☀️ неподвижный годовой круг:
• 22 июня (9 июня)
• мцц. Фе́клы, Ма́рфы и Марии в Персии (346)
• свт. Кирилла Александрийского (444) 📚
• прп. Кирилла Белоезерского (1427)
• прп. Александра Куштского (1439)
• прав. Алексия Московского (Мечёва) (1923) 📚
• обре́тение мощей исп. Рафаи́ла (Шейченко) (2005)


☦️
Мученицы Фе́кла, Ма́рфа и Мария Персидские.
Эти свя­тые де­вы жи­ли в пер­сид­ском се­ле­нии Ка­шаз во вре­ме­на пре­сле­до­ва­ний Ша­пу­ра II (ок. 347). Они по­свя­ти­ли се­бя Бо­гу под ду­хов­ным ру­ко­вод­ством свя­щен­ни­ка по име­ни Па­вел. Все иму­ще­ство де­вы пе­ре­да­ли сво­е­му ду­хов­ни­ку, по­это­му он стал об­ла­да­те­лем боль­ших бо­гатств и об­шир­ных зе­мель. Об­ви­нен­ный в ис­по­ве­да­нии хри­сти­ан­ства пе­ред вер­хов­ным жре­цом Нар­се-Там­ша­пу­ром, Па­вел был аре­сто­ван. Сол­да­ты кон­фис­ко­ва­ли все най­ден­ное у него иму­ще­ство. Бы­ли так­же схва­че­ны и его уче­ни­цы.
В кан­да­лах их при­ве­ли в се­ле­ние Хаз­за, ря­дом с Ар­бе­лой. Пер­вым пе­ред Там­ша­пу­ром пред­стал Па­вел. Жрец по­обе­щал вер­нуть все его иму­ще­ство, ес­ли он по­кло­нит­ся солн­цу и вы­пьет идо­ло­жерт­вен­ной кро­ви. Сын по­ги­бе­ли, лю­бив­ший зо­ло­то боль­ше, чем Хри­ста, свя­щен­ник сде­лал все, что ему при­ка­за­ли. То­гда Там­ша­пур, же­лав­ший во что бы то ни ста­ло при­сво­ить се­бе его бо­гат­ство, при­ду­мал нечто дру­гое. Он ска­зал, что ис­пол­нит обе­ща­ние, толь­ко ес­ли Па­вел уго­во­рит дев по­кло­нить­ся солн­цу и всту­пить в брак.
Ко­гда Па­вел рас­ска­зал о сво­ем ве­ро­от­ступ­ни­че­стве уче­ни­цам и пред­ло­жил по­сле­до­вать его при­ме­ру, они вы­ка­за­ли ему ве­ли­чай­шее пре­зре­ние, на­звав но­вым Иудой. Де­вы бы­ли пе­ре­да­ны му­чи­те­лям, и каж­дая из них по­лу­чи­ла сто уда­ров кну­том. Несмот­ря на это они с еще боль­шей рев­но­стью ис­по­ве­да­ли ве­ру во Хри­ста. Там­ша­пур осу­дил их на смерть и, по­вто­ряя Пав­лу свои обе­ща­ния, по­ве­лел ему убить уче­ниц соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми, на­де­ясь, что тот от­ка­жет­ся и это бу­дет по­во­дом за­брать се­бе бо­гат­ства.
Од­на­ко среб­ро­лю­бие уже сде­ла­ло серд­це свя­щен­ни­ка твер­же и бес­чув­ствен­нее кам­ня. Он взял меч и убил свя­тых дев, успев­ших ска­зать ему та­кие сло­ва: «Несчаст­ный пас­тырь, став­ший гу­би­тель­ным вол­ком из-за люб­ви к день­гам! Это ли мир­ная жерт­ва, ко­то­рую мы по­лу­чи­ли из тво­их рук? Это ли Жи­во­тво­ря­щая Кровь, ко­то­рую ты нам да­вал? Но твой меч при­но­сит нам веч­ную жизнь и сла­ву. Мы идем ко Хри­сту, на­ше­му бо­гат­ству и со­кро­ви­щу, а ты не по­лу­чишь иму­ще­ства, ко­то­ро­го ищешь, и ско­ро те­бя, как безум­но­го бо­га­ча из Еван­ге­лия, по­стигнет суд Бо­жий» (ср.: Лк.12:20). Дей­стви­тель­но, в тот же ве­чер Там­ша­пур при­ка­зал за­ду­шить Пав­ла в тюрь­ме и за­вла­дел его бо­гат­ства­ми.

Примечание:
Согласно «Мученичеству» всего дев было пять. См. «Мученичество св. Феклы, Марии, Марфы, Марии и Амы, девиц, посвятивших себя на служение Богу»
https://azbyka.ru/muchenicheskie-akty#a_z5

☦️
Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский.
