара­вию, а свя­ти­тель Ев­се­вий осуж­ден на за­то­че­ние во Фра­кию. По­лу­чив цар­ский указ, свя­той Ев­се­вий но­чью уехал из Са­мо­са­ты, чтобы предот­вра­тить воз­му­ще­ние по­чи­тав­ше­го его на­ро­да. Узнав об отъ­ез­де епи­ско­па, ве­ру­ю­щие на­стиг­ли его и с пла­чем умо­ля­ли воз­вра­тить­ся. Свя­ти­тель от­ка­зал­ся ис­пол­нить прось­бу па­со­мых, ска­зав, что сле­ду­ет по­ви­но­вать­ся су­ще­ству­ю­щей вла­сти. Свя­ти­тель убеж­дал па­со­мых твер­до дер­жать­ся пра­во­сла­вия, бла­го­сло­вил их и от­пра­вил­ся на ме­сто ссыл­ки. На Са­мо­сат­скую ка­фед­ру был по­слан ари­а­нин Ев­но­мий, од­на­ко на­род не при­нял ере­ти­ка. Пра­во­слав­ные не хо­ди­ли в храм и из­бе­га­ли встре­чи с ним. Ере­тик-ари­а­нин по­нял, что не смо­жет при­влечь к се­бе са­мо­сто­я­тель­ную паст­ву.
Всту­пив­ший на пре­стол им­пе­ра­тор Гра­ци­ан (375–383) воз­вра­тил из из­гна­ния всех по­стра­дав­ших при ари­а­нах пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев. Свя­ти­тель Ев­се­вий так­же воз­вра­тил­ся в Са­мо­са­ты и про­дол­жил тру­ды по цер­ков­но­му бла­го­устро­е­нию. Вме­сте со свя­тым Ме­ле­ти­ем они по­став­ля­ли на ме­сто ари­ан пра­во­слав­ных ар­хи­ере­ев и свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Око­ло 380 го­да он при­был в ари­ан­ский го­род До­ли­хи­ны, чтобы по­ста­вить в нем пра­во­слав­но­го епи­ско­па Ма­ри­на. Жен­щи­на-ари­ан­ка сбро­си­ла с кры­ши че­ре­пи­цу, ко­то­рая про­би­ла го­ло­ву свя­ти­те­лю. Уми­рая, он по при­ме­ру Спа­си­те­ля про­стил ей ви­ну и про­сил окру­жав­ших не де­лать ей зла. Те­ло свя­ти­те­ля Ев­се­вия бы­ло пе­ре­не­се­но в Са­мо­са­ты и с пла­чем по­гре­бе­но его па­со­мы­ми. На ме­сто свя­ти­те­ля был воз­ве­ден его пле­мян­ник, бла­жен­ный Ан­тиох, и Са­мо­сат­ская Цер­ковь про­дол­жа­ла твер­до ис­по­ве­до­вать пра­во­слав­ную ве­ру, проч­но на­саж­ден­ную тру­да­ми свя­то­го свя­щен­но­му­че­ни­ка Ев­се­вия.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/531

☦️
Святитель Григо́рий, митрополит Валашский, Даскэл.
Святитель Григорий IV Даскэл (румын. Dascălul, греч. Διδάσκαλος — учитель; 1765 — 1834), митрополит Унгро-Влахийский (1823 — 1829 и 1833 — 1834). В Кре­ще­нии Ге­ор­гий. Ро­дил­ся в 1765 го­ду в Бу­ха­ре­сте. В Бу­ха­рест­ской ака­де­мии свя­то­го Сав­вы изу­чал гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки, бо­го­сло­вие.
