26 июня
☀️ неподвижный годовой круг:
• 26 июня (13 июня)
• мц. Акили́ны Старшей (293)
• мц. Антонины Никейской (284–305)
• свт. Трифи́ллия Левкусийского (Кипрского) (ок. 370)
• прпп. Анны (Евфимиа́на) (826) и Иоанна Вифинского (IX)
• прпп. Андрони́ка (1395) и Саввы (XV) Московских
• прп. Александры Дивеевской (Мельгуновой) (1789)
• сщмч. Алексия (Архангельского) (1918)
• мц. Пелаги́и (Жидко) (1944)
☦️
Мученица Акили́на Старшая, Библосская (Финикийская).
Святая мученица Акилина, уроженка финикийского города Библа, пострадала при императоре Диоклитиане (284–305). Родители воспитали ее в христианском благочестии. Когда девочке было всего 12 лет, Акилина убеждала сверстниц-язычниц обратиться ко Христу. Один из слуг царского наместника Волусиана донес, что она учит своих сверстниц не почитать религию отцов. Святая отроковица твердо исповедала перед наместником свою веру во Христа и сказала, что не отречется от Него. Волусиан пытался уговорами и лаской повлиять на юную исповедницу, но, видя ее твердость, велел предать истязаниям. Святую Акилину били по лицу, а потом, обнажив, бичевали. Издеваясь, мучитель спрашивал: «Где же твой Бог? Пусть придет и отнимет тебя из моих рук». Святая отвечала: «Господь невидимо со мною, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне сил и терпения».
Раскаленными прутьями мученице через уши просверлили голову. Святая мученица упала замертво. Мучитель решил, что девочка действительно скончалась, и приказал выбросить ее тело на съедение псам за городом. Ночью святой Акилине явился Ангел, коснулся ее и сказал: «Встань и будь здорова. Иди и обличи Волусиана, ибо как он сам, так и намерения его ничтожны пред Богом». Мученица, воссылая хвалу Богу, поднялась невредимой, пошла к дворцу наместника и предстала перед Волусианом. Увидев святую Акилину, Волусиан в испуге позвал слуг и велел сторожить её до утра. Утром он вынес святой Акилине смертный приговор как волшебнице, не повиновавшейся царским указам. Когда святую вели на казнь, она молилась и благодарила Бога, удостоившего ее пострадать за Его Святое Имя. В ответ на молитву послышался глас, призывавший ее в Небесные обители, и вслед за тем мученица предала дух свой Богу († 293). Палач боялся нарушить приказание правителя, и уже скончавшейся отсек ей голову. Христиане с честью погребли тело мученицы. Позднее ее мощи были перенесены в Константинополь и положены в созданном в ее честь храме.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/508
☦️
Мученица Антони́на Никейская.
Святая мученица Антонина пострадала в Никее во время гонения императора Максимиана (284–305). После жестоких мучений святая Антонина была брошена в тюрьму. Но ничем не смог Максимиан заставить святую отречься от Христа и принести жертвы идолам. Святой мученице явились Ангелы Божии и устрашили палачей. Даже когда мученицу Христову положили на раскаленный железный одр, святая Антонина силой Божией осталась невредимой. Наконец, после долгих истязаний святую завязали в мешок и утопили в озере. Вскоре она была прославлена в лике святых.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/202
☦️
Святитель Трифи́ллий, епископ Левкусийский (Кипрский).
Святитель Трифиллий, епископ Левкуссийский, родился в Константинополе, образование получил в Верите (Бейрут, в Сирии). Он был очень учен и красноречив. Несмотря на это, святитель избрал себе наставника не книжного и не ученого, но мужа высокой святости – святителя Спиридона, епископа Тримифунтского († 348, память 12 декабря). Император Констанций II (337–340) тяжело заболел и, не получив помощи от врачей, обратился с усердной молитвой к Богу. Во сне он увидел Ангела, показавшего ему собор святителей. Указав на двух из них, Ангел сказал, что только через них он может получить исцеление. Констанций разослал по всем областям империи указ, повелевавший собраться епископам. Это повеление получил и святитель Спиридон. Вместе со своим учеником святым Трифиллием он отправился к императору. Больной сразу узнал в пришедших указанных ему Ангелом целителей, поклонился им и просил помолиться о его исцелении. Святитель Спиридон с молитвой прикоснулся к голове императора, и он стал здоров. Святой Трифиллий восхитился красотой дворца, величественным видом императора, пышностью дворцовой жизни. Святитель Спиридон сказал на это: «Зачем ты удивляешься? Разве этот блеск делает царя более праведным? Все они – цари и вельможи – одинаково с последним нищим умрут и предстанут на суд Божий. Следует искать вечных благ и Небесной славы».
