☀️ неподвижный годовой круг:
• 19 апреля (6 апреля)
• мч. Иеремия, сщмч. Архи́лия (III)
• прп. Платони́ды Сирской (308)
• мчч. 120-ти Персидских (344–347)
• свт. Евти́хия Константинопольского (582) 📚
• равноап. Мефодия Моравского (885)
• мчч. Петра (Жукова), Прохора (Михайлова) (1918)
• сщмчч. Иоанна (1934), Иакова (1943) (Бойковых)
• исп. Севастиана Карагандинского (Фомина) (1966) 📚


☦️
Мученики Иереми́й и Архи́лий, пресвитер.
Свя­тые му­че­ни­ки Иере­мий и иерей Ар­хи­лий (Ал­хи­мий) при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в III ве­ке. О них име­ет­ся сви­де­тель­ство свя­ти­те­ля Гри­го­рия Двое­сло­ва († 604, па­мять 25 мар­та).

☦️
Преподобная Платони́да Сирская.
Пре­по­доб­ная Пла­то­ни­да пер­во­на­чаль­но бы­ла диа­ко­нис­сой, а за­тем уда­ли­лась в Ни­зи­бий­скую пу­сты­ню, где ос­но­ва­ла жен­ский мо­на­стырь.
Устав ее оби­те­ли от­ли­чал­ся стро­го­стью. Сест­ры при­ни­ма­ли пи­щу один раз в день. Все сво­бод­ное от мо­лит­вы вре­мя они про­во­ди­ли в мо­на­стыр­ских тру­дах и раз­лич­ных по­слу­ша­ни­ях, осо­бен­но в ру­ко­де­лии. По пят­ни­цам, в день вос­по­ми­на­ния Крест­ных стра­да­ний Хри­ста Спа­си­те­ля, все ра­бо­ты пре­кра­ща­лись, и мо­на­хи­ни с утра до ве­че­ра пре­бы­ва­ли в хра­ме, где в про­ме­жут­ках меж­ду служ­ба­ми слу­ша­ли чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния и его разъ­яс­не­ние.
Пре­по­доб­ная Пла­то­ни­да бы­ла для всех се­стер жи­вым при­ме­ром стро­го­го мо­на­ше­ско­го по­дви­га, кро­то­сти и люб­ви к ближ­ним. До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ная Пла­то­ни­да мир­но скон­ча­лась в 308 го­ду.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/312

☦️
Святые 120 мучеников, пострадавших от персидского царя Сапо́ра.
Свя­тые 120 му­че­ни­ков бы­ли взя­ты в плен пер­са­ми во вре­мя цар­ство­ва­ния гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция (337–361). За твер­дость в ис­по­ве­да­нии сво­ей ве­ры по­сле тяж­ких мук они бы­ли со­жже­ны († ок. 344–347 гг.). Пра­вед­ная Снан­ду­лия (па­мять 3 но­яб­ря) со­кры­ла их мо­щи от по­ру­га­ния языч­ни­ков. В чис­ле свя­тых му­че­ни­ков бы­ло де­вять дев, по­свя­тив­ших се­бя на слу­же­ние Бо­гу.

☦️
Святитель Евти́хий Константинопольский, архиепископ.
Свя­ти­тель Ев­ти­хий, ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­поль­ский, ро­дил­ся в се­ле­нии, но­сив­шем на­зва­ние «Бо­же­ствен­ное», во Фри­гий­ской об­ла­сти. Его отец, Алек­сандр, был во­и­ном, а мать, Си­не­сия, бы­ла до­че­рью свя­щен­ни­ка ав­гу­сто­поль­ской церк­ви Ис­и­хия. Свя­той Ев­ти­хий по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние и хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние от сво­е­го де­да-свя­щен­ни­ка. Од­на­жды во вре­мя дет­ской иг­ры маль­чик на­пи­сал свое имя с ти­ту­лом пат­ри­ар­ха и этим как бы пре­ду­ка­зал свое бу­ду­щее слу­же­ние. В воз­расте 12 лет он был от­прав­лен в Кон­стан­ти­но­поль для по­лу­че­ния даль­ней­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Юно­ша пре­успел в изу­че­нии на­ук и по­нял, что че­ло­ве­че­ская муд­рость – ни­что пред уче­ни­ем Бо­же­ствен­но­го От­кро­ве­ния. Он ре­шил по­свя­тить се­бя ино­че­ской жиз­ни. Свя­той Ев­ти­хий уда­лил­ся в один из ама­сий­ских мо­на­сты­рей и при­нял в нем Ан­гель­ский чин. За свою стро­гую жизнь он был по­став­лен ар­хи­манд­ри­том всех ама­сий­ских мо­на­сты­рей, а в 552 го­ду воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол.
Ко­гда при свя­том бла­го­вер­ном ца­ре Юс­ти­ни­ане (527–565) го­то­вил­ся со­зыв V Все­лен­ско­го Со­бо­ра, мит­ро­по­лит Ама­сий­ский был бо­лен и от­пра­вил вме­сто се­бя свя­то­го Ев­ти­хия. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­ста­ре­лый пат­ри­арх свя­той Ми­на (536–552, па­мять 25 ав­гу­ста) уви­дел бла­жен­но­го Ев­ти­хия и пред­ска­зал, что он бу­дет по­сле него пат­ри­ар­хом. По­сле смер­ти свя­то­го пат­ри­ар­ха Ми­ны апо­стол Петр явил­ся в ви­де­нии им­пе­ра­то­ру Юс­ти­ни­а­ну и, ука­зав ру­кой на Ев­ти­хия, ска­зал: «Пусть он бу­дет по­став­лен вам епи­ско­пом».
В на­ча­ле пат­ри­ар­ше­го слу­же­ния свя­то­го Ев­ти­хия был со­зван V Все­лен­ский Со­бор (553), на ко­то­ром от­цы осу­ди­ли воз­ник­шие ере­си и пре­да­ли их ана­фе­ме. Од­на­ко через несколь­ко лет в Церк­ви воз­ник­ла но­вая ересь, ав­тор­то­до­ке­тов, то есть «нетлен­ном­ни­те­лей», ко­то­рые учи­ли, что плоть Хри­сто­ва преж­де Крест­ной смер­ти и Вос­кре­се­ния бы­ла нетлен­ной и не ис­пы­ты­ва­ла стра­да­ний.
Свя­той Ев­ти­хий сме­ло изоб­ли­чил эту ересь, но им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан, сам скло­нив­ший­ся к ней, об­ру­шил свой гнев на свя­ти­те­ля. По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра во­и­ны схва­ти­ли свя­ти­те­ля в хра­ме, со­рва­ли с него пат­ри­ар­шее об­ла­че­ние и от­пра­ви­ли в ссыл­ку в Ама­сий­ский мо­на­стырь (в 565 го­ду).
Свя­ти­тель крот­ко пе­ре­но­сил из­гна­ние, пре­бы­вал в мо­на­сты­ре в по­сте и мо­лит­ве и со­вер­шил мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний.
Так, по его мо­лит­ве у же­ны бла­го­че­сти­во­го му­жа Ан­дро­ги­на, преж­де рож­дав­шей на свет толь­ко мерт­вых мла­ден­цев, ро­ди­лись и до­стиг­ли зре­ло­го воз­рас­та два сы­на. Два глу­хо­не­мых от­ро­ка по­лу­чи­ли дар ре­чи; два ре­бен­ка, тя­же­ло болев­шие, вы­здо­ро­ве­ли. Свя­ти­тель ис­це­лил ра­ко­вую бо­лезнь на ру­ке ху­дож­ни­ка. Дру­го­го ху­дож­ни­ка свя­ти­тель ис­це­лил, по­ма­зав его боль­ную ру­ку еле­ем и со­тво­рив над ней крест­ное зна­ме­ние. Свя­ти­тель ис­це­лял не толь­ко те­лес­ные, но и ду­шев­ные бо­лез­ни: из­гнал из от­ро­ко­ви­цы бе­са, не до­пус­кав­ше­го ее ко Свя­то­му При­ча­ще­нию; из­гнал бе­са из юно­ши, убе­жав­ше­го из мо­на­сты­ря (по­сле это­го юно­ша вер­нул­ся в свою оби­тель); ис­це­лил про­ка­жен­но­го-пья­ни­цу, ко­то­рый, очи­стив­шись от про­ка­зы, пе­ре­стал пить.
Во вре­мя на­па­де­ния пер­сов на Ама­сию и все­об­ще­го ра­зо­ре­ния жи­те­лей по ука­за­нию свя­ти­те­ля из мо­на­стыр­ских жит­ниц да­ва­ли зер­но го­ло­да­ю­щим, при­чем за­па­сы зер­на в оби­те­ли по его мо­лит­вам не оску­де­ва­ли.
Свя­ти­тель Ев­ти­хий по­лу­чил от Бо­га дар про­ро­че­ства; так, он ука­зал име­на двух им­пе­ра­то­ров-пре­ем­ни­ков Юс­ти­ни­а­на – Иусти­на (565–578) и Ти­ве­рия (578–582).
По­сле смер­ти свя­то­го пат­ри­ар­ха Иоан­на Схо­ла­сти­ка свя­той Ев­ти­хий в 577 го­ду вер­нул­ся на ка­фед­ру из 12-лет­не­го из­гна­ния и сно­ва стал муд­ро управ­лять сво­ей паст­вой.
Через че­ты­ре с по­ло­ви­ной го­да по­сле воз­вра­ще­ния на пат­ри­ар­ший пре­стол свя­ти­тель Ев­ти­хий в Фо­ми­но вос­кре­се­нье 582 го­да со­брал весь клир, пре­по­дал бла­го­сло­ве­ние и с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Evtihij_Konstantinopolskij/
• Послание к папе Вигилию