Око­ло 1790 го­да вме­сте с 2 вы­пуск­ни­ка­ми ака­де­мии, Ге­рон­ти­ем и До­ро­фе­ем, по­сту­пил в Ня­мец­кий мо­на­стырь, где пре­по­доб­ный ста­рец Па­и­сий (Ве­лич­ков­ский) по­стриг его в мо­на­ше­ство с име­нем Гри­го­рий. Вско­ре был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и вме­сте с Ге­рон­ти­ем при­сту­пил к пе­ре­во­ду с гре­че­ско­го на ру­мын­ский учи­тель­ных книг. Неко­то­рое вре­мя они сов­мест­но тру­ди­лись в Ня­мец­кой оби­те­ли, за­тем воз­вра­ти­лись в Бу­ха­рест. Здесь, в мит­ро­по­ли­чьей ти­по­гра­фии, по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Ун­гро-Вла­хий­ско­го До­си­фея ста­ли пе­ча­тать­ся их пе­ре­во­ды. По­ми­мо пе­ре­во­дов Гри­го­рий был по­став­лен за­ве­до­вать биб­лио­те­кой мит­ро­по­лии.
В 1802 го­ду оба ино­ка воз­вра­ти­лись в Ня­мец­кий мо­на­стырь, и мит­ро­по­лит Мол­дав­ский Ве­ни­а­мин по­ру­чил им пе­ре­вод но­вых книг для пуб­ли­ка­ции.
Рус­ско-ту­рец­кая вой­на 1806–1812 го­дов пре­рва­ла де­я­тель­ность мо­на­хов-книж­ни­ков. Осе­нью 1812 го­да Гри­го­рий и Ге­рон­тий вме­сте с ду­хов­ни­ком Кал­ли­ни­ком из мо­на­сты­ря Се­ку со­вер­ши­ли па­лом­ни­че­ство на Свя­тую Го­ру Афон. На об­рат­ном пу­ти близ Филип­по­по­ля (ныне Пло­в­див) на них на­па­ли гра­би­те­ли, и Ге­рон­тий скон­чал­ся под их пыт­ка­ми. Гри­го­рий остал­ся в жи­вых и по воз­вра­ще­нии про­дол­жил тру­ды по пе­ре­во­ду и из­да­нию ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры в ти­по­гра­фии Ня­мец­ко­го мо­на­сты­ря. По прось­бе ня­мец­ких ино­ков он на­пи­сал и из­дал так­же жи­тие свя­то­го Па­и­сия (Ве­лич­ков­ско­го).
По­сле 1817 го­да пе­ре­шёл в мо­на­стырь Ан­тим, за­тем в мо­на­стырь Кэл­дэ­ру­ша­ни, где им бы­ли под­го­тов­ле­ны но­вые пе­ре­во­ды, опуб­ли­ко­ван­ные в Бу­ха­рест­ской ти­по­гра­фии.
4 ян­ва­ря 1823 го­да на за­се­да­нии Го­судар­ствен­но­го со­ве­та из 3 кан­ди­да­тур, пред­ло­жен­ных на мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру, гос­по­дарь Гри­го­рий Ги­ка утвер­дил кан­ди­да­ту­ру иеро­ди­а­ко­на Гри­го­рия. Пре­да­ние утвер­жда­ет, что, бу­дучи вы­зван в Бу­ха­рест, Гри­го­рий пеш­ком пре­одо­лел весь путь от Кэл­дэ­ру­шан­ской оби­те­ли до сто­ли­цы. 9 ян­ва­ря он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и воз­ве­ден в до­сто­ин­ство ар­хи­манд­ри­та, 10 ян­ва­ря хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па, а 11 ян­ва­ря 1823 го­да на­сто­ло­ван мит­ро­по­ли­том Ун­гро-Вла­хий­ским.