Свя­ти­тель Ки­рилл, ар­хи­епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, вы­да­ю­щий­ся бо­рец за пра­во­сла­вие и ве­ли­кий учи­тель Церк­ви, про­ис­хо­дил из знат­ной и бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мьи. Он изу­чил свет­ские на­у­ки, в том чис­ле и фило­со­фию, но боль­ше все­го стре­мил­ся при­об­ре­сти зна­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ис­тин хри­сти­ан­ской ве­ры. В юно­сти свя­той Ки­рилл по­сту­пил в скит свя­то­го Ма­ка­рия в Нит­рий­ских го­рах, где про­был шесть лет. Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил (385–412) по­свя­тил его в сан диа­ко­на, при­чис­лил к кли­ру и, ви­дя его ода­рен­ность, по­ру­чил про­из­но­сить про­по­ве­ди.
По смер­ти пат­ри­ар­ха Фе­о­фи­ла свя­той Ки­рилл еди­но­душ­но был из­бран на пат­ри­ар­ший пре­стол Алек­сан­дрий­ской Церк­ви и воз­гла­вил борь­бу с рас­про­стра­нив­шей­ся в Алек­сан­дрии ере­сью Но­ва­ци­а­на, ко­то­рый учил, что хри­сти­ане, от­пав­шие во вре­мя го­не­ний от Церк­ви, не мо­гут быть вновь при­ня­ты ею.
Свя­ти­тель Ки­рилл, ви­дя без­ре­зуль­тат­ность уве­ща­ния ере­ти­ков, до­бил­ся их из­гна­ния из Алек­сан­дрии. Бо­лее опас­ны­ми для Церк­ви яв­ля­лись иудеи, неод­но­крат­но про­из­во­див­шие воз­му­ще­ния, со­про­вож­дав­ши­е­ся звер­ски­ми убий­ства­ми хри­сти­ан. Свя­ти­те­лю при­шлось дол­го бо­роть­ся с этим. Чтобы по­кон­чить и с остат­ка­ми язы­че­ства, свя­ти­тель из­гнал бе­сов из древ­не­го язы­че­ско­го ка­пи­ща и устро­ил на том ме­сте храм. В него бы­ли пе­ре­не­се­ны мо­щи свя­тых бес­среб­ре­ни­ков Ки­ра и Иоан­на. Еще бо­лее труд­ная борь­ба пред­сто­я­ла свя­ти­те­лю с воз­ник­шей несто­ри­ан­ской ере­сью.
Несто­рий, пре­сви­тер Ан­тио­хий­ской Церк­ви, в 428 го­ду был из­бран на Кон­стан­ти­но­поль­скую ка­фед­ру и по­лу­чил воз­мож­ность ши­ро­ко рас­про­стра­нять свое ере­ти­че­ское уче­ние, на­прав­лен­ное про­тив дог­ма­та о нес­лит­ном со­еди­не­нии двух естеств в Ли­це Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Несто­рий на­зы­вал Ма­терь Бо­жию не Бо­го­ро­ди­цей, а Хри­сто­ро­ди­цей, под­ра­зу­ме­вая, что она ро­ди­ла не Бо­га, а че­ло­ве­ка Хри­ста. Свя­той Пат­ри­арх Ки­рилл неод­но­крат­но пи­сал Несто­рию и разъ­яс­нял его за­блуж­де­ния, но тот про­дол­жал упор­ство­вать. То­гда свя­ти­тель на­пра­вил кли­ру Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви по­сла­ния про­тив несто­ри­ан­ства, а свя­то­му бла­го­вер­но­му ца­рю Фе­о­до­сию Млад­ше­му (408–450) – два трак­та­та с об­ли­че­ни­ем ере­си. Пи­сал свя­ти­тель Ки­рилл и дру­гим Церк­вам – па­пе Це­ле­сти­ну и дру­гим пат­ри­ар­хам, а так­же ино­кам неко­то­рых мо­на­сты­рей, пре­ду­пре­ждая о воз­ник­но­ве­нии опас­ной ере­си.
Несто­рий на­чал от­кры­тое го­не­ние на пра­во­слав­ных. В его при­сут­ствии один из его при­вер­жен­цев, епи­скоп До­ро­фей, с цер­ков­ной ка­фед­ры про­воз­гла­сил ана­фе­му тем, кто име­ну­ет Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию Бо­го­ро­ди­цей.
