☀️ неподвижный годовой круг:
• 20 апреля (7 апреля)
• мч. Каллио́пия Помпеопольского (304)
• сщмч. Руфи́на, мц. Акили́ны Младшей, с ними 200 воинов (ок. 310)
• прп. Серапио́на Синдонита (V)
• прп. Георгия Митиленского (после 820)
• прп. Даниила Переяславского (1540)
• сщмч. Аркадия (Добронравова) (1933)
• прмц. Евдокии (Павловой) (1939)


☦️
Мученик Каллио́пий Помпеопольский.
Свя­той му­че­ник Кал­лио­пий ро­дил­ся в Пер­гии Пам­фи­лий­ской от бла­го­че­сти­вой жен­щи­ны Фео­клии, же­ны знат­но­го се­на­то­ра. У Фео­клии дол­гое вре­мя не бы­ло де­тей. Она го­ря­чо мо­ли­лась о да­ро­ва­нии ей ре­бен­ка, обе­щая по­свя­тить его Бо­гу.
Вско­ре по­сле рож­де­ния сы­на Фео­к­лия ов­до­ве­ла. Она вос­пи­та­ла сы­на в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда свя­той Кал­лио­пий до­стиг юно­ше­ско­го воз­рас­та, на­ча­лись же­сто­кие го­не­ния на хри­сти­ан. Фео­к­лия, узнав, что на ее сы­на по­сту­пил до­нос, от­пра­ви­ла его в Ки­ли­кию. Ко­гда свя­той при­был в Пом­пе­о­поль Ки­ли­кий­ский, в го­ро­де про­ис­хо­ди­ли празд­не­ства в честь язы­че­ских бо­гов. Юно­шу при­гла­си­ли при­нять уча­стие в пир­ше­ствах. Он от­ве­тил от­ка­зом и объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном. Об этом до­нес­ли пра­ви­те­лю го­ро­да Мак­си­му. Тот при­звал к се­бе на суд свя­то­го Кал­лио­пия и сна­ча­ла пы­тал­ся уго­во­рить его по­кло­нить­ся бо­гам, обе­щая вы­дать за него свою дочь. По­сле ре­ши­тель­но­го от­ка­за юно­ши Мак­сим под­верг его же­сто­ким му­кам. Он при­ка­зал бить му­че­ни­ка по спине оло­вян­ны­ми пру­тья­ми и по жи­во­ту во­ло­вьи­ми жи­ла­ми. На­ко­нец, пра­ви­тель ве­лел при­вя­зать юно­шу к же­лез­но­му ко­ле­су и под­жа­ри­вать на мед­лен­ном огне. По­сле ис­тя­за­ний му­че­ни­ка Кал­лио­пия, еще жи­во­го, бро­си­ли в тем­ни­цу.
Ко­гда Фео­к­лия по­лу­чи­ла из­ве­стие о стра­да­ни­ях сы­на, она на­пи­са­ла за­ве­ща­ние, от­пу­сти­ла ра­бов на во­лю, раз­да­ла свое бо­гат­ство ни­щим и по­спе­ши­ла к свя­то­му Кал­лио­пию. Му­же­ствен­ная мать да­ла день­ги стра­жам и про­ник­ла к сы­ну в тем­ни­цу. Там она укреп­ля­ла его до кон­ца пе­ре­но­сить стра­да­ния за Хри­ста.
Ко­гда на сле­ду­ю­щий день свя­той на су­де от­ка­зал­ся от­речь­ся от Хри­ста, Мак­сим при­ка­зал рас­пять му­че­ни­ка на кре­сте. День каз­ни сов­пал с Ве­ли­ким Чет­вер­гом, ко­гда вос­по­ми­на­ет­ся Тай­ная Ве­че­ря Спа­си­те­ля с уче­ни­ка­ми.
Фео­к­лия узна­ла об этом и умо­ли­ла стра­жей рас­пять сы­на вниз го­ло­вой, так как счи­та­ла его недо­стой­ным быть рас­пя­тым по­доб­но Гос­по­ду. Же­ла­ние ее бы­ло ис­пол­не­но. Свя­той му­че­ник про­ви­сел на кре­сте до Ве­ли­кой Пят­ни­цы и скон­чал­ся в 304 го­ду, в день вос­по­ми­на­ния Крест­ной смер­ти Спа­си­те­ля.
По сня­тии му­че­ни­ка с кре­ста Фео­к­лия воз­да­ла сла­ву Спа­си­те­лю, об­ня­ла без­ды­хан­ное те­ло сы­на и тут же пре­да­ла свой дух Бо­гу. Хри­сти­ане по­греб­ли их те­ла в од­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/314

☦️
Мученик Руфи́н, диакон, мученица Акили́на, и с ними 200 воинов.
Свя­той му­че­ник Ру­фин диа­кон, му­че­ни­ца Аки­ли­на и с ни­ми 200 во­и­нов по­стра­да­ли око­ло 310 го­да в го­ро­де Си­но­пе на Чер­ном мо­ре при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане (305–311). Ко­гда свя­той диа­кон Ру­фин был по­са­жен в тем­ни­цу за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры, му­че­ни­ца Аки­ли­на за­бо­ти­лась о нем и за это бы­ла так­же взя­та под стра­жу. В тем­ни­це сво­и­ми чу­де­са­ми они об­ра­ти­ли 200 во­и­нов ко Хри­сту и все вме­сте бы­ли усе­че­ны ме­чом.

☦️
Преподобный Серапио́н Синдонит, Египетский, монах.
Пре­по­доб­ный Се­ра­пи­он жил в V ве­ке в Егип­те, на­зван Син­до­ни­том, по­то­му что но­сил лишь гру­бую льня­ную одеж­ду, на­зы­ва­е­мую син­до­ном. С са­мой юно­сти пре­по­доб­ный жил как пти­ца небес­ная, не имея при­ста­ни­ща, и по несколь­ко дней не ел, не имея на что ку­пить хле­ба. Ни­ще­му, дро­жав­ше­му от хо­ло­да, он от­дал свой син­дон, остав­шись по­лу­на­гим. Один гре­че­ский фило­соф, же­лая про­ве­рить нес­тя­жа­тель­ность пре­по­доб­но­го, од­на­жды дал пре­по­доб­но­му зо­ло­тую мо­не­ту и стал на­блю­дать за ним. Свя­той по­шел к хлеб­но­му тор­гов­цу, взял у него один хлеб, от­дал тор­гов­цу зо­ло­тую мо­не­ту и уда­лил­ся, не при­да­вая зна­че­ния сто­и­мо­сти мо­не­ты. Свя­той Се­ра­пи­он осо­бым пу­тем мно­гих при­во­дил на путь спа­се­ния. Од­на­жды он про­дал се­бя в раб­ство гре­че­ско­му ак­те­ру, ко­то­ро­го хо­тел об­ра­тить ко Хри­сту. Ак­тер, по­ра­жен­ный при­ме­ром свя­той жиз­ни пра­вед­ни­ка, уве­ро­вал и кре­стил­ся вме­сте со сво­ей се­мьей. Он умо­лял свя­то­го Се­ра­пи­о­на оста­вать­ся с ним уже не ра­бом, а на­став­ни­ком и дру­гом, но пре­по­доб­ный уда­лил­ся, не взяв пред­ло­жен­ных ему де­нег. От­прав­ля­ясь в Рим, свя­той Се­ра­пи­он сел на ко­рабль, но ни­че­го не за­пла­тил ко­ра­бель­щи­кам. Вна­ча­ле они ста­ли уко­рять его за это, но, за­ме­тив, что ста­рец уже пя­тый день ни­че­го не ест, ста­ли пи­тать его ра­ди Бо­га и тем са­мым ис­пол­ни­ли за­по­ведь Гос­под­ню. В Ри­ме пре­по­доб­ный про­дол­жал стран­ство­вать, пе­ре­хо­дя из до­ма в дом, не имея ни­че­го, со­би­рая лишь бо­гат­ство ду­хов­ное для се­бя и для ближ­не­го сво­е­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/424

☦️
Преподобный Гео́ргий Митиленский, митрополит.
Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий, мит­ро­по­лит Ми­ти­лен­ский, с юно­сти вел мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, со­вер­шен­ству­ясь пре­иму­ще­ствен­но в доб­ро­де­те­ли сми­рен­но­муд­рия. В цар­ство­ва­ние Льва Ис­ав­ря­ни­на (716–741) свя­той пре­тер­пел го­не­ния от ико­но­бор­цев и по­лу­чил име­но­ва­ние Ис­по­вед­ни­ка.
В го­ды цар­ство­ва­ния Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го (780–797) свя­той Ге­ор­гий был воз­ве­ден на ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру го­ро­да Ми­ти­ле­на, рас­по­ло­жен­но­го на ост­ро­ве Лес­бос. Жизнь свя­ти­те­ля си­я­ла це­ло­муд­ри­ем и чи­сто­той и бы­ла по­доб­на жиз­ни Ан­гель­ской. Он имел дар чу­до­тво­ре­ния, из­го­нял нечи­стых ду­хов и ис­це­лял неиз­ле­чи­мые бо­лез­ни. Свя­ти­тель от­ли­чал­ся ми­ло­сер­ди­ем, щед­ро по­мо­гал всем нуж­да­ю­щим­ся. В кон­це сво­ей жиз­ни, в 815 го­ду, во вре­мя цар­ство­ва­ния ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на (813–820), свя­той ар­хи­пас­тырь был из­гнан и со­слан в Хер­со­нес, где и скон­чал­ся по­сле 820 го­да. В час его кон­чи­ны над го­ро­дом Ми­ти­ле­на на небе вос­си­я­ла яр­кая звез­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/313

☦️
Преподобный Дании́л Переяславский, архимандрит.
Пре­по­доб­ный Да­ни­ил Пе­ре­я­с­лав­ский, в ми­ру Ди­мит­рий, ро­дил­ся око­ло 1460 го­да в го­ро­де Пе­ре­яслав­ле-За­лес­ском от бла­го­че­сти­вых Кон­стан­ти­на и Фе­о­до­сии (в ино­че­стве Фек­лы).
С дет­ства Да­ни­ил имел лю­бовь к бла­го­че­сти­вой жиз­ни и хри­сти­ан­ским по­дви­гам. По­стриг при­нял в мо­на­сты­ре пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия Бо­ров­ско­го; в ду­хов­ной жиз­ни воз­рос под ру­ко­вод­ством свя­то­го Лев­кия Во­ло­ко­лам­ско­го (па­мять 17 ав­гу­ста). За­тем на ро­дине он по­свя­тил се­бя по­дви­гу люб­ви к ближ­ним: по­гре­бал бес­при­зор­ных, ни­щих, без­род­ных. Пре­по­доб­ный ос­но­вал на ме­сте клад­би­ща мо­на­стырь.
Скон­чал­ся он 7 ап­ре­ля (20 ап­ре­ля н. с.) 1540 го­да (па­мя­ти его так­же 30 де­каб­ря и 28 июля).

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-daniil-perejaslavskij

☦️
Священномученик Арка́дий Добронравов, пресвитер.
Про­то­и­е­рей Ар­ка­дий Доб­ро­нра­вов ро­дил­ся в 1868 го­ду в се­ле Устье Яд­рин­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии (ныне Али­ков­ско­го рай­о­на Чу­ва­шии) в се­мье диа­ко­на Пав­ла Доб­ро­нра­во­ва.
В 1889 го­ду Ар­ка­дий окон­чил Ка­зан­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к се­лу Пич­ка­сы Спас­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии. В 1893 го­ду за рев­ност­ные тру­ды по устрой­ству но­во­го хра­ма по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние Свя­щен­но­го Си­но­да с гра­мо­той. В 1894 го­ду на­граж­ден на­бед­рен­ни­ком. В 1896 го­ду по про­ше­нию пе­ре­ме­щен в храм Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри го­ро­да Ци­вильск.
В 1898 го­ду на­граж­ден ску­фьей, в 1898 го­ду за усерд­ное от­но­ше­ние к цер­ков­но-школь­но­му де­лу вы­ра­же­на бла­го­дар­ность Ка­зан­ско­го Епар­хи­аль­но­го Учи­лищ­но­го Со­ве­та со вне­се­ни­ем в фор­му­ляр. В этом же го­ду на­граж­ден се­реб­ря­ной ме­да­лью на Алек­сан­дров­ской лен­те, се­реб­ря­ной ме­да­лью за уча­стие в де­я­тель­но­сти Крас­но­го Кре­ста во вре­мя Рус­ско-япон­ской вой­ны, се­реб­ря­ной ме­да­лью на двой­ной Алек­сан­дров­ской лен­те. В 1905 го­ду за от­лич­ную служ­бу пре­по­да­но бла­го­сло­ве­ние Свя­щен­но­го Си­но­да с гра­мо­той. В 1907 го­ду се­реб­ря­ной ме­да­лью за уча­стие в де­я­тель­но­сти Крас­но­го Кре­ста, в 1909 го­ду се­реб­ря­ной ме­да­лью на двой­ной Вла­ди­мир­ской и Алек­сан­дров­ской лен­тах. В 1909 го­ду на­граж­ден ка­ми­лав­кой. В 1912 го­ду на­граж­ден ор­де­ном Свя­той Ан­ны 3 сте­пе­ни. Воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1925 го­ду был уво­лен от ме­ста на неко­то­рое вре­мя об­нов­лен­че­ским епи­ско­пом Ти­мо­фе­ем (Зай­ко­вым). Епи­скоп Ала­тыр­ский Гер­ман (Ко­кель) же­лал из­брать от­ца Ар­ка­дия в Епар­хи­аль­ный Со­вет, раз­ре­ше­ние на что про­сил у вла­стей.
Про­то­и­е­рей Ар­ка­дий, про­слу­жив в те­че­ние 35 лет непре­рыв­но в хра­ме Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри го­ро­да Ци­виль­ска, был аре­сто­ван 30 ап­ре­ля 1931 го­да. Один из сви­де­те­лей по де­лу по­ка­зы­вал, что отец Ар­ка­дий «тот­час по­сле ре­во­лю­ции про­яв­лял контр­ре­во­лю­ци­он­ный са­бо­таж, за что при­вле­кал­ся чрез­вы­чай­ной ко­мис­си­ей и аре­сто­вы­вал­ся, от­кры­то го­во­рил в церк­ви, что со­вет­ская власть ан­ти­хри­сто­ва и при­зы­вал ве­ру­ю­щих не под­чи­нять­ся ей». Дру­гой сви­де­тель – свя­щен­ник со­бо­ра го­ро­да Ци­виль­ска по­ка­зы­вал: «свя­щен­ник Доб­ро­нра­вов Ар­ка­дий яв­ля­ясь ярым ан­ти­со­вет­ским эле­мен­том, враж­деб­но на­стро­ен к про­во­ди­мым ме­ро­при­я­ти­ям со­ввла­сти и ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии и эту нена­висть он не толь­ко скры­ва­ет в се­бе, но от­кры­то с ам­во­на вы­сту­пал с аги­та­ци­ей. 19 де­каб­ря 1929 го­да Доб­ро­нра­вов в церк­ви го­во­рил про­по­ведь ве­ру­ю­щим на те­му: Бла­жен­ни из­гна­ни прав­ды ра­ди. В этой про­по­ве­ди он го­во­рил, что при со­ввла­сти мно­го без­вин­но стра­дав­ших лю­дей, по тюрь­мам и ссыл­кам за прав­ду и Еван­гель­скую ис­ти­ну. В ян­ва­ре ме­ся­це 1931 го­да 6 чис­ла Доб­ро­нра­вов в церк­ви при по­хо­ро­нах умер­шей игу­ме­ньи го­во­рил так­же про­по­ведь, в ко­то­рой ска­зал: власть граж­дан­ская сжи­ма­ла в сво­их ру­ках не та­ких стол­пов, как умер­шая игу­ме­нья. Ве­ли­кие лю­ди Церк­ви, управ­ляя мо­на­сты­ря­ми, вы­нуж­де­ны