Од­ной из пер­вых за­бот ар­хи­пас­ты­ря бы­ло за­ме­ще­ние ва­кант­ных ка­федр: им бы­ли по­став­ле­ны епи­ско­пы для Ар­джеш­ской, Рым­ник­ской и Буз­эуской епар­хий. Вла­ды­ка Гри­го­рий раз­ре­шил финан­со­вые про­бле­мы мит­ро­по­лии, обре­ме­нен­ной боль­ши­ми дол­га­ми, до­став­ши­ми­ся в на­след­ство от преды­ду­щих пред­сто­я­те­лей. Он при­нял необ­хо­ди­мые ме­ры для укреп­ле­ния ду­хов­ной и хо­зяй­ствен­ной дис­ци­пли­ны в пре­кло­нен­ных (преклоненные – приписанные к иноземным обителям. – Ред.) мо­на­сты­рях, на­сто­я­те­ля­ми ко­то­рых бы­ли гре­ки. Про­явил осо­бое вни­ма­ние к нуж­дам при­ход­ских свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов – упо­ря­до­чил взи­ма­ние с них раз­лич­ных на­ло­гов и умень­шил их ко­ли­че­ство, пре­се­кая зло­упо­треб­ле­ния и неза­кон­ные по­бо­ры со сто­ро­ны бла­го­чин­ных, ока­зы­вал ма­те­ри­аль­ную под­держ­ку вдо­вам и де­тям свя­щен­ни­ков. Был глав­ным по­пе­чи­те­лем ру­мын­ских школ в Ва­лаш­ском кня­же­стве, под­го­то­вил от­кры­тие в сво­ей мит­ро­по­лии епар­хи­аль­ных ду­хов­ных се­ми­на­рий, ко­то­рые ста­ли от­кры­вать­ся вско­ре по­сле его кон­чи­ны. При этом мит­ро­по­лит про­дол­жил свою пе­ре­вод­че­скую и кни­го­из­да­тель­скую де­я­тель­ность на ру­мын­ском, а в 1828 го­ду в Бу­ха­ре­сте при его со­дей­ствии бы­ло от­пе­ча­та­но Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие на бол­гар­ском язы­ке.
В 1828 го­ду в хо­де но­вой рус­ско-ту­рец­кой вой­ны Ду­най­ские кня­же­ства бы­ли за­ня­ты рус­ски­ми вой­ска­ми и под­чи­не­ны рус­ской адми­ни­стра­ции. Мит­ро­по­лит Гри­го­рий вы­сту­пил про­тив об­ло­же­ния свя­щен­ни­ков и на­ро­да до­пол­ни­тель­ны­ми на­ло­га­ми, за что был в ян­ва­ре 1829 го­да сме­щён с ка­фед­ры но­вы­ми вла­стя­ми и от­прав­лен в Ки­ши­нёв. В де­каб­ре 1831 го­да уда­лён­но­му мит­ро­по­ли­ту бы­ло раз­ре­ше­но вер­нуть­ся на свою ка­фед­ру, но, при­быв в фев­ра­ле 1832 го­да в Буз­эу, он был вы­нуж­ден за­дер­жать­ся здесь бо­лее чем на год. За это вре­мя мит­ро­по­лит ос­но­вал тут ти­по­гра­фию и из­дал несколь­ко пе­ре­во­дов, сде­лан­ных им в Ки­ши­нё­ве, из тру­дов свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста и дру­гих. На­пе­ча­тан­ные им кни­ги мит­ро­по­лит раз­да­ри­вал свя­щен­ни­кам и ми­ря­нам. В ап­ре­ле 1833 го­да мит­ро­по­лит оста­вил Буз­эу, на­пра­вив­шись в мо­на­стырь Кэл­дэ­ру­ша­ни, а в ав­гу­сте то­го же го­да вер­нул­ся на ка­фед­ру в Бу­ха­рест.
