☀️ неподвижный годовой круг:
• 25 апреля (12 апреля)
• сщмч. Зино́на Веронийского (ок. 370) 📚
• прп. Исаака Сирина, Сполетского (Италийского) (550)
• прмчч. Мины, Давида, Иоанна (после 636)
• прп. Василия Парийского (после 754)
• прп. Анфу́сы девы (801)
• прп. Афана́сии Эгинской (860)
• прмч. Сергия (Крестникова) (1938)
• икон Божией Матери «Муромская» (XII), «Белыничская» (XIII)


☦️
Священномученик Зино́н Веронийский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Зи­нон, епи­скоп Ве­ро­ний­ский, был ро­дом грек и про­ис­хо­дил из Си­рии. С юно­ше­ских лет он при­нял мо­на­ше­ство и тру­дил­ся над изу­че­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Стран­ствуя по мо­на­сты­рям, свя­той при­шел в го­род Ве­ро­ну и по­се­лил­ся там. Жи­те­ли из­бра­ли его епи­ско­пом сво­е­го го­ро­да.
Пра­вив­шие то­гда им­пе­ра­то­ры Кон­стан­ций (353–361) и Ва­лент (364–378) по­кро­ви­тель­ство­ва­ли ари­ан­ской ере­си, осуж­ден­ной на I Все­лен­ском Со­бо­ре в 325 го­ду. При их под­держ­ке ари­ане на­ча­ли го­не­ния на пра­во­слав­ных. Свя­ти­тель Зи­нон му­же­ствен­но пе­ре­но­сил от ере­ти­ков все при­тес­не­ния. В сво­их про­по­ве­дях и по­сла­ни­ях он твер­до от­ста­и­вал пра­во­слав­ное уче­ние о Гос­по­де Иису­се Хри­сте как Еди­но­род­ном Сыне Бо­жи­ем, Рож­ден­ном от От­ца преж­де всех век. Свя­ти­тель Зи­нон на­пи­сал 16 про­стран­ных и 77 крат­ких по­уче­ний и на­став­ле­ний. Скон­чал­ся он око­ло 260 го­да.
Свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов (па­мять 12 мар­та) рас­ска­зы­ва­ет о чу­де, со­вер­шив­шем­ся в 558 го­ду в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Зи­но­на. Вес­ной в Ита­лии бы­ло силь­ное на­вод­не­ние. Ре­ка Тибр вы­шла из бе­ре­гов и за­то­пи­ла окрест­но­сти; раз­ли­лась и ре­ка Ате­сис, про­те­кав­шая воз­ле Ве­ро­ны. Во­да до­стиг­ла хра­ма, вы­стро­ен­но­го во имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Зи­но­на, и под­ня­лась до са­мых окон церк­ви. Две­ри хра­ма бы­ли от­кры­ты, но во­да не устре­ми­лась в них, а оста­но­ви­лась сте­ной, не по­вре­див церк­ви.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronskij/
• О надежде, вере и любви
• О пророке Ионе
• Об Иове
• О том, как должно понимать слова Апостола: егда предаст царство Богу и Отцу (1 Кор.15:24)?

☦️
Преподобный Исаа́к Сирин, Сполетский (Италийский).
Пре­по­доб­ный Иса­ак Си­рин жил в се­ре­дине VI ве­ка. Он при­шел в ита­льян­ский го­род Спо­ле­то из Си­рии. Пре­по­доб­ный по­про­сил раз­ре­ше­ния у по­но­ма­рей остать­ся в хра­ме и мо­лил­ся в нем двое с по­ло­ви­ной су­ток. Один из по­но­ма­рей на­чал уко­рять пре­по­доб­но­го в ли­це­ме­рии и уда­рил его по ще­ке. На­ка­за­ние Бо­жие тут же по­стиг­ло по­но­ма­ря. Бес по­верг его к но­гам свя­то­го и кри­чал: «Иса­ак ме­ня из­го­нит!» Как толь­ко пре­по­доб­ный Иса­ак скло­нил­ся над по­но­ма­рем, нечи­стый дух бе­жал.
Весть о слу­чив­шем­ся быст­ро раз­нес­лась по го­ро­ду. К пре­по­доб­но­му ста­ли сте­кать­ся лю­ди, пред­ла­гая по­мощь и сред­ства для устрой­ства мо­на­сты­ря. Но сми­рен­ный инок от­ка­зал­ся от все­го, вы­шел из го­ро­да и по­се­лил­ся в уеди­нен­ном ме­сте, где по­стро­ил се­бе ма­лень­кую кел­лию. Око­ло по­движ­ни­ка со­бра­лись уче­ни­ки, и так со­здал­ся мо­на­стырь. Ко­гда уче­ни­ки спра­ши­ва­ли стар­ца, по­че­му он от­ка­зы­ва­ет­ся от при­но­ше­ний, тот от­ве­чал: «Мо­нах, при­об­ре­та­ю­щий име­ния, уже не мо­нах».
