☀️ неподвижный годовой круг:
• 22 апреля (9 апреля)
• мч. Евпси́хия Кесарийского (Каппадокийского) (362)
• сщмчч. Диса́на, Мариа́ва, мчч. Авдие́са и прочих 270-ти (362–364)
• прмч. Вадима (376)
• мч. Гавриила (Фомина) (1942)


☦️
Мученик Евпси́хий Кесарийский (Каппадокийский).
Свя­той му­че­ник Ев­пси­хий ро­дил­ся в го­ро­де Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской и по­лу­чил хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние от сво­их знат­ных ро­ди­те­лей.
Во вре­мя цар­ство­ва­ния Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363) свя­той Ев­пси­хий всту­пил в хри­сти­ан­ский брак.
В Ке­са­рии то­гда на­хо­дил­ся язы­че­ский храм бо­ги­ни Фор­ту­ны, очень по­чи­та­е­мой Юли­а­ном От­ступ­ни­ком. В то вре­мя, как шло брач­ное тор­же­ство Ев­пси­хия, языч­ни­ки устро­и­ли жерт­во­при­но­ше­ние бо­гине Фор­туне.
Свя­той Ев­пси­хий вос­пла­ме­нил­ся рев­но­стью о Гос­по­де, со­брал на­род и раз­ру­шил язы­че­ский храм. Он знал, что это неми­ну­е­мо по­вле­чет за со­бой ка­ру. Свя­той Ев­пси­хий раз­дал все свое име­ние ни­щим и при­го­то­вил­ся к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу.
Разъ­ярен­ный им­пе­ра­тор Юли­ан об­ру­шил свой гнев не толь­ко на свя­то­го Ев­пси­хия, но и на все на­се­ле­ние это­го го­ро­да. Од­них граж­дан он каз­нил, бо­лее по­чет­ных от­пра­вил в из­гна­ние; хри­сти­ан­ское ду­хо­вен­ство бы­ло взя­то на во­ен­ную служ­бу, а у церк­вей от­ня­то иму­ще­ство. Го­род был ли­шен на­зва­ния Ке­са­рия (то есть Цар­ствен­ный) и об­ра­щен в про­стое се­ле­ние с преж­ним на­зва­ни­ем Ма­за, а жи­те­ли об­ло­же­ны тя­же­лой да­нью. Им­пе­ра­тор угро­жал со­всем уни­что­жить го­род, ес­ли жи­те­ли вме­сто уни­что­жен­но­го не по­стро­ят но­вый язы­че­ский храм.
Свя­то­го Ев­пси­хия Юли­ан ве­лел лю­бы­ми му­че­ни­я­ми при­ну­дить при­не­сти жерт­ву идо­лам. В те­че­ние мно­гих дней свя­то­го стра­даль­ца ис­тя­за­ли на ви­се­ли­це, а так­же же­лез­ны­ми ког­тя­ми. Но ве­ра его бы­ла твер­да, и су­дья от­дал при­ка­за­ние усечь му­че­ни­ка ме­чом († 362). В то вре­мя Юли­ан, от­прав­ля­ясь в по­ход на пер­сов, про­хо­дил через Кап­па­до­кию и при­бли­зил­ся к Ке­са­рии. Го­ро­ду угро­жа­ла опас­ность, так как им­пе­ра­тор на­ме­ре­вал­ся ра­зо­рить его до ос­но­ва­ния. То­гда ар­хи­епи­скоп го­ро­да, свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий († 379; па­мять 1 ян­ва­ря), воз­да­вая Юли­а­ну честь как вла­сти­те­лю, вы­шел ему на­встре­чу и под­нес три яч­мен­ных хле­ба, ка­ки­ми пи­тал­ся сам. Им­пе­ра­тор ве­лел ору­же­нос­цам взять хле­бы, а свя­ти­те­лю Ва­си­лию дать горсть се­на со сло­ва­ми: «Ты дал нам яч­мень, скот­скую пи­щу, по­лу­чи же от нас се­но». Свя­ти­тель от­ве­тил: «Мы, царь, при­нес­ли те­бе то, чем са­ми пи­та­ем­ся, ты же дал нам пи­щу скот­скую; ты на­сме­ха­ешь­ся над на­ми, ибо не мо­жешь вла­стью сво­ей пре­тво­рить се­но в хлеб – есте­ствен­ную пи­щу че­ло­ве­че­скую». Юли­ан гнев­но от­ве­тил: «Знай, что этим се­ном я бу­ду кор­мить те­бя, ко­гда воз­вра­щусь сю­да из Пер­сии. Я разо­рю этот го­род до ос­но­ва­ния и ме­сто его вспа­шу плу­гом и об­ра­щу в по­ле. Ибо мне из­вест­но, что это по тво­е­му со­ве­ту на­род дерз­нул ра­зо­рить изо­бра­же­ние и храм Фор­ту­ны».
