☀️ неподвижный годовой круг:
• 11 мая (28 апреля)
• апп. от 70-ти Иасо́на, Сосипа́тра, мц. Керки́ры и др. (I)
• мчч. Сато́рния, Иакисхо́ла, Фавстиа́на, Ианнуа́рия, Марса́лия, Евфра́сия, Ма́ммия, Му́рина, Зино́на, Евсе́вия, Нео́на, Виталия (ок. 63)
• мчч. Да́ды, Макси́ма, Квинтилиа́на (286)
• свт. Кирилла Ту́ровского (1183) 📚
• мц. Анны (Шашкиной) (1940)


☦️
Апостол от 70-ти Иасо́н Тарсийский, Керкирский, епископ.
Апостол от 70-ти Сосипа́тр Иконийский, Керкирский, епископ
Мученица Керки́ра Керкирская, дева.
Мученики Сато́рний, Иакисхо́л, Фавстиа́н, Ианнуа́рий, Марса́лий, Евфра́сий, Ма́ммий, Му́рин, Зино́н, Евсе́вий, Нео́н и Вита́лий.

Апо­стол Иа­сон про­ис­хо­дил из Тар­са (Ма­лая Азия). Он был пер­вым хри­сти­а­ни­ном в го­ро­де. Апо­стол Со­си­патр был ро­дом из Аха­ии. Оба они ста­ли уче­ни­ка­ми апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый да­же на­звал их сво­и­ми «срод­ни­ка­ми» (Рим.16,21). Свя­той Иа­сон был по­став­лен епи­ско­пом в род­ном го­ро­де Тар­се, а свя­той Со­си­патр – в Ико­нии. С еван­гель­ской про­по­ве­дью они от­пра­ви­лись на за­пад и в 63 го­ду до­стиг­ли ост­ро­ва Кер­ки­ры в Иони­че­ском мо­ре близ Гре­ции.
Там они по­стро­и­ли цер­ковь во имя пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на и мно­гих кре­сти­ли. Пра­ви­тель ост­ро­ва узнал об этом и за­клю­чил их в тем­ни­цу, где си­де­ли семь раз­бой­ни­ков: Са­тор­ний, Иа­кис­хол, Фав­сти­ан, Иан­ну­а­рий, Мар­са­лий, Ев­фра­сий и Мам­мий. Апо­сто­лы об­ра­ти­ли их ко Хри­сту. За ис­по­ве­да­ние Хри­ста семь уз­ни­ков му­че­ни­че­ски скон­ча­лись в кот­ле с рас­топ­лен­ной смо­лой, се­рой и вос­ком.
Тю­рем­ный сто­рож, ви­дя их му­че­ни­че­ский по­двиг, объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном. За это ему от­ру­би­ли ле­вую ру­ку, по­том обе но­ги и за­тем го­ло­ву. Апо­сто­лов Иа­со­на и Со­си­па­тра пра­ви­тель при­ка­зал бить кну­том и сно­ва за­клю­чить в тюрь­му.
Ко­гда дочь пра­ви­те­ля, де­ви­ца Кер­ки­ра, узна­ла, как му­че­ни­ки стра­да­ют за Хри­ста, она объ­яви­ла се­бя хри­сти­ан­кой и раз­да­ла все свои укра­ше­ния ни­щим. Взбе­шен­ный пра­ви­тель пы­тал­ся уго­во­рить дочь от­речь­ся от Хри­ста, но свя­тая Кер­ки­ра твер­до сто­я­ла и про­тив уго­во­ров, и про­тив угроз. То­гда озлоб­лен­ный отец при­ду­мал ужас­ное на­ка­за­ние до­че­ри: он при­ка­зал по­ме­стить ее в от­дель­ной тем­ни­це и впу­стить к ней раз­бой­ни­ка и блуд­ни­ка Му­ри­на, чтобы тот обес­че­стил неве­сту Хри­сто­ву.
