☀️ неподвижный годовой круг:
• 3 июля (20 июня)
• мчч. И́нны, Пи́нны, Ри́ммы (I–II)
• сщмчч. Аристо́клия, Димитриа́на (Димитрия), мч. Афанасия (ок. 306)
• сщмч. Мефо́дия Патарского (312) 📚
• свт. Ле́вкия Врунтисиопольского (V)
• блгв. кн. Гле́ба Владимирского (сына св. Андре́я Боголюбского) (XII)
• свт. Ми́ны Полоцкого (1116)
• прав. Николая Кава́силы (ок. 1397) 📚
• перенесение мощей свт. Гу́рия Казанского (1630)
• исп. Николая (Флорова) (1933)
• иконы Божией Матери Моденская (Косинская)


☦️
Мученики И́нна, Пи́нна и Ри́мма Новодунские.
Свя­тые му­че­ни­ки Ин­на, Пин­на и Рим­ма – ро­дом сла­вяне, из се­вер­ной Ски­фии, уче­ни­ки свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. Они учи­ли о име­ни Хри­сто­вом и кре­сти­ли мно­гих вар­ва­ров, об­ра­тив их к пра­вой ве­ре. За это бы­ли схва­че­ны мест­ным кня­зем, ко­то­рый хо­тел бы­ло обо­льстить их раз­лич­ны­ми со­блаз­на­ми и лест­ны­ми обе­ща­ни­я­ми, но они не скло­ни­лись на пред­ло­жен­ные им по­че­сти и за свою твер­дость ве­ры во Хри­ста бы­ли би­ты без по­ща­ды. В то вре­мя сто­я­ла су­ро­вая зи­ма и ре­ки за­мерз­ли на­столь­ко, что их мог­ли пе­ре­хо­дить по льду не толь­ко лю­ди, но и ко­ни с во­за­ми. Князь при­ка­зал по­ста­вить в лед боль­шие брев­на и при­вя­зать к ним свя­тых, по­сте­пен­но опус­кая их в сту­де­ную во­ду. Ко­гда лед до­шел до шеи свя­тых, они, из­му­чен­ные страш­ной сту­жей, пре­да­ли Гос­по­ду свои бла­жен­ные ду­ши.
В древ­нем сла­вян­ском ме­ся­це­сло­ве по­вест­ву­ет­ся, что неко­то­рые хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли то­гда те­ла их, но по­том епи­скоп Гед­ца вы­нул их из мо­ги­лы и, взяв на пле­чи свои, по­ло­жил в сво­ей церк­ви. Спу­стя семь лет по­сле кон­чи­ны сво­ей свя­тые му­че­ни­ки яви­лись том же епи­ско­пу и по­ве­ле­ли ему пе­ре­не­сти мо­щи их в ме­стеч­ко, на­зы­ва­е­мое Аликс, в су­хое при­ста­ни­ще. (Аликс есть ны­неш­няя Алуш­та, на­хо­дя­ща­я­ся на бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря, на се­ве­ро-во­сток от Ял­ты. «Су­хое при­ста­ни­ще» озна­ча­ет мор­скую при­стань).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/69

☦️
Священномученики Аристо́клий, пресвитер, Димитриа́н (Дими́трий), диакон и мученик Афана́сий, чтец.
Свя­тые му­че­ни­ки Ари­сто­клий пре­сви­тер, Ди­мит­ри­ан и Афа­на­сий по­стра­да­ли за Хри­сто­ву ве­ру в го­не­ние им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311).
Пре­сви­тер Ари­сто­клий, уро­же­нец кипр­ско­го го­ро­да Та­ма­са, слу­жил в со­бор­ной церк­ви. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан он устра­шил­ся му­че­ний, ушел из го­ро­да и скры­вал­ся в гор­ной пе­ще­ре. Од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы его об­ли­стал Свет, и он услы­шал по­ве­ле­ние от Гос­по­да вер­нуть­ся на ост­ров Кипр и по­стра­дать за Хри­ста. Свя­той Ари­сто­клий по­кор­но от­пра­вил­ся об­рат­но и по пу­ти по­се­тил храм свя­то­го апо­сто­ла Вар­на­вы, где встре­тил диа­ко­на Ди­мит­ри­а­на и чте­ца Афа­на­сия и рас­ска­зал о ви­де­нии. Свя­тые Ди­мит­ри­ан и Афа­на­сий ре­ши­ли вме­сте с ним при­нять му­че­ни­че­ский ве­нец.