☦️
Равноапостольный Мефо́дий Моравский, архиепископ.
Свя­тые рав­ноап­о­столь­ные пер­во­учи­те­ли и про­све­ти­те­ли сла­вян­ские, бра­тья Ки­рилл и Ме­фо­дий (общий день памяти 24 мая) про­ис­хо­ди­ли из знат­ной и бла­го­че­сти­вой се­мьи, жив­шей в гре­че­ском го­ро­де Со­лу­ни. Свя­той Ме­фо­дий был стар­шим из се­ми бра­тьев, свя­той Кон­стан­тин (Ки­рилл – его мо­на­ше­ское имя) – са­мым млад­шим. Свя­той Ме­фо­дий был сна­ча­ла в во­ен­ном зва­нии и был пра­ви­те­лем в од­ном из под­чи­нен­ных Ви­зан­тий­ской им­пе­рии сла­вян­ских кня­жеств, по-ви­ди­мо­му, Бол­гар­ском, что да­ло ему воз­мож­ность на­учить­ся сла­вян­ско­му язы­ку. Про­быв там око­ло 10 лет, свя­той Ме­фо­дий при­нял за­тем мо­на­ше­ство в од­ном из мо­на­сты­рей на го­ре Олимп. Свя­той Кон­стан­тин с ма­лых лет от­ли­чал­ся боль­ши­ми спо­соб­но­стя­ми и учил­ся вме­сте с ма­ло­лет­ним им­пе­ра­то­ром Ми­ха­и­лом у луч­ших учи­те­лей Кон­стан­ти­но­по­ля, в том чис­ле у Фо­тия, бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го. Свя­той Кон­стан­тин в со­вер­шен­стве по­стиг все на­у­ки сво­е­го вре­ме­ни и мно­гие язы­ки, осо­бен­но при­леж­но изу­чал он тво­ре­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. За свой ум и вы­да­ю­щи­е­ся по­зна­ния свя­той Кон­стан­тин по­лу­чил про­зва­ние Фило­со­фа (муд­ро­го). По окон­ча­нии уче­ния свя­той Кон­стан­тин при­нял сан иерея и был на­зна­чен хра­ни­те­лем пат­ри­ар­шей биб­лио­те­ки при хра­ме Свя­той Со­фии, но вско­ре по­ки­нул сто­ли­цу и тай­но ушел в мо­на­стырь. Разыс­кан­ный там и воз­вра­щен­ный в Кон­стан­ти­но­поль, он был опре­де­лен учи­те­лем фило­со­фии в Выс­шей кон­стан­ти­но­поль­ской шко­ле. Муд­рость и си­ла ве­ры еще со­всем мо­ло­до­го Кон­стан­ти­на бы­ли столь ве­ли­ки, что ему уда­лось по­бе­дить в пре­ни­ях во­ждя ере­ти­ков-ико­но­бор­цев Ан­ния. По­сле этой по­бе­ды Кон­стан­тин был по­слан им­пе­ра­то­ром на дис­пут для пре­ний о Свя­той Тро­и­це с са­ра­ци­на­ми (му­суль­ма­на­ми) и так­же одер­жал по­бе­ду. Вер­нув­шись, свя­той Кон­стан­тин уда­лил­ся к бра­ту сво­е­му свя­то­му Ме­фо­дию на Олимп, про­во­дя вре­мя в непре­стан­ной мо­лит­ве и чте­нии тво­ре­ний свя­тых от­цов.
Вско­ре им­пе­ра­тор вы­звал обо­их свя­тых бра­тьев из мо­на­сты­ря и от­пра­вил их к ха­за­рам для еван­гель­ской про­по­ве­ди. На пу­ти они оста­но­ви­лись на неко­то­рое вре­мя в го­ро­де Кор­су­ни, го­то­вясь к про­по­ве­ди. Там свя­тые бра­тья чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­ли мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го (па­мять 25 но­яб­ря). Там же в Кор­су­ни свя­той Кон­стан­тин на­шел Еван­ге­лие и Псал­тирь, на­пи­сан­ные «рус­ски­ми бук­ва­ми», и че­ло­ве­ка, го­во­ря­ще­го по-рус­ски, и стал учить­ся у это­го че­ло­ве­ка чи­тать и го­во­рить на его язы­ке. По­сле это­го свя­тые бра­тья от­пра­ви­лись к ха­за­рам, где одер­жа­ли по­бе­ду в пре­ни­ях с иуде­я­ми и му­суль­ма­на­ми, про­по­ве­дуя еван­гель­ское уче­ние. На пу­ти до­мой бра­тья сно­ва по­се­ти­ли Кор­сунь и, взяв там мо­щи свя­то­го Кли­мен­та, вер­ну­лись в Кон­стан­ти­но­поль. Свя­той Кон­стан­тин остал­ся в сто­ли­це, а свя­той Ме­фо­дий по­лу­чил игу­мен­ство в неболь­шом мо­на­сты­ре По­ли­хрон, неда­ле­ко от го­ры Олимп, где он под­ви­зал­ся преж­де.
Вско­ре при­шли к им­пе­ра­то­ру по­слы от мо­рав­ско­го кня­зя Ро­сти­сла­ва, при­тес­ня­е­мо­го немец­ки­ми епи­ско­па­ми, с прось­бой при­слать в Мо­ра­вию учи­те­лей, ко­то­рые мог­ли бы про­по­ве­до­вать на род­ном для сла­вян язы­ке. Им­пе­ра­тор при­звал свя­то­го Кон­стан­ти­на и ска­зал ему: «Необ­хо­ди­мо те­бе ид­ти ту­да, ибо луч­ше те­бя ни­кто это­го не вы­пол­нит». Свя­той Кон­стан­тин с по­стом и мо­лит­вой при­сту­пил к но­во­му по­дви­гу. С по­мо­щью сво­е­го бра­та свя­то­го Ме­фо­дия и уче­ни­ков Го­раз­да, Кли­мен­та, Сав­вы, На­у­ма и Ан­ге­ля­ра он со­ста­вил сла­вян­скую аз­бу­ку и пе­ре­вел на сла­вян­ский язык кни­ги, без ко­то­рых не мог­ло со­вер­шать­ся Бо­го­слу­же­ние: Еван­ге­лие, Апо­стол, Псал­тирь и из­бран­ные служ­бы. Это бы­ло в 863 го­ду.
