☀️ неподвижный годовой круг:
• 17 апреля (4 апреля)
• мцц. Ферву́фы девы, сестры и рабыни ее (341–343)
• прп. Зоси́мы Палестинского (свидетеля подвига прп. Марии Египетской) (ок. 560) 📚
• прп. Ио́сифа Песнописца (883)
• прп. Гео́ргия Пелопонесского (IX)
• прп. Иосифа Печерского (Многоболезненного) (XIV)
• прп. Зоси́мы Ворбозомского (ок. 1550)
• прмчч. Вениамина (Кононова), Никифора (Кучина) (1928)
• сщмч. Николая (Караулова) Вельского (1932)
• прмц. Марии (Леляновой) Гатчинской (1932)
• сщмч. Иоанна (Вечорко) (1933)
• мч. Иоанна (Колесникова) (1943)
• иконы Божией Матери «Геронтисса»


☦️
Мученица Ферву́фа, дева.
Свя­тая му­че­ни­ца Ферву­фа с ее сест­рой и ра­бы­ней при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста меж­ду 341 и 343 го­да­ми. Свя­тая Ферву­фа и ее сест­ра, имя ко­то­рой оста­лось неиз­вест­ным, бы­ли род­ны­ми сест­ра­ми епи­ско­па Селев­кий­ско­го Си­мео­на, по­стра­дав­ше­го за Хри­ста при пер­сид­ском ца­ре Са­по­ре око­ло 341–344 го­дов. Обе сест­ры и их слу­жан­ка бы­ли взя­ты ца­ри­цей во дво­рец для услу­же­ния. Свя­тая Ферву­фа от­ли­ча­лась необык­но­вен­ной кра­со­той, и ца­ри­ца пред­ло­жи­ла ей всту­пить в брак и тем до­стичь вы­со­ко­го по­ло­же­ния. Свя­тая от­ка­за­лась, так как да­ла обет дев­ства для все­це­ло­го слу­же­ния Бо­гу. Вско­ре ца­ри­ца за­бо­ле­ла. Волх­вы, ко­то­рые при­шли ле­чить ца­ри­цу, уви­де­ли свя­тую Ферву­фу и бы­ли по­ра­же­ны ее необы­чай­ной кра­со­той. Один из них об­ра­тил­ся к ней с пред­ло­же­ни­ем, чтобы она ста­ла его же­ной. Свя­тая от­ве­ти­ла ему, что она – хри­сти­ан­ка и да­ла обет остать­ся Хри­сто­вой неве­стой.
Озлоб­лен­ный волхв до­нес ца­рю, что при­чи­ной бо­лез­ни ца­ри­цы яв­ля­ет­ся отра­ва, дан­ная ей слу­жан­ка­ми. По по­ве­ле­нию ца­ря свя­тая Ферву­фа, ее сест­ра и ра­бы­ня бы­ли пре­да­ны су­ду.
На су­де свя­тые му­че­ни­цы бес­страш­но объ­яви­ли, что они хри­сти­ан­ки и не со­вер­ша­ли зло­де­я­ния, в ко­то­ром их об­ви­ня­ют, но го­то­вы при­нять смерть за Хри­ста. Глав­ный су­дья, волхв Мавптис, пле­нил­ся кра­со­той свя­той де­вы Ферву­фы и тай­но при­слал к ней в тем­ни­цу сво­е­го слу­гу с пред­ло­же­ни­ем осво­бо­дить ее и ее спо­движ­ниц, ес­ли толь­ко де­вуш­ка со­гла­сит­ся стать его же­ной. Та­кое же пред­ло­же­ние сде­ла­ли свя­той де­ве и двое дру­гих су­дей, тай­но один от дру­го­го.
Все эти пред­ло­же­ния свя­тая Ферву­фа ре­ши­тель­но от­верг­ла, ска­зав, что она – неве­ста Хри­сто­ва и на зем­ной брак ни­ко­гда не со­гла­сит­ся.
По­сле это­го му­че­ни­цы как хри­сти­ан­ки и вол­шеб­ни­цы бы­ли при­зна­ны ви­нов­ны­ми в отрав­ле­нии ца­ри­цы и при­го­во­ре­ны к му­чи­тель­ной каз­ни. Каж­дую из них при­вя­за­ли к двум стол­бам и пе­ре­пи­ли­ли на две ча­сти. Те­ла свя­тых му­че­ниц бы­ли бро­ше­ны в ров, от­ку­да их тай­но взя­ли хри­сти­ане и пре­да­ли по­гре­бе­нию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/304

☦️
Преподобный Зоси́ма Палестинский, отшельник.
В од­ном па­ле­стин­ском мо­на­сты­ре в окрест­но­стях Ке­са­рии жил пре­по­доб­ный инок Зоси́ма. От­дан­ный в мо­на­стырь с са­мо­го дет­ства, он под­ви­зал­ся в нем до 53 лет, ко­гда был сму­щен по­мыс­лом: «Най­дет­ся ли и в са­мой даль­ней пу­стыне свя­той муж, пре­взо­шед­ший ме­ня в трез­ве­нии и де­ла­нии?»
Лишь толь­ко он по­мыс­лил так, ему явил­ся Ан­гел Гос­по­день и ска­зал: «Ты, Зо­си­ма, по че­ло­ве­че­ской ме­ре непло­хо под­ви­зал­ся, но из лю­дей нет пра­вед­но­го ни од­но­го (Рим.3:10). Чтобы ты ура­зу­мел, сколь­ко есть еще иных и выс­ших об­ра­зов спа­се­ния, вый­ди из этой оби­те­ли, как Ав­ра­ам из до­ма от­ца сво­е­го (Быт.12:1), и иди в мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный при Иор­дане».
Тот­час ав­ва Зо­си­ма вы­шел из мо­на­сты­ря и вслед за Ан­ге­лом при­шел в Иор­дан­ский мо­на­стырь и по­се­лил­ся в нем.
Здесь уви­дел он стар­цев, ис­тин­но про­си­яв­ших в по­дви­гах. Ав­ва Зо­си­ма стал под­ра­жать свя­тым ино­кам в ду­хов­ном де­ла­нии.
Так про­шло мно­го вре­ме­ни, и при­бли­зи­лась Свя­тая Че­ты­ре­де­сят­ни­ца. В мо­на­сты­ре су­ще­ство­вал обы­чай, ра­ди ко­то­ро­го и при­вел сю­да Бог пре­по­доб­но­го Зо­си­му. В пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста слу­жил игу­мен Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, все при­ча­ща­лись Пре­чи­сто­го Те­ла и Кро­ви Хри­сто­вых, вку­ша­ли за­тем ма­лую тра­пе­зу и сно­ва со­би­ра­лись в церк­ви.
Со­тво­рив мо­лит­ву и по­ло­жен­ное чис­ло зем­ных по­кло­нов, стар­цы, ис­про­сив друг у дру­га про­ще­ния, бра­ли бла­го­сло­ве­ние у игу­ме­на и под об­щее пе­ние псал­ма «Гос­подь про­све­ще­ние мое и Спа­си­тель мой: ко­го убо­ю­ся? Гос­подь За­щи­ти­тель жи­во­та мо­е­го: от ко­го устра­шу­ся?» (Пс.26:1) от­кры­ва­ли мо­на­стыр­ские во­ро­та и ухо­ди­ли в пу­сты­ню.
Каж­дый из них брал с со­бой уме­рен­ное ко­ли­че­ство пи­щи, кто в чем нуж­дал­ся, неко­то­рые же и во­все ни­че­го не бра­ли в пу­сты­ню и пи­та­лись ко­ре­нья­ми. Ино­ки пе­ре­хо­ди­ли за Иор­дан и рас­хо­ди­лись как мож­но даль­ше, чтобы не ви­деть, как кто по­стит­ся и под­ви­за­ет­ся.
Ко­гда за­кан­чи­вал­ся Ве­ли­кий пост, ино­ки воз­вра­ща­лись в мо­на­стырь на Верб­ное вос­кре­се­нье с пло­дом сво­е­го де­ла­ния (Рим.6:21-22), ис­пы­тав свою со­весть (1Пет.3:16). При этом ни­кто ни у ко­го не спра­ши­вал, как он тру­дил­ся и со­вер­шал свой по­двиг.
В тот год и ав­ва Зо­си­ма, по мо­на­стыр­ско­му обы­чаю, пе­ре­шел Иор­дан. Ему хо­те­лось глуб­же зай­ти в пу­сты­ню, чтобы встре­тить ко­го-ни­будь из свя­тых и ве­ли­ких стар­цев, спа­са­ю­щих­ся там и мо­ля­щих­ся за мир.
Он шел по пу­стыне 20 дней и од­на­жды, ко­гда он пел псал­мы 6-го ча­са и тво­рил обыч­ные мо­лит­вы, вдруг спра­ва от него по­ка­за­лась как бы тень че­ло­ве­че­ско­го те­ла. Он ужас­нул­ся, ду­мая, что ви­дит бе­сов­ское при­ви­де­ние, но, пе­ре­кре­стив­шись, от­ло­жил страх и, окон­чив мо­лит­ву, об­ра­тил­ся в сто­ро­ну те­ни и уви­дел иду­ще­го по пу­стыне об­на­жен­но­го че­ло­ве­ка, те­ло ко­то­ро­го бы­ло чер­но от сол­неч­но­го зноя, а вы­го­рев­шие ко­рот­кие во­ло­сы по­бе­ле­ли, как агн­чее ру­но. Ав­ва Зо­си­ма об­ра­до­вал­ся, так как за эти дни не ви­дел ни од­но­го жи­во­го су­ще­ства, и тот­час на­пра­вил­ся в его сто­ро­ну.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-zosima-palestinskij-otshelnik

