☀️ неподвижный годовой круг:
• 21 июня (8 июня)
• вмч. Феодора Стратилата (319)
• прп. Мела́ния (Старшая) (~410) (не вкл. в святцы)
• прп. Ефрема Антиохийского (545) 📚
• прп. Зоси́мы Финикийского (VI)
• свт. Феодора Ростовского и Суздальского (1023)
• обретение мощей блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (1501)
• икон Божией Матери «Ярославская» (XIII), «Урюпинская» (1821)


☦️
Великомученик Фео́дор Стратилат, Гераклийский.
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат был пре­дан му­че­ни­че­ской смер­ти в 319 го­ду по Рож­де­стве Хри­сто­вом. В до­слов­ном пе­ре­во­де с гре­че­ско­го сло­во «стра­ти­лат» озна­ча­ет «вы­со­кий во­ин», в ли­те­ра­тур­ном пе­ре­во­де – «во­е­во­да», «во­е­на­чаль­ник». Про­ис­хо­дил свя­той Фе­о­дор из го­ро­да Ев­ха­и­ты, ныне Мар­си­ан на се­ве­ре Ма­ло­ази­ат­ско­го на­го­рья в Тур­ции. Бла­гая весть свя­то­го Еван­ге­лия в эти ме­ста при­не­се­на еще в апо­столь­ские вре­ме­на.
Свя­той Фе­о­дор был на­де­лен от Гос­по­да мно­ги­ми да­ро­ва­ни­я­ми. Его вы­де­ля­ли сре­ди окру­жа­ю­щих при­род­ная кра­со­та, ве­ли­ко­душ­ное серд­це, глу­бо­кое по­зна­ние хри­сти­ан­ских ис­тин, муд­рость и крас­но­ре­чие. Храб­рость свя­то­го во­и­на ста­ла мно­гим из­вест­на по­сле то­го, как он с по­мо­щью Бо­жи­ей убил гро­мад­но­го змея, жив­ше­го в про­па­сти в окрест­но­стях го­ро­да Ев­ха­и­ты. Змей по­жи­рал мно­же­ство лю­дей и жи­вот­ных, дер­жа в стра­хе всю окру­гу. Свя­той Фе­о­дор, ни­ко­му ни­че­го не го­во­ря, взяв с со­бой свое обыч­ное ору­жие и имея на гру­ди крест, дви­нул­ся в путь. До­е­хав до по­ля вбли­зи про­па­сти, где жил змей во­ин Хри­стов слез с ко­ня и лег от­дох­нуть. В этих ме­стах про­жи­ва­ла некая бла­го­че­сти­вая же­на по име­ни Ев­се­вия. Она бы­ла пре­клон­ная ле­та­ми. За несколь­ко лет пе­ред этим она ис­про­си­ла те­ло свя­то­го му­че­ни­ка Фе­до­ра Ти­ро­на, несго­рев­шее на ко­ст­ре во вре­мя каз­ни, по­греб­ла его око­ло сво­е­го до­ма и каж­дый год празд­но­ва­ла его па­мять в день пре­став­ле­ния 17 фев­ра­ля (2 мар­та). Бла­го­че­сти­вая Ев­се­вия, уви­дев спя­ще­го во­и­на Хри­сто­ва Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та, раз­бу­ди­ла его и пы­та­лась убе­дить уй­ти из этих мест, чтобы не по­стра­дать от змея. Му­же­ствен­ный во­ин Хри­стов Фе­о­дор от­ве­чал ей: «Отой­ди и стань по­даль­ше от ме­ста се­го, и ты уви­дишь си­лу Хри­ста мо­е­го». Жен­щи­на ото­шла и ста­ла мо­лить­ся к Спа­си­те­лю о да­ро­ва­нии по­бе­ды сме­ло­му во­и­ну. Об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Гос­по­ду и свя­той Фе­о­дор: «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, вос­си­яв­ший от От­че­го Су­ще­ства, по­мо­гав­ший мне в бит­вах и да­вав­ший по­бе­ду на со­про­тив­ныя, Ты и ныне Тот же есть Гос­по­ди Хри­сте Бо­же, по­шли мне по­бе­ду с вы­со­ты Тво­ей свя­той». Свя­той Фе­о­дор по­бе­дил чу­до­ви­ще, про­сла­вив сре­ди лю­дей имя Хри­сто­во. За от­ва­гу свя­той Фе­о­дор был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком в го­ро­де Ге­рак­лее близ Чер­но­го мо­ря, неда­ле­ко от Ев­ха­ит. Здесь свя­той Фе­о­дор со­че­тал от­вет­ствен­ное во­ин­ское слу­же­ние с апо­столь­ской про­по­ве­дью Еван­ге­лия сре­ди под­чи­нен­ных ему языч­ни­ков. Его го­ря­чая ве­ра, под­креп­лен­ная лич­ным хри­сти­ан­ским при­ме­ром, от­вра­ща­ла мно­гих от па­губ­ных при­вы­чек. В ре­зуль­та­те по­чти все жи­те­ли Ге­рак­леи при­ня­ли хри­сти­ан­ство.