По­сле это­го им­пе­ра­тор про­дол­жил путь, но вско­ре по­гиб во вре­мя по­хо­да на пер­сов. В 363 го­ду он был убит свя­тым ве­ли­ко­му­че­ни­ком Мер­ку­ри­ем (па­мять 7 декаб­ря).
По­сле его ги­бе­ли хри­сти­ане го­ро­да Ке­са­рии воз­двиг­ли пре­крас­ную цер­ковь над гро­бом свя­то­го Ев­пси­хия и от его мо­щей по­лу­ча­ли по­мощь и ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/319

☦️
Мученик Диса́н Персидский, епископ, мученики Мариа́в, пресвитер, Авдие́с и прочие 270.
Свя­тые му­че­ни­ки епи­скоп Ди­сан, пре­сви­тер Ма­ри­ав, Ав­ди­ес и про­чие 270 при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть († око­ло 362–364) от пер­сид­ско­го ца­ря Са­по­ра II. В пле­ну они от­ка­за­лись от­речь­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры. В их чис­ле бы­ла и му­че­ни­ца Ия, ко­то­рая вос­по­ми­на­ет­ся 24 сен­тяб­ря.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-4/40_2

☦️
Преподобномученик Вади́м Персидский, архимандрит.
Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник Ва­дим ар­хи­манд­рит ро­дил­ся в IV ве­ке в пер­сид­ском го­ро­де Вифла­па­те, про­ис­хо­дил из бо­га­той и знат­ной се­мьи. В мо­ло­дых го­дах он был про­све­щен хри­сти­ан­ским уче­ни­ем. Свя­той раз­дал часть име­ния и ушел в пу­сты­ню, где на свои сред­ства ос­но­вал мо­на­стырь. Для уеди­нен­ной мо­лит­вы он ухо­дил на го­ру и од­на­жды удо­сто­ил­ся ви­деть Сла­ву Бо­жию. В то вре­мя пер­сид­ский царь Са­пор (310–381) на­чал пре­сле­до­вать хри­сти­ан. Свя­то­го Ва­ди­ма взя­ли вме­сте с се­мью уче­ни­ка­ми и еже­днев­но ис­тя­за­ли в тем­ни­це, до­би­ва­ясь, чтобы они от­рек­лись от Хри­ста и по­кло­ни­лись солн­цу и ог­ню. Но пре­по­доб­ный Ва­дим и его уче­ни­ки твер­до дер­жа­лись хри­сти­ан­ской ве­ры. Че­ты­ре ме­ся­ца про­бы­ли ис­по­вед­ни­ки в тюрь­ме. Все это вре­мя свя­той Ва­дим был ду­хов­ным во­ждем и опо­рой для хри­сти­ан, жив­ших в Пер­сии.