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Palestinskij/
• Собеседования о том, каким путем приобретается безгневие, а также о том, чтобы иметь вещи как бы не имея их

☦️
Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер.
Пре­по­доб­ный Иосиф Пес­но­пи­сец ро­дил­ся в Си­ци­лии в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его, Пло­тин и Ага­фия, спа­са­ясь от вар­вар­ско­го на­ше­ствия, пе­ре­се­ли­лись в Пе­ло­пон­нес. В воз­расте 15 лет свя­той Иосиф ушел в Фес­са­ло­ни­ки и по­сту­пил в мо­на­стырь. Он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, тру­до­лю­би­ем, кро­то­стью и поль­зо­вал­ся лю­бо­вью всей бра­тии оби­те­ли. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный был по­свя­щен в сан пре­сви­те­ра.
Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Де­ка­по­лит (па­мять 20 но­яб­ря) по­се­тил мо­на­стырь и за­ме­тил мо­ло­до­го ино­ка. Он взял его с со­бой в Кон­стан­ти­но­поль и по­се­лил­ся с ним вме­сте при церк­ви свя­тых му­че­ни­ков Сер­гия и Вак­ха. Это бы­ло в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Льва Ар­мя­ни­на (813–820) – вре­мя же­сто­ких ико­но­бор­че­ских го­не­ний. Пре­по­доб­ные Гри­го­рий и Иосиф без­бо­яз­нен­но от­ста­и­ва­ли по­чи­та­ние свя­тых икон. Они про­по­ве­до­ва­ли на пло­ща­дях го­ро­да, по­се­ща­ли до­ма пра­во­слав­ных, утвер­ждая их про­тив ере­ти­ков. По­ло­же­ние Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви бы­ло крайне тя­же­лое: не толь­ко им­пе­ра­тор, но и пат­ри­арх бы­ли ико­но­бор­ца­ми.
В то вре­мя рим­ские епи­ско­пы бы­ли в един­стве со Все­лен­ской Цер­ко­вью, и па­па Лев 3: непод­власт­ный ви­зан­тий­ско­му им­пе­ра­то­ру, мог бы ока­зать боль­шую по­мощь пра­во­слав­ным. Пра­во­слав­ные ино­ки из­бра­ли по­слан­ни­ком к па­пе пре­по­доб­но­го Иоси­фа как наи­бо­лее стой­ко­го и крас­но­ре­чи­во­го. Пре­по­доб­ный Гри­го­рий бла­го­сло­вил его ехать в Рим и из­ве­стить о по­ло­же­нии Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви и опас­но­сти, гро­зя­щей Пра­во­сла­вию.
Во вре­мя пу­те­ше­ствия пре­по­доб­ный Иосиф был схва­чен раз­бой­ни­ка­ми-ара­ба­ми, под­куп­лен­ны­ми ико­но­бор­ца­ми, и от­прав­лен на ост­ров Крит. Там они пе­ре­да­ли его ико­но­бор­цам. Пре­по­доб­ный Иосиф был за­клю­чен в тем­ни­цу. Му­же­ствен­но пе­ре­но­ся все ли­ше­ния, он под­дер­жи­вал и дру­гих уз­ни­ков. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го один пра­во­слав­ный епи­скоп, на­чав­ший бы­ло ко­ле­бать­ся, на­столь­ко укре­пил­ся ду­хом, что му­же­ствен­но при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
Шесть лет про­вел пре­по­доб­ный Иосиф в тем­ни­це. В Рож­де­ствен­скую ночь 820 го­да он удо­сто­ил­ся ви­де­ния свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го, ко­то­рый из­ве­стил его о смер­ти го­ни­те­ля-ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на и о пре­кра­ще­нии го­не­ний на свя­тые ико­ны. Свя­ти­тель дал пре­по­доб­но­му сви­ток и ска­зал: «При­ми этот сви­ток и съешь его». В свит­ке бы­ло на­пи­са­но: «Уско­ри, Щед­рый, и пот­щи­ся яко Ми­ло­стив на по­мощь на­шу, яко мо­же­ши, хо­тяй». Пре­по­доб­ный про­чи­тал сви­ток, съел его и ска­зал: «Коль слад­ка гор­та­ни мо­е­му сло­ве­са сия» (Пс.118:103). Свя­ти­тель Ни­ко­лай ве­лел ему про­петь эти сло­ва. По­сле это­го око­вы са­ми спа­ли с пре­по­доб­но­го, две­ри тем­ни­цы от­во­ри­лись, и он сво­бод­но вы­шел из нее и был вос­хи­щен на воз­дух и по­став­лен близ Кон­стан­ти­но­по­ля на боль­шой до­ро­ге, ве­ду­щей в го­род. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Иосиф уже не за­стал в жи­вых пре­по­доб­но­го Гри­го­рия Де­ка­по­ли­та, а встре­тил­ся лишь с его уче­ни­ком бла­жен­ным Иоан­ном (па­мять 18 ап­ре­ля), то­же вско­ре скон­чав­шим­ся. Пре­по­доб­ный Иосиф по­стро­ил цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и пе­ре­нес ту­да мо­щи пре­по­доб­ных Гри­го­рия и Иоан­на. При церк­ви был ос­но­ван мо­на­стырь.
Пре­по­доб­ный Иосиф по­лу­чил так­же от од­но­го доб­ро­де­тель­но­го му­жа часть мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея. Он по­стро­ил цер­ковь во имя свя­то­го апо­сто­ла и хо­тел тор­же­ствен­но по­чтить его па­мять, но со­кру­шал­ся, что не бы­ло хва­леб­ных пес­но­пе­ний, про­слав­ляв­ших па­мять свя­то­го апо­сто­ла, сам же он не дер­зал их со­ста­вить. Со­рок дней со сле­за­ми мо­лил­ся пре­по­доб­ный Иосиф, го­то­вясь к празд­ни­ку па­мя­ти апо­сто­ла. В на­ве­че­рие празд­ни­ка в ал­та­ре ему явил­ся апо­стол Вар­фо­ло­мей, воз­ло­жил ему на грудь свя­тое Еван­ге­лие и бла­го­сло­вил пи­сать цер­ков­ные пес­но­пе­ния со сло­ва­ми: «Да бла­го­сло­вит те­бя дес­ни­ца Все­силь­но­го Бо­га, и да изо­льют­ся на язык твой во­ды Небес­ной Пре­муд­ро­сти, серд­це твое да бу­дет хра­мом Ду­ха Свя­та­го и пес­но­пе­ния твои да усла­дят все­лен­ную». По­сле это­го чу­дес­но­го яв­ле­ния пре­по­доб­ный Иосиф на­пи­сал ка­нон апо­сто­лу Вар­фо­ло­мею и с тех пор стал сла­гать цер­ков­ные пес­но­пе­ния в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри, свя­тых угод­ни­ков и в их сон­ме – в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, осво­бо­див­ше­го его из тем­ни­цы.
Во вре­мя воз­об­нов­ле­ния ико­но­бор­че­ской ере­си при им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) пре­по­доб­ный Иосиф вто­рич­но по­стра­дал от ере­ти­ков. 11 лет он был в из­гна­нии в Хер­соне. В 842 го­ду при свя­той ца­ри­це Фе­о­до­ре (па­мять 11 фев­ра­ля), вос­ста­но­вив­шей пра­во­слав­ное по­чи­та­ние свя­тых икон, пре­по­доб­ный Иосиф был по­став­лен со­су­до­хра­ни­те­лем в Со­фий­ском со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле. Но за сме­лое об­ли­че­ние бра­та ца­ри­цы Вар­ды в неза­кон­ном со­жи­тель­стве он сно­ва был от­прав­лен в из­гна­ние и воз­вра­щен лишь по­сле смер­ти Вар­ды, в 867 го­ду.
Пат­ри­арх Фо­тий (857–867, 877–886) вос­ста­но­вил его в преж­ней долж­но­сти и на­зна­чил ду­хов­ни­ком все­го кон­стан­ти­но­поль­ско­го кли­ра.
До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ный Иосиф за­бо­лел. Пе­ред са­мой Пас­хой, в Ве­ли­кую пят­ни­цу, Гос­подь из­ве­стил его в сно­ви­де­нии о при­бли­же­нии кон­чи­ны.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iosif-pesnopisec