Вскоре святой Трифиллий был поставлен епископом города Левкуссии на Кипре. Он часто навещал святителя Спиридона. Однажды они вместе проходили по отличавшейся красотой и изобилием виноградников и садов местности, называемой Паримна. Святитель Трифиллий, привлеченный красотой природы, стал думать о том, чтобы приобрести эту землю. Святитель Спиридон прозрел мысли Трифиллия и сказал: «Зачем ты непрестанно думаешь о земных и суетных благах? Наше жилище и богатство на Небесах, к ним и нужно стремиться». Так святитель Спиридон постепенно возводил своего ученика к духовному совершенству, которого святой Трифиллий достиг по молитвам своего наставника. Святитель Трифиллий имел милостивую душу, незлобивое сердце, правую веру, любовь ко всем и многие другие добродетели.
Однажды на Кипре проходил Собор епископов. Отцы Собора просили святителя Трифиллия, известного своей ученостью и красноречием, произнести поучение народу. Говоря об исцелении Господом расслабленного (Мк.2,11), он вместо слова «одр» употребил «ложе». Не терпя неточной передачи Евангельского текста, святитель Спиридон возмутился и сказал святителю Трифиллию: «Неужели ты лучше Сказавшего «одр», что стыдишься слова Его?» – и немедленно покинул храм. Так святитель Спиридон дал святителю Трифиллию урок смирения, чтобы он не возгордился данным ему талантом красноречия. Святитель Трифиллий мудро пас свое стадо. На средства, доставшиеся ему после матери, он построил в Левкуссии монастырь. Скончался святитель в глубокой старости около 370 года.
В начале XII века мощи святителя Трифиллия видел на Кипре русский паломник игумен Даниил.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/509
☦️
Преподобная А́нна (Евфимиа́н) Вифинская.
Преподобный Иоа́нн Вифинский.
Блаженная Анна родилась в Византии; отец ее был диаконом Влахернской церкви Пресвятой Богородицы. Рано лишившись своего отца, Анна осталась юною сиротою на попечении бабки своей. Когда Анна пришла в возраст, бабка озаботилась отдать ее замуж, хотя девица и не желала того. Будучи замужем, благочестивая жена ходила к дяде своему, подвизавшемуся на Олимпе. Сему подвижнику по повелению Льва Иконоборца был урезан язык, и несмотря на это он свободно и без запинки мог говорить. Увидев Анну, он пожалел, что юная раба Божия отдана в супружество.
– Зачем сопрягли с мужем назначенную к Божественным подвигам и трудам? – сказал он и затем, благословив святую, отошел. Анна же возвратилась в Византию.
По прошествии многих лет беззаконный царь Лев скончался, и на царский престол вступили благочестивые и православные Константин и Ирина. Они пожелали видеть вышеупомянутого подвижника с Олимпа, чтобы получить от него назидание и выслушать советы его. Во время своего пребывания в Византии подвижник снова увидался со своею племянницею, блаженною Анною, и сказал ей:
– Мужайся и крепись, чадо, ибо много скорбей перенесешь ты; знай и то, что скоро умрет муж твой, но уже после того, как у тебя родится дитя.
Предсказание святого мужа исполнилось: у Анны родился отрок, и, когда он был еще очень юным, муж ее захворал. Блаженная Анна в это время готовилась сделаться матерью другого младенца. И, вот, по прошествии шестого месяца от зачатия, умер муж ее. Оплакав мужа и похоронив его, Анна отдала сына своего, рожденнаго до его смерти, на попечение одному родственнику; сама же предалась великим подвигам, молясь то в том, то в другом храме. Проводя такую жизнь, она родила другого младенца. В это время блаженная Анна снова виделась с олимпским подвижником, который пришел тогда с Олимпа в Византию. Анна поверглась пред ним на землю и, обнимая ноги его, просила благословения. Благословив ее, старец сказал:
– Где твой отрок, жено?
Анна ответила:
– Тот отрок, о котором ты предсказал мне, пребывает у твоего брата и моего благодетеля; а вот у меня другой отрок.