В это вре­мя на­ча­лись же­сто­кие го­не­ния на хри­сти­ан. Им­пе­ра­тор Ли­ки­ний (307–324 гг.), умерт­вив­ший со­рок му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, об­ру­шил свои го­не­ния не на про­стой на­род, а на про­све­щен­ных по­бор­ни­ков хри­сти­ан­ства, в ко­то­рых ви­дел се­рьез­ную угро­зу для от­ми­рав­ше­го язы­че­ства. Про­слы­шав о храб­ром во­е­на­чаль­ни­ке, им­пе­ра­тор за­хо­тел его уви­деть и по­слал за ним сво­их при­бли­жен­ных. Свя­той Фе­о­дор при­нял по­слов с че­стью, но не хо­тел остав­лять сво­е­го го­ро­да. Пред­ви­дя на­ме­ре­ния им­пе­ра­то­ра, му­че­ник Хри­стов хо­тел по­стра­дать в сво­ем го­ро­де, по­это­му он от­ве­тил им­пе­ра­то­ру, что не мо­жет сей­час по­ки­нуть Ге­рак­лию и про­сит его по­жа­ло­вать к нему. На­ка­нуне при­бы­тия нече­сти­во­го пра­ви­те­ля свя­той Фе­о­дор удо­сто­ил­ся чу­дес­но­го ви­де­ния. Во вре­мя мо­лит­вы он вдруг уви­дел се­бя в хра­ме, кры­ша ко­то­ро­го раз­верз­лась, над хра­мом вос­си­ял небес­ный свет и раз­дал­ся го­лос: «Дер­зай, Фе­о­дор, Я с то­бою!». Укреп­лен­ный ви­де­ни­ем, свя­той му­че­ник об­ра­тил­ся к Гос­по­ду с го­ря­чей мо­лит­вой, про­ся Его укре­пить свои си­лы для пред­сто­я­ще­го по­дви­га. Им­пе­ра­тор при­е­хал, за­хва­тив с со­бой зо­ло­тых и се­реб­ря­ных идо­лов. Он бла­го­склон­но от­нес­ся к свя­то­му Фе­о­до­ру, хва­лил его за хо­ро­шее управ­ле­ние го­ро­дом и по­ве­лел ему при­не­сти пе­ред на­ро­дом жерт­вы идо­лам. Свя­той про­сил им­пе­ра­то­ра оста­вить идо­лов на ночь в сво­ем до­ме. Им­пе­ра­тор со­гла­сил­ся. За­вла­дев ис­ту­ка­на­ми, свя­той Фе­о­дор раз­бил их на мно­гие ча­сти и раз­дал ку­соч­ки зо­ло­та и се­реб­ра ни­щим. Так он по­сра­мил су­ет­ную ве­ру в без­душ­ных идо­лов и на об­лом­ках язы­че­ства утвер­ждал за­ко­ны хри­сти­ан­ско­го ми­ло­сер­дия. Му­че­ник Хри­стов по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра был схва­чен, и под­верг­нут же­сто­ким и изощ­рен­ным пыт­кам. Му­чи­те­ли би­ли его во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и оло­вян­ны­ми пру­тья­ми, тер­за­ли его те­ло гвоз­дя­ми и па­ли­ли ог­нем. Все это свя­той му­че­ник пе­ре­но­сил с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем и толь­ко по­вто­рял: «Сла­ва Те­бе, Бо­же наш!» По­сле му­че­ний свя­то­го бро­си­ли в тем­ни­цу, и пять дней про­дер­жа­ли там без пи­щи и во­ды, а за­тем ис­тер­зан­но­го свя­то­го при­гвоз­ди­ли к кре­сту и оста­ви­ли на ночь. Му­чи­те­ли на­де­я­лись, что он умрет но­чью на кре­сте. Од­на­ко Гос­подь ре­шил про­сла­вить сво­е­го свя­то­го пе­ред все­ми жи­те­ля­ми Ге­рак­лии. Утром во­и­ны, участ­во­вав­шие в каз­ни уви­де­ли свя­то­го му­че­ни­ка жи­вым и невре­ди­мым. Убеж­ден­ные во­очию в бес­пре­дель­ном мо­гу­ще­стве хри­сти­ан­ско­го Бо­га, они тут же, неда­ле­ко от ме­ста несо­сто­яв­шей­ся каз­ни, при­ня­ли свя­тое кре­ще­ние. Му­че­ник Фе­о­дор удер­жал жи­те­лей и во­и­нов, уве­ро­вав­ших во Хри­ста от мя­те­жа, го­во­ря им: «Пе­ре­стань­те воз­люб­лен­ные! Гос­подь мой Иисус Хри­стос, ви­ся на кре­сте, удер­жи­вал ан­ге­лов, дабы они не со­тво­ри­ли от­мще­ние ро­ду че­ло­ве­че­ско­му». Му­че­ник Хри­стов доб­ро­воль­но от­дал се­бя в ру­ки му­чи­те­лей. Идя на казнь, свя­той од­ним сло­вом от­кры­вал две­ри тем­ниц и осво­бож­дал уз­ни­ков. Жи­те­ли Ге­рак­лии, при­ка­сав­ши­е­ся к его одеж­де, ис­це­ля­лись от бо­лез­ней и осво­бож­да­лись от бе­сов. Пе­ред тем как пре­дать се­бя в ру­ки па­ла­ча, му­че­ник Фе­о­дор за­ве­щал по­хо­ро­нить свое те­ло в Ев­ха­и­тах в име­нии ро­ди­те­лей. Сво­е­му слу­ге Уа­ру при­ка­зал за­пи­сать все му­че­ния, ко­то­рым он был под­верг­нут, для на­зи­да­ния бу­ду­щих по­ко­ле­ний хри­сти­ан. За­тем му­че­ник Хри­стов дол­го мо­лил­ся и, на­ко­нец, про­из­не­ся сло­во «аминь», пре­кло­нил под меч свою чест­ную и свя­тую гла­ву. Казнь со­вер­ши­лась 8 (21) фев­ра­ля 319 го­да в суб­бо­ту, в тре­тий час дня. На­род ока­зал ве­ли­кие по­че­сти свя­тым остан­кам му­че­ни­ка. 8 (21) июня то­го же го­да они бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Ев­ха­и­ты. Во вре­мя пе­ре­не­се­ния те­ла свя­то­го и уже в са­мом го­ро­де со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са во сла­ву Хри­ста Бо­га, Ему же со От­цем и Свя­тым Ду­хом, честь и по­кло­не­ние во ве­ки. Аминь.