Но ко­гда раз­бой­ник по­до­шел к две­ри тюрь­мы, на него на­пал мед­ведь. Свя­тая Кер­ки­ра услы­ша­ла шум и име­нем Хри­сто­вым ото­гна­ла зве­ря, а за­тем мо­лит­вой ис­це­ли­ла ра­ны Му­ри­на. По­сле это­го свя­тая Кер­ки­ра про­све­ти­ла его Хри­сто­вой ве­рой, свя­той Му­рин объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном и тут же был каз­нен.
Пра­ви­тель при­ка­зал под­жечь тюрь­му, но свя­тая де­ви­ца оста­лась жи­ва. То­гда по при­ка­зу злоб­ству­ю­ще­го от­ца она бы­ла по­ве­ше­на на де­ре­во, уду­ше­на ед­ким ды­мом и рас­стре­ля­на стре­ла­ми. По­сле ее кон­чи­ны пра­ви­тель ре­шил каз­нить всех хри­сти­ан на ост­ро­ве Кер­ки­ре. Му­че­ни­ки Зи­нон, Ев­се­вий, Неон и Ви­та­лий, про­све­щен­ные апо­сто­ла­ми Иа­со­ном и Со­си­па­тром, бы­ли со­жже­ны.
Жи­те­ли Кер­ки­ры, спа­са­ясь от го­не­ния, пе­ре­пра­ви­лись на со­сед­ний ост­ров. Пра­ви­тель с от­ря­дом во­и­нов по­плыл, но был по­гло­щен вол­на­ми. Сме­нив­ший его пра­ви­тель при­ка­зал бро­сить апо­сто­лов Иа­со­на и Со­си­па­тра в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой, но ко­гда уви­дел их невре­ди­мы­ми, со сле­за­ми вос­клик­нул: «Бо­же Иа­со­нов и Со­си­па­тров, по­ми­луй ме­ня!»
Осво­бож­ден­ные апо­сто­лы кре­сти­ли пра­ви­те­ля и да­ли ему имя Се­ва­сти­ан. С его по­мо­щью апо­сто­лы Иа­сон и Со­си­патр по­стро­и­ли на ост­ро­ве несколь­ко церк­вей и, до­жив там до глу­бо­кой ста­ро­сти, сво­ей го­ря­чей про­по­ве­дью при­умно­жи­ли ста­до Хри­сто­во.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/377

☦️
Мученики Да́да, Макси́м и Квинтилиа́н.
Свя­тые му­че­ни­ки Да­да, Мак­сим и Квин­ти­ли­ан по­стра­да­ли при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305), ко­гда вы­шло по­ве­ле­ние при­но­сить на тор­же­ствен­ных празд­не­ствах жерт­вы язы­че­ским бо­гам, а хри­сти­ан пре­да­вать смер­ти.
На­мест­ни­ки им­пе­ра­то­ра Тарк­ви­ний и Га­ви­ний в го­ро­де До­ро­сто­ле устро­и­ли пыш­ное тор­же­ство, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли жи­те­ли не толь­ко го­ро­да, но и окрест­ных сёл.
Ко­гда празд­не­ство за­кон­чи­лось, кто-то до­нес им­пе­ра­то­ру, что три бра­та – Да­да, Мак­сим и Квин­ти­ли­ан – не под­чи­ни­лись при­ка­зу им­пе­ра­то­ра и ушли к се­бе в де­рев­ню Озо­вию. За ни­ми бы­ли по­сла­ны во­и­ны, ко­то­рые за­ста­ли свя­тых бра­тьев за мо­лит­вой и от­ве­ли их на суд.
Пра­ви­те­ли до­про­си­ли бра­тьев, ко­то­рые ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми. То­гда Тарк­ви­ний пред­ло­жил свя­то­му Мак­си­му стать жре­цом бо­га Зев­са. Но тот на­звал Зев­са сквер­ным пре­лю­бо­де­ем и сно­ва ис­по­ве­дал Ис­тин­но­го Бо­га.