По­сле за­вер­ше­ния пе­ре­во­да свя­тые бра­тья от­пра­ви­лись в Мо­ра­вию, где бы­ли при­ня­ты с ве­ли­кой че­стью, и ста­ли учить бо­го­слу­же­нию на сла­вян­ском язы­ке. Это вы­зва­ло зло­бу немец­ких епи­ско­пов, со­вер­шав­ших в мо­рав­ских церк­вах бо­го­слу­же­ние на ла­тин­ском язы­ке, и они вос­ста­ли про­тив свя­тых бра­тьев, утвер­ждая, что бо­го­слу­же­ние мо­жет со­вер­шать­ся лишь на од­ном из трех язы­ков: ев­рей­ском, гре­че­ском или ла­тин­ском. Свя­той Кон­стан­тин от­ве­чал им: «Вы при­зна­ё­те лишь три язы­ка, до­стой­ных то­го, чтобы сла­вить на них Бо­га. Но Да­вид во­пи­ет: «Пой­те Гос­по­де­ви вся зем­ля, хва­ли­те Гос­по­да вси язы­ци, вся­кое ды­ха­ние да хва­лит Гос­по­да!» И в Свя­том Еван­ге­лии ска­за­но: «Шед­ше на­учи­те вся язы­ки…»». Немец­кие епи­ско­пы бы­ли по­срам­ле­ны, но озло­би­лись еще боль­ше и по­да­ли жа­ло­бу в Pим. Свя­тые бра­тья бы­ли при­зва­ны в Рим для ре­ше­ния это­го во­про­са. Взяв с со­бой мо­щи свя­то­го Кли­мен­та, па­пы Рим­ско­го, свя­тые Кон­стан­тин и Ме­фо­дий от­пра­ви­лись в Pим. Узнав о том, что свя­тые бра­тья несут с со­бой свя­тые мо­щи, па­па Адри­ан с кли­ром вы­шел им на­встре­чу. Свя­тые бра­тья бы­ли встре­че­ны с по­че­том, па­па Рим­ский утвер­дил бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке, а пе­ре­ве­ден­ные бра­тья­ми кни­ги при­ка­зал по­ло­жить в рим­ских церк­вах и со­вер­шать ли­тур­гию на сла­вян­ском язы­ке.
На­хо­дясь в Ри­ме, свя­той Кон­стан­тин за­не­мог и, в чу­дес­ном ви­де­нии из­ве­щен­ный Гос­по­дом о при­бли­же­нии кон­чи­ны, при­нял схи­му с име­нем Ки­рилл. Через 50 дней по­сле при­ня­тия схи­мы, 14 фев­ра­ля 869 го­да, рав­ноап­о­столь­ный Ки­рилл скон­чал­ся в воз­расте 42 лет. От­хо­дя к Бо­гу, свя­той Ки­рилл за­по­ве­дал бра­ту сво­е­му, свя­то­му Ме­фо­дию, про­дол­жать их об­щее де­ло – про­све­ще­ние сла­вян­ских на­ро­дов све­том ис­тин­ной ве­ры. Свя­той Ме­фо­дий умо­лял па­пу Рим­ско­го раз­ре­шить увез­ти те­ло бра­та для по­гре­бе­ния его на род­ной зем­ле, но па­па при­ка­зал по­ло­жить мо­щи свя­то­го Ки­рил­ла в церк­ви свя­то­го Кли­мен­та, где от них ста­ли со­вер­шать­ся чу­де­са.
По­сле кон­чи­ны свя­то­го Ки­рил­ла па­па, сле­дуя прось­бе сла­вян­ско­го кня­зя Ко­це­ла, по­слал свя­то­го Ме­фо­дия в Пан­но­нию, ру­ко­по­ло­жив его во ар­хи­епи­ско­па Мо­ра­вии и Пан­но­нии, на древ­ний пре­стол свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка. В Пан­но­нии свя­той Ме­фо­дий вме­сте со сво­и­ми уче­ни­ка­ми про­дол­жал рас­про­стра­нять бо­го­слу­же­ние, пись­мен­ность и кни­ги на сла­вян­ском язы­ке. Это сно­ва вы­зва­ло ярость немец­ких епи­ско­пов. Они до­би­лись аре­ста и су­да над свя­ти­те­лем Ме­фо­ди­ем, ко­то­рый был со­слан в за­то­че­ние в Шва­бию, где в те­че­ние двух с по­ло­ви­ной лет пре­тер­пел мно­гие стра­да­ния. Осво­бож­ден­ный по при­ка­за­нию па­пы Рим­ско­го Иоан­на VIII и вос­ста­нов­лен­ный в пра­вах ар­хи­епи­ско­па, Ме­фо­дий про­дол­жал еван­гель­скую про­по­ведь сре­ди сла­вян и кре­стил чеш­ско­го кня­зя Бо­ри­воя и его су­пру­гу Люд­ми­лу (па­мять 16 сен­тяб­ря), а так­же од­но­го из поль­ских кня­зей. В тре­тий раз немец­кие епи­ско­пы воз­двиг­ли го­не­ние на свя­ти­те­ля за непри­ня­тие рим­ско­го уче­ния об ис­хож­де­нии Свя­то­го Ду­ха от От­ца и от Сы­на. Свя­ти­тель Ме­фо­дий был вы­зван в Рим, но оправ­дал­ся пе­ред па­пой, со­хра­нив в чи­сто­те пра­во­слав­ное уче­ние, и был сно­ва воз­вра­щен в сто­ли­цу Мо­ра­вии – Ве­ле­град.
Здесь в по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни свя­ти­тель Ме­фо­дий с по­мо­щью двух уче­ни­ков-свя­щен­ни­ков пе­ре­вел на сла­вян­ский язык весь Вет­хий За­вет, кро­ме Мак­ка­вей­ских книг, а так­же Но­мо­ка­нон (Пра­ви­ла свя­тых от­цов) и свя­то­оте­че­ские кни­ги (Па­те­рик).
Пред­чув­ствуя при­бли­же­ние кон­чи­ны, свя­той Ме­фо­дий ука­зал на од­но­го из сво­их уче­ни­ков – Го­раз­да как на до­стой­но­го се­бе пре­ем­ни­ка. Свя­ти­тель пред­ска­зал день сво­ей смер­ти и скон­чал­ся 6 ап­ре­ля 885 го­да в воз­расте око­ло 60 лет. От­пе­ва­ние свя­ти­те­ля бы­ло со­вер­ше­но на трех язы­ках – сла­вян­ском, гре­че­ском и ла­тин­ском; он был по­гре­бен в со­бор­ной церк­ви Ве­ле­гра­да.

