☀️ неподвижный годовой круг:
• 7 мая (24 апреля)
• мч. Александра Лионского (ок. 177)
• мчч. Пасикра́та, Валентина (228)
• мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272)
• мчч. Евсе́вия, Нео́на, Леонтия, Ло́нгина и иных (303)
• прп. Елисаветы Константинопольской (V)
• прп. Фомы юродивого, Сирийского (546–560)
• прп. Саввы Печерского (XIII)
• прп. Алексия Печерского (XIII)
• свт. Симеона (Стефана) Трансильванского (1656)
• мч. Сергия (Архангельского) (1938)
• сщмч. Бра́нко (Добросавлевича) (1941)
• иконы Божией Матери «Молченская» (1405)


☦️
Мученик Алекса́ндр Лионский.
Мученики Епиподий и Александр были знат­ными юно­шами. По­стра­дали в го­ро­де Лу­г­дуне (ныне Ли­он, Фран­ция) около † 177–178 гг. во вре­мя го­не­ний Мар­ка Авре­лия.
По­сле то­го как языч­ни­ки го­ро­да Ли­о­на пре­да­ли му­че­ни­че­ской смер­ти свя­то­го епи­ско­па По­фи­на и его то­ва­ри­щей (па­мять 2/15 июня), Епи­по­дий и Алек­сандр, ис­пу­гав­шись му­че­ний, по­ки­ну­ли го­род и укры­лись в хи­жине од­ной вдо­вы-хри­сти­ан­ки. Алек­сандр был гре­ком, Епи­по­дий – уро­жен­цем Лу­г­ду­на. Они вме­сте вы­рос­ли, с са­мо­го дет­ства бы­ли свя­зан­ны уза­ми ду­хов­ной друж­бы, по­лу­чи­ли об­ра­зо­ва­ние и при­ня­ли кре­ще­ние. Вско­ре юно­шей об­на­ру­жил сы­щик, схва­тил их и от­вел в тем­ни­цу. При аре­сте Епи­по­дий по­те­рял сан­да­лию, впо­след­ствии вдо­ва хра­ни­ла ее как свя­ты­ню. Через три дня юно­шей до­ста­ви­ли к су­дье на до­прос. Епи­по­дий и Алек­сандр ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми, что при­ве­ло в ярость су­дью и со­брав­шу­ю­ся тол­пу.
Под рев тол­пы, тре­бо­вав­шей по­бить Епи­по­дия кам­ня­ми или рас­сечь его по ча­стям, му­че­ни­ка уве­ли и от­сек­ли ему го­ло­ву. Спу­стя два дня су­дья при­звал Алек­сандра. По­сле крат­ко­го спо­ра с су­дьей му­че­ник был вы­се­чен или из­бит пал­ка­ми, од­на­ко не от­рек­ся от Хри­ста. Су­дья при­ка­зал при­вя­зать Алек­сандра ко кре­сту и на­не­сти ему глу­бо­кие ра­ны, по­сле че­го му­че­ник скон­чал­ся.
Бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане по­хи­ти­ли те­ла обо­их му­че­ни­ков и спря­та­ли в пе­ще­ре в окрест­но­стях Ли­о­на, ко­то­рая сде­ла­лась зна­ме­ни­той бла­го­да­ря чу­де­сам, в ней про­ис­хо­дя­щим.

В на­сто­я­щее вре­мя в Ли­оне, на ме­сте по­гре­бе­ния му­че­ни­ков, на­хо­дит­ся цер­ковь св. Ири­нея (Сент-Ирене). Храм рас­по­ло­жен на тер­ри­то­рии об­шир­но­го некро­по­ля, су­ще­ство­вав­ше­го с I в. н.э. Ве­ро­ят­но, в кон. V ве­ка, при свт. Па­ти­ен­те, над мо­ги­лой сщ­мч. Ири­нея бы­ла по­стро­е­на ба­зи­ли­ка, ко­то­рую упо­ми­на­ет Гри­го­рий Тур­ский. Со­хра­нив­ша­я­ся крип­та да­ти­ру­ет­ся IX–X вв. Воз­мож­но, она бы­ла воз­ве­де­на в 868 го­ду по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­еп. Ре­ми­гия I. В 1562 го­ду храм был ра­зо­рен гу­ге­но­та­ми, мо­щи свя­тых утра­че­ны. По све­де­ни­ям Амо­ре, со­хра­нив­ши­е­ся ча­сти мо­щей Епи­о­дия и Алек­сандра на­хо­ди­лись в церк­ви св. Иуста (Сен-Жю) в Ли­оне. В настоящее вре­мя они хра­нят­ся в ре­ликва­рии Лу­г­дун­ских му­че­ни­ков в крип­те церк­ви св. Ири­нея.

Примечания:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-lionskiy

☦️
Мученики Пасикра́т и Валенти́н Доростольские.
Му­че­ни­ки Па­си­крат и Ва­лен­тин про­ис­хо­ди­ли из ми­зий­ско­го го­ро­да До­ро­сто­ла и бы­ли во­и­на­ми при пра­ви­те­ле Ав­со­лане. Па­си­кра­ту бы­ло 22 го­да, а Ва­лен­ти­ну – 30 лет.
Ко­гда на­ча­лось го­не­ние на хри­сти­ан, му­че­ни­ки Па­си­крат и Ва­лен­тин от­кры­то ис­по­ве­да­ли ве­ру Хри­сто­ву. На су­де му­че­ник Па­си­крат плю­нул на идо­ла Апол­ло­на, от­ка­зав­шись при­не­сти жерт­ву.
Брат свя­то­го Па­си­кра­та пла­кал и уго­ва­ри­вал его хо­тя бы для ви­да при­не­сти жерт­ву идо­лам. Но му­че­ник по­ло­жил на жерт­вен­ник в огонь свою ру­ку и ска­зал: «Те­ло смерт­но и сго­ра­ет на огне; ду­ша же бес­смерт­на и пре­зи­ра­ет все ви­ди­мые му­ки». Му­че­ник Ва­лен­тин так­же за­явил о сво­ей го­тов­но­сти по­стра­дать за Хри­ста.
Ко­гда му­че­ни­ков ве­ли на казнь, за ни­ми сле­до­ва­ла мать свя­то­го Па­си­кра­та и уве­ща­ла сы­на не бо­ять­ся смер­ти за Хри­ста. Оба му­че­ни­ка бы­ли усе­че­ны ме­чом († 288).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/368

☦️
Мученик Са́вва Стратилат, Римский.
Му­че­ник Сав­ва про­ис­хо­дил из готф­ско­го пле­ме­ни. Сво­ей храб­ро­стью он до­стиг вы­со­ко­го чи­на во­е­во­ды-стра­ти­ла­та и слу­жил при им­пе­ра­то­ре Авре­ли­ане (270–275). С юно­сти Сав­ва был хри­сти­а­ни­ном и усерд­но сле­до­вал за­по­ве­дям Хри­ста, по­мо­гал неиму­щим, по­се­щал в тем­ни­цах за­клю­чен­ных хри­сти­ан. За чи­стую и доб­ро­де­тель­ную жизнь свя­той по­лу­чил от Гос­по­да дар чу­до­тво­ре­ния и Име­нем Хри­ста ис­це­лял боль­ных, из­го­нял бе­сов. Ко­гда им­пе­ра­тор узнал, что свя­той Сав­ва хри­сти­а­нин, он по­тре­бо­вал от него от­ре­че­ния. Му­че­ник сбро­сил во­ин­ский по­яс и под­твер­дил, что не оста­вит свою ве­ру. Его би­ли, опа­ля­ли све­ча­ми, бро­си­ли в ко­тел со смо­лой, но му­че­ник оста­вал­ся невре­ди­мым. Ви­дя его му­че­ния, уве­ро­ва­ли во Хри­ста 70 во­и­нов, ко­то­рых тут же усек­ли ме­чом. Свя­то­го Сав­ву бро­си­ли в тем­ни­цу. В пол­ночь во вре­мя мо­лит­вы му­че­ни­ку явил­ся Хри­стос и оси­ял его све­том Сво­ей Сла­вы. Спа­си­тель по­ве­лел ему не бо­ять­ся, но дер­зать. Укреп­лен­ный, му­че­ник Сав­ва пе­ре­нес на­ут­ро но­вые му­че­ния и был утоп­лен в ре­ке († 272).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/366