Тарк­ви­ний пы­тал­ся уго­во­рить свя­тых Да­ду и Квин­ти­ли­а­на. Они ска­за­ли, что их брат Мак­сим хо­ро­шо зна­ет Свя­щен­ное Пи­са­ние, и они во всем сле­ду­ют ему. Му­че­ни­ков от­пра­ви­ли в тем­ни­цу, но и там они по­мыш­ля­ли толь­ко о спа­се­нии сво­их душ. В пол­ночь, ко­гда свя­тые усну­ли, им явил­ся диа­вол, опол­чив­ший­ся на них с ору­жи­ем. Но ко­гда му­че­ни­ки просну­лись, они уви­де­ли Ан­ге­ла, ко­то­рый ска­зал: «Не бой­тесь. Бог, ва­ша на­деж­да, при­мет вас к Се­бе. Он неда­ле­ко от вас и по­мо­жет вам». На­ут­ро Тарк­ви­ний ска­зал бра­тьям, что бо­ги объ­яви­ли ему во сне свою во­лю: пре­дать их смер­ти, ес­ли они не при­не­сут жерт­вы. Му­че­ни­ки от­ве­ти­ли, что им Гос­подь при­ка­зал пре­тер­петь му­че­ния за Его Свя­тое Имя.
Несколь­ко дней пыт­ки и до­про­сы про­дол­жа­лись непре­рыв­но с утра до ве­че­ра. На­ко­нец му­че­ни­кам вы­нес­ли смерт­ный при­го­вор, от­ве­ли под стра­жей в их де­рев­ню и там усек­ли ме­чом († 286).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/378

☦️
Святитель Кирилл Ту́ровский, епископ.
Свя­ти­тель Ки­рилл, епи­скоп Ту­ров­ский, ро­дил­ся в 30-х го­дах XII ве­ка в го­ро­де Ту­ро­ве на ре­ке При­пя­ти у бо­га­тых ро­ди­те­лей.
С ма­лых лет свя­той Ки­рилл с усер­ди­ем чи­тал свя­щен­ные кни­ги и до­стиг глу­бо­ко­го по­ни­ма­ния их. Он учил­ся не толь­ко у рус­ских, но и у гре­ков. В зре­лом воз­расте свя­той Ки­рилл от­ка­зал­ся от на­след­ства и при­нял по­стриг в Ту­ров­ском Бо­ри­со­глеб­ском мо­на­сты­ре. Он мно­го под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве и учил ино­ков пол­но­му по­слу­ша­нию игу­ме­ну: инок, ко­то­рый не на­хо­дит­ся в по­слу­ша­нии у игу­ме­на, не ис­пол­ня­ет сво­е­го обе­та и по­то­му не мо­жет спа­стись.
Со­хра­ни­лось три со­чи­не­ния свя­то­го Ки­рил­ла об ино­че­ской жиз­ни, од­но из ко­то­рых – «Ска­за­ние о чер­но­риз­ском чине от Вет­хо­го За­ко­на и от Но­во­го» – мо­жет быть от­не­се­но ко вре­ме­ни пре­бы­ва­ния его в мо­на­сты­ре.
Через неко­то­рое вре­мя свя­той Ки­рилл уда­лил­ся в за­твор на столп, где еще бо­лее уси­лил по­дви­ги и «мно­га Бо­же­ствен­на Пи­са­ния из­ло­жи». Мно­гие об­ра­ща­лись к нему за со­ве­том в ду­хов­ной жиз­ни.
Свя­тость жиз­ни и вы­со­кая про­све­щен­ность свя­то­го Ки­рил­ла об­ра­ти­ли на него все­об­щее вни­ма­ние, и его из­бра­ли на Ту­ров­скую ка­фед­ру. В 1169 го­ду свя­ти­тель Ки­рилл при­ни­мал уча­стие в со­бо­ре, осу­див­шем епи­ско­па Фе­о­до­ра, ко­то­рый за­нял Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­скую ка­фед­ру и пы­тал­ся от­де­лить­ся от Ки­ев­ской мит­ро­по­лии. Свя­ти­тель Ки­рилл об­ли­чил ересь Фе­о­до­ра и со­ста­вил мно­го по­сла­ний к свя­то­му кня­зю Ан­дрею Бо­го­люб­ско­му (па­мять 4 июля), в ко­то­рых по­учал его и на­став­лял по по­во­ду цер­ков­ных нестро­е­ний в Ро­стов­ской зем­ле.
