☀️ неподвижный годовой круг:
• 14 апреля (1 апреля)
• мчч. Геро́нтия, Васили́да (III)
• прп. Марии Египетской (522)
• прав. Аха́за (?)
• прп. Макария Пеликитского (ок. 830)
• мч. Авраамия Болгарского (1229)
• прп. Геронтия Печерского (XIV)
• прп. Евфимия Суздальского (1404–1405)
• прп. Варсонофия Оптинского (1913) 📚
• сщмч. Сергия (Заварина) (1938)


☦️
Му­че­ни­ки Геро́нтий и Васили́д.
Мученики Геронтий и Василид претерпели мученическую смерть за Христа в III веке; их усекли мечом.

☦️
Преподобная Мари́я Египетская.
Пре­по­доб­ная Ма­рия (день преставления 14 апреля), про­зван­ная Еги­пет­ской, жи­ла в се­ре­дине V и в на­ча­ле VI сто­ле­тия. Ее мо­ло­дость не пред­ве­ща­ла ни­че­го хо­ро­ше­го. Ма­рии ис­пол­ни­лось лишь две­на­дцать лет, ко­гда она ушла из сво­е­го до­ма в го­ро­де Алек­сан­дрии. Бу­дучи сво­бод­ной от ро­ди­тель­ско­го над­зо­ра, мо­ло­дой и неопыт­ной, Ма­рия увлек­лась по­роч­ной жиз­нью. Неко­му бы­ло оста­но­вить ее на пу­ти к по­ги­бе­ли, а со­блаз­ни­те­лей и со­блаз­нов бы­ло нема­ло. Так 17 лет Ма­рия жи­ла в гре­хах, по­ка ми­ло­сти­вый Гос­подь не об­ра­тил ее к по­ка­я­нию.
Слу­чи­лось это так. По сте­че­нию об­сто­я­тельств Ма­рия при­со­еди­ни­лась к груп­пе па­лом­ни­ков, на­прав­ляв­ших­ся в Свя­тую Зем­лю. Плы­вя с па­лом­ни­ка­ми на ко­раб­ле, Ма­рия не пе­ре­ста­ва­ла со­блаз­нять лю­дей и гре­шить. По­пав в Иеру­са­лим, она при­со­еди­ни­лась к па­лом­ни­кам, на­прав­ляв­шим­ся в храм Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва.
Лю­ди ши­ро­кой тол­пой вхо­ди­ли в храм, а Ма­рия у вхо­да бы­ла оста­нов­ле­на неви­ди­мой ру­кой и ни­ка­ки­ми уси­ли­я­ми не мог­ла вой­ти в него. Тут по­ня­ла она, что Гос­подь не до­пус­ка­ет ее вой­ти в свя­тое ме­сто за ее нечи­сто­ту.
Охва­чен­ная ужа­сом и чув­ством глу­бо­ко­го по­ка­я­ния, она ста­ла мо­лить Бо­га про­стить гре­хи, обе­щая в корне ис­пра­вить свою жизнь. Уви­дев у вхо­да в храм ико­ну Бо­жи­ей ма­те­ри, Ма­рия ста­ла про­сить Бо­го­ма­терь за­сту­пить­ся за нее пе­ред Бо­гом. По­сле это­го она сра­зу по­чув­ство­ва­ла в ду­ше про­свет­ле­ние и бес­пре­пят­ствен­но во­шла в храм. Про­лив обиль­ные сле­зы у гро­ба Гос­под­ня, она вы­шла из хра­ма со­вер­шен­но дру­гим че­ло­ве­ком.
Ма­рия ис­пол­ни­ла свое обе­ща­ние из­ме­нить свою жизнь. Из Иеру­са­ли­ма она уда­ли­лась в су­ро­вую и без­люд­ную Иор­дан­скую пу­сты­ню и там по­чти пол­сто­ле­тия про­ве­ла в пол­ном уеди­не­нии, в по­сте и мо­лит­ве. Так су­ро­вы­ми по­дви­га­ми Ма­рия Еги­пет­ская со­вер­шен­но ис­ко­ре­ни­ла в се­бе все гре­хов­ные по­же­ла­ния и со­де­ла­ла серд­це свое чи­стым хра­мом Ду­ха Свя­то­го.
Ста­рец Зо­си­ма, жив­ший в Иор­дан­ском мо­на­сты­ре св. Иоан­на Пред­те­чи, про­мыс­лом Бо­жи­им удо­сто­ил­ся встре­тить­ся в пу­стыне с пре­по­доб­ной Ма­ри­ей, ко­гда та уже бы­ла глу­бо­кой ста­ри­цей. Он был по­ра­жен ее свя­то­стью и да­ром про­зор­ли­во­сти. Од­на­жды он уви­дел ее во вре­мя мо­лит­вы как бы воз­вы­сив­шей­ся над зем­лей, а дру­гой раз – иду­щей через ре­ку Иор­дан, как по су­ше.
Рас­ста­ва­ясь с Зо­си­мой, пре­по­доб­ная Ма­рия по­про­си­ла его через год опять прий­ти в пу­сты­ню, чтобы при­ча­стить ее. Ста­рец в на­зна­чен­ное вре­мя вер­нул­ся и при­ча­стил пре­по­доб­ную Ма­рию Свя­тых Та­ин. По­том при­дя в пу­сты­ню еще через год в на­деж­де ви­деть свя­тую, он уже не за­стал ее в жи­вых. Ста­рец по­хо­ро­нил остан­ки св. Ма­рии там в пу­стыне, в чем ему по­мог лев, ко­то­рый сво­и­ми ког­тя­ми вы­рыл яму для по­гре­бе­ния те­ла пра­вед­ни­цы. Это бы­ло при­бли­зи­тель­но в 521 го­ду.
Так из ве­ли­кой греш­ни­цы пре­по­доб­ная Ма­рия ста­ла, с Бо­жи­ей по­мо­щью, ве­ли­чай­шей свя­той и оста­ви­ла та­кой яр­кий при­мер по­ка­я­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-marija-egipetskaja

☦️
Праведный Аха́з.
Вре­мя жиз­ни неиз­вест­но. (Отож­деств­ле­ние с иудей­ским ца­рём Аха­зом воз­мож­но, но ма­ло­ве­ро­ят­но – вви­ду из­вест­ных нече­сти­вых дел по­след­не­го)
Па­мять пра­вед­но­го Аха­за без жи­тия вклю­че­на под 1 ап­ре­ля (14 апреля) в гре­че­ские ру­ко­пис­ные стиш­ные си­нак­са­ри и пе­чат­ные Ми­неи. В Ми­не­ях, ис­поль­зу­е­мых ныне в гре­че­ских Церк­вах, по 6-й пес­ни ка­но­на утре­ни, по­ме­щен стиш­ной си­нак­сарь пра­вед­но­му Аха­зу. Па­мять и стих свя­то­му так­же бы­ли вклю­че­ны в сла­вян­ские спис­ки Стиш­но­го Про­ло­га и по­ме­ще­ны в Ве­ли­кие Ми­неи Че­тьи.

☦️
Преподобный Мака́рий Пеликитский, игумен.
Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, игу­мен Пе­ли­кит­ской оби­те­ли, ро­дил­ся в Ца­рь­гра­де. Еще в от­ро­че­стве он ли­шил­ся ро­ди­те­лей. Свя­той с усер­ди­ем чи­тал Сло­во Бо­жие и на­столь­ко про­ник­ся им, что ре­шил все­це­ло по­свя­тить свою жизнь Бо­гу. Он по­сту­пил в Пе­ли­кит­скую оби­тель в Вифи­нии, где в то вре­мя игу­ме­ном был про­слав­лен­ный по­движ­ник пре­по­доб­ный Ила­ри­он († ок. 754, па­мять 28 мар­та). По­сле смер­ти на­сто­я­те­ля пре­по­доб­ный Ма­ка­рий был еди­но­душ­но из­бран бра­ти­ей игу­ме­ном. В цар­ство­ва­ние ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров Льва V Ар­мя­ни­на (813–820) и Ми­ха­и­ла II Кос­но­языч­но­го (820–829) пре­по­доб­ный Ма­ка­рий по­стра­дал как ис­по­вед­ник за по­чи­та­ние свя­тых икон. Он был со­слан на ост­ров Афу­сию, где и скон­чал­ся око­ло 830 го­да.

☦️
Мученик Авра́мий (Авраа́мий) Болгарский, Владимирский.
Этот бо­га­тый и знат­ный ку­пец жил в Волж­ской Бул­га­рии в кон­це XII – на­ча­ле XIII вв. Жизнь это­го че­ло­ве­ка силь­но от­ли­ча­лась от жиз­ни мно­гих его зем­ля­ков и со­пле­мен­ни­ков. Был он че­ло­ве­ком необык­но­вен­но со­стра­да­тель­ным, ми­ло­сти­вым к бед­ству­ю­щим, тра­тил свои бо­гат­ства на нуж­ды страж­ду­щих. По­се­щая рус­ские го­ро­да, об­ща­ясь с рус­ски­ми куп­ца­ми, он глу­бо­ко за­ин­те­ре­со­вал­ся хри­сти­ан­ской ве­рой. По Бо­жию смот­ре­нию бла­го­дать кос­ну­лась его серд­ца и, по­знав ис­ти­ну свя­той ве­ры Хри­сто­вой, он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Так сей ку­пец ста­но­вит­ся хри­сти­а­ни­ном и по­лу­ча­ет но­вое имя, с ко­то­рым и за­пи­сан на стра­ни­цах Кни­ги жиз­ни, – Ав­ра­амий (ни­где в ле­то­пи­сях не упо­ми­на­ет­ся об име­ни свя­то­го до Кре­ще­ния). По Кре­ще­нии свя­той еван­гель­ским сло­вом, а глав­ное – хри­сти­ан­ским об­ра­зом жиз­ни несет апо­столь­скую про­по­ведь сре­ди сво­е­го на­ро­да. И как до при­ня­тия хри­сти­ан­ства со­стра­дал Ав­ра­амий бед­стви­ям и ли­ше­ни­ям ближ­них, так по при­ня­тии спа­си­тель­ной ве­ры Хри­сто­вой стал бо­лез­но­вать ду­хом и скор­беть о ду­хов­ных бед­стви­ях сво­их еди­но­зем­цев, о незна­нии ими ис­тин­но­го Бо­га неба и зем­ли, от­крыв­ше­го­ся нам через Еди­но­род­но­го Сы­на Сво­е­го во Свя­том Ду­хе, и о про­ис­хо­дя­щем от се­го незна­ния неустрой­стве и бес­по­ря­доч­но­сти нра­вов (Ин.17:3; Рим.25:31). Оду­шев­лен­ный свя­тою рев­но­стью по свя­той ве­ре и брат­скою лю­бо­вью к нече­сти­вым со­пле­мен­ни­кам сво­им, Ав­ра­амий, бу­дучи по тор­го­вым де­лам в сто­ли­це Волж­ской Бул­га­рии – Ве­ли­ких Бул­га­рах, во вре­мя яр­мар­ки (ага-ба­за­ра) вме­сто то­го, чтобы за­ни­мать­ся тор­гов­лею и при­об­ре­тать бла­га вре­мен­ные, зем­ные, на­чи­на­ет бла­го­вест­во­вать сво­им еди­но­пле­мен­ни­кам о бла­гах веч­ных, нетлен­ных, и пред­ла­га­ет им про­по­ведь о Хри­сте бо­го­че­ло­ве­ке, «рас­пен­шем­ся за ны во­лею, вос­крес­ше­му из мерт­вых и со сла­вою во­с­нес­шем­ся с пло­тию на небо», о без­на­чаль­ном Его От­це и о со­веч­ном От­цу и Сы­ну Все­свя­том Ду­хе.
В изум­ле­ние при­шли бол­га­ры, услы­шав про­по­ведь хри­сти­ан­скую от сво­е­го еди­но­пле­мен­ни­ка и быв­ше­го еди­но­вер­ца. Его со­оте­че­ствен­ни­ки не толь­ко не изъ­яви­ли со­чув­ствия к про­по­ве­ди свя­то­го му­жа, но да­же раз­дра­жи­лись на про­по­вед­ни­ка, осо­бен­но ко­гда уви­да­ли его непре­клон­ность по­сле мно­го­крат­ных уве­ща­ний и со­ве­тов оста­вить хри­сти­ан­скую ве­ру. Они ста­ли Ав­ра­амия пер­во­на­чаль­но, как лю­би­мо­го все­ми, уго­ва­ри­вать, чтоб оста­вил Хри­сто­ву ве­ру. Ко­гда лас­ко­вые убеж­де­ния не по­дей­ство­ва­ли на ис­по­вед­ни­ка Хри­сто­ва име­ни, ему ста­ли угро­жать от­ня­ти­ем име­ния. На эти угро­зы бла­жен­ный от­ве­чал, что за Хри­ста Спа­си­те­ля он го­тов ли­шить­ся не толь­ко име­ния, но не по­жа­ле­ет и са­мой сво­ей жиз­ни. По­сле это­го по­шли по­бои. Би­ли Ав­ра­амия «всем ми­ром», би­ли так же­сто­ко, что на те­ле му­че­ни­ка не оста­лось ни од­но­го непо­вре­жден­но­го ме­ста: «яко не бы­тии на нем ме­ста це­ла и неуязв­лен­на» (из ака­фи­ста му­че­ни­ку). Пы­та­лись за­ста­вить его за­мол­чать, от­речь­ся от Хри­ста, но бы­ло тщет­но. То­гда бол­га­ры, рас­сви­ре­пев, как зве­ри, на ис­по­вед­ни­ка, мно­го дней то­ми­ли его в за­клю­че­нии, мно­ги­ми му­че­ни­я­ми при­нуж­дая от­верг­нуть­ся ве­ры хри­сти­ан­ской. Не из­не­мог в му­ках доб­лест­ный стра­да­лец за ис­тин­ную ве­ру, но, укреп­ля­е­мый бла­го­да­тию Бо­жи­ею, еще боль­ше утвер­дил­ся в свя­той люб­ви к Ис­ку­пи­те­лю ми­ра. То­гда, ви­дя его непре­клон­ность в ве­ре, злоб­ные изу­ве­ры от­ве­ли за го­род и у ко­лод­ца неда­ле­ко от бе­ре­га Вол­ги от­сек­ли ему спер­ва ру­ки, по­том но­ги и гла­ву. Так 1 ап­ре­ля 1229 го­да с ис­по­ве­да­ни­ем ис­тин­ной ве­ры на устах ото­шел к сво­е­му Небес­но­му От­цу этот ми­ло­серд­ный и ис­крен­ний че­ло­век Бо­жий. Му­ром­ские куп­цы, быв­шие то­му сви­де­те­ля­ми, по­греб­ли му­че­ни­ка на осо­бом клад­би­ще, «где по­гре­ба­лись все хри­сти­ане». Гос­подь вско­ре на­ка­зал жи­те­лей Ве­ли­ких Бул­гар за кровь Сво­е­го угод­ни­ка страш­ным по­жа­ром: «… вско­ре вы­го­рел оный град ве­ли­кий со мно­гим и неис­чис­лен­ным бо­гат­ством!»
