20 июня
☀️ неподвижный годовой круг:
• 20 июня (7 июня)
• мцц. Вале́рии (Кале́рии), Кириа́кии (Ки́рии), Марии в Кесарии Палестинской (284–305)
• мч. Феодо́та Анкирского (303)
• сщмч. Маркелли́на Римского, мчч. Кла́вдия, Кири́на, Антони́на (304)
• сщмчч. Марке́лла Римского, Сиси́ния, Кириа́ка, мчч. Смара́гда, Ла́ргия, Апрониа́на, Сатурни́на, Па́пия, Мавра, Крискентиа́на, мцц. Приски́ллы, Луки́ны, Арте́мии (304–310)
• сщмчч. Андрони́ка (Никольского) Пермского 📚, Александра (Осетрова), Валентина (Белова), Вениамина (Луканина), Виктора (Никифорова), Александра (Махетова), Владимира (Белозерова), Игнатия (Якимова), Михаила (Денисова), Николая (Онянова), Павла Кунгурского (Соколова), Александра (Преображенского), Николая (Рождественского), Николая (Конюхова), мч. Александра (Зуева) (1918)
• сщмч. Петра Павловского (Кузнецова) (1919)
• прав. Павла Таганрогского (прославление 1999)
• Собор святых Ивановской митрополии
☦️
Мученицы Вале́рия (Кале́рия), Кириа́кия (Ки́рия) и Мария.
Святые мученицы Калерия (Валерия), Кириакия и Мария были жительницами Кесарии Палестинской во времена гонений при Диоклитиане (284–305). Получив наставление в христианской вере, они оставили языческий образ жизни, удалились в уединенное место и проводили жизнь в молитвах, прося у Господа, чтобы прекратились гонения на христиан и вера Христова воссияла бы во всем мире. Правитель принуждал их кланяться идолам, но они бесстрашно исповедали веру во Христа. За это они были преданы пыткам и во время мучений скончались.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/493
☦️
Мученик Феодо́т Анкирский, корчемник.
Святой мученик Феодот (память 20 ноября, 31 мая, 20 июня) и святые мученицы семь дев – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия – жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был «корчемником», имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников – к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284–305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы – Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки, святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании «омовения идолов», как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его – Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/433
☦️
Священномученик Маркелли́н, папа Римский, мученики Кла́вдий, Кири́н и Антони́н.
Святой Маркеллин был папой Римским в разгар гонения на христиан при Диоклитиане и Максимиане (284–305), когда в течение только одного месяца было замучено 17000 человек. В то время был схвачен и папа Маркеллин. Устрашившись жестоких мук, он воскурил фимиам и принес жертву идолам. Император назвал его своим другом и облек в роскошные одежды. Терзаемый угрызениями совести, он горько плакал о том, что, побудив многих к принятию мук за Христа, сам подал своей пастве пример малодушия.
В то время в городе Синуессе (в Кампании) заседал Собор из 180 епископов и пресвитеров. Папа Маркеллин явился на заседание Собора во власянице, с посыпанной пеплом главой и просил судить его за отречение. Отцы Собора сказали: «Осуди себя сам своими устами. Из твоих уст вышел грех, пусть твоими же устами будет произнесено и осуждение. Мы знаем, что и святой Петр из страха отвергся Христа, но горько оплакал свой грех и снова получил благоволение у Господа».
Тогда Маркеллин произнес себе приговор: «Я признаю себя лишенным священного сана, которого я недостоин. Пусть после смерти тело мое не предают погребению, а бросят на съедение псам; да будет проклят тот, кто осмелится похоронить его».
По возвращении в Рим Маркеллин отправился к императору, бросил ему под ноги подаренную им дорогую одежду и сказал, что он горько раскаивается в своем отречении от Христа. Разгневанный император приказал мучить его и приговорил к смерти.
Усердно помолившись Господу Иисусу Христу, милостиво принимающему кающихся грешников, мученик с готовностью подставил свою главу под меч. С ним были обезглавлены и святые мученики Клавдий, Кирин и Антонин († 304).
Тело святого Маркеллина 36 дней валялось при дороге. Явившись новопоставленному папе святому Маркеллу, святой апостол Петр сказал: «Почему ты до сего времени не предашь погребению тело Маркеллиново?» «Я страшусь его клятвы», – отвечал святой Маркелл. «Разве ты не помнишь, – сказал апостол, – написанного: «Смиряяй себя вознесется». Пойди и с честью похорони тело его».
Исполняя повеление апостола, святой Маркелл похоронил тело святого папы Маркеллина в гробнице, устроенной для погребения тел мучеников знатной римлянкой Прискиллой, около Самарской дороги.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/494
☦️
Священномученики Марке́лл, папа Римский, Сиси́ний, Кириа́к, диаконы, мученики Смара́гд, Ла́ргий, Апрониа́н, Сатурни́н, Па́пий, Мавр, Крискентиа́н, мученицы Приски́лла, Луки́на и Арте́мия.