По воз­вра­ще­нии, уже пре­ста­ре­лый и боль­ной, свя­ти­тель вновь за­нял­ся устро­е­ни­ем цер­ков­ной жиз­ни. Его про­ек­ты преду­смат­ри­ва­ли, в част­но­сти, со­зда­ние но­вых мо­на­сты­рей и епар­хи­аль­ных се­ми­на­рий, по­став­ле­ние свя­щен­ни­ка для каж­до­го се­ла или ху­то­ра (при на­ли­чии в се­ле бо­лее 50 дво­ров – двух свя­щен­ни­ков), осво­бож­де­ние их от бар­щи­ны. Неза­дол­го до кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Гри­го­рия в Кэл­дэ­ру­шан­ской оби­те­ли под его над­зо­ром на­ча­ли пе­ре­из­да­вать его «Жи­тия свя­тых» в 12 то­мах на ос­но­ва­нии пер­во­го из­да­ния, по­явив­ше­го­ся в Ня­мец­ком мо­на­сты­ре, но при жиз­ни вла­ды­ки вы­шли лишь 2 то­ма. Свя­ти­тель скон­чал­ся в Бу­ха­ре­сте 22 июня 1834 го­да.
Свя­щен­ный Си­нод Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ок­тяб­ре 2005 го­да при­нял ре­ше­ние о при­чис­ле­нии мит­ро­по­ли­та Гри­го­рия к ли­ку свя­тых. 21 мая 2006 го­да в Бу­ха­рест­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре рав­ноап­о­столь­ных Кон­стан­ти­на и Еле­ны пат­ри­арх Ру­мын­ский Фео­к­тист в со­слу­же­нии 28 ар­хи­ере­ев, чле­нов Свя­щен­но­го Си­но­да и пред­ста­ви­те­лей Кон­стан­ти­но­поль­ской, Эл­лад­ской, Бол­гар­ской, Серб­ской, Поль­ской Пра­во­слав­ных Церк­вей со­вер­шил тор­же­ствен­ную ка­но­ни­за­цию свя­ти­те­ля. Мо­щи его бы­ли по­ло­же­ны в мо­на­сты­ре Кэл­дэ­ру­ша­ни.
Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 21 ав­гу­ста 2007 го­да имя свя­ти­те­ля бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Церк­ви.

☦️
Священномученик Фео́дор Смирнов, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 5 ап­ре­ля 1890 го­да в се­ле Ра­ме­нье Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Вла­ди­ми­ра Смир­но­ва. В 1913 го­ду Фе­дор окон­чил три кур­са Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Он же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Ор­ло­ва Анне, брат ко­то­рой, свя­щен­ник Сер­гий Ор­лов, впо­след­ствии му­че­ни­че­ски по­стра­дал во вре­мя без­бож­ных го­не­ний. 5 ап­ре­ля 1913 го­да Фе­дор был опре­де­лен диа­ко­ном к Вос­кре­сен­ской церк­ви се­ла Ра­ме­нье и вско­ре по­сле это­го ру­ко­по­ло­жен; до 1917 го­да он был за­ко­но­учи­те­лем в Ми­халев­ской и Вос­кре­сен­ской зем­ских шко­лах.
16 но­яб­ря 1917 го­да диа­кон Фе­о­дор был пе­ре­ве­ден в Ду­хо­со­ше­ствен­ский храм на Ла­за­рев­ском клад­би­ще в Москве. 28 ок­тяб­ря 1920 го­да он был на­граж­ден двой­ным ора­рем. В 1932 го­ду храм на Ла­за­рев­ском клад­би­ще был вла­стя­ми за­крыт, и диа­ко­на Фе­о­до­ра пе­ре­ве­ли в храм в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неча­ян­ная Ра­дость» в Ма­рьи­ной Ро­ще, где он про­слу­жил до сво­е­го аре­ста. Мно­го лет спу­стя, сын диа­ко­на Фе­о­до­ра с боль­шой лю­бо­вью вспо­ми­нал об от­це, ко­то­ро­му он был мно­го обя­зан при­об­ще­ни­ем к до­му Бо­жье­му. Несмот­ря на то, что во­цер­ко­в­ле­ние и сво­их де­тей бы­ло в то вре­мя небез­опас­ным да­же и для свя­щен­но­слу­жи­те­лей, отец Фе­о­дор в семь лет ввел его в ал­тарь, где он про­дол­жал при­слу­жи­вать и то­гда, ко­гда отец был аре­сто­ван. Он вспо­ми­нал, что, бла­го­да­ря имен­но от­цу, он про­нес через всю то­гдаш­нюю тя­же­лую жизнь ра­дость по­зна­ния Бо­жи­ей ис­ти­ны и очи­ща­ю­щей ду­шу бла­го­да­ти.
Диа­кон Фе­о­дор был аре­сто­ван 10 де­каб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му. 15 де­каб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил его.
– Ва­ше от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти?
– Мое от­но­ше­ние к со­вет­ской вла­сти ло­яль­ное, – от­ве­тил он.
– Вы го­во­ри­те неправ­ду, след­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­ный че­ло­век. Дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния.
– Я го­во­рю прав­ду.
– Вы го­во­ри­те неправ­ду, – про­дол­жал на­ста­и­вать сле­до­ва­тель, – след­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­ла­ми, что вы сре­ди окру­жа­ю­щих рас­про­стра­ня­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные слу­хи о го­не­нии на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство в Со­вет­ском Со­ю­зе, о на­силь­ствен­ном за­кры­тии церк­вей, а так­же ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, на­прав­лен­ную на срыв вы­бор­ной кам­па­нии в Вер­хов­ный Со­вет. Дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния.
– Вы­ше­ука­зан­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся, – от­ве­тил диа­кон.
В ка­че­стве штат­но­го сви­де­те­ля был вы­зван на­сто­я­тель хра­ма, где слу­жил диа­кон Фе­о­дор, свя­щен­ник Ар­ка­дий Ян­ков­ский, ко­то­рый до­пол­нил сво­и­ми по­ка­за­ни­я­ми след­ствен­ный ма­те­ри­ал. Он по­ка­зал, что диа­кон Фе­о­дор «сре­ди окру­жа­ю­щих вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет. В мо­ем при­сут­ствии он за­яв­лял: “Ком­му­ни­сты хва­лят­ся, что у них в стране са­мые де­мо­кра­тич­ные вы­бо­ры, – это неправ­да, в стране нет ни­ка­ких де­мо­кра­тич­ных вы­бо­ров. Кан­ди­да­тов в Вер­хов­ный Со­вет вы­ста­ви­ла са­ма пар­тия, а не на­род. За этих кан­ди­да­тов она бу­дет на­силь­но за­став­лять го­ло­со­вать. Но я хо­ро­шо знаю, что на это мно­гие не пой­дут, они бу­дут го­ло­со­вать про­тив этих кан­ди­да­тур, а неко­то­рые и со­всем не пой­дут на вы­бо­ры”… Как-то ме­ня на ули­це встре­тил Смир­нов и спро­сил: “Вы ни­че­го не зна­е­те?” Я удив­лен­но спро­сил: “А что?” То­гда он мне рас­ска­зал та­кую вещь: “Вы по­смот­ри­те, что де­ла­ет­ся в Со­вет­ском Со­ю­зе, – церк­ви все за­кры­ва­ют­ся без со­гла­сия ве­ру­ю­щих. Ве­ру­ю­щие и ду­хо­вен­ство под­вер­га­ют­ся го­не­нию. За то, что они ве­ру­ю­щие, их аре­сто­вы­ва­ют и вы­сы­ла­ют в от­да­лен­ные ме­ста Со­вет­ско­го Со­ю­за, где пы­та­ют и мо­рят го­ло­дом”».
Слов­но в под­твер­жде­ние право­ты все­го то­го, что го­во­рил сви­де­тель, 20 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на Фе­о­до­ра к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в го­род Ле­со­за­водск При­мор­ско­го края в 19-е от­де­ле­ние Бам­ла­га, где встре­тил­ся с го­ло­дом, непо­силь­ным ка­торж­ным тру­дом и нече­ло­ве­че­ски­ми усло­ви­я­ми со­дер­жа­ния. Но му­чи­те­лям и то­го бы­ло ма­ло – в фев­ра­ле 1938 го­да про­тив ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих, со­бран­ных в 145-й ко­лонне конц­ла­ге­ря, бы­ло на­ча­то но­вое де­ло. Диа­кон Фе­о­дор толь­ко и успел по­слать из ла­ге­ря род­ным в Моск­ву од­но пись­мо и по­лу­чить от них по­сыл­ку, по­сле че­го вся­кая связь с ним пре­рва­лась. На до­про­сах он ви­нов­ным се­бя не при­знал.
31 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла трид­цать од­но­го за­клю­чен­но­го ла­ге­ря к рас­стре­лу и сре­ди них диа­ко­на Фе­о­до­ра, но о при­го­во­ре им не со­об­щи­ли. Еще три ме­ся­ца при­го­во­рен­ные к смер­ти про­дол­жа­ли ра­бо­тать. Диа­кон Фе­о­дор Смир­нов был рас­стре­лян 5 июля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Гаврии́л Архангельский, диакон.
Свя­щен­но­му­че­ник Гав­ри­ил ро­дил­ся в 1885 го­ду в се­ле Ар­хан­гель­ское Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Ар­хан­гель­ско­го. В 1906 го­ду по уволь­не­нии из 4-го клас­са Во­ло­ко­лам­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком к Пет­ро­пав­лов­ско­му хра­му, что при ре­ке Клязь­ме в се­ле Пет­ро­пав­лов­ское Бо­го­род­ско­го уез­да, в 1909 го­ду – пе­ре­ве­ден пса­лом­щи­ком к Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­му хра­му в се­ле Ар­хан­гель­ском Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да, в 1911 го­ду – к Пет­ро­пав­лов­ско­му хра­му при Ма­ри­ин­ской боль­ни­це в Москве. С 1907 го­да он был учи­те­лем пе­ния в Ста­ро-Псарь­ков­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле в Бо­го­род­ском уез­де, с 1910 го­да – в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле. 28 сен­тяб­ря 1915 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви при Ма­ри­ин­ской боль­ни­це в Москве. С 1934 го­да диа­кон Гав­ри­ил стал слу­жить в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме на Пре­об­ра­жен­ской пло­ща­ди. Здесь его и за­ста­ли го­не­ния кон­ца 1930-х го­дов.
11 де­каб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны неко­то­рые чле­ны при­чтов Пре­об­ра­жен­ско­го и Бо­го­яв­лен­ско­го, что в Ело­хо­ве хра­мов и сре­ди них диа­кон Гав­ри­ил Ар­хан­гель­ский и за­клю­че­ны в Та­ган­скую тюрь­му. На сле­ду­ю­щий день диа­кон Гав­ри­ил был до­про­шен. Узнав, кто еще слу­жил с ним в хра­ме, ча­сто ли со­би­ра­лись вме­сте слу­жив­шие и по ка­ко­му по­во­ду, сле­до­ва­тель спро­сил, не ве­лось ли меж­ду ни­ми раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы, ко­гда они со­би­ра­лись у ар­хи­епи­ско­па Дмит­ров­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской епар­хии Сер­гия (Вос­кре­сен­ско­го).
– При по­се­ще­нии на­шим при­чтом ар­хи­епи­ско­па Сер­гия ни­ка­ких раз­го­во­ров на об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ские те­мы мы не ве­ли. Пом­ню толь­ко, что, ко­гда бы­ла опуб­ли­ко­ва­на но­вая кон­сти­ту­ция, ар­хи­епи­скоп по­здра­вил нас с по­лу­че­ни­ем граж­дан­ских прав, – ска­зал диа­кон.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы лич­но сре­ди окру­жа­ю­щих вас лиц ду­хов­но­го зва­ния и ве­ру­ю­щих ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную про­па­ган­ду, рас­про­стра­няя про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о го­не­нии на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство в СССР, о пред­сто­я­щей войне фа­шист­ских стран с СССР и по­ра­же­нии по­след­не­го в этой войне. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, я это­го не при­знаю.
16 де­каб­ря сле­до­ва­те­ли до­про­си­ли диа­ко­на Ми­ха­и­ла То­лу­за­ко­ва, при­вле­кав­ше­го­ся ими в ка­че­стве сви­де­те­ля во всех тех слу­ча­ях, ко­гда у них не бы­ло до­ста­точ­ных дан­ных, чтобы офор­мить об­ви­не­ние. О диа­коне Гав­ри­и­ле он по­ка­зал: «Ар­хан­гель­ский враж­деб­но на­стро­ен про­тив со­вет­ской вла­сти. Про­во­дил ра­бо­ту по при­вле­че­нию ве­ру­ю­щих к церк­ви, во вре­мя за­кры­тия церк­ви на Крас­ной Пресне под­стре­кал ве­ру­ю­щих к мас­со­вым вы­ступ­ле­ни­ям и сбо­ру под­пи­сей под про­те­стом про­тив за­кры­тия церк­ви».
20 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на Гав­ри­и­ла к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и 5 фев­ра­ля 1938 го­да он с эта­пом за­клю­чен­ных при­был в го­род Ле­со­за­водск, в 19-е от­де­ле­ние Бам­ла­га НКВД.
По­чти сра­зу же по­сле при­бы­тия в ла­герь про­тив него и ду­хо­вен­ства, на­хо­див­ше­го­ся в ла­ге­ре и со­бран­но­го в 145-й ко­лонне, бы­ло на­ча­то но­вое де­ло. В на­ча­ле мар­та 1938 го­да осве­до­ми­те­ли до­нес­ли в опер­часть НКВД, что со­брав­ши­е­ся в ла­ге­ре свя­щен­ни­ки по­ют вслух мо­лит­вы и об­суж­да­ют гря­ду­щие цер­ков­ные празд­ни­ки. 12 мар­та в ка­че­стве об­ви­ня­е­мо­го был до­про­шен один из свя­щен­ни­ков Мос­ков­ской епар­хии, про­то­и­е­рей Лео­нид Ха­рью­зов, при­знав­ший се­бя ви­нов­ным в том, что участ­во­вал в контр­ре­во­лю­ци­он­ных раз­го­во­рах, ко­то­рые ве­лись сре­ди за­клю­чен­ных. Был до­про­шен свя­щен­ник из Моск­вы Иоанн Со­ко­лов, ко­то­рый так­же при­знал се­бя ви­нов­ным и что контр­ре­во­лю­ци­он­ные раз­го­во­ры ду­хо­вен­ством ве­лись, за­тем ста­ли до­пра­ши­вать­ся сви­де­те­ли. Все­го по де­лу при­влек­ли трид­цать од­но­го че­ло­ве­ка, из них чет­ве­ро при­зна­ли се­бя ви­нов­ны­ми, осталь­ные ви­нов­ны­ми се­бя не при­зна­ли, сре­ди них и диа­кон Гав­ри­ил Ар­хан­гель­ский; 31 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД на ос­но­ва­нии по­ка­за­ний сви­де­те­лей и неко­то­рых об­ви­ня­е­мых при­го­во­ри­ла их всех к рас­стре­лу. Од­на­ко они не бы­ли сра­зу уби­ты, про­дол­жа­ли хо­дить на об­щие ра­бо­ты, иные же стра­даль­че­ски скон­ча­лись до ис­пол­не­ния при­го­во­ра, как свя­щен­ник Алек­сий Про­то­по­пов.
5 июля 1938 го­да все аре­сто­ван­ные, кто до­жил до это­го по­след­не­го для них дня на зем­ле, бы­ли рас­стре­ля­ны и сре­ди них – диа­кон Гав­ри­ил Ар­хан­гель­ский.


Жития
Писание