☀️ неподвижный годовой круг:
• 13 июня (31 мая)
• ап. Е́рма (Е́рмия) (I)
• мч. Е́рмия Команского (II)
• мч. Филосо́фа Александрийского (III)
• сщмч. Филосо́фа (Орнатского), мчч. Бориса, Николая (1918) 📚


☦️
Апостол от 70-ти Ерм (Е́рмий), епископ Далматский.
Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января).
Апостол Ерм был епископом в Далматии (известен также еще один апостол от 70 по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском городе Филиппополе).

Св. апостол Ермий в Послании к Римлянам упоминается с Ермой в одном и том же стихе (Рим.16:14) во всех изданиях Нового Завета (греч. славян., латин. и др.). „Следовательно, этот св. Ермий совершенно отличное лицо от ап. Ерма, предполагаемого автора книги “Пастырь” Ασπασατε τον Ασυγκριτον,.. τον Ερμαν… τον Ερμην… Таким образом Ерм (Ερμας) отличается от Ермия (Ερμης) в греч. тексте послания к Римлянам; в Вульгате: Solutate Asyncritum… Hermain… Hermеn., также Ерм и Ермий два отдельных лица. В славянской Четьи Минее св. Димитрия под 4 января сказано: „Ермий святый, иже в той же (Римской) епистолии воспоминается и в 2 послании к Тимофею (2Тим.4:10), куда по словам ап. Павла отправился Тит, его сотрудник. Никаких определенных сведений не сохранилось о просветительной деятельности св. ап. Ермия в Далматии, кроме общих выражений в службе ему (8 апр.), как то, что он был наставником Далмации и что находившихся в этой стране в языческой тьме (ночи) он просветил, совершив исцеления и творя знамения великия (8 песнь канона). Из греч. Синаксаря видно, что Ермий после многих трудов и скорбей скончался мирно (апр. 267 стр.). С именем Ермия сохранилось с древних времен (2 или 3 века) небольшое на греческом языке сочинение под названием: “Обличение языческих философов”. Кто был Ермий, написавший это сочинение, где и в какое время он жил, нет никаких достоверных сведений, но так как в христианском мире с именем Ермия известен ап. Ермий, то некоторые и приписывают ему (ап. Ермию) это сочинение, но без всяких оснований» (подробнее см. у apxиеп. Димитрия, вып. 2-й, стр. 180–194).

Примечания:
1. В Четьи Минеи греческой и славянской под 4 числом ноября положена память святого Никандра, епископа Мирскаго (Νικανδρου επισκοπου Μυρων) и пресвитера Ермея (και Ερμιου πρεσβυτερου) которых посвятил в священный сан ап. Тит. Св. Димитрий Ростовский под 4 ноября излагает кратко жизнь и страдания св. епископа Никандра и пресвитера Ермея (Ермия) и говорит, что “сии святи верою просвещени и на священнодействия поставлени быша от св. ап. Тита” (ст. 36); Но св. Ермия (или Ермея) пресвитера, воспоминаемого 4 ноября, не следует смешивать ни с Ермою (Ερμας 5 ноября) ни с Ермием (Ερμης 8 апреля), и имя его на греческом языке Ερμαιος (а не Ερμας или Ερμης) по различию их имен, а отчасти по времени их жизни. Ап. Ерм и Ермий, как в службе (8 апр.), представляются последователями Иисуса Христа, выдающимися членами Римской церкви еще в 59–60 г., когда написано Послание ап. Павлом к Римлянам, а св. Ермей (Ермий) 4 ноября представляется язычником, обращенным ап. Титом, который, как видно из 2 Послания к Тимофею – отправился в Далмацию, уже пред смертью ап. Павла (66–67); к тому же в житии пресвитера Ермея ни на греческом, ни на славянском языках нет упоминания о Далмации, а потому мнение, что ап. Ермий, епископ Далмации, был одно лицо с пресвитером Ермием, несправедливо; вероятно, этот последний был пресвитером Мирской Церкви, где епископствовал св. Никандр, с которым он и пострадал. Есть еще и четвертый Ермий, память коего в один день (31 мая) с ап. Ермою (или, по некоторым данным, Ермием), а потому некоторые этого последнего считают за одно лицо или с ап. Ермою (писателем “Пастыря”), или ап. Ермием. Но св. муч. Ермий был воин, пострадал за имя Христово в глубокой старости при императоре Антонине (в 166 г. по Р. X.).

☦️
Мученик Е́рмий Команский.
Свя­той му­че­ник Ер­мий по­стра­дал за Хри­ста в го­ро­де Ко­ма­ны зо вре­мя го­не­ний при им­пе­ра­то­ре Ан­то­нине Пии (138–161). Пра­ви­тель Се­ва­сти­ан, при­быв­ший в Кап­па­до­кию для ис­пол­не­ния при­ка­за о пре­сле­до­ва­нии хри­сти­ан, пред­ло­жил свя­то­му при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, обе­щая за это по­че­сти и ми­лость им­пе­ра­то­ра. Но убе­лен­ный се­ди­на­ми во­ин му­же­ствен­но ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста. По­сле дол­гих уго­во­ров пра­ви­тель по­ве­лел му­чить свя­то­го. Его би­ли по ли­цу так, что со­дра­ли с ли­ца ко­жу, а по­том бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь. Ко­гда через 3 дня печь от­кры­ли, му­че­ник Ер­мий вы­шел из нее невре­ди­мым. Пра­ви­тель Се­ва­сти­ан при­ка­зал волх­ву отра­вить свя­то­го Ер­мия ядом. Отрав­лен­ное пи­тье не при­нес­ло свя­то­му ни­ка­ко­го вре­да. Так же и вто­рой ку­бок с силь­ней­шим ядом не умерт­вил му­че­ни­ка. Волхв уве­ро­вал, при­нес по­ка­я­ние Хри­сту Спа­си­те­лю и был немед­лен­но обез­глав­лен, кре­стив­шись соб­ствен­ной кро­вью и вос­при­няв му­че­ни­че­ский ве­нец. А свя­той Ер­мий был пре­дан еще бо­лее же­сто­ким му­кам: из него вы­тя­ги­ва­ли жи­лы, бро­са­ли в ки­пя­щее оло­во, вы­ко­ло­ли гла­за, но он сми­рен­но бла­го­да­рил Гос­по­да Иису­са Хри­ста. По­том му­че­ни­ка Ер­мия по­ве­си­ли го­ло­вой вниз. Три дня ви­сел он в та­ком по­ло­же­нии. Лю­ди, по­слан­ные пра­ви­те­лем удо­сто­ве­рить­ся в смер­ти му­че­ни­ца, на­шли его жи­вым. По­ра­жен­ные чу­дом, они ослеп­ли от ужа­са и на­ча­ли взы­вать к свя­то­му, чтобы он по­мог им. Свя­той му­че­ник ве­лел по­дой­ти ослеп­шим к нему, воз­ло­жил на них ру­ки и ис­це­лил Име­нем Иису­са Хри­ста. В яро­сти пра­ви­тель при­ка­зал со­драть с те­ла свя­то­го всю ко­жу, но стра­сто­тер­пец по-преж­не­му оста­вал­ся жи­вым. То­гда обе­зу­мев­ший Се­ва­сти­ан соб­ствен­но­руч­но от­ре­зал ему го­ло­ву но­жом. Хри­сти­ане тай­но по­греб­ли те­ло му­че­ни­ка Ер­мия, от свя­тых мо­щей ко­то­ро­го по­да­ва­лись мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ermij-komanskij

☦️
Мученик Филосо́ф Александрийский.
Свя­той му­че­ник Фило­соф по­стра­дал за Хри­ста в Алек­сан­дрии в го­не­ние им­пе­ра­то­ра Де­кия (249–251). Юно­шу при­нуж­да­ли от­речь­ся от Хри­ста, но он оста­вал­ся непо­ко­ле­би­мым. То­гда му­чи­те­ли ре­ши­ли скло­нить его ко гре­ху. Свя­то­го при­ве­ли в цве­ту­щий сад и свя­зан­но­го оста­ви­ли на­едине с рас­пут­ной жен­щи­ной. Чтобы не под­дать­ся гре­ху, свя­той от­ку­сил се­бе язык и этой страш­ной бо­лью огра­дил се­бя от плот­ской стра­сти. Он вы­плю­нул окро­вав­лен­ный язык в ли­цо блуд­ни­цы. Па­ла­чи, ви­дя му­же­ство и бес­стра­шие му­че­ни­ка, от­ру­би­ли свя­то­му ме­чом го­ло­ву.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/471

☦️
Священномученик Филосо́ф Орнатский, пресвитер и сыновья его, мученики Бори́с и Николай.
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Фило­соф Ни­ко­ла­е­вич Ор­нат­ский ро­дил­ся 21 мая 1860 го­да на по­го­сте Но­вая Ер­га Че­ре­по­вец­ко­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. Один из его бра­тьев был же­нат на пле­мян­ни­це свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го. Обу­чал­ся Фило­соф сна­ча­ла в Ки­рил­лов­ском Ду­хов­ном учи­ли­ще, а за­тем в Нов­го­род­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. В 1885 го­ду он со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия окон­чил Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. Ле­том 1885 го­да Фило­соф всту­пил в брак с Еле­ной За­озер­ской, до­че­рью быв­ше­го ипо­ди­а­ко­на мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра, и вско­ре при­нял свя­щен­ство. Пер­во­на­чаль­но ба­тюш­ка слу­жил на­сто­я­те­лем в хра­ме при­ю­та Прин­ца Оль­ден­бург­ско­го, где до это­го пре­по­да­вал За­кон Бо­жий.
С 1892 по 1912 го­ды он слу­жит на­сто­я­те­лем хра­ма при Экс­пе­ди­ции за­го­тов­ле­ния го­судар­ствен­ных бу­маг. Два­дцать шесть лет он яв­лял­ся пред­се­да­те­лем «Об­ще­ства рас­про­стра­не­ния ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния в ду­хе Пра­во­слав­ной Церк­ви», успеш­но про­ти­во­дей­ствуя ан­ти­цер­ков­ным те­че­ни­ям.
В 1893 го­ду Фило­соф был из­бран глас­ным Санкт-Пе­тер­бург­ской го­род­ской Ду­мы от ду­хо­вен­ства и нёс свои пол­но­мо­чия до 1917 го­да. Он при­ни­мал уча­стие в устрой­стве в го­ро­де ноч­леж­ных до­мов, си­рот­ских при­ютов, бо­га­де­лен, его ста­ра­ни­я­ми в Санкт-Пе­тер­бур­ге и окрест­но­стях бы­ло воз­ве­де­но 12 хра­мов, са­мый боль­шой из них — храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва у Вар­шав­ско­го вок­за­ла. Кро­ме то­го, мож­но на­звать церк­ви Пет­ра и Пав­ла в Лес­ном, пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го на Но­во­сив­ков­ской ули­це, пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го за Нарв­ской за­ста­вой, Пред­те­чен­ский храм на Вы­борж­ской сто­роне, Ге­ра­си­мов­скую цер­ковь, Ис­и­до­ро-Юрьев­ский храм.
Сам ба­тюш­ка, имея боль­шую се­мью (у него бы­ло де­сять де­тей), жил очень скром­но. Всё мно­же­ство об­ще­ствен­ных зва­ний и долж­но­стей, ко­то­рые он нёс во сла­ву Бо­жию, средств к су­ще­ство­ва­нию не при­но­си­ли. Через его ру­ки, как Пред­се­да­те­ля ко­ми­те­тов по стро­и­тель­ству хра­мов, про­хо­ди­ли огром­ные сум­мы де­нег, а он да­вал част­ные уро­ки, чтобы про­кор­мить се­мью.
Из­ве­стен был ба­тюш­ка и как ре­дак­тор и цен­зор та­ких сто­лич­ных ду­хов­ных жур­на­лов как «Санкт-Пе­тер­бург­ский Ду­хов­ный Вест­ник» (из­да­вал­ся с 1894 го­да), «От­дых хри­сти­а­ни­на» (с 1901 го­да), «Пра­во­слав­но-Рус­ское сло­во» (с 1902 го­да).
Отец Фило­соф был од­ним из бли­жай­ших спо­движ­ни­ков свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Пет­ро­град­ско­го и Гдов­ско­го Ве­ни­а­ми­на (Ка­зан­ско­го) ко­то­ро­го, в быт­ность то­го сту­ден­том Ду­хов­ной Ака­де­мии, ба­тюш­ка ак­тив­но при­вле­кал к про­по­вед­ни­че­ской де­я­тель­но­сти в ра­бо­чей сре­де Санкт-Пе­тер­бур­га. Узы ду­хов­ной друж­бы свя­зы­ва­ли его и со Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном.
По­чти два­дцать лет отец Фило­соф яв­лял­ся ду­хов­ным сы­ном свя­то­го пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штадт­ско­го, ко­то­рый ча­сто бы­вал у него до­ма и бла­го­слов­лял все его на­чи­на­ния во бла­го Церк­ви. Свя­той пас­тырь до­ве­рил от­цу Фило­со­фу быть по­сред­ни­ком в сво­ей пе­ре­пис­ке со Свя­ти­те­лем Фе­о­фа­ном, Вы­шен­ским за­твор­ни­ком.
В 1913 го­ду ба­тюш­ка был на­зна­чен на долж­ность на­сто­я­те­ля Ка­зан­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Во вре­мя 1-й Ми­ро­вой вой­ны отец Фило­соф от­дал свою квар­ти­ру под ла­за­рет для ра­не­ных во­и­нов, а сам с се­мьёй пе­ре­ехал в неболь­шое ка­зён­ное по­ме­ще­ние. Неод­но­крат­но и сам он вы­ез­жал рай­о­ны бо­е­вых дей­ствий, со­про­вож­дая транс­пор­ты с необ­хо­ди­мы­ми во­и­нам ве­ща­ми и про­дук­та­ми, стре­мясь все­ми си­ла­ми вдох­но­вить и под­дер­жать за­щит­ни­ков Оте­че­ства.
Его сын Ни­ко­лай (ро­дил­ся в 1886 го­ду) — во­ен­ный врач, на­хо­дил­ся в со­ста­ве 9-й Рус­ской Ар­мии; сын, Бо­рис (ро­дил­ся в 1887 го­ду), штабс-ка­пи­тан 23-й ар­тил­ле­рий­ской брига­ды, за­кон­чив­ший Кон­стан­ти­нов­ское ар­тил­ле­рий­ское учи­ли­ще, ге­рой­ски сра­жал­ся на Ав­ст­ро-Вен­гер­ском фрон­те. Про­по­вед­ни­че­ский дар ба­тюш­ки при­вле­кал ис­кав­ших жи­во­го сло­ва и он не раз при­зы­вал свою паст­ву не при­ни­мать раз­ла­га­ю­щих идей боль­ше­виз­ма, по­ни­мая, что Пра­во­сла­вие яв­ля­ет­ся ос­но­вой рус­ской род­ной жиз­ни, ба­тюш­ка при­зы­вал ин­тел­ли­ген­цию знать это: «На­шей ин­тел­ли­ген­ции на­до стать рус­скою», — не уста­вал по­вто­рять он.
На его гла­зах во вре­мя ре­во­лю­ции был рас­стре­лян муж сест­ры его же­ны, свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Пётр Ски­пет­ров (па­мять 20 ян­ва­ря). Ба­тюш­ка при его от­пе­ва­нии про­из­нёс про­по­ведь, бес­страш­но об­ли­чив боль­ше­ви­ков. Неод­но­крат­но вы­сту­пал он пе­ред паст­вой с при­зы­ва­ми к объ­еди­не­нию ру­си­чей во­круг хра­мов для за­щи­ты свя­тынь сво­ей зем­ли. В ян­ва­ре 1918 го­да, ко­гда в Лав­ре был убит отец Пётр Ски­пет­ров, ба­тюш­ка ор­га­ни­зо­вал за­щи­ту свя­тынь Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры, устро­ив к ней крест­ные хо­ды со всех хра­мов сто­ли­цы.
9 ав­гу­ста 1918 го­да его вме­сте с дву­мя стар­ши­ми сы­но­вья­ми, Ни­ко­ла­ем и Бо­ри­сом, аре­сто­ва­ли. Во вре­мя аре­ста он был со­вер­шен­но невоз­му­тим и спо­ко­ен. При­хо­жане со­бра­лись в мно­го­ты­сяч­ную тол­пу и шли по Нев­ско­му про­спек­ту на Го­ро­хо­вую в Ч. К., тре­буя осво­бо­дить сво­е­го пас­ты­ря. Де­ле­га­цию ве­ру­ю­щих че­ки­сты при­ня­ли, ко­вар­но обе­щая вы­пол­нить их тре­бо­ва­ния. Но в ту же ночь (пред­по­ло­жи­тель­но на 20 июля 1918 го­да) ба­тюш­ку пе­ре­вез­ли в тюрь­му го­ро­да Крон­штадт. Пред­по­ло­жи­тель­но око­ло 30 ок­тяб­ря 1918 го­да вме­сте с сы­но­вья­ми и дру­ги­ми 30 за­клю­чён­ны­ми офи­це­ра­ми от­ца Фило­со­фа по­вез­ли на рас­стрел. По до­ро­ге ба­тюш­ка чи­тал вслух от­ход­ную над при­го­во­рён­ны­ми. Ме­сто каз­ни на­хо­ди­лось, по од­ним пред­по­ло­же­ни­ям в Крон­штад­те, по дру­гим — непо­да­лё­ку от Фин­ско­го за­ли­ва меж­ду Ли­го­во и Ора­ниен­ба­у­мом. Те­ла рас­стре­лян­ных, по-ви­ди­мо­му, бы­ли сбро­ше­ны в за­лив.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-filosof-ornatskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornatskij/
• Надгробная речь при погребении о. Иоанна Кронштадтского, произнесенная в соборе Иоанновского монастыря в С.-Петербурге
• Саровские поучения
• Слово о Кресте в неделю Крестопоклонную
• Учение Шлейермахера о религии
• Ответ на «Пашковские вопросы»


Жития
Писание