При гро­бе очень ско­ро на­ча­лись зна­ме­ния, по­слу­жив­шие по­во­дом к по­чи­та­нию свя­то­го, слух о ко­то­рых рас­про­стра­нил­ся по всей Пра­во­слав­ной Ру­си. В 1230 го­ду к бла­го­вер­но­му вла­ди­мир­ско­му кня­зю Ге­ор­гию Все­во­ло­до­ви­чу яви­лись по­слы от волж­ских бул­гар про­сить ми­ра (по­сле ше­сти­лет­ней вой­ны с Русью).
Князь Ге­ор­гий со­гла­сил­ся на их же­ла­ние и, ед­ва за­клю­чен был мир, по­слал в Бул­га­ры по­соль­ство для пе­ре­не­се­ния мо­щей му­че­ни­ка Хри­сто­ва. 9 мар­та 1230 го­да его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны во Вла­ди­мир, в Кня­ги­нин мо­на­стырь (где и по­ныне хра­нит­ся уцелев­шая ча­сти­ца).
Неза­дол­го до ре­во­лю­ции в с. Бол­га­ры бы­ли пе­ре­да­ны древ­ний об­раз свя­то­го с ча­сти­цей его мо­щей и ста­рая де­ре­вян­ная ра­ка. Эти свя­ты­ни бы­ли уте­ря­ны в пе­ри­од без­бож­но­го ли­хо­ле­тья. Со­хра­ни­лась лишь фа­лан­га пер­ста пра­вой ру­ки, в без­бож­ное вре­мя сбе­ре­гав­ша­я­ся с бла­го­го­ве­ни­ем жи­те­ля­ми го­ро­да по до­мам, ныне же на­хо­дя­ща­я­ся в Свя­то-Ав­ра­ами­ев­ском хра­ме г. Бол­га­ра. Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка мно­ги­ми чу­де­са­ми, про­ис­хо­див­ши­ми по его мо­лит­вам у свя­тых мо­щей. Бы­ло за­ме­че­но, что му­че­ник об­ла­да­ет осо­бой бла­го­дат­ной си­лой пред­ста­тель­ство­вать пе­ред Бо­гом о боль­ных де­тях, со­хра­ни­лись за­пи­си об ис­це­ле­нии боль­ных. Ав­ра­амию Бол­гар­ско­му мо­лят­ся о по­кро­ви­тель­стве и успе­хе в тор­гов­ле, лич­ном пред­при­ни­ма­тель­стве.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-avraamij-bolgarskij-vladimirskij

☦️
Преподобный Геро́нтий Печерский, канонарх.
Пре­по­доб­ный Ге­рон­тий под­ви­зал­ся в ХIV ве­ке. Он был ино­ком Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и ис­пол­нял по­слу­ша­ние ка­но­нар­ха. Всю свою жизнь он про­вел в оби­те­ли, в по­дви­гах воз­дер­жа­ния, по­слу­ша­ния и мо­лит­вы. Пре­по­доб­ный Ге­рон­тий был по­гре­бен в Даль­них пе­ще­рах. Па­мять его празд­ну­ет­ся так­же с Со­бо­ром пре­по­доб­ных Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста.

☦️
Преподобный Евфи́мий Суздальский, архимандрит.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий Суз­даль­ский ро­дил­ся в 1316 го­ду в Ниж­нем Нов­го­ро­де от бла­го­че­сти­вых и доб­ро­де­тель­ных ро­ди­те­лей. С боль­шим при­ле­жа­ни­ем и усер­ди­ем, оста­вив дет­ские иг­ры, учил­ся он чи­тать и ра­зу­меть Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние, бла­го­го­вей­но вни­мал Сло­ву Бо­жию. От­рок ча­сто при­хо­дил в храм Бо­жий и сто­ял там, уеди­ня­ясь в укром­ном ме­сте, чтобы ни­кто не от­вле­кал от мо­лит­вы, при­но­си­мой Бо­гу в чи­сто­те серд­ца.
Шли го­ды. Од­на­жды, услы­шав еван­гель­ские сло­ва: «Аще кто хо­щет по Мне ид­ти, да от­вер­жет­ся се­бе, и возь­мет крест свой и по­сле­ду­ет Ми» (Лк.9:23), – юно­ша ре­шил все­це­ло по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Бо­гу. Неда­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да на­хо­дил­ся Пе­чор­ский мо­на­стырь в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня, неза­дол­го до то­го ос­но­ван­ный свя­ти­те­лем Ди­о­ни­си­ем, по­стри­же­ни­ком Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря, дру­гом пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Суз­даль­ский и мит­ро­по­лит Ки­ев­ский; † 15 ок­тяб­ря 1384 го­да). В эту оби­тель и при­шел бу­ду­щий по­движ­ник, чтобы при­нять мо­на­ше­ское по­стри­же­ние от свя­то­го Ди­о­ни­сия. С ве­ли­ким усер­ди­ем и лю­бо­вью юно­ша ис­пол­нял мо­на­ше­ские тру­ды. Он вы­пол­нял са­мые тяж­кие по­слу­ша­ния, неукос­ни­тель­но по­ви­ну­ясь во­ле на­сто­я­те­ля. Но­сил ли во­ду, ру­бил ли дро­ва, вы­пол­нял ли ра­бо­ты на кухне или в по­ле, ни­ко­гда не за­бы­вал, что слу­жит Гос­по­ду. Неуто­ми­мый в про­дол­жи­тель­ных днев­ных тру­дах, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий по­чти не спал и про­во­дил но­чи в мо­лит­ве. Он непре­стан­но по­стил­ся, ни­ко­гда не ел до­сы­та, пил толь­ко во­ду. И та­кое уми­ле­ние да­ро­вал ему Бог, что и хле­ба не мог он вку­шать без слез. Ви­дя тру­ды и тер­пе­ние пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия, со­бра­тья во­ис­ти­ну по­чи­та­ли его не че­ло­ве­ком, но Ан­ге­лом Бо­жи­им, жи­ву­щим сре­ди лю­дей.