По люб­ви к уеди­не­нию свя­ти­тель Ки­рилл оста­вил ка­фед­ру (до 1182 го­да, под ко­то­рым упо­ми­на­ет­ся уже епи­скоп Ту­ров­ский Лав­рен­тий) и пол­но­стью по­свя­тил се­бя пи­са­нию ду­хов­ных со­чи­не­ний. Он со­ста­вил, ве­ро­ят­но, сло­ва на весь го­дич­ный круг Гос­под­ских празд­ни­ков, но не все они со­хра­ни­лись. По­уче­ния свя­ти­те­ля Ки­рил­ла по­ме­ща­лись в сбор­ни­ках на­ря­ду с древни­ми свя­то­оте­че­ски­ми тво­ре­ни­я­ми.
Скон­чал­ся свя­ти­тель Ки­рилл 28 ап­ре­ля око­ло 1183 го­да. От совре­мен­ни­ков он по­лу­чил име­но­ва­ние рус­ско­го Зла­то­уста. Сам свя­ти­тель о се­бе сми­рен­но го­во­рил: «Я не жнец, а со­би­раю ко­ло­сья; я не ху­дож­ник в книж­ных де­лах», – все­гда, од­на­ко, со­зна­вая вы­со­ту свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния, на ко­то­рое по­ста­вил его Гос­подь: «Ес­ли бы го­во­рил я от се­бя, вы де­ла­ли бы хо­ро­шо, не при­хо­дя в храм. Но я воз­ве­щаю вам Сло­во Гос­по­да, чи­таю вам гра­мо­ту Хри­сто­ву… Я раз­даю сло­ва Бо­жии, луч­шие зо­ло­та и до­ро­гих ка­ме­ньев, бо­лее слад­кие, чем мед и сот, и вы ли­ша­е­тесь их, не при­хо­дя в цер­ковь,.. но вас, при­хо­дя­щих, хва­лю и бла­го­слов­ляю».

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/379

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovskij/
• Молитвы в Неделю
• Молитвы в понедельник
• Молитвы во вторник
• Молитвы в среду
• Молитвы в четверг
• Молитвы в пятницу
• Молитвы в субботу
Притча о человеческой душе и теле
• Сказание о черноризском чине
• Послание к игумену Василию о схиме
• Слово в неделю Ваий
Слово на антипасху или в новую неделю по Пасхе
• Слово на Вознесение Господне, в четверг шестой недели по Пасхе
• Слово на Святую Пасху
• Слово на святых отец 318, от Святых книг, указание о Христе, Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского Собора
• Слово о бельцах и монашестве
• Слово о расслабленном
• Слово о слепце и о зависти жидов, от сказания Евангельского, в Неделю 5-ю по Пасхе
• Слово о снятии Тела Христова с Креста

☦️
Мученица А́нна Шашкина.
Му­че­ни­ца Ан­на ро­ди­лась 13 фев­ра­ля 1888 го­да в де­ревне Пи­га­с­ки­но По­ше­хон­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Шаш­ки­на. Окон­чив сель­скую шко­лу, Ан­на жи­ла вме­сте с ро­ди­те­ля­ми и со вре­ме­нем на­ме­ре­ва­лась по­сту­пить в мо­на­стырь. Она ча­сто ез­ди­ла в Пав­ло-Об­нор­ский мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся в Во­ло­год­ской гу­бер­нии, к его на­сто­я­те­лю ар­хи­манд­ри­ту Ни­ко­ну (Чул­ко­ву), к ко­то­ро­му за со­ве­том и мо­лит­вен­ной по­мо­щью об­ра­ща­лись то­гда мно­гие ищу­щие спа­се­ния; сре­ди них бы­ло мно­го жен­щин и де­виц, и отец Ни­кон впо­след­ствии ос­но­вал из них мо­на­ше­скую об­щи­ну в се­ле За­ха­ро­во, ко­то­рая из-за на­чав­ших­ся го­не­ний на Цер­ковь су­ще­ство­ва­ла сна­ча­ла под ви­дом сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ар­те­ли, а по­том ком­му­ны. Как рань­ше Пав­ло-Об­нор­ский мо­на­стырь, так те­перь, по­сле его за­кры­тия без­бож­ни­ка­ми, мо­на­ше­скую об­щи­ну в За­ха­ро­ве ста­ли по­се­щать ве­ру­ю­щие, встре­ча­ясь здесь с ар­хи­манд­ри­том Ни­ко­ном.