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Стра­ти­лат, вер­ный до смер­ти Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, бес­страш­ный и жерт­вен­ный во­е­на­чаль­ник, храб­рый сол­дат, из­древ­ле по­чи­та­ет­ся как по­кро­ви­тель пра­во­слав­но­го во­ин­ства.
В па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та стро­и­лись хра­мы во всех пра­во­слав­ных стра­нах. По мо­лит­вам к нему, от Его икон со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са. Так свя­той Ана­ста­сий Си­на­ит, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский (599 г.) и Иоанн Да­мас­кин (ок. 780 г.) упо­ми­на­ют о чу­де, про­изо­шед­шем в хра­ме Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та неда­ле­ко от Да­мас­ка в ме­стеч­ке Кар­са­та в Си­рии. Ко­гда эти ме­ста бы­ли за­хва­че­ны са­ра­ци­на­ми, храм был ра­зо­рен и в даль­ней­шем под­верг­ся осквер­не­нию. В зда­нии по­се­ли­лись са­ра­ци­ны. Од­на­жды один из них, взяв лук, пу­стил стре­лу в на­пи­сан­ное крас­ка­ми на стене изо­бра­же­ние свя­то­го Фе­о­до­ра. Стре­ла по­па­ла в пра­вое пле­чо свя­то­го, и тот­час по стене по­тек­ла струй­ка жи­вой кро­ви. Нече­стив­цы уди­ви­лись это­му, но храм не по­ки­ну­ли. Все­го в церк­ви про­жи­ва­ло око­ло два­дца­ти се­мейств. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни, все они скон­ча­лись по неиз­вест­ной при­чине. Мор на­пал на свя­то­тат­цев, в то вре­мя как их со­пле­мен­ни­ки, жив­шие вне хра­ма, не по­стра­да­ли.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/137

☦️
Преподобная Мела́ния (Старшая).
Преподобная Мелания была родной бабкой святой Мелании (Младшей) Римляныни († 431; память 31 декабря).

Примечания:
Не включена в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Имеющаяся информация о святой Мелании:
https://proza.ru/2015/12/05/1359
https://drevo-info.ru/articles/10836.html

☦️
Преподобный Ефре́м, патриарх Антиохийский.
Свя­ти­тель Еф­рем, пат­ри­арх Ан­тио­хий­ский, си­ри­ец, был во­е­на­чаль­ни­ком при им­пе­ра­то­рах Ана­ста­сии (491–518) и Иустине (518–527). Свя­той от­ли­чал­ся доб­ро­той, бла­го­че­сти­ем и со­стра­да­ни­ем ко всем несчаст­ным.
В 526 го­ду Гос­подь на­ка­зал Ан­тио­хию за укло­не­ние хри­сти­ан в ере­си Несто­рия и Ев­ти­хия: зем­ле­тря­се­ние уни­что­жи­ло этот ве­ли­ко­леп­ный го­род. По­гиб­ло гро­мад­ное чис­ло жи­те­лей. Пат­ри­арх Ев­фра­сий был раз­дав­лен об­ру­шив­шей­ся ко­лон­ной.
Для вос­ста­нов­ле­ния раз­ру­шен­но­го го­ро­да им­пе­ра­тор на­пра­вил свя­то­го Еф­ре­ма. Один из ра­бо­чих, епи­скоп, ко­то­рый ра­ди со­вер­ше­ния без­вест­ных по­дви­гов уда­лил­ся от епи­скоп­ства, пред­ска­зал свя­то­му Еф­ре­му из­бра­ние на пат­ри­ар­ший пре­стол и про­сил его не остав­лять дел ми­ло­сер­дия и твер­до бо­роть­ся с ере­ти­ка­ми. В 527 го­ду свя­той Еф­рем был из­бран на пат­ри­ар­ший пре­стол. Он твер­до и муд­ро управ­лял паст­вой и при­ме­ром сво­ей жиз­ни, по­уче­ни­я­ми и по­сла­ни­я­ми ограж­дал ее от ере­ти­че­ских уче­ний.
О си­ле его ве­ры да­ет пред­став­ле­ние сле­ду­ю­щий слу­чай. Близ Иера­по­ля под­ви­зал­ся столп­ник, ко­то­рый впал в ересь. Узнав о по­движ­ни­ке, свя­той Еф­рем при­шел к нему и убеж­дал при­со­еди­нить­ся к пра­во­слав­ной церк­ви. Столп­ник не со­гла­шал­ся. Он ре­шил устра­шить пат­ри­ар­ха и пред­ло­жил раз­жечь боль­шой ко­стер, чтобы обо­им вой­ти в огонь. Ко­стер был раз­ве­ден, но столп­ник не от­ва­жил­ся вой­ти в него. Пат­ри­арх мо­лил Гос­по­да Иису­са Хри­ста по­ка­зать, у ко­го пра­вая ве­ра, и, сняв омо­фор, по­ло­жил в ко­стер. Через три ча­са дро­ва сго­ре­ли, а омо­фор свя­ти­те­ля был вы­нут непо­вре­жден­ным. Столп­ник от­рек­ся от ере­си и при­со­еди­нил­ся к Церк­ви.
Свя­той пат­ри­арх Еф­рем мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу в 545 го­ду. В сво­их тру­дах свя­ти­тель Еф­рем за­щи­щал уче­ние пра­во­слав­ной церк­ви о со­еди­не­нии в Ли­це Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста двух естеств – Бо­же­ско­го и че­ло­ве­че­ско­го.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Antiohijskij/
• Апология Халкидонского Собора и Томоса святого Льва

☦️
Преподобный Зоси́ма Финикийский.
Пре­по­доб­ный Зо­си­ма Фини­кий­ский ро­дил­ся в си­рий­ском се­ле­нии Син­да око­ло го­ро­да Ти­ра. Он при­нял мо­на­ше­ство и рев­ност­но под­ви­зал­ся в по­сте, мо­лит­вах, тру­де и дру­гих доб­ро­де­те­лях. Пре­по­доб­ный по­лу­чил от Бо­га дар про­зор­ли­во­сти. Ко­гда он на­хо­дил­ся в Ке­са­рии, то про­зрел страш­ное зем­ле­тря­се­ние, раз­ру­шив­шее Ан­тио­хию в 526 го­ду.
Од­на­жды пре­по­доб­но­го по­се­тил пат­ри­ций Ар­ке­си­лай. В это вре­мя го­нец из­ве­стил Ар­ке­си­лая, что его су­пру­га про­ко­ло­ла спи­цей глаз и же­сто­ко стра­да­ет. Но пре­по­доб­ный успо­ко­ил го­стя и ска­зал, что Ке­са­рий­ский свя­ти­тель Иоанн Хо­зе­вит (па­мять 3 ок­тяб­ря) ис­це­лил его же­ну.
Пре­по­доб­ный Зо­си­ма до­стиг та­кой сте­пе­ни ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, что ему под­чи­ня­лись зве­ри. Од­на­жды на пу­ти в Ке­са­рию на ос­ла пре­по­доб­но­го на­пал го­лод­ный лев, ута­щил его и съел. Най­дя зве­ря, пре­по­доб­ный ска­зал: «Друг, я не в си­лах по сво­ей ста­ро­сти до­не­сти груз. До­не­си его ты„ а по­том мо­жешь вер­нуть­ся в пу­сты­ню и опять быть сви­ре­пым по тво­е­му есте­ству». Лев по­кор­но до­нес груз до Ке­са­рии, где свя­той от­пу­стил его.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/496

☦️
Святитель Фео́дор, епископ Ростовский и Суздальский.
Свя­ти­тель Фе­о­дор, епи­скоп Суз­даль­ский, был ро­дом из Гре­ции. Он при­был в Ки­ев­скую Русь из Кон­стан­ти­но­по­ля в сви­те ду­хов­ных лиц, со­про­вож­дав­ших свя­ти­те­ля Ми­ха­и­ла, мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го (†992; па­мять 30 сен­тяб­ря/13 ок­тяб­ря), ко­то­рый кре­стил ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра в 987 го­ду в Кор­су­ни. По сви­де­тель­ству Корм­чей XIII ве­ка, спи­сок с еще бо­лее древ­ней, рав­ноап­о­столь­ный ве­ли­кий князь Вла­ди­мир (†1015 г.) го­во­рил о се­бе: «При­ем Свя­тое Кре­ще­ние и про­сла­ви Бо­га, яко спо­до­би­ти при­я­ти та­ко­вую бла­го­дать прео­свя­щен­ным мит­ро­по­ли­том Ми­хаи­лом, и взях его, пер­во­го мит­ро­по­ли­та, от пат­ри­ар­ха и от все­го со­бо­ра, по­чтен­на­го лам­па­дою и са­ком, яко вто­ро­го пат­ри­ар­ха, с ним же кре­стих всю Рус­скую зем­лю».