В 1352 го­ду бла­го­че­сти­вый князь Суз­даль­ский Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич по­же­лал по­стро­ить в Суз­да­ле мо­на­стырь и про­сил у свя­то­го Ди­о­ни­сия стро­и­те­ля и на­сто­я­те­ля но­вой оби­те­ли. Вы­бор свя­то­го Ди­о­ни­сия пал на пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия. По до­ро­ге в Суз­даль, не до­хо­дя 5 верст до Го­ро­хов­ца, в кра­си­вом ме­сте на бе­ре­гу озе­ра, рас­по­ло­жен­но­го в дре­му­чем ле­су, по­ло­жил пре­по­доб­ный Ев­фи­мий, по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го преж­не­го на­став­ни­ка, ос­но­ва­ние об­ще­жи­тель­ной пу­сты­ни и хра­ма во имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. Пу­стынь эта вплоть до сво­е­го упразд­не­ния в 1764 го­ду бы­ла при­пис­ной к Спа­со-Ев­фи­ми­е­ву мо­на­сты­рю. В хра­ме этой пу­сты­ни преж­де хра­нил­ся до­рож­ный по­сох пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­ля Иоан­на, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий дал обет не остав­лять ос­но­ван­ной им оби­те­ли. Взяв то­пор, об­те­сал он у се­вер­ных врат ал­та­ря под­ле свя­то­го жерт­вен­ни­ка три кам­ня, чтобы устро­ить се­бе гроб. В гроб этот и бы­ло впо­след­ствии (через 52 го­да) по­ло­же­но по пре­став­ле­нии его свя­тое те­ло. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий был воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та свя­ти­те­лем Иоан­ном.
Од­на­жды князь Суз­даль­ский Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич в пре­столь­ный празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, ко­гда свя­ти­тель Иоанн со­вер­шал Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, ви­дел в ал­та­ре Ан­ге­ла Гос­под­ня, со­слу­жив­ше­го Иоан­ну и Ев­фи­мию. Мо­на­стырь быст­ро раз­рас­тал­ся. Ско­ро в нем со­бра­лось бо­лее 300 ино­ков. По бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля Иоан­на пре­по­доб­ный Ев­фи­мий по­стро­ил в оби­те­ли храм во имя пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка, и за­тем к нему бы­ла при­стро­е­на ка­мен­ная тра­пез­ная, ку­да в зим­нее вре­мя ино­ки мог­ли со­би­рать­ся для мо­лит­вы и вку­ше­ния пи­щи. В па­мять о спа­се­нии во вре­мя бу­ри на Вол­ге кня­зя Суз­даль­ско­го Ан­дрея Кон­стан­ти­но­ви­ча пре­по­доб­ным Ев­фи­ми­ем в 1364 го­ду был ос­но­ван в Суз­да­ле, на ле­вом бе­ре­гу ре­ки Ка­мен­ки, По­кров­ский жен­ский мо­на­стырь.
Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий от­ли­чал­ся стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью. Как и пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский, он но­сил про­стую ино­че­скую одеж­ду. Стро­гим и нели­це­при­ят­ным был он и к се­бе, и к дру­гим. В па­мять о тру­дах пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия оста­лись вы­ко­пан­ный его ру­ка­ми ко­ло­дец, а так­же пчель­ник. Ни­щие и убо­гие на­хо­ди­ли в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия про­пи­та­ние, боль­ные – мир­ное при­ста­ни­ще и по­кой; за долж­ни­ков он ча­сто вы­пла­чи­вал дол­ги; неспра­вед­ли­во при­тес­няв­ши­е­ся су­дом или знат­ны­ми людь­ми мог­ли по­ла­гать­ся на его бес­ко­рыст­ное по­кро­ви­тель­ство и за­щи­ту.
Ше­ствуя скорб­ным и уз­ким спа­си­тель­ным пу­тем, до­стиг бла­жен­ный Ев­фи­мий пре­клон­ной ста­ро­сти. Ко­гда он по­чув­ство­вал за­вер­ше­ние зем­ной жиз­ни, то со­звал мо­на­стыр­скую бра­тию и мно­гое по­ве­дал ей в уте­ше­ние. Он всем дал бла­го­сло­ве­ние, всех про­стил и у всех сам ис­про­сил про­ще­ния. 1 ап­ре­ля 1404 го­да, при­ча­стив­шись Свя­тых Тайн, пре­по­доб­ный Ев­фи­мий мир­но пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду в 88-лет­нем воз­расте. По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ев­фи­мий про­сла­вил­ся у Гос­по­да мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми. Ке­ларь оби­те­ли Ки­при­ан на­ру­шил мо­на­стыр­ский обы­чай, за­пре­щав­ший бра­тии вку­шать вне об­щей тра­пезы. Пре­по­доб­ный Ев­фи­мий явил­ся ему во сне с жез­лом и го­ря­щей све­чой в ру­ках. В ужа­се по­ка­ял­ся ке­ларь, но ско­ро за­был свое обе­ща­ние. По­сле вто­рич­но­го по­се­ще­ния свя­той Ев­фи­мий на­ка­зал его рас­слаб­ле­ни­ем всех чле­нов. Толь­ко у гроб­ни­цы пре­по­доб­но­го по­лу­чил Ки­при­ан ис­це­ле­ние, ис­по­ве­дав пе­ред все­ми свой грех. 4 июля 1507 го­да, ко­гда ко­па­ли ров для фун­да­мен­та но­во­го со­бор­но­го хра­ма оби­те­ли, бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми мо­щи свя­то­го Ев­фи­мия. По освя­ще­нии со­бор­но­го хра­ма в 1511 го­ду вос­ста­нов­лен­ный по­сле по­жа­ра преж­ний мо­на­стыр­ский храм, то­же Пре­об­ра­жен­ский, по­стро­ен­ный са­мим ос­но­ва­те­лем оби­те­ли, был вновь освя­щен во имя пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия. Все­рос­сий­ское про­слав­ле­ние свя­то­го Ев­фи­мия со­вер­ши­лось на Мос­ков­ском Со­бо­ре 1549 го­да. 22 фев­ра­ля 1657 го­да гроб­ни­ца с его мо­ща­ми бы­ла пе­ре­не­се­на в со­бор­ный храм оби­те­ли. Жи­тие пре­по­доб­но­го на­пи­са­но ино­ком Гри­го­ри­ем.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/298

☦️
Преподобный Варсоно́фий Оптинский.
Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий был од­ним из ве­ли­ких оп­тин­ских стар­цев. По от­зы­ву пре­по­доб­но­го Нек­та­рия, «из бле­стя­ще­го во­ен­но­го в од­ну ночь, по со­из­во­ле­нию Бо­жию, он стал ве­ли­ким стар­цем». Отец Вар­со­но­фий но­сил в ми­ру имя Пав­ла, и это чу­до, с ним быв­шее, на­по­ми­на­ет чу­дес­ное при­зва­ние его небес­но­го по­кро­ви­те­ля апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый во­лею Бо­жи­ей за ночь пре­вра­тил­ся из го­ни­те­ля хри­сти­ан Савла в апо­сто­ла Пав­ла.