В се­ре­дине трид­ца­тых го­дов из ссы­лок и за­клю­че­ния ста­ли воз­вра­щать­ся свя­щен­ни­ки, аре­сто­ван­ные в 1929-1931 го­дах, и на­чи­на­ли вновь слу­жить в хра­мах; меж­ду тем об­нов­лен­цы, за­хва­тив­шие за это вре­мя при под­держ­ке вла­стей пра­во­слав­ные хра­мы, с тру­дом удер­жи­ва­ли их, не имея паст­вы. И то­гда они сно­ва при­зва­ли со­вет­скую власть и НКВД к со­дей­ствию в борь­бе про­тив Пра­во­слав­ной Церк­ви.
В на­ча­ле 1936 го­да об­нов­лен­цы го­ро­да По­ше­хо­нье-Во­ло­дар­ска пи­са­ли вла­стям: «В си­лу крайне ослож­нив­ших­ся об­сто­я­тельств… со сто­ро­ны ти­хо­нов­ской об­щи­ны при Успен­ской церк­ви го­ро­да По­ше­хо­нье-Во­ло­дар­ска, ка­ко­вые вы­ра­жа­ют­ся… в от­кры­той борь­бе с об­нов­лен­че­ской ори­ен­та­ци­ей… Они… от­кры­то по­ри­ца­ют храм, как ере­ти­че­ский…
У ти­хо­нов­цев очень ча­сто бы­ва­ют неле­галь­ные со­бра­ния. 7 ян­ва­ря 1936 го­да Смир­нов Алек­сей Ев­гра­фо­вич, как глав­ный ру­ко­во­ди­тель ти­хо­нов­ской об­щи­ны, ве­че­ром со­брал у се­бя го­стей, око­ло два­дца­ти пя­ти че­ло­век, в том чис­ле был Петр Бо­го­род­ский, игу­ме­ния Лео­ни­да, мно­го быв­ших мо­на­шек и дру­гие ли­ца, и окон­чил­ся этот пир да­ле­ко за пол­ночь. А по­че­му это не мо­жет быть неле­галь­ным со­бра­ни­ем? Ведь это неиз­вест­но нам, о чем они ве­ли бе­се­ду.
Кро­ме это­го, поль­зу­ясь при­ли­вом свя­точ­ных празд­неств, кле­ве­та и на­уш­ни­че­ство по­шли во все се­ла дан­но­го рай­о­на с при­зы­вом к… бой­ко­ти­ро­ва­нию все­ми си­ла­ми всех об­нов­лен­че­ских слу­жи­те­лей куль­та; со­вра­щая тем­ные си­лы ве­рой в свя­тость Бо­га лишь ти­хо­нов­щи­ны… близ­ко все это ви­дя, как гнез­до враж­ды и неле­галь­но­сти, про­сим вас пе­ре­дать нам наш храм, во из­бе­жа­ние по­след­ствий, а рав­но неже­ла­ние иметь та­ко­вых со­се­дей, где, кро­ме ре­ли­ги­оз­ных це­лей, пре­сле­ду­ют­ся остат­ки преж­них цар­ских при­вы­чек…
А по­се­му еще раз убе­ди­тель­но про­сим вас… во из­бе­жа­ние всех по­след­ствий не толь­ко за наш храм, а и рай­он, пре­сечь в корне раз­ви­тие это­го гнез­да неле­галь­но­сти и пе­ре­дать храм нам, об­нов­лен­цам».