☦️
Преподобный Гео́ргий Пелопонесский, Малеин.
Пре­по­доб­ный Ге­ор­гий жил в IX ве­ке. Он был ино­ком и под­ви­зал­ся в оби­те­ли на го­ре Ма­лое в Пе­ло­пон­не­се, где и скон­чал­ся. В служ­бе пре­по­доб­ный Ге­ор­гий убла­жа­ет­ся как зем­ной Ан­гел и чу­до­тво­рец.

☦️
Преподобный Ио́сиф Печерский, Многоболезненный.
Пре­по­доб­ный Иосиф Мно­го­бо­лез­нен­ный жил в XIV ве­ке. В тя­же­лой бо­лез­ни он об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу и дал обет: ес­ли Гос­подь да­ру­ет ему здо­ро­вье, то он бу­дет слу­жить бра­тии Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря до кон­ца сво­ей жиз­ни. Мо­лит­ва мно­го­бо­лез­нен­но­го стра­даль­ца бы­ла услы­ша­на. По­сле вы­здо­ров­ле­ния он по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь, при­нял ино­че­ский по­стриг и стал усерд­но тру­дить­ся в по­дви­гах по­ста и мо­лит­вы и с лю­бо­вью слу­жить бра­тии. По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ный Иосиф был по­гре­бен в Даль­них пе­ще­рах.

☦️
Преподобный Зоси́ма Ворбозомский.
Пре­по­доб­ный Зо­си­ма Вор­бо­зо­мский был ос­но­ва­те­лем мо­на­сты­ря в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на ост­ро­ве Вор­бо­зо­мско­го озе­ра, на­хо­див­ше­го­ся в 23 вер­стах к югу от Бе­ло­зер­ска. Ос­но­ван мо­на­стырь был еще в XV ве­ке, так как из­вест­но, что в 1501 го­ду на­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря был игу­мен Иона, уче­ник пре­по­доб­но­го Зо­си­мы. Мо­на­стырь вхо­дил в чис­ло тех мно­го­чис­лен­ных пу­сты­ней (неболь­ших мо­на­сты­рей), ко­то­рые, об­ра­зуя со­бой так на­зы­ва­е­мое ино­че­ское «За­вол­жье», рас­по­ла­га­лись во­круг Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Зо­си­ма в пер­вой по­ло­вине XVI ве­ка. Из­вест­но, что пре­по­доб­ный на­пи­сал по­уче­ние и по­сла­ние сво­ей ду­хов­ной до­че­ри Ана­ста­сии.

☦️
Преподобномученики Вениами́н (Кононов), архимандрит, Ники́фор (Кучин), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин ро­дил­ся 4 ян­ва­ря 1868 го­да в де­ревне Ев­се­ви­ев­ской Шен­кур­ско­го уез­да Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ва­си­лия Его­ро­ви­ча и Пе­ла­гии Ильи­нич­ны Ко­но­но­вых и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ва­си­ли­ем. По об­сто­я­тель­ствам и обы­ча­ям то­го вре­ме­ни об­ра­зо­ва­ние Ва­си­лий по­лу­чил до­ма. Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли его не раз бы­ва­ли в Со­ло­вец­ком мо­на­сты­ре, ку­да бра­ли с со­бою и сы­на. И с каж­дым ра­зом по­сле по­се­ще­ния слав­ной сво­и­ми свя­ты­ми ос­но­ва­те­ля­ми и на­сель­ни­ка­ми оби­те­ли в нем все бо­лее креп­ла ре­ши­мость по­свя­тить жизнь свою слу­же­нию Гос­по­ду.
В 1893 го­ду, ко­гда Ва­си­лию ис­пол­ни­лось два­дцать пять лет, он по­сту­пил в мо­на­стырь труд­ни­ком, а в 1897 го­ду был при­нят в него по­слуш­ни­ком. В мо­на­сты­ре Ва­си­лий ру­ко­во­дил хле­бо­пе­кар­ней и за­ве­до­вал рас­ход­ной мо­на­стыр­ской лав­кой. За это вре­мя он окон­чил шесть клас­сов Со­ло­вец­ко­го брат­ско­го учи­ли­ща; по­ка­зав боль­шую склон­ность к ино­че­ской жиз­ни, он ока­зал­ся бла­го­нрав­ным и по­слуш­ным, име­ю­щим боль­шие за­дат­ки к внут­рен­не­му са­мо­углуб­ле­нию. 12 июня 1903 го­да на­сто­я­тель Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий (Юсов) по­стриг по­слуш­ни­ка Ва­си­лия в мо­на­ше­ство и на­рек ему имя Ве­ни­а­мин в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Ве­ни­а­ми­на Си­най­ско­го. 28 ав­гу­ста 1905 го­да мо­нах Ве­ни­а­мин был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 15 июля 1908 го­да – во иеро­мо­на­ха; он ис­пол­нял по­слу­ша­ния при мо­щах пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия Со­ло­вец­ких чу­до­твор­цев и за­ко­но­учи­те­ля брат­ско­го учи­ли­ща.
22 фев­ра­ля 1910 го­да иеро­мо­нах Ве­ни­а­мин был на­зна­чен ду­хов­ни­ком Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-veniamin-kononov

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ни­ки­фор (в ми­ру Ни­ко­лай Ива­но­вич Ку­чин) ро­дил­ся в Соль­вы­че­год­ском уез­де Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Слу­жил в ар­мии и до­слу­жил­ся до чи­на ун­тер-офи­це­ра. По­сле вы­хо­да в от­став­ку Ни­ко­лай Ива­но­вич в 1909 го­ду по­сту­пил в Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, в 1913 го­ду ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий по­стриг его в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ки­фор. В мо­на­сты­ре мо­нах Ни­ки­фор окон­чил пять клас­сов брат­ско­го учи­ли­ща. Про­хо­дил по­слу­ша­ние за­ве­ду­ю­ще­го рух­ляд­ной па­лат­кой, был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и во вре­мя на­чав­ших­ся го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь явил­ся бли­жай­шим по­мощ­ни­ком ар­хи­манд­ри­та Ве­ни­а­ми­на.