Ста­рец Вар­со­но­фий об­ла­дал всей пол­но­той да­ров, при­су­щих Оп­тин­ским стар­цам: про­зор­ли­во­стью, чу­до­тво­ре­ни­ем, спо­соб­но­стью из­го­нять нечи­стых ду­хов, ис­це­лять бо­лез­ни. Он спо­до­бил­ся ис­тин­ных про­ро­честв о рае. Его ви­де­ли на мо­лит­ве оза­рён­ным незем­ным све­том. По смер­ти сво­ей он несколь­ко раз яв­лял­ся оп­тин­ским ино­кам.
Яр­кую ха­рак­те­ри­сти­ку дал ему игу­мен Ин­но­кен­тий (Пав­лов), ду­хов­ное ча­до стар­ца: «Это был ги­гант ду­ха. Без его со­ве­та и бла­го­сло­ве­ния и сам на­сто­я­тель мо­на­сты­ря отец Ксе­но­фонт ни­че­го не де­лал, а о его ду­хов­ных ка­че­ствах и ве­ли­ком оба­я­нии, ко­то­рое он имел на всех сво­их ду­хов­ных чад, мож­но су­дить по крат­ко­му вы­ра­же­нию из над­гроб­но­го сло­ва: «ги­ган­та ма­лы­ми де­рев­ца­ми не за­ме­нишь».
Путь в Оп­ти­ну стар­ца Вар­со­но­фия ока­зал­ся длин­нее всех осталь­ных Оп­тин­ских стар­цев: он при­шёл сю­да по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Ам­вро­сия на со­рок седь­мом го­ду жиз­ни, ко­гда уже силь­ная се­ди­на про­би­лась в его во­ло­сах. Ка­ким же был этот путь?
По­чти со­всем не со­хра­ни­лось до­ку­мен­тов и сви­де­тельств о жиз­ни стар­ца до по­ступ­ле­ния его в чис­ло бра­тии Оп­ти­ной Пу­сты­ни, а это со­рок шесть лет, – мно­гое здесь оста­ёт­ся неиз­вест­ным. Но отец Вар­со­но­фий сам неред­ко рас­ска­зы­вал о се­бе в бе­се­дах с ду­хов­ны­ми ча­да­ми – их за­пи­си и до­нес­ли до нас све­де­ния о его жиз­ни до Оп­ти­ной.
Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий, в ми­ру Па­вел Ива­но­вич Пли­хан­ков, ро­дил­ся в 1845 го­ду в Са­ма­ре в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, ко­то­ро­го он все­гда счи­тал сво­им по­кро­ви­те­лем. Мать его На­та­лия скон­ча­лась при ро­дах, а сам ре­бё­нок остал­ся жив бла­го­да­ря Та­ин­ству Кре­ще­ния, ко­то­рое немед­лен­но со­вер­шил над ним свя­щен­ник. Отец его про­ис­хо­дил из ка­за­ков, за­ни­мал­ся тор­гов­лей.
Дед и пра­дед маль­чи­ка бы­ли весь­ма бо­га­ты. По­чти все до­ма по Ка­зан­ской ули­це при­над­ле­жа­ли се­мье Пли­хан­ко­вых. Все чле­ны се­мьи бы­ли бла­го­че­сти­вы­ми и глу­бо­ко ве­ру­ю­щи­ми людь­ми, мно­го по­мо­га­ли на­хо­див­ше­му­ся на этой же ули­це хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Се­мья счи­та­ла, что их род на­хо­дит­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Ка­зан­ско­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри.
По­сле смер­ти ма­те­ри отец же­нил­ся вто­рич­но, и в ли­це ма­че­хи Гос­подь по­слал мла­ден­цу глу­бо­ко ве­ру­ю­щую, доб­рей­шей ду­ши на­став­ни­цу, ко­то­рая за­ме­ни­ла ему род­ную мать. И вот Пав­лу­ша с ран­не­го воз­рас­та – на­сто­я­щий пра­во­слав­ный че­ло­век. Он хо­дит с ма­мой (так на­зы­вал он ма­че­ху) в цер­ковь, ре­гу­ляр­но при­ча­ща­ет­ся, чи­та­ет до­маш­нее пра­ви­ло. Позд­нее он вспо­ми­нал: «Лю­би­ла ма­ма и до­ма мо­лить­ся. Чи­та­ет, бы­ва­ло, ака­фист, а я рас­пе­ваю то­нень­ким го­лос­ком на всю квар­ти­ру: «Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­це, спа­си нас!» Пя­ти лет Пав­лу­ша на­чал при­слу­жи­вать в ал­та­ре и неред­ко слы­шал, как лю­ди пред­ска­зы­ва­ли: «Быть те­бе свя­щен­ни­ком!»
Зна­ме­на­тель­ный слу­чай про­изо­шёл с ре­бён­ком, ко­гда ему бы­ло око­ло ше­сти лет. Он сам вспо­ми­нал позд­нее: «Был я в са­ду с от­цом. Вдруг по ал­лей­ке идёт стран­ник. И див­но, как он мог по­пасть в сад, ко­гда сад окру­жён боль­ши­ми со­ба­ка­ми, ко­то­рые без лая ни­ко­го не про­пус­ка­ют. Ти­хо по­до­шёл стран­ник к от­цу и, по­ка­зы­вая на ме­ня руч­кой, го­во­рит: «Помни, отец, это ди­тя в своё вре­мя бу­дет тас­кать ду­ши из ада!» И по­сле этих слов он вы­шел. По­том мы его ни­где не мог­ли най­ти. И Бог его зна­ет, кто это был за стран­ник».
Де­вя­ти лет Пав­лу­шу за­чис­ли­ли в гим­на­зию, учил­ся он очень хо­ро­шо, мно­го чи­тал, пре­крас­но знал ми­ро­вую ли­те­ра­ту­ру. Позд­нее, бу­дучи стар­цем, он ча­сто го­во­рил о поль­зе книж­ных зна­ний, в первую оче­редь – жи­тий свя­тых. Об учё­бе в гим­на­зии он вспо­ми­нал: «Ле­том нас пе­ре­се­ля­ли на ка­ни­ку­лы в жи­во­пис­ное ка­зён­ное име­ние… Там бы­ла пре­крас­ная бе­рё­зо­вая ал­лея… Вос­пи­тан­ни­ки обык­но­вен­но вста­ва­ли в шесть ча­сов, а я вста­вал в пять ча­сов, ухо­дил в ту ал­лею и, стоя меж тех бе­рёз, мо­лил­ся. И то­гда я мо­лил­ся так, как ни­ко­гда уже бо­лее не мо­лил­ся: то бы­ла чи­стая мо­лит­ва невин­но­го от­ро­ка. Я ду­маю, что там я се­бе и вы­про­сил, вы­мо­лил у Бо­га мо­на­ше­ство».
За­тем бы­ла учё­ба в Орен­бург­ском во­ен­ном учи­ли­ще, штаб­ные офи­цер­ские кур­сы в Пе­тер­бур­ге. По­сте­пен­но по­вы­ша­ясь в чи­нах, он ско­ро стал на­чаль­ни­ком мо­би­ли­за­ци­он­но­го от­де­ле­ния, а за­тем пол­ков­ни­ком. О по­ступ­ле­нии в мо­на­стырь он то­гда ещё не ду­мал, пред­став­лял се­бе мо­на­ше­скую жизнь так: «страш­ная ску­ка, – там толь­ко редь­ка, пост­ное мас­ло да по­кло­ны» Но он уже был при­зван, – ча­сто неза­мет­но, но ино­гда весь­ма яв­ствен­но Гос­подь вёл его имен­но в мо­на­стырь. От­сю­да и мно­го­чис­лен­ные «стран­но­сти» офи­це­ра Пав­ла Ива­но­ви­ча Пли­хан­ко­ва.
Па­вел Ива­но­вич был мо­ло­дым во­ен­ным, со­слу­жив­цы его про­жи­га­ли жизнь в раз­вле­че­ни­ях, но он при­хо­дил в сво­ём бы­ту к всё боль­ше­му ас­ке­тиз­му. Ком­на­та его на­по­ми­на­ла ке­ллию мо­на­ха про­сто­той убран­ства, по­ряд­ком, а так­же мно­же­ством икон и книг. Шли го­ды. То­ва­ри­щи его один за дру­гим пе­ре­же­ни­лись.
Позд­нее ста­рец вспо­ми­нал об этом вре­ме­ни: «Ко­гда мне бы­ло трид­цать пять лет, ма­туш­ка об­ра­ти­лась ко мне: «Что же ты, Пав­лу­ша, всё сто­ро­нишь­ся жен­щин, ско­ро и ле­та твои вый­дут, ни­кто за те­бя не пой­дёт». За по­слу­ша­ние, я ис­пол­нил же­ла­ние ма­те­ри… В этот день у од­них зна­ко­мых да­вал­ся зва­ный обед. «Ну, – ду­маю, – с кем мне при­дёт­ся ря­дом си­деть, с тем и вступ­лю в про­стран­ный раз­го­вор». И вдруг ря­дом со мной, на обе­де, по­ме­стил­ся свя­щен­ник, от­ли­чав­ший­ся вы­со­кой ду­хов­ной жиз­нью, и за­вёл со мной бе­се­ду о мо­лит­ве Иису­со­вой… Ко­гда же обед кон­чил­ся, у ме­ня со­зре­ло твёр­дое ре­ше­ние не же­нить­ся».
Во­ен­ная служ­ба, бле­стя­щая ка­рье­ра. По служ­бе он был на са­мом бле­стя­щем сче­ту, и не за го­ра­ми был для него ге­не­раль­ский чин. Пря­мая воз­мож­ность к стя­жа­нию всех мир­ских благ. И… от­каз от все­го. Со­слу­жив­цы и зна­ко­мые ни­как не мог­ли по­нять: что же за «изъ­ян» в строй­ном, кра­си­вом пол­ков­ни­ке, весь об­лик ко­то­ро­го так ды­шал ка­ким-то уди­ви­тель­ным внут­рен­ним бла­го­род­ством? Же­нить­ся не же­нит­ся, ба­лов и зва­ных обе­дов, рав­но как и про­чих свет­ских раз­вле­че­ний, из­бе­га­ет. В те­атр, бы­ва­ло, хо­дил, да и тот бро­сил. За спи­ной у Пав­ла Ива­но­ви­ча да­же по­го­ва­ри­ва­ли по­рой: «С ума со­шел, а ка­кой был че­ло­век!..»
Од­на­жды по­ехал Па­вел Ива­но­вич в опер­ный те­атр по при­гла­ше­нию сво­е­го во­ен­но­го на­чаль­ства. Сре­ди раз­вле­ка­тель­но­го пред­став­ле­ния он вдруг по­чув­ство­вал невы­ра­зи­мую тос­ку. Позд­нее он вспо­ми­нал: «В ду­ше как буд­то кто-то го­во­рил: «Ты при­шёл в те­атр и си­дишь здесь, а ес­ли ты сей­час умрёшь, что то­гда? Гос­подь ска­зал: «В чём за­ста­ну, в том и сужу»… С чем и как пред­станет ду­ша твоя Бо­гу, ес­ли ты сей­час умрёшь?»
И он ушёл из те­ат­ра и боль­ше ни­ко­гда не хо­дил ту­да. Про­шли го­ды, и Пав­лу Ива­но­ви­чу за­хо­те­лось узнать, ка­кое чис­ло бы­ло то­гда, чья бы­ла па­мять. Он спра­вил­ся и узнал, что бы­ла па­мять свя­ти­те­лей Гу­рия и Вар­со­но­фия, Ка­зан­ских чу­до­твор­цев. И Па­вел Ива­но­вич по­нял: «Гос­по­ди, да ведь это ме­ня свя­той Вар­со­но­фий вы­вел из те­ат­ра! Ка­кой глу­бо­кий смысл в со­бы­ти­ях на­шей жиз­ни, как она рас­по­ла­га­ет­ся – точ­но по ка­ко­му-то осо­бен­но­му та­ин­ствен­но­му пла­ну».
Бы­ли и ещё зна­ки. За­шёл как-то Па­вел Ива­но­вич в Ка­зан­ский мо­на­стырь на ис­по­ведь и узнал слу­чай­но, что на­сто­я­те­ля мо­на­сты­ря зо­вут игу­мен Вар­со­но­фий. Ко­гда Па­вел Ива­но­вич за­ме­тил, что это имя труд­ное на слух, ему от­ве­ти­ли: «Чем же труд­ное? Для нас при­выч­ное… Ведь в на­шем мо­на­сты­ре по­чи­ва­ют мо­щи свя­ти­те­ля Вар­со­но­фия и ар­хи­епи­ско­па Гу­рия…» С это­го дня Па­вел Ива­но­вич стал ча­сто мо­лить­ся у мо­щей Ка­зан­ско­го чу­до­твор­ца, ис­пра­ши­вая у него по­кро­ви­тель­ства се­бе: «Свя­ти­те­лю от­че Вар­со­но­фие, мо­ли Бо­га о мне!» По­се­щая этот мо­на­стырь, он неволь­но об­ра­тил вни­ма­ние на его бед­ность и стал по­мо­гать: ку­пил лам­пад­ку, ки­от на боль­шую ико­ну, ещё что-то… «И так по­лю­бил всё в этом мо­на­сты­ре! Во­ис­ти­ну: где бу­дет со­кро­ви­ще ва­ше, тут бу­дет и серд­це ва­ше».
Те­перь со­слу­жив­цы уже не зва­ли Пав­ла Ива­но­ви­ча ни на пи­руш­ки, ни в те­атр. За­то у него по­яви­лись ма­лень­кие дру­зья. Ден­щик Пав­ла Ива­но­ви­ча, Алек­сандр, доб­рой ду­ши че­ло­век, по­мо­гал ему най­ти бед­ных де­тей, ко­то­рые жи­ли в бед­ных до­мах и хи­жи­нах, в под­ва­лах. Впо­след­ствии ста­рец рас­ска­зы­вал: «Я очень лю­бил устра­и­вать дет­ские пи­ры. Эти пи­ры до­став­ля­ли оди­на­ко­во и мне, и де­тям ра­дость… А так­же я им рас­ска­зы­вал о чём-ни­будь по­лез­ном для ду­ши, из жи­тий свя­тых или во­об­ще о чём-ни­будь ду­хов­ном. Все слу­ша­ют с удо­воль­стви­ем и вни­ма­ни­ем. Ино­гда же для боль­шей на­зи­да­тель­но­сти я при­гла­шал с со­бой ко­го-ли­бо из мо­на­хов или иеро­мо­на­хов и предо­став­лял ему го­во­рить, что про­из­во­ди­ло ещё боль­шее впе­чат­ле­ние… Пе­ред на­ми по­ля­на, за ней ре­ка, а за ре­кой Ка­зань со сво­им чуд­ным рас­по­ло­же­ни­ем до­мов, са­дов и хра­мов… И хо­ро­шо мне то­гда бы­ва­ло, – сколь­ко ра­до­сти – и чи­стой ра­до­сти – ис­пы­ты­вал я то­гда и сколь­ко бла­гих се­мян бы­ло бро­ше­но то­гда в эти дет­ские вос­при­им­чи­вые ду­ши!»
В Москве Па­вел Ива­но­вич встре­тил­ся со свя­тым и пра­вед­ным от­цом Иоан­ном Крон­штадт­ским. Эта судь­бо­нос­ная встре­ча за­пом­ни­лась ему на всю жизнь, позд­нее он на­пи­шет: «Ко­гда я был ещё офи­це­ром, мне по служ­бе на­до бы­ло съез­дить в Моск­ву. И вот на вок­за­ле я узнаю, что отец Иоанн слу­жит обед­ню в церк­ви од­но­го из кор­пу­сов. Я тот­час по­ехал ту­да. Ко­гда я во­шёл в цер­ковь, обед­ня уже кон­ча­лась. Я про­шёл в ал­тарь. В это вре­мя отец Иоанн пе­ре­но­сил Свя­тые Да­ры с пре­сто­ла на жерт­вен­ник. По­ста­вив Ча­шу, он вдруг под­хо­дит ко мне, це­лу­ет мою ру­ку, и, не ска­зав ни­че­го, от­хо­дит опять к пре­сто­лу. Все при­сут­ству­ю­щие пе­ре­гля­ну­лись и го­во­ри­ли по­сле, что это озна­ча­ет ка­кое-ни­будь со­бы­тие в мо­ей жиз­ни, и ре­ши­ли, что я бу­ду свя­щен­ни­ком… А те­перь ви­дишь, как неис­по­ве­ди­мы судь­бы Бо­жии: я не толь­ко свя­щен­ник, но и мо­нах».
На­ко­нец утвер­дил­ся Па­вел Ива­но­вич в мыс­ли ид­ти в мо­на­стырь, но в ка­кой, ку­да – здесь бы­ла пол­ная неопре­де­лён­ность. В пе­ри­од этих раз­ду­мий по­пал­ся в ру­ки Пав­лу Ива­но­ви­чу один ду­хов­ный жур­нал, а в нем – ста­тья об Оп­ти­ной пу­сты­ни и пре­по­доб­ном стар­це Ам­вро­сии. «Так вот кто ука­жет мне, в ка­кой мо­на­стырь по­сту­пить», – по­ду­мал мо­ло­дой во­ен­ный и взял от­пуск.
Ко­гда он толь­ко под­хо­дил к Оп­тин­ско­му ски­ту, на­хо­див­ша­я­ся в «хи­бар­ке» стар­ца Ам­вро­сия од­на бла­жен­ная неожи­дан­но с ра­до­стью про­из­нес­ла:
– Па­вел Ива­но­вич при­е­ха­ли.
– Вот и сла­ва Бо­гу, – спо­кой­но ото­звал­ся пре­по­доб­ный Ам­вро­сий…
Оба они ду­хом зна­ли, что при­е­хал бу­ду­щий ста­рец.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-varsonofij-optinskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Optinskij/
• Дары Божии
• Духовное наследие
• Письмо оптинского иеромонаха Варсонофия к настоятелю Оптиной пустыни
• О молитве Иисусовой

☦️
Священномученик Се́ргий Заварин, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 10 сен­тяб­ря 1885 го­да в се­ле Воз­не­сен­ское Лю­бим­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на За­ва­ри­на. По окон­ча­нии Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Сер­гей Кон­стан­ти­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в се­ле Ко­по­рье Мо­лог­ско­го уез­да, а за­тем был на­зна­чен на при­ход сво­е­го от­ца в се­ло Воз­не­сен­ское. За без­упреч­ную служ­бу отец Сер­гий был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1927 го­ду свя­щен­ник, слу­жив­ший в хра­ме в се­ле Тро­и­ца-За­кул­жье Лю­бим­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти, про­явил ма­ло­ду­шие и пуб­лич­но от­рек­ся от са­на, и отец Сер­гий был на­зна­чен слу­жить на его ме­сто. Вла­сти сра­зу же ста­ли ока­зы­вать на него дав­ле­ние, чтобы при­ну­дить его уехать: в 1927 го­ду суд при­су­дил его к вы­пла­те штра­фа, об­ви­нив в по­тра­ве ов­са, в 1930 го­ду – к штра­фу за непо­став­ку мо­ло­ка го­су­дар­ству; в 1931 го­ду вла­сти пред­ло­жи­ли от­цу Сер­гию упла­тить культсбор на сум­му 735 руб­лей, но свя­щен­ник от­ка­зал­ся пла­тить за неиме­ни­ем де­нег – в тот же день пред­ста­ви­те­ли вла­стей про­из­ве­ли в его до­ме опись иму­ще­ства. Отец Сер­гий вы­нуж­ден был пой­ти по до­мам при­хо­жан про­сить о по­мо­щи и в ре­зуль­та­те со­брал и упла­тил 400 руб­лей.
По­сле при­ез­да от­ца Сер­гия в се­ло Тро­и­ца-За­кул­жье со­труд­ни­ки ОГПУ ста­ли со­би­рать о нем све­де­ния, в ко­то­рых на­де­я­лись най­ти пред­лог для аре­ста. В 1932 го­ду они пи­са­ли о свя­щен­ни­ке, что он, как лич­ность ан­ти­со­вет­ская, «по сво­е­му при­хо­ду рас­пус­ка­ет слу­хи, что в кол­хо­зы ид­ти не на­до: как толь­ко бу­дут кол­хо­зы, так за­кро­ют церк­ви; при ор­га­ни­за­ции в се­ле кол­хо­за поп слу­жил боль­шую обед­ню и на во­прос, по­че­му у него так мно­го се­го­дня на­ро­да, от­ве­тил: “мо­жет быть, уж слу­жу в по­след­ний раз”».