В кон­це 1936 го­да, еще до по­лу­че­ния при­ка­за о мас­со­вых аре­стах, со­труд­ни­ки Яро­слав­ско­го НКВД при­сту­пи­ли к аре­стам ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих в об­ла­сти. 10 ян­ва­ря 1937 го­да Ан­ну Ва­си­льев­ну Шаш­ки­ну вы­зва­ли на до­прос, и сле­до­ва­тель спро­сил ее, прав­да ли, что она со­би­ра­ла под­пи­си жи­те­лей, же­лав­ших при­над­ле­жать к ти­хо­нов­ской об­щине. Ан­на Ва­си­льев­на объ­яс­ни­ла, что в 1935 го­ду умер сын ее бра­та, и при­ход­ской их свя­щен­ник Петр Бо­го­род­ский от­ка­зал­ся участ­во­вать в его по­гре­бе­нии, ука­зав, что жи­те­ли этой де­рев­ни не при­над­ле­жат к пра­во­слав­ной об­щине, и пусть они сна­ча­ла опре­де­лят­ся: в пра­во­слав­ный ли они бу­дут хо­дить храм или к об­нов­лен­цам; то­гда она взя­лась со­брать под­пи­си жи­те­лей – тех, кто счи­та­ет се­бя пра­во­слав­ны­ми.
– А вы к ка­кой ори­ен­та­ции при­над­ле­жи­те? – спро­сил ее сле­до­ва­тель.
– Я лич­но при­над­ле­жу к ти­хо­нов­ской ори­ен­та­ции.
– По­че­му же то­гда Бо­го­род­ский тре­бо­вал под­пи­сей за ти­хо­нов­скую об­щи­ну от всей ва­шей де­рев­ни?
– Я это­го по­яс­нить не мо­гу.
В сле­ду­ю­щий раз сле­до­ва­тель вы­звал Ан­ну Ва­си­льев­ну на до­прос 20 фев­ра­ля и стал уко­рять в за­пи­ра­тель­стве, меж­ду тем как из­вест­но, что она зна­ко­ма со ста­ро­стой хра­ма Алек­се­ем Ев­гра­фо­ви­чем Смир­но­вым, ко­то­рый да­вал ей чи­тать кни­гу Сер­гея Ни­лу­са «Про­то­ко­лы си­он­ских муд­ре­цов», и сле­до­ва­тель тут же на до­про­се предъ­явил эту кни­гу.
– По­че­му вы скры­ва­ли от след­ствия све­де­ния о кни­ге Ни­лу­са и контр­ре­во­лю­ци­он­ные рас­суж­де­ния по су­ще­ству ее со­дер­жа­ния?
– Я скры­ва­ла о кни­ге Ни­лу­са «Про­то­ко­лы си­он­ских муд­ре­цов» по­то­му, что не хо­те­ла вы­дать Смир­но­ва, ко­то­рый стро­го на­ка­зы­вал, чтобы мы ни­ко­гда ни­ко­му ни­че­го об этом не го­во­ри­ли.
– Зна­чит, вы зна­ли, что кни­га «Про­то­ко­лы си­он­ских муд­ре­цов» яв­ля­ет­ся контр­ре­во­лю­ци­он­ной кни­гой, по­это­му и скры­ва­ли зна­ком­ство с ней от след­ствия?
– Мне Смир­нов го­во­рил, что кни­га эта за­пре­щен­ная, но по­че­му, не ска­зал.
– В свя­зи с пе­ре­пи­сью на­се­ле­ния СССР, сре­ди на­се­ле­ния го­ро­да рас­про­стра­ня­лись контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи, ис­хо­дя­щие из со­дер­жа­ния кни­ги «Про­то­ко­лы си­он­ских муд­ре­цов» и ва­ших рас­суж­де­ний о при­хо­де ан­ти­хри­ста, о пе­ча­ти и так да­лее. Эти слу­хи рас­про­стра­ня­ли вы с це­лью сры­ва ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти по пе­ре­пи­си. Под­твер­жда­е­те вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю, ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных про­во­ка­ци­он­ных слу­хов я не рас­про­стра­ня­ла и об этих слу­хах ни­че­го не слы­ша­ла.