Пре­по­доб­ный Иса­ак об­ла­дал да­ром про­зор­ли­во­сти. Об этом рас­ска­зы­ва­ет свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов (па­мять 12 мар­та) в сво­ем тру­де «Со­бе­се­до­ва­ние о жиз­ни и чу­де­сах ита­лий­ских от­цов». Од­на­жды пре­по­доб­ный Иса­ак ве­лел ино­кам оста­вить на ночь в ого­ро­де все за­сту­пы, а утром про­сил при­го­то­вить пи­щу для ра­бот­ни­ков. Ока­за­лось, что во­ры, ко­то­рых бы­ло столь­ко, сколь­ко остав­лен­ных за­сту­пов, шли гра­бить мо­на­стырь. Си­ла Бо­жия за­ста­ви­ла их из­ме­нить свое злое на­ме­ре­ние. Они взя­ли в ру­ки ло­па­ты и ста­ли усерд­но тру­дить­ся, так что к при­хо­ду ино­ков вся зем­ля бы­ла вско­па­на. Пре­по­доб­ный при­вет­ство­вал тру­див­ших­ся и при­гла­сил их под­кре­пить­ся пи­щей. По­том он дал им на­став­ле­ние оста­вить во­ров­ство и раз­ре­шил все­гда от­кры­то при­хо­дить и поль­зо­вать­ся пло­да­ми мо­на­стыр­ско­го ого­ро­да.
В дру­гой раз к пре­по­доб­но­му при­шли стран­ни­ки, оде­тые в ру­би­ща, и про­си­ли у свя­то­го одеж­ды. Он ве­лел им по­до­ждать, а сам по­слал ино­ка в лес, где в дуп­ле де­ре­ва стран­ни­ки спря­та­ли свои хо­ро­шие одеж­ды, же­лая об­ма­нуть свя­то­го игу­ме­на. Инок при­нес одеж­ды, и пре­по­доб­ный Иса­ак от­дал их стран­ни­кам. Уви­дев, что их об­ман от­крыл­ся, вы­мо­га­те­ли при­шли в ве­ли­кое сму­ще­ние и стыд.
Слу­чи­лось так­же, что один че­ло­век по­слал пре­по­доб­но­му сво­е­го слу­гу с дву­мя кор­зи­на­ми еды. Слу­га спря­тал од­ну из кор­зин по до­ро­ге. Пре­по­доб­ный взял при­не­сен­ную кор­зи­ну и ти­хо ска­зал: «Я при­ни­маю да­ры, ты же не при­ка­сай­ся к спря­тан­ной то­бой кор­зине – в нее вполз­ла змея и, ес­ли ты про­тя­нешь ру­ку, она ужа­лит те­бя». Так муд­ро и незло­би­во свя­той об­ли­чал гре­хи лю­дей, же­лая всем спа­се­ния.
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Иса­ак в 550 го­ду. Это­го свя­то­го сле­ду­ет от­ли­чать от дру­го­го по­движ­ни­ка, пре­по­доб­но­го Иса­а­ка Си­ри­на, епи­ско­па Ни­не­вий­ско­го, ко­то­рый жил в VII ве­ке (па­мять 10 февраля).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/325

☦️
Преподобномученики Ми́на, Дави́д и Иоа́нн Палестинские.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Ми­на, Да­вид и Иоанн под­ви­за­лись в Па­ле­стине. В VII ве­ке они при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от ара­бов, ко­то­рые прон­зи­ли их стре­ла­ми († по­сле 636 го­да, ко­гда Иеру­са­лим был взят ара­ба­ми).

☦️
Преподобный Васи́лий Парийский, епископ.
Пре­по­доб­ный Ва­си­лий ис­по­вед­ник, епи­скоп Па­рий­ский, жил в VIII ве­ке. Он был из­бран на епи­скоп­скую ка­фед­ру жи­те­ля­ми го­ро­да Па­рии, по­чи­тав­ши­ми свя­ти­те­ля как ис­тин­но­го пас­ты­ря ста­да Хри­сто­ва.
Ко­гда воз­ник­ла ико­но­бор­че­ская ересь, свя­ти­тель Ва­си­лий ре­ши­тель­но вы­сту­пил за по­чи­та­ние свя­тых икон и от­ка­зал­ся под­пи­сать по­ста­нов­ле­ние об их уни­что­же­нии («Непра­вед­ный сви­ток» Со­бо­ра 754 го­да, со­зван­но­го при Кон­стан­тине Ко­про­ни­ме (741–775)). Свя­ти­тель из­бе­гал вся­ко­го об­ще­ния с ере­ти­ка­ми и не до­пус­кал их в свою епар­хию. За свою рев­ность он пре­тер­пел мно­гие го­не­ния, го­лод и ни­ще­ту.
До кон­ца сво­ей жиз­ни свя­ти­тель Ва­си­лий был ве­рен пра­во­слав­но­му ис­по­ве­да­нию.

☦️
Преподобная Анфу́са Омонийская, дева, игумения.
Пре­по­доб­ная Ан­фу­са Омо­ний­ская ро­ди­лась 25 ян­ва­ря 750 го­да и бы­ла до­че­рью им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма. По­сле смер­ти от­ца она всё своё лич­ное иму­ще­ство раз­да­ла бед­ным и ни­щим, а са­ма при­ня­ла мо­на­ше­ский по­стриг и ос­но­ва­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле Омо­ний­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром ста­ла игу­ме­ни­ей. Бу­дучи в этом сане она по­да­ва­ла со­бой при­мер сми­ре­ния – вы­пол­ня­ла са­мые тя­же­лые ра­бо­ты, уби­ра­ла цер­ковь, но­си­ла во­ду; во вре­мя тра­пезы ни­ко­гда не са­ди­лась за стол, а при­слу­жи­ва­ла сест­рам. Скон­ча­лась пре­по­доб­ная Ан­фу­са в 811 го­ду.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/328

☦️
Преподобная Афана́сия Эгинская, игумения.
Пре­по­доб­ная Афа­на­сия бы­ла игу­ме­ни­ей мо­на­сты­ря на ост­ро­ве Эгине. Она ро­ди­лась в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье от су­пру­гов Ни­ки­ты и Ма­ри­ны. Уже в се­ми­лет­нем воз­расте де­воч­ка вы­учи­ла Псал­тирь, ко­то­рую чи­та­ла по­сто­ян­но с уми­ле­ни­ем. Од­на­жды во вре­мя ра­бо­ты за ткац­ким стан­ком свя­тая Афа­на­сия уви­де­ла спус­кав­шу­ю­ся к ней свер­ху си­я­ю­щую звез­ду, ко­то­рая, дой­дя до ее пер­сей и осве­тив ее всю, ис­чез­ла. С то­го вре­ме­ни от­ро­ко­ви­ца про­све­ти­лась ду­шой и твер­до ре­ши­ла ид­ти в мо­на­стырь.
Ко­гда свя­той Афа­на­сии ис­пол­ни­лось 16 лет, ро­ди­те­ли умо­ли­ли ее вый­ти за­муж. Де­вуш­ка по­ко­ри­лась, но про­жи­ла в бра­ке все­го лишь 16 дней: муж был взят на вой­ну и там убит.
Ов­до­вев, свя­тая Афа­на­сия ре­ши­ла ис­пол­нить свое дав­нее же­ла­ние. Но в то вре­мя вы­шел указ им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла Кос­но­языч­но­го (820–829), со­глас­но ко­то­ро­му мо­ло­дые вдо­вы долж­ны бы­ли всту­пать в брак с мо­ло­ды­ми во­и­на­ми. Свя­той Афа­на­сии при­шлось сно­ва вый­ти за­муж. В за­му­же­стве она ве­ла бла­го­че­сти­вую и доб­ро­де­тель­ную жизнь: тру­ди­лась по до­му, по­мо­га­ла боль­ным и нуж­да­ю­щим­ся, при­ни­ма­ла стран­ни­ков. В вос­крес­ные и празд­нич­ные дни пре­по­доб­ная при­гла­ша­ла к се­бе род­ных и зна­ко­мых и чи­та­ла им Свя­щен­ное Пи­са­ние. Под ее вли­я­ни­ем муж ее ушел в мо­на­стырь и дал жене раз­ре­ше­ние на по­стриг.
Свя­тая раз­да­ла иму­ще­ство, при­ня­ла ино­че­ство и вме­сте с бла­го­го­вей­ны­ми же­на­ми уда­ли­лась в уеди­нен­ное ме­сто. Через неко­то­рое вре­мя сест­ры умо­ли­ли пре­по­доб­ную Афа­на­сию стать игу­ме­ни­ей их неболь­шой об­щи­ны. Свя­тая смот­ре­ла на свое игу­мен­ство как на осо­бое слу­же­ние Бо­гу и сест­рам. Она по­да­ва­ла при­мер кро­то­сти и сми­ре­ния. Все по­греш­но­сти се­стер ис­прав­ля­ла с лю­бо­вью, без гне­ва.
Хо­тя свя­тая Афа­на­сия но­си­ла зва­ние игу­ме­нии, она счи­та­ла се­бя по­след­ней меж­ду сест­ра­ми и все­гда пом­ни­ла за­по­ведь Спа­си­те­ля: «Кто хо­чет меж­ду ва­ми быть пер­вым, да бу­дет вам ра­бом» (Мф.20:27). Пре­по­доб­ная ни­ко­гда не поз­во­ля­ла сест­рам при­слу­жи­вать се­бе, хо­тя бы да­же воз­лить на ру­ки во­ду.
Пре­по­доб­ная Афа­на­сия но­си­ла вла­ся­ни­цу, а по­верх нее одеж­ду из гру­бой ове­чьей шер­сти, спа­ла ма­ло, а боль­шую часть но­чи мо­ли­лась. Днем она ра­бо­та­ла вме­сте с сест­ра­ми. Пи­щу при­ни­ма­ла толь­ко ве­че­ром, ко­то­рая со­сто­я­ла из кус­ка хле­ба и во­ды. Мас­ло, сыр и ры­бу раз­ре­ша­ла се­бе толь­ко в Рож­де­ство Хри­сто­во и Свя­тую Пас­ху. В по­сты пи­та­лась раз в два дня лишь сы­рой зе­ле­нью. Че­ты­ре го­да про­жи­ла пре­по­доб­ная Афа­на­сия в этой оби­те­ли.
На ост­ро­ве Эгине жил один ста­рец-инок, пре­по­доб­ный Мат­фей, ко­то­рый ра­нее был игу­ме­ном. Он взял на се­бя ве­ли­кий по­двиг: каж­дую ночь про­чи­ты­вал Псал­тирь, при­со­еди­няя к чте­нию еще и мо­лит­вы. Спал свя­той си­дя и са­мое ма­лое вре­мя. При пе­нии псал­мов, чте­нии мо­литв и при­не­се­нии Бес­кров­ной Жерт­вы пре­по­доб­ный не мог удер­жи­вать­ся от слез. Но­сил он од­ну толь­ко острую вла­ся­ни­цу и ве­ли­ким воз­дер­жа­ни­ем и по­дви­га­ми со­вер­шен­но ис­су­шил плоть. Осо­бен­ную лю­бовь он имел к свя­то­му Иоан­ну Бо­го­сло­ву. Од­на­жды при со­вер­ше­нии Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии он удо­сто­ил­ся ви­деть апо­сто­ла, сто­яв­ше­го на пре­сто­ле. Пре­по­доб­ный сво­ей ман­ти­ей ис­це­лил рас­слаб­лен­но­го, крест­ным зна­ме­ни­ем ис­пра­вил пе­ре­ко­шен­ное по дей­ству диа­во­ла ли­цо од­но­го че­ло­ве­ка, из­го­нял бе­сов и со­тво­рил мно­го дру­гих чу­дес. Пре­по­доб­ный Мат­фей бла­го­сло­вил свя­тую Афа­на­сию уй­ти с сест­ра­ми в еще бо­лее уеди­нен­ное ме­сто. Она устро­и­ла оби­тель на пу­стын­ной го­ре то­го же ост­ро­ва вбли­зи древ­ней церк­ви пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на.
Пре­по­доб­ная Афа­на­сия удо­сто­и­лась от Бо­га да­ра ис­це­ле­ний. По­сле то­го, как она ис­це­ли­ла че­ло­ве­ка, у ко­то­ро­го бо­ле­ли гла­за, к ней ста­ло сте­кать­ся мно­же­ство на­ро­да, чтобы по­лу­чить ис­це­ле­ние от ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов. На обиль­ные при­но­ше­ния при­хо­див­ших в оби­тель пре­по­доб­ная по­стро­и­ла в оби­те­ли три церк­ви: во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, во имя свя­то­го про­ро­ка Иоан­на Пред­те­чи и во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.
Рас­про­стра­нив­ша­я­ся сла­ва тя­го­ти­ла пре­по­доб­ную, и она взя­ла двух близ­ких ей по ду­ху се­стер (Ма­рию и Ев­прак­сию) и ушла тай­но в Кон­стан­ти­но­поль. Там, как про­стая мо­на­хи­ня, пре­по­доб­ная по­сту­пи­ла в один из мо­на­сты­рей, где про­жи­ла 7 лет.
Но ее свя­тая жизнь сно­ва при­влек­ла вни­ма­ние. Сест­ры Эгин­ско­го мо­на­сты­ря узна­ли, ку­да ушла их игу­ме­ния, и от­пра­ви­лись к ней, умо­ляя вер­нуть­ся. По­ви­ну­ясь Про­мыс­лу Бо­жию, пре­по­доб­ная воз­вра­ти­лась в со­здан­ный ею мо­на­стырь. Вско­ре по­сле то­го она удо­сто­и­лась ви­де­ния двух свет­лых му­жей, по­дав­ших ей хар­тию со сло­ва­ми: «Вот твоя сво­бо­да; возь­ми и воз­ве­се­лись».
Две­на­дцать дней до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ная Афа­на­сия пре­бы­ва­ла в непре­стан­ной мо­лит­ве. В ка­нун празд­ни­ка Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы она при­зва­ла се­стер и ска­за­ла, что смог­ла про­чи­тать Псал­тирь лишь до де­вят­на­дца­то­го псал­ма. Свя­тая про­си­ла до­чи­тать за нее Псал­тирь до кон­ца в церк­ви. Сест­ры по­шли в цер­ковь и там ис­пол­ни­ли ее прось­бу, а за­тем при­шли про­стить­ся с пре­по­доб­ной. Она бла­го­сло­ви­ла их и про­си­ла тор­же­ствен­но и ра­дост­но про­ве­сти празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, устро­ить тра­пе­зу для ни­щих и убо­гих, а по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пре­дать по­гре­бе­нию ее те­ло. С эти­ми сло­ва­ми пре­по­доб­ная Афа­на­сия ото­шла ко Гос­по­ду († 14 ав­гу­ста 860 го­да).
В со­ро­ко­вой день за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей две бла­го­че­сти­вые сест­ры удо­сто­и­лись ви­деть, как пред цар­ски­ми вра­та­ми яви­лась свя­тая Афа­на­сия. Два свет­лых му­жа укра­си­ли ее гла­ву вен­цом с кре­ста­ми, вру­чи­ли ей бли­ста­ю­щий по­сох и через цар­ские вра­та вве­ли в ал­тарь.
Пе­ред кон­чи­ной свя­тая Афа­на­сия за­ве­ща­ла кор­мить ни­щих в ее па­мять до 40-го дня. Сест­ры, од­на­ко, не ис­пол­ни­ли ее за­ве­та и ста­ви­ли по­ми­наль­ную тра­пе­зу толь­ко 9 дней. Свя­тая яви­лась неко­то­рым сест­рам и ска­за­ла: «На­прас­но вы не ис­пол­ни­ли мо­е­го за­ве­ща­ния – со­ро­ка­днев­ное по­ми­но­ве­ние усоп­ших в хра­ме и пи­та­ние ни­щих мно­го по­мо­га­ет греш­ным ду­шам, а от пра­вед­ных душ нис­по­сы­ла­ет­ся Небес­ная ми­лость вы­пол­ня­ю­щим по­ми­но­ве­ние». Явив­ша­я­ся во­ткну­ла свой по­сох в зем­лю и ста­ла неви­ди­мой. Остав­лен­ный жезл на дру­гой день про­рос и стал жи­вым де­рев­цем. Через год по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ной к ее гроб­ни­це при­ве­ли бес­но­ва­тую жен­щи­ну. Ко­гда рас­ко­па­ли зем­лю, то по­чув­ство­ва­ли бла­го­уха­ние и вы­ну­ли гроб. При­кос­нув­шись к нему, бес­но­ва­тая тот­час ис­це­ли­лась. То­гда от­кры­ли крыш­ку гро­ба и уви­де­ли нетлен­ное те­ло пре­по­доб­ной, ко­то­рое ис­то­ча­ло ми­ро. Пре­по­доб­ная Афа­на­сия бы­ла слов­но уснув­шая: ли­цо ее си­я­ло бла­го­ле­пи­ем, все те­ло со­хра­ни­лось нетлен­ным и мяг­ким, да­же ру­ки сги­ба­лись. Свя­щен­ни­ки ре­ши­ли по­ста­вить те­ло пре­по­доб­ной в церк­ви. Ко­гда те­ло пе­ре­ло­жи­ли в но­вый ков­чег, ино­ки­ни сня­ли со свя­тых мо­щей вла­ся­ни­цу и хо­те­ли об­лечь их в шел­ко­вые одеж­ды. Но ру­ки пре­по­доб­ной Афа­на­сии так плот­но при­жа­лись к гру­ди, что ино­ки­ни не смог­ли одеть ее в шел­ко­вую одеж­ду. Так свя­тая и по смер­ти яви­ла свою лю­бовь к ни­ще­те. То­гда од­на из се­стер, пре­кло­нив ко­ле­ни, ста­ла мо­лить­ся к пре­по­доб­ной, го­во­ря: «Гос­по­жа на­ша, как бес­пре­ко­слов­но ты слу­ша­лась нас, ко­гда жи­ла с на­ми, так и сей­час бла­го­во­ли по­слу­шать­ся нас и об­лечь­ся в эти одеж­ды, наш сми­рен­ный дар, при­не­сен­ный те­бе». Пре­по­доб­ная Афа­на­сия, слов­но жи­вая, при­под­ня­лась и про­тя­ну­ла ру­ки к одеж­де.
По­ло­жен­ные в устро­ен­ную ра­ку свя­тые мо­щи пре­по­доб­ной Афа­на­сии ста­ли ис­точ­ни­ком бла­го­дат­ных ис­це­ле­ний.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/324

☦️
Преподобномученик Се́ргий Крестников, послушник.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Сер­гий (Сер­гей Алек­сан­дро­вич Крест­ни­ков) ро­дил­ся 1 июля 1893 го­да в го­ро­де Москве. Окон­чив шко­лу, он в 1905 го­ду по­сту­пил в Мос­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь и до 1915 го­да пел здесь в хо­ре. За­тем в те­че­ние двух лет пел в хо­рах мос­ков­ских церк­вей и, сде­лав за это вре­мя свой окон­ча­тель­ный вы­бор, по­сту­пил в 1918 го­ду по­слуш­ни­ком в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру; здесь он про­жил до за­кры­тия оби­те­ли в 1922 го­ду. По­сле это­го он пел в хо­ре Пят­ниц­кой церк­ви в Сер­ги­е­вом По­са­де, а в 1928 го­ду стал слу­жить пса­лом­щи­ком в хра­ме на Ку­ку­ев­ском клад­би­ще, где был по­хо­ро­нен ста­рец Зо­си­мо­вой пу­сты­ни иерос­хи­мо­нах Алек­сий (Со­ло­вьев). Здесь по­слуш­ник Сер­гий был и пса­лом­щи­ком, и сто­ро­жем, и пред­се­да­те­лем цер­ков­но­го со­ве­та.
В 1935 го­ду со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли быв­ших на­сель­ни­ков Лав­ры, жив­ших в квар­ти­рах По­са­да, и свя­щен­ни­ков, слу­жив­ших в го­род­ских хра­мах. 21 ок­тяб­ря 1935 го­да по­слуш­ник Сер­гий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. На­ча­лись до­про­сы сви­де­те­лей и об­ви­ня­е­мых. Неко­то­рые об­ви­ня­е­мые и сви­де­те­ли по­ка­за­ли, буд­то Сер­гей Крест­ни­ков го­во­рил, что цер­ков­но­слу­жи­те­лей за­му­чи­ли на­ло­га­ми, что со­вет­ская власть «по­ста­ви­ла сво­ей за­да­чей лик­ви­ди­ро­вать все пра­во­слав­ные церк­ви в Рос­сии, по­это­му мы ви­дим на каж­дом ша­гу раз­ру­ше­ние церк­вей про­тив же­ла­ния ве­ру­ю­щих; де­ла­ют это си­дя­щие у вла­сти евреи».
Сле­до­ва­тель спро­сил по­слуш­ни­ка Сер­гия, ка­кие бе­се­ды ве­лись сре­ди мо­на­ше­ству­ю­щих, на что тот от­ве­тил, что бе­се­ды ве­дут­ся на ре­ли­ги­оз­но-ду­хов­ные те­мы: од­ни счи­та­ют, что уже на­сту­пи­ли вре­ме­на ан­ти­хри­ста и по этой при­чине уси­ли­ва­ют­ся го­не­ния и пре­сле­до­ва­ния за ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния; но он счи­та­ет ина­че – что все пе­ре­жи­ва­ют сей­час вре­мя пред­две­рия при­хо­да ан­ти­хри­ста.
– Как вы ре­а­ги­ро­ва­ли на за­кры­тие церк­вей? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Со­вет­ская власть за­кры­ва­ет церк­ви без со­гла­сия ве­ру­ю­щих и де­ла­ет это непра­виль­но, а так­же ни за что вы­сы­ла­ет ду­хо­вен­ство, ли­шая его нор­маль­ной жиз­ни.
– Вы вы­ра­жа­ли недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью окру­жа­ю­щим вас ли­цам?
– Я со­вет­ской вла­стью недо­во­лен, по­то­му что она на­силь­но, без со­гла­сия ве­ру­ю­щих за­кры­ва­ет церк­ви, ни за что вы­сы­ла­ет ду­хо­вен­ство и ве­ру­ю­щих.
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– Я на­стро­ен ан­ти­со­вет­ски, по­то­му что со­вет­ская власть ор­га­ни­зо­ва­ла го­не­ние на ре­ли­гию, вы­сы­ла­ет ни за что ве­ру­ю­щих, без со­гла­сия ве­ру­ю­щих за­кры­ва­ет церк­ви, – по­вто­рил по­слуш­ник.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и 5 ян­ва­ря 1936 го­да за­кон­че­но и са­мо след­ствие. По­слуш­ник Сер­гий был об­ви­нен в том, что буд­то бы он «яв­лял­ся участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пи­ров­ки, сре­ди окру­жа­ю­щих рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ные лож­ные слу­хи о яко­бы про­во­ди­мом го­не­нии на ве­ру­ю­щих в СССР, в контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях про­слав­лял мо­ги­лу “стар­ца Алек­сея”, рас­пус­кал лож­ные слу­хи “о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях на мо­ги­ле стар­ца”, чи­тал и рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­се­мит­скую ли­те­ра­ту­ру».
8 ян­ва­ря 1936 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло по­слуш­ни­ка Сер­гия к пя­ти го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей, и он был от­прав­лен в Ухт­пе­члаг в го­род Чи­бью. В за­клю­че­нии он ока­зал­ся в то вре­мя, ко­гда сно­ва под­ня­лась вол­на го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, ко­то­рая на этот раз не ми­но­ва­ла и тех, кто уже на­хо­дил­ся в ла­ге­рях и тюрь­мах, и 21 ян­ва­ря 1938 го­да по­слуш­ник Сер­гий сно­ва был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и за­клю­чен в след­ствен­ный изо­ля­тор в Чи­бью.
– При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии? – спро­сил его сле­до­ва­тель.
– Ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Я го­во­рил за­клю­чен­ным, что в ла­ге­ре жить тя­же­ло. Боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.
15 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла по­слуш­ни­ка Сер­гия к рас­стре­лу. По­слуш­ник Сер­гий Крест­ни­ков был рас­стре­лян 25 ап­ре­ля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы Муромская.
Му­ром­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла при­не­се­на в Му­ром из Ки­е­ва про­све­ти­те­лем это­го края свя­тым бла­го­вер­ным кня­зем Кон­стан­ти­ном († 1129; па­мять 21 мая).
Свя­той Кон­стан­тин убеж­дал языч­ни­ков при­нять хри­сти­ан­ство, но они упор­ство­ва­ли и ре­ши­ли убить кня­зя. Узнав об этом, свя­той вы­шел к за­го­вор­щи­кам с ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бла­го­дать, ис­хо­див­шая от Ее Ли­ка, тро­ну­ла серд­ца языч­ни­ков. Они пе­ре­ме­ни­ли свои на­ме­ре­ния и са­ми ста­ли про­сить со­вер­шить над ни­ми Кре­ще­ние.
В кон­це XIII в. в Му­ро­ме был епи­ско­пом свя­той Ва­си­лий Ря­зан­ский. Окле­ве­тан­но­го и за­по­до­зрен­но­го в по­роч­ной жиз­ни свя­ти­те­ля осу­ди­ли на смерть. Св. Ва­си­лий всю ночь мо­лил­ся в хра­ме свя­тых кня­зей-стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба. Со­вер­шив ли­тур­гию, он за­тем от­слу­жил мо­ле­бен пе­ред при­не­сен­ной из Ки­е­ва кн. Кон­стан­ти­ном ико­ной Бо­го­ма­те­ри в хра­ме Бла­го­ве­ще­ния. При­дя со свя­той ико­ной на бе­рег ре­ки Оки, он, сняв с се­бя ман­тию, рас­про­стер ее по во­де и чу­дес­ным об­ра­зом встал на ман­тию. Силь­ный ве­тер по­нес его про­тив те­че­ния. Епи­скоп до­плыл до ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го ста­рой Ря­за­нью, где жи­ли кня­зья Фе­о­дор и Кон­стан­тин, ко­то­рые вме­сте с ду­хо­вен­ством и на­ро­дом вы­шли с крест­ным хо­дом на­встре­чу свя­ти­те­лю. С тех пор епи­скоп­ская ка­фед­ра в Му­ро­ме бы­ла упразд­не­на, а учре­жде­на в Ря­за­ни, где и оста­лась чу­до­твор­ная ико­на, ко­то­рую ста­ли на­зы­вать еще «Мо­ле­ни­ем св. Ва­си­лия». Через три го­да свя­ти­тель Ва­си­лий из­брал для жи­тель­ства но­вую Ря­зань и там утвер­дил в 1291 го­ду свою ка­фед­ру. Ту­да же бы­ла пе­ре­не­се­на и Му­ром­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Празд­не­ство чу­до­твор­ной иконе бы­ло уста­нов­ле­но в 1810 го­ду ука­зом Св. Си­но­да по же­ла­нию жи­те­лей Му­ро­ма 25 ап­ре­ля, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ря­зан­ско­го.
Подлинник иконы не сохранился (следы его теряются в момент перенесения из Мурома в Рязань). С Муромской иконы часто писались списки, многие из которых в настоящее время находятся в различных храмах и музейных собраниях. Один из чтимых списков сохранялся в Соборе Рождества Богородицы в Муроме до его разрушения в XX веке.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-muromskaja

☦️
Икона Богородицы Белыничская.