Один из осве­до­ми­те­лей до­но­сил 3 мар­та 1932 го­да в ОГПУ: «За­ва­рин по во­про­су кол­лек­ти­ви­за­ции и вза­и­мо­от­но­ше­ния со­вет­ской вла­сти и кол­хоз­ни­ков с Цер­ко­вью го­во­рил: “Кол­лек­ти­ви­за­ция Церк­ви не ка­са­ет­ся: кол­лек­ти­ви­за­ция са­ма по се­бе, а Цер­ковь са­ма по се­бе; от­па­де­ние от­дель­ных чле­нов от Церк­ви есть и бу­дет, воз­мож­но, да­же хра­мы бу­дут за­кры­ты, но Цер­ковь, как об­ще­ство ве­ру­ю­щих, не долж­на пре­кра­тить сво­е­го су­ще­ство­ва­ния со­глас­но слов Хри­ста: “Со­зи­жду Цер­ковь Мою, и вра­та адо­вы не одо­ле­ют ее”. Ве­ра есть внут­рен­нее ду­хов­ное на­стро­е­ние че­ло­ве­ка и де­ло со­ве­сти его; мож­но быть ве­ру­ю­щим и в кол­хо­зе и ате­и­стом вне его, а для су­ще­ство­ва­ния Церк­ви, как об­ще­ства ве­ру­ю­щих, до­ста­точ­но два-три че­ло­ве­ка, ибо ска­за­но: “где двое или трое со­бра­лись во имя Мое, тут и Аз сре­ди них”».
Во вто­рой по­ло­вине трид­ца­тых го­дов от­ца Сер­гия все ча­ще ста­ли вы­зы­вать в рай­он­ное управ­ле­ние НКВД в го­род Лю­бим и все на­стой­чи­вее пред­ла­гать снять сан свя­щен­ни­ка и оста­вить слу­же­ние в церк­ви, – в про­тив­ном слу­чае ему при­дет­ся впо­след­ствии горь­ко по­жа­леть о сво­ем несо­гла­сии. Про­то­и­е­рей Сер­гий неиз­мен­но на это от­ве­чал, что он ни­ко­гда не со­гла­сит­ся оста­вить цер­ков­ное слу­же­ние.
В 1937 го­ду пред­се­да­тель Бор­ма­нов­ско­го сель­со­ве­та от­пра­вил в НКВД до­не­се­ние. «До­во­жу до ва­ше­го све­де­ния, – пи­сал он, – что в на­шем Бор­ма­нов­ском сель­со­ве­те ра­бо­та­ет… груп­па цер­ков­ни­ков, воз­глав­ля­е­мая по­пом За­ва­ри­ным… То­ва­рищ на­чаль­ник НКВД, мне че­го-то по­до­зри­тель­но, что поп За­ва­рин ча­сто по­лу­ча­ет из Буя по­сыл­ки под ви­дом све­чей, я счи­таю, нет ли че­го в этих све­чах; а так же вся эта бра­тия за­ни­ма­ет­ся аги­та­ци­ей про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства, а по­это­му я про­шу вас на это де­ло об­ра­тить се­рьез­ное вни­ма­ние и по­смот­реть на по­па За­ва­ри­на и его бли­жай­ше­го дру­га дья­ко­на, ко­то­рый в 1937 го­ду рас­пус­кал свою се­мью по се­ле­ни­ям по́ ми­ру с аги­та­ци­ей, что со­вет­ская власть им хле­ба не да­ет».
28 ок­тяб­ря этот же пред­се­да­тель сель­со­ве­та, но уже в ка­че­стве сви­де­те­ля, дал по­ка­за­ния об от­це Сер­гии. «Вес­ной 1937 го­да, – за­явил он, – в пе­ри­од ве­сен­не­го се­ва, в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник За­ва­рин… в де­ревне Мель­це­во сре­ди кол­хоз­ни­ков го­во­рил: “Пра­во­слав­ные ми­ряне, лен не сей­те – эта куль­ту­ра тре­бу­ет боль­ших за­трат по вре­ме­ни, а поль­зы ни­ка­кой… Зай­ме­те зем­лю, хлеб се­ять негде; при­дет осень, кро­ме льна, есть бу­дет нече­го, а лен от­да­ди­те за гро­ши: вы же по­ку­па­е­те по­след­ние сор­та сит­ца – метр за боль­шие руб­ли”».
Отец Сер­гий был аре­сто­ван 30 ок­тяб­ря 1937 го­да во вре­мя бо­го­слу­же­ния. Вой­дя в храм и по­дой­дя к свя­щен­ни­ку, со­труд­ни­ки НКВД еще раз пред­ло­жи­ли ему от­речь­ся от ве­ры и снять сан свя­щен­ни­ка, но он на это от­ве­тил: «Я с ве­рой ро­дил­ся и с ве­рой умру». И отец Сер­гий по­кло­нил­ся при­хо­жа­нам, бла­го­сло­вил их и был вы­ве­ден со­труд­ни­ка­ми НКВД из хра­ма. Аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка при­ве­ли в дом, где он жил и где в это вре­мя шел обыск, а за­тем вме­сте с дву­мя его так­же аре­сто­ван­ны­ми сы­но­вья­ми от­пра­ви­ли в яро­слав­скую тюрь­му. Же­ну свя­щен­ни­ка с дву­мя млад­ши­ми детьми вы­гна­ли из до­ма, не раз­ре­шив им ни­че­го взять из ве­щей, и их на неко­то­рое вре­мя при­ютил даль­ний род­ствен­ник, жив­ший в со­сед­ней де­ревне.
– След­ствию из­вест­но, что вес­ной 1937 го­да в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник вы, бу­дучи с По­по­вым в де­ревне Мель­це­во, ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию про­тив по­се­ва льна, вы­ска­зы­вая од­новре­мен­но все­воз­мож­ные кле­вет­ни­че­ские из­мыш­ле­ния по адре­су кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства и со­вет­ской вла­сти. Вы это под­твер­жда­е­те? – спро­сил от­ца Сер­гия сле­до­ва­тель.
– Дей­стви­тель­но, в де­ревне Мель­це­во я, За­ва­рин, и диа­кон По­пов бы­ли, но не вес­ной, а ле­том, при­мер­но в июле 1937 го­да, но ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не ве­ли, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Сви­де­тель­ские по­ка­за­ния вас ули­ча­ют, что вы вме­сте с дья­ко­ном По­по­вым, бу­дучи в сен­тяб­ре се­го го­да в де­ревне Те­ня­е­во, сре­ди на­се­ле­ния вы­ска­зы­ва­ли все­воз­мож­ные паск­ви­ли по адре­су кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Бы­ли мы или нет в де­ревне Те­ня­е­во, это­го я не при­по­ми­наю, по­это­му и свои вы­ска­зы­ва­ния про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства я так­же не при­по­ми­наю, но мне ду­ма­ет­ся, что про­тив кол­хо­зов я ни­че­го не го­во­рил; то же са­мое мо­гу ска­зать и про диа­ко­на По­по­ва.
След­ствие бы­ло за­кон­че­но за один день, и 5 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Про­то­и­е­рей Сер­гий За­ва­рин скон­чал­ся в за­клю­че­нии 14 ап­ре­ля 1938 (~через 5 месяцев) го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.


Жития
Писание