Вы­звав в сле­ду­ю­щий раз на до­прос Ан­ну Ва­си­льев­ну, сле­до­ва­тель стал до­би­вать­ся от нее, чтобы она ска­за­ла, как дав­но она слы­ша­ла об ар­хи­манд­ри­те Ни­коне и от ко­го, но она на этот во­прос от­ве­чать от­ка­за­лась.
4 мар­та 1937 го­да сле­до­ва­тель сно­ва вы­звал ее на до­прос и сно­ва стал спра­ши­вать об от­це Ни­коне: как дав­но и как близ­ко она бы­ла с ним зна­ко­ма, но и на этот раз она ни­че­го не от­ве­ти­ла, и в тот же день сле­до­ва­тель объ­явил ей, что она аре­сто­ва­на как по­до­зре­ва­е­мая.
18 мар­та сле­до­ва­тель сно­ва вы­звал Ан­ну Ва­си­льев­ну на до­прос и за­явил:
– Вам предъ­яв­ле­но по­ста­нов­ле­ние о при­вле­че­нии вас в ка­че­стве об­ви­ня­е­мой в пре­ступ­ле­нии, преду­смот­рен­ном ста­тьей 58-й. Об­сто­я­тель­ства пре­ступ­ле­ния из­ло­же­ны в под­пи­сан­ном ва­ми по­ста­нов­ле­нии. При­зна­е­те вы се­бя ви­нов­ной в этом?
– При­знаю, что со Смир­но­вым я связь име­ла, несколь­ко раз по­се­ща­ла его дом, а так­же ча­сто вме­сте хо­ди­ли в… цер­ковь. Кни­гу Сер­гея Ни­лу­са «Про­то­ко­лы си­он­ских муд­ре­цов» я у Смир­но­ва ви­де­ла, ее чи­та­ла Гуд­ко­ва, ко­то­рая мне рас­ска­зы­ва­ла ее со­дер­жа­ние, но контр­ре­во­лю­ци­он­ных слу­хов я сре­ди на­се­ле­ния не рас­про­стра­ня­ла. Ни­ка­ких во­про­сов о войне, о по­бе­де фа­шиз­ма, о вос­ста­нов­ле­нии в СССР ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го строя и так да­лее мы со Смир­но­вым и Гуд­ко­вой не об­суж­да­ли. Бо­го­род­ско­го я знаю как свя­щен­ни­ка, и, дей­стви­тель­но, по его за­да­нию я со­би­ра­ла под­пи­си за ти­хо­нов­скую цер­ковь, но ни­ко­го не за­пу­ги­ва­ла, под­пи­сы­ва­лись все доб­ро­воль­но… Ар­хи­манд­ри­та Пав­лов­ско­го мо­на­сты­ря Ни­ко­на я знаю. Бы­ва­ла несколь­ко раз у него в мо­на­сты­ре, ко­гда еще он был от­крыт. В 1924 го­ду Ни­кон был в го­ро­де По­ше­хо­нье-Во­ло­дар­ске, был в на­шем до­ме, а по­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря я с ним свя­зи не имею и где он, не знаю.
– Сколь­ко вре­ме­ни вы жи­ли в Ни­ко­нов­ской «ком­муне»?
– Я чле­ном Ни­ко­нов­ской «ком­му­ны» не со­сто­я­ла, но в «ком­муне» бы­ла несколь­ко раз.
– А за­чем вы «ком­му­ну» по­се­ща­ли?
На этот во­прос Ан­на Ва­си­льев­на от­ве­чать от­ка­за­лась.
– Вы зна­ли, что Ни­ко­нов­ская «ком­му­на», по су­ще­ству, бы­ла неле­галь­ным мо­на­сты­рем, ор­га­ни­зо­ван­ным для борь­бы с со­вет­ской вла­стью?