Несто­рий нена­ви­дел свя­ти­те­ля Ки­рил­ла и в сво­их до­но­сах воз­во­дил на него вся­кие кле­ве­ты и из­мыш­ле­ния, на­зы­вая ере­ти­ком. Свя­ти­тель все­ми си­ла­ми про­дол­жал за­щи­щать пра­во­сла­вие. По­ло­же­ние обост­ри­лось на­столь­ко, что воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в со­зы­ве Все­лен­ско­го Со­бо­ра, ко­то­рый от­крыл­ся в 431 го­ду в го­ро­де Ефе­се. На Со­бор при­бы­ло 200 епи­ско­пов от всех хри­сти­ан­ских Церк­вей. Несто­рий, ожи­дая при­бы­тия епи­ско­па Ан­тио­хий­ско­го Иоан­на и дру­гих си­рий­ских епи­ско­пов, не со­гла­шал­ся на от­кры­тие Со­бо­ра. Но от­цы Со­бо­ра на­ча­ли за­се­да­ние. Пред­се­да­тель­ство­вал Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх, свя­ти­тель Ки­рилл. Рас­смот­рев уче­ние Несто­рия, Со­бор осу­дил его как ересь. Несто­рий не под­чи­нил­ся Со­бо­ру, а при­быв­ший епи­скоп Иоанн от­крыл без­за­кон­ный со­бор, ко­то­рый про­воз­гла­сил свя­ти­те­ля Ки­рил­ла ере­ти­ком. Сму­та уве­ли­чи­ва­лась. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра ар­хи­епи­ско­пы Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский и Мем­нон Ефес­ский бы­ли за­клю­че­ны в тюрь­му. Этой же ме­ре под­верг­ся и Несто­рий.
Вско­ре свя­ти­те­ли Ки­рилл и Мем­нон бы­ли осво­бож­де­ны, и за­се­да­ния Со­бо­ра про­дол­жа­лись. Несто­рий, не под­чи­нив­ший­ся опре­де­ле­нию Со­бо­ра, был ли­шен са­на и по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра со­слан в от­да­лен­ное ме­сто Са­сим, в Ли­вий­ской пу­стыне, где он скон­чал­ся в тя­же­лых му­че­ни­ях: его язык, ху­лив­ший Ма­терь Бо­жию, по­стиг­ла ка­ра – в нем за­ве­лись чер­ви. Опре­де­ле­ние Ефес­ско­го Со­бо­ра под­пи­са­ли так­же епи­скоп Иоанн Ан­тио­хий­ский и осталь­ные си­рий­ские епи­ско­пы.
Свя­ти­тель Ки­рилл управ­лял Алек­сан­дрий­ской Цер­ко­вью 32 го­да: к кон­цу его пло­до­твор­ной де­я­тель­но­сти паства бы­ла очи­ще­на от ере­ти­ков. Мяг­ко и осто­рож­но свя­ти­тель Ки­рилл под­хо­дил к тем, кто по сво­ей про­сто­те и неве­де­нию впа­дал в лож­ное муд­ро­ва­ние. К од­но­му стар­цу, по­движ­ни­ку вы­со­кой жиз­ни, непра­виль­но мыс­лив­ше­му о вет­хо­за­вет­ном пра­вед­ни­ке ар­хи­ерее Мел­хи­се­де­ке как о Сыне Бо­жи­ем, свя­ти­тель об­ра­тил­ся с прось­бой по­мо­лить­ся Гос­по­ду, чтобы Он от­крыл, как пра­виль­но мыс­лить об этом пра­вед­ни­ке. Через три дня ста­рец при­шел к свя­ти­те­лю Ки­рил­лу и ска­зал, что Гос­подь от­крыл ему, что Мел­хи­се­дек был ар­хи­ере­ем и обык­но­вен­ным че­ло­ве­ком.
Свя­ти­тель Ки­рилл су­мел пре­одо­леть предубеж­де­ние к па­мя­ти ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста († 407; па­мять 13 но­яб­ря). Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил, род­ной дя­дя свя­ти­те­ля, был про­тив­ни­ком свя­ти­те­ля Иоан­на и пред­се­да­тель­ство­вал на осу­див­шем его Со­бо­ре. Свя­ти­тель Ки­рилл с мо­ло­дых лет на­хо­дил­ся в окру­же­нии про­тив­ни­ков Иоан­на Зла­то­уста и неволь­но при­об­рел про­тив него предубеж­де­ние. Пре­по­доб­ный Ис­и­дор Пе­лу­сиот († ок. 436–440; па­мять 4 фев­ра­ля) неод­но­крат­но пи­сал свя­ти­те­лю Ки­рил­лу и по­буж­дал его вне­сти имя ве­ли­ко­го от­ца Церк­ви в ди­птих свя­тых, но свя­ти­тель Ки­рилл не со­гла­шал­ся. Но од­на­жды он уви­дел во сне див­ный храм, в ко­то­ром на­хо­ди­лась Бо­жия Ма­терь, окру­жен­ная сон­мом Ан­ге­лов и свя­тых, в чис­ле ко­то­рых сто­ял и свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Ко­гда свя­ти­тель Ки­рилл хо­тел при­бли­зить­ся к Пре­свя­той Вла­ды­чи­це и воз­дать Ей по­кло­не­ние, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст не до­пу­стил его. Ма­терь Бо­жия про­си­ла свя­ти­те­ля Иоан­на про­стить свя­то­го Ки­рил­ла, со­гре­шив­ше­го про­тив него по неве­де­нию. Уви­дев, что свя­той Иоанн мед­лит, Ма­терь Бо­жия ска­за­ла: «Про­сти его для Ме­ня, ибо он мно­го по­тру­дил­ся для Мо­ей че­сти, про­сла­вил Ме­ня сре­ди лю­дей и на­име­но­вал Бо­го­ро­ди­цей». Свя­ти­тель Иоанн от­ве­чал: «По Тво­е­му, Вла­ды­чи­це, хо­да­тай­ству про­щаю его», – и за­тем с лю­бо­вью об­нял и об­ло­бы­зал свя­ти­те­ля Ки­рил­ла.