По цер­ков­но­му пре­да­нию Бе­лы­нич­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла при­не­се­на в XIII ве­ке бла­го­че­сти­вы­ми ино­ка­ми в ме­стеч­ко Бе­лы­ни­чи и по­ме­ще­на в Свя­то-Ильин­ском хра­ме, где во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния от об­ра­за Ца­ри­цы Небес­ной чу­дес­ным об­ра­зом вос­си­ял яр­кий свет. Это чу­до на­шло от­ра­же­ние во 2-м ико­се Ака­фи­ста Бе­лы­нич­ской иконе: Ра­зу­ме­ти хо­тя­ще див­ное чу­до, ка­ко от свя­тыя Тво­ея ико­ны ис­хож­да­ху све­тя­щи­я­ся лу­чи, бо­го­лю­би­вии ино­цы, при­нес­ше свя­тый об­раз Твой в стра­ну на­шу и по­ста­вив­ше в церк­ви про­ро­ка Илии, егда от пре­свет­лых лу­чей сих в но­щи бысть свет­ло аки во дни, со стра­хом и тре­пе­том со­вер­ша­ху все­нощ­ное мо­ле­ние пред свя­тою Тво­ею ико­ною и укреп­ля­ху­ся на­деж­дою на ми­ло­сер­дие Бо­жие. По­сле за­клю­че­ния Брест­ской унии (1596 г.) Или­ин­ский храм пе­ре­шел к ка­то­ли­кам, а спу­стя неко­то­рое вре­мя был раз­ру­шен.
За­тем чу­до­твор­ная ико­на пре­бы­ва­ла в ко­сте­ле Бе­лы­нич­ско­го кар­ме­лит­ско­го мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го в 1624 го­ду ли­тов­ским гет­ма­ном Львом Са­пе­гой на бе­ре­гу ре­ки Дру­ти, в 45 вер­стах от Мо­гиле­ва. Ико­на по­чи­та­лась как ка­то­ли­ка­ми, так и пра­во­слав­ны­ми. В 1832 го­ду мо­на­стырь был упразд­нен, и ко­стел дей­ство­вал как при­ход­ский храм.
В 1876 го­ду он был пе­ре­дан пра­во­слав­ным с вос­ста­нов­ле­ни­ем мо­на­сты­ря. 12 ап­ре­ля то­го же го­да в хра­ме бы­ла со­вер­ше­на пер­вая Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия на освя­щен­ном пра­во­слав­ным епи­ско­пом пре­сто­ле в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Через год сю­да был пе­ре­ве­ден из Мсти­слав­ля Ни­ко­ла­ев­ский муж­ской мо­на­стырь. Бе­лы­нич­ская ико­на оста­лась в хра­ме, на по­кло­не­ние ей еже­год­но при­те­ка­ло до 10 тыс. па­лом­ни­ков. В Мо­гилев­ской епар­хии счи­та­лось пра­ви­лом преж­де чем ид­ти в Ки­е­во-Пе­чер­скую лав­ру или По­чае­во, при­ло­жить­ся к Бе­лы­нич­ской свя­тыне. Несмот­ря на древ­ность ико­ны, вы­со­кое ис­кус­ство со­хра­ни­ло в изо­бра­же­нии ли­ка необы­чай­ную све­жесть кра­сок; оби­лие бла­го­да­ти, из­ли­вав­ше­е­ся от ико­ны, по мо­лит­ве ве­ры, на­пол­ня­ло ра­до­стью серд­ца пра­во­слав­ных.
В 1925 го­ду мо­на­стырь был за­крыт. Су­ще­ству­ют све­де­ния, что чу­до­твор­ная ико­на бы­ла пе­ре­да­на в Мо­гилев­ский кра­е­вед­че­ский му­зей. За­тем сле­ды ее за­те­ря­лись и она счи­та­ет­ся про­пав­шей в 1941 го­ду в ме­сте с дру­ги­ми му­зей­ны­ми цен­но­стя­ми, в чис­ле ко­то­рых был и Крест свя­той Ев­фро­си­нии По­лоц­кой.
По­сле 1917 го­да со­хра­ни­лись толь­ко два спис­ка Бе­лы­нич­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пре­бы­вав­ших в хра­мах во­сточ­ной Бе­ла­ру­си в кон­це XIX – на­ча­ле ХХ ве­ков.
Ико­но­гра­фия об­ра­за от­но­сит­ся к ти­пу Оди­гит­рии – гла­ва Бо­го­ро­ди­цы слег­ка по­вер­ну­та к Бо­гом­ла­ден­цу, Ко­то­рый пра­вой ру­кой бла­го­слов­ля­ет, а в ле­вой дер­жит дер­жа­ву. В пра­вой ру­ке Бо­жи­ей Ма­те­ри – удли­нен­ный де­ко­ра­тив­ный ски­петр. На гла­вах Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – узор­ча­тые ко­ролев­ские ко­ро­ны.
Бе­лы­нич­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся об­щей свя­ты­ней хри­сти­ан­ско­го ми­ра.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-belynichskaja


Жития
Писание