☦️
Мученики Евсе́вий, Нео́н, Лео́нтий, Ло́нгин и 40 иных.
Му­че­ни­ки Ев­се­вий, Неон, Леон­тий, Лон­гин и 40 иных при­сут­ство­ва­ли при стра­да­ни­ях ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия († 303, па­мять 23 ап­ре­ля) и уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Их за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. По­сле каз­ни ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан (284–305) из­дал указ, чтобы все уз­ни­ки при­нес­ли жерт­вы идо­лам. Му­че­ни­ки от­ка­за­лись. Их би­ли же­лез­ны­ми пру­тья­ми, по­ка не об­на­жи­лись внут­рен­но­сти, а за­тем от­сек­ли ме­чом го­ло­вы († 303).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/369

☦️
Преподобная Елисаве́та Константинопольская, игумения.
Пре­по­доб­ная Ели­са­ве­та чу­до­тво­ри­ца бы­ла из­бра­на на слу­же­ние Бо­гу еще до рож­де­ния. Ее ма­те­ри бы­ло от­кро­ве­ние, что от­ро­ко­ви­ца бу­дет из­бран­ным со­су­дом Свя­то­го Ду­ха.
С дет­ства ро­ди­те­ли от­да­ли де­воч­ку в мо­на­стырь. Она вы­рос­ла в по­сте и тру­дах и по­лу­чи­ла дар ис­це­лять не толь­ко те­лес­ные неду­ги, но и ду­шев­ные.
Сест­ры из­бра­ли пре­по­доб­ную игу­ме­ни­ей. Пре­по­доб­ная но­си­ла одеж­ду из острой вла­ся­ни­цы. Те­ло ее мерз­ло, но дух го­рел пла­ме­нем Бо­же­ствен­ной люб­ви.
Воз­дер­жа­ние свя­той бы­ло без­мер­но: мно­гие го­ды она пи­та­лась лишь тра­ва­ми и ово­ща­ми без хле­ба, а ви­на и мас­ла не при­ни­ма­ла ни­ко­гда. Мно­го раз пре­по­доб­ная Ели­са­ве­та про­во­ди­ла свя­тую Четыредесятницу, ни­че­го не вку­шая. Под­ра­жая мы­та­ре­ву сми­ре­нию, она три го­да не под­ни­ма­ла глаз на небо, но ду­хов­ны­ми оча­ми все­гда взи­ра­ла к Бо­гу. В по­лу­ноч­ных мо­лит­вах пре­по­доб­ную оси­я­вал и про­све­щал Небес­ный Свет.
Мно­го чу­дес со­тво­ри­ла пре­по­доб­ная: лю­то­го змея умерт­ви­ла мо­лит­вой, ис­це­ли­ла кро­во­то­чи­вую жен­щи­ну, ко­то­рая бо­ле­ла мно­го лет, от­го­ня­ла от лю­дей нечи­стых ду­хов. По смер­ти гроб пре­по­доб­ной Ели­са­ве­ты так­же по­да­вал ис­це­ле­ния от бо­лез­ней. Да­же са­мый прах, взя­тый от ее мо­щей, да­ро­вал сле­пым про­зре­ние.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/367

☦️
Преподобный Фома́ Сирийский, Христа ради юродивый.
Пре­по­доб­ный Фо­ма Юро­ди­вый был ино­ком од­но­го из мо­на­сты­рей в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской (Ма­лая Азия). Он нес по­слу­ша­ние по сбо­ру ми­ло­сты­ни на нуж­ды мо­на­сты­ря. Ко­гда пре­по­доб­ный Фо­ма при­хо­дил в го­род Ан­тио­хию Си­рий­скую, то при­ни­мал на се­бя юрод­ство.
Эко­ном од­ной из церк­вей Ана­ста­сий, ко­то­ро­му на­до­е­ли прось­бы пре­по­доб­но­го Фо­мы, уда­рил его по ще­ке. При­сут­ство­вав­шие упре­ка­ли Ана­ста­сия за гру­бое об­ра­ще­ние с юро­ди­вым, но пре­по­доб­ный Фо­ма успо­ко­ил их, го­во­ря: «С это­го вре­ме­ни ни я от Ана­ста­сия ни­че­го не при­му, ни Ана­ста­сий не смо­жет мне ни­че­го по­дать». Эти сло­ва ока­за­лись про­ро­че­ски­ми. На дру­гой день Ана­ста­сий скон­чал­ся, а пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся по до­ро­ге в свой мо­на­стырь в церк­ви свя­той Ев­фи­мии в при­го­ро­де Даф­ни. Его по­греб­ли на том ме­сте, где хо­ро­ни­ли стран­ни­ков.
Через неко­то­рое вре­мя над гро­бом пре­по­доб­но­го по­греб­ли некую стран­ни­цу. Через че­ты­ре ча­са зем­ля из­верг­ла гроб стран­ни­цы. Ее сно­ва по­греб­ли здесь же, но утром гроб опять ока­зал­ся по­верх зем­ли. То­гда ее за­хо­ро­ни­ли в дру­гом ме­сте.
То же по­вто­ри­лось и при по­гре­бе­нии дру­гой жен­щи­ны. Все то­гда по­ня­ли, что пре­по­доб­ный Фо­ма не же­ла­ет, чтобы над ним бы­ла по­гре­бе­на жен­щи­на. О слу­чив­шем­ся со­об­щи­ли Ан­тио­хий­ско­му пат­ри­ар­ху Домну (546–560). По его по­ве­ле­нию мо­щи пре­по­доб­но­го Фо­мы бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ан­тио­хию и по­став­ле­ны в гроб­ни­це, где по­чи­ва­ли мо­щи мно­гих свя­тых му­че­ни­ков. Над эти­ми мо­ща­ми, ис­то­ча­ю­щи­ми мно­гие ис­це­ле­ния, по­стро­и­ли неболь­шую цер­ковь.
По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Фо­мы в Ан­тио­хии пре­кра­ти­лась мо­ро­вая яз­ва. С то­го вре­ме­ни жи­те­ли на­ча­ли еже­год­но чтить па­мять пре­по­доб­но­го Фо­мы.

☦️
Преподобный Са́вва Печерский.
Пре­по­доб­ный Сав­ва Пе­чер­ский под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII ве­ке. В ру­ко­пис­ных свят­цах, в «Кни­ге о свя­тых» и в ка­ноне служ­бы Ки­е­во-Пе­чер­ским пре­по­доб­ным он на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 24 ап­ре­ля ра­ди те­зо­име­нит­ства со свя­тым му­че­ни­ком Сав­вой Стра­ти­ла­том. Па­мять пре­по­доб­но­го Сав­вы празд­ну­ет­ся так­же вме­сте с со­бо­ром пре­по­доб­ных от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) и со­бо­ром всех Ки­е­во-Пе­чер­ских чу­до­твор­цев (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста).

☦️
Преподобный Алекси́й Печерский, затворник.
Пре­по­доб­ный Алек­сий, за­твор­ник Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря в XIII ве­ке. Мо­щи его бы­ли от­кры­ты по­сле 1675 го­да. Па­мять пре­по­доб­но­го Алек­сия со­вер­ша­ет­ся 24 ап­ре­ля по­то­му, что его мо­щи по­чи­ва­ют ря­дом с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Сав­вы Пе­чер­ско­го. Па­мять так­же с со­бо­ром пре­по­доб­ных от­цов Ближ­них пе­щер (28 сен­тяб­ря) и с со­бо­ром всех Ки­е­во-Пе­чер­ских чу­до­твор­цев (2-я Неде­ля Ве­ли­ко­го по­ста).

☦️
Святитель Симео́н (Стефа́н) Трансильванский, митрополит.
Свя­ти­тель Си­ме­он (Сте­фан), мит­ро­по­лит Тран­силь­ван­ский († 1656) учил­ся в Ака­де­ми­че­ской кол­ле­гии в Ал­ба-Юлии, мо­на­ше­ство­вал в ру­мын­ском мо­на­сты­ре то­го же го­ро­да.
В 1643 го­ду был из­бран мит­ро­по­ли­том Ар­дяль­ским с ре­зи­ден­ци­ей в Ал­ба-Юлии. Во вре­мя его пас­тыр­ства был на­пе­ча­тан пер­вый пол­ный ру­мын­ский пе­ре­вод Но­во­го За­ве­та, на­зы­ва­е­мый «Бэл­град­ским» (1648), с за­ме­ча­тель­ным пре­ди­сло­ви­ем са­мо­го мит­ро­по­ли­та Си­мео­на, в ко­то­ром бы­ла под­ня­та про­бле­ма един­ства ру­мын­ско­го язы­ка (пе­ре­вод пе­ре­из­да­вал­ся в 1988 и 1998 го­дах). В 1651 го­ду бы­ла на­пе­ча­та­на «Псал­тирь» на ру­мын­ском язы­ке.
Свя­ти­тель ото­шёл ко Гос­по­ду в июне-июле 1656 го­да в Ал­ба-Юлии. Был ка­но­ни­зи­ро­ван Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью 21 июля 2011 го­да.

☦️
Мученик Се́ргий Архангельский, псаломщик.
Му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 4 сен­тяб­ря 1898 го­да в се­ле­нии По­гост Де­ся­тая Пят­ни­ца Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ар­хан­гель­ско­го. В 1910 го­ду Сер­гей окон­чил сель­скую шко­лу, а в 1915 го­ду – Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. В 1916 го­ду он по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, но окон­чить ее уже не успел, так как про­изо­шла без­бож­ная ре­во­лю­ция и все ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния бы­ли боль­ше­ви­ка­ми за­кры­ты. В 1919 го­ду Сер­гей был при­зван в Крас­ную ар­мию и слу­жил в ней, ис­пол­няя обя­зан­но­сти экс­пе­ди­то­ра. В 1922 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в со­бор­ную цер­ковь в го­ро­де Ве­рее, где, по сви­де­тель­ству бла­го­чин­но­го, «вел се­бя от­лич­но, к бо­го­слу­же­нию и тре­бо­ис­прав­ле­ни­ям от­но­сил­ся ис­прав­но».
Впо­след­ствии он слу­жил пса­лом­щи­ком в По­кров­ском хра­ме в се­ле Ку­пе­ли­цы Ве­рей­ско­го уез­да, где на­сто­я­те­лем был его род­ствен­ник, свя­щен­ник Илия За­ча­тей­ский, а за­тем в хра­мах Пав­ло-По­сад­ско­го рай­о­на.
В 1937 го­ду был аре­сто­ван пса­лом­щик хра­ма Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Са­у­ро­во-Упол­зы Пав­ло­во-По­сад­ско­го рай­о­на и Сер­гей Ва­си­лье­вич по­сту­пил слу­жить на его ме­сто, но через два ме­ся­ца – 27 но­яб­ря 1937 го­да – и он был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске.
– Вы ли­ша­лись пра­ва го­ло­са? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Да, ли­шал­ся. С 1922 го­да по день опуб­ли­ко­ва­ния кон­сти­ту­ции.
– Кто еще ли­шал­ся из­би­ра­тель­ных прав из ва­ших род­ствен­ни­ков?
– Отец, Ва­си­лий Дмит­ри­е­вич Ар­хан­гель­ский, как свя­щен­ник. Дво­ю­род­ная сест­ра Ма­рия Ар­ка­дьев­на За­ча­тей­ская, жи­ву­щая в се­ле Ку­пе­ли­цы Ве­рей­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, как же­на свя­щен­ни­ка.
– Дай­те по­ка­за­ния, кто из ва­ших род­ствен­ни­ков был ре­прес­си­ро­ван ор­га­на­ми НКВД.
– Муж дво­ю­род­ной сест­ры Илья Алек­сан­дро­вич За­ча­тей­ский.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­лом о том, что вы си­сте­ма­ти­че­ски ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив про­во­ди­мых пар­ти­ей и пра­ви­тель­ством ме­ро­при­я­тий. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний. В чем вы­ра­жа­лась ва­ша ан­ти­со­вет­ская де­я­тель­ность?
– Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я не за­ни­мал­ся и по это­му во­про­су по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.
– След­ствию из­вест­но, что вы ве­ли аги­та­цию за крах со­вет­ской вла­сти, го­во­ри­ли, что ско­ро при­дут Де­ни­кин, Кол­чак, сме­тут со­вет­скую власть, и мы то­гда по­ве­сим всех ком­му­ни­стов. При­зна­е­те се­бя ви­нов­ным в этом?
– В аги­та­ции за крах со­вет­ской вла­сти и по­ве­ше­ние ком­му­ни­стов ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Это­го я ни с кем ни­ко­гда не го­во­рил.
– След­ствию из­вест­но, что вы го­во­ри­ли, что со­вет­ская власть за­ду­ши­ла на­ло­га­ми: вы не име­е­те ни ско­та, ни зем­ли – а на­ло­ги да­вай пла­ти. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
– Меж­ду мной, Ни­коль­ским, Со­ко­ло­вым и По­ме­ран­це­вым дей­стви­тель­но был раз­го­вор о том, что я не имею ско­та, до­ма и ни­че­го, а ме­ня по­че­му-то обя­за­ли мя­со­по­став­кой. Так­же сре­ди нас был раз­го­вор, что сей­час аре­сто­вы­ва­ют свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Дру­го­го мы ни­че­го не го­во­ри­ли.
– Вы про­дол­жа­е­те от­ри­цать, не хо­ти­те да­вать по­ка­за­ния, хо­ти­те скрыть от след­ствия свою контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Еще раз тре­бу­ем от вас от­кро­вен­ных по­ка­за­ний.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся и оста­юсь при ра­нее дан­ных мной по­ка­за­ни­ях.
– Что вы го­во­ри­ли от­но­си­тель­но аре­ста свя­щен­но­слу­жи­те­лей?
– От­но­си­тель­но аре­ста свя­щен­но­слу­жи­те­лей у нас был раз­го­вор со свя­щен­ни­ком Со­ко­ло­вым и диа­ко­ном Ни­коль­ским о том, что к нам при­хо­дят ча­сто из дру­гих при­хо­дов лю­ди, чтобы окре­стить ре­бен­ка, ко­то­рые го­во­рят, что у них аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка, но за что аре­сто­ва­ли и сво­их мне­ний по это­му во­про­су ни­кто не вы­ска­зы­вал.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, а 29 но­яб­ря и все след­ствие бы­ло за­вер­ше­но. 3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла пса­лом­щи­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Пса­лом­щик Сер­гий Ар­хан­гель­ский умер в за­клю­че­нии 7 мая 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Священномученик Бра́нко Добросавлевич, пресвитер.
Бран­ко Доб­ро­савле­вич ро­дил­ся 4 ян­ва­ря 1886 го­да в го­род­ке Скрад. В 1908 го­ду окон­чил Срем­ско-Кар­ло­вац­кую ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в диа­кон­ский, а за­тем и в свя­щен­ни­че­ский сан. Слу­жил в несколь­ких при­хо­дах Гор­но­кар­ло­вац­кой епар­хии (Бу­ва­ча, Ра­до­ви­ца и Ве­люн). За рев­ност­ное слу­же­ние был от­ме­чен ор­де­ном свя­то­го Сав­вы и ор­де­ном Ко­ро­ны Юго­сла­вии V сте­пе­ни. В день свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, 6 мая 1941 го­да, про­то­и­е­рей Бран­ко Доб­ро­савле­вич был аре­сто­ван. В этот день усташ Иван Шай­фор, учи­тель из Ве­лю­на, с ка­ра­тель­ным от­ря­дом на­чал свое кро­ва­вое де­ло в Ве­люне, Цви­я­но­ви­чах и По­лое. То­гда вме­сте с про­то­и­е­ре­ем Бран­ко, его сы­ном Небой­шей и свя­щен­ни­ком Ди­мит­ри­ем Ско­ру­па­ном из Цви­я­но­вич Бр­да бы­ли аре­сто­ва­ны еще 500 пра­во­слав­ных сер­бов. Сна­ча­ла они бы­ли бро­ше­ны в жан­дарм­скую тюрь­му, где под­вер­га­лись страш­ным пыт­кам, осо­бен­но же­сто­ко пы­та­ли сы­на от­ца Бран­ко, Небой­шу. Уста­ши за­ста­ви­ли от­ца Бран­ко за­жи­во от­петь сво­е­го сы­на. На сле­ду­ю­щий день, 7 мая 1941 го­да, все му­че­ни­ки бы­ли звер­ски уби­ты в ле­су Кесте­но­вац. По­сле вой­ны, в 1946 го­ду, свя­тые остан­ки бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ве­люн и за­хо­ро­не­ны в брат­ской мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы Молченская.