Священномученик Маркелл, папа Римский, и святые мученики Сисиний и Кириак диаконы, Смарагд, Ларгий, Апрониан, Сатурнин, Папий и Мавр воины, Крискентиан и святые мученицы Прискилла, Лукина и царевна Артемия пострадали в Риме во время гонений Диоклитиана и Максимиана (284–305) и их преемников – Галерия (305–311) и Максентия (305–312). Император Максимиан, управлявший Западной частью Римской империи, лишил всех христиан воинских званий и послал на каторжные работы. Один богатый христианин, Фрасон, стал посылать узникам через христиан Сисиния, Кириака, Смарагда и Ларгия пищу и одежду. Святой папа Маркелл благодарил Фрасона за благотворение, а Сисиния и Кириака посвятил во диаконы. Вскоре при оказании помощи узникам Сисиний и Кириак были схвачены и посланы на работы. Они выполняли не только свою норму, но работали и за престарелого узника Сатурнина, за что Максимиан предал Сисиния на мучения правителю области Лаодикию. Святого заключили в тюрьму. Начальник тюрьмы Апрониан вызвал святого Сисиния для допроса, но, увидев, что его лицо сияет небесным светом, уверовал во Христа и крестился, а затем вместе с Сисинием, придя к святому папе Маркеллу, принял Миропомазание. Совершив литургию, святой Маркелл причастил их Святых Тайн. В тот же день, 7 июня, святые Сисиний и Сатурнин в сопровождении Апрониана предстали перед Лаодикием. Святой Апрониан исповедал, что он христианин, и был обезглавлен, а святые Сисиний и Сатурнин брошены в тюрьму. Затем Лаодикий приказал привести их в языческий храм и принести жертвы. Святой Сатурнин сказал: «Да обратит Господь в прах идолов языческих!» В то же мгновение треножники, на которых курился фимиам перед идолами, расплавились. При виде этого чуда воины Папий и Мавр исповедали Христа. После продолжительных истязаний Сисиний и Сатурнин были обезглавлены, а Папий и Мавр заключены в темницу, где молились о просвещении их Святым Крещением. Господь помог им осуществить это спасительное желание. Выйдя незамеченными из тюрьмы, они приняли от святого Маркелла Крещение и вернулись в темницу.
На суде они вновь исповедали себя христианами и скончались от ужасных пыток. Их честные тела были погребены пресвитером Иоанном и Фрасоном.
Святых Кириака, Смарагда, Ларгия и других узников-христиан продолжали изнурять на работах.
Царевна Артемия, младшая дочь Диоклитиана, страдала беснованием. Узнав о том, что святой узник Кириак исцеляет недуги и изгоняет бесов, император призвал его к больной. Изгнав беса, святой Кириак окрестил царевну. В награду за излечение дочери император освободил Кириака, Смарагда и Ларгия. Вскоре император отправил святого Кириака в Персию, чтобы он исцелил дочь персидского царя. По возвращении в Рим святой Кириак был схвачен по приказанию императора Галерия, зятя отрекшегося от власти Диоклитиана. Галерий был очень рассержен на своего предшественника за обращение в христианство царевны Артемии. Он приказал на позор и посмешище толпы водить за своей колесницей обнаженного, закованного в цепи святого Кириака.
Папа Маркелл всенародно обличил императора в жестокости против неповинных христиан. Император приказал бить святого папу палками и сделать святителя Христова скотником. Святые Кириак, Смарагд и Ларгий и еще один узник, Крискентиан, скончались от истязаний. В то же время были казнены и находившиеся в темнице со святым Кириаком царевна Артемия и еще 21 узник.
Святой папа Маркелл был тайно освобожден римскими клириками. Выкопав тела святых мучеников Кириака, Смарагда и Ларгия, он похоронил их в имении двух христианок, Прискиллы и Лукины, в окрестностях Рима, превратив дом Лукины в церковь.
Занявший престол императора Максентий приказал разорить церковь и превратить в скотный двор, а святого папу приговорил пожизненно ходить за скотом. Измученный голодом и холодом, изнуренный зловонием, святой папа Маркелл заболел и скончался в 310 году.
Святые жены Прискилла и Лукина с бесчестием были изгнаны из Рима, а их имения разграблены.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/492
☦️
Священномученик Андрони́к (Никольский), архиепископ Пермский
(большой текст)
Священномученик Андроник, архиепископ Пермский и Соликамский (в миру Владимир Никольский), родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии, служившего в селе Поводнево, что в одиннадцати верстах от града Углича. С отрочества он занимался крестьянским трудом и участвовал в церковной жизни своего села, быстро возрастая разумом о Христе. Первоначальное образование Владимир получил в Угличском Духовном училище, поступив туда девяти лет от роду, а затем в Ярославской Духовной Семинарии. После окончания Семинарии юноша поступил в Московскую Духовную Академию, где на II курсе (1 августа 1893 года) принял монашеский постриг в двадцать три года, по благословению и совету святого праведного Иоанна Кронштадтского, с именем Андроник, в честь святого Апостола от семидесяти, епископа Паннонийского.
По окончании Академии, в 1895 году, получив звание кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение о Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении», он принимает сан иеромонаха и назначается помощником инспектора в Кутаисскую Духовную Семинарию. Через год становится преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской Семинарии, находившейся в Ардоне на Северном Кавказ в Осетии.
Отец Андроник сразу расположил к себе местное население. Готовясь ко второму учебному году, он неожиданно в 1897 году получает телеграмму о своём назначении миссионером в Японию. По приезде на место назначения он горячо взялся за дело миссионерства под вдохновляющим окормлением уже славно трудившегося там Святителя Николая (Касаткина, память 3 февраля). Японцы поразили его простотой восприятия учения Христова и силой веры.
Однако, болезнь заставляет отца Андроника вернуться в Россию. В течении шести лет он является ректором Уфимской Семинарии.
5 ноября 1906 года отец Андроник был хиротонисан в епископа Киотского и назначен помощником архиепископа Николая (Касаткина). Вторично приехав в Японию, в город Осака, он за короткое время сумел создать там православную общину. Но климат южной азиатской страны резко ухудшил и без того слабое здоровье епископа Андроника, и через два года Синод по его прошению отзывает Владыку Андроника в Россию, назначая его в 1908 году епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии.