При­дя в го­род Са­ла­мин, все трое ста­ли про­по­ве­до­вать на­ро­ду о Гос­по­де Иису­се Хри­сте, об­ли­чая безу­мие идо­ло­слу­жи­те­лей. Их схва­ти­ли языч­ни­ки, и пра­ви­тель, уви­дев, что они непо­ко­ле­би­мо ве­ру­ют во Хри­ста, при­ка­зал от­сечь го­ло­ву свя­то­му Ари­сто­клию, а свя­тых Ди­мит­ри­а­на и Афа­на­сия сжечь. Но да­же в огне му­че­ни­ки оста­лись невре­ди­мы­ми, по­сле это­го им от­ру­би­ли го­ло­вы ме­ча­ми. Кон­чи­на свя­тых му­че­ни­ков про­изо­шла око­ло 306 го­да.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/527

☦️
Священномученик Мефо́дий Патарский, Олимпийский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ме­фо­дий, епи­скоп Па­тар­ский (Ли­кий­ская об­ласть в Ма­лой Азии), от­ли­чал­ся под­лин­ным ино­че­ским сми­ре­ни­ем. Ти­хо и крот­ко он по­учал свою паст­ву, но вме­сте с тем твер­до от­ста­и­вал чи­сто­ту пра­во­сла­вия и энер­гич­но бо­рол­ся с ере­ся­ми, осо­бен­но с по­лу­чив­шей ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ере­сью ори­ге­ни­стов. По­сле него оста­лось бо­га­тое ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие: со­чи­не­ния в за­щи­ту хри­сти­ан­ства про­тив язы­че­ства, из­ло­же­ние пра­во­слав­ных дог­ма­тов про­тив ере­си Ори­ге­на, нрав­ствен­ные по­уче­ния, тол­ко­ва­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния.
Свя­ти­тель Ме­фо­дий был схва­чен языч­ни­ка­ми, с твер­до­стью ис­по­ве­дал пе­ред ни­ми ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля и в 312 го­ду был при­го­во­рен к смер­ти через усек­но­ве­ние гла­вы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/526

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpijskij/
• О свободе воли (против Валентиниан)
• О Воскресении (против Оригена)
• О сотворенном
• О жизни и о разумной деятельности
• Пир десяти дев или о девстве
• Краткие отрывки из разных сочинений
• К [С]истелию о проказе
• О пиявице, о которой говорится в книге притчей, и о (словах)
• О различении яств и о телице, упоминаемой в книге Левит, пеплом которой окроплялись грешники
• Слово в неделю Ваий
• Слово о Симеоне и Анне

☦️
Святитель Ле́вкий, епископ Александрийский, Врунтисиопольский.
Свя­ти­тель Лев­кий Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в го­ро­де Алек­сан­дрии от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Ев­ди­кия и Ев­фро­си­нии, ко­то­рые да­ли сы­ну имя Ев­тро­пий. Мать умер­ла, ко­гда от­ро­ку бы­ло 11 лет, а отец при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в мо­на­сты­ре свя­то­го Ер­мия и взял сы­на с со­бой в оби­тель. Маль­чик вос­пи­ты­вал­ся под ду­хов­ным ру­ко­вод­ством игу­ме­на Ни­ки­ты и опыт­ных мо­на­стыр­ских стар­цев. Он ока­зал­ся очень спо­соб­ным, пре­крас­но изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. Ев­тро­пий рос ти­хим, крот­ким и по­слуш­ли­вым от­ро­ком. Ко­гда ему ис­пол­ни­лось 18 лет, скон­чал­ся игу­мен Ни­ки­та. Бра­тия мо­на­сты­ря еди­но­глас­но из­бра­ла игу­ме­ном Ев­тро­пия, хо­тя он еще не был по­стри­жен в ино­че­ство. Счи­тая се­бя недо­стой­ным ру­ко­во­дить кем бы то ни бы­ло, Ев­тро­пий от­ка­зал­ся. Семь лет мо­на­стырь свя­то­го Ер­мия оста­вал­ся без на­сто­я­те­ля. За эти го­ды Ев­тро­пий, под­ви­за­ясь в мо­на­ше­ских по­дви­гах, до­стиг вы­со­кой сте­пе­ни ду­хов­ной жиз­ни. Од­на­жды Ев­ди­кий вме­сте с два­дца­ти­пя­ти­лет­ним сы­ном, свя­тым Ев­тро­пи­ем, от­пра­вил­ся на празд­ник Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в по­чи­тав­шу­ю­ся все­ми цер­ковь Успе­ния в окрест­но­стях го­ро­да Алек­сан­дрии. На празд­но­ва­нии при­сут­ство­вал Ел­лий, епи­скоп Елио­поль­ский, со сво­им кли­ром. Од­новре­мен­но он по­се­тил мо­на­стырь, ко­то­рым управ­лял игу­мен Фе­о­дор. В том же мо­на­сты­ре оста­но­ви­лись и отец с сы­ном. Но­чью Ев­ди­кию бы­ло от­кро­ве­ние о его ско­рой кон­чине и о том, что его сын бу­дет епи­ско­пом и про­све­тит све­том Хри­сто­вой ве­ры го­род и зем­лю Врун­ти­си­о­поль­скую в Ита­лии. В этом ви­де­нии Ев­тро­пию бы­ло пред­ска­за­но но­вое имя – Лев­кий, озна­ча­ю­щее «При­и­де на него Дух Гос­по­день». В день празд­ни­ка в церк­ви Бо­жи­ей Ма­те­ри епи­скоп Ел­лий услы­шал глас с Неба, бла­го­сло­вив­ший Лев­кия на ар­хи­пас­тыр­ский по­двиг, и при­ка­зал ар­хи­ди­а­ко­ну спро­сить мо­ля­щих­ся, кто но­сит это имя. По­том с лю­бо­вью бла­го­сло­вил свя­то­го Лев­кия и его от­ца.