бы­ли под на­по­ром со­ввла­сти сдать мо­на­сты­ри. 26 ап­ре­ля се­го го­да я за­шел к свя­щен­ни­ку Доб­ро­нра­во­ву. В бе­се­де со мной на те­му о за­кры­тии церк­ви Доб­ро­нра­вов ска­зал: по­ка я жив – цер­ковь не за­кро­ют, по­то­му что есть лю­ди, ко­то­рые по­сто­ят за ме­ня и за цер­ковь. В го­ро­де Ци­виль­ске по же­ла­нию са­мих ве­ру­ю­щих вы­но­си­лись по­ста­нов­ле­ния о необ­хо­ди­мо­сти за­кры­тия од­ной из церк­вей. Доб­ро­нра­вов ока­зы­ва­ет силь­ное про­ти­во­дей­ствие про­ве­де­нию этой ра­бо­ты пу­тем ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди ве­ру­ю­щих про­те­сто­вать про­тив за­кры­тия церк­ви. Так, на­при­мер, в празд­ник Пас­хи на чет­вер­тый день он хо­дил в со­сед­нюю де­рев­ню Тув­си и здесь аги­ти­ро­вал про­тив за­кры­тия церк­ви. В этой де­ревне кре­стьяне до при­хо­да Доб­ро­нра­во­ва вы­нес­ли еди­но­глас­ное ре­ше­ние за­крыть цер­ковь, а по­сле него ста­ли уже от­ка­зы­вать­ся от сво­е­го по­ста­нов­ле­ния. Доб­ро­нра­вов име­ет близ­кую связь с мо­наш­ка­ми, про­жи­ва­ю­щи­ми в го­ро­де Ци­виль­ске».
При обыс­ке у от­ца Ар­ка­дия бы­ли изъ­яты за­пи­си про­по­ве­дей, ко­то­рые он чи­тал за бо­го­слу­же­ни­я­ми по­след­ним Ве­ли­ким по­стом. В од­ной из них он пи­сал: «в по­след­нее вре­мя неве­рие все бо­лее и бо­лее рас­тет. Враж­да к Хри­сто­вой Церк­ви, на­чав­ша­я­ся с пер­вых же дней ее су­ще­ство­ва­ния не пре­кра­ща­ет­ся, а на­про­тив все бо­лее и бо­лее уси­ли­ва­ет­ся. Сно­ва ве­дут на Гол­го­фу Хри­ста осме­ян­но­го, сно­ва слы­шат­ся ди­кие вопли: рас­пни, рас­пни Его, т. е. уни­что­жить нуж­но хри­сти­ан­ство, сте­реть с ли­ца зем­ли, сно­ва со­би­ра­ют­ся лю­ди и по­доб­но книж­ни­кам на­уча­ют на­род про­сить Пи­ла­та от­пу­стить раз­бой­ни­ка Ва­рав­ву, а Хри­ста рас­пять, уни­что­жить. На­уча­ют на­род от­речь­ся от Хри­ста, от хри­сти­ан­ской ве­ры, от Церк­ви. Все пус­ка­ет­ся в ход для ис­ко­ре­не­ния вер: на­смеш­ки над бла­го­че­сти­вы­ми уста­нов­ка­ми церк­ви, на­смеш­ки над Пас­хой, над хож­де­ни­ем в цер­ковь, го­ве­ни­ем, при­ча­ще­ни­ем, над вен­ча­ни­ем, од­ним сло­вом – по­вто­ря­ет­ся то же, что бы­ло при Пи­ла­те. Там про­си­ли от­пу­стить раз­бой­ни­ка Ва­рав­ву, а Хри­ста рас­пять, а те­перь на­уча­ют при­нять се­бе в спут­ни­ки Са­та­ну, по­ко­рить­ся его ве­ле­ни­ям, а Хри­ста, Его уче­ние пре­дать уни­что­же­нию. И как то­гда вра­ги Хри­ста из­де­ва­ясь тре­бо­ва­ли зна­ме­ния и го­во­ри­ли: ес­ли Ты Сын Бо­жий, то сой­ди с Кре­ста и мы ве­ру­ем в Те­бя, так и те­перь вра­ги ве­ры Хри­сто­вой тре­бу­ют чу­дес и зна­ме­ний, но, ко­неч­но, не для то­го, чтобы уве­ро­вать, а для еще боль­ше­го ко­щун­ства и из­де­ва­тель­ства».
В дру­гой про­по­ве­ди, под­го­тов­лен­ной по вос­крес­но­му Еван­ге­лию о жене, по­ма­зав­шей ми­ром но­ги Спа­си­те­ля и отер­шей их сво­и­ми вла­са­ми, по­сле рас­ска­за о смыс­ле еван­гель­ско­го чте­ния отец Ар­ка­дий го­во­рил: «Воз­люб­лен­ные бра­тья и сест­ры, так ли мы ка­ем­ся в сво­их гре­хах, как ка­я­лась жен­щи­на-греш­ни­ца, про ко­то­рую вы слу­ша­ли сей­час. При­па­да­ем ли мы в сми­ре­нии и со­зна­нии сво­ей гре­хов­но­сти к но­гам Иису­са Хри­ста ниц, ища у него по­ми­ло­ва­ния? Пла­чем ли мы о сво­их гре­хах, как пла­ка­ла эта жен­щи­на. С при­скор­би­ем долж­ны со­зна­вать, что ед­ва ли что по­доб­ное за­ме­тим меж­ду на­ми. Все мы жи­вем во гре­хах, но нет у нас со­зна­ния на­шей гре­хов­но­сти, со­весть на­ша спит, не чув­ству­ем мы нуж­ды по­ка­я­ния. Го­ве­ем мы неохот­но, и ис­по­ве­ду­ем­ся неис­кренне, не пла­чем о сво­их гре­хах, как пла­ка­ла еван­гель­ская жен­щи­на-греш­ни­ца и по­это­му и не услы­шим обод­ря­ю­ще­го го­ло­са Спа­си­те­ля: иди с ми­ром, ве­ра твоя спас­ла те­бя».
1 мая 1931 го­да со­сто­ял­ся до­прос от­ца Ар­ка­дия на ко­то­ром он ви­нов­ным в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции се­бя не при­знал.
8 мая тю­рем­ный врач со­ста­вил акт ме­ди­цин­ско­го осви­де­тель­ство­ва­ния от­ца Ар­ка­дия, в ко­то­ром за­пи­сал, что «граж­да­нин Доб­ро­нра­вов, 64-х лет одер­жим недо­ста­точ­ной де­я­тель­но­стью серд­ца вслед­ствие хро­ни­че­ско­го мио­кар­ди­та и на этой поч­ве одыш­ка при физи­че­ском на­пря­же­нии, по­че­му сле­до­вать пеш­ком на да­ле­кие рас­сто­я­ния не мо­жет».
В этот же день об­ви­ня­е­мо­му Доб­ро­нра­во­ву бы­ло объ­яв­ле­но, что пред­ва­ри­тель­ное след­ствие по де­лу по об­ви­не­нию его в пре­ступ­ле­нии, преду­смот­рен­ном ста­тьей 58 часть 10 Уго­лов­но­го Ко­дек­са, то есть в си­сте­ма­ти­че­ской ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции в ви­де про­по­ве­дей, ис­поль­зуя для это­го ве­ру­ю­щих в церк­ви, за­кон­че­но. На во­прос, что об­ви­ня­е­мый же­ла­ет до­пол­нить след­ствию отец Ар­ка­дий за­явил: «я ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей не за­ни­мал­ся, а ис­клю­чи­тель­но хо­тел ска­зать, чтобы не уро­ня­лось сре­ди ве­ру­ю­щих Бо­же­ское уче­ние».
10 июня 1931 го­да отец Ар­ка­дий был при­го­во­рен осо­бой трой­кой ОГПУ Ни­же­го­род­ско­го Края по ста­тье 58 пунк­та 10 ча­сти 2 к 5 го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. От­бы­вать на­ка­за­ние от­цу Ар­ка­дию при­шлось в Тем­ни­ков­ском ла­ге­ре в Мор­до­вии. Не вы­дер­жав тя­же­лых усло­вий за­клю­че­ния отец Ар­ка­дий скон­чал­ся 20 ап­ре­ля 1933 го­да. Ла­гер­ный врач ука­зал при­чи­ну смер­ти: де­ком­пен­си­ро­ван­ный мио­кар­дит и пси­хоз.

☦️
Преподобномученица Евдоки́я Павлова, послушница.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­до­кия – Ев­до­кия Пав­лов­на Пав­ло­ва – ро­ди­лась 1 ав­гу­ста 1876 го­да в го­ро­де Москве. Ко­гда ей ис­пол­ни­лось один­на­дцать лет, ее вме­сте с сест­рой Пе­ла­ги­ей, ко­то­рая бы­ла на два го­да млад­ше, ро­ди­те­ли от­да­ли на вос­пи­та­ние в Мос­ков­ский Страст­ной мо­на­стырь; впо­след­ствии сест­ры бы­ли при­ня­ты в мо­на­стырь по­слуш­ни­ца­ми и под­ви­за­лись в нем до его за­кры­тия. По­сле ра­зо­ре­ния оби­те­ли неко­то­рые мо­на­хи­ни и по­слуш­ни­цы сня­ли по­лу­под­валь­ное по­ме­ще­ние на Тих­вин­ской ули­це, при­ве­ли его в по­ря­док и по­се­ли­лись в нем, за­ра­ба­ты­вая се­бе на жизнь ру­ко­де­ли­ем – ши­тьем оде­ял. Вме­сте с Ев­до­ки­ей жи­ла ее сест­ра Пе­ла­гия, по­слуш­ни­цы Ве­ра Мо­ро­зо­ва, Ма­рия Но­со­ва и Со­фия Се­ли­вер­сто­ва; все они, как и в мо­на­сты­ре, ис­пол­ня­ли мо­лит­вен­ные пра­ви­ла, ино­гда при­гла­ша­ли для слу­же­ния мо­леб­нов свя­щен­ни­ков.
По­слуш­ни­цу Ев­до­кию аре­сто­ва­ли 25 ок­тяб­ря 1937 го­да и, за­клю­чив в Бу­тыр­скую тюрь­му, в тот же день до­про­си­ли. Сле­до­ва­тель спро­сил по­слуш­ни­цу, был ли кто из ее род­ствен­ни­ков аре­сто­ван со­вет­ской вла­стью и ко­му она ока­зы­ва­ла по­мощь из на­хо­дя­щих­ся в за­клю­че­нии. По­слуш­ни­ца от­ве­ти­ла, что по­сы­ла­ла по­сыл­ку в ла­герь пле­мян­ни­ку, а так­же на­хо­дя­ще­му­ся в узах свя­щен­ни­ку.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, – за­явил ей сле­до­ва­тель, – что вы сре­ди окру­жа­ю­щих ве­ли ан­ти­со­вет­ские раз­го­во­ры, дай­те по это­му во­про­су прав­ди­вые по­ка­за­ния.
– Я ни­ко­гда ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров не ве­ла, – от­ве­ти­ла по­слуш­ни­ца.
На этом до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и ста­ли вы­зы­вать­ся сви­де­те­ли. Был вы­зван со­сед по­слуш­ниц по до­му; он по­ка­зал, что ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров от мо­на­шек не слы­шал, – лишь од­на­жды, про­хо­дя ми­мо, услы­шал, что они про­меж се­бя го­во­ри­ли, что им, ста­ру­хам, негде те­перь по­мо­лить­ся; ви­дел так­же, что при­хо­дил к ним несколь­ко раз свя­щен­ник.
Во вре­мя его рас­ска­за сле­до­ва­тель что-то пи­сал в про­то­ко­ле до­про­са – как пред­по­ло­жил сви­де­тель, за­пи­сы­вал то, что он го­во­рил, а за­тем по­про­сил рас­пи­сать­ся. Сви­де­тель по­ста­вил под­пись, не чи­тая про­то­ко­ла до­про­са, в ко­то­ром сле­до­ва­тель на­пи­сал буд­то бы по­слуш­ни­цы ве­ли ан­ти­со­вет­скую и контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность.
За­тем в ка­че­стве сви­де­тель­ни­цы бы­ла вы­зва­на со­сед­ка по­слуш­ниц, ра­бо­тав­шая над­зи­ра­тель­ни­цей в Бу­тыр­ской тюрь­ме; она по­ка­за­ла, что про­жи­ва­ю­щие в их до­ме по­слуш­ни­цы ве­дут контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, ча­сто их квар­ти­ру по­се­ща­ют со­ци­аль­но чуж­дые лю­ди: по­пы, дьяч­ки и дру­гие слу­жи­те­ли куль­та, с со­от­вет­ству­ю­щи­ми раз­го­во­ра­ми на по­ли­ти­че­ские те­мы.
16 но­яб­ря 1937 го­да один из сле­до­ва­те­лей, на­чаль­ник Сверд­лов­ско­го рай­он­но­го от­де­ла УГБ НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти Бе­лы­шев, вед­ший де­ло мо­на­хинь и по­слуш­ниц, со­став­ляя об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, на­пи­сал: «По­сле лик­ви­да­ции Страст­но­го мо­на­сты­ря… груп­па мо­на­шек по­се­ли­лась в од­ной квар­ти­ре, в ко­то­рой ор­га­ни­зо­вы­ва­ли неле­галь­ные мо­ле­ния. Бу­дучи враж­деб­но на­стро­е­ны к со­вет­ской вла­сти, сре­ди окру­жа­ю­щих ве­ли си­сте­ма­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, в про­цес­се ко­то­рой рас­про­стра­ня­ли кле­вет­ни­че­ские из­мыш­ле­ния о жиз­ни тру­дя­щих­ся, вся­че­ски дис­кре­ди­ти­ро­ва­ли от­дель­ные ме­ро­при­я­тия пар­тии и пра­ви­тель­ства».
19 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла по­слуш­ни­цу Ев­до­кию к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 27 де­каб­ря 1937 го­да она вме­сте с эта­пом при­бы­ла в Ма­ри­ин­ский рас­пре­де­ли­тель Си­б­ла­га. По­слуш­ни­ца Ев­до­кия Пав­ло­ва скон­ча­лась 20 ап­ре­ля 1939 го­да (менее, чем через 1,5 года) в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре НКВД в Но­во­си­бир­ской об­ла­сти и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.
В 1940 го­ду од­на из аре­сто­ван­ных по­слуш­ниц по­тре­бо­ва­ла пе­ре­смот­ра де­ла, и то­гда сно­ва бы­ли до­про­ше­ны сви­де­те­ли. Вме­сто над­зи­ра­тель­ни­цы Бу­тыр­ской тюрь­мы при­шла ее сест­ра, жив­шая в том же до­ме, ко­то­рая по­ка­за­ла, что ее сест­ра на до­прос «са­ма явить­ся не мо­жет, так как она осуж­де­на за кле­ве­ту… к двум го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды…» «Я… зна­ла жиль­цов на­ше­го до­ма, быв­ших мо­на­шек… – ска­за­ла она. – Пло­хо­го я о них ни­че­го не знаю, ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров ни­ко­гда от них не слы­ша­ла. Они бы­ли очень тру­до­лю­би­вые…» Несмот­ря на оправ­ды­ва­ю­щие сви­де­тель­ские по­ка­за­ния, при­го­вор не был от­ме­нен, на том ос­но­ва­нии, что аре­сто­ван­ные дол­гое вре­мя на­хо­ди­лись в мо­на­сты­ре и по­это­му при­над­ле­жат к со­ци­аль­но опас­ным эле­мен­там.


Жития
Писание