По­сле Кре­ще­ния ки­ев­лян ле­том 988 го­да ве­ли­кий князь Вла­ди­мир вме­сте с сы­но­вья­ми и пер­вым мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Ми­ха­и­лом объ­ез­жа­ли рус­ские го­ро­да, рев­но­стно рас­про­стра­няя хри­сти­ан­ство. В Чер­ни­гов, Бел­го­род, Пе­ре­яс­лавль, Нов­го­род, Вла­ди­мир Во­лын­ский бы­ли по­став­ле­ны епи­ско­пы. В 990 го­ду мит­ро­по­лит Ми­ха­ил по­свя­тил в сан епи­ско­па со­про­вож­дав­ше­го его свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра и на­зна­чил его на но­во­устро­ен­ную ка­фед­ру в Ро­сто­ве Ве­ли­ком.
Ру­ко­пис­ное жи­тие свя­ти­те­ля Леон­тия Ро­стов­ско­го (†1164; па­мять 23 мая/5 июня) сви­де­тель­ству­ет: «Бысть пер­вый епи­скоп Ро­сто­ву Фе­о­дор и кре­сти Рос­тов­скую зем­лю и Суз­даль­скую».
Свя­ти­тель Фе­о­дор сра­зу же при­сту­пил к стро­и­тель­ству пер­во­го в Ро­сто­ве хрис­ти­ан­ско­го хра­ма, пер­во­на­чаль­но де­ре­вян­но­го. Он был освя­щен в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и про­сто­ял 168 лет.
Ро­стов­ские жи­те­ли вна­ча­ле, бу­дучи еще языч­ни­ка­ми, до­воль­но вра­ждеб­но встре­ти­ли и са­мо­го ар­хи­пас­ты­ря, и все его на­чи­на­ния. Мно­же­ство обид при­шлось вы­не­сти свя­ти­те­лю от идо­ло­по­клон­ни­ков, под­стре­ка­е­мых волх­ва­ми. При­тес­не­ния с их сто­ро­ны все уве­ли­чи­ва­лись, по­это­му в 992 го­ду епи­скоп Фе­о­дор вы­нуж­ден был по­ки­нуть Ро­стов Ве­ли­кий.
По вы­ра­же­нию Сте­пен­ной кни­ги, свя­ти­тель «из­не­мог» от упор­ных языч­ни­ков и «невер­ных лю­дей», не при­ни­мав­ших Кре­ще­ния.
Свя­ти­тель Фе­о­дор по­се­лил­ся в мест­но­сти, где позд­нее воз­ник го­род Суз­даль. В крат­ком ру­ко­пис­ном ска­за­нии о свя­ти­те­ле Фе­о­до­ре, хра­нив­шем­ся в риз­ни­це суз­даль­ской со­бор­ной церк­ви, по­вест­ву­ет­ся: «При­ям свя­ти­тель Фе­о­дор паст­ву сло­вес­ных овец в Суж­даль­ской стране и, ви­дя их по­мра­чен­ны­ми, на­чал, воз­ла­гая на Бо­га упо­ва­ние, се­я­ти се­мя сло­ва Бо­жия, идоль­ские ка­пи­ща раз­ру­шая; хра­мы же свя­тые во сла­ву Бо­жию со­зи­дая и укра­шая. Зря­ще бо на­ро­ди бо­го­угод­ное жи­тие его и крот­кий нрав, и слы­ша бо­го­дух­но­вен­ное уче­ние его, по пре­мно­гу удив­ля­ши­ся, об­ра­ща­ху­ся в ве­ру Хри­сто­ву и прии­ма­ху Свя­тое Кре­ще­ние». Та­ким об­ра­зом, Суз­даль­ская мест­ность, вхо­див­шая в то вре­мя и в по­сле­ду­ю­щие два сто­ле­тия в со­став Ро­стов­ской епар­хии, обя­за­на хри­сти­ан­ским про­све­ще­ни­ем свя­ти­те­лю Фе­о­до­ру, ко­то­рый по­это­му и был по­име­но­ван впо­след­ствии Суз­даль­ским.
Так как по спис­кам Ро­стов­ских епи­ско­пов XIV ве­ка преж­де св. Леон­тия три ра­за по­став­ля­ет­ся в Ро­сто­ве Фе­о­дор, то это по­да­ет мысль, что св. Фе­о­дор из суз­даль­ско­го уеди­не­ния сно­ва воз­вра­ща­ет­ся в Ро­стов на ка­фед­ру. Это под­твер­ж­да­ет­ся и ру­ко­пис­ным жи­ти­ем св. Леон­тия; здесь ска­за­но о рав­ноап­о­столь­ном кн. Вла­ди­ми­ре: «Фе­о­до­ра епи­ско­па посла в Ро­стов с кня­зем Бо­ри­сом». По­сколь­ку же из­вест­но, что св. кн. Бо­рис был по­слан в Ро­стов в 1010 го­ду на ме­сто кня­зя Яро­сла­ва, по­сту­пив­ше­го в Нов­го­род; то при­бы­тие св. Фе­о­до­ра в Рос­тов вме­сте с кня­зем Бо­ри­сом бы­ло так­же не преж­де 1010 го­да. В этот раз он про­был в Ро­сто­ве, ве­ро­ят­но, до 1014 го­да, по­ка не вы­зван был кн. Бо­рис боль­ным от­цом в Ки­ев. Стра­даль­че­ская кон­чи­на св. кн. Бо­ри­са и по­сле­до­вав­шая за нею кро­ва­вая борь­ба Яро­сла­ва с бра­то­убий­цей Свя­то­пол­ком бы­ли бла­го­при­ят­ны толь­ко для фа­на­ти­ков язы­че­ства, и бла­жен­но­му епи­ско­пу труд­но бы­ло в та­кое вре­мя удер­жать­ся в Ро­сто­ве. В по­мя­ну­том жи­тии св. Леон­тия ска­за­но, что бла­жен­ный Фе­о­дор, при­быв с кня­зем Бо­ри­сом в Ро­стов, хо­тя усерд­но тру­дил­ся над про­све­ще­ни­ем на­ро­да свя­той ве­рой, но неве­рие глу­бо­ко пу­сти­ло кор­ни в на­ро­де, про­по­вед­ник «из­гнан бысть».
Епи­скоп Фе­о­дор пре­ста­вил­ся в Суз­да­ле, но ле­то­пи­си не со­об­ща­ют го­да его бла­жен­ной кон­чи­ны; по неко­то­рым со­по­ста­ви­мым дан­ным ее мож­но от­не­сти не позд­нее 1023 го­да.
Да­та про­слав­ле­ния свя­ти­те­ля точ­но неиз­вест­на, но в со­от­вет­ствии с древ­ним пре­да­ни­ем об­ре­те­ние его свя­тых мо­щей про­изо­шло еще до на­ше­ствия ха­на Ба­тыя, то есть до 1237 го­да.
В 1754 го­ду епи­скоп Суз­даль­ский Пор­фи­рий пред­ла­гал Свя­тей­ше­му Си­но­ду осви­де­тель­ство­вать мо­щи епи­ско­па Фе­о­до­ра. Ука­зом от 27 ав­гу­ста 1755 го­да Свя­тей­ший Си­нод по­ста­но­вил: «Нет ни­ка­ко­го сум­ни­тель­ства, вновь осви­де­тель­ст­во­вать несть по­тре­бы, а оста­вить в та­ком же, как до­ныне бы­ли, со­сто­я­нии и по­чи­та­нии».
В 1794 го­ду ста­ра­ни­я­ми прео­свя­щен­но­го ар­хи­епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го и Суз­даль­ско­го Вик­то­ра нетлен­ные мо­щи свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра бы­ли по­ло­же­ны в ра­ку из по­зо­ло­чен­но­го се­реб­ра и от­кры­то по­чи­ва­ли с тех пор по ле­вую сто­ро­ну от ико­но­ста­са в суз­даль­ском со­бор­ном хра­ме в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы.
Над мо­щам свя­ти­те­ля еще с 1635 го­да су­ще­ству­ет на­стен­ная над­пись:
«В ле­то 6948 пер­вый бла­го­вер­ный и ве­ли­кий князь Вла­ди­мир про­све­ти Суз­даль­скую зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем и паст­ву вру­чи епи­ско­пу Фе­о­до­ру».
Над гроб­ни­цей свя­ти­те­ля, по­чив­ше­го в Суз­да­ле, в XVI ве­ке воз­ло­жен был до­ро­гой по­кров с та­кой ши­той над­пи­сью: «Ле­та 7089 (1581), мо­лясь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и ве­ли­ко­му чу­до­твор­цу епи­ско­пу Фе­о­до­ру Суз­даль­ско­му, по­ло­жи­ла сей по­кров на ве­ли­ка­го чу­до­твор­ца епи­ско­па Фе­о­до­ра кня­зя Вла­ди­ми­ра Анд­ре­еви­ча кня­ги­ня Ев­прак­сия». В 1633 го­ду Суз­даль­ский ар­хи­епи­скоп пи­сал в Суз­даль­ский Де­ви­чий мо­на­стырь: «Мо­лит­вы ве­ли­ких свя­ти­те­лей чу­до­твор­цев Суз­даль­ских Иоан­на и Фе­одо­ра да бу­дут с ва­ми».
Но без­бож­ная го­ди­на 20-го ве­ка кос­ну­лась и Суз­даль­ско­го со­бо­ра. В со­вет­ское вре­мя он был за­крыт и на­чал при­хо­дить в за­пу­сте­ние. Как ча­сто слу­ча­лось, мо­щи свя­ти­те­ля для ате­и­сти­че­ской про­па­ган­ды бы­ли вы­став­ле­ны в му­зее. Лишь в 60-ых го­дах 20-го ве­ка на­ча­лась ре­став­ра­ция со­бо­ра, а пер­вые тор­же­ствен­ные бо­го­слу­же­ния в со­бо­ре про­шли в 1991 го­ду. К сча­стью мо­щи свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра со­хра­ни­лись и бы­ли пе­ре­да­ны Церк­ви. Од­на­ко, в на­сто­я­щее вре­мя со­бор Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся в сов­мест­ном ве­де­нии Пра­во­слав­ной Церк­ви и Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка, и хо­тя в хра­ме про­во­дят­ся ре­гу­ляр­ные служ­бы, но в осталь­ное вре­мя он от­крыт толь­ко как му­зей­ная экс­по­зи­ция. По­это­му ныне чест­ные мо­щи свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра по­чи­ва­ют в Ка­зан­ском хра­ме на Тор­го­вой пло­ща­ди го­ро­да Суз­да­ля.
Служ­ба свя­ти­те­лю Фе­о­до­ру, а так­же его жи­тие на­пи­са­ны ино­ком Гри­го­ри­ем, под­ви­зав­шим­ся в Суз­даль­ском Ев­фи­ми­е­вом мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном в XIV ве­ке.

☦️
Обре́тение мощей блгвв. кнн. Васи́лия и Константина Ярославских (1501).
Благоверный князь Васи́лий Всеволодович Ярославский. В 1236 г. на Русь вторг­ся сви­ре­пый Ба­тый с бес­чис­лен­ны­ми пол­чи­ща­ми, все пре­да­вая ог­ню и ме­чу. Та­та­ро-мон­го­лы ра­зо­ри­ли пре­столь­ный Вла­ди­мир и удель­ные Ро­стов и Яро­славль со мно­ги­ми ины­ми го­ро­да­ми се­вер­ной Ру­си. Тя­же­ла бы­ла эпо­ха для Ру­си под игом мон­голь­ским, но, как неопа­ли­мая ку­пи­на, го­ре­ла Русь и не сго­ра­ла; ве­я­ни­ем небес­ным охла­жда­лось пла­мя ее стра­да­ний, и сколь­ко вос­си­я­ло но­вых звезд на твер­ди небес­ной в это лю­тое вре­мя!
Меж­ду ни­ми крот­ко вос­си­я­ли и два кня­зя, Ва­си­лий и Кон­стан­тин, ис­ку­шен­ные бед­стви­я­ми, как зла­то в гор­ни­ле. В стра­хе Бо­жи­ем управ­ля­ли они ро­до­вою сво­ею об­ла­стью, не всту­пая в меж­до­усо­бия кня­зей рус­ских, ибо за­бо­ти­лись толь­ко о бла­ге сво­ей вот­чи­ны, вра­че­ва­ли ра­ны, на­не­сен­ные ей на­бе­га­ми та­та­ро-мон­го­лов, и об­нов­ля­ли ра­зо­рен­ные хра­мы.
В 1242 г. юный князь Ва­си­лий му­же­ствен­но от­пра­вил­ся в Зо­ло­тую Ор­ду, чтобы уми­ро­тво­рить ха­на Ба­тыя. В сле­ду­ю­щем го­ду он от­пра­вил­ся в Ор­ду вме­сте с ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским Яро­сла­вом (1190–1246 гг.). Ис­пы­тан­ный мно­ги­ми скор­бя­ми, князь Ва­си­лий со сми­ре­ни­ем при­ни­мал все тя­го­ты и невзго­ды, ча­сто мо­лил­ся. Жизнь его бы­ла недол­гая, но доб­рая. Зи­мой 1249 г. князь Ва­си­лий, при­быв­ши во Вла­ди­мир для сви­да­ния с род­ствен­ным ему ве­ли­ким кня­зем свя­тым Алек­сан­дром Нев­ским (па­мять 23 но­яб­ря/6 де­каб­ря), за­бо­лел и там скон­чал­ся 8 фев­ра­ля. Те­ло свя­то­го кня­зя бы­ло по­ло­же­но в Яро­слав­ском Успен­ском со­бо­ре на се­вер­ной сто­роне.
Млад­ший брат кня­зя Ва­си­лия Кон­стан­тин на­сле­до­вал на крат­кое вре­мя кня­же­ние брат­нее. Степ­ные ко­чев­ни­ки с юга со­вер­ша­ли раз­бой­ни­чьи на­бе­ги. В 1252 г. они опу­сто­ши­ли Суз­даль­ское кня­же­ство. 3 июля 1267 г. та­тар­ские от­ря­ды по­до­шли к Яро­слав­лю. Князь Кон­стан­тин вме­сте со сво­ей дру­жи­ной вы­шел им на­встре­чу, и на воз­вы­шен­но­сти у ре­ки Ко­то­рос­ли про­изо­шла кро­ва­вая се­ча, во вре­мя ко­то­рой по­гиб­ло мно­же­ство во­и­нов с обо­их сто­рон. Юный князь Кон­стан­тин при­нял в этом бою му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, от­дав свою жизнь за пра­во­слав­ную ве­ру и неза­ви­си­мость Ро­ди­ны. Те­ло бла­го­вер­но­го кня­зя Кон­стан­ти­на бы­ло с че­стью по­гре­бе­но ря­дом с бра­том, бла­го­вер­ным кня­зем Ва­си­ли­ем.
Через два с по­ло­ви­ной сто­ле­тия при ко­па­нии рвов для но­во­го со­бор­но­го хра­ма об­ре­ли нетлен­ные мо­щи бла­го­вер­ных кня­зей, от ко­то­рых на­ча­ли про­ис­хо­дить чу­де­са и ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-vsevolodovich-jaroslavskij

☦️
Икона Богородицы Ярославская.
Яро­слав­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри ста­ла пер­вой чу­до­твор­ной ико­ной, яв­лен­ной Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цей во вре­мя та­та­ро-мон­голь­ско­го ига. Она бы­ла при­не­се­на на Русь (ве­ро­ят­но, из Ки­е­ва) по­чти сра­зу по­сле на­ше­ствия Ба­тыя. Этим об­ра­зом Бо­го­ма­терь по­се­ти­ла рус­скую зем­лю и уте­ши­ла пра­во­слав­ных в скор­би. Зна­ме­на­тель­но, что это был об­раз «Уми­ле­ние», ис­пол­нен­ный ма­те­рин­ской за­бо­ты и по­пе­че­ния. (По­доб­ным об­ра­зом в ли­хо­ле­тье 1917 го­да в день от­ре­че­ния Ни­ко­лая II – бу­ду­ще­го цар­ствен­но­го стра­сто­терп­ца – яви­лась Дер­жав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри). Яро­слав­ская ико­на бы­ла при­не­се­на в Яро­славль свя­ты­ми бла­го­вер­ны­ми кня­зья­ми Ва­си­ли­ем и Кон­стан­ти­ном (па­мять 3 июля). В честь чу­до­твор­ной ико­ны был освя­щен ниж­ний храм Ильин­ской церк­ви го­ро­да Яро­слав­ля.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-jaroslavskaja

☦️
Икона Богородицы Урюпинская.
Урю­пин­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­дил­ся в ста­ни­це Урю­пин­ской, рас­по­ло­жен­ной на ре­ке Хо­пре. Он хра­нил­ся в мест­ном хра­ме в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Яв­ле­ние чу­до­твор­ной ико­ны про­изо­шло 8-го июня 1827 го­да, по­сле че­го она несколь­ко лет хра­ни­лась в ке­лье од­ной хри­сти­ан­ской по­движ­ни­цы – Ири­ны Ла­за­ре­вой, а по­том бы­ла пе­ре­не­се­на в ста­ни­цу Урю­пин­скую сна­ча­ла на цер­ков­ную пло­щадь на­про­тив По­кров­ской церк­ви, а в 1854 го­ду – в сам храм. В По­кров­ской церк­ви она хра­ни­лась в рез­ном по­зо­ло­чен­ном ки­о­те.
Об об­сто­я­тель­ствах яв­ле­ния свя­той ико­ны по­вест­ву­ет сле­ду­ю­щее до­не­се­ние Ла­за­ре­вой:
«В 8 день июня 1827 го­да мы вне­зап­но усмот­ре­ли на де­ре­ве, рас­ту­щем на на­гор­ной сто­роне на­ше­го Урю­пин­ско­го юр­та, ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри без вся­кой над­пи­си ее на­име­но­ва­ния. Мы то­гда же до­ве­ли о сем до све­де­ния мест­ных свя­щен­ни­ков и ста­нич­ных пра­ви­те­лей и пе­ре­нес­ли ее в свое жи­ли­ще, где и мо­ли­лись. Со­жи­тель­ство­вав­шая со мной де­ви­ца одер­жи­ма бы­ла до то­го 24 го­да неду­гом, и я са­ма бо­ле­ла бо­лее 24 лет, стра­дая от ран в обе­их но­гах. Од­на­жды мы дол­го мо­ли­лись об из­бав­ле­нии от одер­жа­щих нас бо­лез­ней… и через неде­лю по­лу­чи­ли про­си­мое. Этот са­мый об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­лял­ся в сно­ви­де­нии неко­то­рым боль­ным, и те с ве­рой при­бе­га­ли к нему и по­лу­ча­ли ско­рое в бо­лез­нях сво­их ис­це­ле­ние. Слух о чу­де­сах сих стал рас­про­стра­нять­ся в на­ро­де, по­сле че­го свя­щен­но­слу­жи­те­ли Урю­пин­ской ста­ни­цы пе­ре­нес­ли ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри в при­ход­скую По­кров­скую цер­ковь».
С 1854 го­да и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни чу­до­твор­ная ико­на на­хо­дит­ся в хра­ме По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы г. Урю­пин­ска – един­ствен­ном го­род­ском хра­ме, ко­то­рый не по­стра­дал в со­вет­ское вре­мя. За эти го­ды она не раз спа­са­ла го­род от «мо­ро­вой яз­вы», ис­це­ля­ла страж­ду­щих. На ме­сте, где явил­ся об­раз, за­бил ис­точ­ник с це­леб­ной во­дой. В го­ды бо­го­бор­че­ства его два­жды пы­та­лись за­ко­пать, но тщет­но.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-urjupinskaja


Жития
Писание