Ино­ки Ер­ми­е­ва мо­на­сты­ря на­сто­я­тель­но про­си­ли епи­ско­па по­ста­вить свя­то­го Лев­кия игу­ме­ном оби­те­ли. Хо­тя по­движ­ник, по сми­ре­нию счи­тая се­бя недо­стой­ным, от­ка­зы­вал­ся, но, под­чи­ня­ясь епи­ско­пу, был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан и по­став­лен игу­ме­ном.
С это­го вре­ме­ни свя­той Лев­кий уси­лил по­дви­ги, и ему бы­ла да­ро­ва­на от Бо­га бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний и из­гна­ния бе­сов. Од­на­жды бес, при­няв об­раз огром­но­го змия, умерт­вил мно­гих в бли­жай­шем се­ле­нии. Свя­той по­движ­ник по­спе­шил прий­ти на по­мощь жи­те­лям и осво­бо­дил их от вла­сти диа­во­ла. Ви­дя это, око­ло трех ты­сяч языч­ни­ков той мест­но­сти при­ня­ли Кре­ще­ние.
В это вре­мя му­че­ни­че­ски скон­чал­ся Алек­сан­дрий­ский епи­скоп Филипп, и свя­той Лев­кий был из­бран на его ме­сто. Ви­дя, что свя­ти­тель Лев­кий об­ра­ща­ет в хри­сти­ан­ство мно­гих языч­ни­ков, епарх Са­тур­нин ре­шил его убить. Же­лая за­щи­тить сво­е­го ар­хи­пас­ты­ря, неко­то­рые хри­сти­ане хо­те­ли убить епар­ха. Узнав об этом, свя­ти­тель за­пре­тил им при­чи­нять зло епар­ху. Свя­ти­тель Лев­кий объ­явил пастве, что Гос­подь по­веле­ва­ет ему ид­ти в язы­че­скую стра­ну и про­све­тить све­том хри­сти­ан­ской ве­ры го­род Врун­ти­си­о­поль и окрест­ную стра­ну. Свя­той ар­хи­пас­тырь по­ста­вил вме­сто се­бя до­стой­но­го епи­ско­па, взял с со­бой диа­ко­нов Ев­се­вия, Ди­о­ни­сия и пять уче­ни­ков и по­спе­шил на ко­рабль, от­плы­вав­ший в Ита­лию. По до­ро­ге к нему при­со­еди­ни­лись пре­сви­те­ры Леон и Са­вин, а на пу­ти в го­род Врун­ти­си­о­поль он встре­тил три­бу­на Ар­ма­лео­на с 67-ю во­и­на­ми, ко­то­рых об­ра­тил в хри­сти­ан­ство. В го­ро­де он стал про­по­ве­до­вать на­ро­ду об Иису­се Хри­сте. На­чаль­ник го­ро­да, Ан­тиох, узнав, что три­бун Ар­ма­ле­он об­ра­тил­ся к ве­ре во Хри­ста, вы­звал его и дол­го рас­спра­ши­вал об уче­нии хри­сти­ан. Узнав о свя­ти­те­ле Лев­кии, пра­ви­тель за­хо­тел ви­деть его. При встре­че пра­ви­тель ска­зал: «Ес­ли хо­чешь, чтобы мы уве­ро­ва­ли в про­по­ве­ду­е­мо­го то­бою Бо­га, умо­ли Его по­слать на на­шу зем­лю дождь, ко­то­ро­го мы не ви­де­ли уже два го­да». Свя­той, со­звав клир и всех но­во­кре­ще­ных хри­сти­ан, со­вер­шил усерд­ное мо­ле­ние, по­сле ко­то­ро­го про­лил­ся обиль­ный дождь, на­по­ив­ший ис­сох­шую зем­лю. Ви­дя чу­до, Ан­тиох и весь го­род Врун­ти­си­о­поль (27 000 че­ло­век) при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. В па­мять об этом со­бы­тии в го­ро­де бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри, а на том ме­сте, где был кре­щен на­род, – дру­гая, во имя свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля.
Вско­ре свя­ти­тель за­бо­лел, в от­кро­ве­нии ему бы­ло пред­ска­за­но, что бо­лезнь смер­тель­на. При­звав сво­е­го ду­хов­но­го сы­на Ан­тио­ха, свя­ти­тель Лев­кий за­ве­щал по­хо­ро­нить се­бя на том ме­сте, где при­стал при­вез­ший его из Алек­сан­дрии ко­рабль. Ан­тиох ис­пол­нил за­ве­ща­ние ар­хи­пас­ты­ря и по­ста­вил на этом ме­сте цер­ковь во имя свя­то­го Лев­кия. В нее бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи усоп­ше­го свя­ти­те­ля, от ко­то­рых ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные чу­до­тво­ре­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/525

☦️
Благоверный князь Глеб Владимирский.
Свя­той бла­го­вер­ный князь Глеб Вла­ди­мир­ский, в Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, был млад­шим сы­ном свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4 июля). Под вли­я­ни­ем бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей он вы­рос глу­бо­ко ве­ру­ю­щим и с две­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та про­во­дил уеди­нен­ную ду­хов­ную жизнь. Ро­ди­те­ли не пре­пят­ство­ва­ли сы­ну и да­же со­дей­ство­ва­ли ему в ду­хов­ном воз­рас­та­нии. Свя­той князь осо­бен­но лю­бил чте­ние свя­тых книг, по­чи­тал свя­щен­но­слу­жи­те­лей и был ми­ло­стив ко всем. Несмот­ря на юный воз­раст, он из­брал для се­бя по­двиг стро­го­го по­ста и мо­лит­вен­но­го бде­ния. Скон­чал­ся бла­го­вер­ный князь Глеб в 1174 го­ду, в де­вят­на­дца­ти­лет­нем воз­расте.
Его нетлен­ные мо­щи со­хра­ни­лись и про­сла­ви­лись чу­де­са­ми. В 1238 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия Ба­тыя на Рус­скую зем­лю, та­та­ры по­до­жгли со­бор во Вла­ди­ми­ре. В этом по­жа­ре сго­ре­ли епи­скоп Мит­ро­фан, ве­ли­кая кня­ги­ня Ага­фия, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Ге­ор­гия Все­во­ло­до­ви­ча († 1238), и мно­же­ство жи­те­лей Вла­ди­ми­ра, за­крыв­ших­ся в со­бор­ном хра­ме. Од­на­ко огонь да­же не кос­нул­ся гроб­ни­цы бла­го­вер­но­го кня­зя Гле­ба. В июле 1410 го­да на Вла­ди­мир на­па­ли та­та­ры. Раз­гра­бив го­род, они ста­ли рас­хи­щать цер­ков­ные со­кро­ви­ща со­бо­ра, убив со­бор­но­го клю­ча­ря Пат­ри­кия. По­ла­гая, что в гроб­ни­це спря­та­ны со­кро­ви­ща, они хо­те­ли раз­ло­мать ее. Как толь­ко та­та­ры кос­ну­лись ка­мен­но­го гро­ба свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Гле­ба, из него вы­шло пла­мя, и та­та­ры в стра­хе по­ки­ну­ли го­род.
По мо­лит­вам свя­то­го кня­зя был спа­сен го­род от на­ше­ствия поль­ско-ли­тов­ских за­хват­чи­ков в 1613 го­ду.
Празд­но­ва­ние бла­го­вер­но­му кня­зю Гле­бу уста­нов­ле­но в 1702 го­ду, в том же го­ду бы­ла на­пи­са­на служ­ба, несколь­ко поз­же – жи­тие. Мо­щи по­чи­ва­ют в Успен­ском со­бо­ре во Вла­ди­ми­ре. В 1774 го­ду юж­ный при­дел со­бо­ра был освя­щен в честь его име­ни. Бла­го­вер­ный князь Глеб по­чи­та­ет­ся как осо­бый по­кро­ви­тель и за­щит­ник го­ро­да Вла­ди­ми­ра.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gleb-vladimirskij

☦️
Святитель Ми́на, епископ Полоцкий.
Свя­ти­тель Ми­на, епи­скоп По­лоц­кий, дол­гое вре­мя под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. 13 де­каб­ря 1105 го­да он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па По­лоц­ко­го. Имя свя­ти­те­ля Ми­ны во­шло в служ­бу Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­тым от­цам, так как до воз­ве­де­ния в сан епи­ско­па он нес по­слу­ша­ние в этой оби­те­ли. Упо­ми­на­ние о нем со­дер­жит­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском Па­те­ри­ке. Свя­ти­тель Ми­на из­ве­стен как один из пер­вых рус­ских ар­хи­пас­ты­рей, про­дол­жив­ших бла­го­дат­ное рас­про­стра­не­ние ве­ры Хри­сто­вой по­сле Кре­ще­ния на­шей зем­ли.

☦️
Праведный Николай Кава́сила.
Два со­лун­ских свя­тых из XIV ве­ка но­си­ли имя Ка­ва­си­лы. Стар­ший, Нил, дя­дя Ни­ко­лая, по об­ще­при­ня­то­му мне­нию, управ­лял со­лун­ской паст­вой до 1340 го­да, при Иоанне Кан­та­ку­зене. Млад­ший, Ни­ко­лай, ро­дил­ся в 1320 го­ду в ари­сто­кра­ти­че­ской се­мье в Фес­са­ло­ни­ке. Дет­ство его про­шло под на­став­ни­че­ством дя­ди. В 1335–1340 гг. Ни­ко­лай по­лу­ча­ет клас­си­че­ское об­ра­зо­ва­ние в Кон­стан­ти­но­по­ле, где изу­ча­ет фило­со­фию, ри­то­ри­ку, грам­ма­ти­ку, есте­ствен­ные на­у­ки. Впо­след­ствии он при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в по­ли­ти­че­ской и цер­ков­ной жиз­ни им­пе­рии и упо­ми­на­ет­ся в долж­но­сти са­кел­ла­рия Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви.
При граж­дан­ских бес­по­кой­ствах, вы­зван­ных дви­же­ни­ем зи­ло­тов, мы встре­ча­ем Ни­ко­лая Ка­ва­си­лу (греч. Νικόλαος Καβάσιλας) на сто­роне Па­лео­ло­гов и во­е­на­чаль­ни­ка Си­гри­а­на.
Пат­ри­арх Иоанн в 1343 го­ду по­сы­лал его в чис­ле дру­гих к им­пе­ра­то­ру Иоан­ну Кан­та­ку­зе­ну, чтобы убе­дить его от­речь­ся от пре­сто­ла. Но ко­гда тот был ко­ро­но­ван в Адри­а­но­по­ле и ко­гда Фес­са­ло­ни­ка и дру­гие го­ро­да пе­ре­ста­ли про­ти­во­дей­ство­вать бла­го­при­ят­ство­вав­шей ему пар­тии, по­соль­ство в 1346 го­ду от­пра­ви­лось к сы­ну его Ма­ну­и­лу, чтобы обе­щать ему по­кор­ность под неко­то­ры­ми усло­ви­я­ми, и в этом по­соль­стве был Ни­ко­лай Ка­ва­си­ла. Мо­жет быть, эти са­мые сно­ше­ния при­об­ре­ли Ни­ко­лаю бла­го­склон­ность Кан­та­ку­зе­на; по край­ней ме­ре, сам Кан­та­ку­зен го­во­рит, что удо­ста­и­вал сво­ей друж­бы и да­же при­чис­лял его к луч­шим сво­им дру­зьям. Бу­дучи склон­ным к со­зер­ца­тель­ной мо­на­ше­ской жиз­ни, Иоанн Кан­та­ку­зен в 1349 го­ду уда­лил­ся в мо­на­стырь Свя­то­го Ма­ман­та и по­том пе­ре­шел в мо­на­стырь Ман­га­ний­ский, неда­ле­ко от Кон­стан­ти­но­по­ля. В это доб­ро­воль­ное из­гна­ние по­сле­до­ва­ли за ним Ди­мит­рий Ки­до­ний и Ка­ва­си­ла, му­жи, по сло­вам са­мо­го им­пе­ра­то­ра, до­стиг­шие вер­ши­ны внеш­ней муд­ро­сти, не ме­нее лю­бо­муд­рен­ные и в де­лах, из­брав­шие жизнь це­ло­муд­рен­ную и сво­бод­ную от несча­стий бра­ка.
Пре­бы­ва­ние им­пе­ра­то­ра и дру­зей его в мо­на­сты­ре бы­ло непро­дол­жи­тель­ным.
Ко­гда Кан­та­ку­зен, неза­дол­го до сво­е­го от­ре­че­ния ра­ди при­ня­тия мо­на­ше­ско­го по­стри­га, при­звал в со­пра­ви­те­ли се­бе сы­на сво­е­го Мат­фея и Па­лео­ло­га Ан­д­ро­ни­ка, Ка­ва­си­ла опять встре­ча­ет­ся в чис­ле по­сред­ни­ков, ко­то­рым над­ле­жа­ло вы­звать уда­лив­ше­го­ся Пат­ри­ар­ха Кал­ли­ста и за­ста­вить его ко­ро­но­вать Мат­фея (Cantac. hist. lib. IV. Vol. III. P. 275). Но ко­гда Кал­лист от­ка­зал­ся, при­сту­пи­ли к вы­бо­ру но­во­го Пат­ри­ар­ха, и на это ме­сто пред­ло­же­ны бы­ли Ка­ва­си­ла и еще двое: Ма­ка­рий Фила­дель­фий­ский и Фило­фей Ирак­лий­ский; им­пе­ра­тор из­брал по­след­не­го, и он ко­ро­но­вал Мат­фея. При сем слу­чае Кан­та­ку­зен на­зы­ва­ет Ка­ва­си­лу ми­ря­ни­ном; а это да­ет по­нять, что он поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем, ес­ли пред­ла­га­ли его пря­мо на пат­ри­ар­шую ка­фед­ру, что с ми­ря­на­ми бы­ва­ло ред­ко.
Око­ло это­го вре­ме­ни Ни­ко­лаю Ка­ва­си­ле как при­вер­жен­цу ис­их­аст­ско­го уче­ния при­шлось иметь спор о при­ро­де Фа­вор­ско­го све­та с Ни­ки­фо­ром Гри­го­рой, по­сле­до­ва­те­лем Вар­ла­а­ма и Акин­ди­на. Рас­сказ о встре­че Ни­ки­фо­ра и Ка­ва­си­лы и сущ­ность их спо­ра из­ло­же­ны у Ни­ки­фо­ра (L. XXI. XXII. 4).
На со­зван­ном в 1351 г. Влахерн­ском Со­бо­ре Ни­ко­лай Ка­ва­си­ла вы­сту­пал твер­дым за­щит­ни­ком пра­во­сла­вия и стро­гой ас­ке­ти­че­ской жиз­ни.
Один крат­кий пе­ре­чень со­чи­не­ний Ни­ко­лая Ка­ва­си­лы мо­жет по­ка­зать его ли­те­ра­тур­ную мно­го­сто­рон­ность и пло­до­ви­тость. К са­мым ран­ним его про­из­ве­де­ни­ям от­но­сит­ся от­ры­вок из ком­мен­та­рий его на Пто­ло­мея; ко вре­ме­ни за­ня­тий его де­ла­ми церк­ви в зва­нии са­кел­ла­рия нуж­но от­не­сти со­чи­не­ния: «О ро­сте про­тив ро­стов­щи­ков», кни­гу о непра­виль­ных тяж­бах граж­дан­ских на­чальств по от­но­ше­нию к цер­ков­ным пред­ме­там. Нема­ло оста­лось от него от­дель­ных слов нрав­ствен­ных, на празд­ни­ки и по­хваль­ных. Из них мож­но ука­зать сло­ва: на Стра­сти Хри­сто­вы, на Воз­не­се­ние, на ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, на св. Фе­о­до­ру Чу­до­тво­ри­цу, на трех все­лен­ских свя­ти­те­лей. Из бо­го­слов­ских про­из­ве­де­ний его из­вест­ны: «Ка­кая цель во­пло­ще­ния Гос­по­да», «Про­тив за­блуж­де­ний Ни­ки­фо­ра Гри­го­ры», «Из­ло­же­ние на про­ро­ка Ие­зе­ки­и­ля», «О ду­ше» и дру­гие мел­кие со­чи­не­ния и пись­ма.
Бо­лее из­вест­ным тво­ре­ни­ем Ни­ко­лая Ка­ва­си­лы слу­жит его «Изъ­яс­не­ние Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии», ко­то­рое имел в ви­ду ис­тол­ко­ва­тель ли­тур­гии Си­ме­он Со­лун­ский.
Вы­да­ю­щий­ся хри­сти­ан­ский пи­са­тель и бо­го­слов, свя­той пра­вед­ный Ни­ко­лай Ка­ва­си­ла был ка­но­ни­зи­ро­ван Эл­лад­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 3 июня 1982 го­да.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasila/
• Изъяснение Божественной Литургии
• Изъяснение обрядов Божественной Литургии
• Изъяснение священных одежд
• Письмо Димитрию Кидону
• Семь слов о жизни во Христе
• Слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
• Слово на достопокланяемое и преславное Успение Пресвятой и Пречистой Владычицы нашей Богородицы
• Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

☦️
Святитель Гу́рий, архиепископ Казанский.
Гу­рий Ру­го­тин, свя­той, пер­вый ар­хи­епи­скоп Ка­зан­ский, ро­дом из дво­рян быв­ше­го го­род­ка Ра­до­не­жа, в ми­ре име­но­вал­ся Гри­го­ри­ем. В мо­ло­дых ле­тах всту­пил Гри­го­рий в услу­же­ние к кня­зю Ива­ну Пень­ко­ву. Князь был так им до­во­лен, что по­ру­чил ему управ­ле­ние всем до­мом. Но эта до­ве­рен­ность про­дол­жа­лась недол­го. Про­чие слу­жи­те­ли кня­зя из за­ви­сти к Гри­го­рию воз­ве­ли на него кле­ве­ту, что он на­хо­дит­ся в пре­ступ­ной свя­зи с кня­ги­нею. Раз­дра­жен­ный лож­ным на­го­во­ром князь при­ка­зал по­са­дить Гри­го­рия в тем­ни­цу, на­роч­но устро­ен­ную в глу­бо­ко вы­ры­той яме. Там то­мил­ся невин­ный стра­да­лец два го­да, ибо по про­ше­ствии двух лет дверь уз­ни­ка сво­бод­но от­во­ри­лась. При­зна­вая спа­се­ние свое за Про­мысл Бо­жий, он от­рек­ся ми­ра и на­пра­вил путь свой в оби­тель пре­по­доб­но­го Иоси­фа Во­ло­ко­лам­ско­го. Там об­лек­ся он в одеж­ду ино­ка, при­няв имя Гу­рия, и вско­ре по­став­лен был (1522 г.) игу­ме­ном оби­те­ли; по­том пе­ре­ве­ден в Се­ли­жа­ров мо­на­стырь, а 3 фев­ра­ля 1555 г. хи­ро­то­ни­сан во ар­хи­епи­ско­па но­вой Ка­зан­ской епар­хии. Гу­рий устро­ил там два учи­лищ­ные мо­на­сты­ря для обу­че­ния де­тей хри­сти­ан и языч­ни­ков; кро­ме то­го, под осо­бым сво­им над­зо­ром со­ору­дил ка­мен­ный ка­фед­раль­ный со­бор во имя Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ра­дея о пастве сво­ей, свя­ти­тель Гу­рий умно­жил ее, об­ра­тив мно­гих ма­го­ме­тан в хри­сти­ан­скую ве­ру. Он пре­ста­вил­ся 4 де­каб­ря 1563 г., при­няв за два дня до кон­чи­ны схи­му. Мо­щи его, об­ре­тен­ные 4 ок­тяб­ря 1595 г., по­чи­ва­ют в Ка­зан­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре. Они пе­ре­ло­же­ны в 1817 г. в но­вую се­реб­ря­ную ра­ку.
Гу­ри­ем на­ча­лась епар­хия в Ка­за­ни. По ука­зу ца­ря Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча мит­ро­по­лит Ма­ка­рий со­бор­но учре­дил в 1555 г. ар­хи­епи­скоп­ство в Ка­за­ни, тре­тьей сте­пе­ни. По­сле ар­хи­епи­ско­пов бы­ли там с 1589 г. мит­ро­по­ли­ты, а по­сле них с 1832 г. епи­ско­пы и ар­хи­епи­ско­пы. Спер­ва епар­хи­аль­ные ар­хи­ереи име­но­ва­лись Ка­зан­ски­ми и Аст­ра­хан­ски­ми; по­том, с 1602 г., Ка­зан­ски­ми и Сви­яж­ски­ми, а с 1799 г. Ка­зан­ски­ми и Сим­бир­ски­ми. В 1799 г. учре­жде­на ви­кар­ная епар­хия Ка­зан­ская; епи­ско­пам оной ве­ле­но пи­сать­ся Сви­яж­ски­ми; но в 1802 г. Ка­зан­ские ви­ка­рии от­ме­не­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/855

☦️
Исповедник Николай Флоров, пресвитер.
Протоиерей Николай Семенович Флоров родился 10 октября 1870 года в селе Пушейское Слободского уезда Вятской губернии в семье священника Симеона Флорова.
После окончания в 1886 году Яранского духовного училища Николай Флоров поступил в Вятскую духовную семинарию, которую закончил в 1894 году по второму разряду и был назначен учителем в церковно-приходскую школу с Юмы Котельничского уезда.
В 1895 году Николай Флоров обвенчался с дочерью настоятеля Введенской церкви села Кобра Котельничского уезда Верой Филипповной Шубиной. По сути, он обрел не только преданную подругу жизни, но в лице ее отца, священника Филиппа, снискал себе доброго наставника в пастырском делании и прекрасный пример для подражания.
Вскоре после женитьбы, 15 августа 1895 года, Николай Семенович Флоров был рукоположен в сан священника.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-florov

☦️
Икона Богородицы Моденская (Косинская).
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Мо­ден­ская-Ко­син­ская бы­ла при­ве­зе­на гра­фом Бо­ри­сом Пет­ро­ви­чем Ше­ре­ме­тье­вым в 1717 го­ду из ита­льян­ско­го го­ро­да Мо­де­ны. Ико­на име­ну­ет­ся еще Ко­син­ской по ме­сту сво­е­го пре­бы­ва­ния в Успен­ской церк­ви быв­ше­го под­мос­ков­но­го се­ла Ко­си­но (сей­час рай­он г. Моск­вы). Свя­тая ико­на бы­ла по­жерт­во­ва­на Ко­син­ской церк­ви им­пе­ра­то­ром Пет­ром I.
Чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми и бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми. Так, на­при­мер, в 1848 го­ду жи­те­ли со­сед­них с Ко­си­но се­ле­ний, где сви­реп­ство­ва­ла хо­ле­ра, несколь­ко раз бра­ли чу­до­твор­ную Мо­ден­скую ико­ну для со­вер­ше­ния мо­леб­нов, по­сле ко­то­рых страш­ная бо­лезнь со­вер­шен­но пре­кра­ща­лась.
На иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на сто­я­щей с Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке. Спа­си­тель об­ра­щен ли­ком к на­ро­ду, пра­вой ру­кой Он бла­го­слов­ля­ет, а в ле­вой дер­жит сви­ток.
В 1940 го­ду Ко­син­ская (Мо­ден­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла кон­фис­ко­ва­на и пе­ре­да­на в Му­зей ре­ли­гии и ате­из­ма, а за­тем Му­зей древ­не­рус­ско­го ис­кус­ства име­ни пре­по­доб­но­го Ан­дрея Рубле­ва, рас­по­ло­жен­но­го на тер­ри­то­рии Спа­со-Ан­д­ро­ни­е­ва мо­на­сты­ря в Москве. В 1976 го­ду свя­ты­ня бы­ла от­ре­ста­ври­ро­ва­на, по­сле че­го в те­че­ние трех лет на­хо­ди­лась в экс­по­зи­ции Му­зея, а за­тем бе­реж­но хра­ни­лась вплоть до сво­е­го воз­вра­ще­ния в Ко­син­ский храм.
Вто­рое об­ре­те­ние Ко­син­ской (Мо­ден­ской) чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­сто­я­лось 2 июля 1991 го­да. В этот день по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II чу­до­твор­ную ико­ну из за­пас­ни­ков Му­зея тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли во вновь от­кры­тый Со­бор Спа­са Неру­ко­твор­но­го об­ра­за, где она бы­ла освя­ще­на. За­тем со­сто­я­лось тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние чу­до­твор­но­го об­ра­за крест­ным хо­дом в Ко­син­ский при­ход. Пе­ред свя­ты­ней был про­чи­тан Ака­фист и от­слу­жен во­до­свят­ный мо­ле­бен, по­сле че­го чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Ко­син­ская бы­ла вне­се­на в Свя­то-Ни­коль­ский храм и уста­нов­ле­на на спе­ци­аль­ном по­ста­мен­те.
2 июля 1992 го­да, по­сле воз­вра­ще­ния при­хо­ду Свя­то-Успен­ско­го хра­ма, чу­до­твор­ный Ко­син­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри раз­ме­сти­ли в нем, где свя­ты­ня пре­бы­ва­ет и по­ныне.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-modenskaja-kosinskaja


Жития
Писание