Один из при­бли­жен­ных ца­ря Са­по­ра, Нир­сан, ис­по­ве­до­вав­ший хри­сти­ан­ство и да­же пе­ре­нес­ший за это за­клю­че­ние в тем­ни­цу, не вы­дер­жал ис­пы­та­ния и от­рек­ся от Хри­ста. Он обе­щал вы­пол­нить лю­бое по­ве­ле­ние ца­ря. Са­пор по­тре­бо­вал от Нир­са­на, чтобы он соб­ствен­но­руч­но от­сек го­ло­ву свя­то­му Ва­ди­му. За это он обе­щал ему про­ще­ние и на­гра­ду. Нир­сан не смог по­бо­роть в се­бе стра­ха но­вых му­че­ний и со­гла­сил­ся сту­пить на пре­да­тель­ский путь Иуды. Ко­гда к нему при­ве­ли свя­то­го Ва­ди­ма, он взял меч и на­пра­вил­ся к нему, но, об­ли­ча­е­мый со­ве­стью, Нир­сан вдруг за­тре­пе­тал и как бы ока­ме­нел. Свя­той Ва­дим ска­зал ему: «Неуже­ли твоя зло­ба, Нир­сан, до­шла до то­го, что ты не толь­ко от Бо­га от­рек­ся, но и ра­бов Его на­чи­на­ешь уби­вать? Го­ре те­бе, ока­ян­ный, что ста­нешь де­лать в тот день, ко­гда пред­ста­нешь на Страш­ном су­де дать от­вет Бо­гу?! Я с ра­до­стью скон­ча­юсь в му­че­нии за Хри­ста, но не хо­тел бы при­нять смерть от тво­ей ру­ки». Оже­сто­чив­шись, Нир­сан уда­рил ме­чом. Но ру­ки его дро­жа­ли, и он не смог сра­зу от­сечь го­ло­ву свя­то­му, так что ог­не­по­клон­ни­ки ста­ли на­зы­вать его тру­сом. Пре­по­доб­но­му­че­ник Ва­дим сто­ял непо­движ­но, пе­ре­но­ся страш­ные уда­ры, по­ка убий­це не уда­лось на­ко­нец от­ру­бить ему го­ло­ву († 376). Воз­мез­дие за от­ре­че­ние не за­мед­ли­ло по­стиг­нуть несчаст­но­го: тер­за­е­мый со­ве­стью, он по­кон­чил с со­бой, бро­сив­шись на меч. По­сле смер­ти ца­ря Са­по­ра 7 уче­ни­ков пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ва­ди­ма вы­шли из тем­ни­цы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/320

☦️
Мученик Гаврии́л Фомин.
Гав­ри­ил Фо­мин ро­дил­ся в 1882 го­ду в се­ле Ива­че­во За­рай­ско­го уез­да в се­мье кре­стья­ни­на Ха­ри­то­на Фо­ми­на. Глу­бо­ко ве­ру­ю­щий че­ло­век, Гав­ри­ил по­мо­гал свя­щен­ни­ку в хра­ме и ис­пол­нял при церк­ви обя­зан­но­сти сто­ро­жа, что бы­ло ему по до­маш­ним об­сто­я­тель­ствам удоб­но, так как он был че­ло­ве­ком неже­на­тым. Ино­гда он пел на кли­ро­се в За­ха­ри­и­но-Ели­за­ве­тин­ской церк­ви се­ла Го­ре­то­во, от­че­го неко­то­рые, ред­ко хо­див­шие в храм, ду­ма­ли, что он слу­жит пса­лом­щи­ком.
В 1925–1926 го­ды Гав­ри­ил Ха­ри­то­но­вич жил в се­ле Го­ро­дец Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на, и по­мо­гал здесь свя­щен­ни­ку Ни­коль­ско­го хра­ма. В 1928 го­ду он был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав, в 1932 го­ду аре­сто­ван и осуж­ден на три го­да за несда­чу хле­бо­за­го­то­вок го­су­дар­ству. Все его иму­ще­ство, вклю­чая дом и на­двор­ные по­строй­ки, бы­ло кон­фис­ко­ва­но, так что он в бук­валь­ном смыс­ле остал­ся без кро­ва. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, Гав­ри­ил Ха­ри­то­но­вич по­се­лил­ся в се­ле Суш­ко­во Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на (ныне Лу­хо­ви­цы) и стал по­мо­гать слу­жив­ше­му здесь в Ка­зан­ском хра­ме свя­щен­ни­ку Сер­гию Лю­бо­муд­ро­ву.