По­сле от­бы­тия за­клю­че­ния в 1922 го­ду, ар­хи­манд­рит Ве­ни­а­мин и иеро­мо­нах Ни­ки­фор по­се­ли­лись на Со­ло­вец­ком по­дво­рье в Ар­хан­гель­ске, а по­сле за­кры­тия по­дво­рья – у неко­е­го ар­хан­ге­ло­го­род­ско­го фар­ма­цев­та, ко­то­рый, как пра­во­слав­ный, и при­ютил остав­ших­ся без кро­ва мо­на­хов. Но жизнь в шум­ном го­ро­де бы­ла не по ду­ше мо­на­хам, ис­кав­шим уеди­не­ния, и они по со­ве­ту по­слуш­ни­ка Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря Сте­па­на Ан­то­но­ва ле­том 1926 го­да пе­ре­еха­ли в се­ло Ча­со­вен­ское Ар­хан­гель­ской об­ла­сти к его сест­ре Анне. Тем же ле­том они со­ору­ди­ли се­бе ке­лью в глу­хом ле­су, в со­ро­ка вер­стах от бли­жай­ше­го на­се­лен­но­го пунк­та – де­рев­ни Ко­ров­кин­ской. В неболь­шой из­бе пло­ща­дью око­ло два­дца­ти квад­рат­ных мет­ров бы­ло лишь са­мое необ­хо­ди­мое; из мо­на­стыр­ских ве­щей у них оста­ва­лись: ни­ке­ли­ро­ван­ный са­мо­вар, ко­фей­ник и на­столь­ные ча­сы с бо­ем. В са­мой ком­на­те сто­я­ли две кро­ва­ти и ви­се­ло несколь­ко икон. Воз­ле ке­льи пу­стын­но­жи­те­ли за­ве­ли неболь­шой ого­род, на ко­то­ром они ста­ли вы­ра­щи­вать ово­щи, и лед­ник для хра­не­ния про­дук­тов. Пи­та­лись они ово­ща­ми с ого­ро­да и ры­бой, ко­то­рую ло­ви­ли в Вол­ко­зе­ре, на вы­со­ком бе­ре­гу ко­то­ро­го и сто­я­ла их ке­лья. Недо­ста­ю­щие про­дук­ты им при­во­зил два­жды в год из Ар­хан­гель­ска Сте­пан Ан­то­нов. Ме­сто это бы­ло на­столь­ко глу­хое, что лишь из­ред­ка за­бре­дал к ним ка­кой-ни­будь слу­чай­ный охот­ник, и они про­жи­ли здесь в мо­лит­ве и тру­дах по­чти два го­да.
В 1925 го­ду в де­ревне Ко­ров­кин­ской по­явил­ся мо­ло­дой че­ло­век по фа­ми­лии Яры­гин, ко­то­рый про­мыш­лял кра­жа­ми, за что был два­жды су­дим; в 1927 го­ду в се­ле Ча­со­вен­ском по­се­лил­ся ком­со­мо­лец лет два­дца­ти, по фа­ми­лии Ива­нов. Впо­след­ствии он устро­ил­ся на ра­бо­ту лес­ным об­ход­чи­ком и от мест­ных охот­ни­ков раз­уз­нал до­ро­гу к ке­лье пу­стын­ни­ков. Враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го диа­вол все­лил ему мысль убить и огра­бить мо­на­хов, вну­шив, что со­де­ян­ное оста­нет­ся без­на­ка­зан­ным, так как все мо­на­ше­ству­ю­щие объ­яв­ле­ны со­вет­ской вла­стью вне за­ко­на и за та­ко­вых со­вет­ская власть за­сту­пать­ся и стро­го на­ка­зы­вать не бу­дет. Зи­мой 1927 го­да Ива­нов разыс­кал лес­ную ке­лью мо­на­хов и, ссы­ла­ясь на неких об­щих зна­ко­мых, по­про­сил­ся к ним пе­ре­но­че­вать. Недоб­рое по­чув­ство­ва­ли в при­шель­це мо­на­хи, но по дол­гу хри­сти­ан­ско­го стран­но­при­им­ства не смог­ли от­ка­зать и впу­сти­ли в дом для ноч­ле­га че­ло­ве­ка-убий­цу. Ива­нов, за­но­че­вав у мо­на­хов, вы­гля­дел об­ста­нов­ку ке­льи и, хо­тя в ней не бы­ло ни­че­го от рос­ко­ши, остал­ся при той же мыс­ли – огра­бить мо­на­хов.
Вес­ной 1928 го­да он под­бил Яры­ги­на на гра­беж. На дья­воль­ское де­ло раз­бой­ни­ки вы­шли пе­ред са­мой Пас­хой. К ве­че­ру 17 ап­ре­ля – это был втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – они до­шли до Вол­ко­зе­ра. Вся ке­лья бы­ла осве­ще­на из­нут­ри – мо­на­хи со­вер­ша­ли пас­халь­ное бо­го­слу­же­ние.
Ко­гда все мо­лит­вы бы­ли за­вер­ше­ны и в до­ме по­гас свет, убий­цы вплот­ную по­до­шли к ок­нам; хо­ро­шо изу­чив внут­рен­нее рас­по­ло­же­ние ком­на­ты, Ива­нов стал стре­лять ту­да, где сто­я­ли кро­ва­ти, чтобы по­пасть в мо­на­хов. Вско­ре раз­да­лись сто­ны – и на­сту­пи­ла ти­ши­на. Убийц, од­на­ко, обу­ял та­кой страх, что они не по­сме­ли зай­ти в ке­лью и, оста­но­вив­шись в се­нях, от­ту­да влез­ли на чер­дак: взя­ли несколь­ко пар са­пог, два дож­де­ви­ка, ниж­нее бе­лье, нос­ки, брю­ки, ку­сок чер­но­го бре­зен­та, го­лу­бой эма­ли­ро­ван­ный чай­ник, на­бор ры­бо­лов­ных крюч­ков и плот­ниц­кий ин­стру­мент. На чер­да­ке же они на­шли и по­су­ди­ну с ке­ро­си­ном и ре­ши­ли сжечь мо­на­хов вме­сте с из­буш­кой. Убий­цы об­ли­ли ке­ро­си­ном сте­ны и по­до­жгли и то­гда услы­ша­ли, как из­нут­ри ке­льи вновь раз­да­лись кри­ки, так как свя­щен­но­и­но­ки еще бы­ли жи­вы.
9 июня 1928 го­да Сте­пан Ан­то­нов, как обе­щал, при­е­хал на­ве­стить пу­стын­ни­ков, но об­на­ру­жил лишь сго­рев­шую ке­лью и два об­го­рев­ших ске­ле­та.
Убий­цы бы­ли вско­ре аре­сто­ва­ны; Ива­нов пы­тал­ся оправ­дать пре­ступ­ле­ние контр­ре­во­лю­ци­он­но­стью мо­на­хов, од­на­ко это ему не уда­лось, и суд при­го­во­рил убийц к де­ся­ти и вось­ми го­дам за­клю­че­ния.
За де­сять лет до му­че­ни­че­ской кон­чи­ны ар­хи­манд­ри­та Ве­ни­а­ми­на и иеро­мо­на­ха Ни­ки­фо­ра, 31 мар­та 1918 го­да, Пат­ри­арх Ти­хон, зря на Рус­скую зем­лю, кро­вью му­че­ни­че­скою по­ли­ва­е­мую, ска­зал: «Бодр­ство­ва­ли, оче­вид­но, над со­бой те, ко­их из на­шей сре­ды удо­сто­ил Гос­подь вен­ца ве­ли­ко­му­че­ни­че­ско­го… Но что же мы мо­жем сде­лать, что мо­жем при­ду­мать, к ко­му нам об­ра­тить­ся с жа­ло­бой на эти зло­дей­ства?.. Все страш­ное, что тво­рит­ся сей­час сре­ди нас, без со­мне­ния, по­пус­ка­ет­ся Про­мыс­лом Бо­жи­им за гре­хи на­ши. Все со­вер­ша­ет­ся не без Его свя­той во­ли… Оче­вид­но, и ныне Он Сам, Все­мо­гу­щий, уве­ли­чи­вая на­ше де­ло бла­го­устро­е­ния цер­ков­но­го, воз­рож­да­ет и об­нов­ля­ет Цер­ковь кро­вию но­вых свя­щен­но­му­че­ни­ков и му­че­ни­ков… Сми­рим­ся же пред Ним, по­ко­рим­ся Ему, рек­ше­му на все ве­ка и всем Сво­им уче­ни­кам: “Без Мене не мо­же­те тво­ри­ти ни­че­со­же”».

☦️
Священномученик Никола́й (Караулов), Вельский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 28 мая 1871 го­да в се­ле То­маш Кад­ни­ков­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Апол­ло­ния Ка­ра­у­ло­ва. В 1893 го­ду Ни­ко­лай окон­чил Во­ло­год­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в Ге­ор­ги­ев­ский храм в го­ро­де Во­лог­де. 26 де­каб­ря то­го же го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на. 12 сен­тяб­ря 1894 го­да диа­кон Ни­ко­лай был пе­ре­ве­ден слу­жить в Спас­ский со­бор и 14 сен­тяб­ря 1898 го­да ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к это­му со­бо­ру.
7 фев­ра­ля 1901 го­да отец Ни­ко­лай был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ека­те­ри­нин­ской церк­ви, с ко­то­рой бы­ла свя­за­на впо­след­ствии вся его пас­тыр­ская де­я­тель­ность. В это вре­мя отец Ни­ко­лай был за­ко­но­учи­те­лем в го­род­ском Ко­лес­ни­ков­ском учи­ли­ще; в 1903–1904 го­дах он вхо­дил в чис­ло жерт­во­ва­те­лей По­пе­чи­тель­ства о бед­ных вос­пи­тан­ни­ках Во­ло­год­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, в 1909 го­ду стал жерт­во­ва­те­лем на по­строй­ку зда­ния для об­раз­цо­вой шко­лы при Во­ло­год­ском епар­хи­аль­ном жен­ском учи­ли­ще; в 1905–1906 го­дах он вы­сту­пал с лек­ци­я­ми на пуб­лич­ных ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ных чте­ни­ях, ор­га­ни­зо­ван­ных во­ло­год­ским пра­во­слав­ным брат­ством во имя Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са.
Как и вся­кий стре­мя­щий­ся к спа­се­нию ду­ши бла­го­че­сти­вый че­ло­век, отец Ни­ко­лай в труд­ных слу­ча­ях жиз­ни на­хо­дил уте­ше­ние и по­чер­пал си­лы в мо­лит­ве у ве­ли­ких свя­тынь Рус­ской Церк­ви, бе­се­до­вал с по­движ­ни­ка­ми-стар­ца­ми, про­сил их мо­литв, зная, что мо­лит­вы лю­дей, уго­див­ших Бо­гу, ско­рее бу­дут услы­ша­ны, ибо мно­го мо­жет мо­лит­ва пра­вед­ни­ка. Неза­дол­го до смер­ти го­ря­чо лю­би­мой су­пру­ги отец Ни­ко­лай по­се­тил Чер­ни­гов­ский скит и жив­ше­го здесь стар­ца Вар­на­ву.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-karaulov-velskij

☦️
Преподобномученица Мари́я (Лелянова), Гатчинская, монахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия ро­ди­лась в 1874 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье вла­дель­ца сур­гуч­ной фаб­ри­ки, куп­ца Алек­сандра Ива­но­ви­ча Ле­ля­но­ва и в кре­ще­нии бы­ла на­ре­че­на Ли­ди­ей. Се­мья жи­ла непо­да­ле­ку от Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря ря­дом с Пре­об­ра­жен­ской цер­ко­вью на За­бал­кан­ском про­спек­те. Отец скон­чал­ся, ко­гда Ли­дии ис­пол­ни­лось три с по­ло­ви­ной го­да, а ее сест­ре Юлии пол­то­ра го­да, и они оста­лись на по­пе­че­нии ма­те­ри и стар­ших бра­тьев.
Ли­дия учи­лась в жен­ской гим­на­зии, но неза­дол­го пе­ред ее окон­ча­ни­ем она за­бо­ле­ла эн­це­фа­ли­том, вслед­ствие че­го у нее раз­ви­лась бо­лезнь Пар­кин­со­на, а за­тем рев­ма­тизм и по­даг­ра. Сда­вать вы­пуск­ные эк­за­ме­ны ее при­вез­ли в ин­ва­лид­ной ко­ляс­ке. Род­ные пред­при­ня­ли мно­го уси­лий, чтобы по­мочь де­вуш­ке, по­ка­зы­ва­ли ее зна­ме­ни­тым оте­че­ствен­ным док­то­рам, во­зи­ли за гра­ни­цу для кон­суль­та­ций с ев­ро­пей­ски­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, но ни­кто не смог ей по­мочь.
Бо­лезнь при­ня­ла тя­же­лые и неиз­ле­чи­мые фор­мы, и в 1909 году по со­ве­ту вра­чей се­мья пе­ре­еха­ла в го­род Гат­чи­ну. В те­че­ние два­дца­ти лет Ли­дия непо­движ­но ле­жа­ла на спине, лю­бое дви­же­ние и при­кос­но­ве­ние при­но­си­ло ей нестер­пи­мую боль. Но Ли­дия не роп­та­ла и со сми­ре­ни­ем пе­ре­но­си­ла бо­лезнь, вос­при­няв ее как во­лю Бо­жию, ко­то­рой она вполне и по­ко­ри­лась; бла­го­да­ря этим стра­да­ни­ям, она на­учи­лась непре­стан­но мо­лить­ся и при­об­ре­ла па­мять смерт­ную. По­сле то­го как мать и бра­тья скон­ча­лись и Ли­дия оста­лась жить с сест­рой Юли­ей, им ста­ли по­мо­гать по­се­лив­ши­е­ся у них в квар­ти­ре еди­но­мыс­лен­ные с ни­ми пра­во­слав­ные жен­щи­ны. Крот­кую боль­ную ча­сто по­се­ща­ло ду­хо­вен­ство, у ее по­сте­ли слу­жи­лись мо­леб­ны, и да­же об­ра­зо­вал­ся кру­жок жен­щин, ко­то­рые пе­ли на мо­леб­нах уже не толь­ко у нее до­ма, но и в хра­мах. При пол­ной непо­движ­но­сти те­ла и да­же ли­ца, спо­соб­ность ре­чи у Ли­дии со­хра­ни­лась: она го­во­ри­ла с по­лу­за­кры­тым ртом, как бы сквозь зу­бы, ста­ра­ясь про­из­но­сить сло­ва мед­лен­но и раз­дель­но, чтобы быть пра­виль­но по­ня­той.
Дол­гое и сми­рен­ное тер­пе­ние тяж­ких скор­бей очи­сти­ло ду­шу пра­вед­ни­цы, и Гос­подь на­де­лил ее да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и ду­хов­но­го уте­ше­ния. Со вре­ме­нем к ней ста­ло при­хо­дить мно­го на­ро­да, чтобы ис­про­сить со­ве­та и с прось­бой по­мо­лить­ся; при­хо­ди­ли не толь­ко ми­ряне, но и свя­щен­ни­ки, и ар­хи­ереи. Мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин (Ка­зан­ский) бла­го­сло­вил по­стричь по­движ­ни­цу в мо­на­ше­ство. В 1922 го­ду в го­ро­де Гат­чине на по­дво­рье Пя­ти­гор­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го жен­ско­го мо­на­сты­ря в хра­ме По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри при огром­ном сте­че­нии на­ро­да ар­хи­манд­рит Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры Ма­ка­рий (Вос­кре­сен­ский) по­стриг ее в ман­тию с име­нем Ма­рия.
Каж­дый день ее по­се­ща­ло мно­же­ство на­ро­да; лю­ди ожи­да­ли оче­ре­ди в при­хо­жей, мно­гие при­но­си­ли ей про­дук­ты и день­ги, ко­то­рые она в свою оче­редь раз­да­ва­ла нуж­да­ю­щим­ся. По вос­по­ми­на­ни­ям про­фес­со­ра Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча Ан­дре­ева, мо­на­хи­ня Ма­рия име­ла огром­ный дар уте­ше­ния и ис­це­ле­ния скор­бя­щих душ. Вот «юно­ша, уны­вав­ший по­сле аре­ста и ссыл­ки от­ца-свя­щен­ни­ка, вы­шел от ма­туш­ки с ра­дост­ной улыб­кой, сам ре­шив­шись при­нять сан диа­ко­на. Мо­ло­дая жен­щи­на от гру­сти при­шла к свет­лой ра­до­сти, так­же ре­шив­шись на мо­на­ше­ство. По­жи­лой муж­чи­на, глу­бо­ко стра­дав­ший о смер­ти сы­на, вы­шел от ма­туш­ки вы­прям­лен­ный и обод­рен­ный. По­жи­лая жен­щи­на, во­шед­шая с пла­чем, вы­шла спо­кой­ная и твер­дая».
По­се­тив­ший мо­на­хи­ню Ма­рию в мар­те 1927 го­да про­фес­сор Иван Ан­дре­ев по­жа­ло­вал­ся ей на одоле­вав­шую его тос­ку, ко­то­рая дли­лась ино­гда до несколь­ких недель и от ко­то­рой он не знал сред­ства из­ба­вить­ся. «“Тос­ка есть крест ду­хов­ный, – от­ве­ти­ла ему мо­на­хи­ня Ма­рия, – по­сы­ла­ет­ся она в по­мощь ка­ю­щим­ся, ко­то­рые не уме­ют рас­ка­ять­ся, то есть по­сле по­ка­я­ния впа­да­ют в преж­ние гре­хи… А по­то­му – толь­ко два ле­кар­ства ле­чат это, по­рой крайне тяж­кое ду­шев­ное стра­да­ние: на­до или на­учить­ся рас­ка­и­вать­ся и при­но­сить пло­ды по­ка­я­ния, или – со сми­ре­ни­ем, кро­то­стью, тер­пе­ни­ем и ве­ли­кой бла­го­дар­но­стью Гос­по­ду нести этот крест ду­хов­ный, тос­ку свою, па­мя­туя, что несе­ние это­го кре­ста вме­ня­ет­ся Гос­по­дом за плод по­ка­я­ния… А ведь ка­кое это ве­ли­кое уте­ше­ние со­зна­вать, что тос­ка твоя есть… под­со­зна­тель­ное са­мо­на­ка­за­ние за от­сут­ствие тре­бу­е­мых пло­дов… От мыс­ли этой – в уми­ле­ние прий­ти на­до, а то­гда – тос­ка по­сте­пен­но рас­та­ет и ис­тин­ные пло­ды по­ка­я­ния зач­нут­ся…”
От этих слов ма­туш­ки Ма­рии у ме­ня в ду­ше точ­но кто опе­ра­цию сде­лал и уда­лил опу­холь ду­хов­ную… И вы­шел я дру­гим че­ло­ве­ком», – вспо­ми­нал про­фес­сор.
Неза­дол­го пе­ред сво­им аре­стом и му­че­ни­че­ской кон­чи­ной у по­движ­ни­цы по­бы­вал мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин, ко­то­рый, по­да­рив ей свою фо­то­гра­фию, на­пи­сал: «Глу­бо­ко­чти­мой стра­да­ли­це ма­туш­ке Ма­рии, уте­шив­шей, сре­ди мно­гих скор­бя­щих, и ме­ня греш­но­го».
В на­ча­ле 1932 го­да без­бож­ни­ки при­сту­пи­ли к аре­стам мо­на­хов и мо­на­хинь ра­нее за­кры­тых мо­на­сты­рей.
«В усло­ви­ях обострен­ной клас­со­вой борь­бы и оже­сто­чен­но­го со­про­тив­ле­ния, ока­зы­ва­е­мо­го контр­ре­во­лю­ци­он­ны­ми эле­мен­та­ми раз­ви­тию со­ци­а­ли­сти­че­ских форм хо­зяй­ства, ак­тив­ную роль иг­ра­ют цер­ков­ни­ки… пы­та­ясь вся­че­ски­ми спо­со­ба­ми про­ти­во­дей­ство­вать и ме­шать де­лу со­ци­а­ли­сти­че­ской строй­ки… – пи­са­ли со­труд­ни­ки Ле­нин­град­ско­го ОГПУ. – Несмот­ря на то, что мо­на­сты­ри в раз­ное вре­мя бы­ли офи­ци­аль­но за­кры­ты, – мо­на­хи­ни… этих мо­на­сты­рей под­дер­жи­ва­ли их в скры­том ви­де и пред­став­ля­ли из се­бя хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ные груп­пы контр­ре­во­лю­ци­он­но­го и ан­ти­со­вет­ски на­стро­ен­но­го ре­ак­ци­он­но­го мо­на­ше­ства, ко­то­рые груп­пи­ро­ва­ли во­круг се­бя контр­ре­во­лю­ци­он­ные эле­мен­ты, как-то: быв­ших лю­дей, ку­ла­ков, ли­шен­цев, по­ли­цей­ских и т. д.
Об­ще­жи­тия мо­на­хинь скры­тых мо­на­сты­рей по­се­ща­лись в боль­шом ко­ли­че­стве как мест­ным на­се­ле­ни­ем, так и при­ез­жи­ми из дру­гих рай­о­нов. Сре­ди этих по­се­ти­те­лей… мо­на­хи­ни ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи, на­прав­лен­ные про­тив со­вет­ской вла­сти и ме­ро­при­я­тий та­ко­вой.
В це­лях предот­вра­ще­ния даль­ней­шей ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты контр­ре­во­лю­ци­он­ных групп мо­на­ше­ству­ю­щих Ле­нин­град­ским опер­сек­то­ром ОГПУ в фев­ра­ле… 1932 го­да бы­ла про­ве­де­на опе­ра­ция, в ре­зуль­та­те ко­то­рой аре­сто­ва­ны…» семь­де­сят шесть че­ло­век.
«За­крыв­ше­е­ся в 1922 го­ду… По­кров­ское по­дво­рье Пя­ти­гор­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря фак­ти­че­ски про­дол­жа­ло су­ще­ство­вать до по­след­не­го вре­ме­ни, при­чем мо­на­хи­ни ука­зан­но­го по­дво­рья, про­дол­жав­шие про­жи­вать в до­мах по­дво­рья, сво­ею жиз­нью, как ду­хов­ной, так и бы­то­вой, ни в чем не из­ме­ни­лись».
«Ду­хов­но мо­на­хи­ни лик­ви­ди­ро­ван­но­го по­дво­рья… груп­пи­ро­ва­лись око­ло так на­зы­ва­е­мой ма­те­ри Ма­рии, бо­ле­ю­щей рев­ма­тиз­мом и по­дагрой в те­че­ние два­дца­ти лет на­столь­ко в силь­ной фор­ме, что боль­ная на­хо­дит­ся в вы­нуж­ден­ном ле­жа­чем по­ло­же­нии на спине в те­че­ние все­го вре­ме­ни сво­ей бо­лез­ни… Ее по­се­ща­ют в боль­шом ко­ли­че­стве по­се­ти­те­ли не толь­ко из го­род­ско­го на­се­ле­ния, но и кре­стьяне и при­ез­жие из раз­ных мест с це­лью по­лу­чить от нее со­ве­та, как по­сту­пать в тех или иных по­стиг­ших их неуда­чах…»
Мо­на­хи­ня Ма­рия бы­ла аре­сто­ва­на 19 фев­ра­ля 1932 го­да. При аре­сте двое со­труд­ни­ков ОГПУ по­до­шли к по­сте­ли мо­на­хи­ни и, ухва­тив ее за вы­вер­ну­тые ру­ки, по­во­лок­ли по по­лу и по зем­ле, а за­тем, рас­ка­чав за ру­ки и за но­ги, за­бро­си­ли в ку­зов гру­зо­ви­ка. Од­на­ко на­хож­де­ние мо­на­хи­ни Ма­рии в тюрь­ме из‑за ее бо­лез­ни бы­ло в то вре­мя невоз­мож­но, и ее по­ме­сти­ли в тю­рем­ную боль­ни­цу, здесь сле­до­ва­тель и до­про­сил ее. Под­твер­див, что она яв­ля­ет­ся сто­рон­ни­цей мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых), мо­на­хи­ня Ма­рия ска­за­ла: «Я счи­таю, что мит­ро­по­лит Сер­гий на­прас­но ве­лел мо­лить­ся за со­вет­скую власть, – ей это не нуж­но. И во­об­ще, пусть за нее мо­лит­ся кто сам хо­чет… Я счи­таю, что за власть мо­лить­ся нуж­но в том слу­чае, ес­ли это власть».
Сви­де­те­ли, до­про­шен­ные сле­до­ва­те­ля­ми ОГПУ, еди­но­душ­но по­ка­за­ли, что в го­ро­де и окрест­но­стях мо­на­хи­ню Ма­рию все счи­та­ют свя­тым че­ло­ве­ком, на­де­лен­ным от Бо­га да­ром про­зор­ли­во­сти. 22 мар­та 1932 го­да Вы­езд­ная сес­сия Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ла мо­на­хи­ню Ма­рию к ли­ше­нию «пра­ва про­жи­ва­ния в Мос­ков­ской, Ле­нин­град­ской об­ла­стях, Харь­ков­ском, Ки­ев­ском, Одес­ском окру­ге, Се­ве­ро-Кав­каз­ском крае, Да­ге­стане, Ка­за­ни, Чи­те, Ир­кут­ске, Ха­ба­ров­ске, Таш­кен­те, Ти­фли­се, Ом­ске, Ом­ском рай­оне, на Ура­ле и по­гра­нич­ных окру­гах сро­ком на три го­да… с при­креп­ле­ни­ем к из­бран­но­му ме­сту жи­тель­ства».
Мо­на­хи­ня Ма­рия скон­ча­лась 17 ап­ре­ля 1932 го­да в тю­рем­ной боль­ни­це в Пет­ро­гра­де и бы­ла по­гре­бе­на на Смо­лен­ском клад­би­ще.
В 1981 го­ду бы­ла при­чис­ле­на Рус­ской За­ру­беж­ной Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских как но­во­пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ма­рия Гат­чин­ская.
26 мар­та 2007 го­да мо­щи Ма­рии Гат­чин­ской бы­ли об­ре­те­ны на Смо­лен­ском клад­би­ще Санкт-Пе­тер­бур­га и по­ме­ще­ны в Гат­чин­ском Пав­лов­ском со­бо­ре

☦️
Священномученик Иоа́нн Вечорко, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1890 го­ду в се­ле Ко­са­ри­чи Боб­руй­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Мар­ти­на Ве­чор­ко. В 1913 го­ду Иван Мар­ти­но­вич окон­чил Мин­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1915 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к По­кров­ской церк­ви в се­ле Кри­во­но­сы, где он и про­слу­жил всю свою жизнь.
В 1920 го­ду часть тер­ри­то­рии Мин­ской гу­бер­нии бы­ла ок­ку­пи­ро­ва­на поль­ски­ми вой­ска­ми, офи­це­ры оста­но­ви­лись то­гда в до­ме свя­щен­ни­ка на по­стой, но от­но­си­лись к нему недру­же­люб­но за то, что он за­щи­щал сво­их при­хо­жан-кре­стьян. В кон­це кон­цов по­ля­ки аре­сто­ва­ли от­ца Иоан­на и про­дер­жа­ли неко­то­рое вре­мя в слуц­кой тюрь­ме.
В 1928 го­ду отец Иоанн был аре­сто­ван во вто­рой раз со­вет­ски­ми вла­стя­ми по об­ви­не­нию в несвоевре­мен­ной упла­те на­ло­гов и при­го­во­рен к де­вя­ти ме­ся­цам за­клю­че­ния. Вер­нув­шись из тюрь­мы, он про­дол­жил слу­же­ние в По­кров­ской церк­ви.
Вла­сти, на­ме­ре­ва­ясь за­крыть храм, ста­ли со вре­ме­нем тре­бо­вать от свя­щен­ни­ка упла­ты все боль­ших на­ло­гов. Сво­их средств у от­ца Иоан­на не оста­лось, и он хо­дил по до­мам кре­стьян, про­ся по­мо­щи; неко­то­рые кре­стьяне жерт­во­ва­ли, у дру­гих при­хо­ди­лось брать в долг. Ви­дя, что свя­щен­ник про­дол­жа­ет от­ста­и­вать храм, со­труд­ни­ки ОГПУ при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать его и чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та. 18 мар­та 1933 го­да они бы­ли аре­сто­ва­ны по об­ви­не­нию в том, что они «под ру­ко­вод­ством свя­щен­ни­ка Ве­чор­ко, ис­поль­зуя как пред­лог со­би­ра­ние средств сре­ди при­хо­жан для упла­ты на­ло­гов, за­ни­ма­ют­ся ак­тив­ной, ор­га­ни­зо­ван­ной ан­ти­со­вет­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью, ста­вя сво­ей це­лью срыв всех ме­ро­при­я­тий со­вет­ской вла­сти, в част­но­сти срыв ве­сен­ней кам­па­нии… раз­вал кол­хо­зов, рас­про­стра­не­ние все­воз­мож­ных контр­ре­во­лю­ци­он­ных слу­хов…».
От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, свя­щен­ник ска­зал: «Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции, на­прав­лен­ной на срыв хо­зяй­ствен­но-по­ли­ти­че­ских кам­па­ний, и во­об­ще в ка­кой-ли­бо контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­те, не при­знаю. Счи­таю, что предъ­яв­лен­ное мне об­ви­не­ние… име­ет сво­ей це­лью за­кры­тие церк­ви. В сво­ей де­я­тель­но­сти я не вы­хо­дил из пре­де­лов ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов и счи­таю се­бя апо­ли­тич­ным че­ло­ве­ком».
По­сле окон­ча­ния след­ствия отец Иоанн был от­прав­лен в слуц­кую тюрь­му. 17 ап­ре­ля 1933 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Ве­чор­ко был рас­стре­лян и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Мученик Иоа́нн Колесников.
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1877 го­ду в се­ле Кры­лат­ка Гла­зов­ской во­ло­сти Мо­жай­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Ко­лес­ни­ко­ва. В 1910 го­ду Иван Ми­хай­ло­вич за­вел ко­лес­ную ма­стер­скую, в ко­то­рой ра­бо­тал со сво­и­ми сы­но­вья­ми, не при­вле­кая ко­го-ли­бо из ра­бо­чих со сто­ро­ны. Эта ко­лес­ная ма­стер­ская про­су­ще­ство­ва­ла у него до 1930 го­да.
С юно­сти Иван Ми­хай­ло­вич был вос­пи­тан в бла­го­че­стии и пел на кли­ро­се в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле По­ре­чье Мо­жай­ско­го уез­да. В 1934 го­ду он был из­бран чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и пред­се­да­те­лем ре­ви­зи­он­ной ко­мис­сии. Это бы­ло тя­же­лое вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В 1937 го­ду в По­ре­чье был аре­сто­ван свя­щен­ник, и при­хо­жане оста­лись без служ­бы. При­ход по­ста­но­вил на­пра­вить Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча в Моск­ву в Пат­ри­ар­хию с прось­бой к свя­щен­но­на­ча­лию при­слать им свя­щен­ни­ка. Иван Ми­хай­ло­вич вер­нул­ся до­мой с но­вым свя­щен­ни­ком, и к об­ще­му удо­вле­тво­ре­нию всех ве­ру­ю­щих бо­го­слу­же­ние в хра­ме воз­об­но­ви­лось. Но не на­дол­го.
5 фев­ра­ля 1938 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­ник и диа­кон, а 1 ап­ре­ля – Иван Ми­хай­ло­вич и мо­на­хи­ни, по­мо­гав­шие в хра­ме. Иван Ми­хай­ло­вич был за­клю­чен в мо­жай­скую тюрь­му и в тот же день до­про­шен. Два при­вле­чен­ных по де­лу лже­сви­де­те­ля ого­во­ри­ли его: один по­сто­ян­но при­вле­кал­ся к та­ко­го ро­да де­лам в ка­че­стве лже­сви­де­те­ля, а дру­го­го уго­во­рил сле­до­ва­тель.
– Сви­де­те­ля­ми уста­нов­ле­но, – за­явил сле­до­ва­тель, – что вы со­сто­и­те в груп­пи­ров­ке цер­ков­ни­ков, рас­про­стра­ня­е­те кле­ве­ту про­тив пар­тии и пра­ви­тель­ства. Вы под­твер­жда­е­те дан­ный факт?
– В груп­пи­ров­ке цер­ков­ни­ков я не со­сто­ял и контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­ты не рас­про­стра­нял.
Вы­зван­ный на оч­ную став­ку со лже­сви­де­те­ля­ми, Иван Ми­хай­ло­вич ска­зал, что с од­ним из них он не встре­чал­ся, так чтобы ве­сти с ним раз­го­во­ры, а дру­гой воз­во­дит на него оче­вид­ную на­прас­ли­ну и все его по­ка­за­ния он от­ри­ца­ет.
7 июня 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Ма­га­дан. 4 ап­ре­ля 1939 го­да Иван Ми­хай­ло­вич был пе­ре­ве­ден в ла­герь в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти. Несо­глас­ный с при­го­во­ром, он от­пра­вил жа­ло­бу вла­стям, в ко­то­рой на­пи­сал, что его осу­ди­ли непра­во вслед­ствие кле­ве­ты. Де­ло бы­ло пе­ре­смот­ре­но, и в ян­ва­ре 1940 го­да про­ку­рор пред­ло­жил де­ло пре­кра­тить за недо­ка­зан­но­стью об­ви­не­ния. 8 мая 1940 го­да Управ­ле­ние НКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти ста­ло хо­да­тай­ство­вать пе­ред Осо­бым Со­ве­ща­ни­ем НКВД о сни­же­нии сро­ка на­ка­за­ния за­клю­чен­но­му Ко­лес­ни­ко­ву Ива­ну Ми­хай­ло­ви­чу с де­ся­ти до трех лет. Од­на­ко из это­го хо­да­тай­ства ни­че­го не по­сле­до­ва­ло.
Иван Ми­хай­ло­вич Ко­лес­ни­ков скон­чал­ся 17 ап­ре­ля 1943 го­да во 2‑м лаг­пунк­те Тай­гин­ско­го от­де­ле­ния Си­б­ла­га в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти и был по­гре­бен на ла­гер­ном клад­би­ще в мо­ги­ле под но­ме­ром Е-31.

☦️
Икона Богородицы «Геронтисса».
На се­ве­ро-во­сточ­ном склоне Свя­той Афон­ской Го­ры, на от­вес­ной ска­ле у са­мо­го мо­ря на­хо­дит­ся мо­на­стырь Пан­то­кра­тор, ос­но­ван­ный в 1361 го­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Алек­се­ем Стра­то­пе­дар­хом и бра­том его Иоан­ном При­ми­ки­ри­ем. В этом мо­на­сты­ре хра­нит­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ге­рон­тис­са», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца».
Со­глас­но древ­не­му пре­да­нию, пер­вое чу­до от этой ико­ны про­изо­шло во вре­мя стро­и­тель­ства бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря, ко­то­рое про­во­ди­лось при­мер­но в пя­ти­стах мет­рах от совре­мен­ных по­стро­ек. Од­на­жды но­чью и ико­на, и все ин­стру­мен­ты стро­и­те­лей про­па­ли, а утром бы­ли най­де­ны на ме­сте совре­мен­но­го рас­по­ло­же­ния оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка на­ко­нец не ста­ло яс­но, что Са­ма Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца из­би­ра­ет имен­но то ме­сто для устрой­ства Сво­ей оби­те­ли.
В дру­гое вре­мя в мо­на­сты­ре был бли­зок к кон­чине ее ста­рец-игу­мен. По­лу­чив от­кро­ве­ние о сво­ем ско­ром от­ше­ствии, он же­лал пе­ред смер­тью при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн и сми­рен­но про­сил слу­жа­ще­го свя­щен­ни­ка по­спе­шить с со­вер­ше­ни­ем Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Од­на­ко тот не внял прось­бе стар­ца. То­гда от на­хо­див­шей­ся в ал­та­ре чу­до­твор­ной ико­ны по­слы­шал­ся гроз­ный глас, по­велев­ший свя­щен­ни­ку немед­лен­но ис­пол­нить же­ла­ние игу­ме­на. Он при­ча­стил уми­рав­ше­го и тот сра­зу же мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Имен­но по­сле это­го чу­да ико­на, как по­кро­ви­тель­ству­ю­щая стар­че­ству, и по­лу­чи­ла на­зва­ние «Ге­рон­тис­са».
Еще од­но по­ра­зи­тель­ное чу­до про­изо­шло в XVII ве­ке. В мо­на­сты­ре слу­чил­ся то­гда столь силь­ный го­лод, что бра­тия на­ча­ла по­сте­пен­но рас­хо­дить­ся. Игу­мен убеж­дал всех про­сить о по­мо­щи Бо­жию Ма­терь и сам усерд­но мо­лил­ся. И Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца не по­сра­ми­ла его упо­ва­ния! Од­на­жды утром бра­тья за­ме­ти­ли, что из кла­до­вой, где на­хо­ди­лись в то вре­мя лишь пу­стые со­су­ды, льет­ся елей. Вой­дя внутрь, они бы­ли по­ра­же­ны: из од­но­го кув­ши­на, со­хра­ня­ю­ще­го­ся, как го­во­рят, до сих пор, мас­ло непре­рыв­но ли­лось через край. Ино­ки воз­бла­го­да­ри­ли Пре­свя­тую За­ступ­ни­цу за ско­рую по­мощь, а в па­мять это­го со­бы­тия на иконе был изо­бра­жен кув­шин с пе­ре­ли­ва­ю­щим­ся через край еле­ем.
Позд­нее, во вре­мя на­па­де­ния са­ра­цин, слу­чи­лось сле­ду­ю­щее: один из них хо­тел бы­ло рас­ко­лоть ико­ну на ча­сти, чтобы ко­щун­ствен­но рас­ку­рить свою труб­ку, но в то же мгно­ве­ние ли­шил­ся зре­ния. То­гда вар­ва­ры бро­си­ли об­раз в ко­ло­дец, где он пре­бы­вал бо­лее 80 лет. Пе­ред смер­тью ослеп­ший за дер­зость са­ра­цин рас­ка­ял­ся и за­по­ве­дал сво­им до­мо­чад­цам вновь по­се­тить Свя­той Афон и ука­зать ино­кам ме­сто, где на­хо­дит­ся ико­на. Свя­ты­ня бы­ла об­ре­те­на и с че­стью по­став­ле­на в со­бор­ном хра­ме оби­те­ли.
Со­вер­ша­лось от об­ра­за и мно­го дру­гих чу­дес. Так, по мо­лит­вам пе­ред этой ико­ной Бо­го­ма­терь мно­го­крат­но яв­ля­ла Свое осо­бое по­пе­че­ние об уми­ра­ю­щих стар­цах, из­ле­чи­ва­ла от раз­лич­ных бо­лез­ней, в том чис­ле и от ра­ка. Ее спис­ки ста­ли по­яв­лять­ся во мно­гих хра­мах Гре­ции, и бы­ло за­ме­че­но, что она ис­це­ля­ет от бес­пло­дия, по­мо­га­ет при ро­дах, ока­зы­ва­ет яв­ную по­мощь в ра­бо­те и уче­бе. От это­го и по­чи­та­ние ико­ны в Гре­ции сей­час ши­ро­ко рас­про­стра­не­но.
Из­вест­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Ге­рон­тис­сы в ал­та­ре со­бор­но­го хра­ма Успен­ской По­ча­ев­ской Лав­ры. По бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Во­лын­ско­го и Жи­то­мир­ско­го Мо­де­ста свя­щен­но­слу­жи­те­ли пе­ред на­ча­лом бо­го­слу­же­ния ис­пра­ши­ва­ли пе­ред ико­ною Ма­те­ри Бо­жи­ей бла­го­сло­ве­ние на на­ча­ло служ­бы.
Дру­гой спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны на­хо­дит­ся в Но­во-Тих­вин­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Ека­те­рин­бур­ге. На­пи­сан он на Афоне, в са­мом мо­на­сты­ре Пан­то­кра­тор, а ри­зой укра­шен в Гре­ции.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-gerontissa


Жития
Писание