Свя­ти­тель Ки­рилл рас­ка­ял­ся в том, что дер­жал гнев про­тив ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия. Со­звав всех еги­пет­ских епи­ско­пов, он со­вер­шил тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние в честь свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста.
Скон­чал­ся свя­ти­тель Ки­рилл в 444 го­ду, оста­вив мно­го тво­ре­ний. Осо­бен­но сле­ду­ет от­ме­тить тол­ко­ва­ния на Еван­ге­лия от Лу­ки, от Иоан­на, По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла к Ко­рин­фя­нам и Ев­ре­ям, а так­же апо­ло­гию в за­щи­ту хри­сти­ан­ства про­тив им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363). Огром­ное зна­че­ние име­ют пять книг про­тив Несто­рия, труд о Пре­свя­той Тро­и­це под на­зва­ни­ем «Со­кро­ви­ще», на­пи­сан­ный про­тив Ария и Ев­но­мия, и два дог­ма­ти­че­ских со­чи­не­ния о Пре­свя­той Тро­и­це, от­ли­ча­ю­щи­е­ся точ­но­стью из­ло­же­ния пра­во­слав­но­го уче­ния о Ис­хож­де­нии Свя­то­го Ду­ха. Со­чи­не­ние про­тив ан­тро­по­мор­физ­ма на­пи­са­но свя­ти­те­лем Ки­рил­лом для неко­то­рых егип­тян, ко­то­рые по неве­де­нию пред­став­ля­ли Бо­га в че­ло­ве­че­ском об­ра­зе. В чис­ле тво­ре­ний свя­ти­те­ля Ки­рил­ла име­ют­ся и «Бе­се­ды», сре­ди ко­то­рых осо­бен­но тро­га­тель­но и на­зи­да­тель­но «Сло­во об ис­хо­де ду­ши», по­ме­щен­ное в сла­вян­ской «Сле­до­ван­ной Псал­ти­ри».
Свя­ти­те­лям Афа­на­сию и Ки­рил­лу, ар­хи­епи­ско­пам Алек­сан­дрий­ским, уста­нов­ле­но сов­мест­ное празд­но­ва­ние в знак глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти Свя­той Церк­ви за мно­го­лет­ние неустан­ные тру­ды в утвер­жде­нии дог­ма­тов Пра­во­слав­ной ве­ры и рев­ност­ной за­щи­ты их от ере­ти­че­ских уче­ний.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/498

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/
• Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу
• Беседа, произнесенная в Ефесе
• Беседа произнесенная в Ефесе в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
• Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория
• Беседа против Нестория произнесенная после того, как семь епископов присоединились к Святой Марии
• Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу
• [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа
• Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому
• Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице
• Послание к Несторию
• Послание к Несторию об отлучении [«12 глав»]
• Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей
• Послание к одному из ревностных защитников Нестория
• Диалог о вочеловечении Единородного
• Защищение «12 глав» против восточных епископов
• Послание к Евоптию против опровержения «12 глав», составленного Феодоритом
• Изъяснение двенадцати глав
• О вочеловечении Бога Слова
• О воплощении Бога Слова
• О правой вере к царицам
• Ответы Тиверию диакону с братией
• На Святой Символ
• Слово об исходе души и Страшном Суде
• Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица
• Разъяснение догматов
• Слово против тех, которые не хотят исповедывать Св. Деву Богородицею
• Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Правила Кирилла Александрийского
• О поклонении и служении в Духе и истине
• Защитительная речь к императору Феодосию
• О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому
• Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому
• Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем
• Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви
• Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории
• Послание к Келестину, епископу Римскому
• Послание к Иоанну Антиохийскому
• Послание к Акакию епископу Веррийскому о Несторие
• Послание к египетским монахам
• Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому
• Послание к клиру и народу константинопольскому
• Послание к монахам константинопольским
• Первое послание, писанное из Родоса, прежде собора
• Послание второе [писаное из Ефеса, прежде собора]
• Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих
• Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии
• Каноническое послание к Домну, патриарху Антиохийскому
• Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским
• Письмо Иоанну, епископу Антиохийскому против Феодорита
• Священное Писание Ветхого Завета (глафиры, толкования)
• Отрывки из толкований на Отрывки из толкований на пророков, Варуха, Иезекииля, и Даниила
• Беседа на притчу о винограднике
• Две гомилии на Сретение из «Толкования на Евангелие от Луки»
• Толкование на Евангелие от Иоанна
• Толкование на Евангелие от Иоанна (новонайденные фрагменты)
• Толкование на Послание к Римлянам (из катен)
• ТСО (Собрание сочинений)

☦️
Преподобный Кирилл Белоезерский, игумен.
Преподобный Кирилл Белоезерский, в ми­ру Кос­ма, ро­дил­ся в Москве от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. При­нял ино­че­ство в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре, сво­и­ми по­дви­га­ми снис­кал ува­же­ние всей бра­тии и был от­ли­ча­ем от­цом ино­ков – пре­по­доб­ным Сер­ги­ем. В 1390 г. бра­тия Си­мо­нов­ской оби­те­ли упро­си­ли пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла быть их игу­ме­ном. Мно­го­чис­лен­ные и знат­ные по­се­ти­те­ли, при­хо­див­шие к игу­ме­ну за на­став­ле­ни­я­ми и бла­го­сло­ве­ни­ем, силь­но сму­ща­ли пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла, из­бе­гав­ше­го сла­вы че­ло­ве­че­ской, и он ско­ро сло­жил с се­бя сан игу­ме­на и стал под­ви­зать­ся как про­стой инок. Ища со­вер­шен­но­го уеди­не­ния и без­мол­вия, пре­по­доб­ный Ки­рилл по чу­дес­но­му ука­за­нию Бо­го­ма­те­ри уда­лил­ся на бе­рег Бе­ло­го озе­ра (Во­ло­год­ская об­ласть) и в глу­хой лес­ной ча­ще на­чал ве­сти жизнь от­шель­ни­ка. К нему ста­ли сте­кать­ся рев­ни­те­ли без­мол­вия, и св. ста­рец по­нял, что вре­мя его без­мол­вия кон­чи­лось.
В 1397 г. он по­стро­ил храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Ко­гда чис­ло бра­тии умно­жи­лось, пре­по­доб­ный дал для оби­те­ли устав об­ще­жи­тия, ко­то­рый освя­щал при­ме­ром сво­ей жиз­ни. В церк­ви ни­кто не смел бе­се­до­вать, ни­кто не дол­жен был вы­хо­дить из нее преж­де окон­ча­ния служ­бы, ко Свя­то­му Еван­ге­лию под­хо­ди­ли по стар­шин­ству. За тра­пе­зу са­ди­лись каж­дый на сво­ем ме­сте, и в тра­пез­ной бы­ла ти­ши­на. Из тра­пез­ной каж­дый мол­ча шел в свою кел­лию. День­ги хра­ни­лись в мо­на­стыр­ской казне, ни у ко­го не бы­ло ни­ка­кой соб­ствен­но­сти. Кел­лии не за­пи­ра­лись, и в них, кро­ме икон и книг, ни­че­го не дер­жа­ли.
Гос­подь на­гра­дил Сво­е­го угод­ни­ка да­ром про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ний. Од­на­жды не хва­ти­ло ви­на для Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, пре­по­доб­ный Ки­рилл ве­лел при­не­сти к нему пу­стой со­суд, ко­то­рый ока­зал­ся пол­ным ви­на. Во вре­мя го­ло­да пре­по­доб­ный Ки­рилл раз­да­вал хлеб всем нуж­дав­шим­ся, и он не кон­чал­ся, несмот­ря на то, что обыч­но за­па­сов ед­ва хва­та­ло для бра­тии. Од­на­жды пре­по­доб­ный укро­тил бу­рю на озе­ре.
Свое по­след­нее бо­го­слу­же­ние пре­по­доб­ный со­вер­шил в день Свя­той Тро­и­цы. За­ве­щав бра­тии хра­нить лю­бовь меж­ду со­бой, пре­по­доб­ный Ки­рилл бла­жен­но по­чил на 90 го­ду сво­ей жиз­ни 9 июня 1427 г.
Пре­по­доб­ный Ки­рилл лю­бил ду­хов­ное про­све­ще­ние и при­вил эту лю­бовь сво­им уче­ни­кам. По опи­си 1635 г., в мо­на­сты­ре чис­ли­лось бо­лее двух ты­сяч книг, сре­ди них 16 «чу­до­твор­ца Ки­рил­ла». За­ме­ча­тель­ны­ми об­раз­ца­ми ду­хов­но­го на­став­ни­че­ства и ру­ко­вод­ства, люб­ви, ми­ро­лю­бия и уте­ше­ния яв­ля­ют­ся до­шед­шие до нас три по­сла­ния пре­по­доб­но­го рус­ским кня­зьям.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-kirill-belozerskij

☦️
Преподобный Алекса́ндр Куштский, игумен.
Пре­по­доб­ный Алек­сандр, игу­мен Кушт­ский, Во­ло­год­ский, ро­дил­ся око­ло 1371 го­да в Во­лог­де, в ми­ру но­сил имя Алек­сей. Он был по­стри­жен в Спа­со-Ка­мен­ном мо­на­сты­ре игу­ме­ном Ди­о­ни­си­ем Свя­то­гор­цем, ко­то­рый ввел в оби­те­ли Афон­ский устав. Здесь пре­по­доб­ный Алек­сандр про­шел все ви­ды по­слу­ша­ния и стро­го­го по­ста и был удо­сто­ен са­на иеро­мо­на­ха. По­сто­ян­но пре­бы­вал он в тру­де и мо­лит­ве. Бра­тия смот­ре­ла на него как на Ан­ге­ла Бо­жия, и это тя­го­ти­ло пре­по­доб­но­го Алек­сандра. Тай­но но­чью он оста­вил мо­на­стырь и при­шел на ре­ку Сян­же­му, где был гу­стой лес и озе­ро. Здесь он по­ста­вил се­бе кел­лию и про­во­дил жизнь в мо­лит­ве и край­нем воз­дер­жа­нии. Но ма­ло-по­ма­лу к нему ста­ли при­хо­дить лю­ди. Пре­по­доб­ный Алек­сандр ушел из это­го ме­ста на бе­рег Ку­бен­ско­го озе­ра, на устье реч­ки Ку­шты. Здесь в это вре­мя жил пре­по­доб­ный Ев­фи­мий († ок. 1465; па­мять 11 ап­ре­ля). Свя­той Алек­сандр пред­ло­жил ему об­ме­нять­ся кел­ли­я­ми. Свя­той Ев­фи­мий со­гла­сил­ся и при про­ща­нии оста­вил на бла­го­сло­ве­ние пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру свой крест. Ти­хая пу­стынь очень по­лю­би­лась пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру. По­дой­дя к озе­ру, он по­гру­зил крест в во­ду и мо­лил Гос­по­да, чтобы он со­брал здесь рев­ни­те­лей крест­но­го пу­ти. Спу­стя неко­то­рое вре­мя к пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру при­шел один ста­рец, с ко­то­рым он про­жил 5 лет. Ко­гда при­шел тре­тий брат, пре­по­доб­ный Алек­сандр ре­шил устро­ить храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Свя­той от­пра­вил­ся в Ро­стов к ар­хи­епи­ско­пу Ди­о­ни­сию (1418–1425), сво­е­му быв­ше­му игу­ме­ну, ко­то­рый бла­го­сло­вил устро­е­ние хра­ма. Од­на­жды, ко­гда в от­сут­ствие За­озер­ско­го кня­зя Ди­мит­рия Ва­си­лье­ви­ча на его от­чи­ну на­па­ли та­та­ры, пя­те­ро из них при­ска­ка­ли в Кушт­скую оби­тель. Пре­по­доб­ный Алек­сандр спо­кой­но встре­тил их и осе­нил кре­стом. Та­та­ры па­ли, как мерт­вые, и про­ле­жа­ли без чувств несколь­ко ча­сов, по­ка пре­по­доб­ный Алек­сандр не про­бу­дил их от оце­пе­не­ния Име­нем Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы.
По смер­ти кня­зя Ди­мит­рия его вдо­ва, кня­ги­ня Ма­рия, ко­то­рая очень по­чи­та­ла пре­по­доб­но­го Алек­сандра, по­жерт­во­ва­ла на по­ми­но­ве­ние му­жа се­ло в поль­зу оби­те­ли. Од­на­жды она при­шла в оби­тель и во­шла в храм, где пре­по­доб­ный Алек­сандр, с об­на­жен­ной гру­дью, ко­то­рую тер­за­ли на­се­ко­мые, чи­тал Псал­тирь. Пре­по­доб­ный огор­чил­ся та­ким ее по­се­ще­ни­ем и ска­зал: «Не сле­ду­ет те­бе, кня­ги­ня, над­зи­рать за на­шим убо­же­ством». Кня­ги­ня сми­рен­но про­си­ла про­ще­ния. Пре­по­доб­ный бла­го­сло­вил ее, но ска­зал: «Кор­ми свою ни­ще­ту в до­ме». Воз­вра­тясь, кня­ги­ня за­не­мог­ла и при­е­ха­ла про­сить мо­литв о вы­здо­ров­ле­нии. Но пре­по­доб­ный Алек­сандр про­зрел ее кон­чи­ну и ска­зал: «Пусть го­то­вит­ся к той жиз­ни». Спу­стя 20 дней кня­ги­ня Ма­рия скон­ча­лась.