☦️
Мученики Петр (Жуков), Про́хор (Михайлов).
27 мар­та 1918 го­да к свя­щен­ни­ку Зна­мен­ской церк­ви се­ла Гнез­до­во Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии яви­лись ко­мен­дант Ни­ку­лин­ской во­ло­сти, два во­ору­жен­ных крас­но­гвар­дей­ца, пись­мо­во­ди­тель, два чле­на во­лост­но­го ко­ми­те­та и предъ­яви­ли пись­мен­ное рас­по­ря­же­ние пред­се­да­те­ля во­лост­но­го со­ве­та Жу­равле­ва про­из­ве­сти опись цер­ков­но­го иму­ще­ства (Сер­гей Жу­равлев – пред­се­да­тель Ни­ку­лин­ско­го во­лост­но­го ко­ми­те­та. В свое вре­мя был осуж­ден за во­ров­ство. Неза­дол­го до опи­сы­ва­е­мых со­бы­тий убил че­ло­ве­ка при рек­ви­зи­ции хле­ба. По­сто­ян­но угро­жал на­ро­ду, что за­кро­ет все церк­ви. По его рас­по­ря­же­нию бы­ли ограб­ле­ны хра­мы в се­лах Гнез­до­во, Ер­зов­ка и Пет­ров­ское-Но­во­стан­ское). В при­сут­ствии прич­та и цер­ков­но­го ста­ро­сты они при­сту­пи­ли к опи­си, в ко­то­рую вклю­чи­ли все ве­щи из се­реб­ра и ме­ди и риз­ни­цу. Невзи­рая на бед­ность недав­но по­стро­ен­но­го де­ре­вян­но­го хра­ма, они взя­ли из церк­ви все день­ги: два­дцать три руб­ля три­на­дцать ко­пе­ек и две кас­со­вые книж­ки на две­сти руб­лей. На чет­вер­тый день по­сле это­го со­бы­тия Жу­равлев был схва­чен кре­стья­на­ми и от­прав­лен под кон­во­ем в со­сед­ний Коз­лов­ский ко­ми­тет, но до­ро­гой, при пе­ре­хо­де мо­ста через ре­ку, он бро­сил­ся в во­ду и уто­нул. Кре­стьяне при­зна­ли это за яв­ное на­ка­за­ние Бо­жие за ра­зо­ре­ние церк­вей.
В ап­ре­ле со­сто­ял­ся во­лост­ной сход, и при­хо­жане се­ла Гнез­до­во ста­ли упре­кать крас­но­гвар­дей­цев за то, что они неза­кон­но за­хва­ты­ва­ют цер­ков­ное иму­ще­ство. Осо­бен­но от­ли­ча­лись сво­ей рев­но­стью в за­щи­те хра­ма Петр Жу­ков и Про­хор Ми­хай­лов. Крас­но­гвар­дей­цы тут же на схо­де аре­сто­ва­ли око­ло трид­ца­ти че­ло­век и за­клю­чи­ли их под стра­жу в зда­ние во­лост­но­го ко­ми­те­та. Здесь их из­би­ли, а за­тем через неко­то­рое вре­мя по­ве­ли в уезд­ный го­род Выш­ний Во­ло­чек. До­ро­гою аре­сто­ван­ных кре­стьян же­сто­ко би­ли, и, по­ка до­шли до го­ро­да, крас­но­гвар­дей­цы уби­ли де­сять че­ло­век. В во­лост­ном ко­ми­те­те Пет­ра Жу­ко­ва из­би­ли так, что вся го­ло­ва его бы­ла в ра­нах, бы­ли пе­ре­ло­ма­ны паль­цы; на седь­мой вер­сте му­чи­те­ли по­кон­чи­ли со сво­ей жерт­вой: раз­ре­за­ли ску­лы, вы­ре­за­ли язык и за­стре­ли­ли. Не мень­ше му­че­ний пе­ре­нес и Про­хор Ми­хай­лов, ко­то­ро­го из­би­ва­ли два дня; до­ро­гой ему на­нес­ли во­семь шты­ко­вых ран и за­стре­ли­ли уже на де­вя­той вер­сте, ко­гда он по­те­рял со­зна­ние и стал нечув­стви­те­лен к пыт­кам.
8 ап­ре­ля те­ла уби­ен­ных но­вых Твер­ских ис­по­вед­ни­ков бы­ли тор­же­ствен­но по­гре­бе­ны в их при­хо­де. Епи­скоп Твер­ской Се­ра­фим (Алек­сан­дров) бла­го­сло­вил опо­ве­стить о слу­чив­шем­ся по всей епар­хии и от­слу­жить все­на­род­ные па­ни­хи­ды во всех го­род­ских и сель­ских церк­вях.

☦️
Священномученики Иоа́нн и Иа́ков Бойковы, пресвитеры.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн (Бой­ков) ро­дил­ся в 1891 го­ду в го­ро­де Бе­жец­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка По­кров­ской тю­рем­ной церк­ви го­ро­да Бе­жец­ка Иа­ко­ва Ива­но­ви­ча и его су­пру­ги Алек­сан­дры Ва­си­льев­ны Бой­ко­вых. В 1915 го­ду он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в со­бор в го­ро­де Осташ­ко­ве. В 1917 го­ду умер его отец свя­щен­ник, и род­ствен­ни­ки уго­во­ри­ли Ива­на Яко­вле­ви­ча вер­нуть­ся на ро­ди­ну в Бе­жецк, ку­да он при­е­хал в 1918 го­ду и устро­ил­ся ра­бо­тать учи­те­лем. Но не по ду­ше бы­ло ре­ли­ги­оз­но­му мо­ло­до­му че­ло­ве­ку пре­по­да­ва­ние в но­вой, враж­деб­ной пра­во­сла­вию шко­ле. Он же­нил­ся, оста­вил учи­тель­ство и в 1921 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му се­ла За­лу­жа­нье Ве­сье­гон­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии.
Здесь он слу­жил до 1929 го­да. В это вре­мя на­ча­лась кол­лек­ти­ви­за­ция, и, как по­чти вез­де, на­ча­лась она с за­кры­тия хра­ма. По­сле то­го как храм был за­крыт, же­на свя­щен­ни­ка Ев­фро­си­ния Ми­хай­лов­на ста­ла про­сить его, чтобы он не ис­кал но­во­го ме­ста и пе­ре­стал слу­жить; о том же про­си­ли и неко­то­рые из кре­стьян, ви­дя, что не се­го­дня-зав­тра свя­щен­ник мо­жет быть аре­сто­ван. Они го­во­ри­ли ему:
– Отец Иван, ведь уже и в Москве всё раз­ру­ша­ют, хра­мы взры­ва­ют, оставь слу­же­ние.
– Нет, я не из­мен­ник Бо­гу. Мо­ре пе­ре­плы­вешь – на бе­ре­гу уто­нешь.
Но на вся­кий слу­чай, чтобы из-за его свя­щен­ства вла­сти не пре­сле­до­ва­ли се­мью, он раз­ре­шил жене раз­ве­стись.
В 1929 го­ду отец Иоанн по­лу­чил ме­сто свя­щен­ни­ка в Вос­кре­сен­ской церк­ви на по­го­сте Бе­лом Мо­ло­ков­ско­го рай­о­на, а 1 но­яб­ря 1930 го­да пе­ре­шел слу­жить в храм се­ла Бо­ша­ро­ва Ста­риц­ко­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти. Здесь в то вре­мя по­се­ли­лись мо­на­хи­ни из мно­гих за­кры­тых мо­на­сты­рей и цер­ков­ная служ­ба пра­ви­лась по-мо­на­стыр­ски.

ОГПУ все же ре­ши­ло аре­сто­вать свя­щен­ни­ка, а вме­сте с ним и неко­то­рых при­хо­жан-кре­стьян, об­ви­нив их в том, что они яв­ля­ют­ся про­тив­ни­ка­ми со­зда­ния кол­хо­зов, по­всю­ду го­во­рят про­тив них и со­зда­ли на этой поч­ве це­лую груп­пу, ко­то­рую буд­то бы и воз­гла­вил свя­щен­ник Иоанн Бой­ков. Со­се­ди в оче­ред­ной раз до­нес­ли, что к жене и де­тям при­е­хал свя­щен­ник, и на этот раз со­труд­ни­ки ОГПУ уже са­ми аре­сто­ва­ли его. Ви­нов­ным се­бя отец Иоанн не при­знал. Бы­ли аре­сто­ва­ны и кре­стьяне, но ни один из них не при­знал се­бя ви­нов­ным и не стал под­дер­жи­вать вы­ду­мок сле­до­ва­те­ля. Как раз имен­но в этом се­ле бед­ня­ки вы­сту­пи­ли про­тив за­ку­ла­чи­ва­ния, то есть за­пи­сы­ва­ния од­но­сель­чан в ку­ла­ки и изъ­я­тия у них иму­ще­ства, су­мев до­ка­зать, что ни ку­ла­ка­ми, ни «ми­ро­еда­ми» они не яв­ля­ют­ся. То­гда вла­сти об­ло­жи­ли «ви­нов­ных» на­ло­гом и, по­сколь­ку на­лог был чрез­мер­но ве­лик и не мог быть упла­чен, по­тре­бо­ва­ли упла­тить штраф и за неупла­ту штра­фа по­ста­но­ви­ли изъ­ять все иму­ще­ство; од­на­ко пред­се­да­тель сель­со­ве­та не смог ис­пол­нить бес­со­вест­ное ре­ше­ние. Те­перь, ко­гда и свя­щен­ник, и кре­стьяне бы­ли аре­сто­ва­ны, сле­до­ва­тель спро­сил пред­се­да­те­ля, по­че­му он не про­из­вел изъ­я­тия иму­ще­ства у оштра­фо­ван­ных кре­стьян. «Я не вы­но­шу кри­ка и пла­ча де­тей, – от­ве­тил тот, – и по­это­му от­ка­зал­ся ид­ти, но я не го­во­рил дру­гим чле­нам сель­со­ве­та, чтобы и они не хо­ди­ли, а по­че­му и они не по­шли, я не знаю».
Через ме­сяц, 20 ап­ре­ля 1931 го­да, трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к пя­ти го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей; вме­сте с ним бы­ли при­го­во­ре­ны к раз­лич­ным сро­кам за­клю­че­ния и ссыл­ки чет­ве­ро кре­стьян.
По­сле аре­ста свя­щен­ни­ка у его же­ны Ев­фро­си­нии ото­бра­ли дом в За­лу­жа­нье и все, что в нем бы­ло, хо­тя дом был по­стро­ен еще ее ро­ди­те­ля­ми, ко­гда она вы­шла за­муж за Ива­на Яко­вле­ви­ча. Без до­ма и средств оста­лись до­че­ри от­ца Иоан­на, Ни­на и Ве­ра, ко­то­рым бы­ло то­гда во­семь лет и че­ты­ре го­да. Вла­сти ото­бра­ли всю одеж­ду, у де­тей за­бра­ли иг­руш­ки, род­ным свя­щен­ни­ка раз­ре­ши­ли взять из до­ма толь­ко то, что они на се­бя успе­ли на­деть.
Неза­дол­го до аре­ста отец Иоанн по­про­сил свою мать, Алек­сан­дру Ва­си­льев­ну: «Ма­ма, ко­гда ме­ня аре­сту­ют, не оставь мо­их де­тей, по­мо­ги им». Сест­ра от­ца Иоан­на бы­ла про­тив то­го, чтобы да­вать при­ют жене бра­та, по­то­му, мол, что у Ев­фро­си­нии Ми­хай­лов­ны есть свои род­ствен­ни­ки, но Алек­сандра Ва­си­льев­на на­сто­я­ла, и же­на от­ца Иоан­на с детьми по­се­ли­лась в Бе­жец­ке в до­ме его ма­те­ри. В до­ме в это вре­мя про­жи­ва­ло мно­го род­ствен­ни­ков, и се­мья аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка по­се­ли­лась на кухне. По­сколь­ку Ев­фро­си­ния Ми­хай­лов­на бы­ла ли­ше­на граж­дан­ских прав как же­на свя­щен­ни­ка, несмот­ря на то что бы­ла с му­жем раз­ве­де­на, на ра­бо­ту ее ни­ку­да не при­ни­ма­ли. И при­шлось ей хо­дить по ми­ру и по­би­рать­ся. Свое ни­щен­ство она от де­тей скры­ва­ла, чтобы те не пе­ре­жи­ва­ли за нее и не сты­ди­лись; она ни­ко­гда не хо­ди­ла про­сить в хра­мы, так как это быст­ро до­шло бы до род­ствен­ни­ков, а хо­ди­ла по глу­хим и даль­ним де­рев­ням. Утром по­ти­хо­неч­ку со­би­ра­лась и ухо­ди­ла, ве­че­ром при­хо­ди­ла с тем, что через лю­дей по­да­вал Гос­подь. Все, что ей уда­лось со­хра­нить к то­му вре­ме­ни из лич­ных ве­щей, в пер­вые же дни по­сле аре­ста му­жа бы­ло об­ме­не­но на про­до­воль­ствие. Но бес­ко­неч­но так не мог­ло про­дол­жать­ся, и она по­еха­ла к сво­ей сест­ре в Моск­ву по­со­ве­то­вать­ся. Сест­ра ее при­ня­ла, но по­мочь ни­чем не смог­ла, да и при­ни­ма­ла, как же­ну аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка, тай­но: толь­ко на­кор­мит – и все, на ночь ни­ко­гда не остав­ля­ла, бо­я­лась, чтобы муж не узнал.
Од­на­жды еха­ла к ней Ев­фро­си­ния в Моск­ву и всю до­ро­гу горь­ко пла­ка­ла, гла­за не про­сы­ха­ли от слез. И вот ка­кой-то че­ло­век спро­сил ее:
– Да что вы пла­че­те-то? Что у вас слу­чи­лось?
– Да вот еду, еду, а са­ма не знаю, ку­да и как еду и на что и как мне жить.
И че­ло­век то­гда ей ска­зал:
– По­ез­жай­те в Ива­но­во-Воз­не­сенск, есть та­кой го­род – Ива­но­во-Воз­не­сенск. И там вас в пра­вах вос­ста­но­вят. Устро­и­тесь ра­бо­тать на ком­би­нат и вос­ста­но­ви­тесь в пра­вах.
Ев­фро­си­ния ему сра­зу по­ве­ри­ла и от­пра­ви­лась в Ива­но­во-Воз­не­сенск – по­на­ча­лу од­на, без де­тей. При­е­ха­ла – чу­жой го­род, ни од­но­го род­но­го че­ло­ве­ка. При­шла она на ме­лан­же­вый ком­би­нат, и там ей кто-то ска­зал: «Иди­те по та­ко­му-то адре­су. Там жи­вет оди­но­кая ста­руш­ка, она вас пу­стит».
Это бы­ла оди­но­кая ста­руш­ка, де­ви­ца, она са­ма и свой ма­лень­кий до­мик по­стро­и­ла, и дро­ва за­го­тов­ля­ла, и все по до­му са­ма де­ла­ла. По­сту­ча­лась к ней роб­ко Ев­фро­си­ния Ми­хай­лов­на.
– Кто, кто там? Кто ты? – спро­си­ла ста­руш­ка.
– Да вот я… мне по­со­ве­то­ва­ли.
Ста­руш­ка, взгля­нув на при­шед­шую, сра­зу ска­за­ла:
– Про­хо­ди, про­хо­ди! Ты зна­ешь, ка­кой мне сон се­го­дня при­снил­ся? Уви­де­ла я, как ко мне в окош­ко свя­щен­ник по­сту­чал. Про­хо­ди, про­хо­ди, ма­туш­ка! И де­тей при­во­зи, устра­и­вай­ся.
Съез­ди­ла Ев­фро­си­ния Ми­хай­лов­на за детьми, устро­и­лась ра­бо­тать на ме­лан­же­вый ком­би­нат, на са­мую тя­же­лую, гряз­ную ра­бо­ту, на ко­то­рую ни­кто не шел, – це­ха уби­рать. Про­ра­бо­та­ла она здесь один год и ста­ла бо­леть, и ей со­труд­ни­ки на ком­би­на­те по­со­ве­то­ва­ли: по­хло­по­чи, чтобы те­бя вос­ста­но­ви­ли в пра­вах. Хло­по­ты увен­ча­лись успе­хом, ее вос­ста­но­ви­ли в пра­вах, она уеха­ла в Бе­жецк и устро­и­лась ра­бо­тать учи­тель­ни­цей. Но про­ра­бо­та­ла недол­го: узна­ли, что она же­на свя­щен­ни­ка, и сра­зу уво­ли­ли. И она по­шла в дру­гую шко­лу, но здесь по­вто­ри­лось то же са­мое. В по­след­ний раз она устро­и­лась в шко­лу в се­ле Кня­же­ве, где слу­жил брат ее му­жа отец Иа­ков. И здесь ди­рек­тор шко­лы хо­тел не толь­ко уво­лить ее как же­ну свя­щен­ни­ка, но стал до­би­вать­ся, чтобы ОГПУ непре­мен­но аре­сто­ва­ло ее. Все эти со­бы­тия и пе­ре­жи­ва­ния при­ве­ли к то­му, что Ев­фро­си­ния Ми­хай­лов­на тя­же­ло за­бо­ле­ла: у нее от­ня­лись но­ги, и вра­чи при­зна­ли ее ин­ва­ли­дом. Алек­сандра Ва­си­льев­на то­гда ска­за­ла ей: «Фро­луш­ка! Не хо­ди боль­ше ра­бо­тать. Не хо­ди. Ну их. Не хо­ди к ним боль­ше ра­бо­тать». Это был 1937 год. О пен­сии по ин­ва­лид­но­сти ей при­шлось хло­по­тать дол­го, мно­го­крат­но она пи­са­ла вла­стям; од­на­ко пен­сию ей да­ли са­мую незна­чи­тель­ную, толь­ко чтобы хва­ти­ло на хлеб, но с Бо­жьей по­мо­щью она с детьми вы­жи­ла.

(Хо­тя и успо­ка­и­вал отец Иоанн сво­их род­ных, но здо­ро­вье его бы­ло по­до­рва­но, ту­бер­ку­лез да­вал о се­бе знать, и при тя­же­лой ра­бо­те это ока­за­лось смер­тель­ным. Вско­ре по­сле последнего пись­ма (от 28 июля 1934 го­да) отец Иоанн скон­чал­ся.)

Свя­щен­но­му­че­ник Иа­ков ро­дил­ся 8 июня 1896 го­да в го­ро­де Бе­жец­ке и был млад­шим бра­том свя­щен­но­му­че­ни­ка Иоан­на. С дет­ства лю­би­мым за­ня­ти­ем его бы­ло чте­ние ду­хов­ных книг, а лю­би­мой иг­рой – «иг­ра в храм». На чер­да­ке до­ма он обо­ру­до­вал се­бе неболь­шую биб­лио­те­ку и устро­ил «цер­ковь»: по­ве­сил ико­ны, ко­ло­коль­чи­ки и утром, ко­гда на­сту­па­ло вре­мя служ­бы, зво­нил. Все окру­жа­ю­щие ду­ма­ли, что маль­чик по­свя­тит свою жизнь су­гу­бо слу­же­нию Бо­гу, и ско­рее все­го в мо­на­ше­ском зва­нии, и, ко­гда он впо­след­ствии же­нил­ся, бы­ли весь­ма удив­ле­ны. В 1911 го­ду Яков окон­чил Бе­жец­кое ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1917-м – Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в том же го­ду по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию.
Яков успеш­но окон­чил пер­вый курс ака­де­мии, но в 1918 го­ду, учась на вто­ром кур­се, он столк­нул­ся с непре­одо­ли­мы­ми для се­бя труд­но­стя­ми – негде бы­ло жить и не бы­ло средств на по­куп­ку про­дук­тов, и он вер­нул­ся в Бе­жецк и по­се­лил­ся у сест­ры. Но он не те­рял на­деж­ды на про­дол­же­ние об­ра­зо­ва­ния и в 1919 го­ду вы­слал в ака­де­мию се­мест­ро­вое со­чи­не­ние на те­му «Хри­сти­ан­ская лю­бовь и ас­ке­тизм». Вско­ре, од­на­ко, вся­кая воз­мож­ность на по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния в ака­де­мии бы­ла без­бож­ны­ми вла­стя­ми пре­се­че­на, и Яков Яко­вле­вич по­сту­пил пре­по­да­ва­те­лем в бе­жец­кое ре­аль­ное учи­ли­ще. Он про­ра­бо­тал здесь два го­да и был уво­лен как сын свя­щен­ни­ка и по­то­му, что не скры­вал сво­их взгля­дов – ка­кой он ви­дит окру­жа­ю­щую жизнь. Пре­сле­до­ва­ния, уволь­не­ния и вся­ко­го ро­да го­не­ния толь­ко укреп­ля­ют в че­ло­ве­ке ве­ру, да­ют ду­хов­ный опыт и на­гляд­но яв­ля­ют бла­гие де­я­ния ми­лу­ю­щей ру­ки Бо­жи­ей. И во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь Яков Яко­вле­вич твер­до ре­шил стать пас­ты­рем и в этом зва­нии по­слу­жить сво­е­му на­ро­ду. Неза­дол­го пе­ред при­ня­ти­ем са­на он же­нил­ся на вы­пуск­ни­це епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща, ко­то­рая ра­бо­та­ла в со­вет­ской шко­ле учи­тель­ни­цей. Став же­ной бу­ду­ще­го свя­щен­ни­ка, она по­те­ря­ла все свое, и без то­го шат­кое, ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие.
В 1923 го­ду Яков Яко­вле­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны в се­ле За­кру­пье Бе­жец­ко­го уез­да, где он про­слу­жил до 1930 го­да, ко­гда пе­ре­ехал в Бе­жецк. Но в Бе­жец­ке ва­кант­ных свя­щен­ни­че­ских мест не бы­ло, и отец Иа­ков уехал в се­ло Ки­ри­лов­ское Мак­са­ти­хин­ско­го рай­о­на, где про­слу­жил два го­да. За­тем от­кры­лась ва­кан­сия на ме­сто свя­щен­ни­ка в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви в се­ле Кня­же­ве неда­ле­ко от Бе­жец­ка, и отец Иа­ков стал слу­жить там. В Кня­же­ве он слу­жил до 1938 го­да. Здесь ему при­шлось пе­ре­жить непре­кра­ща­ю­щи­е­ся го­не­ния трид­ца­тых го­дов. Там, где вла­сти не аре­сто­вы­ва­ли свя­щен­ни­ка, они на­ро­чи­то об­ла­га­ли его и его се­мью за­ве­до­мо непо­силь­ны­ми и вы­зы­ва­ю­ще без­за­кон­ны­ми на­ло­га­ми, вы­нуж­дая по­ки­нуть при­ход. Свя­щен­ни­кам в те го­ды при­хо­ди­лось тя­же­лее, чем их при­хо­жа­нам-кре­стья­нам. Же­на от­ца Иа­ко­ва не раз го­во­ри­ла ему:
– Яков, бро­сай ты слу­жить в церк­ви, ухо­ди, ведь мы толь­ко и де­ла­ем, что на­ло­ги пла­тим, ху­же ни­щих жи­вем.
– Я са­на с се­бя ни­ко­гда не сни­му, – от­ве­чал на жа­лоб­ные при­чи­та­ния же­ны свя­щен­ник, – ни­ко­гда не ста­ну пре­да­те­лем Церк­ви.
В 1937-1938 го­дах бы­ли аре­сто­ва­ны, за еди­нич­ны­ми ис­клю­че­ни­я­ми, все свя­щен­ни­ки об­ла­сти. В Бе­жец­ке арест ми­но­вал толь­ко од­но­го свя­щен­ни­ка, ко­то­ро­му ис­пол­ни­лось то­гда семь­де­сят де­вять лет.
5 фев­ра­ля 1938 го­да сек­рет­ный со­труд­ник по клич­ке Ки­ло­грамм со­ста­вил до­не­се­ние в НКВД на от­ца Иа­ко­ва: «Бой­ков Яков Яко­вле­вич, свя­щен­ник се­ла Кня­же­ва, го­во­рил сле­ду­ю­щее: „Ка­кое угне­те­ние ви­дят на­ши граж­дане, это на­си­лие над ве­ру­ю­щи­ми! Кон­сти­ту­ция го­во­рит со­всем иное… а де­ла­ют со­всем по-дру­го­му; как ду­хо­вен­ство, так и всех ре­ли­ги­оз­ных лю­дей угне­та­ют… мы, ве­ру­ю­щие, бу­дем ждать то­го вре­ме­ни, ко­гда на­ших ком­му­ни­стов бу­дут вы­чи­щать от пра­во­слав­ных лю­дей, а са­мо­го Ста­ли­на, как ху­до­го под­за­бор­но­го жи­те­ля, уве­зут в Гру­зию, от­ку­да он и при­е­хал, как ан­ти­христ, для угне­те­ния всех ве­ру­ю­щих лю­дей“. От­но­си­тель­но вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет граж­да­нин Бой­ков го­во­рил сле­ду­ю­щее: „Про­шли вы­бо­ры, и для че­го все это? Это толь­ко са­ми ком­му­ни­сты опять вы­бра­ли се­бя, и как ни по­чи­та­ешь га­зе­ту, все толь­ко и пи­шут, что вы­би­ра­ли все, а на са­мом де­ле ложь. За гра­ни­цей над эти­ми вы­бо­ра­ми толь­ко сме­ют­ся… там так­же зна­ют, что в Вер­хов­ный Со­вет СССР про­шли по­дон­ки об­ще­ства, гра­би­те­ли и на­силь­ни­ки, как мы всех ком­му­ни­стов на­зы­ва­ем втайне“».
Ча­ще все­го та­ко­го ро­да «све­де­ния» бы­ли вы­дум­кой са­мо­го осве­до­ми­те­ля, но во вре­мя мас­со­во­го тер­ро­ра их ни­ко­гда не про­ве­ря­ли. Они тем и хо­ро­ши бы­ли для НКВД, что не нуж­но бы­ло про­ве­рять их до­сто­вер­ность. Со­труд­ник НКВД да­же и сам мог под­ска­зать осве­до­ми­те­лю, ка­ко­го ро­да «со­об­ще­ния» тре­бо­ва­лись. Через три дня по­сле до­но­са был вы­пи­сан ор­дер на арест свя­щен­ни­ка.
В эти несколь­ко лет пе­ред аре­стом отец Иа­ков по­дол­гу и усерд­но мо­лил­ся, ча­ще все­го но­чью. За­теп­ли­вал пе­ред ико­на­ми в свя­том уг­лу лам­па­ды, рас­кры­вал на ана­лое кни­гу и на­чи­нал мо­лить­ся сло­ва­ми свя­тых пра­вед­ни­ков и по­движ­ни­ков. В час но­чи с 8-го на 9 фев­ра­ля 1938 го­да раз­дал­ся стук в дверь – это при­шли со­труд­ни­ки НКВД с по­ня­ты­ми – со­се­дя­ми, жив­ши­ми в том же до­ме, про­из­во­дить обыск. Вся об­ста­нов­ка до­ма свя­щен­ни­ка сви­де­тель­ство­ва­ла, что ни­че­го цен­но­го они здесь не най­дут. И со­труд­ник НКВД от­крыв крыш­ку ана­лоя, ле­ни­во по­рыл­ся в ле­жав­ших там цер­ков­ных кни­гах, крыш­ку за­крыл, и на этом обыск за­кон­чил­ся. Отец Иа­ков про­стил­ся с же­ной и до­че­рью и в со­про­вож­де­нии кон­воя по­ки­нул дом на­все­гда. Же­на свя­щен­ни­ка несколь­ко раз хо­ди­ла в тюрь­му в Бе­жец­ке и хло­по­та­ла, чтобы да­ли сви­да­ние, но ей от­ка­за­ли.
Сра­зу же по­сле аре­ста, 9 фев­ра­ля, сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Иа­ко­ва.

Все след­ствие про­дол­жа­лось два дня, 9-го и 10 фев­ра­ля, и уже 10 фев­ра­ля бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние. 13 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, и он был со­слан в Ека­те­рин­бург­скую об­ласть.

По­ло­же­ние в ла­ге­ре во вре­мя вой­ны ста­но­ви­лось все тя­же­лее, за­клю­чен­ным за­пре­ти­ли пе­ре­пис­ку, их по­чти не кор­ми­ли, сил уже недо­ста­ва­ло на то, чтобы вы­пол­нить нор­му, а та­ких за­клю­чен­ных со­всем пе­ре­ста­ва­ли кор­мить. Отец Иа­ков умер в ла­ге­ре от го­ло­да 19 ап­ре­ля 1943 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-bojkov

☦️
Исповедник Севастиа́н (Фомин), Карагандинский, архимандрит.
Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Се­ва­сти­ан ро­дил­ся 28 ок­тяб­ря 1884 го­да в се­ле Кос­мо­де­мьян­ское Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ва­си­лия и Мат­ро­ны Фо­ми­ных и в кре­ще­нии на­ре­чен был Сте­фа­ном в честь пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Сав­ва­и­та. В се­мье бы­ло три сы­на – Ила­ри­он, Ро­ман и Сте­фан. В 1888 го­ду, ко­гда Сте­фа­ну ис­пол­ни­лось че­ты­ре го­да, ро­ди­те­ли сво­зи­ли сы­но­вей в Ко­зель­скую Вве­ден­скую Оп­ти­ну пу­стынь бла­го­сло­вить­ся у стар­ца Ам­вро­сия. В 1888 го­ду умер отец, а на сле­ду­ю­щий год мать, и оста­лись бра­тья си­ро­та­ми сем­на­дца­ти, один­на­дца­ти и пя­ти лет. Стар­ший, Ила­ри­он, по­сле смер­ти ро­ди­те­лей же­нил­ся; сред­ний, Ро­ман, в 1892 го­ду ушел в Оп­ти­ну пу­стынь и был при­нят по­слуш­ни­ком в Иоан­но-Пред­те­чен­ский скит при ней; млад­ше­му, Сте­фа­ну, при­шлось остать­ся со стар­шим бра­том и по­мо­гать ему по хо­зяй­ству.
Жи­вя с бра­том, Сте­фан окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, при­чем по­ка­зал хо­ро­шие спо­соб­но­сти в обу­че­нии, и при­ход­ской свя­щен­ник стал да­вать ему чи­тать кни­ги из сво­ей биб­лио­те­ки. Для обыч­ных кре­стьян­ских ра­бот Сте­фан ока­зал­ся слаб здо­ро­вьем, и боль­шей ча­стью ему при­хо­ди­лось быть в се­ле пас­ту­хом. Озор­ные сверст­ни­ки недо­люб­ли­ва­ли его за сми­ре­ние и кро­тость и на­зы­ва­ли «мо­на­хом». Са­мым боль­шим для него уте­ше­ни­ем ста­ло по­се­ще­ние бра­та Ро­ма­на в Оп­ти­ной пу­сты­ни, что бы­ва­ло вся­кий раз по­сле окон­ча­ния осе­нью кре­стьян­ских ра­бот.
В 1908 го­ду Ро­ман Ва­си­лье­вич при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ра­фа­ил, а 3 ян­ва­ря 1909 го­да Сте­фан был при­нят ке­лей­ни­ком к стар­цу Иоси­фу (Ли­тов­ки­ну). «Жи­ли мы со стар­цем, – вспо­ми­нал он впо­след­ствии, – как с род­ным от­цом. Вме­сте с ним мо­ли­лись, вме­сте ку­ша­ли, вме­сте чи­та­ли или слу­ша­ли его на­став­ле­ния».
9 мая 1911 го­да иерос­хи­мо­нах Иосиф скон­чал­ся, и в его ке­лье по­се­лил­ся ста­рец Нек­та­рий (Ти­хо­нов), у ко­то­ро­го Сте­фан остал­ся ке­лей­ни­ком, пе­рей­дя под его ду­хов­ное ру­ко­вод­ство. 15 мар­та 1912 го­да Сте­фан был опре­де­лен в чис­ло бра­тии.
У от­ца Нек­та­рия то­гда бы­ло два ке­лей­ни­ка: стар­ший – Сте­фан, ко­то­ро­го за мяг­ко­сер­де­чие и со­стра­да­тель­ность на­зы­ва­ли «ле­том», и млад­ший – Петр Швы­рев, ко­то­рый был по­гру­бей и по­стро­же, и его на­зы­ва­ли «зи­ма». Ко­гда на­род, при­шед­ший к хи­бар­ке, на­чи­нал от дол­го­го ожи­да­ния уны­вать, отец Нек­та­рий по­сы­лал Сте­фа­на, а ко­гда ожи­дав­шие на­чи­на­ли роп­тать и под­ни­ма­ли шум, к ним вы­хо­дил Петр и стро­го­стью уми­рял на­род. Лю­ди, бы­ва­ло, то и де­ло по­сы­ла­ли Сте­фа­на ска­зать стар­цу, что мно­гие очень дол­го ждут и неко­то­рым на­до уже уез­жать. Сте­фан шел в ке­лью стар­ца, и тот го­во­рил: «Сей­час со­би­ра­юсь, оде­ва­юсь, иду», но сра­зу не вы­хо­дил, а ко­гда вы­хо­дил, то при всех го­во­рил Сте­фа­ну: «Что же ты до сих пор ни ра­зу не ска­зал, что ме­ня ждет с нетер­пе­ни­ем столь­ко на­ро­да?» В от­вет Сте­фан кла­нял­ся стар­цу в но­ги и про­сил про­ще­ния.
13 ап­ре­ля 1913 го­да, в Ве­ли­кую Суб­бо­ту, от ту­бер­ку­ле­за лег­ких скон­чал­ся брат Сте­фа­на, мо­нах Ра­фа­ил, пе­ред смер­тью по­стри­жен­ный в схи­му. В 1917 го­ду Сте­фан был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ва­сти­ан в честь му­че­ни­ка Се­ва­сти­а­на.
В 1918 го­ду при­шед­ши­ми к вла­сти без­бож­ни­ка­ми Оп­ти­на пу­стынь как мо­на­стырь бы­ла за­кры­та, но про­дол­жа­ла су­ще­ство­вать под ви­дом плем­хо­за под ру­ко­вод­ством од­но­го из мо­на­стыр­ских по­слуш­ни­ков; в 1923 го­ду из мо­на­хов и по­слуш­ни­ков бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ар­тель.
В 1923 го­ду мо­нах Се­ва­сти­ан был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. В суб­бо­ту 5 ав­гу­ста 1923 го­да око­ло двух ча­сов дня пред­ста­ви­те­ли вла­стей по­тре­бо­ва­ли, чтобы из Оп­ти­ной пу­сты­ни в двух­днев­ный срок бы­ли вы­се­ле­ны все мо­на­ше­ству­ю­щие. По это­му слу­чаю ли­тур­гию на­ча­ли слу­жить с 12 ча­сов но­чи, а в шесть ча­сов утра вла­стя­ми был опе­ча­тан и за­крыт по­след­ний храм в Оп­ти­ной – Ка­зан­ский, а бра­тия разо­шлась кто ку­да, боль­шей ча­стью по­се­лив­шись в Ко­зель­ске; здесь вме­сте с дру­ги­ми по­се­лил­ся и иеро­ди­а­кон Се­ва­сти­ан.
В 1927 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха, в 1928 го­ду стал слу­жить в Ильин­ской церк­ви в го­ро­де Коз­ло­ве Там­бов­ской об­ла­сти, с 1929 го­да он хо­дил в Ильин­ский храм толь­ко мо­лить­ся, а слу­жил в квар­ти­ре, где жил; в служ­бах ему по­мо­га­ли при­е­хав­шие к нему мо­на­хи­ня Фев­ро­ния (Ти­хо­но­ва), ино­ки­ня Со­фий­ской жен­ской об­щи­ны Ря­зан­ской епар­хии Агрип­пи­на (Арт­он­ки­на) и мо­на­хи­ня Кра­и­шев­ско­го Тих­вин­ско­го мо­на­сты­ря Са­ра­тов­ской епар­хии Вар­ва­ра (Са­зо­но­ва).
25 фев­ра­ля 1933 го­да все они вме­сте с от­цом Се­ва­сти­а­ном бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в там­бов­скую тюрь­му. То­гда же бы­ло аре­сто­ва­но бо­лее пя­ти­де­ся­ти че­ло­век ду­хо­вен­ства, мо­на­хов и ми­рян, ко­то­рые об­ви­ня­лись в том, что они буд­то бы со­зда­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную цер­ков­но-мо­нар­хи­че­скую ор­га­ни­за­цию, ста­вив­шую сво­ей це­лью «свер­же­ние со­вет­ской вла­сти через ор­га­ни­за­цию вос­ста­ния при объ­яв­ле­нии вой­ны.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sevastian-fomin-karagandinskij

Собрание воспоминаний и поучений «Карагандинский старец преподобный Севастиан»:
https://azbyka.ru/otechnik/Sevastian_Karagandinskij/karagandinskij-starets-prepodobnyj-sevastian/


Жития
Писание