Ан­на Ва­си­льев­на и на этот во­прос от­ве­чать от­ка­за­лась.
– Ко­го вы по­се­ща­ли из чле­нов «ком­му­ны»?
– В «ком­муне» я оста­нав­ли­ва­лась у за­ве­ду­ю­щей, Ан­ны Алек­сан­дров­ны Со­ло­вье­вой.
– От­ку­да вам из­вест­на Со­ло­вье­ва?
– Со­ло­вье­ву я зна­ла через ее тет­ку, мо­на­хи­ню Та­и­сию. Кро­ме то­го, Со­ло­вье­ва, ко­гда бы­ва­ла в го­ро­де, оста­нав­ли­ва­лась у ме­ня.
– Имея связь с ру­ко­во­ди­тель­ни­цей «ком­му­ны», вы не мог­ли не знать це­лей и за­дач этой «ком­му­ны». След­ствие тре­бу­ет от вас от­кро­вен­ных по­ка­за­ний.
Ан­на Ва­си­льев­на от­ка­за­лась от­ве­чать на этот во­прос.
3 ап­ре­ля со­сто­ял­ся по­след­ний до­прос, во вре­мя ко­то­ро­го сле­до­ва­тель сно­ва по­пы­тал­ся узнать у Ан­ны Ва­си­льев­ны, что она зна­ет о ме­сте, где на­хо­дит­ся ар­хи­манд­рит Ни­кон.
– Свя­зи с ар­хи­манд­ри­том Ни­ко­ном я не имею и где он на­хо­дит­ся в на­сто­я­щее вре­мя, не знаю, – от­ве­ти­ла Ан­на Ва­си­льев­на.
– А за­чем и к ко­му вы ез­ди­ли осе­нью 1936 го­да в Ту­та­ев­ский рай­он?
– Осе­нью 1936 го­да я дей­стви­тель­но ез­ди­ла в… го­сти к сво­ей зна­ко­мой по име­ни Ев­до­кия… фа­ми­лию ее я не знаю. Бы­ла у нее три дня.
– А как вы зна­ко­мы с Ев­до­ки­ей?
– Я с Ев­до­ки­ей зна­ко­ма дав­но. Ко­гда рань­ше хо­ди­ла в Ту­та­ев, то оста­нав­ли­ва­лась у нее но­че­вать, и она, ко­гда бы­ва­ла в го­ро­де, то­же но­че­ва­ла у ме­ня.
– Как же вы не зна­е­те ее фа­ми­лии?
– Фа­ми­лии ее я дей­стви­тель­но не знаю, и не знаю, чем она за­ни­ма­ет­ся.
– Вы яв­но лже­те. Вы в Ту­та­ев­ский рай­он ез­ди­ли с це­лью по­се­ще­ния ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­на, скры­ва­ю­ще­го­ся от на­ка­за­ния и про­во­дя­ще­го ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту. Тре­бую от вас от­кро­вен­ных по­ка­за­ний.
– Нет, у ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­на я не бы­ла и где он скры­ва­ет­ся, не знаю.
– За что был рас­стре­лян ваш дя­дя, Алек­сандр Фе­до­ро­вич Шаш­кин, и си­дел его сын, Ва­си­лий Алек­сан­дро­вич Шаш­кин?
– Мой дя­дя, дей­стви­тель­но, в 1918 го­ду был рас­стре­лян, но за что, я не знаю. Так­же не знаю, за что си­дел его сын, до ре­во­лю­ции он был уряд­ни­ком.
15 ав­гу­ста 1937 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло Ан­ну Ва­си­льев­ну к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и она бы­ла от­прав­ле­на с пер­вым эта­пом в Се­ве­ро-Во­сточ­ные ла­ге­ря НКВД. Ан­на Ва­си­льев­на Шаш­ки­на скон­ча­лась 11 мая 1940 го­да в боль­ни­це от­дель­но­го ла­гер­но­го пунк­та Мы­л­га в од­ном из Се­ве­ро-Во­сточ­ных ла­ге­рей НКВД и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание