☀️ неподвижный годовой круг:
• 28 июня (15 июня)
• прор. Амо́са (VIII до РХ)
• мчч. Ви́та, Моде́ста, мц. Криске́нтии питательницы (ок. 303)
• мч. Ду́лы Киликийского (305–313)
• прп. Ду́лы Египетского (?)
• прп. Иерони́ма Блаженного, Стридонского (420) 📚
• блж. Августина Иппонийского (430) 📚
• перенесение мощей прп. Феодора Сикеота (ок. IX)
• свт. Михаила Киевского (X)
• блгв. кн. Сербского Лазаря (1389)
• свт. Ефрема II Сербского (1395–1400)
• свт. Ионы Московского (1461)
• прмчч. Григория и Кассиа́на Авнежских (1392)
• сщмч. Амо́са (Иванова) (1919)
• иконы Божией Матери «Одигитрия» Воронинская (1518)


☦️
Пророк Амо́с.
Святой пророк Амо́с, третий из 12 малых пророков, жил в VIII веке до Рождества Христова. В это время еврейский народ был разделен на два царства: Иудейское и Израильское. В Иерусалиме правил иудейский царь Озия, а у 10-ти отделившихся израильских колен – Иеровоам II-й, идолопоклонник. В Вефиле он поставил кумира в виде золотого тельца, которому и поклонялись отвергшиеся от Истинного Бога израильтяне.
Пророк Амос был иудеем, уроженцем селения Фекуи. Простой и неученый, но сильный горячей верой и ревностью о славе Истинного Бога пастух был избран Господом на пророческое служение и послан в Израильское царство для обличения нечестивого царя Иеровоама и отступивших от Бога израильтян. Пророк предсказывал им великие бедствия, которым должны были подвергнуться Израильское царство и окружавшие его языческие народы за свое нечестие. За свои обличения пророк Амос неоднократно переносил побои и изгнания. Но он опять возвращался в Вефиль и, угрожая неминуемыми бедствиями, продолжал призывать израильтян к покаянию. Особенно ненавидел пророка жрец идольского капиша Амасия. Пророк предсказал ему и всему его дому скорую погибель и за это подвергся избиению. Сын Амасии Озия ударил святого по голове дубиной и тяжело ранил. Пророк Амос, еле живой, достиг своего родного селения и там скончался около 783 года до Рождества Христова.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/512

☦️
Мученики Вит, Моде́ст и мученица Криске́нтия питательница.
Свя­тые му­че­ни­ки Вит, Мо­дест и Кри­с­кен­тия-пи­та­тель­ни­ца (день памяти 29 мая) по­стра­да­ли за Хри­ста в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Свя­той му­че­ник Вит был сы­ном знат­но­го си­ци­лий­ско­го вель­мо­жи, языч­ни­ка Ги­ла­са. Еще юным от­ро­ком свя­той Вит воз­го­рел­ся пла­мен­ной лю­бо­вью к Гос­по­ду Иису­су Хри­сту и непре­стан­но мо­лил­ся Ему. Гос­подь да­ро­вал ему бла­го­дать чу­до­тво­ре­ния. Он ис­це­лял боль­ных и об­ра­тил ко Хри­сту мно­же­ство языч­ни­ков. Узнав об этом, пра­ви­тель Ва­ле­ри­ан при­звал Ги­ла­са и со­ве­то­вал ему от­вра­тить сы­на от ве­ры во Хри­ста. Как раз в то вре­мя им­пе­ра­тор из­дал указ о го­не­нии на хри­сти­ан, и по­это­му не толь­ко от­рок, но и весь дом Ги­ла­са мог по­стра­дать. Но Ги­лас не смог убе­дить свя­то­го Ви­та и стал из­би­вать от­ро­ка. Пра­ви­тель Ва­ле­ри­ан узнал, что свя­той Вит от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву бо­гам, и по­тре­бо­вал его к се­бе на суд. Пе­ред су­дом свя­той от­рок стой­ко ис­по­ве­дал свою ве­ру и на­от­рез от­ка­зал­ся при­не­сти идо­лам жерт­ву. Его опять би­ли. Ко­гда пра­ви­тель, да­вая рас­по­ря­же­ние об уси­ле­нии му­че­ний, про­тя­нул ру­ку, она тот­час от­сох­ла. По мо­лит­ве свя­то­го пра­ви­тель по­лу­чил ис­це­ле­ние и, пре­кра­тив суд, от­дал свя­то­го от­ро­ка Ги­ла­су, при­ка­зав во что бы то ни ста­ло от­вра­тить его от ве­ры во Хри­ста.

Далее:
см. жития от 29 мая или
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/515

☦️
Мученик Ду́ла Киликийский.
Свя­той му­че­ник Ду­ла был бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном из го­ро­да Пре­то­ри­а­ды. В раз­гар го­не­ния на хри­сти­ан при Мак­си­мине (305–313) его схва­ти­ли и пред­ста­ви­ли на суд пра­ви­те­лю Ки­ли­кий­ской об­ла­сти Мак­си­му. Пе­ред на­ча­лом су­да свя­той усерд­но про­сил Гос­по­да да­ро­вать ему си­лу сло­ва для об­ли­че­ния идо­ло­по­клон­ства.
На до­про­сах свя­той му­че­ник му­же­ствен­но ис­по­ве­дал Хри­ста и дерз­но­вен­но об­ли­чил лож­ную ре­ли­гию языч­ни­ков и их бо­гов с по­стыд­ны­ми че­ло­ве­че­ски­ми стра­стя­ми и по­ро­ка­ми. Пра­ви­тель пы­тал­ся опро­верг­нуть ве­ру во Хри­ста, но не мог про­ти­во­сто­ять бла­го­дат­но­му сло­ву свя­то­го Ду­лы. При­ве­ден­ный этим в ярость, он нещад­но му­чил его и от­пра­вил по­сле до­про­сов в тем­ни­цу. На каж­дый но­вый до­прос свя­той му­че­ник по­яв­лял­ся все та­ким же креп­ким и ду­хом, и те­лом, го­то­вым на но­вые му­че­ния. На по­след­нем до­про­се свя­то­му Ду­ле ото­рва­ли ниж­нюю че­люсть, пе­ре­би­ли ко­ле­ни, при­вя­за­ли к ко­лес­ни­це пра­ви­те­ля и вла­чи­ли за ней. На этом стра­даль­че­ском пу­ти свя­той му­че­ник, осе­нив се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, скон­чал­ся.
Его те­ло от­вя­за­ли от ко­лес­ни­цы и бро­си­ли в ре­ку. Те­че­ние ре­ки при­нес­ло остан­ки свя­то­го му­че­ни­ка Ду­лы к его род­но­му го­ро­ду и при­би­ло к бе­ре­гу. Со­ба­ки пас­ту­хов об­на­ру­жи­ли свя­тое те­ло. Од­на из них си­де­ла и обе­ре­га­ла те­ло му­че­ни­ка от птиц, а дру­гая при­нес­ла в зу­бах пас­ту­ше­скую одеж­ду и при­кры­ла те­ло свя­то­го. Пас­ту­хи при­ве­ли к те­лу свя­то­го му­че­ни­ка Ду­лы хри­сти­ан, ко­то­рые и со­вер­ши­ли по­гре­бе­ние.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/513

☦️
Преподобный Ду́ла страстотерпец, Египетский.
Пре­по­доб­ный Ду­ла, стра­сто­тер­пец (вре­мя жиз­ни неиз­вест­но), был ино­ком од­но­го из еги­пет­ских мо­на­сты­рей. Он от­ли­чал­ся кро­то­стью, сми­ре­ни­ем и по­слу­ша­ни­ем. В те­че­ние 20 лет пре­по­доб­ный тер­пел на­смеш­ки, оскорб­ле­ния и уни­чи­же­ния от неко­то­рых из бра­тии мо­на­сты­ря. Вна­ча­ле ему бы­ло труд­но нести по­двиг тер­пе­ния и с кро­то­стью при­ни­мать глум­ле­ния, но по­сте­пен­но, сми­ря­ясь ду­шой и мо­лясь Бо­гу, он до­стиг та­кой сте­пе­ни негнев­ли­во­сти, что всем серд­цем жа­лел сво­их обид­чи­ков и мо­лил­ся за них.
В кон­це жиз­ни пре­по­доб­но­го по­стиг­ло ис­ку­ше­ние: один инок из чис­ла бра­тии по­хи­тил цер­ков­ные со­су­ды и спря­тал их. Ко­гда игу­мен и стар­цы мо­на­сты­ря ста­ли раз­би­рать де­ло о кра­же, то недоб­ро­же­ла­те­ли свя­то­го Ду­лы ста­ли утвер­ждать, что кра­жу со­вер­шил имен­но он, так как в день кра­жи он не явил­ся к по­лу­нощ­ни­це, хо­тя рань­ше все­гда при­хо­дил пер­вым. На са­мом де­ле свя­той Ду­ла в этот день был бо­лен и по­это­му не смог прий­ти к служ­бе. Пре­по­доб­но­го Ду­лу при­ве­ли к стар­цам, ко­то­рым он ска­зал, что не ви­но­ват в кра­же. Но вра­ги его ста­ли кле­ве­тать, утвер­ждая, что они бы­ли сви­де­те­ля­ми. Убе­див­шись, что его сло­вам не ве­рят, пре­по­доб­ный Ду­ла не стал спо­рить и ска­зал: «Про­сти­те ме­ня, от­цы свя­тые, я гре­шен». Игу­мен при­ка­зал со­влечь с пре­по­доб­но­го ино­че­ские одеж­ды и об­лечь в мир­ское пла­тье. Горь­ко за­ры­дав, свя­той Ду­ла мо­лил­ся: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Сыне Бо­жий, ра­ди Тво­е­го свя­то­го Име­ни я об­лек­ся в об­раз сей, но ныне, по гре­хам мо­им, он со­вле­чен с ме­ня».
На пре­по­доб­но­го Ду­лу на­ло­жи­ли око­вы, эко­ном же­сто­ко бил его, до­би­ва­ясь, где спря­та­ны цер­ков­ные со­су­ды, но невин­ный стра­да­лец толь­ко по­вто­рял: «Про­сти­те, со­гре­шил я». То­гда его пре­да­ли на суд граж­дан­ским вла­стям и под­верг­ли пыт­ке, но свя­той по­вто­рял: «У ме­ня нет ни се­реб­ра, ни про­пав­ших со­су­дов». Го­род­ской епарх спро­сил мо­на­хов, что ему де­лать с пре­дан­ным на его суд че­ло­ве­ком. Они от­ве­ти­ли: «Сде­лай с ним то, что по­веле­ва­ют за­ко­ны». Свя­той был при­го­во­рен к от­се­че­нию обе­их рук. Пе­ред вы­пол­не­ни­ем при­го­во­ра пра­ви­тель ска­зал пре­по­доб­но­му: «Ска­жи нам, где со­су­ды, и ты осво­бо­дишь­ся от каз­ни». Свя­той от­ве­тил: «Хо­чешь ли ты, пра­ви­тель, чтоб я ска­зал на се­бя то, что не де­лал? Не хо­чу лгать на се­бя, ибо вся­кая ложь от диа­во­ла». Свя­то­го по­ве­ли на ме­сто каз­ни. То­гда, на­ко­нец, дей­стви­тель­ный ви­нов­ник кра­жи по­чув­ство­вал рас­ка­я­ние и при­шел к игу­ме­ну, про­ся оста­но­вить казнь.
Пре­по­доб­но­го при­ве­ли об­рат­но в мо­на­стырь. Мо­на­хи ста­ли про­сить у свя­то­го про­ще­ния, но он не толь­ко не зло­бил­ся на них, но и бла­го­да­рил, что ему да­ли воз­мож­ность без­вин­ным стра­да­ни­ем из­гла­дить со­вер­шен­ные им пре­гре­ше­ния. Свя­той про­сил Гос­по­да про­стить обид­чи­ков. Через три дня пре­по­доб­но­го на­шли в кел­лии пре­ста­вив­шим­ся к Бо­гу на ко­ле­но­пре­кло­нен­ной мо­лит­ве. По­гре­бе­ние бы­ло от­ло­же­но до при­хо­да игу­ме­на и бра­тии со­сед­ней Лав­ры. Те­ло свя­то­го ле­жа­ло в за­пер­том на за­мок со­бо­ре. Ко­гда все со­бра­лись и во­шли в храм, те­ла без­вин­но­го стра­даль­ца в со­бо­ре не бы­ло, оста­лась лишь его одеж­да и сан­да­лии.
Те, кто счи­та­ли пре­по­доб­но­го Ду­лу греш­ни­ком, ока­за­лись недо­стой­ны пре­дать его те­ло по­гре­бе­нию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/514

☦️
Преподобный Иерони́м Блаженный, Стридонский.
Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский ро­дил­ся в хри­сти­ан­ской се­мье в го­ро­де Стри­доне (Дал­ма­ция и Пан­но­ния). Для за­вер­ше­ния об­ра­зо­ва­ния ро­ди­те­ли по­сла­ли его в Рим, где он изу­чал свет­ские на­у­ки. В на­ча­ле сво­ей жиз­ни в сто­ли­це юно­ша увлек­ся мир­ской су­е­той, но вско­ре в нем со­зре­ло ре­ше­ние в корне из­ме­нить свою жизнь. Ко­гда юно­ше бы­ло око­ло 20 лет, он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле это­го он по­се­тил Гал­лию. Здесь у свя­то­го Иеро­ни­ма про­бу­ди­лось же­ла­ние все­це­ло по­свя­тить се­бя Бо­гу и при­нять мо­на­ше­ство.
Око­ло 372 го­да бла­жен­ный Иеро­ним вер­нул­ся в род­ной го­род, но ро­ди­те­лей в жи­вых уже не за­стал. На него лег­ли за­бо­ты о вос­пи­та­нии млад­ших сест­ры и бра­та Пав­ли­ни­а­на. По­стриг при­шлось на вре­мя от­ло­жить. Бла­жен­ный Иеро­ним стал рев­ност­но изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние.
Устро­ив до­маш­ние де­ла, он по­ехал на Во­сток и око­ло 5 лет про­жил в од­ном си­рий­ском мо­на­сты­ре, со­еди­няя ра­бо­ту над Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем с су­ро­вы­ми ас­ке­ти­че­ски­ми по­дви­га­ми. Кро­ме то­го, свя­той Иеро­ним в со­вер­шен­стве изу­чил ев­рей­ский и хал­дей­ский язы­ки. В этот пе­ри­од на­ча­лась его пе­ре­пис­ка с мно­го­чис­лен­ны­ми ли­ца­ми по са­мым раз­но­об­раз­ным во­про­сам. Со­хра­ни­лось до 120 пи­сем, бес­спор­но на­пи­сан­ных бла­жен­ным Иеро­ни­мом. В это вре­мя в Ан­тио­хии про­ис­хо­ди­ли раз­но­гла­сия меж­ду сто­рон­ни­ка­ми епи­ско­пов Ме­ле­тия, Пав­ли­на и Ви­та­лия. Спо­ры до­стиг­ли и оби­те­ли, где тру­дил­ся бла­жен­ный Иеро­ним. Вслед­ствие несо­гла­сий ему при­шлось по­ки­нуть оби­тель и уй­ти в Ан­тио­хию. Здесь епи­скоп Пав­лин по­свя­тил его в сан пре­сви­те­ра. За­тем бла­жен­ный Иеро­ним по­се­тил Кон­стан­ти­но­поль, бе­се­до­вал со свя­ти­те­ля­ми Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Гри­го­ри­ем Нис­ским, а в 381 го­ду от­пра­вил­ся в Рим. В Ри­ме он про­дол­жал уче­ные тру­ды. Свя­той па­па Да­мас I (366–384), так­же за­ни­мав­ший­ся изу­че­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, при­бли­зил его к се­бе. Но из-за об­ли­че­ния бла­жен­ным нра­вов совре­мен­но­го ему рим­ско­го хри­сти­ан­ско­го об­ще­ства об­ра­зо­ва­лась це­лая пар­тия недоб­ро­же­ла­те­лей бла­жен­но­го. По­сле трех­лет­не­го пре­бы­ва­ния в Ри­ме бла­жен­ный Иеро­ним вы­нуж­ден был на­все­гда по­ки­нуть этот го­род. Вме­сте со сво­им бра­том Пав­ли­ни­а­ном и дру­зья­ми бла­жен­ный Иеро­ним по­се­тил Свя­тую Зем­лю, мо­на­хов Нит­рий­ской пу­сты­ни, а в 386 го­ду по­се­лил­ся в пе­ще­ре в Виф­ле­е­ме, по­бли­зо­сти от пе­ще­ры Рож­де­ства Хри­сто­ва, и на­чал пол­ную су­ро­вых по­дви­гов жизнь.
Это был пе­ри­од рас­цве­та его твор­че­ской де­я­тель­но­сти. Вы­да­ю­щий­ся уче­ный сво­е­го вре­ме­ни, бла­жен­ный Иеро­ним оста­вил Церк­ви бо­га­тое пись­мен­ное на­сле­дие: со­чи­не­ния дог­ма­ти­ко-по­ле­ми­че­ские, нрав­ствен­но-ас­ке­ти­че­ские, тру­ды по ис­тол­ко­ва­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния, тру­ды ис­то­ри­че­ские. Но глав­ным его по­дви­гом был сде­лан­ный за­но­во пе­ре­вод на ла­тин­ский язык книг Но­во­го и Вет­хо­го За­ве­та. Этот пе­ре­вод под на­зва­ни­ем Вуль­га­ты во­шел во все­об­щее упо­треб­ле­ние в За­пад­ной Церк­ви.
Бла­жен­ный Иеро­ним с глу­бо­кой скор­бью пе­ре­жил па­де­ние лю­би­мо­го им го­ро­да Ри­ма, за­во­е­ван­но­го го­та­ми в 410 го­ду. А в 411 го­ду бла­жен­но­го по­стиг­ло но­вое ис­пы­та­ние – на­бег ди­ких бе­ду­и­нов-ара­бов. Лишь ми­ло­стью Бо­жи­ей об­щи­на пре­ста­ре­ло­го по­движ­ни­ка бы­ла спа­се­на от пол­но­го ра­зо­ре­ния. Свою жизнь он окон­чил в той же Виф­ле­ем­ской пе­ще­ре. Да­той смер­ти бла­жен­но­го Иеро­ни­ма счи­та­ет­ся 420 год. Мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны из Виф­ле­е­ма в Рим.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/516

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/
• Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию
• Две книги толкований на пророка Михея
• Книга толкований на пророка Наума
• О положении и названиях еврейских местностей
• Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля
• Толкование на книгу пророка Авдия
• Толкование на книгу пророка Ионы
• Толкование на книгу пророка Исайи
• Толкование на пророка Аггея
• Толкование на пророка Захарию
• Толкование на пророка Малахию
• Толкование на пророка Софонию
• Три книги толкований на пророка Амоса
• Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля
• Шесть книг толкований на пророка Иеремию
• Толкование на книгу Екклезиаст
• Прологи к книгам Ветхого Завета
• Толкование на Евангелие по Матфею
• Апология против книг Руфина, посланная к Паммахию и Марцелле
• Две книги против Иовиниана
• Книга против Вигилянция
• Книга против Иоанна Иерусалимского, к Паммахию
• О Приснодевстве блаженной Марии
• Разговор против люцифериан
• Разговор против пелагиан
• О знаменитых мужах
• Хроника блаженного Иеронима – продолжение изложения хроники Е. Памфила
• Жизнь Павла пустынника
• Жизнь пленного монаха Малха
• Жизнь святого Илариона
• Предисловие блаженного Иеронима к сделанному им латинскому переводу правил св. Пахомия
• Сказание о добродетелях блаженной Павлы
• Проповедь на Рождество Христово
• Письма
• Письма 44–86
• Письма 87–117
• Послание к Десидерию
• Письмо к Павлину. Об изучении Священного Писания
• К Паммахию о наилучшем способе перевода
• Беседы на Песнь Песней Ориген
• Вульгата на русском языке. Четвероевангелие пер. Евгений Розенблюм
• Вульгата на русском языке. Новый Завет пер. Д.Э. Пучкин
• Еврейские вопросы на Книгу Бытия
• Собрание сочинений

☦️
Блаженный Августи́н Аврелий, Иппонийский, епископ.
Бла­жен­ный Ав­гу­стин ро­дил­ся в Аф­ри­ке, в го­ро­де Та­га­сте. Вос­пи­ты­ва­ла его мать, бла­го­че­сти­вая хри­сти­ан­ка Мо­ни­ка. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Кар­фа­гене. В ка­че­стве пре­по­да­ва­те­ля ри­то­ри­ки Ав­гу­стин при­был в Ме­дио­лан в пе­ри­од епи­скоп­ства свя­ти­те­ля Ам­вро­сия († 397, па­мять 7 де­каб­ря). Под ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля Ам­вро­сия Ав­гу­стин изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. Сло­во Бо­жие про­из­ве­ло в его ду­ше ко­рен­ной пе­ре­лом – он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние, раз­дал все свое име­ние бед­ным и по­стриг­ся в ино­че­ский об­раз.
В 391 го­ду епи­скоп Ип­по­ний­ский Ва­ле­рий по­свя­тил свя­то­го Ав­гу­сти­на в сан пре­сви­те­ра, а в 395 го­ду – в сан епи­ско­па и на­зна­чил ви­ка­ри­ем Ип­по­ний­ской ка­фед­ры. По­сле смер­ти епи­ско­па Ва­ле­ри­а­на свя­ти­тель Ав­гу­стин за­нял его ме­сто.
Мно­го тру­дов за 35 лет сво­е­го епи­скоп­ства бла­жен­ный Ав­гу­стин по­свя­тил борь­бе с ере­ся­ми до­на­ти­стов, ма­ни­хе­ев и пе­ла­ги­ан. Бла­жен­ным Ав­гу­сти­ном на­пи­са­но мно­го тво­ре­ний (по удо­сто­ве­ре­нию уче­ни­ка и жиз­не­опи­са­те­ля его Пос­си­дия, чис­ло их до­хо­дит до 1030), из ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны: «О гра­де Бо­жи­ем», «Ис­по­ведь», 17 книг про­тив пе­ла­ги­ан и «Хри­сти­ан­ская на­у­ка». Бла­жен­ный Ав­гу­стин преж­де все­го за­бо­тил­ся о том, чтобы его со­чи­не­ния бы­ли по­нят­ны и на­зи­да­тель­ны. «Пусть луч­ше, – го­во­рил он, – по­ри­ца­ют нас грам­ма­ти­ки, чем не по­ни­ма­ет на­род». Скон­чал­ся бла­жен­ный Ав­гу­стин 28 ав­гу­ста 430 го­да.

Подробнее (внизу страницы):
https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/
• Исповедь
• О блаженной жизни
• О порядке
• Об истинной религии
• Против академиков
• Теологические трактаты
• О граде Божьем
• Беседы души с Богом
• Молитвы и Молитвенные духовные рассуждения
• Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия
• О свободе воли
• О природе блага против манихеев
• О супружестве и похоти
• О благодати и свободном решении
• Об упреке и благодати
• О предопределении святых
• О даре пребывания
• О различных вопросах
• О Символе веры
• Об обучении оглашаемых
• О Христианской борьбе
• Энхиридион
• О 83-х различных вопросах в одной книге
• О Троице
• Блаженного Августина Зеркало
• Время из бдений Блаженного Августина
• Из Soliloqu («Беседы с самим собой»)
• Письма (28, 29, 246, 210)
• Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту
• Письмо 214, к Валентину Адруметскому первое
• Письмо 215. К Валентину и [подвизающимся] вместе с ним монахам адруметским блаженный Аврелий Августин
• Письмо 215А. К Валентину Адруметскому третье
• Письмо 217. К Виталию Карфагенскому
• Письмо 258. К Марциану
• Проповеди
• Проповеди и поучения
• Рассуждение в четвертый день празднеств
• Слово в день Петра и Павла
• Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским
• Слово, говоренное в Карфагене, в трапезе Святого Киприана
• Слово на текст: Отпущайте, и отпустят вам (Лк. 6:37)
• Слово в день святых мучеников Маккавеев
• Слово в день Святого Иоанна Крестителя
• О книге Бытия буквально
• Толкование на Псалом 125-й
• О согласии евангелистов
• Рассуждения на Евангелие от Иоанна
• Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам
• Две книги Евангельских вопросов
• Монологи
• О бессмертии души
• О количестве души
• Об учителе

☦️
Преподобный Фео́дор Сикеот, Анастасиупольский, епископ.
Перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского († 22 апреля 613) из Галатии в Константинополь было не позднее IХ века. Мощи его в 1200 году в монастыре святого Георгия видел русский паломник Антоний.

Подробнее:
см. жития от 5 мая или
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/362

☦️
Святитель Михаил, митрополит Киевский и всея Руси.
Мит­ро­по­лит Ми­ха­ил ро­дом из Си­рии. В 988 го­ду, во вре­мя Кре­ще­ния Вла­ди­ми­ро­ва, он был при­слан к ве­ли­ко­му кня­зю в Кор­сунь пат­ри­ар­хом Ца­ре­град­ским Ни­ко­ла­ем Хри­со­вер­гом. Из Кор­су­ни при­был мит­ро­по­лит в Ки­ев вме­сте с ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром. Ми­ха­ил был рев­ност­ный рас­про­стра­ни­тель хри­сти­ан­ства; про­хо­дя об­шир­ные стра­ны, он на­саж­дал се­ме­на ве­ры Хри­сто­вой. Мит­ро­по­ли­ту Ми­ха­и­лу при­пи­сы­ва­ют по­стро­е­ние Ки­е­во-Зла­то­вер­хо-Ми­хай­лов­ско­го мо­на­сты­ря, а при­быв­шим с ним из Ца­ря­гра­да мо­на­хам – ос­но­ва­ние мо­на­сты­ря Ки­е­во-Ме­жи­гор­ско­го. Ми­ха­ил вез­де, где толь­ко мог стро­ить церк­ви, ста­вил свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов и нис­про­вер­гал идо­лов. Ле­то­пи­си го­во­рят, что на­род, при­леп­лен­ный к древ­не­му суе­ве­рию, не без при­скор­бия смот­рел на со­кру­ше­ние сво­их идо­лов, и ко­гда бог их Пе­рун бро­шен был в Днепр, то тол­па, бе­жав­шая за сво­им идо­лом, кри­ча­ла вслед: «Пе­руне, вы­ды­бай!» т. е. «вы­плы­вай». Ис­ту­кан, стрем­ле­ни­ем вод несо­мый, яко­бы по­ви­ну­ясь гла­су во­пи­ю­щих к нему, при­стал к бе­ре­гу при са­мом том ме­сте, где по­сле, в XI сто­ле­тии, был по­стро­ен мо­на­стырь и на­зван Вы­ду­биц­ким.
Св. Ми­ха­ил скон­чал­ся в Ки­е­ве; мо­щи его по­чи­ва­ют в ве­ли­кой со­бор­ной Пе­чер­ской церк­ви от­кры­то. В над­пи­си при ра­ке его на ре­шет­ке изо­бра­же­но, что свя­ти­тель сей пре­ста­вил­ся в 992 го­ду, по­гре­бен в Де­ся­тин­ной церк­ви; что при Пе­чер­ском игу­мене Фео­к­ти­сте мо­щи его пе­ре­не­се­ны в Ан­то­ни­е­ву пе­ще­ру; а по пред­став­ле­нию ар­хи­манд­ри­та Ро­ма­на Ко­пы и по имен­но­му ука­зу 23 июля 1730 го­да, пе­ре­не­се­ны 1 ок­тяб­ря то­го же го­да в ве­ли­кую цер­ковь (Пе­чер­скую). Ко­гда св. Ми­ха­ил при­чтен к ли­ку угод­ни­ков, неиз­вест­но: по­ла­гать на­доб­но, с са­мо­го пе­ре­не­се­ния мо­щей его в пе­ще­ры, ибо в спис­ке пре­по­доб­ных Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ры зна­чит­ся он и у Каль­но­фой­ско­го в 1638 г.; и в кни­ге Ака­фи­стов с ка­но­на­ми, на­пе­ча­тан­ной в Пе­чер­ской ти­по­гра­фии в 1677 г., в 9 пес­ни, 1 сти­хе Пра­ви­ла пре­по­доб­ных от­цов Пе­чер­ских, по­став­ле­но имя его, как и до­ныне пе­ча­та­ет­ся в сем ка­ноне; но в об­щих ме­ся­це­сло­вах его не бы­ло, как и про­чих пре­по­доб­ных Пе­чер­ских. Уже ука­за­ми Cв. Cи­но­да 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 ок­тяб­ря 1784 г. доз­во­ле­но пе­ча­тать служ­бы пре­по­доб­ным: Ми­ха­и­лу, Ан­то­нию, Фе­о­до­сию и про­чим чу­до­твор­цам Пе­чер­ским в кни­гах, из­да­ва­е­мых Лавр­скою ти­по­гра­фи­ею, а ука­зом Св. Си­но­да 6 ав­гу­ста 1795 г. по­ве­ле­но бы­ло со­чи­нить и об­сто­я­тель­ное жиз­не­опи­са­ние свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла для по­ме­ще­ния в Че­тьих Ми­не­ях.
Св. Ми­ха­ил по­чи­та­ет­ся пер­вым Ки­ев­ским мит­ро­по­ли­том. Неко­то­рые ле­то­пи­си на­зы­ва­ют его вто­рым, а пер­вым гре­ка Леон­тия или Лео­ва; в Нов­го­род­ском же ле­то­пис­це рос­пись мит­ро­по­ли­тов на­чи­на­ет­ся с Фе­о­пемп­та (1037 г.). До XIII ве­ка мит­ро­по­ли­ты жи­ли по­сто­ян­но в Ки­е­ве. Опу­сто­ше­ние это­го го­ро­да за­ста­ви­ло их пе­ре­не­сти пре­стол мит­ро­по­лии во Вла­ди­мир на Клязь­му, а по­том, в на­ча­ле XIV ве­ка, в Моск­ву, где и пра­ви­ли они Рос­сий­скою Цер­ко­вью до уста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства (1589 г.). Мит­ро­по­ли­ты Все­рос­сий­ские име­но­ва­лись спер­ва Ки­ев­ски­ми и всея Рос­сии. По уста­нов­ле­нии пат­ри­ар­ше­ства Ки­ев­ские мит­ро­по­ли­ты, по при­чис­ле­нии их к Рос­сий­ской иерар­хии, за­ни­ма­ли пер­вое ме­сто по­сле пат­ри­ар­хов.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/842

☦️
Благоверный князь Ла́зарь Сербский.
Свя­той бла­го­вер­ный князь Серб­ский Ла­зарь жил в XIV ве­ке, в то вре­мя, ко­гда тур­ки, за­во­е­вав со­сед­ние стра­ны, го­то­ви­лись на­пасть и на Сер­бию.
Свя­той Ла­зарь вос­пи­ты­вал­ся при дво­ре свя­то­го ко­ро­ля Ду­ша­на. Он был на­зна­чен пра­ви­те­лем од­ной из серб­ских об­ла­стей. В 1371 го­ду свя­той Ла­зарь был про­воз­гла­шен ко­ро­лем всей Сер­бии и мно­го по­тру­дил­ся для об­лег­че­ния по­ло­же­ния стра­ны. Он усми­рил со­сед­них кня­зей, оби­жав­ших и гра­бив­ших серб­ское на­се­ле­ние, за­бо­тил­ся о хри­сти­ан­ском про­све­ще­нии на­ро­да, стро­ил хра­мы, под­дер­жи­вал мо­на­сты­ри и бла­го­тво­ри­тель­ные учре­жде­ния. В 1380 го­ду свя­той по­стро­ил мо­на­стырь Ро­ва­ни­цу. Свя­той Ла­зарь ис­хо­да­тай­ство­вал у Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха со­гла­сие на при­зна­ние ар­хи­епи­ско­па Серб­ско­го пат­ри­ар­хом. В те­че­ние 10 лет его прав­ле­ния Сер­бия на­хо­ди­лась в по­кое.
За­тем на­ча­лась вой­на с тур­ка­ми. Во вре­мя Ко­сов­ской бит­вы ра­не­ный ко­роль был взят в плен и по по­ве­ле­нию сул­та­на Ба­язе­та 15 июня 1389 го­да усе­чен ме­чом. Те­ло свя­то­го ко­ро­ля Ла­за­ря бы­ло по­гре­бе­но в бли­жай­шей церк­ви. В 1391 го­ду его нетлен­ные мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ро­ва­ниц­кий мо­на­стырь. Мо­на­стырь был раз­ру­шен тур­ка­ми в 1683 го­ду, и мо­щи ко­ро­ля Ла­за­ря бы­ли пе­ре­не­се­ны в мо­на­стырь Но­вая Ро­ва­ни­ца на Фруж­ской го­ре.

☦️
Святитель Ефре́м II, патриарх Сербский.
Бла­жен­ный Еф­рем, быв­ший тре­тьим пат­ри­ар­хом Серб­ской Церк­ви, был сы­ном свя­щен­ни­ка, совре­мен­но­го ко­ро­лю Ми­лю­ти­ну. Еще в мо­ло­до­сти по­чув­ство­вал он вле­че­ние к ино­че­ской жиз­ни. Ро­ди­те­ли же­ла­ли ви­деть его же­на­тым, но он скрыл­ся из их до­ма и, най­дя от­шель­ни­ка Ва­си­лия, стал у него жить в по­сте и мо­лит­ве и у него же ско­ро дал обет ино­че­ства. Ро­ди­те­ли, узнав о ме­сте пре­бы­ва­ния его, хо­те­ли от­нять его у пу­стын­ни­ка, но он убе­жал на Афон и там скрыл­ся в од­ном из ски­тов.
Во вре­мя во­ен­ных дей­ствий Еф­рем со сво­и­ми уче­ни­ка­ми пе­ре­шел в Иб­ров­ский мо­на­стырь в Сер­бии; здесь был он и игу­ме­ном, но недол­го. По­кло­нив­шись свя­ты­ням пат­ри­ар­хии, он по­се­лил­ся в уеди­нен­ном ме­сте вбли­зи Де­чан­ско­го мо­на­сты­ря и жил здесь стро­гим от­шель­ни­ком. По­сле смер­ти ца­ря Ду­ша­на на­ча­лись сму­ты из-за без­на­ча­лия, а по­том воз­ник­ли раз­бои. От­шель­ник Еф­рем из­бит был до по­лу­смер­ти дур­ны­ми людь­ми, вы­нуж­дав­ши­ми по­де­лить­ся с ни­ми день­га­ми. Пат­ри­арх Сав­ва, пре­ем­ник свя­то­го Иоан­ни­кия, пер­во­го серб­ско­го пат­ри­ар­ха, взял стар­ца в пат­ри­ар­хию и вы­де­лил для него пе­щер­ную кел­лию; ве­ли­кий пост­ник ожил и вы­здо­ро­вел здесь. Бла­го­че­сти­вый князь Ла­зарь от­пра­вил по­слов к пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му с прось­бой окон­чить спо­ры, про­ис­хо­див­шие от­но­си­тель­но Серб­ской пат­ри­ар­хии. Мир с Гре­че­ской Цер­ко­вью был вос­ста­нов­лен. Над­ле­жа­ло спо­кой­но из­би­рать но­во­го пат­ри­ар­ха вме­сто по­чив­ше­го Сав­вы. То­гда, к со­жа­ле­нию, в Сер­бии яви­лось до­ста­точ­но ис­ка­те­лей пат­ри­ар­шей ка­фед­ры. По­сле об­щей мо­лит­вы со­бор серб­ских ар­хи­ере­ев в Пе­чи из­брал пат­ри­ар­хом «пре­по­доб­но­го от­шель­ни­ка Еф­ре­ма» – стар­ца, укра­шен­но­го не толь­ко се­ди­на­ми, но и вы­со­ки­ми доб­ро­де­те­ля­ми.
Бла­жен­ный Еф­рем, во­все не ожи­дав­ший та­ко­го из­бра­ния и при­ве­ден­ный на со­бор для объ­яс­не­ния ему из­бра­ния, горь­ко за­пла­кал и умо­лял уво­лить его от тя­же­лой для него до­ли. Со­бор от­ве­чал: «Ука­зан­ный Бо­гом име­ет быть по­свя­щен». Это бы­ло 3 ок­тяб­ря 1375 го­да, в день па­мя­ти свя­то­го Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та. Вслед за тем Еф­рем по­свя­щен был в пат­ри­ар­ха и по­том вен­чал кня­зя Ла­за­ря вен­цом серб­ских вла­сти­те­лей. Не на­прас­но бла­жен­ный Еф­рем так пла­кал о том, что воз­ла­га­ют на него вы­со­кий сан. Вре­мя бы­ло тя­же­лое: столь­ко бес­по­ряд­ков воз­ник­ло в Церк­ви при рас­строй­стве граж­дан­ско­го прав­ле­ния. Как не все об­ласт­ные пра­ви­те­ли охот­но по­ко­ря­лись кня­зю Ла­за­рю, так не все ар­хи­ереи и про­чие ду­хов­ные ли­ца ока­зы­ва­ли по­ви­но­ве­ние пат­ри­ар­ху Еф­ре­му, невзи­рая на его вы­со­кую ду­хов­ную жизнь. При­вык­ший к ти­хой уеди­нен­ной жиз­ни, отя­го­щен­ный нестро­е­ни­ем дел, свя­той Еф­рем от­ка­зал­ся от мно­го­за­бот­ли­вой долж­но­сти пра­ви­те­ля Серб­ской Церк­ви. В 1382 го­ду он по­свя­тил на свое ме­сто бла­жен­но­го Спи­ри­до­на, а сам стал жить уеди­нен­но в ар­хан­гель­ской оби­те­ли ца­ря Ду­ша­на. Лю­ди ду­хов­ной жиз­ни вы­со­ко ува­жа­ли бла­жен­но­го Еф­ре­ма и в уеди­не­нии при­зна­ва­ли его на­став­ни­ком и опыт­ным учи­те­лем и охот­но сле­до­ва­ли его со­ве­там.
Бла­жен­ный Спи­ри­дон, за­бо­тив­ший­ся об ино­че­ских оби­те­лях, скон­чал­ся в 1388 го­ду по­чти в од­но вре­мя с бла­жен­ным кня­зем Ла­за­рем, пав­шим на Ко­со­вом по­ле.
Так как по кон­чине Спи­ри­до­на и кня­зя Ла­за­ря вре­мя бы­ло крайне смут­ное, то упро­си­ли бла­жен­но­го Еф­ре­ма сно­ва управ­лять Цер­ко­вью до из­бра­ния но­во­го пат­ри­ар­ха. Так он дли­тель­ное вре­мя сно­ва управ­лял серб­ской паст­вой в уте­ше­ние луч­ших лю­дей.
Див­ный по­движ­ник, крот­кий как Ан­гел, по­чил 15 июня 1400 го­да, в воз­расте 88 лет, при Сав­ве, пре­ем­ни­ке пат­ри­ар­ха Да­ни­и­ла.
Мо­щи его по­чи­ва­ют в Ве­ли­кой пат­ри­ар­шей церк­ви.

☦️
Святитель Ио́на, митрополит Московский и всея Руси.
Свя­ти­тель Иона, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Рос­сии чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в го­ро­де Га­ли­че в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. От­ца бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля зва­ли Фе­о­до­ром. В две­на­дца­ти­лет­нем воз­расте юно­ша при­нял по­стриг в од­ном из га­лич­ских мо­на­сты­рей, от­ку­да пе­ре­шел в мос­ков­ский Си­мо­нов мо­на­стырь, где мно­го лет ис­пол­нял раз­лич­ные по­слу­ша­ния. Од­на­жды свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (па­мять 9 июня и 15 июля), по­се­тил Си­мо­нов мо­на­стырь и по­сле мо­леб­на, пре­по­дав бла­го­сло­ве­ние ар­хи­манд­ри­ту и бра­тии, по­же­лал бла­го­сло­вить ино­ков, ис­пол­няв­ших по­слу­ша­ние на мо­на­стыр­ских ра­бо­тах. Ко­гда он при­шел в пе­кар­ню, то уви­дел уснув­ше­го от мно­гих тру­дов ино­ка Иону, пра­вая ру­ка утом­лен­но­го ино­ка бы­ла со­гну­та в бла­го­слов­ля­ю­щем же­сте. Свя­ти­тель Фо­тий про­сил не бу­дить его, бла­го­сло­вил спя­ще­го ино­ка и про­ро­че­ски пред­ска­зал при­сут­ство­вав­шим, что этот мо­нах бу­дет ве­ли­ким свя­ти­те­лем Рус­ской Церк­ви и мно­гих на­ста­вит на путь спа­се­ния.
Пред­ска­за­ние свя­ти­те­ля ис­пол­ни­лось. Через несколь­ко лет свя­ти­тель Иона был по­став­лен епи­ско­пом Ря­за­ни и Му­ро­ма.
В 1431 го­ду скон­чал­ся свя­ти­тель Фо­тий. Через пять лет по­сле его смер­ти за доб­ро­де­тель­ную и свя­тую жизнь мит­ро­по­ли­том Все­рос­сий­ским был из­бран свя­ти­тель Иона. Ко­гда но­во­из­бран­ный мит­ро­по­лит от­пра­вил­ся к пат­ри­ар­ху Иоси­фу II (1416–1439) в Кон­стан­ти­но­поль, чтобы при­нять по­став­ле­ние на мит­ро­по­лию, то ока­за­лось, что неза­дол­го до то­го зло­муд­рен­ный Ис­и­дор, по про­ис­хож­де­нию бол­га­рин, уже был по­свя­щен на рус­скую мит­ро­по­лию. Недол­го про­быв в Ки­е­ве и Москве, Ис­и­дор от­пра­вил­ся на Фло­рен­тий­ский со­бор (1438), где при­нял унию. Со­бор рус­ских ар­хи­ере­ев и ду­хо­вен­ства низ­ло­жил мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра, и тот вы­нуж­ден был тай­но бе­жать в Рим (где умер в 1462 го­ду). На Все­рос­сий­скую мит­ро­по­лию еди­но­душ­но был из­бран свя­ти­тель Иона. По­свя­ще­ние его по бла­го­сло­ве­нию Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Гри­го­рия III (1445–1450) впер­вые со­вер­ше­но рус­ски­ми ар­хи­ере­я­ми в Москве. 15 де­каб­ря 1448 го­да свя­ти­тель Иона всту­пил на мит­ро­по­лию и с ар­хи­пас­тыр­ской рев­но­стью стал утвер­ждать бла­го­че­стие сре­ди па­со­мых, сло­вом и де­лом укреп­ляя пра­во­слав­ную ве­ру в стране. И при сво­ем вы­со­ком сане он по-преж­не­му не остав­лял лич­ных мо­на­ше­ских по­дви­гов. За тру­ды на бла­го Церк­ви Хри­сто­вой свя­ти­тель Иона удо­сто­ил­ся от Бо­га бла­го­дат­но­го да­ра чу­до­тво­ре­ний и про­зор­ли­во­сти. В 1451 го­ду та­та­ры неожи­дан­но под­сту­пи­ли к Москве, со­жгли окрест­но­сти и го­то­ви­лись к на­па­де­нию на го­род. Мит­ро­по­лит Иона с кли­ром со­вер­шал крест­ный ход по сте­нам го­ро­да, со сле­за­ми мо­ля Бо­га о спа­се­нии гра­да и лю­дей. Уви­дев пре­ста­ре­ло­го мо­на­ха Ан­то­ния, ино­ка Чу­до­ва мо­на­сты­ря, ко­то­рый от­ли­чал­ся доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, свя­ти­тель Иона ска­зал: «Сын и брат мой Ан­то­ний! По­мо­лись ми­ло­сти­во­му Бо­гу и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­це об из­бав­ле­нии го­ро­да и всех пра­во­слав­ных хри­сти­ан». Сми­рен­ный Ан­то­ний от­ве­тил: «Ве­ли­кий свя­ти­тель! Бла­го­да­рим Бо­га и Пре­чи­стую Его Ма­терь: услы­ша­ла Она мо­лит­вы твои и умо­ли­ла Сы­на Сво­е­го, го­род и все пра­во­слав­ные хри­сти­ане бу­дут спа­се­ны по тво­им мо­лит­вам. Вра­ги ско­ро бу­дут по­беж­де­ны. Толь­ко мне од­но­му суж­де­но от Гос­по­да быть уби­то­му вра­га­ми». Ед­ва ста­рец ска­зал это, как вра­же­ская стре­ла прон­зи­ла его.
Пред­ска­за­ние стар­ца Ан­то­ния сбы­лось: 2 июля, в празд­ник По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ря­дах та­тар про­изо­шло смя­те­ние, и они в неве­до­мом стра­хе и ужа­се об­ра­ти­лись в бег­ство. Свя­ти­тель Иона вско­ре по­стро­ил на сво­ем дво­ре храм в честь По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в па­мять из­бав­ле­ния Моск­вы от вра­гов.
Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля Ио­ны по­сле­до­ва­ла в 1461 го­ду. При гро­бе свя­ти­те­ля ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния.
В 1472 го­ду мо­щи свя­то­го мит­ро­по­ли­та Ио­ны бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и по­ло­же­ны в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля (празд­но­ва­ние пе­ре­не­се­ния свя­тых мо­щей со­вер­ша­ет­ся 27 мая). Со­бор Рус­ской Церк­ви 1547 го­да уста­но­вил празд­но­вать свя­ти­те­лю Ионе, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, осо­бую па­мять. В 1596 го­ду пат­ри­арх Иов уста­но­вил празд­но­ва­ние свя­ти­те­лю Ионе в со­бо­ре дру­гих Мос­ков­ских свя­ти­те­лей, 5 ок­тяб­ря.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-russkoj-tserkvi-tom-2-chast-1/3_1

☦️
Преподобномученики Григо́рий Авнежский, игумен, Кассиа́н келарь.
Пре­по­доб­ные Гри­го­рий и Кас­си­ан Ав­неж­ские под­ви­за­лись на ре­ке Су­хоне в Во­ло­год­ской зем­ле. 15 июня 1392 го­да му­че­ни­че­ски скон­ча­лись в Ав­неж­ской оби­те­ли при на­бе­ге та­тар. Мо­щи пре­по­доб­но­му­че­ни­ков об­ре­те­ны в 1524 го­ду. В 1560 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Ма­ка­рия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и всея Ру­си († 1564), игу­мен Махри­щско­го мо­на­сты­ря Вар­ла­ам со­брал све­де­ния о свя­то­сти пре­по­доб­но­му­че­ни­ков.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-avnezhskij

☦️
Священномученик Амо́с Иванов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Амос – свя­щен­ник Амос Ива­нов – слу­жил в хра­ме в се­ле Вах­ру­шев­ское Кан­ско­го уез­да Ени­сей­ской гу­бер­нии. Он был рас­стре­лян боль­ше­ви­ка­ми в мар­те 1919 го­да. Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Амо­са в день его небес­но­го по­кро­ви­те­ля – про­ро­ка Амо­са.

☦️
Икона Богородицы «Одигитрия» Воронинская.
Яв­ле­ние Во­ро­нин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло 15/28 июня 1518 го­да в 12 км к югу от Че­ре­пов­ца на ме­сте ны­неш­не­го по­го­ста близ де­рев­ни Во­ро­ни­но. По­но­марь церк­ви Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла се­ла Ильин­ское Иоанн по­шел в Ко­неч­нов­ский лес и, воз­вра­ща­ясь, уви­дел огром­ную ли­пу и на ней об­раз Бо­го­ро­ди­цы, весь све­тя­щий­ся, как луч сол­неч­ный. По­ра­зил­ся Иоанн та­ко­му ви­де­нию, го­ря­чо по­мо­лил­ся Вла­ды­чи­це и по­шел до­мой, но сбил­ся с до­ро­ги. Уди­вил­ся по­но­марь, так как ни­ко­гда до это­го не те­рял­ся в ле­су. По­сле дол­гих блуж­да­ний вновь ока­зал­ся у то­го же де­ре­ва с об­ра­зом Бо­го­ро­ди­цы на нем.
То­гда по­нял Иоанн, что все про­ис­шед­шее с ним бы­ло не слу­чай­но­стью, что Са­ма Бо­жия Ма­терь да­ла знак ему, про­ся взять Ее ико­ну и по­ме­стить в хра­ме. По­но­марь, с го­ря­чей мо­лит­вой воз­зрев на об­раз, с бла­го­го­ве­ни­ем снял его с де­ре­ва, от­нес в се­ло Ильин­ское и по­ста­вил в церк­ви Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, по­ве­дав о слу­чив­шем­ся мест­но­му свя­щен­ни­ку от­цу Ан­дрею.
Про­ис­хо­ди­ло все опи­сан­ное на­ка­нуне вос­кре­се­нья. На сле­ду­ю­щий день при­шел иерей в цер­ковь, ду­мая по­ка­зать лю­дям, со­брав­шим­ся на бо­го­слу­же­ние, об­ре­тен­ную ико­ну, и не уви­дел ее на ме­сте. Свя­щен­ник ре­шил, что это по­но­марь взял её. Од­на­ко вы­яс­ни­лось, что по­но­марь так­же не брал об­раз. То­гда свя­щен­ник пред­ло­жил по­но­ма­рю: «Пой­дем на то ме­сто, где ты на­шел ико­ну, вдруг вновь об­ре­тем ее там».

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-voroninskaja


Жития
Писание