На мо­на­стыр­ском гумне бы­ла со­бра­на пше­ни­ца. Один кре­стья­нин ре­шил сво­ро­вать ме­шок, но ни­как не мог под­нять его. Пре­по­доб­ный за­стал его и ска­зал: «На­прас­но ты, сын мой, под­ни­ма­ешь не по си­лам». Об­ли­чен­ный вор бро­сил­ся к но­гам свя­то­го, про­ся про­ще­ния, но пре­по­доб­ный Алек­сандр ве­лел ему еще при­ба­вить пше­ни­цы и, сде­лав на­став­ле­ние впредь не брать чу­жо­го, бла­го­сло­вил взять ме­шок и ид­ти с Бо­гом. Про­щен­ный кре­стья­нин лег­ко по­нес бла­го­сло­вен­ную но­шу, бла­го­да­ря ве­ли­ко­душ­но­го стар­ца.
Пред­чув­ствуя бли­зость кон­чи­ны, пре­по­доб­ный Алек­сандр ска­зал пре­бы­вав­шим с ним: «Сла­бею я, – а вы тер­пи­те на этом ме­сте, хра­ни­те сми­ре­ние и вза­им­ную лю­бовь». В вос­крес­ный день он со­вер­шил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, при­ча­стил­ся Свя­тых Тайн. По­том со сле­за­ми на ко­ле­нях по­мо­лил­ся за се­бя и за свою оби­тель и на 68 го­ду мир­но пре­дал свой дух Гос­по­ду 9 июня 1439 го­да.
По за­ве­ща­нию пре­по­доб­но­го Алек­сандра его те­ло бы­ло по­ло­же­но у по­лу­ден­ной сто­ро­ны ал­та­ря. Год спу­стя над его гро­бом вы­рос­ло ря­би­но­вое де­рев­це. Од­на­жды в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы кре­стьян­ский маль­чик от­ло­мил вет­ку от это­го де­ре­ва, и вне­зап­но ру­ка его раз­бо­ле­лась. Ро­ди­те­ли с мо­лит­вой при­ве­ли сы­на на гроб пре­по­доб­но­го, и он ис­це­лил­ся. С тех пор на­род стал брать с де­ре­ва яго­ды на ис­це­ле­ние. Уче­ни­ки по­стро­и­ли над гро­бом пре­по­доб­но­го Алек­сандра теп­лую цер­ковь в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и освя­ти­ли ее в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Алек­сандра. Мно­гие боль­ные, ко­то­рых при­во­ди­ли в храм, ви­де­ли пре­по­доб­но­го Алек­сандра вме­сте со свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем, мо­ля­щих­ся вме­сте или ка­дя­щих храм. Боль­ные по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния при гро­бе пре­по­доб­но­го Алек­сандра Кушт­ско­го.

☦️
Праведный Алекси́й Мечёв, протоиерей.
Свя­той пра­вед­ный Алек­сий Ме­чёв ро­дил­ся 17 мар­та 1859 го­да в бла­го­че­сти­вой се­мье ре­ген­та ка­фед­раль­но­го Чу­дов­ско­го хо­ра.
Отец его, Алек­сей Ива­но­вич Ме­чёв, сын про­то­и­е­рея Ко­ло­мен­ско­го уез­да, в дет­стве был спа­сен от смер­ти на мо­ро­зе в хо­лод­ную зим­нюю ночь свя­ти­те­лем Фила­ре­том, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским и Ко­ло­мен­ским. В чис­ле маль­чи­ков из се­мей ду­хо­вен­ства Мос­ков­ской епар­хии, ото­бран­ных по кри­те­рию до­ста­точ­ной му­зы­каль­но­сти, он был при­ве­зен позд­ним ве­че­ром в Тро­иц­кий пе­ре­улок на мит­ро­по­ли­чье по­дво­рье. Ко­гда де­ти ужи­на­ли, вла­ды­ка мит­ро­по­лит вдруг встре­во­жил­ся, быст­ро одел­ся и вы­шел осмот­реть при­быв­ший обоз. В од­них са­нях он об­на­ру­жил спя­ще­го маль­чи­ка, остав­лен­но­го там по недо­смот­ру. Уви­дев в этом Про­мысл Бо­жий, мит­ро­по­лит Фила­рет от­ме­тил осо­бым вни­ма­ни­ем и по­пе­че­ни­ем спа­сен­но­го им ре­бен­ка, по­сто­ян­но за­бо­тил­ся о нем, а в даль­ней­шем и о его се­мье.