Сказав это, блаженная Анна стала стенать и жаловаться на тяжесть своей жизни.
– Помолись, честной отец, о детях моих, – говорила она с горьким плачем.
На это старец сказал ей:
– Не говорил ли я тебе, что много скорбей предстоит перенести праведникам. Надобно мужаться и терпеть; ибо если мы не претерпим сих скорбей, то не получим оправдания; так угодно Господу Богу. О детях же своих ты не беспокойся, – так как Господь наш и Владыка возьмет их к Себе.
Тогда Анна, возблагодарив Бога, припала к ногам старца и отошла от него успокоенною. Вскоре предсказание олимпского подвижника исполнилось, ибо дети Анны отошли ко Господу. Раздав все имение свое нищим, блаженная Анна стала обходить все церкви и святыни Константинополя, усердно предаваясь молитвам. Потом, встретив доброго инока-старца, который так же, как и упоминаемый выше прозорливец, подвизался на Олимпе, она в одном сокровенном месте приняла от него монашеский постриг и облеклась в монашеские мужские одежды, отложив свои женские. В таких одеждах, утаив свой женский пол, Анна пришла на Олимп. Достигнув одной киновии, она остановилась пред вратами обители и стала умолять вратаря, чтобы тот допустил ее до настоятеля. По обычаю вратарь оповестил о ней настоятеля, который и призвал пришедшую к себе. Припав к ногам его, святая Анна молила его, чтобы он принял ее в число братии. Преподав ей обычное благословение, сей божественный муж поднял ее и спросил:
– Что означает твое пришествие к нам и как твое имя?
На это Анна ответила:
– Пришел я к честной обители твоей ради множества прегрешений моих, чтобы провести оставшееся время жизни моей в чистоте и получить себе помилование от Господа в день судный. Имя же мое Евфимиан, я был евнухом при дворе царском.
И сказал святой старец:
– Если ты действительно имеешь такое помышление в сердце своем и желаешь спасение душе твоей, как ты говоришь, то бегай дерзновения и страстей, ибо природа евнухов склонна к страстным помыслам.
Сказав это, старец сотворил обычную молитву и сопричислил блаженную к братии. Будучи принята в число братии, святая Анна стала усердно упражняться во всяких добродетелях и особенно в смирении, являя собою высокий образец для всех подвизавшихся в киновии иноков.
Между тем бывший служитель Анны, которому было поручено окончательное устройство ее домашних дел, по окончании всех дел отправился отыскивать госпожу свою. Обретши инока, постригшего блаженную, он стал вопрошать его:
– Не знаешь ли, где госпожа моя, которая, оставив все земное, взыскала небесное?
Тот ответствовал:
– Что мне известно о ней, чадо, от того не буду отрекаться, ибо от меня она приняла пострижение и мною облечена в иноческий мужской образ; но где она теперь, – того не могу знать наверное. Впрочем я слышал, что она принята в число братии одного из Олимпских монастырей. Итак, пойдем вместе в тот монастырь и расспросим там о госпоже твоей.
Придя к упомянутой выше киновии, они стали расспрашивать вратаря и, разузнав от него относительно искомой, просили вызвать ее к ним. Когда святая вышла, инок сказал ей, указывая на слугу:
– Вот верный твой слуга, который много пострадал, отыскивая тебя.
Потом они стали молить ее, чтобы святая поселилась вместе с ними в Олимпской Лавре. Блаженная Анна склонилась на их просьбы и, придя к настоятелю, приняла от него и от братии благословение и вышла оттуда. Придя, вместе с иноком тем и слугою своим в Олимпийскую Лавру, Анна поселилась в ней и пребывала там долгое время, неустанно трудясь и подвизаясь.
Бог прославил святую подвижницу даром чудотворения. Слух о ее чудесах достиг отдаленных стран, и толпы народа приходили к иноку Евфимиану, так что обитель не могла вмещать всех приходящих. Тогда настоятель Лавры известил о делах Евфимиана святейшего Тарасия, патриарха Константинопольского, поведав ему, что обитель по тесноте своей не может вместить всех желающих видеть подвижника. Патриарх вызвал святую Анну в столицу для бесед, а потом дал инокам Лавры более просторное место с повелением построить на ней пространную и большую Лавру. Когда новая Лавра была построена, блаженная Анна поселилась в ней для дальнейших подвигов на спасение многих. И распространялась слава о ней все дальше и дальше. Но и в славе своей блаженная жена не избежала скорбей. Ее ожидали новые напасти по вине одного лже-инока, оказавшегося на деле разбойником и приобщившегося злорадному клеветнику – диаволу. Совершив насилие над одной девицей, он разгласил, что сей грех сотворен Евфимианом. Но святая Анна не оскорбилась этим и ни во что вменила клевету, безропотно перенося постигшую ее напасть. Однако за нее вступилась одна боголюбивая женщина.
Услышав мерзкую клевету безстыдного, она сказала:
– Смотри, брат, не оказался бы евнух, опорочиваемый тобою, святою девственницею, и не пострадать бы тебе за грехи твои, ибо ты достоин огня геенского, безславя непорочную и будучи сам повинен в грехе.
Но нечестивый лже-инок и после того продолжал причинять святой Анне обиды и досаждения, пока, по воле Божией, не было обнаружено, что под видом инока Евфимиана подвизалась блаженная жена. Так была явлена лживость наговора нечестивого лже-инока, и уличенный в клевете и в преступном действии злодей был повешен. Святая же, не желая, чтобы тайна ее была известна многим, бежала оттуда с двумя иноками в одну пустыню. Найдя здесь заброшенную церковь и при ней источник с вертоградом, она поселилась там, а с ней вместе поселились и два инока из Олимпской Лавры, сопровождавшие ее, из которых один назывался Евстафием, а другой – Неофитом. Оттуда блаженная Анна перешла в страны Исигматские, где она и подвизалась, подавая всем исцеление и творя чудеса, пока не была призвана Богом в небесные обители. Таким образом, свято пожив, она отошла к Богу, Коего измлада возлюбила.
☦️
Преподобный Андрони́к Московский, игумен.
Блаженный Андроник, уроженец Ростова, начал духовную жизнь под руководством великого Сергия Радонежского. Он был любителем духовной жизни, поэтому святитель Алексий избрал его настоятелем новой обители, которую хотел с Божьей помощью построить в честь нерукотворной иконы Спасителя, чтобы исполнить обет в память спасения от великой бури на море, когда он плыл из Царьграда.
Место было выбрано на реке Яузе, то самое, где князь Всеволод Юрьевич встретил полчища Батыя кровопролитным боем. Преподобный Сергий приходил сюда молиться за новую обитель. В 1361 году строительство было закончено, преподобный Андроник приступил к возложенным на него обязанностям.
Игумен подавал пример братии строгим постничеством, кротостью и глубоким смирением, и эти качества привлекали в обитель множество людей, которые приходили сюда учиться Закону Божьему и принимали здесь иночество. По благословению святителя Алексия в обители устроены было общежитие. Преподобный Сергий не забывал посещать своего ученика и воодушевлять к подвигам.
В 1365 году великий подвижник пришел поклониться образу Спаса перед отправлением в дальний путь – в Нижний Новгород, к князю Борису – и потом долго беседовал с Андроником. На месте их прощания поставили часовню. Святитель Алексий и великий князь Димитрий также останавливался в обители Андроника молиться перед иконой Спасителя перед походом князя на Орду (1381).
Духовная жизнь цвела в Андрониковой обители под надзором бдительного настоятеля. «Святой Андроник, – писал преподобный Иосиф Волоколамский, – сиял великими добродетелями. С ним жили ученики его Савва и Александр, чудные, знаменитые иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и многие другие. Иконописцы отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились Божественной благодати; ум и мысли их обращены были к Божественному свету, а чувственное око с любовью смотрело на написанные лики Христа, Пречистой Богоматери и всех святых».
Блаженный Андрей Рублев в 1405 г. расписывал стены придворного Благовещенского храма и писал иконы; в 1408 г. он вместе с Даниилом украшал соборный храм во Владимире. Затем украсили они стенописью Спасский храм в Андрониковой обители. Последние их труды посвящены были по просьбе Никона памяти Сергия. «Преподобный, – говорит летопись, – поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, спостника его Андрея и их помощников. При помощи Божьей они усердно принялись за дело и весьма украсили храмы разными чудными изображениями, изумляя и поныне плодами трудов своих».
Преподобный Андроник, дожив до глубокой старости, передал управление обителью своему ученику Савве, а сам по примеру наставника Сергия в глубоком безмолвии стал готовиться к переходу в другую жизнь. Скончался великий подвижник в 1404 году.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-andronik-moskovskij
☦️
Преподобный Са́вва Московский.
Ученик преподобного Андроника Московского. Сияя многими добродетелями, и ради них почитаемый не только простым народом, но и князьями, был поставлен после смерти своего учителя игуменом Спасо-Андроникова монастыря. Из многочисленных его учеников многие были поставлены игуменами в другие монастыри, а некоторые стали епископами. С миром отошел ко Господу около 1410 г.
По смерти преподобного Саввы многие, прибегающие с верой к его святому гробу, получали исцеление от душевных и телесных немощей. Один из его учеников, священноинок Ефрем, был борим от беса блудной страстью. С верою придя ко гробу преподобного Саввы и в молитвах призвав его на помощь, вскоре получил исцеление.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-savva-moskovskij
☦️
Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова).
Преподобная Александра в мире звалась Агафия Семеновна. Происходила она из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы в конце 1720-х – начале 1730-х годов. Отец рано умер, и мать сама воспитывала ее в духе благочестия. Прасковья Андреевна в юных годах выдала Агафию за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Яков Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку. Агафия Семеновна недолго была замужем. Ее супруг рано скончался (около 1755–56 г.), оставив ее с маленькой дочерью на руках. Имея обширные поместья и 700 душ крестьян, обладая большим капиталом и будучи в молодости приятной наружности и ясного ума, Агафия Семеновна выбрала путь служения Богу.
По примеру жены родного дяди её мужа, которая овдовев, приняла монашество в Рязанском Богоявленском монастыре, Агафия Семеновна со своей дочерью отправилась в Киев и по благословению старцев поступила в Киево-Флоровский монастырь.
Однажды матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее такие слова: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же в путь твой, и благодать Божия непрестанно да будут с тобою!» Очнувшись, мать Александра сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим отцам Киево-Печерской Лавры. Мать Александра просила их разобрать, что за видения удостоилась она. Но святые старцы единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра удостоилась быть избранницей Божией Матери во вселенной. Старцы посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Семеновны Мельгуновой пуститься в путь, указанный ей Богоматерью. Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами.
В 1760 г. шла она из г. Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandra-diveevskaja-melgunova
☦️
Священномученик Алекси́й Архангельский, пресвитер.
Священномученик Алексий родился 1 марта 1864 года в селе Сажинском Кунгурского уезда Пермской губернии в семье священника Макария Архангельского. Поступив в Пермскую Духовную семинарию, он по состоянию здоровья вынужден был прервать учебу на 3-м курсе. 23 декабря 1884 года Алексей был назначен псаломщиком в Введенскую церковь села Камгорт Чердынского уезда, 5 февраля 1885 года переведен псаломщиком в Михаило-Архангельскую церковь в родном селе Сажинском, 12 декабря 1887 года – в Свято-Троицкую церковь Верх-Теченского женского монастыря Шадринского уезда. 8 сентября 1888 года он был рукоположен во диакона к монастырской церкви и 17 октября того же года назначен учителем в церковно-приходскую школу при Верх-Теченском женском монастыре.
18 декабря 1893 года диакон Алексий был рукоположен во священника к Покровской церкви села Песчано-Колединское Шадринского уезда и утвержден законоучителем Песчано-Колединского народного училища.
В «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» так описывалась Покровская церковь: «Село Песчано-Колединское ранее было деревней Уксянского прихода… Церковь существует здесь с 1878 года. Каменная, однопрестольная, беленькая, небольших размеров, она обнесена кругом деревянною оградою. Внутри церкви заметна бедность. Дешевая утварь, некрашеный пол, голые стены. Но этот бедный храм, видимо, пользуется любовью: простенький, низенький иконостас заботливо убран гирляндами из пихты, пол в алтаре покрашен светло-серою краской и всюду чистота и опрятность… Приход состоит из одного села…»
13 (26) июня 1918 года красногвардейцы арестовали отца Алексия. После краткого допроса священника отвели на берег реки Теча и здесь расстреляли. Перед смертью отец Алексий перекрестился и со словами: «безвинно умираю» – упал, сраженный пулями. Красногвардейцы, бросив убитого в повозку, отвезли его в село Песчано-Колединское, где он был похоронен прихожанами на сельском кладбище.
Через некоторое время те же красногвардейцы арестовали в селе Верх-Теча двенадцать человек, девять из которых убили почти сразу же, но перед этим мучили и изувечили так, что родные смогли узнать их лишь по одежде. Лица их были превращены в куски мяса, руки вывернуты, бороды вырваны. Один из страдальцев просил дать ему пить, и красногвардеец, тыча его лицом в лужу крови, сказал: «Пей свою кровь!» Все убитые были похоронены на площади у церкви в братской могиле. Вскоре село Верх-Теча было освобождено войсками Сибирского правительства, – казни прекратились, и 15 августа 1918 года гроб с останками священномученика Алексия был перенесен в братскую могилу рядом с храмом.
☦️
Мученица Пелаги́я Жидко.
Мученица Пелагия родилась в 1897 году в селе Кучеряевка Бобровского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Степана Степановича Жидко. Она выросла, и сердце ее уже не находило полного удовлетворения в мирской жизни, и она решила всецело посвятить свою жизнь служению Господу. В двадцатых годах были уже закрыты все монастыри в Воронежской области, и монахи разошлись по селам, многие из них служили в приходских храмах, и вокруг них стали собираться христианские общины. Люди давали монашеские обеты и принимали постриги, как в христианских общинах древности во время первых гонений; поселяясь в сельских домах по два-три единомысленных человека, они вели монашеский образ жизни. После того как были закрыты все ближайшие храмы, они стали приглашать священников домой для совершения богослужений.
Гонения на Русскую Православную Церковь не прекращались, карательные органы безбожного государства арестовывали все новых и новых людей, и к концу 1937 года уже не осталось вовсе в Бутурлиновском районе священников, но ищущие монашеской жизни по-прежнему собирались вместе для общей молитвы, выбирая себе в качестве руководителя старшего и в духовном отношении более грамотного и опытного человека.
В 1937 году сотрудники Воронежского УНКВД приступили к уничтожению последних христианских общин. «Управлением НКВД по Воронежской области, – писали они, – вскрыта и ликвидирована контрреволюционная церковно-монархическая организация на территории пяти районов Воронежской области… по которой арестовано 127 человек». Среди других 27 ноября 1937 года была арестована и Пелагия. Следователь в тот же день допросил ее.
– Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную пропаганду. Признаете себя в этом виновной? – спросил он.
– Нет, – ответила Пелагия, – виновной себя в этом не признаю, так как никакой контрреволюционной деятельностью не занималась.
– Следствие располагает данными, что вы на своих сборищах, кроме пения церковных песен, ведете контрреволюционную пропаганду. Признаете вы это?
– Нет, я этого не признаю, так как никакой контрреволюционной пропагандой мы там не занимались.
– Вы продолжаете врать следствию. Настаиваю на даче правдивых и исчерпывающих показаний.
– Я уже вам говорила, что никакой контрреволюционной пропагандой я не занималась; я виновата только в том, что выказывала недовольство колхозной жизнью, говоря, что если бы не было колхозов, то жизнь была бы лучше. Больше я ничего не говорила.
– Вам зачитываются показания свидетелей… уличающие вас в том, что вы в сентябре 1937 года среди колхозников вели антиколхозную пропаганду, при этом возводили контрреволюционную клевету на руководителей партии и советского правительства. Признаете себя в этом виновной?
– Нет, в этом я себя виновной не признаю.
Были вызваны штатные свидетели; одна из свидетельниц показала, что Пелагия во время разговора заявила ей, что вы, мол, детей рожаете, трудитесь, мучаетесь, а мы мучаемся тем, что нас треплет советская власть, коммунисты.
Несмотря на отвержение вины обвиняемыми, следствие, опираясь на показания свидетелей, сочло доказанным, что обвиняемые «являются активными членами ликвидированной контрреволюционной церковно-монархической организации… которые проводили контрреволюционную деятельность, направленную на свержение советской власти вооруженным путем, путем организации террора над вождями ВКП(б) и советского правительства».
15 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Пелагию к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
В это время она начала слепнуть и, когда 16 января 1942 года после многих тюрем прибыла в Карлаг в Казахстане, то была уже совершенно слепой. Внешний мир померк для нее, и перед ревностной христианкой открылся простор для очей внутренних. Пелагия Жидко скончалась 26 июня 1944 года на участке Карлага Джартас и была погребена в безвестной могиле на лагерном кладбище.