В те годы уже ясно виделось отступление общества от Церкви — и на этом поле брани Владыка выступает могучим воином Христовым, препобеждая безбожие и падение нравов словом Божиим. Вот что он тогда писал: «Древний антихристианский заговор, начавшийся от тех, которые кричали Пилату с яростью на Иисуса Христа: «распни, распни Его; кровь Его на нас и на чадах наших», — продолжавшийся в тайных обществах, слился со всемирной иудейской организацией». «Собирайся же плотней, Русский народ, заграждая уста безбожных, как триста лет тому назад ты…, обманываемый, обольщаемый всеми, собрался вокруг Минина и Пожарского и прогнал всех врагов, поставил пред Господом Богом Царя и с ним водворил порядок».
В 1913 году Владыка назначается в Омск. Омская епархия охватывала тогда территорию современного Восточного Казахстана, включая будущую Карагандинскую область. Обширные земли осваивались русскими переселенцами. Епископ налаживал в переселенческих сёлах церковную жизнь, преодолевая тысячи вёрст пути зачастую без келейника и иподиакона. Подвижнический труд истощил его физически до крайности, и священноначалие сочло необходимым перевести его на «благополучную» Пермскую кафедру.
Полтора года служения в Сибири завершились переездом за Урал, на Русский Север. Епископ Андроник вступил в управление Пермской епархией. На Пермскую кафедру взошёл подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому — крепкий молитвенник, ни во что вменявший всякое богатство. Все средства жертвовал Владыка на помощь беднякам; одевался просто, никогда не носил шёлковых ряс. Его жизнь была образцом древнего благочестия, а время служения Святителя — временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии; устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне начались занятия миссионерского и народно-певческого кружков; составилась хорошая библиотека, из которой всем желающим выдавались книги на дом; во всех храмах города служились акафисты, после которых проводились беседы. Владыка объяснял народу духовный смысл идущей в то время войны.
Пермь тогда отличалась прекрасными проповедниками, в подготовке которых Владыка много потрудился, и которые позднее целым сонмом засвидетельствовали истину своего служения мученичеством и исповедничеством.
Для малоимущих при одном из храмов было организовано «попечительство о бедных» со своей дешёвой столовой. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых и в женском монастыре были устроены детские приюты. Воскресенский храм содержал на свой счёт богадельню, в которой жили около пятидесяти стариков. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, а в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома.
Владыка высоко ценил духовную культуру русского народа. В своей книге «Письма архиерея к иереям» (выдержавшей несколько изданий) он писал: «Во всём укладе нашей жизни, в обычаях, в душевных исканиях, в народном и даже литературном творчестве непременно есть искание нравственной ценности жизни, отношение к ней именно с этой стороны».
А в своём слове при вступлении на Пермскую кафедру он сказал: «Нет, не было на земле народа, который так глубоко и жизненно воспринимал бы веру Христову… Если современному одряхлевшему миру суждено от Вседержителя ещё воскреснуть к новой жизни, то это воскресение его будет от Богоносного русского народа».
Касательно богослужебной практики Владыка советовал приходским священникам завести в храмах общенародное пение, говоря при этом, что: «Нет лучших распевов, чем знаменные». «Начать нужно со всем известных молитв и кончить тем, чтобы все богослужение вместе с канонархом исполнялось самими прихожанами». И это было именно то, что позволяло верным быть «едиными усты и единым сердцем». «Кроме того, непременно нужны внебогослужебныя чтения и беседы в храме, в школе… На них уместно и следует завести пение хоровое и общенародное. Тут будет и чтение от Божественного, и рассказ из жизни святых или из истории поучительной. На сих чтениях удобно может исполняться и самая катехизация народа». Большое значение епископ придавал кружкам ревнителей благочестия, рассматривавшимся им как очаги духовно-нравственного возрождения нации. В 1917 году на обсуждении в Предсоборном Совете вопроса о допущении русского языка в богослужении, Владыка твёрдо отстаивал незыблемость церковно-славянского языка как особого богослужебного языка, допуская перевод церковных книг лишь для домашнего употребления.
На своём личном миссионерском опыте он своими глазами видел, сколь велико и положительно влияние разного рода паломничеств, а также крестных ходов ко святыням. «Влияние на народ таких народных торжественных богомолений весьма велико и несомненно. Особенно если такие богомоления устраиваются вовремя, с предварительной подготовкой, с личным воодушевлением священника. Нужно пользоваться всяким удобным случаем, чтобы вызвать народ на это».
Владыка Андроник много способствовал народному просвещению и проведению миссионерской деятельности в жизнь. В губернии было немало старообрядцев, и в конце концов, благодаря его стараниям, стали возникать единоверческие приходы, для которых трудами преосвященного были учреждены специальные пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным Богослужением. Литургию в единоверческом храме совершал по служебнику XVI века сам Владыка.
Он также пробуждал в народе интерес к собственной истории. Так, по его благословению десятки тысяч православных со множеством крестных ходов собирались в монастыре на Белой горе в память избавления от пугачёвских разбойников.
Отечественную войну 1914 года Владыка встретил открытием у себя в епархии лазаретов для раненых и сам часто посещал находившихся в них воинов. Летом 1916 года он отправляется к фронту в Царскую Ставку, где был принят Государем.
Святитель предупреждал народ об опасности внутреннего врага, который опаснее внешнего. «Россия разрушается теориями масонского либерального кагала», — говорил Владыка, приподнимая завесу над тайной беззакония. Позднее, в 1918 году он рассылает открытки и письма многим архиереям по поводу беспорядков в стране, и не получает ни одного ответа, как он сокрушается о том в письме к Патриарху.
Наблюдая почти всеобщее государственно-правовое невежество и упадок веры на Руси, Владыка считал, что невозможен переход от монархии к иной форме правления без разрушения Российской государственности, и в 1916 году в Пермской епархии были созданы особые миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения. «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать» — говорил Святитель Андроник.
Когда случился Февральский переворот 1917 года Владыка, узнав об отречении Императора, 5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при огромном стечении народа на Литургии после чтения Евангелия с великой душевной болью сказал: «Не стало у нас Царя… Безчестные царские советники и слуги в своих расчётах скрывали правду от сердца Царёва и делали всё, чтобы разъединить Царя с народом и добились своего, но, добившись, они первые же и оставили Царя одного, отказавшись далее служить ему. И так не стало у нас Царя… и Церковь не смеет провозгласить эту святыню Русского народа, всех объединяющую во единого соборного человека. Около Царя Русияне объединялись как дети возле отца…. Как триста лет тому назад, в лихолетье, разворовали Отечество подлые людишки и ввергли его в погибель, так и ныне до этого довели безчестные царские слуги… Все как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в Опасности; оно потрясено в основах своих».
В марте 1917 года Пермский исполнительный комитет отправил телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить епископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться». Узнав об этом, Владыка отправил обер-прокурору протест, указывая, что «моя опасность… очевидно состоит… лишь в опасности для… самого совета рабочих и солдатских депутатов, всем заправляющего по указке немецких и еврейских провокаторов». Синод решил оставить Владыку на месте.
Вскоре начал работу Поместный Собор, и епископ уехал в Москву. На Соборе был избран Священный Синод из шести человек, а на случай гибели членов Синода было избрано шесть заместителей, и среди них и епископ Андроник. На Соборе он вошёл в состав Издательского Отдела и был одним из энергичнейших его деятелей. «Огнь пылающий» — так звали его. Епископ Андроник делал всё возможное, чтобы документы Собора и Послания продолжали печататься. В декабре и январе он пребывает в Перми и обращается с нарочитым Посланием к своей пастве об организации приходов. В начале 1918 года он возвращается в Москву и возводится в сан архиепископа.
С февраля, после опубликования большевицкого декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, начались бесчинства и зверства со стороны властей по отношению к Церкви. Владыка возвращается на кафедру, где продолжает обличать распоясавшуюся безбожную власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ. Тысячи людей — даже совершенно неверующих, шли послушать мужественное слово Святителя. В ответ на декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи храмов, архиепископ, в своей проповеди с амвона обращаясь к агентам власти, прятавшимся среди верных, сказал: «Идите и передайте Вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».
После первого неудачного со стороны властей ареста Владыки, им предвиденного, большевики решились на крайние меры. Город объявили на военном положении. Для ареста Святителя 4 июня было поднято до полутора тысяч человек. Боясь, как бы кто не оповестил народ, у колокольни поставили двух конных милиционеров. Далеко за полночь отряд чекистов подошёл к собору, и несколько человек, поднявшись к Владыке, бодрствовавшему вместе с двумя священниками, увели Святителя. Внезапно с соборной колокольни ударили в набат, остановленный двумя выстрелами в героя, пытавшегося поднять народ.
Набат был услышан, и к зданию милиции стали спешно подтягиваться люди, требуя освободить Владыку Андроника; однако с помощью силы возмущение людей было подавлено.
6 июня 1918 года состоялся допрос архиепископа. Святитель Андроник молча занял одно из кресел возле письменного стола и долго не отвечал ни на один вопрос. Затем снял панагию, завернул её в большой шёлковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол и, обращаясь к следователям, сказал: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем». Сказав это, он не спешно развернул платок, надел панагию, спокойно поправил её на груди и, весь погрузившись в молитву, не проронил более ни слова.
Палачи отвезли исповедника в лес по Сибирскому тракту в ночь на 7 июня и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, Владыка минут десять помолился, поклонился на четыре стороны света, и лёг в своё последнее пристанище. Его тут же начали закапывать заживо, но священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову». Перед этим они сняли с Владыки архиерейский наперсный серебряный крест, на цепи от которого затем водили собаку.
В последние месяцы жизни Святителя многие потеряли надежду на духовное возрождение нашей обманом завоёванной Руси. «Стоном стонет наш народ, — говорил со слезами сам Владыка, — Но воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая», — пророчески не сомневался он.
Поместный Собор Российской Православной Церкви направил в Пермь особую комиссию «для расследования ареста архиепископа Андроника и последующих церковных событий. Она состояла из священномученика Черниговского архиепископа Василия (Богоявленского, память 14 августа), ректора местной Духовной Семинарии архимандрита Матфея и ещё члена Синода — мирянина. Советская власть дала ей возможность произвести следствие и выехать до Камского железнодорожного моста, где поезд был остановлен и члены комиссии убиты ворвавшимися в вагон красноармейцами. Произошло это 1 (14 н. ст.) августа 1918 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-andronik-nikolskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikolskij/
• Миссионерский год в Японии
• Миссионерский путь в Японию
• Наша церковно-народная жизнь как она есть
• Станем добре, станем со страхом, вонмем
• Христианство, патриотизм и война
• Проповеди, обращения, послания
• Письма к архиепископу Арсению (Стадницкому)
• Письма к епископу Антонию (Храповицкому)
• Письма к равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому
☦️
Священномученик Алекса́ндр Осетров, пресвитер.
Священномученик Александр – священник Александр Осетров – служил в Никольском храме села Телёс Осинского уезда Пермской губернии. Он был изрублен шашками и расстрелян осенью 1918 года безбожниками-большевиками, когда ему исполнилось всего двадцать три года. 17 марта 1919 года его останки были перезахоронены в ограде женского Успенского монастыря в Перми.
☦️
Священномученик Валенти́н Белов, пресвитер.
Священномученик Валентин родился в 1891 году в семье диакона Михаила Белова. Он поступил в Пермское духовное училище, но с третьего класса перешел учиться в 1-е Усовское двухклассное училище, которое окончил в 1907 году, и в 1909 году был назначен псаломщиком к Покровской церкви в селе Поташка Красноуфимского уезда Пермской губернии, одновременно он состоял законоучителем Черкасовского начального училища. Пожелав служить Церкви в священном сане, Валентин выдержал экзамен на диакона и 21 октября 1914 года был рукоположен епископом Пермским Андроником (Никольским) во диакона к этому же храму. В 1915 году духовенство округа избрало его на должность руководителя певческих курсов. С 1910-го по 1915 год он был регентом в Покровской церкви.
1 января 1917 года диакон Валентин был переведен к Спасо-Преображенскому пермскому собору и служил на архиерейских службах иподиаконом. После ареста и мученической кончины 7 (20) июня 1918 года архиепископа Андроника диакон Валентин 9 декабря 1918 года был определен священником в Троицкий храм Ашапского завода Осинского уезда, рукоположен и 17 декабря того же года отправлен туда служить. Но не долгим было его священническое служение – в декабре 1918 года он был изрублен шашками и расстрелян большевиками.
☦️
Священномученик Вениами́н Луканин, пресвитер.
Священномученик Вениамин родился 20 марта 1875 года в семье псаломщика Василия Луканина. Вениамин поступил учиться в Пермское духовное училище, но в 1888 году был взят родителями из третьего класса. В 1891 году он был назначен исполняющим должность псаломщика в Троицкий храм Полазнинского завода Пермского уезда. В 1893 году Вениамин сдал экзамены на звание псаломщика и был посвящен в стихарь; в 1894 году он был назначен учителем в Усть-Полазнинскую школу грамоты, в 1899 году – перемещен к Филатовской церкви села Башиловского Кунгурского уезда, в 1902 году – переведен в Вознесенскую церковь в селе Устиново Осинского уезда и назначен учителем пения в Устиновских женском, мужском и сельскохозяйственном училищах и в Ташковской школе грамоты. В 1899-м и в 1901 годах он обучался на курсах пения и с 1899-го по 1912 год был учителем пения в Осинском одноклассном миссионерском училище. В 1902 году Вениамин был переведен в Успенскую церковь в городе Оханске и 21 октября того же года рукоположен во диакона к этой церкви. В 1903-1904 годах он был учителем пения в Оханской женской прогимназии; в 1906 году – назначен законоучителем Поташинского земского училища.
22 декабря 1907 года диакон Вениамин был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Ясыл Осинского уезда и назначен законоучителем и учителем пения в Ключиковской церковноприходской школе и законоучителем и заведующим Межевской церковноприходской школы. В 1909 году он был командирован для исполнения пастырских обязанностей в строящуюся Казанскую церковь в селе Межевка, а в 1910 году назначен священником этой церкви и председателем организованных им при ней церковноприходского попечительства, школьного кружка и Общества трезвости. В 1912 году отец Вениамин был перемещен в Ильинскую церковь села Бедряж Осинского уезда и назначен законоучителем Ерминского земского и Качкинского миссионерского училищ и председателем Ерминского общества трезвости и Ерминского миссионерского кружка, открытых по его инициативе. В 1916 году отец Вениамин был назначен служить в Казанский храм в село Ново-Паинское Оханского уезда и законоучителем Ново-Паинского двухклассного училища. В 1917 году он был избран прихожанами настоятелем этого храма и 17 августа того же года утвержден на этой должности консисторией; в том же году он был избран председателем местного приходского попечительства и приходского совета.
Священник Вениамин Луканин был расстрелян пришедшими к власти безбожниками-большевиками осенью 1918 года.
☦️
Священномученик Ви́ктор Никифоров, пресвитер.
Священномученик Виктор родился в семье диакона Пермской епархии Николая Федоровича Никифорова. В 1911 году Виктор поступил в Пермскую Духовную семинарию, которую окончил в 1917 году. 20 февраля 1918 года он был определен священником ко храму святых апостолов Петра и Павла села Комаровского Осинского уезда Пермской губернии и рукоположен. Но совсем недолго ему пришлось послужить – в июле того же года он был расстрелян безбожниками-большевиками.
☦️
Священномученик Алекса́ндр Махетов, пресвитер.
Священномученик Александр родился в 1868 году в Юрюзань-Ивановском заводе Златоустовского уезда Уфимской губернии в семье крестьянина Николая Махетова. В 1887 году Александр окончил Благовещенскую учительскую семинарию и был назначен учителем и законоучителем в Сепычевское земское училище в Оханском уезде Пермской губернии; в 1888 году он был переведен в Спешковское земское училище, а в 1890 году – в Шлыковское земское училище.
26 ноября 1894 года Александр был рукоположен во диакона к Михаило-Архангельской церкви Сиропитательного дома в городе Кунгуре и назначен учителем в первом классе его воспитанников. В 1900 году диакон Александр был переведен в Ново-Усольскую Спасо-Преображенскую церковь и назначен учителем в Спасо-Преображенскую церковно-приходскую школу.
8 июня 1901 года он сдал экзамены на получение иерейского сана и 2 июня 1902 года был рукоположен во священника к Троицкой церкви в селе Лёнва Соликамского уезда и назначен законоучителем в женское училище в том же селе. Избран членом благочиннического совета на 1912–1914 годы. Осенью 1918 года священник Александр Махетов был арестован большевиками; они пригвоздили его левую руку, а в правую дали крест; после этого мучители стали колоть его штыками и затем расстреляли.
☦️
Священномученик Влади́мир Белозеров, пресвитер.
Священномученик Владимир – Владимир Ильич Белозеров – родился в 1869 году. В 1889 году он окончил Пермскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника и направлен служить в Богоявленской церкви в селе Савинское Осинского уезда Пермской губернии. Впоследствии он служил в Троицкой церкви в селе Асов Кунгурского уезда, в Вознесенской церкви и в Благовещенском соборе в городе Кунгуре Пермской губернии. Отец Владимир был расстрелян безбожниками-большевиками в сентябре 1918 года.
☦️
Священномученик Игна́тий Якимов, пресвитер.
Священномученик Игнатий родился 24 января 1872 года в деревне Морозы Нолинского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Димитрия Якимова. По окончании в 1889 году Нолинского духовного училища Игнатий поступил послушником в Слободской Крестовоздвиженский монастырь, где подвизался около двух лет, и затем поступил на курсы псаломщиков при Братстве святого Стефана в Перми. В 1891 году он был назначен псаломщиком в Свято-Димитриевскую церковь в село Ошиб Соликамского уезда Пермской губернии, в 1894 году переведен в Христорождественскую церковь в село Рябки Осинского уезда, в 1896 году – в Богоявленскую церковь села Юрлинского Чердынского уезда.
6 июня 1899 года Игнатий был рукоположен во диакона к Николаевской церкви села Кочевское того же уезда и назначен законоучителем и учителем пения в Кукушкинскую школу грамоты. В то время все большее распространение среди народа получал порок пьянства, и духовенству первым пришлось вступить с ним в борьбу, так и диакон Игнатий стал участковым попечителем в попечительстве о народной трезвости в Чердынском уезде.
2 ноября 1903 года он был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова села Чураки Чердынского уезда и назначен законоучителем в Чураковское земское училище и заведующим Гришкинской церковно-приходской школой. В 1913 году отец Игнатий был назначен духовником округа, в 1916 году – временно исполняющим обязанности благочинного по 2-му округу церквей Чердынского уезда и вскоре – благочинным.
…
Священник был освобожден из-под стражи, и формальное следствие на основании многочисленных показаний свидетелей подтвердило его невиновность, однако в обвинительном заключении следователь оставил лишь одни лжесвидетельства представителей чураковской администрации.
24 июля 1918 года священник Игнатий Якимов был арестован вошедшим в село Чураки отрядом большевиков-карателей и расстрелян.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ignatij-jakimov
☦️
Священномученик Михаил Денисов, пресвитер.
Священномученик Михаил родился в 1869 году в селе Пятигоры Чердынского уезда Пермской губернии в семье священника Фотия Денисова, служившего в Георгиевской церкви в этом селе; отец Фотий умер, когда Михаилу было четыре года. В 1888 году Михаил окончил три класса Пермской Духовной семинарии и поступил псаломщиком в Преображенскую церковь в село Юксеево Чердынского уезда; в 1893 году он был направлен служить в Преображенский храм в селе Усть-Косьва Соликамского уезда, в 1894 году – в Александро-Невский храм в село Юсьва того же уезда. 10 августа 1897 года он был рукоположен во диакона к Алексиевскому храму в селе Егва Соликамского уезда и назначен учителем и законоучителем школы грамоты Егвинского прихода. В 1900 году он был переведен в Крестовоздвиженский храм в селе Бондюг Чердынского уезда и в 1901 году назначен учителем земского училища. В 1904 году диакон Михаил был переведен в Крестовоздвиженский храм в село Сылвинское Кунгурского уезда и назначен законоучителем церковно-приходской школы, в 1911 году – в Ксениевский храм завода Чусовая Пермского уезда. 9 апреля 1911 года он был рукоположен во священника к той же церкви и назначен законоучителем в Заводо-Чусовской земской школе. В 1912 году отец Михаил был переведен в Ильинскую церковь в село Левино Оханского уезда и назначен заведующим и законоучителем Левинской церковно-приходской школы. В 1913 году отец Михаил был назначен одним из духовников 2-го благочиния Оханского уезда. Последним местом его служения стал Георгиевский храм в селе Пятигоры Чердынского уезда, в котором служил когда-то его отец. Священник Михаил Денисов был расстрелян большевиками в сентябре 1918 года.
☦️
Священномученик Николай Онянов, пресвитер.
Священномученик Николай родился 27 ноября 1862 года в селе Усолье Соликамского уезда Пермской губернии в семье крестьянина Михаила Онянова. Николай имел большие способности и в 1878 году первым учеником окончил Усольское двухклассное училище и решил посвятить себя служению Церкви. В 1879 году он был определен церковником к Иоанно-Предтеченской церкви в селе Зырянское Соликамского уезда Пермской губернии и стал усердным и успешным помощником священнику в его работе с детьми в церковно-приходской школе. В 1885 году Николай был принят в духовное звание и назначен псаломщиком в Иоанно-Предтеченскую церковь села Стефановского Осинского уезда. 14 февраля 1888 года он был рукоположен во диакона к этой церкви и в 1893 году назначен законоучителем.
11 мая 1904 года диакон Николай был рукоположен во священника к церкви святых апостолов Петра и Павла в село Таман Соликамского уезда и назначен законоучителем земского начального училища в этом селе; в 1908 году он был назначен заведующим Быстринской церковно-приходской школой. Священник Николай Онянов был расстрелян безбожниками-большевиками в сентябре 1918 года и зарыт в песке напротив собора в селе Усолье.
☦️
Священномученик Павел Соколов, Кунгурский, пресвитер.
Священномученик Павел – священник Павел Петрович Соколов – родился в 1874 году; окончив Калужскую Духовную семинарию, он был направлен служить в Петропавловский храм Нязе-Петровского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, а затем – в Тихвинский храм в городе Кунгуре. 29 июня 1917 года он был награжден наперсным крестом. Священник Павел Соколов был расстрелян безбожниками-большевиками в сентябре 1918 года.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-sokolov-kungurskij
☦️
Священномученик Алекса́ндр Преображенский, пресвитер.
Священномученик Александр родился в 1861 году в семье священника Николая Преображенского. Окончив в 1882 году Пермскую Духовную семинарию, он был назначен сельским учителем. 2 марта 1885 года Александр был рукоположен во священника к Троицкой церкви в заводе Пожва Соликамского уезда Пермской губернии и определен законоучителем мужского училища. В 1894 году отец Александр был назначен заведующим Усть-Пожевской школой грамоты и членом благочиннического совета, в 1898-м – заведующим Городищенской школой, в 1916-м – законоучителем высшего начального училища; в 1917-м – благочинным 2-го Соликамского округа; за свою педагогическую деятельность неоднократно был отмечаем епархиальным начальством. В 1906 году отец Александр был награжден наперсным крестом, в 1917-м – возведен в сан протоиерея.
Протоиерей Александр Преображенский был расстрелян безбожниками-большевиками в сентябре 1918 года в селе Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. По рассказам очевидцев, священник умирал, горячо молясь и держа в руке крест.
☦️
Священномученик Николай Рождественский, пресвитер.
Священномученик Николай родился 26 февраля 1867 года в селе Присады Тульского уезда Тульской губернии в семье псаломщика Иоанна Рождественского. В 1888 году Николай окончил Тульскую Духовную семинарию и был назначен учителем в Чердынский уезд Пермской губернии. 18 марта 1890 года он был рукоположен во священника к Христорождественской церкви в селе Юм Чердынского уезда и назначен законоучителем Юмского училища и местных церковных школ. В 1896 году отец Николай был переведен в Алексиевскую церковь в селе Егва Соликамского уезда и назначен заведующим местными церковными школами. С 1899-го по 1901 год он был избираем духовником по 3-му Соликамскому благочинническому округу. В 1908 году отец Николай служил в Свято-Троицком соборе в городе Соликамске. В 1909-1910 годах он был духовником северной половины 1-го Оханского благочиннического округа. В 1910 году отец Николай был переведен в Троицкий храм в селе Черновское Оханского уезда и назначен законоучителем Липовского и Сухумского земских училищ, состоял заведующим Плоскинской церковно-приходской школой и законоучителем Черновского двухклассного училища, а впоследствии он был переведен в Сретенскую церковь в селе Очерско-Острожское того же уезда. Священник Николай Рождественский был расстрелян безбожниками-большевиками зимой 1918 года.
☦️
Священномученик Николай Конюхов, пресвитер.
Священномученик Николай родился в 1860 году в семье священника Петра Конюхова. В 1879 году он окончил Пермскую Духовную семинарию и был назначен учителем и законоучителем Камгортского начального училища Чердынского уезда Пермской губернии, в 1886 году – законоучителем Цидвинского начального училища.
4 октября 1887 года он был рукоположен во священника к Введенской церкви в селе Камгорта, в 1889 году – переведен в Воскресенский собор в городе Чердыни и назначен законоучителем городского двухклассного женского училища. За хорошее преподавание Закона Божия в 1889 году ему была объявлена благодарность. В 1897-1899 годах отец Николай избирался окружным духовником; с 1899-го по 1905 год был помощником благочинного 1-го округа Чердынского уезда, а с 1905-го по 1911 год – благочинным; с 1899-го по 1906 год он был законоучителем в Чердынской женской прогимназии. В 1906 году отец Николай был награжден наперсным крестом. С 1901-го по 1907 год он вел беседы о православном вероучении с нижними чинами Чердынской воинской конвойной команды. 27 декабря 1908 года отец Николай был возведен в сан протоиерея. С 1912 года он исполнял должность казначея Чердынского отделения Пермского училищного совета и был кандидатом в члены благочиннического совета. Во время служения отца Николая в соборе в 1909-1911 годах были расширены трапезная, приделы и паперть собора, украшением Чердыни стала высокая восьмигранная колокольня.
В 1913 году вышел указ о назначении настоятелем собора другого священника; это повергло прихожан в большую печаль, и в октябре 1913 года они направили епископу Пермскому и Соликамскому Палладию два прошения об оставлении отца Николая настоятелем, под одним подписалось сто пять прихожан, под другим – восемьдесят пять. 9 ноября 1913 года они отправили обер-прокурору Святейшего Синода письмо, в котором просили «во имя справедливости, во имя всего святого оставить протоиерея отца Николая Конюхова по-прежнему настоятелем собора во внимание к его 24-летней службе в соборе и трудам его по перестройке собора в величественный храм». 13 мая 1914 года указом Пермской духовной консистории отец Николай был оставлен настоятелем Воскресенского собора, в котором прослужил до своей мученической кончины.
Протоиерей Николай Конюхов был расстрелян большевиками-безбожниками в декабре 1918 года около селения Юрла, куда отступили под натиском белых отряды красногвардейцев, ведя с собой арестованных. Тело священника нашли в феврале следующего года, он лежал в снегу со скрещенными на груди руками, со сквозной раной в голове, его перевезли в Чердынь, где отец Николай был торжественно погребен.
☦️
Мученик Алекса́ндр Зуев.
Мученик Александр родился 1 ноября 1883 года в семье крестьянина Елисея Зуева. В 1895 году Александр окончил Мотовилихинскую начальную школу в Пермском уезде Пермской губернии; 16 января 1917 года он был назначен псаломщиком в построенный в 1911 году Екатерининский храм в деревне Дивье в том же уезде. Он был расстрелян большевиками в мае 1918 года.
☦️
Священномученик Петр Кузнецов, Павловский, пресвитер.
Священномученик Петр родился 28 июня 1869 года в заводе Благовещенском Уфимского уезда Уфимской губернии в семье крестьянина Потапия Кузнецова. В 1888 году Петр окончил Благовещенскую учительскую семинарию и был назначен законоучителем и учителем пения в Сепычевское земское училище Оханского уезда Пермской губернии. В 1900 году он сдал экзамен на диакона, был принят в духовное сословие и рукоположен во диакона к Сретенской церкви в село Сепычево, в 1902 году – переведен в Христорождественскую церковь Бисертского завода Красноуфимского уезда и назначен законоучителем в Бисертскую церковно-приходскую школу. В 1906 году диакон Петр сдал экзамен на священника и 6 декабря того же года был рукоположен во священника к Вознесенской единоверческой церкви Оханского уезда и откомандирован для служения в выстроенную в 1906 году Стефано-Сергиевскую церковь в селе Рогали в том же уезде; в 1911 году он был переведен в храм святых апостолов Петра и Павла завода Павловского Оханского уезда и назначен законоучителем в Павловском и Одуйском женских училищах. В 1913 году отец Петр был назначен председателем Павловского церковно-приходского попечительства и заведующим и законоучителем Нижне-Тавицкой церковно-приходской школы, в 1914 году – членом благочиннического совета.
Священник Петр Кузнецов был расстрелян безбожниками-большевиками в феврале 1919 года на станции Верещагино Пермской губернии.
☦️
Праведный Па́вел Таганрогский.
Праведный Павел Таганрогский родился 8 ноября 1792 года в семье дворянина Черниговской губернии Кролевецкого уезда Павла Стожкова. При крещении назван в честь св. Павла Исповедника. Родители хотели обеспечить своему сыну образование и хорошее общественное положение, юноша же стремился ко спасению и богоугодной жизни в молитве и странничестве по святым местам. В 25 лет, следуя словам Господа: «…вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим: и имети имаши сокровище на Небеси» (Лк.18:22), блаженный Павел раздал доставшуюся ему часть имения, отпустил на волю крестьян и, взяв благословение отца, отправился в заветное странствование по святым обителям, дабы под их кровом найти упокоение своей душе.
Около десяти лет продлилась его странническая жизнь, а затем он поселился в приморском городе Таганроге, где, забыв свое дворянское происхождение, говорил на простонародном малороссийском наречии, жил в землянке. Тяжелыми работами в порту и неустанной молитвой он очистил душу и тело от всего страстного и греховного, на нем явно почила благодать Божия, и он многим светил своей праведной жизнью, и невольно люди, под впечатлением его речей и дел, глубже вдумывались в смысл жизни и вспоминали о Небесном Отечестве. Они стали идти к нему за советами и утешением.
Придя в преклонные лета, он оставил тяжелые труды в порту и поселился в маленьком доме, молясь непрестанно Богу и служа людям. Каждый день с первым ударом церковного колокола он отправлялся в собор, молился за Литургией, поправлял лампады, для чего носил с собою маленькую скамеечку, а на плечах белое полотенце, которым вытирал святые иконы. Из храма блаженный Павел, по обыкновению, шел по базару. Увешанный двумя белыми холщовыми сумками, с палкой в руках, он обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями и утешениями. Торговцы подавали ему милостыню, но от некоторых он не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою. Ночи же, как и прежде, проводил в усердной, с коленопреклонением, молитве. Иисусова молитва никогда не сходила с его уст; учил он и всех приходящих к нему творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келью. Павел Павлович любил храмы и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи, елей и прочее. Он учил быть верными в малом, прививал любовь к святыне церковной и переносил это благоговейное отношение на предметы, освящающие жизнь человека в миру: просфоры, ладан, свечи.
Простой народ нашел в блаженном великого в добродетелях святого старца. Утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, блаженный Павел был как бы светильником на земле, сияющим добрыми делами. Он получил от Господа дар исцеления и прозорливости. И люди шли к нему со своими скорбями, бедами и вопросами. Многие приходили к блаженному и молили его дозволить остаться у него, дабы исполнились на них слова псалмопевца: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: и со избранным избран будеши» (Пс.17:26-27). И некоторых он оставлял пожить у себя как бы на послушании.
Принеся в жертву Богу свои имения, блаженный Павел часто жертвовал ради Христа плодами дворянского воспитания и образованности, и под личиной напускной грубости искусно скрывал возвышенную и благородную свою душу. Случится прийти к блаженному Павлу какому-нибудь посетителю, имеющему нераскаянные грехи, — блаженный, не смущая пришедшего грубым откровением его тайн, притворно обрушивается на кого-нибудь из своих послушников: ругает, бранит, грозит палкой, при этом называя грехи посетителя, дабы подвигнуть того к покаянию. Послушник же кротко терпит и только повторяет: «Простите, батюшка, виноват».
Силою благодати Божией блаженный ясно видел и душу человека, и его будущее. Своему духовнику, иеромонаху Дамиану, он предсказал: «Ты будешь велыкый человек, такий, шо болыний буть не може», — и пророческие слова эти действительно исполнились в жизни отца Дамиана: в 1897 году он поставлен был патриархом Святого Града Иерусалима.
Приближаясь к концу своей земной жизни, блаженный все более ослабевал телесными силами, но святая душа его попрежнему пламенела любовью к Богу и ближним. Как и другим великим угодникам Божиим, Господь открыл ему день и час его кончины. Накануне он велел написать письмо своим близким с просьбой быть на его похоронах.
Скончался 10 марта 1879 года. Вечером он сделался крайне слаб и, приобщившись Святых Христовых Тайн от своего духовника отца Дамиана, предал свою праведную душу Богу. В момент кончины все предстоящие видели, что лицо угодника Божия просияло великой радостью, с благодатной головы его по всему телу до самых ног прошла как бы желтоватая тень, и после этого тело сделалось белое, подобно снегу. Все, видевшие это знамение благодати Божией над блаженным Павлом, умилились сердцем и прославили Бога за такую Его милость.
Местное прославление святого совершилось в воскресенье 20 июня 1999 года в городе Таганроге.
…
Примечания:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-taganrogskij
☦️
Собор святых Ивановской митрополии:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-svjatyh-ivanovskoj-mitropolii