Рож­де­ние от­ца Алек­сия про­изо­шло при зна­ме­на­тель­ных об­сто­я­тель­ствах. Мать его, Алек­сандра Дмит­ри­ев­на, при на­ступ­ле­нии ро­дов по­чув­ство­ва­ла се­бя пло­хо. Ро­ды бы­ли труд­ные, очень за­тя­ну­лись, и жизнь ма­те­ри и ре­бен­ка ока­за­лась в опас­но­сти.
В боль­шом го­ре Алек­сей Ива­но­вич по­ехал по­мо­лить­ся в Алек­се­ев­ский мо­на­стырь, где по слу­чаю пре­столь­но­го празд­ни­ка слу­жил мит­ро­по­лит Фила­рет. Прой­дя в ал­тарь, он ти­хо встал в сто­роне, но от взо­ра вла­ды­ки не укры­лось го­ре лю­би­мо­го ре­ген­та. «Ты се­го­дня та­кой пе­чаль­ный, что у те­бя?», – спро­сил он. – «Ва­ше Вы­со­ко­прео­свя­щен­ство, же­на в ро­дах уми­ра­ет». Свя­ти­тель мо­лит­вен­но осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем. – «По­мо­лим­ся вме­сте… Бог ми­ло­стив, все бу­дет хо­ро­шо», – ска­зал он; по­том по­дал ему просфо­ру со сло­ва­ми: «Ро­дит­ся маль­чик, на­зо­ви его Алек­се­ем, в честь празд­ну­е­мо­го на­ми се­го­дня свя­то­го Алек­сия, че­ло­ве­ка Бо­жия».
Алек­сей Ива­но­вич обод­рил­ся, от­сто­ял ли­тур­гию и, окры­лен­ный на­деж­дой, по­ехал до­мой. В две­рях его встре­ти­ли ра­до­стью: ро­дил­ся маль­чик.
В двух­ком­нат­ной квар­тир­ке в Тро­иц­ком пе­ре­ул­ке в се­мье ре­ген­та Чу­дов­ско­го хо­ра ца­ри­ла жи­вая ве­ра в Бо­га, про­яв­ля­лось ра­душ­ное го­сте­при­им­ство и хле­бо­соль­ство; здесь жи­ли ра­до­стя­ми и го­ре­стя­ми каж­до­го, ко­го Бог при­вел быть в их до­ме. Все­гда бы­ло мно­го­люд­но, по­сто­ян­но оста­нав­ли­ва­лись род­ные и зна­ко­мые, ко­то­рые зна­ли, что им по­мо­гут и уте­шат.
Всю жизнь отец Алек­сий с бла­го­го­ве­ни­ем вспо­ми­нал о са­мо­от­вер­жен­ном по­ступ­ке ма­те­ри, ко­то­рая взя­ла к се­бе свою сест­ру с тре­мя детьми по­сле смер­ти ее му­жа, несмот­ря на то, что и са­мим бы­ло тес­но с тре­мя сво­и­ми детьми – сы­но­вья­ми Алек­се­ем и Ти­хо­ном и до­че­рью Вар­ва­рой. Для де­тей при­шлось со­ору­дить по­ла­ти.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-moskovskij-mechev

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/
• Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению
• Краткое правило для благочестивой жизни
• Отрывки из общих наставлений
• Проповеди
• Советы девушке христианке
• Старческие советы
• Письма

☦️
Обре́тение мощей исповедника Рафаи́ла (Шейченко), иеромонаха (2005).
Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Ра­фа­ил ро­дил­ся в 1891 го­ду в сло­бо­де Ве­ли­кая Ми­хай­лов­ка Но­во­ос­коль­ско­го уез­да Кур­ской гу­бер­нии в се­мье ма­ло­рос­сий­ско­го кре­стья­ни­на Ива­на Шей­чен­ко, за­ни­мав­ше­го­ся са­пож­ным ре­меслом и пе­ре­плет­ным де­лом, и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ро­ди­о­ном. В 1906 го­ду Ро­ди­он окон­чил цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу и по­сту­пил в зем­ское учи­ли­ще, в ко­то­ром про­учил­ся три го­да, и за­тем ра­бо­тал, как и отец, са­пож­ни­ком. В 1913 го­ду он был при­зван в ар­мию и здесь окон­чил во­ен­но-ве­те­ри­нар­ную фельд­шер­скую шко­лу; ему бы­ло при­сво­е­но зва­ние ун­тер-офи­це­ра, и он был от­прав­лен в 6-й улан­ский Во­лын­ский полк, где про­слу­жил до де­мо­би­ли­за­ции в 1918 го­ду. Вер­нув­шись с фрон­та на ро­ди­ну, Ро­ди­он по­про­щал­ся со все­ми сво­и­ми до­маш­ни­ми и от­пра­вил­ся в Оп­ти­ну пу­стынь, где уже не один раз бы­вал до то­го па­лом­ни­ком и труд­ни­ком.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-rafail-shejchenko


Жития
Писание