Су­ще­ству­ет две чу­до­твор­ные ико­ны под на­зва­ни­ем Мол­чен­ская. Од­на из них на­хо­дит­ся в Со­фро­ни­е­во-Мол­чен­ской Бо­го­ро­дич­но-Рож­де­ствен­ской пе­щер­ной муж­ской пу­сты­ни, дру­гая – в Мол­чен­ском Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы жен­ском мо­на­сты­ре. Оба мо­на­сты­ря рас­по­ла­га­ют­ся в Пу­тив­ле Ко­но­топ­ской епар­хии, Укра­и­на (быв­шая Кур­ская гу­бер­ния). Ка­кая из них яв­ля­ет­ся ис­ти­ной Мол­чен­ской ико­ной во­прос спор­ный. Ис­то­рия же об­ре­те­ния ико­ны сле­ду­ю­щая.
В на­ча­ле XIV ве­ка в эти ме­ста из ра­зо­рён­но­го та­та­ра­ми Ки­е­ва пе­ре­бра­лись два мо­на­ха, ко­то­рые по­се­ли­лись в пе­ще­ре неда­ле­ко от бо­ло­та «Мол­ча». Мо­на­хи при­нес­ли со­бой об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пе­ред ко­то­рым со­вер­ша­ли мо­лит­вы. Ко­гда от­шель­ни­ки ото­шли ко Гос­по­ду, о них по­сте­пен­но за­бы­ли, а ме­сто их жи­тель­ства за­рос­ло ле­сом. 18 сен­тяб­ря 1405 го­да борт­ник, ис­кав­ший в ле­су улья ди­ких пчёл, уви­дел на де­ре­ве об­раз Бо­го­ро­ди­цы, окру­жён­ный си­я­ни­ем, и услы­шал сло­ва: «Да со­зи­ждет­ся на сем ме­сте цер­ковь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». Борт­ник по­спе­шил в Пу­тивль с ве­стью о необыч­ном яв­ле­нии. Ду­хо­вен­ство и мно­же­ство на­ро­да тот­час от­пра­ви­лись на ука­зан­ное ме­сто, и все уви­де­ли ико­ну, ис­то­чав­шую див­ный свет. Мно­гие здесь же по­лу­чи­ли ис­це­ле­ния от раз­лич­ных бо­лез­ней. Впо­след­ствии на этом ме­сте был по­стро­ен Мол­чен­ский Бо­го­ро­дич­но-Рож­де­ствен­ский муж­ской мо­на­стырь, на­зы­ва­е­мый от быв­ших в окру­ге мно­го­чис­лен­ных пе­щер – пе­щер­ным.
1605 го­ду мо­на­стырь был раз­граб­лен по­ля­ка­ми, и игу­мен с бра­ти­ей бы­ли вы­нуж­де­ны по­ки­нуть ра­зо­рён­ную оби­тель и пе­ре­брать­ся в го­род­ской Пу­тивль­ский мо­на­стырь. По­сколь­ку в мо­на­стырь бы­ла пе­ре­не­се­на и чу­до­твор­ная Мол­чен­ская ико­на, то Пу­тивль­ский мо­на­стырь стал так­же на­зы­вать­ся Мол­чен­ским. Во вре­мя од­но­го из по­жа­ров чу­до­твор­ная ико­на по­гиб­ла, но к сча­стью со­хра­нил­ся древ­ний спи­сок ико­ны, ко­то­рый так­же про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми.
В 1653 го­ду ос­но­ва­тель­но за­пу­щен­ный Бо­го­ро­дич­но-Рож­де­ствен­ский мо­на­стырь был вос­ста­нов­лен ста­ра­ни­я­ми неко­е­го стро­и­те­ля Со­фро­ния, от­че­го оби­тель по­лу­чи­ла ещё од­но на­зва­ние – Со­фро­ни­е­ва.
В го­ды со­вет­ской вла­сти мо­на­стырь был раз­ру­шен, а ико­на утра­че­на. В де­вя­но­стые го­ды ХХ сто­ле­тия оба Мол­чен­ских мо­на­сты­ря бы­ли вос­ста­нов­ле­ны. Был най­ден и утра­чен­ный об­раз. Ока­за­лось, ико­ну пря­та­ли, спа­сая от по­ру­га­ния, мест­ные жи­те­ли. 7 мая 1995 го­да крест­ным хо­дом ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор Мол­чен­ско­го Пу­тивль­ско­го мо­на­сты­ря.
Су­ще­ству­ет так­же чу­до­твор­ный спи­сок Мол­чен­ской ико­ны Бо­жьей Ма­те­ри, яв­лен­ный в се­ле Бу­си­но­во под Моск­вой. В на­сто­я­щее вре­мя эта Мол­чен­ская ико­на Бо­го­ро­ди­цы на­хо­дит­ся в хра­ме Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го в Бу­си­но­ве. По пре­да­нию, эту ико­ну в XIX ве­ке при­нес­ла в храм сле­пая де­вуш­ка, ко­то­рая жи­ла в се­ле Бу­си­но­во.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-molchenskaja

Жития
Писание