Как че­ло­век вер­ный 7 сен­тяб­ря 1938 го­да он был аре­сто­ван и об­ви­нен в рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­ты. В тот же день сле­до­ва­тель предъ­явил ему об­ви­не­ния в ве­де­нии сре­ди пас­са­жи­ров в июне 1937 г. на стан­ции Суш­ко­во, а так­же сре­ди кол­хоз­ни­ков в но­яб­ре 1937 г. раз­го­во­ров о ско­рой ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти.
По­сколь­ку Гав­ри­ил не со­гла­сил­ся при­знать лож­ных об­ви­не­ний, бы­ли вы­зва­ны «сви­де­те­ли», неко­то­рые из ко­то­рых слу­жи­ли неглас­ны­ми со­труд­ни­ка­ми НКВД; они и под­твер­ди­ли свои пись­мен­ные до­но­сы. По­сле это­го Гав­ри­ил Ха­ри­то­но­вич вновь был до­про­шен, но опять не под­твер­дил по­ка­за­ний лже­сви­де­те­лей. То­гда ему бы­ли устро­е­ны с ни­ми оч­ные став­ки, но и то­гда он про­явил стой­кость и му­же­ство.
2 ок­тяб­ря 1938 го­да след­ствие бы­ло за­вер­ше­но; в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии го­во­ри­лось, что «до­про­шен­ный по де­лу в ка­че­стве об­ви­ня­е­мо­го Фо­мин Г.X. ви­нов­ным се­бя не при­знал, но до­ста­точ­но изоб­ли­ча­ет­ся тре­мя сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми и тре­мя оч­ны­ми став­ка­ми».
По­сле окон­ча­ния след­ствия Гав­ри­ил Ха­ри­то­но­вич со­дер­жал­ся в Та­ган­ской тюрь­ме в Москве. 25 ап­ре­ля 1939 го­да его осви­де­тель­ство­вал врач и уста­но­вил, что он бо­лен ту­бер­ку­ле­зом пра­во­го го­ле­но­стоп­но­го су­ста­ва, что остав­ля­ло ему ма­ло шан­сов пе­ре­жить за­клю­че­ние.
По­чти год му­че­ник про­был в тюрь­ме – не при­го­во­рен­ный и не оправ­дан­ный, по­ка вла­сти пе­ре­стра­и­ва­ли си­сте­му «тро­ек» и сно­ва вво­ди­ли су­деб­ные слу­ша­ния, про­хо­див­шие в том же за­кры­том ре­жи­ме, что и за­се­да­ния тро­ек. Толь­ко 16 ав­гу­ста 1939 го­да, на­ко­нец, со­сто­я­лись слу­ша­ния по его де­лу. На су­де Гав­ри­ил Ха­ри­то­но­вич ска­зал: «Я в церк­ви был сто­ро­жем, и бы­ли слу­чаи, пел на кли­ро­се. Ви­нов­ным се­бя не при­знаю, по­то­му что ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных дей­ствий ни­ко­гда не про­из­во­дил. Со сви­де­те­ля­ми, ко­то­рые вы­зва­ны по мо­е­му де­лу, – я их не знаю и в ссо­рах ни­ко­гда с ни­ми не со­сто­ял, и те раз­го­во­ры, ко­то­рые ука­за­ны в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, я ни­ко­гда ни­где не раз­гла­шал. Пса­лом­щи­ком я ни­ко­гда в церк­ви не со­сто­ял, а на­го­во­ри­ли сви­де­те­ли, по­то­му что бы­ли слу­чаи, я пел на кли­ро­се, по­то­му они и ду­ма­ют, что я пса­лом­щик».
В тот же день суд при­го­во­рил его к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре и трем го­дам «по­ра­же­ния в граж­дан­ских пра­вах». Гав­ри­ил Ха­ри­то­но­вич Фо­мин скон­чал­ся 22 ап­ре­ля 1942 го­да в Ун­жен­ском конц­ла­ге­ре НКВД и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание